Все для предпринимателя. Информационный портал

Организационные формы социального обеспечения. Контрольные вопросы и задания

Виды социального обеспечения - это способ предоставления материальной помощи или способ, при помощи которого государство содействует гражданину в удовлетворении той или иной потребности.

Принято говорить о таких видах социального обеспечения, как пенсии, пособия различных видов, льготы, социальное обслуживание и натуральное обеспечение.

Остановимся на анализе особенностей основных видов социального обеспечения в современных экономических условиях России.

Основным видом социального обеспечения нетрудоспособных граждан является пенсионное обеспечение. Эффективно функционирующая система пенсионного обеспечения как часть общей системы должна опираться на совершенное пенсионное законодательство, действенный механизм управления этой отраслью социальной сферы, а также на общеэкономические пропорции, определяющие и задающие ее развитие. Именно уровень пенсионного обеспечения в значительной мере определяет образ жизни пожилых людей, их участие в экономической деятельности, что накладывает особую ответственность государственных органов (в том числе и законодательных) за принимаемые решения.

По принятой терминологии пенсия (от лат. pension - платеж) - это регулярная денежная выплата (в расчете на месяц) которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.



Основаниями для пенсионного обеспечения являются различные юридические факты: достижение соответствующего пенсионного возраста; наступление инвалидности; смерть кормильца (для нетрудоспособных членов семьи кормильца); длительное выполнение определенной профессиональной деятельности - выслуга лет.

В настоящее время все пенсии, выплачиваемые в Российской Федерации, можно разделить (прежде всего - по источникам их выплаты и особенностям законодательного регулирования) на два основных вида:

Пенсии по обязательному социальному страхованию (выплачиваются из сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, аккумулированных в пенсионном фонде Российской Федерации);

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению (финансирование которых производится из федерального бюджета).

Основными видами пенсии по обязательному социальному страхованию являются трудовые и профессиональные. К трудовым пенсиям, которые устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Законом о трудовых пенсиях, относятся:

Пенсия по старости;

Пенсия по инвалидности;

Пенсия по случаю потери кормильца.

Важное значение в системе социального обеспечения и социальной защиты граждан придавалось пособиям и компенсационным выплатам.

Пособия - это денежные выплаты, назначаемые гражданам периодически (как правило, ежемесячно) или единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.

В отличии от пенсий, выступающих в качестве постоянного и основного источника средств к существованию, пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (заработку или пенсии).

Многочисленные пособия в системе социального обеспечения, как правило, классифицируются:

а) по целевому назначению:

Пособия, компенсирующие заработок полностью или частично;

Пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь;

б) по продолжительности выплаты пособия:

Единовременные;

Периодические (ежемесячные);

в) по родам социального обеспечения, к которым относятся те или иные пособия:

Пособия по обязательному социальному страхованию;

Пособия по государственной социальной помощи;

г) по источнику выплаты пособия:

Из социальных внебюджетных фондов;

Из федерального бюджета и т.д.

Основные виды пособий, предусмотренные действующим законодательством:

Пособие по временной нетрудоспособности;

Пособия гражданам, имеющим детей: пособия по беременности и родам; единовременное пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка;

Пособие по безработице;

Единовременные пособия гражданам при возникновении поствакцинального осложнения;

Единовременное пособие медицинским работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении служебных обязанностей;

Единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;

Социальное пособие на погребение умерших;

Пособия в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

Социальные пособия гражданам, уволенным с военной службы.

Следующий вид обеспечения - предоставления льгот, облегчающих материальное положение некоторых категорий лиц в результате того, что часть необходимых денежных трат общество берет на себя. Данный вид обеспечения используется достаточно широко. К нему относится частичная оплата лекарственных средств и коммунальных услуг, оплата частичной стоимости путевок для отдыха детей в санаториях и лагерях, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и т. д.

Еще одним видом обеспечения является натуральное обеспечение, т. е. передача некоторым категориям граждан в собственность или в пользование материальных ценностей. Речь идет о бесплатном обеспечении протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения, лекарственными препаратами некоторых групп инвалидов, о предоставлении жилья за счет государственного жилого фонда.

Рассмотрим виды социального обеспечения, существующие в настоящий момент в Российской Федерации. Необходимо отметить, что социальное обеспечение можно разделить на две группы: виды социального обеспечения, предоставляемые в денежном выражении (денежной форме) и виды социального обеспечения, предоставляемые в натуральном выражении (натуральной форме).

Обратимся к видам социального обеспечения, предоставляемым в натуральной форме:

Медицинская помощь,

Лекарственное обеспечение,

К видам социального обеспечения, предоставляемым в денежной форме можно отнести нижеследующее: пенсии, пособия и компенсационные выплаты.

Пенсии и пособия были рассмотрены ранее в работе, рассмотрим компенсационные выплаты.

В российском законодательстве предусмотрены следующие виды компенсационных выплат:

Субсидии на выплату жилья и коммунальных услуг;

Единовременное пособие беженцам;

Единовременное пособие вынужденным переселенцам;

Компенсационные выплаты на питание обучающимся в государственных,

муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и

среднего профессионального образования;

Компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и

попечительством в приемной семье;

Компенсационные выплаты супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания вместе с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также по состоянию здоровья детей;

Компенсационные выплаты неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в отдельных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;

Компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;

Компенсационные выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;

Компенсационные выплаты матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком.

Таким образом, основными видами социального обеспечения являются: пенсии, пособия, компенсационные выплаты и социальные услуги. Кроме этого имеют место и другие формы социального обеспечения, как государственные (бюджетные и внебюджетные), так и международные.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате выполнения работы цель и задачи достигнуты.

По результатам исследования приходим к выводу, что социальное обеспечение - это совокупность взаимосвязанных и взаимо­зависимых правовых, социально-экономических мер, направленных на возмещение и миними­зацию последствий, связанных с социальными рисками граждан и иных физических лиц.

В настоящее время в России выделяют следующие формы социального обеспечения:

Государственное пенсионное обеспечение;

Государственное (обязательное) социальное страхование;

Государственная социальная помощь.

Также в качестве форм социального обеспечения выделяют централизованные, региональные, муниципальные и локальные.

Система государственного пенсионного обеспечения может осуществлять в форме обязательного социального страхования, либо добровольного социального страхования или за счет прямых ассигнований из бюджета (военнослужащих, федеральным судьям и другим категориям граждан).

Видами социального обеспечения является способ предоставления материальной помощи или способ, при помощи которого государство содействует гражданину в удовлетворении той или иной потребности. Принято говорить о таких видах социального обеспечения, как пенсии, пособия различных видов, льготы, социальное обслуживание и натуральное обеспечение.

Также социальное обеспечение можно разделить на две группы: виды социального обеспечения, предоставляемые в денежном выражении (денежной форме) и виды социального обеспечения, предоставляемые в натуральном выражении (натуральной форме).

К видам социального обеспечения, предоставляемым в натуральной форме, относятся:

Медицинская помощь,

Лекарственное обеспечение,

Санаторно-курортное лечение,

Социальные услуги, предоставляемые учреждениями социального обслуживания,

Специфические услуги, предоставляемые инвалидам (реабилитационные услуги, протезирование, профессиональное обучение, трудоустройство и т.д.).

Данные виды социального обеспечения предоставляются бесплатно или с частичной оплатой.

К видам социального обеспечения, предоставляемым в денежной форме можно отнести: пенсии, пособия, компенсационные выплаты

Рассматривая вопросы о формах социального обеспечения, также нужно отметить негосударственные формы: благотворительность и обеспечение из общественных фондов.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (ред. от 29.12.2015) // "Российская газета" от 31 декабря 2013 г. № 6272. – Режим доступа: Консультант плюс.

3. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"// Российская газета. - 17.08.1995. - № 159. – Режим доступа: Консультант плюс.

4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // Российская газета. - 30.12.2013. - № 295. - Режим доступа: Консультант плюс.

5. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Российская газета. - 06.12.2010. - № 275. - Режим доступа: Консультант плюс.

6. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Российская газета. - 20.12.2001. - № 247. - Режим доступа: Консультант плюс.

7. Волошин А.В. Критерии социально-обеспечительной помощи // Вестник Томского государственного университета. Право. - 2014. - № 3 (13). - С. 104-111.

8. Дурденевский, В. Современные проблемы социального обеспечения в России / В. Дурневский // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. -2013. - № 1. - С. 33-39.

9. Казакова, В.В. Социальное обеспечение и его место в системе социальной защиты населения / В.В. Казакова, И.А. Кашпарова // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. - 2013. - № 17. - С. 94 -96.

10. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебник / Е. Е. Мачульская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 575 с.

11. Панова, А.А. Ключевые виды социального обеспечения //
ScienceTime. - 2015. - № 1 (13). - С. 360-363.

12. Право социального обеспечения: учебник / под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект, 2011. - 328с.

13. Право социального обеспечения России: учебник для бакалавров / Отв. ред. Э.Г. Тучкова. – М.: Проспект, 2014. - 365с.

14. Радонова, А.В. Основные формы социального обеспечения и социальной защиты населения // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 3(25). - C.202-204.

15. Рождествина, А.А. Право социального обеспечения / М.: Дана. 2013. – 487с.

16. Салмина, А.А. Социальное обеспечение и социальная помощь: запросы среднего класса / А.А. Салмина // Социология. - 2010. - № 2. -С. 122 - 135.

17. Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения. Учебник для бакалавров. Москва: Юрайт. 2013. - 368с.

18. Филиппова, Э.М. О принципах в праве социального обеспечения / Э.М. Филиппова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. -2013. - Т. 13.- № 2. - С. 66–69.

19. Шевнина, Л.Е. Организационно-правовые аспекты социального обеспечения населения / Л.Е. Шевнина, А.В. Баркевич // Ленинградский юридический журнал. - 2012.- № 1. - С. 176- 183.

20. Юрина, Е.А. О некоторых мерах социальной поддержки населения // Социально-экономические явления и процессы. - 2015. - Т. 10.- № 1. - С. 105-110.


Казакова, В.В. Социальное обеспечение и его место в системе социальной защиты населения / В.В. Казакова, И.А. Кашпарова // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. - 2013. - № 17. - С. 94-96.

Дурденевский, В. Современные проблемы социального обеспечения в России / В. Дурневский // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. -2013. - № 1. - С. 33-39.

Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебник / Е. Е. Мачульская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - с.45.

Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения. Учебник для бакалавров. Москва: Юрайт. 2013. - с.88.

Рождествина, А.А. Право социального обеспечения / М.Дана. 2013г. – с.41.

Право социального обеспечения России: учебник для бакалавров / Отв. ред. Э.Г. Тучкова. – М.: Проспект, 2014. - с.14.

Право социального обеспечения: учебник / под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект, 2011. - 328с.

Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебник / Е. Е. Мачульская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - с.85.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. от 21.07.2014) // Российская газета. –21.07.2014. – №11. – Режим доступа: Консультант плюс.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. от 21.07.2014) // Российская газета. –21.07.2014. – №11. – Режим доступа: Консультант плюс.

Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"// Российская газета. - 17.08.1995. - № 159. – Режим доступа: Консультант плюс.

Панова А.А. Ключевые виды социального обеспечения // ScienceTime. - 2015. - № 1 (13). - С. 360-363.

Радонова А.В. Основные формы социального обеспечения и социальной защиты населения // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 3(25). - C.202-204.

Рождествина, А.А. Право социального обеспечения / М.Дана. 2013г. – с.89.

Салмина, А.А. Социальное обеспечение и социальная помощь: запросы среднего класса / А.А. Салмина // Социология. 2010. № 2. С. 122-135.

Главной организационно-правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование. Суть его заключается в разделении социального риска потери заработка, снижении доходов ниже прожиточного минимума, потребности в медицинской помощи и других социальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежат обязательному социальному страхованию.

Денежные средства федеральных внебюджетных фондов являются государственной собственностью и не могут

расходоваться ни на какие иные цели, кроме тех, для финансирования которых они были созданы. В соответствии

со ст. 13 БК государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального

бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

В связи с введением в действие части второй НК и установлением единого социального налога (взноса) изменился

порядок зачисления платежей в государственные социальные внебюджетные фонды.

К данным фондам относятся: Фонд социального страхования РФ; Пенсионный фонд РФ; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Другой организационно-правовой формой социального обеспечения является прямое ассигнование (пенсий госслужащих, военнослужащих, социальных услуг престарелым и т.д.) из федерального бюджета.

Кроме того, в последнее время наряду с централизованными формами широкое распространение получает и негосударственное социальное обеспечение.

1. Муниципальное социальное обслуживание. Правительство Москвы осуществляет социальную политику, направленную на улучшение жизни москвичей всех социальных слоев и категорий. Действия Правительства Москвы направлены в первую очередь на защиту пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и других малообеспеченных категорий населения. Так, согласно постановлению Правительства Москвы от 16.01.2001 № 31-ПП была утверждена комплексная программа мер социальной защиты жителей Москвы на 2001 г., согласно которой предусматривались:

Ежемесячные компенсационные выплаты бывшим военнослужащим-инвалидам, родителям военнослужащих,

погибшим в мирное время;

Увеличение размера дотаций остронуждающимся студентам;

Надбавки к пенсиям сверх социальной нормы и др.

Выплаты.

2. Негосударственные пенсионные фонды. Они осуществляют деятельность на основании Федерального закона от

07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Это - особая организационно-правовая форма

некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании соответствующих договоров населения с вкладчиками в пользу участников фонда.

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование

пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

3. Благотворительная деятельность граждан и юридических лиц. Правовое регулирование благотворительной деятельности осуществляется на основании Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Закона г. Москвы от 05.07.1995 № 11-46 «О благотворительной деятельности».

Благотворительная деятельность - это добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи в целях социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, а также других обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы.

4. Льготы и компенсации, предоставляемые работникам предприятиями, учреждениями, организациями за счет прибыли. Примером такого социального обеспечения может служить предоставление дополнительных дней отдыха отдельным категориям работников.

К видам социального обеспечения в РФ относятся: трудовые и социальные пенсии; страховые пособия (по безработице, временной нетрудоспособности, беременности и родам, гражданам, имеющим детей и др.); услуги в области социального обслуживания престарелых и инвалидов; оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования; и др. 2.

Еще по теме Организационно-правовые формы социального обеспечения.:

  1. § 3. Организационно-правовые формы обеспечения единства федерального и регионального избирательного законодательства
  2. 3.2. Организационные формы управления здравоохранением и социальным развитием.
  3. § 2. Организационные формы деятельности органов внутренних дел по обеспечению реализации политических прав и свобод граждан в России

Социальное обеспечение выступает в нескольких организационно-правовых формах и видах, что связано со спецификой обеспечения отдельных категорий граждан. Существуют следующие формы социального обеспечения:

  • 1) обязательное государственное пенсионное страхование;
  • 2) обязательное государственное социальное страхование работников предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
  • 3) социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из Государственного бюджета Украины;
  • 4) обеспечение за счет средств социальных фондов предприятий, творческих объединений, благотворительных организаций и частных добровольных взносов граждан;
  • 5) содержание нетрудоспособных граждан в государственных, коммунальных и других учреждениях социального назначения;
  • 6) адресная социальная помощь малообеспеченным семьям, нетрудоспособным гражданам за счет средств государственного и местных бюджетов;
  • 7) негосударственное пенсионное обеспечение граждан по договорам работников с работодателями, него государственными пенсионными фондами и частными пенсионными системами.

Пенсионное страхование имеет государственно-обязательный характер: каждое предприятие, учреждение, организация, физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, подлежат обязательной регистрации в качестве страхователя, а все работники наемного труда с момента поступления на работу считаются застрахованными.

Второй смежной формой социального обеспечения является обязательное государственное социальное страхование работников предприятий, учреждений организаций, независимо от форм собственности. Эта форма представляет собой систему обеспечения работников и членов их семей в период социально-трудовых отношений с предприятием.

Обеспечение за счет средств социальных фондов предприятий, творческих объединений, благотворительных организаций и частных добровольных взносов граждан. Предоставление помощи нетрудоспособным гражданам из указанных фондов носит дополнительный целевой характер. Она оказывается наименее социально защищенным гражданам (больным, престарелым, детям), материальное положение которых является критическим.

Адресная социальная помощь малообеспеченным семьям и нетрудоспособным гражданам за счет средств государственного и местных бюджетов. Это новая форма помощи конкретным нетрудоспособным, малообеспеченным семьям с детьми, пенсионерам.

Негосударственное пенсионное обеспечение граждан по договорам работников с работодателями, негосударственными фондами и частными пенсионными системами. Реформирование системы социальной защиты предполагает установление дополнительной негосударственной пенсии, которая будет обеспечиваться в основном за счет добровольных страховых взносов граждан негосударственными пенсионными фондами. Такие фонды могут создаваться работодателями или частными лицами для параллельного негосударственного пенсионного обеспечения работников при выходе их на пенсию.

Под видами социального обеспечения понимаются: социальные выплаты, льготы, услуги, предоставляемые нетрудоспособным гражданам бесплатно или на льготных условиях за счет специальных источников финансирования. Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения: Учебно-методическое пособие. М.: НИД, 1999.- 138с.

Социальные выплаты предоставляются в виде пенсий, пособий, в натуральном виде (получение питания, технических средств передвижения, протезирование, трудоустройство граждан, частично утративших трудоспособность, содержание нетрудоспособных в домах для престарелых и инвалидов) и т.д.

Осуществление конституционного права на социальное обеспечение может быть организовано в разных формах, которые принято разграничивать по таким признакам, как:

Круг обеспечиваемых;

Источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий;

Виды обеспечения;

Условия и размеры обеспечения;

Органы, предоставляющие обеспечение.

С учетом перечисленных признаков в настоящее время в России выделяют следующие формы социального обеспечения:

Государственное пенсионное обеспечение;

Государственное (обязательное) социальное страхование;

Государственная социальная помощь Право социального обеспечения: учебник / под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект, 2011. - 328с..

Указанные формы создаются для защиты населения от социального риска. Социальный риск понимается как вероятность ухудшения материального положения в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным социально значимым причинам. В последнее время введено понятие страхового риска.

Страховой риск - утрата застрахованным лицом заработка или другого дохода в связи с наступлением страхового случая. Под страховым случаем здесь понимается достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

Первой организационно-правовой формой социального обеспечения следует назвать государственное социальное обеспечение. Эта форма охватывает федеральных государственных служащих, военнослужащих, участников Великой Отечественной войны, сотрудников внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции, пострадавших в результате радиационных катастроф и нетрудоспособных граждан. Источником финансовых средств выступает государственный бюджет.

Вторая форма социального обеспечения, государственное (обязательное) социальное страхование, охватывает наемных работников. Применительно к государственному (обязательному) социальному страхованию, страховыми случаями могут быть болезнь, инвалидность, старость и смерть кормильца. Любое страхование базируется на идее разделения убытков, возникающих у застрахованного лица, между всеми участниками страхования - государством, работодателем и работником. Следовательно, государственное (обязательное) социальное страхование, является формой организации получения застрахованными лицами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка. В данном случае источником средств являются внебюджетные специальные фонды Радонова А.В. Основные формы социального обеспечения и социальной защиты населения // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 3(25). - C.202-204..

Государственная социальная помощь, третья организационно-правовая форма социального обеспечения, опирается на принцип адресности и предоставляется гражданам при определенных условиях.

Международные правовые нормы провозглашают право каждого человека на социальное обеспечение. Однако они не содержат четко определенной формы этой категории Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, ст. 9 которого упоминается социальное страхование. Однако, исходя из сути указанной статьи, представляется, что оно относится скорее к виду социального обеспечения, чем к его форме.

Учеными выделяются несколько их классификаций. Некоторые считают, что существует две формы социального обеспечения: государственное пенсионное обеспечение и государственное социальное страхование. С данной позицией нельзя согласиться, поскольку в настоящее время правильнее было бы говорить о государственном пенсионном страховании, которое в свою очередь, практически охватывается понятием «государственное социальное страхование». Поэтому выделять государственное пенсионное обеспечение в отдельную форму, на наш взгляд, нет необходимости.

Несколько непоследовательна в своей позиции Е.Е. Мачульская, которая сначала определяла социальное страхование как второй элемент социальной защиты, а позднее выделяет этот элемент в качестве формы социального обеспечения наряду с социальным обеспечением за счет прямых ассигнований из федерального бюджета Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебник / Е. Е. Мачульская. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. -- с.85..

Кроме того, она предлагает рассматривать социальную помощь как один из организационно - правовых способов осуществления социального обеспечения, а не как вид социального обеспечения. По нашему мнению, данную типологию следует рассматривать под призмой изменившегося законодательства в части перераспределения источников финансирования государственной социальной помощи. Полагаем, что социальная помощь «растворилась» в других формах, а именно: в социальном обеспечении за счет средств прямых ассигнований из федерального бюджета, из бюджета субъекта РФ или местного бюджета в зависимости от категории получателя.

Также в качестве форм социального обеспечения выделяют централизованные, региональные, муниципальные и локальные. Централизованные формы, в свою очередь подразделяются ими на обязательное социальное страхование, социальное обеспечение за счет бюджетных средств и смешанную форму, применяемую для определенных специальных субъектов (судей, прокурорских работников, государственных служащих и иные категории). Вместе с тем, полагаем, что последняя форма фактически является собирательной. Как нам представляется, нет особой необходимости в ее выделении в самостоятельную форму.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. от 21.07.2014) // Российская газета. -21.07.2014. - №11. - Режим доступа: Консультант плюс. и на основании анализа системы социального обеспечения, очевидно, что социальное страхование как форма социального обеспечения может быть двух видов: государственное обязательное социальное страхование и негосударственное добровольное социальное страхование.

Таким образом, учитывая проанализированную нами классификацию систем и форм социального обеспечения, можно четко определить, что например, система государственного пенсионного обеспечения может осуществлять в форме обязательного социального страхования, либо добровольного социального страхования или за счет прямых ассигнований из бюджета (военнослужащих, федеральным судьям и другим категориям граждан). Или другой пример. Централизованная система негосударственного обеспечения может быть осуществлена в форме добровольного социального страхования. С помощью приведённой классификации можно эффективно организовать управление социальным обеспечением, поскольку, на наш взгляд, содержание социального обеспечения определяет его форму.

При этом хотелось бы обратить внимание, что федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам, но не как форма социального обеспечения. В тоже время п. «ж» ст. 72 конституции РФ закрепляет, что социальна защита включает в себя социальное обеспечение Там же., то, очевидно, последнее должно реализовываться в какой либо форме. Если, к примеру, обеспечение работающих по трудовому договору граждан пособиям по беременности и родам может осуществляться только в форме обязательного социального страхования, то и формой социального обеспечения в данном случае является обязательное социальное страхование.

На наш взгляд, обязательное социальное страхование следует рассматривать в широком и узком смысле. Широкое понимание этого термина означает часть государственной системы социальной защиты населения, а узкая трактовка данного понятия определяет его как форму или организационно правовой способ социального обеспечения.

Данный вывод косвенно подтверждается тем обстоятельством, что виды социальных страховых рисков, которые подлежат обязательному социальному страхованию, одновременно являются и основания социального обеспечения. По сути, происходит обязательное социальное страхование оснований социального обеспечения. Наступление старости соответствует страховому обеспечению - пенсии по старости, т.е. ввиду социального обеспечения. Следовательно, пенсией по старости гражданин обеспечивается в соответствии со страховыми взносами. Иными словами, формой социального обеспечения действительно является обязательное социальное страхование.

В качестве видов государственного обязательного социального страхования выступают обязательное социальное страхование, обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

Рассматривая вопросы о формах социального обеспечения, представляется правильным исследовать благотворительность и обеспечение из общественных фондов.

11 августа 1995 г. принят ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (СЗ РФ, 1995, N 33, ст. 3340), который впервые в России дал легальное определение благотворительной деятельности, указав, что под ней понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной) или на льготных условиях передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, по бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Различные благотворительные фонды многое предпринимают по повышению уровня социальной защиты детей-сирот (только при живых родителях их в стране насчитывается 1 млн. человек), по приспособлению среды обитания для удовлетворения нужд инвалидов, по оказанию содействия в развитии малого бизнеса с целью снижения уровня безработицы, по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

Создание благоприятного правового режима для развития негосударственных форм социального обеспечения, включая благотворительность, позволит гармонично дополнить усилия государства по созданию нормального уровня жизни для миллионов пожилых и нетрудоспособных граждан страны.

В соответствии с Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Одной из главной цели благотворительной деятельности является социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"// Российская газета. - 17.08.1995. - № 159. - Режим доступа: Консультант плюс..

Благотворительная деятельность осуществляется через благотворительные организации, являющиеся неправительственными (негосударственными и немуниципальными) некоммерческими организациями, созданными для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Отличительной особенностью благотворительной деятельности является ее добровольность. Поэтому, очевидно, что благотворительность не может быть формой социального обеспечения.

Конституционная норма ч. 3 статьи 39 закрепила уже сложившийся опыт функционирования в России иных негосударственных форм социального обеспечения граждан. Правовой основой для создания в Российской Федерации таких форм послужил Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. N 1077 "О негосударственных пенсионных фондах" (в ред. Указа Президента РФ от 12 апреля 1999 г. N 456 - САПП РФ, 1992, N 12, ст. 925; СЗ РФ, 1999, N 16, ст. 1967), который разрешил предприятиям, учреждениям, организациям, банкам, коллективам граждан, общественным объединениям учреждать негосударственные пенсионные фонды на правах юридических лиц с именными счетами граждан. В нем также было установлено, что эти фонды осуществляют свою деятельность независимо от системы государственного пенсионного обеспечения и что выплаты из этих фондов производятся наряду с выплатами государственных пенсий. Размеры, условия и порядок внесения взносов и предоставления выплат определяются соглашением между негосударственным пенсионным фондом и страхователем, которое заключается на основании утвержденного примерного договора.

В числе различных организационно-правовых форм негосударственного социального обеспечения следует назвать систему производственного обеспечения, т.е. обеспечения, предоставляемого предприятиями (хозяйствующими субъектами). В настоящее время на основе коллективных договоров (соглашений) в рамках этой формы выплачиваются единовременные пособия при выходе на пенсию, ежемесячные доплаты к государственным пенсиям по возрасту и инвалидности, пособиям по безработице, по уходу за ребенком, оказывается иная помощь семьям с детьми. Все эти выплаты осуществляются за счет текущих доходов предприятий.

Важную роль играют системы муниципального социального обеспечения, которые позволяют существенно дополнять во многих регионах страны уровень государственных пенсий и пособий за счет дополнительных выплат и компенсаций. За их счет предоставляются и различные дополнительные льготы по оплате жилья, коммунальных услуг, медицинского обслуживания.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.1 Льготы

1.2 Доступное здравоохранение

1.4 Доступное образование

1.6 Меры социальной поддержки

2.1 Добровольное социальное страхование

2.2 Благотворительность

2.3 Частные системы здравоохранения

Заключение

Введение

Формирование системы социальной защиты населения как особого социального института находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения.

В новых экономических условиях он «пришел на замену» термина «социальное обеспечение», использовавшегося в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.

В современных условиях потребовалось развитие других организационно-правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введен термин «социальная защита», который давно использовался в мировой практике.

В современных условиях социальная защита становится важнейшей функцией общества, всех его государственных органов и социальных институтов. Появляются и формы социальной защиты частного характера - пенсионного обеспечения, медицинского страхования, социального обслуживания. Это свидетельствует о том, что в нашей стране появляется многоукладная организационная структура системы социальной защиты населения, в которой используются практически все организационно-правовые формы, существующие в странах с рыночной экономикой, хотя они функционируют не полностью в силу нерешенности ряда теоретических и организационных проблем.

Ведущими организационно-правовыми формами социальной защиты населения в настоящее время являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование, социальное обслуживание. В целом организационно - правовые формы социальной защиты населения можно подразделить на две большие группы: государственные и негосударственные, как первая так и вторая названные группы и будут в дальнейшем раскрыты в данной работе.

Подготовленный Министерством экономического развития и торговли РФ Федеральный закон "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации" предполагает установить правовые, организационные и экономические основы для создания и функционирования обязательных профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации.

Целью создания обязательных профессиональных пенсионных систем является накопление, сбережение и выплата застрахованным в ней лицам досрочных пенсий в льготный пенсионный период. При этом под льготным пенсионным периодом понимается период с момента возникновения права застрахованного лица на получение выплаты из профессиональной пенсионной системы до достижения им возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом у "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Право на выплаты из профессиональной пенсионной системы будут иметь лица, работавшие на рабочих местах с особыми условиями труда, в пользу которых работодателем уплачивались взносы в профессиональную пенсионную систему.

Выделение льготных профессиональных пенсий в самостоятельную пенсионную систему с автономным финансированием порождает дополнительные проблемы для получателей этого вида пенсий при достижении общеустановленного пенсионного возраста, то есть в то время, когда начинается выплата пенсий по старости.

Расчеты показывают, что размеры пенсий по старости для участников обязательной профессиональной пенсионной системы, т.е. для работающих на предприятиях с особыми условиями труда, относительно получаемой ими заработной платы в течение трудовой деятельности, будут значительно ниже, чем у работников, не участвующих в обязательной профессиональной пенсионной системе, т.е. работающих в обычных условиях труда. Связано это прежде всего с меньшей продолжительностью периодов трудовой деятельности застрахованного лица на рабочих местах с особыми условиями труда, в течение которых в его пользу уплачивались взносы в профессиональную пенсионную систему.

В данной работе рассмотрим основные моменты и положения, касающиеся пенсиям по старости.

1. Органиционно-правовые формы государственной системы социального обеспечения в России

социальный льготный пенсия государственный

Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:

Поощрительности, - властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях - индивидов;

Заявительности, - социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;

Патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.

1.1 Льготы

Политически ангажированная поощрительность, в совокупности с патернализмом, привела к масштабной численности и большому актуальному значению в социальной защите населения России разнообразных льгот. Эти льготы в действительности стали эквивалентом материальных видов социальной поддержки отдельных групп, слоев населения. В то же время длительно большинство российских граждан было не в полной мере осведомлено о льготах, поскольку сведения о них в основном публиковались в специальных для служебного пользования нормативно-правовых и методических документах. В условиях гласности и рыночных отношений информация о правах на те или иные льготы стала доступной различным категориям населения, которые активно заявили на них свои претензии. В настоящее время свыше 70% россиян имеют разнообразные льготы по разным основаниям. Такое положение привело к непомерной нагрузке на федеральный и местные бюджеты, льготы стали обременительными для государства. В России вопрос модернизации политики льгот приобрел острую актуальность и стал центральным в реформировании системы социальной защиты населения. В настоящее время очевидна попытка валюнтористского ухода от государственных обязательств по выполнению этой категории социальных гарантий. Однако реализация такого подхода вызовет социальную напряженность, но не приведет к ожидаемых экономическим и социальным позитивным результатам. В России льготы, начиная с 1917 г. и по настоящее время, всегда были альтернативой денежных выплат, как бы прибавкой к зарплате, пенсии, социальным пособиям. В этой связи лишение льгот приведет к существенному ухудшению материального положения многих пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других социально неблагополучных, уязвимых слоев населения. Решить эту сложнейшую экономическую и этическую проблему можно только во взаимосвязи с другими проблемами:

Доходов и расходов населения, и, прежде всего, в сфере доходов от трудовой деятельности;

Реформирования пенсионной системы;

Упорядочения медицинского и пенсионного страхования;

Соблюдения государством конституционных и иных нормативно-правовых гарантированных социальных обязательств;

Создания рынка социальных товаров и услуг, защиты населения от недобросовестных производителей социальных товаров и услуг;

Воспитания культуры населения в аспекте рыночных взаимоотношений в социальной сфере.

Модернизация политики льгот, а именно так следует рассматривать эту проблему, требует концептуальной проработки, терпения и мудрости государственных и политических деятелей, привлечения к ее решению квалифицированных специалистов, владеющих проблемой.

1.2 Доступное здравоохранение

Социальная государственный благотворительность страхование

Охрана здоровья граждан в России -- это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Доступность здравоохранения, наряду с повышением качества государственных и частных медицинских услуг, является одной из важнейших задач национального проекта «Здоровье» и демографической политики РФ. Совокупные расходы на здравоохранение в России в 2006 году составляли 3,9 % ВВП, а уже в 2007 году выросли до 4,4 % ВВП . Общие расходы на здравоохранение (в абсолютных цифрах) в 2007 году составили 493 долл. на человека.

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан закрепляют целый комплекс прав граждан в области охраны здоровья, в их число входят такие права как:

Право граждан Российской Федерации на охрану здоровья (ст.17). Закреплено, что граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья и это право обеспечивается, в том числе, предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Право граждан на оказание им первой помощи (ст.19 Основ)

Право граждан на медико-социальную помощь (ст.20 Основ), включающее в себя право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах и гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.

Комплекс прав для отдельных категорий и групп граждан (военных, несовершеннолетних, беременных женщин, заключенных и др.) закреплен в ст.21-29 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.

Таким образом государство не только на правовом уровне старается обеспечить доступность здравоохранения всем своим гражданам (а в особенности социально незащищенным слоям населения), но и тратит на реализацию своих целей в сфере здравоохранения колоссальные средства.

1.3 Пенсионное обеспечение в РФ

Пенсионная система России -- это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. В стране продолжается пенсионная реформа. Пенсионная система России в современном виде введена с 1 января 2002 года и включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, негосударственной пенсии.

Трудовая пенсия -- ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц -- заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.

Законом установлены следующие виды трудовых пенсий:

Трудовая пенсия по старости;

Трудовая пенсия по инвалидности;

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Тарифы страховых взносов на пенсионное страхование составляют, в процентах от заработной платы застрахованных лиц (за исключением отдельных категорий страхователей, для которых установлены пониженные тарифы):

1) в 2010 году -- 20 %; при этом, для лиц 1966 года рождения и старше все 20 % направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, а для лиц 1967 года рождения и моложе 14 % направляются на финансирование страховой части, а 6 % -- на финансирование накопительной части трудовой пенсии;

2) начиная с 2011 года -- 26 %; при этом, для лиц 1966 года рождения и старше все 26 % направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, а для лиц 1967 года рождения и моложе 20 % направляются на финансирование страховой части, а 6 % -- на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

С заработной платы, получаемой от одного работодателя и превышающей 415 тыс. руб., страховые взносы с 1 января 2010 года не взимаются.

Трудовая пенсия по старости -- это ежемесячная денежная выплата, назначаемая гражданам, достигшим установленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж, в целях компенсации им заработной платы или иного дохода, которые они получали в период трудовой деятельности.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при условии наличия не менее пяти лет страхового стажа. Отдельные категории граждан, указанные в статьях 27, 27.1 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей: 1) страховой части; 2) накопительной части. До 1 января 2010 года существовала также базовая часть трудовой пенсии по старости, но с 1 января 2010 года она была объединена со страховой частью в связи с отменой единого социального налога.

Размер трудовой пенсии по старости определяется как сумма её страховой и накопительной частей.

Расчетный пенсионный капитал и размер страховой части трудовой пенсии подлежит периодической индексации в соответствии с уровнем роста цен и ростом уровня среднемесячной заработной платы.

В соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 21.03.2009 № 248, от 25.03.2008 № 205, 27.03.2007 № 183, от 24.03.2006 № 166, от 11.07.2005 № 417, от 15.03.2004 № 141, от 13.03.2003 № 152 расчетный пенсионный капитал увеличен с 2002 по 2008 года в 3,423 раза.

В настоящее время Правительством РФ разрабатывается законопроект о возможности выплаты негосударственной пенсии за счет пенсионных накоплений по выбору застрахованного лица. В соответствии с законопроектом срок выплаты такой негосударственной пенсии должен составлять не менее 5 лет. Таким образом, пенсионеры в будущем могут получить право на получение повышенной пенсии в течение 5 или более лет, а после истечения этого срока они будут получать только страховую часть пенсии.

Право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные инвалидами I, II или III группы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей или супругу указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению -- ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Федеральные государственные гражданские служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев при увольнении с федеральной государственной гражданской службы. Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), и выплачивается одновременно с ней.

Лица, проходившие военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более; и лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и другая указанная служба.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия.

Негосударственная пенсия -- денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора. Пенсионный договор -- соглашение между негосударственным пенсионным фондом и вкладчиком негосударственного пенсионного фонда (НПФ), в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в НПФ, а НПФ обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию .

Таким образом, реформа пенсионного обеспечения является составной частью структурных преобразований в экономике и социальной политике государства, ее цель - создание многоуровневой системы пенсионного обеспечения, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности.

1.4 Доступное образование

Задача обеспечения государственных гарантий доступности образования является одной из главных задач современного этапа реформирования российской образовательной системы. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, выступая в Красноярске на открытии V экономического форума в феврале 2008 года, отметил: «Результатом нашей работы должна стать система непрерывного образования доступного для каждого человека». Исследования законодательных и нормативно-правовых актов показали, что правовыми основами государственных гарантий обеспечения доступности граждан к получению образования в России являются:

Конституция Российской Федерации;

Закон РФ «Об образовании»;

Федеральный Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года;

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;

Приоритетные направления развития образовательной системы РФ;

Федеральная программа развития образования на 2000 - 2005 годы;

Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы.

В Конституции Российской Федерации отмечено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Анализ Основного закона РФ позволяет сделать вывод, что Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам России только общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. В то же время Конституция РФ не гарантирует гражданам России общедоступность и бесплатность начального общего и среднего (полного) общего образования, а из всех уровней профессионального образования, Конституция РФ гарантирует доступность и бесплатность получения гражданами только среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Если в области обеспечения доступности и бесплатности среднего профессионального образования государство хотя бы ставит перед собой цель - обеспечить доступность и бесплатность среднего профессионального образования и, по нашему мнению, стремиться к ней, то в области обеспечения доступности граждан к высшему профессиональному образованию государство вообще не ставит перед собой такую задачу, поскольку Конституция РФ гарантирует гражданам России только бесплатность (но не доступность) получения на конкурсной основе высшего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. В то же время, что касается формулировки положения Конституции РФ о том, что каждый имеет право на образование, необходимо отметить, что, по нашему мнению, иметь право на образование и иметь возможность реализовать это право на образование - это не одно и тоже. Кроме этого, Конституция РФ не гарантирует гражданам России общедоступность и бесплатность начального общего, среднего (полного) общего, начального профессионального и высшего профессионального образования.

Анализ Закона РФ «Об образовании» показал, что одним из принципов, на которых основывается государственная политика в области образования, является общедоступность образования. Однако данный принцип не содержит конкретизации, какого уровня образование должно быть общедоступным. По всей вероятности, речь идет обо всех уровнях российского образования. В п.1 ст. 5 этого Закона гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от факторов, различающих людей: расы; национальности; языка; пола; возраста; состояния здоровья; социального; имущественного и должностного положения; социального происхождения; места жительства; отношения к религии; убеждений; партийной принадлежности; наличия судимости. В то же время формулировка - гарантируется возможность получения образования - выглядит не совсем корректно. На наш взгляд, понятия гарантируется возможность получения образования и гарантируется получение образования нетождественны. Гарантировать возможность получения образования - это еще не значит гарантировать получение образования. По нашему мнению, в п. 1 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» формулировку гарантируется возможность получения образования целесообразно заменить на формулировку - гарантируется получение образования. Закон РФ «Об образовании» предусматривает ограничение прав некоторых граждан на профессиональное образование как в интересах защиты их здоровья (например, по признакам пола, возраста, состояния здоровья), так и в интересах защиты интересов общества, (например по признакам наличия судимости), что, на наш взгляд, является абсолютно верным. Такие ограничения могут быть установлены только законом, что позволяет обезопасить граждан России от произвольного расширения таких ограничений органами управления образованием.

В п. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Анализ Федерального Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» показал, что он не содержит государственных гарантий обеспечения доступности граждан России к высшему образованию. В законе лишь отмечено, что государство обеспечивает финансирование за счет средств федерального бюджета обучение в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации.

В октябре 2000 г. Постановлением Правительства Российской Федерации было принята Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации до 2025 года.

Анализ Национальной доктрины развития образования позволяет сделать вывод, что государство гарантирует гражданам доступность дошкольного, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования и не гарантирует доступность начального общего, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

9 декабря 2004 года Правительством РФ были одобрены Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. Для повышения доступности качественного общего образования Приоритетные направления предусматривают:

· максимально обеспечить образованием детей старшего дошкольного возраста;

· создать механизмы осуществления адресной поддержки обучающихся с расширением доступности дополнительного образования;

· перейти к профильному обучению в старших классах как способу удовлетворения индивидуальных потребностей и запросов учащихся;

· изменить структуру стандарта общего образования, включить в него требования к уровню подготовки выпускников, условия осуществления образовательной деятельности, примерный базисный учебный план;

· перейти к отраслевой системе оплаты труда работников образования, в том числе используя механизмы снижения нагрузки учащихся и повышение заработной платы.

Анализ задач, определенных Приоритетными направлениями по обеспечению доступности качественного общего образования, показывает, что, к сожалению, ничего конкретного, действительно обеспечивающего доступность общего образования данные направления не предусматривают. Так, например, переход к профильному обучению в старших классах, изменение структуры стандарта общего образования, переход к отраслевой системе оплаты труда вряд ли каким - то образом расширяют доступность молодежи, особенно сельской, к образованию при элементарном отсутствии средних школ в малочисленных населенных пунктах. Помимо этого, никаких гарантий обеспечения доступности общего образования Приоритетные направления не содержат.

Для удобства анализа государственных гарантий обеспечения доступности образования в России пункты основополагающих документов, содержащие правовые основы обеспечения государственных гарантий, сведем в единую таблицу 1.

Таблица 1 Правовые основы государственных гарантий обеспечения доступностиобразования в России

Наименование документа

Гарантирует доступность

Не гарантирует доступность

1. Конституция РФ

Дошкольного

Основного общего

Среднего профессионального

Начального общего

Среднего (полного) общего

Высшего профессионального

2. Закон РФ «Об образовании»

Дошкольного

Начального общего

Основного общего

Среднего (полного) общего

Начального профессионального

Среднего профессионального

Высшего профессионального

Послевузовского профессионального

3. ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

гарантии отсутствуют

Высшего профессионального

Послевузовского

профессионального

4. Национальная доктрина развития образования до 2025 года

Дошкольного

Начального общего

Основного общего

Среднего (полного) общего

Начального профессионального

Среднего профессионального

Высшего профессионального

Послевузовского профессионального

Анализ таблицы 1 показывает, что основополагающие законодательные и нормативно - правовые документы, обеспечивающие государственные гарантии доступности образования крайне противоречивы.

Чем можно объяснить такое противоречие основных документов в вопросах государственных гарантий доступности различных уровней образования? На наш взгляд, проекты этих основополагающих нормативно - правовых документов готовили разные группы экспертов, которые не старались обеспечить преемственность и последовательность в вопросах обеспечения государственных гарантий доступности образования, а скорее всего, исходили из реальных возможностей государства на момент разработки каждого документа.

В то же время Президент России Д.А. Медведев, выступая на IХ съезде Российского союза ректоров 20 марта 2009 года, касаясь вопросов развития законодательства в образовании отметил, что образовательный цикл по своей природе носит длительный характер и в конечном счете необходимо сформировать современную нормативную базу, которая не должна подвергаться конъюнктурным изменениям.

На основании проведенных исследований с учетом сложившихся реалий можно сделать вывод, что в России на сегодняшний день государством гарантирована и обеспечена общедоступность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, но не обеспечена, хотя и продекларирована общедоступность дошкольного образования и отсутствуют государственные гарантии высшего и послевузовского профессионального образования.

1.5 Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг

Система социального обслуживание населения определяется не просто совокупностью учреждений с динамикой их развития на определенных территориях РФ, но и совокупностью составляющих, а именно: межведомственная взаимосвязь, определенный порядок взаимодействия органов социального обслуживания, обоснованные действия всех учреждений в пользу поддержки различных слоев населения; определенный способ устройства региональной упорядоченной множества учреждений, связанных общими функциями, целями, задачами; форма организационной деятельности учреждений социального обслуживания, сопоставление усилий, направленных на становление социальных служб и полученных результатов социального обслуживания, проявляющихся в основном в степени эффективности социальных услуг и удовлетворенности клиентов социальных служб.

Федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» внесли новое представление о сущности социального обслуживания населения.

В статье 1 федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» выделяется, что социальное обслуживание выражает собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-медицинских, социально правовых, социально-бытовых, психолого-педагогических услуг и материальной помощи, в проведении социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудном житейском положении. Статьи Закона, раскрывающие основное содержания видов социального обслуживания, а именно: социального обслуживания в стационарных условиях, материальной помощи, социального обслуживания на дому, предоставления временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативной помощи, социального патронажа граждан и семей - наиболее важны для общества.

Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» значительно расширяет и уточняет представление о социальном обслуживании отдельных социальных групп нашего общества.

Его цель - регулирование отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, что является одним из основных направлений усилий по социальной защите населения. «Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах» - так определяется предмет в этом законе.

Социальное обслуживание охватывает всю совокупность социальных услуг, предоставляемых инвалидам и гражданам пожилого возраста в учреждениях социального обслуживания (вне зависимости от форм собственности) на дому.

Основные принципы социального обслуживания: совокупность, конфиденциальность, гуманность, адресность, добровольность, приоритетность, предоставление социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; соблюдение прав человека и гражданина.

Закон предоставляет возможность получения социальных услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей. Эти услуги включаются в территориальный и федеральный перечень социальных услуг, обеспеченных государством.

Термин «социальное обслуживание» описывает некоторый идеальный объект. Исходя из системных его свойств, социальное обслуживание - это множество подсистем и элементов. С другой точки зрения, социальное обслуживание является видом социальной деятельности, реализующейся по средствам сети социальных служб, взаимодействующих друг с другом для достижения переходных и конечных целей предоставления социальных услуг клиентам.

1.6 Меры социальной поддержки

Меры социальной поддержки в Российской Федерации -- мероприятия, проводимые органами социальной защиты в рамках социальной политики в России, направленные на предоставление отдельным категориям граждан помощи в соответствии с законодательными и правовыми актами Российской Федерации.

Детям (различные пособия семьям с детьми; услуги, предоставляемые семьям и детям);

Многодетным семьям (выдача удостоверений многодетной семьи, различные пособия, денежные выплаты, оплата услуг ЖКХ и др.);

Ветеранам и инвалидам боевых действий (различные денежные выплата, комплексы услуг);

Малоимущим семьям;

Гражданам за особые заслуги перед Отечеством;

Гражданам, имеющим право на льготы (учащимся, пенсионерам, работникам спецгосучреждений и др.);

Молодым семьям (программы улучшения жилищных условий и др.);

Прочие меры социальной поддержки.

2. Условия, определяющие право на трудовую пенсию по старости

Условиями назначения трудовой пенсии по старости являются наличие 5 лет страхового стажа и достижение установленного законодательством пенсионного возраста (60 лет -- для мужчин, 55 лет -- для женщин). В свое время различный пенсионный возраст мужчин и женщин был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ.

Высокий суд, в частности, указал, что, установив для мужчин и женщин разный возраст выхода на пенсию по старости (на общих и на льготных условиях), законодатель применил дифференциацию, основанную на физиологических и других различиях между ними. Кроме того, была учтена особая социальная роль женщины, связанной с материнством. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство находится под защитой государства и не может оцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав, так как такое решение законодателя обеспечивает по смыслу ст. 19 Конституции РФ достижение подлинного, а не формального равенства. Но, по мнению суда, это не исключает в дальнейшем, при проведении пенсионной реформы, возможности решения вопроса о том, чтобы пенсия по старости назначалась мужчинам и женщинам на равных основаниях.

Перечень лиц, имеющих право на трудовую пенсию, определен ст. 3 Закона N 173-ФЗ:

Граждане РФ, которые являются субъектами по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ;

Постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а также временно пребывающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), если они заключили трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев.

Подлежащие страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ и имеющие право на трудовую пенсию лица могут:

Самостоятельно обеспечивать себя работой (быть индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, заниматься частной практикой);

Являться членами крестьянских (фермерских) хозяйств.

К числу застрахованных лиц также отнесены (ст. 7 Закона N 167-ФЗ):

Работающие за пределами территории РФ граждане в случае уплаты страховых взносов в соответствии со ст. 29 Закона N 167-ФЗ, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

Члены семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;

Священнослужители;

Итак, одним из условий получения трудовой пенсии по старости (по возрасту) является достижение определенного возраста

Заключение

Социальная защита - система мероприятий, осуществляющихся обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Ведущими организационно-правовыми формами социальной защиты населения в настоящее время являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование, социальное обслуживание. В целом организационно - правовые формы социальной защиты населения можно подразделить на две большие группы: государственные и негосударственные.

К государственным организационно-правовым формам социальной защиты населения относятся: льготы, доступное здравоохранение, пенсионное обеспечение, доступное образование, система социального обслуживания и предоставления социальных услуг, меры социальной поддержки.

К негосударственным организационно-правовым формам социальной защиты населения относятся: добровольное социальное страхование, благотворительность, частные системы здравоохранения.

В современных условиях социальная защита становится важнейшей функцией общества, всех его государственных органов и социальных институтов.

В нашей стране появляется многоукладная организационная структура системы социальной защиты населения, в которой используются практически все организационно-правовые формы, существующие в странах с рыночной экономикой, хотя они функционируют не полностью в силу нерешенности ряда теоретических и организационных проблем.

Список использованных источников

3. "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 года №5487-1

4. Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

5. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

6. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

7. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

8. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»

9. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

10. Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ(в ред. от 7.03.2011г.)

11.Федеральный закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125 - ФЗ (действующая редакция).

12. Харин К.С. Право социального обеспечения: Учеб. пособие, в 2ч.:ч.1/СПбГУАП.СПб.,2000г. 360с.

14. Россия 2020. Основные задачи стратегического развития Российской Федерации // Министерство экономического развития России, март 2008

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные этапы становления систем социального обеспечения. Понятие и функции социального обеспечения. Формирование российской федеральной системы социального обеспечения. Формы социального обеспечения. Пенсионная система и иные денежные выплаты.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2008

    Анализ концепции социальной защиты населения России. Предмет, методы и система права социального обеспечения. Основные составляющие социального обеспечения, его виды. Критерии определения социального обеспечения, характеристика его ключевых функций.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2013

    Понятие и сущность социального обеспечения. Характеристика основных направлений социальной политики Российской Федерации. Формы установления гарантированного минимального размера оплаты труда. Особенности развития системы социального обслуживания.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2008

    Понятие и виды пенсий. Общая характеристика страховой и накопительной пенсии. Место социального страхования в государственной системе социальной защиты населения. Понятие и сущность Конституции как основного закона государства, ее основные функции.

    реферат , добавлен 10.02.2015

    Формы материального обеспечения граждан со стороны государства. Система социальной защиты. Основные условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой.

    презентация , добавлен 21.02.2014

    Правовой статус военнослужащих. Организационно-правовые основы системы пенсионного обеспечения военнослужащих в России. Виды пенсий, порядок их назначения и выплаты. Основные проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих в России и пути их решения.

    курсовая работа , добавлен 14.10.2010

    Теоретические основы социального страхования и пенсионного обеспечения. Механизмы социальной защиты. Развитие пенсионного обеспечения. Тенденция пенсионных выплат. Индексация пенсий в Российской Федерации. Перспективы развития пенсионного обеспечения.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2014

    Нормативно-правовые акты в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты. Пакет документов необходимых для назначения пенсий, компенсаций и других выплат. Порядок перевода с одного вида пенсий на другой. Правильность оформления заявлений и ходатайств.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2014

    Становление и развитие государственной политики по социальной защите и по решению социальных проблем населения, их современная законодательная база. Зарождение и развитие государственной политики призрения и социального обеспечения населения в России.

    дипломная работа , добавлен 07.01.2010

    Система органов социального обслуживания населения по действующему законодательству и закону "Об основах социального обслуживания граждан" от 1 января 2015 года. Расширение полномочий органов государственной власти и улучшение качества социальных услуг.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!