Все для предпринимателя. Информационный портал

Что представляет собой бюджетная классификация. Бюджетная классификация

ЛЕКЦИЯ № 2. Бюджетная классификация РФ

Бюджетная классификация – это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемых для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и обеспечивающих сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Бюджетные доходы и расходы по своему составу, источникам, направлениям использования и иным признакам разнообразны.

Обязательным условием функционирования и эффективности всего бюджетного процесса является регламентация источников доходов и определение целей бюджетных затрат.

В основе бюджетной классификации лежит группировка показателей, дающая возможность представить в социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирование доходов и направление средств, их состав и структуру.

Ясность, четкость являются основными важнейшими требованиями, которые предъявляются к бюджетной классификации.

Умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации, позволяет увидеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и тем самым повлиять на ход экономических и социальных процессов.

Сопоставление плановых и отчетных данных, сравнение и анализ соответствующих показателей помогают делать обоснованные выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов.

Группировка расходов и доходов облегчает проверку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения каких-либо потребностей.

Классификация помогает создать условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полной и своевременной аккумуляцией средств, за использованием их по целевому назначению.

Классификация помогает сопоставлять доходы с расходами по отчетам об исполнении бюджета, что способствует экономному расходованию средств, контролю за соблюдением финансовых планов.

В условиях самостоятельности всех звеньев бюджетной системы классификация становится базой для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей в территориальном, отраслевом разрезе.

Бюджетная классификация является обязательной для всех учреждений и организаций и строится в соответствии с требованиями, которые определяются бюджетным законодательством РФ.

Согласно БК РФ, бюджетная классификация включает:

1) классификация доходов бюджетов РФ – это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, основанная на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

2) классификация доходов бюджетов РФ включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов. Экономическая классификация доходов – это группировка операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.

Группы доходов состоят из статей доходов, которые объединяют виды доходов по источникам и способам их получения. Все бюджетные доходы объединены в четыре группы: 1) «налоговые доходы» включают подгруппы: налоги, взимаемые от фонда оплаты труда, прямые налоги, прирост капитала, платежи за пользование природными ресурсами, налоги на имущество, налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции и иные виды налогов, пошлин;

2) «неналоговые доходы» включают: доходы от имущества, которое находится в собственности муниципальной или государственной; административные платежи и сборы; штрафные санкции, возмещение ущерба; доходы от реализации имущества, которое находилось в муниципальной или государственной собственности; доходы от продажи земли и нематериальных активов; доходы от внешнеэкономической деятельности; поступление капитальных трансфертов из негосударственных источников и др.;

3) «безвозмездные перечисления» – перечисления от государственных предприятий, от государственных внебюджетных фондов, от нерезидентов, от бюджетов других уровней, от наднациональных организаций;

4) «перечисления от государственных бюджетных фондов» – дорожный и экологический фонды.

Администраторы поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ – это органы государственной власти, Центральный банк РФ, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющими в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства и решение вопросов местного значения, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти, и муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых другим уровням власти.

Ее первым уровнем являются разделы, которые определяют расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Этот уровень включает следующие разделы:

1) национальная оборона;

2) судебная власть, государственное управление и местное самоуправление;

3) международная деятельность;

4) промышленность, строительная индустрия и энергетика;

5) пополнение государственных запасов и резервов;

6) погашение государственного долга;

7) региональное развитие;

8) социальная политика;

9) правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;

10) развитие рыночной инфраструктуры;

11) здравоохранение и физическая культура;

12) культура и искусство, кинематография;

13) средства массовой информации;

14) образование;

15) транспорт, связь, информатика, дорожное хозяйство;

16) предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

17) сельское хозяйство и рыболовство;

18) градостроительство и жилищно-коммунальное хозяйство;

19) исследования и содействие научному прогрессу;

20) стандартизация и метрология, гидрометеорология, картография и геодезия, охрана окружающей природной среды и природных ресурсов;

21) прочие расходы.

Вторым уровнем классификации являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Классификация целевых статей расходов федерального бюджета – это третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ, отражающий финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Классификация видов расходов бюджета – это четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ, детализирующий направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию.

Данная классификация включает разделы: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов за вычетом погашения.

В свою очередь, разделы делятся на подразделы и включают виды расходов, которые делятся на статьи затрат.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.

Администраторы источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов – это органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, имеющие право осуществлять государственные и муниципальные внутренние заимствования, заключать кредитные соглашения и договоры для привлечения кредитов, предоставлять государственные и муниципальные гарантии, осуществлять операции с активами, находящимися в государственной и муниципальной собственности.

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Администраторы источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов – это органы государственной власти, имеющие право осуществлять государственные внешние заимствования, заключать кредитные соглашения и договоры, указанные в иностранной валюте, для привлечения кредитов, предоставлять государственные гарантии в иностранной валюте.

Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов – это группировка операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Первым уровнем этой классификации является перечень прямых получателей средств из федерального бюджета (министерства, ведомства, организации, каждому из которых присвоен код).

Второй уровень – это классификация целевых статей расходов федерального бюджета. Она отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Третий уровень – классификация видов расходов федерального бюджета, определяющая направления финансирования по целевым статьям детально.

Ведомственная структура расходов федерального бюджета, устанавливающая расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ, утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджетов субъектов РФ, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Ведомственная классификация расходов местных бюджетов является группировкой расходов местных бюджетов и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств местных бюджетов, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Ведомственная структура расходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которая устанавливает расходы определенных бюджетов по главным распорядителям средств, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ, утверждается законами о соответствующем бюджете на очередной финансовый год.

Бюджетная классификация РФ является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и утверждается федеральным законом.

Законодательные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации РФ в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Из книги Государственные и муниципальные финансы: конспект лекций автора

ЛЕКЦИЯ № 2. Бюджетная система Российской Федерации Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов различных уровней, взаимосвязанных между собой. Структура бюджетной системы основывается на форме государственного устройства. Существуют две формы

автора Мальцева Юлия Николаевна

ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность, определение, классификация и виды инвестиций 1. Сущность и определение инвестиций Инвестиции – это вложения капитала субъекта во что-либо для увеличения впоследствии своих доходов.Необходимым звеном процесса является замена изношенных основных

Из книги Инвестиции: конспект лекций автора Мальцева Юлия Николаевна

ЛЕКЦИЯ № 7. Формирование и классификация инвестиционного портфеля Постоянно сталкиваясь с ситуацией выбора в процессе инвестиционной деятельности, инвестор должен достичь поставленных перед собой целей. При размещении средств выбираются несколько объектов

Из книги Экономическая статистика автора Щербак И А

40. Бюджетная классификация Упорядочение информации об операциях учреждений государственного управления, осуществляемое с помощью классификации, позволяет проанализировать, в какой степени потребности государственного управления в расходах и кредитах могут быть

Из книги Финансы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

ЛЕКЦИЯ № 6 Государственный бюджет и бюджетная система РФ 1. Социально-экономическая сущность государственного бюджета Бюджет является звеном финансовой системы государства и выражает экономические (денежные) отношения по поводу образования доходов и финансированию

автора Новикова Мария Владимировна

4. Бюджетная система РФ Финансовой основой правительства является федеральный бюджет, ему принадлежит ведущая роль. Расходы и доходы местных бюджетов при федеративном устройстве не входят в бюджеты членов федерации, а расходы и доходы членов федерации не входят в

Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна

9. Бюджетная классификация РФ Бюджетная классификация РФ включает:1) классификацию доходов бюджетов РФ;2) функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;3) экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;4) классификацию источников внутреннего финансирования

Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна

35. Бюджетная классификация Союзного государства Выделяют следующую классификацию расходов бюджета.1. Функциональная классификация расходов бюджета Союзного государства является группировкой расходов бюджета Союзного государства и отражает направление бюджетных

Из книги Как нам стать договоропригодными или Практическое руководство по коллективным действиям автора Долгин Александр Борисович

1.7.1. Бюджетная некомпетентность Начнем с самой понятной лакуны в менталитете сограждан - с бюджетной некомпетентности. По идее, всякий умом понимает, что средства ограничены, на все их, как правило, не хватает, - но это когда речь идет о деньгах в кармане или в

Из книги Экономическая теория. автора Маховикова Галина Афанасьевна

Лекция 4 Тема: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА: КЛАССИФИКАЦИЯ, ВИДЫ И МОДЕЛИ. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ В лекции исследуется экономическая жизнь общества в рамках определенной экономической системы.Анализу подвергаются следующие вопросы:понятие

автора Бурханова Наталья

2. Бюджетная система РФ Формы государственного устройства: унитарное, федеративное, конфедеративноеБюджетная система – это главное звено финансовой системы государства, является составляющей частью бюджетного устройства.Бюджетная система– это совокупность бюджетов

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

11. Бюджетная классификация Бюджетная классификация– это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов,

автора Бурханова Наталья

ЛЕКЦИЯ № 1. Бюджет, бюджетная система, бюджетное устройство РФ 1. Экономическая сущность и содержание бюджетаГосударственный бюджет является механизмом, который позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в нашей стране.Через государственный

Из книги Бюджетная система РФ: конспект лекций автора Бурханова Наталья

ЛЕКЦИЯ № 16. Бюджетная политика РФ 1. О бюджетной политике в 2008–2010 гг.Проводимая бюджетная политика в целом соответствует стратегическим целям экономического развития РФ, повышения качества жизни и обеспечения безопасности ее граждан, задачам, определенным Бюджетным

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

20. Бюджетная классификация Бюджетная классификация РФ – это систематизированная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по однородным признакам, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, определяемая природой

Из книги Экономическая статистика. Шпаргалка автора Яковлева Ангелина Витальевна

Вопрос 74. Бюджетная классификация РФ В составе российской бюджетной классификации выделяют:1) классификацию доходов бюджетов РФ;2) функциональную классификацию расходов бюджетов РФ и экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;3) классификацию источников

Расходы и доходы бюджета весьма разнообразны по своим источникам, составу, направлению использования и прочим признакам. Для обеспечения их учета и планирования используется определенная система. Далее рассмотрим, что собой представляет бюджетная классификация Российской Федерации.

Характеристика

Особенности, которыми обладает бюджетная классификация РФ, определяются социально-экономической сущностью прибыли и издержек, системой управления и народно-хозяйственной структурой. Регламентация источников прироста и определение целей затрат считаются непеременными условиями эффективности функционирования процесса финансирования.

Бюджетная классификация РФ строится на факторах, способных обеспечить объединение определенных типов поступлений и издержек. Такая группировка позволяет выполнять финансовый контроль в секторе народного хозяйства и следить за соблюдением законодательства.

Терминология

Бюджетная классификация – группировка прибыли и издержек по однородному признаку. Они располагаются и шифруются в соответствии с определенным порядком. Бюджетная классификация основывается на таком комплексе параметров, который отражает социально-экономический, ведомственный и территориальный разрез образования прироста, направления средств, их структуру и состав.

Значение

Бюджетная классификация при умелом ее использовании способствует формированию реальной картины перемещения финансов и активному влиянию на ход социальных и экономических процессов. При сопоставлении отчетных и плановых сведений, анализе и сравнении тех или иных показателей специалисты имеют возможность делать аргументированные выводы и вносить предложения об образовании и применении фондов.

Бюджетная классификация также способствует сосредоточению основных финансовых ресурсов на главных направлениях социально-экономического развития. Группировка и детализация затрат и прибыли существенно облегчают проверку данных, сопоставление смет от однородных учреждений и ведомств, территориального оборота средств за несколько лет.

Применение бюджетной классификации способствует определению динамики прироста и удельного веса тех или иных поступлений и издержек либо уровня разнообразных потребностей. Благодаря общей системе создаются условия для соединения различных смет и прочих сведений о перемещении финансов в своды, облегчается экономический анализ и рассмотрение, значительно упрощается контроль над исполнением предписаний и программ. Кроме того, осуществляется регулирование своевременной и полной аккумуляции средств и их использования в соответствии с целевым назначением. Все это способствует экономному расходованию, выполнению положений финансовой дисциплины.

Целевое назначение системы

При самостоятельности всех элементов финансовой структуры группировка дает базу для формирования общего методологического подхода к формированию и последующему исполнению видов бюджетов, для сравнения параметров в территориальном и отраслевом разрезах. Система, таким образом, нужна органам государственного и местного управления для следующего:

  • Ведения финансового учета.
  • Бюджетного планирования.
  • Составления отчетности.
  • Управления процессом реализации финансовых программ и планов.
  • Осуществления бюджетного контроля.
  • Анализа формирования и исполнения планов.

Порядок применения бюджетной классификации считается обязательным для всех финансовых компонентов единой системы и организаций. Он формируется в соответствии с требованиями, отраженными в определенных нормативных актах.

Виды бюджетной классификации

В ходе развития методов управления рассматриваемая система подвергалась определенным изменениям. До 1991 года в СССР применяли два вида классификации:

  • По прибыли и затратам союзной и республиканских финансовых отчетных систем союзных субъектов.
  • По расходам и поступлениям автономных территорий и местных бюджетов.

Такое разделение было обусловлено особенностями в частях прироста и издержек региональных отчетных систем. Также это объяснялось спецификой порядка кассового исполнения территориальных бюджетов отделениями Госбанка страны. По данным финансовым отчетным системам осуществлялись исключительно текущие счета. Тем не менее наличие общих основ единой системы позволяло свести эти бюджеты в единый.

Структура

Новая бюджетная классификация расходов и поступлений была введена в 1991 году. Она объединила в себе однородные группировки по прибыли и затратам федеральной, региональной и местной систем финансовой отчетности. Новая структура отразила изменения планирования, исполнения и учета расходов и поступлений. Она была построена на принципах использования смешанных типов группировок:

  • Бюджетная классификация расходов бюджета и учет выполнялись по ведомствам в зависимости от их финансовых планов и смет. Распределение затрат в них осуществлялось по направлениям и назначениям. В частности, отчисления предполагались на социальные культурные мероприятия, народное хозяйство, оборону, управление и прочее. Каждое ведомство при этом выступало в качестве распорядителя определенных кредитов.
  • Бюджетная классификация доходов составлялась по принципу предметной группировки. Для поступлений ведомственные различия считаются несущественными в связи с тем, что они не являются распорядителями этих средств. В соответствии с бюджетной классификацией каждое предприятие, министерство, объединение и пр. вносит установленные для него платежи.

В основе системы была заложена определенная схема. В ней присутствовали такие элементы:

  • Раздел. Он отражает направление расхода и тип прибыли.
  • Глава. Здесь определялось ведомство, министерство.
  • Параграф. Он отражал промышленную отрасль, организацию, мероприятие, тип прибыли и издержек.
  • Статья. Для затрат устанавливалось определенное направление средств.

Предпосылки к изменениям

Причины реорганизации, произошедшей в бюджетной практике, связаны с реформами в системе госуправления и устройства, самостоятельностью всех типов систем финансовой отчетности, расширением полномочий органов местного и государственного регулирования в составлении и исполнении своих программ. Немаловажное значение имели изменения в частях прибыли и издержек, расшифровки направлений движения средств.

Для новой классификации предъявлялись определенные требования. Важнейшими из них считаются наглядность, простота, наиболее четкое отражение источников поступлений и направлений затрат. Одной из главных задач новой системы выступало обеспечение сопоставимости структуры и состава параметров расходной и прибыльной частей, а также их истинного содержания. Последнее касается преимущественно показателей финансовых издержек.

Юридическое обеспечение

В соответствии с указанными выше задачами сформулировали соответствующий приказ "О бюджетной классификации". В 1997 году была разработана и введена новая система группировки. Она утверждена соответствующим законом. Согласно его положениям, в состав бюджетной классификации входят такие компоненты:

  • Экономическая группировка затрат государства.
  • Функциональная бюджетная классификация расходов страны.
  • Группировка источников внутренних поступлений на восполнение дефицитов систем финансовой отчетности.
  • Классификация по доходам.
  • Группировка по источникам внешнего финансирования для восполнения дефицита государственных финансов.
  • Распределение по видам внешних и внутренних долгов государства.

К общей системе относятся и ведомственные группировки по расходам местного, субъектного и федерального бюджетов. Следует отметить, что система проходит регулярное обновление. В частности, в 2013 г. было принято постановление №65н. Бюджетная классификация в соответствии с ним должна использоваться по установленному плану. Этот план был разработан на последующий период. В соответствии с ним составлена бюджетная классификация на 2015 год.

Формирование кодов

В соответствии с постановлением №65н бюджетная классификация предусматривает фиксацию всех финансовых показателей. При кодификации используются:

  • Группировка по операциям сектора госуправления.
  • Перечни администраторов поступлений по федеральному и субъектному бюджетам и источников восполнения дефицитов системы финансовой отчетности.

Для фиксации показателей каждому устанавливается конкретное место в коде. Он представляет собой многоразрядный параметр. Как и в предыдущие периоды, бюджетная классификация на 2015 год отражает движение прибыли, издержек и источников поступления для восполнения дефицита финансовой отчетной системы.

Группировка по операциям сектора госуправления

Она имеет достаточно четко выраженную систему. При ее построении используются такие принципы:

  • Влияние на чистую цену активов.
  • Раздельный контроль над операциями между подсекторами.
  • Влияние на отрасли экономики.

Данная классификация состоит из 8 разделов:

  • 100 – поступления.
  • 200 – издержки.
  • 300 – поступления активов нефинансового типа.
  • 400 – выбытия нефинансовых активов.
  • 500 – приход активов финансового типа.
  • 600 – отчисления финансовых активов.
  • 700 – повышение обязательств.
  • 800 – снижение обязательств.

Далее при детализации используется классификация бюджетных статей и их структурных единиц. Группировка по операциям осуществляется в соответствии с влиянием, оказываемым ими на пассивы либо активы сектора госуправления. Введение кодификации считается принципиальным отличием новой системы от действовавшей ранее. За счет нее осуществляется:

  • Классификация не только движения средств, но и обязательств и активов сектора госуправления.
  • Метод начисления при бухгалтерском учете финансовой сферы.

Группировка затрат

Унифицированный код для классификации расходов предусматривает определенные разряды для разделения администраторов средств – основных распорядителей соответствующей части общей финансовой системы. К ним относят ведомственную, функциональную и экономическую группировки. Особый интерес представляет второй разряд.

Функциональная группировка средств

Ее составляют расходы бюджетов на всех уровнях системы. Она отражает направление затрат на исполнение главных государственных функций, решение проблем местного значения. К ним, в частности, относят финансирование реализации нормативных актов, которые приняты органами госвласти, муниципальных правовых положений, утвержденных на местном уровне, а также обеспечение определенных государственных полномочий, которые передаются на другие правительственные ступени.

Первым уровнем классификации являются разделы. В них отражается направление отчислений на исполнение основных государственных функций. Вторым уровнем выступают подразделы. Они конкретизируют направление средств на выполнение государственных функций в рамках разделов.

Данная классификация включает в себя 84 подраздела. Их структура построена в соответствии с принципом подфункций. В разделе "Общегосударственные вопросы" содержится 15 подразделов. Последующая детализация выполняется на уровне видов затрат и целевых направлений.

Третий уровень функциональной группировки затрат

Его составляют целевые статьи. В них отражаются затраты по определенным направлениям деятельности, которую осуществляют субъекты финансового планирования и участники оборотного движения средств в рамках подразделов функциональной группировки. В пределах целевых статей по затратам упорядочивается отчетность по реализации соответствующих программ. С помощью конкретизации направлений движения средств осуществляется функциональное наполнение финансовой деятельности субъектов планирования и участников оборотного процесса. Реализация выполняется с использованием непрограммного способа либо путем формирования определенных программ.

Система учета поступлений

Классификация доходов представляет собой группировку поступлений на всех уровнях финансовой отчетной структуры. Она базируется на соответствующих нормативных актах, в которых определяются источники формирования этой прибыли. Классификация поступлений содержит код администратора начислений в бюджет, подгруппы, группы, подстатьи, статьи, программы, элементы. Также сюда включено распределение по местам экономического разделения поступлений. Структура кодификации прибыли содержит четыре части:

  • Администратор начислений.
  • Тип дохода.
  • Программная группировка.
  • Экономическая классификация начислений.

Администраторы поступлений

В качестве них выступают:

  • Налоговые органы.
  • Юридические лица, уполномоченные правительством, и образованные ими учреждения (муниципальные, государственные).
  • Отделения местного самоуправления.
  • Органы регулирования внебюджетных государственных фондов.

Они контролируют правильность исчисления, своевременность и полноту уплаты, начисление, взыскание, учет и принятие решений о зачете (возврате) перечисленных по ошибке либо излишне взысканных (выплаченных) средств, штрафов и пеней по ним. Они также выполняют уточнение принадлежности неизвестных доходов.

Администраторы поступлений производят мониторинг, анализ, контроль и прогнозирование прибыли из соответствующего источника, предоставляют проектировки на следующий финансовый год в уполномоченные органы. Бюджетная классификация налогов составлена в соответствии с полномочиями по установлению отчислений государственными, субъектными и местными (территориальными) органами управления. Так, сбору на имущество организаций, который отчисляется субъектами, присвоен код 02, физическими лицами – 03. От последних средства отправляются в местный бюджет.

Программная группировка поступлений

Кодификация в данном случае выполняется для приведения классификации прибыли к единому виду вместе с разделением издержек. Последующую детализацию группировки поступлений могут осуществлять органы госвласти субъектов, муниципальных образований. При этом в отношении поступлений, не относящихся к налоговым, применяются соответствующие коды программ или подпрограмм на основании нормативного акта или решения муниципалитетов в тех случаях, когда администрирование не возлагается на институты иного уровня.

Экономическая группировка прибыли

Эта классификация используется при учете операций сектора госуправления в соответствии с их хозяйственным содержанием. Группы состоят из категорий, объединяющих все типы поступлений по способам и источникам их получения. Доходы бюджета могут являться следующими:

  • Безвозмездные перечисления. Они представлены в виде поступлений от государственных предприятий, внебюджетных фондов, нерезидентов. К ним также относят финансирования прочих уровней, наднациональных организаций.
  • Налоговые поступления. Они разделены на несколько подгрупп. В частности, к ним относят налоги, отчисляемые из фонда заработной платы, прямые перечисления, прирост капитала. Также в данную категорию входят платежи за использование природными ресурсами, регистрационные и лицензионные сборы. К таким поступлениям относят налоги на услуги, имущество, товары, внешнюю торговлю и внешнеэкономические сделки, прочие типы отчислений и пошлин.
  • Перечисления государственных фондов. К ним, в частности, относят дорожное и экологическое объединения.
  • Неналоговые поступления. В эту категорию входят доходы от имущества, находящегося в государственной, муниципальной собственности (в том числе от его реализации), административные перечисления и сборы, возмещение ущерба, штрафные санкции. К данным отчислениям относят поступления от продажи земельных наделов и нематериальных активов, внешнеэкономической деятельности, капитальных трансфертов от негосударственных источников и так далее.

В качестве администраторов выступают органы госвласти, Центробанк РФ, отделения местного управления и регулирования внебюджетных государственных фондов. Ими также осуществляется контроль над своевременностью, полнотой и правильностью поступлений.

Бюджет РФ — сложная совокупность различных статей доходов и расходов. Эффективное его исполнение предполагает грамотную классификацию источников выручки, а также направлений издержек, присутствующих в государственной финансовой системе. Специфика политического устройства России предполагает формирование устойчивой структурированной модели отнесения доходов и расходов госбюджета к тем или иным категориям. Располагают ли российские органы власти подобным ресурсом?

Общие сведения о бюджетной классификации

Безусловно, да. Иначе функционирование национальной экономики было бы невозможным. Классификация расходов, доходов и иных параметров бюджета занимает важнейшее место в системе государственного хозяйственного планирования. Данный механизм предполагает учет, систематизацию и анализ информации, касающейся исполнения статей госбюджета. На основании этих сведений впоследствии может осуществляться оценка эффективности политики государства в соответствующем направлении, а также выявление возможных механизмов ее оптимизации.

Федеральные стандарты

Формирование общих принципов классификации доходов и расходов бюджета в России выстраивается на федеральном уровне посредством издания соответствующих нормативно-правовых актов, а впоследствии делегируется в регионы и муниципалитеты. Тот факт, что разработка стандартов и норм, посредством которых осуществляется отнесение статей выручки и издержек государственного бюджета к тем или иным категориям, реализуется именно на федеральном уровне — важнейший фактор устойчивости национальной экономики, во многом также и политической системы.

Бюджетная классификация расходов и доходов предполагает группировку соответствующих статей по степени схожести источников поступления и каналов инвестирования денежных средств в казну и задействуется как с целью составления финансовых планов, так и в процессе их исполнения. Ключевая задача государства при этом — обеспечить сопоставимость тех или иных показателей в бюджетах разных уровней — федеральном, региональном, муниципальном.

Структура бюджетной классификации в РФ

На основе каких принципов осуществляется бюджетная классификация расходов в России? Прежде всего следует выделить 2 основных механизма ее реализации.

  • Во-первых, это классификация доходов. Она предполагает группировку бюджетной выручки по всем уровням соотносительно с источниками, которые ее формируют, и в соответствии с положениями регулирующего законодательства. Категории доходов определяются статьями, которые объединяют те или иные источники выручки по общему признаку. Это могут быть, например, таможенные сборы.
  • Во-вторых, расходов бюджета. Это также группировка издержек, распределяемых по различным уровням системы государственного финансирования. Классификация расходов отражает направленность денежных потоков по конкретным направлениям в целях решения ключевых задач, которые стоят перед государством — развития экономики и повышения благосостояния граждан.

Бюджетная классификация в рамках российской модели предполагает отнесение выручки и издержек к разделам, подразделам, а также целевым статьям госбюджета, которые отражают направленность денежных потоков в область решения конкретных видов задач, стоящих перед государством, и предполагают реализацию тех или иных экономических активностей.

Классификация расходов и доходов бюджета РФ может также осуществляться по экономическим основаниям. Данный механизм предполагает группировку различных статей исходя из их хозяйственного содержания. Как правило, предполагается выделение текущих и капитальных издержек. Также экономическая классификация доходов и расходов предполагает последующее составление смет для конкретных

Ведомственная классификация

Важнейший компонент системы распределения расходов в рамках государственного финансирования — активности ведомств. В чем они заключаются? Прежде всего в том, что органы власти сами могут определять те или иные механизмы отнесения статей бюджета к конкретным категориям. Практикуется, таким образом, ведомственная классификация расходов государственной системы финансирования. Она представляет собой группировку статей издержек на уровне бюджетных систем субъектов РФ. Главная задача органов власти, занимающихся данным направлением работы — распределить бюджетные ресурсы по распорядителям.

Ведомственная классификация статей расходов чаще всего выступает в качестве механизма распределения соответствующих ассигнований. Критерии здесь те же, что отмечены нами выше — отнесение издержек к тем или иным разделам, подразделам или же целевым статьям (которые, в свою очередь, могут быть дополнительно классифицированы на подстатьи и прочие элементы финансового обеспечения деятельности органов власти и учреждений). Что касается распорядителей бюджетных средств на уровне регионов РФ, а также субъектов в аналогичном статусе, занимающихся работой на уровне муниципалитетов, то их перечни утверждаются структурами исполнительной власти или же компетентными органами местного самоуправления.

Значимость классификации

Классификация доходов и расходов государственного бюджета РФ имеет огромное значение. Эффективность ее осуществления непосредственным образом влияет на качество функционирования государственной финансовой системы России. Специфика РФ во многом определяется особенностями структуры государственного управления, характеристиками национальной модели федеративного устройства нашей страны.

Поэтому исключительно важно с точки зрения поддержания целостности и устойчивости политической системы иметь структурированную модель классификации и распределения выручки и издержек бюджета. Принципы ее выстраивания должны быть понятными и открытыми как для федеральных структур, принимающих ключевые решения в области управления финансами, так и для региональных и муниципальных органов власти.

Рассмотренная нами классификация, по мнению экспертов, в целом, выстроена в достаточной мере логично. Статьи доходов и расходов, предусмотренные российской бюджетной системой, что очень важно, — едины для всех уровней управления государственными финансами. Данный аспект вполне имеет смысл рассмотреть подробнее.

Единство бюджетной системы

Итак, важнейший признак, которым характеризуется классификация доходов и расходов бюджета в Российской модели — единство подходов и критериев отнесения их к той или иной категории на федеральном, региональном и местном уровнях. Поэтому ключевые нормы, регулирующие данный механизм, утверждаются на уровне высших органов власти. Как правило, соответствующие источники права принимают характер федерального закона. В свою очередь, на уровне субъектов РФ или муниципалитетов может осуществляться необходимая детализация регулирующих норм посредством издания региональных либо местных законов. Главное при этом — не нарушить общие принципы бюджетной классификации, закрепленные на федеральном уровне.

Мы исследовали ключевые теоретические принципы, по которым органы власти в РФ осуществляют отнесение статей расходов и доходов государственной финансовой системы к тем или иным категориям. Мы увидели, что есть ряд базовых подходов к выстраиванию подобной схемы, которые опираются на экономические критерии, или же, например, методы, задействуемые в конкретных ведомствах. Рассмотрим теперь ряд практических моментов, отражающих то, каким образом осуществляется классификация государственных расходов и доходов. Изучим те самые категории, по которым в РФ распределяются выручка и издержки государственной финансовой системы. Начнем с доходов.

Классификация доходов

Классификация бюджетной выручки выражается в отнесении ее источников к группам, подгруппам и конкретным статьям.

Касательно групп можно выделить налоговые доходы. В числе ключевых подгрупп:

1. Налоги на товары, сервисы, лицензионные и иные сборы. К ним относятся:

Акцизы по продукции или сырье, которые выпускаются в России или ввозятся из-за рубежа;

Федеральные, региональные, а также местные сборы, относящиеся к категории лицензионных;

Налог на приобретение иностранной валюты, а также платежных документов, которые выражаются посредством зарубежных денежных знаков;

2. Имущественные сборы. К таковым относятся налоги:

На имущество предприятий;

На собственность физлиц;

На недвижимость;

На наследование либо дарение.

3. Сборы за пользование располагающимися в государстве природными ресурсами. В числе таковых:

Платежи за недропользование;

Сбор на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

Налог на дополнительную выручку от добычи углеводородов;

Налог на право пользования водными ресурсами, объектами животного мира;

Лесной, водный, экологический, земельный налоги.

4. Сборы, связанные с торговлей между РФ и другими странами, с внешнеэкономическими транзакциями. В числе таковых:

Таможенные, государственные сборы и пошлины;

Взносы в различные фонды, принадлежащие государству;

Дорожный и транспортный налоги.

Другая крупнейшая группа источников бюджетной выручки — неналоговые доходы. В их структуре присутствуют следующие основные подгруппы:

1. Имущественные доходы по активам, которые находятся в собственности государства, муниципалитетов, либо возникающие вследствие тех или иных коммерческих активностей. К таковым относятся:

Доходы от задействования активов, принадлежащих государству или муниципалитетам;

Дивиденды по ценным бумагам государственного происхождения;

Выручка от предоставления в аренду государственного имущества;

Проценты, которые получены в результате формирования банковских депозитов за счет свободных бюджетных средств, а также те, что возникли вследствие предоставления займов внутри страны;

Доходы, которые появились вследствие предоставления услуг либо компенсации издержек государства;

Прибыль ЦБ РФ;

Платежи от государственных либо муниципальных учреждений;

Сбор за квоты по вылову рыбы для и зарубежных организаций;

Иные поступления от активов, которые находятся в собственности государства либо муниципалитета.

2. Доходы от продажи активов, которыми владеет государство или местный орган власти. Таковыми могут быть:

Выручка от приватизации предприятий, которые находились в собственности государства;

Доходы, возникшие вследствие продажи органами государственной власти акций;

Выручка, появившаяся как результат сделок с жилой недвижимостью;

Доходы от продажи производственных либо непроизводственных ресурсов, транспорта, тех или иных видов оборудования;

Выручка от реализации конфискованного или не имеющего владельцев имущества, кладов и иных активов, которые перешли в собственность государства либо муниципалитета.

Доходы от продажи государственных запасов;

Выручка от реализации земельных ресурсов, а также нематериальных активов;

Поступления из негосударственных структур в формате капитальных трансфертов;

Платежи и сборы, относящиеся к категории административных;

Штрафы, оплата возмещения ущерба;

Выручка, возникшая вследствие внешнеэкономических активностей;

Иные доходы, относимые к категории неналоговых.

3. Безвозмездные поступления. Их источниками могут быть:

Бюджеты различных уровней;

Государственные фонды, организации;

Наднациональные структуры.

В классификацию могут быть включены средства, которые передаются в целевые фонды. Собственно, данного типа учреждения также могут иметь доходы.

4. Выручка целевых фондов. В числе таковых:

Дорожные, экологические фонды;

Структуры, относящиеся к деятельности таможенной системы России;

Фонд борьбы с преступностью;

Структуры, находящиеся в ведении Федеральной пограничной службы, Министерства по атомной энергии;

Фонд воспроизводства минеральной и сырьевой базы.

Таковы ключевые категории, в рамках которых классифицируются доходы российского бюджета. Как мы определили выше, их сущность направлена на поддержание единства бюджетной системы РФ, адаптированной к специфике политического устройства страны. Но не меньшую значимость для нас будет иметь изучение принципов, по которым государственные органы власти классифицируют также и расходы госбюджета.

Итак, критерии отнесения доходов к тем или иным категориям, принятые в РФ, мы рассмотрели. Изучим теперь, что собой представляет функциональная классификация расходов бюджета России. Основной ее категорией считается раздел. Конкретных их разновидностей достаточно много. Так, современная бюджета в РФ предполагает выделение следующего перечня разделов:

Государственное и муниципальное управление;

Судебная власть;

Активности на международной арене;

Правоохранительные структуры;

Промышленность, энергетическая и строительная отрасли;

Деятельность в сфере сельского хозяйства, рыболовство;

Охрана экологии;

Транспортная сфера;

Связь, информационные технологии;

Рыночная инфраструктура;

Предупреждение и ликвидация последствий ЧС;

Образование;

Культура и искусство;

Здравоохранение, физкультура;

Социально ориентированные направления политики;

Выплаты по внешним государственным займам;

Формирование государственных резервов;

Бюджетные дотации и иные меры поддержки;

Оптимизация состава вооружений, в том числе и в рамках международных соглашений;

Подготовка вооруженных сил в части мобилизации;

Финансирование деятельности целевых фондов;

Прочие типы расходов.

Изучим теперь то, что представляет собой экономическая классификация расходов бюджета. В рамках нее предполагается отнесение издержек к следующим основным категориям:

1. Текущие расходы. К таковым относятся:

Выплата процентов по займам;

Субсидии, трансферты;

Расходы, связанные с процедурами признания прав на владение активами за рубежом.

2. Капитальные расходы. В числе таковых:

Вложения в основные средства;

Формирование государственного резерва;

Покупка земли, а также нематериальных активов;

Трансферты, относящиеся к категории капитальных.

3. Предоставление бюджетных займов. В числе активностей соответствующего типа:

Предоставление кредитов в рамках ;

Предоставление займов иностранным государствам;

Возврат кредитов.

Возможно выделение дополнительных критериев детализации издержек. Экономическая классификация расходов бюджета может предполагать определение самого широкого спектра статей, куда могут направляться государственные финансы.

Дополнительные критерии классификации доходов и расходов

Так, например, в отдельную категорию иногда выделяются трансферты гражданам. Они представляют собой бюджетные средства, которые направлены на финансирование пенсий, пособий, компенсаций, выплат социального характера, а также стипендий — всех тех мер финансовой поддержки, что предусмотрены федеральным, региональным или же муниципальным законодательством.

Бюджетная классификация расходов бюджета может предполагать выделение на базе текущих категорий и разделов дополнительных предметных статей. Например, если речь идет о субсидиях — денежных средствах, которые предоставляются государством в требуемых объемах региональному или муниципальному бюджету, организации или гражданину на условиях долевого денежного обеспечения, то они вполне могут быть классифицированы на различные подстатьи.

Государственные стандарты в бизнесе

Примечательно, что функциональная классификация расходов, а также различные методики отнесения доходов бюджета к той или иной категории, что используются государственными органами власти, могут в виде достаточно схожих концепций находить применение и в бизнесе. Как это возможно?

Дело в том, что классификация доходов и расходов организации также может предполагать их отнесение к разделам, подразделам, предметным статьям и дополнительным категориям. Методика, применяемая органами власти и бизнесом, в этом смысле может быть весьма схожей.

Например, классификация доходов и расходов организации может предполагать их отнесение, если говорить о первых, к конкретной области происхождения, а если вести речь о вторых — к определенной сфере инвестиционных активностей (например, совершенствование производственной базы, улучшение инфраструктуры, привлечение новых кадров, строительство новых объектов и т. д.). В свою очередь, в рамках каждого из отмеченных направлений активностей предприятия издержки будут конкретизироваться.

Схожесть принципов, по которым осуществляется структурирование финансового плана государства и классификация расходов организации, равно как и доходов, может выражаться не только в отнесении выручки и издержек фирмы к тем или иным статьям (равно как и в случае с государственным бюджетом), но также и в выстраивании принципов корпоративных взаимоотношений между организациями, которые, к примеру, объединены в холдинг. В чем это может выражаться?

Холдинг в данном случае может выступать неким аналогом федерального бюджета. Предприятия, что входят в его структуру - «региональными» финансовыми системами. Подразделения и филиалы - «муниципальными» бюджетами. Таким образом, классификация расходов организации может предполагать, к примеру, включение в их структуру транзакций, аналогичных субсидиям и трансфертам, то есть направленных на оказание финансовой поддержки тем структурам холдинга, которые в ней в конкретный момент времени нуждаются.

Коммерческие активности иногда могут быть весьма схожими с теми или иными видами деятельности органов государственной власти. Так, например, что касается займов и кредитов — классификация расходов предприятия также может предполагать включение их в отдельную категорию, подобно тому, как органы власти делают это, формируя бюджет.

Таким образом, финансовая политика власти и бизнеса может иметь заметные признаки схожести. Классификация расходов предприятия, доходов, равно как и структурирование выручки и издержек государственного бюджета в рамках тех или иных категорий, в ряде случаев будет осуществляться по единым принципам.

Единство бюджета страны является единственным способом сохранения целостности всей экономики. Бюджетная классификация используется для регулирования и контроля за финансовым состоянием государственных учреждений, объединяя и систематизируя бюджеты всех уровней.

Определение

Бюджеты разных организаций имеют множество характерных отличий, но, так как все они подлежат включению в общую систему, возникает необходимость в их сопоставлении и объединении друг с другом по общим критериям. Такие критерии должны выявляться с помощью единой классификации бюджетов, порядок применения которой определяется и утверждается посредством законодательных органов.

Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов, причем последние имеют намного больше подразделов. Все они могут быть распределены на четыре ступени, это касается функциональной системы. В связи с экономическим содержанием применяется соответствующая систематизация данных.

Существует также ведомственная классификация. Она представляет собой разделение имеющихся ассигнований бюджетного характера по требуемым секторам, коими являются целевые затратные статьи. Ее утверждают конкретно для каждого уровня, соблюдая в обязательном порядке адресное предоставление материальных средств.

Решение о перечислении принимается с учетом первоочередных потребностей, что позволяет не нарушать принцип обоснованности и приоритетности. Нельзя забывать о рекомендованном предоставлении финансов, контроле за подобными назначениями и ответственностью за нарушение нормативных норм.

Бюджетная классификация РФ регулируется БК РФ. С помощью нее производится:

  • группирование затрат и доходов на всех уровнях системы;
  • учет средств, компенсирующих дефициты бюджетов;
  • присвоение отдельным категориям уникальных кодов;
  • анализ состояния организаций с позиции экономики и статистики;
  • обеспечение адресности финансирования;
  • определение первоочередных целей субсидирования, задач, которые они решают, и происхождение материальных средств, используемых для этого.

Бюджетная классификация состоит из нескольких разделов, соответствующих категории, к которой обращено действие. О них речь пойдет ниже.

Задачи, решаемые классификацией бюджета

Данный экономический инструмент создан для:

  • контроля за доходами и расходами;
  • сведения всей соответствующей информации в одну систему;
  • формирования инструментов для контролирования ситуации на законодательном уровне;
  • обеспечения единения всех уровней системы.

Решение перечисленных задач стабилизирует состояние экономики РФ.

Элементы, составляющие классификацию бюджета

Бюджетная классификация РФ включает в себя доходы, расходы (разделение по функциям и экономическому значению), источники внутреннего и внешнего финансирования, долги, имеющиеся на государственном уровне.

Поступления и затраты в такой системе отражаются четко сгруппированными статьями. Иерархия распределяется следующим образом:

  1. Разделы.
  2. Подразделы.
  3. Целевые статьи.
  4. Конкретные расходы и доходы.

Структура упорядочения доходов

К доходам можно отнести те денежные суммы, что поступают от уплаты налогов, благотворительности, прибыль от бюджетных фондов, созданных для конкретных целей, и прочие.

Ниже приведены коды, по которым классифицируются доходы бюджета

Числа в таблице (от 1 до 20) – разряды, которые в свою очередь группируются следующим образом:

  • разряды 1…3 соответствуют главному администратору доходов;
  • 4…13 – видам доходов;
  • 14…20 – подвидам доходов, причем разряды 18…20 составляют аналитическую группу, которая подразумевает объединение кодов соответственно виду финансовой операции.

Классификация расходов

Виды расходов согласно бюджетной классификации на 2018 год, как и разряды доходов, прописываются в КБК (таблице кодов бюджетной классификации). Они ежегодно редактируются и обновляются в зависимости от изменений, происходящих в экономике государства.

Вот структура кодов для упорядочения данного типа хоз.операций:

Если раньше кода основного мероприятия не было, то теперь он представлен разрядами 11-12. Именно этот код в бюджетной классификации расходов отображает предназначение той или иной операции (если среди перечисленных затратных статей нет требуемой, в документ нужно вносить обозначение, принадлежащее графе «Прочие расходы»). Таким образом, благодаря данному нововведению можно проследить основные направления затрат различных предприятий, исходя из кода.

Статьи расходов бюджетной классификации на 2018 год на сегодняшний день:

  • государственный и местный уровни власти;
  • правовая государственная система;
  • взаимоотношения между РФ и другими странами;
  • оборонные действия национального характера;
  • деятельность, направленная на охрану правовых норм;
  • исследования, посвященные научному прогрессу и космической промышленности;
  • энергетическое производство, строительство и промышленность;
  • сельскохозяйственная отрасль;
  • индустрия, обеспечивающая охрану и наблюдение за окружающей средой;
  • дорожные работы, затраты на связь;
  • рыночная инфраструктура;
  • меры, предпринятые для ЧС;
  • просвещение и здравоохранение населения;
  • культурные мероприятия, СМИ, социум;
  • государственный долг, резервы.

Распределение источников финансирования дефицита

Источники финансирования представляют собой сгруппированные средства, взятые под определенную процентную ставку. Они предназначены для погашения возникшего дефицита в бюджете.

Коды также состоят из 20 разделов. Однако их группирование несколько отличается от классификации доходов и расходов.

Здесь присутствует подразделение на финансирование внутреннего и внешнего дефицита, которое регулируется ст. 23 БК РФ. Подобная группировка кредитных средств способствует более эффективному использованию выделенных ресурсов.

Внутреннее финансирование регулируется следующей иерархией (от меньшего к большему):

  • коды администратора;
  • коды источников;
  • программа;
  • элемент;
  • подстатья;
  • статья;
  • подгруппа;
  • группа.

Данная структура определяет поступление материальных средств от таких источников, как кредиты; реализация займов на государственном уровне; кредитов, которые предоставлены уровнями, находящимися на более высоком уровне; продажа собственного имущества; профицит. Внешнее финансирование превышения расходов над доходами компенсируется международными кредитами, реализацией внешних облигаций, профицита, курсовой разницей.

Задолженности государственного масштаба

Долги на государственном уровне также могут быть внутренними и внешними. Группировка первых отображается посредством возникновения ответственности по причине задолженности. Вторые отличаются только категорией группируемых долгов. Правительство РФ и субъекты Федерации осуществляют подобные операции отдельно друг от друга. В любом случае, все должно происходит по законодательству РФ и никак иначе. В обратном случае подобные действия могут получить статус мошенничества в крупном размере.

Таким образом, понятие и значение бюджетной классификации направлены для увеличения эффективности работы всех уровней иерархии.

Новации 2016 года порядка применения бюджетной классификации: Видео

Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация

Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется: - для составления, утверждения и исполнения бюджета; - контроля за выделением и использованием бюджетных средств; - обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней; - составления консолидированных бюджетов всех уровней

Бюджетная классификация применяется для обеспечения сопоставления и систематизации по однородным признаками доходов и расходов бюджетов разных уровней

Бюджетная классификация включает в себя: 1. классификацию доходов бюджетов- группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ определяющая источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ

2. функциональную классификацию расходов бюджетов- группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, отражающая направления бюджетных средств на выполнение основных функции государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами гос власти РФ и органами гос власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных гос полномочий, передаваемых на иные уровни власти

3. экономическую классификацию расходов бюджетов- группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы по их экономическому содержанию, которая состоит из 5 уровней: группа, подгруппа, предметная статья, подстатья, элемент расходов

4. классификацию источников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов- группировка заемных средств, привлекаемых РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов

5. классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ- группировка долговых обязательств правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления

6. классификацию государственного внешнего долга и классификацию внешних активов РФ- группировка государственных внешних долговых обязательств РФ, внешнего долга субъектов РФ, а так же внешнего долга международных фин. Организаций, правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм перед РФ

7. ведомственную классификацию расходов федерального бюджета -группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета (орган гос власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям бюджетных средств, а так же наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации)

Бюджетный процесс– деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета. Эта деятельность регламентируется: Конституцией РФ, бюджетным кодексом РФ, законом “Об основах бюджетного устройства и бюджетном процессе”; на нижестоящих уровнях – законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления. Бюджетный процесс охватывает 4 стадии: 1.Составление проекта бюджета явл. исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления. 2. Рассмотрение и утверждение бюджета предполагает, что Правительство РФ представляет Госдуме федерального собрания РФ проект федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Госдума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год в 4 чтениях

3. Исполнение бюджета начинается после утверждения в установленном порядке. В РФ установлено казначейское исполнение бюджетов. Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволяет обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета

4. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение – одна их форм финансового контроля, осуществляемого законодательными органами власти. Контроль осуществляет Счетная палата РФ. Отчет об исполнении бюджета на основании отчетов главных распорядителей готовит орган исполняющий бюджет. Ответственным за составление отчета об исполнении бюджета является Мин Фин. РФ

Деятельность государственных органов от начала составления проекта бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около 3,5 лет. Этот период называется бюджетный цикл

Основными принципами бюджетного процесса являются: 1. принцип правильности исполнения федерального бюджета 2. принцип полноты и своевременности 3. принцип финансирования расходов связанных с предоставлением бюджетных ссуд 4. принцип финансирования расходов по утвержденным обязательствам

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!