Какой прожиточный минимум на год. Средний прожиточный минимум на человека в России
2007г.
2007 год. I квартал
В сред. на душу населения - 5609 руб
Трудоспособное население 6360 руб
Пенсионеры - 3830 руб
Дети - 4780 руб
2007 год. II квартал
В средн. на душу населения - 5772 руб
Трудоспособное население - 6533 руб
Пенсионеры - 3967 руб
Дети - 4936 руб
2007 год. III квартал
В сред. на душу населения - 5795 руб
Трудоспособное население - 6563 руб
Пенсионеры - 3983 руб
Дети - 4934 руб
2007 год. IV квартал
В среднем на душу населения - 5855 руб
Трудоспособное население - 6624 руб
Пенсионеры - 4038 руб
Дети - 4997 руб
2008 г.
2008 год. I квартал
В сред. на душу населения - 6441 руб
Трудоспособное население - 7288 руб
Пенсионеры - 4408 руб
Дети - 5547 руб
2008 год. II квартал
В ср. на душу населения - 6659 руб
Трудоспособное население - 7518 руб
Пенсионеры - 4586 руб
Дети - 5773 руб
2008 год. III квартал
В ср. на душу населения - 6597 руб
Трудоспособное население - 7456 руб
Пенсионеры- 4533 руб
Дети - 5698 руб
2008 год. IV квартал
В среднем на душу населения - 6648 руб
Трудоспособное население - 7510 руб
Пенсионеры - 4578 руб
Дети - 5747 руб
2009 год
2009 год. I квартал
В сред. на душу населения - 7386 руб
Трудоспособное население- 8377 руб
Пенсионеры - 5030 руб
Дети - 6307 руб
2009 год. II квартал
В ср. на душу населения - 7506 руб
Трудоспособное население - 8500 руб
Пенсионеры - 5136 руб
Дети - 6439 руб
2009 год. III квартал
В сред. на душу населения - 7493 руб
Трудоспособное население - 8492 руб
Пенсионеры - 5124 руб
Дети - 6391 руб
2009 год. IV квартал
В сред. на душу населения - 7406 руб
Трудоспособное население - 8398 руб
Пенсионеры - 5057 руб
Дети - 6306 руб
2010 год
2010 год. I квартал
В сред. на душу населения - 8267 руб
Трудоспособное население - 9414 руб
Пенсионеры - 5547 руб
Дети- 7006 руб
2010 год. II квартал
В ср. на душу населения - 8424 руб
Трудоспособное население - 9582 руб
Пенсионеры - 5677 руб
Дети - 7162 руб
2010 год. III квартал
В сред. на душу населения - 8448 руб
Трудоспособное население - 9608 руб
Пенсионеры - 5693 руб
Дети- 7180 руб
2010 год. IV квартал
В сред. на душу населения - 8656 руб
Трудоспособное население - 9825 руб
Пенсионеры - 5860 руб
Дети -7411руб
2011 год
2011 год. I квартал
В ср. на душу населения - 9449 руб
Трудоспособное население - 10693 руб
Пенсионеры- 6457 руб
Дети- 8145 руб
2011 год. II квартал
В ср. на душу населения- 9490 руб
Трудоспособное население - 10737 руб
Пенсионеры - 6491 руб
Дети- 8180 руб
2011 год. III квартал
В сред.на душу населения - 9188 руб
Трудоспособное население - 10417 руб
Пенсионеры - 6254 руб
Дети -7866 руб
2011 год. IV квартал
В среднем на душу населения - 9128 руб
Трудоспособное население - 10346 руб
Пенсионеры - 6213 руб
Дети - 7825 руб
2012 год
2012 год. I кварт ал
В сред. на душу населения - 9265
Трудоспособное население - 10490
Пенсионеры- 6326
Дети - 7972
2012 год. II квартал
В сред. на душу населения - 9437 руб
Трудоспособное население - 10677 руб
Пенсионеры - 6466 руб
Дети - 8124 руб
2012 год. III квартал
В средн. на душу населения - 9719
Трудоспособное население - 10973
Пенсионеры - 6721
Дети - 8382
2012 год. IV квартал
В сред. на душу населения - 9747
Трудоспособное население - 10998
Пенсионеры - 6752
Дети - 8424
2013 год
2013 год. I квартал
В сред. на душу населения- 9850
Трудоспособное население - 11249
Пенсионеры - 6918
Дети - 8559
2013 год. II квартал
В сред. на душу населения - 10874 руб
Трудоспособное население - 12169 руб
Пенсионеры - 8087 руб
Дети - 9828 руб
2013 год. III квартал
В сред. на душу населения - 10632 руб
Трудоспособное население - 11913 руб
Пенсионеры - 7937 руб
Дети - 9477 руб
2013 год. IV квартал
В сред. на душу населения - 10965 руб
Трудоспособное население - 12452 руб
Пенсионеры - 7908 руб
Дети - 9498 руб
2014 год
2014 год. I квартал
В сред. на душу населения - 11861
Трудоспособное население - 13540
Пенсионеры - 8374
Дети - 10265
2014 год. II квартал
В ср. на душу населения - 12145
Трудоспособное население - 13896
Пенсионеры - 8528
Дети - 10443
2014 год. III квартал
В сред. на душу населения- 12171 руб
Трудоспособное население - 13919 руб
Пенсионеры - 8646 руб
Дети - 10316 руб
2014 год. IV квартал
В ср. на душу населения - 12542 руб
Трудоспособное население - 14330 руб
Пенсионеры - 8915 руб
Дети- 10683 руб
2015 год
2015 год. I квартал
В ср. на душу населения - 14300
Трудоспособное население - 16296
Пенсионеры - 10075
Дети - 12561
2015 год. II квартал
Пенсионеры - 10670 руб
Дети - 13080 руб
2015 год. III квартал
В сред. на душу населения - 15141 руб
Трудоспособное население - 17296 руб
Пенсионеры - 10670 руб
Дети -13080 руб
2015 год. IV квартал
В ср. на душу населения - 14413 руб
Трудоспособное население - 16438 руб
Пенсионеры - 10227 руб
Дети - 12437 руб
2016 год
2016 год. I квартал
В сред. на душу населения - 15041 руб
Трудоспособное население - 17130 руб
Пенсионеры - 10623 руб
Дети - 13198 руб
2016 год. II квартал
В сред. на душу населения - 15382 руб
Трудоспособное население - 17561 руб
Пенсионеры - 10883 руб
Дети - 13259 руб
В 2018 году в России ожидается корректировка прожиточного минимума в связи с изменением общей экономической ситуации и прогнозом Банка России по уровню инфляции до 4% к концу года. Расскажем, каким будет прожиточный минимум 2018, как его значение отразится на размере минимальной зарплаты и социальных пособий.
Прожиточный минимум - это стоимостная оценка потребительской корзины, которая включает в себя набор товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и нормальной жизнедеятельности. Уровень прожиточного минимума тесно связан с размером минимальной оплаты труда. Именно на эти два показателя опирается экономика, планируются федеральный и региональные бюджеты.
Прожиточный минимум в России с 1 января 2018 года
Методику расчета прожиточного минимума регулирует Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ. Прожиточный минимум утверждают как в целом по России, так и отдельно по субъектам РФ. Размер минимума устанавливают отдельно для каждой из трех категорий населения (работающих, пенсионеров, детей) и пересматривают каждый квартал.
Сведения о прожиточном минимуме на душу населения и по основным группам населения в целом по России и в субъектах публикуют ежеквартально в официальных изданиях Правительства РФ и исполнительной власти субъектов РФ.
На 1 января 2018 года прожиточный минимум в России, согласно постановлению Правительства РФ от 08.12.17 № 1490 , - это известное по данным на 3 квартал 2017 года значение:
- на душу населения - 10 328 руб.;
- для трудоспособного населения - 11 160 руб.;
- для пенсионеров - 8496 руб.;
- для детей - 10 181 руб.
Минимум за 4 квартал 2017 года составляет:
- на душу населения - 9 786 рублей;
- для трудоспособного населения - 10 573 рубля;
- для пенсионеров - 8 078 рублей;
- для детей - 9 603 рубля.
По сравнению с 3 кварталом 2017 года прожиточный минимум снизился на 4,9-5,7%. Снижение в Минтруде объясняют уменьшением стоимости отдельных компонентов потребительской корзины.
Первые данные о прожиточном минимуме в 2018 году (за 1 квартал) опубликуют в мае-июне. Как правило, Правительство РФ утверждает минимум за 1 квартал года к концу первого полугодия. Показатель может отклониться, как в большую, так и меньшую сторону. В любом случае расхождения будут незначительными.
Сроки утверждения прожиточного минимума в России в 2018 году
Сумма прожиточного минимума на 2018 год
На 1 июня 2018 года сумма прожиточного минимума на душу населения в целом по России - 9 786 руб., для трудоспособного населения - 10 573 руб., для детей - 9 603 руб., для пенсионеров - 8 078 руб. А в регионах значения другие.
Власти регионов считают прожиточный минимум не только из стандартных значений, но и обязаны учитывать местные особенности и нужды граждан субъекта (постановление Правительства РФ от 29.01.13 № 56). При этом стандартный пакет продуктов включает в себя такие товары, как молоко, хлеб, мука, картофель и т.д. Всего в корзину входят 11 продуктов. Это и есть тот минимум, который, по мнению чиновников, является достаточным для поддержания жизни и здоровья граждан.
В сравнении суммы для той или иной социально-демографической группы (трудоспособного населения, пенсионеров и детей) разные. Меньше всего потребление продуктов рассчитано для пенсионеров, затем для детей и работающих. Как правило, самый высокий прожиточный минимум установлен для трудоспособного населения, чуть ниже - для детей, еще меньше - для пенсионеров. Но конкретные значения в каждом регионе свои. Показатели рассчитывают в процентах от стоимости корзины продуктов - от 45 до 60% и учитывают климатические особенности регионов (см. таблицу ниже).
Статьи по теме:
Прожиточный минимум в 2018 году по регионам России: таблица
Какой прожиточный минимум на 2018 год установили в регионах? Порядок пересмотра минимума в субъектах РФ такой же, как и в целом по России. Величину прожиточного минимума за 1 квартал каждый регион утвердит уже в новом году. Сейчас уже известны данные на 4 квартал прошлого года. Например, с 2018 года в Москве действует величина прожиточного минимума за 4 квартал 2017 года, утвержденная постановлением Правительства г. Москвы от 13.03.18 № 176-ПП. В 2018 году минимум за 1 квартал 2018 года будет утвержден в мае-июне.
Каждый регион устанавливает свой собственный минимум, ориентируясь на уровень инфляции (см. таблицу). В таблице указаны последние данные за 4 квартал 2017 года. Как только установят минимумы на 1 квартал 2018 года, мы опубликуем свежие цифры. Следите за изменениями.
Какой в России прожиточный минимум в 2018 году
Регион | На душу населения | Для трудоспособного населения | Для пенсионеров | Для детей | Постановление Правительства |
4 кв. | 4 кв. | 4 кв. | 4 кв. | ||
Адыгея | 8579 | 9168 | 7058 | 8618 | № 26 от 26.02.18 |
Республика Алтай | 9405 | 9797 | 7874 | 10107 | № 20 от 26.01.18 |
Алтайский край | 8657 | 9196 | 7009 | 8950 | №208 от 14.06.18 |
Амурская область | 11203 | 11861 | 9056 | 11749 | №87 от 16.04.18 |
Архангельская область | 11380 | 12361 | 9480 | 11142 | № 30-пп от 30.01.18 |
Астраханская область | 9040 | 9525 | 7320 | 9710 | № 25-П от 30.01.18 |
Республика Башкортостан | 8318 | 8850 | 6810 | 8288 | №133 от 04.04.18 |
Белгородская область |
8281 | 8914 | 6911 | 8068 | № 71-пп от 13.03.18 |
Брянская область |
9279 | 9943 | 7714 | 9132 | № 36-п от 12.02.18 |
Республика Бурятия | 9563 | 9942 | 7574 | 9977 | № 75 от 14.02.18 |
Владимирская область |
9104 | 9898 | 7681 | 9047 | № 110 от 22.02.18 |
Волгоградская область | 8720 | 9357 | 7100 | 8820 | № 70-п от 12.02.18 |
Вологодская область | 10234 | 11059 | 8466 | 10002 | № 154 от 19.02.18 |
Воронежская область |
8034 | 8700 | 6751 | 7846 | № 74 от 31.01.18 |
Еврейская автономная область | 12160,70 | 12858,20 | 9734,11 | 12881,27 | № 29-ОД от 18.01.18 |
Республика Дагестан | 9239 | 9516 | 7295 | 9359 | № 31 от 12.04.18 |
Забайкальский край | 10590,23 | 11039,72 | 8400,36 | 11045,38 | № 75 от 21.02.18 |
Ивановская область |
9488 | 10289 | 7952 | 9394 | № 7-уг от 19.01.18 |
Республика Ингушетия | 9111 | 9370 | 7180 | 9377 | № 42 от 14.02.18 |
Иркутская область | 9825 | 10413 | 7921 | 10030 | № 46-пп от 30.01.18 |
Кабардино-Балкарская Республика | 10140 | 10553 | 8019 | 10707 | № 30-ПП от 02.03.18 |
Калининградская область | 10343 | 11094 | 8496 | 9948 | № 137 от 14.03.18 |
Республика Калмыкия | 8551 | 8954 | 6886 | 8611 | № 40 от 20.02.18 |
Калужская область | 9601 | 10327 | 8010 | 9399 | № 70 от 02.02.18 |
Камчатский край | 19220 | 20093 | 15199 | 20729 | № 25-П от 23.01.18 |
Карачаево-Черкесская Республика | 8719 | 9208 | 7063 | 8877 | № 52 от 05.03.18 |
Республика Карелия | 12203 | 13298 | 10230 | 11415 | № 103-П от 07.03.18 |
Кемеровская область | 8879 | 9391 | 7162 | 9306 | № 31 от 06.02.18 |
Кировская область | 9627 | 10286 | 7849 | 9859 | № 82-П от 21.02.18 |
Республика Коми | 12539 | 13420 | 10235 | 12614 | № 70 от 06.02.18 |
Краснодарский край | 9925 | 10737 | 8229 | 9486 | № 105 от 01.02.18 |
Республика Крым | 9126 | 9765 | 7522 | 9614 | № 85 от 22.02.18 |
Курганская область | 9220 | 9831 | 7646 | 9705 | № 11 от 30.01.18 |
Курская область |
8476 | 9116 | 7048 | 8415 | № 35-па от 22.01.18 |
Ленинградская область | 9628 | 10248 | 8402 | 9450 | № 44 от 15.02.18 |
Липецкая область |
8313 | 8962 | 6964 | 8422 | № 3 от 12.01.18 |
Магаданская область | 17635 | 18494 | 13852 | 18621 | № 5-п от 29.01.18 |
Республика Марий Эл | 8742 | 9319 | 7167 | 9011 | № 10 от 10.01.18 |
Республика Мордовия | 7824 | 8410 | 6452 | 8045 | № 45 от 29.01.18 |
Москва | 15397 | 17560 | 10929 | 13300 | № 176-ПП от 13.03.18 |
Московская область | 11365 | 12581 | 8535 | 11097 | № 199/12 от 30.03.18 |
Мурманская область | 13787 | 14374 | 11487 | 14144 | № 58-ПП от 12.02.18 |
Ненецкий АО | 20622 | 21664 | 16800 | 21703 | № 6-п от 26.01.18 |
Нижегородская область | 8739 | 9388 | 7229 | 9009 | № 88 от 07.02.18 |
Новгородская область | 9886 | 10751 | 8212 | 9729 | № 9-рг от 26.01.18 |
Новосибирская область | 10316 | 10938 | 8306 | 10705 | № 12 от 23.01.18 |
Омская область | 8464 | 8968 | 6824 | 8652 | №61-п от 14.03.18 |
Оренбургская область | 8234 | 8716 | 6759 | 8405 | № 103-п от 28.02.18 |
Орловская область |
8932 | 9577 | 7443 | 8892 | № 34 от 26.01.18 |
Пензенская область | 8326 | 8961 | 6876 | 8615 | № 72-пП от 14.02.18 |
Пермский край | 10098 | 10804 | 8279 | 10289 | № 51-п от 07.02.18 |
Приморский край | 12158 | 12796 | 9725 | 13213 | № 39-па от 02.02.18 |
Псковская область | 10184 | 11050 | 8429 | 9962 | № 25 от 25.02.18 |
Ростовская область | 9262 | 9857 | 7512 | 9662 | № 51 от 08.02.18 |
Рязанская область |
8898 | 9620 | 7418 | 8800 | № 12 от 31.01.18 |
Самарская область | 9400 | 10333 | 7440 | 9253 | № 76 от 14.02.18 |
Санкт-Петербург | 10791,60 | 11868,20 | 8612,20 | 10403,20 | № 177 от 13.03.18 |
Саратовская область | 8222 | 8834 | 6793 | 8424 | № 81-П от 19.02.18 |
Республика Саха (Якутия) | 16610 | 17628 | 13338 | 17029 | № 74 от 29.03.18 |
Сахалинская область | 13329 | 13991 | 10524 | 14235 | № 60 от 20.02.18 |
Свердловская область | 10031 | 10708 | 8291 | 10332 | № 59-ПП от 09.02.18 |
г. Севастополь | 9713 | 10391 | 7964 | 10259 | № 119-ПП от 22.02.18 |
Республика Северная Осетия (Алания) | 8742 | 9173 | 7281 | 8965 | № 48 от 20.02.18 |
Смоленская область |
9664 | 10376 | 8035 | 9470 | № 37 от 25.01.18 |
Ставропольский край | 8248 | 8766 | 6707 | 8484 | № 39-п от 29.01.18 |
Тамбовская область |
8214 | 8967 | 6887 | 8119 | № 62 от 26.01.18 |
РеспубликаТатарстан | 8334 | 8877 | 6822 | 8326 | № 45 от 27.01.18 |
Тверская область | 9665,34 | 10404,72 | 8035,84 | 10037,39 | № 33-пп от 05.02.18 |
Томская область | 10379 | 10932 | 8313 | 10698 | № 30-р от 05.02.18 |
Тульская область |
9065 | 9732 | 7760 | 8888 | № 37 от 29.01.18 |
Республика Тыва | 9342 | 9614 | 7360 | 9875 | № 80 от 05.03.18 |
Тюменская область | 10197 | 10774 | 8193 | 10390 | № 20-п от 30.01.18 |
Удмуртская Республика | 8453 | 8943 | 6881 | 8553 | № 39 от 10.02.18 |
Ульяновская область | 9062 | 9732 | 7457 | 9202 | № 115-П от 14.03.18 |
Хабаровский край | 12954 | 13807 | 10492 | 13452 | № 18 от 22.03.18 |
Республика Хакасия | 9133 | 9625 | 7358 | 9612 | № 64 от 19.02.18 |
Ханты-Мансийский АО (Югра) | 14135 | 15261 | 11588 | 13929 | № 12-п от 26.01.18 |
Челябинская область | 8962 | 9581 | 7415 | 9258 | № 29 от 07.02.18 |
Чеченская Республика | 9995 | 10299 | 8424 | 9957 | № 42 от 19.03.18 |
Чувашская Республика | 8236 | 8719 | 6716 | 8365 | № 41 от 14.02.18 |
Чукотский АО | 20149 | 20600 | 15456 | 21201 | № 16 от 23.01.18 |
Ямало-Ненецкий АО | 15946 | 16569 | 12525 | 15735 | № 110-П от 12.02.18 |
Ярославская область | 8994 | 9841 | 7322 | 9042 | № 9 от 19.01.18 |
На что влияет прожиточный минимум в 2018 году
Величина прожиточного минимума 2018 года, безусловно, влияет на расчет многих выплат. К примеру, на размер стипендий, пенсий и др. Но это влияет и на количество зарплатных ревизий (письмо ФНС России от 25.07.17 № ЕД-4-15/14490@).
Контролеры, как и прежде, интересуются зарплатами в конвертах. Они сравнивают доходы сотрудников с МРОТ и прожиточным минимумом и, если есть отклонения, подозревают схемы. Первоочередно инспекторы будут проверять те организации, где сотрудники сами жалуются на работодателей.
Безопаснее платить подчиненным не меньше МРОТ. А поскольку чиновники уравняли МРОТ с прожиточным минимумом, то лучше уже сейчас пересмотреть окладную часть низкооплачиваемым сотрудникам.
В 2018 году МРОТ равен 11163 рубля. Пересмотрите зарплаты так, чтобы у контролеров не возникло претензий. Иначе они могут доначислить НДФЛ и оштрафовать компанию. Также компанией заинтересуются в трудовой инспекции: за зарплаты ниже МРОТ штрафуют до 50 тыс. рублей (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ).
В 2018 году продолжится повышение прожиточного минимума в России, что отразится на величине социальных пособий. Кроме того, власти намерены в течение нескольких лет повысить МРОТ до прожиточного минимума. При этом региональные власти сохранят право корректировать данные параметры с учетом местных особенностей.
Величина прожиточного минимума зависит от стоимости потребительской корзины, состав которой определяется на правительственном уровне. Данный показатель позволяет сделать сравнительную оценку качества жизни граждан. Кроме того, прожиточный минимум влияет на сумму социальных пособий, которые получают наименее защищенные категории населения.
Власти периодически индексируют размер прожиточного минимума, учитывая показатель инфляции. При этом правительство использует дифференцированный подход для различных категорий граждан. В начале 2017 года величина прожиточного минимума составляла соответственно:
- трудоспособные – 10701 руб.;
- дети – 9756 руб.;
- на душу населения – 9909 руб.;
- пенсионеры – 8178 руб.
С учетом фактического роста цен, представители Минтруда инициировали повышение размера прожиточного минимума на 5%. Чиновники подчеркивают – подобная мера обусловлена данными Росстата, которые фиксируют рост цен на продукты питания на 5,3%. Величина прожиточного минимума в 2018 году в России продолжит рост, убеждены эксперты. При этом региональные власти сохранят за собой право устанавливать данный показатель с учетом местных особенностей.
Региональные особенности
Федеральный уровень прожиточного минимума является ориентиром для местных властей. При этом регионы могут использовать собственные ресурсы для повышения данного показателя. Традиционно самый высокий уровень прожиточного минимума зафиксирован в Москве. Во втором квартале 2017 года столичные чиновники установили минимум на душу населения на уровне 16426 руб. Для трудоспособного населения данный показатель превышает рубеж 18700 руб. Кроме того, прожиточный минимум пенсионеров (11600 руб.) практически в полтора раза превышает федеральный уровень. В следующем году власти столицы намерены продолжить повышение прожиточного минимума в рамках уровня инфляции.
В Санкт-Петербурге значение данного показателя значительно отстает от столичного уровня, что сохранится в 2018 году. Прожиточный минимум пенсионера превышает федеральный уровень только на 400 руб. Соответствующее превышение для трудоспособных граждан находится в пределах 1130 руб.
Другие регионы РФ ограничены в финансовых ресурсах и не могут существенно повышать прожиточный минимум. Местные бюджеты не справятся с дополнительной нагрузкой, отмечают эксперты. Экономический кризис продемонстрировал уязвимость отечественной бюджетной системы и вынудил чиновников урезать расходную часть.
Помимо прожиточного минимума, чиновники намерены продолжить повышение МРОТ. Данная мера позволит повысить уровень благосостояния наименее обеспеченных слоев населения.
МРОТ догоняет прожиточный минимум
С 1 января 2018 года МРОТ достигнет 9489 руб., подчеркивают представители Минтруда. Несмотря на отставание данного показателя от прожиточного минимума, чиновники отмечают положительную динамику минимальной оплаты труда. В следующем году МРОТ составит 85% прожиточного минимума, что существенно лучше текущей структуры.
Уже в 2019 году власти намерены уровнять МРОТ и прожиточный минимум, что станет возможным благодаря восстановлению экономики и увеличению бюджетных поступлений. Согласно оценкам чиновников, подобная мера обойдется федеральной казне в 25 млрд руб. Кроме того, расходы региональных бюджетов увеличатся на 56 млрд руб.
Инициатива чиновников связана с приближающимися выборами, считают эксперты. Несмотря на декларируемую борьбу с бедностью, повышение МРОТ практически не повлияет на жизнь рядовых граждан. При этом представителей бизнеса ожидают новые испытания, связанные с дополнительными отчислениями. В первую очередь увеличатся затраты индивидуальных предпринимателей, отчисления которых привязаны к МРОТ.
Повышение МРОТ до 9489 руб. увеличит расходы бизнеса на 43,9 млрд руб., отмечают эксперты. В результате существенно увеличится налоговая нагрузка на малые предприятия, что станет негативным фактором для восстановления экономического роста. Предприниматели еще не полностью оправились после экономического кризиса, испытывая дефицит финансовых ресурсов.
Кроме того, повышение МРОТ приведет к увеличению теневого сектора экономики, что негативно отразится на бюджетных поступлениях. Эксперты считают, что отчисления предпринимателей не должны зависеть от уровня МРОТ. В таком случае представители бизнеса смогут безболезненно адаптироваться к повышению данного показателя.
Масштабы повышения прожиточного минимума в 2018 году будут зависеть от роста инфляции. Несмотря на оптимизм чиновников, эксперты отмечают существующие риски, которые могут привести к чрезмерному росту цен.
Фактор инфляции
Официальные данные правительства и Центробанка свидетельствуют о стремительном замедлении инфляции. Власти рассчитывают снизить индекс инфляции до 4% в среднесрочной перспективе. Однако падение нефтяного рынка и новый этап ослабления рубля могут внести свои коррективы в планы правительства.
Эксперты отмечают уязвимость отечественной валюты перед внешними вызовами. В первую очередь позиции рубля зависят от тенденций нефтяного рынка. Аналитики не исключают новый период волатильности на нефтяном рынке, что отразится на движении валютных котировок.
Девальвация рубля станет дополнительным драйвером роста цен. В результате увеличится стоимость потребительской корзины, что вынудит чиновников увеличить масштабы повышения прожиточного минимума. В таком случае увеличатся расходы федерального и региональных бюджетов.
Смотрите видео о пересмотре потребительской корзины россиян:
Средний прожиточный минимум - величина, имеющая условное значение, которая необходима для того, чтобы рассчитать минимальный бюджет, предполагаемый для поддержания нормального уровня жизни населения. Данный показатель рассчитывается в каждой стране по отдельности и исходит из ежедневных потребностей человека. В совокупности деньги, потраченные на обеспечение, формируют минимальную сумму, которая должна выплачиваться гражданам. Каков средний прожиточный минимум в России?
Что такое прожиточный минимум?
Прожиточный минимум на душу населения представляет собой такую единицу, которая определяет уровень жизни в государстве в целом. Чтобы нормально существовать, необходимо определенное количество продовольственных и непродовольственных товаров. Их цена в сумме и дает данный показатель.
Показатель является достаточно важным для организации социальной политики страны. В Российской Федерации все тонкости процесса расчета и распределения прожиточного минимума закреплены нормативно-правовым актом еще от 1997 года. Это закон № 134, который носит название «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Содержание закона заключается в том, чтобы закрепить то количество денег, которое должно охватить все первоочередные расходы граждан.
Для чего необходим этот показатель?
Прожиточный минимум и стоимость потребительской корзины рассчитываются государственными органами не только для анализа статистики. Эти данные входят в реализацию следующих показателей:
- оценка качества и уровня жизни граждан России в отдельных регионах;
- установление величины заработной платы, а также социальных выплат жителям;
- прогноз и формирование бюджета страны;
- основания для разработки социальных программ и проектов помощи населению.
Последний пункт заключается в вычленении определенных слоев и категорий населения, которым требуется дополнительная поддержка от государственной власти в виде финансовой помощи. Последняя имеет несколько видов, в зависимости от цели и назначения. Это могут быть льготы, субсидии и пособия.
После того как был произведен расчет прожиточного минимума, население может оценить свою обеспеченность. В зависимости от того, какую величину государство установит для этого показателя, люди могут определять возможность участия в социальных программах. Зная свои права, человек вполне реально заслуживает на финансовую поддержку. И теперь нужно лишь определиться, в какие службы и структуры обратиться.
Что такое потребительская корзина?
Сколько прожиточный минимум на человека составляет в Российской Федерации? Расчет этого понятия невозможен без еще одного термина - потребительской корзины. Именно её цена ложится в основу установления этого показателя. Потребительская корзина формируется из определенного набора товаров, который, в свою очередь, официально закреплен постановлением Правительства Российской Федерации. Последний раз этот список обновлялся 29 января 2013 года. Следующий раз процедура будет проведена в 2018-м.
После многочисленных обсуждений был выпущен Указ № 56, который и определил действующие неотъемлемые элементы человеческой жизнедеятельности. К ним относится список самых необходимых продуктов питания и непродовольственных товаров. Отдельное место отведено и сфере услуг. Государство учло и тот факт, что каждый гражданин должен делать определенные отчисления в бюджет и оплачивать налоговые сборы. Корзина может иметь разную стоимость для каждого человека. Это определяется социально-демографической группой, к которой гражданин относится.
Что входит в состав продовольственной корзины?
Прожиточный минимум 2016 года во многом определен именно набором продовольственных товаров. Нормальный рацион питания является залогом здоровья человека, то есть и нации в целом. Государство считает, что человеку необходимо питаться следующими продуктами:
- зерновые товары (мука, макаронные и хлебобулочные изделия, крупы и бобовые);
- овощные культуры (среди них особое место отводят картофелю, огурцам, помидорам и капусте);
- фрукты;
- кондитерские изделия;
- белковые продукты (различные по происхождению виды мяса, рыба, молоко, кисломолочные продукты, яйца);
- подсолнечное и сливочное масло;
- вкусовые товары (к таковым относятся чай и специи).
Что подразумевает непродовольственная часть потребительской корзины?
Конечно, прожиточный минимум 2016 года не мог обойтись без проышленных товаров. Эту часть потребительской корзины по большей части занимают текстильные товары. Первую категорию составляет одежда. Каждый житель России должен быть обеспечен теплыми вещами, легкими летними, а также чулочно-носочными изделиями и галантереей. В корзину закладывается также стоимость обуви. Отдельно выделяют канцелярию и хозяйственные товары. Граждан обеспечивают средствами личной гигиены. Невозможно представить непродовольственную категорию и без лекарственных препаратов.
Какие предложения сферы услуг оплачивает корзина?
Отдельные категории сферы услуг также оплачивает прожиточный минимум. На семью отводится оплата мероприятий развлекательного и культурно-массового характера, а также проезд во всех видах транспорта. Этой частью потребительской корзины учитывается и оплата гражданами Российской Федерации коммунальных услуг. Подразумевается, что человек использует полный перечень, состоящий из квартплаты, отопления, электроэнергии, газа, воды (холодной и горячей) и канализации.
То есть именно эти элементы должны присутствовать в ежедневном обиходе всех людей. Стоимость потребительской корзины варьируется в зависимости от того, на кого она рассчитана - на детей, граждан трудоспособного или преклонного возраста.
Как ведется расчет данного показателя?
Средний прожиточный минимум рассчитывается в несколько этапов:
- Определение объема потребляемых товаров, составление потребительской корзины.
- Вычисление той доли, которая необходима человеку в течение одного календарного месяца.
- Умножение числа, полученного на предыдущей стадии, на среднестатистическую стоимость данной продукции.
- Обобщение данных.
Из этой последовательной линии видно, что прогнозирование данной величины не даст точных результатов. Поэтому для более внимательного и точного подсчета подобное число выводят раз в три месяца.
Помимо стоимостной оценки потребительской корзины за основу, определяющую средний прожиточный минимум, берутся текущие значения инфляции, уровень цен в стране, а также размер налоговых сборов и отчислений в бюджет государства.
Кто занимается установлением данного показателя?
Из-за сложностей в географическом расположении Российской Федерации устанавливается прожиточный минимум по областям отдельно. Эта величина варьируется, хоть и не значительно. Ведь в каждом уголке такого большого государства совершенно разные потребности. Свою лепту в расчет вносят несколько групп факторов. К ним можно отнести:
- климатическую зону;
- экологическую ситуацию региона;
- ценовые линии.
Для более точного формирования прожиточного минимума в каждой части России существует комиссия, которая занимается подсчетом. Так как этот показатель пересматривается раз в пятилетку, то и созываются представители различных служб именно в такой срок. К ним относятся люди, предоставляющие данные от Министерства труда, служб социальной защиты и статистических организаций.
После сбора необходимых сведений работа комиссии направлена на их анализ и подсчет. Именно эти люди определяют те важные факторы жизни человека, без которых он не сможет поддерживать нормальный уровень жизни. То есть человек должен нормально питаться, не болеть, быть защищенным и развиваться.
По окончании работы комиссия должна выделить три числа, которые характеризуют стоимость потребительской корзины для трех социально-демографических групп. Когда каждый регион высчитал свои значения, то формируется средний прожиточный минимум по всей территории Российской Федерации. Это число - лишь обобщенный экономический ориентир, который из квартала в квартал может уменьшаться или увеличиваться. В основном это зависит от появления сезонных товаров и событий, происходящих в течение года.
Как самостоятельно рассчитать прожиточный минимум?
Чтобы понимать, стоит ли обращаться в организации социальной защиты населения и рассчитывать ли на финансовую поддержку со стороны государства, необходимо знать, как самостоятельно определить величину прожиточного минимума. Это поможет определить уровень достатка в семье и понять, к какой социально-демографической категории можно себя отнести.
Для этого необходимо в первую очередь разбить свою семью на три категории. В первую войдут дети, во вторую - трудоспособные лица, а в третью - члены семьи преклонного возраста. После в каждой категории нужно подбить итог, то есть количество людей каждой группы. Следующим шагом является умножение каждого значения, полученного на предыдущей стадии, на величину прожиточного уровня региона проживания. Отдельно выносятся данные показатели для жителей Москвы и Северной столицы - Санкт-Петербурга.
Средний прожиточный минимум в Москве больше, чем в остальных регионах России, и составляет 15 092 рубля. Это число является обобщенным показателем из данной величины на трудоспособных жителей (17 219), детей (12 989) и пенсионеров (10 715).
Средний прожиточный минимум в Петербурге равен 10 526 рублям. Он объединяет в себе значение показателя на трудоспособных ленинградцев (11 568), детей (10 144) и жителей преклонного возраста (8419).
Не всегда представители одновременно из трех категорий входят в состав семьи. Если какой-то нет в качестве члена ячейки общества, то она просто опускается в расчетах. Формула для определения общего бюджета состоит из суммы доходов всей семьи, разделенной на количество человек. В том случае, если эта величина ниже значения прожиточного минимума на душу населения, установленного местными властями, то это дает право на получение статуса малоимущей семьи.
В чем заключается помощь от государства?
В том случае, если у отдельных членов семьи нет возможности трудоустроиться или финансовое состояние не дотягивает до установленного государством определенного уровня, эти люди имеют право на получение пособия. Доплата до прожиточного минимума может быть различной.
Специальные службы на основании предоставленных документов, которые подтверждены справками о доходах мужа, жены, детей, нетрудоспособных и недееспособных членов, выносят свой вердикт. Калькулируют следующие виды финансовых выплат:
- стипендия;
- пенсия;
- пособия;
- компенсация;
- помощь на обучение;
- все виды вознаграждений;
- пособия по безработице;
- алименты;
- доход от сдачи жилья в аренду;
- выплаты за причиненный вред здоровью предприятием;
- заработная плата;
- прибыль, полученная от продажи жилья и недвижимости.
Чтобы обратиться с заявлением о предоставлении статуса малоимущей семьи необходимо прийти на прием в соответствующие органы, в компетенции которых находится проведение данной процедуры. Преимущественно этим занимается служба труда и социальной защиты населения.
На первоочередное получение доплат претендуют лица пенсионного возраста, нетрудоспособные граждане, малообеспеченные или многодетные семьи, нетрудоустроенные, студенты. На финансовую помощь могут рассчитывать и трудоспособные жители России только при определенных условиях.
Чтобы проконтролировать соблюдение собственных прав и не допустить их нарушения, необходимо подстраховываться и самостоятельно выполнять расчеты.
У лиц преклонного возраста чаще всего, кроме пенсии, нет других источников дохода. Но, к примеру, единовременная выплата государством в расчете не учитывается. Сама калькуляция ведется в зависимости не от региона фактического места жительства, а от прописки.
Процесс оформления доплат трудоспособному населению является стандартным. Однако государство не всегда обязано это делать. Поэтому, чтобы исключить недопонимание, необходимо внимательно изучить законодательную базу.
Для инвалидов особенностью процедуры является набор специфических документов, включающих в себя медицинские справки, заключения различных специалистов, историю болезни и так далее.
Под категорию безработных подпадают не все, а лишь определенные группы граждан. Например, это женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, которые ранее работали на ликвидированных предприятиях. Также безработными официально считаются лица, состоящие на учете на бирже труда.
Получать доплаты имеют право только те студенты, которые учатся на дневной форме. Вся процедура оформления проходит через деканат.
Прожиточный минимум (ПМ) – минимальный размер ежемесячного дохода человека, необходимый для удовлетворения его физиологических, социальных и культурных потребностей. Данная величина используется для экономических расчетов, а также является основанием для начисления социальных выплат.
Зачем нужен?
Ежегодно Правительство РФ сравнивает реальные доходы населения с установленным прожиточным минимумом. Лица, чей заработок оказался ниже планки ПМ, находятся за чертой бедности и могут претендовать на получение государственных дотаций.
Также прожиточный минимум используют в следующих случаях:
- оценка уровня жизни в стране;
- расчет минимального размера пособий и заработной платы;
- определение минимального дохода граждан, не облагаемого налогами;
- формирование государственного и местного бюджетов.
В соответствии с законодательной базой РФ ежемесячный доход взрослого населения страны не может быть ниже установленного минимума. В связи с этим на основании ПМ формируются следующие выплаты:
- социальные доплаты к пенсии – регулярные государственные дотации, покрывающие разницу между реальной пенсией и прожиточным минимумом;
- детские пособия – ежемесячные выплаты несовершеннолетним в случаях, когда доход их семьи не достигает уровня ПМ;
- пособия малоимущим – доплаты к основному доходу до уровня ПМ;
- субсидии на услуги ЖКХ;
- пособие на рождение ребенка молодым семьям;
- единовременная выплата на возмещение расходов по усыновлению;
- ежемесячная дотация одиноким матерям в связи с ростом цен;
- компенсации для лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
ПМ также позволяет выявить граждан, имеющих право на следующие виды помощи:
- повышенная стипендия малоимущим студентам;
- очередь на улучшение условий проживания;
- бесплатная юридическая консультация.
При изменении величины ПМ перерасчет субсидий производится автоматически. От получателя не требуются какие-либо документы, либо подтверждение согласия.
От чего зависит?
Прожиточный минимум – это стоимость потребительской корзины. В связи с эти на величину ПМ влияют:
- состав потребительской корзины;
- текущие цены на продукты питания, услуги ЖКХ, проезд на общественном транспорте;
- индексация роста цен;
- статистические данные о размерах обязательных платежей и сборов.
В свою очередь потребительская корзина состоит из 3 разделов:
- продукты питания (хлебные изделия, сахар, мясо, рыба, молоко, жиры, фрукты, овощи картофель, специи и напитки);
- непродовольственные товары (предметы первой необходимости, лекарства, одежда, канцелярия);
- услуги (ЖКХ, транспортные, культурные).
- Последний пересмотр потребительской корзины был проведен в 2013 году, следующий назначен на вторую половину 2018 года.
Для каких категорий граждан рассчитывается?
Для каждой из перечисленных ниже категорий ПМ рассчитывается в индивидуальном порядке:
- несовершеннолетние дети до 16 лет;
- работоспособные граждане в возрасте от 16 до 54 лет (женщины), либо 59 лет (мужчины), а также инвалиды I и II групп;
- пенсионеры.
Величина прожиточного минимума также зависит от региона проживания.
Размер прожиточного минимума в Москве в 2018 году
Величина ПМ в Москве в 2018 году утверждена постановлением Правительства № 176 ПП и составляет:
- на душу населения – 15 786 рублей;
- для людей трудоспособного возраста – 17 990 рублей;
- для инвалидов I и II групп – 17 560 рублей;
- для пенсионеров – 11 570 рублей;
- для несовершеннолетних – 13 787 рублей.
В отношении пенсионеров, зарегистрированных в столице более 10 лет, действует особая программа финансирования. Их уровень дохода не должен опускаться ниже 17 500 рублей.
Прожиточный минимум на семью
Прожиточный минимум на семью рассчитывается на основании ПМ каждого из ее членов. Усредненный доход на человека называется среднедушевым. При его определении учитываются такие доходы, как:
- заработная плата;
- компенсационные выплаты;
- социальные пособия;
- выходное пособие;
- арендная плата (для владельцев движимого и недвижимого имущества, переданного в аренду);
- алименты;
- гонорары;
- прибыль от предпринимательской деятельности;
- доходы от банковских вкладов;
- наследство и подарки.
При расчете общего семейного дохода не учитываются:
- доходы совершеннолетних детей, проживающих на отдельной территории;
- заработок родителей, лишенных родительских прав;
- доходы детей, состоящих на государственном обеспечении;
- заработок родителя, состоящего на военной службе/переподготовке/обучении;
- доход родителя, находящегося в исправительных учреждениях.
Расчет среднедушевого дохода производится по формуле:
СД=Д/КМ/Ч , где:
- СД – среднедушевой доход;
- Д – общий семейный доход;
- КМ – 3 месяца расчета;
- Ч – число членов семьи.
Если в ходе расчетов будет установлено, что ежемесячный доход членов семьи ниже прожиточного минимума, граждане имеют право на получение дотаций.
Какие нужны документы для оформления дотаций?
Заявления на государственные дотации принимаются в органах социальной защиты. При себе заявитель должен иметь пакет документов, в который войдут:
- свидетельство о заключении/расторжении брака;
- заявление с просьбой признания семьи малоимущей;
- оригинал и копия свидетельства о рождении ребенка (при наличии);
- удостоверение личности заявителя;
- выписка из домовой книги о составе семьи.
Сотрудники органов социальной защиты также могут потребовать следующие дополнительные документы:
- копии трудовых книг работоспособных членов семьи;
- заключение МСЭ о присвоении инвалидности;
- справка о доходах.
- Заявка находится на рассмотрении до 10 рабочих дней. По истечение указанного срока специалисты организации присваивают семье статус малоимущей и оформляют все необходимые дотации.
МРОТ в Москве
МРОТ — фиксированный минимум оплаты труда за определенный промежуток времени. В соответствии с законодательной базой ТК РФ ежемесячная заработная плата работника не может быть ниже установленного МРОТ. Для Москвы его размер в 2018 году остановился на уровне 18 742 рублей.