Все для предпринимателя. Информационный портал

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения. Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения

Данное предприятие создается по решению комитета по управлению государственным имуществом или органа местного самоуправления (в отношении муниципальных предприятий) и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хо- зяйственного ведения, не отвечает по обязательствам такого предпри- ятия, за исключением случаев субсидиарной ответственности по обязательствам обанкротившегося вследствие его указаний юридиче- ского лица.

Собственник имущества унитарного предприятия вправе:

а). принимать решение оего создании, реорганизации и ликвидации;

б). определять предмет и цели деятельности предприятия;

в). назначать на должность и освобождатьот должности руководителя предприятия;

г). осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

д). получать часть прибыли предприятия.

До государственной регистрации унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, его собственник обязан полностью оплатить уставный фонд, который является гарантией защиты кредиторов предприятия. Случае снижения стоимости чистых активов предприятия ниже размера уставного фонда, зафиксированного в уставе, представитель собственника, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести уменьшение уставного фонда до величины чистых активов. При уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов, которые вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков.

Если же стоимость чистых активов унитарного предприятия падает ниже минимального размера уставного фонда, установленного в законе, предприятие подлежит ликвидации.

Сделки, которые унитарное предприятие совершает со своим недви- жимым имуществом, требуют согласия собственника.

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения могут создавать дочерние предприятия, являясь их единственным учредителем.

Имущество дочернего предприятия принадлежит на праве хозяйственного ведения как самому дочернему предприятию, так и его учредителю. Для передачи имущества в хозяйственное ведение дочернего предприятия требуется получить согласие собственника имущества.

Учредитель самостоятельно утверждает устав дочернего предпри- ятия, назначает на должность и освобождает от должности руководителя дочернего предприятия.

Учредитель дочернего предприятия несет ответственность по обязательствам дочернего предприятия, аналогичную ответственности собственника унитарного предприятия по обязательствам последнего.

Казенные предприятия.

Казенное предприятие – это унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления.

Казенное предприятие создается для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и осуществляет коммерческую деятельность за счет бюджетных средств, выделенных федеральной казной.

Казенное предприятие, создается по особому решению Правительства

Учредительным документом казенного предприятия является устав, который утверждается Правительством РФ.

Казенное предприятие вправе:

    отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Правительство РФ вправе изымать у казенного завода неиспользуемое им или используемое не по назначению имущество.

Источниками формирования материальной базы казенного завода являются:

1) имущество, переданное ему по решению Правительства Российской Федерации для ведения основных видов деятельности;

2) денежные и иные средства, полученные от реализации продукции (работ, услуг) предприятия;

3) средства, выделенные из федерального бюджета или внебюджетных фондов.

В уставе казенного предприятия определяются:

Обязательная отчетность казенного предприятия по установленным формам;

Персональная ответственность руководителя казенного завода за результаты хозяйственной деятельности;

Обязанность использования федеральных средств по целевому назначению;

    виды деятельности и порядок распределения прибыли;

    фирменное наименование предприятия с обязательным указанием на его казенный характер.

Органом управления казенным предприятием является директор, действующий на принципах единоначалия. Директор назначается на должность и освобождается от должности федеральным органом Пра- вительства, утвердившим его устав.

Российская Федерация несет субсидарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточностиего имущества.

Реорганизация и ликвидация казенных предприятий осуществляются Правительством РФ.

Оно создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (для муниципальных предприятий) и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли. При этом собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам такого предприятия, за исключением случаев субсидиарной ответственности по обязательствам обанкротившегося вследствие его указаний юридического лица.

Согласно постановлению Правительства РФ от 6 декабря 1999 г. № 1348 «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения», принятому в соответствии с «Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в РФ», сохранение предприятий в форме унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, допускается в случаях, установленных Правительством РФ. К ним, в частности, относятся случаи: использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения национальной безопасности, функционирования воздушного и водного транспорта, реализация иных стратегических интересов РФ; осуществления деятельности, направленной на решение социальных задач, включая реализацию определенных товаров и услуг по минимальным ценам, а также на организацию и проведение закупочных и товарных интервенций с целью обеспечения продовольственной безопасности государства; производства отдельных видов продукции, которые изъяты из гражданского оборота или применение которых в гражданском обороте ограничено и т.д.

Характер имущественной обособленности рассматриваемого предприятия определяется содержанием права хозяйственного ведения в соответствии со ст. 295 ГК РФ. Собственник имущества унитарного предприятия имеет широкие полномочия пол вопросам его деятельности. Он вправе:

а) принимать решение о его создании, реорганизации и ликвидации;

б) определять содержание его специальной правоспособности (предмет и цели деятельности);

в) назначать на должность и освобождать от должности руководителя (директора) предприятия;

г) осуществлять контроль за использование по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Кроме того, собственник имеет право на часть прибыли унитарного предприятия. Сделки, которые унитарное предприятие совершает со своим недвижимым имуществом, требуют согласия собственника.

До государственной регистрации унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, его собственник обязан полностью оплатить уставный фонд. Следовательно, поэтапное формирование уставного фонда для унитарных предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, не допускается. Минимальный размер уставного фонда должен быть определен в законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.


Гарантией защиты интересов кредиторов унитарного предприятия является его уставной фонд. В случае снижения стоимости чистых активов предприятия ниже размера уставного фонда, зафиксированного в уставе, представитель собственника, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести уменьшение уставного фонда до величины чистых активов. При уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов. Для такого предприятия наступают последствия, аналогичные реорганизационным, то есть его кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является предприятие, и возмещения убытков. Если же стоимость чистых активов унитарного предприятия падает ниже минимального размера уставного фонда, установленного в законе, предприятие подлежит ликвидации.

Лишь применительно к унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, в ГК используется понятие дочернего предприятия. Его не следует отождествлять с понятием дочернего общества. Отличительные черты дочернего предприятия таковы:

1. Единственным учредителем дочернего унитарного предприятия может быть только «материнское» унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Имущество дочернего предприятия принадлежит на праве хозяйственного ведения как самому дочернему предприятию, так и его учредителю. В этом случае возникает некое вторичное право хозяйственного ведения на имущество, ранее закрепленное государством или муниципальными образованиями за унитарным предприятием-учредителем. Содержание такого права должно ограничиваться как рамками первичного права хозяйственного ведения, которые установлены ГК и уставом учредителя. Так и теми пределами осуществления вторичного права, которые будут заданы «материнским» унитарным предприятием для дочернего. При этом для учредителя, несомненно, обязателен принцип «никто не может передать больше прав, чем имеет сам».

2. Учредитель самостоятельно утверждает устав дочернего предприятия. Однако для передачи имущества в хозяйственное ведение дочернего предприятия требуется получить согласие собственника имущества.

1. Учредитель назначает на должность и освобождает от должности руководителя дочернего предприятия.

2. Ответственность учредителя по обязательствам дочернего предприятия аналогична ответственности собственника унитарного предприятия по обязательствам последнего.

1. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

2. Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

3. Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом

4. Порядок формирования уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяется законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

5. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

6. В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов.

Кредитор предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

7. Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 настоящего Кодекса. Это правило также применяется к ответственности предприятия, учредившего дочернее предприятие, по обязательствам последнего.

Статья 115. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления

1. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное предприятие на праве оперативного управления (казенное предприятие).

2. Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

3. Фирменное наименование унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

4. Права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296 и 297 настоящего Кодекса и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

5. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

6. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Унитарное предприятие

Среди всех коммерческих организаций унитарные предприятия выделяются тем, что не являются построенными на началах членства корпорациями и не становятся собственниками закрепленного за ними имущества . Создавший такое предприятие единоличный учредитель (публичный собственник) сохраняет за собой право собственности на переданное предприятию и приобретенное им в ходе своей деятельности имущество, тогда как само предприятие как самостоятельное юридическое лицо в силу закона наделяется лишь определенным ограниченным вещным правом, по сути используя чужое имущество. Иначе говоря, его имущественная обособленность является искусственной, условной, поскольку, в отличие от других участников гражданского оборота, у него нет и не может быть никакого собственного имущества.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, имущество которой остается неделимой собственностью ее учредителя (п. 1 ст. 113 ГК, п. 1 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях <1>).

Таким образом, оно не является ни корпорацией, ни собственником своего имущества, а действует на имущественной базе чужой (публичной) собственности. На имущество учредителя предприятие получает лишь ограниченное вещное право, что и позволяет говорить о наличии у него определенной имущественной обособленности - главного признака юридического лица.

Термин "унитарное" подчеркивает неделимость имущества такого юридического лица по вкладам (долям, паям), в том числе и между его наемными работниками. Ведь эти последние не участвуют в образовании имущества своего предприятия и не несут имущественной ответственности по долгам, связанным с его использованием, а потому и не должны иметь на это имущество каких-либо прав. В силу этого юридическим лицом признается именно предприятие, а не его трудовой коллектив, вообще не являющийся субъектом гражданских правоотношений <1>.

Унитарное предприятие несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам всем находящимся у него на ограниченном вещном праве имуществом учредителя. С другой стороны, унитарное предприятие не отвечает этим своим имуществом по долгам своего учредителя-собственника (кредиторы которого не могут, следовательно, обратить взыскание на имущество унитарного предприятия) (п. 5 ст. 113 ГК, п. 1 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях). Собственник несет ответственность по долгам унитарного предприятия лишь в субсидиарном порядке и только в случае его банкротства, вызванного выполнением указаний собственника (п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве).

Унитарное предприятие, учреждаемое публичным собственником, является единственной разновидностью коммерческих организаций, обладающей не общей, а целевой (специальной) правоспособностью (абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК, п. 1 ст. 3 Закона об унитарных предприятиях). Поэтому в его уставе помимо общих сведений, указываемых в учредительных документах юридического лица, должны содержаться сведения о целях, предмете и видах его деятельности. Сделки, совершенные унитарным предприятием с нарушением его правоспособности, являются недействительными (ст. 173 ГК).

Подавляющее большинство сделок по распоряжению своим имуществом государственные и муниципальные предприятия не вправе совершать без предварительного согласия учредителя-собственника (ст. ст. 6 и 18 Закона об унитарных предприятиях). Некоторые из них требуют еще и регистрации в финансовых органах (п. 2 ст. 118 Бюджетного кодекса). Более того, любым своим имуществом такое предприятие распоряжается "только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом". Сделки, совершенные с нарушением данного требования, объявлены ничтожными (п. 3 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях, ст. 168 ГК). Следовательно, контрагент унитарного предприятия по сделке теперь должен каждый раз удостоверяться, во-первых, в наличии разрешения собственника-учредителя на ее совершение и, во-вторых, в ее соответствии возможностям предприятия продолжать осуществление предусмотренной его уставом деятельности.

Мало того, собственнику имущества унитарного предприятия предоставлено право оспаривать в суде действительность заключенных его предприятием сделок (в которых сам учредитель не участвовал) и истребовать имущество своего предприятия из чужого незаконного владения иных лиц (п. п. 3 и 4 ст. 20 Закона об унитарных предприятиях). Тем самым, защищая интересы публичного собственника, Закон поставил в весьма неприятное положение контрагентов созданных им формально самостоятельных юридических лиц (т.е. всех других участников гражданского оборота), находящихся под постоянной угрозой оспаривания их действий со стороны лица, с которым они не вступали ни в какие правоотношения.

В результате ограничения правоспособности данной коммерческой организации всесторонне защищают имущественные интересы ее учредителя - публичного собственника, но далеко не всегда соответствуют интересам имущественного оборота, затрудняя совершение сделок с унитарными предприятиями и применение к ним имущественной ответственности <1>. Такой подход мог бы быть как-то оправдан применительно к некоммерческим организациям, для которых эпизодическое участие в имущественных отношениях не является основным видом деятельности. Для коммерческих организаций, постоянно участвующих в имущественном обороте, перечисленные ограничения создают лишь препятствия, вновь подтверждающие несоответствие данной конструкции рыночным условиям хозяйствования.

Унитарное предприятие может быть создано (учреждено) лишь одним публичным собственником - Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием. Создание унитарных предприятий путем соучредительства не допускается (п. 4 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях). В фирменном наименовании унитарного предприятия должно содержаться указание на собственника его имущества (учредителя).

Единственным учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то органом соответствующего публично-правового образования (в этой роли обычно выступают соответствующие отраслевые органы исполнительной власти). Для создания и функционирования унитарного предприятия не требуется заключения никаких договоров предприятия с учредителем-собственником (или уполномоченным им органом). Кроме сведений, обычно предусматриваемых в уставе юридического лица, в уставе унитарного предприятия должны также содержаться сведения о предмете его деятельности; органе, осуществляющем полномочия собственника его имущества; перечень и порядок формирования и использования фондов, на которые делится имущество предприятия, а также направления использования полученной им прибыли (доходов) (п. п. 3 - 5 ст. 9 Закона об унитарных предприятиях). Ведь унитарное предприятие, не будучи собственником своего имущества, не свободно и в определении порядка его использования.

Собственник имущества унитарного предприятия назначает ему руководителя (директора), который является его единственным (единоличным) исполнительным органом, подотчетным собственнику-учредителю (п. 4 ст. 113 ГК, п. 1 ст. 21 Закона об унитарных предприятиях). Руководитель унитарного предприятия согласно закону организует выполнение решений собственника-учредителя, волю которого он призван исполнять. Поэтому никаких иных (волеобразующих) органов унитарного предприятия, в том числе собраний трудового коллектива, закон не предусматривает <1>.

Учредитель наделяет унитарное предприятие уставным фондом , который не может быть менее пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда для государственного предприятия и одной тысячи - для муниципального предприятия (п. 3 ст. 114 ГК, п. 3 ст. 12 Закона об унитарных предприятиях). При этом уставный фонд унитарного предприятия должен быть полностью сформирован учредителем в течение трех месяцев с момента государственной регистрации.

Контроль з а деятельностью унитарного предприятия осуществляется прежде всего его учредителем. В случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, унитарное предприятие может быть обязано публиковать отчетность о своей деятельности для всеобщего сведения, т.е. вести дела публично (подобно открытому акционерному обществу).

Государственные и муниципальные предприятия реорганизуются и ликвидируются по общим правилам о реорганизации и ликвидации юридических лиц. Решение об этом принимает собственник предприятия. При этом слияние и присоединение унитарных предприятий допускается лишь в случае, когда их имущество принадлежит одному и тому же собственнику (п. 3 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях). Не является реорганизацией предприятия переход его в статус казенного предприятия (и наоборот) либо передача его имущества другому публичному собственнику.

Следует, однако, иметь в виду, что преобразование предприятий в другие организационно-правовые формы коммерческих организаций - собственников всегда связано с отчуждением их имущества из публичной собственности в частную, т.е. является одной из форм приватизации, которая должна осуществляться по правилам, предусмотренным специальным законодательством. Последнее предусматривает преобразование государственных и муниципальных предприятий лишь в форму хозяйственных, главным образом открытых акционерных обществ. Закон об унитарных предприятиях в ст. 34 допускает преобразование унитарного предприятия в государственное или муниципальное учреждение - некоммерческую организацию.


1. Решение о создании, реорганизации в форме разделения, выделения федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и преобразования их в федеральные государственные учреждения, а также об изменении вида указанных предприятий на федеральные казенные предприятия принимается Правительством РФ. Правительство может делегировать полномочия федеральному органу исполнительной власти.
Реорганизация федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в форме слияния и присоединения, а также их ликвидация осуществляются по решению Федерального агентства по управлению государственным имуществом на основании предложения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующее предприятие.
Ликвидация и реорганизация федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утв. Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009 (СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3313), осуществляются Правительством РФ на основании решения Президента РФ (см. постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" (СЗ РФ. 2004. N 50. Ст. 5074)).
2. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения, указанные в п. 2 ст. 52 ГК, а также иные положения, как то: сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия; наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор); порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора с ним в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами; структура совещательных органов (ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и др.), их состав и компетенция; перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием (в частности, резервный фонд), размеры, порядок формирования и использования этих фондов; дополнительные ограничения в отношении видов сделок, которые предприятие может совершать без согласия собственника, и др. (Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утв. приказом Минэкономразвития России от 25 августа 2005 г. N 205 (РГ. 2005. N 225)).
Устав государственного или муниципального предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, должен также содержать сведения о размере уставного фонда, порядке и источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли. В казенных предприятиях уставный фонд не формируется.
Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть чистой прибыли в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются компетентным органом публичного образования - собственника имущества (см. Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утв. постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. N 228 (СЗ РФ. 2002. N 15. Ст. 1440)).
Примерный устав федерального государственного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утвержден распоряжением Минэкономразвития России от 25 августа 2005 г. N 205 "Об утверждении Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения" (РГ. 2005. N 225). Утверждение уставов федеральных государственных унитарных предприятий осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находится предприятие.
3. Полное фирменное наименование унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, должно содержать слова "федеральное государственное предприятие", "государственное предприятие" или "муниципальное предприятие" и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъекта РФ или муниципальное образование.
4. Уставный фонд предприятия выражается в рублях и определяет минимальный размер его имущества, гарантирующий интересы кредиторов такого предприятия. Уставный фонд формируется в течение трех месяцев с момента государственной регистрации предприятия. Взнос учредителя может состоять из денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Уставный фонд должен составлять не менее 5000 МРОТ - для государственных предприятий и 1000 МРОТ - для муниципального предприятия. Стоимость имущества, передаваемого предприятию при его учреждении, указывается в решении собственника о создании предприятия, однако не может превышать стоимость взноса учредителя, определяемую в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
5. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, вправе распоряжаться недвижимым имуществом только с согласия собственника. Закон об унитарных предприятиях устанавливает дополнительные ограничения: согласие собственника имущества требуется также для совершения сделок, связанных с обременениями имущества (передача имущества в аренду, залог имущества), с уступкой требования, переводом долга, осуществлением заимствований, предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, участием в простом товариществе (договоре о совместной деятельности), а также иных сделок (см. коммент . к ст. 113 ГК).
6. Закон об унитарных предприятиях уточняет п. 5 коммент. ст., указывая, что решение об уменьшении размера уставного фонда государственного или муниципального предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, принимается собственником имущества такого предприятия. Собственник обязан также произвести государственную регистрацию этих изменений, причем в регистрации может быть отказано, если предприятие не представит доказательств уведомления кредиторов о таком уменьшении размера уставного фонда.
Такое уведомление должно быть сделано государственным или муниципальным предприятием в течение 30 дней путем письменного уведомления, а также публикации в органе печати, в котором размещаются данные о государственной регистрации юридических лиц.
Право кредитора требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств государственного или муниципального предприятия и возмещения им убытков прекращается по истечении 30 дней с даты такого уведомления и (или) публикации (ст. 15 Закона об унитарных предприятиях).
Право требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных убытков возникает у кредиторов предприятия и в том случае, если собственник в течение шести календарных месяцев после окончания финансового года не принимает решения об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда либо о ликвидации или реорганизации государственного или муниципального предприятия.
7. Закон определяет, что минимальный размер уставного фонда определяется исходя из законодательства, действующего на дату государственной регистрации такого предприятия, и в дальнейшем остается неизменным. В случае если стоимость чистых активов такого предприятия по итогам финансового года оказывается меньше этой суммы, собственнику имущества предоставляется трехмесячный срок для восстановления стоимости чистых активов до указанного минимального размера, после чего предприятие может быть ликвидировано в судебном порядке или по решению собственника.
Стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия определяется на основании данных бухгалтерской отчетности в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
8. В случаях, когда несостоятельность (банкротство) предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, вызвана действиями собственника имущества предприятия, последний несет перед кредиторами предприятия субсидиарную ответственность при условии, что их требования не могут быть удовлетворены за счет активов самого предприятия. Вопрос о субсидиарной ответственности должен решаться в процессе конкурсного производства.
9. Под дочерним предприятием, которое упоминается в п. 7 коммент. ст., следует понимать не любую коммерческую организацию, а лишь дочернее унитарное предприятие. Данная норма во многим утратила свое значение, так как с момента вступления в силу Закона об унитарных предприятиях не допускается создание цепочек унитарных предприятий, т.е. учреждение дочерних унитарных предприятий. Что же касается тех дочерних предприятий, которые были созданы до вступления Закона в силу, то они подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям.
Если унитарное предприятие участвует в организациях иных организационно-правовых форм, то основания и порядок ответственности унитарного предприятия по обязательствам таких лиц определяются соответствующими специальными нормами (в частности, Законом об обществах с ограниченной ответственностью, Законом об акционерных обществах).

Учредителем унитарного предприятия может являться Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Решение об учреждении государственного предприятия субъекта РФ или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию этих органов.

В муниципальных образованиях установление порядка принятия решений о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных предприятий, а также установлении тарифов на их услуги является исключительной компетенцией представительных муниципальных органов. По смыслу этого закона принятие решения о создании муниципальных предприятий входит в компетенцию местной администрации.

В соответствии с Законом об унитарных предприятиях государственные и муниципальные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, создаются, а те из них, которые возникли до принятия этого закона, действуют в целях выполнения функций, прямо перечисленных в законе, например, таких, как:

Использование имущества, приватизация которого запрещена и которое необходимо для обеспечения безопасности РФ;

Осуществление деятельности для решения социальных задач (в том числе реализация товаров и услуг по минимальным ценам, а также организация и проведение закупочных и товарных интервенции для обеспечения продовольственной безопасности страны).

По отношению к предприятиям, предмет деятельности которых не подпадает под указанный в Законе круг задач, продолжается политика приватизации, создания на базе их имущества казенных предприятий, ликвидации предприятий.

В муниципальных образованиях принятие решения о создании предприятия и утверждение его устава, как правило, являются компетенцией одного органа - местной администрации.

В субъектах РФ принятие решения о создании муниципального предприятия может относиться к компетенции одного органа государственной власти (правительства), а утверждение устава возложено на другой - соответствующий отраслевой департамент (управление). Уставы федеральных предприятий утверждаются отраслевыми федеральными агентствами и агентствами, руководство которыми осуществляется Президентом РФ или Правительством РФ.

Уставный фонд предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяет минимальный размер имущества предприятия, гарантирующего интересы его кредиторов. Он может быть сколь угодно большим. Закон об унитарных предприятиях содержит указание лишь на минимальный размер уставного фонда: для государственного предприятия - не менее чем 5000 МРОТ, установленных Федеральным законом на дату государственной регистрации предприятия, а для муниципальных - не менее 1000 МРОТ.

До принятия Закона об унитарных предприятиях минимальный размер уставного фонда был одинаковым для всех предприятий и составлял 1000 МРОТ. Порядок формирования уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяется Законом об унитарных предприятиях, который устанавливает, что уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации предприятия. Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи предприятию в полном объеме имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения.

В качестве вклада в уставный фонд собственник может внести деньги, ценные бумаги, объекты недвижимости, другие вещи, имущественные права и другие права, имеющие денежную оценку. Например, вкладом может быть право на использование изобретения, исключительное право на которое принадлежит государству. Формирование уставного фонда федеральных предприятий осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.

Уставный фонд казенного предприятия не формируется. Интересы кредиторов такого предприятия обеспечиваются субсидиарной ответственностью собственника его имущества.

Чистые активы предприятия должны быть по сумме не меньшими, чем уставный фонд предприятия. Они определяются по данным бухгалтерской отчетности, поступающей в органы управления государственным и муниципальным имуществом. Если по результатам любого финансового (календарного) года будет установлено, что чистые активы предприятия меньше размера его уставного фонда, орган управления имуществом должен подготовить проект решения об уменьшении уставного фонда до размера, не превышающего чистые активы предприятия. Решение же принимает орган, уполномоченный создавать предприятия.

Если же стоимость чистых активов предприятия по окончании финансового года (31 декабря) становится меньше, чем установленный законом минимальный размер уставного фонда, закон допускает возможность ликвидации предприятия в судебном порядке.

Закон об унитарных предприятиях предоставляет право предприятию и собственнику в течение трех месяцев после окончания финансового года (отчетного), т.е. до 1 апреля следующего за отчетным года, восстановить имущественное положение предприятия, чтобы чистые активы превысили минимальный размер уставного фонда. Если это не будет сделано, собственник обязан принять решение о ликвидации или реорганизации предприятия (п. 2 ст. 15 названного Закона).

Государственное и муниципальное предприятия - коммерческие организации, которые самостоятельно отвечают перед своими кредиторами по обязательствам. Государство, муниципальные образования, создавшие предприятия, не отвечают по их обязательствам. Как и другие коммерческие организации - хозяйственные общества, товарищества, производственные кооперативы, предприятия подлежат банкротству. Но если банкротство предприятия вызвано собственником его имущества, на собственника в случае недостаточности имущества предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам предприятия. Такая ответственность наступает при следующих условиях:

Собственник имеет право давать обязательные для предприятия указания;

Собственник имеет возможность иным образом определять действия предприятия;

В результате, по сути, неквалифицированного управленческого воздействия на предприятие, ограничивающего его инициативу и самостоятельность, собственник доводит предприятие до банкротства.

Закон об унитарных предприятиях, хотя и сузил имущественную самостоятельность предприятия (резко увеличилось число сделок, для совершения которых требуется согласие собственника), в целом не ограничил основных прав его как коммерческой организации: свободы в выборе партнеров по обязательствам, в определении содержания договоров, включая условия о ценах, взаимовыгодных для сторон сделки, и др.

Исходя из общих начал гражданского законодательства о виновной ответственности, думаю, что в суде сложно будет доказать, что собственники (органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления) виновны в доведении своего предприятия до банкротства. К тому же у государства, муниципального образования есть различные возможности избежать такой ответственности, не допустить самой процедуры банкротства, например, своевременно реорганизовать предприятие путем присоединения к другому, более успешно работающему предприятию, продать вместе с долгами в процессе приватизации, уволить руководителя, изыскать возможность оказать предприятию финансовую помощь.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!