Все для предпринимателя. Информационный портал

Какой прожиточный минимум на год. Средний прожиточный минимум на человека в России

2007г.

2007 год. I квартал

В сред. на душу населения - 5609 руб
Трудоспособное население 6360 руб
Пенсионеры - 3830 руб
Дети - 4780 руб

2007 год. II квартал

В средн. на душу населения - 5772 руб
Трудоспособное население - 6533 руб
Пенсионеры - 3967 руб
Дети - 4936 руб

2007 год. III квартал

В сред. на душу населения - 5795 руб
Трудоспособное население - 6563 руб
Пенсионеры - 3983 руб
Дети - 4934 руб

2007 год. IV квартал

В среднем на душу населения - 5855 руб
Трудоспособное население - 6624 руб
Пенсионеры - 4038 руб
Дети - 4997 руб

2008 г.

2008 год. I квартал

В сред. на душу населения - 6441 руб
Трудоспособное население - 7288 руб
Пенсионеры - 4408 руб
Дети - 5547 руб

2008 год. II квартал

В ср. на душу населения - 6659 руб
Трудоспособное население - 7518 руб
Пенсионеры - 4586 руб
Дети - 5773 руб

2008 год. III квартал

В ср. на душу населения - 6597 руб
Трудоспособное население - 7456 руб
Пенсионеры- 4533 руб
Дети - 5698 руб

2008 год. IV квартал

В среднем на душу населения - 6648 руб
Трудоспособное население - 7510 руб
Пенсионеры - 4578 руб
Дети - 5747 руб

2009 год

2009 год. I квартал

В сред. на душу населения - 7386 руб
Трудоспособное население- 8377 руб
Пенсионеры - 5030 руб
Дети - 6307 руб

2009 год. II квартал

В ср. на душу населения - 7506 руб
Трудоспособное население - 8500 руб
Пенсионеры - 5136 руб
Дети - 6439 руб

2009 год. III квартал

В сред. на душу населения - 7493 руб
Трудоспособное население - 8492 руб
Пенсионеры - 5124 руб
Дети - 6391 руб

2009 год. IV квартал

В сред. на душу населения - 7406 руб
Трудоспособное население - 8398 руб
Пенсионеры - 5057 руб
Дети - 6306 руб

2010 год

2010 год. I квартал

В сред. на душу населения - 8267 руб
Трудоспособное население - 9414 руб
Пенсионеры - 5547 руб
Дети- 7006 руб

2010 год. II квартал

В ср. на душу населения - 8424 руб
Трудоспособное население - 9582 руб
Пенсионеры - 5677 руб
Дети - 7162 руб

2010 год. III квартал

В сред. на душу населения - 8448 руб
Трудоспособное население - 9608 руб
Пенсионеры - 5693 руб
Дети- 7180 руб

2010 год. IV квартал

В сред. на душу населения - 8656 руб
Трудоспособное население - 9825 руб
Пенсионеры - 5860 руб
Дети -7411руб

2011 год

2011 год. I квартал

В ср. на душу населения - 9449 руб
Трудоспособное население - 10693 руб
Пенсионеры- 6457 руб
Дети- 8145 руб

2011 год. II квартал

В ср. на душу населения- 9490 руб
Трудоспособное население - 10737 руб
Пенсионеры - 6491 руб
Дети- 8180 руб

2011 год. III квартал

В сред.на душу населения - 9188 руб
Трудоспособное население - 10417 руб
Пенсионеры - 6254 руб
Дети -7866 руб

2011 год. IV квартал

В среднем на душу населения - 9128 руб
Трудоспособное население - 10346 руб
Пенсионеры - 6213 руб
Дети - 7825 руб

2012 год

2012 год. I кварт ал

В сред. на душу населения - 9265
Трудоспособное население - 10490
Пенсионеры- 6326
Дети - 7972

2012 год. II квартал

В сред. на душу населения - 9437 руб
Трудоспособное население - 10677 руб
Пенсионеры - 6466 руб
Дети - 8124 руб

2012 год. III квартал

В средн. на душу населения - 9719
Трудоспособное население - 10973
Пенсионеры - 6721
Дети - 8382

2012 год. IV квартал

В сред. на душу населения - 9747
Трудоспособное население - 10998
Пенсионеры - 6752
Дети - 8424

2013 год

2013 год. I квартал

В сред. на душу населения- 9850
Трудоспособное население - 11249
Пенсионеры - 6918
Дети - 8559

2013 год. II квартал

В сред. на душу населения - 10874 руб
Трудоспособное население - 12169 руб
Пенсионеры - 8087 руб
Дети - 9828 руб

2013 год. III квартал

В сред. на душу населения - 10632 руб
Трудоспособное население - 11913 руб
Пенсионеры - 7937 руб
Дети - 9477 руб

2013 год. IV квартал

В сред. на душу населения - 10965 руб
Трудоспособное население - 12452 руб
Пенсионеры - 7908 руб
Дети - 9498 руб

2014 год

2014 год. I квартал

В сред. на душу населения - 11861
Трудоспособное население - 13540
Пенсионеры - 8374
Дети - 10265

2014 год. II квартал

В ср. на душу населения - 12145
Трудоспособное население - 13896
Пенсионеры - 8528
Дети - 10443

2014 год. III квартал

В сред. на душу населения- 12171 руб
Трудоспособное население - 13919 руб
Пенсионеры - 8646 руб
Дети - 10316 руб

2014 год. IV квартал

В ср. на душу населения - 12542 руб
Трудоспособное население - 14330 руб
Пенсионеры - 8915 руб
Дети- 10683 руб

2015 год

2015 год. I квартал

В ср. на душу населения - 14300
Трудоспособное население - 16296
Пенсионеры - 10075
Дети - 12561

2015 год. II квартал


Пенсионеры - 10670 руб
Дети - 13080 руб

2015 год. III квартал

В сред. на душу населения - 15141 руб
Трудоспособное население - 17296 руб
Пенсионеры - 10670 руб
Дети -13080 руб

2015 год. IV квартал

В ср. на душу населения - 14413 руб
Трудоспособное население - 16438 руб
Пенсионеры - 10227 руб
Дети - 12437 руб

2016 год

2016 год. I квартал

В сред. на душу населения - 15041 руб
Трудоспособное население - 17130 руб
Пенсионеры - 10623 руб
Дети - 13198 руб

2016 год. II квартал

В сред. на душу населения - 15382 руб
Трудоспособное население - 17561 руб
Пенсионеры - 10883 руб
Дети - 13259 руб

В 2018 году в России ожидается корректировка прожиточного минимума в связи с изменением общей экономической ситуации и прогнозом Банка России по уровню инфляции до 4% к концу года. Расскажем, каким будет прожиточный минимум 2018, как его значение отразится на размере минимальной зарплаты и социальных пособий.

Прожиточный минимум - это стоимостная оценка потребительской корзины, которая включает в себя набор товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и нормальной жизнедеятельности. Уровень прожиточного минимума тесно связан с размером минимальной оплаты труда. Именно на эти два показателя опирается экономика, планируются федеральный и региональные бюджеты.

Прожиточный минимум в России с 1 января 2018 года

Методику расчета прожиточного минимума регулирует Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ. Прожиточный минимум утверждают как в целом по России, так и отдельно по субъектам РФ. Размер минимума устанавливают отдельно для каждой из трех категорий населения (работающих, пенсионеров, детей) и пересматривают каждый квартал.

Сведения о прожиточном минимуме на душу населения и по основным группам населения в целом по России и в субъектах публикуют ежеквартально в официальных изданиях Правительства РФ и исполнительной власти субъектов РФ.

На 1 января 2018 года прожиточный минимум в России, согласно постановлению Правительства РФ от 08.12.17 № 1490 , - это известное по данным на 3 квартал 2017 года значение:

  • на душу населения - 10 328 руб.;
  • для трудоспособного населения - 11 160 руб.;
  • для пенсионеров - 8496 руб.;
  • для детей - 10 181 руб.

Минимум за 4 квартал 2017 года составляет:

  • на душу населения - 9 786 рублей;
  • для трудоспособного населения - 10 573 рубля;
  • для пенсионеров - 8 078 рублей;
  • для детей - 9 603 рубля.

По сравнению с 3 кварталом 2017 года прожиточный минимум снизился на 4,9-5,7%. Снижение в Минтруде объясняют уменьшением стоимости отдельных компонентов потребительской корзины.

Первые данные о прожиточном минимуме в 2018 году (за 1 квартал) опубликуют в мае-июне. Как правило, Правительство РФ утверждает минимум за 1 квартал года к концу первого полугодия. Показатель может отклониться, как в большую, так и меньшую сторону. В любом случае расхождения будут незначительными.

Сроки утверждения прожиточного минимума в России в 2018 году

Сумма прожиточного минимума на 2018 год

На 1 июня 2018 года сумма прожиточного минимума на душу населения в целом по России - 9 786 руб., для трудоспособного населения - 10 573 руб., для детей - 9 603 руб., для пенсионеров - 8 078 руб. А в регионах значения другие.

Власти регионов считают прожиточный минимум не только из стандартных значений, но и обязаны учитывать местные особенности и нужды граждан субъекта (постановление Правительства РФ от 29.01.13 № 56). При этом стандартный пакет продуктов включает в себя такие товары, как молоко, хлеб, мука, картофель и т.д. Всего в корзину входят 11 продуктов. Это и есть тот минимум, который, по мнению чиновников, является достаточным для поддержания жизни и здоровья граждан.

В сравнении суммы для той или иной социально-демографической группы (трудоспособного населения, пенсионеров и детей) разные. Меньше всего потребление продуктов рассчитано для пенсионеров, затем для детей и работающих. Как правило, самый высокий прожиточный минимум установлен для трудоспособного населения, чуть ниже - для детей, еще меньше - для пенсионеров. Но конкретные значения в каждом регионе свои. Показатели рассчитывают в процентах от стоимости корзины продуктов - от 45 до 60% и учитывают климатические особенности регионов (см. таблицу ниже).

Статьи по теме:

Прожиточный минимум в 2018 году по регионам России: таблица

Какой прожиточный минимум на 2018 год установили в регионах? Порядок пересмотра минимума в субъектах РФ такой же, как и в целом по России. Величину прожиточного минимума за 1 квартал каждый регион утвердит уже в новом году. Сейчас уже известны данные на 4 квартал прошлого года. Например, с 2018 года в Москве действует величина прожиточного минимума за 4 квартал 2017 года, утвержденная постановлением Правительства г. Москвы от 13.03.18 № 176-ПП. В 2018 году минимум за 1 квартал 2018 года будет утвержден в мае-июне.

Каждый регион устанавливает свой собственный минимум, ориентируясь на уровень инфляции (см. таблицу). В таблице указаны последние данные за 4 квартал 2017 года. Как только установят минимумы на 1 квартал 2018 года, мы опубликуем свежие цифры. Следите за изменениями.

Какой в России прожиточный минимум в 2018 году

Регион На душу населения Для трудоспособного населения Для пенсионеров Для детей Постановление Правительства
4 кв. 4 кв. 4 кв. 4 кв.
Адыгея 8579 9168 7058 8618 № 26 от 26.02.18
Республика Алтай 9405 9797 7874 10107 № 20 от 26.01.18
Алтайский край 8657 9196 7009 8950 №208 от 14.06.18
Амурская область 11203 11861 9056 11749 №87 от 16.04.18
Архангельская область 11380 12361 9480 11142 № 30-пп от 30.01.18
Астраханская область 9040 9525 7320 9710 № 25-П от 30.01.18
Республика Башкортостан 8318 8850 6810 8288 №133 от 04.04.18

Белгородская область

8281 8914 6911 8068 № 71-пп от 13.03.18

Брянская область

9279 9943 7714 9132 № 36-п от 12.02.18
Республика Бурятия 9563 9942 7574 9977 № 75 от 14.02.18

Владимирская область

9104 9898 7681 9047 № 110 от 22.02.18
Волгоградская область 8720 9357 7100 8820 № 70-п от 12.02.18
Вологодская область 10234 11059 8466 10002 № 154 от 19.02.18

Воронежская область

8034 8700 6751 7846 № 74 от 31.01.18
Еврейская автономная область 12160,70 12858,20 9734,11 12881,27 № 29-ОД от 18.01.18
Республика Дагестан 9239 9516 7295 9359 № 31 от 12.04.18
Забайкальский край 10590,23 11039,72 8400,36 11045,38 № 75 от 21.02.18

Ивановская область

9488 10289 7952 9394 № 7-уг от 19.01.18
Республика Ингушетия 9111 9370 7180 9377 № 42 от 14.02.18
Иркутская область 9825 10413 7921 10030 № 46-пп от 30.01.18
Кабардино-Балкарская Республика 10140 10553 8019 10707 № 30-ПП от 02.03.18
Калининградская область 10343 11094 8496 9948 № 137 от 14.03.18
Республика Калмыкия 8551 8954 6886 8611 № 40 от 20.02.18
Калужская область 9601 10327 8010 9399 № 70 от 02.02.18
Камчатский край 19220 20093 15199 20729 № 25-П от 23.01.18
Карачаево-Черкесская Республика 8719 9208 7063 8877 № 52 от 05.03.18
Республика Карелия 12203 13298 10230 11415 № 103-П от 07.03.18
Кемеровская область 8879 9391 7162 9306 № 31 от 06.02.18
Кировская область 9627 10286 7849 9859 № 82-П от 21.02.18
Республика Коми 12539 13420 10235 12614 № 70 от 06.02.18
Краснодарский край 9925 10737 8229 9486 № 105 от 01.02.18
Республика Крым 9126 9765 7522 9614 № 85 от 22.02.18
Курганская область 9220 9831 7646 9705 № 11 от 30.01.18

Курская область

8476 9116 7048 8415 № 35-па от 22.01.18
Ленинградская область 9628 10248 8402 9450 № 44 от 15.02.18

Липецкая область

8313 8962 6964 8422 № 3 от 12.01.18
Магаданская область 17635 18494 13852 18621 № 5-п от 29.01.18
Республика Марий Эл 8742 9319 7167 9011 № 10 от 10.01.18
Республика Мордовия 7824 8410 6452 8045 № 45 от 29.01.18
Москва 15397 17560 10929 13300 № 176-ПП от 13.03.18
Московская область 11365 12581 8535 11097 № 199/12 от 30.03.18
Мурманская область 13787 14374 11487 14144 № 58-ПП от 12.02.18
Ненецкий АО 20622 21664 16800 21703 № 6-п от 26.01.18
Нижегородская область 8739 9388 7229 9009 № 88 от 07.02.18
Новгородская область 9886 10751 8212 9729 № 9-рг от 26.01.18
Новосибирская область 10316 10938 8306 10705 № 12 от 23.01.18
Омская область 8464 8968 6824 8652 №61-п от 14.03.18
Оренбургская область 8234 8716 6759 8405 № 103-п от 28.02.18

Орловская область

8932 9577 7443 8892 № 34 от 26.01.18
Пензенская область 8326 8961 6876 8615 № 72-пП от 14.02.18
Пермский край 10098 10804 8279 10289 № 51-п от 07.02.18
Приморский край 12158 12796 9725 13213 № 39-па от 02.02.18
Псковская область 10184 11050 8429 9962 № 25 от 25.02.18
Ростовская область 9262 9857 7512 9662 № 51 от 08.02.18

Рязанская область

8898 9620 7418 8800 № 12 от 31.01.18
Самарская область 9400 10333 7440 9253 № 76 от 14.02.18
Санкт-Петербург 10791,60 11868,20 8612,20 10403,20 № 177 от 13.03.18
Саратовская область 8222 8834 6793 8424 № 81-П от 19.02.18
Республика Саха (Якутия) 16610 17628 13338 17029 № 74 от 29.03.18
Сахалинская область 13329 13991 10524 14235 № 60 от 20.02.18
Свердловская область 10031 10708 8291 10332 № 59-ПП от 09.02.18
г. Севастополь 9713 10391 7964 10259 № 119-ПП от 22.02.18
Республика Северная Осетия (Алания) 8742 9173 7281 8965 № 48 от 20.02.18

Смоленская область

9664 10376 8035 9470 № 37 от 25.01.18
Ставропольский край 8248 8766 6707 8484 № 39-п от 29.01.18

Тамбовская область

8214 8967 6887 8119 № 62 от 26.01.18
РеспубликаТатарстан 8334 8877 6822 8326 № 45 от 27.01.18
Тверская область 9665,34 10404,72 8035,84 10037,39 № 33-пп от 05.02.18
Томская область 10379 10932 8313 10698 № 30-р от 05.02.18

Тульская область

9065 9732 7760 8888 № 37 от 29.01.18
Республика Тыва 9342 9614 7360 9875 № 80 от 05.03.18
Тюменская область 10197 10774 8193 10390 № 20-п от 30.01.18
Удмуртская Республика 8453 8943 6881 8553 № 39 от 10.02.18
Ульяновская область 9062 9732 7457 9202 № 115-П от 14.03.18
Хабаровский край 12954 13807 10492 13452 № 18 от 22.03.18
Республика Хакасия 9133 9625 7358 9612 № 64 от 19.02.18
Ханты-Мансийский АО (Югра) 14135 15261 11588 13929 № 12-п от 26.01.18
Челябинская область 8962 9581 7415 9258 № 29 от 07.02.18
Чеченская Республика 9995 10299 8424 9957 № 42 от 19.03.18
Чувашская Республика 8236 8719 6716 8365 № 41 от 14.02.18
Чукотский АО 20149 20600 15456 21201 № 16 от 23.01.18
Ямало-Ненецкий АО 15946 16569 12525 15735 № 110-П от 12.02.18
Ярославская область 8994 9841 7322 9042 № 9 от 19.01.18

На что влияет прожиточный минимум в 2018 году

Величина прожиточного минимума 2018 года, безусловно, влияет на расчет многих выплат. К примеру, на размер стипендий, пенсий и др. Но это влияет и на количество зарплатных ревизий (письмо ФНС России от 25.07.17 № ЕД-4-15/14490@).

Контролеры, как и прежде, интересуются зарплатами в конвертах. Они сравнивают доходы сотрудников с МРОТ и прожиточным минимумом и, если есть отклонения, подозревают схемы. Первоочередно инспекторы будут проверять те организации, где сотрудники сами жалуются на работодателей.

Безопаснее платить подчиненным не меньше МРОТ. А поскольку чиновники уравняли МРОТ с прожиточным минимумом, то лучше уже сейчас пересмотреть окладную часть низкооплачиваемым сотрудникам.

В 2018 году МРОТ равен 11163 рубля. Пересмотрите зарплаты так, чтобы у контролеров не возникло претензий. Иначе они могут доначислить НДФЛ и оштрафовать компанию. Также компанией заинтересуются в трудовой инспекции: за зарплаты ниже МРОТ штрафуют до 50 тыс. рублей (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ).

В 2018 году продолжится повышение прожиточного минимума в России, что отразится на величине социальных пособий. Кроме того, власти намерены в течение нескольких лет повысить МРОТ до прожиточного минимума. При этом региональные власти сохранят право корректировать данные параметры с учетом местных особенностей.

Величина прожиточного минимума зависит от стоимости потребительской корзины, состав которой определяется на правительственном уровне. Данный показатель позволяет сделать сравнительную оценку качества жизни граждан. Кроме того, прожиточный минимум влияет на сумму социальных пособий, которые получают наименее защищенные категории населения.

Власти периодически индексируют размер прожиточного минимума, учитывая показатель инфляции. При этом правительство использует дифференцированный подход для различных категорий граждан. В начале 2017 года величина прожиточного минимума составляла соответственно:

  • трудоспособные – 10701 руб.;
  • дети – 9756 руб.;
  • на душу населения – 9909 руб.;
  • пенсионеры – 8178 руб.

С учетом фактического роста цен, представители Минтруда инициировали повышение размера прожиточного минимума на 5%. Чиновники подчеркивают – подобная мера обусловлена данными Росстата, которые фиксируют рост цен на продукты питания на 5,3%. Величина прожиточного минимума в 2018 году в России продолжит рост, убеждены эксперты. При этом региональные власти сохранят за собой право устанавливать данный показатель с учетом местных особенностей.

Региональные особенности

Федеральный уровень прожиточного минимума является ориентиром для местных властей. При этом регионы могут использовать собственные ресурсы для повышения данного показателя. Традиционно самый высокий уровень прожиточного минимума зафиксирован в Москве. Во втором квартале 2017 года столичные чиновники установили минимум на душу населения на уровне 16426 руб. Для трудоспособного населения данный показатель превышает рубеж 18700 руб. Кроме того, прожиточный минимум пенсионеров (11600 руб.) практически в полтора раза превышает федеральный уровень. В следующем году власти столицы намерены продолжить повышение прожиточного минимума в рамках уровня инфляции.

В Санкт-Петербурге значение данного показателя значительно отстает от столичного уровня, что сохранится в 2018 году. Прожиточный минимум пенсионера превышает федеральный уровень только на 400 руб. Соответствующее превышение для трудоспособных граждан находится в пределах 1130 руб.

Другие регионы РФ ограничены в финансовых ресурсах и не могут существенно повышать прожиточный минимум. Местные бюджеты не справятся с дополнительной нагрузкой, отмечают эксперты. Экономический кризис продемонстрировал уязвимость отечественной бюджетной системы и вынудил чиновников урезать расходную часть.

Помимо прожиточного минимума, чиновники намерены продолжить повышение МРОТ. Данная мера позволит повысить уровень благосостояния наименее обеспеченных слоев населения.

МРОТ догоняет прожиточный минимум

С 1 января 2018 года МРОТ достигнет 9489 руб., подчеркивают представители Минтруда. Несмотря на отставание данного показателя от прожиточного минимума, чиновники отмечают положительную динамику минимальной оплаты труда. В следующем году МРОТ составит 85% прожиточного минимума, что существенно лучше текущей структуры.

Уже в 2019 году власти намерены уровнять МРОТ и прожиточный минимум, что станет возможным благодаря восстановлению экономики и увеличению бюджетных поступлений. Согласно оценкам чиновников, подобная мера обойдется федеральной казне в 25 млрд руб. Кроме того, расходы региональных бюджетов увеличатся на 56 млрд руб.

Инициатива чиновников связана с приближающимися выборами, считают эксперты. Несмотря на декларируемую борьбу с бедностью, повышение МРОТ практически не повлияет на жизнь рядовых граждан. При этом представителей бизнеса ожидают новые испытания, связанные с дополнительными отчислениями. В первую очередь увеличатся затраты индивидуальных предпринимателей, отчисления которых привязаны к МРОТ.

Повышение МРОТ до 9489 руб. увеличит расходы бизнеса на 43,9 млрд руб., отмечают эксперты. В результате существенно увеличится налоговая нагрузка на малые предприятия, что станет негативным фактором для восстановления экономического роста. Предприниматели еще не полностью оправились после экономического кризиса, испытывая дефицит финансовых ресурсов.

Кроме того, повышение МРОТ приведет к увеличению теневого сектора экономики, что негативно отразится на бюджетных поступлениях. Эксперты считают, что отчисления предпринимателей не должны зависеть от уровня МРОТ. В таком случае представители бизнеса смогут безболезненно адаптироваться к повышению данного показателя.

Масштабы повышения прожиточного минимума в 2018 году будут зависеть от роста инфляции. Несмотря на оптимизм чиновников, эксперты отмечают существующие риски, которые могут привести к чрезмерному росту цен.

Фактор инфляции

Официальные данные правительства и Центробанка свидетельствуют о стремительном замедлении инфляции. Власти рассчитывают снизить индекс инфляции до 4% в среднесрочной перспективе. Однако падение нефтяного рынка и новый этап ослабления рубля могут внести свои коррективы в планы правительства.

Эксперты отмечают уязвимость отечественной валюты перед внешними вызовами. В первую очередь позиции рубля зависят от тенденций нефтяного рынка. Аналитики не исключают новый период волатильности на нефтяном рынке, что отразится на движении валютных котировок.

Девальвация рубля станет дополнительным драйвером роста цен. В результате увеличится стоимость потребительской корзины, что вынудит чиновников увеличить масштабы повышения прожиточного минимума. В таком случае увеличатся расходы федерального и региональных бюджетов.

Смотрите видео о пересмотре потребительской корзины россиян:

Средний прожиточный минимум - величина, имеющая условное значение, которая необходима для того, чтобы рассчитать минимальный бюджет, предполагаемый для поддержания нормального уровня жизни населения. Данный показатель рассчитывается в каждой стране по отдельности и исходит из ежедневных потребностей человека. В совокупности деньги, потраченные на обеспечение, формируют минимальную сумму, которая должна выплачиваться гражданам. Каков средний прожиточный минимум в России?

Что такое прожиточный минимум?

Прожиточный минимум на душу населения представляет собой такую единицу, которая определяет уровень жизни в государстве в целом. Чтобы нормально существовать, необходимо определенное количество продовольственных и непродовольственных товаров. Их цена в сумме и дает данный показатель.

Показатель является достаточно важным для организации социальной политики страны. В Российской Федерации все тонкости процесса расчета и распределения прожиточного минимума закреплены нормативно-правовым актом еще от 1997 года. Это закон № 134, который носит название «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Содержание закона заключается в том, чтобы закрепить то количество денег, которое должно охватить все первоочередные расходы граждан.

Для чего необходим этот показатель?

Прожиточный минимум и стоимость потребительской корзины рассчитываются государственными органами не только для анализа статистики. Эти данные входят в реализацию следующих показателей:

  • оценка качества и уровня жизни граждан России в отдельных регионах;
  • установление величины заработной платы, а также социальных выплат жителям;
  • прогноз и формирование бюджета страны;
  • основания для разработки социальных программ и проектов помощи населению.

Последний пункт заключается в вычленении определенных слоев и категорий населения, которым требуется дополнительная поддержка от государственной власти в виде финансовой помощи. Последняя имеет несколько видов, в зависимости от цели и назначения. Это могут быть льготы, субсидии и пособия.

После того как был произведен расчет прожиточного минимума, население может оценить свою обеспеченность. В зависимости от того, какую величину государство установит для этого показателя, люди могут определять возможность участия в социальных программах. Зная свои права, человек вполне реально заслуживает на финансовую поддержку. И теперь нужно лишь определиться, в какие службы и структуры обратиться.

Что такое потребительская корзина?

Сколько прожиточный минимум на человека составляет в Российской Федерации? Расчет этого понятия невозможен без еще одного термина - потребительской корзины. Именно её цена ложится в основу установления этого показателя. Потребительская корзина формируется из определенного набора товаров, который, в свою очередь, официально закреплен постановлением Правительства Российской Федерации. Последний раз этот список обновлялся 29 января 2013 года. Следующий раз процедура будет проведена в 2018-м.

После многочисленных обсуждений был выпущен Указ № 56, который и определил действующие неотъемлемые элементы человеческой жизнедеятельности. К ним относится список самых необходимых продуктов питания и непродовольственных товаров. Отдельное место отведено и сфере услуг. Государство учло и тот факт, что каждый гражданин должен делать определенные отчисления в бюджет и оплачивать налоговые сборы. Корзина может иметь разную стоимость для каждого человека. Это определяется социально-демографической группой, к которой гражданин относится.

Что входит в состав продовольственной корзины?

Прожиточный минимум 2016 года во многом определен именно набором продовольственных товаров. Нормальный рацион питания является залогом здоровья человека, то есть и нации в целом. Государство считает, что человеку необходимо питаться следующими продуктами:

  • зерновые товары (мука, макаронные и хлебобулочные изделия, крупы и бобовые);
  • овощные культуры (среди них особое место отводят картофелю, огурцам, помидорам и капусте);
  • фрукты;
  • кондитерские изделия;
  • белковые продукты (различные по происхождению виды мяса, рыба, молоко, кисломолочные продукты, яйца);
  • подсолнечное и сливочное масло;
  • вкусовые товары (к таковым относятся чай и специи).

Что подразумевает непродовольственная часть потребительской корзины?

Конечно, прожиточный минимум 2016 года не мог обойтись без проышленных товаров. Эту часть потребительской корзины по большей части занимают текстильные товары. Первую категорию составляет одежда. Каждый житель России должен быть обеспечен теплыми вещами, легкими летними, а также чулочно-носочными изделиями и галантереей. В корзину закладывается также стоимость обуви. Отдельно выделяют канцелярию и хозяйственные товары. Граждан обеспечивают средствами личной гигиены. Невозможно представить непродовольственную категорию и без лекарственных препаратов.

Какие предложения сферы услуг оплачивает корзина?

Отдельные категории сферы услуг также оплачивает прожиточный минимум. На семью отводится оплата мероприятий развлекательного и культурно-массового характера, а также проезд во всех видах транспорта. Этой частью потребительской корзины учитывается и оплата гражданами Российской Федерации коммунальных услуг. Подразумевается, что человек использует полный перечень, состоящий из квартплаты, отопления, электроэнергии, газа, воды (холодной и горячей) и канализации.

То есть именно эти элементы должны присутствовать в ежедневном обиходе всех людей. Стоимость потребительской корзины варьируется в зависимости от того, на кого она рассчитана - на детей, граждан трудоспособного или преклонного возраста.

Как ведется расчет данного показателя?

Средний прожиточный минимум рассчитывается в несколько этапов:

  1. Определение объема потребляемых товаров, составление потребительской корзины.
  2. Вычисление той доли, которая необходима человеку в течение одного календарного месяца.
  3. Умножение числа, полученного на предыдущей стадии, на среднестатистическую стоимость данной продукции.
  4. Обобщение данных.

Из этой последовательной линии видно, что прогнозирование данной величины не даст точных результатов. Поэтому для более внимательного и точного подсчета подобное число выводят раз в три месяца.

Помимо стоимостной оценки потребительской корзины за основу, определяющую средний прожиточный минимум, берутся текущие значения инфляции, уровень цен в стране, а также размер налоговых сборов и отчислений в бюджет государства.

Кто занимается установлением данного показателя?

Из-за сложностей в географическом расположении Российской Федерации устанавливается прожиточный минимум по областям отдельно. Эта величина варьируется, хоть и не значительно. Ведь в каждом уголке такого большого государства совершенно разные потребности. Свою лепту в расчет вносят несколько групп факторов. К ним можно отнести:

  • климатическую зону;
  • экологическую ситуацию региона;
  • ценовые линии.

Для более точного формирования прожиточного минимума в каждой части России существует комиссия, которая занимается подсчетом. Так как этот показатель пересматривается раз в пятилетку, то и созываются представители различных служб именно в такой срок. К ним относятся люди, предоставляющие данные от Министерства труда, служб социальной защиты и статистических организаций.

После сбора необходимых сведений работа комиссии направлена на их анализ и подсчет. Именно эти люди определяют те важные факторы жизни человека, без которых он не сможет поддерживать нормальный уровень жизни. То есть человек должен нормально питаться, не болеть, быть защищенным и развиваться.

По окончании работы комиссия должна выделить три числа, которые характеризуют стоимость потребительской корзины для трех социально-демографических групп. Когда каждый регион высчитал свои значения, то формируется средний прожиточный минимум по всей территории Российской Федерации. Это число - лишь обобщенный экономический ориентир, который из квартала в квартал может уменьшаться или увеличиваться. В основном это зависит от появления сезонных товаров и событий, происходящих в течение года.

Как самостоятельно рассчитать прожиточный минимум?

Чтобы понимать, стоит ли обращаться в организации социальной защиты населения и рассчитывать ли на финансовую поддержку со стороны государства, необходимо знать, как самостоятельно определить величину прожиточного минимума. Это поможет определить уровень достатка в семье и понять, к какой социально-демографической категории можно себя отнести.

Для этого необходимо в первую очередь разбить свою семью на три категории. В первую войдут дети, во вторую - трудоспособные лица, а в третью - члены семьи преклонного возраста. После в каждой категории нужно подбить итог, то есть количество людей каждой группы. Следующим шагом является умножение каждого значения, полученного на предыдущей стадии, на величину прожиточного уровня региона проживания. Отдельно выносятся данные показатели для жителей Москвы и Северной столицы - Санкт-Петербурга.

Средний прожиточный минимум в Москве больше, чем в остальных регионах России, и составляет 15 092 рубля. Это число является обобщенным показателем из данной величины на трудоспособных жителей (17 219), детей (12 989) и пенсионеров (10 715).

Средний прожиточный минимум в Петербурге равен 10 526 рублям. Он объединяет в себе значение показателя на трудоспособных ленинградцев (11 568), детей (10 144) и жителей преклонного возраста (8419).

Не всегда представители одновременно из трех категорий входят в состав семьи. Если какой-то нет в качестве члена ячейки общества, то она просто опускается в расчетах. Формула для определения общего бюджета состоит из суммы доходов всей семьи, разделенной на количество человек. В том случае, если эта величина ниже значения прожиточного минимума на душу населения, установленного местными властями, то это дает право на получение статуса малоимущей семьи.

В чем заключается помощь от государства?

В том случае, если у отдельных членов семьи нет возможности трудоустроиться или финансовое состояние не дотягивает до установленного государством определенного уровня, эти люди имеют право на получение пособия. Доплата до прожиточного минимума может быть различной.

Специальные службы на основании предоставленных документов, которые подтверждены справками о доходах мужа, жены, детей, нетрудоспособных и недееспособных членов, выносят свой вердикт. Калькулируют следующие виды финансовых выплат:

  • стипендия;
  • пенсия;
  • пособия;
  • компенсация;
  • помощь на обучение;
  • все виды вознаграждений;
  • пособия по безработице;
  • алименты;
  • доход от сдачи жилья в аренду;
  • выплаты за причиненный вред здоровью предприятием;
  • заработная плата;
  • прибыль, полученная от продажи жилья и недвижимости.

Чтобы обратиться с заявлением о предоставлении статуса малоимущей семьи необходимо прийти на прием в соответствующие органы, в компетенции которых находится проведение данной процедуры. Преимущественно этим занимается служба труда и социальной защиты населения.

На первоочередное получение доплат претендуют лица пенсионного возраста, нетрудоспособные граждане, малообеспеченные или многодетные семьи, нетрудоустроенные, студенты. На финансовую помощь могут рассчитывать и трудоспособные жители России только при определенных условиях.

Чтобы проконтролировать соблюдение собственных прав и не допустить их нарушения, необходимо подстраховываться и самостоятельно выполнять расчеты.

У лиц преклонного возраста чаще всего, кроме пенсии, нет других источников дохода. Но, к примеру, единовременная выплата государством в расчете не учитывается. Сама калькуляция ведется в зависимости не от региона фактического места жительства, а от прописки.

Процесс оформления доплат трудоспособному населению является стандартным. Однако государство не всегда обязано это делать. Поэтому, чтобы исключить недопонимание, необходимо внимательно изучить законодательную базу.

Для инвалидов особенностью процедуры является набор специфических документов, включающих в себя медицинские справки, заключения различных специалистов, историю болезни и так далее.

Под категорию безработных подпадают не все, а лишь определенные группы граждан. Например, это женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, которые ранее работали на ликвидированных предприятиях. Также безработными официально считаются лица, состоящие на учете на бирже труда.

Получать доплаты имеют право только те студенты, которые учатся на дневной форме. Вся процедура оформления проходит через деканат.

Прожиточный минимум (ПМ) – минимальный размер ежемесячного дохода человека, необходимый для удовлетворения его физиологических, социальных и культурных потребностей. Данная величина используется для экономических расчетов, а также является основанием для начисления социальных выплат.

Зачем нужен?

Ежегодно Правительство РФ сравнивает реальные доходы населения с установленным прожиточным минимумом. Лица, чей заработок оказался ниже планки ПМ, находятся за чертой бедности и могут претендовать на получение государственных дотаций.

Также прожиточный минимум используют в следующих случаях:

В соответствии с законодательной базой РФ ежемесячный доход взрослого населения страны не может быть ниже установленного минимума. В связи с этим на основании ПМ формируются следующие выплаты:

  • социальные доплаты к пенсии – регулярные государственные дотации, покрывающие разницу между реальной пенсией и прожиточным минимумом;
  • детские пособия ежемесячные выплаты несовершеннолетним в случаях, когда доход их семьи не достигает уровня ПМ;
  • пособия малоимущим – доплаты к основному доходу до уровня ПМ;
  • субсидии на услуги ЖКХ;
  • пособие на рождение ребенка молодым семьям;
  • единовременная выплата на возмещение расходов по усыновлению;
  • ежемесячная дотация одиноким матерям в связи с ростом цен;
  • компенсации для лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

ПМ также позволяет выявить граждан, имеющих право на следующие виды помощи:

  • повышенная стипендия малоимущим студентам;
  • очередь на улучшение условий проживания;
  • бесплатная юридическая консультация.

При изменении величины ПМ перерасчет субсидий производится автоматически. От получателя не требуются какие-либо документы, либо подтверждение согласия.

От чего зависит?


Прожиточный минимум – это стоимость потребительской корзины. В связи с эти на величину ПМ влияют:

  • состав потребительской корзины;
  • текущие цены на продукты питания, услуги ЖКХ, проезд на общественном транспорте;
  • индексация роста цен;
  • статистические данные о размерах обязательных платежей и сборов.

В свою очередь потребительская корзина состоит из 3 разделов:

  • продукты питания (хлебные изделия, сахар, мясо, рыба, молоко, жиры, фрукты, овощи картофель, специи и напитки);
  • непродовольственные товары (предметы первой необходимости, лекарства, одежда, канцелярия);
  • услуги (ЖКХ, транспортные, культурные).
  • Последний пересмотр потребительской корзины был проведен в 2013 году, следующий назначен на вторую половину 2018 года.

Для каких категорий граждан рассчитывается?

Для каждой из перечисленных ниже категорий ПМ рассчитывается в индивидуальном порядке:

  • несовершеннолетние дети до 16 лет;
  • работоспособные граждане в возрасте от 16 до 54 лет (женщины), либо 59 лет (мужчины), а также инвалиды I и II групп;
  • пенсионеры.

Величина прожиточного минимума также зависит от региона проживания.

Размер прожиточного минимума в Москве в 2018 году

Величина ПМ в Москве в 2018 году утверждена постановлением Правительства № 176 ПП и составляет:

  • на душу населения – 15 786 рублей;
  • для людей трудоспособного возраста – 17 990 рублей;
  • для инвалидов I и II групп – 17 560 рублей;
  • для пенсионеров – 11 570 рублей;
  • для несовершеннолетних – 13 787 рублей.

В отношении пенсионеров, зарегистрированных в столице более 10 лет, действует особая программа финансирования. Их уровень дохода не должен опускаться ниже 17 500 рублей.

Прожиточный минимум на семью

Прожиточный минимум на семью рассчитывается на основании ПМ каждого из ее членов. Усредненный доход на человека называется среднедушевым. При его определении учитываются такие доходы, как:

При расчете общего семейного дохода не учитываются:

  • доходы совершеннолетних детей, проживающих на отдельной территории;
  • заработок родителей, лишенных родительских прав;
  • доходы детей, состоящих на государственном обеспечении;
  • заработок родителя, состоящего на военной службе/переподготовке/обучении;
  • доход родителя, находящегося в исправительных учреждениях.

Расчет среднедушевого дохода производится по формуле:

СД=Д/КМ/Ч , где:

  • СД – среднедушевой доход;
  • Д – общий семейный доход;
  • КМ – 3 месяца расчета;
  • Ч – число членов семьи.

Если в ходе расчетов будет установлено, что ежемесячный доход членов семьи ниже прожиточного минимума, граждане имеют право на получение дотаций.

Какие нужны документы для оформления дотаций?

Заявления на государственные дотации принимаются в органах социальной защиты. При себе заявитель должен иметь пакет документов, в который войдут:

  • свидетельство о заключении/расторжении брака;
  • заявление с просьбой признания семьи малоимущей;
  • оригинал и копия свидетельства о рождении ребенка (при наличии);
  • удостоверение личности заявителя;
  • выписка из домовой книги о составе семьи.

Сотрудники органов социальной защиты также могут потребовать следующие дополнительные документы:

  • копии трудовых книг работоспособных членов семьи;
  • заключение МСЭ о присвоении инвалидности;
  • справка о доходах.
  • Заявка находится на рассмотрении до 10 рабочих дней. По истечение указанного срока специалисты организации присваивают семье статус малоимущей и оформляют все необходимые дотации.

МРОТ в Москве

МРОТ — фиксированный минимум оплаты труда за определенный промежуток времени. В соответствии с законодательной базой ТК РФ ежемесячная заработная плата работника не может быть ниже установленного МРОТ. Для Москвы его размер в 2018 году остановился на уровне 18 742 рублей.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!