Все для предпринимателя. Информационный портал

Запрет о действующих решениях о приостановлении. Приостановление операций по счетам: нюансы правоприменения

Андрей Кизимов,

кандидат экономических наук, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Налоговая инспекция может приостанавливать операции по банковским счетам организации только в случаях и по правилам, предусмотренным Налоговым кодексом РФ (п. 6 ст. 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1, подп. 5 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Право на блокировку счета

Заблокировать банковский счет налоговая инспекция вправе, если организация:

  • не исполнила требование налоговой инспекции об уплате налога (пеней, штрафа);
  • не представила налоговую декларацию в установленный срок;
  • не отправила в налоговую инспекцию электронную квитанцию о приеме направленных инспекцией требований или уведомлений.

Такой порядок предусмотрен пунктами 2 и 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Если организация не представила или несвоевременно представила в налоговую инспекцию бухгалтерскую (финансовую отчетность), оснований для приостановления операций по банковскому счету у инспекции не возникает (письмо Минфина России от 4 июля 2013 г. № 03-02-07/1/25590).

Блокировка за неуплату налогов

Если блокировка счета вызвана взысканием задолженности перед бюджетом, решение о приостановлении операций принимается не раньше, чем вынесено решение о взыскании налогов (сборов, штрафов, пеней) (абз. 2 п. 2 ст. 76 НК РФ). При этом расходные операции приостанавливаются только в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций по счетам. Если в решении о приостановлении операций указано несколько счетов, банк должен заблокировать каждый из них на сумму, указанную в решении. Приостановить расходные операции по валютному счету инспекция может на сумму, эквивалентную сумме в рублях, указанной в решении. Пересчет производится по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету. Такой порядок предусмотрен положениями абзаца 3 и 4 пункта 2 статьи 76 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письме Минфина России от 14 января 2013 г. № 03-02-07/1-6.

Денежные средства, которые находятся на банковских счетах сверх сумм задолженности, организация вправе использовать по своему усмотрению (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).

Блокировка за непредставление деклараций

Если блокировка счета вызвана несвоевременной подачей налоговой декларации, решение о приостановлении операций может быть принято не раньше чем через 10 рабочих дней по истечении срока, установленного для сдачи отчетности. Такое право сохраняется за инспекцией в течение трех лет. Это следует из подпункта 1 пункта 3 статьи 76 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. При этом на сумму блокировки никаких ограничений нет (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).

Поскольку в пункте 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ речь идет именно о налоговых декларациях, за несвоевременное представление налоговых расчетов заблокировать счет организации инспекция не вправе. Например, инспекция не может приостановить операции по банковскому счету налогового агента, который не сдал расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогах. Но если налоговый агент (в т. ч. на спецрежиме) не отчитается о суммах удержанного НДС (не сдаст раздел II декларации по НДС), то у инспекции будут основания для приостановки операций по расчетному счету. Такие разъяснения содержатся в письмах ФНС России от 11 декабря 2014 г. № ЕД-4-15/25663 и от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692.

Ситуация: имеет ли право налоговая инспекция вынести решение о приостановлении операций по банковским счетам организации, если организация вовремя не представила расчет по авансовым платежам (иные документы, служащие основанием для расчета и уплаты налогов)

Нет, не имеет.

Налоговая инспекция вправе заблокировать банковские счета организации, если организация опоздала с подачей налоговой декларации. Счет может быть заблокирован после того, как истекли 10 рабочих дней с последнего срока подачи декларации по тому или иному налогу. Инспекция может принять такое решение в течение трех лет с момента неподачи декларации. Это следует из подпункта 1 пункта 3 статьи 76 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. При этом на сумму блокировки никаких ограничений нет (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).

Поскольку в пункте 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ прямо сказано, что блокировать счет можно только за неподачу налоговой декларации, то налоговая инспекция не вправе приостанавливать операции по счетам, если организация опоздала с подачей расчета по авансовым платежам.

Аналогичные выводы содержатся в письмах ФНС России от 11 декабря 2014 г. № ЕД-4-15/25663, Минфина России от 12 июля 2007 г. № 03-02-07/1-324.

Блокировка за нарушение правил электронного документооборота

С 2015 года организации и предприниматели, которые должны сдавать отчетность в электронном виде, обязаны обеспечить прием и подтверждение приема электронных документов, направленных налоговыми инспекциями. К таким документам относятся требования о представлении документов (пояснений), а также уведомления о вызове в инспекцию. Подтверждение приема документов сводится к отправке в инспекцию электронных квитанций о получении таких требований и уведомлений. Отправить квитанцию о приеме документов нужно в течение шести рабочих дней с даты получения. Об этом сказано в пункте 5.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Если в шестидневный срок организация (предприниматель) не подтвердила прием документов, то в течение следующих 10 рабочих дней инспекция вправе заблокировать расчетный счет налогоплательщика (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Ситуация: как отказаться от приема электронного требования из налоговой инспекции

Отправьте в инспекцию электронное уведомление об отказе.

Отказаться от приема электронного требования из налоговой инспекции можно в трех случаях:
– требование адресовано другому налогоплательщику и поступило в организацию ошибочно;
– требование не соответствует утвержденному формату;
– в требовании отсутствует квалифицированная электронная подпись должностного лица налоговой инспекции.

Такие основания для отказа предусмотрены пунктом 14 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168. Правда, на практике возможен лишь первый случай – ошибка с адресатом. Поскольку электронные требования формируются автоматически и несоответствия в формате самого документа или электронной подписи практически исключены.

Итак, если вы получили электронное требование ошибочно, то нужно направить в налоговую инспекцию уведомление об отказе (п. 17 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168). Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362. Уведомление сформируйте автоматически в электронном виде с помощью программы, обеспечивающей электронный документооборот. В текстовом формате электронное уведомление будет выглядеть так.

Главбух советует: быстро отправить уведомление можно в Системе Главбух Отчеты. Для этого достаточно выполнить несколько несложных действий.

Важно: уведомление нужно отправить не позднее следующего рабочего дня после отправки документа налоговой инспекцией (п. 16 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168). Правда, за нарушение этого срока санкций не предусмотрено. Но вот если в течение шести рабочих дней инспекция не получит ни квитанцию о приеме, ни уведомление об отказе, она может заблокировать ваш расчетный счет (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Блокировка как противодействие сокрытию имущества

Кроме перечисленных случаев, блокировка счета допускается, если у налоговой инспекции есть основания полагать, что организация может скрыть свое имущество от принудительного взыскания для погашения задолженности перед бюджетом. Если по результатам выездной проверки организации начислены налоги, пени, штрафы, налоговая инспекция имеет право вынести решение о запрете на отчуждение (передачу в залог) некоторых видов имущества организации (недвижимости, транспортных средств и т. д.) без ее согласия (п. 10 ст. 101 НК РФ). После этого инспекция может заблокировать деньги в банках на сумму начисленной задолженности, которая не покрыта стоимостью указанного имущества (абз. 3 подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ). Порядок блокировки в этом случае соответствует порядку, установленному статьей 76 Налогового кодекса РФ (абз. 1 подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).

Блокировка при реорганизации

Если инспекция своим решением заблокировала счет организации, прекратившей свою деятельность в связи с реорганизацией, действие этого решения распространяется и на счета ее правопреемников. Об этом сказано в письме Минфина России от 24 июля 2012 г. № 03-02-07/1-187.

Ограничения блокировки

Несмотря на то что блокировка счета ограничивает возможности организации в использовании денежных средств, некоторые виды платежей все же можно провести.

Блокировка счета не распространяется:

  • на платежи по перечислению в бюджет налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов.
  • на платежи, очередность которых по гражданскому законодательству предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов;

Об этом сказано в абзаце 3 пункта 1 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Первое ограничение означает, что даже после блокировки счета действующая организация может направлять в банк платежные поручения на перечисление в бюджет налогов, сборов, страховых взносов. Банк обязан исполнять эти поручения (письма Минфина России от 3 июня 2010 г. № 03-02-07/1-266, от 4 декабря 2008 г. № 03-02-07/1-495). Кроме того, банк обязан списывать с заблокированного счета организации суммы налогов и взносов по исполнительным документам судебных приставов-исполнителей (письмо Минфина России от 1 августа 2011 г. № 03-02-07/1-270).
А вот, например, обязанность по перечислению таможенных пошлин (сборов) организация исполнить не сможет: эти суммы не относятся к налогам (сборам) и иным платежам, указанным в пункте 1 статьи 76 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 3 июня 2010 г. № 03-02-07/1-265).

При применении второго ограничения необходимо учитывать, что у действующих организаций платежи по банковским счетам проводятся в следующем порядке:

  • в первую очередь – по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
  • во вторую очередь – по исполнительным документам для расчетов по выплате выходных пособий и зарплаты увольняющимся сотрудникам, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь – по платежным документам для расчетов по зарплате работающим сотрудникам, по поручениям налоговых инспекций и внебюджетных фондов на взыскание задолженности по налогам, сборам и обязательным страховым взносам;
  • в четвертую очередь – по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
  • в пятую очередь – по другим платежным документам в порядке календарной очередности (в т. ч. по платежным поручениям организаций на перечисление текущих налогов, сборов, страховых взносов).

Об этом сказано в пункте 2 статьи 855 Гражданского кодекса РФ.

Взыскание налогов по требованию инспекций относится к третьей очереди. Поэтому платежи первой и второй (а в некоторых случаях и третьей) очереди банк исполнит безоговорочно. Даже если счет организации заблокирован.

Если средств на расчетном счете организации недостаточно, платежи по требованиям, относящимся к одной очереди, производятся в порядке календарной очередности поступления документов. Например, в действующих организациях как перечисление зарплаты, так и взыскание недоимок по требованиям налоговых инспекций и внебюджетных фондов относится к одной – третьей – очереди. Поэтому сначала банк будет исполнять те платежные поручения, которые поступили раньше. Это правило применяется и в том случае, если счет организации заблокирован. Такой вывод подтверждается письмами Минфина России от 11 июля 2013 г. № 03-02-07/1/26955, от 19 апреля 2013 г. № 03-02-07/1/13537, от 6 ноября 2012 г. № 03-02-07/1-279 и ФНС России от 27 февраля 2013 г. № АС-4-2/3225.

Другой порядок действует, если организация ликвидируется. В этом случае применяется очередность платежей, установленная пунктом 1 статьи 64 Гражданского кодекса РФ.

В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о компенсациях:

  • морального вреда;
  • сверх возмещения вреда, причиненного разрушением, повреждением объекта капитального строительства;
  • сверх возмещения вреда, причиненного нарушением требований безопасности при строительстве;
  • сверх возмещения вреда, причиненного нарушениями требований безопасной эксплуатации зданий и сооружений.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и зарплаты сотрудников, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

В четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Таким образом, ликвидируемая организация вправе расходовать денежные средства на платежи первой и второй очереди (например, на выплату зарплаты), даже если расчетный счет организации заблокирован, а обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды не перечислены. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 8 апреля 2011 г. № 03-02-07/1-112.

Ситуация: можно ли перечислить зарплату сотрудникам действующей организации с расчетного счета, заблокированного налоговой инспекцией

Да, можно.

При блокировке счета банк прекращает все расходные операции по нему (абз. 2 п. 1 ст. 76 НК РФ). При этом приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность которых предшествует очередности расчетов с бюджетом (абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ).

Перечисление зарплаты работающим сотрудникам относится к платежам третьей очереди (п. 2 ст. 855 ГК РФ). К этой же очереди относятся платежи в бюджет, которые взыскиваются по требованиям налоговых инспекций и внебюджетных фондов.

Если расходные операции приостанавливаются из-за того, что в установленный срок организация не сдала налоговую декларацию, то блокируются все денежные средства, находящиеся на расчетном счете. Однако никаких требований на взыскание задолженности по налогам инспекция в банк не направляет. Если в это время организация передаст в банк платежные документы на перечисление зарплаты, то очевидно, что очередность исполнения этих документов будет предшествовать очередности расчетов с бюджетом – ведь никаких налоговых обязательств (т. е. других платежей третьей очереди) у организации нет. И если средств на расчетном счете достаточно, банк обязан перечислить зарплату сотрудникам организации в полном объеме, без ограничений. Такой вывод подтверждается письмами Минфина России от 5 марта 2014 г. № 03-02-07/1/9526 и от 9 ноября 2012 г. № 03-02-07/1-285.

Если расходные операции приостанавливаются из-за того, что организация не исполнила требование об уплате налога (пеней, штрафа), действует другой порядок. В этом случае налоговая инспекция или внебюджетный фонд выставляет требование об уплате налогов или страховых взносов, а у организации возникают платежные обязательства, которые должны исполняться в третью очередь. Если в это время организация передаст в банк платежные документы на перечисление зарплаты, то исполнять их банк будет в порядке календарной очередности. На практике возможны следующие варианты:
платежное поручение на перечисление зарплаты поступило в банк раньше, чем инспекция заблокировала счет;
– платежное поручение на перечисление зарплаты поступило в банк после блокировки счета.

В первом случае банк сначала исполнит платежное поручение на перечисление зарплаты. Если денежных средств на счете недостаточно, то в картотеке платежка на выплату зарплаты будет первоочередной. Поэтому при поступлении денег на счет в первую очередь банк направит их на перечисление зарплаты.

Такой вывод подтверждается письмами Минфина России от 11 июля 2013 г. № 03-02-07/1/26955, от 19 апреля 2013 г. № 03-02-07/1/13537, от 6 ноября 2012 г. № 03-02-07/1-279 и ФНС России от 27 февраля 2013 г. № АС-4-2/3225.

Пример перечисления зарплаты с расчетного счета, заблокированного за неисполненное требование об уплате налогов. Платежное поручение на выплату зарплаты поступило в банк раньше, чем счет был заблокирован

15 апреля организация отправила в банк платежные поручения на перечисление зарплаты пяти сотрудникам:
– поручение № 101 – 80 000 руб.;
– поручение № 102 – 90 000 руб.;
– поручение № 103 – 40 000 руб.;
– поручение № 104 – 60 000 руб.;
– поручение № 105 – 25 000 руб.

Остаток средств на расчетном счете по состоянию на 15 апреля – 0 руб. Поэтому данные платежные поручения поставлены в очередь неисполненных платежей.

16 апреля налоговая инспекция заблокировала расчетный счет организации за неисполненное требование об уплате налогов на сумму 200 000 руб.

17 апреля на счет организации поступила оплата от покупателя в сумме 210 000 руб. Несмотря на блокировку счета, вся эта сумма была направлена на погашение задолженности по платежным поручениям №№ 101, 102 и 103.

Во втором случае действует другой порядок. Дело в том, что при блокировке за неисполненное требование об уплате налогов расчетный счет блокируется не полностью, а только в пределах той суммы, которая указана в требовании налоговой инспекции. Следовательно, если у организации достаточно незаблокированных средств на счете, то банк обязан исполнить платежное поручение на перечисление зарплаты.

Пример перечисления зарплаты с расчетного счета, заблокированного за неисполненное требование об уплате налогов. Платежное поручение на выплату зарплаты поступило в банк, когда счет уже был заблокирован

По состоянию на 15 апреля остаток средств на расчетном счете организации – 1 000 000 руб. В этот же день налоговая инспекция приостановила расходные операции по счету на сумму 150 000 руб.

16 апреля организация направила в банк платежное поручение на перечисление зарплаты (с указанием очередности платежа «3») на сумму 300 000 руб. Несмотря на блокировку счета, банк обязан провести этот платеж, поскольку «свободных» средств на счете – 850 000 руб. (1 000 000 руб. – 150 000 руб.) – достаточно для перечисления зарплаты.

Если же «свободных» денег на счете не хватит, то организация вынуждена будет сначала погасить задолженность по налоговому требованию и лишь затем сможет выплатить зарплату.

Решение о блокировке

Форма решения о приостановлении операций на счетах в банке утверждена приказом ФНС России от 3 октября 2012 г. № ММВ-7-8/662. Принимает такое решение руководитель или заместитель руководителя налоговой инспекции (п. 2, 3 ст. 76 НК РФ).

Решение о блокировке счета передается в банк в электронной форме. Копия решения вручается представителю организации под расписку или способом, который позволяет установить дату получения копии организацией. Об этом сказано в пункте 4 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Налоговая инспекция может вынести несколько решений о приостановлении операций по банковскому счету организации. В этом случае банк обязан заблокировать счет на общую сумму, указанную в этих решениях (письмо Минфина России от 24 июля 2009 г. № 03-02-07/1-384).

Приостановление операций организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком такого решения до момента его отмены. При этом решение о блокировке счета не распространяется на платежные поручения, проведенные банком в тот же день, когда поступило решение, но раньше по времени (письмо Минфина России от 23 мая 2011 г. № 03-02-07/1-169).

Банк, получив из налоговой инспекции документ о блокировке счета, должен исполнить его безусловно, даже если счет заблокирован неправомерно (п. 6 ст. 76 НК РФ). Никаких претензий к банку организация предъявить не сможет, так как банк не несет ответственности за убытки, понесенные ею из-за блокировки счета (п. 10 ст. 76 НК РФ). Кроме того, банк приостановит операции по счетам, даже если после принятия инспекцией решения о блокировке счета организация сменит свое название и реквизиты счета. Об этом говорится в пункте 7 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Открыть новый счет (вклад, депозит) в период блокировки организация не сможет. Причем не только в обслуживающем, но и в любом другом банке. Такой порядок установлен пунктом 12 статьи 76 Налогового кодекса РФ. В настоящее время налоговая служба разрабатывает специальный интернет-сервис, через который банки смогут оперативно получать сведения об организациях, чьи счета заблокированы налоговыми инспекциями. На этом же ресурсе будет размещаться информация об отмене блокировки. Об этом сказано в письме ФНС России от 22 января 2014 г. № ЕД-4-2/738.

Заявление об отмене блокировки

Если инспекция заблокировала сразу несколько счетов организации, а на покрытие задолженности перед бюджетом достаточно средств только некоторых из них, организация вправе подать в инспекцию заявление об отмене блокировки. Но только в отношении тех счетов, на которых числятся денежные средства сверх суммы, необходимой для погашения задолженности. Например, если инспекция заблокировала три счета организации, а для покрытия задолженности достаточно остатков денежных средств на двух из них, организация может обратиться в инспекцию с письменным заявлением об отмене блокировки третьего счета.

Заявление составьте в произвольной форме. В нем укажите:

  • номера банковских счетов, на которых хватает денежных средств для покрытия задолженности;
  • номера банковских счетов, которые следует разблокировать.

К заявлению приложите документы, подтверждающие наличие денежных средств, достаточных для погашения задолженности. Такими документами могут быть справки из банков об остатках денежных средств на заблокированных счетах.

Это следует из положений пункта 9 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Отмена решения о блокировке

Решение о приостановлении операций по счетам, указанным в заявлении, отменяется:

  • в течение двух рабочих дней со дня получения от организации заявления об отмене блокировки (если организация приложила подтверждающие документы к заявлению) (абз. 2 п. 9 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
  • в течение двух рабочих дней со дня получения из банка сведений об остатках денежных средств на заблокированных счетах организации (если организация не приложила подтверждающие документы к заявлению) (абз. 4 п. 9 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Решение о приостановлении операций в отношении всех остальных счетов отменяется:

  • не позднее одного рабочего дня, следующего за днем представления организацией налоговой декларации, – если счет был заблокирован в связи с несвоевременным представлением организацией налоговой декларации (подп. 1 п. 3.1 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
  • не позднее одного рабочего дня, следующего за днем передачи электронной квитанции о приеме требований и уведомлений либо за днем представления самих документов, пояснений, явки в инспекцию (подп. 2 п. 3.1 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Для разблокировки счетов направьте в инспекцию заявление;
  • не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения налоговой инспекцией документов (их копий), подтверждающих взыскание налога (пеней, штрафа), – если счет был заблокирован в связи с неисполнением организацией требования налоговой инспекции об уплате налога (пеней, штрафа) (п. 8 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
  • в день принятия решения об отмене (замене) обеспечительных мер, если счет был заблокирован, чтобы организация не могла скрыть имущество от принудительного взыскания для погашения задолженности, выявленной по итогам налоговой проверки (абз. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).

Основанием для разблокировки счета могут стать и иные условия, не поименованные в Налоговом кодексе РФ. Такие условия могут быть установлены отдельными федеральными законами. Например, все ограничения по распоряжению имуществом (в т. ч. денежными средствами) автоматически снимаются, если в рамках процедуры банкротства вводится процедура наблюдения или открывается конкурсное производство (п. 1 ст. 63, п. 1 ст. 126 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ). Если отмена приостановления операций по счетам организации осуществляется по таким дополнительным основаниям, наличие решения инспекции об отмене блокировки не требуется. Об этом говорится в пункте 9.1 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Проценты за нарушение срока разблокировки

Если срок разблокировки счета был нарушен или если решение о приостановлении операций по счетам было принято неправомерно, налоговая инспекция обязана выплатить организации проценты. Проценты начисляются по ставке рефинансирования за каждый календарный день нарушения срока разблокировки (неправомерного приостановления операций по счетам). Продолжительность периода начисления процентов определяется со дня поступления в банк решения о приостановлении операций до дня поступления в банк решения об отмене блокировки. При этом за тот день, когда в банк поступило решение о приостановлении операций, инспекция должна начислить проценты даже в том случае, если в течение этого дня организация пользовалась своим счетом. Например, если решение о блокировке было получено банком по окончании операционного дня.

Сумму процентов, причитающихся организации, можно рассчитать по формуле.

30.01.2018

Среди вопросов, с которыми клиенты обращаются в юридические консультации, особое место занимают жалобы на приостановление налоговыми инспекциями операций по банковским счетам. С приходом и углублением кризиса количество подобных случаев только увеличилось. Наша новая статья расскажет читателям о том, как и почему фискальные органы могут «заблокировать» счёт и каким образом плательщику налогов избежать подобной ситуации.

Порядок прекращения транзакций и движения средств по счетам регламентируется ст.76 НК РФ. Решение о приостановке (или в просторечии «блокировке») счета принимается территориальной инспекцией, а точнее её руководителями.

Многие граждане считают, что приостановление приводит к полной «заморозке» счёта и прекращению всех и всяческих операций по нему, но это далеко не так. Во-первых, транзакции не проходят только в границах обязательного платежа, указанного в Решении. Далее, не приостанавливаются расчёты по исполнительным листам и судебным приказам в счет компенсации вреда жизни, здоровью, алиментарным обязательствам, по выплатам, увольняющимся работниками, владельцам интеллектуальной собственности и зарплате. Ну и наконец, не могут быть «заблокированы» перечисления в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.

Закон знает только три причины для приостановления операций по счетам. Рассмотрим их более подробно.

Прекращение операций, как способ для обеспечения уплаты налогов

Обычно ИФНС «блокирует» счета для того, чтобы обеспечить взыскание доначисленного налога. Причем, чаще всего, речь идет о задолженности в несколько миллионов и выше. Доначислив платежи, инспекция тут же приостанавливает операции по счету компании, направив для этого Решение в банк. Снять ограничения можно двумя способами: заплатить налоги или отменить решение в вышестоящем органе или суде.

При этом многие субъекты хозяйственной деятельности почему-то уверены, что если они добьются в арбитраже снижения штрафов и налогов, то ИФНС обязана отменить решение о приостановлении операций. Это не далеко так. Закон не увязывает отмену приостановления с вынесенным судебным актом, снизившим размер задолженности по налогам.

Например, компания добилась уменьшения доначисленных налогов в судебном порядке. Однако фискальные органы тут же обжаловали решение суда в апелляции и одновременно (!) заблокировали расчетные счета налогоплательщика. Апелляционная инстанция оставила судебный акт в силе и только кассация отменила его, признав правоту налоговой инспекции. Все это время счет был заблокирован. (АС Удмуртской Республики дело №А71-17342/2016). И лишь получив постановление кассационной инстанции ИФНС сняла все ограничения.

Таким образом, приостановление операций не зависит от того факта, снизил арбитраж размер взыскания или оставил в силе решение ИФНС. В этом случае обращение в суд имеет смысл только тогда, когда он в принципе признает действия ИФНС незаконными и разблокирует счета.

Непредставление деклараций, как основание для приостановки операций

Это очень распространенное нарушение. Кодекс однозначно позволяет фискальным органам «блокировать» счета, когда субъект хозяйственной деятельности не подает декларацию в установленные законом сроки. Суды же, как правило, поддерживают «налоговиков» в этом вопросе (АС Кемеровской области Дело №А27-23305/2016).

В тоже время, зачастую, налоговые органы приостанавливают операции по счетам в результате откровенно слабого взаимодействия между территориальными ИФНС. Слишком часто в государственной налоговой системе меняются и обновляются различные базы и происходят сбои в программе. В результате это приводит к тому, что налогоплательщики - физлица получают по два (а то и три ИНН), а ИП с удивлением узнают о «налоговых нарушениях», которые они никогда не совершали. Как правило, это связано с предпринимателями, сменившими место жительства.

Человек подает декларацию по адресу своего проживания, а налоговый орган по месту его бывшей регистрации, не дождавшись отчетности приостанавливает операции по счету (АС Московской области Дело №А41-34968/15). Здесь имеется абсолютная вина инспекции и арбитраж всегда признаёт подобные решения незаконными.

Нарушение порядка электронного документооборота

Это нарушение также довольно часто встречается в последнее время. Государство активно переводит взаимодействие между налогоплательщиками и госорганами в сферу цифровых технологий. Так, с 2015 года все субъекты хозяйственной деятельности, сдающие отчетность в электронной форме, обязаны подтверждать получение уведомлений и требований из ИФНС, направлением ей квитанций. Эта квитанция также направляется в электронной форме через оператора электронного документооборота. Закон устанавливает и срок для ее отправки: 6 дней с момента получения уведомления/требования из фискального органа. Вроде ничего сложного. Однако направляют их живые люди, а не роботы. А людям свойственно ошибаться и забывать. Поэтому, зафиксировав неполучение квитанции, инспекция имеет право заблокировать операции по счету. Чаще всего до этого не доходит. Специалист ИФНС просто дозванивается до налогоплательщика и тот, спохватившись, отправляет подтверждение. Если же этого не происходит, то налоговая служба приостанавливает операции. И когда подобное дело доходит до суда, то арбитраж всегда встаёт на сторону фискального органа (АС Свердловской области. Дело №А60-10890/2017).

Состав правонарушения в этом случае имеет формальный характер и не требует дополнительных доказательств.

Обеспечительные меры по результатам выездной проверки

Собственно говоря, это даже не повод для «блокировки» счета, а скорее результат своеобразного анализа ИФНС по итогам выезда в офис компании. «Налоговики» приезжают по месту нахождения фирмы, проверяют документы и приходят к однозначному для них выводу, что юрлицо «создает условия для банкротства», а также делает невозможным взыскание пени, штрафов и обязательных платежей.

Поэтому они в первую очередь запрещают отчуждение, а также передачу в залог имущества собственника, ну и дополнительно «блокируют» счета компании. В этом случае приостановление операций идёт, как говорится, «в нагрузку» к основному запрету, когда стоимости имущества явно не хватает для погашения недоимки.

Однако на практике фискальным органам очень сложно сформулировать и предъявить суду или налогоплательщику конкретные основания для применения вышеуказанных мер. Если организация имеет большие обороты, активы, а также реальную собственность, то действия ИФНС зачастую выглядят неправомерными. Поэтому количество подобных дел в последние два-три года резко уменьшилось, а суды, как правило, становятся на сторону налогоплательщиков (АС Кемеровской области Дело №А27-23458/2015).

Приостановление транзакций по счету и нарушения со стороны кредитных организаций

Банки являются непосредственными участниками процесса «блокировки» счетов. Ведь все расчетные счета находятся в кредитных организациях, которые осуществляют их обслуживание. Фискальные органы направляют решения о приостановлении операций в банки, а последние, в свою очередь, обязаны его исполнить. Более того, закон (ст.132 НК РФ) грозит финансистам санкциями, если они откроют новый счет налогоплательщику, когда по его уже действующим счетам приостановлены все операции. Кредитная организация может проверить факт «блокировки» по системе «БАНКИНФОРМ», где содержатся все нужные сведения. За нарушение данных требований налоговая инспекция не задумываясь штрафует банки, а суды, как правило, оставляют в силе решение ИФНС (АС Ульяновской области Дело №А72-1801/2017).

Впрочем, в последние годы количество подобных нарушений резко возросло. По-видимому, в борьбе за клиента, сотрудники кредитных организаций «закрывают глаза» на подобные «мелочи», да и санкция статьи, скажем честно, слишком мала для богатого финансового учреждения.

Как «разблокировать» счета?

Здесь, на самом деле, не так много вариантов. Первый из них - заплатить все налоги, пени и штрафы, направить в ИФНС декларации или электронную квитанцию. Иными словами, убрать причину, послужившую основанием для приостановления операций по счетам.

Второй вариант связан с обжалованием решения фискальных органов в суде. Если субъект хозяйственной деятельности уверен в своей правоте, то вполне возможно он сможет доказать ее в вышестоящем налоговом органе или в арбитраже и отменить решение территориальной ИФНС.

Краткие выводы

Итак, приостановление операций по счету - это обычная мера для обеспечения надлежащего поведения со стороны налогоплательщика. Ее главная функция - побудить юрлицо или предпринимателя выполнить определенные действия: заплатить налоги, сдать декларации или направить электронную квитанцию. И нельзя сказать, что территориальные органы применяют ее сплошь и рядом. Как правило, ИФНС приостанавливает движение по счетам, когда размер задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей исчисляется миллионами рублей, либо организация долгое время не направляет деклараций или не отвечает на запросы.

Тем не менее, даже кратковременная «блокировка» счета может привести к фатальным последствиям для компании. Поэтому при возникновении подобных ситуаций мы советуем незамедлительно обращаться за помощью к профессиональным юристам, которые помогут разрешить эту проблему.

Теги:

1. Приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 настоящего Кодекса.

Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Приостановление переводов электронных денежных средств означает прекращение банком всех операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

2. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.

При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, если иное не предусмотрено абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Приостановление переводов электронных денежных средств налогоплательщика-организации в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств, в пределах суммы, указанной в решении налогового органа.

Приостановление операций налогоплательщика-организации по его валютному счету в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету указанного налогоплательщика.

Приостановление переводов электронных денежных средств в иностранной валюте налогоплательщика-организации в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств, в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной указанной в решении налогового органа сумме в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату начала действия приостановления перевода электронных денежных средств в иностранной валюте указанного налогоплательщика.

2.1. Решения о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств в целях обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов участником договора инвестиционного товарищества - управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье - управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества принимаются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по месту нахождения такого управляющего товарища.

В целях обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества) в первую очередь приостанавливаются операции по счетам в банке и переводы электронных денежных средств инвестиционного товарищества.

Если средства на счетах инвестиционного товарищества отсутствуют или их недостаточно, решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств может быть принято в отношении счетов управляющих товарищей. При этом в первую очередь такое решение принимается в отношении счетов управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

При отсутствии или недостаточности средств на счетах управляющих товарищей решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств товарищей может быть принято в отношении счетов товарищей на сумму, пропорциональную доле каждого из них в общем имуществе товарищей, определяемой на дату возникновения задолженности.

Решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств управляющих товарищей и товарищей может быть принято не ранее принятия решения о взыскании налога за счет средств на банковских счетах указанных лиц.

3. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в следующих случаях:

1) в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации - в течение трех лет со дня истечения срока, установленного настоящим подпунктом;

2) в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией установленной пунктом 5.1 статьи 23 настоящего Кодекса обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган - в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом.

3.1. Решения налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств, принятые в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, отменяются решением этого налогового органа в следующем порядке:

1) при принятии решения на основании подпункта 1 пункта 3 настоящей статьи - не позднее одного дня, следующего за днем представления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации;

2) при принятии решения на основании подпункта 2 пункта 3 настоящей статьи - не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

день передачи в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 23 настоящего Кодекса, налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;

день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом, - при направлении требования о представлении документов (пояснений) или явки представителя организации в налоговый орган - при направлении уведомления о вызове в налоговый орган.

4. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств направляется налоговым органом в банк в электронной форме.

Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств направляется в банк в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

Порядок направления в банк в электронной форме решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Формы решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форматы указанных решений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Копия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком-организацией копии соответствующего решения, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

5. Банк обязан сообщить в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, а также об остатках электронных денежных средств, перевод которых приостановлен, в течение трех дней после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке. Форматы сообщения банком сведений об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банке и об остатках электронных денежных средств и порядок направления банком указанного сообщения в электронной форме утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, переводов его электронных денежных средств подлежит безусловному исполнению банком.

7. Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций, таких переводов и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, решения налогового органа об отмене приостановления переводов его электронных денежных средств.

При направлении в банк решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств в электронной форме дата и время его получения банком определяются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае, если после принятия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке изменились наименование налогоплательщика-организации и (или) реквизиты счета налогоплательщика-организации в банке, операции по которому приостановлены по этому решению налогового органа, указанное решение подлежит исполнению банком также в отношении налогоплательщика-организации, изменившей свое наименование, и операций по счету, имеющему измененные реквизиты.

В случае, если после принятия решения о приостановлении переводов электронных денежных средств налогоплательщика-организации в банке изменились наименование налогоплательщика-организации и (или) реквизиты корпоративного электронного средства платежа налогоплательщика-организации, переводы электронных денежных средств с использованием которого приостановлены по этому решению налогового органа, указанное решение подлежит исполнению банком также в отношении налогоплательщика-организации, изменившей свое наименование, и переводов электронных денежных средств с использованием корпоративного электронного средства платежа, имеющего измененные реквизиты.

8. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа.

9. В случае, если общая сумма денежных средств налогоплательщика-организации, находящихся на счетах, операции по которым приостановлены на основании решения налогового органа, превышает указанную в этом решении сумму, этот налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по своим счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога.

Налоговый орган обязан в двухдневный срок со дня получения указанного в абзаце первом настоящего пункта заявления налогоплательщика принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

В случае, если к указанному заявлению налогоплательщиком не приложены документы, подтверждающие наличие денежных средств на счетах, указанных в этом заявлении, налоговый орган вправе до принятия решения об отмене приостановления операций по счетам в течение дня, следующего за днем получения такого заявления налогоплательщика, направить в банк, в котором открыты указанные налогоплательщиком счета, запрос об остатках денежных средств на этих счетах. Сообщение об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика в банке направляется банком в электронной форме в установленном формате не позднее следующего дня после дня получения запроса налогового органа.

После получения от банка информации о наличии денежных средств на счетах налогоплательщика в банке в размере, достаточном для исполнения решения о взыскании, налоговый орган обязан в течение двух дней принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

9.1. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется в случаях, указанных в пунктах 3.1, 7 - 9 настоящей статьи и в пункте 10 статьи 101 настоящего Кодекса, а также по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами.

В случае, если отмена приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, принятие налоговым органом решения об отмене приостановления таких операций не требуется.

9.2. В случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.

В случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение налогового органа, начисляются проценты, подлежащие уплате указанному налогоплательщику-организации за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни неправомерного приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации, нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

9.3. Положения пунктов 9, 9.1 и 9.2 настоящей статьи применяются также в случае приостановления переводов электронных денежных средств налогоплательщика-организации.

10. Банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком-организацией в результате приостановления его операций в банке и переводов его электронных денежных средств по решению налогового органа.

11. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении приостановления операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств следующих лиц:

1) налогового агента - организации и плательщика сбора - организации;

2) индивидуальных предпринимателей - налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов;

3) организаций и индивидуальных предпринимателей, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), которые при этом обязаны представлять налоговые декларации в соответствии с частью второй настоящего Кодекса;

4) нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, - налогоплательщиков, налоговых агентов.

12. При наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 настоящей статьи, банки не вправе открывать этой организации и этим лицам счета, вклады, депозиты и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.

Порядок информирования банков о приостановлении операций и об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

13. Правила, установленные настоящей статьей, применяются с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом в отношении обеспечения уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

Приостановление операций участников консолидированной группы налогоплательщиков по счетам в банке производится в той же последовательности, в которой налоговым органом осуществляется процедура обращения взыскания на денежные средства на счетах в банках в соответствии с пунктом 11 статьи 46 настоящего Кодекса.

Решения о приостановлении операций по счетам в банке ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков и иных участников этой группы могут также приниматься в порядке, предусмотренном настоящей статьей, в случае непредставления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации. В таком случае решения о приостановлении операций по счетам в банке могут быть приняты одновременно ко всем участникам этой группы.

Скачать PDF

Печать страницы

Предлагаем ознакомиться со статьей 76 НК РФ Главы 11 «Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей». Информация актуальна на 2016 год. Если Вы считаете, что статья 76 НК РФ устарела и не является актуальной, просим Вас написать об этом в редакцию сайта через форму

Согласно Налоговому кодексу РФ приостановление операций по счетам в банке применяется, когда необходимо обеспечить исполнение решения налогового органа о взыскании налога или сбора. При этом под счетами понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, а также адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Приостановление операций означает прекращение банком почти всех расходных операций по данному счету. Исключение составляют лишь операции по перечислению платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов, сборов, пеней и штрафов. В 2009 г. перечень "неприкасаемых" платежей пополнился еще и страховыми взносами, что приобретает особую актуальность в 2010 г. в связи с заменой единого социального налога страховыми платежами во внебюджетные фонды. Причем Минфин России считает, что данное положение применяется ко всем расчетным документам по взысканию страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов, в том числе поступивших в банк до 1 января 2009 г. (Письмо от 12.03.2009 N 03-02-07/1-123).

Федеральным законом от 02.12.2009 N 308-ФЗ (ст. 5) установлено, что впредь до внесения изменений в п. 2 ст. 855 ГК РФ в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с указанной статьей ГК РФ в первую и во вторую очередь. Однако, по мнению Минфина России, банк в пределах суммы, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика, не вправе исполнять платежные поручения по перечислению и выдаче денежных средств для расчетов по оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, а также по уплате таможенных пошлин и сборов, относящихся к иным платежам, предшествующим исполнению обязанностей по уплате налогов и сборов (Письмо от 29.10.2008 N 03-02-07/1-437).

Таким образом, банк выступает в качестве важнейшего звена в реализации налоговым органом функции взимания налогов и сборов. Но, к сожалению, на практике блокировка счета из обеспечительной меры нередко превращается в карательную, а борьба с нарушениями налогового законодательства оборачивается не всегда оправданной борьбой с самим налогоплательщиком. Процедура блокировки может использоваться налоговыми органами для воздействия на налогоплательщика в целях, не оговоренных в Налоговом кодексе, например за невыполнение требования представить какие-либо документы (кроме собственно налоговых деклараций) для налоговой проверки и т.д.

Примечание. Банк не вправе самостоятельно выбрать и заблокировать один или несколько счетов из указанных в решении уполномоченного органа, даже если на них достаточно средств для взыскания долга. Он обязан приостановить расходные операции по каждому счету.

И в эту борьбу втягиваются против своей воли банки. Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации подлежит безусловному исполнению ими, а неисполнение наказывается штрафом в соответствии со ст. 134 НК РФ. Поэтому банки не разбираются в том, насколько правомерны действия налоговых инспекторов, и по их требованию блокируют все указанные в решении расчетные счета. При этом никакой ответственности за убытки, причиненные налогоплательщику в результате приостановления его операций, банки не несут. Об этом прямо сказано в п. 10 ст. 76 Налогового кодекса РФ.

Усугубляют ситуацию разъяснения Минфина России, представленные в Письме от 24.07.2009 N 03-02-07/1-384, согласно которым один и тот же счет можно заблокировать несколько раз, но по разным основаниям: "в случае, если налоговым органом вынесено несколько решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке для обеспечения исполнения различных решений о взыскании налога, сбора, пеней и штрафа, банк обязан приостановить операции по счетам этого налогоплательщика на общую сумму, указанную в этих решениях". Нетрудно догадаться, чем это обернется для налогоплательщика - снять такую блокировку будет значительно сложнее.

При этом необходимо иметь в виду, что если в решении налогового органа о блокировке банковского счета указано несколько счетов хозяйствующего субъекта, то банк должен приостановить расходные операции в пределах обозначенной суммы по каждому счету. Самостоятельно принимать решения о приостановлении расходных операций только по одному или нескольким из указанных в решении счетов, остатка (суммарного остатка) денежных средств на котором достаточно для исполнения решения о взыскании налога (пеней, штрафов), банк не имеет права. Это следует из Письма Минфина России от 10.11.2008 N 03-02-07/1-459. Если речь идет о приостановлении операций по валютному счету, то приостановление операций по нему действует в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика в банке, по курсу ЦБ РФ, установленному на дату приостановления (абз. 4 п. 2 ст. 76 НК РФ). Такое уточнение о блокировке валютных счетов появилось в Налоговом кодексе РФ с момента вступления в силу Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ - с 1 января 2009 г. По мнению Минфина России, этот порядок следует применять и в отношении случаев, когда решения налогового органа о приостановлении операций по счету были получены налогоплательщиком до 01.01.2009 (Письмо от 15.04.2009 N 03-02-07/1-186).

Решение о приостановлении операций по счету: причины и последствия

Согласно Налоговому кодексу РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае неисполнения налогоплательщиком требования об уплате налога, пеней или штрафов. Ему обязательно должно предшествовать решение о взыскании налога, которое выносится только в случае образования у налогоплательщика недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ). Приостановление операций по счету по названной причине означает прекращение расходных операций по этому счету в пределах суммы, названной в решении.

На это существуют разъяснения Минфина России. В его Письме от 26.02.2008 N 03-02-07/1-74 говорится, что, если в форме решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика указывается сумма, подлежащая взысканию за счет денежных средств на счетах в банках, это означает, что банк обязан приостановить расходные операции по счетам налогоплательщика только в пределах этой суммы. В Письме от 09.07.2008 N 03-02-07/1-268 Минфин России уточняет, что исходя из смысла ст. 76 НК РФ: "налогоплательщик-организация вправе использовать денежные средства, находящиеся на его счете в банке, в части, превышающей суммы, указанные в решении налогового органа о приостановлении операций, по своему усмотрению". На практике же налоговые органы редко утруждают себя подобными "тонкостями" и выносят решение о полной блокировке счета или даже всех счетов сразу. Имели место даже такие курьезные случаи, когда решение о блокировке счетов было принято из-за недоимки размером в одну копейку, образовавшуюся в результате округления сумм при расчете налога. При этом требование о взыскании долга в одну копейку налоговая инспекция налогоплательщику не направила, но счет заблокировала.

Решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации может приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа также в случае непредставления этим налогоплательщиком налоговой декларации в течение 10 дней по истечении установленного срока представления. Налоговый кодекс РФ в такой ситуации не устанавливает границ блокировки, а Минфин России, в свою очередь, разрешает блокировать все счета сразу. Более того, в Письме от 05.05.2009 N 03-02-07/1-227 он фактически одобряет блокировку счета за несданную налоговую декларацию в любое время и без ограничений срока, в качестве обоснования указывая, что Налоговым кодексом РФ не установлен конкретный срок принятия руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения о приостановлении операций.

Минфин России не учел, что согласно п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства толкуются в пользу налогоплательщика. Казалось бы, закон на стороне налогоплательщика. Но суды зачастую придерживаются другого мнения. Например, в Постановлении ФАС Московского округа от 08.08.2007 N КА-А40/7460-07 сказано, что налоговая инспекция имеет право заблокировать счет в течение срока опоздания с подачей декларации, установленного Налоговым кодексом РФ, то есть с учетом норм, действующих в настоящее время, - не позднее 10-го дня по истечении срока подачи декларации.

Налоговые инспекции на местах нередко выносят решение о приостановлении операций по расчетному счету из-за несвоевременно сданного расчета авансовых платежей и тем самым практически ставят знак равенства между расчетом и налоговой декларацией. Но расчет и декларация - это разные формы налоговой отчетности (п. 1 ст. 80 Налогового кодекса РФ). Между тем в п. 3 ст. 76 Налогового кодекса РФ говорится именно о налоговой декларации - как итоговой, а не промежуточной форме отчетности. Следовательно, блокировка счета по причине несвоевременно представленного расчета авансовых платежей незаконна. Налоговые органы не имеют права блокировать счета и по другим основаниям, например из-за несвоевременного представления в налоговый орган справки о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ. Против этого не возражает даже Минфин России (Письмо от 12.07.2007 N 03-02-07/1-324).

Примечание. Приостановление операций по счетам в случае непредставления налогоплательщиком расчета по авансовым платежам неправомерно. Это всего лишь промежуточная форма отчетности, а блокировка счета возможна, если не сдана налоговая декларация.

Таким образом, приходим к выводу, что законных причин для блокировки счетов существует всего две: если организация не выполнила требование налоговой инспекции об уплате налога в бюджет или опоздала сдать налоговую декларацию.

Между тем нередки случаи незаконной блокировки счета, а также блокировки с нарушением установленного порядка. Например, блокировка по ошибке из-за недостоверной или несвоевременно занесенной в банк данных информации о налогоплательщике, а также из-за того, что отчетность организации не дошла до налоговой инспекции по почте. Еще хуже - если налог попал не в тот бюджет.

Действия организации в условиях приостановления операций по счету

Какие меры может принять организация, если ее расчетный счет в банке заблокирован и нет возможности производить текущие платежи? Примеры возможных действий приведены в таблице.

Работа организации при "замороженном" счете

Операции по расчетному
счету

Нормативные документы

Действия организации

Поступление денежных
средств от покупателей
и заказчиков

Пункт 1 ст. 76
Налогового кодекса РФ

Блокировка не влияет на
приходные операции по
счету, которые
осуществляются в обычном
порядке

Уплата налогов

Пункт 4 ст. 58
Налогового кодекса РФ
предусматривает
возможность платить
налоги наличными

1. Открыть новый расчетный
счет в другом банке, но его
тоже могут заблокировать.
2. Заплатить налоги через
кассу в банке: бухгалтер
должен заполнить в
Сбербанке России от руки
извещение на уплату
налогов, и платежи поступят
в нужный бюджет

Выплата сотрудникам
заработной платы

Пункт 1 ст. 76
Налогового кодекса
РФ, п. 2 ст. 855
Гражданского кодекса
РФ

Организация проводит
платежи в соответствии с
очередностью, установленной
Гражданским кодексом РФ

Расчеты с поставщиками
и подрядчиками

1. Расчеты наличными, если
у организации есть наличная
выручка.
2. Договор взаимозачета:
покупатели перечисляют
деньги не на "замороженный"
счет, а кредиторам
организации

Следует заметить, что согласно Налоговому кодексу РФ банк не вправе открывать организациям новые счета при наличии решения о приостановлении операций (п. 12 ст. 76 Налогового кодекса РФ). Однако решение о приостановлении операций не распространяется на депозитные счета с заключением договора банковского вклада и ссудные счета по кредитному договору. Об этом Минфин России напомнил в своем Письме от 21.11.2007 N 03-02-07/1-497. Что же касается открытия новых расчетных счетов при наличии решения о блокировке, то и это вполне реально (во всяком случае, теоретически), если счет будет открыт в другом банке. И этим вполне можно воспользоваться. Ведь в Налоговом кодексе РФ не сказано, что решение о приостановлении операций распространяется на все без исключения банки.

У налогоплательщиков есть еще один путь выбраться из блокировки - закрыть счет. Правда, подходит он лишь для случая, когда на заблокированном счете отсутствуют денежные средства. В Письме Минфина России от 01.08.2008 N 03-02-07/1-334 указано, что в силу п. п. 1.1 и 4 ст. 859 Гражданского кодекса РФ при отсутствии в течение двух лет денежных средств на счете клиента и операций по этому счету банк вправе отказаться от исполнения договора банковского счета, предупредив об этом клиента в письменной форме. Договор банковского счета считается расторгнутым по истечении двух месяцев со дня направления банком такого предупреждения, если на счет клиента в течение этого срока не поступили денежные средства. Расторжение договора банковского счета является основанием для закрытия счета клиента. Налоговым кодексом не предусмотрена отмена решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке в случае расторжения банком договора банковского счета по основаниям, установленным ст. 859 Гражданского кодекса РФ. Наличие предусмотренных законодательством РФ ограничений распоряжением денежными средствами на банковском счете при отсутствии на банковском счете денежных средств не препятствует внесению записи о закрытии соответствующего лицевого счета в книгу регистрации открытых счетов.

В закладки

Меня зовут Татьяна, я владелец консалтингового центра Профдело и налоговый консультант, специализируюсь на работе с IT и DIGITAL.

Прокатилась волна приостановок операций по счетам законопослушных ИП онлайн-банками. Вангую, что приостановки продолжатся, их будет больше, роптаний, статей и постов в соцсетях еще больше.

Проблемы не только у ИП, но и у ООО. Лютуют чаще онлайн-банки, потому что не входят в топ-11 и рискуют лицензией больше. Что делать, если приостановили операции, расскажу пошагово.

Действие 0. Предоставьте подтверждающие документы четко по списку в полном объеме

Если часть документов из запрошенного списка к вам не применима, письменно поясните банку, почему. Предоставьте письменные пояснения по деятельности вашей ООО или ИП, особенно если знаете за что конкретно приостановили счет.

Не пишите "отписки" - пишите честно и полно, если нечего скрывать. Если есть что скрывать - посоветуйтесь с налоговым консультантом, что лучше написать, и как подать ситуацию.

Почему этот этап я назвала "действие 0". Предоставить запрошенное нужно правильно, на автомате, по умолчанию. Даже не думайте о том, чтобы не предоставить документы или предоставить неполный пакет - перечеркнете себе перспективы.

Отвечаем на запрос банка правильно:

  • получите письменный запрос на предоставление документов и сведений;
  • соберите полный комплект запрашиваемых документов;
  • на каждый отсутствующий документ дайте подробное пояснение в сопроводительном письме;
  • предоставьте запрашиваемые сведения письменно в сопроводительном письме;
  • составьте опись переданного, включите в него сопроводительное письмо;
  • ответьте на запрос письменно по каналам дистанционного банковского обслуживания (по интернет-банку);
  • по запросу банка привезите запрашиваемое лично в отделение, при этом себе оставьте второй экземпляр описи с отметкой о принятии (дата, фио, подпись, должность того кто принял, штамп бака по возможности);
  • ответьте на дополнительные вопросы, которые комплаенс задает письменно или в чате;
  • предоставьте дополнительно запрошенные документы или сведения;

Если ответ не поступил через 3 рабочих дня, официально поинтересуйтесь о результатах рассмотрения дела.

Дополнение от Георгий Панков: Важно, что банк имеет право самостоятельно приостановить операции по счету только на срок до 5 рабочих дней (п. 10 ст. 7 закона 115-ФЗ). Блокировка на более длительный срок возможна только по постановлению Росфинмониторинга или решению суда. Если по истечении 5 (пяти) рабочих дней постановление Росфинмониторинга не поступило, банк обязан возобновить операции по счету по распоряжению клиента.

Действие 1. Выясните, сколько денег на остатке, и готовы ли вы ими пожертвовать

Что начинают делать законопослушные предприниматели и владельцы малого бизнеса после того как узнают о приостановке? - Ругаются с банком в чатике и пишут гневные посты в соцсетях. Это не поможет забрать деньги.

Узнайте остаток и решите, значим ли он для вашего бюджета. Если там 100 рублей, ими можно пожертвовать и продолжить дальше возмущаться в публичном пространстве. Если там более миллиона рублей - скорее всего вы захотите их вернуть.

Действие 2. Открыть расчетный счет в другом банке

Законом не запрещено открывать несколько открытых счетов в разных банках. Выбирайте надежный крупный банк из трех: Сбер, Райффайзен, ВТБ, - они меньше придираются. Да, придется пожертвовать онлайн-удобством, зато сохраните финансы.

Почему я рекомендую открыть второй счет именно на этом этапе? - Так как вас заподозрили в отмывании (нарушении 115-ФЗ), то с большой вероятностью скоро подадут о вашем ИП или ООО инфу в черный список ЦБ РФ, и счет будет открыть либо сложно, либо невозможно. Это парализует коммерческую деятельность на долгий срок.

Действие 3. Оцените шансы на возврат денег

Перечитайте договор с банком - какую комиссию берут с остатка средств, если закрывают счет по 115-ФЗ. Обычно это от 10 до 25%.

Изучите свою деятельность, или обратитесь к налоговому консультанту для изучения - действительно ли вы ведете деятельность с повышенным риском.

Критерии для проверки:

  • Вынимаете много денег на личную карту (более 200-300 тысяч рублей в месяц, даже если это предусмотрено тарифом и банк списывает за это хорошие комиссионные).
  • Снимаете наличные в больших размерах (более 100 тысяч рублей в месяц).
  • Деньги на счету не "залеживаются", вы сразу же перечисляете их дальше или снимаете.
  • Применяете патент или ведете агентскую деятельность, и налоги составляют менее 0.9% от дебетового оборота по счету (дебетовый оборот по выписке - это расход, вы можете сами распечатать и проверить).
  • Приходят платежи с НДС, а уходят без НДС, и суммы НДС к уплате маленькие.
  • Используете в работе сервисы, которые замечены в уклонении от уплаты налогов или в помощи в уклонении (сервисы приема платежей через терминалы, сервисы уклонения от уплаты зарплатных налогов и пр.)

Нашли, что действительно у банка есть причины вас не любить - ваша задача как можно быстрее забрать все свои деньги, чтобы не попасть на высокую комиссию. При заблокированном дистанционном обслуживании принесите платежку на перевод средств поставщику, либо на налоги, либо на другой свой счёт.

Если всё плохо, поставщику и на другой свой счет может не пройти, а вот уплату налогов не имеют права не исполнить. Если причин для приостановки не нашли, но счет не разблокировали через 2 дня после получения банком ответа - бегите. Счет скорее всего не разблокируют.

Действие 4. Два варианта развития событий

Вариант а. Деньги вывести не удалось, счет заблокирован по 115-ФЗ, банк снял комиссию 10-15-25%

До суда нужно оформить письменную претензию, в которой изложить требования. Претензия направляется на адрес банка почтой заказным письмом. Второй экземпляр остается у вас. Также претензию можно передать лично, получив на втором экземпляре отметку о принятии. Если ответ на претензию вас не удовлетворит, направляйте вторую. На этом этапе вы уже должны работать с адвокатом, который будет защищать ваши интересы в суде.

В суде аргументы будут следующими:

  • Согласно договору с банком комиссия взимается при непредоставлении или неполном предоставлении документов. Вы обязанность исполнили полностью.
  • Иные сведения банком запрошены не были. Если были - вы их предоставили исчерпывающе.
  • В вашей деятельности нет признаков отмывания или терроризма, и данные, представленные в банк, это доказывают.
  • Законодательством не предусмотрена повышенная комиссия в случае закрытия счета по инициативе банка по 115-ФЗ.

В первой инстанции может не удастся выиграть, не отчаивайтесь. ООО выиграло суд в аппеляции (во второй инстанции). Подробнее в Постановлении АС Московского округа от 13.08.2018 года по делу №А40-192833/2017.

Вариант б. Деньги удалось спасти, вывели их в другой банк

Отдохните пару дней, а затем срочно искореняйте те причины, которые привели ситуацию к приостановке или блокировке. Если причины не искоренить, блокировки продолжатся.

Самое сложное предстоит тем, кто платит мало налогов на патенте или на агентских договорах - у таких предпринимателей будут проблемы постоянно, пока не ослабнет политика ЦБ РФ.

Рассмотрите возможность платить больше (хотя бы 1% с оборота). Если это не сильно вас разорит, сделайте это. Включите эту "жертву" в стоимость ваших услуг - поднимите немножко цены.

Если платить налоги по норме никак не возможно - ищите знакомых в руководстве банка. Рассмотрите небольшой местный банк, который войдет в ваше положение и не станет блокировать счет.

Если осуществляете рискованные операции по моментальному переводу денег себе, другим физлицам или снятие наличных - дайте деньгам отлежаться.

Лучше перевести финансы себе на карту и оттуда снять, чем снимать напрямую со счета ИП или тем более ООО. Заведите несколько карт в разных банках, чтобы не отслеживалось, сколько снимаете наличных в терминалах.

Если обнаружили другие препятствия - обсудите этот вопрос с компетентным налоговым консультантом и разработайте меры, которые защитят бизнес от блокировки.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!