Все для предпринимателя. Информационный портал

Промышленное производство японии. Экономика Японии: наиболее полный и подробный анализ

Япония (Нихон, или Ниппон) - одна из ведущих экономических держав. Она входит в число лидеров вместе с США и КНР. На нее приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии.

Промышленность Японии достигла высокого уровня развития, особенно это касается сфер науки и образования. Среди лидеров мировой экономики - компании «Тойота Моторс», «Сони Корпорейшн», «Фудзицу», «Хонда Моторс», «Тошиба» и другие.

Современное состояние

Япония бедна полезными ископаемыми - значение имеют только запасы каменного угля, медной и свинцово-цинковой руд. В последнее время стала также актуальной обработка ресурсов Мирового океана - извлечение урана из морской воды, добыча марганцевых конкреций.

С точки зрения мировой экономики на долю Страны восходящего солнца приходится примерно 12% от общего объема производства. Ведущие Японии - черная и машиностроение (в особенности автомобилестроение, робототехника и электроника), химическая и пищевая сферы.

Промышленое зонирование

В пределах государства существует три крупнейших региона:

  • Токио-Йокогамский, куда входит Кейхин, Восточная Япония, префектуры Токио, Канагава, регион Канто.
  • Нагойский, к нему относится Тюке.
  • Осакско-Кобский (Хан-син).

Кроме вышеуказанных, существуют также более мелкие районы:

  • Северное Кюсю (Кита-Кюсю).
  • Канто.
  • Восточный морской промышленный район (Токай).
  • Токийско-Тибский (к нему относят Кей-ё, Восточную Японию, регион Канто и префектуру Тиба).
  • Внутренне-японский морской район (Сето-Найкай).
  • Промышленный район северных земель (Хокурику).
  • Касимский район (сюда относятся все та же Восточная Япония, Касима, регион Канто и префектура Ибараки).

Более 50% доходов обрабатывающих отраслей приходится на Иокогама, Осака, Кобе и Нагоя, а также на г. Китакюсю на севере острова Кюсю.

Самым активным и стабильным элементом рынка в этой стране выступает малый и средний бизнес. К данной сфере принадлежит 99% всех японских компаний. Впрочем, это неверно в отношении текстильной индустрии. Легкая промышленность Японии (ведущим элементом которой является упомянутая отрасль) основывается на крупных, хорошо оборудованных предприятиях.

Агропромышленность

Сельскохозяйственные угодья страны занимают примерно 13% ее территории. Причем половина этих земель - заливные поля, используемые для выращивания риса. По своей сути сельское хозяйство здесь является многоотраслевым, причем в его основе лежит земледелие, а если точнее, то выращивание риса, технических и чая.

Однако это не все, чем может похвастаться Япония. Промышленность и сельское хозяйство в этой стране активно развиваются и поддерживаются правительством, уделяющим им много внимания и вкладывающим немало денег в их развитие. Значительную роль также играют садоводство и овощеводство, шелководство, животноводство, лесной и морской промыслы.

Важное место в аграрной отрасли занимает рис. Овощеводство развито в основном в пригородах, под него отводится около четверти сельскохозяйственных угодий. Остальную площадь занимают технические культуры, кормовые травы и тутовые деревья.

Около 25 млн га покрыто лесами, в большинстве случаев владельцами являются крестьяне. Мелким собственникам принадлежат участки площадью около 1 га. Среди крупных хозяев - члены императорского рода, монастыри и храмы.

Разведение скота

Животноводство в Стране восходящего солнца начало активно развиваться только после Второй мировой войны. У него есть одна особенность - в основе лежат импортные, привозные корма (кукуруза). Собственное японское хозяйство способно обеспечить не более трети всей потребности.

Центром животноводства выступает о. Хоккайдо. В северных районах развито свиноводство. В целом же поголовье достигает 5 млн особей, причем примерно половина из них - молочные коровы.

Рыболовецкий промысел

Море - одно из тех преимуществ, которым может порадоваться Япония. Промышленность и сельское хозяйство получают из островного расположения страны множественные выгоды: это и дополнительный путь для доставки товаров, и подспорье туристической сфере, и разнообразие продуктов питания.

Однако, несмотря на море, стране приходится импортировать некоторое количество продуктов (согласно международному законодательству, добыча морской живности разрешена только в границах территориальных вод).

Основными объектами лова выступают сельдь, камбала, треска, лососевые, палтус, сайра и т.д. Примерно треть улова дают воды в районе Не обошли Японию стороной и достижения современной научной мысли: здесь активно развивается аквакультура (выращиваются жемчужницы, рыбы в лагунах и на

Транспорт

В 1924 году парк легковых автомобилей в стране насчитывал всего около 17,9 тыс. единиц. В то же время имелось внушительное число рикш, велосипедистов и повозок, которые двигались за счет волов или лошадей.

20 лет спустя увеличился спрос на грузовые машины, в основном за счет растущих потребностей армии. В 1941 году в стране было произведено 46706 автомобилей, из которых всего 1065 - легковых.

Автомобильная промышленность Японии начала развиваться только после Второй мировой войны, толчком к чему послужила война в Корее. Более выгодные условия предоставлялись американцами тем компаниям, которые брались за выполнение военных заказов.

Во второй половине 50-х годов стремительно вырос и спрос на легковые авто. К 1980 году Япония обогнала США и стала главным мировым экспортером. В 2008 году эта страна была признана крупнейшим автопроизводителем в мире.

Судостроение

Это одна из ведущих отраслей, в которой занято более 400 тыс. человек, учитывая работающих непосредственно на заводах и на вспомогательных предприятиях.

Имеющиеся мощности позволяют строить суда всех видов и предназначений, при этом целых 8 доков рассчитаны на выпуск супертанкеров водоизмещением 400 тыс. т. Деятельность отрасли координирует АСКЯ, куда входит 75 национальных судостроительных компаний, суммарно выпускающих около 80% всего объема кораблей, производимых в Японии.

Развитие промышленности Японии в данной сфере началось после Второй мировой войны, когда в 1947 году стала действовать программа планового судостроения. В соответствии с ней компании получали от правительства весьма выгодные льготные кредиты, которые в каждом году по мере увеличения бюджета росли.

К 1972 году 28-я программа предусматривала (с государственной помощью) строительство судов общим водоизмещением 3304 тыс. брт. Нефтяной кризис сильно сократил масштабы, однако заложенная этой программой в послевоенные годы основа послужила стабильному и успешному росту отрасли.

К концу 2011 года портфель заказов для японцев составлял 61 млн двт. (36 млн брт.). Рыночная доля оставалась стабильной на уровне 17% по дедвейту, причем основная часть заказов относилась к балкерам (специализированные корабли, разновидность сухогруза для перевозки грузов вроде зерна, цемента, угля насыпью), а меньшая - к танкерам.

На данный момент номером первым в сфере строительства судов в мире, несмотря на серьезную конкуренцию со стороны южнокорейских компаний, по-прежнему остается Япония. Специализация промышленности и поддержка со стороны правительства создали основу, которая поддерживает серьезные компании на плаву даже в сложившейся ситуации.

Металлургия

Страна имеет мало ресурсов, в связи с чем была разработана стратегия развития металлургического комплекса, нацеленная на энерго- и ресурсосбережение. Инновационные решения и технологии позволили предприятиям более чем на треть снизить потребление электричества, причем новации применялись как на уровне отдельных компаний, так и в целой отрасли.

Металлургия, как и другие отрасли, специализации промышленности Японии, активное развитие получила после войны. Однако если иные государства стремились модернизировать и обновить уже существовавшие у них технологии, правительство этой страны пошло по другому пути. Основные усилия (и деньги) были направлены на то, чтобы укомплектовать предприятия максимально передовыми на тот момент технологиями.

Быстрое развитие отрасли продолжалось около двух десятилетий и достигло пика в 1973 году, когда 17,27% всего мирового производства стали пришлось на одну Японию. Причем с точки зрения качества она претендует на роль лидера. Стимулировалось это, в числе прочего, импортом металлургического сырья. Ведь ежегодно завозится более 600 млн тонн кокса и 110 млн тонн железнорудной продукции.

К середине 90-х годов китайские и корейские металлургические предприятия составили конкуренцию японцам, и страна начала терять позиции лидера. В 2011 году ситуация ухудшилась из-за природного катаклизма и катастрофы на «Фукусима-1», однако по примерным подсчетам общее уменьшение темпов выпуска продукции не превышало 2%.

Химическая и нефтехимическая промышленность

Химическая промышленность Японии в 2012 году произвела продукции на 40,14 трлн йен. Страна входит в тройку мировых лидеров совместно с США и КНР, имея около 5,5 тыс. предприятий соответствующей направленности и давая рабочие места 880 тыс. человек.

Внутри самой страны отрасль занимает второе место (ее доля - 14% от общего объема), уступая только машиностроению. Правительство развивает ее как одну из ключевых сфер, уделяя большое внимание разработке экологически чистых, энерго- и

Изготавливаемая продукция продается внутри Японии и экспортируется: 75% - в страны Азии, около 10,2% - в ЕС, 9,8% - в Северную Америку и т.д. Основа экспорта - каучук, фототовары и ароматические углеводороды, органические и неорганические соединения и т.д.

Страна восходящего солнца также импортирует продукцию (объем ввезенного в 2012 году составил около 6,1 трлн йен), в основном, из ЕС, Азии и США.

Химическая промышленность Японии лидирует в производстве материалов для электронной отрасли, в частности, около 70% мирового рынка полупроводниковых изделий и 65% - жидкокристаллических дисплеев, принадлежит компаниям этой островной страны.

В современных условиях много внимания уделяется развитию производства углеродных волокон и композитных материалов для атомной и авиационной промышленности.

Электроника

Большое внимание уделяется развитию информационно-телекоммуникационной сферы. В роли «основного локомотива отрасли» выступают технологии передачи трехмерного изображения, робототехника, оптоволоконные и беспроводные сети нового поколения, интеллектуальные сети, «облачные вычисления».

По масштабам инфраструктуры Япония догоняет Китай и США и входит в тройку лидеров. В 2012 году общее число пользователей сети Интернет в стране достигло 80% от всего объема населения. Силы и средства направляются на создание суперкомпьютеров, разработку эффективных систем управления энергопотреблением и энергосберегающих технологий.

Энергетика

Примерно 80% потребности в энергоресурсах Япония вынуждена была обеспечивать за счет импорта. Изначально эту роль играло топливо, особенно нефть, из стран Ближнего Востока. С целью снижения зависимости от поставок в Стране восходящего солнца был предпринят ряд мер, в частности, в отношении «мирного атома».

Исследовательские программы в области ядерной энергетики Япония начала в 1954 году. Было принято несколько законов и созданы организации, призванные выполнять цели правительства в этой сфере. Первый коммерческий атомный реактор был импортирован из Великобритании, начав свою работу в 1966 году.

Через несколько лет страны приобрели чертежи у американцев и совместно с местными компаниями построили по ним объекты. Японские компании Toshiba Co., Ltd., Hitachi Co., Ltd. и другие стали проектировать и строить легководные реакторы сами.

В 1975 году из-за проблем с имевшимися станциями была начата программа совершенствования. В соответствии с ней ядерная промышленность Японии к 1985 году должна была пройти три этапа: первые два предполагали изменение существовавших конструкций с целью улучшения их работы и техобслуживания, на третьем же требовалось увеличить мощность до 1300-1400 мВт и провести фундаментальные изменения реакторов.

Подобная политика привела к тому, что в 2011 году в Японии имелось 53 действующих реактора, которые обеспечивали более 30% потребностей страны в электроэнергии.

После "Фукусимы"

В 2011 году энергетическая промышленность Японии получила серьезный удар. В результате сильнейшего в истории страны землетрясения и последовавшего затем цунами на АЭС «Фукусима-1» произошла авария. После случившейся затем крупной утечки радиоактивных элементов подверглось загрязнению 3% территории страны, население зоны вокруг станции (примерно 80 тыс. чел.) превратилось в переселенцев.

Это событие вынудило многие страны задуматься о том, насколько приемлемой и безопасной является эксплуатация атома.

Внутри Японии прошла волна протеста с требованиями отказаться от ядерной энергии. К 2012 году большинство станций страны было отключено. Характеристика промышленности Японии в последние годы укладывается в одно предложение: "Эта страна стремится стать «зеленой»".

Сейчас она фактически уже не использует атом, основная альтернатива - природный газ. Большое внимание также уделяется возобновляемой энергетике: солнцу, воде и ветру.

Япония – это островное государство, которое расположено в северо-западной части Тихого океана. Отрасли промышленности Японии, несмотря на ее небольшую площадь, очень развиты. Большую роль в экономике страны играет автомобилестроение, робототехника, аграрная промышленность, образование и науки.

Сельское хозяйство

Японское сельское хозяйство является многогранным. Важной и основной частью сельского хозяйства является земледелие. Главной зерновой культурой является рис, но не обделены вниманием и другие зерновые культуры. Большим спросом пользуются также бобовые и чай.

Рис. 1. Возделывание риса в Японии.

Наиболее заметную роль играют садоводство, огородничество, шелководство и животноводство. К сельскому хозяйству в Японии также относятся жемчужный промысел, морской промысел, рыболовство.

В стране восходящего солнца обрабатываемая площадь составляет 5,4 млн. га, а посевная площадь – в несколько раз больше. Это происходит по одной простой причине. Дело в том, что в некоторых районах снимают по 2-3 урожая в год.

Больше половины всей площади выделено под зерновые культуры, около 25% – под овощи, остальная земля занята кормовыми травами, техническими культурами и тутовым деревом.

Поголовье крупного рогатого скота в стране достигает 5 млн. голов (половина из них – молочные коровы). В южных районах развивается свиноводство (около 7 млн. голов).

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Огромное значения в жизни японца играет рыба. Рис и рыба всегда входили в ежедневный рацион японца, что поспособствовало развитию рыболовства.

Автомобильная промышленность

Автомобилестроение – одна из главных отраслей специализации Японии. В стране хорошо развиты автомобильная и железнодорожная сеть. В о второй половине XX века автомобилестроение достигло небывалых высот и стало составлять основную часть статей японского экспорта.

Считается, что железнодорожный транспорт Японии – один из лучших в мире. В стране функционируют около 250 поездов скоростной линии «Синкансэн».

Робототехника

Развитие робототехники и электроники – одна из главных задач для государства. Япония – высокотехнологичная страна, где уже в 1980 году началось массовое производство роботов. В год в стране производится 60 тысяч роботов, половина из которых идет на экспорт.

Рис. 2. Робототехника Японии.

Металлургия

Металлургия остается важной отраслью в промышленности Японии. Бум в черной металлургии произошел в 60-70-ых гг. XX века. Сейчас эта отрасль переживает не лучшие времена. Однако страна по-прежнему остается одним из главных экспортеров стали, ежегодно отправляя на экспорт 25 млн. тонн.

В Японии крайне слабо развита добывающая промышленность, так как здесь мало полезных ископаемых. На Японских островах добывается небольшое количество угля, серы, ртути, серебра, меди, цинка, свинца, марганца, однако этого едва хватает на удовлетворение самых скромных нужд местных жителей. Япония очень бедна и нефтью, там ее практически нет. единственное, что имеется в достаточном количестве, – это известняк, доломит, пирит, кварцевый песок.

Рис. 3. Добыча угля на Японских островах.

Что мы узнали?

По уровню социально-экономического развития Япония относится к постиндустриальному обществу. Хотя важнейшей сферой японской экономики остается промышленность, значение непроизводственного сектора растет опережающими темпами, особенно в области финансов, сферы обслуживания, научных исследований. В Японии основными отраслями промышленности являются робототехника, автомобилестроение, сельское хозяйство и металлургия.

1. В последнее время металлургия претерпела значительные изменения. Вместо многих устаревших заводов они создали мощные заводы, оснащенные новейшими технологиями.

Япония, которая не имеет достаточного количества сырья, фокусируется на импорте железной руды и коксующегося угля. Основными поставщиками железной руды были и остаются Малайзия и Канада. Основными поставщиками угля являются США, Австралия; в меньшей степени — в Индии и Канаде.

В производстве рафинированной меди Япония занимает второе место в мире со стороны Соединенных Штатов. Депозиты полиметаллических руд являются основой для развития производства цинка и свинца.

2. Японский энергетический сектор в основном ориентирован на импортное сырье (в основном на нефть и нефтепродукты). Импорт нефти превышает 200 миллионов.

тонн (собственное производство — 0,5 млн. тонн.

Промышленность и сельское хозяйство в Японии

тонн за 2007 год). Доля угля в потреблении снижается, потребление природного газа увеличивается в потреблении (оно импортируется в сокращенной форме). Роль гидроэнергетики и ядерной энергетики возрастает. В Японии наблюдается сильное электричество. Более 60% мощности приходится на тепловые электростанции (максимум 4 миллиона кВт). С середины 1960-х годов были построены атомные электростанции. В настоящее время более 20 атомных электростанций работают на импортном сырье (более 40 единиц энергии). Они дают около 30% электроэнергии.

В стране построены самые мощные атомные электростанции в мире (в том числе Фукусима — 10 единиц).

3. Судостроительная промышленность Японии очень разнообразна: из Йокогамы, Осаки, Кобе, Нагасаки и многих других судостроительных центров, расположен крупнейший в мире супертанкер и другие корабли.

Судостроение специализируется на строительстве танкеров большой емкости и сухих грузовых судов. Общий тоннаж судов, построенных в Японии, составляет 40% от тоннажа в мире. В судостроении страна прочно заняла первое место в мире (2-е место — Республика Корея). Судостроительные и судоремонтные компании расположены по всей стране. Основные центры находятся в крупнейших портах (Йокогама, Нагасаки).

4. Производство цветных металлов является материальным и энергоемким. Что касается «экологически грязной» отрасли, такая важная реорганизация отрасли.

В последнее десятилетие выплавка цветных металлов сократилась в 20 раз. Нефтеперерабатывающие заводы расположены практически во всех крупных промышленных центрах.

5. Инжиниринговая промышленность Японии включает в себя различные отрасли (судостроение, автомобилестроение, общее машиностроение, приборостроение, радиоэлектроника, авиастроение).

Существует ряд крупных тяжелых машиностроительных заводов, станкостроение, производство оборудования для освещения и пищевой промышленности. Важнейшими отраслями промышленности были электроника, радиопромышленность и транспортная техника.

* В последние годы Япония также заняла первое место в автомобильной промышленности (13 миллионов единиц в год) (20% экспорта Японии — промышленность).

Важнейшими отраслевыми центрами являются Toyota (район Нагасаки), Йокогама, Хиросима.

* Основные компании общего машиностроения расположены в промышленной зоне Тихого океана: в районе Токио — сложные аппаратные средства, промышленные роботы; в Осаке — металлоемкое оборудование (рядом с центрами металлургической промышленности); в Нагойском регионе — машиностроение, производство оборудования для других отраслей промышленности.

* Компании радио и электронной промышленности ориентированы на центры с квалифицированной рабочей силой, с хорошо развитой транспортной системой и хорошо развитой научно-технической базой.

На долю Японии приходилось более 60% производства промышленных роботов, ½ станков с ЧПУ и изделий из чистой керамики — от 60 до 90% производства отдельных типов микропроцессоров в мире в начале 1990-х годов.

Япония занимает лидирующие позиции в области производства бытовой электроники и электронного оборудования. Доля страны в мире производства цветных телевизоров (с учетом производства японских компаний в иностранных компаниях составляет более 60%, видеомагнитофоны — 90% и т. Д.). Продукция наукоемких отраслей составляет около 15% от общего объема промышленного производства в Японии. И вообще для машиностроительной продукции — около 40%.

* Нефтеперерабатывающие заводы, а также химическая промышленность тяготеют к основным центрам индустриальной зоны Тихого океана — в агломерации промышленной зоны промышленного пояса Токио.

В мегаполисе Токио (Кавасаки, Тиба, Йокогама) в районах Осака и Нагоя компании используют импортное сырье. В зависимости от уровня развития химической промышленности Япония занимает одно из первых мест в мире.

страницы: 1 2

Подробнее о теме:

Территориальное разделение труда в Вологде
риториальный работает экономическое сотрудничество Вологда С 1 января 2006 года в соответствии с Федеральным законом № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в Вологодской области в составе 372 муниципалитетов: 26 муниципальных районов …

Предоставление России различных видов угля
В Российской Федерации имеется огромный резерв угольного баланса (более 200 млрд. Тонн — 12% мировых запасов) для фактического исследования — 105 млрд. Тонн угля геологических ресурсов оценивается в 4450 млрд. Тонн (30 процентов мировых запасов) …. По типам угля в структуре разведанных запасов России …

Экономические связи Южной Кореи
Западные страны Торговые отношения с западными странами включают экономическое партнерство, особенно с Соединенными Штатами и Европейским союзом.

Соединенные Штаты являются основным экономическим партнером Южной Кореи. Кроме того, Южная Корея занимает седьмое место в списке торговых партнеров США, перед многими развитыми …

Крупнейшие корпорации Японии

Все крупные промышленные компании в Японии являются транснациональными корпорациями, одним из крупнейших в мире. В списке 500 крупнейших ТНК в мире у них очень высокие позиции: двигатель Toyota, двигатель Honda — в автомобильной промышленности; Hitachi, Sony, NEC — в электронике; Toshiba, Fujitsu, Canon — в производстве компьютерной техники и т. Д.

К концу двадцатого века количество предприятий, предприятий и предприятий в Японии составило более 1,8 миллиона, а промышленные — 720 тысяч. Из них только 632 компании, которые составляют всего 0,1%, с более чем тысячей сотрудников.

Современная строительная индустрия в Японии представляет собой классическую двухуровневую систему: на самом высоком уровне — относительно небольшое количество крупных корпораций, более низкий уровень состоит из более чем 500 тысяч мелких субподрядчиков. Для крупных строительных компаний, Shimizu Corporation, Taisei Corporation, Kajima Corporation, Takenaka Corporation, Obayashi Corporation и Kumagai Gumi, Fujita Corporation, TODA Corporation, Hazama Corporation, Tokyo Construction и Mitsui Construction.

Крупнейшими японскими корпорациями сегодня являются передовые технологические концепции и строительство ультрасовременных небоскребов, их заводы оснащены специальными устройствами для автоматической сборки высокотехнологичных компонентов, Корпорация — ведущая мировая компания в области строительства тоннелей и подземных сооружений различного назначения.

Наконец, и, самое главное, у них самые современные технологии в области робототехники и компьютерной автоматизации строительных процессов и строительства «умных» зданий (зданий с автоматизированными системами жизнеобеспечения), а также массового использования модульных моделей установки.

Сильный интерес крупнейших японских корпораций в строительстве зданий во многом является отражением тенденции, которая была четко продемонстрирована в последние десятилетия — растущей концентрации населения Японии в центральных меганах.

Поэтому одним из возможных путей решения проблемы нового доступного жилья в японских меганах, активно поддерживаемого руководством Kajima Corporation, является активное строительство высоких и чрезвычайно высоких зданий.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ЯПОНИИ

Mitsubishi (Mitsubishi) — одна из крупнейших японских корпораций, специализирующихся на производстве автомобилей. Сегодня Mitsubishi — один из крупнейших в мире автомобилей с самым широким диапазоном моделей — от микроавтобусов до тяжелых грузовиков и специальных автомобилей. Победы автомобилей Mitsubishi на Мировом ралли бесспорны и многочисленны; Ее модели вознаградили огромное количество наград.

Структура японской экономики

Отраслевая структура японской экономики : услуги — около 70%; промышленность — около 25; сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство — около 5%.

В 1980-х и 1990-х годах доля сельского хозяйства, продовольствия, текстиля, обрабатывающей промышленности, металлургической промышленности и других отраслей промышленности упала в ВВП Японии. Электроника и услуги начали развиваться на высоком уровне. Производство компьютеров, телекоммуникационных сетей, систем обработки текстов, бытовой электроники, промышленных роботов является основным направлением капитальных вложений японских предпринимателей.

Целью японской инвестиционной политики является не расширение производства, а модернизация оборудования, основанного на научных исследованиях. Примерно 19% ВВП поступает в основной капитал.

промышленность . Добыча горных продуктов снижается. Производство в Японии имеет следующую структуру (% в общей экономике): машиностроение — 50,2%, химическая и нефтехимическая промышленность — 12, пищевая — 10,8, древесина, бумага — 9, металлургия — 6,5, легкая промышленность — 4,2, строительные материалы, фарфор в фаянсе — 3,3%.

Машиностроение имеет тенденцию к увеличению и делится на: общую технику, электротехнику (включая электроприборы), транспортные средства, средства связи, прецизионные инструменты и т. д.

Электротехника Япония получила всемирное признание.

Включает электротехнику в быту, робототехнику, компьютерное производство. Это крупнейший подсектор аппаратной конструкции. Япония уделяет серьезное внимание использованию робототехники в повседневной жизни.

Автомобильная промышленность . По количеству произведенных автомобилей (по количеству легковых автомобилей и хуже по грузовым и автобусным-1) США занимают второе место в мире. Он ориентирован на экспорт продукции для национальной!

(особенно в азиатских странах).

судостроение (около 30% мировой судостроительной промышленности) занимает второе место в Республике Корея. Преобладает производство кораблей для международных сообщений.

металлургия Он разделен на три группы: черные, цветные и металлические изделия.

Один из ведущих производителей стали в мире. В дополнение к железной руде Япония активно использует вторичное сырье для его производства.

Легкая промышленность текстильной, пищевой, бумажной и химической промышленности.

Производится производство лекарств.

Пищевая промышленность В Японии есть некоторые особенности. 1. Существует ряд специальных (традиционных) видов продуктов питания, производство которых практически невозможно заменить на импорт. 2. Японская пищевая промышленность производит продукцию самого высокого уровня готовности.

3. Широко используемые заменители соли, сахара, жира и т. Д. (они популярны низкокалорийные продукты). Объем производства продуктов питания относительно стабилен, поскольку он в основном предназначен для внутреннего потребления и не экспортируется.

Химическая промышленность это индустрия, основанная на знаниях.

Важную роль играют нефтехимия и производство лекарств.

Бумажная промышленность является традиционным, но он имеет проблемы (из-за отсутствия древесины и необходимости использования переработанных материалов в этом отношении).

строительство — специальная промышленность в Японии (из-за высокой урбанизации и необходимости проведения инженерных и строительных работ, которые в основном инвестируются государством). Норма, точность и высокое качество являются нормой.

сельское хозяйство .

Обработанные территории занимают 15% территории страны. Промышленность обеспечивает почти 3/4 потребностей страны в питании путем повышения сельскохозяйственного производства и, следовательно, увеличения инвестиций в промышленность. Инструкциями по интенсификации являются рациональное использование земли, расширение сезонного производства, механизация и химикаты.

Однако в последние годы уровень самообеспеченности источников продовольствия и рост их импорта значительно снизился. Япония — крупнейший импортер сельскохозяйственной продукции, особенно зерновых и кормов (60% продовольствия).

Основой сельского хозяйства являются мелкие хозяйства (1,2 га).

Производство растений .

Основным зерновым продуктом является рис (10-12 миллионов тонн), это более 50% культур, за которыми следуют пшеница, соя и овощи.

Животноводство игра в Японии не так важна, как выращивание риса. Японцы тратят гораздо меньше мяса и молочных продуктов по сравнению с людьми западных стран.

Однако за последнее десятилетие роль домашнего скота значительно возросла. Это особенно быстро развивается; , свиная и куриная птица.

Традиционно разработано рыбалка , роль промышленности является постоянной; Она увеличивается.

Рыба, как и рис, остается основной пищей. Чтобы поймать рыбу, Япония занимает второе место в Китае, а потребление рыбы — второе место в Исландии.

Одной из серьезных проблем дальнейшего развития японского сельского хозяйства является изменение структуры населения. Во-первых, число работников в промышленности снижается полностью; Во-вторых, увеличивается доля граждан в возрасте старше 60 лет. Количество фермерских хозяйств, работающих в коммерческих целях, заметно уменьшается.

Другая проблема заключается в необходимости совершенствования технологий переработки сельскохозяйственной продукции.

Сфера услуг включает: электроэнергетику, газовые и тепловые объекты, водоснабжение, транспорт, связь, торговлю, финансы, страхование, управление, бытовые и рекреационные услуги («сабжи» — «индустрия услуг»)

В нем работают 63,7% сотрудников.

Сфера Саби — «Сфера услуг» — одна из крупнейших и наиболее динамичных отраслей в Японии (не только в сфере услуг, но и во всей национальной экономике) и в плане производства — такая же, как и вся обрабатывающая промышленность в целом.

Характеристика отраслевой и территориальной структуры экономики Японии

Япония взяла верх в 2004 году.

более 6,5% мирового ВВП, 12% мирового промышленного производства. Объем внешней торговли составляет около 11,2% мирового товарооборота.

В начале двадцатого века.

Экономика Японии характеризуется следующей структурой: сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство составляют 2,2% ВВП и 5,4% работы; В отрасли генерируется около 41,1% ВВП, занято 34,6% работников; сектор услуг составляет 56,7% ВВП и 60% рабочей силы в этом секторе.

В отличие от других стран «большой семерки», где доля сферы нематериального производства выше, в Японии отличная роль отрасли.

Япония является одним из крупнейших инвесторов в мире: она составляет около 40% мирового кредитного капитала. В основном в облигациях, ценных бумагах США и ЕС.

Промышленность Японии и ее развитие

Особенностью последних времен является резкое увеличение прямых инвестиций. Они стоят в среднем 15,5 млрд. Долл. США в год.

С 80-х годов. Япония стала одним из крупнейших финансовых центров в мире.

Японский рынок наличных денег и капитала оценивается более чем в 6 триллионов долларов. Это второе американское число (9,9 млрд. Долларов США). Стоимость акций, зарегистрированных на Токийской фондовой бирже, превышает 3 триллиона долларов.

Это больше, чем Нью-Йоркская фондовая биржа.

Что касается расходов на исследования и разработки, Япония занимает второе место в мире, отставая только от США. Расходы на НИОКР составляют более 3% ВВП и достигают 80% уровня США.

Новые и современные промышленные сектора, основанные на передовых технологиях, развивают: 1) производство коммуникационных и информационных технологий, 2) производство новых композиционных материалов и 3) биотехнологию.

Японскую промышленность можно разделить на две группы отраслей:

1. Материально-интенсивное производство: сталеплавильное, нефтехимическое, автомобильное, судостроение.

Важность этих отраслей со временем уменьшается. К началу восьмидесятых годов. в судостроительной промышленности 40% мощности было представлено в алюминиевой промышленности — 45%, в производстве синтетических волокон — 20%;

2. высокотехнологичные отрасли: производство роботов (50% мирового масштаба), компьютеры, полупроводники (40% мирового производства), бытовая радиоэлектроника.

Страна занимает первое место в мире по производству металлорежущих станков, промышленных роботов, фотографического оборудования и других продуктов, вторая по производству кораблей.

Сохраняется высокий уровень производства потребительских товаров, который в основном ориентирован на экспорт.

Увеличивается производство медицинской электронной аппаратуры, микроэлектроники, устройств численного контроля. Япония поставила перед собой задачу развития вблизи Вселенной.

Основные инженерные объекты сосредоточены в промышленной зоне Тихого океана.

Эксклюзивное место занимает токийская область (Keihin), которая поставляет более 30% изделий машиностроения. На побережье внутреннего японского моря создается целая цепь промышленных единиц. Государство содействует промышленному развитию приграничных регионов страны.

Топливно-энергетический комплекс. Долгое время он был основой энергетического сектора в состоянии угля, древесины.

Рост тяжелой промышленности привел к значительным изменениям в энергетической базе Восточной Японии, где сосредоточены наиболее энергоемкие отрасли. Значительно сократился объем потребления импортной нефти и коксующегося угля, а доля национальных источников энергии заметно снизилась.

Энергетическая база японской промышленности очень уязвима. На 80% это зависит от импорта нефти.

В настоящее время Япония потребляет 5% мирового производства электроэнергии. В 2002 году она произвела 1038 миллиардов киловатт. электрический ток, прошел этот показатель до третьего места в мире по США и Китаю. В своем развитии японская электроэнергетика прошла несколько этапов. Первую из них можно назвать гидроэнергетикой, она упала до 50 лет. Второй этап охватывал 60-е и первую половину 70-х годов.

Третий этап начался с середины семидесятых до середины восьмидесятых. Четвертое — с середины 80-х до середины 90-х годов. Последний — с середины девяностых до наших дней.

В 2003 г. производство химической продукции в Японии в стоимостном выражении возросло по сравнению с 2002 г. на 1% и составило 22,75 трлн. иен (свыше $181 млрд.). По этому показателю страна по-прежнему занимает второе после США место в мире и первое в Азии.

В данном секторе экономики насчитываются более 5 тыс. предприятий с общим числом занятых около 364 тыс. В пятерку ведущих продуцентов химических товаров в Японии входят компании (продажи в 2003 г., млрд. $): Mitsubishi Chemical — 16,2, Asahi Kasei — 11,1, Sumitomo Chemical — 9,5, Mitsui Chemicals — 9,1, Ube Industries — 4,9.

В 2003 г. несколько возрос уровень продаж и прибылей крупнейших химических компаний страны.

Экспорт химической продукции из Японии в 2003 г. вырос против 2002 г. на 16,5% и достиг $38,5 млрд. Около 60% экспорта направляется в страны Азии, в первую очередь в Китай, Республику Корея и на Тайвань.

Его основу составляют органические и неорганические соединения, пластмассы, лаки и краски, фармацевтические товары и др. Импорт химикатов в Японию (в основном из стран ЕС и США) в 2003 г. увеличился на 15% — до $29,75 млрд. В нефтехимической отрасли впервые с 1999 г. прекратилось падение производства этилена, объем которого вырос по сравнению с 2002 г. более чем на 2% — до 7,3 млн. т, практически достигнув уровня 2001 г. Также прекратился спад в производстве пластмасс, синтетических волокон , красителей, резинотехнических изделий.

Выработка полиэтилена только в IV квартале 2003 г. возросла на 4%. Выпуск полипропилена и синтетических волокон стабилизировался на уровне 2002 г., и наметилась тенденция к его росту.

Это главным образом связано с увеличением спроса со стороны КНР и возросшими ценами на азиатском рынке. Япония осуществляет постепенное снижение импортных пошлин на нефтехимическую продукцию, что ведет к усилению конкуренции на внутреннем рынке со стороны зарубежных поставщиков. В этой связи японские нефтехимические компании увеличили в 2002-2003 гг.

Экономика Японии

инвестиции в модернизацию предприятий с целью повышения эффективности производства и снижения издержек.

В отрасли продолжается процесс концентрации капитала. В начале текущего десятилетия Idemitsu Petrochemical и Tokuyama создали компанию по производству полипропилена Tokuyama Polipro, а Nippon Polichem и Nippon Poliolefines — СП по выпуску полиэтилена. Mitsui Chemical и Sumitomo Chemical планируют слияние в 2004 г., что может привести к образованию крупнейшего продуцента химикатов в стране.

Японские химические концерны продолжают создавать новые фирмы в азиатских странах, прежде всего в КНР.

Ключевая роль в разработке и производстве высокотехнологичной химической продукции в Японии принадлежит таким компаниям, как Mitsubishi Chemical, Mitsui Chemicals, Denky Kagaku Kogyo, Kao, Midory Kagaku, Nippon Chemical Industrial, Nissan Chemical Industrial, Toa Gosay и Toso.

Указанные компании планируют в ближайшей перспективе сосредоточить внимание на выпуске химикатов для электронно-информационной индустрии, биотехнологической и химико-фармацевтической отраслей, делая основной акцент на обеспечении высокого уровня экологической чистоты продукции.

Параллельно японские компании продолжают укреплять позиций на мировом рынке традиционных видов крупнотоннажных химикатов: полимеров, поверхностно-активных и агрохимических веществ, в первую очередь за счет расширения их производства на зарубежных дочерних предприятиях.

По оценкам японских экспертов, совершенствование национальной научно-технической и производственной базы на основных направлениях развития химической промышленности обеспечит условия для дальнейшего укрепления позиций Японии на мировом рынке химической продукции до 2010 г. В соответствии с принятой правительством Японии в 2002 г. обновленной программой развития высокотехнологичных отраслей до 2010 г. одним из ключевых направлений признано развитие практического приложения биотехнологии.

Компании, специализирующиеся в данной области, осуществляют массированное продвижение продукции на внутренний и внешний рынки. Этому способствуют такие факторы, как наличие необходимого технического оснащения для проведения НИОКР и поддержка со стороны государственных органов, в частности, Министерства экономики, торговли и промышленности. Около 80% всех ассигнований на проведение НИОКР в сфере биотехнологии обеспечивают крупные пищевые, винодельческие, химические и фармацевтические компании (Adsinomoto, Mitsubishi Chemical Industries и др.).

Решающее значение для развития биотехнологии в Японии имеет тесное сотрудничество государственного и частного секторов. В реализации биотехнологических проектов наряду с крупными и средними фирмами принимает участие ряд министерств, а в последнее время большой вклад в новейшую биотехнологию вносят университеты.

Фундаментальные исследования в области генной инженерии позволили создать мощный научный задел и дать импульс прикладным разработкам.

Основное применение современная биотехнология находит в химико-фармацевтической промышленности, на долю которой приходится около 60% продаж продуктов, получаемых с использованием генноинженерных методов. Asahi Chemical Industries проводит исследования по созданию противораковых лекарственных средств совместно с Токийским университетом и фирмами Dainippon Seyaku и Sumitomo Chemical Industries.

Компания Sumitomo Seyaku выпустила в продажу на рынок препарат “Sumiferon” (типа альфа-интерферона), который признан первым в мире лекарством для лечения рака почек. Компания также предложила применять его для лечения гепатита-В6.

Одним из наиболее значительных достижений Sekysui Chemical Industries является разработка метода диагностики различных видов рака с помощью моноклеточных антител. Sankyo, которая наряду с фирмой Takeda в настоящее время лидирует в производстве препаратов по снижению уровня содержания холестерина в крови, создала препарат “Pravastatin”, объем продаж которого в Японии достиг 100 млрд.

Японские частные фирмы активизировали многоаспектные исследования в области генной инженерии. Некоторые фирмы, имея разрешения Министерства здравоохранения и социального обеспечения и зачастую невзирая на протесты потребителей, ведут исследования в области выращивания животных и растений с заданными свойствами, а также разработки пищевых продуктов методами генной инженерии.

Научно-исследовательский институт “Plantech” занимается исследованиями в выращивании сортов риса, устойчивых к различным вирусам. Mitsui Toatsu работает над таким сортом риса, который смогут употреблять в пищу даже страдающие аллергией на него. Фирма Kagome разрабатывает путем скрещивания новые стелющиеся сорта помидоров, приспособленные к определенным климатическим условиям и удовлетворяющие запросам потребителей.

Емкость японского рынка растений, полученных с использованием методов генной инженерии, в 2005 г. оценивается специалистами в 600-700 млрд. иен.

Биотехнология на современном этапе, отмечает японская печать, является одной из наиболее привлекательных сфер сложной наукоемкой технологии с точки зрения приложения частного капитала. Японские частные фирмы, которых теснят компании из новых индустриальных стран в области традиционных базовых отраслей промышленности, ищут новые сферы вложения капиталов.

В последние 10-15 лет частные фирмы, функционирующие в таких отраслях, как металлургическая, пищевая, текстильная, химико-фармацевтическая, стали активно включаться в сферу биотехнологии. Токийская Kirin Biru, уже более ста лет ведущая в стране пищевая и пивоваренная фирма, имеет лабораторию прикладной биологии в Маэбаси, где ведутся разработки медикаментов, ферментов и исследования культуры клеток.

В ее техническом центре в Иокогаме разрабатываются новые виды оборудования и технологии производства. Keva Hakko Kogyo, крупный продуцент алкогольных напитков, аминокислот, приправ, продуктов нефтехимии, активизировала биотехнологические исследования на нескольких направлениях, включая терапию рака с использованием иммунологических методов.

Крупнейшая в Японии текстильная компания Toray стала ведущим изготовителем альфа-интерферонов, применяемых в противораковой терапии. Nippon Kokan, один из ведущих продуцентов стали в стране, начала осуществлять научно-исследовательскую программу в области биотехнологических методов производства аминокислот. Nippon Electric форсирует фундаментальные исследования в области создания новых видов товаров, включая продукцию биоэлектроники.

Компания имеет широкие связи с университетами мира, изучает функции мозга человека, а также процессы обработки информации, поступающей от живых клеток. Она входит в число наиболее активных участников ряда проектов проведения фундаментальных исследований в рамках программы “Границы возможностей человека”. (БИКИ).

История развития промышленности в Японии

Известная «японская модель» экономики формировалась в течение 150 лет. Еще во второй половине 18 века правительство страны быстрыми темпами стало развивать промышленное производство. И первой задачей было не допустить колонизацию странами Запада. Развитие началось с сельского хозяйства, затем появились заводы, которые образовались в крупные концерны или «дзайбацу» Мицубиси, Сумитомо и Мицуи.

До начала Второй мировой войны в Японии было создано мощная тяжелая промышленность, которая позволила сформировать средний класс. Но, несмотря на рост промышленного производства, экономика страны еще отставала от остальных держав. Основным объектом экспорта был шелк, хотя составлял всего 13% от всего объема экспортируемых товаров. Отрасли промышленности (в частности, машиностроение) были на тот период еще технологически неразвиты. Только начало появляться производство товаров массового спроса.

«Японская модель» экономики предусматривала наличие двух элементов:

  • пожизненный наем персонала;
  • зависимость статуса и оплаты труда от рабочего стажа.

Определение 1

Пожизненный наем сотрудников – это гарантированная стабильная работа и жизнь, но со временем приводящая к снижению инициативности людей, излишнему подчинению и снижению заинтересованности в развитии предприятия.

После окончания войны промышленность и экономика стали восстанавливаться и развиваться довольно быстрыми темпами. Ключевыми целями социально-экономического развития Японии стали снижение или полная ликвидация гиперинфляции; твложение всех ресурсов на восстановление промышленного производства.

Правительство все силы бросило на решение второй задачи, и к концу XX века промышленность почти полностью восстановилась. Этот скачок способствовал тому, что Япония стала считаться одной из передовых стран на мировой арене.

Замечание 1

Япония – это не просто вторая страна по объему производимого внутреннего национального продукта (ВНП), но еще и главный конкурент США. Она является лидером научно-технического прогресса (НТП).

Структура и география промышленности в Японии

После окончания Второй мировой войны японская промышленность развивалась эволюционно. Если ранее курс был взят на легкую промышленность, то в этот период основное внимание уделялось таким отраслям, как: металлургия; нефтехимия; тяжелое и транспортное машиностроение;

В 1970-х годах промышленность Японии пошла по революционному пути своего развития, и страна стала мировым лидером почти во всех наукоемких сферах экономики: робототехнике, микроэлектронике, фармацевтике и т.д.

Территориальная структура промышленности Японии простирается от Токио до Нагасаки по всему Тихоокеанскому промышленному поясу. Это концентрация большой доли промышленного и сельскохозяйственного производства и отраслей непроизводственной сферы (финансы, образование и наука).

Замечание 2

Характерной чертой промышленности страны является ее зависимость от импорта сырья и экспорта уже готовой продукции.

Топливно-энергетический комплекс Японии работает исключительно на импортной нефти. В стране размещаются более тысячи электростанций. Крупные ТЭС находятся в районе больших городов, функционируют и гидроэлектростанции.

Большую роль в экономике Японии играет атомная энергетика. Для их работы из Африки поставляется сырье – уран. Регулирование и контроль за деятельностью атомных электростанций осуществляют крупные монополии «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо».

Черная металлургическая промышленность также работает на импортном сырье. Япония – крупный импортер железной руды из Индии, Бразилии и Австралии. По производству стали страна находится на втором месте после Китая, но не уступаем ему по качеству готовой продукции.

Что касается цветной металлургии, то на территории Японии располагаются заводы по производству рафинированной меди, никеля, цинка и вторичного алюминия. Для страны характерны только заключительные стадии производства цветных металлов.

Самой развитой отраслью японской промышленности является машиностроение. Крупные его центры находятся в главных индустриальных районах страны:

  • Токио – Иокогама;
  • Нагоя;
  • Осака – Кобе.

По производству легковых автомобилей Япония уже многие годы стабильно занимает 1 место в мире (1/5 часть мирового производства). Половина производимых автомобилей экспортируется в другие страны.

Также Япония является неоспоримым лидером и в производстве электронной и бытовой электротехнической продукции. Она занимает одно из ведущих мест по уровню развития химической промышленности. В стране развиты почти все виды химической промышленности от нефтепереработки до тонкой химии.

Перспективы развития японской промышленности

В настоящее время Япония находится на пике своего развития, но в стадии внесения корректировок в свою модель управления. «Японская модель» экономики эфективно работает в период преодоления кризисных ситуаций и устранения отставания от уровня развития других государств. Все мероприятия позволили поднять экономику и промышленность страны, но не предусматривали дальнейшее развитие.

В связи с этим необходима структурная реформа, которая способствовала бы обеспечить рост промышленности страны с учетом влияния внешних и внутренних факторов. Основными положениями данной реформы являются:

  1. формирование новых отраслей промышленности (защита окружающей среды, экология, строительство жилья для населения);
  2. преобразования в финансовой сфере;
  3. реформа налогообложения;
  4. решение проблем разницы цен внутри страны и за рубежом (импорт риса);
  5. административная реформа
  6. решение социальных проблем (пенсионное и медицинское страхование);
  7. модернизация образовательной системы.

Результатом реализации структурной реформы должно стать появление новых возможностей для решения острых и актуальных социально-экономических проблем в обществе страны.

На долю Японии приходится 12% мирового промышленного производства. Развиваются преимущественно новые и новейшие отрасли промышленности, базирующиеся на передовых технологиях: 1) производство средств связи и информатики; 2) производство новых композитных материалов; 3) биотехнология.

Страна занимает первое место в мире по производству судов, металлорежущих станков, промышленных роботов, фотоаппаратуры и другой продукции.

Сохраняется высокий уровень производства потребительских товаров, в значительной мере ориентированный на экспорт. Наращивается выпуск медицинской электронной аппаратуры, микроэлектроники, станков с числовым программным управлением. Япония поставила целью освоение ближнего космоса.

Основные объекты машиностроения сосредоточены в пределах Тихоокеанского промышленного пояса. Исключительное место занимает Токийский район (Кэйхин), который дает более 30% продукции машиностроения. Целая цепь промышленных узлов создана на побережье внутреннего Японского моря. Государство стимулирует промышленное развитие окраинных районов страны.

Топливно-энергетический комплекс. Довольно долгое время основой энергетики страны являлись уголь, древесина. Рост тяжелой промышленности обусловил существенные изменения в энергетической базе Восточной Японии, где сосредоточены наиболее энергоемкие производства. Резко возросли масштабы потребления импортной нефти и угля, а доля национальных источников энергетики заметно снизилась. Энергетическая база японской промышленности является весьма уязвимой. На 80% она находится в зависимости от импорта нефти.

Япония потребляет в настоящее время 5% мирового производства электроэнергии. В 2000 г. она произвела 1012 млрд квт. электроэнергии, вышла по этому показателю на третье место в мире после США и КНР. В своем развитии электроэнергетика Японии прошла несколько этапов. Первый из них можно назвать гидроэнергетическим, он пришелся на 50-е гг. Второй этап охватил 60-е гг. и первую половину 70-х гг. Третий этап начался с середины 70-х до середины 80-х гг. Четвертый – с середины 80-х до середины 90-х гг. Последний пятый – с середины 90-х до настоящего времени.

На первом этапе в 1950 г. доля ГЭС в общей выработке электроэнергии достигла 85%, в 1960 г. она снизилась, но все же составляла еще 50%. В Японии нет крупных ГЭС. Все гидростанции – небольшие и расположены главным образом в центральных горных районах острова Хонсю. Общее число их достигает 600. В 50-е гг. ГЭС обеспечивали базовую нагрузку энергосистем. Однако в дальнейшем доля их в общей выработке начала снижаться. Сказались как использование речных створов, наиболее удобных для сооружения ГЭС, так и конкуренция со стороны тепловых электростанций.

Второй этап, охватывающий 60-е гг. и первую половину 70-х гг., можно назвать теплоэнергетическим. Конечно, ТЭС строились и до этого. Но они ориентировались главным образом на отечественные угольные ресурсы и, прежде всего, на главный угольный бассейн, расположенный на севере острова Кюсю, где сложился целый куст ТЭС. Отсюда уголь привозился и на ТЭС, питавшие энергией крупные города мегаполиса Токайдо. В 60-е гг., когда Япония стала в больших количествах импортировать дешевую нефть, оказалось более выгодным перевести большинство ТЭС с угольного на нефтяное топливо. В связи с этим произошел сдвиг тепловой электроэнергетики к морю, куда доставлялась сырая нефть, и где были построены крупные нефтеперерабатывающие заводы. И ныне крупнейшие ТЭС Японии (мощностью в 3–4 млн квт. и более) располагаются на побережье Тихого океана и внутреннего Японского моря, вблизи от Токио, Нагои и Осаки (Касима, Содегаура, Анегасаки, Тита, Химедзи). А доля ТЭС в общей выработке электроэнергии уже к середине 70-х гг. возросла до 80% (в том числе на жидком топливе – 70%, на импортном сжиженном природном газе – 7 и на угле – 3%).

Начало третьему этапу развития энергетики Японии было положено мировым энергетическим кризисом середины 70-х гг. Резкое подорожание нефти и уменьшение ее импорта привело к пересмотру энергетических концепций Японии, которые коснулись и электроэнергетики. Снова стала расти выработка на угольных ТЭС, но ориентирующихся уже не на отечественный, а на более дешевый импортный энергетический уголь, главным образом австралийский. Шире стал использоваться для этой цели сжиженный природный газ, поступающий из Малайзии, Индонезии, Брунея, ОАЭ, Аляски. И все же главная ставка была сделана на быстрое развитие атомной энергетики. Поэтому третий этап можно назвать атомно-энергетическим. На первый взгляд, это может показаться странным. Хорошо известно, что Япония оказалась первой страной, пережившей атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки и испытывающей с тех пор своеобразную «атомную аллергию». Атомная энергетика Японии целиком ориентируется на импортное урановое сырье. И если такая ставка была сделана, то только потому, что другой альтернативы для развития энергетики страны практически не существовало. К тому же высочайший научно-технический уровень японской экономики, как считалось, позволит обеспечить экономичность и безопасность атомной энергетики. Строительство атомно-энергетических реакторов в Японии было начато в

70-х гг. по лицензиям американских и французских фирм. Уже в середине

80-х гг. в стране действовали 30 реакторов, а доля АЭС в общей выработке электроэнергии составила 18%. Были разработаны новые технологии, благодаря которым атомная энергия оказалась дешевле электроэнергии, вырабатываемой на обычных конденсационных ТЭС. К середине 80-х гг. было закончено сооружение таких АЭС, как Фукусима, мощностью в 8,8 млн кВт, Хитати и др. Практически все АЭС Японии расположены на морском побережье. Это объясняется тем, что небольшие реки острова Хонсю, которые к тому же используются для орошения и водоснабжения, не могут обеспечить АЭС циркуляционной водой для охлаждения реакторов, а использование обычных градирен затруднительно из-за очень высокой влажности воздуха. Многие прибрежные АЭС располагаются на специально намытых площадках, хотя это так же, как и необходимость проведения антисейсмических мероприятий, переноса рыбацких поселков и дорог сильно удорожает строительство.

В качестве четвертого этапа можно выделить период с середины 80-х до середины 90-х гг. Для него характерен дальнейший рост электроэнергетических мощностей и некоторая стабилизация структуры ее выработки. Ныне ТЭС вырабатывают около 59,3% всей электроэнергии и обеспечивают базовую нагрузку в энергосистемах. Такую же функцию выполняют и АЭС. В 2000 г. в стране действовали 52 реактора общей мощностью 44,068 млн кВт (третье место в мире после США и Франции), а доля АЭС в производстве электроэнергии составляла 31,1%. Что же касается ГЭС, то их доля снизилась до 9,3%. На электростанциях, работающих на альтернативных источниках энергии, производится 0,3% электроэнергии.

Наконец, пятый этап можно назвать перспективным. После публикации в 1990 г. очередной «Белой книги» японского министерства внешней торговли и промышленности можно со всей уверенностью утверждать, что ближайшие двадцать лет также пройдут под знаком форсированного развития атомной энергетики. В ближайшие двадцать лет предполагается ввести в действие еще 40 атомных реакторов, и в том числе в 2000–2001гг. увеличились мощности действующих АЭС до 72 млн кВт, а их доля в общей выработке электроэнергии – до 43%. По прогнозам, к 2010 г. на АЭС будет вырабатываться уже 71% электроэнергии.

Проблема безопасности АЭС остро стоит во всех странах. В Японии она успешно решается. Во-первых, на всех АЭС каждый год проводятся проверки технического состояния станций. Кроме того, каждый день проводится полный качественный контроль всех агрегатов как самим персоналом, так и определенными охранными компьютерными системами. Почти при всех АЭС существуют тренировочные центры, где обучается весь персонал, проигрываются критические ситуации.

Большой интерес для Японии представляет использование нетрадиционных источников энергии. Япония – страна действующих и потухших вулканов. Здесь, особенно на острове Хонсю, известны тысячи горячих источников, гейзеров и фумарол. Уже в 70-х гг. здесь была построена первая геотермальная электростанция. К началу 90-х гг. в стране насчитывались уже миллионы «солнечных домов», в которых солнечная радиация используется для обогрева помещений и нагрева воды. В литературе часто встречается упоминание о принятой еще в 1974 г. государственной программе «Солнечный свет», предусматривающей более широкое использование солнечной энергии и других альтернативных энергоресурсов. В 1978 г. была принята программа под названием «Лунный свет», которая ставила своей главной целью внедрение энергосберегающих технологий. Эти программы не отменены. Однако нужно учитывать, что они появились в самый разгар энергетического кризиса и были вполне естественной реакцией на него. Первоначально программой «Солнечный свет» намечалось довести долю нетрадиционных источников энергии в

2000 г. до 20%. Затем она была снижена до 5–7%, но, по нынешним данным, не достигнет и 1%.

Черная металлургия – одна из старых отраслей, которые на современном этапе развития мирового хозяйства переживают хронический спад производства. Тем не менее для Японии она была и остается одной из важных отраслей международной специализации. Особенно быстро выплавка стали росла до середины 70-х гг., достигнув максимума в 1973 г. Япония, обогнав США, вышла по размерам выплавки стали на второе место после КНР. Это, прежде всего, результат крупного капитального строительства. В 60–70-е гг. в стране были построены двадцать новых крупных заводов черной металлургии. Однако с началом мирового энергетического кризиса середины 70-х гг. размеры выплавки стали уменьшаются. В начале 80-х гг. наступил еще больший спад, связанный с замедлением общих темпов экономического развития, а также с уменьшением выпуска металлоемкой продукции – морских судов, многих видов машин и оборудования, сокращением объемов капитального строительства. Во второй половине 80-х гг. выплавка стали оставалась на относительно стабильном уровне.

В настоящее время Япония обеспечивает 14–15% всего мирового производства стали. Выплавка стали в 1999 г. составила 101,651 млн т. При этом нужно иметь в виду, что технический уровень металлургических предприятий Японии значительно выше, чем уровень подобных предприятий в США и Западной Европе. Выплавка стали производится только самыми прогрессивными способами – кислородно-конверторным (70%) и электросталеплавильным (30%). Почти вся ее разливка происходит на машинах непрерывного литья заготовок. Япония была и остается крупнейшим в мире экспортером стали и проката (20–30 млн т в год), которые направляются в США, Китай, страны Юго-Восточной, Юго-Западной Азии, другие регионы мира. Однако этот экспорт в последнее время постепенно сокращается как по причине уменьшения спроса на черный металл, так и из-за усиления конкуренции со стороны Республики Корея, Тайваня, которые продают сталь и прокат по более низким ценам. Ежегодно Япония экспортирует 24–26 млн т стали.

Для японской черной металлургии характерна очень высокая производственная концентрация. Из 14 крупнейших металлургических предприятий экономически развитых стран Запада с годовой мощностью более 7 млн т стали на Японию приходится 8 металлургических заводов, тогда как на США и Западную Европу – по 3 металлургических предприятия. К тому же в Японии преобладают металлургические комбинаты полного цикла, выпускающие большой ассортимент металлургической продукции. Самый большой металлургический комбинат находится в Фукуяме (16 млн т стали в год).

Еще одна важная черта черной металлургии – высокий уровень ее территориальной концентрации. Для Японии характерно образование не отдельных центров, а крупных металлургических районов. Эти центры и районы располагаются на морском побережье, что обеспечивает удобство подвоза импортного сырья и топлива. Именно поэтому в последние десятилетия быстро развивалась черная металлургия в крупных портовых городах, таких, как Иокогама, Токио, Осака, Кобе, Кавасаки. Сохраняет свое значение и самый старый металлургический район на острове Кюсю (Китакюсю). Вне промышленного пояса размещен комбинат «Муроран» на Хоккайдо.

Важной тенденцией в развитии территориальной организации черной металлургии Японии и других развитых стран является установление более тесных производственно организационных связей металлургических предприятий с их потребителями, координация в планировании производства и сбыта, предусматривающая поставку не просто материалов, а продукцию на основе индивидуального заказа.

Крупнейшими производителями стали в отрасли являются транснациональные корпорации Ниппон Стил и НКК (NKK).

Не располагая в достаточной мере своей сырьевой базой, Япония ориентируется на импортную железную руду и коксующийся уголь. Ежегодно Япония импортирует более 64 млн т коксующегося угля, в том числе около половины этого количества из Австралии, а остальное сырье из Канады, США, Индии. Импорт железной руды составляет почти 130 млн т. Около половины этого количества ввозится из Австралии, а остальное – из Бразилии и Индии и в меньшей мере – из Чили, Перу, Южной Африки. Государственные учреждения и десятки частных фирм Японии продолжают разработку технологии добычи железомарганцевых конкреций со дна Тихого океана. Япония и Франция оказались двумя первыми странами, подавшими в международные организации заявки на участки морского дна в этом океане. Обе они готовятся начать экспериментальную, а затем и промышленную добычу таких конкреций.

Некоторые из металлургических комбинатов Японии построены не просто на морском побережье, а на специально намытых для этой цели площадках. Наиболее яркий пример такого рода – крупнейший комбинат на внутреннем Японском море Фукуяма, сооруженный на намывной территории площадью в 900 га. Он спланирован таким образом, что весь технологический процесс «умещается» между причалами, получающими сырье и топливо, и причалами, отправляющими готовую продукцию.

Машиностроение образует сердцевину японской промышленности. По стоимости продукции этой отрасли страна уступает только США, по доле машиностроения в структуре обрабатывающей промышленности (37%) занимает третье, а по доле его в экспорте (75%) – первое место в мире. Особенно выделяются отрасли международной специализации Японии – автомобилестроение, судостроение, станкостроение, робототехника, бытовая электроника и оптика, производство часов. Это результат глубокой структурной перестройки японской промышленности.

В 80-х – начале 90-х гг. прошлого века в этой структуре наметились новые изменения. Главное из них – еще больший уклон в сторону наукоемких производств, ориентированных, прежде всего, на квалифицированные кадры и НИОКР, не требующих большого количества сырья и топлива. Примером такого рода является ставшее уже традиционным роботостроение. По выпуску металлорежущих станков страна вышла на первое место еще в 1982 г. При этом на ее долю приходилась почти половина мирового производства станков с ЧПУ. Япония и сегодня лидирует по их производству.

Чтобы представить себе поистине космический взлет Японии в сфере бытовой электроники, достаточно вспомнить, что в 1960 г. она вообще не производила телевизоров, а радиоприемников выпустила всего 300 тыс. Но Япония уверенно лидирует не только в бытовой электронике, ее доля в общемировой продукции микроэлектроники в 1993 г. составила 46%.

При этом и традиционные отрасли не уходят со сцены. Пример тому – судостроение, где Япония удерживает мировое лидерство с 1956 г. Правда, в 80-х гг. ее доля снизилась (с более чем с 50% до примерно 40%). В настоящее время удельный вес японских судостроительных компаний составляет 28,1%. Теперь ей «наступает на пятки» Республика Корея (27,7%). Однако судостроение продолжает оставаться одной из отраслей международной специализации Японии.

Другим примером такого рода может служить автомобильная промышленность Японии. Автомобилестроение в Японии зародилось в середине 20-х гг. Землетрясение 1923 г. сильно повредило городской транспорт в Токио и других центрах. Возникла острая потребность в замене трамвая и городской железной дороги автобусами, грузовиками и легковыми автомобилями. Сначала их закупали в США. В 1924–1925 гг. американские фирмы «Форд» и «Дженерал моторс» построили в районе Токио свои первые автосборочные заводы, которые в 30-х гг. перешли, в основном, на выпуск грузовиков для нужд японской армии. В годы второй мировой войны все они были разрушены бомбардировками и только в начале 50-х гг. снова стали выпускать грузовики и автобусы, а затем и легковые автомобили. В 1950 г. с конвейеров японских автозаводов сошло всего немногим более 30 тыс. машин, тогда как с конвейеров американских – 8 млн.

Второй толчок развитию автомобилестроения был дан уже в 50-е гг., что отчасти было связано с военными заказами в период корейской войны 1950–1953 гг., а также с начавшимся увеличением спроса на легковые автомобили. В 60-е гг. выпуск автомобилей увеличился почти в семь раз, в 70-е гг. – еще в два раза. Уже в 1974 г. Япония обогнала США по объемам экспорта автомобилей, а вскоре – по их выпуску. В 80-е гг. этот разрыв еще более увеличился. До 1994 г. Япония опережала США по производству автомобилей.

Ныне Япония занимает второе место на мировом автомобильном рынке. Удельный вес Японии в мировом выпуске автомобилей составляет 21,2%, при этом экспортирует 46% произведенных автомобилей. В отличие от США Япония уже давно специализируется на выпуске экономичных малогабаритных моделей автомашин; после начала энергетического кризиса это направление получило новое развитие. Под воздействием строгих природоохранных законов техника и технология производства были усовершенствованы настолько, что теперь Япония выпускает самые «чистые» (по выбросу вредных веществ в атмосферу) автомобили. Непосредственно в автомобилестроении Японии работают примерно 700 тыс. рабочих, но всего в производстве, эксплуатации и обслуживании автомобилей занято 5–6 млн человек.

Крупнейший из автомобильных концернов Японии – «Тойота», на долю которого приходится 9% мирового производства автомобилей. Уступает он только американским концернам «Дженерал моторс» и «Форд-мотор». Далее следуют компании «Хонда» (5,4%), «Ниссан» (5,2%), затем «Мицубиси» (3,5%), «Мазда». Все эти фирмы не только экспортируют значительную часть своей продукции на американский рынок, что уже не раз приводило к вспышкам «автомобильной войны» между двумя странами, но и построили в США свои автозаводы, выпускающие более 2,5 млн машин в год.

С начала 60-х гг. японское авиастроение развивалось быстрыми темпами. Именно в этот период происходило значительное расширение и совершенствование производственной и научно-исследовательской базы. В научно-исследовательских лабораториях японских компаний с конца 60-х гг. начались разработки летательных аппаратов собственных конструкций. В 1973 г. был создан первый отечественный сверхзвуковой учебно-тренировочный самолет Т-2, послуживший основой для создания тактического истребителя F-1.

Японские и зарубежные специалисты отмечают, что несмотря на сравнительно малый объем производства государство отводит авиаракетной промышленности (наряду с индустрией технических средств информации) роль «главного столпа национальной экономики ближайшего будущего». Государство оказывает организационную и финансовую поддержку отрасли.

По многим основным технико-экономическим показателям авиаракетная промышленность Японии значительно уступает аналогичным отраслям других ведущих капиталистических стран. Однако несмотря на малые объемы производства отрасль является важной составной частью военно-экономического потенциала страны, более 80% ее продукции приходится на долю военной авиаракетной техники.

Основу производственной базы отрасли составляют 60 заводов. Из них более 30 занято в производстве авиаракетной техники военного назначения. Для отрасли характерна высокая степень территориальной концентрации. Практически все заводы расположены на о. Хонсю, в основном в районах городов Токио, Нагоя, Осака.

Крупнейшим предприятием авиаракетной промышленности является Нагойский авиастроительный комбинат компании «Мицубиси дзюкоге», на четырех заводах которой в общей сложности занято шесть тысяч человек. Головное предприятие комбината «Ооэ» (г. Нагоя) насчитывает три тысячи рабочих и инженерно-технических работников. Продукцией завода является широкая номенклатура деталей и узлов тактических истребителей F-15 и F-1, сверхзвуковых учебно-тренировочных самолетов Т-2, патрульных самолетов Р-3С «Орион», пассажирских лайнеров «Боинг 767», противолодочных вертолетов Н-2, а также ракеты-носители для вывода на околоземную орбиту искусственных спутников Земли. При заводе имеется ряд научно-исследовательских лабораторий, где ведутся работы по созданию турбореактивных двигателей вместе с учеными США, Великобритании, ФРГ, Италии. Япония поставила задачу освоения ближнего космоса.

Одной из важных отраслей промышленности Японии за весьма короткий срок стала электроника. Основные направления в японской электронике – это производство специальных электронных приборов и аппаратов, радиоприемников, телевизоров, магнитофонов, аппаратуры радиосвязи, навигационных приборов, систем автоматического управления, медицинского оборудования.

Электронное производство требует значительных материальных затрат и в большой степени опирается на научно-экспериментальную работу. Японское правительство оказывает поддержку крупным компаниям, которые организуют у себя выпуск электронных изделий.

Высокую репутацию за пределами Японии завоевала продукция оптической индустрии (киноаппараты, микроскопы, оптические приборы для аэрофотосъемки, для подводного фотографирования и др.), отличающаяся высоким качеством.

Химическая промышленность. Некоторые химические производства, как, например: лакокрасочное, изготовление технических масел, косметических веществ, лекарств и др. – существовали в Японии уже давно. Значительный рост химическая индустрия получила, когда стали активно использоваться отходы угольной и металлургической промышленности и лесного хозяйства.

Следующий большой сдвиг в химической индустрии имел место на рубеже 60-х гг. прошлого века, когда форсированными темпами создавалась нефтехимия на базе отходов нефтяного и газового производства. Нефтехимия дает для изготовления синтетических продуктов новое сырье по сравнительно низкой цене и в больших количествах, дополняя и заменяя старые виды сырья, получавшиеся из отходов угля, черной и цветной металлургии.

По размерам производства многих видов химических товаров Япония стоит на третьем месте после США и ФРГ.

Номенклатура производимых в Японии химических товаров разнообразна. По таким химическим продуктам, как сульфат аммония, серная кислота, сода, искусственное волокно, этилен, синтетические смолы и пластмассы, синтетический каучук, Япония находится в числе крупнейших производителей в мире. Так, например, по производству синтетических смол и пластмасс (14,8 млн т), синтетического каучука (1,5 млн т) в конце ХХ в. Япония вышла на второе место в мире после США; по производству химических волокон (1,8 млн т), заняла пятое место в мире после США, Китая, о. Тайвань, Республики Корея.

Значительное внимание уделяется в Японии биохимии – изготовлению эффективных лечебных препаратов, средств защиты сельскохозяйственных растений, производству витаминов, специальных кислот.

Химические товары являются важной статьей японского экспорта. Вывозятся минеральные удобрения, химикаты, красители, медикаменты, косметические изделия и многие другие товары.

Легкая промышленность. Индустриализация Японии в конце ХIХ–начале ХХ в. началась с легкой и пищевой промышленности. Эти отрасли и сейчас имеют немалое значение. Увеличился удельный вес крупных предприятий при одновременном сохранении множества мелких.

В настоящее время основой легкой индустрии стали хорошо оборудованные крупные предприятия. Самостоятельные мелкие и средние предприятия сохранились в отдаленных от индустриальных центров окраинных районах. Однако и эти мелкотоварные предприятия проводят техническую реконструкцию.

Технический прогресс заметно сказался на судьбе текстильной промышленности, занимавшей до 1930-х г. ведущее место в японской экономике. Изменилась структура текстильного производства, обновилось оборудование, внедрены новые технологии, улучшилось качество выпускаемой продукции, возрос ассортимент изготовляемых изделий.

Две главные отрасли текстильной промышленности – хлопчатобумажная и шерстяная – работают на привозном сырье, доставляемом главным образом из США (хлопок), Австралии и Южной Африки (шерсть). На закупку сырья затрачиваются большие суммы.

По темпам развития текстильной индустрии Япония из года в год опережала страны Западной Европы и США. Более интенсивно росло производство синтетического волокна, шерстяных и трикотажных изделий.

Производство химического волокна размещается преимущественно на юго-западе Японии. Наиболее значительные комбинаты расположены в районе городов Киото, Хиросима, Ямагути, на западе Хонсю в районе залива Тояма и на севере Сикоку. Несколько крупных заводов сооружено на Кюсю. Много синтетического волокна вывозится в развивающиеся страны Южной Азии и Африки. По производству и экспорту целлюлозного волокна Япония давно заняла первое место, опередив США.

Предприятия старых отраслей текстильной индустрии – хлопчатобумажной и шерстяной – размещаются преимущественно в крупных портовых городах, где сосредоточивается дешевая рабочая сила и куда доставляется из-за границы сырье.

Керамическое производство, в числе старинных национальных производств Японии, всегда занимало важное место в экономике, а в модернизированном виде оно играет значительную роль и в настоящее время.

Япония обладает большим запасом высококачественных глин, особенно каолина, всего насчитывается свыше 170 значительных разработок глины, в районах которых находятся обжиговые предприятия. Самый известный центр керамического производства находится в городе Сэто вблизи города Нагоя.

В прошлом продукция керамической промышленности почти целиком шла на удовлетворение внутренних нужд, за границу вывозились главным образом художественные изделия. В настоящее время до 75% производимых товаров экспортируется в различные страны мира. Вывозятся: бытовая посуда; лабораторная, химическая и электротехническая керамика; сантехника; кустарно-художественные изделия; игрушки.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!