Все для предпринимателя. Информационный портал

Нормативное регулирование бухгалтерского учета. Какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета? Закон "О бухгалтерском учете"

Статья представляет собой шпаргалку, которая поможет найти правду в нормативных правовых актах (НПА), регулирующих , и решить разногласия между различными бухгалтерскими правилами.

Система нормативно-правовых актов, регулирующих бухгалтерский учет

Сначала давайте посмотрим, какими нормативными актами нужно руководствоваться при организации и ведении учета и составлении отчетности (Статьи 3, 5 Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ). Для наглядности мы построили из них пирамиду, расположив НПА по их юридической силе от вершины пирамиды (большая юридическая сила) к основанию (меньшая юридическая сила).

План счетов бухгалтерского учета и формы бухгалтерской отчетности, рекомендованные Минфином, содержат лишь технические вопросы ведения бухучета и составления отчетности (Пункт 2 ст. 5 Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ). Правил самого учета в них нет.

А вот разъяснения (письма) Минфина по вопросам регулирования бухучета нормативными правовыми актами не являются (Пункт 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009). Поэтому решайте самостоятельно, учитывать выраженную в них позицию контролирующего органа или нет.
Кстати, если у вас есть сомнения, как проводить ту или иную операцию, вы можете попробовать сделать официальный запрос в Минфин России. Но, как правило, оттуда приходит отписка типа "в компетенцию Министерства финансов не входит консультирование коммерческих организаций по вопросам бухгалтерского учета" или "обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Министерстве финансов не рассматриваются".
С другой стороны, если вы встречаете минфиновское письмо, хотя и адресованное не вам, но со стопроцентно вашей ситуацией и с выгодным для вас ответом, то используйте его. Например, по мнению Минфина России, организации-продавцу на период регистрации перехода права собственности на недвижимость, переданную покупателю, надо отразить выбытие объекта из состава ОС. Для этого объект можно 45 "Товары отгруженные", отдельный субсчет "Переданные объекты недвижимости" (Письмо Минфина России от 22.03.2011 N 07-02-10/20). А это означает, что налог на имущество по этому объекту в период регистрации можно будет не платить. Кстати, с этим согласен и ВАС РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.03.2011 N 16400/10).
Что касается международных стандартов отчетности (МСФО), то на сегодняшний день они уже вошли в действующую систему регулирования российского бухучета. Минфин России придал им официальный статус, издав Приказ о введении в действие МСФО и разъяснений МСФО (Приказ Минфина России от 25.11.2011 N 160н; п. п. 7, 23 Постановления Правительства РФ от 25.02.2011 N 107).
Но составлять отчетность по международным стандартам в обязательном порядке должны не все - пока это только кредитные и страховые компании, а с 2015 г. к ним присоединятся компании, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран. А обычные организации применяют правила международных стандартов, если российскими ПБУ способ учета какой-либо операции не установлен (Пункт 7 ПБУ 1/2008).

Как принять решение, если есть вопросы

Итак, как же найти ответ на свой вопрос по учету той или иной операции, актива или обязательства? Предлагаем применять следующий алгоритм.


А теперь на примере ответов на вопросы читателей покажем, как применять этот алгоритм на практике.

Для арендатора неотделимые улучшения - это основные средства

Мы арендуем помещение, в котором сами перенесли межкомнатные стены. Не знаем, как нам учесть затраты на ремонт. В ПБУ 6/01 "Учет основных средств" сказано, что их можно учесть в составе основных средств. А вот в Методических указаниях по учету ОС (Утверждены Приказом Минфина от 13.10.2003 N 91н) говорится, что неотделимые улучшения арендованного имущества можно учесть как ОС, только если по условиям договора эти капитальные вложения являются нашей собственностью (Пункт 3 Методических указаний по учету ОС).

Учитывайте капвложения как свои основные средства.
Обратимся к нашей схеме. У нас имеются две противоречащие друг другу нормы: одна из ПБУ, вторая - из Методических указаний. Как мы показали в нашей пирамиде, ПБУ обладают большей юридической силой по сравнению с методичками. Поэтому применяем правило ПБУ, согласно которому можно учесть капвложения в арендованное имущество в качестве ОС независимо от наличия права собственности на капвложения. Минфин России придерживается такой же позиции (Письмо Минфина России от 03.11.2010 N 03-05-05-01/48).
К тому же по гражданскому законодательству право собственности на неотделимые улучшения всегда находится у арендодателя (Статья 623 ГК РФ). То есть правило, сформулированное в Методических указаниях по учету ОС, к неотделимым улучшениям просто никогда нельзя применить.

Проценты по займам - в расходы

Мы взяли кредит и приобрели на него товар. Как нам теперь учесть проценты по кредиту, начисленные до момента принятия МПЗ к учету? В разных ПБУ разные правила - они противоречат друг другу! Так, в ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" написано, что проценты надо относить на стоимость МПЗ. А вот ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам" предусматривает, что проценты надо учитывать в расходах.

Проценты по займам в первоначальную стоимость МПЗ включать не нужно. Их надо учесть в составе прочих расходов текущего периода (Пункты 3, 7 ПБУ 15/2008).
В вашей ситуации противоречия норм нет. Перед вами акты одной юридической силы, принятые в разное время, - здесь конкуренция нормы общей и специальной. Напомним, общая норма регулирует определенный род отношений, специальная норма регулирует вид отношений данного рода, детализирует общую норму или делает изъятия из нее.
В рассматриваемом примере вы подбираете правило для организации учета процентов по займам, поэтому правила ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам" будут для вас специальной нормой, а правила ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" - общей. А вот если бы вы искали правило для формирования стоимости МПЗ, то специальным было бы ПБУ 5/01. Закрепите в учетной политике, какая из норм в каждой конкретной ситуации у вас является специальной. И применяйте именно ее, так как она имеет приоритет перед общей.
Вместе с тем помните, что если специальная и общая нормы содержатся в правовых актах разной юридической силы, то применять надо норму из акта большей юридической силы.

Для учета электронных денег подойдет счет 55 "Специальные счета в банках"

Мы недавно открыли интернет-магазин (розничная торговля детской одеждой) и завели так называемый электронный кошелек для расчетов с покупателями-"физиками". Но как отражать в бухучете операции по электронному счету? Есть ли какие-либо правила для учета электронных денег или их еще не придумали?

Действительно, специальных правил ведения бухучета для операций с электронными деньгами пока не установили. Можно говорить о пробеле в нормативном регулировании бухучета в этой сфере. Но не пугайтесь - нужно просто подобрать в действующих нормативных правовых актах нормы, регулирующие учет сходных операций (если хотите блеснуть знаниями среди коллег, скажите, что вы применили аналогию закона).
Так, деньги, которые вы перевели в электронный кошелек, можно учесть на счете 55 "Специальные счета в банках", на счете 57 "Переводы в пути" или на счете 51 "Расчетные счета" (Пункт 18 ст. 3 Закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ). Все эти счета подходят для обобщения информации о наличии и движении денег.
К применяемому счету заведите субсчет "Электронные деньги", указав это в рабочем плане счетов. Аналитический учет можно вести по каждой платежной системе или по виду электронных денег. Такой способ учета электронных денег пропишите в своей учетной политике (Пункт 8 ПБУ 1/2008).
Итак, предположим, вы выбрали счет 55 "Специальные счета в банках". Тогда у вас будут следующие проводки.

На дату перевода денег с расчетного счета в электронную платежную систему
(ЭПС)

Введены в ЭПС деньги с расчетного
счета

55 "Специальные
счета в банках",
субсчет
"Электронные
деньги"

51 "Расчетные
счета"

На дату поступления денег от покупателя

Получен аванс от покупателя

55 "Специальные
счета в банках",
субсчет
"Электронные
деньги"

62 "Расчеты с
покупателями и
заказчиками"

Получена выручка от розничной
продажи

55 "Специальные
счета в банках",
субсчет
"Электронные
деньги"

90 "Продажи",
субсчет "Выручка"

На дату перевода денег из электронного кошелька на банковский
счет

Деньги выведены из ЭПС на расчетный
счет

51 "Расчетные
счета"

55 "Специальные
счета в банках",
субсчет
"Электронные
деньги"

Списана плата за вывод денег на
банковский счет

76 "Расчеты с
разными дебиторами
и кредиторами"

55 "Специальные
счета в банках",
субсчет
"Электронные
деньги"

Учтена в расходах плата за вывод
денег на банковский счет

91 "Прочие доходы
и расходы",
субсчет "Прочие
расходы"

76 "Расчеты с
разными
дебиторами
и кредиторами"

Учтен НДС, предъявленный платежной
системой в составе платы за услуги

19 "Налог на
добавленную
стоимость по
приобретенным
ценностям"

76 "Расчеты с
разными
дебиторами
и кредиторами"

Инвестиции в искусство - внеоборотные активы

Наша организация приобрела дорогостоящую картину с инвестиционной целью - для получения дохода от роста ее стоимости при последующей продаже. В российских нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухучета произведений искусства, приобретенных на срок более года с инвестиционной целью. Можно ли нам воспользоваться правилами МСФО, чтобы отразить такую операцию в бухучете?

Зачем вам использовать МСФО, если можно опираться на общие требования российского бухгалтерского законодательства (Пункты 6, 7 ПБУ 1/2008). Давайте поразмышляем.
Ваше приобретение - явно не текущий расход, а актив, то есть хозяйственное средство, над которым организация получила контроль и которое должно принести ей экономические выгоды в будущем (Пункт 7.2 Концепции бухучета, утв. Минфином России 29.12.1997). Причем актив внеоборотный, поскольку вы не планируете его продавать ранее чем через год. В бухгалтерском балансе стоимость картины можно отразить:
(или ) по отдельной дополнительной строке (например, "Инвестиционное имущество") в разд. I "Внеоборотные активы", если пользователям вашей отчетности нужно четко знать, какие именно активы имеются у организации;
(или ) по строке "Прочие внеоборотные активы", если пользователям вашей отчетности достаточно знать общую стоимость внеоборотных активов, но не важна их классификация.
В бухучете для отражения картины более всего подойдет счет 03 "Доходные вложения в материальные ценности".
Амортизировать этот актив не нужно, поскольку это предмет искусства (Абзац 5 п. 17 ПБУ 6/01).
В любом случае выбранный вами способ ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности закрепите в учетной политике.

Как учесть возвращенное лизингополучателем имущество, которое будет продано

У нас закончился срок договора лизинга, и лизингополучатель вернул нам автомобиль. Теперь мы решили продать этот автомобиль, начали искать покупателя. Как нам учесть этот объект? Ведь он уже не является имуществом, предназначенным для передачи в лизинг, и не может числиться у нас на счете 03, так?

Действительно, автомобиль в вашей ситуации перестал быть внеоборотным активом. Но в имеющемся Приказе Минфина об отражении в бухучете операций по договору лизинга (Приказ Минфина России от 17.02.1997 N 15) не сказано, как учитывать лизинговое имущество, готовящееся к продаже. Загляните в нашу схему: раз в действующем законодательстве нет нормы, регулирующей такую операцию или сходную с ней, то вам надо руководствоваться общими принципами и требованиями российского законодательства о бухучете. Поэтому учтите автомобиль, предназначенный для скорой продажи, как оборотный актив. Например, переведите его на счет 41 "Товары".

Помните, что правильное применение норм, регулирующих бухучет, поможет избежать искажений в бухгалтерской отчетности. Кроме того, правильное ведение и организация бухучета позволят без ошибок рассчитывать налоги, которые напрямую связаны с бухучетом (в частности, НДС, налог на имущество), а значит, исключат вероятность ошибок и в налоговой отчетности.

Бухгалтерский учет в нашей стране ведется в соответствии с определенными , а также на основе ряда , предусмотренных законодательством. О системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ 2016 расскажем в нашем материале.

Уровни бухгалтерского учета с позиции регулирования

Чтобы ответить на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, необходимо учесть уровни нормативно-правовых актов с точки зрения их значимости. Во-первых, это федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального собрания. Во-вторых, акты Президента РФ. В-третьих, акты Правительства и т.д.

Применительно к бухгалтерскому учету нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета обычно представляется как система, состоящая из 4 уровней.

Основные нормативные документы по бухгалтерскому учету 2016: уровень 1

В основе этого уровня лежит Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» . Цель данного закона — установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

На этом же уровне можно упомянуть письма Минфина, которые хотя и не являются нормативными правовыми актами (п.2 Правил, утв. Постановлением Правительства от 13.08.1997 № 1009) и применяются организациями добровольно, могут помочь бухгалтеру в решении того или иного практического учетного вопроса.

Бухгалтерские нормативные документы: уровень 4

На этом уровне главный нормативный документ по бухучету - . Цель этого уровня регулирования бухучета - определить для организации порядок ведения бухгалтерского учета операций, по которым действующими актами не предусмотрен конкретный порядок или существует вариативность.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ состоит из документов четырех уровней :

1. Первый уровень ¾ законы, указы Президента, постановления Правительства. Основным документом, регулирующим вопросы бухгалтерского учета, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.69 г. № 129 (в редакции ФЗ от 23.07.98 г. № 123). Этим законом определены объекты бухгалтерского учета, основные задачи, регулирование бухгалтерского учета, его организация, основные требования к ведению бухгалтерского учета, бухгалтерская документация и регистрация, бухгалтерская отчетность и ответственность за нарушения законодательства РФ.

2. Второй уровень ¾ положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету содержат основные правила методологии и организации учета по отдельным его разделам. Они регулируют общие и частные вопросы построения учета и формирования учетной политики. Применение стандартов позволяет избежать ошибок при ведении учета и повышает его качество.

3. Третий уровень ¾ методические указания, инструкции, рекомендации и т.д. Эти документы разрабатываются в дополнение к учетным стандартам.

4. Четвертый уровень ¾ учетная политика организаций. Внутренние нормативные документы определяют особенность ведения учета в организации. На основе федеральных законодательных актов, положений по бухгалтерскому учету, с учетом методических рекомендаций, указаний, инструкций организации самостоятельно разрабатывают внутренние нормативные документы, отражающие их учетную политику.

В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета в РФ, Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», учетная политика – это совокупность конкретных методов, норм ведения бухгалтерского учета и организация бухгалтерской службы, объявляемая предприятием, исходя из общепринятых правил и особенностей своей деятельности.



Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению в виде соответствующей организационно-распорядительной документации (приказов, распоряжений и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего документа. При этом они применяются всеми подразделениями организации независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности., но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации.

Учетная политика организации формируется ее главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

1) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

2) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены формы первичных учетных документов, а также формы для внутренней бухгалтерской отчетности;

3) методы оценки активов и обязательств;

4) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

5) правила документооборота и технология обработки учетной информации;

6) порядок контроля за хозяйственными операциями;

7) другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики организация должна раскрывать такие способы ведения бухгалтерского учета , как:

ü способы амортизации основных средств, нематериальных активов;

ü оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства, готовой продукции, работ, услуг;

ü и другие способы.

Принятая организацией учетная политика должна соблюдаться в течение года.

Изменение учетной политики может производится в случаях:

1) изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

2) разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

3) существенного изменения условий деятельности, которое может быть связано с реорганизацией, сменой собственника, изменением видов деятельности.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться соответствующей документацией. Изменение должно вводиться с 1 января года, следующего за годом его утверждения соответствующим документом.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна включать причину изменений учетной политики, оценку последствий изменений в денежном выражении.

Учетная политика организации является основным документом, регламентирующим ведение бухгалтерского учета и порядок налогообложения.

В учетной политике организации отражаются следующие направления:

I. Методика бухгалтерского учета:

1) метод определения выручки от реализации продукции для целей налогообложения: по оплате или по отгрузке;

2) способы оценки основных средств и нематериальных активов;

3) сроки и способы начисления амортизации по отдельным группам основных средств и нематериальных активов;

4) способы оценки материально-производственных запасов (материалов, товаров, готовой продукции);

5) оценка незавершенного производства;

6) порядок учета и распределения общехозяйственных расходов;

7) резервы предстоящих расходов и платежей;

8) распределение прибыли или нераспределение ее и т.д.

II. Техника ведения бухгалтерского учета:

1) разработка рабочего плана счетов;

2) определение формы бухгалтерского учета;

3) определение порядка составления отчетности;

4) установление сроков и порядка проведения инвентаризации и т.д.

III. Организация бухгалтерской службы:

1) права и обязанности главного бухгалтера;

2) порядок взаимодействия бухгалтерии с другими подразделениями организации;

3) организационная структура, состав и подчиненность работников и учетных подразделений.


Список литературы:

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

2. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций».

3. План счетов бухгалтерского учета финансово хозяйственной деятельности организаций.

4. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. Ростов н/Д, 2001.

5. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета. М., 2002.

6. Бакаев А.С. Годовая бухгалтерская отчетность организации. М., 2001.

7. Безруких П.С. Бухгалтерский учет. М.,2002.

8. Кашаев А.Н., Островский О.М. О принципах бухгалтерского учета. М., 2001.

9. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета. М., 2001.

10. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет. М., 2001.

11. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. М., 2002.

12. Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета. М., 1999.

13. Русалева Л.А. Теория бухгалтерского учета. Ростов н/Д, 2001.

14. Палий В.Ф., Соколов Я.В. Теория бухгалтерского учета. М., 2001.

15. Соколов Я.В. Теория бухгалтерского учета: необходимость и особенность. М., 2001.

16. Толковый словарь бухгалтера. М., 1999.

17. Хендриксен Э.С., Ван Бреда М.Д. Теория бухгалтерского учета. М., 2000.

Бухгалтерия - это не только дело каждой конкретной организации, но и государственное. Именно поэтому существует многоуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ, представленная множеством нормативно-правовых актов. Учесть все законодательные требования поможет эта статья.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ на законодательном уровне имеет четкую структуру и иерархию. Во главе всего стоит, правда, не кодекс, как во многих других сферах, а «О бухгалтерском учете». В соответствии с его требованиями, должны действовать абсолютно все хозяйствующие субъекты в России. Но на его основе разработано также большое количество подзаконных актов, которые также должны применять все организации при ведении бухучета.

Иерархия бухгалтерских нормативно-правовых актов в России

Если образно представить, какими документами регламентируется бухгалтерский учет в России, получится своеобразная пирамида из пяти уровней, во главе которой находится Федеральный закон от 06.12.2011 № 402 . Рассмотрим, как это наглядно выглядит на схеме, а потом рассмотрим каждый из уровней в отдельности.

Итак, мы видим, что все нормативные документы по бухгалтерскому учету поместились в одну пятиуровневую систему. На каждом из уровней достигается отдельная цель. В частности, федеральный закон регламентирует только общие нормы и требования, а вот Положение по ведению бухучета и отчетности в РФ, утвержденное Приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н , которое находится ниже по важности, регулирует частности. Именно в нем руководители и бухгалтеры могут найти ответы о практическом применении требований ФЗ № 402 и других нормативно-правовых актов. С этими двумя документами все более-менее понятно, но вот дальше идут базовые документы, с которыми бухгалтерам приходится иметь дело практически ежедневно:

  • план счетов;
  • многочисленные ПБУ;
  • положение о документообороте.

Для того чтобы лучше понять, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, рассмотрим нижние уровни подробнее.

Базовые НПА

План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению утверждены Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н . Этот документ содержит перечень используемых бухгалтерских проводок, а также их расшифровку. Этот план предназначен для коммерческих организаций, бюджетные применяют свой план счетов, для банков также действует отдельный НПА. Все проводки бухгалтеры осуществляют на основе рекомендаций и требований, перечисленных в Положениях по бухучету (ПБУ), которых действует довольно большое количество. Представим действующие ПБУ в виде таблицы:

Номер документа

Наименование ПБУ

Реквизиты Приказа Минфина России, утвердившего ПБУ

«Учетная политика организации»

«Учет договоров строительного подряда»

«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»

«Бухгалтерская отчетность организации»

«Учет материально-производственных запасов»

«Учет основных средств»

«События после отчетной даты»

«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»

«Доходы организации»

«Расходы организации»

«Информация о связанных сторонах»

«Информация по сегментам»

«Государственная помощь»

«Нематериальные активы»

«Расходы по займам и кредитам»

«Информация по прекращаемой деятельности»

«Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»

«Расчеты по налогу на прибыль организаций»

«Финансовые вложения»

«Информация об участии в совместной деятельности»

«Изменения оценочных значений»

«Исправление ошибок в бухучете и отчетности»

«Отчет о движении денежных средств»

«Затраты на освоение природных ресурсов»

от 06.10.2011 № 125н

То, что регламентирует каждое из ПБУ, можно понять из его названия. Все действующие ПБУ признаны федеральными стандартами бухучета до вступления в силу соответствующего закона о национальных стандартах. Это прописано в части 1.1 статьи 30 закона № 402-ФЗ.

Нормативная база бухгалтерского учета предполагает также использование МСФО, они введены в действие на территории России Приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н . При оформлении документов бухгалтеры должны учитывать требования По-ло-же-ния о до-ку-мен-тах и до-ку-мен-то-обо-ро-те в бух-гал-тер-ском учете, утвержденного еще Приказом Минфина СССР от 29.07.1983 № 105.

Методички и внутренние нормативные акты

Рассмотрение вопроса, какими нормативными документами регламентируется ведение бухучета, будет неполным без упоминания о ме-то-ди-че-ских ука-за-ниях и ре-ко-мен-да-циях, которые регулярно выпускает Минфин. В их числе отдельную нишу занимают Письма Минфина, в которых чиновники отвечают на вопросы и высказывают позицию по различным ситуациям, прямо не урегулированным законодательством. Хотя такие Пись-ма Мин-фи-на и не яв-ля-ют-ся НПА (п. 2 Пра-вил, утвержденных ), они реально помогают бухгалтерам в разрешении спорных ситуаций и иногда даже помогают отстоять свою позицию перед контролирующими органами.

Ну и, наконец, в самом низу пирамиды НПА находятся внутренние документы организации:

  • учетная политика;
  • инструкции;
  • приказы.

Все они должны быть составлены с соблюдением требований «вышестоящих» ФЗ и НПА. Их целью является определение по-ря-дка ве-де-ния бух-гал-тер-ско-го учета в конкретной организации. Ведь действующее законодательство предполагает вариативность в этом вопросе.

Бухгалтерский учет - сфера, работа в которой регламентирована законодательством. Поэтому, отвечая на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета , нужно помнить, что система нормативного регулирования бухгалтерского учета - сложная, многокомпонентная система с несколькими уровнями иерархии. Ее развитию государство уделяет значительное внимание. Это связано с необходимостью формировать объективную информацию о состоянии бизнеса, составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Постоянно меняющиеся запросы бизнеса на местном, международном уровнях, требуют современной адаптации положений учета. Активное участие российских организаций во внешнеэкономической деятельности, взаимопроникновение российских и иностранных инвестиций диктует бизнесу применение общих подходов к составлению бухгалтерской отчетности, а именно стандартов МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности, IFRS англ. International Financial Reporting Standards). В 1998 году в России была принята к исполнению программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО.

Для чего необходима система нормативной документации бухгалтерского учета

Главная цель системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, независимо от того, какими нормативными документами регламентируется процесс в конкретный момент, – это установление единых требований к к учету, отчетности, а также создание правового механизма для всех субъектов экономической деятельности. Информация, составляющая бухгалтерскую (финансовую) отчетность, должна быть полезной, открытой и доступной всем пользователям этой отчетности: собственникам бизнеса, инвесторам, кредиторам, контролирующим органам, менеджменту экономического субъекта.

Важный фактор достижения общего понимания в оценке показателей отчетности для российских и иностранных партнеров, участников внешнеэкономической деятельности, - сближение стандартов РСБУ с правилами МСФО. Министерство финансов 25 ноября 2011 года утвердило приказ № 160н о введении МСФО в Российской Федерации.

Приказом Минфина РФ от 28.04.2017г. № 69н установлен приоритет МСФО в очередности выбора способов учета в случае, когда федеральные и отраслевые стандарты не содержат необходимых правил.

Существенный фактор для принципа рационального ведения учета - сближение бухгалтерских и налоговых правил, что значительно облегчает взаимодействие с налоговыми органами при проверках.

В российской практике Правительство РФ постоянно совершенствует систему бухгалтерского учета, чтобы она могла решать задачи:

  • оптимизации качества, достоверности сведений отчетности;
  • увеличения гибкости системы регулирования БУ - прямого взаимодействия органов власти, бухгалтерского сообщества на основе разумного сочетания и дополнения;
  • повышения эффективности контроля в отношении квалификации специалистов, которые занимаются ведением БУ и аудитом отчетности;
  • соответствия запросам пользователей отчетности, уровню развития науки и практики БУ;
  • эффективного международного взаимодействия представителей бизнеса в условиях рыночной экономики
  • применения признанных в международной практике принципов учета и отчетности.

Чтобы достичь этих и других целей, нормативные документы должны быть собраны в четкую, логически выстроенную систему. В России у нее четыре основных уровня иерархии.

Структура нормативной документации

Систему бухгалтерского учета в России определяет Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ.

Законодательство РФ в этой сфере состоит из Закона N 402-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов.

Свод федеральных законов, принятых в соответствии с ними нормативных актов в Законе N 402-ФЗ не приводится, то есть в систему законодательства входят все федеральные законы. На практике специалисты БУ в своей работе обращаются прежде всего именно к этому закону, затем, в случае необходимости, используют нормы иных федеральных законов, раскрывающих правила осуществления того или иного факта хозяйственной жизни. К ним относятся: Гражданский Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Таможенный Кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ, Воздушный Кодекс РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ, Устав автомобильного транспорта и другие законы.

Правила Закона 402-ФЗ обязательны к применению для всех экономических субъектов в РФ: организаций всех видов (в т. ч. госорганов и некоммерческих организаций), индивидуальных предпринимателей, иностранных филиалов и представительств.

В основном бухгалтерском Законе (N 402-ФЗ) выделены четыре уровня документов в области регулирования бухгалтерского учета:

  • федеральные стандарты по бухгалтерскому учету;
  • отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта.

Поясним, что Стандарт БУ – это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.

Иерархия уровней регулирования бухгалтерского учета в РФ включает:

  • федеральный уровень (законодательство и стандарты);
  • отраслевой нормативный уровень (отраслевые стандарты);
  • методологический уровень (рекомендации, письма, разъяснения, различная информация);
  • уровень экономического субъекта (внутренние положения).

Основными органами государственного регулирования бухгалтерского учета в России являются Минфин РФ, Центробанк РФ. Они утверждают федеральные и отраслевые стандарты в пределах своей компетенции.

В полномочия Центробанка РФ входит утверждение стандартов для кредитных и некредитных финансовых организаций. К некредитным финансовым организациям относятся в частности: профессиональные участники рынка ценных бумаг, различные инвестиционные фонды, различные финансовые кооперативы, микрофинансовые организации, ломбарды.

Федеральные стандарты обязательны к применению всеми экономическими субъектами в РФ и издаются в виде Приказов Минфина РФ и Положений (Указаний) Центробанка.

Отраслевые стандарты также могут утверждаться отдельными Министерствами в пределах своей отраслевой принадлежности. Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. К ним относятся различные методические рекомендации по бухгалтерскому учету Минсельхоза, Роскомторга, Минтранса, Госстроя РФ.

Отраслевые стандарты обязательны к применению всеми экономическими субъектами отрасли, если иное прямо не указано в самом стандарте и издаются в виде Приказов соответствующих Министерств.

Методологический уровень регулирования бухгалтерского учета реализуется изданием рекомендаций в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию БУ, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета. Рекомендации, в основном, разрабатываются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета и применяются на добровольной основе.

К субъектам негосударственного регулирования в частности относятся: саморегулируемые организации аудиторов, профессиональных бухгалтеров, микрофинансовых организаций и другие.

Четвертый уровень регулирования бухгалтерского учета осуществляется непосредственно в экономическом субъекте путем самостоятельной разработки и утверждения учетной политики, положений и правил, которые закрепляются приказами или распоряжениями руководителя экономического субъекта. Эти стандарты применяются всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения, а также дочерними обществами в случаях, предусмотренных учетной политикой основного общества.

Стандарты всех уровней не должны противоречить друг другу, а лишь дополнять и конкретизировать общие правила для их адаптации в конкретной экономической работе.

Правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности определены в Законе №402-ФЗ. Закон о бухгалтерском учете включает четыре раздела, в которых:

  • сформулированы определения, объекты и задачи бухгалтерского учета;
  • указаны ключевые законодательные акты, которыми регламентируется бухгалтерский учет;
  • перечислены требования к ведению бухгалтерского учета и документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, оценке активов/обязательств, проведению инвентаризаций, организации внутреннего контроля;
  • определены состав, правила оформления и сдачи отчетности;
  • указаны документы, регулирующие бухгалтерский учет, порядок их соответствия и применения;
  • определены субъекты регулирования учета, даны ответы на вопросы:

Кто выполняет функции государственного регулирования, утверждая федеральные и отраслевые стандарты,

Кто участвует в негосударственном регулировании, разрабатывая эти стандарты, а также различные рекомендации, инструкции и т.д.

  • определены правила хранения/архивирования документов бухгалтерского учета.

Закон на государственном уровне определяет обязанность для каждого экономического субъекта вести бухучет, формировать отчетную документацию и обеспечивать непрерывность, полноту и достоверность представленной в отчетности информации.

Непосредственное нормативное регулирование бухгалтерского учета. Правовой статус документов.

Выделим три «практических» уровня определяющих правовое значение для участников экономической деятельности документов, регламентирующих бухгалтерский учет в РФ. Они объединяют все документы, в которых сформулированы руководства, правила, порядок организации бухгалтерского учета, изданные как органами власти, так и ответственными лицами экономических субъектов.

Первый уровень представляют документы обязательные для применения, изданные органами исполнительной власти и обладающие статусом нормативных документов в контексте правоприменительной практики. Порядок издания этих документов определен правилами, установленными на государственном уровне (регистрация, публикация).

К ним относятся:

  • закон о бухгалтерском учете (отраслевые и иные федеральные законы);
  • приказы Минфина РФ, Положения и Указания Центробанка РФ (федеральные стандарты – это ПБУ);
  • приказы Минфина РФ и других Министерств, Положения и Указания Центробанка (отраслевые стандарты).

На сегодняшний день утверждены и действуют 24 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

Внесением изменений в Закон 402-ФЗ (Закон 160-ФЗ от 18.07.2017г.) всем ПБУ, изданным после 1 октября 1998 года включительно, присвоен статус федеральных стандартов, кроме Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ № 34н). Представители Минфина считают, что многие правила этого Положения устарели и изменены, поэтому этот документ не может претендовать на статус федерального. Но правила Положения продолжают действовать, и обязательны к применению всеми экономическими субъектами в РФ.

Положения определяют правила выполнения основных учетных процессов. Они охватывают вопросы:

  • учетной политики и формирования отчетности;
  • учета по отдельным направлениям - от активов/обязательств и МПЗ до договоров строительного подряда или информации о связанных сторонах;
  • признания доходов и расходов предприятия, событий после отчетной даты, условных фактов деятельности и оценочных обязательств;
  • учета расходов по их обслуживанию.

На втором уровне регламентных документов выделяем методические рекомендации, инструктивные указания, письма Минфина и ФНС, других Министерств, разъясняющие общие правила применения нормативных документов и отдельные учетные ситуации.

Документы этого уровня не считаются нормативными в области бухгалтерского учета, носят рекомендательный характер и не обязательны к применению.

План счетов и инструкцию по его применению можно выделяют как наиболее значительный документ этого уровня.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержден Приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000г. и Инструкция к нему применяется в организациях РФ всех форм собственности и организационно-правовых форм, но это не нормативный документ.

Письма Минфина и ФНС РФ, также не носят нормативно-правовой характер, но они значимы для правоприменительной практики, так как помогают участникам споров объективно рассматривать конкретные сделки, их налоговые последствия. При защите своих интересов налогоплательщик вправе учитывать позицию, изложенную в письмах Минфина России, но должен руководствоваться законодательством о налогах и сборах.

Руководители Минфина РФ указывают, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам уплаты налогов и сборов, может освободить его от ответственности только в том случае, если эти разъяснения даны персонально ему или были направлены неопределенному кругу лиц, что указывается в письме.

По налоговым спорам официально признанный Минфином РФ в 2013 году приоритет постановлений, решений, информационных писем ВАС РФ и Верховного Суда РФ.

Третий уровень - документы, обязательные не для всех организаций, а для конкретной организации. Кроме учетной политики, к ним относятся положения, которые утверждает руководитель хозяйствующего субъекта. Это локальные нормативные акты. Внутренние положения охватывают вопросы бухгалтерского и налогового учета, документооборота, внутреннего контроля, положений об оплате труда и премировании, внутреннего распорядка, командировочных расходах, эксплуатации автомобильного транспорта и другие аспекты деятельности организации.

Несмотря на то, что внутренние стандарты экономического субъекта правомерны только для конкретной компании, оформлять их нужно по общим правилам. Содержание этих документов имеет существенное значение для экономического обоснования расходов организации в целях налогообложения прибыли.

Представим в виде таблицы различия в статусе документов, регламентирующих бухгалтерский учет.

Область применения

Обязанность применения

1 уровень

Все экономические субъекты РФ

Обязаны применять.

Имеют статус нормативных документов.

Федеральные законы, Приказы Минфина РФ и других Министерств, Положения и Указания Центробанка

2 уровень

Все экономические субъекты РФ

Имеют право не применять.

Письма Минфина РФ и ФНС РФ

3 уровень

Конкретный экономический субъект (организация)

Обязаны применять.

Не имеют статус нормативных документов.

Приказы и распоряжения руководителя, утвержденные внутренние положения

Если у вас остались вопросы, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, компания BDO Unicon Outsourcing осуществляет бухгалтерское, кадровое, финансовое консультирование. Предоставим помощь компетентных экспертов. Уровень нашей поддержки подтвержден успешным завершением более чем 350 проектов и 25-летним опытом в сфере учета и консалтинга.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!