Все для предпринимателя. Информационный портал

Этапы создания еаэс. Единое Экономическое Пространство. Центральноазиатское направление интеграции

Несмотря на отсутствие до сих пор безбарьерной среды, на трудности согласования экономических интересов, известное несовершенство нормативно-правовой базы и оргструктуры, Евразийский Союз доказал свою жизнеспособность в ситуации нарастания внешнего давления и внутренних кризисных процессов. К объединению уже проявили интерес около 40 различных стран, заявивших о готовности заключить с ЕАЭС соглашения о свободной торговле, а сам союз пополнился Арменией и Кыргызстаном.

Согласно данным Истата, разработанным Евразией, Италия экспортировала почти 2 миллиарда евро на товары и услуги в этой области, таким образом, общая сумма за 11 месяцев составила 11%. В частности, Россия является ведущим рынком для итальянских компаний с почти 1, 8 млрд евро, достигнутых за первые три месяца года. Рост - это производственный сектор, который расходует 27%, до более 1, 7 млрд евро; в позиции полюса для стоимости машины и текстиля. Также продажи в Италии в Беларусь, Армению и Кыргызстан; рынки по-прежнему скромны, но с сильным потенциалом развития.

Евразийская интеграция органично укладывается в глобальные тренды политического и социально-экономического развития. Есть все основания полагать, что мир в ближайшие десятилетия будет эволюционировать в направлении децентрализованного глобализма, в рамках которого динамично развивающиеся региональные державы смогут консолидировать вокруг себя соответствующие регионы . Движение к этой модели, вероятно, будет сопровождаться кризисами и региональными конфликтами, в которые окажутся вовлечены многие страны. Тем не менее, подобные негативные проявления не смогут развернуть интеграционные процессы вспять. Сегодня главная задача - это качественное развитие ЕАЭС. Поэтому в ближайшей перспективе, очевидно, будут решаться вопросы, связанные с привлечением новых стран и расширением взаимодействия не только в сфере торговли, но и во многих других областях.

Однако наоборот, триколорный экспорт в Астану теряет 60%. Среди отраслей, наиболее пострадавших от отсутствия продаж, - машины, металл, резина и пластмассы. Несмотря на преемственность торговых и договорных соглашений между Евразийским экономическим союзом и многими странами, включая Китай, а также Индией, Вьетнамом, Израилем, Ираном, Европейский союз пока не признал признание этого важного героя экономика.

Мы надеемся, что ускорение принятия решений будет в интересах итальянского бизнеса и компаний. Чтобы использовать Россию Помимо материалов, обязательно указывать ссылку на оригинал. Привлечение к риску многих инвесторов в этом году убедило несколько стран с формирующейся и приграничной экономикой «начать» на рынке, и сегодня они являются вселенной более 3, 5 млрд. Долларов.

Евразийский Экономический Союз: достижения и проблемы

На постсоветском пространстве отсутствуют работоспособные и имеющие перспективу роста межстрановые объединения со сходным с ЕАЭС потенциалом развития. СНГ, к сожалению, не смогло состояться в качестве полноценного инструмента постсоветской интеграции. Объединения постсоветских государств в отдельные региональные блоки (например, в Центральноазиатский союз) также не принесли ожидавшегося эффекта. Перспектива интеграции в структуры ЕС для большинства постсоветских государств остается умозрительной и не гарантирует экономических и социальных выигрышей, - по крайней мере, на начальном этапе. В этой связи актуально пристальное рассмотрение как общего интеграционного потенциала ЕАЭС, так и возможных конкретных направлений интеграции.

Неплохо по сравнению с 3 процентами для американских ценных бумаг и 0, 9 процента жалким для государственного долга в еврозоне. Раньше они уже делали, в частности, Беларусь, Ирак и Нигерию. Чтобы понять, о ком мы говорим: недавно лидер Тагико обнародовал закон, который заставляет все средства массовой информации определять его каждый раз, когда они говорят о нем, с его официальным названием: «Основатель мира и национального единства, глава Президент Республики Таджикистан Его Превосходительство Эмомали Рахмон».

Справа, президент Пакистана Зардари, Тагико Рахмон и российский Дмитрий Медведев. Вступление страны в ЕС имеет решающее значение для стратегии Кремля в Центральной Азии и обеспечения российской сферы влияния на те государства, на которые Китай поставил свои глаза. Хотя режим Рахмона не хочет застревать между двумя гигантами, однако, было необоснованным предназначением для международных инвесторов. Их жажда теперь могла изменить карты на столе.

Таможенный союз и ЕАЭС состоялись как структуры, сформировалось их ядро, согласована общая стратегия интеграции. Сейчас вопрос стоит об углублении сотрудничества, которое постепенно выходит за рамки сугубо экономической сферы, затрагивая политические вопросы, а также актуализировавшиеся проблемы безопасности. При этом стратегия расширения ЕАЭС должна носить более комплексный характер, будучи нацеленной на создание консолидированного субъекта геоэкономических и геополитических отношений , работающей модели регионального международного сотрудничества, привлекательной для новых стран-участниц. Развитие любого международного института предполагает формирование надгосударственных органов, что не означает утрату странами-участницами суверенитета и собственных возможностей развития.

Кыргызстан присоединился к Евразийскому экономическому союзу и, как ожидается, присоединится к вам до конца месяца. Кыргызстан является одной из самых хрупких стран в регионе. Стагнирующая внутренняя экономика в основном зависит от иностранной финансовой помощи и денежных переводов кыргызских рабочих, эмигрировавших в Россию и Казахстан: официальные отчеты о численности эмигрантов в России показывают, что более 500 000 жителей Кыргызстана в стране с населением 5, 7 миллиона человек, они уезжают за границу, чтобы найти работу, но реальная цифра может достигать до миллиона.

ЕАЭС выступает как многофункциональная площадка стратегического, долговременного характера . Первой стадией и формой был экономический союз, призванный обеспечить свободное перемещение товаров. В 2015 г. началось формирование единого энергетического рынка, а к 2025 г. предполагается формирование единого евразийского рынка углеводородов, что призвано стимулировать развитие евразийской экономики. Близкой перспективой является переход к рассмотрению вопросов социального, культурного и политического характера.

Кроме того, из-за экономического кризиса в России многие безработные мигранты возвращаются домой. Они надеются, что российские власти уберут ограничения, наложенные на кыргызских рабочих. Кроме того, есть оптимизм в отношении преимуществ, которые получит сельскохозяйственный сектор при вступлении в Союз, что должно привести к снижению торговых барьеров для фермеров, экспортирующих свою продукцию в соседний Казахстан, а также предоставлению новых возможностей для бизнеса с российским рынком.

Поэтому розничные торговцы обеспокоены тем, что они сильно зависят от перепродажи китайских товаров, купленных по низким ценам. Они в равной степени относятся к общинам в южных провинциях, основной доход которых связан с торговлей с соседним Таджикистаном и Узбекистаном. Неясно, осуществила ли страна социально-экономические меры для поддержки этих групп граждан, но сообщается, что Россия и Казахстан предоставляют помощь в размере 300 миллионов долларов для смягчения негативного воздействия на Кыргызстан в течение периода перехода.

Вместе с тем имеются объективные препятствия расширения ЕАЭС и углубления интеграции в его рамках :

  1. конфликтное напряжение в отношениях России и Запада, последствия которого проецируются на постсоветское пространство и затрудняют продвижение евразийской интеграции в европейском направлении;

  2. собственные модернизационные проекты кандидатов в ЕАЭС, которые могут не коррелировать с общей стратегией евразийской интеграции, разработанной и реализуемой основными участниками этого процесса;

  3. некогерентность экономических моделей, используемых различными постсоветскими государствами (стратегия, предполагающая опору на собственные ресурсы развития);

  4. слабость или недостаточная консолидированность политических и властно-управленческих институтов внутри некоторых государств-потенциальных участников, что ограничивает возможность участия их в интеграционных и, шире, модернизационных процессах на постсоветском пространстве;

  5. отсутствие должного уровня политического консенсуса среди элит некоторых стран - потенциальных членов ЕАЭС, что затрудняет совершение ими выбора в пользу интеграционной стратегии;

  6. незавершенность формирования структур самого ЕАЭС, призванных направлять интеграцию и обеспечивать ее качественное наполнение.

Можно указать и на несколько основных проблемных узлов, связанных с расширения ЕАЭС:

1) Перенос национальных и региональных проблем на ЕАЭС как международный институт . Примером гибкого и взвешенного подхода к интеграции подобных государств в состав объединения является интеграция в ЕАЭС Армении. Спор с Азербайджаном за обладание Нагорным Карабахом, вылившийся в 1990-е гг. в полноценную войну и ситуацию «замороженного конфликта» стал объектом международного урегулирования. Возможность переноса армяно-азербайджанского конфликта на уровень ЕАЭС грозил дестабилизировать интеграционную структуру. Неблагоприятное геополитическое окружение Армении, отсутствие у нее границ с другими членами ЕАЭС осложняли взаимодействие нового участника с членами устоявшегося «ядра» ЕАЭС. Ключевой стала позиция президента Казахстана Нурсултана Назарбаева: Армения будет вступать в ЕАЭС в границах, определенных ООН. Это способствовало снятию политического напряжения и дало руководству Азербайджана ясный сигнал о том, что ЕАЭС является экономической структурой и не планирует затрагивать вопросы межнациональных конфликтов и территориальных споров, подменяя собой политические объединения. Аналогичным образом удалось избежать внесения в повестку деятельности ЕАЭС этнополитической и этноконфессиональной проблематики, которую пыталось акцентировать прежнее правительство Кыргызстана.

Исследование, проведенное Азиатским банком развития, показывает, что 19-процентное обесценение валюты в Кыргызстане уже привело к инфляции до 7, 5%, что в этом году может достичь или даже превысить 10%. Независимо от того, насколько этот прогноз оправдан, наблюдатели и финансовые учреждения считают, что любое восстановление экономики в большей степени зависит от внешних экономических субъектов, чем от внутренних факторов. Эта уязвимость перед внешними событиями оставляет Кыргызстан в рискованной позиции.

Существуют также несоответствия в отношении совместимости законов Кыргызстана с Евразийским евразийским экономическим правом, что вызывает путаницу в средствах массовой информации и среди экспертов. Вопрос касается будущих кредитов и импортных китайских материалов. За последние десять лет Пекин расширился в регионе, а продолжающийся проект «Шелкового пути» достиг многих успехов в Казахстане, который продвигается как региональный полюс логистики для восточного и западного рынков. Однако, несмотря на то, что присутствие Китая демонстрирует явные преимущества для некоторых государств, Кыргызстан по-прежнему подвергается маргинализации в региональных силовых структурах из-за слабого управления и невозможности найти общий язык с соседними странами. Кыргызская политическая элита ищет политическую и экономическую поддержку со стороны Кремля, как это было ясно продемонстрировано в прошлом году, когда Узбекистан сократил поставки природного газа на юг Кыргызстана.

2) Необходимость для стран-членов ЕАЭС реагировать на международные конфликты, в которые вынужденно вовлечены другие его участники . Известную тревогу ряда стран-участниц ЕАЭС вызывают события на Украине и воссоединение Крыма с Россией. Руководство Казахстана заявило, что воспринимает референдум в Крыму как свободное волеизъявление населения украинской автономии и с «пониманием» относится к решению России. Несмотря на попытки некоторых казахстанских экспертов провести аналогии между ситуацией вокруг Крыма и положением дел на севере самого Казахстана, подобные оценки не получили признания в большей части казахстанского общества и элиты. Руководство Казахстана продолжило курс на развитие отношений с Россией, считая его максимально отвечающим интересам страны. Более того, Казахстан и президент Н. Назарбаев сыграли важную посредническую роль в налаживании диалога между Россией и ЕС по ситуации на востоке Украины, стимулировав запуск Минского процесса. В то же время Кыргызстан, - тогда еще потенциальный член Таможенного союза и ЕАЭС, - пошел еще дальше, официально признав результаты референдума.

Правительство Узбекистана проигнорировало приглашение Кыргызстана на пересмотр условия контракта на поставку газа, в то время как президент Узбекистана Ислам Каримов непосредственно затронул вопрос с Владимиром Путиным. Армения сегодня представляет собой динамичную и политически современную страну, которая взаимодействует с Россией, но сумела построить многонаправленный подход к Европейскому союзу и другие реалии деловых отношений и диалога. Люди, знакомые с ужасными драмами истории, армяне выделяются в солидарности и принятии сирийских беженцев «22 000 человек», объясняет посол в Риме Виктория Багдасарян, поскольку он делает Армению «третьим получателем в Европа беженцев на душу населения».

Недостаточно определенное и по-разному трактуемое заявление распространено Арменией. По официальной информации, в телефонной беседе с президентом России Владимиром Путиным его армянский коллега Серж Саргсян сообщил, что Ереван считает крымский референдум реализацией права на волеизъявление (очевидно, проведя мысленную параллель с возможной судьбой Нагорного Карабаха). Балансирующую позицию заняло руководство Беларуси, не поддержав ни одну из сторон и отказавшись от официального признания итогов крымского референдума. Вместе с тем фактическое признание новой ситуации с Крымом состоялось. Президент Беларуси Александр Лукашенко весной 2014 года констатировал: «Де-факто Крым стал частью России… И мы будем с Российской Федерацией. Что будет де-юре - это будет потом». Такая позиция позволила руководству Беларуси сохранить возможность маневра и предложить себя в качестве посредника на переговорах между представителями России, Украины и Донбасса.

Посол Багдасарян, также в свете престижного заседания «Армения 25 лет: вызовы и перспективы», состоявшегося 16 мая в Сенате Республики, каковы достигнутые и достигнутые успехи и чего не удалось достичь более значительных социальных, политических и чтобы лучше понять, что было достигнуто за эти 25 лет, вам нужно понять, откуда мы вышли 25 лет назад. Он столкнулся с катастрофической экономикой, дисфункциональными государственными учреждениями и другими. Но Армения сегодня - современное государство со стабильными государственными институтами, обществом с оживленным демократическим духом, развивающейся экономикой и солидной банковской отраслью.

Сохраняя верность союзническим отношениям с Россией, Минск тяготеет к развитию отношений и с Украиной, и с ЕС. Первая является довольно крупным внешнеторговым партером Белоруссии, а от второго зависят перспективность белорусского экспорта в Европу и относительная политическая стабильность в стране. Непосредственный экспорт «цветной революции» в саму Беларусь в ближайшем будущем едва ли возможен, но ее геополитическое положение в свете новых реалий и активности Запада заметно усложнилось. А.Лукашенко заявил, что не допустит в своей стране повторения киевских событий. Единственной страной, которая может помочь ему в этом, остается Россия.

Очевидно, мы не решили все проблемы, но у правительства есть главная цель улучшить социально-экономические условия армянского населения и уже давно проводит интенсивную программу экономических и политических реформ. Сегодня Армения является парламентской республикой после референдума, оспариваемого оппозицией: страна, похоже, раскололась между элитой и правительством и оппозицией, которая также доходит до излишков, таких как беспорядки в июле прошлого года. Армянская оппозиция, как и любая оппозиция в любой демократической стране, критикует то, что предлагается и реализует правительство.

Таким образом, кризис в отношениях России и Запада, вызванный ситуацией на Украине, не привел к сколько-нибудь масштабному кризису в рамках евразийских структур и не препятствовал созданию ЕАЭС. Вместе с тем будущее процессов евразийской интеграции во многом будет зависеть от развития отношений России и Запада , от отмены либо сохранения санкций в отношении РФ, от общей стратегии действий ЕС на постсоветском пространстве.

В то же время, в первый раз, представители правительства Армении и оппозиции работали вместе и достигли соглашения о пакете мер по совершенствованию нового избирательного законодательства, самого избирательного процесса и, наконец, увеличить роль оппозиции в парламенте. К сожалению, до сих пор кто-то убежден, что изменения могут быть достигнуты силой. Население осознает происходящие изменения. Сегодня многие надежды возлагаются на премьер-министра Карапетяна, который принес положительный импульс обновления.

Конечно, за этот короткий промежуток времени радикальные реформы не были возможны, но уже были сделаны значительные изменения. Армении очень нужно открывать зарубежные страны и привлекать иностранные инвестиции. Недавно тот же министр экономического развития и инвестиций Сурен Караян «открыл дверь» в Катар, заложив основы для рынка инвесторов Персидского залива. Но каковы перспективы и выгоды, которые предлагает армянское государство предпринимателю и иностранной компании? Часто мы слышим об особых экономических зонах, но каковы они, где они есть и каковы их реальные преимущества?

3) Попытка новых членов ЕАЭС добиться односторонних льгот и привилегий , выйдя за рамки соглашений, формирующих правовые рамки деятельности ЕАЭС. Последнее, в частности, проявилось в поведении Кыргызстана, пытавшегося получить весьма масштабные компенсации, поскольку закрытие границ с Китаем ухудшит экономическое положение значительной части населения, занятой реэкспортом китайских товаров, а также в связи с затруднениями из-за интеграции в ЕАЭС в деле осуществления совместных с Китаем инфраструктурных проектов. Интеграция, как опасались в свое время в Бишкеке, могла нарушить логистику проектов, затруднить перемещение техники, людей и оборудования, необходимого для их реализации. Введение дополнительных пошлин, в свою очередь, вело к удорожанию таких проектов. Сюда же следует добавить пожелание Кыргызстана не распространять на него требования ЕАЭС по санитарному контролю за его сельскохозпродукцией. Необходимо напомнить, что Договор о вступлении Кыргызстана в Евразийский экономический союз был подписан еще 23 декабря 2014 г., после чего власти республики должны были выполнить 181 пункт Дорожной карты для окончательного вступления в ЕАЭС. Бишкек смог добиться дополнительных льгот, которых, например, не было у Белоруссии, увеличив свою долю от общих таможенных сборов ЕАЭС до 1,9% (у Армении эта доля составляет 1,11%) и получив ряд торгово-экономических преференций на пять лет. Дополнительно к этому было объявлено о создании кыргызско-российского фонда с капиталом в 1 млрд. долларов, средства которого будут направляться на восстановление и развитие промышленности страны. Значительность предоставленных Кыргызстану при вступлении ЕАЭС льгот возложила дополнительную ответственность на плечи других участников, и прежде всего - России и Казахстана.

В быстро меняющемся мире нужно в полной мере учитывать, что такое новая реальность и новые вопросы. Армения не является исключением и, как и другие страны, прилагает все усилия для привлечения иностранных инвестиций и содействия торговле. Сегодня Армения постоянно работает во всех направлениях и добилась больших успехов в уже отличных двусторонних отношениях с Италией. Как он объявил во время своего визита в Армению к тому времени министром иностранных дел Гентилони, 7 июня состоялось первое заседание Межправительственного двустороннего комитета, в котором приняли участие семь министерств с обеих сторон, давая дополнительный импульс и конкретность для укрепления нашего экономического и торгового сотрудничества и укрепления прямых каналов связи между их соответствующими государственными органами в разных секторах.

Формирование подобной «зоны исключений» может создать неблагоприятный прецедент с учетом вероятного расширения ЕАЭС. Необходимы консолидированные экономическое, социальное и экономико-правовое пространства, единство институализированных «правил игры» для всех участников одновременно с активизацией механизмов обеспечения гибкого учета интересов отдельных стран-участниц. От того, насколько эти исключения будут глубокими и системными, зависят результаты евразийской интеграции.

Всегда 7 июня и всегда в Фарнесине проводилась презентация страны, в которой приняли участие около 180 компаний из Армении и Италии, а также продемонстрировали потенциал Армении как в коммерческом, так и в промышленном отношении. Есть много преимуществ, которые предлагает Армения, и какие иностранные инвесторы могут извлечь выгоду. Инвесторы в Армении могут воспользоваться стимулами, такими как импорт беспошлинной продукции, оборудования и сырья из стран ЕС без таможенных формальностей и без таможенных пошлин.

Короче говоря, для компаний это возможность работать в богатых экономических зонах с налоговыми ставками 0%. В настоящее время идет третья упрощенная экономическая зона. Ведутся переговоры о создании экономической зоны с Ираном. Это предложение было одобрено в ходе недавней встречи глав правительств Евразийского экономического союза и работает над достижением цели в короткие сроки и плавно. Армения привязана к двухсторонней России. Считаете ли вы, что напряженность между Россией и Западом косвенно зависит и от Армении?

4) Вопрос, связанный с обеспечением реального и фактического равноправия стран-участниц ЕАЭС , о недопущении дисбалансов в отношениях между «ядром», которые образуют страны-первоучредители ЕАЭС, и его новыми членами, и прежде всего между входящими в этот союз государствами, отличающимися друг от друга по экономическому потенциалу. Особенно важной с точки зрения перспектив расширения и углубления интеграции в рамках ЕАЭС является ответственная позиция России, которая не допускала возникновения в рамках формирующегося общеэкономического пространства условных центра и периферии . Актуальность этого вопроса связана со структурными особенностями ЕАЭС, поскольку потенциал государств, входящих в него, мало сопоставим. Во избежание возникновения у других стран-участниц ЕАЭС опасений о возможности некоего «неоимперского курса» России следует выдвигать новые инициативы, связанные с комплексным развитием социально-экономического потенциала этих государств, обосновывать взаимовыгодность кооперационных начинаний . Преодолению подобных опасений также способствовало бы официальное признание на уровне институтов ЕАЭС возможности разноуровневой и разнотемповой интеграции, а также многообразия возможных форм включения новых членов и партнеров в структуру объединения.

5) Опасения «действующих» участников ЕАЭС в отношении новых стран-соискателей , прежде всего касающиеся готовности их быть надежными партнерами, а также того, насколько их участие в деятельности Союза является стратегическим и долгосрочным, а не продиктовано тактическими и краткосрочными выгодами. С последней проблемой связан вопрос о готовности многих государств строго и пунктуально подходить к исполнению своих международных обязательств, о наличии у них необходимых для этого политических институтов и политической воли, а также необходимого уровня поддержки среди населения и элит.

Тем не менее, несмотря на трудности и противоречия, развитие ЕАЭС, включая совершенствование его институциональной организации и репозиционирование его традиционных стран-участниц, продолжается.

Так, был сформирован новый состав Евразийской коллегии - по два члена от каждой страны-участника. Назначение руководителем Коллегии представителя Армении Т. С. Саргсяна подчеркивает заинтересованность других стран-членов объединения в более плотной интеграции Армении в структуры ЕАЭС, а также в укреплении политических позиций ее руководства. Армения, сделавшая свой выбор в пользу ЕАЭС в конце 2013 г., находится в сложных условиях. Ее полноценная интеграция потребует времени и усилий, будет осложняться геополитическими факторами (прежде всего, конфликтом с Азербайджаном) и непростой внутриполитической ситуацией.

Что же касается Грузии, то, как известно, позиция ее элиты и значительной части населения предполагает интеграцию в евроатлантические структуры, а не в евразийский проект. Единственным препятствием для этого остается проблема Абхазии и Южной Осетии, независимость которых официальный Тбилиси не признает. Сохраняющаяся напряженность в отношениях с Россией делает включение Грузии в зону свободной торговли сугубо гипотетической перспективой.

Для Азербайджана, несмотря на стремление России «мягко» подключить его к структурам ЕАЭС в соответствии с формулой «широкого партнерства», судя по всему, более привлекательным пока является формальное пребывание вне этого объединения, в которое входит Армения. Трудно представить ситуацию, при которой Баку и Ереван, не решив крайне сложные политические вопросы, в ближайшей перспективе обоюдно могли бы открыть границы для свободного перемещения товаров и рабочей силы. Позиционирование себя как нейтрального «внеблокового государства», входящего в «тюркский мир» и выступающего в роли стратегического партнера одновременно НАТО и России, позволяет азербайджанскому руководству рассчитывать на политические и экономические дивиденды. Напряжение вокруг Нагорного Карабаха, а также недавнее обострение в отношениях России и Турции, являющейся одним из приоритетных партнеров Азербайджана, не позволяет в ближайшее время рассчитывать на его последовательное включение в евразийскую интеграцию. Участие Азербайджана в ряде проектов энерготранзита, конкурирующих с российскими, также затрудняет участие в ЕАЭС. Азербайджан отказался от подписания Соглашения об Ассоциации с ЕС, не делая никаких указаний на возможность вступления в ТС или ЕАЭС. Некоторые азербайджанские эксперты считают, что Баку следует подумать об участии в евразийском интеграционном проекте, но это остается только экспертным мнением. «Размороженный» в начале апреля 2016 г. вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе делает партнерство ЕАЭС с Азербайджаном, опирающимся на поддержку Турции, и вовсе эфемерным, а его участие в евразийских проектах нереальным в существующих условиях.

Центральноазиатское направление интеграции

В складывающейся геополитической ситуации особое значение для евразийской интеграции приобретает центральноазиатское направление. Интегрируя Кыргызстан и планируя в обозримом будущем осуществить подобные шаги в отношении Таджикистана, руководство стран ЕАЭС и, прежде всего, России стремится играть на опережение, усиливая свое влияние в Центральноазиатском регионе. Благодаря этому Россия и ее ближайшие партнеры получают дополнительные возможности политического влияния, выход на новые рынки и доступ к значимым коммуникациям и источникам сырья. Однако последствия вхождения в состав ЕАЭС новых членов могут быть неоднозначными. Ведь современная Центральная Азия - целый комплекс проблем, связанных с разнородностью входящих в нее стран, нестабильностью государственных институтов и политических режимов, необходимостью властно-политического транзита, общей неустойчивостью сырьевых и аграрно-сырьевых экономик, а также актуализирующейся угрозой экспорта в регион радикального политического ислама.

Так, по мнению экспертов Института стран СНГ, ключевыми проблемами Кыргызстана являются структурная деградация экономики, низкий уровень производительности и торжество торгово-посреднической модели, основанной на реэкспорте и реимпорте . В то же время интеграция Кыргызстана в ЕАЭС дает возможность при участии нейтральной стороны решать приграничные споры и конфликты с Узбекистаном и Таджикистаном. Среди проблем, связанных с интеграцией Кыргызстана в ЕАЭС, следует выделить миграцию, укорененность неформальных практик в общественно-политической жизни, зависимость от экономической ситуации в России .

В связи с этим в разработках экспертов справедливо отмечается, что и после вступления в ЕАЭС ситуация в экономике не улучшится сама по себе за счет фактора «экономического донорства». В то же время благодаря вхождению в состав объединения Кыргызстан имеет шанс использовать механизмы ЕАЭС для стабилизации и улучшения социально-экономической ситуации.

Что касается возможного вступления в ЕАЭС Таджикистана, то у этих планов сегодня есть как сторонники, так и противники. Незадолго до заключения договора о создании ЕАЭС в Таджикистане разработали дорожную карту по стратегии вступления в Евразийский экономический союз. Проведенное три года назад исследование Евразийского банка развития, посвященное оценке экономических эффектов присоединения Таджикистана к ТС и ЕЭП, подчеркивает наличие у страны экономического потенциала для такой интеграции .

Однако возможная интеграция Таджикистана в ЕАЭС вызывает опасения из-за возможности вовлечения других участников объединения в региональные конфликты . Поскольку в последние годы нередко отмечаются попытки активизации деятельности исламистских организаций (примером чему служит атака террористов на центральный аппарат Министерства обороны страны и отдел МВД в городе Вахдате в сентябре 2015 г.), роль России в стабилизации таджикистанской государственности в ближайшем будущем будет только возрастать.

В то же время экспертов по-прежнему беспокоят слабость таджикского государства и продолжающаяся деградация социальной сферы, а также официальный запрет Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), что привело к потере контроля за религиозно-политической сферой и разрушением механизмов коалиции, сложившейся по итогам гражданской войны 1992-1993 гг.

Проблемы, связанные с борьбой с наркотрафиком, исламским терроризмом, незаконной миграцией являются проблемами как для стран ЕАЭС, так и соискателей членства в этом объединении; координация усилий Таджикистана и ЕАЭС в этом вопросе является насущной потребностью. Таджикистану необходим приспособленный к его особым условиям вариант «дорожной карты». Сегодня он активно работает в рамках зоны свободной торговли с ЕАЭС. Полное членство Таджикистана в ЕАЭС представляется делом ближайшего будущего и будет зависеть от уровня гарантий (экономических и военно-политических) со стороны других участников ЕАЭС , в первую очередь Москвы и Астаны. Равно как и от способности Душанбе вписать свои планы в общую согласованную стратегию евразийского интеграционного процесса.

Что же касается государств, не имеющих общей границы с нынешними участниками ЕАЭС и проявляющих интерес к созданию зоны свободной торговли с ним (Египет, Израиль, Тунис, Пакистан, Иордания, Монголия), то здесь проблемы еще сложнее. Разнородность этих стран, их принадлежность к различным геополитическим и геоэкономическим регионам, существующие внешнеполитические и внешнеэкономические обязательства и слабость экономических связей с регионом «Большой Евразии» делают их возможное включение в единое экономическое пространство предметом серьезной дискуссии.

Значительные сложности существуют и в отношении других, более вероятных претендентов на вступление в ЕАЭС. Прежде всего, это относится к Узбекистану , который в 2006 г. покинул ОДКБ и некоторое время делал ставку на политические гарантии Запада, необходимые для обеспечения транзита власти (от чего руководство страны в 2014 г. отказалось). Узбекистан долгое время рассчитывал на проведение социально-экономической модернизации с опорой на собственные ресурсы (сырьевые и демографические), включая собственную программу (ре)индустриализации. Потенциальный рынок сбыта для узбекистанской продукции предполагалось создать в рамках Центральноазиатского союза - проекта, который был сорван вступлением в ВТО Кыргызстана в декабре 1998 г. Следуя этим курсом, Узбекистан никогда не стремился к полноценной экономической интеграции с другими бывшими советскими республиками. Он вышел в свое время из Центральноазиатского союза, покинул ЕвразЭС, отверг предложение о вступлении в Таможенный союз и даже до 2020 г. не намеревался присоединяться к ВТО. Однако сырьевая база страны оказалась ограниченной, проблемы демографии и безработицы все более явно заявляли о себе, а отдельные удачные инвестиционные и высокотехнологичные проекты не позволяли говорить о комплексной и последовательной реиндустриализации.

Поэтому, если серьезность намерений Узбекистана интегрироваться в структуры, связанные с обеспечением национальной и региональной безопасности, сегодня не вызывает сомнений, то его стремление подключиться к экономической составляющей процессов евразийской интеграции сталкивается с рядом объективных ограничений. И прежде всего - с сохранением автаркических элементов в экономической политике страны, со сложными процессами внутри узбекистанской политической элиты, где в латентной форме продолжается конкуренция региональных кланов. Кроме того, в бизнес-элите Узбекистана, помимо традиционной конкуренции с Астаной за лидерство в регионе, существует опасение экономического «поглощения» со стороны более мощного Казахстана, бизнес которого интегрирован с еще более мощной экономикой России.

Президент Узбекистана Ислам Каримов на встрече с Владимиром Путиным в Ташкенте в декабре 2014 г. лишь пообещал начать консультации о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) с ЕАЭС, но стратегического прорыва в этом направлении пока не произошло. При этом Россия остается самым крупным экономическим партнером Узбекистана, на нее приходится почти 23 % его внешней торговли. Это позволяет в ближайшее время рассчитывать лишь на ассоциированные отношения Узбекистана с ЕАЭС с возможным созданием ЗСТ.

Особую позицию в отношении любых внешних объединений занимает Туркменистан , обладающий огромными запасами газа. Официально закрепивший свой нейтралитет, он балансирует между интересами ЕС, России, Китая и Ирана. Подтверждением служит ситуация с летним «газовым» обострением 2015 г. между Россией и Туркменистаном, которого и Запад, и Иран, и Китай рассматривают как важнейшего партнера в энергетике. Это не случайно: добыча газа достигла рекордных 80 млрд. м3, причем год от года его добыча увеличивается на 10%. В то же время обострение ситуации на туркменской границе с Афганистаном (серия нападений на погранзаставы с жертвами среди туркменских пограничников) делает стратегию «самодостаточности» Ашхабада, по меньшей мере, сомнительной и побуждает его к укреплению связей с ШОС.

Соглашение 5+1, заключенное недавно между пятью центральноазиатскими государствами и США по инициативе Вашингтона, не может гарантировать безопасность государств Центральной Азии. Создать эффективные механизмы региональной безопасности можно лишь на базе более широкой коалиции государств, включающей Россию и Китай. Вместе с тем интеграция Туркменистана в ЕАЭС в обозримой перспективе маловероятна из-за расхождения его экономических интересов с интересами членов ЕАЭС .

необходимость трансформации интеграционной стратегии

Расширение ЕАЭС не ограничено рамками постсоветского пространства. Наряду с установлением тесных взаимоотношений с Вьетнамом, который превращается в важное связующее звено со странами АСЕАН, вероятным выглядит заключение соглашения о зоне свободной торговли с Лаосом, сходным во многих экономических аспектах с Вьетнамом. Объединение стремится к сближению с Китаем, к участию в масштабных проектах, прежде всего в «Новом Шелковом пути». Растущая китайская экономика нуждается в сырье, которым богата Центральная Азия, и в доступе к транзиту в Европу. Это побуждает Китай к реализации масштабных инфраструктурных проектов. Для России и стран ЦАР подключение к китайским проектам означает инвестиции в транспортную инфраструктуру, оживление экономики во включенных в проект и сопредельных с ними регионах, дополнительные возможности для экспорта энергоресурсов в КНР.

Китай , распространяющий свое влияние и элементы инфраструктуры на регион Центральной Азии с целью доступа к местным источникам энергоресурсов и рынкам сбыта, пока предпочитает действовать в рамках собственного проекта «Нового шелкового пути» , не проявляя интереса к региональным экономическим объединениям. Создание Китаем зоны свободной торговли совместно с ЕАЭС сталкивается с проблемой конкурентоспособности последнего. Поэтому ее полноценная реализация может занять от 10 до 30 лет. Первым шагом к созданию такой ЗСТ должно стать соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве ЕАЭС и Китая. Создание более устойчивых и институциализированных механизмов является делом более отдаленного будущего.

Сотрудничеством с Китаем не ограничивается спектр партнерских отношений, выстраиваемых ЕАЭС. 29 мая 2015 г. страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Вьетнам подписали соглашение о создании зоны свободной торговли (ЗСТ). Документ, предполагающий в течение 10 лет обнуление пошлин почти на 90% товаров, позволит увеличить товарооборот более чем в два раза, а также положит начало последующей интеграции со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Что касается возможности распространения подобного опыта на другие страны, то в Евразийской экономической комиссии пока не берутся прогнозировать, когда и с кем будет подписано новое соглашение о зоне свободной торговли, но подтверждают, что предложений о заключении подобных соглашений на сегодня достаточно.

Так, в ЕЭК уже почти готовы, но «отложены» соглашения с Новой Зеландией и Европейской ассоциацией свободной торговли (Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн). В отношении Индии и Египта подобная возможность рассматривается и изучается экспертами. ЕС как потенциальный участник подобных соглашений сегодня не рассматривается по политическим причинам.

Что касается возможности заключения соглашений о создании зон свободной торговли с непризнанными Приднестровьем, Абхазией и Южной Осетией, то решение этого вопроса сталкивается с рядом затруднений. Препятствиями являются непризнанный статус этих государств (вкупе с блокадой Приднестровья), их связь с неурегулированными этнополитическими конфликтами, а также невысокий экономический потенциал (Южная Осетия). Заключение двусторонних соглашений с этими странами возможно лишь после хотя бы относительного прояснения их политического статуса и будущего, для чего требуются многочисленные согласования внутри ЕАЭС и дипломатические усилия со стороны России.

Дальнейшее расширение ЕАЭС предполагает корректировку стратегии с учетом изменяющихся политических и социально-экономических обстоятельств. Отказ от понимания стратегии «многовекторности» как перманентного лавирования между центрами силы для получения односторонних выгод практически неизбежен. Иначе вероятна дестабилизация структурных и институциональных оснований ЕАЭС, что может сделать союз недееспособным . И если сейчас между Белоруссией, Россией и Казахстаном основные направления сотрудничества согласованы и определены, то в отношении новых и возможных будущих членов союза ситуация остается не до конца определенной. А это затрудняет планирование следующих стадий интеграционного процесса и согласованное управление ими.

Евразийский экономический союз для углубления и повышения качества интеграции нуждается в политическом «подкреплении», связанным с усилением параллельно действующих структур, обеспечивающих системную безопасность в Евразии . Столь же необходимым выглядит формирование странами ЕАЭС самостоятельной региональной политики , не только содействующей межрегиональной кооперации и трансграничному сотрудничеству, но и позволяющей лучше использовать ресурсы входящих в пространство Союза регионов для общего социально-экономического развития. В равной мере представляется важной разработка и реализация общей демографической и миграционной политики, что позволит избежать многих рисков и сделать процесс евразийской интеграции более управляемым и предсказуемым, избежав катастрофических и кризисных сценариев.

Литература

  1. Вступление Кыргызской Республики в Евразийский экономический союз: влияние на процессы миграции. - http://24.kg/ekonomika/20765_aza_migranyan_v_kyirgyizstane_parazitiruyuschaya_ekonomika_kotoraya_ne_sozdaet_bazyi_dlya_razvitiya/ (дата обращения 04.06.2016).

Алиева Айзана

Одним из основных трендов регионального развития на постсоветском пространстве являются процессы евразийской интеграции. В настоящее время оформлено несколько структур в рамках этой интеграции: ТС, ЕЭП и ЕАЭС. В этих условиях важно обозначить сходства и различия между ее начальным и современным этапами.

ЕАЭС в том виде, в котором он подписан, является не просто расширением Таможенного союза, он отличается от него по своей природе. Если ТС отличается наличием эффективных заградительных мер и его задача состоит в том, чтобы ограничить поток товаров извне, то природа ЕАЭС как раз направлена на координацию политики стран-участниц союза для эффективного движения капитала, товара, людей и повышения эффективности экономик на международной арене. В этом как раз и состоит кардинальное отличие ЕАЭС от ТС. Поэтому переход от одного этапа интеграционного развития к другому, более высокому, становится понятен: после того, как установлены защитные меры внутри рынка, логичен переход на внешний рынок, к более широкому взаимодействию с другими субъектами мировой экономики. Безусловно, Евразийский экономический союз, в отличие от ТС, может составить достойную конкуренцию на мировом рынке.

С точки зрения внутренней выгоды для стран-участниц, создание ЕАЭС - это формирование самостоятельной экономики, которая, опираясь на свои внутренние ресурсы, находилась бы в наименьшей зависимости от мировой конъюнктуры. Союз самодостаточен по ключевым ресурсам и является крупнейшим в мире экспортером энергоресурсов, а также продовольственной пшеницы.

По мнению представителя Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марата Шибутова, Россия и Казахстан находятся в сильной зависимости от цен на сырьевые товары и поэтому любое падение цен на нефть приводит к проблемам бюджета и вынуждает постоянно наращивать стабилизационный фонд, накапливая денежные средства и не пуская их в национальную экономику, что впоследствии негативно сказывается на ней. Для самостоятельной экономики необходимо собственное экономически окупаемое производство .

Помимо общих причин создания ЕАЭС выделяют еще и собственные для каждой страны-участницы в отдельности. Так, для России это, прежде всего, рынок сбыта несырьевых товаров (20% несырьевого экспорта уходит в Казахстан) , обмен инвестициями, общий рынок труда, а также транзит через территории Казахстана и Белоруссии. Для Казахстана  новый рынок сбыта своих товаров, транзит по внутрироссийским тарифам своего экспорта через территорию России, а также, как и для России, общий рынок труда и взаимный обмен инвестициями. Для Белоруссии - это доход, получаемый от транзита российского и казахстанского экспорта, поставки углеводородов и сырья без таможенных пошлин.

По мнению белорусского политолога Юрия Шевцова, главная цель ЕАЭС  это создание полноценного партнера для сотрудничества с Европейским союзом, являющимся основным по значимости рынком для России и Казахстана, а также вторым по важности рынком для Белоруссии . Союз европейских стран диктует свою торговую и энергетическую политику, манипулируя при этом странами-поставщиками. Поэтому целесообразно создание аналогичного объединения, которое, в свою очередь, будет формировать свою собственную политику стран-поставщиков.

Еще одной отличительной чертой Евразийского экономического союза является то, что к четырём свободам (движение капитала, товаров, услуг и рабочей силы) прибавляется еще и элемент скоординированной, согласованной политики. Нужно отметить, что согласование политики не означает потерю суверенитета, это всего лишь общее координирование основных целевых ориентиров.

По утверждению представителей Евразийской экономической комиссии, совокупный ВВП стран ЕАЭС, вследствие увеличения интеграционного эффекта, к 2030 году должен составить 1 трлн долларов. Это произойдет, если будут достигнуты основные цели Союза - осуществление согласованной политики и повышение потенциала развития национальных экономик в более крупном формате, а также стремление к созданию общего рынка для свободного перемещения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы и притока дополнительных инвестиций.

Если рассматривать выгоды для государств-членов ЕАЭС в общем, то это очень широкий рынок сбыта товаров. Производители стран-участниц будут пытаться повышать конкурентоспособность, а также проводить модернизацию своей промышленности. Общим плюсом можно назвать и то, что скоординированное законодательство, единые условия передвижения товаров, услуг, капитала при выходе на внешние рынки (третьи рынки) позволят производителям диктовать свои условия.

Что касается трудоустройства, то трудовые мигранты стран-участниц смогут пользоваться такими же профессиональными преференциями, что и коренные жители: пользование медицинскими услугами, устройство детей в дошкольные и школьные учреждения, обязательство по уплате налогов, право на труд. Исключением является работа в госорганах стран ЕАЭС и прохождение службы в армии. Также планируется создать список высших учебных заведений стран-участниц, дипломы которых не потребуется подтверждать на территории государств-членов. Прорабатывается норма, по которой трудовой стаж приехавшего из дружественного государства на постоянное место жительства в одну из стран-участниц будет учитываться при начислении пенсии.

За счет усиления конкуренции увеличится ассортимент товаров, и как следствие этого - снизятся цены на них. Повысятся требования к качеству товаров, которое должно будет отвечать мировым стандартам. За счет создания совместных производств появятся новые рабочие места, начнет сокращаться безработица, а благосостояние граждан вырастет. С момента вступления в силу соглашения о создании ЕАЭС жители Союза смогут находиться на территории друг друга без обязательной регистрации 30 дней.

В данное время ЕАЭС это прежде всего экономический союз, хотя в дальнейшем возможна его политизация. Но для начала необходимо создать достаточно эффективно действующий экономический союз. При этом следует отметить, что страх потери суверенитета у некоторых националистических сил в республиках неоправдан, так как наднациональные органы Союза регулируют только те вопросы, которые связаны с координацией действий в экономике, бизнесе, в финансах, в передвижении рабочей силы.

Традиционным влиятельным мировым игрокам в лице США не нравится появление крупного субъекта на мировой арене и поэтому они против евразийской интеграции. Вводя санкции и пытаясь сохранить свои глобальные позиции, Запад надеется на замедление, а может и вообще на остановку дальнейшего развития евразийской идеи. При этом, по мнению Лукашенко, создающийся Союз  это новый центр силы, а также дополнительный вклад в многополярность мира .

Переход на новую ступень интеграционного развития с 1 января 2015 года кардинально не изменит качество товарооборота между странами-участницами, но это подтолкнет производство к модернизации промышленности в целом, на создание совместных и национальных производств, обеспечение соответствующих условий.

Относительно создания единой валюты Союза эксперты высказывают различные точки зрения, но уже сейчас ясно одно: если это и произойдет, то даже не в ближайшей перспективе. Для начала Союз должен начать эффективно работать, расчеты будут производиться в национальных валютах, а потом уже возможно создание единой валюты.

Уже на стадии заключения Договора другие государства проявляют к нему огромный интерес. Вьетнам хочет заключить с ЕАЭС договор о зоне свободной торговли, и если учесть то, что он является одной из эффективно развивающихся экономик Восточной Азии, а также достаточно значимым членом АСЕАН, то этот факт говорит о перспективности евразийского проекта.

По мнению вице-президента исследовательского центра Observer Research Foundation Нандан Унникришнан, Индия тоже заинтересована в сотрудничестве с ЕАЭС. Это для нее не только рынок, но и возможность развить трассу «Север-Юг», проходящую через Иран и Россию и являющуюся своеобразным коридором как для экспорта своих товаров, так и для получения товаров извне, в частности энергоносителей.

Если рассматривать взаимоотношения Китая с будущим Союзом, то ведущие китайские аналитики выражают уверенность в том, что создание ЕАЭС откроет новые возможности для китайских предприятий и даст положительный эффект в долгосрочной перспективе .

Таким образом, на основании сказанного можно сделать вывод о том, что между Таможенным союзом и ЕАЭС существует ряд существенных отличий. По вектору внешнеторговых отношений кардинальным отличием является то, что ТС обеспечивает защиту своего внутреннего производителя и развитие внутрисоюзных отношений, а ЕАЭС направлен на развитие внешнеторговых отношений с внешними акторами. В ЕАЭС, в отличие от ТС, предусмотрено развитие и углубление интеграционных процессов. По показателю конкурентоспособности в мировой экономике предусмотрено также повышение эффективности экономик стран-участниц ЕАЭС на международной арене. И поэтому мнение некоторых аналитиков о том, что создание ЕАЭС есть повторение чего-то старого, является ошибочным. Союз направлен на улучшение положения жителей стран-участниц, а также даст толчок развитию не только внутрирегиональных, но и межрегиональных связей.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!