Все для предпринимателя. Информационный портал

Японские инвестиции потекут в россию. Японские инвестиции в Россию

Японские инвесторы намерены построить в Приморье два завода по глубокой переработке древесины, производству пиломатериалов и запустить полномасштабное строительство мало- и многоэтажных жилых домов. Об этом стало известно на встрече российской делегации с представителями японской компании Iida Group Holdings, которая состоялась в понедельник, 18 декабря, под руководством вице-премьера – полномочного представителя Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева в рамках Дня японского инвестора во Владивостоке. Во встрече также принял участие врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко, сообщили ИА PrimaMedia в пресс-службе администрации края.

Генеральный директор Iida Group Holdings Ёити Нисикава подчеркнул, что компания планирует построить в посёлке Славянка два современных завода по глубокой переработке древесины и производству пиломатериалов. Часть готовых пиломатериалов пойдет на экспорт, часть – на производство домокомплектов.

"В Японии мы занимаемся домостроением. Этим же хотим заниматься и в России. Во Владивостоке уже построили два выставочных дома. Для работы в крае планируем приобрести 100% акций "Приморсклеспрома", 25% уже у нас в собственности. Ждем ответа Правительственной комиссии в Москве по этому вопросу", – уточнил господин Нисикава.

Японский бизнесмен подчеркнул, что объем инвестиций планируется значительный.

"Мы уже инвестировали в Дальний Восток почти 36 млн долларов. Максимально планируем увеличить объем инвестиций в Россию до 220 млн долларов", – обозначил инвестор.

Встреча с делегацией из Страны Восходящего Солнца состоялась в рамках Дня японского инвестора. Обсудить вопросы реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке и способы интенсификации российско-японского сотрудничества в регионе прибыли около 15 компаний с мировым именем. На повестке дня – вопросы создания во Владивостоке амбулаторного реабилитационного центра, предприятия по производству пиломатериалов, строительству мало- и многоэтажных жилых домов, создании платформы для поддержки японских инвестиций в регионе, интенсификации сотрудничества России и Японии в ДФО.

В рамках встречи врио губернатора Андрей Тарасенко подчеркнул, что на данный момент Япония занимает первое место по объему накопленных инвестиций в экономику Приморья. Сегодня в крае работает 31 предприятие с японскими инвестициями – в машиностроительной, финансовой, лесопромышленной и других отраслях.

Напомним, выставка малоэтажных домов, которые планирует строить японская корпорация, открылась во Владивостоке в этом году в рамках третьего Восточного экономического форума. Японские технологии позволяют значительно сократить время на сборку дома, в среднем на это требуется месяц, при этом обеспечив их сейсмоустойчивость, адаптировать к приморскому климату.

25.09.2017 ТАСС 514 просмотров


Владивосток. Фото Юрия Смитюка/ТАСС

Японские инвесторы, вложившиеся в проекты на Дальнем Востоке, начали задействовать в их реализации региональные предприятия малого и среднего бизнеса (МСБ), отметили опрошенные ТАСС эксперты и представители резидентов с участием японского капитала территорий опережающего развития (ТОР) и свободного порта Владивосток (СПВ).

На Восточном экономическом форуме (ВЭФ) Корпорация МСП подписала с японской JETRO дорожную карту, направленную на то, чтобы российский малый и средний бизнес смог поставлять свою продукцию японским автостроительным компаниям.

Часть плана

Усилия российских властей по поддержке МСБ и развитию Дальнего Востока "начинают давать свои плоды - бизнесмены двух стран начинают взаимодействовать более активно, растет доля несырьевого экспорта из России, двустороннее сотрудничество в новых отраслях набирает свои обороты", считает ведущий специалист экспертно-аналитического центра Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Виталий Савенков.

"Японская сторона все активнее проявляет интерес к медицине и инновациям, старается поддерживать свои предприятия МСБ при выходе их на российский рынок, а также очень рада видеть российские предприятия МСБ, встраиваемые в цепочки производств крупнейших японских корпораций", - отметил он.

"Развитие МСБ на Дальнем Востоке получило колоссальный толчок с введением в действие режимов ТОР и СПВ, тогда как основная масса проектов планируется к запуску в 2018-2019 годы. Благодаря этим усилиям российские предприниматели существенно повысили качество своей продукции, получили государственную поддержку своих начинаний, нашли новых партнеров, инвесторов и рынки сбыта. С учетом позитивных геополитических трендов сближения Москвы и Токио на уровне глав государств, диверсификация экономического сотрудничества в сторону МСБ выглядит уместно и перспективно", - добавил эксперт.

Преодолеть стереотипы

По его мнению, российские предприниматели должны преодолеть негативные стереотипы со стороны японских партнеров.

"Японский бизнес с опаской относился к возможностям работы на российском рынке. В силу этого до недавнего времени в деловых кругах Японии господствовало достаточно много негативных стереотипов в отношении ведения бизнеса в России", - сказал Савенков.

В свою очередь представитель ОАО "Хабаровский аэропорт", который совместно с консорциумом японских инвесторов (Sojitz Corp., Join и Jatco), реализует проект реконструкции одного из крупнейших по пассажиропотоку аэровокзала в ТОР "Хабаровск", руководитель пресс-службы компании Марина Кравченко, подчеркнула принципиальное желание японских коллег внимательно изучать детали при работе с российскими партнерами.

"При обоюдном желании партнеров из Японии и России можно и нужно находить общие пути решения задач, тем более что со стороны нашего государства сегодня создаются эффективные инструменты для развития инвестиционной деятельности на Дальнем Востоке", - полагает Кравченко. "Есть примеры весьма эффективной деятельности: четкое понимание целей и задач, слаженная работа команды, соблюдение сроков и качества, - люди своими руками создают себе репутацию и обеспечивают перспективу. С другой стороны, есть примеры, когда малые предприятия, участвуя в тендерах, ведут себя некорректно", - оценила она имеющийся опыт.

Требования к подрядчикам

Представители предприятий с японским капиталом и "дочек" компаний из Японии также отмечают специфику конкретных требований к подрядчикам. Об этом, в частности, заявили в Хабаровском аэропорту и в дочерней японской "Иида Груп Холдингс" "Ферст Вуд Приморье" (деревообработка и строительство).

"У нас есть конкретные требования, а дальше уже вопрос возможности и желания тех партнеров, которые будут с нами работать", - рассказал член совета директоров "Ферст Вуд Приморье" Сергей Беляев. По его словам, у компании есть определенные требования к подрядчикам, и в дальнейшем, при выходе на другие регионы Дальнего Востока и запада страны, она также будет аккредитовывать партнеров, чтобы поддерживать уровень качества.

"Мы планируем строить и поселки, и отдельно стоящие дома в Приморье и Хабаровском крае. В этом случае нам требуется и поставка материалов, и изготовление строительных конструкций, потому что дом состоит из огромного количества деталей, и наша задача выбрать качественное, и чем больше в этом качественном будет отечественного, тем лучше", - добавил Беляев. Он рассказал, что компания уже поставила два демонстрационных дома во Владивостоке, и в их строительстве помогали местные предприниматели.

Представитель Хабаровского аэропорта отметила жесткость российского законодательства к инвестпроектам в области транспортной инфраструктуры. "По некоторым видам работ специализируются единичные организации, осуществляющие свою деятельность на территории всей страны", - добавила она.

При этом главным ориентиром при выборе отечественных поставщиков должная стать экономическая эффективность, считают в российско-японской компании Mazda Sollers (Приморский край). "У нас большая база поставщиков из числа российских компаний. Оснастка и вспомогательные материалы для нужд производства закупаются в России", - отметил представитель автосборочного предприятия.

По его словам, любое крупное предприятие создает вокруг себя мультипликативный эффект, так как для обеспечения его работы требуется привлечение большого количества разнообразных поставщиков материалов и услуг. "Мы ориентируемся на показатели экономической эффективности для предприятия и ведем грамотный подбор поставщиков", - резюмировали в Mazda Sollers.

Во Владивостоке презентовали Российско-японскую инвестиционную Платформу для поддержки проектов, реализуемых в рамках Свободного порта Владивосток (СПВ) и территорий опережающего развития (ТОР).

Учредителями Платформы выступили Японский банк международного сотрудничества (JBIC), с российской стороны - Фонд развития Дальнего Востока (ФРДВ) с и Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта (АПИ). По замыслу учредителей, новый российско-японский институт развития будет содействовать установлению контактов, сделает более качественным обмен информацией. По существу, Платформа должна выступить в роли «единого окна» для японских инвесторов, обеспечивающего их взаимодействие с российскими операторами проектов, контролирующими структурами, финансовыми институтами.

По словам генерального директора инвестиционной Платформы Алексея ХАЧАЯ, Япония демонстрирует твердые намерения активизировать экономическое партнерство с Россией. В свою очередь на Дальнем Востоке предлагаются выгодные налоговые режимы и преференции в рамках ТОР и СПВ, которые могут быть интересны японскому инвестору. «Все это создает предпосылки для интенсивного развития российско-японского сотрудничества, имеющего большой потенциал», - отметил руководитель Российско-японской инвестиционной Платформы.

Представителя японской делегации, принявшие участие в мероприятии – помимо самого JBIC это Mitsui & CO, Pegas-HC, Marubeni Corporation, Hokkaido Bank, Sumitomo Corporation, MOL Ship Management, Interactive Corporation и других компаний, - также выразили надежды, что Платформа поможет многим японским предпринимателям перейти от намерений к конкретным проектам. Их поддержал заместитель генерального консула Японии во Владивостоке Киеми МИЯГАВА.

По словам исполнительного директора департамента нефти и газа JBIC Ямада МАСААКИ, уже получены первые заявки от инвесторов, заинтересованных в реализации проектов в деревообрабатывающей и рыбоперерабатывающей отраслях, строительстве. Как уточнил заместитель генерального директора Фонда развития Дальнего Востока Петр Шелахаев, всего прорабатывается восемь пилотных проектов.

Директор департамента международного сотрудничества администрации Приморского края Алексей СТАРИЧКОВ апеллировал к уже работающим в Приморском крае проектам с участием японского капитала. По его словам, во Владивостоке через несколько дней откроется реабилитационный центр, построенный совместно с японской клиникой Хокуто (Хоккайдо) и инвестиционной компанией «Джей Джи Си Корпорэйшн». На территории края корпорацией Сумитомо построены современные деревообрабатывающие предприятия. В реализации инвестиционных проектов на территории Дальнего Востока заинтересована корпорация «Иида Груп».

Мэра Владивостока Виталий ВЕРКЕЕНКО, имеющий немалый опыт работы с японским бизнесом, выразил готовность всячески помогать ближайшим соседям и друзьям в реализации проектов на территории города. «Символично, что Платформа создана в 2018 году, который объявлен годом России в Японии и Японии в России», - сказал глава краевой столицы.

Во Владивостоке сегодня стартовал «День японского инвестора». В 2016 году премьер-министр Синдзо Абэ представил свой «план сотрудничества из восьми пунктов», в рамках которого предполагалось нарастить инвестиции Японии в регионы Дальнего Востока. Сегодня на встрече с министром экономики Японии Хиросигэ Сэко вице-премьер РФ Юрий Трутнев планирует выяснить, почему товарооборот между странами стагнирует, а объем японских инвестиций падает. Корреспондент “Ъ” Михаил Коростиков решил прояснить точку зрения самого господина Сэко, которую тот изложил в своем письменном интервью.


- «День инвестора» - важная возможность подвести итоги 2017 года в российско-японском сотрудничестве в рамках восьми пунктов. Не могли бы вы назвать пять совместных проектов, которые считаете наиболее успешными и которые успешно реализуются японскими компаниями на территории России?

Взаимодействие между Японией и Россией в экономической сфере развивается беспрецедентными темпами, «План сотрудничества» из восьми пунктов уже дает большие результаты.

Приведу наиболее яркие примеры. В сфере медицины в июне было подписано лицензионное соглашение по противотуберкулезному препарату деламанид между Otsuka Pharmaceutical и российской фармацевтической компанией «Р-Фарм». Кроме того, в целях повышения уровня российских медицинских технологий ведется сотрудничество в таких сферах, как детская онкология, лечение новорожденных, эндоскопия.

В сфере городской среды в целях облегчения проблемы дорожных пробок в городах России компания Nikken Sekkei разработала генеральный план развития Владивостока. Кроме того, в Москве NEDO и Kyosan Electric Manufacturing провели практический эксперимент по внедрению высокотехнологичной системы светофоров, в ходе которой подтверждено снижение количества заторов максимум на 40%. Мы будем использовать эти результаты в Воронеже, а также в целом по всей России.

В области энергетики завершена первая линия проекта «Ямал СПГ», строительством которой занимались японские компании JGC Corporation и Chiyoda Corporation, а финансовую помощь оказал Японский банк международного сотрудничества (JBIC). В первой половине декабря началась отгрузка сжиженного природного газа.

В сфере промышленности в целях поощрения диверсификации промышленной структуры России и повышения производительности японские эксперты проводят диагностику производительности российских предприятий. Кроме того, более 100 менеджеров производственных линий из российских компаний побывали на стажировках в Японии. В результате во многих компаниях осуществляются реформы сознания и улучшение производственных процессов для повышения производительности.

Наконец, в финансовой сфере в сентябре были созданы совместные инвестиционные рамки JBIC и Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), и уже принято решение об инвестировании почти 10 млрд руб. Кроме того, в целях содействия инвестициям между Японией и Россией была подписана обновленная Конвенция об устранении двойного налогообложения.

Мы намерены продолжать сотрудничество с российской стороной, чтобы в будущем по каждому из восьми пунктов можно было получить конкретные результаты.

По данным Японской ассоциации внешней торговли, за январь-сентябрь 2017 года Россия стала получателем 0,03% японских исходящих инвестиций, что даже меньше, чем в прошлом году. Как вы считаете, что мешает увеличению инвестиций японских компаний в Россию? Ранее в качестве такой причины назывался плохой бизнес-климат, но в 2017 году Россия в рейтинге Doing Business догнала Японию, переместившись на 35-е место. В чем причина?

Действительно, по сравнению с потенциалом наших двух стран японские инвестиции в Россию трудно назвать достаточными, но они активизируются по мере конкретизации «Плана сотрудничества» из восьми пунктов. В частности, в этом году компания Mitsui инвестировала в «Р-Фарм», DMG MORI инвестировала в модернизацию Ульяновского машиностроительного завода, Mazda - в строительство завода по производству двигателей. К тому же в следующем году Hino Motors также планирует вложить средства в строительство завода по сборке грузовых автомобилей.

Кроме того, мы намерены оказывать дальнейшую поддержку японским инвестициям в Россию, эффективно используя совместные инвестиционные рамки JBIC и РФПИ, созданные в сентябре этого года, а также пересмотренную Конвенцию об устранении двойного налогообложения.

Если речь идет об иностранных инвестициях от японских компаний, необходимо обратить внимание и на инвестиции через третьи страны, которые не фигурируют в двусторонней статистике.

В настоящий момент в каждой из трех крупных азиатских стран есть стратегия, направленная на сотрудничество с Россией. У Японии это «восемь пунктов Синдзо Абэ», у Китая - сопряжение «Пояса и пути» с Евразийским союзом. Президент Кореи выдвинул программу «девять мостов». Как вы считаете, в чем для России конкурентное преимущество японского плана по сравнению с планами других стран в 2017 и 2018 годах?

- «План сотрудничества» из восьми пунктов был представлен президенту Путину премьер-министром Абэ в мае 2016 года. В него входят такие направления, как сотрудничество, способствующее увеличению продолжительности здоровой жизни россиян с использованием японских знаний и опыта в сферах педиатрии, укрепления здоровья, профилактики и реабилитации, а также сотрудничество в сфере борьбы с дорожными пробками, обновления устаревшей инфраструктуры в целях создания комфортных условий жизни в городах.

Кроме того, «План сотрудничества» позволит использовать сильные стороны как Японии, так и России, в том числе в таких сферах, как гуманитарные и межрегиональные обмены, повышение производительности, сотрудничество между предприятиями малого и среднего бизнеса, сотрудничество в сфере передовых технологий и энергетика, чтобы граждане обеих стран смогли реально ощутить плоды сотрудничества.

Под руководством премьер-министра Абэ и президента Путина «План сотрудничества» из восьми пунктов последовательно развивается, а японо-российские экономические отношения кардинально углубляются. Считаю, что неуклонное продвижение такого сотрудничества приведет к развитию подлинного партнерства между двумя странами.

Как вы оцениваете работу территорий опережающего развития на Дальнем Востоке и работу свободного порта Владивосток? Удовлетворяют ли условия работы там запросам японских инвесторов? Какие есть проблемы?

Насколько я понимаю, работа территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток является попыткой создать условия для ведения бизнеса в Дальневосточном регионе, способствовать развитию торгово-инвестиционных отношений между данным регионом и другими странами, Японией в том числе. Японские компании, работающие в таких сферах, как выращивание овощей в теплицах, автомобилестроение, медицина и здравоохранение, лесное хозяйство, уже пользуются этими мерами, в том числе налоговыми льготами с применением данной системы.

Мы придаем большое значение укреплению сотрудничества на Дальнем Востоке России как одному из важных направлений «Плана сотрудничества» из восьми пунктов. У Дальневосточного региона с его большим потенциалом, богатыми энергетическими, сельскохозяйственными, морскими и другими ресурсами имеется много возможностей для сотрудничества. Поэтому мы хотели бы содействовать развитию сельскохозяйственной, лесной и рыбной промышленности путем повышения производственных мощностей и увеличения добавленной стоимости продукции. Кроме того, мы хотели бы совершенствовать энергетическую инфраструктуру и расширять экспорт с Дальнего Востока, а также развивать транспортную инфраструктуру для доставки продукции в европейскую часть России и страны Азиатско-Тихоокеанского региона и поддерживать финансирование и бизнес-матчинг для стимулирования связанных с этим инвестиций. Таким образом мы намерены создать позитивный цикл, направленный на развитие экспортно ориентированной промышленности на Дальнем Востоке.

Не только на Дальнем Востоке, но и по всей России по-прежнему существуют такие проблемы, как нестабильность правовой системы и сложная процедура инвестирования. Но даже если по отдельным проектам будут возникать проблемы, надеюсь, они будут решаться путем сотрудничества Японии и России к взаимной пользе сторон. Насколько я понимаю, «День японского инвестора» является попыткой стимулировать инвестиции из Японии, и я хотел бы провести плодотворную дискуссию в этих целях с заместителем председателя правительства Юрием Трутневым.

Каких результатов в японо-российском сотрудничестве вы надеетесь достичь в 2018 году? За какими проектами и инициативами вы будете следить особенно внимательно?

2018 год станет уже третьим годом с тех пор, как премьер-министр Абэ представил «План сотрудничества» из восьми пунктов президенту Путину. Считаю, что это будет важный год с точки зрения получения конкретных результатов.

Ко времени майского визита премьер-министра Абэ в Россию мы намерены конкретизировать японо-российское сотрудничество по новым темам - цифровой экономике и улучшению производительности труда, а также сделать «План сотрудничества» из восьми пунктов еще более содержательным, в том числе вырабатывая позитивный цикл развития Дальнего Востока совместными усилиями Японии и России.

Кроме того, 2018 год станет годом Японии в России и годом России в Японии. В том же году в России состоится чемпионат мира по футболу. Надеюсь, что эти события послужат еще большей активизации гуманитарных обменов между Японией и Россией.

Мэр города предложил японским инвесторам рассмотреть такие проекты, как строительство многоуровневых и подземных парковок, а также легкого метро

Фото: Пресс-служба администрации Владивостока

Следующий проект японской компании «Хоккайдо корпорейшн», уже имеющей успешный опыт реализации инициатив на Дальнем Востоке, состоится во Владивостоке. Об этом стало известно на встрече главы города Виталия Веркеенко с руководителем компании Юкио Темма на полях ВЭФ-2018, сообщает РИА VladNews со ссылкой на пресс-службу администарции Владивостока.

Успешные проекты «Хоккайдо Корпорейшн» прозвучали из уст премьер-министра Японии Синдзо Абэ в ходе пленарного заседания Восточного экономического форума 12 сентября. Это тепличный комплекс в Якутске, круглый год снабжающий жителей свежими овощами и зеленью, и бездымная мусоросжигающая печь для утилизации медицинских отходов.

«Мы заинтересованы в реализации проектов во Владивостоке, - рассказал руководитель японской компании во время встречи с главой города. - Сейчас мы рассматриваем различные сферы приложения наших усилий, анализируем инвестиционную привлекательность и актуальность для города».

Виталий Веркеенко отметил, Владивосток - наиболее удобная и перспективная локация для реализации российско-японских проектов.

«Владивосток с Японией связывает не только географическая близость, но и исторически сложившиеся тесные связи. Удобная логистика, прямое авиасообщение, льготы для резидентов Свободного порта Владивосток и региональных инвестпроектов, возможности специального административного района на острове Русский, упрощенный визовый режим позволяют быстро и эффективно реализовывать совместные проекты в столице Приморья. Мы готовы оказать всестороннюю поддержку в реализации ваших проектов», - подчеркнул глава города.

Мэр приморской столицы предложил японским инвесторам рассмотреть такие проекты, как строительство многоуровневых и подземных парковок, а также легкого метро.

«Это решение оптимизировало транспортное сообщение во многих городах Японии. Хороший проект, интересно было бы реализовать его во Владивостоке», - отметил Юкио Темма.

Виталий Веркеенко также предложил партнерам рассмотреть строительство парка аттракционов на территории парка Минного городка.

«Это большая зеленая зона в центре города, и она должна стать лучшим местом отдыха для жителей и гостей Владивостока. Благоустройство - один из приоритетов развития города», - добавил мэр города.

Еще один проект, который обсудили на встрече - это внедрение системы энергоэффективности. По словам руководителя «Хоккайдо Корпорейшн», она способна значительно снизить расходы на ЖКХ. К предметному обсуждению сторон договорились вернуться в ходе следующих встреч во Владивостоке.

«Надеюсь на плодотворное сотрудничество, и что на юбилейном ВЭФ из уст премьер-министра прозвучит наша история успеха», - отметил Юкио Темма.

Отметим, премьер-министр Японии в ходе своего выступления на пленарном заседании IV Восточного экономического форума отметил успешный опыт сотрудничества с Россией на Дальнем Востоке, в том числе во Владивостоке. Синдзо Абэ привел в пример пилотный проект установки адаптивных светофоров и открытие медицинского центра «Хокуто» в приморской столице.

Глава Владивостока Виталий Веркеенко отметил, что именно приморская столица намерена стать самым успешным примером российско-японского сотрудничества.

«В последние годы сотрудничество между нашими странами активно развивается, и Владивосток играет в этом одну из ключевых ролей. Японская организация по развитию внешней торговли Jetro рассматривает возможность открытия здесь третьего в России представительства. Японский бизнес заинтересован в реализации масштабных проектов во Владивостоке. Надеюсь, что это только начало большого совместного пути. Но в чем я уверен - именно Владивосток должен стать самым успешным примером российско-японского сотрудничества», - подчеркнул Виталий Веркеенко.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!