Все для предпринимателя. Информационный портал

Классификация институциональных секторов экономики в снс. Институциональные единицы и сектора экономики в снс

      В этой главе рассматривается определение институциональных единиц и метод, с помощью которого они группируются в секторы и подсекторы в СНС. Другая важная концепция, которая должна быть обсуждена, касается резидентства, так как вся экономика страны представляет собой полную совокупность всех резидентских институциональных единиц.

    Институциональные единицы

      Институциональная единица – это экономическая единица, которая способна от своего имени владеть активами, принимать обязательства, участвовать в экономической деятельност и и вступать в операции с другими единицами. Главныехарактеристики институциональных единиц могут быть описаны следующим образом:

      1. Институциональная единица имеет право владеть товарами и активами от своего имени; она, следовательно, может обмениваться товарами и активами в операциях с другими институциональными единицами;

        Она может принимать экономические решения и участвовать в экономической деятельности, за которую она несет прямую ответственность и подотчетна по закону;

        Она способна принимать обязательства от своего имени, принимать обязательства другого рода и обязательства, связанные с будущей деятельностью, и заключать контракты;

        Институциональная единица должна иметь полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов, или должна существовать возможность составить содержательный с экономической точки зрения набор счетов, если они потребуются.

      Существует два рода единиц в реальном мире, которые могут рассматриваться как институциональные единицы, а именно, физические лица или группы физических лиц в форме домашних хозяйств и юридические лица или общественные организации.

      В СНС домашнее хозяйство определено как группа лиц, которые живут в одном и том же жилище, объединяют частично или полностью свои доходы и имущество и потребляют коллективно некоторые виды товаров и услуг, главным образом, жилищные услуги и продукты питания. Наряду с отдельными домашними хозяйствами существуют единицы, которые называются институциональными домашними хозяйствами; они включат группу лиц, которые остаются в течение длительного периода времени в больницах, домах престарелых, монастырях, тюрьмах и т.д.

      Отдельные члены домашнего хозяйства, которое состоит из нескольких лиц, не рассматриваются как отдельные институциональные единицы. Многие активы являются собственностью двух или более членов того же самого домашнего хозяйства, и обязательства также могут приниматься несколькими членами того же самого домашнего хозяйства; в то же время доход, полученный отдельными членами того же домашнего хозяйства, может быть использован всеми членами домашнего хозяйства. Более того, многие решения по вопросу о расходах, в особенности те, которые относятся к расходам на продукты питания и оплату жилищных услуг, могут приниматься коллективно для домашнего хозяйства в целом. Поэтому может оказаться невозможным составить баланс активов и пассивов и другие счета для отдельных членов домашнего хозяйства, которые содержали бы полезную с экономической точки зрения информацию. По этой причине домашнее хозяйство в целом, а не отдельные его члены, должно рассматриваться как институциональная единица.

      Второй тип институциональной единицы - это юридическое лицо или общественная организация, которые занимаются экономической деятельностью и от своего имени вступают в операции с другими единицами. К ним относятся корпорации, некоммерческие организации (НКО) и органы государственного управления. Юридическое лицо или общественная организация - это такая единица, существование которой признано законом или обществом, независимо от физических лиц или других юридических единиц, которые, возможно, являются их собственниками или контролируют их. Такие единицы ответственны или подотчетны за экономические решения или действия, которые они предпринимают, хотя их автономность может быть ограничена в некоторой степени другими институциональными единицами; например, корпорации в конечном итоге контролируются их акционерами. Поведение некоторых некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам или органам государственного управления, аналогично поведению корпораций, и поэтому такие предприятия рассматриваются как квазикорпорации, если у них есть полный набор счетов.

      В юридическом смысле слова корпорации могут выступать под различными названиями: корпорации, корпорированные предприятия, государственные компании, государственные корпорации, частные компании, компании с ограниченной ответственностью, партнерства с ограниченной ответственностью, компании с акционерным капиталом. С другой стороны, некоторые юридические лица, которые являются некоммерческими организациями, могут иногда называть себя корпорациями. Статус институциональной единицы не всегда может быть определен исходя из ее названия, он определяется ее функциями и целями. В СНС термин «корпорация» охватывает корпорации, учрежденные как юридические лица, а также кооперативы, партнерства с ограниченной ответственностью, условные резидентские единицы и квазикорпорации. Описание этих различных типов институциональных единиц приведено в разделе B.

      Некоммерческие организации (НКО) – это юридические лица или общественные организации, создаваемые с целью производства товаров и услуг, чей статус не позволяет им быть источником дохода, прибыли или другой финансовой выгоды для единиц, которые их учреждают, контролируют или финансируют. На практике их производственная деятельность должна создавать либо доход, либо убыток, но любой доход, который они могут получить, не может быть присвоен другими институциональными единицами. Устав организации, в соответствии с которым они учреждены, сформулирован таким образом, что институциональные единицы, которые их контролируют или управляют ими, не имеют права на получение доли в любых прибылях или других доходах, которые они получают. По этой причине они нередко освобождены от уплаты налогов. Описание трактовки различных НКО в СНС дано в разделе C.

      Органы государственного управления (государственные единицы) представляют собой уникальные типы юридических лиц, учрежденные в результате политических процессов, которые обладают законодательной, судебной или исполнительной властью в отношении других институциональных единиц в пределах данной территории . Основные функции органов государственного управления как институциональных единиц состоят в том, чтобы принимать ответственность за предоставление товаров и услуг обществу в целом или отдельным домашним хозяйствам и финансировать предоставление этих товаров и услуг за счет налоговых поступлений или других доходов; перераспределять доход и богатство с помощью трансфертов; и осуществлять нерыночное производство.

    Резидентство

      Резидентство каждой институциональной единицы – это экономическая территория, с которой она имеет наиболее тесную связь, другими словами, на которой находится центр ее преобладающего экономического интереса. Концепция экономической территории в СНС совпадает с этой концепцией в Руководстве по платежному балансу, 6-ое издание – РПБ6 (Balance of Payments Manual , 6 th edition - BPM 6 ). Некоторые ключевые характеристики изложены ниже. В широком смысле, экономической территорией может быть любая географическая территория или подведомственная область, в отношении которых необходима статистика. Связь институциональных единиц с определенной экономической территорией определяется на основе таких признаков, как физическое присутствие и подчинение юрисдикции правительства на данной территории. Наиболее распространенная концепция экономической территории - это территория, находящаяся под фактическим контролем одного правительства. Однако экономическая территория может быть шире или уже этого определения, например, как в случае валютного или экономического союза, или части страны, или мира.

      Экономическая территория включает площадь земли, воздушное пространство, территориальные воды, включая юрисдикцию на права рыболовства и права на энергетические ресурсы и ресурсы других полезных ископаемых. В случае морской территории экономическая территория включает острова, принадлежащие данной стране. Экономическая территория также включает территориальные анклавы в остальном мире. Они представляют собой четко отграниченные участки земли, расположенные на территории других стран (на которых находятся такие учреждения, как посольства, консульства, военные базы, научные станции, информационные и иммиграционные офисы, агентства, занятые предоставлением помощи, представительства центральных банков, имеющие дипломатическую неприкосновенность и т.д.) и используемые правительствами стран, которые являются их собственниками или арендуют их, для дипломатических, военных, научных или других целей на основе соглашений с правительствами стран, на территории которых они физически находятся.

      Экономическая территория определяется как с точки зрения физического расположения, так и с юридической точки зрения. Концепции экономической территории и резидентства разработаны таким образом, чтобы отвечать требованию, в соответствии с которым каждая институциональная единица является резидентом одной экономической территории. Использование понятия экономической территории, определяющего охват экономической статистики, означает, что каждый член группы филиалов предприятий является резидентом той страны, на территории которой он находится, а не резидентом той страны, в которой находится головной офис.

      В принципе, институциональная единица является резидентом одной и только одной страны, что определяется центром преобладающего экономического интереса единицы. Исключения могут быть сделаны в отношении многотерриториальных предприятий, которые осуществляют операции более чем в одной стране. Хотя предприятие может проводить значительные операции в нескольких странах, оно не может быть подразделено на отдельные филиалы или на материнское предприятие и его филиалы, так как оно управляется как одна единица, в отношении которой нет отдельных счетов или решений. Такие предприятия обычно заняты трансграничными видами деятельности и включают компании, занятые морскими перевозками, авиакомпании, гидростанции на пограничных реках, компании, осуществляющие эксплуатацию трубопроводов, мостов, тоннелей и подводных кабелей. Если не представляется возможным идентифицировать материнское предприятие и его отдельные филиалы, необходимо пропорционально отнести часть общего итога операций предприятия к отдельным странам. Более подробная информация об этих специальных случаях содержится в РПБ6 .

      Институциональная единица имеет центр экономического интереса на экономической территории, на которой имеется определенное место, жилой дом, производственный участок или помещение, на котором или с которого единица осуществляет или намерена продолжать осуществлять экономическую деятельность и операции в значительных размерах, либо в течение неопределенного времени, либо в течение определенного, но длительного периода времени. Место пребывания не должно быть обязательно постоянным, пока единица остается на экономической территории данной страны. Фактическое или предполагаемое место пребывания в течение одного года используется в качестве практического определения; выбор одного года в качестве критерия является условным, он принят для того, чтобы избежать неопределенности и содействовать достижению международной согласованности.

      Концепция резидентства в СНС та же самая, что и в РПБ6 . Некоторые ключевые моменты изложены ниже:

      1. Резидентство отдельных лиц определяется резидентством того домашнего хозяйства, частью которого они являются, а не местом их работы. Все члены того же самого домашнего хозяйства имеют тот же самый статус резидентства, который имеет домашнее хозяйство в целом, даже если они могут пересекать границу для работы или просто проводят некоторое время за границей. Если они работают за границей столь продолжительное время, что приобретают центр экономического интереса за границей, они перестают быть членами их первоначального домашнего хозяйства;

        Некорпорированные предприятия, которые не являются квазикорпорациями, не являются отдельными институциональными единицами, и, следовательно, они имеют то же самое резидентство, что и их собственники;

        Корпорации и НКО обычно имеют центр экономического интереса в стране, где они юридически учреждены и зарегистрированы. Корпорации могут быть резидентами стран, отличных от стран резидентства их акционеров, и дочерние корпорации могут иметь резидентство в странах, отличных от резидентства материнской корпорации. Если корпорация или некорпорированное предприятие имеет филиалы, офис или место производства в другой стране для осуществления производства в течение длительного периода времени (обычно в течение года или более), не создавая для этой цели дочернюю корпорацию, то филиал, офис или место производства рассматриваются как квазикорпорация (то есть как отдельная институциональная единица), являющаяся резидентом той страны, в которой она находится;

        Собственники земли, зданий или недвижимых сооружений на экономической территории данной страны или единицы, являющиеся держателями договоров аренды на любой из этих активов на длительный период времени, всегда рассматриваются как единицы, которые имеют центр экономического интереса в этой стране, даже если они не занимаются экономической деятельностью или операциями в этой стране. Вся земля и здания поэтому принадлежат резидентам данной страны;

        Добыча полезных ископаемых может осуществляться только резидентскими институциональными единицами. Предприятие, которое будет заниматься добычей полезных ископаемых, будет рассматриваться как получившее статус резидента, когда выданы требующиеся лицензии или заключены договоры аренды, если оно не получило этот статус раньше;

        Для единиц, таких как многие единицы специального назначения, в отношении которых мало или вообще нет данных об их местонахождении, местонахождение определяется по месту их инкорпорирования.

Более подробное рассмотрение пограничных случаев содержится в главе 26 и в РПБ6 .

    Группировка по институциональным секторам и экономическое поведение

      Институциональные секторы в СНС представляют собой группы схожих по типу институциональных единиц. Корпорации, НКО, органы государственного управления и домашние хозяйства существенно отличаются друг от друга в отношении их экономических целей, функций и поведения.

      Институциональные единицы относятся к соответствующему сектору в соответствии с характером их экономической деятельности. В СНС отражаются три основных вида экономической деятельности: производство товаров и услуг, потребление, удовлетворяющее желания и потребности человека, и накопление в различных формах капитала. Корпорации заняты либо производством, либо накоплением (либо и тем, и другим), но не конечным потреблением. Органы государственного управления заняты производством (но другого типа по сравнению с корпорациями), накоплением и конечным потреблением от имени населения и общества в целом. Все домашние хозяйства осуществляют потребление и могут быть также заняты производством и накоплением. НКО многообразны по своим характеристикам. Поведение некоторых из них аналогично поведению корпораций, некоторые практически являются частью органов государственного управления, а некоторые занимаются видами деятельности, которые аналогичны видам деятельности органов государственного управления, но функционируют независимо от них.

      Основное различие между корпорациями и органами государственного управления связано с различиями в целях, для достижения которых осуществляется производство. Корпорации производят продукты для рынка и стремятся продать их по экономически значимым ценам. Экономически значимые цены - это такие цены, которые оказывают существенное влияние на количество продуктов, которые производители готовы поставить, и на количество продуктов, которое покупатели хотели бы приобрести. Эти цены обычно формируются, когда у производителя есть стимул скорректировать поставку товаров с целью получения прибыли в длительной перспективе (или как минимум возмещения затрат капитала и других расходов), а у потребителей есть свобода выбора покупать или не покупать товары и делать выбор на основе предлагаемых цен. Более подробное обсуждение определения экономически значимых цен и содержания рыночного и нерыночного производства представлено в главах 6 и 22.

      Корпорации подразделяются на те, которые, главным образом, предоставляют финансовые услуги, и те, которые, главным образом, производят товары и другие услуги. Эти две группы корпораций называются финансовыми и нефинансовыми корпорациями, соответственно. Это различие проводится ввиду особой роли, которую играют финансовые корпорации в экономике.

      Экономические цели, функции и поведение органов государственного управления существенно другие. Они организуют и финансируют обеспечение товарами и услугами отдельных домашних хозяйств и общества в целом и несут расходы на конечное потребление. Они могут производить большую часть этих товаров и услуг сами, но продукты обычно предоставляются либо бесплатно, либо по ценам, которые определяются на основе решений, не связанных с рыночными механизмами. Органы государственного управления обычно имеют дело с распределением и перераспределением дохода и богатства с помощью налогов и других трансфертов. Органы государственного управления включают фонды социального обеспечения.

      Экономические цели, функции и поведение домашних хозяйств также имеют свою специфику. Хотя, прежде всего, они являются потребительскими единицами, они также могут заниматься производством. Очень часто эта производственная деятельность осуществляется в относительно небольших размерах и включает неформальную деятельность или деятельность личных подсобных хозяйств. В том случае, если производственные единицы домашних хозяйств не являются юридическими лицами, они рассматриваются как некорпорированные предприятия. Они остаются частью той же самой институциональной единицы (домашнего хозяйства), к которой они принадлежат.

      НКО являются институциональными единицами, созданными с целью производства или предоставления товаров и услуг, но не с целью производства какого-либо дохода или прибыли для единиц, которые их контролируют или финансируют. Тем не менее, некоторые НКО предоставляют товары и услуги потребителям по экономически значимым ценам, и, когда они делают это, эти НКО отражаются в СНС так же, как корпорации. Другие НКО, которые контролируются и финансируются органами государственного управления, рассматриваются как органы государственного управления. Остающиеся НКО, которые производят товары и услуги, но не реализуют их по экономически значимым ценам, рассматриваются как особая группа единиц, называемая некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства (НКОДХ). Они фактически являются неправительственными общественными организациями.

В СНС экономика разделяется на институциональные секторы и субсекторы: сектор производственных предприятий; сектор финансовых посредников; сектор государственных учреждений; сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства; сектор домашних хозяйств и сектор "Остальной мир".

В зависимости от типа экономического поведения институциональные единицы объединяются в институциональные секторы .

Распределение институциональных единиц по секторам - не такое простое дело, как это может представляться на первый взгляд. Возьмем, например, некоммерческие организации. Некоммерческие организации, или НКО, это институциональные единицы, созданные с целью производства продуктов и услуг, чей статус не позволяет им быть источником дохода, прибыли или иной финансовой выгоды для единиц, которые их учреждают, контролируют или финансируют.

Мотивы, побуждающие институциональные единицы, будь то конкретные люди, корпорации, или государство, создавать НКО, разнообразны. Например, НКО может быть создана для предоставления услуг определенным группам людей или корпораций, которые их организуют и финансируют (например, клубы собаководов или отраслевые фонды, финансирующие научные разработки в интересах отрасли). Либо они могут быть созданы по благотворительным, филантропическим или социальным причинам для предоставления продуктов и услуг иным нуждающимся в них людям.

Сектор производственных корпораций следует правильно называть сектором нефинансовых (предприятий) корпораций . Сектор включает единицы, при создании которых преследовалась цель получения прибыли или другой финансовой деятельности от операций по производству товаров или оказанию любых услуг, кроме услуг финансового посредничества, а также все резидентные НКО, основной деятельностью которых является производство товаров или оказание услуг на рыночной основе. Предприятие может быть какое-то время убыточным, но если оно в принципе было создано для того, чтобы приносить прибыль, значит, мы должны отнести данную институциональную единицу к этому сектору.

Сектор нефинансовых производственных корпораций играет доминирующую роль на стадии производства, но его роль очень важна и на других стадиях. На его долю в экономике России приходится примерно 80% стоимости произведенных товаров и услуг, он выплачивает почти 80% налогов, принимает 85% всех инвестиций. Можно с уверенностью сказать, что данный сектор является основой экономики, причем не только российской. Правда, конечное потребление нетипично для этого сектора.

Рис.2.1. Секторальная структура экономики



В зависимости от цели исследования внутри институционального сектора могут выделяться субсекторы. Стандартная СНС предлагает выделять три субсектора, а именно:

1. Государственные нефинансовые корпорации;

2. Национальные частные нефинансовые корпорации;

3. Нефинансовые корпорации под иностранным контролем.

Очень важно уяснить следующее: группировка по институциональным секторам - это не группировка по формам собственности. Институциональные единицы, контролируемые государством, могут относиться не только к сектору государственных учреждений, но также и к секторам нефинансовых корпораций и НКО.

Сектор финансовых (учреждений) корпораций состоит из всех резидентных корпораций, преимущественно занятых финансовым посредничеством или вспомогательной финансовой деятельностью, тесно связанной с финансовым посредничеством.

Финансовые корпорации могут быть сгруппированы в следующие субсекторы:

Центральный банк;

Прочие депозитные корпорации, депозитные денежные корпорации, прочие;

Другие финансовые посредники, кроме страховых корпораций и пенсионных фондов;

Финансовые вспомогательные корпорации;

Страховые корпорации и пенсионные фонды.

Вопрос о включении Центрального банка в тот или иной сектор вовсе не прост. Дело в том, что Центральный банк - это, с одной стороны, государственная организация, основной функцией которой является организация денежного обращения в стране, контроль над денежной массой, эмиссией, часто - хранение золотого запаса государства. С другой стороны, Центральный банк - это финансовое учреждение, которое так же, как и прочие банки, выдает кредиты и проводит другие операции на финансовом рынке.

Страхование в СНС также относится к финансовому посредничеству. Однако специальные программы по социальному обеспечению для определенных общественных групп, составляющие часть более общей программы социального обеспечения, не включаются в эту группу.

Пенсионные фонды рассматриваются в секторе финансовых корпораций в том случае, если они созданы для обеспечения реализации негосударственных программ социального обеспечения и существуют независимо от институциональных единиц, которые их образовали. То есть считается, что домашние хозяйства доверяют независимым финансовым учреждениям деньги, которыми те распоряжаются, а по достижении вкладчиком пенсионного возраста вернут эти средства домашним хозяйствам. При этом пенсионный фонд только распоряжается денежными средствами домашнего хозяйства, но прав собственности на него не имеет.

Государственные программы социального страхования и внебюджетные фонды социальной направленности (пенсионный фонд, фонд социального страхования), которые находятся под контролем государства, не включаются в сектор финансовых корпораций.

Очень важное место в СНС занимает новый сектор “Домашних хозяйств”. Под домашними хозяйствами в СНС понимают небольшую группу людей, живущих в одном жилище и ведущих общий бюджет, объединяя свои доходы и имущество для удовлетворения своих потребностей, совместно потребляющих определенные типы продуктов и услуг, главным образом, жилищные услуги, продукты питания и непродовольственные товары. Тут важно обратить внимание на следующее: домашнее хозяйство - это социально-экономическое понятие. И в этом главное отличие домашнего хозяйства от семьи. Семья - понятие демографическое, она не может состоять из одного человека, а домашнее хозяйство может.

Национальное счетоводство интересуют доходы и расходы, а демографию, в основном, способность к воспроизводству. Поэтому в домашнем хозяйстве могут быть, например, несколько женщин или несколько мужчин. Если двое молодых людей в складчину снимают комнату и закупают продукты, они - домашнее хозяйство, но отнюдь не семья.

В СНС (версии 1993г.) предусмотрены следующие подсекторы домашних хозяйств (ДХ ):

- ДХ предпринимателей с наемными работниками;

- ДХ самозанятых без наемных работников;

- ДХ наемных работников;

- ДХ получателей доходов от собственности и трансфертов, подразделенные по видам доходов.

Помимо приведенных примеров к институциональным домашним хозяйствам также относятся:

n члены религиозных орденов, живущие в монастырях, общинах и аналогичных заведениях;

n долгосрочные пациенты в больницах, особенно в психиатрических больницах;

n заключенные, отбывающие длительные сроки заключения;

n люди, постоянно живущие в домах престарелых.

Классификация домашних хозяйств:

1. Домашние хозяйства подразделяются на институциональные и неинституциональные домашние хозяйства.

2. Неинституциональные домашние хозяйства подразделяются на сельские и городские.

3. Домашние хозяйства подразделяются на следующие группы: а) получатели доходов от собственности или трансфертов, в) наемные работники, с) самостоятель­но занятые лица (работодатели и самостоятельные хозяева).

4. Получатели доходов от собственности или трансфертов подразделя­ются на: а) получатели доходов от собственности, в) получатели пенсий, с) получатели прочих трансфертов.

5. В сельской местности домашние хозяйства наемных и самостоятельно занятых работников подразделяются на занятых в сельском хозяйстве и занятых в несельскохозяйственном производстве.

6. Домашние хозяйства наемных работников в городах группируются по профессио­нальным категориям, к которым относятся соответствующие репрезен­тативные лица, а затем по основным секторам занятости таких лиц:

а) некорпоративные предприятия и НКОДХ;

б) государственные корпорации и органы государственного управления;

в) национальные частные корпорации;

г) корпорации, находящиеся под иностранным контролем.

7. Домашние хозяйства самостоятельно занятых работников сельского хозяйства в сельскойместности подразделяются далее на три класса в зависимости от площади принадлежащей им земли.

8. Домашние хозяйства самостоятельно занятых работников несельскохозяйственного производства в сельской местности и все домашние хозяйства самостоятельно занятых лиц в городах подразделяются дважды:

а) на самостоятельных хозяев и работодателей;

б) на заведения неорганизованного и организованного секторов экономики, причем первые могут определяться, например, как фирмы, в которых занято менее пяти работников (оплачиваемых и неоплачиваемых), занятых в течение полного рабочего дня и отнесенных МСОК к категории работников низкой квалификации. А остальные заведения в этом случае рассматриваются как относящиеся к организованному сектору экономики.

Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства , определяется как совокупность всех резидентных НКО за исключением НКО, являющихся рыночными производителями, и нерыночных НКО, контролируемых и, в основном, финансируемых государством. Сектор НКО, обслуживающих домашние хозяйства, включает следующие виды НКО, предоставляющих продукты или услуги их членам, третьим лицам или группам лиц бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения:

n профессиональные союзы, профессиональные или научные общества, ассоциации потребителей, политические партии (за исключением однопартийных государств) и т.д.,

n церкви или религиозные общества (включая и те, которые финансируются государством), социальные, культурные, рекреационные и спортивные клубы,

n благотворительные общества, фонды помощи, финансируемые добровольными взносами.

Сектор государственных учреждений включает институциональные единицы, основными функциями которых являются принятие ответственности за предоставление нерыночных услуг обществу или индивидуальным домашним хозяйствам и финансирование этого процесса в основном за счет налогообложения, а также распределение доходов и богатства посредством трансфертов. Государственные единицы обычно совершают расходы трех различных типов:

n расходы на бесплатное предоставление коллективных услуг обществу, таких, как государственное управление, оборона, поддержание правопорядка, поддержка фундаментальных научных исследований и т.д., которые, в результате невозможности их реализации на рынке, должны быть организованы коллективно государством и финансироваться за счет общего налогообложения;

n расходы на бесплатное, или по ценам, которые не являются рыночными, предоставление продуктов или услуг индивидуальным домашним хозяйствам, например, расходы на образование, здравоохранение, культуру, спорт и т.д. Эти расходы производятся преднамеренно и финансируются из налогообложения или другого дохода государства для осуществления его социальных или политических задач, хотя с отдельных людей может взиматься плата за их использование;

n расходы на осуществление некомпенсированных трансфертов, выплачиваемых другим институциональным единицам, в основном - домашним хозяйствам - для того, чтобы перераспределить доход или богатство (пенсии, стипендии, пособия и т.д.).

Сектор государственных учреждений включает в себя:

Все государственные единицы центрального, регионального и местного уровня управления;

Все фонды социального обеспечения на каждом уровне управления;

Все нерыночные НКО, контролируемые и, в основном, финансируемые государством.

Предлагается выделять следующие субсекторы сектора государственных учреждений:

Центральные государственные учреждения;

Региональные государственные учреждения;

Местные государственные учреждения;

Фонды социального обеспечения.

Основные функции и задачи секторов экономики:

Государственные органы обеспечивают условия и безопасность жизнедеятельности предприятий и населения, несут ответственность за обеспечение низкого уровня инфляции, бедности и безработицы;

Нефинансовые предприятия обеспечивают производство товаров и производство услуг;

Финансовые учреждения занимаются финансовым посредничеством;

Домашние хозяйства являются потребителями благ и услуг, а также используются в качестве наемных работников или предпринимателей;

Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, обеспечивают своих членов определенными благами, услугами и привилегиями.

Наконец, сектор “остальной мир”. В СНС данный сектор состоит из всех нерезидентных институциональных единиц, вступающих в операции или имеющих иные экономические связи с резидентными единицами.

«Остальной мир» включает определенные институциональные единицы, которые физически могут быть расположены в пределах границ страны. Например, иностранные анклавы, такие, как посольства и военные базы. Сектор «остальной мир» активно участвует в формировании национального дохода и располагаемого дохода экономики, а также показателей конечного использования ВВП (в части экспорта и импорта), финансовых активов, несколько в меньшей степени - конечного потребления (в части потребления резидентных домашних хозяйств за границей и наоборот, потребления нерезидентных единиц в России).

Принципиальным подходом при определении структуры экономики является тот факт, что необходимо в рыночных условиях отказаться от деления отраслей на производственные и непроизводственные (как это разделено К.Марксом в XIX веке). В рыночных условиях, по международной методологии СНС , сектора и отрасли все равнозначны, главное условие их деятельности – получение прибыли.

Поэтому необходима информация о производстве товаров и производстве услуг (в том числе рыночных и нерыночных) в разрезе новой секторальной структуры экономики страны и ее регионов, отражающей движение товарных, стоимостных и финансовых потоков.

Контрольные вопросы

1. Какие признаки характеризуют институциональные единицы?

2. Какие институциональные сектора функционируют в экономике?

3. Перечислите основные цели институциональных секторов.

4. Назовите особенности функционирования Центрального банка.

5. Какой сектор экономики занимается производством товаров и услуг?

Институциональная единица

Все участники экономического процесса (предприятия, организации, государственные учреждения, домашние хозяйства, фермеры, некоммерческие организации, банки, страховые компании и др.) объединены в системе национальных счетов с понятием институциональные единицы, являющиеся центром принятия независимых экономических решений, касающихся производства, распределения и использования доходов, инвестирования, кредитования и заимствования.

Институциональная единица - экономический субъект (лицо), способный самостоятельно владеть, распоряжаться и пользоваться недвижимостью и активами, принимать обязательства и участвовать в экономической деятельности, операциях с другими лицами.

То есть институциональная единица - это как бы цельное образование, структура, единица, обладающая определенными экономическими интересами и поведением, ведет учет и составляет полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов, внутри которой может быть сколько угодно заведений, каждое из которых занимается разными видами деятельности.

Основные признаки институциональной единицы:

Институциональная единица владеет продуктами или активами, может обмениваться ими или передавать права собственности на них;

Институциональная единица способна принимать экономические решения и участвовать в экономической деятельности, за которую непосредственно отвечает и отчитывается по закону;

Институциональная единица от собственного имени принимает на себя обязательства и заключает контракты;

Институциональная единица имеет набор счетов, либо для нее было бы возможным и разумным, как с экономической, так и с юридической точек зрения, составить счета.

Институциональные единицы - хозяйствующие субъекты, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами. Ими могут быть юридические и физические лица (или группы физических лиц в виде домашних хозяйств).

Существуют два типа институциональных единиц:

- домашние хозяйства (ДХ - физическое лицо или группы лиц);

- юридическое лицо - организация, имеющая в собственности имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом.

Домашнее хозяйство - это группа лиц, проживающих под одной крышей и ведущих общий бюджет. ДХ хотя и не составляют счета и балансы, тем не менее, обладают свободой в принятии экономических решений. Родственные связи при этом не играют определяющей роли. Важна экономическая целостность. Одна семья может разделиться на два или несколько домашних хозяйств, поделить кастрюли и хозяйствовать по отдельности. Конечно, домашние хозяйства не все ведут похозяйственный учет, но это можно сделать, если они хотят эффективно функционировать.

Юридическое лицо - это организация, обладающая четырьмя характерными признаками: имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность, самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени, организационное единство. В их состав входят коммерческие и некоммерческие организации, а также обособленные подразделения.

При характеристике результатов экономической деятельности важное значение имеют различия в учете деятельности резидентов и нерезидентов. Резидент - это институциональная единица (юридическое или физическое лицо), имеющая центр экономического интереса на экономической территории данной страны. Нерезиденты - граждане, имеющие постоянное место жительства за границей, даже если они временно находятся на территории данной страны, а также находящиеся в ней иностранные дипломатические, торговые и прочие официальные представительства с дипломатическими привилегиями.

ШПОРЫ ПО МЭС

Объект изучения МЭС. Роль МЭС в познании закономерностей развития общества.

МЭС - прикладная наука, объектом исследования к. является экономика в целом, в сов-ти ее отраслей, секторов, форм собственности.

Объекты МЭС :

Макроэк. п-ль произв. продукции

П-ли образования, распределения и использования доходов

П-ль операций с капиталом

П-ль внешне-эк. связей

П-ль активов и пассивов стран

Предметом МЭС явл. кол-ная сторона массовых общ. явлений в неразрывной связи с их кач-ной стороной в конкретных условиях места и времени.

МЭС является общеметодологической наукой, кот. разраб. с-му п-лей стат. хар-ки эк. процессов и их результатов, методику их расчета и направления анализа.

МЭС является важным инструментом механизма управления экономикой, ее реформирования. Она представляет экономику страны на мировом уровне, используется в м/д-народных сопоставлений; служит инструментом государственного управления, разработки и реализации экономической политики страны и регионов, оценки экономической деятельности. Ее информация используется при принятии решений о целесообразности и направлениях инвестирования в экономике, явл. важной составной частью национальных инф. ресурсов. Состояние и развитие МЭС, разрабатываемая ею с-ма п-лей, основные принципы их расчета и анализа влияют на кач-во информации всех ур-й, а также на успех управления эк. процессами и их результаты.

Последовательность познания соц-эк явлений:

общ. явление – стат. п-ли – стат. закономерности – закон развития явления.

Метод МЭС, ее теоретические основы.

Теоретическая основа МЭС экономическая теория (разраб. эк. категории и законы развития эк-ки, а статистика дает их цифровое выражение и основная цель статистики – выялвение стат. закономерностей.

Методологическая основа МЭС – диалектический метод познания, кот. утверждает, что все явления находятся во взаимосвязи и в непрерывном развитии.



Приемы стат. анализа выражены в этапах стат. исследования:

Стат. наблюдение (сбор первичного стат. материала)

Стат. сводка и группировка

Расчет и анализ обобщ. п-лей: абсолют. и относ. величины, средние, п-ли вариации и выборочного наблюдения, рядов динамики, индексы.

К спец. методам МЭС относят:

СНС – совокупность макроэк. счетов и ведомостей, соотв. требованиям м/д-народных определений и правил учета.

Методы эк. классификаций – деление эк-ки на внутреннюю и национальную, по секторам, по видам эк. д-ти, по формам собственности.

Задачи МЭС. Задачи статистики по применению м/д-народных методолог. стандартов в практ. работе органов гос статистики.

Задачи МЭС:

Разраб-ка сист-х. п-лей развития общ. явлений

Разраб-ка методов анализа

Изучение процессов общ. воспроизводства

Внедрение м/д-народных стандартов в практику статистики.

С целью внедрения м/д-народных стандартов разработан единый гос регистр предприятий и организаций – ЕГРПО, ГСКП – гос система каталогизации продукции (в целях поиска поставщиков и оценки конкурентоспособности продукции).

Классификационные единицы рыночной экономики.

Экономическая деятельность – это деят-ть, направленная на создание товаров и услуг, удовлетв. потребности человека и об-ва.

К неэкономической деятельности относят: бесплатные услуги дом. х-в, хобби и незаконная деятельность.

Производственная деятельность производство товаров и услуг, кот. имеет как рыночный, так и не рыночный характер.

Эк. единицы – формир. классиф. единицы по секторам и отраслям:

1) учетные единицы – субъекты, представляющие инфу по запросам

2) стат. единицы – объекты, о кот. запрашивается инфа с послед. ее разработкой и систематизацией.

Стат. единицы:

Единицы наблюдения – это объекты, по кот. осущ. сбор данных.

Аналитические единицы – обобщ. п-ли.

Разновидности институциональных единиц и их характеристика. Особенности классификации в СНС 2008.

В системе национальных счетов используется специальная единица классификации – институциональная единица.

Признаки институциональных единиц:

Владеет активами

Ведет полный набор бух. счетов

Обладает правом осуществления опред. видам эк. деятельности

Несет ответственность по своим обязательствам и самост. распоряжается собственными ресурсами.

Выделяют 2 группы ИЕ:

Юридические

Без образования юридического лица.

1) корпорации – предприятия коллект. формы собственности, держатели акций: финансовые, нефинансовые. Произв. рын. товары и услуги. Цель: получение прибыли.

квазикорпорации – управляются по типу корпораций, но не обязательно нах. в собственности акционеров. Произв. рын. товары и услуги. Цель: получение прибыли.

Виды корпораций:

Гос. предприятия, занятые произ-вом рын. товаров и услуг

Некорпоративные предприятия – рын. производители, нах. в собственности физ лиц, облад. признаками юр. лиц.

Филиалы зарубеж. компаний, заним. произ-вом товаров и услуг в пределах НЭ.

2) органы гос. управления – проивз. услуги индивид. и коллект. х-ра

Республиканский

Областной уровни

Районный

3) дом. х-ва – группа лиц, кот. объединяют свои доходы с целью организации совмест. проживания и питания.

В СНС дом. х-ва считаются ИЕ в силу того, что имеют общий доход и расходы.

4) некомерч. организ – формир. с целью обслуживания их учредителей

Нерыночные: профсоюзы, партии, благотвор. об-ва. (осущ. взносы, пожертвования, частичное бюджетное финансирование)

Рыночные: сфера образования, наука, здравоохранение.

Экономическая территория страны.

Эк. территория страны – это территория, административно управляемая правительством данной страны, по которой сущ. свободное передвижение товаров, услуг, капитала и раб. силы.

Отличие от географ. территории:

Входит в воздушное пространство

Территориальные территории

Континентальный шельф в м/д-народных водах, где страна имеет исключ. права на добычу пол. ископаемых.

Анклавы за рубежом – это территория в др. странах, использ. правительством данной страны в научных и дипломатических целях.

Определение центра эк. интересов институциональных единиц.

Резиденты – ИЕ, осущ. свою деятельность на эк. территории страны, если

Центр их эк. интересов связан с эк. территорией страны

Зарегистрированы в ЕГРПО

Наличие на эк. территории объектов собственности.

Центр эк. интересов:

1. правительства – территория, на кот. распространяется его юрисдикция. Имеет доход в виде налогов, к. рассм. как плата за услугу коллект. пользования.

2. областных и районных органов – территория, где они зарегистрированы и осущ. управление

3. дом. х-в – территория, на к. они расположены

Исключения: члены посольств, воинских подразделений, студенты-иностранцы – центр их эк. интересов – территория их страны.

Территориальное расположение институциональных единиц.

Если ИЕ осущ. свою деятельность одновременно на эк. территории нескольких стран, то они явл. резидентами той страны, где зарег. в ЕГРПО.

1) корпорации – явл. резидентами той страны, где оно зарег. Территория расположения акционеров не имеет значения.

Корпоративные предприятия могут находиться под контролем и в полном владении резидентов др. стран, от этого они не теряют своего президентского статуса в стране.

2) дом. х-ва – явл. резидентом страны, на к. оно находится

некорпоративные предприятия, принадлеж. дом. х-ву явл. его частью и учит. в составе той же ИЕ.

3) некоммерческие организации – страна, где зарегистрировано.

Зарубежные филиалы неком. организаций, действ. более 1 года, рассм. как резиденты страны, в к. осущ. свою деятельность.

4) гос. учреждения – эк. территория, на к. расположена их юрисдикция.

- это хозяйствующие субъекты, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами, и которыми могут быть юридические и физические лица (или группы физических лиц в виде домашних хозяйств).
Секторы национальной экономики:
нефинансовые предприятия;
финансовые учреждения;
государственные учреждения;
некоммерческие организации, обслуживающие домашние
хозяйства;
домашние хозяйства;
мировая экономика.
Сектор представляет собой совокупность институциональных единиц, т. е. хозяйствующих единиц (хозяйствующих субъектов), которые имеют похожие цели, функции и источники финансирования.
К сектору Финансовые учреждения относятся резидентные финансовые корпорации и квази-корпорации, занятые финансовым посредничеством и другими коммерческими услугами.
Ресурсы данных секторов формируются за счет принятых обязательств и полученных процентов, страховых премий и комиссионных.
Отрасль определяется как совокупность предприятий, расположенных в одном месте, занятых одним видом производственной деятельности или в которых на долю основной деятельности приходится большая часть выпуска. Заведение не является институциональной единицей, способной владеть активами самостоятельно, получать или использовать доходы, принимать обязательства и т. д.
Отрасль Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение включает банковскую деятельность, страхование, пенсионное обеспечение, финансово-посредническую деятельность.
Банковская деятельность охватывает услуги Банка России и его учреждений, коммерческих банков, сберегательных банков и т. п. (корпорации, фонды, инвестиционные фирмы, включая инновационные и осуществляющие финансовый лизинг). Например, завершившийся 2006 г. неожиданно оказался хорошим для российской экономики, т. е. прирост ВВП за год составил около 7%, а первоначально прогнозировалось, что будет 6%.
Цифры экономического роста в России в 2006 г. показывают, что была переломлена тенденция снижения экономического роста, наблюдавшаяся в последние годы, а точнее в 2003 г. ВВП вырос на 7,3%, а в 2004 г. - на 7,2% и в 2005 г. - на 6,4%, и соответственно 2006 г. - почти 7%.
По итогам 2006 г. можно уверенно говорить, что сильнейший экономический спад, сопровождавший переход к рыночной экономике, оказался полностью преодолен.
Напомним, что объем ВВП к 1998 г. в России сократился по сравнению с 1991 г. (экономические реформы начались в России с января 1992 г.) на 39,7%, в 1998 г. российская экономика была в сильном упадке, и продолжалось это падение семь лет. Только с 1999 г. начался экономический рост, который через восемь лет, включая 2006 г., полностью восстановил российскую экономику по показателю объема ВВП.
Таким образом, пятнадцатилетний период перехода к рыноч-ной экономике в России завершился по итогам 2006 г. Из этого следует, что экономика полностью восстановилась по сравнению с дореформенным уровнем. Учитывая, что объем ВВП - это основной макроэкономический показатель, можно делать такие выводы.
По сравнению со странами Восточной Европы, 15-летний период - это недопустимо много. Для преодоления спада при переходе к рыночной экономике Словакии и Чехии понадобилось всего лишь 2 г., Польше - 8 лет, а Венгрии - 11 лет.
На постсоветском пространстве лидером оказалась Эстония - 9 лет, а вот Латвии понадобилось 14 лет. Армения и Белоруссия уложились в 12 лет. Далеки до восстановления экономии! Молдова, Грузия и Украина.
Инфляция по итогам 2006 г. составила около 9%, что означает самый низкий уровень за последние 15 лет. Основанием для этого является продолжающийся экономический рост, но также срабатывают и усилия правительства по ограничению денежного предложения: работает Стабилизационный фонд. Для дальнейшего снижения инфляции в 2007 г. еще остаются резервы.
Важнейшим индикатором инвестиционной активности в экономике России являются иностранные инвестиции. Накопленный иностранный капитал на конец сентября 2006 г. составил 130 млрд долларов США, а поступило в экономику России в январеЧсентябре 2006 г. 35,3 млрд долл. иностранных инвестиций, что на 31,7% превышает соответствующий показатель 2005 г.
Стоит отметить, что 34,6 млрд долл. США составил объем инвестиций за рубеж. Это на 51,4% больше, чем за соответствующий период 2005 г., вероятнее всего, что эти цифры по итогам 2006 г.
еще вырастут. Следует сделать вывод, что из России инвестируется столько же средств, сколько и в Россию.
Рост инвестиций из России превосходит динамику инвестиций в Россию. То есть в самом ближайшем будущем Россия бу-дет больше инвестировать за рубеж, чем привлекать иностранные инвестиции. Из этого следует, что мы становимся мировым донором.
Россия сама очень нуждается в инвестициях, поэтому необходимо внимательно отслеживать процессы инвестирования, уделять должное внимание задаче повышения инвестиционной привлекательности России.
На общем фоне неплохих макроэкономических показателей качество экономического роста таких показателей не очень хорошее, так как двигателем этого роста выступает потребительский спрос, т. е. ускоренно растет, прежде всего, торговля.
Что касается промышленного производства, то его прирост сохранился примерно на уровне 2005 г. и составляет чуть более 4%. Но обеспечивался этот прирост в первую очередь производством и распределением энергии, воды и газа. Показатели улучшились по добыче полезных ископаемых, а вот показатели роста обрабатывающих производств за 2006 г. немного ухудшились по сравнению с 2005 г. (за январьЧоктябрь обработка приросла на 4,7%, в то время как за соответствующий период прошлого года - на 5,3%).
Особенно интересно рассмотреть сравнительный анализ прироста по отдельным обрабатывающим производствам. В 2006 г. очень хорошо росло текстильное и швейное производство (на 7,8% за январьЧоктябрь, а в 2005 г. за те же периоды спало на 2,7%); производство кожи, изделий из кожи, обуви - на 13,2% по сравнению со снижением на 2,4% в 2005 г.; производство резиновых и пластмассовых изделий - на 11,1% по сравнению с приростом за 2005 г. на 3,8%.
В то же время производство машин и оборудования практически не росло: на незаметные 0,5% за январь - октябрь 2006 г. по сравнению с 6,1% прироста за соответствующий период 2005 г. Причем до октября минувшего года динамика и вовсе была отрицательная.
Показатели по другому ключевому производству обрабатывающей промышленности - электрооборудования, электронного и оптического оборудования - оказались и вовсе меньше на 1,5% за январьЧоктябрь 2006 г. по сравнению с приростом на 17,3% за соответствующий период 2005 г.
Из всего изложенного следует вывод о том, что действительно качество экономического роста пока оставляет желать лучшего. Очень плачевно, когда рост ВВП обеспечивается в первую очередь не развитием производства, а ускоренным развитием торговли, финансовой деятельности, рынка недвижимости - т. е. тех видов экономической деятельности, которые ничего нового не создают, и по своему характеру их можно отнести к обыкновенной спекуляции. Основа валовой добавленной стоимости в этом случае, прежде всего, перепродажа.
Соответственно, понятно, почему хорошо развивается легкая про-мышленность, так как при такой модели экономики толчок к развитию в промышленности получают только те виды производства, которые удовлетворяют растущий потребительский спрос. Только этим и объясняются такие хорошие показатели по текстильному и швейному производству, производству кожи и обуви, резиновых и пластмассовых изделий.
Если довольствоваться малым, то, конечно, можно расти подобным образом и на производстве пластмассовых изделий. Но вряд ли такая экономика станет той самой экономикой нового инно-вационного типа, о которой сейчас многие говорят.
Таким образом, проводя внимательно структурный анализ статистических показателей развития российской экономики, мы увидим, что у нее уже на сегодняшний момент есть достаточно много серьезных проблем. К сожалению, хорошие основные макроэкономические показатели притупляют реакцию вовремя обратить внимание на отмеченные перекосы в развитии. Но эту проблему нужно увидеть сегодня самим, чтобы завтра она не была очевидна всем.
Структурные перекосы в современной экономике имеют свойство накапливаться достаточно длительное время. Особенно это характерно для стадии экономического роста. Так как эти перекосы никуда не пропадают, соответственно, не стоит надеяться на то, что они исчезнут сами собой.
Подводя итоги 2006 г., можно сказать, что в этот период проходило накопление негативного потенциала структурных перекосов. Так что без неприятностей все-таки не обошлось. Но, несмотря на это, общий результат 2006 г. - хорошие показатели.
Экономическое развитие России зависит от развития мировой экономики, включая ее темпы роста, динамику мировых цен на нефть, соотношение курсов и уровень процентных ставок по активам, номинированным в основных мировых валютах, и предполагают инерционный характер развития внутренних факторов экономического развития. Существенное воздействие уровень цен на нефть оказывает на платежный баланс, курс рубля, на бюджет, инвестиционную активность, потребительский спрос. Складывающиеся на мировых финансовых рынках процентные ставки оказывают влияние на межрегиональные и глобальные потоки инвестиций. Соответственно, в общем все эти факторы существенно влияют на уровень инвестиций и темпы роста национальной экономики.
Для российской экономики главное значение имеют наиболее чувствительные для состояния платежного баланса показатели. К таким показателям относятся цены на нефть, газ и нефтепродукты, уровень процентных ставок на международном рынке капитала, складывающиеся соотношения курсов основных мировых валют. Из этого видно, что на стороне внешних факторов рас-сматриваются различные варианты сочетания упомянутых пока-зателей.
Один из вариантов исходит из следующих предположений:
процентные ставки по активам, номинированным в долларах, постепенно вырастут;
падение доллара прекратится, и взаимные курсы основных
мировых валют стабилизируются;
цена российской нефти достигнет необходимого уровня.
Так как мировая экономика влияет на развитие российской
экономики, то рассмотрим ее некоторые особенности. Приток мировых сбережений в США в несколько раз сократился. Этому способствовало относительное снижение процентных ставок по доллару США и падение прибыли американских компаний. Благодаря давлению обстоятельств ЕЦБ, Банк Англии и Банк Японии также существенно могут снизить ставки, в результате чего направленность глобальных мировых потоков инвестиций стабилизируется. Угроза дефляции в Германии и Японии не может позволить повысить базовые ставки по евро и иене. В то же время вполне вероятно повышение ставок по активам, номинированным в долларах, в связи с выходом США из зоны угрозы рецессии и ростом бюджетного дефицита США. Доступ к относительно недорогим займам на международном рынке капитала российским компаниям будет ограничен, и, естественно, можно предпо-ложить, что чистый приток по этой статье платежного баланса России сократится.
Очень важно обратить внимание, что стабилизация курса доллара по отношению к основным мировым валютам и рост ставок будут способствовать росту привлекательности активов, номини-рованных в долларах. В конечном счете, все это будет способствовать сокращению притока капиталов на рынок активов, номинированных в рублях. Естественно, это повлияет и на чистый приток портфельных инвестиций в Россию, т. е. он сократится.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!