Все для предпринимателя. Информационный портал

Государственный кадастровый учет. Государственный учет объектов недвижимости (кадастровый I учет земельных участков и технический учет (техническая инвента-

Государственный кадастровый учет - это специальная регистрация объектов кадастрового учета, которая осуществляется путем внесения в учетные формы государственного земельного кадастра сведений, позволяющих однозначно выделить объект кадастрового учета из числа других объектов.

Государственный кадастровый учет проводится на всей территории Российской Федерации по единой системе.

Основанием для государственного кадастрового учета является заявление, подаваемое заинтересованным лицом (собственником или обладателем иных прав, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления) или его уполномоченным представителем в комитет по земельным ресурсам и землеустройству с приложением документов по формированию объекта кадастрового учета. Вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и документами о формировании объекта физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель юридического лица - документ, удостоверяющий его личность и документ, который подтверждает его полномочия действовать от имени данного юридического лица.

Документы, которые предоставляются для государственного кадастрового учета, в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, иметь надлежащие подписи должностных лиц, скрепленные печатями. Тексты документов, представленных для государственного кадастрового учета, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц не должны иметь сокращений, необходимо указать их местонахождение. Фамилии, имена, отчества физических лиц, адреса их местонахождения должны быть написаны полностью.

Получение заявления и документов для государственного кадастрового учета подтверждается соответствующей записью в книге учета документов. Заявителю выдается расписка в подтверждении получения документов с их перечнем и указанием даты приема.

Учетные действия начинаются с момента приема документов для государственного кадастрового учета. Объект считается учтенным со дня внесения записей об объекте в Единый государственный реестр земель. Процесс государственного кадастрового учета включает следующие этапы: формирование кадастрового дела объекта; нанесение объекта на дежурную кадастровую карту (план); изготовление кадастровой карты (плана) объекта учета; присвоение объекту кадастрового номера; занесение сведений об объекте в Единый государственный реестр земель.

Сроки осуществления кадастрового учета (Федеральный закон № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» Принят Государственной Думой 4 июля 2007 г. Ст. 17.). Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете, а учет адреса правообладателя - в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления об учете адреса правообладателя.


Кадастровый учет на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, осуществляется в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня поступления таких документов.

Датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости: сведений о присвоенном объекту недвижимости кадастровом номере; новых сведений об объекте недвижимости; сведений о прекращении существования объекта недвижимости.

Все сведения, за исключением сведений, предоставляемых в виде кадастровых планов территорий или кадастровых справок, предоставляются в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения соответствующего запроса. Срок предоставления запрашиваемых сведений в виде кадастровых планов территорий или кадастровых справок не может превышать пятнадцать или тридцать рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

Если предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют запрашиваемые сведения, в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса данный орган выдает (направляет) в письменной форме обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, либо уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений.

Определение и состав кадастрового дела и кадастровой карты (плана) были рассмотрены в разделе «Земельно-кадастровые работы на застроенных территориях».

Бакалавр, студент

  • Ахмадеева Алиса Алексеевна , бакалавр, студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
    • ОБЪЕКТ НЕДВИЖИМОСТИ
    • РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ
    • МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
    • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ

    Изучено понятие кадастрового учета объектов недвижимости, регистрации прав. Рассмотрены внесенные поправки в существующую нормативно-правовую базу.

    • Зарубежный опыт физического воспитания студенческой молодежи
    • Самостоятельность судебной власти и конституционные реформы в Республике Армения
    • Мероприятия по охране земельных ресурсов в генеральном плане

    Сфера регулирования оборота имущественных отношений затрагивает в своей деятельности целый ряд проблем, особую сложность представляют вопросы государственного кадастрового учета и государственной регистрации недвижимости.

    С 2017 года вступили в силу ряд изменений в правила ведения государственного реестра в электронном виде, сроки оказания государственных услуг, исключено дублирование функций.

    Рассмотрим подробнее систему государственного кадастрового учета, со всеми произошедшими изменениями в законодательной базе.

    На сегодняшний день действует Федеральный Закон «О государственной регистрации недвижимости» (с изменениями на 28 февраля 2018 года), а также Федеральный закон «О кадастровой деятельности» (с изменениями на 28 февраля 2018 года) 218-ФЗ. Закон «О кадастровой деятельности» пришел на смену Федеральному закону «О государственном кадастровом учете» - ФЗ № 221 .

    Следует отметить, что до 2017 года действовало два реестра. В первом регистрировались права на недвижимость и сделки с ней. Вторым реестром являлся государственный кадастр недвижимости. С 2017 г. они объединены. В настоящее время действует Единый реестр недвижимости.

    Существенно упростились многие процедуры по оказанию услуг, некоторые из них стали осуществляться при помощи интернета. Еще одним немаловажным фактом является упрощение ряда процедур и сокращение сроков обработки. Действующие сроки (в рабочих днях) приведены в таблице 1.

    Таблица 1. Сроки проведения государственной регистрации права и кадастрового учёта

    Объекты недвижимости, по которым ведется государственный кадастровый учет, - это сооружения, земельные наделы, здания и их части, объекты незавершенного строительства, помещения, машино-места.

    Проведение кадастрового учета и регистрацию прав на недвижимость теперь имеет право осуществлять лишь Росреестр и его территориальные органы, полномочия по данному вопросы не могут быть переданы подведомственным учреждениям.

    Согласно нового законодательства, появилась возможность одновременной государственной регистрации и наоборот. Учет и государственная регистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях:

    • создания объекта недвижимости (за исключением ситуаций, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной государственной регистрации прав);
    • образования объекта недвижимости (кроме случая изъятия земельного участка или расположенной на нем недвижимости для государственных и муниципальных нужд);
    • прекращения существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;
    • образования или прекращения существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие государственной регистрации.

    Проанализировав статистические данные, составили диаграмму, в которой указали количество заявлений об осуществлении государственного кадастрового учета и запросов о предоставлении сведений из государственного кадастра недвижимости, в части земельных участков в период за 2015-2016 годы (по данным Государственного Национального доклада о состоянии и использовании земель в Республике Башкортостан в 2016, 2017 годах) . Согласно данных, наблюдается снижение количество заявлений об предоставлении сведений из ГКН и обращений за непосредственной постановкой на кадастровый учет объектов недвижимости.

    Рисунок 1. Предоставление сведений из ГКН

    Анализ обращений граждан в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Башкортостан в 2017 году позволяет классифицировать их по темам (Таблица 2.).

    Таблица 2. Тематика обращений в Росрееестр

    Тематика

    Количество обращений

    Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

    Вопросы государственного кадастра недвижимости

    Вопросы организации работы при предоставлении государственных услуг

    Вопросы оценки объектов недвижимости

    Разъяснение законодательства по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности

    Другие вопросы, относящиеся к сфере деятельности Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Башкортостан

    Подведем итог. Кадастровым учетом признаются действия, производимые специальными органами, которые должны вносить сведения об объекте недвижимости в государственный реестр. Данные сведения признаются официальным свидетельством существования объекта недвижимости.

    Рассматривая произошедшие поэтапно изменения в кадастровом учете на примере временных рамок, действительных для Уфимского района (следует отметить, что для различных регионов этот переходный период имел разную продолжительность). Для Уфимского района, переходный период можно поделить на этапы: до 1 сентября 2012 года и с сентября 2012 года по 1 января 2013 года .

    На данный момент, благодаря изменениям законодательной базы, произошло значительное упрощение процедуры постановки объекта недвижимости на кадастровый учет с дальнейшей регистрацией прав на него. С этого года - это можно делать одновременно.

    Список литературы

    1. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Республике Башкортостан за 2016 год. Уфа. – 2017 г.
    2. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Республике Башкортостан за 2015 год. Уфа. – 2016 г.
    3. Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ (последняя редакция).
    4. Федеральный закон "О кадастровой деятельности" от 24.07.2007 N 221-ФЗ (последняя редакция)
    " Объекты недвижимости - индивидуально-определенные вещи.
    Индивидуализация - это процесс, связанный с наделением обезличенных вешей индивидуализирующими признаками. В результате объект получает характеристики, позволяющие однозначно выделить его из состава другого недвижимого имущества. Индивидуализация недвижимости производится посредством государственного кадастрового и технического учета.

    Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных сведений о недвижимом имуществе. Кадастровый учет земельных участков и инвентаризация объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений, жилых и нежилых помещений) требуется для государственной регистрации прав, что необходимо для участия объектов в гражданском обороте.
    Государственный кадастр недвижимости - систематизированный свод сведений об учтенном в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
    Следует заметить, что в отличие от прежнего правового регулирования, когда кадастровый учет земельных участков и технический учет иных объектов недвижимости имели разное юридическое значение и различное регулирование, в настоящий момент действует единое регулширование и единая процедура кадастрового учета, предусмотренная Федеральным законом от 24 июля 2007 г. №221- ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (Закон о кадастре) в соответствии с которым и осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

    Статья 70. Особенность осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях

    • проверено сегодня
    • закон от 23.01.2020
    • вступила в силу 01.01.2017

    Ст. 70 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в последней действующей редакции от 2 августа 2019 года.

    Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

    Сравнить с редакцией статьи от 01.01.2019 01.10.2018 04.08.2018 01.08.2018 28.02.2018 11.08.2017 30.07.2017 01.01.2017

    Орган регистрации прав снимает с учёта часть земельного участка, сведения о которой внесены в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" до 1 января 2013 года в связи с наличием на соответствующем земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, в случае:

    • 1) снятия с государственного кадастрового учёта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с прекращением их существования;
    • 2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об описании местоположения здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке.

    Государственная регистрация права собственности на объект недвижимости, созданный по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объекта недвижимости с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимости между сторонами такого договора, осуществляется после завершения строительства, реконструкции этого объекта недвижимости при наличии подписанного сторонами документа, подтверждающего исполнение ими обязательств по такому договору, и в соответствии с распределением площади соответствующего объекта недвижимости, предусмотренным данным документом.

    Орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учёта земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

    До 1 января 2040 года орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учёта земельный участок, предоставленный в безвозмездное пользование гражданину в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших такой земельный участок, при государственной регистрации прекращения договора безвозмездного пользования таким земельным участком в связи с отказом гражданина от договора безвозмездного пользования земельным участком.

    Орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учёта земельный участок, государственный кадастровый учёт которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществлены до 1 сентября 2018 года, в случае, если право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком или право аренды такого земельного участка переоформлено на публичный сервитут в соответствии со статьёй 3.6 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

    Орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учёта часть помещения, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае:

    • 1) снятия с государственного кадастрового учёта соответствующего помещения или здания, сооружения, в котором расположено помещение, в связи с прекращением их существования;
    • 2) прекращения прав на такую часть помещения.

    В срок до 2020 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимости. Форма данной декларации, требования к её заполнению, состав включаемых в неё сведений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

    Особенности, установленные частью 5 настоящей статьи, применяются при осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, созданные до дня вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

    Утратил силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 340-ФЗ.

    Единый институт развития в жилищной сфере представляет в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации предусмотренного Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" ограничения права собственности Российской Федерации на находящиеся в федеральной собственности земельные участки, земельные участки, образованные из таких земельных участков, иные находящиеся в федеральной собственности объекты недвижимости, в отношении которых Единый институт развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" выполняет функции агента Российской Федерации, при государственной регистрации права собственности Российской Федерации, аренды и иных обременений, устанавливаемых в пользу третьих лиц, в отношении указанных объектов недвижимости или в течение одного месяца со дня принятия межведомственным коллегиальным органом решения, указанного в пункте 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" и в соответствии с которым Единый институт развития в жилищной сфере выполняет функции агента Российской Федерации.

    Допускается осуществление государственного кадастрового учёта части лесного участка в составе земель лесного фонда в целях предоставления её в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их составной частью, без одновременной государственной регистрации обременения лесного участка. Государственная регистрация обременения лесного участка в указанном в настоящей части случае осуществляется в соответствии с частью 4 статьи 14 настоящего Федерального закона.

    В срок до 1 января 2024 года подготовка технического плана в целях осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав в отношении расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд зданий, сооружений, относящихся к имуществу общего пользования и созданных до дня вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется на основании декларации, составленной и заверенной председателем садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и правоустанавливающего документа на земельный участок общего назначения, на котором расположены такие здания, сооружения. При этом для подготовки технического плана предоставление разрешения на строительство и (или) разрешения на ввод в эксплуатацию таких зданий, сооружений, а также иных документов не требуется.

    В случае поступления в орган регистрации прав от органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации, указанных в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, заявления о государственном кадастровом учете и прилагаемых к нему документов в отношении соответствующего объекта недвижимости, в том числе выданного в период с 1 января 2018 года до 1 августа 2018 года разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, орган регистрации прав одновременно с кадастровым учётом объекта недвижимого имущества обеспечивает внесение сведений о зоне с особыми условиями использования территории в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с правилами, установленными статьёй 34 настоящего Федерального закона, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации указанное разрешение на ввод объекта в эксплуатацию являлось решением об установлении зоны с особыми условиями использования территории.

    До 1 марта 2021 года допускается осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при её наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

    При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав в случае, предусмотренном частью 12 настоящей статьи, государственным регистратором прав осуществляется проверка представленных документов на предмет наличия или отсутствия предусмотренных пунктами 1 - 10, 12, 14, 18, 19, 22, 35, 37, 41, 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона оснований для приостановления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, наличия правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок и соответствия:

    • 1) сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости;
    • 2) предельным параметрам соответствующих объектов недвижимости, установленным федеральным законом.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!