Все для предпринимателя. Информационный портал

Система государственных закупок, как живой организм. Государственные закупки: правила, виды, аукционы

Электронная система ГОСЗАКАЗ (е-ГЗ) – ваш персональный онлайн-помощник, созданный ведущими экспертами в области госзаказа при поддержке журналов «Госзакупки.ру» и «Госзаказ в вопросах и ответах». Система представляет собой ежедневно обновляющийся online-проект, доступ к которому Вы можете получить из любой точки мира, где есть выход в сеть Интернет.

Популярная тема правых партий и консервативных экономистов - это своего рода закрученная идея, которую обычно называют бюджетной ответственностью. Он часто добавляется к лозунгу: «государство тратит наши деньги», «долг будет платить нашим детям» или «государство грабит нас с налогами», в идеале все еще в стиле Свободы, дополненное конверсией суммы в детские и больницы они могли стоять за ней.

Давайте просто неохотно опровергаем первые три заблуждения: государство тратит свои, а не иностранные деньги, и говорить что-то еще - целенаправленная ложь и демагогия. Государственный бюджет состоит в основном из налоговых поступлений, однако тот факт, что они платят государству фунты, абсолютно не означает, что они даже после того, как они были выведены из их собственности. Принцип прекрасно, если вы не убежденный анархист, тогда государственный бюджет предоставляет так называемые общественные блага и коммунальные услуги , используемые каждым налогоплательщиком.

  • Ежедневно информирует Вас о том, что произошло в законодательстве.
  • Разработана уникальная система пошаговых инструкций.
  • Подробно рассмотрена отраслевая специфика.
  • Материалы готовятся лучшими экспертами и юри­стами, сотрудничающими с редакцией журнала «Госзакупки.ру» на про­тяжении многих лет.
  • Поддержка принятия решений – подготовка ответа на Ваш конкретный вопрос в течение одного рабочего дня!
  • Интернет-доступ по персональному логину и паро­лю с любого компьютера.

Внимание! Все материалы системы проходят тройную юридическую экспертизу и соответствуют действующему законодательству на текущий момент, что обеспечивает безопасность Ваших решений.

Мы можем упомянуть транспортную инфраструктуру, Полицию Чешской Республики или, возможно, правовую базу Чешской Республики. В любом случае, налогообложение не является чем-то близким к краже. Кроме того, граждане через демократическое избирательное учреждение имеют возможность выбирать своих представителей и, таким образом, косвенно решать государственные расходы и уровень налогообложения. Конечно, государственные расходы не должны быть чрезмерными или искаженными коррупцией, к сожалению, слишком часто в Чешской Республике.

Аналогичным образом, государство должно использовать минимально возможное число должностных лиц и вмешиваться в максимально возможное количество областей при сохранении того же уровня эффективности. Однако необходимо избавиться от усугубленного предубеждения, что государство в экономике просто бросается под ноги, грабит или ограничивает своих граждан, и поэтому было бы лучше для нас с самым маленьким государством.

Основными преимуществами ЭС Госзаказ (торги без проблем) являются:

Готовые решения от экспертов

Пошаговые (поэтапные) инструкции решения всех возможных рабочих ситуаций сотрудников (специалистов) отделов госзакупок, специалистов госзаказа. 94 ФЗ. Федеральная контрактная система. 223 ФЗ

Шаблоны и примеры документов

Проверенные и подготовленные шаблоны всех необходимых (требуемых для организации и проведения конкурсных процедур) документов с разъяснениями, уточнениями и пошаговыми инструкциями по заполнению – Вы с легкостью сможете грамотно, безошибочно и быстро оформлять все документы.

В реальном мире не обязательно верно то, что мы обременяем новое поколение государственным долгом. В действительности суверенных долгов простые, интуитивные правила не относятся полностью к письму. Кроме того, большинство мировых государей редко сокращают свои долги, как правило, только так называемое обслуживание, следовательно, погашая проценты по уже существующим облигациям, тем самым стабилизируя сумму долга. Часть долговой нагрузки также облегчает инфляцию.

Как и в глобализированном мире сегодня, суверенный долг Японии выдается ради рынков государственных облигаций, инвесторов и их прихотей и, наконец, не в последнюю очередь, кредитных рейтинговых агентств. Рынки перестали верить платежеспособности Греции, но это было чисто их решение, подкрепленное какой-либо фиксированной точкой или ставкой и усугубляемое пастбищностью рынка. С тех пор Греция усиливает долговой кризис, который продолжает терпеть неудачу - отчасти потому, что его кредиторы указывают на довольно излишне жесткую программу реформ и, в частности, на жесткую экономию, которая по существу стирает способность Греции формировать бюджет излишков и погашения долга.

Госзаказ без помарок и ошибок

Позволяет Вам участвовать в процессе разработки и проведения всех этапов государственных закупок и исключить случаи наложения административных штрафов и даже возможности привлечения к уголовной ответственности. Проверки Вас перестанут беспокоить.

Напротив, чешские облигации в настоящее время приносят низкие процентные ставки с так называемым отрицательным процентом - инвесторы готовы платить за «безопасный» депозит денег в государстве. Вскоре после третьего вводящего в заблуждение отношения - если государство заимствует у его граждан, это не обязательно приведет к долгам будущих поколений, а просто перевести богатство от государства к его гражданам - государство, эмитирующее облигации, которые будут удерживать граждан в обмен на деньги, которые могут быть использованы к вашим расходам.

Госзаказ в Вопросах и Ответах

Ведущие эксперты первого в России журнала «ГОСЗАКАЗ в вопросах и ответах» , а так же лучшие разработчики электронной системы «Госзаказ» – изучают и дают квалифицированные ответы на множество уникальных вопрос ежедневно. Освещаются темы иФедеральной контрактной системы , 94 ФЗ , 223 ФЗ и множество других

По истечении предопределенного времени, это также с интересом выплачивается гражданам. Поскольку экономика работает циклично, логично ожидать более высоких ставок налогов в момент роста. Затем средства могут быть использованы для устранения дефицита или сокращения государственного долга.

Главное, что нужно знать при рассмотрении государственного бюджета, состоит в том, что бюджет не существует отдельно, как отдельный баланс, который необходимо сбалансировать. Государственный бюджет существует только в тесной связи с государственной экономикой и фактически подчинен ему, потому что он должен удовлетворять свои потребности - это единственная, основная цель. Это не элемент учета, единственным значением которого является безмятежность в каждом условии. Напротив, такой функционирующий бюджет не будет выполнять свою основную миссию.

Электронная система «Госзаказ» - это экспертно-консультационная база данных, предлагающая решения по каждому этапу работ в рамках Законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. Система имеет интуитивно понятное меню, широкий функционал и множество полезных приложений, направленных на минимизацию рисков и нарушений при осуществлении закупок.

Используя Электронную систему «Госзаказ», вы сможете:

  • безошибочно работать, используя рекомендации ведущих экспертов отрасли
  • быстро решать все рабочие ситуации

Вам в помощь мы предлагаем не просто комментарии к законодательству, а тематические блоки, в каждом из которых есть:

Стандартная кейнсианская теория логически говорит о том, что государственный бюджет должен работать антициклически - демонстрируя умеренные профициты во время экономического роста и, наоборот, имея как можно больше дефицитов, необходимых для стимулирования экономики во время рецессии, будь то через автоматические стабилизаторы, которые при высоком уровне безработицы они всегда создают себя благодаря так называемому фискальному стимулу - государственным расходам и инвестициям, которые направлены на то, чтобы сохранить совокупный спрос и, следовательно, занятость близка к потенциальным уровням.

  • подборка сложных ситуаций в формате «вопрос-ответ»
  • разъяснения экспертов со ссылками на нормативные документы,
  • решения органов контроля в сфере закупок,

Особенности современной системы государственных закупок в РФ

Государственные закупки занимают существенную долю в затратной части бюджета страны. Решение задачи эффективного расходования бюджетных средств невозможно без налаживания рациональной и прозрачной системы государственных закупок.

На основе мировой практики в Российской Федерации была разработана и внедрена система организации государственных закупок построенная на основе следующих принципов:

  • гласность;
  • открытость;
  • состязательность;
  • экономичность;
  • подотчетность.

Замечание 1

Цели данной системы – оптимизировать расходы государственного бюджета, устранить коррупцию при осуществлении государственных закупок, повысить управляемость процедурами закупки.

На практике обозначенные принципы реализуются за счет открытого размещения информации о закупках на открытом интернет- портале, при этом выбор поставщика (исполнителя) осуществляется на основе конкурсного отбора или аукциона.

Рынок государственных закупок условно разделяют на две основные сферы: открытый и закрытый (особый). Открытый сектор обслуживает государственный спрос на товары гражданского назначения, то есть обеспечивает государственное гражданское потребление, нужды гражданских министерств и ведомств.

Открытый сектор государственных закупок регулируется Федеральными законами:

  • ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • ФЗ № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Под действие закона № 44 ФЗ попадают следующие лица: распорядители бюджетных средств, органы государственной и муниципальной власти, уполномоченные органы, специализированные организации, получатели бюджетных средств.

Под действие закона № 223 ФЗ попадают: субъекты естественных монополий, государственные корпорации, организации, осуществляющие регулирующие виды деятельности, унитарные предприятия, автономные учреждения.

Закрытый сектор государственных закупок касается оборонной промышленности, он регулируется специальным законодательством, в том числе Федеральным законом № 275 ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Способы организации государственных закупок

Замечание 2

В ФЗ № 44 и № 223 обозначены особенности организации следующих видов закупок : конкурс (открытый или с ограниченным участием), запрос котировок, запрос предложений, электронный аукцион, закупка у единственного поставщика. В ФЗ № 223 дополнительно предусмотрены закупки малого объема (до 100 тыс. р.).

Открытый конкурс предусматривает размещение в свободном доступе сообщения о поиске поставщиков, при этом любой поставщик может принять участие в конкурсе, если его товар отвечает требованиям заказчика.

Конкурс с ограниченным участием предусматривает выдвижение особых требований к участникам, что ограничивает перечень потенциальных поставщиков.

Запрос котировки – это способ организации государственных закупок, в процессе которого в единой информационной системе неограниченному кругу лиц сообщается о потребностях заказчика. Победителем является тот участник закупки, ценовое предложение контракта которого является минимальным.

Запрос предложений − это способ организации государственных закупок, аналогичный запросу котировок, но помимо ценового критерия выбора поставщика, выдвигается ряд других требований (например, качество, сроки исполнения и др.)

Электронный аукцион предусматривает размещение в свободном доступе информации о предстоящих торгах. К потенциальным поставщикам предъявляются типовые общие для всех требования. Победителем аукциона является поставщик, который предложит наименьшую цену, при этом участники могут менять информацию в своих предложениях неоднократно.

Рационализация государственных расходов и снижение затрат и издержек на государственные закупки по праву занимают приоритетные позиции в списке целей любого государства в последние годы. Как известно, государственные закупки составляют существенную часть общей экономической деятельности, поскольку государство является крупнейшим игроком на рынке, и для реализации своей деятельности нуждается в товарах, услугах и работах так же, как и любой другой представитель рыночной экономики. Так, общая стоимость сделок по государственным закупкам в среднем развитых странах составляет от 10% до 25% ВВП. Стоимость сделок в сфере частных предприятий достигает более высоких показателей и продолжает расти посредством передачи непрофильных для предприятий направлений деятельности на аутсорсинг.

Таким образом, эффективные закупки являются необходимым условием для обеспечения надлежащего функционирования государственных и муниципальных органов, а также частных предприятий и производств. Повышение эффективности ведет к улучшению социальной и экономической обстановки в стране, за счет краткосрочного определения стоимости и качества объектов закупочной деятельности, и в целом готовности поставщиков инвестировать в научные разработки в долгосрочной перспективе.

Управление государственными закупками представляет собой, безусловно, сложный процесс. Это обусловлено тем, что проблемы выбора поставщика, в том числе, связаны и с управлением рисками. Поскольку, в краткосрочной перспективе закупки динамичны и цикличны, то есть проводятся государством периодически, такая политика часто идет вразрез с долгосрочными целями государства, так что упускаются стратегические приоритеты в будущих отношениях между закупщиками и поставщиками. В данном случае следует подчеркнуть важность роли деловой репутации в сфере государственных закупок, особенно в свете публичных скандалов последних лет в отношении легитимности проводимых в России закупочных процедур, а также качества и цены поставляемой продукции.

В мире не существует универсального подхода к построению лучшей модели системы государственных закупок. Для приближения к таковой следует исследовать не только правовые, но и стратегические практики организации закупочных систем в мире.

Н. Димитри, Г. Пига и Дж. Спаньоло отмечают, что правовые и стратегические вопросы организации государственных закупок необходимы для успешной организации государственных закупок на практике. Они также отмечают, что юридический профессионализм в сфере государственных закупок развивался быстрей, чем экономический и практический. Но при этом вопросы эффективности и стратегии закупок авторы считают более важными, чем вопросы правового сопровождения.

Многие авторы указывают, что в сфере государственных закупок отсутствует единая терминология, что приводит к тому, что одинаковые или похожие ситуации в разных странах и регионах описываются разными терминами. К. Кузнецов отмечает, что некоторыми исследователями ведется работа по созданию понятийного аппарата для государственных закупок.

Согласно исследованию Н. Димитри, Г. Пига и Дж. Спаньоло, особенно данный факт заметен в терминологии процедур конкурентных торгов. Различия возникают из-за разной среды использования терминов. В экономике торги имеют одно значение (sealed bid), в сфере закупок это могут быть как аукционы на понижение цены (descending-in-price), так и закрытые конкурентные торги (sealed-bid tendering) и т.д. И. Кузнецова отмечает, что в отечественном законодательстве закрытые торги - это торги, на которые приглашаются не все участники рынка, а только те, кому направлено специальное приглашение, тогда как за рубежом закрытыми торгами называются конкурентные процедуры, на которые поставщики подают заявки в закрытом виде - в конвертах. Таким образом, sealed-bid tendering в России является открытым конкурсом, а понятие «тендер» в российском законодательстве вообще отсутствует. Каждая мировая организация, будь то конкретная страна, объединение стран или финансовый институт, может иметь собственную терминологию, что осложняет поиск единых практик для организации систем государственных закупок.

Управление системой государственных закупок включает в себя правовые и стратегические вопросы организации закупочной системы. Согласно мнению К. Кузнецова, элементами прокьюремента как системы государственных закупок являются планирование закупок, правовая основа (регламентирование) закупок, осуществление закупочных процедур, мониторинг, контроль и оценка эффективности закупок. И. Кузнецова выделяет центральные процессы закупок, такие как планирование, размещение заказа и управление контрактом, а также процессы управления, которые включают создание нормативной базы, организацию управления закупками, в том числе распределение полномочий и ответственности, а также мониторинг и аудит закупок. Кроме того, центральные процессы закупок не могут быть реализованы без процессов обеспечения, в том числе финансового, материально-технического, информационного, кадрового, методического и научного.

В учебном модуле «Государственные закупки: принципы, законодательные нормы и институциональные схемы», составленном коллективом авторов в составе В. Малочко, Е. Береснева и В. Житковского для центра ILO определены функции закупочной деятельности (Таблица 2):

Таблица 2 - Функции закупочной деятельности

Стратегические

Управленческие

Операционные

Административные

Планирование и развитие закупочной организации и инфраструктуры;

Обеспечение наилучшего использования кадров и ресурсов в сфере закупок;

Разработка и совершенствование политики и практики;

Установление стандартов функционирования;

Формирование механизмов контроля и отчетности;

Привлечение экспертов;

Формирование бюджета государственной организации.

Изучение тенденций рынка;

Анализ потребностей организации в закупках;

Организация эффективной работы закупочного персонала;

Планирование и кодификация закупок для обеспечения эффективности;

Анализ результативности закупочной деятельности.

Разработка спецификаций для конкретных закупок;

Изучение возможностей рынка по предложению товаров и услуг;

Оценка конкурсных заявок и квалификации поставщиков;

Проведение переговоров;

Управление контрактами и проектами.

Обработка и оформление заказов;

Выписка актов приемки при доставке товаров и выполнении работ/услуг;

Получение и проверка счетов;

Ведение отчетности.

Повышение эффективности управления государственными закупками в последние годы включало в себя попытку создания условий для свободной конкуренции, построение максимально прозрачной и открытой системы закупок, борьбу с коррупцией. Решая проблему оптимизации государственных расходов, государственные закупки должны быть как можно более эффективными. Достижение такой цели возможно за счет построения системы закупок, имеющей в своей основе следующие основополагающие принципы: открытости и прозрачности, ответственности и подотчетности, конкурентности и экономичности.

Система закупок для нужд государства представляет собой огромный «живой организм» с множественными жизненными процессами, проходящими внутри него, эту систему можно сравнить разве что с кровеносной системой человека, где каждый капилляр - это отдельный заказчик мелкого звена, предположим, муниципальная школа или городская больница, а крупные артерии - это заказчики федерального уровня.

Как и во всяком живом организме, все действующие лица системы закупок связанны между собой «ниточками» и не один из них не может существовать по отдельности. Давайте рассмотрим данный организм в отдельности в некой экосистеме госзаказа, и обозначим всех действующих лиц. Заказчик - это один, и, пожалуй, самый главный организм в экосистеме госзаказа, без которого нельзя представить данную систему.

Заказчиков можно поделить на следующие несколько уровней:

  • Федеральные
  • Региональные
  • Муниципальные
  • Муниципальные заказчики - это маленькие заказчики, которым перепадают лишь крохи бюджета и вследствие этого, размещением заказа они занимаются редко.

    Региональные же заказчики - достаточно крупные «особи», которые уже имеют неплохую часть делимых бюджетных средств и нужды их уже более крупные по сравнению с муниципальными заказчиками.

    Федеральные заказчики - это «Мамонты» государственного заказа, через их руки проходит большая часть бюджета, но и их потребности в разы выше всех остальных заказчиков. В системе государственного заказ также присутствуют и другие участники экосистемы - это поставщики. Поставщики, как и государственные заказчики, делаться на крупных, средних и мелких. Крупные поставщики обычно нацеливаются на большие и долгосрочные заказы, которые могут принести им баснословные прибыли, в основном это большие проекты строительства, поставка больших партий товара и т.д.

    Средним поставщикам не приходится рассчитывать на выполнение крупных проектов, вследствие чего, они довольствуются всеми теми проектами, за которые не захотели взяться другие заказчики.

    Ну а про мелких заказчиков и говорить не приходится, поскольку это низшее звено в иерархии поставщиков, только на крохи и объедки от всех остальных они могут рассчитывать.

    Есть и третья сторона этой системы, это, конечно же, закон, который описывает все взаимодействие внутри системы государственных закупок и по которому вынуждены жить все ее представители, этот закон носит номер сорок четвертый и имеет статус федерального.

    Система государственных закупок - подводим итоги

    Подводя итоги вышеизложенного, можно сказать одно: система государственных закупок - очень сложная и многогранная система, в которой существуют свои представители, подчиняющиеся одному и единственному закону, но, в то же время, чем крупнее система закупок, тем она и слабее, поскольку еще не существует идеальной системы. Вследствие этого продуманно достаточно много лазеек и ухищрений для того, чтобы обойти закон, по которому эта система живет и развивается.

    Система госзакупок - определение и ключевые проблемы

    Удовлетворение государственных нужд методом приобретения товаров, работ и услуг на деньги из бюджета - есть определение понятия госзакупки. Делая акцент на словосочетании «удовлетворение государственных нужд», необходимо понять, что система госзакупок нацелена на непосредственное удовлетворение наших с вами потребностей. Дороги и страхование автомобилей, больницы, приобретение медицинских препаратов и оборудования, госучреждения и ремонт помещений - всё это и многое другое, без чего не может обойтись человек, обеспечивает государство, реализуя чётко отлаженную и регламентированную систему госзакупок.

    Охватывая почти все области рынка, государство оказывается на нём покупателем. Мы хорошо знаем, что закупки всей нужной продукции: товаров, работ, услуг осуществляются за деньги из бюджета, значительная часть которых приходит от налогоплательщиков, т.е. фактически от нас с вами, а это значит что, то, как реализуется сама система госзакупок, небезразлично для каждого обычного работающего человека. Вот почему вопросы, каким образом государство тратит огромные денежные средства, не занимается ли расточительством, коррупцией и произволом, становятся для нас актуальными. Специальная система госзакупок, регламентированная законодательством, направлена на устранение злоупотреблений при реализации закупок для нужд государства. Система госзакупок представляет собой комплекс чётких указаний осуществления закупок государством, которые позволяют сделать наиболее видимым расходование денежных средств налогоплательщиков. Информацию о том, что система госзакупок станет максимально прозрачной уже в ближайшем времени, сообщил премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев. С января месяца 2014 года вступил в силу закон о федеральной контактной системе, позволивший в значительной степени усовершенствовать ситуацию в сфере, имеющей отношение к жизни практически всех слоёв населения, - сфере закупок. На основании нового закона система госзакупок разрешает отменять организацию тендеров на проведение ненужных торгов и услуг, в случае, когда победитель уже заранее известен. Эта новая система госзакупок регламентирует обязанность властей публиковать долгосрочные и краткосрочные финансовые планы по государственным закупкам и организовывать общественные разговоры по наиболее актуальным из них. Теперь благодаря принятой мере, средние и малые предприятия смогут полноценно участвовать в подобных конкурсах.

    Система госзакупок: подходы и принципы

    Сущность системы госзакупок проявляется в её принципах. Система госзакупок в целом осуществляется по определённым стандартам и правилам. Она основывается на равном и справедливом отношении ко всем участникам проводимых торгов. Все поставщики, подающие свои заявки на официальный сайт госзакупок для участия в конкурсах, имеют равные права, одинаковое количество информации о тендере на госзакупки, а также равные возможности участия в конкурсе на госзакупки, независимо от формы собственности и национальности. Эффективная система госзакупок предполагает прозрачность и открытость процесса закупок.

    Различают инструменты1 прямого и косвенного регулирования.
    Инструментами прямого регулирования выступают:
    лимиты кредитования;
    прямое регулирование ставки процента.
    Вместе с тем наиболее часто Центральный банк прибегает к инструментам косвенного регулирования.
    1 Финансовый инструмент - понятие условное, это форма операций с ценными бумагами.
    Выделяют три главных инструмента, используемые Центральным банком для косвенного регулирования кредитно-денежной сферы:
    1) изменение нормы обязательных резервов, которые коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке;
    2) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования)1, по которой Центральный банк кредитует коммерческие банки;
    3) операции на открытом рынке: купля или продажа Центральным банком государственных ценных бумаг.
    Их реализация имеет целью изменение величины банковских резервов, денежной базы.
    Рассмотрим механизмы косвенного регулирования.
    Обязательные резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерче-ские банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от общего объема депозитов. Они различаются по величине в зависимости от вида вкладов, размеров банков и т. д. В современных условиях служат не столько для страховых, сколько для контрольных и регулирующих функций Центрального банка, а также межбанковских расчетов.
    Чем выше ставка обязательных резервов - тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, связана со значительными издержками.
    Помимо обязательных, коммерческие банки могут хранить в Центральном банке избыточные резервы, например для непредвиденных потребностей в увеличении ликвидных средств. Однако это невыгодно для них, лишает их дохода, поскольку; деньги не пускаются в оборот. С ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.
    В США все банки обязаны держать в ФРС (Федеральной резервной системе) в качестве резерва долю депозитов на уровне от 3 до 18% собственных активов. При увеличении нормы резервов банки уменьшают объем кредитования клиентов, при снижении - расширяют предложение денег. Такое регулирование нормы обязательных резервов является достаточно мощным инструментом воздействия на денежное обращение.
    Изменение процентной ставки (ставки рефинансирования), по которой Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, оказывает своего рода "цепную" реакцию. Если учетная ставка повышается, объем заимствований у Центрального банка сокращается, вместе с тем сокращаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд.
    Получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают свои ставки по ссудам. Волна "сжатия" и "удорожания" денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается.
    1 Рефинансирование - повторное или дополнительное вложение капитала.

    Кредиты Центрального банка для пополнения резервов, как правило, предоставляются на короткий срок. Среднесрочные и долгосрочные ссуды Центрального банка выдаются только для особых нужд (например, на сезонные потребности) или для выхода из тяжелого финансового положения.
    В отличие от межбанковского кредита ссуды, получаемые коммерческими банками от Центрального банка, увеличивают банковские доходы, являются основой мультипликационного роста.
    Операции на открытом рынке - также очень важный способ контроля за денежной массой. Они достаточно широко используются в странах с развитым рынком ценных бумаг, вместе с тем ограничены в странах, где такого рынка нет или он находится в стадии формирования.
    Этот инструмент предполагает куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг, как правило, на вторичных рынках1.
    При покупке Центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков увеличивается сумма на резервных счетах этих банков (иногда на специальном счете для этих операций), вместе с тем в банковскую систему поступают допол-нительные деньги, служащие основой мультипликационного расширения денежной массы.
    При продаже Центральным банком ценных бумаг имеет место обратный процесс.
    Таким образом, через операции на открытом рынке Центральный банк регулирует в определенной мере размер денежной массы в экономике.
    Вместе с тем он не может полностью контролировать предложение денег, поскольку:
    1) коммерческие банки сами определяют величину избыточных резер-вов;
    2) Центральный банк не может точно предусмотреть объем" кредитов, которые будут выданы коммерческим банкам;
    3) соотношение между наличностью и депозитами определяется поведением населения и другими причинами, которые не могут быть предусмотрены Центральным банком.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!