Все для предпринимателя. Информационный портал

Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается на срок. Годовой бюджет России - расходы и доходы

Российской Федерации. Разрабатывается правительством и утверждается Федеральным собранием РФ в форме федерального закона. Выражает экономические отношения, опосредствующие процесс аккумулирования, распределения и использования денежного фонда России .

Рассмотрение и утверждение

Составление и утверждение отчета

По итогу исполнения бюджета принимается федеральный закон, заключающий в себе фактические показатели по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита.

Структура федерального бюджета

Фактические доходы федерального бюджета
год трлн. руб.
2007 7,781
2008 9,276
2009 7,338
2010 8,305
2011 11,368
2012 12,856
2013 13,020
2014 14,497
2015 13,659
2016 13,460
2017 15,089
Фактические расходы федерального бюджета
год трлн. руб.
2007 5,987
2008 7,567
2009 9,637
2010 10,116
2011 10,926
2012 12,895
2013 13,343
2014 14,832
2015 15,620
2016 16,416
2017 16,420
Единый портал бюджетной системы России

История изменения

За 2000-2005 годы расходы на межбюджетные трансферты возрастали наибольшими темпами (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Также это объясняется увеличением госаппарата (в 2005 году , согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11 %, или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).

Доходы от природных ресурсов

Как одна из крупнейших в мире нефтегазодобывающих стран Россия получает значительные доходы от использования своих ресурсов, часть из этих доходов изымаются в бюджетную систему страны в виде налогов и сборов. При этом степень изъятия менялась со временем. Так, в ходе масштабной налоговой реформы, осуществлённой в России в 2000-х годах, была радикально изменена система налогообложения сырьевого сектора: проведена перенастройка механизма экспортных пошлин и введён налог на добычу полезных ископаемых, что позволило увеличить долю нефтегазовой ренты, улавливаемой государственным бюджетом, с менее чем 40 % в 2000 году до 84 % в 2005 году .

При этом в настоящее время свыше 98 % всех налогов за пользование природными ресурсами и 100 % всех доходов от внешнеэкономической деятельности (включая экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и т. п.) идут в федеральный бюджет, а не в региональные. Поэтому доля «сырьевых» доходов в федеральном бюджете относительно высока по сравнению с той же долей в консолидированном бюджете (включает, помимо федерального, все бюджеты регионов и бюджеты государственных внебюджетных фондов). Так, если федеральный бюджет 2008 года на 50 % состоял из нефтегазовых доходов, то аналогичный показатель для консолидированного бюджета того же года - чуть более 30 % .

Бюджет 2011 года был сверстан на основе прогнозной цены на нефть в 105 долларов за баррель .

С 2013 года официально начало действовать так называемое бюджетное правило , определяющее максимальный уровень расходов бюджета , исходя из цены на нефть .

По некоторым оценкам, до падения цен на нефть в 2015 году, экспорт энергоносителей (нефть, газ и др.) составлял около половины доходов российского бюджета .

Расходы, связанные с употреблением табака

В сумме совокупные косвенные потери от курения из-за более низкой производительности труда (неподтвержденная информация) и дополнительных потерь от нетрудоспособности курильщиков, соответствуют 21,59 % расходов консолидированного бюджета на здравоохранение .

Экономические потери от курения составляют около 3 % ВВП России .

Прозрачность бюджета

В рейтинге прозрачности (открытости) бюджетов, составленном организацией International Budget Partnership (IBP), Россия заняла 15-е место в мире (из 100 исследованных стран) по итогам 2017 года. IBP указывает на то, что правительство России предоставляет общественности существенную информацию о бюджете, но в то же время у общественности мало возможностей для участия в бюджетном процессе .

В 2019 году журналисты отмечали рост засекреченной части государственного бюджета РФ: так, в документе на 2020 год скрыты траты на 17% от общей суммы расходов .

Реконструкции учреждений неприбыльного характера и многие другие мероприятия государственного значения в большей степени компенсируются за счет национального богатства. Его формирование и структуризация - процесс непростой и трудоемкий, и в нем мы попытаемся разобраться в данной статье.

Понятие федерального бюджета

Федеральный бюджет - это основополагающая казны любого государства, которая представляет собой систему взаимоотношений, основанных на императивных денежных средствах, являющихся неотъемлемой частью правительственных фондов. Национальное финансовое богатство в базу своего формирования принимает основные социально-экономические функции страны, из которых выделяются главные направления будущих доходов и расходов.

В свою очередь, федеральный выполняет важнейшие функции в жизнеобеспечении государственной системы:

  • стимулирует социальную политику;
  • регулирует экономические процессы внутри страны;
  • принимает участие в перераспределении ВВП и национального дохода;
  • контролирует поток денежных средств.

Как мы видим, задач у этого финансового инструмента более чем достаточно, поэтому правительство подходит основательно к его формированию и структуризации, о чем мы дальше и поговорим.

Как принимается бюджет

Все мы понимаем, что федеральный бюджет - это не просто денежная масса, это огромный комплексный механизм, и каждому из нас интересно, какими принципами руководствуются чиновники при его принятии.

Как правило, казна утверждается в четыре слушания и включает в себя следующий ряд процедур:

  1. По статистическим данным ключевых отраслей оцениваются итоговые показатели за предыдущий отчетный период.
  2. Далее прогнозируется ближайшая перспектива социально-экономического развития государства.
  3. Выделяются основные моменты грядущей налоговой и бюджетной политики.
  4. На базе планов развития ключевых сфер прогнозируется консолидированный бюджет и сводный финансовый баланс.
  5. Далее прогнозируются федеральные программы различного назначения - целевого, инвестиционного и оборонного.
  6. Учитываются договоренности международного характера, имеющие какие-либо финансовые обязательства.
  7. Принимаются во внимание счета федерального бюджета по прочим расходам.
  8. Рассматривается грядущая программа, направленная на осуществление внешних займов.
  9. Рассматриваются предложения по уровню минимальной индексации социальных выплат.
  10. Приостанавливаются нормативно-правовые акты, финансирование которых не предусмотрено бюджетной политикой на следующий год.

Обязательные программы

Проект федерального бюджета как финансовый инструмент также несет определенную социальную ответственность перед своим народом, поэтому некоторые обязательные программы все же имеют место быть, однако каждая из них тщательно проверяется на соответствие.

Для этого существует утвержденный законодательно четкий алгоритм действий:

  • правительству на рассмотрение предоставляется обоснование проекта с технико-экономической точки зрения, поскольку государственный аппарат должен быть уверен в необходимости финансирования той или иной процедуры с казны;
  • далее прогнозируются социальные и экологические последствия от внедрения определенной программы;
  • руководствуясь действующим законодательством, правительство принимает решение о непосредственном объеме финансирования конкретного проекта;
  • подготавливается прочая необходимая документация.

Принципы формирования федерального бюджета

Любые детали, относящиеся к формированию и распоряжению государственной казной, регулирует настоящий нормативно-правовой акт - Федеральный Закон о федеральном бюджете. Четкий прописанный алгоритм действий при возникновении той или иной ситуации крайне важен в современных нестабильных рыночных отношениях. Поскольку было бы странным и весьма нецелесообразным после принятия структуры казны на текущий год распоряжаться средствами на социальные выплаты в пользу укрепления государственной обороны.

Поэтому каждое, даже незначительного характера распоряжение государственными средствами регулируется действующим законодательством и основывается на следующих принципах:

  • все поступления финансовых потоков классифицируются по группам и классам в зависимости от экономической и территориальной предрасположенности - это значит, что некоторые доходы местных бюджетов так и остаются в распоряжении округа, и наоборот;
  • при возникновении дефицита вследствие чрезмерных расходов недостающие средства покрываются, также отталкиваясь от структурной составляющей данного финансового инструмента.

В целом сложно описать механизм управления государственной казной в нескольких предложениях, но далее мы попробуем разобраться с этой сложной структурой.

Структура федерального бюджета

Все мы понимаем, что огромным комплексом движения денежных средств не в состоянии управлять лишь вышестоящие органы исполнительной власти. Федеральный бюджет - это ни с чем не соизмеримых размеров финансовый институт, и в мировой практике существует несколько общепринятых структур его регулирования:

  • банковская;
  • смешанная;
  • казначейская.

Когда-то в РФ практиковалась банковская структура, которая позволяла фиксировать движение на уровне осуществления платежа и регулировалась Центральным банком. Но такая система оказалась несовершенной по причине несвоевременного отображения информации, поэтому было принято решение перейти на казначейское управление.

Управление бюджетом

Помимо принципов распоряжения, федеральный закон о федеральном бюджете также регулирует и все данным имуществом.

Так, на первой ступени находится Главное управление федерального казначейства, которое занимается балансировкой всех текущих доходов и расходов, а также информированием об этом органов исполнительной власти.

На втором уровне располагается Управление казначейства, напрямую подчиняющееся окружным властям. Функции данного учреждения заключаются в информировании вышестоящих органов о доходах и исполнении распоряжений о расходах на своей территории.

К третьей ступени управления относятся местные городские и районные казначейства, которые осуществляют учет движения государственных средств на отведенном участке.

Функции Центрального казначейства

Все средства федерального бюджета так или иначе проходят учет сотрудниками Центрального казначейства, на которое возложен ряд важнейших функций и задач:

  • распределение доходной части бюджета между органами управления различных уровней;
  • учет любого рода платежей, в том числе и налоговых, на счетах государственного значения;
  • осуществление возвратов и взаимозачетов излишне или ошибочно перечисленных средств между казначействами всех уровней;
  • пересчет плановых показателей с учетом различного рода отсрочек и льгот;
  • установление ограничений в том или ином финансировании;
  • постоянный контроль расходов с целью эффективного распоряжения государственной казной;
  • управление всеми финансовыми потоками на банковских счетах казначейства.

Источники дохода

Кто формирует государственную казну? Давайте ознакомимся с участниками этого комплексного и беспрерывного процесса:


Таким образом, можно сказать, что крайне важными и незаменимыми участниками этого механизма являются субъекты хозяйствования, которые имеют определенные обязательства перед страной. Но существуют также и неналоговые к которым можно отнести штрафы, пени и прочие неустойки, возникшие в ходе взаимоотношений с государственными органами.

Источники расходов

Расходный федеральный бюджет - это результат расчетных формирований, которые в полной мере зависят от доходной части. Размер данного сектора государственной казны напрямую пропорционален как населения, так и страны в целом. Конечно, это не значит, что они полностью удовлетворяются, тем не менее учитываются при годовом планировании. Распределяются они согласно следующим принципам:

  • отраслевому (формируется на потребностях различного рода ведомств и министерств);
  • территориальному (область участия субъектов страны, то есть населения);
  • функциональному (затраты ведутся в соответствии с заявленными целевыми программами, в числе которых могут быть затронуты социальные, экологические, научные и прочие вопросы).

Любые решения по государственным расходам принимаются непосредственно Центральным казначейством и

Баланс бюджета

Федеральный бюджет РФ за последние десятилетия не смог похвастать своей сбалансированностью, что, в принципе, нормально в мировой практике - всегда что-то превышает: либо доходы, либо расходы.

Так, в 90-е годы прошлого столетия упорно наблюдался бюджетный дефицит, а это значит, что потребностей в социально-экономическом регулировании государства было гораздо больше, чем поступлений средств от налогоплательщиков.

Однако в последние годы ситуация изменилась с точностью до наоборот, и на данный момент наблюдается устойчивый профицит национальной казны.

Регулирование федерального бюджета

Сейчас правительством установлена важнейшая задача - повышение экономической эффективности на фоне внешней политики, а это значит, что в первую очередь регулируется структура государственных финансовых запасов. Различного рода принципы управления социальными средствами регулирует ФЗ о федеральном бюджете.

Но все мы понимаем, что трудно что-либо предугадать в таких нестабильных рыночных отношениях, которые во многом зависят от международных отношений. Поэтому на фоне последних событий был создан специальный Стабилизационный фонд, ориентированный на поддержку экономического роста за счет бюджетного профицита.

Рассмотрение и утверждение бюджетов относится к бюджетным полномочиям органов законодательной (представительной) власти. Порядок и сроки представления, рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения определяется для федерального бюджета - БК РФ, бюджета субъекта РФ - законом субъекта РФ, местного бюджета - муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования. С 2010 г. БК РФ устанавливаются предельные сроки представления проекта бюджета на рассмотрение и утверждение его депутатским корпусом:

  • для проекта федерального бюджета - до 1 октября;
  • проекта бюджета субъекта РФ - до 1 ноября;
  • проекта местного бюджета - до 15 ноября.

Принимая во внимание принцип самостоятельности бюджетов, законодательным (представительным) органам власти субъектов РФ и местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять процедуру рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения. При этом утверждение проекта закона (решения) должно быть обеспечено до начала очередного финансового года. Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ и муниципальных образований обязаны проводить публичные слушания по проекту бюджета в форме очного собрания граждан. Публичные слушания проводятся в целях реализации принципа прозрачности бюджетной системы РФ, обеспечения открытости для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по бюджету.

Одновременно с проектом закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган представляются:

  • основные направления бюджетной и налоговой политики;
  • предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год;
  • прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;
  • прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период либо утвержденный среднесрочный финансовый план;
  • пояснительная записка к проекту бюджета;
  • методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов;
  • верхний предел государственного (муниципального) внутреннего долга на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), и (или) верхний предел государственного внешнего долга на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода;
  • оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год;
  • проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов;
  • предложенные законодательными (представительными) органами, органами судебной системы, органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными законодательными (представительными) органами, проекты бюджетных смет указанных органов, представляемые в случае возникновения разногласий с финансовым органом в отношении указанных бюджетных смет;
  • иные документы и материалы.

С 2007 г. в БК РФ закреплена новая концепция законодательного регулирования порядка рассмотрения и утверждения проекта федерального закона о бюджете, направленная на упрощение этого порядка и его переориентацию на рассмотрение приоритетных направлений бюджетных расходов. Далее она совершенствовалась и на рис. 5.2.1 показан актуальный порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета.

Такая процедура позволяет обеспечить:

  • упорядочение требований к проекту федерального бюджета и прилагаемых к нему материалов исходя из сложившейся практики, а также в связи с законодательным утверждением федерального бюджета на три года;
  • рассмотрение проекта федерального бюджета в трех чтениях в течение 60 дней, что обеспечивает его своевременное законодательное утверждение и вступление в силу даже в случае отклонения документа на каком-либо этапе.

Следует заметить, что рассмотрение проекта федерального бюджета широко освещается в СМИ. Проект федерального бюджета размещается на официальном сайте Минфина России - minfin.ru . Кроме проекта бюджета, на сайте представлены другие нормативные правовые акты, статистическая и аналитическая информация, а с 2013 г. - бюджет для граждан.

Рис. 5.2.1.

В случае если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала текущего финансового года:

  • финансовый орган правомочен ежемесячно доводить до главных распорядителей бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере, не превышающем 1/12 бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в отчетном финансовом году;
  • иные показатели, определяемые законом (решением) о бюджете, применяются в размерах (нормативах) и порядке, которые были установлены законом (решением) о бюджете на отчетный финансовый год;
  • порядок распределения и (или) предоставления межбюджетных трансфертов другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации сохраняется в виде, определенном на отчетный финансовый год.

Такой порядок получил название "временного управления бюджетом".

Рассмотрение и утверждение бюджетов

Цель главы - изучить порядок рассмотрения и утверждения бюджетов. При ее освоении студенты должны:

1. общий порядок рассмотрения и утверждения бюджетов различных уровней государственной власти РФ;

2. понять особенности работы с бюджетами органов представи­тельной власти;

3. уметь разбираться в проблемах рассмотрения и утверждения бюджетов, быть способными и готовыми к их решению.

1. рассмотрение и утверждение федерального бюджета Российской Федерации;

2. рассмотрение и утверждение региональных бюджетов;

3. проблемы и пути совершенствования рассмотрения и утвержде­ния бюджетов на современном этапе

Рассмотрение и утверждение федерального бюджета Российской Федерации

Порядок рассмотрения и утверждения бюджета - один из наи­более социально значимых процессов в жизнедеятельности общест­ва и особенно государственных структур. Поскольку бюджет - главный финансовый план страны, его принятие непосредственно затрагивает экономическую политику государства и интересы должностных лиц.

Характерная отличительная черта второй стадии бюджетного процесса - это фактическое общественное признание представи­тельными органами власти предлагаемых проектов бюджетов. Мера признания может быть различной: от полного отрицания проекта и его разработчиков до полного согла­сия. Но в любом случае тот или иной бюджет должен быть принят, ибо в отсутствие его государство перестанет существовать.

Порядок рассмотрения и утверждения проекта закона о феде­ральном бюджете определяется Бюджетным кодексом РФ.

Правительство РФ представляет на рассмотрение в Государст­венную Думу и Президенту РФ проект федерального закона о феде­ральном бюджете на очередной год до 26 августа текущего года од­новременно со следующими документами:

1. предварительными итогами социально-экономического развития РФ за истекший период текущего года;

2. прогнозом социально-экономического развития РФ;

3. основными направлениями бюджетной и налоговой поли­тики на предстоящий год;

4. планом развития государственного и муниципального сек­торов экономики;

5. прогнозом сводного финансового баланса по РФ;

6. прогнозом консолидированного бюджета РФ;

7. основными принципами и расчетами по взаимоотношениям федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ;

8. проектами федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов;

9. проектом федеральной адресной инвестиционной программы;

10. проектом государственной программы вооружения;


11. проектом программы приватизации государственных и муниципальных предприятий;

12. расчетами по статьям доходов и расходов федерального бюджета и дефициту бюджета;

13. международными договорами РФ, включая нератифицированные договоры РФ о государственных внешних заимствованиях и государственных кредитах;

14. проектом программы государственных внешних заимство­ваний РФ;

15. проектом программы предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам;

16. проектом структуры государственного внешнего долга РФ по видам задолженности и с разбивкой по отдельным государствам;

17. проектом структуры государственного внутреннего долга РФ и проектом программы внутренних заимствований;

18. предложениями по индексации оплаты труда бюджетных работников, минимальных размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, денежного содержания федеральных государст­венных служащих, денежного довольствия военнослужащих;

19. перечнем законодательных актов, действие которых отменя­ется или приостанавливается.

Одновременно с проектом федерального бюджета Правительст­во РФ представляет проекты федеральных законов :

1) о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах;

2) о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ;

3) о внесении изменений и дополнений в ФЗ «О бюджетной классификации РФ».

В случае если проектами федерального бюджета и бюджета Пен­сионного фонда РФ предусматривается индексация минимального размера оплаты труда и государственных пенсий, то Правительство РФ вносит проекты законов о повышении минимального размера оплаты труда и пенсий, индексации государственных пенсий.

1. оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий год и консолидированного бюджета РФ за отчетный год;

2. проекты программ предоставления гарантий Правительства РФ и отчет о гарантиях за истекший период текущего года;

3. проекты программ предоставления бюджетных средств на возвратной основе и отчет о предоставлении средств на возвратной основе за отчетный год и истекший период текущего года;

предложения по содержанию Вооруженных сил РФ. ентральный банк России до 1 октября представляет в Госдуму проект государственной денежно-кредитной политики.

В течение суток Совет или Председатель Госдумы направляет проект закона о федеральном бюджете в Комитет по бюджету для заключения о соответствии представленных документов необходи­мым требованиям. На основании заключения Комитета принимается решение к рассмотрению законопроекта Госдумой либо о возвраще­нии его в Правительство РФ на доработку, если состав документов не соответствует требованиям. В последнем случае доработанный законопроект представляется в Госдуму Правительством РФ в десятидневный срок.

В течение трех дней Советом или Председателем Госдумы про­ект закона о федеральном бюджете направляется:

1. в Совет Федерации;

2. в комитеты Госдумы;

3. другим субъектам права законодательной инициативы;

4. в Счетную палату РФ на заключение.

Одновременно Совет Думы назначает профильные комитеты Госдумы, ответственные за рассмотрение отдельных разделов расходов бюджета, одним из которых является Комитет по бюджету, а также комитеты Госдумы, отвечающие за рассмотрение других документов.

Госдума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете в четырех чтениях. При этом законы о внесении из­менений в законодательные акты РФ о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды должны быть приняты Госдумой до утверждения основных характеристик федерального бюджета в первом чтении. Федеральные законы о бюджетах госу­дарственных ВБФ, минимальном размере оплаты труда и пенсий, размере порядке индексации и перерасчета государственных пенсий должны быть приняты Госдумой до рассмотрения во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.

При отклонении Госдумой федеральных законов о внесении изменений в налоговое законодательство РФ, а также в законода­тельные акты РФ о тарифах взносов в государственные ВБФ до рассмотрения в первом чтении проекта федерального бюджета рас­четы по всем показателям федерального бюджета осуществляются на основе законодательства РФ.

Первое чтение проекта федерального бюджет продолжается 30 дней, в течение которых Госдума рассматривает:

1. концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ на очередной год;

2. основные направления бюджетной и налоговой политики;

3. принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

4. проект программы государственных внешних заимствований РФ;

5. основные характеристики федерального бюджета (доходы федерального бюджета по группам , подгруппам и статьям класси- фикации доходов бюджетов РФ, распределение доходов от феде­ральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюдже­тами субъектов РФ, дефицит (профицит) федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюдже­та и источники покрытия дефицита федерального бюджета, общий объем расходов федерального бюджета на очередной год).

Первые 15 дней комитеты Госдумы готовят и направляют в Ко­митет по бюджету заключения о принятии или отклонении законо­проекта, а также предложения по предмету первого чтения. На их основании Комитет по бюджету готовит свое заключение и проект постановления Госдумы о принятии в первом чтении проекта феде­рального закона о федеральном бюджете и представляет их на рас­смотрение в Госдуму.

При рассмотрении проекта закона о федеральном бюджете в первом чтении Госдума заслушивает доклад Правительства РФ, содоклад Комитета по бюджету и второго профильного комитета, а также доклад Счетной палаты РФ и принимает решение о его при­нятии или отклонении. В случае принятия законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюд­жета. При отклонении Госдума может:

1. передать законопроект в трехстороннюю согласительную ко­миссию представителей Госдумы, Совета Федерации и Правитель­ства РФ для уточнения основных характеристик федерального бюджета;

2. вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку;

3. поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

При передаче проекта федерального закона о федеральном бюджете в согласительную комиссию в течение 10 дней последняя разрабатывает согласованный вариант основных характеристик фе­дерального бюджета. Решение комиссии считается принятым одной стороной, если за него проголосовало большинство представителей. Голосование каждой стороны принимается за один голос. Решение считается согласованным, если его поддержали три стороны, и не­согласованным при возражении, хотя бы одной стороной.

По окончании работы согласительной комиссии Правительство РФ вносит на рассмотрение в Госдуму согласованные основные характеристики федерального бюджета и связанные с ними законо­проекты, а также несогласованные позиции.

По итогам рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете принимается постановление Госду­мы о принятии в первом чтении проекта федерального закона 6 федеральном бюджете и об основных характеристиках федерального бюджета. Если постановление не принимается, то проект отклоня­ется повторно в первом чтении. В этом случае ставится вопрос о доверии Правительству РФ.

При отклонении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ в течение 20 дней дора­батывает законопроект и вносит его на повторное рассмотрение в первом чтении. Со дня повторного внесения законопроекта Госду­ма рассматривает его в первом чтении 10 дней.

В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете вновь сфор­мированное Правительство РФ представляет новый вариант проек­та закона о федеральном бюджете не позднее 30 дней после сфор­мирования.

Во втором чтении, занимающем 15 дней, утверждаются расходы: федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и размер Федерального фонда финан­совой поддержки субъектов РФ. Субъекты права законодательной инициативы направляют в Комитет по бюджету поправки по расхо­дам федерального бюджета, в соответствии с которыми Комитет по бюджету разрабатывает и вносит в Госдуму проект постановления о принятии федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении.

Если Госдума отклоняет законопроект во втором чтении, то он передается в согласительную комиссию.

В третьем чтении законопроекта, занимающем 25 дней, Госду­ма рассматривает;

1. подразделы расходов федерального бюджета;

2. распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ и т.д. на очередной год;

3. программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов;

4. программы государственных внешних и внутренних заимствований РФ;

5. программу предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам;

6. перечень законодательных актов, действие которых отменя­ется или приостанавливается.

Субъекты права законодательной инициативы направляют свои поправки по третьему чтению в Комитет по бюджету, который в течение 10 дней проводит их экспертизу и передает в профильные комитеты. Голосование по поправкам проводится Комитетом по бюджету и соответствующим профильным комитетом раздельно. Решение считается принятым, если результаты голосования коми­тетов совпадают. Поправки, по которым у Комитета по бюджету и профильного комитета имеются разногласия, выносятся на рас­смотрение в Госдуму.

В четвертом чтении Госдума рассматривает проект федерально­го закона о федеральном бюджете в течение 15 дней и принимает его в целом. Принятый Госдумой законопроект о федеральном бюджете в течение пяти дней передается Совету Федерации, кото­рый рассматривает его 14 дней.

Совет Федерации может возвратить проект в Госдуму. Приня­тый Госдумой в результате повторного рассмотрения федеральный закон о федеральном бюджете передается в Совет Федерации. При несогласии Госдумы с решением Совета Федерации закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Госдумы.

После одобрения Советом Федерации федеральный закон о фе­деральном бюджете в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент имеет право сразу подписать федеральный закон или отклонить его. При отклонении закон передается для устранения разногласий в согласительную ко­миссию с участием представителя Президента РФ, которая в тече­ние 10 дней выносит на повторное рассмотрение Госдумы согла­сованный закон. Госдума повторно рассматривает федеральный за­кон о федеральном бюджете в одном чтении.

Федеральный закон о федеральном бюджете не вступает в силу до начала очередного года/в случае непринятия Госдумой проекта феде­рального закона о федеральном бюджете до 15 декабря текущего года, также в случае невступления в силу федерального закона о федеральном бюджете по другим причинам до 1 января очередного года.

При существенных отклонениях фактических параметров исполнения бюджета от плановых, возникающих в результате нестабильности экономики и недостаточно хорошего качества формирования бюджета, появляется необходимость внесения изменений в Закону о бюджете. Тогда Правительство РФ разрабатывает и представляет в Госдуму проекты федеральных законов о внесении изменений в фе­деральный закон о федеральном бюджете. Субъекты права законода­тельной инициативы могут вносить проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете относительно основных характеристик федерального бюджета, рас­пределения регулирующих доходов между бюджетами, а также рас­пределения расходов федерального бюджета по разделам функцио­нальной и ведомственной классификаций в случаях:

1. превышения доходов более чем на 10%, что подтверждено исполнением федерального бюджета за первое полугодие текущего года, при условии, что Правительство РФ не внесло в Госдуму со­ответствующий законопроект в течение 10 дней со дня рассмотре­ния Госдумой отчета об исполнении федерального закона о феде­ральном бюджете за первое полугодие;

2. выявления нецелевого и неэффективного использования средств федерального бюджета и внесения предложений о сокраще­нии либо блокировке расходов по выявленным направлениям не­эффективного или нецелевого использования средств федерального бюджета

В случае снижения (роста) ожидаемых поступлений в федераль­ный бюджет, что может привести к изменению финансирования по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом более чем на 10% годовых назначений, Правительство РФ вносит в Госдуму про­ект федерального закона о внесении изменений в Федеральный за-, кон о федеральном бюджете вместе со следующими документами:

1. отчетом об исполнении федерального бюджета за период текущего года, включая последний месяц, предшествующий тому месяцу, в течение которого вносится указанный законопроект

2. отчетами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих сбор доходов федерального бюджета за период текущего года, включая последний месяц, предшествующий месяцу, в течение которого вносится указанный законопроект;

3. отчетом об использовании средств резервных фондов Пра­вительства РФ и Президента РФ;

4. отчетами Минфина РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов;

5. анализом причин, обусловивших внесение изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете.

Госдума рассматривает указанный законопроект в течение 15 дней в трех чтениях.

Первое чтение проекта федерального закона о внесении измене­ний и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете происходит в Госдуме не позднее чем через два дня со дня внесе­ния. На нем заслушиваются доклады Правительства РФ и Счетной палаты РФ о состоянии поступлений средств от заимствований в федеральный бюджет. По итогам чтения Госдума принимает зако­нопроект за основу и утверждает новые основные характеристики бюджета.

Второе чтение проекта происходит не позднее пяти дней после первого чтения. На нем утверждаются объемы ассигнований по разделам и подразделам функциональной и ведомственной класси­фикаций расходов бюджетов РФ.

В третьем чтении проекта, проходящем не позднее чем через три дня со дня принятия законопроекта во втором чтении, законо­проект голосуется в целом.

Если проект федерального закона о внесении изменений и до­полнений в федеральный закон о федеральном бюджете не прини­мается в срок, то Правительство РФ имеет право на пропорцио­нальное сокращение расходов федерального бюджета до положи­тельного законодательного решения.

Проекты федеральных законов о внесении изменений и допол­нений в федеральный закон о федеральном бюджете рассматрива­ются в порядке, определенном регламентом Госдумы при соблюде­нии следующих дополнительных условий:

1) законопроект об изменении основных характеристик феде­рального бюджета не может быть внесен на рассмотрение в Госуду- му до вступления в силу или до отклонения Советом Федерации либо Президентом РФ федерального закона, предусматривающего изменение основных характеристик федерального бюджета на те­кущий финансовый год, проект которого был внесен ранее и при­нят Госдумой в первом чтении;

2) в случае внесения в Госдума двух и более законопроектов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете указанные законопроекты рассматриваются в первом чтении одновременно в качестве альтернативных; при этом в первом чтении принимается один законопроект, а остальные законопроекты рассматриваются в качестве поправок.

Контрольные вопросы

1. Перечислите права Госдумы РФ при рассмотрении и утвержде­нии федерального бюджета.

2. Каковы права Совета Федерации РФ при рассмотрении и ут­верждении федерального бюджета?

3. Назовите права Президента РФ на стадии рассмотрения и ут­верждения федерального бюджета.

4. Каковы права субъектов права законодательной инициативы на стадии рассмотрения и утверждения федерального бюджета?

5. Перечислите документы пакета проекта федерального закона о федеральном бюджете.

6. В каких случаях при рассмотрении проекта федерального бюд­жета РФ создается согласительная комиссия?

7. Что принимается в первом, втором, третьем и четвертом чтени­ях проекта федерального закона о федеральном бюджете?

8. Каковы проблемы рассмотрения и утверждения бюджетов и пу­ти их решения?

Бюджетный процесс на стадии рассмотрения и утверждения по своему характеру представляет собой законотворческий процесс, так как все бюджеты в Российской Федерации принимаются либо в виде законов (федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации), либо в виде актов представительной власти (местные бюджеты). Однако имеются существенные особенности, которые не встречаются в законотворческом процессе.

БК детально регулирует процесс рассмотрения и утверждения федерального бюджета и закона о нем. Порядок утверждения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и актов об этих бюджетах регулируется нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований соответственно. Однако БК содержит единые для всех бюджетов бюджетной системы требования к составу утверждаемых законом (решением) о бюджете показателей (п. 3 ст. 184.1 БК), а также представляемым одновременно с проектом бюджета документам и материалам (ст. 184.2 БК).

После составления проект бюджета вносится на рассмотрение и утверждение в соответствующий законодательный (представительный) орган власти. Необходимо отметить, что проекты бюджетов разных уровней бюджетной системы вносятся на утверждение последовательно: проект федерального бюджета – не позднее 1 октября текущего года (ст. 192 БК), проект бюджета субъекта РФ в сроки, установленные законом субъекта РФ, но не позднее 1 ноября текущего года, проект местного бюджета в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года (ст. 185 БК).

Одновременно с проектом закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган представляются (ст. 184.2 БК):

    основные направления бюджетной и налоговой политики;

    предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год;

    прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;

    прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период либо проект среднесрочного финансового плана;

    пояснительная записка к проекту бюджета;

    методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов;

    верхний предел государственного (муниципального) долга на конец очередного финансового года (на конец очередного финансового года и конец каждого года планового периода);

    проект программы государственных (муниципальных) внутренних заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

    проект программы государственных внешних заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

    проекты программ государственных (муниципальных) гарантий на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

    оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год;

    проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов;

    предложенные законодательными (представительными) органами, органами судебной системы, органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными законодательными (представительными) органами, проекты бюджетных смет указанных органов, представляемые в случае возникновения разногласий с финансовым органом в отношении указанных бюджетных смет.

М.В. Карасева (2012) отмечает, что рассмотрению бюджета предшествуют определенные предварительные процедуры. Первоначально решается вопрос о принятии закона к рассмотрению. На этом этапе проверяется соблюдение формальных требований к законопроекту (ст. 194 БК). Далее осуществляются подготовительные процедуры, в рамках которых принятый к рассмотрению закон направляется различным субъектам права законодательной инициативы, в соответствующие комитеты для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение (ст. 195 БК).

Этапами стадии утверждения бюджета являются его обсуждения (чтения) в законодательном (представительном) органе власти. Для федерального бюджета предусмотрено три обязательных чтения в Государственной Думе, после чего федеральный закон о федеральном бюджете передается, согласно статье 105Конституции Российской Федерации, на одобрение в Совет Федерации и далее ‑ на подпись Президенту Российской Федерации, после чего следует его обязательное опубликование в установленном порядке.

В первом чтении (в течение 30 дней со дня внесения проекта закона о бюджете) Государственная Дума рассматривает концепцию бюджета и основные характеристики проекта бюджета, к которым относятся (п. 2 ст. 199 БК):

    прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета;

    приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в случае, если они не утверждены настоящим Кодексом;

    общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;

    условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5 процентов общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода;

    верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на конец очередного финансового года и каждого года планового периода;

    нормативная величина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде;

    дефицит (профицит) федерального бюджета.

При утверждении основных характеристик федерального бюджета также учитывается объем валового внутреннего продукта (ВВП) и уровень инфляции (потребительских цен).

По результатам рассмотрения проекта бюджета Государственная Дума может либо принять либо отклонить данный проект.

В случае отклонения проекта Государственная Дума может (ст. 202 БК):

    передать указанный проект в согласительную комиссию, состоящую из представителей Государственной Думы, представителей Совета Федерации и представителей Правительства Российской Федерации. Решение согласительной комиссии принимается в два этапа. Вначале осуществляется раздельное голосование членов согласительной комиссии от каждой стороны. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство участников соответствующей стороны. На втором этапе результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос. Решение считается согласованным, если было поддержано сторонами единогласно (ст. 203 БК).

    вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку. Правительство РФ в течение 20 дней дорабатывает указанный законопроект с учетом предложений и рекомендаций и вносит его на повторное рассмотрение Государственной Думы в первом чтении. Государственная Дума рассматривает доработанный законопроект в течение 10 дней со дня повторного внесения (ст. 204 БК).

    поставить вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете вновь сформированное Правительство Российской Федерации представляет новый вариант проекта федерального закона о федеральном бюджете не позднее 30 дней после сформирования (ст. 204 БК).

При утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства Российской Федерации (ст. 201).

Во втором чтении (в течение 25 дней со дня его принятия в первом чтении) рассматриваются и утверждаются приложения к бюджету (ст. 205 БК):

    перечень главных администраторов доходов бюджета;

    перечень главных администраторов источников финансирования дефицита;

    бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов;

    распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов;

    программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

    программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации;

    программа государственных внешних заимствований Российской Федерации;

    программа государственных гарантий Российской Федерации в российских рублях;

    программа государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте;

    бюджетные ассигнования, направленные на финансовое обеспечение долгосрочных (федеральных) целевых программ;

    непосредственно текстовые статьи проекта федерального закона.

БК не предусматривает возможности отклонения проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении, однако предусматривает возможность внесения в него поправок (п. 3-5 ст. 205 БК)

В третьем чтении (в течение 15 дней со дня принятия его во втором чтении) утверждается ведомственная структура расходов, при этом законопроект о бюджете выносится на голосование в целом.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается в Совет Федерации для одобрения.

Согласно ст. 106 Конституции РФ принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой (ст. 208 БК). В случае отклонения бюджета Советом Федерации предусмотрено образование согласительной комиссии.

Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

В случае отклонения Президентом РФ Федерального закона о федеральном бюджете указанный закон также передается в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента РФ (ст. 210 БК).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!