Все для предпринимателя. Информационный портал

Государственное пенсионное страхование. Как выплачивают и снимают

Государство поддерживает всех граждан по достижении ими определенного возраста или же при наличии некоторого трудового стажа.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но также существует возможность воспользоваться услугой пенсионного страхования. Сегодня большое количество различных компаний предлагают подобного рода специализированные программы.

Что это такое

В 2002 году была начата пенсионная реформа. Согласно ей, все граждане РФ являются застрахованными лицами.

Пенсионное страхование – особый формат страховых услуг, целью которых является финансирование пенсии. Страхование такого типа является основной основой пенсионных систем практически во всех странах мира.

На данный момент различают два вида страхования рассматриваемого типа:

  • обязательное государственное;
  • добровольное частное.

Страхование обоих обозначенных видов имеет свои существенные особенности, но при этом алгоритм работы является схожим. При этом обязательное страхование на государственном уровне является строго обязательным.

В отличие от добровольного страхования – каждый гражданин РФ вправе сделать выбор. Данный момент подробно освещается в Федеральном законе «Об обязательном пенсионном страховании».

Но следует помнить о некоторых существенных отличиях добровольного пенсионного страхования от государственного, обязательно.

К наиболее существенным можно отнести следующие:

  • страхование такого типа может являться только дополнительным к обязательному – оно не может заменить его;
  • величина страховых взносов всегда выбираются самим застрахованным, государство на это никакого влияния не оказывает;
  • в качестве страховщиков в рассматриваемой системе добровольного страхования всегда выступают именно негосударственные пенсионные фонды – прошедшие соответствующую аккредитацию;
  • государство в страховании рассматриваемого типа никаким образом не участвует – но при этом осуществляет постоянный пристальный контроль за ним.

Сами страховщики формируют большое количество самых разных программ страхования. Желающий воспользоваться услугой страхования пенсии самостоятельно выбирает ту, которая ему больше всего подходит.

Необходимо лишь помнить о некоторых важных нюансах заключения страховых договоров. Прежде, чем подписать соглашение с НПФ, следует его внимательно прочитать. При возможности заранее проконсультироваться с юристом.

Зачем это нужно

Сегодня страхование пенсии представляет собой специальную программу, которая одновременно преследует сразу несколько целей:

  • улучшение благосостояния граждан РФ;
  • обеспечение соответствующего материального дохода на момент достижение старости;
  • дает возможность гражданину РФ самостоятельно определять величину своей будущей пенсии.

Страхование пенсии – практика, которая перенимается Российской Федерацией от западных стран. Именно за счет данных программ пенсионеры Германии и других обеспеченных стран могут позволить себе безбедное существование после достижения пенсионного возраста.

Пенсионное страхование дает возможность самостоятельно установить следующие параметры:

  • величину страховых взносов;
  • максимальную величину ежемесячных выплат;
  • длительность получения пенсии.

Именно последний фактор является решающим для многих граждан, которые задумываются о необходимости страхования пенсии. Так как в большинстве случаев, почти во всех города РФ, средняя величина пенсии не позволяет покрывать текущие месячные расходы.

Страхование же позволяет за счет страховых взносов существенно увеличить размер пенсии к моменту наступления страхового возраста.

Само государство никак не участвует в системе добровольного пенсионного страхования. Но при этом осуществляет жесткий надзор за данным сегментом экономической деятельности.

Страхование регламентируется Федеральным законом от 15.12.01 г. «Об обязательном пенсионном страховании».

Основные разделы данного нормативно-правового документа позволяют ознакомиться с допустимыми границами деятельности негосударственных пенсионных фондов.

При выборе учреждения, которое будет осуществлять страхование, необходимо обязательно убедить в его надежности. На данный момент специальное агентство «Эксперт РА» составляет рейтинг компаний, ведущих подобного рода деятельность на территории РФ.

Стоит обращаться в учреждения, имеющие стабильный рейтинг. Это позволит снизить вероятность осложнений по достижении пенсионного возраста.

Как работает

Сам процесс добровольного пенсионного страхования достаточно прост. Для заключения договора необходимо будет обратиться в негосударственный пенсионный фонд, в котором предлагаются максимально удобные условия страхования.

Процесс заключения договора необходимо осуществлять следующим образом:

  • составить заявление с просьбой оформления специального договора;
  • собрать перечень всех необходимых документов:
    • СНИСЛ – индивидуальное пенсионное свидетельство;
    • паспорт гражданина РФ;
  • полный пакет представленных документов рассматривается соответствующим отделом НПФ;
  • будущему клиенту предлагают перечень программ – на условиях которых может быть выполнено пенсионное страхование;
  • после выбора продукта формируется индивидуальный страховой договор – клиент и представитель НПФ его обязательно должны подписать.

После заключения соответствующего страхового соглашения будущий пенсионер будет обязан в соответствии с ранее установленным графиком осуществлять установленные договором перечисления страховых премий.

Они могут быть следующих видов:

  • ежегодными;
  • ежемесячными;
  • ежеквартальными.

Если все условия договора клиент негосударственного пенсионного фонда выполнил в полной мере, то он может рассчитывать на соответствующие выплаты по достижении определенного возраста. Сами выплаты будут осуществляться в установленном в договоре порядке.

Начисления могут происходить:

  • раз в месяц;
  • раз в квартал;
  • раз в полугодие.

В зависимости от выбранных условий договора начисления могут осуществляться:

  • пожизненно;
  • в течение какого-то определенного периода времени.

Рассматриваемого типа страхование является пенсионным страхованием с выплатой аннуитетов. Статистика работы страховых компаний Российской Федерации:

  • за 2019 год было собрано 1.6 млрд. рублей;
  • были осуществлены выплаты в размере 570 млн. рублей за этот же год.

Сегодня контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих страхование рассматриваемого типа, осуществляет Пенсионный фонд РФ. В данном сегменте работают только лишь страховые компании, прошедшие соответствующую аккредитацию.

Страхование дополнительной пенсии

Сегодня государство предоставляет простым гражданам большое количество различных вариантов самостоятельного обеспечения своей старости. Одна из таких возможностей – страхование дополнительной пенсии.

Оно позволяет создавать специальный индивидуальный страховой фонд. В последствии при выполнении заранее установленных условий будут осуществляться соответствующие пенсионные выплаты.

Обычно такие выплаты свершаются в следующих ситуациях:

  • при достижении определенного, заранее выбранного самим застрахованным лицом, возраста;
  • в случае смерти застрахованного – выплаты будут получены (унаследованы) непосредственными наследниками;
  • если по какой-то причине была полностью или же частично утрачена трудоспособность.

Страхование дополнительной пенсии преследует цели, аналогичные страхованию пенсии обычной. Позволяет обеспечить безбедное существование гражданам РФ по достижении ими определенного возраста или же при возникновении сложных жизненных обстоятельств.

Заключающий договор имеет право самостоятельно выбрать условия:

  • получения страховых выплат;
  • осуществления взносов в систему страхования.

Отличительной особенностью данной системы страхования является возможность заключения договора как с лицами физическими, так и с юридическими. Некоторые работодатели осуществляют страхование своих работников.

Таким образом, повышается социальная защищенность, а также привлекательность рабочих мест. В страховании юридических организаций также имеются свои особенности и нюансы. Для осуществления данной процедуры необходимо будет получить согласие страхуемых сотрудников.

Сегодня допускается оформление рассматриваемого типа договора на третье лицо. При этом соответствующие взносы будет осуществлять непосредственно сам заключивший договор.

Каждый человек с приближением старости все чаще начинает задумываться о размерах будущей пенсии. Ведь именно пенсия является отличным подспорьем для неработающих граждан, которые уже в силу своего возраста не могут самостоятельно себя обеспечивать. Поэтому система пенсионного страхования в любом развитом государстве занимает свою особую нишу.

Если говорить о том, что такое пенсионное страхование, то здесь принято понимать определенную разновидность долгосрочного вида страхования . В результате которого страхуется жизнь гражданина , периодически выплачивающего пенсионные взносы. В то время как страхующая организация принимает на себя обязательства по своевременной выплате пенсии застрахованному лицу при наступлении определенного срока.


Важно отметить, что выплата средств при осуществлении пенсионного страхования производится лишь в том случае, когда застрахованный гражданин достигает необходимого возраста. Тем не менее, согласно нашему законодательству, лицо, которое заключило договор со страховой негосударственной организацией, может самостоятельно определять для себя возраст, при наступлении которого страховщик обязан будет выплачивать ему пенсию. Кроме того, размеры пенсионных выплат, которые предстоит получать застрахованному гражданину, заключившему договор добровольного (необязательного) страхования, зависят от нескольких основных факторов:

– от общего размера выплачиваемых за весь период действия договора страховых взносов;

– также размер выплат зависит от того, какой период времени прошел с даты заключения страхового договора, и вплоть до начала действия пенсионных выплат. Проще говоря, чем больше прошло времени с момента заключения соглашения, тем, соответственно, будет больше весь срок, за который накопится итоговая сумма. В результате застрахованный гражданин попросту будет получать больший размер пенсии;

– кроме того, пол застрахованного гражданина также имеет значение. Таким образом, для лиц женского пола, размеры взносов по пенсионному страхованию выше, чем у мужчин. Тем не менее, есть немало программ пенсионного страхования, в которых пол застрахованного лица не влияет на общую сумму страховых выплат;

– немаловажное значение имеет и возраст гражданина, который хочет застраховаться. Дело в том, что чем больше будет возраст застрахованного гражданина, тем меньше будет период накопления и будет крупней взнос по страхованию.

Данные показатели кардинально отличают обязательное и необязательное страхование будущих пенсионеров.

Какие виды пенсионного страхования предусмотрены для граждан?

В настоящее время пенсионное страхование базируется на двух основных типах пенсий: это обязательной государственной пенсии и необязательной, то есть добровольной, негосударственной пенсии. Таким образом, если обязательное пенсионное обеспечение строго регламентируется законодательством и иными нормативными актами и гарантируется гражданам со стороны государства, то необязательные (добровольные) пенсии имеют свои определенные нюансы, которые напрямую будут зависеть от условий заключенного страхового соглашения.
Исходя из этого, можно сказать, что существует два основных типа пенсионного страхования :

1. Обязательное пенсионное страхование, которое гарантируется всем гражданам государством на основании ныне действующего законодательства. Выплата пенсий по данной разновидности страхования предусмотрена для всех лиц пенсионного возраста, специально созданным для этого пенсионным фондом, который в данном случае выступает в роли страховщика. А поскольку под государственное пенсионное обеспечение подпадают все граждане, они считаются уже застрахованными.

То есть, на каждого гражданина в пенсионном фонде заводится свой индивидуальный счет, на который работодатели застрахованного гражданина из его легальной зарплаты производят постоянные отчисления. Именно из данных ежемесячных отчислений и формируется в итоге пенсия по труду для каждого отдельного работающего человека.

2. Необязательное , добровольное пенсионное страхование представляет собой дополнительный вид пенсионного обеспечения для граждан, которое предоставляется различными негосударственными фондами. Принцип действия пенсионного добровольного страхования граждан базируется на аналогичных концепциях, что и государственное пенсионное страхование. Только данный тип пенсионного страхования, по сути, является одним из типов накопительного страхования жизни, при котором общие размеры обязательных отчислений и периодичность их выплат устанавливаются самим страхователем, согласно условиям конкретного договора.


Страховщиками могут выступать любые негосударственные пенсионные фонды и иные формирования, которые обязуются при наступлении установленного договором срока выплачивать застрахованному лицу дополнительную пенсию. Сегодня существует немало различных пенсионных страховых программ, которые значительно отличаются общими условиями, что дает гражданам отличный выбор и возможность подобрать для себя наиболее приемлемый вариант.

от страховки жизнь пенсионера не улучшится, так что зачем мне это делать? лучше бы пенсию повысили, чтобы могла путешествовать на старости лет, как это делают все европейские пенсионерки!

  • #4

    Возможно и используют, но самый минимум пенсионеров. У них и так пенсии копейки и добровольно что-то нести в страховую не многие решаться...

  • #3

    Интересно - у нас в стране вообще кто-то из пенсионеров использует добровольное пенсионное страхование...

  • #2

    Грех жаловаться на размер пенсии т.к. еще лет 10 тому назад ее бывало вообще не приносили - сейчас хоть платят.

  • #1

    Пенсионное страхование в России - это не совсем понятно что такое и по каким принципам оно работает. То одно говорят потом другое, то такая пенсия, то уже другая, то введут новшество то отменят. Жить весело, но не всем.

  • При котором страхователь единовременно или в рассрочку уплачивает пенсионный взнос, а страховщик принимает на себя обязательство выплачивать застрахованному лицу пенсию, пенсионную ренту или аннуитет.

    Рента (аннуитет) представляет собой серию регулярных выплат через определенные промежутки времени. В отношении пенсионного страхования рентные платежи выполняют роль дополнительной пенсии.

    Пенсия — это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы.

    Обязательное (государственное) пенсионное обеспечение осуществляется на основании условий и норм, установленных законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также других нормативных актов.

    Обязательное пенсионное обеспечение распространяется на всех граждан. Право на пенсионное обеспечение имеют не только граждане России, но и проживающие на территории Российской Федерации граждане других бывших союзных республик, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Размеры получаемых средств при этом зависят от величины трудового стажа, заработной платы, степени утраты трудоспособности и регулируются законодательством.

    Основания и условия государственного пенсионного обеспечения различны. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения является, как правило, трудовая и общественно полезная деятельность лица в прошлом. В зависимости от оснований и условий предоставления пенсии различают пять видов пенсий:

    • пенсии по старости;
    • пенсии по инвалидности;
    • пенсии по случаю потери кормильца;
    • пенсии за выслугу лет;
    • социальные пенсии.

    Государственное пенсионное страхование — ведущий элемент системы, по которому выплата пенсий обеспечивается в зависимости от страхового (трудового) стажа и уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, финансирование которых осуществляется как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и инвестиционного дохода от их размещения.

    Добровольное (негосударственное) пенсионное страхование предназначено для расширения возможностей обязательного как по размерам пенсий, так и по условиям их получения. Так, например, пенсия по договору добровольного пенсионного страхования выплачивается дополнительно к государственной трудовой пенсии. Взносы могут быть регулярными в течение длительного срока или единовременными. Размер пенсии зависит от четырех основных обязательств:

    1. размера внесенных страховых взносов;
    2. количества лет, прошедших с момента заключения договора страхования до начала пенсионных выплат (чем больше период накопления, тем больше накопленная сумма и выше размер полученной пенсии);
    3. возраста застрахованного лица (чем старше, тем меньше период накопления и больше страховой взнос, который должен быть уплачен);
    4. пола застрахованного лица (обычно размер страхового взноса для женщин в 1,5 раза выше, чем для мужчин).

    Под негосударственной пенсией понимаются денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора. Следовательно, в отличие от государственной пенсии, право на которую возникает на основании закона, одним из основных признаков негосударственной пенсии является обязательное наличие договорных отношений между субъектами пенсионных правоотношений.

    Как известно, до начала 2002 г. пенсионная система России была полностью распределительной (принцип «солидарности поколений»), т. е. финансирование текущих пенсий осуществлялось исключительно за счет средств, собираемых с работодателей в виде налогов на фонд оплаты труда. Основной принцип — собранные пенсионные взносы не инвестируются, а тратятся сразу.

    Главные изменения в ходе реформы, начавшейся 1 января 2002 г. — введение накопительного элемента в систему обязательного пенсионного обеспечения и допуск частных финансовых институтов к управлению (инвестированию) пенсионных накоплений.

    Согласно действующему законодательству, трудовая пенсия делится на базовую, страховую и накопительную часть.

    Базовая часть — одинакова для большинства пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Она индексируется с учетом инфляции. С 1 августа 2003 г. ее размер для большинства пенсионеров равен 597 руб.

    Страховая часть привязана к сумме полученных за данного гражданина пенсионных взносов, учтенных на так называемом «условно-накопительном счете», и также подлежит индексации с учетом инфляции, зарплаты и «индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера».

    Поскольку и базовая, и страховая часть являются элементами распределительной системы, они не предполагают инвестирования собранных пенсионных взносов, а финансируются за счет распределения текущих поступлений. Средний размер трудовой пенсии составил по итогам 2002 г. 1379 руб., средний коэффициент замещения 31,2%.

    Накопительная часть представляет собой главную составляющую пенсионной реформы. Определенный процент пенсионных взносов, различающийся в зависимости от возраста работника и его заработка, накапливается в ПФР и учитывается в так называемой «специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица».

    При этом разные возрастные группы в разной степени вовлечены в накопительную схему. «Старшие возраста» (мужчины 1952 г. р. и старше, женщины 1956 г. р. и старше) не участвуют в этой системе. «Средние возраста» (мужчины 1953-1966 гг. рождения включительно, женщины 1957-1966 гг. рождения включительно) задействованы частично. Так, до конца 2004 г. их взносы на финансирование накопительной части не превышали 2%, а с 1 января 2005 г. эта категория и вовсе исключается из реформы. «Младшие возраста» (1967 г. р. и моложе) вносят на протяжении переходного периода: с 2004 по 2007г. взносы, равные 4%.

    Регрессивный характер ЕСН, из которого производится вычленение пенсионных взносов, накладывает отпечаток на финансирование накопительной части: в случае превышения определенного размера заработка отчисления в накопительную часть прекращаются.

    Интересным моментом реализации пенсионной реформы является то, что гражданам предоставляется право выбора инвестиционного управляющего в отношении инвестирования своей обязательной накопительной части пенсии:

    • РФ (через ВЭБ);
    • частная управляющая компания (их сейчас 55, заключивших соглашение с ПФР);
    • негосударственные пенсионные фонды (с 2004 г.).

    До конца 2004 г. тариф пенсионных отчислений составлял 28% фонда оплаты труда (ФОТ), причем он распределялся поровну: 14% — на финансирование базовой пенсии и 14% — закреплялся в виде финансовых обязательств пенсионной системы за конкретным человеком (приложение 5).

    Однако уже с 2005 г. из-за снижения ставки единого социального налога до 26% (на каждое физическое лицо нарастающим итогом) вместо 35,6 % от ФОТ, уплачиваемых ранее, произошла трансформация и ставки взноса, предназначенной для формирования базовой части пенсии.

    При налоговой базе до 280 000 руб. структура взносов распределяется следующим образом: 20% идет в федеральный бюджет, 3,2% — в фонд социального страхования, а 0,8 и 2% — в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования соответственно. Из тех 20%, которые перечисляются в бюджет, можно выделить следующие денежные потоки: 14% идет на формирование страховой и накопительной частей пенсии, а 6% — на формирование базовой части пенсии.

    Таблица 1 Тарифы страховых взносов на финансирование обязательного пенсионного страхования с 1.01.2005 г.

    Для лиц 1966 г. р. и старше

    Для лиц 1967 г. р. и моложе

    На финансирование страховой части трудовой пенсии

    До 280 000 руб.

    39 200 руб. + 5,5% с суммы выше 280 000 руб.

    22 400 руб. + 3,1% с суммы выше 280 000 руб.

    16 800 руб. + 2,4% с суммы выше 280 000 руб.

    Свыше 600 000 руб.

    Однако на переходный период с 2005 до 2007 г. для лиц моложе 1967 г. р. предусматривается шкала отчислений на формирование накопительной части пенсии, представленная в табл. 1.3., которая, как видно, ниже заявленной в таблице.

    Таблица 2 Ставки страховых пенсионных взносов для работодателей моложе 1967 г. р.

    База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом

    2005 — 2007 г.

    На финансирование страховой части трудовой пенсии

    На финансирование накопительной части трудовой пенсии

    До 280 000 руб.

    От 280 001 руб. до 600 000 руб.

    28 000 руб. + 3,9% с суммы выше 280 000 руб.

    11 200 руб. + 1,6 % с суммы выше 280 000 руб.

    Свыше 600 000 руб.

    С начала 2005 г. из накопительной пенсионной системы будут исключены граждане старше 1966 г. рождения, за которых работодатель раньше уплачивал в накопительную часть пенсии 2% от его заработка. В соответствии с новыми предложениями все 14% страховых платежей за эту группу лиц планируется направлять на финансирование только распределительной страховой части пенсий. При этом средства, поступившие на накопительные счета этих граждан в период 2002-2004 г., остаются в управлении граждан и могут по их усмотрению быть переданы государственной или частной управляющей компании, а также в негосударственный пенсионный фонд.

    Негосударственное пенсионное обеспечение и корпоративные пенсионные программы

    Основу негосударственной (накопительной) системы пенсионного обеспечения составляют негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

    Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) — это некоммерческие организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которых является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основе договоров о негосударственном пенсионном обеспечении.

    Деятельность негосударственных пенсионных фондов в соответствии с Указом Президента от 9.03.2004 г. № 314 регулируется и контролируется Управлением регулирования и контроля за коллективными инвестициями при Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР).

    На основании договора о негосударственном пенсионном обеспечении между предприятием и НПФ работодатели имеют возможность:

    • повысить уровень материального стимулирования работников;
    • обеспечить достаточный уровень содержания ветеранам предприятия;
    • эффективно проводить кадровую политику предприятия;
    • получить дополнительные источники инвестиций в свое предприятие.

    Корпоративные пенсионные программы

    С целью реализации социальных программ, осуществления налогового планирования, для реинвестирования пенсионных резервов НПФ в корпоративные проекты создаются корпоративные пенсионные программы.

    Схема организации корпоративных пенсионных программ на предприятии представлена на рис. 5.

    Рис. 5. Схема организации корпоративных пенсионных программ

    В основе функционирования НПФ лежит пенсионная схема, которая определяет порядок взаимоотношений между тремя субъектами: вкладчик (предприятие) — фонд (НПФ) — участник (работник).

    Функции пенсионной схемы:

    • условия и порядок внесения взносов;
    • условия распределения инвестиционного дохода;
    • возможности выкупных сумм;
    • правила наследования;
    • уровень доходности;
    • формирование и расходование пенсионного резерва.

    Пенсионные схемы могут быть двух видов:

    • с установленными взносами (где заранее определяется размер взноса на финансирование негосударственной пенсии, но не оговаривается размер выплат пенсий);
    • с установленными выплатами (в них заранее определяется размер выплат пенсий, но размер взносов может корректироваться).

    В корпоративных пенсионных программах применяется четыре базовых вида схем: «С установленными взносами. Пожизненная»; «С установленными взносами. Срочная»; «С установленными взносами. Пожизненная. Солидарная» (наиболее популярная среди работодателей в настоящее время); «С установленными взносами. Срочная. Солидарная».

    Пенсионные накопления могут формироваться как на солидарных пенсионных счетах (СПС) в НПФ, так и на индивидуальных (именных) счетах работников (ИПС).

    Негосударственный пенсионный фонд может предложить участнику пенсионную программу, размер пенсии в которой рассчитывается в зависимости от:

    • тарифного разряда работника (тарифная программа);
    • размера пенсионных накоплений, времени участия в программе (накопительная программа);
    • пропорций внесения взносов предприятием (пропорциональная программа)

    Налогообложение негосударственных пенсионных взносов

    Согласно ст. 213, 236 и 255 РФ пенсионные взносы в НПФ включаются в расходы предприятия и уменьшают налоговую базу налога на прибыль на 12% без начисления ЕСН и подоходного налога на работников.

    Договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны быть заключены на срок не менее 5 лет и предусматривать выплату пожизненной пенсии, при достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством РФ.

    Пенсионное страхование и бюджет Пенсионного фонда РФ

    Для обеспечения пенсионного страхования работодатели отчисляют средства единого социального налога в Пенсионный фонд РФ, бюджет которого ежегодно утверждается федеральным законом и исполняется в соответствии с законом об обязательном социальном страховании и Бюджетным кодексом. Раньше при ставке ЕСН 35,6% на пенсионное страхование направлялось 28% (на социальное страхование — 4,4%, на обязательное медицинское страхование — 3,2%). С 2005 г. при ставке ЕСН 26% доля Пенсионного фонда — 20%. Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования — 3,1% (соответственно 1,1% + 2,0%), Фонда социального страхования РФ — 2.9%. С 2011 г. при общей ставке отчислений на социальное страхование 34% Пенсионному фонду будет перечисляться 26%, 5,1% — Федеральному и территориальным фондам обязательного медицинского страхования (2,1 % + 3,0%), 2,9% — Фонду социального страхования РФ. Очевидным является увеличение общей величины отчислений на медицинское страхование.

    Финансовое равновесие пенсионной системы зависит от трех групп факторов: экономической ситуации, демографического развития и управления системой.

    До последнего времени был такой порядок: часть ЕСН поступала в бюджет для формирования базовой составляющей трудовой пенсии, которая затем передавалась Пенсионному фонду; часть ЕСН шла на формирование страховой части трудовой пенсии, напрямую поступавшей в бюджет Пенсионного фонда; накопительная часть передавалась в управление Внешэкономбанка и негосударственных пенсионных фондов (НПФ). После внесения изменений в действующие законодательные акты (июль 2009 г.) первую часть также решено напрямую перечислять Пенсионному фонду. Третью часть (накопительную) предполагается более обоснованно «разделить» между управляющими государственной и негосударственными компаниями. В формировании накопительной части трудовой пенсии новым является государственное софинансирование. Если работник производит дополнительные отчисления для увеличения накоплений, например, в размере 12 000 руб. в год, то столько же добавляет государство за счет бюджетных средств, перечисляемых в бюджет Пенсионного фонда на счет соответствующего лица с последующей передачей управляющей компании. Государству это выгодно, поскольку поступающие на счет пенсионера средства управляющей компанией используются для приобретения государственных облигаций, выручка от размещения которых становится источником покрытия дефицита бюджета. Для работника отчисления сверх 12 ООО руб. в гол менее выгодны, поскольку при добровольных отчислениях сверх указанной суммы государство не участвует в со- финансировании накопительной части пенсии. Государственной управляющей компанией является Банк развития (Внешэкономбанк). Перспектива сохранения в его управлении подавляющей части источника для накопительной части трудовой пенсии остается за этим банком. В его планах, для реализации которых создана основа (принят и 2 августа 2009 г. вступил в силу соответствующий закон) — вложения пенсионных накоплений вдва портфеля. Расширенный инвестиционный портфель Банка развития «наполнен» теперь не только государственными обшефедеральными облигациями, но и субфедеральными и муниципальными ценными бумагами, депозитами в рублях, долларах и евро, а также корпоративными облигациями и облигациями международных финансовых организаций. Это означает, что росту объема пенсионных накоплений в управлении частных управляющих компаний (УК) будут противостоять интересы государственной компании. Изначально Внешэкономбанку достались средства большинства россиян, не изъявивших желания сотрудничать с НПФ. Однако проблемой остается доходность инвестирования пенсионных накоплений. В 2009 г. Внешэкономбанк имел уровень доходности 9,52%. По отношению к официальному уровню инфляции (8,8%) плюсовая разница составляла 0,68 п.п. По итогам кризисного 2008 г. банк имел доходность минусовую — на уровне 0,46 п.п. До кризиса в течение трех лет (2005-2007 гг.) плюсовая доходность составляла 4,95 п.п. На конец 2009 г. под управлением Внешэкономбанка находилось 480 млрд руб. пенсионных накоплений граждан — свыше 92% всех накоплений по обязательному пенсионному страхованию.

    Ниже приведен расчет прогноза дефицита Пенсионного фонда России на 2007-2013 гг. при прежней ставке ЕСН. Однако принятые меры, в том числе рост трансфертов из федерального бюджета, изменили ситуацию (табл. 2.7).

    Прогноз роста численности пенсионеров (к 2013 г. — 41-42 млн пенсионеров) был основанием для увеличения ставки отчислений на пенсионное страхование. Иначе бюджет фонда мог быть прогрессирующе дотационным. Размер дефицита ПФР ежегодно возрастал (см. табл. 2.8). Финансовый резерв фонда уже к началу 2007 г. был исчерпан.

    Таблица 2.7. Расчетная таблица прогноза дефицита ПФР на 2007-2013 гг. при действовавших источниках финансирования

    Среднемесячная заработная плата, руб.

    Численность занятых, за минусом лиц. не уплачивающих ЕСН по 20%. млн чел.

    Численность пенсионеров, млн чел.

    Дефицит ПФР. млн руб.

    Пенсионные системы развитых стран имеют гораздо больше средств в своем резерве в целях своеобразного самострахования. Так, например, правительство Швеции при старте пенсионной реформы имело в резерве семь годовых бюджетов пенсионной системы, причем два из них было израсходовано в первые два года реформы на преимущественно разъяснительную работу. В табл. 2.8 приведены данные динамики исполнения доходной и расходной части, сальдо бюджета Пенсионного фонда России (ПФР).

    Таблица 2.8. Динамика доходов, расходов и сальдо бюджета Пенсионного фонда России при прежнем уровне ЕСН, млрд руб.

    Доходная масть

    Расходная часть

    Сальдо бюджета

    Существующая в России в настоящее время пенсионная система состоит из системы государственных пенсий и системы трудовых пенсий. Государственные пенсии, а также базовая и страховая части трудовой пенсии функционируют по одному и тому же распределительному принципу. Строго говоря, они не относятся к социальному страхованию, поскольку не увязаны со взносами работодателей на каждого конкретного работника. «Нестраховая» структура Пенсионного фонда прослеживается подоле в поступлениях в фонд мсжбюджстных трансфертов.

    Общемировая тенденция «старения» населения проявляется в увеличении средней продолжительности жизни людей и в уменьшении доли населения в возрасте до 30 лет в связи со снижением темпов прироста населения. Это обусловливает увеличение возраста, в котором в разных странах официально закрепляется право выхода на пенсию. В разных странах этот возраст неодинаков (табл. 2.9).

    Таблица 2.9. Планируемые изменения в пенсионных системах ряда стран

    Предполагаемая средняя продолжительность жизни, лет

    Выход на пенсию в 2010 г. в возрасте, лет

    Намечаемые изменения

    планируется

    планируется

    62 года (2018 г.)

    Германия

    67 лет (к 2029 г.)

    Каждый гражданин рано или поздно теряет свою работоспособность. Для одних граждан этот период наступает в связи с заболеванием, инвалидностью и т. д., большинство же сталкивается с такой ситуацией в старости. Компенсировать утраченные доходы в связи с невозможностью трудиться призвано пенсионное страхование и обеспечение в Российской Федерации.

    Как устроена пенсионная система в РФ и какие гарантии она дает гражданам? Какие виды пенсионного обеспечения существуют? На эти и другие вопросы мы постараемся подробно ответить в данной статье.

    Каким образом устроено пенсионное страхование в РФ?

    Страхование пенсии является гарантией того, что человек, прекративший трудовую деятельность по каким-либо веским причинам (по старости, по инвалидности, по потере кормильца), не останется без средств для существования и сможет получить обеспечение хотя бы в минимальном размере. Регламентируется это право Конституцией РФ, Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001, Федеральным законом «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 и Федеральным законом «О накопительных пенсиях в РФ» от 28.12.2013.

    Пенсионное страхование – система, согласно которой осуществляется долгосрочное страхование человеком собственной жизни. Тот, кто является страхователем, производит регулярные денежные взносы, а тот, кто выступает страховщиком, обязуется обеспечить застрахованному ежемесячную выплату пенсии – по старости, в связи с нетрудоспособностью (полной или частичной), утратой кормильцев и т. д. Из приведенного определения очевидно, что пенсионное страхование отличается наличием таких участников системы, как страховщик, страхователь и застрахованный.

    Страховщики

    Страховщиками выступают пенсионные фонды – государственный (Пенсионный фонд РФ) и негосударственные. Первый состоит из сети региональных отделений, объединенных в целостную систему. Вторые же являются частными организациями, но функционируют в рамках федерального законодательства и, независимо от своего статуса, имеют такие же обязанности перед застрахованными, как и ПФР.

    Страхователи

    Страхователями могут выступать как физические лица непосредственно, так и индивидуальные предприниматели и организации. Их функция в этой системе – произведение регулярных отчислений в вышеуказанные фонды.

    Застрахованные

    Застрахованными лицами являются те, кому по законодательству в пределах РФ полагается пенсионное обеспечение. В некоторых случаях страхователь и застрахованный могут быть одним и тем же субъектом. Для каждого участника пенсионное страхование предусматривает наличие перечня определенных прав и обязанностей. К гарантиям, которые обеспечивает пенсионное страхование для застрахованных лиц, относятся:

    • систематическая и своевременная денежная выплата в сумме, не меньшей, чем положенная;
    • отстаивание личных прав в судебном порядке;
    • получение интересующей информации относительно отчислений в ПФР, а также порядка выплаты пенсии.

    При этом каждый застрахованный обязан предъявить пакет достоверных официальных бумаг, необходимых для оформления пенсии, и в срок извещать страховщика о каких-либо обстоятельствах, способных повлечь за собой изменения в сумме и порядке выплаты взносов и пенсии.

    Виды пенсионного обеспечения

    Пенсионное страхование состоит из двух разновидностей – обязательного и добровольного. Первый вид является государственным, а второй – негосударственным.

    Обязательное государственное пенсионное страхование (ОПС) регламентируется федеральными нормативно-правовыми актами и распространяется на всех проживающих на территории государства людей – граждан РФ, иностранцев и лиц, не имеющих гражданства. ОПС осуществляется на нескольких основаниях. В зависимости от этого в РФ разработана и классификация разновидностей пенсий: по старости, в связи с инвалидностью, из-за утраты кормильца, в связи с наличием выслуги на протяжении определенного количества лет, социальные пенсии. На размер выплат при обязательном страховании влияют следующие факторы:

    • длительность страхового стажа;
    • размер зарплаты;
    • степень ограниченности работоспособности человека;
    • длительность трудового стажа.

    Средства, которые используются для государственного пенсионного обеспечения, являются финансовыми поступлениями, регулярно получаемыми ПФР от страхователей. Добровольное пенсионное страхование (ДПС) позволяет гражданам расширить свои возможности в отношении размеров пенсий, а также условий, обеспечивающих их получение. После заключения договора со страховой компанией о ДПС у человека появляется право на дополнительные выплаты к той пенсии, которая выплачивается государством. Но ДПС не может использоваться в качестве альтернативы ОПС. На размер выплат при добровольном страховании влияют такие факторы, как:

    • возраст застрахованного;
    • сумма страховых взносов;
    • длительность периода накопления;
    • половая принадлежность застрахованного.

    ДПС предусматривает, что для выплаты негосударственной пенсии используются финансы, которые поступают к страховщику от страхователя одноразово или регулярно. Основанием для этого служит не закон, как при ОПС, а подписанный между указанными сторонами договор.

    Пенсионное страхование: особенности и порядок осуществления

    Чтобы получать пенсионное обеспечение согласно системе ОПС, с каждого застрахованного лица взимаются регулярные отчисления в ПФР, составляющие 22% от дохода работающего гражданина. Налог уплачивается со всех видов доходов работника – непосредственно зарплаты, премии, прочих финансовых поощрений. В свою очередь, не подлежат налогообложению те выплаты, которые относятся к категории социальных компенсаций (дотация, пособие, добровольное пожертвование, волонтерский сбор и т. д.). Государственная система ОПС предусматривает ежемесячную выплату пенсии.

    Заключая договор с негосударственным пенсионным фондом в рамках системы ДПС, человек получает право самостоятельно выбрать, в каком размере он будет перечислять страховые взносы и с какой периодичностью. При этом он имеет возможность предпочесть наиболее подходящую для него страховую программу, указать сумму и желаемые сроки выплаты пенсии.

    Добровольное пенсионное страхование обеспечивает для каждого гражданина право самостоятельно выбрать частный пенсионный фонд для сотрудничества и изменить его при желании, если данная организация его не устроила. С этой целью нужно составить заявление и подписать договор с другой страховой компанией. Процедура перехода возможна в период с 1 сентября до 31 декабря. Но существует одно исключение: законом запрещено расторгать соглашение со страховщиком тем лицам, которым до пенсионного возраста осталось пять или менее лет. При смерти застрахованного по системе ДПС право на его пенсию получают правопреемники.

    Современное пенсионное страхование в РФ позволяет предотвратить возможные сложности с финансовым обеспечением людей при потере работоспособности. Поэтому все большее число жителей государства предпочитает пользоваться гарантиями не только обязательного, но и добровольного страхования, выбирая оптимальные для себя условия договора с частными пенсионными фондами.

    В нашей стране все граждане, независимо от стажа работы и уровня дохода, получают материальное обеспечение по возрасту. Пенсионная система все еще находится в стадии разработки.

    Ежегодно в существующие законы вносятся изменения и уточнения, меняется порядок начисления пенсий и возраст выхода на заслуженный отдых, однако неизменным остается обязательное государственное пенсионное страхование, как гарантия будущей материальной поддержки от государства.

    Под обязательным пенсионным страхованием понимается целый комплекс действий и средств, которые осуществляет государство для того, чтобы компенсировать людям, утратившим трудоспособность, их доход, получаемый ранее. , который определяет общий порядок страхования и все основные его положения, назначает участниками данной системы трех субъектов:

    • человек, имеющий доход, работающий на страхователя, считается застрахованным лицом . Им может быть не только гражданин России, но и постоянно или временно проживающий на территории нашей страны иностранный гражданин или человек без гражданства, если выплата пенсии полагается им по закону;
    • страхователь – работодатель застрахованного лица, выплачивающий ежегодно взносы в Пенсионный фонд;
    • страховщик – организация, выплачивающая застрахованному средства в случае наступления нетрудоспособности по возрасту или по иным причинам, установленным законом.

    По «Об обязательном пенсионном страховании» гарантом выполнения пенсионной программы является государство в лице федерального Пенсионного фонда России. В его ведении находятся все средства, поступающие от страхователей. В регионах действуют местные подразделения государственного фонда, подчиняющиеся федеральному.

    Права и обязанности участников пенсионного страхования

    Страховщиками, по выбору застрахованного лица, могут выступать ПФР и негосударственные пенсионные фонды. Все права и обязанности страховщика отражены также в . Страховщик может осуществлять проверку работодателей, требовать от них устранения неточностей; запросить информацию о страхователе в налоговой инспекции; имеет право распоряжаться средствами фонда.

    В свою очередь его обязанностями, по закону, являются формирование тарифов страховых взносов и их обоснование, проверка всех поступающих сведений и документов, назначение (и перерасчет) и выплата пенсионного обеспечения гражданам при наступлении страхового случая.

    Страхователь

    Работодатель должен переводить средства в ПФР в размере установленного тарифа, а также по требованию ПФ предоставлять все необходимые документы. Он имеет право участвовать в управлении страхованием, получать информацию от страховщика о сумме выплаченных взносов. В случае необходимости может обратиться в суд для защиты своих прав.

    Застрахованное лицо

    Для того чтобы начать получать государственное пособие, гражданин должен передать в Пенсионный фонд свои документы. Кроме этого, закон № 167-ФЗ обязывает его извещать страховщика о любых изменениях в жизни, которые могут повлиять на размер выплат, сроки начисления или порядок.

    Застрахованный может получать все сведения о состоянии своего лицевого счета по первому требованию; по закону, он имеет право на получение пенсии при наступлении страхового случая, а при не соблюдении его прав – подать иск в суд на страхователя или страховщика.

    Структура обязательного пенсионного страхования

    Все официально работающие граждане, имеющие «белую» зарплату, из которой производятся отчисления в государственный бюджет, зарегистрированы в системе ОПС, имеют свой лицевой счет и документ, подтверждающий их регистрацию. Это свидетельство о государственном пенсионном страховании, в котором обязательно отражается и страховой номер индивидуального лицевого счета (). Именно по этому номеру можно в базе данных ПФР найти сведения о взносах и своих накоплениях, из которых в будущем будет сформирована пенсия. Получить свидетельство можно, обратившись в отделение ПФР по месту жительства.

    Работодатель ежемесячно перечисляет в Фонд социального страхования средства в размере 22% от годового дохода застрахованного лица.

    По , из этих взносов 6% направляются на формирование накопительной части пенсии, а 16 % – на страховую ее часть.

    Эти деньги идут на выплату пенсии сегодняшним пенсионерам, и в будущем будут формировать базовую часть пенсии самого застрахованного. Государство ежегодно производит индексацию базовой части страховой пенсии с учетом инфляции.

    Важно! Накопительная часть пенсии не индексируется государством. Убыточность или, наоборот, прибыльность фонда, выбранного застрахованным, будет зависеть от грамотного инвестирования средств членов фонда и от многих других факторов.

    С 2016 года граждане, только начинающие свою трудовую деятельность, в течение первых 5 лет могут выбрать способ формирования будущей пенсии: отправлять все выплаты только на формирование страховой части или перевести часть средств на накопительную.

    Договор обязательного пенсионного страхования

    Для того чтобы в будущем иметь возможность воспользоваться своей накопительной частью пенсии, нужно заключить договор обязательного пенсионного страхования между или управляющей компанией.

    Он имеет единый образец, утвержденный правительством. Составляют такое соглашение в трех экземплярах: один остается у застрахованного, второй и третий передается в Пенсионный фонд России. В нем обязательно должны быть отражены следующие моменты:

    • информация о застрахованном лице, его паспортные данные, адрес и т. д.;
    • реквизиты страховщика;
    • права и обязанности каждой из сторон;
    • срок действия договора;
    • ответственность, которая возлагается на каждую из сторон за несоблюдение условия договора;
    • порядок учета поступивших средств и их вложения в инвестиционные проекты;
    • условия выплаты накопительной пенсии и порядок выплат;
    • условия досрочного прекращения договора или внесения изменений и дополнений в него;
    • реквизиты обеих сторон.

    Для оформления соглашения от застрахованного потребуется только паспорт и СНИЛС.

    Образец договора обязательного пенсионного страхования с НПФ “Согласие”:

    В договоре заранее оговариваются и условия выплаты накопительной части правопреемнику застрахованного лица, если тот скончается до выхода на пенсию. Этот пункт можно и опустить, тогда наследники будут определяться на общих юридических основаниях.

    Обо всех изменениях, влияющих на размер будущей пенсии и условия ее выплаты, нужно сообщать не только в свое отделение ПФР, но и страховщику, с которым заключен договор ОПС.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!