Все для предпринимателя. Информационный портал

Что такое инвестиционный климат? Его основные параметры. Теоретические аспекты и основные компоненты понятия инвестиционного климата, методы его оценки и роль государственной инвестиционной политики

Инвестиции являются важнейшей движущей силой экономики и совершенно неважно, в какой сфере и масштабе они осуществляются. Это фундаментальное понятие, в котором должен разбираться каждый человек, которых хочет повысить свою . Неразрывно с ним связано такое определение, как инвестиционный климат, особенности которого мы и рассмотрим в этой статье.

Что значит понятие «инвестиционный климат»?

Чтобы привлечь капитал в определенную страну, регион, город или район, там должны быть созданы определенные и благоприятные условия для его увеличения. Опытные инвесторы хорошо разбираются в этом понятии и знают, где, что и куда необходимо вкладывать на конкретно взятой территории. А вот для простого человека «инвестиционный» климат – это «темный» лес, поэтому очень мало людей сможет внятно объяснить, что он собой представляет.

«Инвестиционный климат» – это совокупность разнообразных факторов, на основании которых инвесторы принимают свое решение, вкладывать деньги или нет в определенную деятельность на конкретной территории .

4 основных фактора инвестиционного климата

  1. Политический. Это воздействие власти на бизнес-процессы, уровень коррупции, прочие политические моменты, влияющие на инвестиции.
  2. Экономический. Налогообложение, уровень доходов населения, стоимость рабочей силы, покупательная способность.
  3. Инфраструктурный. Наличие необходимого сырья и материальной базы для ведения бизнеса, логистика, транспортные развязки и прочее.
  4. Социальный. Криминогенная ситуация в регионе, демографические показатели, уровень образованности населения, его число.

Принятие решения о том, стоит инвестировать или нет в какое-либо направление деятельности на территории отдельного региона или страны зависит от таких понятий, как инвестиционный потенциал и инвестиционные риски. Первое – то, что инвестор заработает при благоприятном стечении обстоятельств, второе – то, что он потеряет.

Экономические законы показывают, что доход и риски всегда расположены в прямой зависимости один от другого, однако потенциальный инвестор оценивает и принимает решения, основываясь на своем опыте, интуиции и уровне знаний.

Оценка инвестиционного климата

Благоприятный

В таком случае большинство факторов указывает на то, что капитал вкладывать выгодно, так как больше вероятность его приумножения, а не потери. Характеризуется он такими моментами:

  • Экономический рост, низкая инфляция и безработица.
  • Благоприятное и лояльное для бизнеса политическое руководство, минимальная коррупция или ее отсутствие.
  • Соблюдение законов, лояльных для инвесторов, простые условия регистрации и оформления бизнеса.
  • Низкие налоги и кредитные ставки для предпринимателей.
  • Конкуренция между поставщиками сырья и комплектующих.
  • Развитая логистика и инфраструктура.

Неблагоприятный

Та ситуация, в которой практически все факторы указывают на риски потери своих инвестиций. Характеризуется такой климат подобными моментами:

  • Экономический спад, инфляция, девальвация, безработица и прочее.
  • Военные действия или их угроза.
  • Риски смены правительства.
  • Введенные экономические санкции или риски их получения.
  • Большие проценты по кредитам и высокие налоги.
  • Коррупция и теневая экономика.
  • Сложный ландшафт, природные условия, слабая логистика и прочее.

Оценить инвестиционный параметр можно самостоятельно, проанализировав ключевые моменты, отображенные выше. Более точно делают это специализированные компании, занимающиеся данной деятельностью. Они применяют различные коэффициенты, по которым строится их аналитика, благодаря чему получаются очень точные и достоверные данные, характеризующие конкретный регион.

Инвестиционный климат — совокупность сложившихся в какой-либо стране политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала.

Инвестиционный климат определяется прежде всего экономическими факторами:

  • природными условиями, в том числе запасами полезных ископаемых;
  • уровнем квалификации и величиной средней заработной платы трудящихся;
  • состоянием экономической конъюнктуры;
  • емкостью внутреннего рынка и возможностью реализации товаров на внешнем рынке;
  • состоянием ;
  • уровнем налогообложения;
  • развитием производственной и социальной инфраструктуры;
  • политикой государства по отношению к иностранному капиталу, наличием закрытых для него отраслей и регионов и льготных условий в других отраслях и регионах.

Кроме экономических факторов при оценке инвестиционного климата учитывается политическая ситуация в стране: политическая стабильность, угроза крупных социальных конфликтов, состояние преступности и др.

Роль инвестиционного климата определяется селективностью инвестиций, которая в свою очередь связана с тем, что практически всегда складывается в пользу продуцента – потребности в свободных превышают возможности их накопления. Капитал, как правило, направляется в зоны высокой прибыльности, устойчивой ликвидности и безопасности. При этом инвесторы прежде всего учитывают степень возможных как вероятность недостижения или неполного достижения целей вложения.

Для определения инвестиционных рисков используются методы постадийной оценки, расчета критических точек, корректировки параметров, вероятностной оценки, анализа чувствительности и др.

К факторам, способствующим притоку инвестиций (благоприятный инвестиционный климат ), относятся:

  • высокий потенциал внутреннего рынка;
  • высокая норма прибыли;
  • низкий уровень конкуренции;
  • стабильная ;
  • низкая стоимость ресурсов (сырьевых, трудовых, финансовых);
  • эффективная поддержка государства.

Факторы, препятствующие развитию инвестиционной активности (неблагоприятный инвестиционный климат ), включают:

  • политическую нестабильность в стране;
  • социальную напряженность (этнические и религиозные беспорядки, забастовки, коррупция, войны мафиозных структур, бюрократия, снижение уровня жизни большей части общества);
  • неблагоприятные макроэкономические показатели (отрицательная динамика экономического развития, высокий , внутреннего и внешнего долгов, дефицит );
  • неразвитость законодательства, регулирующего инвестиционную сферу и инвестиционную инфраструктуру в целом;
  • высокие ;
  • неблагоприятную для производителя .

Особое место среди факторов инвестиционной привлекательности занимает правовая стабильность, которая в законодательстве многих стран фиксируется как оговорка о неприменении в течение определенного времени вновь вводимых законодательных актов, ограничивающих права субъектов инвестиционной деятельности или ухудшающих условия их деятельности по отношению к существовавшим на начальный период условиям.

Возможности привлечения объективно связаны с инвестиционным климатом в стране, субъективно – с инвестиционным имиджем, складывающимся под воздействием не только реальных процессов развития предпринимательства, но и проводимых внутри страны и на международной арене целевых акций поощрения или ограничения притока иностранных инвестиций.

Инвестиционный климат регулируется государством путем:

  1. развития ресурсного потенциала, рыночной инфраструктуры, нормативно-правовой базы;
  2. принятия специальных мер государственной поддержки и защиты инвесторов (гарантии, и др.).

Разработаны методы количественной оценки качества инвестиционного климата. Для стран с нестабильной (переходной) экономикой и развивающихся стран используется, в частности, метод «Бeри-индекса» (BERI — Business Environment Risk Intelligence S.A.) – синтетического показателя, представляющего собой сумму баллов экспертных оценок индикативных факторов, определяющих отдельные стороны инвестиционного климата. По результатам расчетов осуществляется ранжирование стран, что учитывается при принятии инвестиционных решений.

Понятие инвестиционного климата по-разному трактуется в научной и учебной литературе. Например, в учебнике «Международное движение капитала» инвестиционный климат рассматривается как «совокупность правовых, экономических, политических и социальных факторов, определяющих привлекательность государства для зарубежных инвестиций». При таком подходе понятие «инвестиционный климат» сводится к инвестиционной привлекательности, что вряд ли справедливо, так как в этом случае игнорируются инвестиционные риски, которые во многом и предопределяют инвестиционный климат.
Более корректно понятие инвестиционный климат определяют авторы финансово-кредитного энциклопедического словаря. Здесь инвестиционный климат рассматривается как «совокупность сложившихся в какой-либо стране политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала». При таком под-ходе характеристика инвестиционного климата должна состоять из двух составляющих:
1) оценки тех факторов, которые притягивают инвестиции в регион;
2) оценки рисков инвестирования.
Другими словами, баланс инвестиционной привлекательности и инвестиционного риска и определяет инвестиционный климат в том или ином регионе (стране, ее отдельных субъектах).
Основой инвестиционной привлекательности является эффективность вложений. Инвестиции в первую очередь направляются в те регионы, где они обеспечивают наибольшую отдачу для инвесторов. Поэтому оценку положительной составляющей инвестиционного климата целесообразно осуществлять на основе оценки потенциальной эффективности инвестиций. Оценку отрицательной составляющей инвестиционного кли-мата следует проводить по оценке инвестиционных рисков.
К факторам, благоприятствующим притоку инвестиций в ту или иную страну, относятся:
высокий потенциал внутреннего рынка;
высокая норма прибыли;
низкий уровень конкуренции;
стабильная налоговая система;
низкая стоимость ресурсов (сырьевых, трудовых, финансовых);
эффективная поддержка государства.
Препятствуют развитию инвестиционных процессов, ухудшают инвестиционный климат в стране следующие факторы:
политическая нестабильность в стране;
социальная напряженность (забастовки, войны мафиозных структур, этнические и религиозные распри и т. д.);
высокий уровень инфляции;
высокие ставки рефинансирования;
высокий уровень внешнего и внутреннего долга;
дефицит бюджета;
пассивное сальдо платежного баланса;
неразвитость законодательства, в том числе неисполнение законов, регулирующих инвестиционную сферу;
высокие трансакционные издержки.
Законодательная и исполнительная власти России в последнее десятилетие занимают активную позицию по укреплению и повышению инвестиционного климата в стране посредством заключения межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите капитальных вложений, исключения двойного налогообложения, составления концессионных договоров, соглашений о разделе продукции, образования зон особого экономического статуса и т. п.
Инвестиционный климат по-разному оценивается отечественными и зарубежными инвесторами. Для оценки инвестиционной привлекательности страны с позиции зарубежных инвесторов широкое распространение получила концепция ОМЛ (ownershipspecific advantages-location-specific variables-internalization advantages - OLI), разработанная Дж. Даннингом, известная также под названием «эклектической парадигмы».
Данная концепция включает анализ и оценку трех составляющих инвестиционной привлекательности:
1) сравнительные преимущества компаний страны;
2) наличие преимуществ национальной экономики в целом (высокий потенциал внутреннего рынка, низкие издержки производства, высокий уровень квалификации персонала, высокая норма прибыли);
3) преимущества интернализации - наличие аффилированных структур, конкуренция между независимыми инвесторами и компаниями, принимающими инвестиции.
Первая и третья составляющие инвестиционной привлекательности характеризуют особенности компаний, вторая - особенности страны в целом. Если страну, принимающую инвестиции, отличает от других стран преимущественно первая составляющая, то инвесторам рекомендуется избирать стратегию лицензирования или продажи патентов, чтобы попасть на ее внутренний рынок. Если же в результате анализа выявляется наличие преимуществ по первой и третьей составляющим ин-вестиционного климата, то зарубежным инвесторам рекомендуется осуществлять прямые инвестиции в экономику принимающей стороны.
Учитывая значительные экономические и политические различия между отдельными странами, выявить явные преимущества по тем или иным аспектам функционирования национальных экономик зачастую сложно. Для стран с переходной экономикой, развивающихся стран часто используется метод «Бери-индекса» - синтетического показателя, представляющего собой сумму баллов экспертных оценок отдельных составляющих инвестиционной привлекательности либо инвестиционного климата. В дальнейшем осуществляется ранжирование стран в соответствии с набранными баллами. Безусловно, данный метод в значительной мере подвержен субъективным мнениям экспертов, в особенности это касается оценки политических рисков.
Вопросами оценки политических рисков страны занимаются многие институты. Среди них следует выделить специализированную частную организацию Political Risk Services Group, Inc, которая находится в Нью-Йорке и ежегодно публикует справочник «International Country Risk Guide». Политический риск определяется такими организациями исходя из оценки политической стабильности страны и демократического характера ее политической системы.
Оценку инвестиционного климата страны постоянно осуществляют многие известные консалтинговые компании. Среди них и компания «А. Т. Керни», которая ежегодно публикует индекс инвестиционного доверия (FDI Confidence Index). При определении этого показателя используются данные опроса 10 000 крупнейших транснациональных компаний мира, входящих в список «Global 10 000»; участники размещены в 41 стране мира, представляют 24 отрасли мировой экономики, имеют совокупный годовой доход более $ 18 трлн.
Индекс рассчитывается как средневзвешенное значение четырех вариантов ответов на вопрос о стратегии вложения прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) в ближайшие один-три года. Варианты ответа: высокий уровень интереса вложения ПЗИ в страну, средний уровень интереса, низкий уровень интереса и отсутствие интереса к вложению ПЗИ в страну. Кроме указанной информации учитываются аналитические исследования экспертов международных организаций. Прежде всего, речь идет об экспертах Международного валютного фонда, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Организации экономического сотрудничества и развития, ЮНКТАД.
Для финансовых инвестиций при оценке инвестиционной привлекательности страны наиболее значимыми являются следующие факторы:
устойчивость валютного курса;
темпы роста экономики;
уровень валютных резервов;
состояние национальной банковской системы;
ликвидность рынка ценных бумаг;
уровень процентных ставок;
порядок перевода дивидендов и капиталов из страны;
уровень налогов на доходы от инвестиций;
защита прав инвесторов;
другое.
Указанные выше факторы инвестиционной привлекательности страны рассматриваются в совокупности. Наряду с оценкой инвестиционного климата страны в целом имеет значение и оценка инвестиционной привлекательности ее отдельных регионов; для стран с федеративным устройством речь идет об инвестиционном климате отдельных субъектов федерации.
В России наибольшую известность в оценке инвестиционного климата регионов получили рейтинги инвестиционного потенциала и инвестиционного риска, публикуемые журналом «Эксперт». По этой методике инвестиционный потенциал региона складывается из частных потенциалов, в их числе выделяют:
1) ресурсно-сырьевой потенциал (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
2) трудовой (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);
3) производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности в регионе);
4) институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
5) инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);
6) финансовый (объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона);
7) потребительский (совокупная покупательная способность населения региона).
При суммировании частных потенциалов журнал «Эксперт» использует понятие «вес», отражающее (по мнению экспертов) степень важности каждого показателя в совокупном инвестиционном потенциале.
Инвестиционный риск определяется «Экспертом» путем взве-шенного суммирования следующих составляющих риска:
¦ экономического (тенденции в экономическом развитии региона);
¦ финансового (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий);
¦ политического (распределение политических симпатий населения по результатам парламентских выборов, авторитетность местной власти);
¦ социального (уровень социальной напряженности);
¦ экологического (уровень загрязнения окружающей среды);
¦ криминального (уровень преступности с учетом степени тяжести преступлений);
¦ законодательного (юридические условия инвестирования).
Весомым достоинством методики журнала «Эксперт» является то, что в ней показатели инвестиционной привлекательности рассматриваются не сами по себе, а как результат воздействия нескольких параметров, которые можно измерить.
Поскольку каждый инвестор по-своему учитывает возможные выгоды и риски, то оценка инвестиционного климата всегда субъективна. Об этом свидетельствует тот факт, что инвестиционный климат в России поразному опр еделяют иностранные и российские инвесторы. Существенно расходятся и оценки российских инвесторов.

Принимая решение о целесообразности инвестиций, инвесторы базируются на нескольких основополагающих факторов, одним из которых является инвестиционный климат. Многие считают его синонимом инвестиционной привлекательности. Однако это хотя и близкие, но не тождественные понятия.

Климат является базовой характеристикой инвестиционной среды, которая сформировалась в рамках государства (например, России), отдельного региона, муниципального образования либо конкретной отрасли экономики. Каждый знающий инвестор не станет предметно рассматривать какой-либо актив, предварительно не ознакомившись с рейтинговой оценкой инвестиционного климата.

В экономической науке к настоящему времени сформировалось несколько подходов к пониманию рассматриваемого явления. Давайте рассмотрим основные из них.

Кроме того, есть мнение, что под рассматриваемым явлением понимается совокупность условий, которые сложились в политической, экономической, финансовой, социальной, культурной и правовой сфере определенного государства, его субъекта или муниципалитета, определяющих привлекательность инвестиций.

Факторы, которые его определяют

Факторы, в разной степени влияющие на инвестиционный климат, давно известны и изучены экономической наукой. Среди них обычно выделяют:

  • политические;
  • экономические;
  • финансовые;
  • социальные;
  • правовые;
  • ресурсные;
  • и прочие.

Под политическим фактором принято понимать устойчивость существующей в стране системы государственной власти. Например, иностранные инвесторы, приходя на инвестиционный рынок Российской Федерации, чувствуют себя достаточно спокойно. Это предопределено тем, что на протяжении двух с половиной десяткой лет, власть в нашей стране легитимно передается из рук в руки на основании Конституции РФ и других действующих законов.

Экономический фактор был и остается одним из главных элементов, который формирует благоприятный либо неблагоприятный инвестиционный деловой климат. В его рамках мы можем говорить о развитии экономики, емкости внутреннего рынка, уровне сложившейся инвестиционной активности и так далее.

Финансовый фактор всегда был близок к экономическому, но при этом имеет собственную специфику. В частности, он затрагивает действующую налоговую систему, сбалансированность государственных и региональных бюджетов, прибыльность компаний и прочее.

Социальный фактор особенно важен в таком многонациональном государстве, как Россия. Он формируется под воздействием существующих этнических конфликтов, наличия напряженности в обществе, уровне жизни населения и так далее.

Правовой фактор связан с уровнем развития нормативно-правовой базы государства. Особенно той части законодательства, которое регламентирует правоотношения в сфере инвестирования.

Ресурсный фактор напрямую связан с существующей в стране ресурсно-сырьевой базой, наличия природных ресурсов и разведанных месторождений полезных ископаемых.

Кроме них также могут выделяться производственные, трудовые, инновационные, инфраструктурные, экологические и криминогенные факторы, которые оказывают влияние на формирование инвестиционного климата.

Дополнительно принято выделять факторы, способствующие улучшению или ухудшению текущего инвестиционного климата. К первой группе принято относить:

  • высокая емкость внутренних рынков;
  • низкая конкуренция;
  • высокая норма прибыльности;
  • стабильность системы налогообложения;
  • дешевизна ресурсов;
  • государственная поддержка инвесторов;
  • и прочие.

Во вторую группу, как правило, включают:

  • политическую нестабильность;
  • социальную напряженность;
  • быстрорастущую инфляцию;
  • высокую ставку рефинансирования;
  • пробелы и коллизии в законодательстве;
  • и так далее.

Методики оценки

Точно оценить инвестиционный климат в стране или отдельно взятом регионе крайне сложно. Чаще всего выделяют три градации данного показателя:

  • благоприятную;
  • нейтральную;
  • неблагоприятную.

Оценка инвестиционного климата неразрывно связана с двумя параметрами:

  • инвестиционным потенциалом;
  • инвестиционными рисками.

Одним из наиболее часто применяемых инструментов для оценки инвестиционного климата является индекс Бери. Данным методом предусмотрены 15 критериев, которые необходимо предварительно оценить. Только после взаимного анализа этих показателей принято ставить конкретную оценку климату проходившего проверку государства. Критериями являются:

  • стабильность политической системы;
  • динамика роста экономики;
  • конвертируемость национальной валюты;
  • возможность осуществления долгосрочных инвестиций;
  • возможность получения краткосрочного кредитования;
  • уровень производительности труда и стоимость рабочей силы;
  • девальвация;
  • показатель состояния платежного баланса;
  • возможности реализации заключенных контрактов;
  • отношение к внешним вложениям;
  • бюрократизация или уровень государственного регулирования;
  • развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры;
  • партнерство и местное управление;
  • возможности использования услуг и экспертов.

Все перечисленные критерии получают собственную оценку от 1 до 4 баллов. Чем большая сумма будет в итоге получена, тем более благоприятным будет считаться климат для инвестирования в стране.

Существенным недостатком данного метода можно считать субъективизм в работе экспертов, которые осуществляют проверку.

Кроме того, говоря об инвестиционном климате страны, не стоит забывать и про крупнейшие рейтинговые агентства. Самыми известными из них традиционно считаются Moody’s Investors, Fitsch – IBCA, Standard & Poor’s.

Несмотря на то что данные организации имеют единые для каждого государства стандарты оценки, выставленный ими рейтинг не следует считать объективным отражением реального положения вещей. С одной стороны, рейтинговым агентствам часто вменяют в вину то, что они не могут в полной мере учесть национальных и региональных особенностей. С другой стороны, в последнее время их оценки зачастую бывают сильно подвержены политической конъюнктуре. Другими словами, политические или экономические соперники США, как правило, получают от перечисленных рейтинговых агентств значительно заниженный рейтинг.

Можно смело утверждать, что подобные подходы к оценке инвестиционного климата во многом устарели, не отражают нынешнего положения вещей и требуют пересмотра.

Ситуация в России

Инвестиционный климат в Российской Федерации сложно оценивать однозначно. Можно с уверенностью сказать, что они имеет не только положительные, но и отрицательные характеристики. Это особенно остро заметно на фоне текущего мирового экономического кризиса и внешних санкций, которые ряд иностранных государств ввели против России. Кроме того, до настоящего времени мы не можем назвать инвестиционное российское законодательство безупречным.

В последние годы Правительство РФ проделывает большую работу по формированию благоприятной инвестиционной среды или климата. В рамках таких действий можно выделить следующие мероприятия:

  • правовая деятельность по устранению пробелов в национальном законодательстве;
  • развитие всех существующих инвестиционных институтов;
  • модернизация банковской системы и ее переориентация на долгосрочное кредитование;
  • развитие малого и среднего предпринимательства.

Естественно, плоды такой работы нельзя заметить в краткосрочной перспективе. Однако в течение ближайших нескольких лет инвестиционная среда или климат в России будет, без сомнения, меняться к лучшему.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Список использованной литературы

Введение

инвестиционный климат кризис экономический

Оценка инвестиционного климата - это общая атмосфера понимания экономической ситуации и потребности в привлечении дополнительных ресурсов, которая властвует в разных сферах социально-экономического развития государства, региона.

Сегодняшнее формирование благоприятного инвестиционного климата в государстве скажется на его будущем.

Логическим результатом действенности инвестиционного климата есть достижение определенных целей инвестирования. Вместе с тем активность разных территориальных институтов с целью формирования, по их мнению, более благоприятного инвестиционного климата не всегда адекватно сопровождается возрастанием инвестиционных потоков.

Результативность инвестиционного климата для конкретной территории проявляется в двух аспектах: экономическом и социальном. В экономическом - через возрастание макроэкономических показателей, прежде всего ВВП на душу населения и экспортных мощностей. Относительно социального: его проявлением есть снижение социальных рисков, возрастание заработной платы, а значит, и покупательной способности населения территории.

Привлечение инвестиций в российскую экономику является жизненно важным средством устранения "инвестиционного голода" в стране. Однако для того чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате.

Привлечение иностранных инвестиций важно для России не только с точки зрения возможности увеличить реальные активы. Может быть, для нашего времени еще большее значение имеет тот факт, что иностранные инвесторы привносят с собой новую, более высокую культуру бизнеса, новые технологии и современные методы управления, а также способствуют развитию отечественных инвестиций. Для российской экономики они являются как бы пришельцами из завтрашнего дня.

Актуальность выбранной темы курсовой работы объясняется тем что, по отношению иностранных инвесторов к работе на российском рынке можно судить о состоянии инвестиционного климата в России. В отличие от отечественных инвесторов, ограниченных правилами валютного регулирования, иной предпринимательской культурой, языком и потому ориентированных на работу в России, иностранные инвесторы значительно свободнее в выборе мест приложения своим капиталам. По динамике иностранных инвестиций можно судить о том реальном прогрессе, который происходит (или не происходит) в стране в отношении инвестиций.

Целью данной курсовой работы является оценка изменений инвестиционного климата в России на протяжении последних лет, тенденция его развития и инвестиционной политики государства, выявление наиболее слабых сторон и указание необходимых мер для их устранения.

Исходя из цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:

Изучить теоретические основы инвестиционного климата.

Проанализировать современное состояние инвестиционного климата в России.

Рассмотреть перспективы развития инвестиционного климата в России.

Предметом исследования является оценка инвестиционного климата в России, как шага на пути серьезного улучшения инвестиционного климата в стране, роста производства и производительности.

1. Теоретические основы инвестиционного климата

1.1 Понятие инвестиционного климата и его составляющие

Понятие инвестиционного климата по-разному трактуется в научной и учебной литературе. Так, например, в учебнике "Международное движение капитала" инвестиционный климат рассматривается как "совокупность правовых, экономических, политических и социальных факторов, определяющих привлекательность государства для зарубежных инвестиций" Аньшин, В. М. Инвестиционный анализ: Учебно-практическое пособие. -- М.: Дело, 2009. -с. 213-216. При таком подходе понятие "инвестиционный климат" сводится к инвестиционной привлекательности, что вряд ли справедливо, так как в этом случае игнорируются инвестиционные риски, которые во многом и предопределяют инвестиционный климат.

Инвестиционным климатом (иногда предпринимательским) называется ситуация в стране с точки зрения иностранных предпринимателей, вкладывающих в ее экономику свои капиталы. Этот климат складывается из большого числа элементов (так называемых факторов риска), которые можно объединить в следующие группы:

1) социально-политическая ситуация в стране и ее перспективы;

2) внутриэкономическая ситуация и перспективы ее развития;

3) внешнеэкономическая деятельность и ее перспективы.

Каждый фактор риска имеет свою долю и оценивается в баллах. Поэтому становится возможным количественное измерение, как отдельных групп факторов риска, так и инвестиционного климата в целом.

К факторам, благоприятствующим притоку инвестиций в ту или иную страну, относят:

высокий потенциал внутреннего рынка;

высокую норму прибыли;

низкий уровень конкуренции;

стабильную налоговую систему;

низкую стоимость ресурсов (сырьевых, трудовых, финансовых);

эффективную поддержку государства.

К факторам, препятствующим развитию инвестиционных процессов и, тем самым, ухудшающим инвестиционный климат в стране относятся:

политическая нестабильность в стране;

социальная напряженность (забастовки, войны мафиозных структур, этнические и религиозные распри и т.д.);

высокий уровень инфляции;

высокие ставки рефинансирования;

высокий уровень внешнего и внутреннего долга;

дефицит бюджета;

пассивное сальдо платежного баланса;

неразвитость законодательства, в том числе неисполнение законов, регулирующих инвестиционную сферу;

высокие трансакционные издержки.

1.2 Оценка инвестиционного климата на основании различных методов

Анализ инвестиционного климата для реципиента инвестиций является важным элементом выработки государственной и региональной политики привлечения и использования капитала, поскольку, он, во-первых, дает системное представление о факторах, воздействующих на инвестора, во-вторых, предоставляет возможность глубже оценить ситуацию в стране или в отдельном регионе, в-третьих, позволяет осознать мотивацию поведения партнера.

В экономической литературе существуют различные подходы к оценке инвестиционного климата национальной экономики, различающиеся, в зависимости от целей исследования, по количеству анализируемых показателей и их качественным характеристикам, по выбору самих показателей Бард, В. С. Финансово-инвестиционный комплекс: теория и практика в условиях реформирования российской экономики. -- М.: Финансы и статистика, 2009. -с. 123-129.

1. Универсальная методика оценки инвестиционного климата, охватывающая максимальное количество экономических характеристик, показателей торговли, характеристик политического климата, законодательной среды для инвестиций позволяет глубоко и всесторонне оценить ситуацию в стране на настоящий момент и судить о возможностях ее развития.

2. Для сравнительного анализа инвестиционного климата в государствах с переходной экономикой используются специализированные методики, делающие акцент на темпах и перспективах реформ. Важность такой оценки определяется тем, что новые возможности для иностранных компаний в этих странах прямо зависят от того, насколько решительно реформы будут проводиться в жизнь.

Эти методики включают опрос экспертов, представляющих крупные банки развитых стран и учитывают статистическую информацию о состоянии того или иного фактора. Среди характеристик этих факторов: прогнозы макроэкономических показателей; риск неплатежей за товары; риск невозврата кредитов; риск по выплате дивидендов; риск национализации, конфискации и экспроприации имущества; показатели долгов; оценки кредитоспособности стран; политика в области банковских активов, международных облигаций; политика в отношении скидок и штрафов. Россия занимает в рейтингах, проведенных на основе этих методик, одно из последних мест и уступает по инвестиционной привлекательности Чехии, Китаю, Венгрии, Польше, Литве, Румынии, Эстонии, Латвии. Данный рейтинг в определенной мере соответствует объемам иностранных инвестиций, поступающих в Россию, по сравнению с другими странами. Вместе с тем эти методы не лишены недостатков. Во-первых, они не делают различий между прямыми и портфельными инвестициями. Во-вторых, вряд ли правомерно оценивать одной совокупностью показателей инвестиционный климат в России (учитывая разнообразие условий, складывающихся в субъектах Федерации), США, Китае, Германии, с одной стороны, и Люксембурге, Эстонии, Албании и других малых странах - с другой. В-третьих, в числе показателей отсутствует инновационная составляющая, играющая все большую роль в макроэкономической динамике многих стран.

Оценка состояния и перспектив развития инвестиционного климата в странах Восточной и Центральной Европы, а также СНГ, в том числе в России. Оценка проводилась по 10-балльной шкале (0 - худшая оценка, 10 - лучшая), по 10 наиболее важным экономическим и политическим показателям (экономический рост, стабильность цен, производительность труда, стабильность волюты, приватизация, инфраструктура, перспективы торговли, природные ресурсы, политическая стабильность, основы законодательства) показала, что Россия занимает высокое место по показателю природных ресурсов и перспектив торговли - 9,3 балла, в области инфраструктуры - 4,9, политической стабильности - 5, но отстает от большинства стран Восточной Европы и Балтии.

Достоинством такой рейтинговой методики является ее сравнительная дешевизна исследования и наглядность результатов. Такие рейтинговые исследования более приемлемы для политических процессов, нежели для конкретных экономических изысканий.

3. Методики балльной оценки позволяют количественно сопоставить основные характеристики инвестиционного климата стран и определить показатели, учитывающие величины всех составляющих и служащие критерием ранжирования стран по их инвестиционной привлекательности.

Эти методики универсальны и могут применяться для разных стран. Они эффективны при проведении исследований но макроэкономическом уровне, особенно при сопоставлении уровней экономического развития нескольких государств.

По этим методикам отбираются 15 критериев, имеющих определенный удельный вес. Экспертным путем эти критерии оцениваются по шкале от "О" до "4". Установочными критериями являются: политическая стабильность (удельный вес - 12), состояние экономического роста (10), конвертируемость валюты (10), уровень зарплаты и производительность труда (8), отношение к иностранным инвестициям (6), возможность национализации (6), влияние девальвации (6), состояние платежного баланса (6), уровень государственного регулирования инвестиций (4), состояние инфраструктуры (4), возможность кооперирования в сфере производства (4), получение консультационных услуг (2), реализация проекта (6).

Каждому из критериев дается оценочный индекс, присваиваемый группой экспертов; затем эти индексы суммируются с учетом удельного веса каждого. Достоинством таких методик является то, что она несложна в пользовании и универсальна, что позволяет применять ее для разных стран, а также достаточно наглядна и понятна - все это позволяет работать с ней специалистам из разных областей науки. Результатом исследований по таким методикам является числовой показатель. Данные методики удобны при проведении исследований на макроэкономическом уровне, особенно при сопоставлении развития тех или иных государств или содружеств государств в целом.

Однако при исследовании отраслей хозяйства или регионов страны данные методики приводят к погрешностям в оценке инвестиционного климата; их недостатком является субъективность подхода при расчете тех или иных показателей. Для экспертной оценки необходим большой массив информации.

Методика оценки предпринимательского риска в России разработана агентством ЮНИ-ВЕРС. Она позволяет оценивать инвестиционный климат на основе экспертной оценки уровня предпринимательского риска, составляющими которого являются следующие показатели: социально-политический, внутриэкономический и внешнеэкономический.

Ранжирование показателей проводится по десятичной шкале условий для инвестиций: от 1 ("лучшие") до 10 ("худшие"). Инвестиционный климат рассматривается на макро - и микроэкономическом уровне. На первом определяются показатели экономической, социальной и политической среды для инвестиций.

Для потенциальных инвесторов в России при анализе политической ситуации определяющим является политика государства в отношении иностранных инвестиций, вероятность национализации иностранного имущества, участие РФ в системах международных договоров, прочность государственных институтов, преемственность политической власти, степень государственного вмешательства в экономику и др.

На инвестиционный климат отрицательно влияют в основном прямые ограничения деятельности иностранных фирм, зафиксированные в законодательстве, и нечеткость или нестабильность законодательства принимающей страны.

Основное внимание при оценке инвестиционного климата на макроуровне уделяется состоянию экономики, положению в валютной и кредитной системах, таможенному режиму, стоимости рабочей силы и ее соотношению со средним уровнем квалификации работников, производительности труда и др. Большое значение при оценке социальной среды для инвестиций имеет отношение к иностранным инвестициям в обществе, степень его расслоения, уровень безработицы, забастовочная активность и др.

На микроуровне на инвестиционный климат влияют отношения фирм-инвесторов и конкретных государственных органов, поставщиков, покупателей, банков, профсоюзов и трудовых коллективов фирм принимающей страны. Макро - и микроэкономические уровни в этой методике анализируются кок целое, и результаты анализа используются для определения оценки инвестиционного риска.

Как видно из приведенного анализа, несмотря на большое количество методов оценки, такой методики оценки инвестиционного климата, которая бы позволяла объективно с помощью математических методов оценить общую инвестиционную ситуацию в регионе и отдельные влияющие на нее факторы, на настоящий момент не существует. Во многих из рассмотренных методов применяются экспертные оценки, либо для определения степени влияния того или иного фактора на инвестиционный климат (т.е. весов), либо для оценки состояния фактора на момент анализа, что существенно снижает объективность получаемого с их помощью результата.

Для оценки инвестиционной привлекательности страны с позиции зарубежных инвесторов широкое распространение получила концепция ОМЛ разработанная Дж. Даннингом и носящая название "эклектической парадигмы".

Данная концепция включает анализ и оценку трех составляющих инвестиционной привлекательности Зенченко С.В. "Инвестиционный климат региона и методы его оценки" Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия "Экономика", 2009, №11 http://science. ncstu.ru:

сравнительных преимуществ компаний страны;

наличие преимуществ национальной экономики в целом (высокий потенциал внутреннего рынка, низкие издержки производства, высокий уровень квалификации персонала, высокая норма прибыли);

преимущества интернализации - наличие аффилированных структур, конкуренция между независимыми инвесторами и компаниями, принимающими инвестиции.

Первая и третья составляющие инвестиционной привлекательности характеризует особенности компаний, вторая - особенности страны в целом. Если страну, принимающую инвестиции, отличает от других стран преимущественно первая составляющая, то инвесторам рекомендуется избирать стратегию лицензирования и продажи патентов, чтобы попасть на ее внутренний рынок. Если же в результате анализа выявляется наличие преимуществ по первой и третьей составляющим инвестиционного климата, то зарубежным инвесторам рекомендуется осуществлять прямые инвестиции в экономику принимающей стороны.

Следует указать на то, что оценкой политических рисков страны занимаются многие институты. Среди них следует выделить специализированную частную организацию под названием Political Risk Services Group, Inc., которая находится в Нью-Йорке и ежегодно публикует справочник "International Country Risk Guide". Исходя из оценки политической стабильности и демократического характера ее политической системы, ими определяется политический риск.

Оценку инвестиционного климата страны постоянно осуществляют многие известные консалтинговые компании. Среди них и компания "А.Т. Керни", которая ежегодно публикует индекс инвестиционного доверия (FBI Confidence Index). При определении этого показателя используется данные опроса 10 000 крупнейших транснациональных компаний мира, входящих в список "Global 10 000", размещенных в 41 стране мира, представляющих 24 отрасли мировой экономики, имеющих совокупный годовой доход более 18 трлн. долл.

Индекс рассчитывается как средневзвешенное значение четырех вариантов ответов на вопрос о стратегии вложения прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) в ближайшие один - три года.

Варианты ответа: высокий уровень интереса вложения ПЗИ в страну, низкий уровень интереса и отсутствие интереса к вложению ПЗИ в страну.

Кроме указанной информации учитываются аналитические исследования экспертов международных организаций. Прежде всего, речь идет об экспертах Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка (ВБ), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБР), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), ЮНКТАД.

Наибольшую известность в настоящее время получили комплексные рейтинги инвестиционной привлекательности стран мира периодически, публикуемые ведущими экономическими журналами мира: "Euromoney", "Fortune", "The Economist". Наиболее известной и часто цитируемой комплексной оценкой инвестиционной привлекательности стран мира является рейтинг журнала "Euromoney", на основе, которой дважды в год (в марте и сентябре) производится оценка инвестиционного риска и надежности стран. Для оценки используется девять групп показателей Владимир Павлов "Отток почти не виден" www.rbcdaily.ru:

* эффективность экономики;

* уровень политического риска;

* состояние задолженности;

* неспособность к обслуживанию долга;

* кредитоспособность;

* доступность банковского кредитования;

* доступность краткосрочного финансирования;

* доступность долгосрочного ссудного капитала;

* вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств.

Значения этих показателей определяются экспертно, либо расчетно-аналитическим путем. Они измеряются в 10-балльной шкале и затем взвешиваются в соответствии со значимостью того или иного показателя и его вкладом в итоговую оценку. Следует отметить, что методические подходы для составления данного рейтинга и состав показателей оценки постоянно пересматриваются в зависимости от изменения конъюнктуры мирового рынка. Важными ориентирами для иностранных инвесторов являются оценки экспертов Всемирного банка, специальные финансовые или кредитные рейтинги стран. На разработке таких рейтингов специализируются наиболее именитые экспертные агентства "большой шестерки": Moody"s, Arthur Andersen, Standart & Poor" s, IBCA и др. Так, категории кредитных рейтингов агентства Standart & Poor"s включают: инвестиционные рейтинги: ААА - возможности эмитента по выплате долга и процентов чрезвычайно велики; АА - возможности эмитента по выплате долга и процентов достаточно велики; А - возможности эмитента по выплате долга и процентов достаточно велики, но зависят от внутриэкономической ситуации; ВВВ - возможности эмитента по выплате долга и процентов зависят от внутриэкономической ситуации на момент погашения. Спекулятивные рейтинги: ВВ - нестабильность внутриэкономической ситуации может повлиять на платежеспособность эмитента; В - ограниченная платежеспособность эмитента, соответствующая, тем не менее, текущему объему выпущенных обязательств. Аутсайдерские рейтинги: ССС - некоторая защита интересов присутствует, однако риски и нестабильность высоки; СС - платежеспособность эмитента сильно зависит от внутриэкономической ситуации; С - платежеспособность эмитента полностью зависит от внутриэкономической ситуации; D - долги просрочены.

Наряду с оценкой инвестиционного климата той или иной страны не менее важное значение имеет и оценка инвестиционной привлекательности ее регионов. Для стран с федеративным устройством речь идет об инвестиционном климате отдельных субъектов Федерации.

В России наибольшую известность в оценке инвестиционного климата регионов получили рейтинги инвестиционного потенциала и инвестиционного риска, публикуемые журналом "Эксперт". По его методике инвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов Зенченко С.В. "Инвестиционный климат региона и методы его оценки" Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия "Экономика", 2009, №11 http://science. ncstu.ru:

ресурсно-сырьевого (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);

трудового (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);

производственного (совокупный результат хозяйственной деятельности в регионе);

инновационного (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе);

институционального (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);

инфраструктурного (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);

финансового (объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона);

потребительского (совокупная покупательная способность населения региона).

При суммировании частных потенциалов "Экспертом" используются веса, отражающие, по мнению экспертов, степень важности каждого показателя в совокупном инвестиционном потенциале.

Рейтинговое агентство "Эксперт" формирует информативную картину в плоскости риск-потенциал регионов России. С одной стороны, она позволяет оценить масштабы бизнеса, к которым готов регион; с другой - насколько рискованно этот бизнес развивать.

Собственно рейтингом является распределение регионов по значениям совокупного потенциала и интегрального риска на 12 групп. По результатам исследования все регионы в этом году распределились между следующими группами Бланк, И. А. Инвестиционный менеджмент. -- Киев: МП «ИТЕМ» ЛТД «Юнайтед Лон дон Трейд Лимитед», 2009. -с. 142-148:

максимальный потенциал - минимальный риск (1A);

высокий потенциал - умеренный риск (1B);

высокий потенциал - высокий риск (1C, в настоящем рейтинге в эту группу не вошел ни один регион);

средний потенциал - минимальный риск (2A, в этой группе на этот раз тоже нет ни одного региона);

средний потенциал - умеренный риск (2B);

средний потенциал - высокий риск (2C);

низкий потенциал - минимальный риск (3A);

пониженный потенциал - умеренный риск (3B1);

пониженный потенциал - высокий риск (3C1);

незначительный потенциал - умеренный риск (3B2);

незначительный потенциал - высокий риск (3C2);

низкий потенциал - экстремальный риск (3D).

Объем и темп роста инвестиций в основной капитал являются индикаторами инвестиционной привлекательности региона. Повышение инвестиционной привлекательности способствует дополнительному притоку капитала, экономическому подъему. Инвестор, выбирая регион для вложения своих средств, руководствуется определенными характеристиками: инвестиционным потенциалом и уровнем инвестиционного риска, взаимосвязь которых и определяет инвестиционную привлекательность региона.

Задачами оценки инвестиционной привлекательности региона является Бард, В. С. Финансово-инвестиционный комплекс: теория и практика в условиях реформирования российской экономики. -- М.: Финансы и статистика, 2009. -с. 102-104:

определение социально-экономического развития,

установление влияния инвестиционной привлекательности на приток инвестиций,

разработка мер, направленных на урегулирование инвестиционной привлекательности.

В Российской Федерации законодательством не определена конкретная методика оценки инвестиционной привлекательности регионов, поэтому в последнее время стали все чаще появляться различные методики расчета показателей инвестиционной привлекательности.

На оценке кредитных рейтингов российских регионов специализируются уже упомянутые известные международные консалтинговые агентства, а также российский Институт экономики города. Основными недостатками исследований инвестиционной привлекательности российских регионов, являются:

1. Разночтение в самом понятии "инвестиционного климата".

2. Ограниченность набора учитываемых показателей.

3. Отсутствие учета законодательных условий инвестирования, особенно регионального законодательства.

4. Недостаточная обоснованность принципов агрегирования десятков отобранных показателей оценки.

5. Эпизодичность проведения анализа: как правило, это разовые исследования различных коллективов, проводимые на различную дату.

6. Исследования проводятся не по полному кругу 89 конституционных субъектов федерации, имеющих собственную законодательную базу и отдельные бюджеты.

2. Анализ современного состояния инвестиционного климата в России

2.1 Влияние экономического кризиса на экономику России

Нынешний финансовый кризис отличается как глубиной, так и размахом -- он, пожалуй, впервые после Великой депрессии охватил весь мир. «Спусковым крючком», приведшим в действие кризисный механизм, стали проблемы на рынке ипотечного кредитования США http://www.info-crisis.ru.

Ключевую роль в развитии текущего кризиса сыграла асимметрия информации. Структура производных финансовых инструментов стала столь сложной и непрозрачной, что оценить реальную стоимость портфелей финансовых компаний оказалось практически невозможным. Поскольку кредитный рынок больше не мог эффективно выявлять потенциально неплатежеспособных заемщиков, он впал в паралич. Развитие ситуации в финансовой сфере серьезно повлияло и на реальный сектор экономики.

Рисунок 1 - Динамика ипотечного кредита в США

ВВП США в III квартале 2008 г. снизился на 0,5%, что оказалось самым значительным падением с 2001 г., из-за максимального за 28 лет сокращения потребительских расходов (на 3,8%). При этом снижение данного показателя было несколько компенсировано увеличением расходов государства, ростом экспорта и снижением импорта. По оценке Бюджетного управления конгресса США, прирост ВВП в 2008 г. составил 1,2%.

Объем задействованных в экономике США мощностей в ноябре упал до 75,4% по сравнению с 76,3% в октябре, что на 5,6 п. п. ниже среднего уровня в 1972--2007 гг. Индекс деловой активности в промышленности (ISM manufacturing index) в декабре 2008 г. снизился до 32,4 пункта по сравнению с октябрьским значением в 36,2 пункта. Это самое низкое значение индекса с июня 1980 г., когда оно находилось на уровне 30,3 пункта. В 2007 г. его среднее значение составило 51,1 пункта.

По данным министерства труда США, в декабре 2008 г. американская экономика потеряла 524 тыс. рабочих мест, а в целом за год -- 2,6 млн. Это максимальный показатель с 1945 г., когда экономика страны перестраивалась на мирные рельсы. Уровень безработицы в США достиг 7,2% -- максимального показателя с 1992 г. (до начала финансового кризиса -- 4,4%). Если же учесть увольнения лиц, занятых частично, то он вырос до 13,5% (в конце 2007 г. -- 8,7%).

Объем строительства новых домов в США в ноябре 2008 г. снизился на 19% относительно предыдущего месяца. Это самый низкий показатель с начала его наблюдения. По сравнению с ноябрем 2007 г. снижение составило 47%. В годовом исчислении объем продаж новых домов в ноябре 2008 г. оказался на 35,3% меньше, чем в ноябре 2007 г.

События в экономике США негативно повлияли на фондовые рынки в развитых и развивающихся странах. На рисунке 2 представлена динамика в 2007--2008 гг. одного из основных американских фондовых индексов S&P 500 и фондового индекса для развивающихся рынков MSCI EM, разрабатываемого банком Morgan Stanley (данные на рисунке не отражают внутримесячной динамики индексов).

Рисунок 2 - Фондовые индексы США и развивающихся стран

В 2010 г. возможно медленное восстановление экономики: реальный ВВП вырастет на 1,5%. БУК прогнозирует дальнейшее снижение средней стоимости недвижимости еще на 14% в период между III кварталом 2008 г. и II кварталом 2010 г. Ожидается, что бюджетный дефицит в США в 2009 г. будет самым крупным со времен Второй мировой войны. По прогнозам БУК, он составит 1,2 трлн. долл., или 8,3% ВВП. Вступление в силу программы стимулирования экономики увеличит бюджетный дефицит, но в 2010 г. он снизится до 4,9% ВВП.

Расходы правительств штатов и муниципалитетов лишь немного смягчат спад экономической активности. В качестве реакции на более низкие, чем ожидалось, доходы, и необходимость обеспечить сбалансированность бюджета они сокращают расходы на товары и услуги и, по оценкам БУК, в 2009 г. реального роста расходов на эти цели не предвидится.

Последовательно снижается и ожидаемый уровень мировых цен на нефть. Согласно последнему прогнозу, представленному 13 января 2009 г. Энергетическим агентством США, средняя цена 1 барреля нефти марки WTI на 2009 г. оценивается в 43 долл. (чему соответствует примерно 40 долл./барр. для марки Urals). Это означает, что по сравнению с 2008 г. нефть подешевеет почти в два с половиной раза. На рисунке 3 представлена динамика ежемесячных прогнозов Энергетического агентства США средней цены на нефть на 2009 г. Обращает на себя внимание, что за последние четыре месяца (октябрь 2008 -- январь 2009 г.) она упала почти в три раза. Это объясняется ожидаемым снижением мирового спроса на нефть.

Рисунок 3 - Изменение прогноза Энергетического агентства США средние цены нефти на 2009 год (дол./барр.)

Международное энергетическое агентство пересмотрело прогноз мирового спроса на нефть в 2009 г. в сторону снижения на 1 млн. брр. в сутки после сокращения прогнозного роста ВВП мировой экономики до 1,2% с учетом ухудшающейся конъюнктуры. Мировой спрос на нефть в 2009 г. теперь скорректирован до 85,3 млн. барр. в сутки (снижение на 0,6% по сравнению с 2008 г., что соответствует 0,5 млн. барр. в сутки в среднем за год).

Резко снизилось кредитование экономики: годовой индекс прироста банковских кредитов с начала 2009 г. вошел в отрицательную область, чего еще не случилось ни в охваченной кризисом Восточной Европе (Польша, Румыния, Венгрия, Эстония), ни в других крупных развивающихся странах. Примерно с 10% до 65% за считанные месяцы выросла доля предприятий, сетующих на низкую доступность кредитов. Замедление темпов роста ВВП уже в конце прошлого года было сопоставимо со скоростью спада в Германии и Японии, в I квартале спад усилился. Скорость перехода от роста к спаду ВВП оказалась втрое выше, чем в 1997-98 гг., когда резкому снижению предшествовала длительная стагнация.

Резкое падение России вызвано тем, что удар оказался двойным. Недоступность привычного иностранного финансирования еще можно было пережить, если бы одновременно не произошло резкого ухудшения условий торговли (динамика цен экспортируемых и импортируемых страной товаров). По расчетам ОЭСР, за III-IV кварталы условия торговли ухудшились примерно на 28%. Ни одна стороне ОЭСР не снижала прогноз роста в 2009 г. так сильно, как России - с +6% (декабрь 2007) до - 5,6% (март 2009).

Резкость падения подчеркнула структурную уязвимость российской экономики к доходам от экспорта и потокам капитала. Чиновники недооценивали силу зависимости экономики страны от цен на нефть и притока капитала, признал он. Кризис показал силу связи.

Исходя из доли экспорта в экономике или динамики физических объемов экспорта, такой реакции не должно было быть, говорит он. Тем не менее внутренние показатели (промышленность, доходы населения и т.д.) реагируют на внешние поступления с коэффициентом 0,3-0,4, разочарован он (то есть при снижении экспортных доходов на 10% эти показатели падают на 3-4%). Налицо низкий уровень устойчивости и доверия между компаниями, между банками и компаниями и т.д.

Усилили кризис и внутренние дисбалансы: долгие годы импорт рос быстрее экспорта ("мы проедали торговое сальдо"), и если бы не начавшийся в 2008 г. кризис, могли попасть в зависимость от внешнего финансирования.

Все эти факторы очень сильно повлияли на стабильный приток иностранных инвестиций в страну, и Россия стала далеко не самой привлекательной инвестиционной площадкой.

В настоящее же время инвестиционный климат крайне неблагоприятен: приток прямых иностранных инвестиций примерно в 5 раз меньше оттока капитала. Финансовый кризис еще больше усугубил ситуацию. Позиции России на международных рынках капитала в борьбе за инвестиции значительно уступают большинству стран Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии.

Чистый отток иностранного капитала из России в 2009 году составил, по предварительным оценкам Центробанка РФ, $129,9 млрд - максимум за всю историю публикации статистики Банка России. Любопытно, что эта цифра превысила декабрьские прогнозы самого регулятора: тогда первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев прогнозировал, что отток капитала не должен превысить $100 млрд. Чем же объясняется рекордный отток капитала частного сектора из России в минувшем году?

Основная часть оттока капитала в 2009 году пришлась на последний квартал - $130,5 млрд. "Похоже, что финансовые власти недооценили масштаб покупки валюты корпоративным сектором (активы нефинансового сектора в наличной валюте увеличились за IV квартал на $30 млрд), - анализирует ситуацию директор аналитического департамента Банка Москвы Кирилл Тремасов. - Очевидно, что субъекты экономики в конце года запасались валютой впрок - кто для погашения внешних долгов, кто в спекулятивных целях, кто просто размещал, таким образом, свободные средства".

Отток капитала в IV квартале прошлого года вызван преимущественно отсутствием доверия внутри страны, считают аналитики Альфа-Банка. "Главным фактором оттока был не банковский сектор: на него приходится $56 млрд., причем половина этой суммы представляет собой погашение задолженности перед иностранными кредиторами, - поясняют эксперты. - Остальная часть оттока связана с другими секторами".

"В совокупности частный сектор РФ за один только IV квартал приобрел иностранных активов столько, что теперь в состоянии перекрыть почти все свои обязательства в рамках платежей по внешнему долгу вплоть до конца 2009 года (около $120 млрд. за текущий год)", - говорит главный экономист ИБ "Траст" Евгений Надоршин.

Экономист также отмечает, что темп роста прямых инвестиций в нефинансовый сектор РФ упал заметно ($6,5 млрд. за квартал против аналогичных прошлогодних $15,2 млрд.). "По портфельным инвестициям нерезидентов в РФ в IV квартале наблюдался отток - $7,5 млрд., по итогам года - минус $10,8 млрд., однако это бледная цифра на фоне деятельности резидентов по наращиванию иностранных активов", - полагает г-н Надоршин.

В свою очередь, аналитики ИК "Файненшл Бридж" напоминают, что масштабный отток капитала из РФ в 2008 году начался еще в первой половине августа на фоне вооруженного конфликта в Южной Осетии, а мировой финансовый кризис и ожидания девальвации рубля ускорили этот процесс осенью.

Сами условия для оттока капитала из РФ сложились еще раньше. "У России есть определенные экономические проблемы, обусловленные тем, что значительная часть доходов экономики была завязана на ценах на нефть и металлы, - говорит главный экономист УК "Русь-Капитал" Алексей Логвин. - Сейчас поток доходов в этих секторах существенно снизился, соответственно, возникает масса рисков для связанных с нефтянкой и металлургией отраслей (например, для машиностроения). А рост рисков - это, прежде всего, бегство капитала".

Политические риски также не утихают. На смену войны с Грузией пришел газовый конфликт с Украиной. "Новая война пока находится в холодной, то есть экономической, фазе, но ее негативные последствия уже сейчас ощущают большинство европейцев, - замечает г-н Логвин. - На инвестиционный климат России конфликт с Украиной будет влиять очень плохо и значительно дольше, чем летняя война с Саакашвили. Очень вероятно, что до полноценного разрешения ситуации Россия будет рассматриваться как очень рискованный регион, куда лучше деньги не вкладывать".

Безработица достигнет 3 миллионов в следующем году, а экономика сократится почти на 2%. Такие пессимистические прогнозы сделала Конфедерация британской промышленности, пересмотрев внимательно сентябрьские прогнозы.

Организация предусматривает, что финансовый кризис, который начался в третьем квартале, будет длиться весь 2009 год и уровень безработицы достигнет наивысшей точки - 2.9 миллионов.

"Ясно то, что короткий и поверхностный кризис, на который мы надеялись последние месяцы, в настоящий момент оказался глубже и более длительным", - говорит Джон Кридленд, Генеральный директор Конфедерации.

Члены Конфедерации ожидают, что экономика сократится на 0.8% за период с октября по декабрь этого года, и будет продолжать сокращаться следующие три квартала, до той поры как начнет медленно расти в 2010 году.

Падение инфляции, однако, будет способствовать последующему сокращению банковской учетной ставки. Конфедерация прогнозирует снижение инфляции до 1.7% до конца следующего года, не дотягивая к запланированным Банком Англии 2%. Процентная ставка может быть урезана до 1.5%.

2.2 Оценка инвестиционного климата в России

Инвестиционный климат представляет собой набор факторов, специфичных для данной страны и определяющих возможность фирм к расширению масштабов деятельности на основе осуществления продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест, активному участию в глобальной конкуренции. Риск инвестиционных решений лежит на предпринимательском сообществе. Государство оказывает значительное воздействие на инвестиционный климат с точки зрения гарантирования прав собственности, правового регулирования и налога бизнеса, условий функционирования финансового рынка и рынка труда, создания рыночной инфраструктуры, а также решения таких проблем, как коррупция, преступность, политическая нестабильность.

Этап экономического роста в России в 2000 - 2005 гг. характеризовался быстрым наращиванием экспорта и капиталовложений, началом многих инвестиционных проектов, существенным повышением производительности труда в частном и государственном производительных секторах. Этому способствовали макроэкономическая стабильность, устойчивость государственной финансовой системы, заметное снижение инфляции и безработицы по сравнению с 1998 - 1999 гг.

Благодаря росту мировых сырьевых и энергетических цен для отечественной экономики сложились исключительно благоприятные условия. В 2007 г. реальный ВВП России вышел на уровень 1990 г. (90% в 2005 г), хотя его структура будет совершенно иной.

В послании Президента РФ Федеральному собранию от 5 ноября 2009 г. говорится о крайней заинтересованности России в масштабном притоке частных, в том числе иностранных инвестиций, что является стратегическим подходом в вопросе ускорения темпов роста национальной экономики.

В условиях постоянного развития научно-технических процессов и в целом глобализации мировой экономики эффективное управление народным хозяйством без инвестиционных вливаний становится практически возможным. Россия, находясь на стадии вступления в ВТО, ставит цель окончательно интегрироваться в международное экономическое сообщество, имея при этом довольно скудные собственные, производственно-технические и финансовые возможности. Как следствие этого, в настоящее время нашей стране необходима разработка "прозрачной" инвестиционной стратегии, позволяющей решить проблемы преодоления дезинтеграции экономики, чтобы предотвратить дальнейшее бегство капитала из производственной сферы, и в целом развития народного хозяйства.

В связи с тем, что в настоящее время инвестиционная активность, несмотря на некоторые положительные тенденции, является самым слабым местом в российской экономике, инвестиционная стратегия России должна вбирать в себя абсолютное большинство предложений и пожеланий потенциальных иностранных инвесторов, которые базируются на многолетней практике.

Использование иностранных инвестиций - это объективная необходимость, которая обусловлена участием нашей страны в мировой экономике и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства.

Необходимо отметить, что привлечение иностранных инвестиций будет способствовать ускорению экономического и технического прогресса, обновлению и модернизации основных производственных фондов, износ которых в некоторых отраслях, как отмечалось выше, достиг отметки 80%. Перелив капитала в нашу страну позволит решить вопросы обеспечения занятости, овладения передовыми методами организации производства, подготовки кадров, отвечающих требованиям новой экономики.

Оживление экономики, постепенный выход из кризиса, создание производства, способного предотвратить подобные явления, требуют осуществления комплекса мероприятий.

И все же реальный выход из сложившийся ситуации в стране, структурная перестройка, а затем и движение к более высоким рубежам, требуют реконструкции предприятий, их технического перевооружения, расширения их профиля (диверсификации), создания высокоэффективного производства, способного быстро осваивать новую продукцию. Все это означает необходимость инвестиций и инноваций, практически невозможных друг без друга. Это единственный процесс, цель которого - создать предприятия, занимающие твердую нишу на рынке, обеспечивающие (причем на длительный период) конкурентоспособность своего производства и продукции, ее более высокое качество, широкий и постоянно обновляющийся ассортимент и низкие издержки производства.

Между тем, Минэкономразвития прогнозировал общий рост инвестиций в 2008 - 2008 годах на уровне 10% в год. В 2008 г. рост инвестиций составил 11%, благодаря направлению на инвестиции части средств, оставляемых у предприятий в результате осуществления налоговых новаций с 2008 года. Об этом говорится в материалах Минэкономразвития, подготовленных к заседанию правительства.

Темпы роста инвестиций обосновываются исходя из спроса на инвестиции, а также прогноза источников финансирования инвестиций http://www.cbr.ru:

* доля прибыли, направляемая на инвестиции, по мере снижения налогов и улучшения инвестиционного климата, постепенно возрастает с 16,5% в 2005 г. до 17,5% в 2009 г.;

* доля амортизации, направляемой на инвестиции, сохраняет возрастающую тенденцию с 55,3% в 2005 г. до 63,5% в 2009 г.;

* сохраняется также повышающаяся тенденция доли привлекаемых кредитов банков в общем объеме инвестиций с 7,3% в 2005 г. до 10,2% в 2009 г.;

* продолжается рост доли заемных средств других организаций с 7% в 2005 г. до 8,1% в 2009 году.

Основной приток прямых инвестиций был в 2006 - 2007 годах, и уровень, относительно ВВП, повысился с 1,6% в 2005 году до 2,5% ВВП в 2009 году. Несмотря на увеличение прямых инвестиций в долларовом выражении за четыре года более чем вдвое, их относительный уровень по-прежнему значительно уступает параметрам стран Восточной Европы и Юго-Восточной Азии.

Важной особенностью российской экономики остается экспорт прямого (легального) капитала за рубеж и большой импорт портфельного капитала. Общий объем накопленных иностранных инвестиций в отечественную экономику к концу сентября 2009 г. составлял около 96,5 млрд. долл.

Привлекательными для иностранных инвесторов являются отрасли, экспортный или внутренний спрос на продукцию, которых в последние годы был устойчиво высок: добыча полезных ископаемых; операции с недвижимостью; оптовая и розничная торговля; финансовая деятельность; пищевая промышленность и другие. Среди лидеров по инвестициям в российскую экономику традиционно фигурируют Кипр, Люксембург, Нидерланды, Великобритания и Германия, суммарная доля которых и по прямым иностранным инвестициям (ПИИ), и по общему объему накопленных инвестиций близка к 70%. Значительную долю в этой сумме, по-видимому, составляют ранее вывезенные российские капиталы.

Инвестиционные процессы в России находятся в глубоком кризисе, и без серьезной поддержки государства не обойтись. Для оживления инвестиционной активности необходимо осуществление ряда радикальных мер, таких как создание инвестиционного механизма формирования благоприятного климата для инвестиций, концентрация необходимых финансовых средств в банковской системе, с помощью которой можно было бы осуществлять перелив капитала с ориентацией на приоритетные, перспективные направления развития отраслей народного хозяйства.

Процесс инвестирования сегодня является малоэффективным и непривлекательным для потенциальных инвесторов. Это обусловлено и отсутствием четкой инвестиционной стратегией государства, которая должна быть направлена на подъем, инвестиционной активности, поддержку и оздоровление воспроизводственной структуры экономики.

Преодоление дезинтеграции экономики и предотвращение дальнейшего бегства капитала из производственной сферы требует активных и адекватных усилий государства. Нужны экономические и организационные инструменты, направляющие денежные потоки в подъем производственных инвестиций.

В целях улучшения инвестиционного климата Правительством Российской Федерации реализуются несколько направлений структурных реформ.

Особое внимание в настоящее время уделяется реформе системы государственного управления, направленной на сокращение избыточного вмешательства государства в экономику. Ощутимые результаты достигнуты в реализации административной реформы в части оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти и устранении дублирующих и избыточных функций.

Особого упоминания также заслуживает реформа технического регулирования, направленная на создание условий для успешного развития бизнеса, гармонизацию существующих внутри страны стандартов с международными. Базовый закон принят, сейчас готовятся соответствующие подзаконные акты.

После всего вышесказанного можно отметить некоторые благоприятные условия и тенденции:

Россия обладает одним из самых высокообразованных кадровых потенциалов в мире;

Формальный сектор НИОКР в России (1,17% ВВП) выигрывает в сравнении с некоторыми странами, например, с Бразилией (0,98%) и Индией (0,85%);

Российские компании высказывают меньше жалоб по сравнению с сопоставимыми компаниями в Индии и Китае по поводу: налоговых ставок, процедур лицензирования, выдачи разрешений и налоговых правил, инфраструктуры;

В результате осуществления реформ в 2007-2008 гг. упростились административные процедуры лицензирования, регистрации и налогообложения предприятий.

2.3 Перспективы развития инвестиционного климата в России

После всего сказанного можно сделать несколько основных выводов относительно политики улучшения инвестиционного климата в России:

2010-2011 годы "должны быть годами серьезного улучшения инвестиционного климата в России", считает глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина. Такое мнение она высказала сегодня в ходе международной конференции "Россия и мир: вызовы нового десятилетия".

При этом основной составляющей этой работы она назвала развитие институциональной среды. На взгляд министра, "у нас очень много хороших заделов для этого, но не много доведенных до конца реформ". Таким образом, она призвала к проведению в ближайшее время "селективной, точечной институциональной политики", которая подразумевает реорганизацию приоритетных на данный момент институтов. По ее словам, правительство в настоящее время обсуждает с экспертами и представителями бизнеса, какие именно направления данной работы должны стать приоритетными, передает ПРАЙМ-ТАСС.

Э.Набиуллина выделила три основных таких направления. Первое, по ее словам, связано "с серьезным улучшением организаций, связанных с получением разрешений на организацию новых проектов". Вторым направлением она назвала миграционную политику, подчеркнув, что считает важным привлечение эмигрантов в высокотехнологичные сферы экономики. Кроме того, Э.Набиуллина предлагает акцентировать внимание "на страховании вместо разрешений, то есть на рыночных институтах вместо административных".

Как отметила Э.Набиуллина, создание специальной институциональной среды для улучшения инвестиционного климата не может проходить и без "определенной настройки системы налогообложения". "При этом потенциал снижения налоговой нагрузки мы почти исчерпали", - констатировала министр, отметив, что "мы пока недоиспользовали потенциал стимулирующих налоговых преобразований". Э. Набиуллина особо подчеркнула, что "новые виды деятельности нуждаются, на наш взгляд, в освобождении от большинства налогов".

Затянувшееся вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), по мнению министра, также по сути призвано улучшить инвестиционную среду. Отвечая на многочисленные вопросы в адрес правительства, "зачем же все-таки России вступать в ВТО, если нас, как кажется, не очень-то хотят там видеть", Э. Набиуллина заметила: "На самом деле ВТО для нас это не только вопрос доступа на рынке, но и вопрос создания инвестиционной среды". Она пояснила, что инвесторам, вкладывающим свои финансовые ресурсы в экономику стран-участниц торговой организации, "не надо делать столько усилий, чтобы распознать инвестиционную среду".

Заключение

Инвестиционным климатом (иногда предпринимательским) называется ситуация в стране с точки зрения иностранных предпринимателей, вкладывающих в ее экономику свои капиталы.

Анализ ситуации в мировой экономике по итогам 2008 г. позволяет прогнозировать замедление глобального роста в текущем году. В ноябрьском прогнозе МВФ он оценивается на уровне 2,2, а Всемирного банка -- 0,9%. В дальнейшем можно ожидать уменьшения этих значений. Наиболее развитые экономики в наступившем году ждет серьезный спад.

Так, Еврокомиссия прогнозирует падение ВВП еврозоны на 1,8%. По оценкам Бюджетного управления конгресса США (далее -- БУК), представленным в «Перспективах экономики и бюджета в 2009--2019 гг.», в 2009 г. США ожидает сильное сокращение экономической активности. Реальный ВВП без учета программы стимулирования экономики снизится на 2,2%, а реальное потребление -- более чем на 1%.

...

Подобные документы

    Инвестиционный климат: понятие, состав, факторы влияния. Методы оценки инвестиционного климата регионов России. Анализ современного состояния инвестиционного климата. Перспективы развития инвестиционного климата в России. Основные прогнозы на 2013 год.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2014

    Понятие, стимулирование и характеристика инвестиций, этапы инвестиционного процесса. Оценка и анализ инвестиционного климата в России. Состав и структура источников инвестиций. Описание макроэкономических показателей, влияние инвестиций на экономику.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2014

    Кризис российской экономики. Государственная инвестиционная политика. Реальные и портфельные инвестиции. Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику. Перспективы изменений инвестиционного климата в России.

    контрольная работа , добавлен 12.12.2010

    Теоретические основы инвестиций: сущность, видовая структура - прямые, портфельные и прочие. Общая характеристика инвестиционного климата в России, проблемы правового регулирования иностранных инвестиций и влияние различных факторов, пути преодоления.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2011

    Сущность инвестиционного климата. Понятие и структура инвестиционного климата. Инвестиционный климат в зарубежных странах. Инвестиционный климат в условиях переходной экономики России. Современное состояние инвестиционного климата в России.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2002

    Понятие и сущность инвестиционного климата и рисков, связанных с ним, в том числе характеристика его проблем в РФ. Анализ динамики объемов иностранных инвестиций в экономику Нижнего Новгорода за 2008 г. Методика расчета периода окупаемости инвестиций.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2010

    Современное состояние инвестиционного климата России, пути совершенствования. Инвестиционный климат в регионах России: региональная среда для инвесторов, инвестиционная привлекательность регионов, неэкономические проблемы инвестиционного климата.

    статья , добавлен 19.04.2010

    Понятие и сущность инвестиционного климата РФ и ее регионов, этапы формирования, факторы влияющие на его состояние, методы оценки, взаимосвязь с политикой в области инвестиций. Проблемы и приоритеты развития инвестиционного климата в современных условиях.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2010

    Методика оценки инвестиционной привлекательности. Состояние инвестиционного климата России, основные проблемы инвестирования. Мировой опыт повышения инвестиционной привлекательности страны. Направления повышения уровня инвестиционной привлекательности.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2015

    Виды инвестиций, их динамика в экономике Российской Федерации. Роль инвестиций в развитии экономики страны. Характеристика и особенности инвестиционного климата. Использование иностранного опыта в формировании внутреннего инвестиционного климата в России.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!