Понятие о централизованных и децентрализованных финансах. Финансовая система РФ: централизованные и децентрализованные финансы
Понятие и структура финансовой системы РФ
Финансовая система это, с одной стороны, совокупность учреждений, занимающихся денежными операциями (фонды, компании, банки), с другой – система финансовых отношений.
Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер или звеньев финансовых отношений, которые характеризуются особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три блока;
1) Централизованные финансы:
государственный бюджет;
внебюджетные фонды;
государственный кредит;
фондовый рынок;
2) Децентрализованные финансы:
финансы предприятий и организаций;
финансы финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов);
3) Финансы домашних хозяйств.
Характеристика централизованных финансов
Сформировавшаяся к настоящему времени государственная бюджетная система РФ состоит из трех самостоятельных звеньев:
федеральный бюджет РФ;
бюджеты субъектов федерации (республик, краев, областей, городов Москва, Санкт-Петербург);
бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).
Бюджетная система РФ является типичной для стран, имеющих федеративное устройство. Государственный бюджет – главное звено всей финансовой системы. Бюджет состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета содержатся источники поступления средств и их количественные параметры. В расходной части определяются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры.
Размер и структура государственного бюджета характеризуют уровень социально-экономического развития страны. Основным источником формирования бюджета служат налоги с физических и юридических лиц. Остальная доходная часть бюджета пополняется за счет неналоговых источников. Собранные доходы используются на решение многочисленных задач, принятых на себя государством: развитие здравоохранения, образования, поддержку пожилых граждан и т.д.
Внебюджетные фонды – это средства Правительства РФ и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Они входят в структуру бюджетной системы РФ. Они создаются во всех странах на определенный срок или действуют постоянно. Их создание обосновывается необходимостью иметь источники средств, не зависящие от одобрения или неодобрения государственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, их формирование осуществляется за счет обязательных целевых отчислений.
В настоящее время в РФ насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируются огромные средства – свыше 60% доходов государственного бюджета.
Основными по размерам и значению являются социальные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
К экономическим относятся: Российский фонд технического развития, отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инвестиционные фонды и др.
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов. Реже государство является кредитором, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение частных обязательств, оно выступает как гарант.
Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
Фондовый рынок это особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специальных финансовых активов – ценных бумаг. Основная его задача – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода через мобилизацию и эффективное использование временно свободных денежных средств.
Характеристика децентрализованных финансов
Основу децентрализованных финансов составляют финансы предприятий и организаций (хозяйствующих субъектов) – денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов по выполнению своих обязательств перед государством, другими предприятиями, персоналом и др.;
финансы коммерческих предприятий (организаций)
финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий
финансы некоммерческих предприятий (организаций)
финансы общественных организаций и объединений
Здесь создаются материальные блага, производятся товары и оказываются услуги – создается национальный доход, являющийся источником централизованных государственных фондов. Это звено обслуживает материальное прoизвoдcтвo, создание валового внутреннего продукта, его распределение внутри предприятий и перераспределение части этого продукта в бюджет и внебюджетные фонды.
Аккумулируют временно свободные денежные средства хозяйственных организаций, главным образом банки и иные кредитные организации . В ряде зарубежных стран и в России существует и развивается коммерческий кредит, предоставляемый одной хозяйственной организацией (поставщиком) другой организации (покупателю).
2 декабря 1990 г. был принят Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», где была определена новая структура банковской системы страны, состоящая из двух уровней :
первый уровень – Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Это – эмиссионный банк. Он не обслуживает предприятия и организации. Его деятельность связана с организацией денежного обращения в стране. Банк осуществляет эмиссию (выпуск) наличных денег, аккумулирует и хранит кассовые резервы денежных знаков, золотовалютные резервы государства. Его клиентами являются кредитные учреждения второго уровня банковской системы.
второй уровень – коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые учреждения.
Коммерческие банки осуществляют посреднические операции, обслуживают расчеты и платежный оборот между предприятиями и организациями, между предприятиями и государственными органами, производят кредитные, фондовые и иные банковские операции.
По уровню специализации различают универсальную и специализированную модель банков. В России преобладают универсальные банки, которые выполняют от нескольких десятков до сотни и более видов банковских операций.
К специализированным относятся банки: ипотечные, инвестиционные, ссудно-сберегательные и др.
Ипотечные банки предоставляют кредиты под залог недвижимости (зданий, сооружений, земли). Основным источником их ресурсов является выпуск собственных ценных бумаг (закладных листов, ипотечных облигаций).
Инвестиционные банки имеют основной функцией размещение на рынке акций, облигаций, выпущенных промышленными и торговыми компаниями, выпуск собственных акций и облигаций.
Ссудно-сберегательные банки аккумулируют доходы и сбережения населения и предоставляют ссуды на потребительские нужды, финансирование жилищного строительства.
Для финансирования государственных программ и задач общественного значения создаются государственные кредитные учреждения. Это главным образом банки реконструкции и развития, сельскохозяйственные банки.
Операции коммерческих банков подразделяются на пассивные операции и активные; комиссионно-посреднические и доверительные.
Активные операции представляют собой операции по размещению привлеченных и собственных средств в целях получения дохода. К ним относятся кредитование, инвестиции в ценные бумаги и операции с валютными ценностями.
Пассивные операции – операции, посредством которых банк формирует свои ресурсы. Суть их состоит в привлечении различных видов вкладов, получении кредитов от других банков эмиссии собственных ценных бумаг.
Помимо ссудных операций коммерческие банки оказывают клиентам банковские услуги – выполняют операции с валютой, размещение и хранение ценных бумаг, финансовую аренду (лизинг), факторинг и др.
Депозитные операции. Для коммерческих банков вклады – главный вид пассива, а следовательно, важный ресурс для проведения активных кредитных операций. Вклад – это денежные средства, переданные в банк их собственником для хранения на определенных условиях.
Страхование это особая социально-экономическая структура, где объектом купли-продажи выступает страховая защищенность. Все хозяйствующие субъекты, каждый человек работает в условиях риска. А формируемые фонды страхования обеспечивают возмещение убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.
Страхование выполняет функции:
формирование фонда денежных средств, как плата за риски, которые берут на себя страховые компании;
возмещение ущерба, материальное обеспечение
предупреждение страховых случаев через меры по недопущению или уменьшению возможных потерь или несчастных случаев;
формирование инвестиционного потенциала страны. Страховой денежный фонд страховой компании – временно свободные деньги, которые можно инвестировать в производство, недвижимость, ценные бумаги, банки и т.д.
Финансы домашних хозяйств
Домашнее хозяйство это группа лиц, совместно принимающих экономические решения. В экономике оно играет следующие роли:
покупатель товаров и услуг, производимых предприятиями;
предоставление предприятиям факторов производства;
сбережение части формируемого в экономике совокупного дохода и приобретение реальных, финансовых активов.
Домашнее хозяйство постоянно вступает в финансовые отношения:
внутри домашнего хозяйства: отношения между участниками по поводу формирования семейных денежных фондов (страхового резерва для поддержания уровня текущего потребления, резерва для повышения уровня капитальных расходов, фонда для дальнейшего инвестирования);
внешние финансовые отношения (с другими домохозяйствами, работодателем, банками, государством, страховыми организациями и др.).
Финансы домашних хозяйств – это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступает домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности.
Это звено в наименьшей степени регламентировано государством. Домашнее хозяйство самостоятельно принимает решения о необходимости и способе формирования денежных фондов, их величине и целевом назначении, о времени их использования – государство не имеет инструментов прямого влияния на процесс распределения располагаемого дохода домашнего хозяйства. Но оно может влиять на общую величину дохода, которым реально располагает домашнее хозяйство.
Система государственных финансовых органов и их роль в финансовой системе РФ
Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделены соответствующей компетенцией.
Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительные органы субъектов Федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджет республик (региональный бюджет), входящих в состав РФ, принимают законы о бюджете, налогах и сборах и др. в пределах своей компетенции, определенной Конституцией РФ.
Исполнительную власть в стране осуществляют Правительство РФ и исполнительные органы субъектов Федерации.
Кроме указанных высших органов государственной власти в финансовой деятельности участвуют специальные органы . Их можно подразделить на две группы:
государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций (Министерство финансов РФ, Банка России);
государственные органы специальной компетенции (Федеральное казначейство, органы финансового контроля, страховой надзор, коммерческие банки).
Здесь главенствующее положение отводится Министерству финансов РФ. На него приходится основной объем финансовой деятельности государства: координация и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу.
В субъектах Федерации в составе правительств или администрации имеются республиканские министерства финансов или другие органы финансового управления. Министерство финансов РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы федерального казначейства.
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. Федеральному казначейству переданы правоприменительные функции Минфина России по обеспечению исполнения федерального бюджета.
Государственным органом, заминающимся сбором налогов, являются Федеральная налоговая служба и территориальные налоговые инспекции в республиках, краях, областях, городах и районах страны.
Введение. 3
Глава1.Понятие централизованных финансов, их роль в финансовой системе Российской Федерации 6
1.1. Определение централизованных финансов, их сущность. 6
1.2. Основные функции и структура централизованных финансов. 8
1.3. Принципы и роль централизованных финансов. 23
Глава2.Закономерности развития централизованных финансов в России. 26
2.1. Основные исторические этапы развития финансов. 26
2.2. Современное состояние централизованных финансов в России. 41
Глава 3. Основные направления совершенствования централизованных финансов в России. 54
3.1.Основные проблемы централизованных финансов России и пути их решения 54
Заключение. 66
Список использованной литературы.. 81
Приложения. 83
Введение
Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах для решения экономических, социальных и политических задач.
Состав централизованных финансов включает в себя главные звенья, формирующие систему финансовой системы страны.
Сбалансированное развитие сфер централизованных финансов на сегодняшний день является достаточно актуальным вопросом.
Предметом исследования , закономерности развития централизованных финансов России.
Целью курсовой работы является анализ закономерностей развития централизованных финансов.
Цель работы позволила сформулировать следующие задачи , которые решались в данной работе:
· Определение централизованных финансов, их сущность
· Основные функции и структура централизованных финансов
· Принципы и роль централизованных финансов
· Основные исторические этапы развития финансов
· Современное состояние централизованных финансов в России
· Основные проблемы централизованных финансов России и пути их решения
Курсовая работа состоит из трех глав:
1. Понятие централизованных финансов, их роль в финансовой системе Российской Федерации
2. Закономерности развития централизованных финансов в России
3. Основные направления совершенствования централизованных финансов в России
Работа подлежит защите на кафедре «Финансы, бюджет и налогообложение «
Глава2. Понятие централизованных финансов, их роль в финансовой системе Российской Федерации
2.1. Определение централизованных финансов, их сущность
Для начала определим понятие Финансы (от лат. financia – доход, платеж при сделке) – экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
По своему составу Финансы – совокупность целевых централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах для решения экономических, социальных и политических задач.
Централизованные финансы также называются государственными финансами , которые включают в себя финансы государства в целом (общегосударственные финансы), финансы субъектов РФ, а также финансы органов местной власти (муниципальные финансы).
Децентрализованные финансы – денежные отношения, опосредующие процесс кругооборота денежных средств фирм, организаций и учреждений (ФОУ), а также домашних хозяйств.
В этой работе более подробно будут изучены централизованные (общегосударственные и муниципальные) финансы.
Сущность централизованных финансов
В связи с обоснованием сущности централизованных финансов дадим еще одно определение.
Централизованные финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.
Материальную основу финансов составляет денежный оборот.
Реальный денежный оборот - это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.
Централизованные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т. п.
Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.
Это относится прежде всего к взаимосвязям между финансами макроуровня и финансами микроуровня.
Финансы макроуровня , и прежде всего государственный и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.
Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования централизованных финансов , позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.
Централизованные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения.
Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т. п.
Централизованные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение централизованных задач.
На рисунке 1.2. представлена общая схема финансовой системы Российской Федерации.
2.2. Основные функции и структура централизованных финансов
Централизованные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях.
Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности.
Основные функции финансовой системы.
Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.
1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления . К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т. п.
2. Функция организации включает бюджетное устройство , бюджетную классификацию , предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе , определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.
3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.
4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.
Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота
1. Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.
Централизованные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов.
С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.
Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами .
Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.
Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.
2. Контрольная функция централизованных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств.
Контроль рублем имеет две формы:
Контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;
Контроль за реализацией стратегии финансирования.
В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера.
Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.
Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т. п.
Контрольная функция централизованных финансов реализуется по следующим основным направлениям:
1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;
2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития ;
3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.
Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов .
Рассмотрим подробнее структуру централизованных финансов.
Рассмотрим структуру централизованных финансов, которые функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном (рис. 1.2).
Рисунок 1.2. Состав централизованных финансов
Таким образом, в состав централизованных финансов входят следующие 3 подсистемы:
Государственный бюджет,
Рассмотрим подробнее каждую из подсистем.
Государственный бюджет
Государственный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год, форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления.
Через государственный бюджет происходит перераспределение части валового национального продукта путем аккумуляции и мобилизации средств, выделения и использования финансовых ресурсов.
Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы Российской Федерации. Он играет активную роль в функционировании экономики, ее поступательном и динамичном развитии.
Бюджетная система Российской Федерации (рис. 1.3) состоит из бюджетов трех уровней:
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - в форме законов субъектов РФ; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований .
Государственный внебюджетный Фонд - централизованный фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.
6. Эффективность и экономность использования бюджетных средств: при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
7. Общее или совокупное покрытие расходов: все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений от источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита могут быть направлены на финансирование определенных расходов бюджета только при финансировании целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы.
8. Гласность означает: 1) опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов; 2) открытость процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного или представительного органа государственной власти, либо между законодательным или представительным и исполнительным органами государственной власти.
9. Достоверность бюджета: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
10. Адресность и целевой характер бюджетных средств: бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретным получателям бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Таким образом в России бюджетная система состоит из 3-х звеньев:
1. Государственный, или федеральный бюджет;
2. Бюджеты членов федерации (субъектов в России);
3. Местные бюджеты.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации (который был принят для регулирования бюджетных отношений разных уровней власти) сформулированы основные принципы построения бюджетной системы Российской Федерации: единство бюджетной системы, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельность бюджетов, полнота отражения в них расходов и доходов, сбалансированность бюджета, эффективность и экономичность использования бюджетных средств, гласность, достоверность бюджета, адресный и целевой характер бюджетных средств.
Система внебюджетных фондов
Одним из звеньев централизованных финансов являются внебюджетные фонды - средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.
Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда .
Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.
Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти . Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой - дает возможность расходовать эти средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.
Динамику развития расходов на внебюджетные фонды можно проанализировать по доходным и расходным статьям государственного бюджета.
Внебюджетные фонды в финансовой системе Российской Федерации были созданы в соответствии с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 01.01.01 г. Главной причиной их создания была необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечения их самостоятельными источниками доходов.
Внебюджетные фонды – важное звено финансовой системы, совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом . Фонды должны поддерживать специальными финансовыми ресурсами важнейшие отрасли и сферы народного хозяйства (например, фонды НИОКР), а также оказывать социальную помощь гражданам РФ.
Внебюджетные фонды находятся в собственности государства , но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.
Сейчас к доходам внебюджетных фондов относят: специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда; отчисления от прибыли предприятий, учреждений; средства бюджета; прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом или юр. лицом; займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков .
На данное время существуют социальные (Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд соц. страхования, Государственный фонд занятости населения, фонды обязательного медицинского страхования, Фонд обязательной соц. поддержки населению) и экономические (Фонд воспроизводства минерально – сырьевой базы, фонды финансового регулирования).
Государственный и муниципальный кредит
Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками. Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованьями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий соответствующего уровня бюджета.
Государство кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования.
Условиями кредитного договора являются:
Срок предоставления или получения кредита;
Обязанности сторон;
Условия обеспечения возврата ссуды;
Проведение региональной финансово-кредитной политики направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональных экономик;
Поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач;
Поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.
Законом о бюджете утверждаются:
Суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;
Размер долга иностранных государств на конец финансового года;
Предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, субъектом РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, за исключением государственных кредитов, предоставляемых государствам - участникам СНГ;
Предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, субъектом РФ государствам - участникам СНГ;
Программа предоставления Российской Федерацией, субъектом РФ государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.
Классификацию государственного кредита иллюстрирует рис. 1.4.
В соответствии с экономической классификацией расходов бюджета, которая включает в себя три уровня статей (раздел, подраздел, параграф), структуру бюджетных средств можно представить следующей схемой (рис. 1.4).
2.3. Принципы и роль централизованных финансов
Состояние централизованных финансов - один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы.
Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ , экологии, обороны и пр.
Централизованные финансы ориентированы на следующие основные принципы:
Единства законодательной и нормативной базы;
Открытости и прозрачности;
Разграничения полномочий и предметов ведения;
Целевой ориентированности;
Научного подхода к реализации намеченных целей;
Экономичности и рациональности;
Управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.
Достижение целей задается стратегией развития.
Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управления стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.
Особое значение имеет определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам:
1) экономической стабилизации;
2) адаптации к рыночным преобразованиям;
3) стимулированию инвестиционной активности.
1. Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Поэтому мониторинг макроэкономических показателей позволяет выявить реальную ситуацию в финансовой сфере.
Из макроэкономических показателей решающее значение имеют уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженности предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень инфляции, ставка рефинансирования Центрального банка РФ, изменение валютного курса и др. Финансовая стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.
2. Финансовая адаптация к рыночным преобразованиям выражается в том, что государство и предприятия являются полноправными участниками рынка капиталов, выступая в роли кредиторов или заемщиков. Организация финансов позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денежные обязательства.
Реформирование экономики с целью финансовой адаптации включает:
Либерализацию цен;
Приватизацию;
Социальную трансформацию;
Интеграцию в мировую систему.
Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанному на низком уровне инфляции и безработицы , внешнеэкономической сбалансированности, благоприятной экологической среде и достаточно высоком жизненном уровне. Цель трансформации - создание социально-ориентированной рыночной экономики.
3. Инвестиционная активность государства и каждого предприятия является результатом и индикатором экономического роста. Финансы играют решающую роль в привлечении инвестиций, создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов. В отношении инвестиционной активности принцип стратегической направленности является определяющим и задача финансов заключается в необходимости его реализации.
Глава3. Закономерности развития централизованных финансов в России
3.1. Основные исторические этапы развития финансов
Финансы способствуют решению общеэкономических задач и поэтому финансовая система государства функционирует как совокупность взаимодействующих звеньев на каждом конкретном историческом этапе, которые мы и рассмотрим.
1. В первые годы социалистического строительства финансовая система была основана на налоговых формах и методах мобилизации ресурсов и воздействия на производство и реализацию товаров. Налоги обеспечивали максимальную концентрацию в бюджете финансовых ресурсов, регулировали платежеспособность предприятий и емкость рынка , ограничивали частный сектор . В этот период объективно возобладала концепция, согласно которой финансовые отношения вызываются существованием государства. В последующем эта концепция сохранила ряд сторонников.
2. В первые годы НЭПа широко распространенным был взгляд на финансовую науку, заключавшийся в том, что ни свободная конкуренция, ни закон спроса и предложения не имеют места, наоборот, здесь господствуют: принудительная власть, монопольный принцип, политические и социальные мотивы.
Считалось недопустимым применение форм и методов управления финансовой деятельностью, заимствованных от капиталистической системы. В качестве приоритета выдвигались интересы «народной казны», «укрепления финансовой мощи Советского государства».
3. Серьезные коррективы финансовая система претерпела в процессе реформы 1930 г., целью которой было изменение системы распределения и направления в бюджет чистого дохода с учетом полной и своевременной мобилизации государственных ресурсов. До реформы насчитывалось около 70 налоговых и неналоговых платежей в бюджет. Реформа способствовала централизации, повышению концентрации финансовых ресурсов, расширению пере распределительных процессов, ограничению хозрасчетной деятельности предприятий, их самостоятельности и ответственности.
Глава 3. Основные направления совершенствования централизованных финансов в России 34
Заключение 44
Список использованной литературы 47
Приложение 49
Введение
Централизованные финансы
Сбалансированное развитие сфер централизованных финансов на сегодняшний день является достаточно актуальным вопросом.
Объектом курсовой работы являются централизованные финансы экономики России.
Предметом исследования , закономерности развития централизованных финансов России.
Целью курсовой работы является анализ закономерностей развития централизованных финансов.
Цель работы позволила сформулировать следующие задачи , которые решались в данной работе:
Определение централизованных финансов, их сущность
Основные функции и структура централизованных финансов
Принципы и роль централизованных финансов
Основные исторические этапы развития финансов
Современное состояние централизованных финансов в России
Основные проблемы централизованных финансов России и пути их решения
Курсовая работа состоит из трех глав:
Понятие централизованных финансов, их роль в финансовой системе Российской Федерации
Закономерности развития централизованных финансов в России
Основные направления совершенствования централизованных финансов в России
Понятие централизованных финансов, их роль в финансовой системе.
Определение централизованных финансов, их сущность
Для начала определим понятие Финансы (от лат.financia– доход, платеж при сделке) – экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
По своему составу Финансы – совокупность целевых централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах для решения экономических, социальных и политических задач.
Централизованные финансы также называются государственными финансами , которые включают в себя финансы государства в целом (общегосударственные финансы), финансы субъектов РФ, а также финансы органов местной власти (муниципальные финансы).
Децентрализованные финансы – денежные отношения, опосредующие процесс кругооборота денежных средств фирм, организаций и учреждений (ФОУ), а также домашних хозяйств
Сущность централизованных финансов
В связи с обоснованием сущности централизованных финансов дадим еще одно определение.
Централизованные финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.
Материальную основу финансов составляет денежный оборот.
Реальный денежный оборот - это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступаютфинансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.
Централизованные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п.
Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.
Это относится прежде всего к взаимосвязям между финансами макроуровня и финансами микроуровня.
Финансы макроуровня , и прежде всего государственный и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.
Важным методологическим фактором является определение принципов организации ифункционирования централизованных финансов , позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.
Централизованные финансы опираются наинформационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения.
Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.
Централизованные финансы имеют четкуюцелевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решениецентрализованных задач.
На рисунке 1.2. представлена общая схема финансовой системы Российской Федерации.
1. Финансовый механизм - это:
Способы организации финансовых отношений, применяемых в целях мобилизации финансовых ресурсов и их использования в государстве
Определение целей и задач, а также совокупности государственных мероприятий по мобилизации и использованию финансовых ресурсов
Контроль за использованием денежных потоков внутри страны
Система налогообложения, применяемая в настоящее время в государстве
Совокупность экономических денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств
2. По степени участия государства в финансовых отношениях различают:
Финансовую стратегию и тактику
Регулирующий и директивный финансовый механизм
Коммерческий, банковский и государственный кредит
3. Система установленных государством форм, видов, методов организации финансовых отношений называется:
Финансовым механизмом
Финансовой системой
4. Выделите орган финансового контроля, регулирующего деятельность участников фондового рынка:
Министерство финансов РФ
Федеральное казначейство
+ Федеральная служба по финансовым рынкам РФ
5. Тип финансовой политики, где государству отводится роль наблюдателя за экономическими процессами в стране, называется:
Регулирующим
Планово-директивным
+ классическим
6. Идеи Дж. М. Кейнса лежат в основе финансовой политики:
+ регулирующего типа
Планово-директивного типа
Классического типа
7. Финансовая политика – это:
Деятельность Государственной Думы в области финансового законодательства
Деятельность государства в области финансовых отношений
Деятельность органов Федерального казначейства
8. Законодательной основой планирования и проведения финансовой политики выступает:
Заявления Правительства РФ
Бюджетное послание Президента РФ
Финансовое законодательство
Административный кодекс РФ
9. Тип финансовой политики, при которой придерживаются принципа невмешательства государства в экономику:
Планово-директивный
Регулирующая
Классическая
Хозяйственный
10. Финансовая политика направлена на:
Мобилизацию финансовых ресурсов
Распределение и перераспределение финансовых ресурсов
Использование финансовых ресурсов
Все перечисленное
11. Фискальная политика представляет собой:
Ценовую политику
Политику доходов и заработной платы
12. Долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу – это:
Финансовая тактика
Финансовый механизм
Финансовая стратегия
13. Проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год осуществляют:
+ Счетная палата РФ
Федеральное казначейство
Министерство финансов РФ
Министерство по налогам и сборам РФ
14. В РФ используется следующая система исполнения бюджета:
Банковская
+ казначейская
Смешанная
15. Аудиторский контроль – это:
+ независимый финансовый контроль
Государственный финансовый контроль
Ведомственный контроль
16. Вид финансового контроля, осуществляемого в процессе составления отчета об исполнении бюджета:
Предварительный
Текущий
+ последующий
17. Для регулирующего финансового механизма характерно:
Прямое непосредственное участие государства
Государство определяет законодательные границы, в рамках которых действуют все участники
Вся система отношений детально разрабатывается государством
Каждый хозяйствующий субъект сам решает, какие платить налоги
18. Контрольная функция финансов осуществляется:
Только органами государственной власти
Хозяйствующими субъектами
+ и государством, и хозяйствующими субъектами
19. Содержание финансовой политики включает: 1) разработку научно обоснованной концепции развития финансов; 2) принятие адресных программ поддержки населения; 3) принятие законодательных актов в сфере финансового права; 4) определение основных направлений использования финансовых ресурсов; 5) разработку государственной экономической политики; 6) разработку мер, направленных на достижение поставленных целей в рамках концепции развития финансов:
+ 1, 4, 6
+ разработку оптимальной траектории перемещений грузопотоков
Определение основных направлений использования финансовых ресурсов
Разработку научно обоснованной концепции развития финансов
Нет верного ответа
21. Выделите положение, не имеющее отношение к типам финансовой политики:
Классическая финансовая политика
Планово-директивная финансовая политика
Регулирующая финансовая политика
+ дисконтная финансовая политика
22. Принцип «невидимой руки» А. Смита лежит в основе финансовой политики:
Классического типа
Регулирующего типа
Планово-директивного типа
Стратегического типа
Монетаристического типа
23. Государственные расходы, налоги и государственный кредит выступают инструментами финансовой политики:
Классического типа
Регулирующего типа
Планово-директивного типа
Монетаристического типа
24. Чрезвычайно высокая концентрация финансовых ресурсов в руках государства на основе государственной собственности является характерной чертой финансовой политики:
Классического типа
Регулирующего типа
Планово-директивного типа
Нет верного ответа
Советского типа
25. Выделите несуществующий тип финансовой политики:
Классический
Планово-директивный
Регулирующий
Монетаристический
26. Денежные доходы, накопления и поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и государства и предназначенные на цели расширенного воспроизводства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных потребностей, нужд обороны и государственного управления представляют собой:
+ финансовые ресурсы
Финансы
Финансовую систему
27. В основе финансовой политики регулирующего типа лежат идеи:
Дж. М. Кейнса
А. Смита
К. Маркса
В.И. Ленина
З. Фрейда
28. В проверке точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств заключается ___________ функция финансов:
Распределительная
Регулирующая
+ контрольная
Стабилизационная
29. Финансовая политика является составной частью____________ политики государства:
+ экономической
Денежной
Налоговой
Бюджетной
31. Выделите этапы проведения государственной финансовой политики: 1) выработка научно обоснованной концепции развития финансов; 2) приспособление финансовых институтов к меняющимся условиям рынка; 3) определение основных направлений использования финансов на текущий период и перспективу; 4) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей:
32. Из данных категорий выделите финансовые рычаги государственного воздействия на экономические процессы: 1) государственный бюджет; 2) государственные цены и тарифы; 3) финансовый механизм; 4) налоги; 5) экспортно-импортные пошлины; 6) ВВП:
Финансовая система»
1. Совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, характеризующихся особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств – это:
Финансовая система
Финансовые ресурсы
Финансовая политика
Финансовые отношения
Финансовый механизм
Финансы
2. Из перечисленных звеньев финансовой системы выделите базовое, являющееся источником финансовых ресурсов:
Государственный бюджет
Фонды страхования
Финансы предприятий
Внебюджетные фонды
3. Основой выделения сфер и звеньев в структуре финансовой системы являются:
Государственные финансы
Различия в источниках ресурсов всех звеньев
Денежные отношения
Особенности в формировании и использовании фондов денежных средств
4. Звеном финансовой системы НЕ являются:
Внебюджетные фонды
Финансы домашних хозяйств
Внебюджетные фонды и финансы домохозяйств
Структурные подразделения предприятий
5. Из перечисленных бюджетов не являются составной частью государственных финансов: 1) государственный бюджет; 2) местные бюджеты; 3) государственные внебюджетные фонды; 4) бюджеты субъектов федерации; 5) семейные бюджеты; 6) государственный кредит:
6. В понятие «государственные финансы» с фондовой точки зрения входят: 1) налоги; 2) государственный бюджет; 3) фискальная политика; 4) внебюджетные фонды; 5) финансовый механизм; 6) бюджетный дефицит; 7) государственный кредит; 8) консолидированный бюджет:
1, 2, 4, 7 и 8
7. В сферу государственных финансов входит такое звено, как:
Государственный кредит
Финансы предприятий
8. В понятие «государственные финансы» с фондовой точки зрения входят: 1) налоги; 2) государственный бюджет; 3) внебюджетные фонды; 4) бюджетный дефицит; 5) государственный кредит:
1, 2, 3, 4 и 5
9. Термин бюджетное регулирование относится к:
Перераспределению ресурсов между уровнями бюджетной системы
Управлению бюджетом
Бюджетному управлению сферами и субъектами экономики
Управлению государственным долгом
10. Централизованные фонды денежных средств формируются:
+ на государственном уровне
На уровне субъектов хозяйствования
На всех уровнях
11.Основой единства всех звеньев финансовой системы является:
Государственный бюджет
Финансовая политика, проводимая государством
Единый источник ресурсов для всех звеньев – национальный доход
Действие рыночных механизмов хозяйствования
12. Финансы страхования относятся к:
И к централизованной, и к децентрализованной сфере
13. Финансы населения относятся к:
Сфере централизованных финансов
+ сфере децентрализованных финансов
И к централизованной, и к децентрализованной сфере финансовых отношений
14. К государственным финансам относят:
+ сферу централизованных финансов
Сферу децентрализованных финансов
Централизованную и децентрализованную сферы финансовых отношений
15. Ранее в структуре финансовой системы не выделяли звено:
Государственный бюджет
Государственный кредит
Внебюджетные фонды
+ финансы населения
16. Через звенья финансовой системы перераспределяется:
+ национальный доход
Только прибыль предприятий
17. Из перечисленных звеньев финансовой системы выделите звенья, относящиеся к сфере централизованных финансов: 1) государственный бюджет; 2) государственный кредит; 3) финансы государственных предприятий; 4) финансы страхования; 5) внебюджетные фонды:
+ 1, 2 и 5
18. Из перечисленных звеньев финансовой системы выделите звенья, относящиеся к сфере децентрализованных финансов: 1) бюджет государства; 2) финансы населения; 3) государственный кредит; 4) финансы предприятий; 5) финансы страхования; 6) внебюджетные фонды:
+ 2, 4 и 5
19. В структуре финансовой системы выделяют:
Централизованные и децентрализованные государственные финансы
+ централизованные и децентрализованные фонды денежных средств
Централизованные и децентрализованные предприятия
20. Государственный кредит с точки зрения совокупности присущих финансовых отношений:
+ выделяют в отдельное звено финансовой системы
Включают в состав внебюджетной системы
21. Финансы населения:
Не включают в состав финансовой системы
+ выделяют в качестве звена финансовой системы
Выделяют в составе централизованных фондов денежных средств
22. Пенсионный фонд РФ:
Относится к централизованным финансам
Относится к децентрализованным финансам
Не относится ни к централизованным, ни к децентрализованным финансам
23. Финансы негосударственных пенсионных фондов:
Относятся к сфере децентрализованных финансов
Относятся к сфере централизованных финансов
Относятся к внебюджетным фондам
Не относятся ни к сфере централизованных, ни к сфере децентрализованных финансов
24. Финансы государственных предприятий относятся к:
Централизованным финансам
+ децентрализованным финансам
Государственной бюджетной системе
25. В сферу государственных финансов входит такое звено, как:
Банковские кредиты, выдаваемые банками с государственным участием
Государственный кредит
Денежные фонды государственных предприятий
26. Различные группы финансовых отношений объединены в финансовую систему государства вследствие:
+ взаимосвязи ее отдельных звеньев
Подчиненности звеньев единому центру
Отсутствия взаимосвязи в отдельных звеньях
Наличие единого начала в лице государственной власти
27. К сфере децентрализованных финансов не относят такое звено, как:
Финансы предприятий
Финансы страхования
+ государственный кредит
28. К децентрализованным финансам не относят такое звено, как:
Финансы населения
Финансы предприятий
+ финансы муниципальных органов власти
29. К централизованной сфере финансовой системы государства не относят такое звено, как:
Государственный бюджет
Внебюджетные фонды
+ коммерческие банки
30. Из перечисленных звеньев к децентрализованным финансам не относят: 1) финансы государственных предприятий; 2) бюджет государства; 3) финансы коммерческих предприятий; 4) финансы коммерческих банков с государственным участием; 5) финансы местных органов власти; 6) бюджет субъекта федерации:
+ 2, 5, 6
31. Из перечисленных звеньев к централизованным финансам относят: 1) бюджет государства; 2) финансы государственных предприятий; 3) финансы коммерческих предприятий; 4) финансы коммерческих банков с государственным участием; 5) финансы местных органов власти; 6) финансы домашних хозяйств, членами которого являются государственные служащие; 7) государственные внебюджетные фонды:
+ 1, 5, 7
32. Финансы страхования:
+ являются самостоятельным звеном финансовой системы
Подчинены государственным финансам
Включаются в состав государственных внебюджетных фондов
33. Выделите звено, в котором создается национальный доход государства:
Государственный бюджет
Внебюджетные фонды
+ финансы предприятий
Финансы населения
34. К какому из звеньев финансовой системы можно отнести фонды обязательного медицинского страхования:
Государственный бюджет
Финансы предприятий
Финансы страхования
+ внебюджетные фонды
35. Компенсация ущерба, вызванного реализацией рисков, осуществляется в таком звене финансовой системы, как:
Бюджет государства
Внебюджетные фонды
Финансы предприятий
+ финансы страхования
36. Выплата заработной платы позволяет формировать фонды денежных средств в звене:
Государственный кредит
+ финансы населения
Финансы предприятий
37. На децентрализованном уровне формируются:
+ фонды предприятий
Фонды государства
Внебюджетные фонды
38. На централизованном уровне формируются:
Фонды предприятий
Фонды страхования
+ внебюджетные фонды
39. Формирование финансовой системы связано с функционированием:
+ финансовых отношений
40. Особенности в организации финансовых отношений приводят к формированию:
+ сфер и звеньев финансовой системы
Институтов финансовой системы
41. Не является звеном финансовой системы:
Бюджет государства
Государственный кредит
42. Выделите звено финансовой системы:
+ бюджет государства
Государственная власть
43. Выделите правильное утверждение о структуре финансовой системы:
Децентрализованные финансы носят подчиненный характер по отношению к централизованным финансам
Централизованные финансы носят подчиненный характер по отношению к децентрализованным финансам
В структуре финансовой системы выделяют две равнозначные сферы финансовых отношений: централизованную и децентрализованную
44. Выберите верное утверждение:
+ финансы страхования относятся к децентрализованным финансам финансовой системы
Финансы страхования входят в состав внебюджетных фондов
Финансы страхования не имеют отношения к финансовой системе государства
45. Выделите неверное утверждение:
В составе финансов предприятий выделяют финансы коммерческих и некоммерческих предприятий
+ внебюджетные фонды входят в состав бюджета государства
Государственный кредит входит в состав государственных финансов
46. Финансы муниципальных образований:
+ относятся к такой сфере финансовой системы, как централизованные финансы
Относятсяк такой сфере финансовой системы, как децентрализованные финансы
47. Выделите верное утверждение:
+ все звенья финансовой системы характеризуются различной ролью в общественном воспроизводстве
Звенья финансовой системы не связаны с общественным воспроизводством
С общественным воспроизводством связаны только финансы предприятий
48. Фондом денежных средств не является:
Бюджет государства
Фонд заработной платы
49. В настоящее время страховой фонд страховщика создается:
В централизованном порядке
+ в децентрализованном порядке
И в централизованном, и в децентрализованном порядках
50. В широком смысле страховой фонд – это:
+ часть ВВП, используемая для возмещения потерь, причиненных неблагоприятными событиями
Страховой фонд самострахования
Только государственный централизованный страховой фонд
51. Финансы муниципальных учреждений образования:
Относятся к такой сфере финансовой системы, как централизованные финансы
+ относятся к такой сфере финансовой системы, как децентрализованные финансы
Находятся на стыке двух сфер: централизованных и децентрализованных финансов
Имеют непосредственное отношение к государственным финансам
Централизованные финансы - это отношения, возникающие у государства в процессе формирования, распределения и использования целевых денежных фондов. Данный вид финансов (если рассматривать его как совокупность денежных средств), как правило, сначала аккумулируется на государственных счетах центрального банка страны, а затем распределяется в бюджет и
Они способствуют реализации главной цели, которую государство стремится достичь, финансированию основных социально-экономических программ, обеспечению государственного аппарата управления и военного запаса страны. любой страны включает централизованный и децентрализованный сектор. Последний предполагает наличие складывающихся в процессе взаимодействия различных хозяйствующих субъектов.
Как уже отмечалось выше, централизованные финансы образуют совокупность отношений по поводу аккумулирования и распоряжения средствами в муниципальном и государственном секторе. Основу таких взаимоотношений составляет - единый процесс, соединяющий безналичный и наличный поток денежных средств, обеспечивающий удовлетворение требований и обязательств контрагентов. Иными словами: благодаря им осуществляется расширенный Централизованные финансы находятся в тесной взаимосвязи с децентрализованными. Так, состояние бюджета и объем поступающих средств в казну во многом зависят от деятельности отдельных предприятий и развитости отдельных
Централизованные и децентрализованные финансы выполняют одинаковые функции.
Планирование основополагающих целей, имеющих первостепенное значение для экономики страны. Установление главных ориентиров имеет огромное значение для дальнейшей деятельности как отдельных предприятий, так и государственных органов. Если говорить о централизованной сфере, то выполнение данной функции проявляется в утверждении ежегодных бюджетов и плановых балансов.
Организационная функция предполагает наличие четкой структуры, каждый элемент которой наделен особыми полномочиями и обязанностями. А для облегчения и упорядочения деятельности каждого структурного элемента, то есть уполномоченного государством органа, разработана четкая классификация бюджетов, что значительно ускоряет процесс распределения финансов.
Централизованные финансы выполняют стимулирующую функцию. Она проявляется в перераспределении средств более нуждающимся предприятиям и организациям с целью поддержания стратегически важной для хозяйствования.
Кроме того, государственные органы осуществляют контроль за деятельностью всех элементов экономической системы и определяют степень их соответствия установленным критериям, нормам и нормативам. Контролирующая функция обуславливает разработку и утверждение целого свода законодательных актов и административно-правовых норм. Главенствующее положение занимает контроль за целевым использованием полученных из бюджета средств. Таким образом, централизованные финансы подвергаются жесткому надзору.