Все для предпринимателя. Информационный портал

Модели смешанной экономики: американская, японская, германская и китайская. Характеристика скандинавской модели экономики (на примере Швеции)

Скандинавская модель экономики является одним из вариантов социально-ры­ночного хозяйства, т. е. предполагает довольно значительную роль государства в экономике, особенно с точки зрения социальной защиты населения.

Во многом такая модель связана со скандинавской исключительностью: стра­ны Северной Европы стояли в стороне от многочисленных войн и революций, сотрясавших Европейский континент. Здесь зародился капитализм принципиаль­но иного типа, чем в остальной Европе, поскольку экономическое развитие Скан­динавских стран шло по пути консолидации общества, компромисса между коро­ной, дворянством, буржуазией и крестьянами. Социально-экономические сдвиги не сопровождались насилием, властям всегда удавалось поддерживать баланс в обществе. В Северной Европе были созданы и чрезвычайно выгодные условия для накопления капитала, поскольку с середины XIX в. Скандинавские страны не участвовали в войнах, объявив себя нейтральными.

В 1930-е гг. к власти в странах Скандинавии приходят социал-демократы, ко­торые начинают проводить экономическую политику, сочетающую рыночную ориентацию национального хозяйства и высокую степень социальной защиты населения. Целью социал-демократов стало построение общества нового типа, достижение идеала, провозглашенного социалистами и российскими большеви­ками, но принципиально иным способом. Социально ориентированная экономика, по замыслу скандинавских социал-демократов, строится не через насилие, рево­люции и социальные катаклизмы, а мирным ненасильственным путем в процессе длительных, постепенных реформ на базе компромисса между различными поли­тическими силами и группами, а также их интересами.

Скандинавский социализм - это рыночная экономика смешанного типа с гос­подством частной собственности, парламентаризм в политике (плюрализм и демократия), зрелость социальной инфраструктуры. В сущности, данная модель экономики сочетает в себе лучшие черты капиталистического и социалистически путей развития. Основой скандинавской экономики остаются частная собственность, индивидуальное предпринимательство. Доля частного сектора в экономике составляет около 85%, а на долю государства соответственно приходится менее 15%. Основной задачей государства в скандинавской модели экономики является отнюдь не национализация частного капитала, не прямое вмешательство в экономику, а перераспределение созданного сильным и эффективным частным сектором совокупного общественного продукта.

Особое отношение социал-демократии к частной собственности можно понять высказывания бывшего премьер-министра Швеции Улофа Пальме: «Зачем резать курицу, несущую золотые яйца?», т. е. обобществлять эффективный конку-рентоспосо6ный частный сектор, если можно контролировать процесс перераспределения доходов, создаваемых в частном секторе. Основной смысл скандинавской модели заключается в сохранении различных и равноправных форм собственности (частной, государственной, коммунальной, кооперативной) с абсолютным преоб­ладанием частной собственности. Государство в такой системе не владеет, а распо­ряжается средствами производства, перераспределяя через налоговую систему до­ходы, полученные в частном секторе экономики. Государство также осуществляет весьма строгий законодательный контроль за деятельностью частного бизнеса, сле­дит за соблюдением законов, принятых с учетом интересов всех членов общества. Финансовой основой скандинавской социал-демократии является государствен­ный бюджет, предполагающий достаточно высокий уровень государственных расходов, для финансирования которых установлен довольно высокий уровень налогового бремени. В частности, в Швеции, Норвегии и Дании налоги составля­ют 52-63% ВВП, в Финляндии и Исландии - 33-36% ВВП. Еще совсем недавно максимальные налоговые ставки в Швеции составляли 90%, но и сейчас их уро­вень в 55% для индивидуального подоходного налога является одним из самых высоких в Западной Европе. Таким образом, государственный сектор скандинав­ской экономики - это отнюдь не тотальное государственное регулирование и конт­роль, полномасштабная государственная собственность, а перераспределение го­сударством ВВП через налоговую систему для достижения принципа социальной справедливости. Доля государственного сектора в распределении ВВП в странах Северной Европы традиционно избыточна: например, в Швеции она составляет почти 70%.

Основными экономическими функциями государства в скандинавской эконо­мике являются разработка долговременной стратегии развития экономики (выра­ботка приоритетов развития национального хозяйства, инвестиционная политика, стимулирование НИОКР, внешнеэкономическая стратегия) и законодательное регулирование предпринимательства.

Социальная направленность скандинавской модели заключается в:

- перераспределительной роли государства в экономике: воздействие на эконо­мику через механизм налогообложения, действие принципа «выравнивания доходов» путем передачи части доходов предпринимателей в пользу трудя­щихся, работающих по найму, социальная защита населения; 1

- активности общества в социально-экономических процессах: на практике во­площается принцип социального партнерства трудящихся, профсоюзов и пред­принимателей;

- экономической политике властей, нацеленной на первоочередное решение социальных проблем, в частности уменьшение количества безработных;

- высокой этике труда и предпринимательской культуре, высочайших мораль­но-этических нормах поведения жителей Скандинавских стран. 2

Понятие «скандинавская модель» означает совокупность общих черт экономического, социального и политического развития стран Северной Европы (Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии и Исландии), а также концепций и тенденций общественного развития, включая исторические, социально-культурные особенности данного региона. Формирование «скандинавской модели» базируется на следующих особенностях: сходные природно-географические условия, общие границы и традиционные исторические связи, языковая, религиозная и культурная, а также ментальная близость. Особенностями «скандинавской модели» являются следующие признаки:

  • · Все страны Северной Европы относятся к группе так называемых малых стран (критерии отнесения к малой стране - это абсолютные объемы ВВП, промышленного производства и другие абсолютные показатели).
  • · Высокий уровень развития. Скандинавские страны входят в первые ряды 12-15 наиболее высокоразвитых государств мира по показателям ВВП и промышленного производства на душу населения и в первую пятерку - по показателю «индекс человеческого развития».
  • · Схожесть сырьевых и трудовых ресурсов. Природные ресурсы: лес, в том числе высококачественный хвойный, железная руда (в Финляндии и Швеции, которые по запасам и добыче железной руды занимает 2-е место в Западной Европе). Цветные металлы например, в Норвегии находится одно из крупнейших в мире месторождений титановых и молибденовых руд. Финляндия лидирует в Западной Европе по запасам и добыче медной руды и цинка, а по запасам и добыче хрома занимает 3-ье место в мире; Швеция находится на 2-м месте в Западной Европе по добыче меди, свинца и цинка.
  • · В Швеции, Норвегии и Финляндии найдены месторождения урана, а также значительные запасы никеля, ванадия, кобальта, серебра, золота и других цветных металлов. Из неметаллических полезных ископаемых эти страны богаты различными строительными и поделочными материалами, асбестом, графитом. Норвегия - гранитом, сланцем, мрамором; Дания - известняком, глиной и гранитом. Страны Северной Европы в различной степени обеспечены энерго-сырьем. Норвегия располагает большими запасами нефти и газа (месторождения в Северном море) и гидро-энергоресурсами. Швеция и Финляндия лишены нефти и газа (в Финляндии нет каменного угля, но есть значительные запасы торфа), однако активно развивается атомная энергетика. Трудовые ресурсы традиционно отличаются высоким качеством (высокий уровень образования и профессионально-квалификационной подготовки), довольно высокой стоимостью рабочей силы (обусловлено неблагоприятными демографическими тенденциями: низким темпоместественного прироста и высокой долей более старших возрастных групп), высокой трудовой активностью женщин, доля которых особенно значительна среди работников умственного труда.
  • · Ясное и четкое понимание и на предпринимательском, и на государственном уровне важности «человеческого фактора» как главнейшего условия для динамичного социально-экономического развития и эффективного функционирования компаний - это характерная особенность «скандинавской модели».
  • · Развитие предпринимательства и формы хозяйственной деятельности. По сравнению с другими странами Западной Европы (Великобританией, Францией, Германией и др.) государства Скандинавского региона позднее вступили на путь развития рыночных отношений, что, собственно и дало толчок на быстрый экономический рост. Компании малых стран Северной Европы по масштабам своей деятельности в целом уступают фирмам более крупных развитых стран. Однако несколько компаний входят в первую сотню 500 крупнейших европейских фирм, и в первую очередь это общепризнанные лидеры, вошедшие в первую двадцатку ведущих европейских фирм: Ericsson (Швеция) и Nokia (Финляндия).
  • · Весьма высокая степень монополизации экономики: иногда одна - три компании господствуют в отдельной отрасли национального хозяйства. По степени монополизации малые страны Северной Европы обгоняют многие развитые, в том числе крупные, государства - как в промышленности, так и в банковской сфере. Причинами высокой степени монополизации экономики являются:
  • · во-первых, в условиях менее емкого внутреннего рынка малых стран монополизировать производство того или иного товара или услуги сравнительно легче, так как конкуренция существенно затруднена;
  • · во-вторых, существует необходимость выхода на внешние рынки, и она предопределяет образование таких ТНК в малых странах, которые могли бы сравниться по размерам капитала и конкурировать с фирмами ведущих стран.
  • · Именно поэтому наиболее мощные компании в малых странах сосредоточены именно в экспортно-ориентированных отраслях. В отраслях, работающих на внутренний рынок, степень монополизации значительно меньше. Крупнейшие компании стран Северной Европы:
  • · В Швеции - Volvo (автомобильная промышленность); Ericsson, ABBAceaBrownBowery и Electrolux (электротехника и электроника), Sendvik (металлургия), Stura&Svenska (деревообработка), SKF(машиностроение);
  • · В Норвегии - NoshkGidro (многоотраслевая), Statoil (нефтедобыча), Alkem (металлургия), Kverner (машиностроение);
  • · В Финляндия- Nokia и Repola (многоотраслевые), Kummene (деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность), Outoqumpu (цветная металлургия), Anso-Goodceit (целлюлозно-бумажная промышленность), Rauma&Walmet (машиностроение);
  • · В Дании - Carlsberg и Danisco (пищевая промышленность), Danfoss (машиностроение).
  • · В банковском секторе стран Северной Европы лидируют шведские банки SvenskaHandDelsBanken и Skandinaviska Enskilda Banken, норвежский Den norske Bank, датский Danske Bank и финский Meritta. Как правило, каждый крупный банк в регионе является ядром какой-либо финансовой группы семейного характера. Широко известны такие семейства, как, например, Валленберги в Швеции или Альстремы в Финляндии.
  • · В предпринимательской структуре Скандинавских стран большое место занимает малый и средний бизнес. Доля малых фирм в общем их числе составляет около 95%, на крупные приходится менее 1%. Удельный вес малых и средних фирм в обороте составляет 30-35%, в добавленной стоимости - около 40-45%, а в числе занятых - более 50%. Малый и средний бизнес активно поддерживается государством и преобладает в сфере услуг.
  • · Особенностью Скандинавских стран являются достаточно сильные позиции кооперативного сектора. Кооперативные объединения охватывают сельское хозяйство, торговлю, жилищное строительство и другие отрасли хозяйства. Многие кооперативные объединения (например, Эка и Валио в Финляндии) являются весьма крупными по масштабам своей деятельности и входят в списки ведущих компаний своих стран.
  • · Факторы экономического роста: инвестиционный фактор (норма накопления, т.е. отношение валовых инвестиций в основные фонды к стоимости ВВП, в них довольно высокая, особенно в Норвегии и Финляндии, как правило 25-30% (кроме кризисных лет);
  • · Научно-технический прогресс (доля расходов, как частных, так и государственных, на Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) в ВВП постоянно растет и в среднем несколько превышает средний уровень по промышленно развитым странам). По отдельным направлениям НИОКР страны Северной Европы лидируют среди всех высокоразвитых стран.

Скандинавская модель экономики является одним из вариантов социально-ры­ночного хозяйства, т. е. предполагает довольно значительную роль государства в экономике, особенно с точки зрения социальной защиты населения.

Во многом такая модель связана со скандинавской исключительностью: стра­ны Северной Европы стояли в стороне от многочисленных войн и революций, сотрясавших европейский континент. Здесь зародился капитализм принципиаль­но иного типа, чем в остальной Европе, поскольку экономическое развитие скан­динавских стран шло по пути консолидации общества, компромисса между коро­ной, дворянством, буржуазией и крестьянами. Социально-экономические сдвиги не сопровождались насилием, властям всегда удавалось поддерживать баланс в обществе. В Северной Европе были созданы и чрезвычайно выгодные условия для накопления капитала, поскольку с середины XIX в. скандинавские страны не участвовали в войнах, объявив себя нейтральными.

В 1930-е гг. к власти в странах Скандинавии приходят социал-демократы, ко­торые начинают проводить экономическую политику, сочетающую рыночную ориентацию национального хозяйства и высокую степень социальной защиты населения. Целью социал-демократов стало построение общества нового типа, достижение идеала, провозглашенного социалистами и российскими большеви­ками, но принципиально иным способом. Социально ориентированная экономи­ка, по замыслу скандинавских социал-демократов, строится не через насилие, ре­волюции и социальные катаклизмы, а мирным ненасильственным путем в процессе длительных, постепенных реформ на базе компромисса между различ­ными политическими силами и группами, а также их интересами.

Скандинавский социализм - это рыночная экономика смешанного типа с гос­подством частной собственности, парламентаризм в политике (плюрализм и де­мократия), зрелость социальной инфраструктуры. В сущности, данная модель экономики сочетает в себе лучшие черты капиталистического и социалистиче­ского путей развития. Основой скандинавской экономики остаются частная соб­ственность, индивидуальное предпринимательство. Доля частного сектора в эко­номике составляет около 85%, а на долю государства соответственно приходится менее 15%. Основной задачей государства в скандинавской модели экономики является отнюдь не национализация частного капитала, не прямое вмешательство в экономику, а перераспределение созданного сильным и эффективным ча­стным сектором совокупного общественного продукта.

Особое отношение социал-демократии к частной собственности можно понять из высказывания бывшего премьер-министра Швеции Улофа Пальме: «Зачем ре­зать курицу, несущую золотые яйца?», т. е. обобществлять эффективный конкурен­тоспособный частный сектор, если можно контролировать процесс перераспреде­ления доходов, создаваемых в частном секторе. Основной смысл скандинавской модели заключается в сохранении различных и равноправных форм собственности (частной, государственной, коммунальной, кооперативной) с абсолютным преоб­ладанием частной собственности. Государство в такой системе не владеет, а распо­ряжается средствами производства, перераспределяя через налоговую систему до­ходы, полученные в частном секторе экономики. Государство также осуществляет весьма строгий законодательный контроль за деятельностью частного бизнеса, сле­дит за соблюдением законов, принятых с учетом интересов всех членов общества.

Финансовой основой скандинавской социал-демократии является государ­ственный бюджет, предполагающий достаточно высокий уровень государствен­ных расходов, для финансирования которых установлен довольно высокий уро­вень налогового бремени. В частности, в Швеции, Норвегии и Дании налоги составляют 52-63% ВВП, в Финляндии и Исландии - 33-36% ВВП. Еще совсем недавно максимальные налоговые ставки в Швеции составляли 90%, но и сейчас их уровень в 55% для индивидуального подоходного налога является одним из самых высоких в Западной Европе. Таким образом, государственный сектор скан­динавской экономики - это отнюдь не тотальное государственное регулирова­ние и контроль, полномасштабная государственная собственность, а перераспре­деление государством ВВП через налоговую систему для достижения принципа социальной справедливости. Доля государственного сектора в распределении ВВП в странах Северной Европы традиционно избыточна: например, в Швеции она составляет почти 70%.

Основными экономическими функциями государства в скандинавской эконо­мике являются разработка долговременной стратегии развития экономики (выра­ботка приоритетов развития национального хозяйства, инвестиционная политика, стимулирование НИОКР, внешнеэкономическая стратегия) и законодательное ре­гулирование предпринимательства.

Социальная направленность скандинавской модели заключается в:

Перераспределительной роли государства в экономике: воздействие на эконо­мику через механизм налогообложения, действие принципа «выравнивания доходов» путем передачи части доходов предпринимателей в пользу трудя­щихся, работающих по найму, социальная защита населения; 1

Активности общества в социально-экономических процессах, на практике во­площается принцип социального партнерства трудящихся, профсоюзов И пред­принимателей;

Экономической политике властей, нацеленной на первоочередное решение социальных проблем, в частности уменьшение количества безработных;

Высокой этике труда и предпринимательской культуре, высочайших мо­рально-этических нормах поведения жителей скандинавских стран. 2

Наибольших успехов на пути реализации скандинавского социализма в свое время достигла Швеция, поэтому даже появился своеобразный лозунг: «Равне­ние - на Швецию!».

Однако уже в 1980-е гг. скандинавская экономика начала испытывать те же сложности, что и схожая с ней по социальной направленности экономика Герма­нии или Франции. Высокий уровень налогов сдерживал развитие предпринима­тельства, а сильная социальная зашита населения подрывала стимулы к труду у наемных работников. Швеция, которая в 1970 г. по уровню экономического раз­вития находилась на четвертом месте в мире, к концу 1990-х гг. переместилась на шестнадцатую позицию, причем главной причиной снижения рейтинга страны среди развитых экономик стала модель развития Швеции. Наглядной иллюстра­цией может быть падение численности экономически активного населения Шве­ции. Если в 1990 г. в стране с населением в 8,5 млн. было 4,5 млн. работающих граждан, то в 1997 г. на 8,9 млн. населения приходилось уже только 3,9 млн. работа­ющих шведов. Впрочем, в начале XXI в. ситуация несколько улучшилась, и, по данным за 2004 г., уровень безработицы в Швеции довольно умеренный по срав­нению с Германией или Францией - только 5,6% экономически активного насе­ления не имеет постоянной работы.

Стимулы к трудовой активности начали пропадать не только у наемных работ­ников, но и у фермеров, которые получали огромные дотации от государства за невыращенный урожай, и у предпринимателей, которым приходилось выплачи­вать весьма значительные отчисления по социальному страхованию в пользу го­сударства, а также избыточные налоги. Высокие налоги на занятость, по сути дела, привели к тому, что шведы стали меньше работать за прежнюю высокую заработную плату. Знаменитый «шведский социализм» начал давать серьезный сбои, и появилась реальная угроза в потере конкурентоспособных позиций не­когда сильной экономики страны. Вступление Швеции в Европейский союз, а также общая волна неоконсерватизма, господствовавшая в мировой экономи­ческой идеологии в начале 1990-х гг., поставили перед страной задачу внести не­обходимые коррективы в прежнюю модель развития.

В экономической политике Швеции произошли изменения, которые касались отказа от чрезмерной роли государства в экономике. Позиции государственного сектора экономики были несколько видоизменены: снижены корпоративный и ин­дивидуальный подоходный налоги, по стране прокатилась волна приватизации, введен режим «жесткой экономии», предполагающий сокращение государствен­ных расходов. Вступление страны в Евросоюз также оказало позитивное влияние на активизацию рыночных механизмов: экономическая политика страны была при­ведена в соответствие с требованиями единой Европы, а по отношению к государ­ственным финансам начали применяться критерии валютной конвергенции.

Основными отличительными чертами экономики стран Северной Европы, включая Швецию, являются:

1) Высокая степень интеграции в систему мирохозяйственных связей. Стра­ны Северной Европы, пожалуй, в наибольшей степени интегрированы в ми­ровую экономику, они достаточно быстро адаптируются к изменениям во внешней среде международного бизнеса, обладают передовым производ­ством, высококвалифицированной рабочей силой. На первый план здесь выдвинулись отрасли высоких технологий, наукоемкое производство: элект­роника и средства телекоммуникаций (финский концерн Nokia и шведский Ericsson), производство медицинских приборов (компании Polar electronics и Gambro) и промышленных роботов (ABB), автомобилестроение и аэрокосми­ческая промышленность (компании SAAB, Volvo, Scania), высокотехнологич­ное судостроение, фармацевтика (компания Astra) и биотехнологии. Главной особенностью современной специализации стран Северной Евро­пы является соединение новейших технологий с традиционными, полномасш­табное внедрение высоких технологий в традиционном производстве. Харак­терным примером может послужить шведская компания SAAB, которая адаптирует технологии, используемые в аэрокосмическом комплексе фир­мы, к автомобилестроению. Высокий производственный потенциал Север­ной Европы подтверждают нижеследующие цифры: при наличии менее 1% населения развитых стран мира на данный регион приходится 3% ВВП и промышленного производства, а также 5% экспорта. Свыше половины ВВП стран Северной Европы поступает на экспорт. Подобная интеграция регио­на в систему мирохозяйственных связей вместе с тем усиливает и уязви­мость Северной Европы от негативного воздействия внешних факторов. В частности, абсолютно все страны региона в 1970-1980-е гг. пострадали от структурных кризисов в мировой экономике, испытали на себе циклический спад в мировом производстве и потреблении. Негативно отразились на Се­верной Европе и последствия недавнего валютно-финансового кризиса в мировой экономике. Тем не менее внешние факторы стимулируют госу­дарства Северной Европы к переходу на новейшие ресурсосберегающие тех­нологии, передовые управленческие технологии, определяют новые направ­ления специализации в глобальной экономической системе. 3

2) Высокая доля государственного участия в экономике через механизм пе­рераспределения ВВП. В среднем около 30% ВВП стран Северной Европы перераспределяется через налогообложение и взносы предпринимателей на социальное страхование в пользу трудящихся. Характерна также и высокая степень участия государства в общем перераспределении ВВП: в Швеции государственные расходы достигают почти 60% ВВП. Государство, кроме того, стимулирует научно-технический прогресс, почти на 80% финансируя сферу НИОКР.

3) Наличие мощных финансово-промышленных групп, а также развитое ко­оперативное движение. Крупные ТНК государств Северной Европы - это фирмы с общепризнанной в мире репутацией. Всемирно известны, в частно­сти, такие крупнейшие ТНК, как Ericsson, ABB, Volvo, Svenska Handelsbanken, Skandinaviska Enskildabanken, Nokia, Sonera, Statoil, Norsk Hydro и многие др. 4 Кооперативный сектор примечателен тем, что почти 90% всех сельскохозяй­ственных предприятий создано в форме кооперативов.

4) Высокая квалификация рабочей силы. Высокие образовательные стандар­ты средней и высшей школы, программы тренинга и переподготовки персо­нала обеспечивают соответствие уровня квалификации рабочей силы необ­ходимым требованиям, предъявляемым рынком.

5) Социальная направленность экономической политики правительства. Го­сударство в странах Северной Европы обеспечивает полную занятость насе­ления, постоянно заботится об улучшении условий труда, охране окружаю­щей среды, развитии системы социального благосостояния.

6) Активное приспособление экономических структур к меняющимся усло­виям мирохозяйственного развития. Примером может служить опыт Фин­ляндии, экономика которой вплоть до конца 1980-х гг. ориентировалась на СССР как на основной внешний рынок сбыта продукции средней степени наукоемкости традиционных отраслей промышленности. После распада СССР и начала развития системного кризиса в российской экономике Фин­ляндии пришлось в кратчайшие сроки переориентироваться на рынок стран ЕС, а также на Северную Америку, заняв на этих рынках достойное место в ряде ниш, представляющих высокотехнологичную продукцию передовых секторов экономики.

Высокое качество и наукоемкость промышленной продукции северных стран обеспечивают хороший сбыт товаров на внешних рынках. Большинство промыш­ленных предприятий региона являются узкоспециализированными, поставляю­щими на мировой рынок достаточно небольшую номенклатуру товаров. Страте­гия интернационализации, а также глобальная стратегия позволяют ведущим компаниям стран Северной Европы все активнее завоевывать мировой рынок.

Скандинавской моделью дошкольного воспитания охвачены практически все дети до семи лет, а также ученики начальной школы, чьи родители работают. Наиболее ярко характеризует скандинавскую модель шведская система , особенность которой в том, что все ее компоненты (число детей в группах, количественное соотношение воспитателей и детей, уровень квалификации работников детских учреждений) обоснованы результатами научных исследований и контролируются специальными органами. Программы дошкольного образования финансируются государством; родители платят не более 10 % от заработной платы. С 1991 года всем детям, достигшим полутора лет, гарантируется место в дошкольном учреждении.

Опыт и традиции финского общества в воспитании детей достаточно универсальны, и единой программы не существует. Воспитатели и их помощники руководствуются в своей повседневной работе составленным совместно с коллегами планом, собственным профессиональным отношением к детям и любыми пособиями. Основной акцент делается на создании благоприятной среды для всестороннего развития и обучения ребенка, признается уникальное значение игры для этого развития. Шестилетние дети должны, помимо общего развития, научиться работать в группах, овладеть необходимыми для обучения в школе навыками.

Для финской системы дошкольного воспитан ия чрезвычайно важно, чтобы ребенок постоянно находился в атмосфере доброжелательных человеческих взаимоотношений, мог включаться в разнообразную деятельность, способствующую его развитию. Не менее важно физическое, социальное, эмоциональное, эстетическое, интеллектуальное и религиозное формирование личности детей в соответствии с возрастом и индивидуальными потребностями и с учетом общекультурных требований и традиций.

Финские педагоги считают, что детский сад должен воспитать ребенка самостоятельной, ответственной, независимо мыслящей личностью, подготовить его к активному участию в жизни общества. Под активным вступлением детей в общественную жизнь понимается умение находить свое место в коллективе, выбирать занятие по душе, партнеров в игре, выполнять определенные обязанности, осознавать свои желания и удовлетворять их не в ущерб другим. Ребенок должен научиться вести себя осмотрительно, отвечать за свое поведение, критиковать и принимать критику, переживать конфликты. Важная роль отводится воспитанию самоидентичности и процессу саморазвития детей дошкольного возраста.

Детские сады в Финляндии обычно работают полный день, в каждой группе может быть от 12 до 21 ребенка, в зависимости от возраста (считается, что один ребенок младше 3 лет занимает как бы 2 места, так как требует двойного внимания). В каждой группе должен быть минимум один воспитатель и два помощника. Если все дети старше четырех лет, то желательно, чтобы были два воспитателя и один помощник. Рабочий день воспитателя равен семи часам, а помощника воспитателя - восьми.



Работа организована по темам, которые проходят во всех видах деятельности в течение недели, месяца, полугода или даже года (например, «Вода», «Животные», «Город», «Ночь», «Театр»). Прогрессивными формами считаются:

  • совместная работа малой группы детей и воспитателя по какому-нибудь проекту в течение года (например, жизнь дерева, камня, фотографирование, выпуск журнала детского сада);
  • закрепление помещений детского сада за определенными видами деятельности и переход из одного помещения в другое;
  • распределение воспитателей по тематическим группам (например, «Театр», «Музыка», «Искусство») и создание определенных программ по отдельным видам деятельности;
  • создание внутри группового помещения зон и уголков для занятий определенными видами деятельности;
  • совместная работа с детьми и родителями по большим проектам, связанным с оригинальными умственными, практическими, художественными, физическими усилиями;
  • работа всего детского сада по определенным проектам совместно с учеными.

Гордостью финской системы дошкольного образования являются высокообразованные квалифицированные воспитатели, педагогические действия которых основываются на профессионально приобретенных навыках: конкретных знаниях, прогрессивных методах работы, определенной позиции по отношению к ребенку, коллегам, родителям.

Дошкольные учреждения в Финляндии посещают около 30 % детей в возрасте до 3 лет и 60% детей от 3 лет до поступления в школу. Принят закон, согласно которому все шестилетние дети имеют право на место в подготовительной группе детского сада или подготовительном классе школы.

По данным социологов, большинство финских семей довольны дошкольными учреждениями. Наибольшее удовлетворение вызывает личность самих воспитателей, характер и содержание их деятельности, количество и качество детских игр.

Скандинавские страны кажутся очень благополучными, и при ближайшем рассмотрении это впечатление только подтверждается. Гражданские свободы, отсутствие коррупции, высокий уровень жизни, внедрение инноваций, устойчивость к кризисам. В чем секрет скандинавского чуда?

Пока Западная и Южная Европа борются с рецессией, бюджетным дефицитом и прочими последствиями еврокризиса, взгляды экономистов все чаще поворачиваются на север континента. И действительно, иногда кажется, скандинавские страны круты во всем.

Взгляните хотя бы на первые строки любого рейтинга: свободы, коррупции, качества жизни, инноваций и так далее. Североевропейские страны сравнительно неплохо пережили кризисы последних лет (особенно на фоне хаоса в еврозоне).

The Economist назвал Скандинавию «следующей супермоделью» для развитого мира – чем-то вроде тэтчеризма в 80-е годы прошлого века. Скандинавская экономическая политика – яркий пример того, как можно эффективно и комплексно решать проблемы, не прикрываясь набившими оскомину политическими клише (левые – правые, социалисты – либералы).

Конечно, идеализировать северную модель не стоит: на другой чаше весов лежит раздутый госсектор, отпугивающая талантливые кадры прогрессивная шкала налогообложения (можно прочитать, например, статью известного экономиста Дарона Асемоглу) и благоприятствующее иждивенчеству социальное государство. Не блестящи и макроэкономические показатели: шведы готовятся к «трудным временам» (1–3% роста и 8-процентная безработица), норвежцы ожидают замедления, датчане почти не растут, а финны – в рецессии.

Чего же больше – плюсов или минусов? Мы выбрали самые известные доводы в пользу скандинавской модели и аргументы против них. Читатели могут сами оценить, все ли хорошо в Северной Европе.

Соединенные Штаты Швемерики

К скандинавским странам прочно приклеился ярлык «социализма», хотя это определение больше соответствует нравам, царившим там в 1970-е и 1980-е годы, чем нынешнему состоянию их экономики. Было за что приклеивать. Создательница Карлсона, который живет на крыше, Астрид Линдгрен, взбунтовалась, когда в один прекрасный день 1976 года узнала, что государство хочет получить 102% ее доходов (эта сумма образовалась из сложения налога на доход и социального налога, который Линдгрен должна была заплатить как малый предприниматель).

Вскоре после этого социал-демократы впервые за многие годы проиграли выборы; историки спорят о вкладе, который внесла гневная статья Линдгрен в шведской газете в их поражение. Однако левый уклон сохранялся в шведской экономике еще долгие годы. В 1993 году госрасходы равнялись двум третям ВВП страны (даже в России с ее внушительным госсектором расходы консолидированного бюджета в прошлом году составили 36% ВВП).

Большое государство из достижения скандинавского гуманизма превратилось в обузу. В 1990 году Швеция находилась на 18-м месте в мире по ВВП на душу населения, тогда как в 1970-м занимала четвертое. Стало ясно, что не все в порядке в Шведском королевстве. С тех пор шведы исправились: доля госрасходов сократилась c 67% до 49% ВВП – меньше, чем во Франции, и, как ожидают экономисты, вскоре даже на родине жесткого англосаксонского капитализма Великобритании будет больше.

Прогрессивная налоговая система, которую считают визитной карточкой северных экономик перераспределения, на самом деле является двойной: налог на доходы граждан облагается по восходящей, а вот шкала налога на капитальные доходы – плоская. Недавно та же Швеция упразднила налог на наследство и на богатство. Ставка налога на прибыль в стране – 22%, то есть ниже, чем в США.

Скандинавам удается сочетать высокое качество жизни населения и свободу предпринимательства. Поиндексу экономической свободы канадского Института Фрейзера Дания, Швеция, Норвегия и Финляндия к 2000-м годам достигли уровня США (всегда высокого), а 40 лет назад Штаты заметно опережали их по этому индикатору.

Конечно, по некоторым параметрам роль государства в экономике североевропейских государств остается необычно высокой. В госсекторе там занято около 30% рабочей силы против 15% в среднем по клубу развитых стран, входящих в ОЭСР.

Флагманы частного бизнеса внушают скандинавам чувство гордости, однако не становятся самоценностью. Так, в годы кризиса шведское правительство не стало вытаскивать из долгов концерн Saab и дало ему спокойно обанкротиться, а Volvo была продана китайцам (да и до продажи компанией владели не шведы, а американский Ford).

Некоторым не по душе слишком рыночные перемены. Живущий в Швеции американский антрополог Брайан Палмер, к примеру, опасается, что социальный рай в конечном счете превратится в «Соединенные Штаты Швемерики» (the United States of Swedeamerica).

Вэлфер не на словах

В чем секрет скандинавской модели? Возможно, в том, что в погоне за устойчивым ростом и процветанием у североевропейских политиков не так уж много догм и священных коров. Если придуманные левыми правительствами нормы и институты становятся неэффективными и тормозят экономику, правые оставляют их на свалке истории и заменяют более работоспособными капиталистическими элементами.

Некоторые экономические институты в Скандинавии напоминают кентавров, составленных из двух как бы взаимоисключающих частей. Скажем, принятая в Дании и Швеции система школьных ваучеров. Каждый год правительство Швеции раздает всем учащимся ваучеры на 9000 евро. Их можно потратить на учебу как в частной, так и в государственной школе. В Дании семьи могут доплачивать за более дорогое обучение из своего кармана. В Дании и Норвегии частные операторы могут содержать государственные больницы. Какая разница, кто вас лечит, если он делает это хорошо?

Еще один кентавр – известное своей крайней либеральностью датское трудовое законодательство. Оно позволяет легко нанимать и увольнять сотрудников, но потерявшим работу выплачивается щедрое пособие и предлагается пройти курсы повышения квалификации за госсчет.

Результаты этих усилий налицо – одни из лучших в мире систем образования и здравоохранения. В скандинавских странах межпоколенческая мобильность населения выше, чем в «стране возможностей» – США – и Великобритании, выяснилив Лондонской экономической школе. Проще говоря, в скандинавских странах заметно выше вероятность, что ваши дети будут получать зарплату больше вашей. Там, где хорошее образование дорого, социальные лифты работают хуже. Однако и издержки такого подхода известны: слишком многие предпочитают жить на пособия (особенно это касается мигрантов).

Назад в будущее

Скандинавов хвалят за бережливость и заботу о завтрашнем дне. Сырьевая Норвегия имеет пенсионный фонд объемом более $700 млрд, который формируется из нефтяных доходов бюджета. Эта сумма почти в полтора раза больше ВВП страны и в четыре раза больше российских Резервного фонда иФонда национального благосостояния вместе взятых.

Средства вкладываются как в гособлигации, так и в акции ведущих корпораций (Apple, Vodafone, ExxonMobil и другие). Помимо заботы о будущих поколениях целью фонда является изъятие сырьевых доходов – если бы их инвестировали, они могли бы подстегнуть инфляцию (по схожей модели строился российский стабфонд).

В конце 1990-х Швеция создала новый формат пенсионной системы. Ее суть та же, что и во многих развитых странах, – нынешнее поколение работающих содержит пенсионеров. Главная уязвимость: население стареет, а работающих все меньше. Однако в Швеции размер будущей пенсии зависит от макроэкономических факторов. Шведы отчисляют в пенсионный фонд 16% своей зарплаты.

К этой сумме ежегодно прибавляется виртуальный процент, соответствующий темпу роста зарплат в стране. Когда гражданин заканчивает трудовую деятельность, общая сумма виртуальных накоплений делится на число лет, которые он гипотетически проживет (виртуальные проценты выплачиваются за счет тех, кто на тот момент еще работает). Главный плюс – пенсия зависит от ожидаемой продолжительности жизни, что дополнительно стабилизирует пенсионную систему. В этом же кроется и слабость: если пенсия станет совсем маленькой, это политический риск для властей.

В отличие от других развитых стран, скандинавы не залезают в карман будущим поколениям. Госдолг скандинавских стран не превышает 50% ВВП – сравните с Евросоюзом с его 85% и США, где он уже превысил 100% ВВП. К модной нынче бюджетной дисциплине страны Северной Европы пришли не от хорошей жизни. Прививкой от греческой болезни для них послужил суровый банковский кризис начала 1990-х, который хорошо встряхнул скандинавские экономики.

В отличие от своих южных соседей по континенту, Швеция придерживалась жесткой бюджетной диеты последние 20 лет, стремясь обеспечить профицит госбюджета. Между 1993 и 2010 годами шведский госдолг сократился с 70% до 37% ВВП, а бюджетный дефицит в 11% ВВП сменился профицитом в 0,3%. Как следствие – кризис 2008 года страна встретила в лучшей форме, чем еврозона.

Круче Кремниевой долины

Раньше Скандинавия ассоциировалась с группой ABBA и компанией Ikea, которая заново научила весь развитый мир собирать мебель. В эпоху интернета скандинавские бренды снова у всех на слуху: аддиктивная мобильная игра Angry Birds, IP-телефония Skype и музыкальный сервис Spotify.

В мировых инновационных рейтингах скандинавы стоят высоко – например, занимают верхние строчки врейтинге самых инновационных стран мира INSEAD (Россия не попала даже в топ-50). Дания, Финляндия и Швеция находятся выше США по индексу e-intensityBoston Consulting Group, который показывает влияние интернета на бизнес и общество (подробно об индексе читайте здесь). И вполне заслуженно.

В Швеции граждане могут платить налоги при помощи SMS, Финляндия славится своими бизнес-ангелами и венчурными инвестициями. Booz & Company указывает, что большие корпорации любят испытывать свои продукты в Северной Европе, поскольку потребители там отличаются повышенной любовью к тому, чтобы пробовать все новое.

Это особенно удивительно с учетом высоких налогов на доходы в этих странах, которые, по идее, должны отпугивать инноваторов, а не привлекать. Молодые и амбициозные скандинавы стараются долго не задерживаться на родине «милого» капитализма и едут в страны с более высокими рисками и потенциальным доходам – туда, где царит «беспощадный» капитализм (США, Великобритания).

Так говорится в статье Дарона Асемоглу из МИТ, Джеймса Робинсона из Гарварда и Тьери Вердье из Парижской школы экономики (подробнее читайте о нейздесь). В «спекулятивной» модели Асемоглу и коллег выходцы из Скандинавии создают инновации за ее пределами, а их плодами потом уже пользуется весь мир, включая их родные страны.

Финские экономисты возражают, что пока гипотеза ученых не подтверждается цифрами. В таблице ниже можно увидеть, что «милые» капстраны в области инноваций почти не отстают, а иногда и превосходят своего «беспощадного» конкурента в борьбе за таланты. Экономисты приводят несколько возможных объяснений этому (часть из них подробнее описана в предыдущих разделах):

  • хорошее и доступное образование;
  • госполитика по продвижению инноваций;
  • плоский налог на доходы от капитала;
  • система «страховочных сетей» для рабодотателя вроде государственного страхования по безработице.

© Георгий Неяскин, Slon.ru

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!