Все для предпринимателя. Информационный портал

Чиновники определили приоритетные отрасли для импортозамещения. Импортозамещение сошло на нет Предложения разработчиков по выпуску гражданской импортозамещающей продукции

Вопросы импортозамещения в России решаются разными способами, в том числе с помощью бульдозеров. Фото с официального сайта Россельхознадзора

В 2019 году импортозамещение в промышленности сошло на нет: предприятия не преодолели зависимость от зарубежных компонентов и оборудования. К такому выводу на основе опросов пришли в Институте экономической политики им. Е.Т. Гайдара (Институте Гайдара). Правда, вывод поддержали не все эксперты. В Российском экспортном центре (РЭЦ) сообщили об изменении парадигмы: теперь во главе угла не столько импортозамещение, сколько расширение экспортного потенциала. Проблема же внутреннего рынка, по замечанию некоторых разработчиков, состоит в том, что он не обеспечивает достаточного спроса. В итоге господдержка предприятиям оказывается, зависимость от импорта сохраняется, цены на внутреннем рынке растут.

Основное препятствие для импортозамещения в закупках российскими предприятиями машин, оборудования, комплектующих и материалов – это отсутствие российских аналогов, сообщил во вторник завлавбораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло на прошедшем в Москве круглом столе «От импортозамещения к импортоопережению».

Впервые о помехах для импортозамещения Институт Гайдара спросил российские предприятия в январе 2015 года – после случившегося в стране валютного кризиса и начавшегося санкционного противостояния. «И если в январе 2015 года такая оценка могла быть вызвана эмоциональным шоком, то следующие опросы окончательно подтвердили этот «нехороший» вывод», – уточняет Цухло. Картина с годами принципиально не менялась: вплоть до октября 2018 года большинство (от 60 до почти 70%) предприятий указывали на эту проблему как на главное препятствие импортозамещения.

По словам эксперта, показательно, что и в апреле 2014 года, и даже в декабре 2014-го, то есть в самый разгар валютного кризиса, около 40% предприятий заявляли, что никакой рост рублевых цен на закупаемую за рубежом продукцию не заставит их отказаться от импорта.

Тем не менее импортозамещение идет, точнее – шло, продолжил Цухло. Как показал мониторинг Института Гайдара, «масштабы импортозамещения были максимальны в начале 2015 года, потом этот процесс стал постепенно затухать». Так, в 2015 году около 30% предприятий сообщали о сокращении физической доли импорта или полном отказе от него в закупках машин и оборудования, примерно 22% сообщали об импортозамещении в закупках сырья и материалов. К концу 2018 года доля предприятий, проводящих импортозамещение в закупках как машин и оборудования, так и сырья и материалов, составляла не более 10%.

«В 2019 году мы даже прекратили этот мониторинг, поскольку для предприятий картина принципиально не изменилась, импортозамещение логичным образом затухло», – сообщил Цухло.

Но этот вывод оказался не популярен среди других участников круглого стола. «Возможно, закончилось импортозамещение, но началось что-то другое – например, экспортоориентированность?» – спросил старший управляющий директор по сопровождению проектов «Роснано» Тимур Котляр.

Директор по взаимодействию с институтами развития РЭЦ Кирилл Орлов указал на «логичную динамику процессов». «Если мы говорим про импортозамещение именно в машиностроении, то понятно, что эти процессы длительные. Переоборудовать производство, получить финансирование, удовлетворить внутренний рынок и, возможно, нацелиться на внешний – на это нужно время, не один год», – пояснил он.

Как уточнил Орлов, для ускорения этих процессов со стороны государства принимается немало решений, оказывается прямая поддержка, в том числе финансовая, через субсидирование процентных ставок и т.п. И уже сотни компаний, по его словам, получают такую помощь. Также Орлов указал на изменение парадигмы: институты развития придерживаются теперь мнения, что сейчас нужно создавать производства, которые не просто смогут заместить импорт, а станут конкурентоспособными на внешнем рынке.

В 2014 году в стране была утверждена разработанная Минпромторгом госпрограмма «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Предполагалось, что реализация программы поможет сократить зависимость от импорта критически важных продуктов, оборудования и технологий, что она простимулирует наращивание экспорта конкурентоспособной отечественной продукции.

С учетом дальнейших поправок, внесенных в программу, финансирование за счет средств федерального бюджета за период 2013–2024 годов должно составить свыше 3 трлн руб. Теперь об изменении парадигмы, по словам некоторых участников круглого стола, свидетельствует нацпроект «Международная кооперация и экспорт», который предполагает выделение из бюджета в течение шести лет почти 1 трлн руб.

Некоторые российские производители и разработчики, принявшие участие в круглом столе, тоже поделились своими наблюдениями. Одни указали на то, что импортозамещение без поддержки спроса на импортозамещающую продукцию не работает.

Другие сообщили, что, например, в высокотехнологичных отраслях модель «сначала заместим внутри России весь импорт, а потом выйдем на экспорт» не эффективна, потому что «российский рынок очень маленький» и в его рамках трудно развиться до уровня глобальных игроков. По мнению некоторых разработчиков, лучше сразу ориентироваться на глобальный рынок, причем не в гордом одиночестве, а в кооперации с другими, близкими нам по той или иной причине странами, например, со странами, подверженными санкционным рискам.

Сергей Цухло к этому добавил, что, судя по конъюнктурным опросам, сейчас российские производители главным фактором неопределенности называют отсутствие четкой экономической политики: нет понимания, в каком положении мы сейчас находимся (кризис, стагнация?), куда мы пойдем дальше, что нам предлагает экономический блок. «В такой ситуации говорить о формировании спроса на российскую продукцию в любой отрасли очень сложно», – делает вывод Цухло.

Парадокс же российского импортозамещения состоит в том, что на фоне курсовых колебаний, инфляции и иных новаций правительства цены в стране продолжают расти. По Росстату, доля импортных потребительских товаров в товарных ресурсах розничной торговли сократилась с 42% в 2014 году до 36% во втором квартале 2019-го. Если говорить про торговлю продовольственными товарами, то в этом случае доля импорта сократилась за тот же период с 34 до 24%.

При этом, как следует из данных Росстата, с 2014 года и продовольственные, и непродовольственные товары в стране подорожали почти в полтора раза. Более конкретный пример – цены на новые легковые автомобили в России за последние пять лет выросли на 76%, сообщало агентство «Автостат». Для сравнения: с 2014 года рубль в России подешевел по отношению к доллару почти в два раза. И это, пожалуй, нагляднее всего показывает, как мы «перестали» зависеть от импорта.

Основным законом для экономического роста в стране является превышение экспорта над импортом товаров. Стимулирование импортозамещения применялось многими странами, и в настоящее время данная политика практикуется.

Импортозамещение представляет собой процесс замещения импортных товаров отечественными.

Для реализации программы импортозамещения правительством страны могут использоваться несколько методов, которые применяются как в отдельности, так и в комплексе:

  • тарифные методы — подразумевают повышения пошлин на ввозимый товар;
  • нетарифные методы, в рамках которых устанавливают квоты или вводят необходимость получения определенных лицензий для ввоза товаров;
  • стимулирование производства товаров на территории самого государства.

Путем импортозамещения двигались многие страны, и их опыт свидетельствует как о положительных сторонах импортозамещения, так и негативных.

Приведем сравнительную характеристику импортозамещения в таблице 1.

Таблица 1

Положительные стороны импортозамещения Отрицательные стороны импортозамещения
Рост занятости населения в условиях развития собственного производства; Эффективность национальных компаний снижается в результате смягчения конкуренции;
Повышение экономической безопасности страны; При небольших объемах внутреннего рынка, ограничение импорта приведет росту издержек производства;
Повышение уровня образования при необходимости развития инновационных отраслей для страны. Замещение высокотехничной продукции затруднительно при недостаточном развитии своей продукции.

Проблемы импортозамещения в России

Правительством России в 2014 году был взят курс на импортозамещение. В качестве основного метода его реализации было выбрано стимулирование отечественных производителей.

Необходимость импортозамещения в отечественной экономике назрела давно. Российская экономика долгое время имеет исключительно сырьевую направленность, что привело к импортозависимости в промышленности, торговле и иных отраслях.

Согласно оценке Правительства РФ, доля импорта в промышленности для станкостроения составляет 90%, для машиностроения – 70%, – 60%, для оборудования энергетической отрасли – 50%, сельхозмашиностроение от 50 до 90% (в зависимости от категории продукции). В фармацевтической отрасли доля импорта достигает 90%.

Импульсом для разработки программы импортозамещения послужили санкции западных стран в отношении России.

В начале 2014 года была подготовлена государственная программа №328 «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», период реализации которой рассчитан до 2020 года.

Программа импортозамещения в России: от слов к делу

Осенью 2014 года Правительство начало активно поддерживать инвестиционные проекты в рамках импортозамещения.

  • напрямую, а именно через субсидии, гранты и преференции;
  • косвенно — через повышение объемов коммерческих кредитов, которые предоставляют банки предприятиям на льготных условиях.

Основными секторами экономики, получившими возможность государственной поддержки в рамках программы импортозамещения являются:

Зависимость внутреннего рынка от зарубежных поставок имеет длинный перечень товаров, что усиливает это значение. Российская промышленность на сегодняшний день не может удовлетворять внутренний спрос и в количественном, и в качественном отношении.

Одной из причин этого является спад на рынке отечественной промышленности в последнем двадцатилетии.

Преодолеть импортную зависимость возможно, если отечественные заводы-изготовители будут способны выпускать конкурентоспособную продукцию, сопоставимую по цене и качеству с зарубежными аналогами.

Для реализации импортозамещения в российской промышленности существует два пути:

  • полная загрузка производственных мощностей и их расширение;
  • технологическое обновление производственного процесса.

Правительство разработало 20 отдельных программ по импортозамещению, которые включают более двух тысяч направлений производства, в том числе:

  • фармацевтическое производство;
  • химическое производство;
  • автомобилестроение;
  • станкоинструментальное и иные направления.

Для каждой отрасли определены предприятия, которые будут принимать участие в реализации программы, и для них разработаны меры по стимулированию, которые учитывают их специфику.

Для контроля деятельности по реализации данных программ созданы рабочие группы, которые подводят промежуточные квартальные итоги, а также помогают налаживать связь между производителем и покупателем.

Согласно итогам 3 кварталов 2016 года, наблюдается рост производства по следующим направлениям (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года):

  • паровые котлы, ядерные реакторы +17%;
  • станки +10%;
  • лекарства +11,8%;
  • чугунные и стальные трубы +6,9%.

Импортозамещение в IT-сфере

21 век – это век высоких технологий. Но положение, сложившееся на российском рынке программного обеспечения (ПО), оставляет желать лучшего. Зависимость страны от зарубежного ПО имеет высокую степень, как при бытовом использовании, так и на уровне крупных предприятий.

Вытеснить мировые бренды с рынка даже на 10% будет не простой задачей, так как массовая закупка IT-базы была произведена у западных поставщиков, и теперь находится на их обслуживании. Даже в банковской сфере применение западного программного обеспечения повсеместно.

Основной задачей при реализации программы импортозамещения в IT сфере является не отказ от иностранных программ, а создание таких условий в стране, при которых:

  • На территории страны будет разрабатываться качественное ПО;
  • В командах разработчиков ПО из разных стран не менее половины команды будет представлено российскими программистами;
  • Интеллектуальная собственность на разработанное ПО будет принадлежать отечественным предприятиям.

В таблице 2 представим результаты реализации импортозамещениея по направлению IT, которые должны быть достигнуты.

Таблица 2

Таким образом, при положительных результатах импортозамещения России удастся уйти от импортной зависимости во многих отраслях экономики. Стимулирование собственного производства позволит создать рабочие места и улучшить материальное положение населения страны.

Внимание!

Компания «VVS» оказывает исключительно аналитические услуги и не консультирует по теоретическим вопросам основ маркетинга (расчету емкости, методов ценообразования и др.)

Данная статья носит ислючительно информационный характер!

С полным перечнем наших услуг Вы можете ознакомиться .

Вконтакте

Одноклассники

С момента введения санкций 2014 года против Российской Федерации прошло три года. В самом начале стал вопрос о снижении зависимости экономики страны от западных производителей. Правительством была создана программа по импортозамещению, итоги которой сейчас можно оценить по кривой снижения ввоза импортных товаров. Самая высокая прибыль пришлась на определенные отрасли импортозамещения в 2016 году, анализ их проведем ниже.

Наиболее развитые отрасли импортозамещения в России

В десятке самых динамично развивающихся сегментов российской экономики, которые включены , машиностроение занимает последнюю ступень.

  • Место № 10. Машиностроение.

Фундаментальная отрасль экономики российского государства, к сожалению, более чем на 80 % была зависима от ввоза продукции извне. А значит, уязвима вся экономическая система страны. Отметим, что на данном этапе восстанавливается работа машиностроительных предприятий, приостановленная из-за ограничений. К примеру, возобновляет деятельность Саратовский завод тяжелых зуборезных станков, вновь производит комплектующие для горнодобывающей техники предприятие «Черновские ЦЭММ», новые модели гидравлических экскаваторов сходят с конвейера «Уралмашзавода».

  • Место № 9. Производство текстиля.

В различных отраслях сектора импорт составлял примерно от 30 до 50 %. Главные проблемы легкой промышленности, которые может решить импортозамещение: в стране недостаточно предприятий, занимающихся выработкой тканей, пошивом одежды, а также ограничено предложение на внутреннем рынке первичной продукции – хлопка, льна и др.

В этой отрасли импортозамещения уже начали работу новые или перенаправленные старые производства: модернизирована фабрика по пошиву одежды ООО «БТК Трикотаж» в Тульской области, открылась компания «Текстиль Индустрия» на территории Кабардино-Балкарии – один из крупнейших производителей трикотажа в стране.

Ведется селекционная работа по выведению устойчивых к холоду сортов хлопка для выращивания в прохладных аграрных регионах России. Так, Волгоградская область уже два года является поставщиком этого сырья на внутреннем рынке РФ.

  • Место № 8. Производство рыбной продукции.

Ранее проблема в этой отрасли импортозамещения не стояла, т. к. импорт здесь был сравнительно невелик. Но и тут, благодаря инвестициям, появились значительные изменения. ООО «Рыбная компания «Полярное море+» открыла в Мурманской области фабрику по переработке рыбы и морепродуктов с возможностью выпуска до 10 000 тонн готового продукта в год. Среди прочего здесь применяется технология суперзаморозки для производства мороженой рыбы.

Три года назад тилапию в Россию поставляли исключительно из-за рубежа, теперь эту рыбу растят в Астраханской области. Новое хозяйство даст до 1 000 тонн продукции в год. И Хабаровский край реализует программу импортозамещения – создает предприятие по переработке рыбы на основе старых цехов.

  • Место № 7. Туристические услуги.

Многие российские регионы до введения политики импортозамещения были мало интересны для туристической индустрии из-за отсутствия инфраструктуры, разработанных маршрутов и интересных для посещения объектов. На уровне региональных властей ведутся разработки новых туристических брендов, привлекаются инвесторы. В этой отрасли идет поиск направлений, привлекающих не только любителей активно отдохнуть и получить эмоциональную разгрузку. Упор делается на интеллектуальный, гастрономический и медицинский туризм, посещение новых уникальных культурных центров.

Новороссийск реализует новую для региона разновидность услуг – винный туризм. Внедряется ряд новых маршрутов, таких как «Серебряное ожерелье России», с курсом на импортозамещение расширяют существующие алтайские курортные зоны. Очень важно для развития внутреннего туризма введение национальной системы бронирования билетов.

  • Место № 6. Нефтегазовое производство.

Нефтегазодобывающая промышленность приносит наибольшие поступления в казну Российской Федерации. Ряд предприятий этого сектора активно включился в программу своей отрасли импортозамещения в 2016 г. и ранее. Оперативно отреагировал «Газпром» – он будет получать специфическое оборудование для газовой промышленности от отечественного завода «Трубодеталь».

Стратегия импортозамещения способствует развитию отечественных производственных баз посредством программ инвестиций. Благодаря им «Промприбор» стал выпускать оборудование для транспортировки сырья от самой скважины до места переработки.

  • Место № 5. Медицинская промышленность.

В этой отрасли импортозамещения ставку делают на фармакологические новшества и создание принципиально нового . Внедряются российские аналоги импортных препаратов. Дженерики лекарственных средств, которые ранее ввозились из-за рубежа, уже производят в Казани. Интеллектуальные протезы для детей изготавливают в Архангельске, инновационные препараты для борьбы с туберкулезом и атеросклерозом созданы в Иркутской области. В соответствии с новой промышленной политикой и ориентацией на импортозамещение в регионах внедряется кластеризация фармпроизводств, что поможет стабилизировать отрасль, произвести интеграцию научных разработок и широкого производства.

  • Место № 4. Производство транспорта.

Практически ключевое место импорт занимал в отрасли производства основных деталей для большинства видов транспорта. После внедрения новых экономических стратегий у целого ряда транспортных комплексов использование отечественных комплектующих возросло до 93 %. Россия, решая вопрос в этой отрасли импортозамещения, расширяет свои производства, и ОАО «Транспневматика» теперь будет производить на своей базе новейшее тормозное оборудование для поездов. В том числе и для «Газпрома» «Курганхиммаш» запустил производство оффшорных танк-контейнеров, которые до настоящего времени на территории нашей страны не выпускались. Улан-Удэнский ЛВРЗ освоил выпуск ранее ввозимых с Украины комплектующих для ремонта тепловозов.

  • Место № 3. Производство программного обеспечения для ЭВМ.

К сожалению, в стране до сих пор превалирует использование зарубежного программного обеспечения. Без офисных пакетов и специальных программ будет парализована работа крупных компаний и корпораций, даст сбой система госуправления. Перевод главнейших предприятий и государственных органов управления на российские программные разработки – одна из самых важных задач импортозамещения.

Для построения в каждой отрасли надежных информационных систем, закрытых от вторжений различного рода, создана собственная интеграционная платформа «Циркон». Завершена разработка Единого реестра российского программного обеспечения. Фактически исключили из своей работы западные программы «РЖД», «Ростелеком», «Сбербанк» и другие ключевые компании Российской Федерации. Активно ведется работа по импортозамещению в области мобильных операционных систем.

  • Место № 2. Химическая промышленность.

Перед ведущими химиками в рамках программы для этой отрасли импортозамещения поставлена задача синтеза веществ, способных открыть новые возможности для промышленности России. В результате исследований в Татарстане открыт первый в РФ завод по производству современной упаковки. Восстанавливает производство товарного латекса ПАО «Омский каучук». А «Нижнекамскнефтехим» начал выпуск полиэтилена для изоляционного покрытия кабелей, производимого ранее из зарубежных материалов.

  • Место № 1. Производство сельхозпродукции.

Санкции Запада вызвали заметные изменения в сельскохозяйственной отрасли страны. Требовал импортозамещения колоссальный пласт аграрной продукции – от мясных и молочных изделий до элитных семян. Несколько лет работы по насыщению внутреннего рынка такими товарами дали заметный результат.<

Например, Алтай по программе импортозамещения поставляет мраморную говядину, и производство растет. Для выращивания садовых культур в Дагестане заложено свыше 1 500 га площади. Группа «Черкизов» расширяет в Липецкой области птицеводческое хозяйство. «ТюменьАгро» благодаря постройке тепличного комбината стал крупнейшим поставщиком свежей растительной продукции в регионе. С каждым годом развитие всех направлений отрасли сельского хозяйства в РФ набирает обороты.

Передовая отрасль импортозамещения в 2016 году – сельское хозяйство

Одна из высокодоходных отраслей России – агропромышленный комплекс. Его ресурсов при соответствующем уровне технического обеспечения было достаточно для поддержки производств данного сегмента. Законы экономической конкуренции диктуют необходимость повышать эффективность всех субъектов рыночных отношений.

Но наши производители, к сожалению, оказались недостаточно готовы к зарубежной товарной экспансии, это отчасти послужило причиной реформации экономической политики. Импортозамещение стало наилучшим решением в этой непростой ситуации. Для российской отрасли сельского хозяйства оно призвано стать своеобразным мостом для перехода к новому в технологическом отношении уровню работы.

Концепция программы по импортозамещению в отрасли гармонично вписалась в основные идеи «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», утвержденной в 2010 г. Последний документ неоднократно дорабатывался, но его суть неизменна: на российском рынке необходимо создать условия, позволяющие отечественным производителям прочно встать на ноги, что сделает экономику отрасли практически независимой от ввоза товаров извне. Импортозамещение в итоге стало одним из путей реализации доктрины. Снижение ввоза импортных продуктов, кстати, привело к коррекции программы развития аграрной сферы России.

Но возникли вопросы и в области макроэкономики, технологической базы и агроэкологических факторов. Эти проблемы могут обостриться в случае значительного снижения импорта или полного отказа от зарубежной продукции. Специалисты рекомендуют не усердствовать в ограничениях и соблюдать баланс.

Задачи развития агропромышленного комплекса:

    Первоочередной задачей в этой отрасли импортозамещения становится поддержка интеграционного процесса, который направлен на улучшение взаимодействия хозяйствующих субъектов аграрной сферы на разных уровнях управления.

    Оптимизация эффективного контроля и управления агропромышленным комплексом, что будет способствовать повышению производительности фермерского хозяйства как базы всей отрасли.

    Стимулирование (в рамках импортозамещения) внедрения новых экономических инструментов для поддержки отрасли, оптимизация логистики в процессе взаимодействия партнеров, активное решение вопросов распределения и потребления готовой продукции и сырьевых ресурсов.

В результате исследования работы сельхозпредприятий выявлена их неэффективность в удовлетворении потребностей современных потребителей. Это касается и качества продукта, и второстепенных вопросов взаимодействия всех субъектов.

Стратегические цели, которые ставит перед аграриями государственная программа импортозамещения, реально достичь при условии разрешения ряда вопросов, давно возникших в этой отрасли. В том числе необходимо расширение потока инвестиций в сельское хозяйство, оптимизация эффективного землепользования, мелиорация земель, устранение производственного застоя в скотоводстве, стимуляция отечественного машиностроения для решения нужд сельского хозяйства и т. д.

Факторы и особенности развития сельского хозяйства в РФ:

    Эта отрасль еще частично зависима от поставок из-за рубежа. Не во всех ее сегментах возможно полностью обеспечивать своим продуктом соответствующие ниши. В результате наблюдается перекос и в эффективности производства в различных подотраслях.

    В аграрной отрасли импортозамещения все существенно зависит от государственной поддержки. Поэтому целый массив мероприятий, в том числе и программа развития частного фермерского хозяйства, разрабатывается на государственном уровне, ставка делается на регионы с большим агропромышленным потенциалом.

    Техническая и технологическая отсталость отрасли – важная проблема импортозамещения, которая становится на пути повышения эффективности работы сельхозпредприятий. Доходов производителей начального звена в сельскохозяйственном процессе недостаточно для модернизации технической базы.

Большую роль играет и доступность рынка для производителей. Препятствует решению поставленных программой импортозамещения задач в сельском хозяйстве отсталая инфраструктура. Ее неэффективность сильно влияет на саму отрасль и на экономическую ситуацию в целом. Это ярко отражается на малых предприятиях, которые и без того с трудом выдерживают конкуренцию с крупными сетями из числа российских товаропроизводителей.

На этой ступени реализации программы импортозамещения для зарубежных производителей российский рынок закрыт. Но отвергать заграничный опыт в аграрном секторе совершенно неразумно. Например, импортозамещение в сельском хозяйстве может привести к системе, опирающейся на принцип замкнутого производства внутри отрасли. Производители будут задействованы в логистических цепочках и поставках товара на прилавки. Но потребуется глубокая модернизация схем взаимодействия между участниками рынка на всех уровнях. Зато сами производители в значительной мере увеличат доход, а для потребителя цена товара будет существенно ниже.

Проблемы в развитии отрасли импортозамещения

Федеральная таможенная служба указала, что к середине 2017 г. показатели ввоза зарубежной продукции в Россию увеличились практически на 1/4. Выводы напрашиваются различные. К примеру, что процесс в любой отрасли импортозамещения пока для российской экономики – не более чем утопия. А может это результат повышения спроса, т. е. возросший процент закупок показывает, что кризисная ситуация для потребителей и инвесторов постепенно разрешается. Во всяком случае, курс рубля по-прежнему является ключевым стимулятором импорта.

В сравнении с благоприятными для страны временами показатели импорта невелики, невзирая на скачок этой цифры в начале 2017 года. Во втором полугодии докризисного 2014 года россияне закупили зарубежных товаров на 152 миллиарда долларов. А последний результат чуть превысил 1/2 данных этого периода.

Категория «машины и оборудование», несмотря на достижения отрасли машиностроения в импортозамещении, лидирует в зарубежных поставках. Май 2017 года – 52,2 % (от общего показателя импорта), июнь – 53 %. Июнь прошлого, 2016 года показал 49 %, и эти цифры могут стать доказательством положительных тенденций в экономике страны.

Но и импорт товаров народного потребления значительно возрос. Так, в июне обуви и изделий из текстиля было ввезено на 36,2 % больше. Общая сумма оказалась свыше миллиарда долларов. Импорт лекарственных препаратов также в незначительной степени стал выше.

Укрепления курса рубля оказалось достаточно для бурного роста закупок из-за рубежа. В начале 2016 года средняя стоимость доллара колебалась около 70 рублей, и 57-58 рублей в первом полугодии 2017-го. Приведенные примеры показали несостоятельность программ импортозамещения для большинства отраслей.

Исключение есть. Показатели импорта в аграрном секторе и в производстве продовольственных товаров продолжают снижаться. На фоне скачка импортных закупок в других отраслях снижение на 3,1 % кажется ощутимым. Задачи в этой отрасли импортозамещения все же постепенно реализуются.

Отчасти снижение ввоза связано с продолжением снижения расходов наших граждан. Почти до нуля упал спрос на продукты премиум-класса, чаще всего импортного происхождения. Да и отмены эмбарго в продовольственной отрасли пока не предвидится.

Но возможно возникновение крупной проблемы в макроэкономике: с ростом импорта начнется снижение роста ВВП (часть которого – чистый экспорт), в связи с тем, что сальдо платежного баланса сократится. Хотя, по мнению экспертов – это вопрос скорее отдаленного будущего.

Производство продукта с высокой добавленной стоимостью, технологичных и конкурентоспособных товаров – залог успешного будущего государства, и программа импортозамещения в России до 2020 года – это одна из важных мер по диверсификации экономики страны и верный шаг на пути к «Индустрии 4.0», который поможет нашей стране избавиться от нефтегазовой зависимости. Что в себя включает данная стратегия и какие ее элементы уже воплощены в жизнь?

Разработка стратегии

Программа импортозамещения в России до 2020 является, в первую очередь, мерой решения правительством нашей страны вопроса продовольственной и товарной безопасности. Во-вторых, от ее реализации зависит конкурентоспособность российских товаров, поставляемых за рубеж и технологическое развитие экономики РФ. Попытки внедрения системных мер предпринимались властными структурами с 2012 года, когда была разработана Госпрограмма по поддержке и развитию сельскохозяйственного рынка на 2013-2020 гг.

Реализации стратегии помешали санкции со стороны США и стран Европы. В конечном итоге вопрос импортозамещения до 2020 г. встал «ребром». Результатом изыскания путей решения, возникших правовых и экономических коллизий стал ключевой документ – Программа № 328 от 15 апреля 2014 г. по развитию промышленности и повышению конкурентоспособности российского производства на международной арене. Кроме того, были изданы иные законодательные акты, которые объединила общая цель: формирование в стране конкретной позиции касательно импортозамещения.

04.08.2015 г. была создана ведомственная комиссия при Правительстве РФ, которая функционирует на основании ПП РФ от 04.08.2015 г. N785 и распоряжения Правительства РФ от 04.08.2015 г. № 1492-р.

В последнем законодательном акте поименован список ответственных лиц:

  • комиссия по ОПК;
  • комиссия по иным отраслям российской экономики.

В чем суть стратегии

Стратегия импортозамещения устанавливает для всех участников гражданского оборота определенные «правила игры».

Если кратко, то целью данной программы №328 является регламентирование производственной сферы в России с учетом механизмов импортозамещения. Положения документа также учитывают данные из Стратегии инновационного развития РФ от 08.12.2011 г. №2227-р.

Задачами программы являются:

  • повышение конкурентоспособности российской промышленности на мировой арене;
  • внедрение новейших технологий в производство;
  • освоение рынка инноваций с целью последующего применения разработок на практике.

Обратите внимание! В документе нет определенного механизма действий, лишь указаны общие цели, задачи, критерии достижения планируемых результатов, состав комиссии и т.д., необходимые для реализации процесса замещения продукции иностранного производства отечественными аналогами. Т.е. рассмотрена исключительно правовая сторона вопроса.

Реализация вышеуказанных целей достигается, в т.ч. за счет инвестиций в рамках Программы от 11.10.2014 г. №1044.

Результатами реализации стратегии к 2020 году должны стать:

  • создание развитой промышленной инфраструктуры в РФ;
  • формирование спроса на отечественную продукцию;
  • создание высококвалифицированных рабочих мест;
  • модернизация технологического базиса государства;
  • повышение экономической эффективности отечественных производителей;
  • стандартизация важнейших отраслей промышленности;
  • увеличение числа патентов, внедрение последних инноваций в практическую деятельность.

Какие товары включены в программу

С введением санкций РФ предприняла ответные меры в сторону Запада. Так, в нашу страну перестали импортировать товары из Австралии, Норвегии и США. Перечень импортозамещающих товаров представлен в ПП № 1421 от 19.12.2014.

Среди продуктов питания стоит отметить:

  • мясо;
  • рыбу и морепродукты;
  • молочную продукцию;
  • большое число овощей и корнеплодов, в т.ч. помидоры, картофель, морковь, бобы, репа, баклажаны, грибы и иные продукты, которые возможно вырастить на территории РФ;
  • фрукты и орехи;
  • колбасные изделия.

В сфере машиностроения также имеются существенные ограничения по ввозу изделий. На официальном портале Государственной системы правовой информации содержится перечень товаров, импорт которых на территорию страны невозможен без получения разрешения ведомственной комиссии при Правительстве РФ. В список разрешенных изделий для импорта входят:

  • цистерны;
  • генераторы переменного тока;
  • водные и газовые турбины;
  • силовые установки;
  • авиадвигатели;
  • самолеты;
  • ракеты-носители;
  • судна с водоизмещением свыше 10 000 т и т.д.

С IT-сферой все гораздо сложнее, так как в России нет аналогов многих иностранных гаджетов и программного обеспечения. Поэтому 15.11.2015 г. Правительство утвердило создание единого «Реестра российского ПО», в котором поименованы российские IT-проекты, которые в будущем будут иметь приоритет перед зарубежными при проведении госзакупок. В ПП от 16.11.2015 г. №1236 идет речь о запрете использования иностранного ПО в муниципальных и государственных учреждениях. Но данный документ не исключает вариант инсталляции такого программного обеспечения при отсутствии отечественных аналогов.

Что уже сделано

С июня 2015 года в России было воплощено в жизнь более 350 проектов по импортозамещению. В течение 2-3 лет будет реализовано еще порядка 780. Но при этом четверть из них представляют собой совместные инвестиционные проекты с иностранными корпорациями и банками.

По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, только за 2016-2017 г. в РФ запустили 350 высокотехнологичных производств.

Наилучшие результаты за последние 5 лет показали:

  • автомобильная промышленность;
  • сельское хозяйство;
  • машиностроение.

Рост на уровне 10-15% наблюдается в следующих отраслях промышленности:

  • станкостроение;
  • тяжелое машиностроение.

Рост на уровне 4-8% зафиксирован в сфере:

  • лесопереработки;
  • легкой промышленности;
  • авиационной сфере;
  • химической промышленности.

Несмотря на все меры государственной поддержки промышленности в рамках программы по импортозамещению до 2020, доля импорта продолжает расти. Так, за январь-ноябрь 2017 год рост 24%, а показатель – 181,4 млрд. USD. И в 2018 г. ФТС констатировала увеличение на 6,1 процентных пункта по сравнению с отчетным периодом 2017 г.

Наша страна по-прежнему нуждается в создании собственных высокотехнологических корпораций с минимальным участием иностранного капитала, таких как японские производства Schneider Electric, Microsemi и Sumitomo Electric. Особого внимания также требует IT-сфера, так как импортозамещение по данному направлению идет медленнее всего.

События 2014 года, после которых западные страны ввели санкции, повлекли за собой потребность в срочном импортозамещении продукции. Рынок ВПК – не исключение. Однако полной победы отечественного производителя до сих пор не случилось. Одна из основных причин – бюрократия. Промышленники рассказали Mil.Press Военное, что объем сопроводительной документации для поставок в интересах оборонки для российских производителей и иностранных компаний несопоставим по объему.

Привычный поставщик лучше российского

Интересную ситуацию можно наблюдать в судовом машиностроении. Именно комплекты оборудования определяют функциональное назначение судна, его эксплуатационные характеристики, экономичность эксплуатации. С середины прошлого века до конца 1990-х годов практически все необходимое для строительства кораблей и судов производилось предприятиями Советского Союза, а после распада СССР - государствами, ранее входившими в его состав. Объем импорта был минимальным и касался специального оборудования. В основном закупали материалы для обустройства помещений, некоторые типы дизельных двигателей и движительных комплексов. С ликвидацией многих предприятий положение с поставками оборудования резко изменилось.


По многим позициям альтернативы импорту просто не было. При этом крутого крена после введения западных санкций, когда срочно был взят курс на импортозамещение, не случилось.

Аналогичная ситуация, по словам генерального директора Кингисеппского машиностроительного оборудования (КМЗ) Анатолия Русина, сложилась в судовом дизелестроении. "Исторически использовались только двигатели отечественного производства. В 2000-е был взят курс на импортные, которые в значительной степени вытеснили отечественных изготовителей", – отметил он.

В настоящее время оценки доли импорта в судостроении отличаются из-за разницы подходов к подсчету. Например, долю импортного оборудования, используемого при строительстве военных кораблей замдиректор машиностроительного завода "Винета" Виталий Макаров оценивает в 10%. В гражданских судах, по его мнению, она составляет 90-95%. Никита Максимов, руководитель проектов компании "МСС", которая недавно предложила заместить поврежденную американскую систему фильтрации сточных вод на ледоколе "Виктор Черномырдин", называет цифру в 50%.

Велика доля импорта до сих пор и в электронике.

"На рынке, который мы представляем, доля от 70 до 95% принадлежит иностранным компаниям. Такие фирмы как "Шнайдер Электрик" и "Сименс" играют весомую роль", – считает Семен Турицын, руководитель направления работы по ГОЗ Курского электроаппаратного завода (КЭАЗ).
Собеседники издания признались, что в последние годы их предприятия создавали импортозамещающую продукцию, но фактически так и не смогли окончательно потеснить зарубежных конкурентов из-за объема документации. По словам промышленников, необходимость создавать большое количество разрешительных документов обусловлена действующей системой стандартов, описывающих разработку и поставку на производство.
"При разработке нового изделия госиспытания и механизм постановки изделия на производство с принятием на снабжение занимают как минимум год. При выполнении всех этих норм и требований мы никогда не добьемся должных результатов в импортозамещении", – считает Виталий Макаров.
Собеседник издания указывает на то, что при принятии решения по поставке импортного оборудования ввиду отсутствия российского аналога первое считается серийным и не проходит весь комплекс испытаний, в отличие от отечественного.

С другой стороны, источник редакции в менеджмента компании по производству палубного оборудования не считает, что присутствие на рынке большой доли импортных комплектующих само по себе плохо.

"Это данность. Преференции в тендерах для отечественных поставщиков существенны, другой вопрос - насколько оперативно они предоставляются", – отметил он.

Чей пакет документов толще

Промышленники признались изданию, что по их ощущениям, они участвуют в соревнованиях по объемности пакета документов. О "явном дисбалансе" в сторону иностранных комплектующих рассказал Алексей Зюзин, заместитель генерального директора НПК "Морсвязьавтоматика". В сферу деятельности предприятия входит гидроакустика, обучающие тренажеры и морские беспилотники.
"Отечественный поставщик должен иметь военную приемку и большой пакет документов – руководство по эксплуатации, технические условия, паспорт, формуляр. Иностранные компании могут поставлять без инструкции и без приемки военными", – отметил Зюзин.
Собеседник издания считает, что было бы логично уравнять импортную продукцию с ОТК. "Получается, что российскую продукцию, прошедшую ОТК, но не прошедшую военную приемку, мы не можем применять, а импортные комплектующие без ОТК – можем", – резюмировал он.

Схожее мнение высказал и Анатолий Русин, заметив, что от иностранных поставщиков требуют минимум документации. "Это формуляр, свидетельство регистра, сертификат качества и руководство по эксплуатации. Что касается отечественных изделий, то должна быть разработана и согласована с заказчиком документация на соответствие всем ГОСТам, а также прописан буквально каждый шаг: от закупки сырья до сборки и проведения испытаний", – рассказал он корреспонденту Mil.Press Военное.


Гендиректор КМЗ также упомянул, что объем испытаний для российских и иностранных поставщиков существенно различается не в пользу отечественных предприятий, а на согласование цены от основных экономических показателей компании до договоров на закупку материалов и комплектующих уходит очень много времени.

Никита Максимов добавляет, что требования ГОСТ к документации отечественных производителей предполагают безраздельное пользование изделием вплоть до ремонта или модификации своими силами. Для этого нужны подробнейшие инструкции и описания. "Импортное оборудование построено на сервисной модели: что-то вышло из строя – звоните поставщику и все. Отсюда колоссальные разночтения в документации", – считает он.


Избыточность документации Алексей Зюзин иллюстрирует конкретным примером, когда деталь изготавливается в течение одного дня, а сопровождение ее документацией занимает неделю.

"Одно дело, когда это делается в рамках ОКР для Минпромторга или Минобороны, в этом случае объем документации должен быть максимально полным для того, чтобы любое предприятие могло его освоить. Но зачем мне делать такой пакет документов для внутреннего использования?" – недоумевает собеседник издания.
Анатолий Русин в свою очередь добавил, что требования руководящих документов очень забюрократизировали не только процесс изготовления, но и придание законности поставке продукции.
"Бывают случаи, когда документы необходимо согласовывать со своими прямыми конкурентами, а это уже конфликт бизнес-интересов, который заводит в тупик и не дает возможность поставлять изготовленную продукцию", – отметил он.
Представители некоторых предприятий придерживаются другого мнения. "Объем технической документации, поставляемой с изделием, определяется заказчиком судов и заводом-строителем. Данный объем примерно одинаков для всех поставщиков", – отметил Виталий Макаров.

Кто-то видит проблему не в самом объеме документов, а в различных требованиях к оборудованию проектантов и верфей. "По российским ГОСТам объем ЗИПа на изделие должен составлять 10 ящиков, а для иностранцев – две прокладки и один предохранитель" – рассказал источник издания в компании-производителе палубного оборудования.

Другие промышленники сталкиваются с медленным процессом внесения их предприятия в перечень от Минпромторга, подтверждающий, что продукция произведена на территории России. Семен Турицын сообщил, что, несмотря на поданные в феврале документы, разрешение предприятие получило только в мае. При этом по регламенту на эту процедуру должно уходить не более 10 дней. "Документ, подтверждающий отечественное происхождение продукции выдается на один год. Летом закончился срок его действия, из-за этого мы потеряли одного из наших заказчиков, которому наличие этого документа было необходимо", – подчеркнул Семен Турицын. По его мнению, приемлемо было бы выдавать сертификат на три года.

В такой ситуации оказываются и другие предприятия.

Перед заграницей стыдно

Еще одни реалии, про которые рассказывают отечественные промышленники – разный подход к авансированию для российских и зарубежных поставщиков. Виталий Макаров объяснил, что задержка выплат по спецсчетам в рамках гособоронзаказа - обычная практика, на которую пока никак нельзя повлиять.
"С иностранными поставщиками всё достаточно однозначно: нет денег – нет товара. Задержали платеж – платите неустойку, поэтому расчет по импортным поставкам производится практически всегда в сроки, оговоренные контрактом", – заметил он.
Ему вторит Алексей Зюзин, добавляя, что чаще всего импортный поставщик работает со стопроцентной предоплатой. По словам же Анатолия Русина, аванс для отечественных компаний редко превышает 50%. "Действие российского законодательства на иностранцев не распространяется, никакие спецсчета для них не действуют. Нашим же поставщикам нередко необходимо привлечение заемных средств, а это банковские проценты, и, как следствие, дополнительная нагрузка на предприятие", – рассказал он.


Эту мысль развивает Никита Максимов, говоря, что отечественные поставщики работают на тех условиях, на которые бы никогда не согласились иностранцы. "Среди них – предоставление конструкторской документации до аванса, а иногда и до контракта и поставка оборудования на постоплате до 100 %. Кроме того, гарантийные обязательства отечественные поставщики несут не с даты поставки, а с даты сдачи судна заказчику – промежуток между этими событиями может составить от двух до пяти лет",– резюмирует он.

Другим мнением поделился генеральный директор поставщика "Адмиралтейских верфей" – ООО "Инмор" – Антон Равлик. "В плане авансирования не вижу особой разницы. Порой задерживают и не платят что нашим, что иностранцам", – считает он.

Промышленники сходятся во мнении, что официальные письма и запросы в различные контролирующие органы не дают никаких результатов. "Мы обращались в Правительство РФ, дело пока не сдвинулось с места. Понятно, что процесс даже при самом позитивном раскладе не быстрый", – отмечает Семен Турицын.

"Прокуратура и ФАС могут контролировать ситуацию и наказывать нарушителей, но это не помогает", – считает Виталий Макаров.
"Надзорные органы осуществляют контроль на отсутствие нарушений. Не входит в их обязанности выступать арбитром в спорах, а из-за крайней бюрократии добиваться правды можно годами", – заключает Анатолий Русин.

Западный опыт и политическая воля

Собеседники издания сходятся во мнении, что быстро изменить ситуацию вряд ли получится. Один из способов – проведение квалификационного отбора, когда большой объем документов подается всего один раз, далее все идет по дополнительным соглашениям.

Антон Равлик назвал такой путь вероятным и приемлемым, предлагая обратиться к западному опыту и снять бюрократические барьеры сектора ВПК.

"Это было бы логично, если один раз факт применения российских комплектующих одобрен, то зачем каждой компании еще раз сертифицировать его в своей продукции? Получается повторение одного и того же пути для одного и того же конденсатора", – недоумевает Алексей Зюзин.
При этом, по словам некоторых промышленников, помимо вышеописанного "дня сурка", за последнее время получить разрешение на выпуск продукции двойного назначения стало гораздо сложнее. "Это непросто, даже имея на руках подписанные Минобороны техзадания, чуть ли не договора на поставку", – рассказал изданию один из собеседников, пожелавший сохранить анонимность.

"Увеличение числа ответственных министерств прямо пропорционально росту бюрократии. Если наладить определенный регламент работы с отечественными поставщиками, в том числе и в плане документации, то результаты по импортозамещению не заставят себя ждать", – утверждает Семен Турицын.


Порой в конструкторских бюро элементарно не знают, существует ли отечественная альтернатива импорту. По мнению промышленников, не хватает единого перечня российских поставщиков, собранного в одном месте. В рамках гражданской продукции этим по госконтракту от Минпромторга занимается ЦНИИ "Курс". Работа института представляет собой электронный портал, где собраны данные по каждой позиции судовых комплектующих. Также госконтракт подразумевает создание центра импортозамещения и локализации судового комплектующего оборудования (СКО).

"Работа над порталом началась меньше года назад. Начиная с нуля, мы формировали программный продукт. Потом работали над дизайном, это тоже заняло продолжительное время", – отмечает заместитель генерального директора по гражданской морской технике ЦНИИ "Курс" Дмитрий Стоянов.
Промышленники саму инициативу по формированию каталога оценили положительно, но признались, что исполнение вышло не идеальным. "Какую-то информацию оттуда можно почерпнуть, но не более. Данные обновляются медленно, а такая инфосистема, наоборот, должна быть живой", – считает Алексей Зюзин. Он добавил, что пока список отечественных поставщиков крайне скуден, а механизм появления в нем предприятий многим в отрасли непонятен. Стоянов возражает, что судить об эффективности портала рано, так как непосредственно формирование списка началось только в сентябре этого года и в данный момент заполнено лишь 300-400 позиций отечественного судового комплектующего оборудования, что составляет примерно 2% от его общего числа.

"Мы работаем напрямую с предприятиями и объясняем необходимость сбора такой информации для того, чтобы на ее основе строить госполитику в части импортозамещения, используя эти данные в судостроительных контрактах. Уже сейчас предприятия могут вносить информацию о себе, и она обновляется онлайн", – объясняет Дмитрий Стоянов.


По словам замдиректора ЦНИИ "Курс", новые поставщики судового оборудования дают о себе знать каждый день.

По данным отраслевых источников, в Минпромторге и Минобороны все-таки задумались, как снизить "бюрократическую нагрузку" на отечественных производителей.

Редакция послала в министерство промышленности и торговли журналистский запрос по поводу конкретных мер, которые прорабатываются ведомством для урегулирования ситуации. Mil.Press Военное публикует ответ Минпромторга полностью:

"Разработка и закупка образцов вооружения, военной и специальной техники (далее – образцы ВВСТ) осуществляется государственными заказчиками на российских предприятиях ОПК. По отдельным решениям государственных заказчиков в указанных образцах ВВСТ допускается применение импортных комплектующих изделий, узлов, агрегатов, электронных модулей, ЭКБ, сырья и материалов, которые относятся к категории элементов общепромышленного и межотраслевого применения.
Вместе с тем, для импортной продукции в настоящее время усиливается входной контроль. Также существует риск непоставки импортной продукции из-за санкций стран НАТО и ЕС – соответственно Минобороны России выставляет исполнителям штрафные санкции. Необходимо отметить, что процедура оформления применения в образцах ВВСТ импортных комплектующих изделий, узлов, агрегатов, электронных модулей, ЭКБ, сырья и материалов по срокам является длительным процессом. В отличие от применяемых импортных комплектующих изделий, узлов, агрегатов, электронных модулей, ЭКБ, сырья и материалов к разрабатываемой отечественной импортозамещающей продукции предъявляются более жесткие требования по использованию. Затраты предприятий ОПК на разработку и постановку на производство отечественных аналогов импортной продукции осуществляется как из собственных средств предприятий, так и средств из федерального бюджета в рамках ГП ОПК.
С целью минимизации зависимости от поставок импортной продукции Минпромторгом России совместно с государственными заказчиками по ГОЗ и предприятиями ОПК сформированы планы по импортозамещению продукции иностранного производства. Самое главное, для чего мы переходим на отечественную продукцию – вопрос национальной безопасности, а также повышения качества выпускаемых образцов ВВСТ.

В части выполнения работ по импортозамещению импортной общепромышленной продукции мы идем по пути создания и развития конкурентоспособной отечественной продукции. В целях совершенствования процедур импортозамещения во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в настоящее время Минпромторг России осуществляет подготовку проектов нормативных актов Правительства Российской Федерации и ведомственных документов, уточняющих порядок применения и обеспечения технологической независимости от использования иностранных комплектующих изделий, ЭКБ, сырья и материалов в отечественных образцах ВВСТ, включая находящиеся в стадии проектирования. Также Минпромторг России прорабатывает вопрос развития системы альтернативных поставщиков комплектующих изделий, узлов, агрегатов, электронных модулей, ЭКБ, сырья и материалов", – отметили в ведомстве.

Один из вариантов разрешения ситуация по мнению самих промышленников – полный аудит отрасли и создание межведомственной комиссии.

"Нужна довольно длительная работа, чтобы Минобороны с Минпромторгом, выслушав экспертные мнения, как-то облегчили бремя, связанное с пакетом документов. Надо собираться большой межведомственной комиссией и принимать взвешенное решение", – заключил источник редакции в менеджменте компании по производству палубного оборудования.
Вопрос в том, хватит ли у двух ведомств политической воли, чтобы решить этот нелегкий вопрос. Логично, если работу инициирует назначенный в 2018 году замминистра обороны Алексей Криворучко, регулярно посещающий оборонные предприятия и не понаслышке знающий их проблемы.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!