Все для предпринимателя. Информационный портал

Разновидности рыночных фиаско. Провалы рынка

Экономики большинства стран мира являются смешанными, в которых регулирующие функции осуществляет как сам рынок, так и государство. Именно фиаско рынка и некоторые внешние факторы обусловили активное участие государства в процессах экономической жизни. Любое правительство во все исторические периоды всегда выполняло (сбор налогов и пошлин, защита собственности, организация денежных потоков), но только в ХХ в. функции и роль государства очень сильно изменились. Государственный сектор в условиях производит значительную часть национального продукта. Правительство регулирует экономические процессы и перераспределение доходов. Несовершенство рынка нередко сказывается на всей экономике страны, и весь перестает обеспечивать эффективное распределение разных ресурсов в обществе. Для недопущения кризисов в экономической сфере необходимо усиление роли государства в контролировании большей части ее процессов. Фиаско рынка - это его провал, когда нарушаются все механизмы нормального функционирования экономики. К нему могут привести следующие причины:

  • нерациональное распределение имеющихся ресурсов;
  • монополизация экономики (в этом случае преобладают рынки с ;
  • неспособность к охране окружающей среды и сохранению трудновоспроизводимых ресурсов;
  • отсутствие интересов рынка в производстве различных общественных благ;
  • неравномерное распределение доходов;
  • отсутствие механизмов, которые учитывают внешние эффекты;
  • нестабильное макроэкономическое развитие.

Стремясь к достижению эффективной рыночной экономики, государство проникает в хозяйство и осуществляет меры экономического и административного характера, которые обеспечивают условия достижения главных макроэкономических целей. Фиаско - это внедрение государственного регулирования в экономические процессы. Оно выполняет следующие экономические функции:

  • обеспечение необходимой правовой базы, согласно которой будет эффективно функционировать рыночная система. Принятие законов, которые защищают права собственности, регулируют отношения между рабочей силой и предпринимателями, правительством и предпринимателями, а также обеспечивают соблюдение контрактов, является залогом эффективного функционирования экономики. Обязательное, обоснованное, устойчивое для всех участников процесса законодательство предоставляет возможность всем хозяйствующим субъектам делать свободный выбор и планировать деятельность. Осуществляя эту функцию, правительство способствует сокращению транзакционных издержек, что ведет к наиболее рациональному распределению ресурсов;
  • охрану окружающей среды с целью экологической защиты всей среды обитания людей;
  • защиту конкурентной среды. При ограничении конкуренции и повышении уровня монополизации рынков снижается эффективность перераспределения ресурсов, что ведет к чистым потерям всего общества. По этой причине государство проводит активную антимонопольную политику, которая направлена на недопущение создания новых и на борьбу с имеющимися монополиями. Борьба с так называемыми «искусственными монополиями» проводится наряду с регулированием хозяйствования ;
  • контроля над ценами на определенные группы товаров;
  • определения минимальных уровней оплаты труда, пособий, пенсий и компенсаций;
  • обеспечения определенного уровня образования и здравоохранения;
  • стабилизации и стимулирование экономики;
  • корректировки оптимального распределения ресурсов и общественных благ.

Фиаско рынка зачастую приводит к Это происходит в том случае, когда оно не может обеспечить оптимальное для общества перераспределение и использование ограниченной ресурсной базы. По этой причине принимая определенные меры по устранению фиаско рынка, государство должно тщательно следить за всеми возможными последствиями предпринятых действий и корректировать их согласно конкретной политической и социально-экономической ситуации в стране.

Лекция 4 Фиаско (дефекты, провалы) рынка

4.1 Внешние эффекты

4.2 Неэффективность в производстве общественных благ

4.3 Асимметричность информации. Цикличность развития рынков

4.4 Трансакционные издержки

Рыночный механизм не всегда способен автоматически прийти к оптимальности. Существуют проблемы, на решение которых рыночный механизм не рассчитан, а потому не в состоянии решить их эффективно. Такие случаи, когда рынок неэффективно размещает ресурсы, называются провалами, или фиаско рынка.

Фиаско рынка являются:

1) внешние эффекты;

2) неэффективность в производстве общественных благ;

3) асимметричность информации;

4) цикличность развития рынков;

5) трансакционные издержки

6) тенденция монополизации рынков

– 1 –

Работа рыночного механизма может порождать внешние эффекты, или экстерналии . Под внешним эффектом подразумевается воздействие сделки или экономической деятельности на третьи лица, не учтенное в договоре. Это воздействие проявляется в виде издержек или выгод, не отраженных в рыночной цене. Экстерналии, или внешние эффекты, делятся на положительные, т. е. приносящие дополнительные выгоды третьим лицам, либо отрицательные, приносящие третьей стороне дополнительные издержки. Например, производство, наносящее ущерб окружающей среде и другим производителям, порождает отрицательные экстерналии. Услуги в области здравоохранения, образования, орошение, озеленение и др. порождают положительные внешние эффекты.

Экстерналии нарушают эффективность работы рыночного механизма. Отрицательные экстерналии на конкурентном рынке порождают перепроизводство по сравнению с общественно эффективным объемом продукции (производитель, отказавшись использовать дорогостоящие экологически чистые технологии, может произвести больше товаров. Однако, используя грязный цикл производства, он переносит свои непонесенные издержки – дорогостоящие экологически чистые технологии не были куплены – на третьих лиц, у которых по вине производителя возникают издержки, связанные с болезнями, покупкой лекарств). При положительных экстерналиях, наоборот, возникают случаи недопроизводства товаров и услуг (фирма, осуществляя благоустройство прилегающей территории – озеленение, укладка тротуарной плитки, фонтаны и искусственные водопады, – отвлекает часть ресурсов от собственно производства, что приводит к уменьшению объемов производимых товаров, снижению уровня прибыли).

Как урегулировать проблему неэффективности, создаваемую внешними эффектами? Что компенсирует обществу ущерб от отрицательных экстерналий, а создателю положительных эффектов недополученную выгоду? Решение этих проблем, как предполагалось до широкого признания идей Р. Коуза, берет на себя государство, используя свои традиционные инструменты – налоги и субсидии. Если для устранения отрицательных экстерналий государство введет сдерживающий налог (или заставит производителя покупать лицензию либо установить очистительное оборудование) в размере предельных внешних издержек, то внутренние издержки производителя повысятся и приведут объем выпуска в соответствие с общественно оптимальным. Этот прием называется интернализацией (от англ. internal - внутренний) внешних эффектов .

Для того, чтобы интернализировать положительный внешний эффект, государство использует стимулирующие субсидии. Они выплачиваются в размере предельной внешней полезности и трансформируют ее во внутреннюю, увеличив предельную полезность производителя. Субсидируемый производитель расширит выпуск продукции до общественно эффективного уровня.

Однако, если права собственности на ресурсы будут четко определены (специфицированы) и соблюдены, включая возможность свободного обмена этими правами, то рынок сможет урегулировать проблему экстерналий самостоятельно, без участия государства, путем купли-продажи этих прав. Такую идею выдвинул Р. Коуз, который изучал связь между внешними эффектами, правами собственности и эффективностью, что привело к созданию теоремы (1960 г.), названной в честь ученого. Теорема Коуза гласит: внешние эффекты могут быть интернализированы при четкой спецификации прав собственности на ресурсы и свободном обмене этими правами. Теорема выполняется лишь при таком количестве участников обмена правами, при котором трансакционные издержки проведения переговоров о передаче прав собственности не превысят выгод от результатов обмена. Иными словами количество участников переговоров не должно быть слишком велико (предположим, что вы хотели бы договориться об обмене правами на чистый воздух со всеми владельцами автомобилей, проезжающими по шоссе возле вашего дома; трансакционные издержки по проведению таких переговоров окажутся запретительно высокими).

Теорема Коуза помогает понять смысл интернализации экстерналий. Например, два завода используют один и тот же ресурс, допустим, реку во взаимоисключаемых целях: один - для сброса отходов, другой - для разведения рыбы. Неважно, кто из них первым получил право на использование реки. Важно само достижение договора о компенсации: тот, кто получает выигрыш, платит за причиненный ущерб другому. Тогда объемы выпуска и размер прибыли обоих заводов скорректируются. загрязняющий реку завод сократит чрезмерное производство, компенсируя потери прибыли пострадавшему рыбозаводу. Последний же за счет компенсации сможет увеличить выпуск рыбной продукции по сравнению с преддоговорной ситуацией.

Главный вывод теоремы Коуза заключается в том, что внешние эффекты возникают только в случае размытости, неопределенности прав собственности на ресурсы. Если возможно четкое определение прав, проблема внешних эффектов решается путем добровольных переговоров о взаимовыгодной купле-продаже данных прав. В конце концов, права достанутся тому, кто сумеет эффективнее ими распорядиться. Роль государства сводится лишь к установлению «правил игры» при обмене правами собственности на ресурсы.

Условие выполнения теоремы Коуза (ограничение количества участников величиной трансакционных издержек проведения переговоров, которая не должна превышать выгод от результата обмена правами) является общим условием эффективной работы рыночного механизма. Оно дает возможность выявить объем спроса и определить рыночную цену продукции, что всегда осуществимо для частных товаров, когда продавец контактирует с каждым потребителем.

– 2 –

Однако существует такая категория товаров и услуг, на которые выявить спрос и определить оптимальную цену рыночным способом либо невозможно, либо невыгодно из-за чрезвычайно высоких издержек такого выявления . Речь идет об общественных товарах и услугах, или общественных благах.

Общественными называются такие блага, главной характеристикой которых является неисключаемость из потребления и неконкурентность в потреблении. Те общественные товары и услуги, которые полностью отвечают данным свойствам, называются чистыми общественными благами. Классическим примером чистого общественного блага является национальная оборона, городское освещение, маяки, научные знания (при бесплатном образовании).

Неисключаемость из потребления означает, что сам характер чистого общественного блага таков, что невозможно отделить «плательщиков» от «неплательщиков». И дело не только в том, что такие блага неделимы (национальная оборона, уличное освещение и т. п.). Неделимых благ в нашей жизни встречается достаточно много: театральный спектакль, дискотека, общественный транспорт. Но во всех приведенных примерах не возникает проблемы «безбилетника», т. е. ситуации, когда лицо пользуется благом, не заплатив за него. Вы не можете пройти на дискотеку, в метро или посетить театр, не купив билет. А вот свойство неисключаемости из потребления говорит о том, что уже само создание общественных благ (а не их покупка, в отличие от частных товаров) порождает положительные экстерналии. Однако урегулировать рассматриваемую проблему путем переговоров, т. е. в частном порядке, невозможно, так как не выполняются условия теоремы Коуза. Из-за огромного количества участников слишком велики трансакционные издержки выявления того, кто платит, а кто бесплатно пользуется общественными благами, что и порождает проблему «безбилетника». Поэтому рыночное производство общественных благ неэффективно .

Допустим, что национальная оборона финансируется группой неких частных лиц, стремящихся обезопасить только себя от внешнего врага. Однако созданная, например, система ПВО не может защищать только лиц, финансировавших это мероприятие. Она защищает всех граждан страны, включая и тех, кто ничего не платил («безбилетников») для создания оборонного потенциала. Проблема «безбилетника» не позволяет определить полный объем спроса и подрывает рыночные стимулы либо самого предоставления таких благ, либо их предоставления в общественно оптимальном объеме.

Чистые общественные блага неконкурентны в потреблении: увеличение количества потребителей не уменьшает полезности этого блага для остальных, следовательно, и предельные издержки предоставления таких благ равны нулю. Например, оттого, что светом маяка пользуется еще одно морское судно, не зависит уменьшение полезности освещения для других кораблей, и для каждого дополнительно проходящего судна не требуется возводить дополнительный маяк. Можно сказать, что несоперничество – крайний случай проявления положительных внешних эффектов.

Итак, для производства общественных благ в оптимальном количестве нужно взимать плату со всех граждан страны, что под силу только государству, обладающему инструментами налогообложения и механизмом перераспределения в виде государственного бюджета.

Рыночный механизм распределения беспристрастен, так как в его основе лежит принцип равенства предельной производительности ресурса предельному доходу от его использования. Это механизм равноправного распределения: равное право получить доход в соответствии с производительностью ресурса имеет каждый его владелец. Однако рынок распределяет доход только между теми, кто участвует в механизме рыночной конкуренции, не затрагивая тех, кто находится за его пределами (например, проигравших в конкурентной борьбе).

Рыночное распределение – равноправное, но неравное. Его участники имеют равные права на получение дохода пропорционально своему вкладу, который объективно неравен, так как от рождения все имеют различные силы, способности, стремление к труду и т. д. Под равенством следует понимать равенство возможностей (прав), а не равенство результатов. В командной же экономике под равенством в распределении понимается получение одинакового дохода, независимо от вклада сил, знаний, денежных средств и т. д.

Рынок справляется с теми задачами, на решение которых он рассчитан. Нельзя говорить о фиаско рынка в случаях, которые находятся за пределами действия рыночного механизма. Поэтому решение социальных проблем, прежде всего, обеспечение нетрудоспособной части населения правами на достойное существование, а именно, получение определенного дохода без соответствующих факторных затрат, - сфера действия другого, нерыночного механизма, которым обладает государство как инструмент общественного регулирования.

– 3 –

Еще одной проблемой, искажающей работу рыночного механизма, является асимметричная информация в условиях несовершенной конкуренции. Под асимметричностью понимается неравномерное распределение рыночной информации среди участников рынка и порождается эта проблема монополизацией рынков. Асимметричность информации не только повышает трансакционные издержки, но и может привести к перепроизводству одних товаров и к недопроизводству других. Если потребитель обладает лишь частичной информацией о товаре и его качестве, то, во-первых, это приведет к вытеснению качественных товаров с рынка, и, во-вторых, порождает интерналии (выгоды или издержки участников сделки, не отраженные в договоре). Например, монополия производителя на информацию (производитель знает все о своем товаре, а потребитель - только частично) дает возможность снизить издержки производства за счет качества продукции и расширить выпуск экологически опасных товаров. Часть издержек производителя переносится на потребителя и они становятся «внутренними» издержками потребителя, не предусмотренными условиями сделки, т. е не отраженными в цене. Так, купив зараженный радиоактивными элементами продовольственный товар, вы будете страдать от плохого самочувствия, тратить деньги на покупку лекарств и т. п. На величину интерналии уменьшается предельная полезность товара для покупателя. Государство может способствовать решению этой проблемы, аккумулируя и предоставляя рыночную информацию, например, создавая информационные центры, а также устанавливая и защищая посредством законодательства права на получение полной и правдивой информации о товаре.

Серьезной проблемой рынка является цикличность его развития - чередование кризисов и экономических подъемов, т. е. движение от подъема к подъему через кризисы. В период кризиса сфера действия рыночного механизма сужается: сокращается занятость, падают доходы, растут убытки, увеличиваются риски, исчезают стимулы к производству. Отдельные рынки могут попросту исчезнуть при глубоком и затяжном кризисе. Государство в критических условиях как раз и должно протянуть спасительную руку рынкам, помогая им выжить, стабилизироваться и модернизировать свою продукцию.

– 4 –

Трансакционные издержки (transact – заключать договор, вести дело; transaction – ведение дел) – издержки, связанные с поиском контрагента, заключением с ним хозяйственного договора и контролем выполнения второй стороны контракта взятых обязательств (сопровождение контракта). Эти издержки связаны не с производством, а с сопутствующими ему затратами. Термин впервые был введен в экономическую науку американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Рональдом Коузом в его работе «Природа фирмы» (1937 г).

Виды трансакционных издержек

1. Издержки поиска информации - затраты на поиск контрагентов хозяйственных сделок и поиск наиболее выгодных условий купли-продажи. Перед заключением сделки экономический субъект собирает информацию о контрагенте. Цены на одно и то же благо могут существенно различаться в разных торговых комплексах, районах города, регионах. Издержки поиска информации могут быть связаны с посещением магазинов, работой с каталогами товаров и услуг, посещением интернет-сайтов торговых организаций.

2. Издержки заключения хозяйственного договора (контракта) – связаны с затратами времени, переговорами, расходами на юридическое оформление договора, транспортные расходы, оплата ресторана, сауны, гостиничные расходы и т.д.

Например, вы собираетесь опубликовать свое литературное произведение. Вам потребуется агент, который будет вести переговоры с издателем, следовательно, потребуются и расходы на оплату его услуг. Сами переговоры займут определенное время. Подписание договора, дружеский ужин с издателем – все это войдет в издержки заключения контракта).

3. Издержки измерения – связаны с необходимостью выявления уровня качества и степени соответствия товара (услуги) предъявляемым требованиям. В силу того, что блага обладают самыми различными свойствами, приносящими различную полезность их обладателю, покупателю приходится нести затраты на экспертизу товара на экологическую чистоту, анализ сертификатов соответствия, оценку подлинности товара, наличия соответствия международным стандартам качества. Издержки измерения затрудняют покупку для того, кто не обладает специальными знаниями о товаре. Задачу минимизации издержек измерения в значительной мере выполняет торговая марка («брэнд») известной фирмы, а также сертификаты соответствия.

4. Издержки спецификации и защиты прав собственности – издержки на установление объекта и субъекта собственности, функционирование судебной системы, правоохранительных органов, обеспечение защиты и неприкосновенности имущества индивида, фирмы.

5. Издержки оппортунистического поведения – связаны с обеспечением выполнения контрагентов обязательств по заключенному договору, принуждением к выполнению взятых обязательств, выявлением и наказанием нарушителя договора.

Оппортунистическое поведение означает нечестность, обман, сокрытие информации или, как пояснял эту категорию американский экономист О. Уильямсон, «просчитанные усилия по сбиванию с правильного пути»; оно влечет за собой ощутимые издержки как до (ex ante ), так после (ex post ) заключения сделки. Требуются затраты, чтобы контрагенты защитили себя от оппортунистического поведения.

Так, в обменных пунктах валюты стоят специальные приборы, проверяющие подлинность банкнот.

Трансакционные издержки пронизывают всю ткань хозяйственной жизни общества, индивиды постоянно сталкиваются с ними. Дж. Стиглер, американский экономист, утверждал, что «мир с нулевыми трансакционными издержками оказывается столь же странным, как физический мир без сил трения».

К. Эрроу дал более широкое определение трансакционных издержек: трансакционные издержки - это издержки эксплуатации экономической системы. И рыночная экономика, и альтернативные ей системы сталкиваются с трансакционными издержками.

Рассмотрев преимущества и недостатки рынка, мы видим, что он эффективен в тех сферах, на которые распространено действие механизма свободных цен, но рынок не действует там, куда не может проникнуть. Поэтому совместно с «невидимой рукой» А. Смита оказывается необходимым и действие вполне видимой руки государства. Тем самым государственное регулирование дополняет рынок.

Существуют не только провалы, или фиаско рынка, но и провалы государственного регулирования. Самое печальное для общества – некомпетентное вмешательство государственных органов в ситуации, связанные с несостоятельностью рынка. Общество нуждается в государственном вмешательстве там и тогда, где и когда рынок не в состоянии эффективно распределить ресурсы.

Провалы рынка - экономические проблемы, которые не могут решаться с помощью рыночного механизма .

Рынок выполняет свои функции наиболее эффективно в условиях экономической свободы, что предполагает:

Свободу перемещения ресурсов;

Своду выбора продавцов и покупателей;

Свободу предпринимательства;

Своду ценообразования.

Важнейшим преимуществом рыночной системы является то, сто данная система - саморегулирующаяся. Она обладает собственным внутренним порядком и подчиняется собственным закономерностям. Однако тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, действует через постоянное нарушение равновесия, как частичного - на отдельных рынках, так и общего - между совокупным спросом и совокупным предложением.

Макроэкономическая нестабильность проявляется:

В неустойчивых темпах экономического роста и циклическом характере развития экономики;

В недоиспользовании ресурсов, включая неполную занятость;

В нестабильности общего уровня цен и инфляции .

Все перечисленное является следствием не только внешних факторов, но и следствием несовершенства самого рыночного механизма. Речь идет о функциях, которые не свойственны природе рынка и о ситуациях, когда рыночный механизм приводит к неэффективному с точки зрения общества распределению ресурсов.

Виды провалов рынка:

1. Механизм рынка не обеспечивает снабжение экономики необходимым количеством денег. Регулирование денежной массы в соответствии с экономическими потребностями, а следовательно, эмиссия денег - монополия государства.

2. Механизм рынка не обеспечивает удовлетворения тех потребностей общества, которые не выражены в индивидуальном платежеспособном спросе, то есть не имеют рыночной денежной оценки. Речь идет о товарах, которые необходимы обществу, но на которые не предъявляется платежеспособный спрос. Следовательно, отсутствует стимул к их производству. Это общественные блага. Эти блага при предоставлении одному индивиду автоматически становятся доступны всем. Их характеристики: неконкурентность и неисключаемость.

3. Рыночной системе внутренне присуща склонность к монополизации.

Рыночный механизм стимулирует процессы, ослабляющие конкуренцию:

Каждый отдельный производитель стремится к той или иной форме монополии, что порождает практику тайных сговоров производителей и создание их объединений с целью захвата рынка;

Технический прогресс, стимулируемый рыночным механизмом, требует с чисто технологической точки зрения крупномасштабного производства, что ведет к увеличению размера фирмы, как абсолютных, так и относительно размеров рынка. Это приводит к централизации и концентрации капитала и производства и, как следствие, к монополизации рынка.


Таким образом рынок сам порождает тенденцию к монополизации, а монополия препятствует эффективному распределению ресурсов и портит рыночный механизм. Тенденция к монополизации вытекает из логики конкурентной борьбы. Рыночная система не может противодействовать монополизации, так как эта тенденция - следствие действия рыночного механизма. Рынок сам порождает то, что его убивает.

4. Рыночная экономика включает инфляцию как имманентную характеристику рыночного механизма. В результате инфляции деньги обесцениваются, и цены перестают играть роль рыночных сигналов.

5. Рыночный механизм не может решить всей совокупности региональных проблем. Регионы располагают разным объемом ресурсов (природных, финансовых, трудовых). При недостатке финансовых ресурсов невозможно использовать и все другие их виды. Система перемещения ресурсов с помощью рыночного механизма приводит к оттоку средств из «бедных» регионов. Они перемещаются в регионы с более благоприятным инвестиционным климатом. Это приводит к дальнейшему обострению экономического положения «бедных» регионов.

6. Рыночный механизм не обеспечивает устойчивости макроэкономического равновесия, не может обеспечить полную занятость ресурсов.

7. Рыночный механизм не может реализовать национальные экономические интересы в сфере международных отношений. Страны, менее развитые, с низким уровнем производительности труда лишаются возможности развития.

8. Рыночный механизм социально нейтрален, то есть одновариантен с точки зрения распределения доходов (сильные выигрывают и становятся еще сильнее, слабые проигрывают). Рыночное распределение доходов не соответствует социальным потребностям общества, раскалывает его и ведет к социальным конфликтам. Более того, такое распределение может подорвать будущее развитие общества.

9. Рыночный механизм приводит к существованию внешних эффектов (экстерналий).

Провалы государства - ситуации, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ресурсов. Выше мы рассмотрели так называемые «провалы рынка». Логично предположить, что государство должно сосредоточить усилия на решении проблем, которые не в состоянии решить рынок. К ним, в первую очередь относится производство общественных благ, регулирование и контроль естественных монополий, разработка политики доходов, регулирование экстерналий и т.д. Однако вероятность принятия государством неоптимальных экономических решений весьма велика.

Это объясняется следующими обстоятельствами:

1. Недостаток информации и/или низкое качество информации, исходя из которой принимаются решения. Правительственные решения могут приниматься при отсутствии надежной статистики. Более того, наличие активного лобби, мощного бюрократического аппарата приводит к значительному искажению имеющейся информации.

2. Сложная и многозвенная система сбора информации, принятия решения, доведения его до исполнителя и контроля исполнения решения. В итоге информация искажается, решения реализуются в ситуациях, отличных от тех, применительно к которым они принимались, решения не выполняются и т.п. Качественный контроль при многозвенности управления вообще невозможен.

3. Политизация экономических решений.

4. Недостаточная мотивация управленческих структур. Лица, принимающие решения и распределяющие финансовые потоки, не несут личной имущественной ответственности за свои последствия своих решений. Бюрократия распределяет ресурсы, собственником которых не является. Более того, если законодательные и представительные органы власти зависят от воли общества, интересы которого представляют, выражают и обеспечивают (наличие политического цикла), то бюрократия в основном автономна, от позиции общества практически не зависит.

5. Прогноз последствий экономических решений, принимаемых государством, зачастую невозможен. Экономические агенты могут реагировать и часто реагируют отнюдь не так, как ожидалось. Поэтому конечные результаты государственных регулирующих мероприятий могут отличаться, в том числе диаметрально, от их цели.

Как видим, ни рыночный, ни командно-административный механизмы принятия решений не являются панацеей. Второй должен использоваться таким образом, чтобы не подменять действия рыночных сил. Однако и без государственного регулирования сбалансированное экономическое развитие в современных условиях обеспечить невозможно.

Понятие провалов рынка

Провал рынка или как его еще называют "фиаско рынка" - это ситуация, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование. То момент, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов и производство необходимого количества благ, тогда говорят о провалах рынка. Ситуация, когда рыночный механизм не приводит к оптимальному распределению ресурсов общества и называется провалами или фиаско рынка.

Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о "провалах" рынка:

1. Монополия;

2. Несовершенная информация;

3. Внешние эффекты;

4. Общественные блага.

Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров, стимулируя производство и потребление экономических благ. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры, финансирование сферы образования, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и другое. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально. Обычно государство проводит антиинфляционную и антимонопольную политику, стремится сократить безработицу. В последние десятилетия все более активно оно участвует в регулировании структурных изменений, стимулирует научно-технический прогресс, стремится поддерживать высокие темпы развития национальной экономики. Если к этому добавить региональное и внешнеэкономическое регулирование. Всё это отражается на рисунке номер 3.

Рисунок 3. Провалы рынка

Разновидности рыночных фиаско

Существует список наиболее типичных провалов рынка. Первыми обычно называют нарушения условий совершенной конкуренции, выражающиеся в ограничении доступа к природным ресурсам. Это могут быть искусственные (квоты, лицензии, прямые запреты) или естественные барьеры. В последнем случае возможно появление естественных монополий. Естественная монополия - это такая рыночная ситуация, при которой минимум средних производственных затрат достигается при наличии одной фирмы, производящей данный продукт или услугу. Возникает там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, кроме того, увеличение числа фирм в этой отрасли вызывает рост средних затрат. Примерами естественных монополий являются нефтедобывающие компании, электроэнергетические компании, железные дороги, телефонные компании, космическая и военно-промышленная отрасли. Другим провалом рынка считают его неспособность обеспечить доступ к полной и совершенной информации о товарах, продавцах, условиях коммуникации всем участникам рынка. Возможны ситуации, когда продавец знает о том, что его товар неоднороден, что качества отдельных единиц товара могут существенно отличаться, а покупатель не имеет об этом четкого представления. В таких случаях говорят об асимметрии информации. График асимметрии информации представлен на рисунке 4.


Рисунок 4. Асимметрия информации

Комментарий к рисунку 4: На рисунке 4 представлено изменение объема продаж земельных участков из-за асимметрии информации: уменьшение объемов продаж более качественных земельных участков и увеличение объемов продаж менее качественных земельных участков. Dк, Sк - спрос и предложение на более на качественные земельные участки, Dн, Sн - спрос и предложение на менее на качественные земельные участки. Qоб. усл - объем покупок земельных участков более качественных и менее качественных, совершаемых на рынке земли в условиях отсутствия информационной асимметрии, Qас. к - объем покупок более качественных земельных участков под влиянием информационной асимметрии, Qас. н - объем покупок менее качественных земельных участков под влиянием информационной асимметрии. Если асимметрия информации не позволяет покупателям идентифицировать земли по качеству, их ожидания связаны с тем, что среди представленных на рынке земельных участков часть - более качественная, а часть - менее, то кривая спроса переместится в положение Dасим, между кривыми спроса на более качественные и менее качественные земельные участки. Сдвиг прямых предложения не произойдет, так как продавцы точно осведомлены о качестве продаваемых ими земельных участков. В результате происходит смещение объема покупок в сторону менее качественного блага.

Другое условие, которое может снизить эффективность рыночного механизма - иммобилизация ресурсов. Множество причин сегодня стоят на пути российского рабочего, который пожелает сменить место работы в одном городе, и еще больше таких причин возникнет, если он решит переехать в другой город. Это и отсутствие многих социальных гарантий, различия в уровнях жизни в разных регионах, неопределенность правового статуса гражданина и так далее. В результате образуются монополии на рынках труда, снижается эффективность производства, увеличивается разрыв в уровне доходов различных слоев населения. В других случаях иммобилизуются активы предприятий, когда средства, вложенные в основные фонды, не могут быть быстро высвобождены и снова пущены в оборот.

Существую и так называемые внешние эффекты, они от экономической деятельности могут быть как положительными, так и отрицательными. Внешние эффекты - затраты отдельных людей или общества, не получившие отражения в ценах (отрицательные внешние эффекты) или выгоды, которыми пользуются лица, не участвующие в сделке (положительные внешние эффекты). Когда какая-либо экспедиция случайно находит древний город, это можно считать положительным внешним эффектом. К сожалению, хозяйственная деятельность в современной экономике имеет гораздо больше примеров отрицательных внешних эффектов. Один из ярких и типичных примеров отрицательных внешних эффектов - загрязнение окружающей среды. Например, химический завод производит удобрения. Его владелец получает доход, покупатель полезность, то есть минеральные удобрения, а местные жители - загрязнение окружающей среды, сокращение количества птиц и насекомых, болезни, сокращение продолжительности жизни. Отрицательные внешние эффекты - это потери, затраты третьих лиц, в рыночной сделке не участвующих. Эти внешние издержки не находят отражения в индивидуальных издержках производства фирм, так как последние не включают в себя затраты на снижение выбросов вредных веществ в атмосферу или обработку сточных вод. Наличие отрицательных внешних эффектов означает, что цена не полностью отражает общественные издержки производства, которые фактически выше индивидуальных. Для смягчения этого недостатка рынка государство осуществляет разного рода корректирующие меры, призванные отразить общественные издержки или общественную полезность в рыночной цене. Графики внешних эффектов приведены на рисунках 5 и 6.

Фиаско рынка - ситуация, при которой рыночный механизм оказывается не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. Согласно теории рыночного фиаско экономическая роль правительства заключается в том, чтобы корректировать провалы рынка. При этом каждый тип фиаско рынка предполагает определенный тип правительственного вмешательства.

Разновидности рыночного фиаско:

1 . Рынок не способен отразить в цене полный эффект производства или потребления ряда товаров. Возникают положительные (общественные/квазиобщественные блага) и отрицательные внешние эффекты (экстерналии ) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах.

Внешние, побочные эффекты возникают, когда некоторые выгоды или издержки, связанные с производством или потреблением товаров и услуг, перемещаются к индивидам или группам, не являющимся покупателями или продавцами, т.е. не выступающим непосредственными участниками рыночной сделки.

Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоду другим. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с оптимальным объеме, то есть имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Необходимо достижение равновесия. В качестве решения данной проблемы А. Пигу предложил использовать корректирующие налоги и субсидии (налог Пигу). Корректирующий налог - это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами. Корректирующая субсидия - это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами. В первом случае объем производства блага сокращается, во втором - увеличивается. В результате происходит перераспределение доходов через госбюджет. Корректирующие налоги и субсидии не могут полностью решить проблемы внешних эффектов:

Трудно точно исчислить величину издержек и выгод,

Корректирующие налоги, которые платят производители благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, отнюдь не всегда поступают потребителям данных благ

Другой подход - теорема Роберта Коуза: наличие внешних эффектов не требует госвмешательства, если:

а) четко определены права собственности (в т.ч. на невещественные объекты - тишину, т.д.)

б) сформирован рынок прав на побочные эффекты

2 . Рынок не обеспечивает производства общественных благ (неделимых и неисключаемость воздействия) в достаточном объеме. Пример – маяк, национальная оборона, всеобщее образование, дорожная разметка, регулирование паводков.

Примеры общ.благ, к кот. может примениться принцип исключения: улица, пожарная охрана, МЧС

К категории квазиобщественных м.б. отнесены и те неделимые блага, которые государство не может в полном объеме направить по частным рельсам – по причине высоких трансакционных издержек, связанных с их доведением до потребителей. Пример - страхование по старости или же на случай безработицы.

Варианты финансирования общественных и квазиобщественных благ:

а) сосредоточение производства этих благ на государственных предприятиях за счет средств бюджета;

б) выступление государства как посредника между потребителями и производителями общественных благ. При помощи определенного механизма налогообложения ресурсы из сферы производства товаров индивидуального потребления перемещаются в сферу производства общественных и квазиобщественных благ.

3 . Развитие рыночных отношений, основанных на конкуренции, на определенном этапе приводит к угасанию конкуренции, появляются монополии. В связи с этим одной из задач государства становятся защита конкуренции и антимонопольное регулирование экономики: сокращение издержек для фирм, вступающих в монополизированную отрасль, повышение ожидаемой выручки (госзаказ, долгосрочные договора).

4. Рыночная экономика, особенно в условиях существования бумажно-денежного обращения не обладает иммунитетом против инфляции, а также безработицы. Это вызывает необходимость проведения правительством политики стабилизации экономического цикла, т.е. направленной на достижение двух макроэкономических целей - полной занятости и стабильного уровня цен.

5 . Рынок признает только один вариант распределения доходов, справедливым признается доход, полученный в результате участия субъектов в свободной конкуренции. Такое распределение являетсянесправедливым в общечеловеческом смысле. Для противодействия этому и поддержки тех членов общества, которые не могут результативно участвовать в конкуренции (возраст, состояние здоровья и т.п.), правительство берет на себя задачу перераспределения доходов и богатства с целью уменьшения их дифференциации в рамках проводимой социальной политики через систему налогообложения, МРОТ, ценовое регулирование, трансферты.

6 . Рыночный механизм не в силах самостоятельно обеспечить прорывы в области фундаментальной науки и техники, а также глубокую структурную перестройку экономики.

7 . Рынок не обеспечивает своевременного разрешения региональных проблем, периодически обостряющихся в тех или иных странах под влиянием комплекса исторических, национальных, демографических и иных нерыночных факторов. И это требует проведения государством его соответствующей региональной политики.

8 . Необходимость проведения экономической политики на межгосударственном уровне: проводя внешнеэкономическую политику, правительство осуществляет контроль над международной миграцией товаров, капиталов и рабочей силы, оказывает воздействие на валютные курсы, т.е. рынок в лице отдельных фирм не способен выстраивать согласованную внешнеэкономическую политику.

Минимально необходимой границей правительственного вмешательства является регулирование экстерналий, производство общественных благ, поддержка конкурентной среды наряду с самой организацией денежного обращения.

Верхней границей государственного вмешательства является устранение всех перечисленных выше проявлений фиаско рынка.

Фиаско, изъян государства - правительственное вмешательство в экономику не обеспечивает эффективного размещения ресурсов, а также соответствие политики распределения принятым в данном обществе представлениям о справедливости.

1) Ограниченность доступной информации.

2) Неспособность полностью контролировать реакцию контрагентов на его действия. Государственный сектор, - лишь одна из составных частей современного рыночного хозяйства. Конечные результаты начинаний, которые предпринимает государство, зависят не только от него самого.

3) Несовершенство политического процесса - в связи с рациональным неведением избирателей, принятием произвольных, волюнтаристских решений, влиянием групп специальных интересов и их постоянной погоней за рентой. Погоня за рентой - расходование лоббистами ресурсов с целью получить от государства исключительные права и преимущества, приносящие их обладателям выгоды за счет других членов общества.

4) Ограниченность контроля над государственным аппаратом.

5) Завышение объема производства общественных благ и связанная с этим растрата ресурсов.

6) Образование государством через перераспределительные процессы новых форм неравенства и дискриминации. Так, бесконтрольное нарастание объема налоговых и иных льгот различным социальным группам может привести к тому, что главным механизмом обогащения становится сам бюджетный процесс.

7) Разбухание издержек на содержание бюрократического аппарата сверх оптимального уровня (на подготовку законодательных актов, контроль за их осуществлением, оснащение техникой налоговых служб и др.).

8) Отвлечение юристов, экономистов, менеджеров от участия в производстве продукции и услуг.

На практике редко встречаются идеальные решения. Варианты, предполагающие активное государственное вмешательство, помогают преодолевать изъяны рынка, но часто связаны с изъянами государства.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!