Все для предпринимателя. Информационный портал

Институциональные единицы и их разновидности. Институциональные единицы и сектора экономики в снс

Институциональная единица

Все участники экономического процесса (предприятия, организации, государственные учреждения, домашние хозяйства, фермеры, некоммерческие организации, банки, страховые компании и др.) объединены в системе национальных счетов с понятием институциональные единицы, являющиеся центром принятия независимых экономических решений, касающихся производства, распределения и использования доходов, инвестирования, кредитования и заимствования.

Институциональная единица - экономический субъект (лицо), способный самостоятельно владеть, распоряжаться и пользоваться недвижимостью и активами, принимать обязательства и участвовать в экономической деятельности, операциях с другими лицами.

То есть институциональная единица - это как бы цельное образование, структура, единица, обладающая определенными экономическими интересами и поведением, ведет учет и составляет полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов, внутри которой может быть сколько угодно заведений, каждое из которых занимается разными видами деятельности.

Основные признаки институциональной единицы:

Институциональная единица владеет продуктами или активами, может обмениваться ими или передавать права собственности на них;

Институциональная единица способна принимать экономические решения и участвовать в экономической деятельности, за которую непосредственно отвечает и отчитывается по закону;

Институциональная единица от собственного имени принимает на себя обязательства и заключает контракты;

Институциональная единица имеет набор счетов, либо для нее было бы возможным и разумным, как с экономической, так и с юридической точек зрения, составить счета.

Институциональные единицы - хозяйствующие субъекты, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами. Ими могут быть юридические и физические лица (или группы физических лиц в виде домашних хозяйств).

Существуют два типа институциональных единиц:

- домашние хозяйства (ДХ - физическое лицо или группы лиц);

- юридическое лицо - организация, имеющая в собственности имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом.

Домашнее хозяйство - это группа лиц, проживающих под одной крышей и ведущих общий бюджет. ДХ хотя и не составляют счета и балансы, тем не менее, обладают свободой в принятии экономических решений. Родственные связи при этом не играют определяющей роли. Важна экономическая целостность. Одна семья может разделиться на два или несколько домашних хозяйств, поделить кастрюли и хозяйствовать по отдельности. Конечно, домашние хозяйства не все ведут похозяйственный учет, но это можно сделать, если они хотят эффективно функционировать.

Юридическое лицо - это организация, обладающая четырьмя характерными признаками: имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность, самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени, организационное единство. В их состав входят коммерческие и некоммерческие организации, а также обособленные подразделения.

При характеристике результатов экономической деятельности важное значение имеют различия в учете деятельности резидентов и нерезидентов. Резидент - это институциональная единица (юридическое или физическое лицо), имеющая центр экономического интереса на экономической территории данной страны. Нерезиденты - граждане, имеющие постоянное место жительства за границей, даже если они временно находятся на территории данной страны, а также находящиеся в ней иностранные дипломатические, торговые и прочие официальные представительства с дипломатическими привилегиями.

В основу данного Классификатора положены общие принципы, критерии и понятия СНС-93, адаптированные к условиям организации экономики России с учетом отечественного законодательства.

Институциональная единица - хозяйственная единица, которая от своего имени владеет и распоряжается активами и доходами, вступает в экономические отношения с другими хозяйственными единицами, принимает на себя финансовые обязательства, принимает экономические решения, за которые она несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. Институциональные единицы, как правило, ведут полный бухгалтерский учет, включая баланс активов и пассивов.

Экономическая территория страны - находящаяся под управлением правительства географическая территория, в пределах которой люди, товары и капитал перемещаются беспрепятственно. Экономическая территория страны включает в себя воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф, расположенный в международных водах, в отношении которых страна пользуется исключительными правами, а также территориальные анклавы в странах остального мира (четко очерченные участки земли, которые расположены на территории других стран и используются правительством, которое владеет или арендует их для дипломатических, научных или других целей с официального политического согласия правительства той страны, на территории которой они фактически расположены).

Резидент Российской Федерации - институциональная единица, имеющая центр экономического интереса на экономической территории Российской Федерации. В этом случае, как правило, на территории Российской Федерации находятся жилые помещения, производственные площади или иные объекты, на которых или посредством которых эта единица занимается или намерена заниматься хозяйственной деятельностью и операциями в значительных масштабах в течение года и более. К резидентам страны, помимо юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации и с местонахождением в Российской Федерации, относятся ее посольства, военные базы, научные станции, агентства и т.п. единицы за рубежом. Кроме того, студенты, обучающиеся за рубежом, всегда остаются резидентами той страны, откуда они прибыли.

Филиалы и представительства иностранных юридических лиц, а также субъекты хозяйственной деятельности, имеющие форму собственности «Собственность российских граждан, постоянно проживающих за границей», осуществляющие свою производственную деятельность в Российской Федерации, также являются ее резидентами. В настоящее время применение этого положения на практике затруднено в связи с противоречием Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями и дополнениями). По этой причине временно допускается отнесение филиалов и представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих свою производственную деятельность в Российской Федерации, а также субъектов хозяйственной деятельности, имеющих форму собственности «Собственность российских граждан, постоянно проживающих за границей» к нерезидентам российской экономики, и, соответственно, рассмотрение филиалов и представительств российских юридических лиц за рубежом в качестве резидентов.

Национальная экономика - совокупность институциональных единиц-резидентов, составляющих российскую экономику в целом.

Остальной мир - совокупность институциональных единиц-нерезидентов, которые вступают в сделки с единицами-резидентами или имеют с ними какие-либо иные экономические и финансовые взаимоотношения.

Институциональный сектор экономики - совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения их функций в экономике и источников финансирования, обуславливающих их сходное экономическое поведение.

Основными видами резидентных институциональных единиц, согласно определений, принятых в СНС-93, являются:

корпорации (нефинансовые и финансовые),

квазикорпорации (нефинансовые и финансовые),

некоммерческие организации (НКО) (рыночные и нерыночные),

государственные учреждения,

домашние хозяйства.

Корпорация - институциональная единица, имеющая статус юридического лица, которая создается с целью производства товаров или услуг для реализации их на рынке, что составляет основной источник дохода для их владельцев.

Собственность корпорации распределена пропорционально долям вкладов учредителей (участников), имеющих ограниченную ответственность по обязательствам корпорации.

Квазикорпорация – хозяйствующий субъект, формально не имеющий статуса корпорации, но во всех других отношениях схожий с ней, например, неакционированные предприятия. Квазикорпорации от своего имени распоряжаются собственностью и доходами, вступают в экономические отношения с другими единицами, принимают финансовые обязательства. Квази-корпорации по принятым определениям должны вести полный бухгалтерский учет, включая баланс активов и пассивов.

Государственное учреждение – институциональная единица, основная функция которой состоит в предоставлении товаров и нерыночных услуг обществу в целом или отдельным его членам, а также в перераспределении доходов и богатства. Государственное учреждение финансируется и контролируется органами государственного управления.

Некоммерческая организация (НКО) - институциональная единица, занятая экономической деятельностью, целью которой не является извлечение прибыли для единиц, которые являются владельцами НКО или которые их финансируют и контролируют. НКО могут быть рыночными и нерыночными единицами. Рыночные НКО, финансируемые и контролируемые корпорациями, относятся к сектору корпораций (нефинансовых или финансовых). Нерыночные НКО могут финансироваться и контролироваться органами государственного управления и домашними хозяйствами. Первые относятся к сектору государственного управления, а вторые образуют отдельный сектор экономики – некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ). Отнесение НКО к тому или иному сектору экономики осуществляется в зависимости от источников их финансирования на основе критериев, которые содержатся в разделе 4 настоящего классификатора.

Домашнее хозяйство – институциональная единица, состоящая, как правило, из небольшой группы лиц, которые живут вместе, объединяют часть или все свои доходы и активы и которые коллективно потребляют некоторые виды товаров и услуг (в основном жилищные). В качестве домашних хозяйств могут выступать семьи из одного или нескольких лиц. К домашним хозяйствам относится также так называемое институциональное население, т.е. лица, находящиеся в течение относительно длительного периода времени в больницах, домах престарелых, тюрьмах и т.д. Домашние хозяйства могут быть как потребителями, так и производителями товаров и услуг, осуществляя производственную деятельность в форме индивидуальных предприятий, либо неформально, с целью обеспечения продукцией собственных потребностей или реализации ее на рынке.

Рыночные и нерыночные производители товаров и услуг – производители, занимающиеся соответственно рыночным или нерыночным производством. Разграничение рыночных и нерыночных производителей товаров и услуг является ключевым для определения общей структуры секторальной экономики и идентификации принадлежности хозяйствующих субъектов к соответствующим секторам экономики. Рыночные производители относятся в соответствии с характером их деятельности к сектору нефинансовых корпораций или к сектору финансовых корпораций (и частично к сектору домашних хозяйств), тогда как нерыночные производители относятся к сектору государственного управления либо к сектору некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства; частично они могут быть отнесены к сектору домашних хозяйств (производители продукции для собственного использования).

К рыночным производителям относятся хозяйствующие субъекты (институциональные единицы), реализующие свои товары и услуги по экономически значимым ценам, то есть по ценам, оказывающим влияние на спрос и предложение товаров и услуг. Однако применение этого общего принципа на практике требует использования более конкретных критериев разграничения.

Критерием разграничения рыночного и нерыночного производства для целей настоящего классификатора является соотношение между выручкой от реализации товаров и услуг и затратами на производство, т.н. «правило 50 процентов».

Суть его состоит в следующем:

А) Если 50 и более процентов затрат на производство покрывается за счет выручки от реализации продукции, институциональная единица является рыночным производителем и относится к сектору нефинансовых или финансовых корпораций;

Б) Если менее 50 % затрат на производство покрывается за счет выручки от реализации продукции, институциональная единица является нерыночным производителем и относится к сектору некоммерческих организаций обслуживающих домашние хозяйства, либо к сектору государственного управления.

Это правило не распространяется на некоторые высокосубсидируемые предприятия (например, угольной промышленности, жилищного хозяйства, сельского хозяйства), которые относятся к рыночным производителям.

В целях использования данного критерия определение выручки от реализации и затрат на производство имеет свои особенности:

Выручка от реализации определяется в размере выпуска продукции без налогов и субсидий на продукты.

Затраты на производство включают сумму промежуточного потребления, оплаты труда, потребления основного капитала и других налогов на производство, а также субсидии на производство.

Затраты на производство не должны включать издержек, понесенных при осуществлении валового накопления из собственного производства, например, при строительстве хозяйственным способом.

«Правило 50 процентов» применяется на основе данных за ряд лет: только если это правило действует в течение нескольких лет или действует в данном году и ожидается, что оно будет действовать в обозримом будущем, его можно строго применять.

ЭКОНОМИКА В ЦЕЛОМ (S.1)

Экономика в целом включает все институциональные единицы – резиденты Российской Федерации.

СЕКТОР НЕФИНАНСОВЫХ КОРПОРАЦИЙ (S.11)

Сектор нефинансовых корпораций включает институциональные единицы, основной функцией которых является производство товаров и нефинансовых услуг с целью продажи их на рынке и получения прибыли. Затраты на производство возмещаются из выручки от реализации.

В данный сектор включаются следующие виды институциональных единиц: нефинансовые корпорации и квазикорпорации, а также некоммерческие организации, являющиеся рыночными производителями товаров и нефинансовых услуг.

Рыночные некоммерческие организации представляют собой организации, имеющие статус некоммерческой организации. При этом они контролируются и в основном финансируются коммерческими организациями либо предоставляют услуги по рыночным ценам, оказывающим значительное воздействие на уровень спроса.

Сектор нефинансовых корпораций состоит из трех подсекторов:

Государственные нефинансовые корпорации (контролируются и финансируются органами государственного управления и органами местного самоуправления) (S111);

Национальные частные нефинансовые корпорации (не подлежат контролю со стороны органов государственного управления или из-за рубежа) (S.112);

Нефинансовые корпорации под иностранным контролем (S.113).

СЕКТОР ФИНАНСОВЫХ КОРПОРАЦИЙ (S.12)

Сектор финансовых корпораций включает все корпорации и квази-корпорации, основной функцией которых является оказание услуг финансового посредничества или вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества.

К сектору финансовых корпораций относятся собственно финансовые корпорации (включая финансовые квазикорпорации), а также некоммерческие организации, финансируемые и контролируемые финансовыми корпорациями.

Сектор финансовых корпораций состоит из четырех подсекторов.

Банк России (S.121).

Другие депозитные корпорации (S.122).

В этот подсектор включаются финансовые корпорации и квазикорпорации (кроме Банка России), основным видом деятельности которых является финансовое посредничество и обязательства которых, в основном, имеют форму депозитов. К данному подсектору относятся коммерческие банки, клиринговые учреждения, ссудосберегательные организации.

Другие финансовые посредники, кроме страховых корпораций и негосударственных пенсионных фондов (S.123).

К данному подсектору относятся финансовые учреждения, основным видом деятельности которых является финансовое посредничество, но обязательства которых не имеют форму депозитов. Это ипотечные, земляные, инвестиционные, муниципальные банки, кредитные союзы, факторинговые и лизинговые компании, инвестиционные фонды, а также другие финансовые посредники, привлекающие ресурсы в форме, отличной от депозитов, наличных денег или страховых резервов.

Вспомогательные финансовые организации (S.124).

В этот подсектор включаются все корпорации и квазикорпорации, которые занимаются деятельностью, тесно связанной с финансовым посредничеством, страхованием и негосударственным пенсионным обеспечением, но сами эти функции непосредственно не выполняют. К ним относятся валютные и фондовые биржи, компании, предоставляющие услуги брокеров по приобретению ценных бумаг, компании, предоставляющие консалтинговые услуги по финансовым вопросам и вопросам инвестирования, корпорации, специализирующиеся на инструментах хеджирования (свопы, опционы и фьючерсы) и др., прочие учреждения, предоставляющие финансовые услуги.

Страховые корпорации и негосударственные пенсионные фонды (S.125)

Негосударственные пенсионные фонды, включаемые в данный подсектор, представляют собой самостоятельные институциональные единицы, действующие независимо от своих учредителей. Такие фонды имеют собственные активы и пассивы и осуществляют финансовые операции на рынке за собственный счет.

Страховые корпорации подразделяются на государственные, национальные частные и под иностранным контролем; негосударственные пенсионные фонды – на национальные частные и под иностранным контролем. Критерии распределения те же, что и для нефинансовых корпораций.

СЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (S.13)

Сектор государственного управления объединяет институциональные единицы, выполняющие функции органов государственного управления в качестве основного вида деятельности. Функции органов государственного управления состоят в следующем:

Принятие ответственности за обеспечение общества товарами и услугами на нерыночной основе для их коллективного или индивидуального потребления;

Перераспределение доходов и богатства с помощью трансфертов и субсидий.

Единицы сектора государственного управления осуществляют свою деятельность за счет финансовых средств бюджета, внебюджетных фондов, а также за счет доходов от собственности, продажи рыночных услуг, заимствования.

Сектор государственного управления разбивается на следующие подсектора:

S131. Федеральные органы государственной власти и управления.

S132. Органы государственной власти и управления субъектов Федерации.

S133. Органы местного самоуправления.

S134. Фонды государственного социального обеспечения.

В сектор государственного управления входят два типа институциональных единиц:

1. Органы государственной власти и управления всех уровней – министерства, ведомства, службы, агентства, а также государственные внебюджетные фонды и т.п.

2. Нерыночные некоммерческие организации, финансируемые и контролируемые государством (школы, больницы, организации культуры и т.п.).

В состав подсектора «Фонды государственного социального обеспечения» включаются государственные фонды, созданные в соответствии с нормативными актами Российской Федерации, основной функцией которых является осуществление государственных программ социального обеспечения. Они контролируются органами государственного управления и финансируются за счет обязательных взносов наемных работников и работодателей. Размер выплачиваемых фондами пособий, как правило, не зависит от суммы уплаченных взносов.

Фонды государственного социального обеспечения функционируют на федеральном и региональном уровнях власти. В связи с тем, что их деятельность регламентируется едиными нормативными актами, они объединены в один подсектор.

СЕКТОР ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ (S.14)

Сектор представляет собой совокупность домашних хозяйств, основными функциями которых являются потребление товаров и услуг, а также производство товаров и услуг для реализации и собственного использования. Затраты возмещаются за счет выручки от продажи товаров и услуг, оплаты труда, трансфертов и др.

В сектор домашних хозяйств включаются также некорпорированные предприятия домашних хозяйств. Некорпорированные предприятия домашних хозяйств, как правило, представляют собой относительно небольшие предприятия, занятые производством товаров и услуг для продажи на рынке или собственного использования, например, подсобные хозяйства населения, семейные фермы, рестораны, прачечные и т.д.

Некорпорированные предприятия домашних хозяйств не являются самостоятельными институциональными единицами, так как они не обладают независимостью от их собственников (домашних хозяйств) и не обладают другими признаками институциональных единиц.

Домашние хозяйства так же, как и юридические лица, являются центром принятия экономических решений, они обладают и распоряжаются собственностью и доходом, вступают в экономические отношения с другими единицами, несут ответственность за свои решения по закону. Однако в отличие от юридических лиц домашние хозяйства и некорпорированные предприятия домашних хозяйств не ведут бухгалтерского учета в полном объеме.

В состав сектора домашних хозяйств включается также институциональное население – совокупность лиц, живущих постоянно в учреждениях и не обладающие независимостью в экономических вопросах. Например, члены религиозных орденов, живущие в монастырях, долгосрочные пациенты в больницах, заключенные, отбывающие длительные сроки, пациенты домов престарелых. Такие лица рассматриваются как образующие вместе отдельную институциональную единицу, т.е. отдельное домашнее хозяйство.

СЕКТОР НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА (S.15)

Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (НКООДХ), объединяет нерыночные некоммерческие организации, финансируемые и контролируемые домашними хозяйствами.

Основной функцией сектора НКООДХ является предоставление нерыночных услуг и товаров домашним хозяйствам. При этом затраты возмещаются за счет взносов членов НКООДХ, дарений, спонсорской помощи, доходов от собственности.

Некоммерческие организации могут иметь и другие источники поступлений – доходы от предпринимательской деятельности, поступления из государственного бюджета и внебюджетных фондов. Если доходы от предпринимательской деятельности являются значительными для этой организации, применение правила «50 %» (см.стр.12) показывает, что она является рыночным производителем, данная институциональная единица рассматривается как рыночная некоммерческая организация в составе секторов S.11 «Нефинансовые корпорации» или S.12 «Финансовые корпорации» в зависимости от основного вида деятельности. Изложенный критерий не применяется для религиозных культовых организаций, т.к. доходы от оказания ими ритуальных, обрядовых услуг не рассматриваются в качестве предпринимательской деятельности. Такие организации всегда относятся к нерыночным и включаются в сектор S.15.

Если некоммерческая организация, оказывающая услуги домашним хозяйствам, имеет поступления из государственного бюджета и внебюджетных фондов, то для ее отнесения в сектор S.15 необходимо, чтобы поступления из бюджета и внебюджетных фондов были меньше половины всех поступлений от текущих операций. В противном случае данная единица относится к сектору S.13 «Государственное управление». Поступления от текущих операций включают все виды поступлений, кроме доходов от продажи активов.

Некоммерческие организации могут быть основаны на членстве домашних хозяйств (например, профсоюзные организации, политические партии, религиозные организации, общества, клубы и т.п.), а также могут быть благотворительными, предоставляющими товары и услуги другим домашним хозяйствам.

В состав сектора НКООДХ включаются также нерыночные подразделения корпораций и квазикорпораций, предоставляющие своим работникам бесплатные или почти бесплатные услуги (дома отдыха, поликлиники, детские сады, дома культуры, клубы и др.) и финансирующие свои издержки в основном за счет отчислений от прибыли корпораций (квазикорпораций).

ОСТАЛЬНОЙ МИР (S.2)

«Остальной мир» представляет собой совокупность институциональных единиц-нерезидентов, вступающих в экономические отношения с единицами-резидентами. В его состав включаются также институциональные единицы-нерезиденты, располагающиеся на географической территории Российской Федерации: например, посольства, консульства, а также международные организации.

«Остальной мир» подразделяется на две группировки:

S.21 Содружество независимых государств

S.22 Дальнее зарубежье

Межгосударственные организации, учрежденные странами СНГ, включаются в S.21, а международные организации стран дальнего зарубежья включаются в S.22.

1. Состав государственного сектора в РФ определяются Классификатором институциональ-ных единиц по секторам экономики (КИЕС). Классификатор утвержден приказом Федеральной службы государственной статистики от 02.08.2004 № 110 «Об утверждении и внедрении в инфор-мационную систему государственной статистики отраслевого статистического Классификатора институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС)».

КИЕС описывает институциональные единицы как коммерческого, так и государственного секто-ров экономики РФ.

2. Объектами классификации в российской практике являются«институциональные единицы»,которые группируются в секторы, подсекторы и субподсекторы национальной экономики и образу-ют структуру КИЕС.


Институциональная единица –хозяйствующая единица,способная владеть активами и прини-мать обязательства от своего собственного имени. Выделяют «корпорации», «квазикорпорации», «некоммерческие организации», «единицы государственного управления», «домашние хозяйства». 2.1. Корпорация –институциональная единица,имеющая статус юридического лица,котораясоздается с целью производства товаров и услуг для реализации их на рынке, что составляет ос-новной источник доходов их владельцев. Собственность корпорации распределена пропорцио-нально вкладов учредителей (участников), имеющих ограниченную ответственность по обязатель-ствам корпорации.

Квазикорпорация –хозяйствующий субъект,формально не имеющий статуса корпорации,но вовсех др. отношениях схожий с ней, например, неакционированные предприятия. Квазикорпорации от своего имени распоряжаются собственностью и доходами, вступают в экономические отноше-ния с другими единицами, принимают обязательства.

2.2. «Институциональные единицы государственного управления» -институциональныеединицы, выполняющие функции органов государственного (и муниципального) управления в ка-честве основного вида деятельности.

2.3. Некоммерческая организация –институциональная единица,занятая экономической дея-

тельностью, целью которой не является извлечение прибыли.

2.4. Домохоз́яйство -обособленная ячейка общества,в рамках которой происходит производ-ство общественного продукта, его потребление, а также воспроизводство рабочей силы, то есть самого человека. Определение домохозяйства зависит от конкретных социально-экономических условий и различается по странам. Согласно рекомендациям комиссии ООН (1981 г.), понятие «домохозяйство» основано на бытовом укладе, в рамках которого отдельные лица или группы лиц обеспечивают себя пищей и всем необходимым для жизни.

Домохозяйства различаются по составу:



Один человек, проживающий в отдельном жилом помещении или части жилого помещения, обеспечивающий себя всем необходимым для жизни и не объединяющий средства для ведения общего хозяйства с кем-либо из других лиц, проживающих в данном жилом помещении;

Два или более лиц, проживающие совместно в отдельном жилом помещении, части его или не-скольких жилых помещениях и обеспечивающие себя всем необходимым для жизни посредством ведения общего хозяйства, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства. Эти ли-ца могут быть связаны отношениями родства или отношениями, вытекающими из брака, либо быть не родственниками, либо и теми, и другими.

В составе домохозяйства могут быть учтены лица, не имеющие родственных связей с его члена-ми, но проживающие в данном помещении и ведущие одно хозяйство (пожилые или другие лица, находящиеся на попечении хозяйства).

Лица, снимающие жилое помещение у отдельных граждан, в состав домохозяйства владельца жилого помещения не входят и считаются отдельными домохозяйствами.

Лица, нанятые для работы по дому (домашняя прислуга) и проживающие в помещении своего работодателя, в составе домохозяйства своего работодателя не учитываются (независимо от того, что они за свой труд получают питание и проживание), а рассматриваются как отдельные домохо-зяйства.

3. Группировка институциональных единиц осуществляется по признаку сходства целей ихдеятельности.

3.1. КИЕС выделяет 5 секторов национальной экономики и «сектор остального мира» (всенерезиденты, которые осуществляли операции или имели иные экономические связи с единицами-резидентами).



Таблица. Структура Классификатора институциональных единиц
по секторам экономики (КИЕС)
Код Секторы, подсекторы, субподсекторы
S.1 Национальная экономика
S.11 Нефинансовые корпорации
S.111 Государственные нефинансовые корпорации
S.112 Национальные частные нефинансовые корпорации
S.113 Нефинансовые корпорации под иностранным контролем
S.12 Финансовые корпорации
S.121 Банк России
S.122 Другие депозитные корпорации
S.1221 Государственные депозитные корпорации
S.1222 Национальные частные депозитные корпорации
S.1223 Депозитные корпорации под иностранным контролем

S.1123 Другие финансовые посредники (кроме страховых корпорации и негосударст-
венных пенсионных фондов)
S.1231 Государственные
S.1232 Национальные частные
S.1233 Под иностранным контролем
S.124 Вспомогательные финансовые организации
S.125 Страховые корпорации и негосударственные пенсионные фонды
S.1251 Государственные страховые корпорации
S.1252 Национальные частные страховые корпорации и негосударственные пенсион-
ные фонды
S.1253 Страховые корпорации и негосударственные пенсионные фонды под иностран-
ным контролем
S.13 Государственное управление
S.131 Федеральные органы государственной власти и управления
S.132 Органы государственной власти и управления субъектов Федерации
S.133 Органы местного самоуправления
S.134 Фонды государственного социального обеспечения
S.14 Домашние хозяйства
S.15 Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства
S.2 Остальной мир
S.21 Содружество Независимых Государств
S.22 Дальнее зарубежье

3.2. Сектор финансовых и нефинансовых корпораций объединяет только рыночных производи-телей. Сектор государственного управления, домашних хозяйств и НКО охватывает только неры-

ночных производителей. Разграничение рыночного и нерыночного производства в КИЕС про-

водится по критерию «экономически значимой цены».Цена является«экономически значимой»,если она количественно значима с точки зрения предложения (оказывает влияние на объем про-дукции, который производители готовы поставить на рынок) или спроса (оказывает влияние на объём продукции, который покупатели хотели бы приобрести). Вся «рыночная» продукция (т.е. продукция рыночного производства) продается по экономически значимым ценам.

Конкретизацией принципа экономически значимых цен в российской практике является «правило

1) единица является рыночным производителем, если 50% и более ее затрат на производство по-крывается за счёт выручки от реализации продукции; такая рыночная единица относится к секто-рам финансовых или нефинансовых корпораций;

2) единица является нерыночным производителем и относится к секторам государственного управления или некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, если менее 50 % её затрат на производство покрывается за счет выручки от реализации продукции.


Классификационной единицей в секторной группировке является институциональная единица – хозяйственная единица, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов, может самостоятельно принимать решения и распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами. Исключение составляют считающиеся институциональными единицами домашние хозяйства. Они не ведут счетов, но могут распоряжаться своими ресурсами, от своего имени владеть активами и принимать обязательства и являются хозяйствующими субъектами. Относящиеся к каждому сектору хозяйствующие субъекты имеют сходные цели, функции и источники финансирования, обуславливающие их сходное экономическое поведение.

Основными видами институциональных единиц внутренней экономики в соответствии с определениями, принятыми в СНС-93, являются:

Корпорации (нефинансовые и финансовые),

Квазикорпорации (нефинансовые и финансовые),

Некоммерческие организации (НКО) (рыночные и нерыночные),

Государственные учреждения,

Домашние хозяйства.

Корпорация – институциональная единица, имеющая статус юридического лица, которая создается с целью производства товаров или услуг для реализации их на рынке, что составляет основной источник дохода для их владельцев.

Квазикорпорация – хозяйствующий субъект, формально не имеющий статуса корпорации, но во всех других отношениях схожий с ней, например, неакционированные предприятия.

Государственное учреждение – институциональная единица, основная функция которой состоит в предоставлении товаров и нерыночных услуг обществу в целом или отдельным его членам, а также в перераспределении доходов и богатства. Государственное учреждение финансируется и контролируется органами государственного управления.

Некоммерческая организация (НКО) – институциональная единица, занятая экономической деятельностью, целью которой не является извлечение прибыли для единиц, которые являются владельцами НКО или которые их финансируют и контролируют. НКО могут быть рыночными и нерыночными единицами. Рыночные НКО, финансируемые и контролируемые корпорациями, относятся к сектору корпораций (нефинансовых или финансовых). Нерыночные НКО могут финансироваться и контролироваться органами государственного управления и домашними хозяйствами. Первые относятся к сектору государственного управления, а вторые образуют отдельный сектор экономики – некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ). Отнесение НКО к тому или иному сектору экономики осуществляется в зависимости от источников их финансирования.

Домашнее хозяйство – институциональная единица, состоящая, как правило, из небольшой группы лиц, которые живут вместе, объединяют часть или все свои доходы и активы и которые коллективно потребляют некоторые виды товаров и услуг (в основном жилищные). К домашним хозяйствам относится также так называемое институциональное население, т. е. лица, находящиеся в течение относительно длительного периода времени в больницах, домах престарелых, тюрьмах и т. д. Домашние хозяйства могут быть как потребителями, так и производителями товаров и услуг, осуществляя производственную деятельность в форме индивидуальных предприятий, либо неформально, с целью обеспечения продукцией собственных потребностей или реализации ее на рынке.

Институциональный сектор экономики – совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения их функций в экономике и источников финансирования, обуславливающих их сходное экономическое поведение.

Выделяются следующие сектора внутренней (национальной) экономики: «Нефинансовые предприятия», «Финансовые учреждения», «Органы государственного управления», «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства».

В сектор «Нефинансовые предприятия» (НФП) включаются корпорации, которые производят товары и нефинансовые услуги для продажи их на рынке по экономически значимым ценам. В этот сектор входят частные и государственные корпорации, совместные предприятия, а также предприятия, полностью находящиеся под контролем иностранного капитала.

Сектор «Финансовые учреждения» (ФУ) включает банки, страховые компании, инвестиционные фонды и другие финансовые учреждения, основной функцией которых является финансовое посредничество. Последнее состоит в том, чтобы находить на финансовом рынке свободные денежные средства, аккумулировать их, перерабатывать в форму, удобную для инвесторов, и предоставлять инвесторам по ценам (ставкам), складывающимся на рынке. Финансовые учреждения финансируют свои издержки главным образом за счет разницы между процентами, получаемыми за предоставленные ресурсы, и процентами, уплачиваемыми за привлеченные ресурсы.

Сектор «Органы государственного управления» (ОГУ) включает бюджетные государственные учреждения, главной функцией которых является перераспределение национального доходов и национального богатства, а также предоставление нерыночных услуг как обществу в целом, так и его отдельным членам. Эти функции государственные учреждения осуществляют с целью реализации социально-экономической политики, которая, как правило, предусматривает оказание помощи определенным социальным группам населения (малоимущим, пенсионерам, инвалидам, студентам и пр.), а также с целью недопущения чрезмерных разрывов в уровнях доходов наименее и наиболее обеспеченных слоев общества. Органы государственного управления финансируют свои издержки за счет налогов, но также частично за счет доходов от собственности, которой они располагают.

Сектор «Домашние хозяйства» (ДХ) включает домашние хозяйства, т. е. единицы в основном потребительского характера, и мелкие некорпорированные предприятия, владельцами которых выступают домашние хозяйства (мелкие фермы, небольшие магазины, рестораны, мастерские и т. д.). В этот же сектор включаются лица свободных профессий. Предполагается, что они являются собственниками некорпорированных предприятий, состоящих из одного лица.

К сектору домашних хозяйств относятся также собственники жилья, в котором они сами проживают. Платная наемная прислуга (садовники, шоферы, повара) рассматриваются как члены тех домашних хозяйств, где они работают.

Свои издержки единицы, входящие в сектор домашних хозяйств, финансируют за счет оплаты труда, доходов от собственности, перераспределительных поступлений (пенсий, пособий), а также за счет выручки от реализации продукции некорпорированных предприятий, которые входят в этот сектор.

Сектор «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства» (НКО) включает общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации, главная функция которых состоит в оказании нерыночных услуг членам этих организаций. Единицы, входящие в этот сектор, фи­нансируют свои издержки за счет взносов, доходов от собственности и пожертвований.

В финансово-промышленных группах (ФПГ), представляющих собой группу предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, при секторной группировке каждый участник ФПГ должен рассматриваться как отдельная институциональная единица и относиться к соответствующему сектору при всех способах формирования группы (путем передачи ее участниками находящихся в их собственности пакетов акций входящих в группу предприятий и финансово-кредитных учреждений в доверительное управление одному из участников группы, путем приобретения одним из участников группы пакетов акций других предприятий, учреждений и организаций, становящихся участниками группы и т. п.).

В холдингах, представляющих собой группы предприятий, в которых материнская корпорация контролирует несколько дочерних корпораций, каждая отдельная корпорация, за исключением вспомогательных, рассматривается при секторной группировке как самостоятельная институциональная единица.

Материнская (холдинговая) корпорация, основным (часто единственным) источником дохода которой являются дивиденды дочерних корпораций, а основным видом деятельности – владение и управление или осуществление иным способом контроля над группой дочерних корпораций, относится к тому сектору, который соответствует основному направлению деятельности группы компаний, входящих в холдинг, а не основной деятельности самой холдинговой компании. Например, в тех случаях, когда большинство контролируемых корпораций является финансовыми, материнская (холдинговая) корпорация относится к сектору «Финансовые учреждения».

Дочерние корпорации, являющиеся полной собственностью материнской корпорации или группы корпораций, занятые исключительно предоставлением услуг материнской компании, которой они принадлежат (например, транспортных услуг, снабженческо-сбытовых, маркетинговых, информационно-вычислительных услуг, услуг по охране и т. п.), называются вспомогательными корпорациями и рассматриваются как часть материнской корпорации или одной из корпораций группы, которая создала эту корпорацию, и самостоятельными институциональными единицами не являются.

Отдельно выделяется сектор «Остальной мир» , который охватывает нерезидентов в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данной страны. Этот сектор не характеризуется какой-либо принципиальной функцией или принципиальными ресурсами.

В СНС экономика разделяется на институциональные секторы и субсекторы: сектор производственных предприятий; сектор финансовых посредников; сектор государственных учреждений; сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства; сектор домашних хозяйств и сектор "Остальной мир".

В зависимости от типа экономического поведения институциональные единицы объединяются в институциональные секторы .

Распределение институциональных единиц по секторам - не такое простое дело, как это может представляться на первый взгляд. Возьмем, например, некоммерческие организации. Некоммерческие организации, или НКО, это институциональные единицы, созданные с целью производства продуктов и услуг, чей статус не позволяет им быть источником дохода, прибыли или иной финансовой выгоды для единиц, которые их учреждают, контролируют или финансируют.

Мотивы, побуждающие институциональные единицы, будь то конкретные люди, корпорации, или государство, создавать НКО, разнообразны. Например, НКО может быть создана для предоставления услуг определенным группам людей или корпораций, которые их организуют и финансируют (например, клубы собаководов или отраслевые фонды, финансирующие научные разработки в интересах отрасли). Либо они могут быть созданы по благотворительным, филантропическим или социальным причинам для предоставления продуктов и услуг иным нуждающимся в них людям.

Сектор производственных корпораций следует правильно называть сектором нефинансовых (предприятий) корпораций . Сектор включает единицы, при создании которых преследовалась цель получения прибыли или другой финансовой деятельности от операций по производству товаров или оказанию любых услуг, кроме услуг финансового посредничества, а также все резидентные НКО, основной деятельностью которых является производство товаров или оказание услуг на рыночной основе. Предприятие может быть какое-то время убыточным, но если оно в принципе было создано для того, чтобы приносить прибыль, значит, мы должны отнести данную институциональную единицу к этому сектору.

Сектор нефинансовых производственных корпораций играет доминирующую роль на стадии производства, но его роль очень важна и на других стадиях. На его долю в экономике России приходится примерно 80% стоимости произведенных товаров и услуг, он выплачивает почти 80% налогов, принимает 85% всех инвестиций. Можно с уверенностью сказать, что данный сектор является основой экономики, причем не только российской. Правда, конечное потребление нетипично для этого сектора.

Рис.2.1. Секторальная структура экономики



В зависимости от цели исследования внутри институционального сектора могут выделяться субсекторы. Стандартная СНС предлагает выделять три субсектора, а именно:

1. Государственные нефинансовые корпорации;

2. Национальные частные нефинансовые корпорации;

3. Нефинансовые корпорации под иностранным контролем.

Очень важно уяснить следующее: группировка по институциональным секторам - это не группировка по формам собственности. Институциональные единицы, контролируемые государством, могут относиться не только к сектору государственных учреждений, но также и к секторам нефинансовых корпораций и НКО.

Сектор финансовых (учреждений) корпораций состоит из всех резидентных корпораций, преимущественно занятых финансовым посредничеством или вспомогательной финансовой деятельностью, тесно связанной с финансовым посредничеством.

Финансовые корпорации могут быть сгруппированы в следующие субсекторы:

Центральный банк;

Прочие депозитные корпорации, депозитные денежные корпорации, прочие;

Другие финансовые посредники, кроме страховых корпораций и пенсионных фондов;

Финансовые вспомогательные корпорации;

Страховые корпорации и пенсионные фонды.

Вопрос о включении Центрального банка в тот или иной сектор вовсе не прост. Дело в том, что Центральный банк - это, с одной стороны, государственная организация, основной функцией которой является организация денежного обращения в стране, контроль над денежной массой, эмиссией, часто - хранение золотого запаса государства. С другой стороны, Центральный банк - это финансовое учреждение, которое так же, как и прочие банки, выдает кредиты и проводит другие операции на финансовом рынке.

Страхование в СНС также относится к финансовому посредничеству. Однако специальные программы по социальному обеспечению для определенных общественных групп, составляющие часть более общей программы социального обеспечения, не включаются в эту группу.

Пенсионные фонды рассматриваются в секторе финансовых корпораций в том случае, если они созданы для обеспечения реализации негосударственных программ социального обеспечения и существуют независимо от институциональных единиц, которые их образовали. То есть считается, что домашние хозяйства доверяют независимым финансовым учреждениям деньги, которыми те распоряжаются, а по достижении вкладчиком пенсионного возраста вернут эти средства домашним хозяйствам. При этом пенсионный фонд только распоряжается денежными средствами домашнего хозяйства, но прав собственности на него не имеет.

Государственные программы социального страхования и внебюджетные фонды социальной направленности (пенсионный фонд, фонд социального страхования), которые находятся под контролем государства, не включаются в сектор финансовых корпораций.

Очень важное место в СНС занимает новый сектор “Домашних хозяйств”. Под домашними хозяйствами в СНС понимают небольшую группу людей, живущих в одном жилище и ведущих общий бюджет, объединяя свои доходы и имущество для удовлетворения своих потребностей, совместно потребляющих определенные типы продуктов и услуг, главным образом, жилищные услуги, продукты питания и непродовольственные товары. Тут важно обратить внимание на следующее: домашнее хозяйство - это социально-экономическое понятие. И в этом главное отличие домашнего хозяйства от семьи. Семья - понятие демографическое, она не может состоять из одного человека, а домашнее хозяйство может.

Национальное счетоводство интересуют доходы и расходы, а демографию, в основном, способность к воспроизводству. Поэтому в домашнем хозяйстве могут быть, например, несколько женщин или несколько мужчин. Если двое молодых людей в складчину снимают комнату и закупают продукты, они - домашнее хозяйство, но отнюдь не семья.

В СНС (версии 1993г.) предусмотрены следующие подсекторы домашних хозяйств (ДХ ):

- ДХ предпринимателей с наемными работниками;

- ДХ самозанятых без наемных работников;

- ДХ наемных работников;

- ДХ получателей доходов от собственности и трансфертов, подразделенные по видам доходов.

Помимо приведенных примеров к институциональным домашним хозяйствам также относятся:

n члены религиозных орденов, живущие в монастырях, общинах и аналогичных заведениях;

n долгосрочные пациенты в больницах, особенно в психиатрических больницах;

n заключенные, отбывающие длительные сроки заключения;

n люди, постоянно живущие в домах престарелых.

Классификация домашних хозяйств:

1. Домашние хозяйства подразделяются на институциональные и неинституциональные домашние хозяйства.

2. Неинституциональные домашние хозяйства подразделяются на сельские и городские.

3. Домашние хозяйства подразделяются на следующие группы: а) получатели доходов от собственности или трансфертов, в) наемные работники, с) самостоятель­но занятые лица (работодатели и самостоятельные хозяева).

4. Получатели доходов от собственности или трансфертов подразделя­ются на: а) получатели доходов от собственности, в) получатели пенсий, с) получатели прочих трансфертов.

5. В сельской местности домашние хозяйства наемных и самостоятельно занятых работников подразделяются на занятых в сельском хозяйстве и занятых в несельскохозяйственном производстве.

6. Домашние хозяйства наемных работников в городах группируются по профессио­нальным категориям, к которым относятся соответствующие репрезен­тативные лица, а затем по основным секторам занятости таких лиц:

а) некорпоративные предприятия и НКОДХ;

б) государственные корпорации и органы государственного управления;

в) национальные частные корпорации;

г) корпорации, находящиеся под иностранным контролем.

7. Домашние хозяйства самостоятельно занятых работников сельского хозяйства в сельскойместности подразделяются далее на три класса в зависимости от площади принадлежащей им земли.

8. Домашние хозяйства самостоятельно занятых работников несельскохозяйственного производства в сельской местности и все домашние хозяйства самостоятельно занятых лиц в городах подразделяются дважды:

а) на самостоятельных хозяев и работодателей;

б) на заведения неорганизованного и организованного секторов экономики, причем первые могут определяться, например, как фирмы, в которых занято менее пяти работников (оплачиваемых и неоплачиваемых), занятых в течение полного рабочего дня и отнесенных МСОК к категории работников низкой квалификации. А остальные заведения в этом случае рассматриваются как относящиеся к организованному сектору экономики.

Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства , определяется как совокупность всех резидентных НКО за исключением НКО, являющихся рыночными производителями, и нерыночных НКО, контролируемых и, в основном, финансируемых государством. Сектор НКО, обслуживающих домашние хозяйства, включает следующие виды НКО, предоставляющих продукты или услуги их членам, третьим лицам или группам лиц бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения:

n профессиональные союзы, профессиональные или научные общества, ассоциации потребителей, политические партии (за исключением однопартийных государств) и т.д.,

n церкви или религиозные общества (включая и те, которые финансируются государством), социальные, культурные, рекреационные и спортивные клубы,

n благотворительные общества, фонды помощи, финансируемые добровольными взносами.

Сектор государственных учреждений включает институциональные единицы, основными функциями которых являются принятие ответственности за предоставление нерыночных услуг обществу или индивидуальным домашним хозяйствам и финансирование этого процесса в основном за счет налогообложения, а также распределение доходов и богатства посредством трансфертов. Государственные единицы обычно совершают расходы трех различных типов:

n расходы на бесплатное предоставление коллективных услуг обществу, таких, как государственное управление, оборона, поддержание правопорядка, поддержка фундаментальных научных исследований и т.д., которые, в результате невозможности их реализации на рынке, должны быть организованы коллективно государством и финансироваться за счет общего налогообложения;

n расходы на бесплатное, или по ценам, которые не являются рыночными, предоставление продуктов или услуг индивидуальным домашним хозяйствам, например, расходы на образование, здравоохранение, культуру, спорт и т.д. Эти расходы производятся преднамеренно и финансируются из налогообложения или другого дохода государства для осуществления его социальных или политических задач, хотя с отдельных людей может взиматься плата за их использование;

n расходы на осуществление некомпенсированных трансфертов, выплачиваемых другим институциональным единицам, в основном - домашним хозяйствам - для того, чтобы перераспределить доход или богатство (пенсии, стипендии, пособия и т.д.).

Сектор государственных учреждений включает в себя:

Все государственные единицы центрального, регионального и местного уровня управления;

Все фонды социального обеспечения на каждом уровне управления;

Все нерыночные НКО, контролируемые и, в основном, финансируемые государством.

Предлагается выделять следующие субсекторы сектора государственных учреждений:

Центральные государственные учреждения;

Региональные государственные учреждения;

Местные государственные учреждения;

Фонды социального обеспечения.

Основные функции и задачи секторов экономики:

Государственные органы обеспечивают условия и безопасность жизнедеятельности предприятий и населения, несут ответственность за обеспечение низкого уровня инфляции, бедности и безработицы;

Нефинансовые предприятия обеспечивают производство товаров и производство услуг;

Финансовые учреждения занимаются финансовым посредничеством;

Домашние хозяйства являются потребителями благ и услуг, а также используются в качестве наемных работников или предпринимателей;

Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, обеспечивают своих членов определенными благами, услугами и привилегиями.

Наконец, сектор “остальной мир”. В СНС данный сектор состоит из всех нерезидентных институциональных единиц, вступающих в операции или имеющих иные экономические связи с резидентными единицами.

«Остальной мир» включает определенные институциональные единицы, которые физически могут быть расположены в пределах границ страны. Например, иностранные анклавы, такие, как посольства и военные базы. Сектор «остальной мир» активно участвует в формировании национального дохода и располагаемого дохода экономики, а также показателей конечного использования ВВП (в части экспорта и импорта), финансовых активов, несколько в меньшей степени - конечного потребления (в части потребления резидентных домашних хозяйств за границей и наоборот, потребления нерезидентных единиц в России).

Принципиальным подходом при определении структуры экономики является тот факт, что необходимо в рыночных условиях отказаться от деления отраслей на производственные и непроизводственные (как это разделено К.Марксом в XIX веке). В рыночных условиях, по международной методологии СНС , сектора и отрасли все равнозначны, главное условие их деятельности – получение прибыли.

Поэтому необходима информация о производстве товаров и производстве услуг (в том числе рыночных и нерыночных) в разрезе новой секторальной структуры экономики страны и ее регионов, отражающей движение товарных, стоимостных и финансовых потоков.

Контрольные вопросы

1. Какие признаки характеризуют институциональные единицы?

2. Какие институциональные сектора функционируют в экономике?

3. Перечислите основные цели институциональных секторов.

4. Назовите особенности функционирования Центрального банка.

5. Какой сектор экономики занимается производством товаров и услуг?

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!