Все для предпринимателя. Информационный портал

Совершенствование системы сбора налогов в эпоху Ивана Грозного. Подворная система налогообложения

10.1. Общая характеристика налогов на доходы и имущество физических лиц

На различных этапах развития государства использовались различные формы натурального и денежного налогообложения физических лиц: оброки, подати, подомовые налоги, подоходные налоги.

Оброк — один из видов феодальной ренты. На ранних ступенях феодализма взимался натурой (барщина). В Европе натуральная форма оброка преобладала в XII-XIII в.в. Развитие товарно-денежных отношений в XIV в. вызвало переход к денежным оброкам. В России переход к денежным оброкам осуществлялся в XV-XVI вв. Оброк платили государственные, удельные и экономические (бывшие монастырские) крестьяне. В связи с развитием крестьянских промыслов и торговли со второй половины XVIII в. помещикам стало выгодно переводить крепостных крестьян с барщины на денежные оброки. Оброки взимались с земледелия, с торгово-промысловых занятий. После реформы 1861 г. оброки были заменены выкупными платежами.

Подать — простейшая форма прямого налога, взимаемого в равных суммах независимо от размера дохода или стоимости имущества. Получила широкое распространение в период феодализма. Податью назывался поголовный налог, введенный в XIV в. Во Франции податной характер имели налоги на окна и двери. В России применялись различные виды податного обложения: посошное обложение, подворное, стрелецкие подати, подати на выкуп пленных, подушные подати.

Первоначально податями облагалась земля (посошное обложение). Получило свое название от сохи — единицы обложения, служившей мерой обрабатываемой земли. Размер сохи зависел от качества земель и от социального положения плательщика. Основными плательщиками посошного налога были крестьяне. С целью налогового учета составлялись особые книги, которые назывались «Книги посошного писма». В 1679 г. посошное обложение было заменено подворным налогом.

C середины XVI в. в Русском государстве взимался налог для выкупа «полоняников» — людей, захваченных в плен турками и татарами. Налог получил название «полоняничных денег». Сбором налога ведал полоняничный приказ, на котором, помимо выкупа полоняников, лежала обязанность их дальнейшего устройства по возвращении на родину. В 1679 г. налог вошел в состав стрелецких податей — налога на содержание стрелецкого войска.

Объектом обложения подворным налогом был двор. Налог взимался на основе данных подворной переписи. С переходом на подворное обложение значительно расширился круг налогоплательщиков за счет людей («задворных» и «деловых»), обслуживавших хозяйство феодала, но живших обособленными дворами и имевших свое хозяйство. Данный налог объединял ренту с земли и часть дохода от труда работника в хозяйстве. Общая сумма налога определялась правительством, а крестьянская община и посад раскладывали ее между дворами. В 1724 г. Петром I после проведения переписи населения подворный налог был заменен подушной податью.

Подушный налог (подушная подать) известен с древнейших времен — в XII в. до н.э. существовал в Китае. В средние века получил распространение в Великобритании, Германии, Франции и других государствах. Плательщиками данного налога в России были все души мужского пола, включая стариков и детей. С конца XVIII в. налог был основным доходом государства. Постепенно из налогообложения исключаются зажиточные слои населения и налог практически становится крестьянским. Сбор налога осуществляла крестьянская община, поступления в полной сумме гарантировались круговой порукой (вся община отвечала по платежам каждого ее члена, не выплаченная одним двором налоговая сумма раскладывалась на остальные). Подушный налог был отменен в большинстве губерний Европейской части России в 1887 г., в Сибири – в 1899г.

Разновидностью имущественного налога с физических лиц являлся подомовый налог. Объектом обложения данным налогом были жилые дома, конторские, складские и торговые помещения. Налог возник в период раннего средневековья, формы его весьма разнообразны. Первоначально он взимался с жилых домов по вещному признаку: по числу печей или печных труб, затем по числу окон и дверей, комнат. С развитием товарно-денежных отношений и созданием более гибких форм налогообложения подомовый налог в сельской местности был заменен поземельным налогом. В городах, по мере того, как все большие размеры принимала купля-продажа недвижимости, сдача жилья внаем, ставки налога стали устанавливаться по стоимости строений или с приносимого ими дохода. При этом учитывался характер строения и место его расположения. Постепенно подомовый налог принял формы подоходного налога и поимущественного налога.

Подоходный налог — основной вид прямых налогов, взимаемых с доходов физических лиц. Подоходное обложение возникло в условиях капиталистического общества, когда четко выделились доходы его отдельных классов:

— заработная плата рабочего;

предпринимательский доход промышленного капиталиста;

— ссудный процент ссудного капиталиста;

Впервые подоходный налог был введен в Англии в 1798 г. в виде налога на роскошь. Затем неоднократно отменялся и вводился, в качестве постоянного налога стал взиматься с 1842 г. Позднее был установлен и в других странах. В царской России закон о подоходном налоге был принят в апреле 1916 г. и предусматривал его взимание с 1917 г., однако налог не был взыскан, так как срок его уплаты приходился на октябрь 1917 г.

При введении подоходного налога, как правило, устанавливался высокий необлагаемый минимум, таким образом, его плательщиками выступала главным образом аристократия и крупная буржуазия. Впоследствии в результате снижения необлагаемого минимума, сокращения льгот по семейному обложению и других вычетов и скидок подоходный налог превратился в массовый налог с заработной платы, пенсий, жалованья.

В зависимости от системы обложения различают глобальный подоходный налог и шедулярный подоходный налог.

Глобальный подоходный налог взимается с совокупного дохода налогоплательщика независимо от источника. Впервые введен в Пруссии в 1891 г. Система построения данного налога проще, чем шедулярного подоходного налога, и позволяет налоговым органам точнее определить сумму облагаемого дохода субъекта.

Шедулярный подоходный налог взимается не с совокупного дохода налогоплательщика, а по частям — шедулам (у источника дохода). Классический пример данного налога — система обложения, применявшаяся в Великобритании с 1842 по 1973 г.г., где действовало пять шедул, обозначаемых начальными буквами английского алфавита: А, B, С, D, E. По шедуле А облагались доходы от недвижимости, B — доходы от лесов, используемых в коммерческих целях, C — доходы от государственных ценных бумаг, D — торговая и промышленная прибыль, доходы лиц свободных профессий, шедуле E — заработная плата, жалованье служащих, пенсии. В 1973 г. Великобритания перешла к глобальной системе обложения. Однако шедулы, на основе которых предоставлялись налоговые льготы и скидки, были не только сохранены, но и дополнены в 1976г. шедулой F (облагаются доходы, распределяемые по дивидендам). Наибольшие доходы в бюджет дает шедула E.

Ставки подоходного налога в большинстве стран прогрессивные: они строятся по сложной прогрессии.

В отечественной практике подоходное налогообложение имеет свою историю. Натурализация хозяйства в период «военного коммунизма» привела к фактической отменен подоходного налогообложения. В период нэпа подоходный налог взимался в сочетании с поимущественным (подоходно-поимущественный налог). С 1924 г. в связи с тем, что обложение имущества перестало играть сколько-нибудь существенную роль, этот налог преобразовался в подоходный. До 1991 г. подоходный налог действовал в двух основных формах: подоходный налог с юридических лиц (колхозов, потребительской кооперации, хозяйственных органов общественных организаций) и подоходный налог с населения. С 1991 г. после принятия пакета законодательных актов, определивших современную систему налогообложения в России, юридические лица всех сфер деятельности являются плательщиками налога на прибыль. Применяются и альтернативные системы налогообложения доходов. Плательщиками подоходного налога являются только физические лица.

Поимущественные налоги — вид прямого обложения. Такие налоги взимаются с движимого и недвижимого имущества. Объектом обложения является стоимость имущества налогоплательщика. На ранней стадии развития капитализма в разных странах поимущественные налоги взимались с отдельных видов имущества в системе так называемых реальных налогов (имущественных налогов). В дальнейшем поимущественый налог приобрел характер прямого личного налога, так как при его взимании стали учитываться необлагаемый минимум и налоговые льготы; оценка имущества проводилась по налоговой декларации. В развитых капиталистических странах поимущественный налог применяется в системе местного налогообложения. Ставки налога колеблются в пределах 1% от совокупной стоимости имущества.

Подворной налог

Ознакомившись с результатами переписи 1710 г., Петр I принимает решение о взимании подворного налога по данным старой переписи 1678 г. На оставшееся на местах население возлагалась обязанность по уплате податей за опустевшие дворы.

В сфере сельского хозяйства основным видом налогообложения в начале нэпа выступает продналог. Параллельно осуществляется взимание денежного подворного налога - прямого реального налога, установленного Декретом ВЦИК от 25 мая 1922 г., предоставившим губернским исполнительным комитетам право взимать этот налог в сельской местности дополнительно к другим местным налогам. Предельная сумма налога определялась для каждой губернии СНК по данным губернских исполнительных комитетов. При обложении отдельных хозяйств учитывались площадь пашни, сенокосов, количество скота, а также доходы, не подлежавшие обложению промысловым налогом. Взимание денежного подворного налога прекращено в 1923 г. при введении сельскохозяйственного налога.

Денежный подворный налог - 210

Подворный налог (подворная подать, подворное обложение) - 34,38, 205, 207

В царской России П. п. введена Петром I в 1722 г. вместо подворного налога (см.). Начала взиматься с 1724 г. после проведенной переписи населения. Такие переписи, носившие название ревизий, проводились регулярно

Денежный подворный налог - 370

ДЕНЕЖНЫЙ ПОДВОРНЫЙ НАЛОГ

ДЕНЕЖНЫЙ ПОДВОРНЫЙ НАЛОГ - прямой реальный налог, установленный декретом ВЦИК от 25 мая 1922 г., предоставившим губернским исполнительным комитетам право взимать этот налог в сельской местности дополнительно к другим местным налогам. Предельная сумма налога определялась для каждой губернии СНК по данным гу-

Во второй половине 17 в. получает распространение обложение подворным налогом (единицей обложения вместо сохи становится двор), что существенно расширяет круг налогоплательщиков. Помимо прямых налогов взимаются чрезвычайные сборы (главным образом с ремесленно-торгового населения посада), возникает откупная система (таможенные и кабацкие доходы отдаются на откуп). Косвенные налоги в общем объеме доходов казны к концу 17 в. достигают 45%. Важнейшими расходными статьями являлись расходы на армию (62,2%) и дворцовое управление (19,9%).

В России подушный налог был введен Петром I вместо подворного налога. Взимался с 1724 г. после проведенной переписи населения со всех душ мужского пола, включая стариков и детей. С конца 18 в. подушный налог становится главным доходом государства (на него приходилось свыше половины всех доходов). Постепенно путем исключения из обложения зажиточных слоев населения он превратился в чисто крестьянский налог, сбор которого вела крестьянская община, а по-

В эпоху Петра I (1672-1725, русский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император с 1721) в сфере налогообложения произошли следующие радикальные изменения подворное налогообложение было заменено подушной податью (см. 2.2. Подушная и оброчная подати), введены новые виды налогообложения - горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина, экзотические виды налогообложения - налог на бороды, существенному реформированию была подвергнута организационная система сбора налогов (финансовые приказы заменены финансовыми коллегиями), были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. В эпоху Петра I широкое развитие получает система взимания налогов через откупщиков.

В системе прямых налогов основным изменением в эпоху Петра I был переход от подворного налогообложения к подушной подати. Подушная подать представляла собой вид прямого личного налогообложения, взимаемого с души (кроме привилегированных сословий) в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества. Этот налог был известен с древнейших времен (в XII в. до н.э. существовал в Китае). В Средние века получил распространение в Великобритании, Германии, Франции и некоторых других государствах. В современных условиях подушный налог существует в некоторых промышленно развитых странах, например в Японии, Франции (как особый налог в системе местного обложения), и в ряде развивающихся стран (как общегосударственный налог). Объектом налогообложения становится не двор, а ревизская (мужская) душа.

Подушная подать была введена в 1724 г. с окончанием переписи. Подворное налогообложение сохранялось для населения Украины и Белоруссии. Для российских губерний размер подушной подати был определен следующим образом расходы на содержание армии 4 млн руб. (содержание одного драгуна составляло 40 руб. 50 коп., а солдата пехотного полка - 28 руб. 52 коп. в год) возложили на крестьян - получилось 80 коп. с души в год (в 1725 г. подушный налог был установлен в размере 74 коп. с крестьянской души в 1727 г. размер был уменьшен до 70 коп.). На государственных крестьян, не плативших оброка помещикам, возлагался дополнительный сбор в размере 40 коп. Содержание флота было возложено на посадское население, при этом обязанность по уплате подати с посадской души была установлена в размере 1 руб. 20 коп. (в 1725 г. размер подати был снижен до 1 руб. 14 коп.)1.

В период царствования Екатерины II основным прямым налогом оставалась подушная подать, на долю которой приходилось от 30 до 33% государственных доходов. Относительно незначительные доходы приносили подворная подать и другие прямые налоги. Подушная подать могла раскладываться общиной между членами общины по своему усмотрению. От уплаты подушной подати было освобождено купеческое сословие в связи с введением для него особого вида налогообложения - гильдейской подати. В 1794 г. подушная подать была резко повышена и дополнена продовольственным (хлебным) сбором.

Единый сельскохозяйственный налог введен в 1923 г. вместо натурального, трудового и гужевого, подворно-денежного, общегражданского и некоторых других местных налогов. Через прогрессию ставок и систему льгот по налогам финансовая политика защищала классовые интересы пролетариата и крестьянства. Перед налоговой политикой ставилась задача регулирования процессов накопления и в этом отношении в резолюции XI съезда она названа главным орудием революционной политики пролетариата в переходную эпоху. Эту свою роль налоговая политика играла и через косвенные налоги, особенно высокие на предметы роскоши.

Первым чисто денежным налогом с крестьянства был введенный в мае 1922 г. подворно-денежный налог. Однако он носил местный характер, предназначался для расходов местных бюджетов.

В эпоху Петра I (конец 17 - первая четверть 18 в.) затраты на ведение войн, создание регулярной армии и военно-морского флота составляли около 75% всех расходов. Для их покрытия был введен ряд новых налогов, дальнейшее развитие получила сдача на откуп оброчных сборов, казенных монополий на вино и др. С 1724 г. подворное обложение было заменено подушной податью, которая взималась со всего мужского населения, включая стариков и детей. Размеры этой подати неуклонно увеличивались.

УЧЕТ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГОВ - регистрация финансовыми органами граждан, имеющих доходы либо иные объекты налогообложения в СССР. Проводилась ежегодно на 1 января (плательщиков сельскохозяйственного налога - на 1 июня). В процессе учета плательщиков налога определялось также право граждан на налоговые льготы. Учет осуществлялся в специальных книгах, форма которых утверждалась Минфином СССР. При проведении учета использовались подворный обход населения, сведения домоуправлений, данные земельных органов, учреждений социального обеспечения, военкоматов и других органов. Заполненные книги учета проверялись руководителями финансовых органов. На основании данных учета принималось решение о привлечении граждан к уплате налогов и о предоставлении полагающихся льгот.

При Федоре Алексеевиче (1661-1682, русский царь с 1676) с 1679 г. взамен посошного обложения вводится подворный налог, существенно расширивший круг налогоплательщиков за счет людей (задворных и деловых), обслуживавших хозяйство феодала, но

В 1716-1718 гг. начинает проводиться вторая, так называемая Ландратская, перепись населения. Основной целью этой переписи становится установление точного количества тяглого населения. Первые результаты этой переписи, так же как и анализ данных переписи 1710 г., позволяли выявить, что не существует прямой, а тем более пропорциональной зависимости между увеличением численности населения и увеличением количества дворов - субъектов обложения подворным налогом.

Основу этой системы дала налоговая система дореволюционной России - промысловый налог, подворный налог, военный налог, квартирный налог, налог с наследств и дарений, акцизы, пошлины, гербовый сбор. Вместе с тем были созданы новые виды налогообложения единый натуральный налог, сельскохозяйственный налог, подоходно-поимущественный, налог на сверхприбыль, сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства. Система налогообложения этого периода соответствовала уровню экономического развития страны, целям и задачам государства, в частности ряд налогов имел откровенный дискриминационный характер индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, налог на сверхприбыль, трудгужналог.

ПОДАТЬ - простейшая форма прямого налога, взимаемого в равных суммах независимо от размера дохода или имущества. Получила широкое распространение в период феодализма. В Германии поголовный налог, введенный в XIV в., носил название П. Во Франции податной характер имели налоги на окна и двери (см.). В России первоначально П. облагалась земля (см. Посошное обложение), двор (см. Подворный налог). Существовали также стрелецкая П. - сбор на содержание войска и П. на выкуп плечных - полоняничные деньги (см.). Взимание П. с земли приводило к значительному сокрытию земельных участков, продажи земель монастырям, уходу крестьян с земли. В результате резко снижалось фискальное значение этих П. В дальнейшем царское пр-во в интересах увеличения доходов ввело подушную подать (см.), к-рая взималась с каждой мужской души, включая детей и стариков. С развитием капиталистич. отношений П. стала постепенно вытесняться поимущественными, подоходными и др. прямыми налогами. Сейчас П. применяются в нек-рых экономически слаборазвитых странах.

ПОДВОРНЫЙ НАЛОГ -вид прямого обложения в царской России, объектом к-рого был двор. Введен вместо посошного обложения указом от 5 сент. 1679 г. Взимался на основании данных подворной переписи. С переходом на подворное обложение значительно расширился круг налогоплательщиков за счет людей (задворных и деловых), обслуживавших х-во феодала, но живших особыми дворами и имевших свое х-во. Введение П. н. означало усиление феодальной эксплуатации, так как учитывалась не только рента с земли, но и доход от труда работника в х-ве. Общая сумма налога определялась пр-вом, а крестьянская община и посад раскладывали ее между дворами, при этом основная тяжесть налога падала на крестьянские и посадские низы. В 1724 г. П н. был заменен подушной податью, на Украине и в Белоруссии он сохранялся до второй половины XVIII в. В Советском гос-ве в 1922-1923 гг. (до введения единого с.-х. налога) взимался денежный подворный налог (см.).

ПОСОШНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ -форма позе мельного обложения в России XIII-XVII вв. Получила свое название от сохи - единицы обложения, служившей условной мерой обрабатываемой земли. Размер сохи зависел от качества земель и от социального положения плательщика. В крестьянских х-вах соха содержала самое меньшее количество земли, в результате чего возрастало число сох и соответственно размер обложения. Т. о., основной своей тяжестью П. о. ложилось на крестьянские массы. Для обложения составлялись особые книги, так наз. Книги сошного письма. В 1679 г. П. о. было заменено подворным налогом (см.).

Во второй половине XVII в. единицей обложения вместо сохи становится двор (см. Подворный налог), что значительно расширило круг налогоплательщиков и еще больше усилило феодальную эксплуатацию. Кроме того, в этот период взимались чрезвычайные сборы (гл. обр. с ремесленно-торгового населения посада) и широкое распространение получила отдача таможенных и кабацких доходов на откупа (см. Откупная система). По данным общегосударственной росписи 1679/80 г., доходы казны достигали 1,5 млн. руб., в т. ч. на косвенные налоги приходилось почти 45%. Важнейшими расходными статьями являлись расходы на армию (62,2%) и дворцовое управление (19,9%).

ДЕНЕЖНЫЙ ПОДВОРНЫЙ НАЛОГ установлен декретом ВЦИК от 25 мая 1922 г., предоставившим губисполкомам право взимать налог в сельской местности дополнительно к др. местным налогам. Позволил увеличить средства, поступавшие для удовлетворения местных нужд. Предельная сумма налога определялась для каждой губернии Совнаркомом по данным губисполкомов. При обложении отдельных х-в учитывались площадь пашни, сенокосов, количество скота, а также доходы от необлагаемых промысловым налогом подсобных занятий. Взимание Д. п. н. прекращено в 1923 г. при введении с.-х. налога.

ПОСОШНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ -форма поземельного обложения в России в XVI-XVII вв., единицей обложения которой служила соха. Заменено в XVII в. подворным налогом.

В России первоначально податью облагалась земля (посошное обложение), двор (подворный налог). Существовали также стрелецкая подать - сбор на содержание войска и подать на выкуп пленных - полоняничные деньги, подушная подать (подушный налог), взимавшаяся с каждой мужской души, включая детей и стариков. С развитием товарно-денежных отношений подать постепенно вытеснялась поимущественными и подоходными налогами.

ПОДВОРНЫЙ НАЛОГ - прямой налог, взимавшийся в России, объектом которого был двор. Введен вместо посошного обложения указом от 5 сентября 1679 г. Взимался на основании данных подворной переписи. С переходом на подворное обложение значительно расширился круг налогоплательщиков за счет людей (задворных и деловых), обслуживавших хозяйство феодала, но живших особыми дворами и имевших свое хозяйство. Общая сумма налога определялась правительством, а крестьянская община и посад раскладывали ее между дворами. В 1724 г. подворный налог был заменен подушной податью, на Украине и в Белоруссии он сохранялся до второй половины 18 в. В СССР в 1922-1923 гг. (до введения единого сельскохозяйственного налога) взимался денежный подворный налог.

ПОСОШНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ - форма обложения поземельными налогами в России в 16-17 вв. получила свое название от сохи - единицы обложения, служившей условной мерой обрабатываемой земли. Размер сохи зависел от качества земель и от социального положения плательщика. Для обложения составлялись Книги сошного письма. В 1679 г. посошное обложение было заменено подворным налогом.

В России П.н. был введен Петром I вместо подворного налога с 1724 г. Этим налогом в одинаковом размере облагалось все мужское население независимо от возраста. С конца 18 в. П.н. становится главным доходом государства (до 50% всех доходов). Постепенно по мере исключения из обложения зажиточных слоев населения П.н. превратился в чисто крестьянский налог. Сбор налога вела крестьянская община, полное поступление налога гарантировалось круговой порукой, когда неуплаченные кем-то суммы раскладывались на остальные крестьянские дворы. К неплательщикам применялись жесткие санкции вплоть до изъятия имущества за долги. Такая политика приводила к разорению крестьянства. По указу Екатерины II в 1783 г. были изменены исчисление и взимание подушной подати. На основании данных ревизий и установленного оклада определялась общая сумма налога, которая далее раскладывалась по губерниям, уездам и волостям. Окончательная раскладка налога между отдельными плательщиками производилась самими сельскими обществами, причем принцип поголовности утрачивал решающее значение и заменялся поимущественным.

В России поземельный налог был старой формой обложения, ссылки на него есть у летописцев. В период татарского владычества образовалась и получила общее развитие посошная подать, включавшая и поземельный налог. Последний определялся качеством и количеством земли. Земля делилась на десятины, четы и выти. Величина выти, чисто фискальной единицы, не была постоянной. С переходом в конце XVII в. от поземельной системы налогов к подворной посошная подать теряет свое значение и в правление Петра I ей на смену приходит подушный налог. С тех пор Россия не знала поземельного налога.

В 1679 г. посошное обложение окончательно было заменено подворным, что расширяло количество плательщиков податей за счет включения слоев населения, ранее не плативших налоги. Подворное обложение, как и посошное, осуществлялось раскладочным способом. Общая сумма налоговых поступлений от каждой территории в доход казны определялась централизованно, а крестьянская община и посад

Единый натуральный налог не был единственным платежом, вносимым сельскохозяйственным населением, так как наряду с ним в 1922/23 г. существовали еще и денежные налоги общегражданский, построенный по типу классового подушного обложения, трудгужна-лог, заменивший собой натуральную трудгужповинность, и подворно-денежный налог. В 1923/24 г. система взимания единого сельскохозяйственного налога уже предусматривала отмену четырех вышеупомянутых дополнительных налогов.

Единый сельскохозяйственный налог был введен декретом ВЦИК и СНК от 10 мая 1923 г. взамен единого натурального налога, трудгуж-налога, подворно-денежного, общегражданского на восстановление сельского хозяйства и ряда других с целью упорядочить налогообложение в деревне.

В первой четверти XVIII в. затраты на ведение войн и создание морского флота составляли ок. 75% всех расходов. Для их покрытия был введен ряд новых налогов, дальнейшее развитие получила сдача на откуп оброчных сборов, казенных монополий на вино и др. Большие доходы давала казне чеканка неполноценной монеты. С 1724 г. подворное обложение было заменено подушной податью (см.), к-рая взималась со всего мужского населения, включая стариков и детей. Размеры этой подати неуклонно увеличивались. Государственный доход к 1724 г. достиг 8,5 млн. руб. (превысив уровень 1680 г. более чем в 5,5 раза). Во второй половине XVIII в. доходы возрастали еще быстрее, в 1763 г. они составили 18,5 млн. руб., что было достигнуто за счет жесточайшей эксплуатации трудящихся. В то же время дворянство и духовенство освобождались от налогов. Однако в связи с многочисленными войнами доходы все же не покрывали все возраставших расходов. За вторую половину XVIII в. совокупный бюджетный дефицит выразился в 200 млн. руб., для его покрытия впервые при Екатерине II была произведена эмиссия бумажных денег-ассигнаций. Огромный рост военных расходов и покрытие дефицита за счет эмиссии ассигнаций и займов (с 1801 по 1810 г. дефицит составил 442 млн. руб.) привели к глубочайшей инфляции. К 1810 г. курс ассигнационного рубля упал до 33 коп. Денежная реформа 1839-1843 гг., проводившаяся в условиях продолжавшейся дефицитности бюджета, не смогла упорядочить денежного обращения. Крымская война (1853- 1856) еще более ухудшила состояние финансов. За годы войны дефицит бюджета достиг 797 млн. руб., а государственный долг - 1264 млн. руб. В 1860 г. для оживления промышленности и торговли учреждается Государственный банк России (см.), к-рый наряду с казначейством финансировал х-во за счет так наз. неуставных ссуд.

Главная задача перестройки заключалась в дальнейшей унификации платежей крестьянства. Различие в системах обложения и сроках предъявления налоговых обязательств, связанное с множественностью платежей, лишало крестьян возможности заранее строить свои хозяйственные расчеты и затрудняло дифференцированное обложение отдельных слоев крестьянства соответственно их социальному положению и платежеспособности. Дело усложнялось тем, что налоги взимались несколькими органами продналог - органами Наркомата продовольствия, трудгужна-лог - наркоматов финансов (в денежной части) и труда (в натуральной части), подворно-денежный налог - местными органами власти.

Налоговая реформа 1923 г. объединила продовольственный, трудгужевой, подворно-денежный, общегражданский (в части, падающей на сельское население) и некоторые местные налоги и сборы в единый сельскохозяйственный налог с сокращением общего его размера (по сравнению с унифицированными в нем платежами) на 100 млн. руб. Налог исчислялся и выражался еще в натуральных единицах (в пудах ржи или пшеницы, в зависимости от преобладания данной культуры в том или ином районе, либо. в мясных единицах - для скотоводческих районов), взимался же частично натурой, частично деньгами, причем крестьянству предоставлялось право уплачивать деньгами и натуральную часть налога. В тех районах, где налог должен был поступать только или по преимуществу в деньгах, его взимание передавалось Наркомфииу, в остальных районах налог взимался Наркомпродом. При определении размера налога учитывались количество пашни и сенокоса (в переводе на пашню) на едока, урожайность хлебов и трав, количество рабочего и продуктивного скота.

Первые налоги существовали в виде жертвоприношений Богу, именуемой десятиной, составляющей 10% дохода. Применялась также и свецкая десятина государством. Известен и налог в виде выкупа невест (калым). Подушная и подворная подати в дореволюционной России были уже близкими к современным формам налогообложения.

Смотреть страницы где упоминается термин Подворный налог

Смотреть главы в:

Финансово кредитный словарь Том 2 (1964) — [ c.210 ]

ПОДВОРНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ

Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. Под ред. Е. М. Жукова. 1973-1982 .

Смотреть что такое «ПОДВОРНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ» в других словарях:

ПОДВОРНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ - в России XVII начале XVIII вв. система раскладки прямых налогов на податное население. Сменило посошное обложение. Правительство определяло сумму налога, а городские и сельские общины распределяли ее на каждый двор. Заменено подушной податью … Юридический словарь

ПОДВОРНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ - в России 17 нач. 18 вв. система раскладки прямых налогов на податное население. Сменило посошное обложение. Правительство определяло сумму налога, а городские и сельские общины распределяли ее на каждый двор. Заменено подушной податью … Большой Энциклопедический словарь

ПОДВОРНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ - ПОДВОРНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ, в 17 начале 18 вв. система обложения податных категорий населения прямыми налогами, взимавшимися с двора, т. е. с семейного хозяйства. После переписи населения в 1676 1678 и составления переписных книг сменило в 1679 посошное … Русская история

подворное обложение - в России XVII начала XVIII вв. система раскладки прямых налогов на податное население. Сменило в 1679 посошное обложение. Правительство определяло сумму налога, а городские и сельские общины распределяли её на каждый двор. В 1724 заменено… … Энциклопедический словарь

Подворное обложение - система обложения населения России прямыми налогами, взимавшимися со двора, т. е. с семейного хозяйства. С 30 х гг. 17 в. двор периодически становился единицей обложения некоторыми прямыми и чрезвычайными налогами. После переписи… … Большая советская энциклопедия

подворное обложение - в России XVII начале XVIII вв. система раскладки прямых налогов на податное население. Сменило посошное обложение. Правительство определяло сумму налога, а городские и сельские общины распределяли ее на каждый двор. Заменено подушной податью … Большой юридический словарь

ПОДВОРНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ - в XVII – начале XVIII в. в России система Обложения населения прямыми налогами, взимавшимися с семейного хозяйства. Существовало с 1678 г., единицей обложения был Двор. Крестьяне при поддержке своих владельцев «утаивали дворы»: дворы… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

подати - в России до середины XIX в. название различных денежных налогов с зависимого населения (см. Подворное обложение, Подушная подать). Социальные группы населения, платившие подати, назывались податными сословиями. Во второй половине XIX в. подати… … Энциклопедический словарь

СССР. Феодальный строй - В 1 й половине 1 го тыс. н. э. у народов Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии рабовладельческий строй находился в состоянии упадка. На смену ему шла новая общественно экономическая формация Феодализм. Феодальные отношения,… … Большая советская энциклопедия

ФЁДОР АЛЕКСЕЕВИЧ - (1661 82), царь с 1676. Сын царя Алексея Михайловича. Ученик Симеона Полоцкого. При Ф. А. проведена перепись населения (1678), введено подворное обложение (1679), отменено местничество (1682). В 1678 81 правительство Ф. А. вело войну с Османской… … Русская история

Подворной налог

С 1678 по 1724 год существовало подворное обложение.

Это и был налог с каждого учтённого при переписи двора, подворный налог.

Посошная и подворная подать распределялась лицами, выбранными местными дворянами и купцами.

Морфология:

ПОДВО́РНЫЙ , —ая , —ое . Относящийся к каждому отдельному крестьянскому хозяйству, двору. Подворная перепись. Подворная подать. По данным подворной описи, пахотной землей пользуются только 36 хозяев. Чехов, Остров Сахалин.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ПОДВО’РНЫЙ , ая, ое (офиц.). Прил. , по знач. связанное с учетом или обложением двора, отдельного крестьянского хозяйства. Подворная подать (истор.). Подворная перепись.

краткое содержание других презентаций

«Внутренняя политика Алексея Михайловича» - Аввакум. Русский престол. Начало раскола. Патриарх Филарет. Почему раскол стал трагическим явлением русской истории. Проверь свои знания. Изучение новой темы. Представитель древнего рода московских бояр. Исправление церковных текстов. Основные понятия и персоналии. Внутренняя политика во второй половине XVII в. Никита Минов. Основные понятия. Царь и патриарх. Видный государственный деятель. Словарь.

«Михаил Фёдорович» - Царь Михаил Федорович обладал высоким ростом, красивым лицом. Государь Михаил Федорович прожил всего 49 лет, но сделал немало. Страшное время. 400 лет дому Романовых. Царь и царица нажили трех сыновей и двух дочерей. Царствование Михаила Федоровича Романова. В юном Михаиле народ видел самого популярного, самого любимого кандидата. Царь Михаил Федорович сделал много доброго для своего государства. Царь Михаил Федорович правил страной 32 года.

«Софья Алексеевна» - Цари Иван и Петр. Оппозиционная. Петру I исполнилось 17 лет. Положение. Софья потеряла власть. Царевна Софья. Правление Софьи Алексеевны. Мятеж стрельцов. Личные качества. Софье приходилось играть непростую роль. Момент стрелецкого восстания. Князь В.В. Голицын. Софья подготовила почву для реформ Петра.

«Царь Михаил Фёдорович» - Положено начало военным преобразованиям. Новые государственные печати. Андрей Кобыла. Столбовский мир. Россия. Иностранные промышленники. Восстановить повсеместно губных старост. Избран русским царем. Михаил Романов. Сопоставление правительственной практики. Земский собор. Персоналии периода. Время царствования Михаила Федоровича. Смоленская война. После «смуты». Венчание Михаила на царство. Отец Михаила Федоровича.

«История династии Романовых» - Российский великокняжеский и царский дом. Николай I. Фотоальбом. Династия в лицах. Под скипетром Романовых. Правда и ложь отечественной истории. Император Николай II. Сильна ли Русь. Несостоявшийся русский император. Император Александр I. Династические браки. Эпоха глубинных изменений. Книжная коллекция. Первые Романовы. Царь Михаил. Факты и мифы. Царь Федор. Потомки. История России. Февральская революция.

«400_летие династии Романовых» - Павел Петрович. Земский собор. Елизавета Петровна. Екатерина I. Федор Алексеевич Романов. Алексей Михайлович Романов. Александр I. 400-летие династии Романовых. Софья Алексеевна Романова. Александр II. Николай II. Петр, Иоанн и Софья Романовы. Николай I. Начало династии Романовых. Петр II. Екатерина II. Михаил Федорович Романов. Петр III. Романовы. Анна Иоанновна.

Общая перепись 1646 г., поголовно укрепляя крестьян за владельцами без срока давности для розыска беглых, вместе с тем переводила прямое обложение с сошного письма на подворное обложение. Основанием подворного податного обложения служили переписные книги , составленные в ходе проведения повторнойподворной переписи 1678-1679 гг . Они описывали рабочие силы, которые платили подать: тяглые дворы и население. Таким образом, со времени закрепощения крестьян в сфере сельскохозяйственного производства налогом облагалась уже не земля, а рабочие руки с их инвентарем.

Для каждого податного округа назначался средний подворный оклад подати и высчитывалась общая сумма податных платежей по числу тяглых дворов, а сумму плательщики сами распределяли между отдельными дворами в зависимости от уровня достатка. Подворное обложение избавило казну от потерь, какие она терпела от перехода крестьян с больших участков на меньшие, с пахотных участков на пустошные.

Крепостное право разбило все тяглое население страны на два разряда: вольные городские и сельские жители платили подать целиком государству, а крепостные делили свой труд между казной и землевладельцем. Переход к подворному обложению помог казне найти новых налогоплательщиков: с подворной переписи 1678 г. началось зачисление холопов по их дворам в тягло наравне с крестьянами.

Согласно подворной переписи 1678 г., к последней четверти XVII в. в стране насчитывалось 888 тыс. городских и сельских тяглых дворов. Из них посадские и черные (вольные) крестьянские дворы составляли – 10,4%, церковные, архиерейские и монастырские – 13,3%, дворцовые – 9,3%, боярские – 10%, дворянские – 57%. 5 Переписными книгами 1678 г. правительство пользовалось при расчете податного обложения населения даже при Петре I.

Реформы Петра I

Начавшееся на рубеже XVI и XVII вв., юридическое прикрепление крестьян к земле продолжалось до начала XVIII в. и фактически завершилось при Петре I.

В 1718 г. Петр дал указание произвести ревизию – подушную перепись населения с тем, чтобы распределить «по душам» содержание армии, которую он сделал регулярной и всесословной. Работы эти продолжались вплоть до кончины Петра в 1725 г. и закончились значительными переменами в жизни государства.

Во-первых, был крайне упрощен общественный состав русского общества. Все промежуточные слои населения, в том числе и класс вольных людей, были ликвидированы путем переведения в два основных сельских состояния – государственных крестьян и крепостных людей. В тягловое состояние были переведены и холопы. Из этих же слоев происходила, в основном, и вербовка солдат в армию. В результате в крепостной неволе, близкой к состоянию полного холопства, оказалась большая часть населения страны.

Во-вторых, была введена подушная система налогообложения , заменившая подворную. К платежам было привлечено все трудоспособное население страны, что привело к заметному увеличению доходов государства. С введением подушной подати отпала необходимость в количественном и качественном учете конкретных угодий. Были прекращены кадастровые описания земель, ликвидирован Поместный приказ. Вотчинная коллегия, созданная на его базе, занималась только разбором дел и укреплением прав на недвижимое имущество, а межевания осуществлялись теперь только по указаниям учреждений или по просьбам частных лиц. Это привело к сокращению государственных расходов на сбор налогов и, вместе с тем, к путанице в земельных отношениях и возникновению новых земельных споров.

В-третьих, Петр юридически соединил черты вотчинного и поместного владений, создав новый вид землевладения – наследственного, неделимого, служилого. Было введено новое понятие «недвижимая собственность», или «имение».

Еще одним важным преобразованием Петра I стала секуляризация, или ограничение монастырского, церковного землевладения и изъятие части этих земель в пользу государства. Секуляризация земель продолжалась и в эпоху Екатерины II, когда в 1764 г. в казну было передано около 1 млн. душ мужского пола синодальных, монастырских и церковных крестьян. После этого указа крестьяне вместо повинностей в пользу синода, архиерейских кафедр и монастырей стали платить государственный оброк.

К числу важнейших мероприятий этой эпохи относятся также межевание прибалтийских земель и составление карты России.

В XVII в. сменившее «спокойное правление» Бориса Годунова «смутное время» и связанные с ним события негативно отразились как на состоянии государственной казны, так и на материальном положении хозяйств дворян и крестьян. Новый царский дом Романовых был поставлен перед необходимостью внесения существенных изменений во всю податную систему. В первой четверти XVII в. налоговая система существенно не изменилась. Формирование государственных доходов происходило за счет таких источников, как подати, сборы, регалии, доходы от государственных имуществ, займы и операции с денежными знаками. Подати строились по-разному для низшего, среднего и высшего сословий. Низшие сословия, т. е. крестьяне, являлись основными плательщиками государственных доходов. Объектом обложения продолжает выступать «соха» – земля с учетом проживающих на ней людей.

Хотя основой обложения выступает земля, некоторые подати взимались по числу дворов – подводы для государевых гонцов и обозов, для провоза иностранных послов, подати с бобылей (хозяйства, не имевшие земли), жалованье должностным лицам (натуральная подать), набор служилых людей или плата за них, поворотная (или подымная) подать.

Посадские люди платили оброки по душам и по промыслам (а если занимались огородничеством, бортничеством и т. п., то и по угодьям)** . Продолжала действовать окладная система, т. е. налог определялся с сохи, внутри же действовал раскладочный принцип, для чего тяглое сословие делилось на три группы – лучшие люди, средние люди и «молодчие».

* Начиная с 1615 г. Окончательно такая система была узаконена в 1634 г. Дань от оброка отличалась тем, что первая взималась На пахотной земле.

Принципы обложения и раскладки платежей были достаточно полно определены в регламенте государственной Камер-коллегии 1710г. (документ выражает отношения, которые сложились еще в XVII в., поэтому правомерно распространить его и на рассматриваемый период): «I. Все окладные земские подати зело крепко, по состоянию натуры и обстоятельству провинций, как могут придать и по цене полевых плодов и прочих товаров, и по другим потребным резонам и обретающимся обстоятельствам определены были; 2. Чтобы меж великими и нижними, убогими и богатыми по пропорции надлежащи равенство в осмотрении иметь, и ни ктоб от надлежащего более другаго уволен, или отягчен не был, ибо ежели оное учинится, то утесненные убогие дворы и пашню оставят, а государственные доходы со временем весьма умалятся, и бедных плачь привлечет гнев Божий на все Государство» . Конечно, не божьего гнева боялись авторы этого документа, а уменьшения государственных доходов при разорении крестьянских хозяйств вследствие неправильной раскладочной системы. Однако в этом отношении даются лишь рекомендации – соблюдение пропорций, чтобы никто не был обижен. В то же время по окладной системе учитывалась реально сложившаяся конъюнктура для отдельных регионов страны (т. е. в XVII в. отсутствовали объективные критерии определения размера налога по уездам, волостям и деревням).

Особая система обложения применялась к людям, занимающимся торговлей и промыслом. Подать с них взималась в соответствии с состоянием. К ним применялась и окладная система, для чего они были объединены в сохи, но уже не по размеру земельных наделов, а по имущественному состоянию. При определении же имущественного состояния исходили как из заявления самого торговца, так и из других косвенных источников. Торговые люди делились на сотни. В Москве было четыре таких сотни – гости, гостиная, суконная и черная, а в прочих городах и посадах – посадские и слободские люди. Эти группы носили замкнутый характер, т. е. для уплаты налогов были объединены в сохи. Одну соху могли составлять 40 лучших дворов, 80 средних и 160 молодших, или 320 слободских дворов, или 960 бобыльских. «Переходя в высшие сотни, торговые люди должны были жить непременно в Москве или же, в противном случае, нести двойное тягло – и в Москве, и в прежних городах» . О размере обложения известно лишь, что купцы платили десятую деньгу: т. е. 10 % со стоимости товара. По всем остальным группам торговых людей, как и по крестьянам, размер подати, скорее всего, дифференцировался с учетом конъюнктуры, т. е. потребностей государства и урожая (определявшего всю хозяйственную жизнь и торговлю, а значит и налоги посадских людей).

С целью упорядочения обложения в 1693 г. была сделана перепись посадских людей (а в 1705 г. - купеческого состояния).

Сбор податей проводился выборным старостой и его помощниками-целовальниками, которых также выбирали сами крестьяне. Последние за эту деятельность не получали никакой платы или льгот (они следили за правильностью раскладки и своевременностью платежей), а староста освобождался от податей и пошлин. Кроме податей, в России существовала система личных повинностей, включавшая в себя ямскую повинность, ратную (рекрутскую) повинность; повинность дел городового, домового, острожного, засечного и губного; мостовщину; повинность содержания государевых лошадей и пр. Ямская повинность родилась из обязанностей жителей России бесплатно предоставлять лошадей татарским чиновникам. С середины XIV столетия для обеспечения должностных лиц и гонцов стали устраиваться ямские слободы. Эта повинность была и натуральной, и денежной. В денежной форме (ямщина, ямские деньги) подать платили жители сел, далеких от основных дорог (жалованье ямщикам). Размер ямских денег твердо был установлен в 1589 г. – 10 руб. с сохи. Остальное тягловое население содержало ямские дворы и обеспечивало их лошадьми, подводами, кормом, а так же выделяло из своей среды ямских охотников. В отличие от ямщины и ямских денег натуральные ямские повинности назывались ямскою посохою. Ратная повинность (ратные запросы) была введена при Иване IV и носила преимущественно натуральный характер – стрелецкие и казачьи хлебные запасы. Отдаленные селения (и вся Сибирь) платили стрелецкие и казачьи деньги. Плательщиками денежных ратных запросов выступали также посадские люди и бобыли. Размеры стрелецких и казачьих хлебных запасов часто менялись. При этом если первоначально с посадских людей и обывателей мест, отдаленных от Москвы, налог взимался деньгами, то с 1661 г. – только натурой, что привело к росту цен на хлеб. Поэтому указанным группам населения опять было разрешено платить налог в денежной форме. Все селения выделяли ратных людей для службы в армии. Объектом обложения выступала соха (и крестьянская, и посадская). Опять-таки отдаленные села, а также малолюдные могли вносить ратную повинность деньгами. Купечество вместо рекрутов могло вносить в казну деньги. Третей составляющей ратной повинности была обязанность крестьян пополнять конные полки лошадьми. При этом высшие ратные чины (офицеры) имели право требовать от жителей лошадей, подводы и проводников. Во время войны население было обязано вносить дополнительно на прокорм армии продукты или деньги (с отдаленных мест). Частью ратной повинности выступала и обязанность односельчан снабжать ратника вооружением и продуктами на несколько месяцев. Денежная часть от ратной повинности поступала в казну (т. е. имели место финансовые отношения).

Третья группа повинностей была связана с расширением городского строительства и укреплением границ государство. Взимание их происходило также по сохам без каких-либо исключений. Применялись три формы выполнения повинности: личным трудом, материалами и деньгами. Данная повинность носила целевой характер и в казну не поступала (по крайней мере, не должна была поступать). Мостовщина взималась по аналогии с податью со всех, кто имел землю или двор, и заключалась в обязанности строить и содержать в исправном состоянии дороги и мосты. Эта повинность исполнялась либо личным участием, либо путем внесения денег. Повинность содержания государевых лошадей с финансовой точки зрения не представляет интереса. Она заслуживает внимание как одна из форм покрытия статей государственных расходов. Повинность выполняли в основном монастыри, хотя она могла быть возложена и на другие владевшие землями сословия. В целом это была почетная повинность, однако в случае падежа взыскивалась стоимость павших лошадей.

Шестая группа повинностей включает в себя пять видов работ, которые выполнялись тягловым населением и распространялись в основном на тех крестьян, которые жили недалеко от государевых земель или около городов. Сюда входили обязанности по участию в копании и прочистке прудов в государевых землях, колке и перевозке льда, обработке государевых полей, перевозке камней, извести, дров к местам строек. Замену отработки денежным платежом допускала только одна из этих повинностей. Речь идет о туковых или закосных деньгах, вносимых вместо обязанности косить и свозить в определенное место траву с государевых лугов. Денежный характер носили многочисленные сборы, куда включались таможенные платежи, судебные издержки, платежи должностным лицам, все чрезвычайные взносы. Одним из наиболее «древних» видов сборов являлись таможенные сборы, которые по принятой классификации можно разделить на три группы: внутренние, внешние и транзитные.

Наиболее запутанную систему представляют внутренние пошлины, которые взимались с каждого товара отдельно и не один раз, в соответствии с количеством и качеством реализуемых товаров. Характерной особенностью внутренних пошлин является многократность обложения. Ставки пошлин законом не устанавливались и варьировались на местах с учетом спроса, предложения и других соображений. До 1700 г. пошлины взимало не только правительство, но и отдельные землевладельцы как в денежной форме, так и натурой (до 1697 г.). Д. Толстой описывал различные виды внутренних пошлин: тамга, весчее, контарное, подъемное и припуск, руказнобная пошлина, дрягильская пошлина, померное, восмничее, пятенное, свальное, привязная пошлина, роговое, явка. Они применялись либо одновременно, либо избирательно в зависимости от специализации торгового места (продажа скота, зерна, дров и т. д.). Часть пошлин шла в доход казны, а часть – на покрытие расходов по обслуживанию рынка. Внутренние пошлины как источник государственных доходов просуществовали в России до 1753 г.

Внешние пошлины не играли большой роли в доходах казны в силу неразвитости торговых связей и носили односторонний характер, так как ими облагались лишь ввозимые товары. Отсюда и их общее название – заставные пошлины. Заставные пошлины включали в себя мыт, побережное, отвод, шестовину, перевоз, мостовщину. Все он носили внешний характер и не имели отношения к стоимости груза и виду товара. По внешним основаниям (т. е. наименование товара ввозимого или вывозимого, качество и количество его) взимались ввозные или вывозные пошлины.

Виды и размеры пошлин зависели от политики в отношении того или иного государства, от потребности в товаре, от урожая и ряда других причин.

Торговля с иностранными государствами (и ввоз, и вывоз) регулировались центральными органами государственной власти. В первой четверти XVII в. как внешняя, так и внутренняя торговля значительно сокращаются и до конца века объем торговли так и не достиг показателей века XVI, с чем связано снижение роли пошлин как источника доходов. «По именному указу 25 октября 1653 г., взамен целой пестрой массы веками возникавших, проезжих и рыночных торговых сборов, введена была единая, так называемая рублевая пошлина, взимавшаяся по 10 денег от рубля с продаваемых товаров» . С иностранных купцов взималось на 2 алтына больше (за исключением Архангельского порта). Особенностью таможенного обложения в России являлось применение одновременно и откупов, и системы государственного взимания пошлин. Транзитная пошлина не могла получить в России большого распространения. Известно всего два государственных акта, регулирующих подобного рода операции: в 1567 г. была разрешена торговля Англии с Персией через Россию, а в 1667 г. – исфаганская армянская компания получила право провозить товары через Россию.

Остальные виды сборов, такие как судебные издержки, платежи должностным лицам и чрезвычайные взносы, могут быть причислены к финансам в различной степени.

В XVII в. судебные издержки взимались в денежной форме. Они, как правило, не являлись источниками доходов государства, но сокращали величину его расходов. Система чрезвычайных сборов носила нерегулярный характер, так как их введение было связано с военными расходами. Такие сборы уплачивались крестьянами в натуральной форме, а посадскими людьми – в денежной. Сборы проводились по окладному принципу между общинами и по раскладочному, внутри них.

Регалии не являются изобретением какой-то одной страны. Они возникают независимо друг от друга в разных странах, что естественно для условий феодализма, когда в качестве основной формы богатства выступала земля и ее продукты. Однако частное владение землей и натуральный характер производственных отношений не позволяли обеспечить денежное наполнение постоянно возрастающих государственных расходов. Как правило, регалии являются либо причиной, либо следствием развития отдельных производств и их отрыва от натурального хозяйства, точнее от земледелия. Роль отдельных регалий в разных странах различна. Так, распространенная в Европе табачная регалия была введена в России лишь в 1748 г. В то же время изобилие хлеба при отсутствии рынков сбыта (в том числе из-за плохих дорог) привело к тому, что в России винная регалия была «возведена» в ранг важнейшего источника денежных доходов государства. В XVII в. в России были известны следующие регалии: винная, соляная, емчужная, монетная, звериная, почтовая, регалия поташная и смольчужная, регалия ревеня. Нет необходимости давать оценку регалиям как форме косвенного обложения. Монопольное право производства или торговли (третий вариант – монополия и на производство, и на реализацию) позволяло государству превратить регалии в важнейший источник государственных денежных доходов. Отношения по поводу регалий можно назвать финансовыми.

Кратко рассмотрим винную регалию. В чем состоят причины ее распространения? В относительно урожайные годы зерновые не находили сбыта, а при перегоне хлеба в вино упрощались и проблема перевозки, и проблема хранения.

В своем развитии винная регалия прошла несколько стадий:

Производство концентрировалось в частных винокурнях (право перегонки хлеба в вино предоставлялось только помещикам), а реализацией занималось государство;

И производство, и реализация в руках государства;

Откупная система реализации;

Производство было сосредоточено или у помещиков, или у государства, а реализация осуществлялась через выборных кабатчиков по твердым ценам. Когда производством занимались помещики, поступления в казну обеспечивались через систему цен – вино закупалось у производителей по низким ценам, а продавалось по высоким. «В 1670-х гг. ведро водки обходилось казне в 60 коп., а продавалось ведрами – по рублю, кружками по 1 руб. 50 коп., а чарками – 2 руб. ведро» .

Прообразом установленной в 1705 г. соляной регалии была соляная пошлина 1646 г. В России варка соли находилась преимущественно в частных руках (в основном потреблялась соль Строгановых). Введение соляной пошлины (две гривны на пуд) преследовало цель обеспечения поступления в казну необходимой суммы денег и отмены остальных сборов. Предполагалось, что пошлина ляжет равной долей на всех плательщиков, но, как и всякий косвенный налог на предметы первой необходимости, соляная пошлина не учитывала имущественное положение отдельных групп населения. Для не имевшего денежных доходов основного населения России она была настолько тяжелым бременем, что вызвала «соляной бунт».

Начало монетной регалии относится к 1539 г. Доход казны обеспечивался выпуском монет большей нарицательной стоимости, чем их фактическая стоимость. Финансовые реформы 1654 и 1656 гг. предусматривали выпуск медных денег взамен серебряных. Идея обозначения на деньгах большей цены, чем стоимость металла, из которого они чеканены, принадлежала, по свидетельству В. Ключевского, Ф. М. Ртищеву . Медные деньги были выпущены по курсу серебряных.

Емчужная регалия в XVII в. не имела важного значения из-за редкости в частном владении огнестрельного оружия. Регалия распространялась и на производство, и на продажу селитры. Звериная регалия распространялась наловлю дорогих зверей, соколов, кречетов, ястребов, а также на рыбу, составляющую предмет государственных промыслов. В последнем случае собирался оброк. Почтовая регалия возникает с 1665 г., когда в России была основана почта.

Поташная и смольчужная регалии не имели особого значения для доходов казны и были призваны обеспечить сохранность лесов от массовых порубок. При Петре I дополнительно к регалии законом были установлены 30-верстные границы порубок леса вдоль рек.

Государственные имущества в России были представлены лесами и землями сельскохозяйственного пользования. До XVIII в. не делалось даже попыток отделить государственные доходы от доходов государя. В этот период управление земельным богатством казны заключалось в контроле за выдачей наделов служилым людям.

В XVII в. начали создаваться государственные хлебные запасы на случай войны или неурожайного года (строились «запасные магазины»). С 1630 г. была установлена зависимость надела от числа душ мужского пола, что, как предполагалось, должно было привести к увеличению поступлений податей в казну, поскольку такой порядок распределения земли должен был ликвидировать бросовые необрабатываемые (из-за нехватки рабочих рук в том или ином дворе) земли.

Лесные богатства России практически не приносили доходов казне, так как лес шел лишь на жилищное строительство и дрова. Значение леса возрастает с началом строительства деревянных укреплений вдоль южных границ государства.

Государственный кредит как источник доходов приобретает важное значение лишь в середине XVIII в., но отдельные попытки пополнения казны за счет займов предпринимались еще Иваном Грозным. В 1613 г. царь обратился к Строгановым, а духовенство от его имени – ко всем городам с просьбой о займе на нужды армии. Добровольный заем был незначительным, и тогда казна прибегла к принудительным заимствованиям «у монастырей и у наиболее богатых купцов и промышленников на условиях выплаты долга посредством зачета причитающихся с них налогов и пошлин и предоставления льгот. Так, в порядке добровольного займа от Строгановых было получено 3000 руб., а по принудительному займу - 40 000 руб.» . Второй принудительный заем был проведен в связи с войной с Польшей в 1632-1634 гг.

Существенным источником пополнения казны были конфискации. Правомерно предположить, что нередко причиной политических гонений становилось имущественное положение преследуемых. Однако четкие указания на такого рода основания конфискаций в научной литературе отсутствуют.

Таким образом, в формировании доходов государства участвовали все классы и группы населения страны, причем на смену случайным податям и налогам пришла стройная система с учетом особенностей формирования доходов в разных регионах и у различных групп населения.

Создание единого государства способствовало усилению роли торговли и выделению торгового капитала, т. е. зарождению капиталистических отношений в недрах феодализма XVII в. В частности, неудобства исчисления и громоздкость по-сошной системы привели в 1678-1679 гг. к замене посошного обложения подворным. Многие сборы и налоги были либо отменены, либо слиты. Остались неизменными налоги общегосударственного значения – стрелецкий, ямской и по-лонячный сборы (последние два были слиты в один и взимались в размере 10 коп. со двора церковных крестьян и 5 коп. – с дворцовых и помещичьих). В рассматриваемый период возрастает значение чрезвычайных налогов, введенных в середине XVII в., – запросных денег и процентных. В различные годы запросные деньги платились крестьянами по разным ставкам – от 25 коп. до 1 руб. со двора, а процентные – торговыми и посадскими людьми также в неодинаковых размерах (пятая, десятая и двадцатая деньга). От чрезвычайных налогов освобождались дворяне и духовенство.

Таким образом, в XVII в. в России формируется финансовая система – основную часть налогов составляют денежные изъятия. «Прямые налоги не были главной статьей государственных доходов, первое место в бюджете занимали косвенные налоги» . В 1680 г. на долю косвенных налогов приходилось 56% всех денежных доходов государства, а на долю прямых обыкновенных – 24,6 % .

Наряду с другими факторами на формирование финансовой системы России значительное влияние оказали реформы в области управления. Так, создание Приказа счетных дел привело к созданию системы счетоводства и отчетности по доходам и расходам государства, к составлению росписи доходов и расходов (прообраза государственного бюджета). «В конце 1630-х гг. был создан Приказ счетных дел... Этот приказ учитывал доходы и расходы центральных и местных учреждений, проверял расходование средств, отпущенных воеводам, армии, послам и другим должностным лицам, рассматривал отчеты земских выборных и проверял их приходно-расходные книги... В результате улучшения финансового учета возникли зачатки росписи государственных доходов и расходов (имеется в виду роспись на 1680 г.)» .

Единый орган, которому было бы вменено право контроля над доходами и расходами государства, в XVII в. отсутствовал. Для осуществления своих функций почти все приказы имели закрепленные за ними доходные источники. Сбором налогов и даже их расходованием одновременно ведали несколько приказов, и в частности в разные годы XVII в. – Приказ новой четверти (кабацкие сборы), Приказ большого прихода, Приказ большой казны (ему подчинялся Денежный двор, занимающийся чеканкой монет), Приказ сбора пятинных и запросных денег, Приказ денежной раздачи, Приказ денежного сбора (при введении чрезвычайного налога «десятая деньга») и т. д.

Уже во второй половине XVII в. в России формируются предпосылки для экономических преобразований – зарождалось мануфактурное производство, развивались города, расширялись торговые связи между отдельными регионами страны, укреплялись товарно-денежные отношения, подкрепленные переводом натуральной налоговой системы на денежную основу. Благодаря реформаторской деятельности Петра I в первой четверти XVIII в все эти процессы ускорились.

Проведение активной экономической политики требовало принципиальной перестройки финансовой системы, и системы формирования доходов государства, и системы расходов. Ведомственный принцип уже не отвечал духу времени. Кроме качественного изменения экономической политики изменение финансовой системы было вызвано огромным ростом государственных расходов, и в первую очередь военных. Немаловажную роль в изменении финансовой системы сыграли реорганизации административного деления страны и системы государственных органов. Окончательное формирование финансовой системы России относится к первой половине XIX в.

Роль Петра I в экономическом и социальном преобразовании, несомненно, трудно переоценить – его неустанная жажда реформ ускорила естественные процессы развития феодального государства.

Петровский период, и в этом, несомненно, личная заслуга Петра I, дает нам яркий пример обратного воздействия надстройки на базис – экономическая и финансовая политика государства были направлены на экономическое развитие России. Дорогостоящие войны преследовали, в частности, цель обеспечения свободных кратчайших путей в Европу и на Ближний Восток. Задача финансового обеспечения войн и стала первой важнейшей проблемой всей экономической политики правительства. Петр I понимал, что мелкое натуральное крестьянское хозяйство не в состоянии обеспечить возрастающие потребностей государства. Вот почему государство уделяло повышенное внимание развитию торговли и промышленности.

Постоянные войны за расширение и укрепление границ требовали увеличения притока финансовых ресурсов. В целях обеспечения денежных сборов в казну вводятся всевозможные дополнительные налоги – рекрутский, корабельный, драгунский и т. д.

Финансовый аппарат России не справлялся с задачей обеспечения государственных потребностей деньгами. Возник институт «государевых прибалыциков», занимающихся разработкой новых финансовых мероприятий. И прежде всего новое развитие получило прямое обложение. С 1704 г. вводится целый ряд новых сборов – хомутный, шапочный, с бороды и т. д., возрастает и размер подворного обложения. Подворный налог (в виде штрафа за уклонение от государственной службы) распространяется и на дворян – от 50 до 125 руб. (обычная норма налога с тяглого двора – 2,5 руб.). Особо тяжелыми были натуральные налоги и повинности, а также денежные налоги, связанные со строительством Петербурга и организацией морского флота. Двойной гнет несли крестьяне, ибо эксплуататорские классы перекладывали на них свое налоговое бремя.

Кроме обязанностей по подвозке строительных материалов, корабельного леса, строительства кораблей дорог и общественных построек крестьянам были вменены дополнительный хлебный сбор для нужд армии и флота (общая потребность раскладывалась по дворам), и обязанность по поставкам лошадей для армии (из расчета одна лошадь с 40 дворов или 12 руб.). Был введен целый ряд налогов на купцов и ремесленников: налог с мельниц, постоялых дворов, с наемных углов (25 % годового дохода), с заводов и фабрик, на заготовление амуниции (4 алтына со двора) и т. д.

В эпоху Петра резко возросло число и бремя денежных налогов. Только обычных налогов, взимавшихся из года в год, было около 30, а в Поволжье и Приуралье – еще больше. О характере налогов и сборов говорят следующие факты: в 1710 г. был издан указ о сборе денег с крестьянских дворов и купецких людей на наем подвод под артиллерийские и иные припасы; в том же году – о сборе в Московской губернии со всех доходов по деньге с рубля; в 1712 г. – о ежегодном сборе с губерний 20 тыс. руб. на изготовление и обжигание в Петербурге извести; в 1713 г. – «О приуготовлении на полки, которые при фельдмаршале Шереметеве, вина, уксуса и пива, и о сборе для сего денег со всех губерний с дворового числа»; в том же 1713 г. – о сборе денег с каждого двора на фураж для армейских полков в С.-Петербургской губернии; в 1714 г. – о денежном сборе «на строение домов на Котлине острове»; в 1717 г. – о сборе денег для поставки провианта в С.-Петербургский «магазейн»; в 1721 г. – о сборе денег на провиант и всякие морские припасы к предстоящей морской кампании, о сборе денег на построение Ладожского канала и т. д. Действительно, даже простой перечень вновь введенных налогов достаточно красноречиво говорит об их характере: налог на бани (взимаемый с высших чиновников в размере 3 руб. в год, с дворян – 1 руб., с крестьян – 10 коп.), сапожный налог, шапочный, за прорубку проруби, с печных труб и т. д. Хрестоматийными стали налог на бороды (от 100 руб. с купцов гостиной сотни до 1 коп. с крестьян при въезде и выезде из города), брачный налог, глазной налог и т. д.

Особенно тяжелой была финансовая эксплуатация народов Поволжья и Приуралья: татар, башкир, удмуртов, марийцев, мордовцев; 25 % всего взрослого мужского населения этих народов несли повинность по охране, заготовке и подвозу корабельного леса. В 1704 г. через прибалыциков на эти народы было возложено 72 налога. Возрастающее количество налогов и рост налогового бремени, непрестанные войны приводили к росту недоимок, к бегству крестьян, к сокращению населения. Даже в районах, удаленных от военных действий, численность населения уменьшилась за петровское время на 1/3 (например, в Вологодской губернии население сократилось с 1678по 1710 гг. почти на 40%).

При Петре I развивались и косвенные налоги – пошлины, монополии, регалии. Кроме ранее действовавших монополий на водку, поташ, смолу, ревень и других добавляются монополии на соль, деготь, икру, игральные приспособления. При этом широко использовался метод откупов. Так, в России было запрещено разведение табака и табачное дело было отдано в откуп английскому адмиралу Кармертеру. Пошлины все более приобретали протекционистский характер, и их ставки колебались от 5 до 37 % в зависимости от вида товара. При помощи высоких пошлин ограничивался вывоз некоторых видов сырья и ввоз товаров, которые производились внутри страны (в 1724 г. высшая ставка была доведена до 75 %).

Петровское правительство использовало как доходный источник и монетную регалию, с целью чего скупалось вся произведенная в стране медь. На производство монет шли даже пушки и колокола. Значительный доход приносила и система конфискаций и штрафов. Однако вся эта сложная дорогостоящая налоговая система оказалась не в состоянии удовлетворить потребности государства. «Важнейшей частью финансовой политики Петра является его налоговая политика. Огромный рост расходов, связанный с ведением войн и проведением многосторонней преобразовательной деятельности Петра, постоянно приковывал внимание петровского правительства к финансовому состоянию государства. Нужно признать, что финансовая, а точнее, даже фискальная деятельность занимала весьма большое место во всей экономической деятельности Петра и его правительства» .

Общий принцип определения величины требуемых расходов при Петре не изменился – за основу бралась потребность государства в основных постоянных расходах, главной статьей которых были военных расходы. В 1711 г. была завершена реорганизация армии, она стала регулярной. Русская армия включала в себя 33 полка кавалерии, 42 полевых пехотных полка и 43 гарнизонных полка. Был определен численный состав и норма расхода на каждый полк (по типам), установлен размер оклада офицерам.

Установленная численность и нормы расходов позволили точно определить потребность государства на содержание армии – более 2,7 млн руб. ежегодно.

В основу налогового обложения была принята перепись 1677-1678 гг. по восьми губерниям (Московская, С.-Петербургская, Киевская, Смоленская, Архангельская, Казанская, Азовская, Сибирская) по которым исходя из числа дворов, объединенных в доли, были расписаны как армейские, так и другие расходы. В одну долю входило 5536 дворов. (Данные о количестве долей в отдельных губерниях свидетельствуют, что принятое административное деление было не очень удачным. Так, в Московской губернии было 44,5 долей, а в Киевской – только 5). Расчеты позволяют определить, что только на содержание армии каждый крестьянский двор платил 3 руб. 13 коп. В связи с некоторыми изменениями в структуре и численности армии и изменением норм расходов в 1720 г. общая потребность государства на содержание армии составила 4 млн руб.

Разрыв между доходами и расходами породил ряд проектов по реорганизации обложения. Ф. С. Салтыков, А. А. Курбатов, Я. С. Юрлов и другие, ссылаясь на опыт Швеции, в которой подушное обложение позволяло содержать хорошо вооруженное регулярное войско, предлагали заменить подворное обложение подушным .

Для реформы налогового обложения в 1722–1724 гг. была проведена перепись мужского населения. По данным на 1722 г., в России числилось 5 млн душ мужского населения, на которых и разделили потребные на содержание войск 4 млн руб. Полученная сумма в 80 коп. и была утверждена как ставка налога на податную душу. Данная система не учитывала состояние хозяйства – его доходность, обремененность долгами, доход на одного члена семьи и способствовала дальнейшему расслоению сельского населения, его капитализации. Была сохранена старая система круговой поруки – общество отвечало за поступление налога с умерших и беглых крестьян (до следующей ревизии).

По завершении переписи в 1724 г. число податных душ составляло 5570 тыс., что позволило снизить ставку налога на 6 коп., а в следующем году еще на 4 коп. Ставка налога в 72 коп. существовала в России до конца XVIII в. Для городского населения ставка налога была установлена в размере 1 руб. 20 коп., казенные крестьяне кроме подушного налога платили еще 40 коп. в виде денежного оброка.

Из установленных в 1722 г. окладов налога следует, что первоначальная ставка для всего податного населения составляла 1 руб. 20 коп. (исходя из 6 млн руб. государственных расходов). С помещичьих крестьян налог был снижен на 40 коп. в пользу землевладельцев. Фактически помещичьи крестьяне платили значительно большие суммы, так как на них была возложена и часть налога, падающая на дворовых людей. Реорганизация податного обложения привела к значительному росту прямых доходов. Значительно сократился удельный вес косвенных налогов. По государственной росписи доходов и расходов на 1723 г. приведены следующие данные. Подушная подать с помещичьих крестьян – 3220 тыс. руб., с государственных крестьян – 1243 тыс. руб., с посадских людей – 212 тыс. руб. (в том числе 10 тыс. руб. денежного сбора взамен рекрутов), всего 5096 тыс. руб. Косвенные налоги и сборы давали казне 4100 тыс. руб. Основными источниками доходов являлись таможенные сборы – 656 тыс. руб., соляный доход – 612 тыс. руб., кабацкие доходы – 585 тыс. руб., монетный доход – 216 тыс. руб. и т. д. Общая сумма расходов была определена в 9578 тыс. руб., т. е. почти на 400 тыс. руб. больше доходов. Полученные средства направлялись на укрепление крепостей и содержание войска – 5352 тыс. руб., на флот – 1547 тыс. руб., на строительство – 662 тыс. руб., на двор и центральный аппарат – 450 тыс. руб., на посольства, подарки иностранным государям и секретные расходы – 762 тыс. руб., на содержание Академии наук и Морской академии – 47 тыс. руб., на богадельни и госпитали – 35 тыс. руб. и т. д. Из росписи видно, что основная часть государственных доходов использовалась на непроизводительные цели.

Таким образом, сформировавшаяся к XVIII в. громоздкая и дорогостоящая налоговая система была заменена относительно простой системой подушного обложения. Как и предшествующие посошная и подворная системы, новая система прямого обложения не учитывала имущественного состояния (что является общим свойством всех личных налогов).

В истории России XIX в. характеризуется таким важнейшим событием, как отмена крепостного права. Развитие товарно-денежных отношений диктовало необходимость замены натуральных налогов и повинностей денежными налогами. Для координации деятельности по сбору налогов в 1802 г. было создано Министерство финансов, однако каких-либо существенных изменений в налоговой системе России в первой половине XIX в. не произошло (если не считать подоходный налог на помещиков, введенный на время войны с Наполеоном и отмененный в 1819 г.).

Отмена крепостного права привела не только к появлению «неналоговых» выкупных платежей, но и к изменениям в налоговой системе. Налоги с основного податного сословия – крестьян (а на их долю приходилось 76 % всех налогов) по форме не изменились, т. е. главным прямым налогом оставалась подушная подать. 0В 1862 г. ставка подушной подати с крестьян была увеличена до 1 руб. (в Сибири– 90 коп.), с мещан – до 1,5 руб. В 1863 г. подушная подать с мещан была увеличена еще на 25 коп. Оброчная подать в 1861 г. была увеличена в 2,25 раза до 3,30 руб., а в 1862 г. под видом дополнительного сбора и оброчная подать была увеличена от 1,5 до 9 коп. с десятины годной к возделыванию земли. Наибольшие изменения были внесены в прямые налоги с городского населения: были введены налоги на недвижимое имущество, пошлины за право торговли и на промыслы. Пошлина за право торговли и на промыслы была разделена на две части – на патентный сбор и сбор за билеты на торговые и промысловые заведения. Размеры сборов были дифференцированы: патентный сбор для мелочной торговли составлял 8-20 руб., для купцов второй гильдии 25-65 руб. и для купцов первой гильдии – 265 руб. в год. Еще больше был дифференцирован сбор за билеты –от 2 до 30 руб. (всего было установлено 15 ставок в зависимости от объема оборота и класса местности). Местные налоги были представлены земскими сборами. Средняя сумма земского сбора была установлена в 34,25 коп. с податной души, с дифференциацией от 14 до 40 коп. по различным губерниям.

В конце XIX в. существенно возросла роль косвенных налогов, и, прежде всего питейных налогов. К началу XX в. в России действовали следующие косвенные налоги: налоги на сахар, спички, нефть, табак, пиво, фруктово-виноградные вина, питейная монополия, таможенные налоги и сборы, налоги с наследства, гербовые пошлины. В систему косвенных налогов следует включить доход от монопольной цены на продукцию казенной промышленности и монопольных тарифов на железнодорожные перевозки.

Наиболее значительными прямыми налогами были выкупные платежи, поземельный налог (введен в 1875 г.) и промысловый налог.

Начиная с середины XVI столетия до крестьянской реформы 1861 г. в Московском государстве действовали в разное время три самостоятельные системы налогообложения: посошное обложение (XVI-XVII вв.); подворное обложение (1679-1724 гг.); подушная подать (1724-1887 гг.). Введению той или иной системы сбора податей предшествовала перепись податного населения. Результаты переписи заносились в книги: писцовые книги, крепостные книги, ревизии. При введении посошного обложения правительство создало специальные комиссии, которые выезжали из Москвы на места и составляли хозяйственное описание владений - писцовые книги. Писцовые книги служили основанием для податного земельного обложения (размера налога). За единицу исчисления обложения бралась соха - определённое количество земли. При посошном обложении учитывались доходы, получаемые не только от земли, но и от других видов деятельности. Однако система посошного налогообложения не отличалась совершенством, что позволяло уклоняться от ее уплаты. Для этого нужно было не записываться в писцовую книгу, как это делали казаки и некоторые другие категории безземельных крестьян (например, бобыли), не имевших земельного надела. Если крестьянин видел, что налог слишком обременителен, он мог перейти в другую местность и не платить налог как бобыль. Кроме того, постепенно, по мере возрастания промысловоторговой деятельности податного населения, посошное обложение стало терять поземельный характер, всё более учитывая промысловоторговую деятельность, что привело к замене посошного обложения подворным. Подворное обложение вводило обложение населения России прямыми налогами, взимаемыми со двора (семейного хозяйства). После переписи населения в 1676-1678 гг. и составления крепостных книг правительство в 1679 г. ввело подворное обложение, что увеличило контингент налогооблагаемого населения. Правительство определяло общую сумму налога с общины, а крестьянская община имела право распределять налоги между дворами, членами общины, исходя из их состоятельности. При посошном обложении налоги взимались только с тех крестьян, которые были записаны в писцовых книгах. Подворное обложение уже не нуждалось в выяснении, сколько и каких людей живёт "во дворе" и в каких экономических отношениях они находятся. Налог брался от дохода общины, а сама община решала, какую часть этого общего мыта (налога) брать с того или иного двора. Часть общего общинного налога, назначаемого какому-либо двору, называлась "выть", таким образом, выть - это часть мыта. Подворное налогообложение освобождало правительство от постоянной заботы о сборе мыта, переложило эту работу на общину. Но в этой системе сбора налога появились проблемы, которые были связаны с льготами для различных разрядов крестьян. Кроме того, после введения подворной системы обложения в России стало массовым объединение нескольких дворов в один. Именно поэтому введение подушного способа обложения стало более привлекательным к 1724 году. Пётр I ввёл в 1724 г. подушную подать, которой было отменено подворное обложение. Введению подушной подати предшествовала перепись населения - ревизия. Этот налог отменял какие-либо льготы, ранее существовавшие для отдельных разрядов крестьян. Подушное обложение является методом налогообложения, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога. Им в России по реформе Петра I облагалось всё мужское население податных сословий (все разряды крестьян, посадские люди, купечество). Размер подушной подати всего государства определялся суммой, необходимой для содержания армии и флота. Первый размер налога составлял 80 копеек в год с одной ревизской души. Налоговая реформа Петра I упростила налоговую систему: налог не стал зависеть ни от количества земли, ни от разряда крестьян, он взимался с любого податного человека мужского пола (ревизской души). Для того чтобы собранные налоги доходи ли до казны, нужно было не только законодательно установить порядок взимания податей, но и организовать систему контроля сбора этих податей. Эту задачу на Руси решали органы самоуправления. Крестьяне имели право выбирать из своей среды излюбленных голов (старост), а также так называемых лучших людей (целовальников или земских судей).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!