Все для предпринимателя. Информационный портал

Промышленное производство японии. Промышленность японии

В последние десятилетия Япония выступает как одна из ведущих экономических держав, является второй по величине национальной экономической силой в мире. Население Японии составляет примерно 2,3% общемировой численности, но создаёт около 16% валового мирового продукта (ВМП), исчисленного по текущим валютным курсам, и 7,7% по покупательной способности иены. Её экономический потенциал равен 61% американского, но по показателю производства на душу населения она превышает американский уровень. На Японию приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии, её валовый внутренний продукт (ВВП), подсчитанный на базе текущих валютных курсов, в четыре раза превышает ВВП Китая. Она достигла высокого технического совершенства, особенно в отдельных направлениях передовых технологий. Нынешние позиции Японии в Мировом хозяйстве - результат её экономического развития во второй половине прошлого столетия. В 1938 г. на её долю приходилось всего 3% ВМП.

В Японии развиты чёреная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и пищевая промышленность. Хотя Япония является крупнейшим импортёром сырья для большинства этих отраслей, тем не менее по выпуску продукции многих отраслей страна часто занимает 1-2 место в мире. Причём промышленность концентрируется в основном в пределах Тихоокеанского промышленного пояса (на 13% территории страны выпускается почти 80% промышленной продукции).

Промышленность Японии сначала развивалась в основном по эволюционному пути. На импортном сырье практически заново были созданы такие базовые отрасли, как энергетика, металлургия, автомобиле- и судостроение, химическая и нефтехимическая, строительная промышленность. После энергетического и сырьевого кризисов середины 70-х годов в промышленности стал преобладать революционный путь развития. Страна начала всё больше ограничивать рост энергоёмких и металлоёмких производств, зависящих от импорта топлива и сырья и ориентироваться на новейшие наукоёмкие отрасли. Она стала лидером в области электроники, биотехники, приступила к использованию нетрадиционных источников энергии.

I. Металлургия потерпела за последнее время сильные изменения. Вместо множества устаревших заводов построены мощные комбинаты, оснащённые новейшей техникой. Не располагая в достаточной мере своей сырьевой базой, Япония ориентируется на импорт железной руды и коксующих углей. Крупными поставщиками железной руды были и остаются Малайзия и Канада. Основные поставщики угля - США, Австралия; в меньшей степени - Индия и Канада. По производству рафинированной меди Япония занимает второе место в мире, после США. Месторождения полиметаллических руд составляют базу для развития производства цинка и свинца.

II. Энергетика Японии ориентируется преимущественно на импортное сырьё (в основном нефть и нефтепродукты). Импорт нефти составляет более 200 млн. тонн (собственная добыча 0,5 млн. тонн на 1997 год). Сокращается в потреблении доля угля, растёт в потреблении доля природного газа (импортируется в сниженном виде). Растёт роль гидроэнергетики и атомной энергии. Япония располагает мощной электроэнергетикой. Свыше 60% мощностей приходится на ТЭС (наиболее крупные по 4 млн. кВт). С середины 60-х годов сооружается АЭС. В настоящее время работает свыше 20 АЭС на импортном сырье (более 40 энергоблоков). Они дают около 30% электроэнергии. В стране построены самые мощные АЭС в мире (в том числе Фукусима - 10 энергоблоков).

III. Судостроение Японии очень разнообразно: со стапелей судоверфей Иокогамы, Осаки, Кобе, Нагасаки и многих других судостроительных центров сходят крупнейшие в мире супертанкеры и другие суда. Судостроение специализируется на строительстве крупнотоннажных танкеров и сухогрузов. Общий тоннаж построенных в Японии судов составляет 40% мирового тоннажа. По судостроению страна прочно занимает первое место в мире (2 место - Республика Корея). Судостроительные и судоремонтные предприятия размещены по всей стране. Главные центры находятся в крупнейших портах (Иокогама, Нагасаки).

IV. Производство цветных металлов является материало- и энергоёмкими. Относятся к “экологически грязным” отраслям промышленности, поэтому проведена существенная реорганизация отрасли. Только за последнее десятилетие выплавка цветных металлов сократилась в 20 раз. Передельные же заводы размещены практически во всех крупных промышленных центрах.

V. Машиностроение Японии включает в себя множество отраслей (судостроение, автомобилестроение, общее машиностроение, приборостроение, радиоэлектроника, авиационно-космическая промышленность). Действует ряд крупных заводов тяжёлого машиностроения, станкостроения, производство оборудования для лёгкой и пищевой промышленности. Но главными отраслями стали электроника, радиопромышленность и транспортное машиностроение.

  • 1) По выпуску автомобилей (13 млн. штук в год) в последние годы Япония также занимает первое место в мире (продукция отрасли составляет 20% японского экспорта). Важнейшие центры отрасли - Тойота (район Нагасаки), Иокогама, Хиросима.
  • 2) Основные предприятия общего машиностроения расположены в пределах Тихоокеанского промышленного пояса: в Токийском районе - сложное станкостроение, промышленные роботы; в Осакском - металлоёмкое оборудование (около центров чёрной металлургии); в Нагойском районе - станкостроение, производство оборудования для других отраслей промышленности.
  • 3) Предприятия радиоэлектронной и электротехнической промышленности ориентируются на центры с квалификационной рабочей силой, с хорошо развитой транспортной системой, с развитой научно-технической базой. На долю Японии в начале 90-х годов приходилось свыше 60% производства промышленных роботов, ? станков с ЧПУ и продуктов чистой керамики, от 60 до 90% производства отдельных типов микропроцессоров в мире. Япония сохраняет лидирующие позиции в производстве бытовой электроники и электронной аппаратуры. Удельный вес страны в мировом выпуске цветных телевизоров (с учётом производства на зарубежных предприятиях японских компаний составляет более 60%, видеомагнитофонов - 90%, и др.). На продукцию наукоёмких отраслей приходится около 15% всего объёма промышленного производства Японии. А в целом, на продукцию машиностроения - около 40%.
  • 4) Предприятия нефтеперерабатывающей, а также химической промышленности тяготеют к основным центрам Тихоокеанского промышленного пояса - в токийской агломерации аланского промышленного пояса. В токийской агломерации (Кавасаки, Тиба, Иокогама), в районе Осаки и Нагои предприятия используют привозное сырьё. По уровню развития химической промышленности Япония занимает одно из первых мест в мире.
  • 5) В Японии также развита целлюлозно-бумажня промышленность.
  • 6) Сохраняет не мало важное значение отрасли лёгкой и пищевой промышленности. Однако растёт конкуренция со стороны развивающихся стран по многим видам трудоёмких производств лёгкой промышленности (за счёт дешевизны рабочей силы в других странах).

Ещё одна важная традиционная отрасль японской промышленности - рыболовство. По улову рыбы Япония занимает одно из первых мест в мире. В стране более 3 тыс. рыболовных портов. Богатая и разнообразная фауна прибрежных морей способствовало развитию не только рыболовства, но и мари-культуры. Рыба и морепродукты занимают очень большое место в пищевом рационе японцев. Развит также и жемчужный промысел.

Очень важная особенность промышленности Японии - её исключительно сильная втянутость в международные экономические связи.

Экономика Японии: наиболее полный и подробный анализ

Японская экономика входит в пятерку крупнейших экономик мира. А по уровню благосостояния она значительно обгоняет Китай, занимая положение между ведущими европейскими странами. Однако ее доля в мировом ВВП неуклонно снижается. Финансовая система испытывает серьезные трудности. А возможностей для роста практически нет. В данной статье будет рассказано о состоянии японской экономики, об истории формирования ее современной структуры и о тех проблемах, которые препятствуют дальнейшему развитию.

Структура экономики. История ее формирования

Экономика Японии получила мощный толчок для роста во второй половине XX века. После окончания войны государство фактически оказалось под протекторатом США. Америка уже несколько десятилетий диктует Стране восходящего солнца свою политическую волю. Но взамен этого ей были предоставлены западные технологии – особенно в автомобилестроении и микроэлектронике. Япония смогла очень умело распорядиться этим ресурсом. И за 20 лет превратилась в одного из крупнейших экспортеров высокотехнологической продукции.

В первые годы после войны страна занимается активным импортом технологий и знаний. Идет выстраивание эффективной системы НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), перенимается иностранный опыт. Можно сказать, что американцы учили японцев создавать первых роботов и различную технику для гражданских целей. Однако через некоторое время Япония уже сама начинает экспортировать как робототехнику, так и видеомагнитофоны, телевизоры, фотоаппараты, холодильники и другую аппаратуру. Причем вся продукция – отличного качества. Страна постепенно завоевывает все больше рынков сбыта.

Добиться таких результатов удалось за счет дешевой рабочей силы. А также благодаря выстраиванию особой модели бизнеса, которая впоследствии сыграет с экономикой злую шутку.

В Японии сформировалась особая форма государственного капитализма с наличием олигопольных игроков. Правительство активно поддерживало крупные компании, которые занимались экспортом продукции. Именно экспортная ориентированность стала главной идеей национальной экономики.

Олигопольная структура рынка была характерна для Японии еще в 19 веке. Она осталась таковой и после оккупации США в середине 20 в. Но ключевую роль стали занимать не семейные кланы, а крупные финансово-промышленные конгломераты, сформированные на основе партнерских отношений.

Такая модель поначалу давала очень хорошие результаты и способствовала развитию. Государство активно поддерживало большие корпорации, ориентированные на экспорт. Стимулировало их, предоставляло различные дотации и защиту.

В 60-70-80-ые годы Япония становится одним из крупнейших производителей микроэлектроники, бытовой техники, аппаратуры, автомобилей, а также морских судов. Товары из островного государства отличаются качеством и не очень дороги.

В 70-80-ые, как и в США, и в странах Западной Европы, в Японии начинается переход от индустриальной экономики к постиндустриальной. Активно развивается сектор услуг. Быстрыми темпами разрастается финансовый сегмент. Рынок ипотеки переживает настоящий бум. На фондовой бирже котировки также постоянно стремятся вверх. Пик роста приходится на 85-90-ые годы. Японию называют страной экономического чуда.

Однако стремительный рост приводит к надуванию больших пузырей. Эти пузыри формируются как в реальной экономике, так и в финансовой сфере. Особой проблемой становится ипотечный сегмент. Начинается кризис перепроизводства. В то же время с ростом благосостояния рабочая сила дорожает. Это повышает себестоимость производимых товаров. Ситуация сильно обостряется из-за олигопольной структуры экономики.

Усиление больших корпораций, поддерживаемых государством, способствует ослаблению конкуренции. Мелким компаниям становится пробиться крайне тяжело. Зато крупным конгломератам предоставляются особые привилегии, а на их ошибки закрывают глаза. Это снижает эффективность производства. Появляются так называемые зомби-компании – которые существуют только за счет господдержки и не способны выживать на свободном рынке. Игнорирование проблем наблюдается и в финансовом сегменте. Крупные пакеты акций запрещено продавать. Рост котировок на бирже происходит во многом за счет того, что корпорации перепродают ценные бумаги друг другу.

Пузыри в японской экономике лопаются в 90-ые годы. Все проблемы, которые ранее скрывались – выходят на поверхность. Крупные компании оказываются неэффективными. Перенасыщенный рынок недвижимости начинает падать. Происходит обвал фондовых индексов на бирже. Далее кризис сменяется стагнацией, которая затягивается на 10 лет. Эксперты говорят о потерянном десятилетии.

В 2000-ые годы ситуация слегка выправляется. Но грянувший в 2008 г. глобальный кризис окончательно добивает экономику Японии. Наблюдается падение ВВП на 10-15% (сравнимо с ростом в 60-80-ые годы).

Вторым ударом становится разрушительное цунами в 2011 году, которое прерывает восстановительный рост 2010-го.

На данный момент японская экономика по-прежнему остается одной из самых развитых. Промышленный сектор занимает 23%. Финансовые услуги – 18%. На здравоохранение, образование и социальную систему приходится 30%. Торговля, связь, ресторанный и гостиничный бизнес – 20%. Сельское хозяйство – 1,5%. Страна в полной мере является постиндустриальной. Накопив жир в благоприятные годы стремительного роста, государство постепенно расходует те ресурсы, которые у него остались. В Японии крайне развита инфраструктура (дороги одни из самых лучших). Уровень жизни достаточно высокий.

Промышленность до сих пор выпускает качественную бытовую технику, автомобили, морские суда различного назначения. Микроэлектроника и цифровая аппаратура – отличного качества. Хорошая научная база помогает вести исследования и новые разработки. Большое внимание уделяется роботостроению (создаются автономные прямоходящие роботы). Однако в целом дальнейшее развитие находится под вопросом. Страна восходящего солнца теряет свою долю в мировом ВВП. Ее продукция оказывается менее конкурентоспособной из-за высокой себестоимости. Точки роста практически отсутствуют. При этом имеется ряд серьезных долгосрочных проблем. Первая – огромный государственный долг, который превышает ВВП страны в 2,5 раза (250%). Правда, этот долг почти весь внутренний.

В отличие от США, у которых треть долга принадлежит иностранцам, в Японии 95% займов распределено между самими гражданами. Значительная часть находится в руках крупных компаний. Это дает правительству пространство для маневров. Однако величина долга все равно представляет угрозу и давит на бюджет. Вторая проблема Японии – в сфере демографии. Количество стариков из-за продолжительности жизни слишком большое по сравнению с трудоспособным населением. Все это делает дальнейшее развитие страны довольно сложным. Правительство пытается решить проблему высокой себестоимости продукции за счет обесценивания валюты. Но пока результаты очень скромные. Зато госдолг продолжает расти.

Импорт и экспорт

Территория Японии бедна полезными ископаемыми. Поэтому основной статьей импорта является сырье. Особенно это касается энергоресурсов. Практически весь объем потребляемых углеводородов ввозится из других стран. При этом половина нефти поставляется с Ближнего Востока. А газ – из Малайзии, Австралии, Индонезии. Также ввозится уголь – из Австралии, Индонезии и Китая. Топливо составляет около 40% всего импорта страны. Причем его закупка осуществляется по довольно высоким ценам. Другой важной статьей импорта являются металлы и металлопрокатные изделия. Все это делает государство зависимым от поставок сырьевых товаров. Особым фактором риска здесь можно назвать ввоз нефти из нестабильного ближневосточного региона. Чтобы решить данную проблему, Япония долгое время строила атомные станции, доведя их долю в энергобалансе страны до 10%. Но авария на Фукусиме в 2011 г. затормозила этот процесс.

Второй по объему (после сырья) категорией импорта является компьютерная техника, простые микросхемы и различное оборудование.

Также ввоз продуктов питания превышает объем продаж за рубеж.

Главная статья экспорта Страны восходящего солнца – машины и различные комплектующие к ним. Причем японские автомобили славятся своим качеством и долговечностью. Данная отрасль до 90-ых годов была крайне конкурентоспособной, что приводило к торговым конфликтам с Америкой. И поскольку страна политически зависит от Америки, то разрешение конфликтов часто происходило не в пользу Японии.

Большую долю экспорта занимает и различное высокотехнологичное оборудование (помимо машин), бытовая техника, оргтехника, сложные микросхемы и компьютеры.

Металлургическая промышленность и химическая промышленность также поставляют много продукции на внешние рынки – в том числе металлопрокат и готовые нефтепродукты.

Японию можно назвать экономикой высоких переделов. То есть страна закупает сырье и производит из него много продукции с высокой добавленной стоимостью.

Основные торговые партнеры Японии: Китай (19% японского экспорта и 22% импорта), США (18% экспорта и 9% импорта), Южная Корея (8% экспорта и 5% импорта), Австралия (2% экспорта и 6% импорта), Саудовская Аравия (1% экспорта и 6% импорта), а также страны Евросоюза (особенно Германия) и Ближнего Востока.

Сильные и слабые стороны

Сильные стороны:

  • высокий уровень технологического развития;
  • экспорт качественной высокотехнологической продукции по всему миру;
  • высокий уровень благосостояния, большой запас прочности;
  • государственный долг в руках резидентов.

Слабые стороны:

  • высокая оплата труда и дефляция иены лишают продукцию конкурентного преимущества;
  • перенасыщенность внутреннего рынка потребления и кредитования, нет точек роста;
  • высокая зависимость от импорта сырья, зависимость импорта нефти от нестабильного региона Ближнего Востока;
  • огромный государственный долг по отношению к ВВП;
  • стареющее население.

Состояние на текущий момент

Экономика Японии сейчас находится в своеобразном тупике. Как уже было отмечено, она обладает большим запасом прочности и имеет высокий уровень развития. Однако рост ВВП практически отсутствует. Доля японской экономики в мире сокращается. Производимая продукция испытывает все большую конкуренцию со стороны Европы, США и особенно Китая. Товары оказываются дорогими из-за высоких зарплат работников.

Чтобы снизить себестоимость выпускаемой продукции, правительство обесценивает национальную валюту. В систему вливается огромное количество денег. Курс иены искусственно снижается. Однако это не приносит ожидаемых результатов в долгосрочной перспективе. В Японии очень сильны дефляционные процессы (инфляция отсутствует). В периоды кризиса – они усиливаются. При этом в стране наблюдается перепроизводство и товарное насыщение. Поэтому граждане предпочитают сохранять перманентно дорожающие денежные знаки. Это негативно отражается на потребительской активности.

Для решения проблем дороговизны товаров и отсутствия потребительского спроса – проводятся постоянные девальвации, а ключевая ставка держится на нуле. С каждым новым раундом количественного смягчения (стимулирующие программы) эти девальвации все более сильные. Но эффект от них временный. При этом государственный долг растет высокими темпами. Можно сказать, что ситуация с годами только усугубляется. Еще в 90-ые Япония имела положительный торговый баланс (экспорт был больше импорта).

С 2011-го импорт превышает экспорт. Это значит, что японские товары пользуются все меньшим спросом. В 2015 г. дисбаланс начал медленно выправляться. Но в начале 2016-го ситуация снова ухудшилась. График ВВП страны характеризуется сильными скачками из положительной области в отрицательную. Рост на 4-5% в одном квартале сменяется падением на 6-7% в следующем квартале. Это показатель того, что экономику пытаются разогнать искусственно (ВВП можно кратковременно увеличить, но если произведенная продукция не будет пользоваться спросом, то в следующий период будет равнозначное падение). В целом на длительном промежутке времени роста нет, либо он незначительный.

Япония первой столкнулась с теми проблемами, с которыми сталкивается сейчас весь развитый мир (США и Евросоюз). И западные страны идут по тому же пути, что и японский ЦБ – обесценивают национальные валюты, насыщают экономику деньгами. Поэтому преимущества от сверхмягкой монетарной политики у Страны восходящего солнца нивелируются. В то же время дефляционные процессы в Японии сильнее, а закредитованность выше. И это продолжается уже долгие годы.

Потерянное десятилетие сменяется потерянным двадцатилетием и тридцатилетием. В итоге можно сказать, что положение в японской экономике более плачевное. Ситуация осложняется проблемой стареющего населения. Если в мире не произойдет глобальных изменений или не случится технического прорыва, то наиболее вероятным выглядит сценарий дальнейшего ухудшения в долгосрочной перспективе.

Однако говорить о полноценной деградации сложно. Высокий уровень развития, достигнутый в периоды роста 60-80-ых годов, будет еще много лет поддерживать увядающую экономику Японии. А научно-технический потенциал дает возможность для новых открытий и прорывов.

Оцените нас

В конце 50-х начале 60-х годов 20 века производственный потенциал страны, основу которого с довоенных лет составляла легкая промышленность, был переориентирован на тяжелую индустрию. Кроме того был взят курс на преимущественное развитие наукоемких производств при некотором сдерживание энергоемких и металлоемких отраслей. В 70-е годы 20 века опережающими темпами стали развиваться электроника, точное и сложное приборостроение, оптика, производство фотоаппаратов, медикаментов, научно-лабораторного оборудования.

Основой энергетики Японии является импортная нефть (75% в топливно-энергетическом балансе). В Японии насчитывается свыше 1 тыс. электростанций. Правительственная программа предусматривает значительное увеличение этого числа. Основу составляют крупные ТЭС размещенные вблизи больших городов. Но определенную роль играют и около 600 ГЭС.

Все большую роль приобретает атомная энергетика. В стране работает 39 энергоблоков, еще около 12 находятся в стадии завершения. В ядерной главную роль играют монополии – «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо». Поставка сырья производится в основном из .

В последние десятилетия, в связи с развитием новейших отраслей в Японии повысился спрос на цветные и редкие металлы.

Большинство медеплавильных заводов расположено вблизи рудников в северной части острова Хонсю и Сикоку (руды бедные, их невыгодно). Полиметаллические руды вместе с серными и колчеданами встречаются практически на всех крупных островах Японии. Тем не менее свинец приходится ввозить из Австралии, Канады и , как и алюминий.

Интересно, что редкие элементы, необходимые в электронике и точном приборостроении – кадмий, селен, теллур, рений, индий, таллий, германий – получают путем утилизации отходов производства меди и полиметаллов, а также коксохимических производств.

Японии одно из самых развитых в мире. Основные крупные находятся в главных индустриальных районах страны (Токио – Иокогама, Нагоя, Осака – Кобе). Некоторые виды машиностроения возникли на северо-западе Кюсю, особенно в городе Нагасаки (судостроение).

Вообще о развитие японской экономики после 2 мировой войны говорят как о «японском чуде». Механизм подобного чуда можно более подробно рассмотреть на примере автомобилестроения.

После первой мировой войны автомобилестроение в Японии в основном было занято копированием американских образцов и технологий. В середине 30-х годов 20 века в стране был принят закон, по которому все расположенные на территории Японии предприятия становились собственностью Японии. В результате американские компании были вынуждены свернуть свою деятельность в Японии. В результате автомобильная промышленность страны все больше отставала от мирового уровня. Разрыв в технологическом отношении резко увеличился в году войны, когда зарубежный опыт стал вообще недоступен. После поражения Японии во 2 мировой войне, в годы оккупации, развитие автомобильной промышленности было искусственно заторможено введением различного рода запретов и ограничений, в частности на выпуск продукции, со стороны оккупационных войск. И хотя в 1949 году они были сняты, а предприятия автомобильной промышленности изъяты из списка подлежащих демонтажу и вывозу по репарациям, тем не менее конец 40-х годов расценивается как период борьбы за выживание автомобильной промышленности Японии.

К тому же немалый урон отрасли в это время наносил импорт иностранных автомобилей. Официально он до 1949 года был запрещен, но автомашины ввозились американцами. В определенной мере развитие национального автомобилестроения сдерживалось и тем, что в 40-х годах в руководстве Японии не было единого мнения о перспективах отрасли. Банк Японии и финансовые круги оценивали капиталовложения в автомобилестроение как малоперспективные. С подобным подходом были не согласны специалисты Министерства и промышленности (МВТП). Они считали, что эта отрасль должна стать «локомотивом промышленного развития». МВТП рекомендовало ограничить импорт автомобилей и сформировать собственную базу для подъема отрасли.

26 июня 1950 года началась война в Корее. Для обеспечения боевых действий США начали закупать в Японии сталь, автомобили, фармацевтическую продукцию, текстиль и многое другое. Японцы назвали это событие «благодатный дождь после засухи». Американские спецзаказы позволили автомобильным компаниям «Тойота», «Нисан», «Исудзу» выйти в число ведущих промышленных компаний страны. Большую роль в подъеме автомобильной промышленности сыграла «Программа восстановления американских автомобилей». Она действовала с 1945 года, когда после демобилизации армии США в начали свозиться автомобили со всего военных действий.

Правительство взяло под жесткий контроль развитие отрасли. Упрочив финансовое положение за счет заказов армии США, обновив оборудование, автомобильная промышленность Японии начала бурно развиваться.

Первые попытки внедрится на автомобильные рынки окончились провалом. Хотя цены на японские машины были невысокими, их качество значительно отставало от мировых стандартов. На государственном уровне была поставлена задача добиться повышения надежности изделий, исходя из того, что главным орудием в конкурентной борьбе в перспективе станет качество. Это оказалось делом далеко не простым, и успех к японскому автомобилестроению на внешних рынках пришел лишь в конце 60-х годов, когда была создана производственная система, обеспечивавшая оптимальные масштабы производства, невысокие издержки и, главное, отличное качество автомобилей за счет строгого контроля на каждом рабочем месте непосредственным исполнителем, имеющим к тому же высокую квалификацию.

70-е годы стали триумфальными для японских автомобильных компаний. Именно тогда заговорили о «японском» этапе в мировом автомобилестроении. « шок» 1973 года вызвал рост цен на бензин. В результате покупатели стали отдавать предпочтение малогабаритным, экономичным автомобилям, а над такими моделями долгие годы работали японские конструкторы в расчете на условия внутреннего рынка. В США покупатели месяцами были готовы ждать поставок японских автомобилей. Американские дилеры ехали в Японию, чтобы ускорить отгрузки. Уже в 1974 году Япония обошла по экспорту автомобилей и с тех пор не уступает первого места в мире по этому показателю.

В 1980 году Япония впервые преодолела 10-миллионный рубеж в выпуске автомобилей. Япония вышла на первое место в мире по производству автомобилей и удерживала его 15 лет. Сейчас производство автомобилей в самой Японии по ряду причин сократилось, в первую очередь из-за роста курса иены. США вновь вышли на первое место в мире по этому показателю. Но это не вызвало особого беспокойства у руководства японских компаний. Они давно, еще с середины 80-х годов, начали перенос производства за рубеж, в том числе и в США.

Япония активно сотрудничает в глобальной «Программе развития автомобильной промышленности», в которой участвуют 7 держав с развитой (США, Япония, ). На эти страны приходится 75% объема мирового производства автомобилей, 65% продаж новых автомобилей. Все участники программы едины во мнении, что жесткие торговые ограничения, протекционизм и изоляция рынков несовместимы с развитием мирового автомобилестроения.

Японские компании исходят из того, что внутренний рынок должен наполняться местным производством, обеспечивая занятость, а коренные технологические секреты должны сохраняться внутри страны. Перенося производство за рубеж, они оставляют за собой изготовление наиболее важных узлов – двигателей, коробок передач.

Развитие своего производства японские компании начали на всех уже сложившихся и потенциальных автомобильных рынках. Компании стремятся создать производственные базы непосредственно в США, . Входящие в эти базы предприятия должны поставлять продукцию в свои регионы в соответствие с требованиями и спросом на местах. В первую очередь японские компании начали налаживать собственное производстве на емком американском рынке. Большое внимание японские компании уделяют созданию своей производственной базы в странах Азии, особенно в , рынок автомобилей которого расценивается как весьма перспективный.

Заглядывая в будущее большинство специалистов констатируют изменение баланса сил в мировом автомобилестроении и рекомендуют использовать по возможности японский опыт организации производства и управления. Японское автомобилестроение лидирует в мире по низким издержкам производства. По оценкам зарубежных специалистов, это лидерство заметно, например, на организации управления складскими запасами. Если бы «Дженерал моторз» смогла управлять своими запасами также эффективно, как «Тойота», то она смогла бы высвободить несколько миллиардов долларов, которые у нее заморожены на складах и в цехах в форме незавершенного производства, сырья и комплектующих. Работая по системе «поставки точно в срок», японские компании создают значительные резервы для борьбы в ценовой конкуренции на внешних рынках.

В отличие от крупных американских компаний, которые пытались снизить издержки производства, наращивая число машин в серии, японские компании основную ставку начали делать на внедрение гибких производственных систем, которые позволяют на одном конвейере выпускать небольшие серии моделей, с учетом персональных запросов покупателей.

По размерам производств многих видов химических товаров Япония стоит на 3 месте в мире (после США и ФРГ). Производство химического волокна размещается преимущественно на юго-западе Японии. Наиболее значительны комбинаты в городах , Хиросима, Ямагути.

Легкая промышленность работает как на местном химическом волокне, так и на хлопке и шерсти из США, Австралии и ЮАР.

В числе старинных национальных производств видное место занимает керамическое производство. В Японии свыше 170 месторождений каолина, около 35 тыс. предприятий по выпуску керамики.

Деревообработка по количеству предприятий уступает лишь текстильной и отраслям. В стране насчитывается до 30 тыс. лесопильных и фанерных заводов, кроме того существуют специализированные предприятия по выпуску тары, японской национальной обуви (гэта), зонтов, вееров, посуды, труб из бамбука и т.д. крупные лесопильные предприятия находятся в окрестностях больших городов – Нагои, Токио, Иокагамы, Осаки-Кобе, Хиросимы, Окаямы, на севере Кюсю и на юге Хоккайдо.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!