Все для предпринимателя. Информационный портал

Узаконить и согласовать перепланировку квартиры. Перепланировка в уведомительном порядке

Перепланировка – это ответственный шаг каждого собственника, особенно, если действия касаются монтажа техники в стену или внесение изменений в несущую конструкцию.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Все рабочие процессы должны согласовываться должным образом и отражаться в технической документации.

Общие сведения

Довольно часто так происходит, что текущих собственников не устраивает планировка в квартире. Особенно это касается хрущевок и сталинок, ведь строители не задумывались тогда об удобстве и моде.

Теперь собственники самостоятельно пытаются перепланировать помещение под свои требования. Но некоторые изменения должны быть узаконены в должном порядке.

В некоторых случаях граждане даже путают понятия. Существует как чистое понятие перепланировки, которое подразумевает изменение конструкции, так и переустройство, которое подразумевает частичное изменение.

Начинать стоит с того, что собственники вправе делать ремонт самостоятельно, не придерживаясь определенных правил.

Но если дело касается коммуникаций или снесение несущей стены, то тут уже затрагиваются интересы не только данного собственника, но и остальных лиц.

То есть собственник может делать косметический ремонт, менять инженерное оборудование аналогичное по показаниям.

На все вышеперечисленные действия как такового разрешения не требуется. Иные изменения подлежат обязательной регистрации, вплоть до внесения сведений в техпаспорт недвижимости.

Право на перепланировку имеют только собственники недвижимости. Если человек является нанимателем, то он должен обратиться к наймодателю.

Во многих случаях требуется письменное разрешение всех собственников квартиры. Собственник вправе уменьшать или увеличивать квадратуру жилого помещения за счет нежилого фонда. А наниматель даже с разрешение наймодателя этого сделать не может.

Здесь можно просмотреть основные нюансы при оформлении процедуры, стоимость действия, а также алгоритм действий.

В КОАП можно увидеть штрафные санкции за несанкционированную перепланировку.

Порядок оформления

Существует определенный порядок оформления процедуры перепланировки.

Для начала необходимо:

  • собрать полный пакет документов;
  • обратиться за консультацией к специалисту БТИ, она бесплатна;
  • заказать проектную документацию в БТИ или специализированной компании;
  • получить проект, оплатить процедуру;
  • в соответствии с проектом выполнить работы;
  • получить новый техпаспорт в БТИ, оплатив услугу;
  • при изменении размеров недвижимости обратиться в Жилкомиссию за получением нового свидетельства.

Куда обращаться?

  • паспорт заявителя – собственника недвижимости;
  • правоустанавливающие документы на недвижимость;
  • старый техпаспорт;
  • проектную документацию;
  • заявление установленного образца с подписью заявителя;
  • квитанцию об уплате действий по рассмотрению.

Заявление на перепланировку

Заявление на перепланировку имеет определенный вид. В нем указываются следующие реквизиты:

  • фамилия, имя и отчество собственника;
  • аналогичные данные представителя, если таковой имеется;
  • форма собственности;
  • описание обязательства проведения ремонтных работ в соответствии с проектной документацией;
  • подпись всех собственников, если перепланировка планируется в муниципальной собственности.

Квартиры

В заявлении на перепланировку квартиры присутствуют следующие реквизиты:

  • дата приема документации;
  • регистрация заявления – номер;
  • номер выдачи расписки должностного гражданина в получении документации;
  • отметка о принятии с указанием времени;
  • должность принимающего лица.

Жилого помещения

Аналогичные реквизиты присутствуют при перепланировки жилого помещения.

Дополнительно специалисты советуют обращаться к типовым проектам, минимизировав этим денежные затраты и временные.

Как правило, типовые проекты даже не рассматривают. Сразу же выдается согласование, и человек может уже выполнять рабочие процессы.

Нежилого

Нежилое помещение также сопровождается подачей заявления. Дополнительно там прописывается согласование МЧС и СЭС. Прикладывается типовой или иной проект.

Заявление при нежилом помещении лучше подавать через многофункциональный центр, так как там могут помочь корректно заполнить документ в соответствии со всеми нормами.

Как заполнить?

Заполнять документ должен собственник собственноручно. Возможно привлечение представителя, но тогда у него должна быть доверенность, заверенная собственником недвижимости.

Заполнять нужно начинать с «шапки», где указываются персональные данные собственника, его правоустанавливающие документы и сведения о недвижимом имуществе. Затем прописывается сама просьба, приложенные документы.

По окончанию документ подписывается и ставится печать принимающим сотрудником.

Образец

Для минимизации рисков некорректного оформления документов лучше воспользоваться следующим образцом. Он поможет минимизировать затраты времени и денежных средств.

Куда подавать?

Заявление на перепланировку в 2019 году подается в БТИ вместе с приложением подтверждающей документации.

Дополнительно, если после перепланировки увеличилась квадратура помещения или несколько изменилась площадь каждой комнаты, то стоит подать заявление еще и в Жилкомиссию.

После осмотра последняя инстанция выдаст новое свидетельство о праве собственности .

Сроки рассмотрения

При проекта на начальном этапе придется подождать месяц. Во многих регионах этот срок несколько скорректирован – 10 рабочих дней.

Для окончательной регистрации перепланировки придется выделить 3 месяца. Но этот срок также корректируется региональными показателями и может достигать двух недель при отсутствии нарушений.

Причины отказа

Причин для отказа в регистрации перепланировки может быть несколько:

  • несоответствие санитарным нормам и противопожарным;
  • некорректное заполнение заявления или некорректная предоставленная документация;
  • отсутствие корректного проекта или несоответствие работы ему.

Обращение в суд

Если человек не согласен с такими причинами, то он может подать исковое заявление в суд. Для этого придется еще выделить несколько тысяч рублей для уплаты государственной пошлины и услуг адвоката.

Необходимо собрать полный пакет документов для подачи искового требования.

Процесс будет сложный, но выиграть его реально, если перепланировка выполнялась в соответствии с нормами. Необходимо доказать свою правоту, предоставив подтверждающие документы.

Дополнительно стоит приложить к исковому заявлению письменный отказ представителей БТИ.

Собственник может написать заявление на имя начальника представленного органа для предоставления письменного разъяснения о причинах отказа. Это также будет являться доказательством правоты и отказа уполномоченного органа.

Электронные услуги

Полное название услуги

Согласование переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах и жилых домах

Оформление услуги на сайте

  • Кто может обратиться за услугой

    Физические лица
    Индивидуальные предприниматели.
    Юридические лица

  • Стоимость услуги

    Бесплатно

  • Перечень необходимых документов

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      • Обязательный
      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата

      Копии правоустанавливающих документов на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме и жилом доме (при предъявлении подлинника), либо копии, заверенные нотариально (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата

      Технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения (квартиры) (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      • Для нежилого помещения - поэтажный план с экспликацией, выписка из технического паспорта на здание (строение) (форма 1а), справка органа технического учета о состоянии здания(помещения) (форма 5).
      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      • Документ составляется в свободной форме.
      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      • Подготовленный и оформленный в соответствии с установленными Правительством Москвы требованиями проект переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме, разработанный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Для объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» разрабатывается проект приспособления для современного использования. В случае согласования производства работ по типовому проекту переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме вместо представления Проекта заявитель в Заявлении о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме указывает ссылку на такой типовой проект. Типовые проекты переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах размещаются в свободном доступе на официальном сайте Мосжилинспекции.

      Копия договора на участие в долевом строительстве (в договоре должно быть согласие застройщика на перепланировку помещения) (при предъявлении подлинника) либо копия, заверенная нотариально (копия, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата

      Копия договора об уступке прав (если была уступка прав по договору) (при предъявлении подлинника) либо копия, заверенная нотариально (копия, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      • Предоставляется, если объект построен по договору участия в долевом строительстве. Документ составляется в свободной форме.

      Копия акта приема-передачи недвижимости (при предъявлении подлинника) либо копия, заверенная нотариально (копия, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      • Предоставляется, если объект построен по договору участия в долевом строительстве. Документ составляется в свободной форме.

      Справка от застройщика о том, что участником долевого строительства полностью выполнены обязательства по договору (если актом приема-передачи недвижимости выполнение данных обязательств не предусмотрено) (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      • Предоставляется если объект построен по договору участия в долевом строительстве. Документ составляется в свободной форме.

      Копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (копия, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      • Предоставляется, если объект построен по договору участия в долевом строительстве. Документ составляется в свободной форме.

      Копия распорядительного документа Правительства Москвы о строительстве объекта (копия, 1 шт.)

      • Обязатель??ый
      • Предоставляется без возврата
      • Предоставляется, если объект построен за счет городского бюджета города Москвы.

      Копия акта приемки законченного производством строительно-монтажных работ объекта, подписанного всеми членами комиссии, утвержденного заказчиком, назначившим комиссию (копия, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      • Предоставляется, если объект построен за счет городского бюджета города Москвы. Документ составляется в свободной форме.

      Справка о присвоении адреса (копия, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      • Документы о соответствии строительных адресов почтовому адресу объекта. Предоставляются, если объект построен за счет средств городского бюджета города Москвы.
      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      • Предоставляются, если объект построен за счет городского бюджета города Москвы.
        С перечнем документов, которые заявитель вправе представить по собственному желанию, можно ознакомиться в административном регламенте разделе «Нормативные акты»
    • Сроки предоставления услуги

      • согласование перепланировки помещения - 20 рабочих дней ;
      • согласование перепланировки в случае, если помещение находится в доме, являющемся объектом культурного наследия, или работы затрагивают архитектурный облик дома - 30 рабочих дней ;
      • согласование перепланировки в случае, если помещение находится на последнем этаже дома, в том числе мансардном этаже (мансарде), а также чердачном пространстве (чердаке) такого дома - 30 рабочих дней ;
    • Результат оказания услуги

        Выдается:
      • Уведомление о результате предоставления государственной услуги с указание реквизитов принятого решения (рабочий документ, 1 шт.)
      • Решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме (оригинал, 1 шт.)
        Решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме подписывает уполномоченное должностное лицо Мосжилинспекции.
    • Формы получения

      • Лично
      • Через законного представителя
      • На WEB сайте
      • Через МФЦ
    • Условия получения услуги в ОИВ

      • Кто может обратиться за услугой:

        Физические лица

        Физические лица являющиеся собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или жилых домах. Физические лица, владеющие и пользующиеся жилыми помещениями на основании договора социального найма.

        Юридические лица

        Индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или жилых домах. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, владеющие и пользующиеся жилыми и нежилыми помещениями на основании договора аренды.

      • Стоимость услуги и порядок оплаты:

        Бесплатно

      • Перечень необходимых сведений:

        Заявление о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме (оригинал, 1 шт.)

        • Обязательный
        • Предоставляется без возврата

        При обращении через Портал сайт запрос заполняется посредством внесения соответствующих сведений в интерактивную форму.

        Документ, удостоверяющий личность заявителя (оригинал, 1 шт.)

        • Обязательный
        • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

        Документ удостоверяющий личность представителя заявителя (оригинал, 1 шт.)

        • Обязательный
        • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

        Документ подтверждающий полномочия представителя заявителя (оригинал, 1 шт.)

        • Обязательный
        • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
        Документ составляется в свободной форме.

        Правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме и жилом доме (и их копии) либо копии, заверенные нотариально (копия, 1 шт.)

        • Обязательный
        • Предоставляется без возврата
        Представляются если право на помещение не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев производства работ в домах-новостройках, в случае отсутствия зарегистрированных прав на помещение.

        Учетно-техническая документация на помещение (рабочий документ, 1 шт.)

        • Обязательный

        Состав и содержание учетно-технической документации определяются в соответствии с Требованиями к учетно-технической документации на помещения в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 № 508-ПП

        Согласие собственников помещения (уполномоченного им лица) или согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя помещения (оригинал, 1 шт.)

        • Обязательный
        • Предоставляется на все время оказания услуги с возможностью возврата по требованию Заявителя
        Документ составляется в свободной форме.

        Проект переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме (оригинал, 1 шт.)

        • Обязательный
        • Предоставляется без возврата
        Подготовленный и оформленный в соответствии с установленными Правительством Москвы требованиями проект переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме, разработанный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Для объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» разрабатывается проект приспособления для современного использования. В случае согласования производства работ по типовому проекту переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме вместо представления Проекта заявитель в Заявлении о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме указывает ссылку на такой типовой проект. Типовые проекты переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах размещаются в свободном доступе на официальном сайте Мосжилинспекции.

        Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о передаче в пользование части общего имущества, используемого при переустройстве и (или) перепланировке (копия, 1 шт.)

        • Обязательный
        • Предоставляется без возврата

        Представляется при производстве работ, проведение которых связано с передачей в пользование части общего имущества. Документ составляется в свободной форме.

        Реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН юридических лиц, номеров принадлежащих им помещений и реквизитов документов, подтверждающих права собственности на помещения, количества голосов, которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме (копия, 1 шт.)

        • Обязательный
        • Предоставляется без возврата
        Представляется одновременно с протоколом решения общего собрания собственников помещений. Документ составляется в свободной форме, установлены требования к содержанию документ: указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН юридических лиц, номеров принадлежащих им помещений и реквизитов документов, подтверждающих права собственности на помещения, количества голосов, которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме (оригинал и копия).

        Сообщение о проведении общего собрания, оформленное в соответствии с пунктом 5 статьи 45, пунктом 4 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании которого проводится общее собрание (копия, 1 шт.)

        • Обязательный
        • Предоставляется без возврата
        Представляется одновременно с протоколом решения общего собрания собственников помещений.

        Реестр вручения собственникам помещений в многоквартирном доме сообщений о проведении общего собрания, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме (представителях собственников), которым направлены сообщения, и способе направления сообщений, дате их получения собственниками помещений в многоквартирном доме (представителями собственников) (копия, 1 шт.)

        • Обязательный
        • Предоставляется без возврата
        Представляется одновременно с протоколом общего собрания собственников помещений за исключением случая, при котором решением общего собрания предусмотрено, что сообщение о проведении общего собрания размещается в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.

        Список собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на общем собрании (копия, 1 шт.)

        • Обязательный
        • Предоставляется без возврата

        Доверенности (или их копии) или иные документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на общем собрании (копия, 1 шт.)

        • Обязательный
        • Предоставляется без возврата
        Представляются одновременно с протоколом общего собрания собственников помещений.

        Решения собственников помещений в многоквартирном доме в случае проведения общего собрания в форме очно-заочного или заочного голосования (копия, 1 шт.)

        • Обязательный
        • Предоставляется без возврата
        Представляется одновременно с протоколом общего собрания собственников помещений.

        Договор на участие в долевом строительстве (копия, 1 шт.)

        • Обязательный
        • Предоставляется без возврата
        Представляется при производстве работ в домах-новостройках, в случае отсутствия зарегистрированных прав на помещение (если объект построен по договору участия в долевом строительстве) (оригинал и копия, либо копия, заверенная нотариально). В договоре должно содержаться согласие застройщика на перепланировку помещения.

        Договор об уступке прав по договору на участие в долевом строительстве (если была уступка прав по договору) (копия, 1 шт.)

        • Обязательный
        • Предоставляется без возврата

        Акт приема-передачи недвижимости (копия, 1 шт.)

        • Обязательный
        • Предоставляется без возврата
        Представляется при производстве работ в домах-новостройках, в случае отсутствия зарегистрированных прав на помещение (если объект построен по договору участия в долевом строительстве) (оригинал и копия, либо копия, заверенная нотариально).

        Справка от застройщика о том, что участником долевого строительства полностью выполнены обязательства по договору (оригинал, 1 шт.)

        • Обязательный
        • Предоставляется на все время оказания услуги с возможностью возврата по требованию Заявителя
        Представляется при производстве работ в домах-новостройках, в случае отсутствия зарегистрированных прав на помещение (если объект построен по договору участия в долевом строительстве и акт приема-передачи недвижимости не содержит информации о выполнении данных обязательств).

        Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (копия, 1 шт.)

        • Обязательный
        • Предоставляется без возврата
        Представляется при производстве работ в домах-новостройках, в случае отсутствия зарегистрированных прав на помещение, вместо правоустанавливающих документов (за исключением случаев получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 17 апреля 2012 г. N 145-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы "Выдача разрешения на строительство" и "Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию").

        Документы, подтверждающие предоставление помещения заявителю (копия, 1 шт.)

        • Обязательный
        • Предоставляется на все время оказания услуги с возможностью возврата по требованию Заявителя
        Предоставляются, если объект построен за счет городского бюджета города Москвы.

        С перечнем документов, которые заявитель вправе представить по собственному желанию, можно ознакомиться в административном регламенте в разделе "Нормативные акты" (копия, 1 шт.)

        • Может быть получен в ходе оказания услуги
        • Предоставляется без возврата
      • Сроки предоставления услуги

        30 рабочих дней

        Срок приостановки: 60 рабочих дней

        Основаниями для приостановления предоставления государственной услуги являются:

        1. Направление заявителю уведомления о предоставлении документа и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги, в случае получения ответа Мосжилинспекцией на межведомственный запрос об отсутствии такого документа и (или) информации у органов исполнительной власти города Москвы и организаций, указанных в пункте 2.3.3 Административного регламента предоставления государственной услуги.

        2. Направление запросов собственникам помещений в многоквартирном доме, в котором расположено переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение, а также в организацию, управляющую домом, совет дома (при наличии) при производстве работ, проведение которых связано с передачей в пользование части общего имущества.

        3. Дополнительным основанием для приостановления предоставления государственной услуги при предоставлении государственной услуги в электронной форме с использованием Портала является необходимость личной явки заявителя - физического лица - в МФЦ, заявителя - юридического лица, индивидуального предпринимателя - в Мосжилинспекцию для представления документов в соответствии с пунктом 2.5.2 Административного регламента предоставления государственной услуги.

        Перечень оснований для приостановления предоставления государственной услуги, предусмотренный пунктом 2.9.1 Административного регламента предоставления государственной услуги, является исчерпывающим.

        Срок приостановления предоставления государственной услуги не может превышать:

        1. По основанию, указанному в пункте 2.9.1.1 Административного регламента предоставления государственной услуги, 15 рабочих дней со дня направления заявителю уведомления о предоставлении документа и (или) информации.

        2. По основанию, указанному в пункте 2.9.1.3 Административного регламента предоставления государственной услуги, 60 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении предоставления государственной услуги.

        3. По основанию, указанному в пункте 2.9.1.4 Административного регламента предоставления государственной услуги, 5 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении предоставления государственной услуги.

      • Результат оказания услуги

        Выдается:

        • Уведомление о результате предоставления государственной услуги с указание реквизитов принятого решения (рабочий документ, 1 шт.)

          Направляется заявителю в "личный кабинет" в случае обращения заявителя за получением услуги в электронном виде с использованием Портала сайт.

        • Решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме (оригинал, 1 шт.)

          Решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме подписывает уполномоченное должностное лицо Мосжилинспекции.

      • Формы получения

        Через законного представителя

        На WEB сайте

        через МФЦ

      • Запись в ЦГУ

        Если Вы хотите подать заявление на предоставление государственной услуги лично в центре «Мои документы», Вы можете воспользоваться формой предварительной записи .

        Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

        1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) Мосжилинспекции, ГБУ МФЦ города Москвы и их должностных лиц, государственных гражданских служащих Мосжилинспекции, работников МФЦ.

        2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве", Административным регламентом предоставления услуги.

        3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

        3.1. Нарушения срока регистрации заявления (запроса) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении заявления (запроса) и иных документов (информации) от заявителя.

        3.2. Требования от заявителя:

        3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

        3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

        3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

        3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

        3.4. Отказа заявителю:

        3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

        3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

        3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

        3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

        4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих Мосжилинспекции рассматриваются начальником (уполномоченным заместителем начальника) Мосжилинспекции.

        Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) начальника Мосжилинспекции, в том числе на решения, принятые им или его заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются вышестоящим органом исполнительной власти города Москвы в соответствии с пунктами 5.6, 6 приложения 6 к постановлению Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве".

        Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) работников МФЦ, совершенные при предоставлении государственной услуги по принципу "одного окна" в соответствии с соглашением о взаимодействии, заключенным с Мосжилинспекцией, рассматриваются директором (уполномоченным заместителем директора) Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы".

        Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) директора (уполномоченного заместителя директора) Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы", принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются Аппаратом Мэра и Правительства Москвы.

        5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы и подведомственные им организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб в соответствии с Административным регламентом предоставления услуги (далее - органы и организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

        5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

        5.2. Через МФЦ.

        5.3. Почтовым отправлением.

        5.4. С использованием официального сайта Мосжилинспекции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

        6. Жалоба должна содержать:

        6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа (организации) либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

        6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы, многофункционального центра предоставления государственных услуг либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего, работника, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.

        6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

        6.4. Дату подачи и регистрационный номер заявления (запроса) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме заявления (запроса) и его регистрации).

        6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

        6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

        6.7. Требования заявителя.

        6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

        6.9. Дату составления жалобы.

        7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

        Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

        Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

        Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

        8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

        9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет пять рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

        9.1. Отказа в приеме документов.

        9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

        9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

        10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение о ее удовлетворении (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении.

        11. Решение должно содержать:

        11.1. Наименование органа или организации, рассмотревших жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

        11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

        11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица.

        11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

        11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

        11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

        11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

        11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

        11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

        11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).

        11.11. Порядок обжалования решения.

        11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.

        12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

        13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

        13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

        13.2. Обеспечение приема и регистрации заявления (запроса), оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

        13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

        13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

        13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

        14. Орган или организация, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в ее удовлетворении в случаях:

        14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

        14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

        14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

        14.4. Наличия:

        14.4.1. Вступившего в законную силу судебного акта по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

        14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

        15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

        15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

        15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

        15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

        15.4. Если в орган или организацию, уполномоченные на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

        16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

        17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

        18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, предусмотренных пунктом 5.4 Административного регламента предоставления услуги, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

        19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

        20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

        20.1. Размещения соответствующей информации на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы и стендах в местах предоставления государственной услуги.

        20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

        21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

        При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в течение двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).

        Ознакомительная информация:

        Жилищный кодекс Российской Федерации № 188-ФЗ. Кодекс от 2004-12-29 , НПА, непосредственно регулирующий предоставление ГУ

        Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения " № 266. Постановление от 2005-04-28 , НПА, непосредственно регулирующий предоставление ГУ

        Постановление Правительства Москвы "Об утверждении Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы" № 336-ПП. Постановление от 2011-07-26 , НПА, непосредственно регулирующий предоставление ГУ

        Основания для отказа в приеме документов

        Основаниями для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:

        1. Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:

        1.1. Представление заявления (запроса) и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не соответствующих требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, Административным регламентом предоставления услуги (данное основание не применяется в случае, если заявление (запрос) и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы заявителем при личном обращении в МФЦ).

        1.2. Представление документов, утративших силу (данное основание применяется в случаях исчисления срока действия документа, если срок действия документа указан в самом документе либо определен законодательством, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, правовыми актами города Москвы).

        1.3. Представление неполного комплекта документов, указанных в Административном регламенте предоставления услуги в качестве документов, подлежащих обязательному представлению заявителем.

        1.4. Представление документов, содержащих недостоверные и (или) противоречивые сведения (данное основание не применяется в случае, если заявление (запрос) и иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы заявителем при личном обращении в МФЦ).

        1.5. Подача заявления (запроса) от имени заявителя не уполномоченным на то лицом.

        1.6. Обращение заявителя за государственной услугой в орган исполнительной власти города Москвы, орган местного самоуправления, подведомственную органу исполнительной власти или органу местного самоуправления организацию, МФЦ, не предоставляющие требующуюся заявителю государственную услугу.

        1.7. Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося получателем государственной услуги в соответствии с Административным регламентом предоставления услуги.

        2. Дополнительными основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, при направлении заявления (запроса) в электронной форме с использованием Портала являются:

        2.1. Некорректное заполнение обязательных полей в форме интерактивного запроса.

        2.2. Наличие противоречивых сведений в интерактивном запросе и в представленных документах.

        2.3. Заявление (запрос) и иные документы в электронной форме подписаны с использованием электронной подписи с нарушением действующего законодательства.

        2.4. Электронные документы не соответствуют требованиям к форматам их предоставления и (или) не читаются.

        Основания для отказа в предоставлении услуги

        Основаниями для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме являются:

        1. Непредставление документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя в соответствии с требованиями, установленными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, настоящим Регламентом:

        2. Истечение срока приостановления предоставления государственной услуги, установленного в пункте 2.9.3.1Административного регламента предоставления услуги, если в течение данного срока не были устранены причины, ставшие основанием приостановления предоставления государственной услуги.

        3. Представление неполного комплекта документов, указанных в Административном регламенте предоставления услуги в качестве документов, подлежащих обязательному представлению заявителем.

        4. Представление документов в ненадлежащий орган либо обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося получателем государственной услуги в соответствии с настоящим Регламентом.

        5. Несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки помещения требованиям законодательства:

        6. Представление заявления (запроса) и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не соответствующих требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, Административным регламентом предоставления услуги, если указанные обстоятельства были установлены Мосжилинспекцией в процессе обработки документов и информации, необходимых для предоставления государственной услуги.

        7. Противоречие документов или сведений, полученных с использованием межведомственного информационного взаимодействия, включая использование сведений Базового регистра, представленным заявителем документам или сведениям.

        8. Утрата силы представленных документов, если указанные обстоятельства были установлены Мосжилинспекцией в процессе обработки документов (информации), необходимых для предоставления государственной услуги.

        9. Наличие в представленных документах противоречивых либо недостоверных сведений.

        10. Вступление в законную силу судебного акта, ограничивающего право лица на проведение переустройства и (или) перепланировки помещения.

        11. Отказ заявителя предоставить доступ должностному лицу Мосжилинспекции, уполномоченному на проведение проверки, в случае обращения за получением решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения, находящегося на последнем этаже многоквартирного дома и жилого дома, в том числе мансардном этаже (мансарде), а также чердачном пространстве (чердаке) такого дома, в помещение в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления (запроса) о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме.

        12. Несоблюдение установленных Жилищным кодексом Российской Федерации требований о получении согласия собственников помещений в многоквартирном доме при производстве работ, проведение которых связано с передачей в пользование части общего имущества.

        13. Несоответствие состояния помещения, подлежащего переустройству и (или) перепланировке, представленному Проекту, содержанию правоустанавливающих документов, учетно-технической документации.

        14. Заключение Департамента культурного наследия города Москвы о недопустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является объектом культурного наследия или выявленным объектом культурного наследия, без проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

        15. Заключение Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы об отказе в согласовании проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (получение заключения требуется, если планируемые к производству работы затрагивают внешний архитектурный облик фасада здания).

        16. Отрицательное заключение проектной организации о возможности производства планируемых работ.

        Ведомство:

        (Мосжилинспекция)

        Если в помещении проводится перенос несущих стен или устанавливаются дополнительные перегородки или проемы, тогда речь идет о перепланировке. В таком случае обязательным является согласование всех проводимых мероприятий с соответствующими инстанциями. Если в строении уже были произведены изменения, то важно оформить заявление на узаконивание проведенной перепланировки. Если этого не сделать, при любых сделках с объектом недвижимости возникнут проблемы.

        В этой статье

        Общие положения

        Чтобы понимать, с чем человек столкнется, проводя перепланировку квартиры или любого другого помещения (как жилого, так и нет), следует обратиться к 25 статье Жилищного Кодекса . Как говорится в законе, под перепланировкой понимают изменение во внутреннем пространстве помещения, когда меняется план и технические характеристики объекта. Именно такие поправки должны быть внесены в технический паспорт.

        Следует понимать, что любые технические изменения помещений, должны находить согласование с органами государственной власти. Эти положения отображены в 26 статье ЖК РФ . Помимо федерального закона, изданы различные нормативные акты, подкрепляющие данные требования. В документах можно найти все манипуляции, которые разрешено проводить в помещении, а также все запрещенные приемы. Кроме этого, здесь содержатся требования и перечень необходимых бумаг для проведения процедуры.

        Любая проводимая перепланировка, обязательно должна соответствовать имеющимся нормативным актам. Если на нее не было получено разрешение, то перепланировка будет признана незаконной, и за это придется заплатить штраф. А если изменения, которые были произведены, окажутся недопустимыми, то собственник помещения получит предписание о приведении жилья в его первоначальный вид.

        Если переделка дома была проведена самостоятельно, и соответствующих бумаг об узаконивании получено не было, тогда невозможно будет произвести любые сделки по отчуждению недвижимости. Из-за этого имеющие на руках документы на жилище будут признаны недействительными.

        Как узаконить

        Как говорится в Жилищном Кодексе, в 29 статье , перепланировка, которая была ранее произведена, может быть узаконена. Но чтобы такая процедура имела место быть, требуется соблюдение некоторых условий.

        К ним относятся:

        • При переделке помещения не были допущены нарушения в строительных и санитарных нормах.
        • Перепланировка не нарушила правомочия владельцев прочих квартир.

        В некоторых же случаях разрешение требоваться не будет. Здесь речь идет о некоторых видах строительных работ в постройке. Несущественными признаются такие изменения, которые не требуют согласования:

        От таких мероприятий характеристики помещения не меняются, а, соответственно, и никаких поправок в план вносить не требуется. Это значит, что и согласовывать такие действия не понадобится.

        Что делать запрещено

        Некоторые же виды работ производить самовольно запрещается. И в дальнейшем, провести процедуру узаконивания произведенных действий не получится. Сюда будут относиться такие мероприятия:

        Оформление

        Если были произведены любые изменения, которые допустимы законом, то можно провести их оформление и после окончания всех работ. Чтобы ознакомиться с регламентом проведения работ, обращаться следует к 25 и 29 статьям ЖК РФ.

        Прежде всего, потребуется направиться в БТИ. Сюда подается заявление на узаконивание перепланировки. Помимо заполненной заявки (образец заявления можно найти в Интернете, либо же непосредственно в подразделении), также предоставляются и некоторые другие бумаги. К ним будут относиться:


        После этого, сотрудник БТИ должен сделать новый план на помещение. После этого собственник получит новый документ, со всеми внесенными в него изменениями.

        Уже с наличием измененного документа, следует обратиться в жилищную инспекцию или отдел Архитектуры, или другую организацию (в разных населенных пунктах такими вопросами занимаются разные инстанции). После получения разрешения можно заказывать проект работ.

        Когда изменения не были значительными, эскизы можно составить и самостоятельно, тогда обращение в специальную инстанцию не потребуется.

        Когда проект будет готов, его потребуется согласовать с различными организациями.

        Решение в судебном порядке

        В некоторых случаях решить мирным путем не удается, тогда приходится обращаться в суд. Такая ситуация может возникнуть, если местные власти заявление на перепланировку приняли, а разрешения не выдали.

        Для этого потребуется составление искового заявления о перепланировке квартиры. В нем же необходимо будет указать все сведения о владельце и самом объекте, а также описать свою просьбу на получение разрешения о проведении конкретных работ.

        Бланк иска должен быть заполнен в соответствии с имеющимися требованиями. Если заявление в суд оформляется самостоятельно, то лучше воспользоваться готовым шаблоном, чтобы не допустить ошибок при заполнении, поскольку, в данном случае, существует специально установленная форма.

        Если произведенные ранее работы полностью соответствуют законодательным нормам, тогда судом будет вынесено положительное решение в пользу заявителя. И уже с этим документом необходимо направиться в БТИ или Росреестр , чтобы заменить документы.

        При наличии же любых запрещенных действия при перепланировке со стороны заявителя, судом будет вынесено отрицательное решение. И тогда узаконить произведенное мероприятие не представится возможным.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!