Все для предпринимателя. Информационный портал

Что такое смешанная экономика определение. Смешанная экономика

Принято выделять следующие основные типы экономических систем : традиционную, административно-командную, рыночную и смешанную.

Экономические системы возникли при решении экономических проблем, связанных с распределением ограниченных ресурсов и наличием альтернативных издержек. Иными словами, перефразируя понятие, экономическая система – это способ, по которому формируется хозяйственная жизнь в стране, обществе; способ, по которому принимаются решения о том ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.

В основе наиболее популярной классификации хозяйственных систем лежат принцип деления по двум основным признакам, а именно:

  • Форма собственности на средства производства
  • Способ координации и управления хозяйственной деятельностью в стране

Таким образом, исходя из данных критериев, мы можем установить некоторое деление и выделить несколько типов экономических систем, каждому из которых отведено определенное место в структуре реальных экономических отношений, происходящих в той или иной стране мира.

4 основных типа экономических систем

Произведенное на основании вышеуказанных критериев деление позволило определиться с четырьмя видами хозяйственных систем:

Традиционная — практика использования редких ресурсов обусловлена сложившимися в обществе традициями и обычаями. Характеризуется на широком применении ручного труда в производстве, а орудия труда, применимые совместно с ручной силой, малопроизводительны, в их основе лежат устаревшие по меркам развитых стран технологии. Распространена подобная система в странах третьего мира со слаборазвитой экономикой.

Вопрос о том, «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить, в традиционной экономике решается на основе традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Капиталистический тип экономической системы (или чистый капитализм) характеризуется в первую очередь частной собственностью на ресурсы и средства производства, регулированием и управлением системой экономических отношений посредством рыночного распределения и соответствующей продукции с установлением оптимальных (рыночных) цен, обеспечивающих необходимый баланс спроса и предложения. Богатство в обществе в таком случае распределяется крайне неравномерно, а основными экономическими субъектами являются автономные производители и потребители материальных и нематериальных благ. Роль государства в экономических отношениях очень низка. Здесь нет единого центра экономической власти, но регулятором подобной формы организации экономических отношений выступает система рынков, в которой каждый из субъектов стремиться извлечь собственную, индивидуальную выгоду, но не коллективную. Производство осуществляется лишь по наиболее выгодным, максимально рентабельным направлениям, а потому некоторые категории благ (их еще называют общественными) могут оставаться невостребованными у производителя, в силу своей малой прибыльности и иных факторов, несмотря на наличие спроса со стороны общества.

Таким образом, достоинствами данной формы организации хозяйственной жизни являются:

  • Наиболее эффективное распределение ресурсов в соответствии с рыночными механизмами (так называемая «невидимая рука рынка»)
  • Свобода в выборе направления для предпринимательской деятельности
  • Непременное повышение качества товаров и услуг в условия конкурентной борьбы
  • Появление новых продуктов на рынке и одновременно стимулирование научно-технического прогресса.

Недостатками же являются:

  • Крайне неравномерное распределение доходов в обществе
  • Ориентированность производителя на платежеспособного клиента
  • и безработица, нестабильность развития экономики (возможность , и т.д.), как следствие – социальная нестабильность
  • Недостаток в финансировании сферы образования
  • Возможное снижение конкуренции вследствие создания монополий
  • Отрицательное влияние производства на экологию, значительное потребление природных ресурсов.

Командная экономика

Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.

Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.

На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.

Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных — проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.

Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.

Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:

  • Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях
  • Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».

Из минусов стоит отметить:

  • Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей
  • Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)
  • Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно

«Смешанная экономика»

Но на самом деле, представленные выше 2 модели экономических систем «идеальны», то есть не встречаются в условиях реальных экономических отношениях, сложившихся в разных странах мира. Практика ведения хозяйственных отношений в разных странах мира показывает реальные черты экономических систем, расположенных где-то между характеристиками рыночных и командно-административных систем.

Подобные системы носят название смешанных – те, в которых распределение ресурсов происходит как по решению правительства, так и с учетом решений частных лиц. Частная собственность в таком случае присутствует в стране наряду с государственной, регулирование же экономики происходит не только через наличие системы рынков, но и из-за мер, предпринятых государством. Примерами такого типа экономической системы могут служить также и, непосредственно, бывшие социалистические страны, которые при ярко выраженных директивных чертах управления, предполагали наличие определенной рыночной структуры внутри страны. Хотя доходы в стране распределяются также весьма неравномерно, государство стремится снизить негативные тенденции чисто капиталистической экономики и поддержать некоторые неимущие слои населения, создав благоприятные условия для их существования. Смешанная экономическая система предполагает наличие нескольких моделей в рамках своей структуры. Это американская, шведская, немецкая и японская модели.

Итого получаем, что функциями государства в условиях смешанной экономики, выступают следующие условия:

  1. Поддержка предприятий, принадлежащих государству (государственный сектор экономики)
  2. Инвестирование в сферы образования, науки, культуры и т.д.
  3. Воздействие государственных органов на перераспределение ресурсов, необходимое для стимулирования экономики и предотвращения безработицы и кризисов
  4. Создание , занимающейся перераспределением доходов при помощи налоговой системы и фондов централизованных средств.

Таким образом, плюсы смешанной экономической системы:

  • Как правило, модель характеризуется экономическим ростом или стабильностью (отсюда и политическая стабильность)
  • Государство обеспечивает защиту конкуренции и ограничивает создание монополий
  • Государство предоставляет гарантии социальной защиты населения
  • Поощрение инноваций
  • Инвестирование в сферы образования, культуры, науки

Минусы в данном случае таковы:

Необходимость разработки моделей развития в соответствии с учетом национальной специфики, отсутствие универсальных моделей.

Переходная экономика

Не лишним было бы упомянуть так называемую переходную экономику – ту, что предполагает наличие определенных изменений как в рамках как текущей системы, так и перемен, возникающих при переходе от одной модели к другой. В большинстве случаев стране с переходной экономикой присущи как черты существовавшей ранее командной экономики, так и формы организации, характерные для рыночной экономики. В процессе перехода командной экономики к рыночной, государству необходимо уделить внимание на следующие моменты:

  1. Реформирование государственного сектора экономики путем приватизации, сдачи в аренду
  2. Создание рыночной инфраструктуры, которая бы удовлетворяла всем особенностям производства для наибольшей эффективности имеющихся ресурсов
  3. Создание частного сектора экономики (в первую очередь малый и средний бизнес) и поощрение к занятию предпринимательством
  4. Стимулирование экономической обособленности товаропроизводителей с разными формами собственности (частной и государственной)
  5. Формирование имеющейся системы ценообразования с использованием рыночных механизмов.

Примеры разных типов экономических систем

  • Традиционная – Афганистан, Бангладеш, Буркина-Фасо (преимущественно сельское хозяйство) и с более развитой экономикой, но с характерными чертами традиционализма: Пакистан, Кот-дИвуар.
  • Плановая (административно-командная) – бывшие социалистические страны (СССР, страны Восточной Европы до 90-х г.г.). В настоящее время – Северная Корея, Куба, Вьетнам.
  • Смешанный тип экономической системы – Китай, Швеция, Россия, Япония, Великобритания, США, Германия, Франция и т.д.
  • Рыночная система в чистом виде не имеет реальных примеров.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

На этом данная лекция по экономике завершена.

В случае соединения и переплетения различных форм хозяйства, различных формационных образований, различных цивилизационных систем, а также более сложных сочетаний различных элементов системы можно говорить осмешанных экономических системах (смешанной экономике). Их отличительная особенность -- гетерогенность (разнородность) входящих в них элементов.

Смешанные системы существовали в различных исторических условиях. Например, в свое время такой системой был колонат, возникший на основе соединения рабовладельческих и феодальных отношений в Древнем Риме. Применительно к современным условиям смешанная экономика предстает в следующих укрупненных формах:

  • -- смешанная экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которых "смешение" вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых экономических форм;
  • -- смешанная экономика развитых стран (развитая смешанная экономика).

Идеи смешанной экономики, появившиеся на рубеже двух последних веков и получившие затем широкое распространение, отражали реальные изменения в социально-экономической жизни, особенно усилившиеся в послевоенный период. Эти изменения проявились в усложнении форм взаимодействия рынка и государственного регулирования экономики, частного предпринимательства и процесса социализации, а также во все более заметном проникновении в структуру общественных систем постиндустриальных (постэкономических) начал.

Сам термин "смешанная экономика" не имеет однозначного толкования. Его первоначальная и наиболее распространенная трактовка делает упор на сочетании различных секторов экономики (частного и государственного), на разнообразии форм собственности. Вторая позиция, получившая импульс от кейнсианства, выдвигает на первый план проблему сочетания рынка, рыночного механизма и государственного регулирования. Третья позиция, инициированная разнообразными социал-реформистскими течениями, основывается на сочетании капитала частного предпринимательства и социальности, общественных социальных гарантий. Наконец, еще одна позиция, вытекающая из цивилизационного подхода, нацеливает на проблему соотношения экономических и неэкономических начал в структуре современного общества.

Указанные трактовки смешанной экономики в современных условиях не противоречат друг другу: они лишь отражают наличие нескольких линий формообразования современного типа развитой экономики и их единство. Смешанная экономика представляет собой одновременное сочетание указанных параметров, а именно: сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал.

Параметры смешанной экономики обладают относительной самостоятельностью. Однако, возможно превалирование того или иного параметра или одной из групп параметров в условиях различных стран.

Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных структурных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно- государственные акционерные предприятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д.

Сегодня смешанная экономика является целостной системой, выступающей адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции социально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, частно хозяйственной инициативы -- социальными гарантиями, а также включения в экономическую структуру общества постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя и уступает "чистым" системам в степени однородности составляющих ее элементов.

Модели смешанной экономики

Общая линия на развитие смешанной системы не означает однообразия и стандартизации.

Реально в разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими "национальными коэффициентами смешения" разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и постэкономической сторон. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п. Более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров.

Американская модель -- это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.

Германская модель -- это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами:

  • - индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;
  • - социальное равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;
  • - антициклическое регулирование;
  • - стимулирование технологических и организационных инноваций;
  • - проведение структурной политики;
  • - защита и поощрение конкуренции. Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

Японская модель -- это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.

Шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и "скандинавским социализмом" на практике стираются.

Таким образом, современные страны взяли курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики, что лежит в основе понятия "смешанная система хозяйства".

Характеристика смешанной системы хозяйства

Политико-экономическая концепция социально-рыночного хозяйства направлена на синтез гарантированной правовым государством свободы, экономической свободы (которая из-за неделимости свободы рассматривается как необходимая составляющая свободного порядка вообще) и идеалами социального государства, связанными с социальной защищенностью и социальной справедливостью. Это сочетание целей - свободы и справедливости - отражается в понятии "социальное рыночное хозяйство". Рыночное хозяйство олицетворяет хозяйственную свободу. Оно заключается в свободе потребителей покупать по своему выбору изделия (свобода потребления), в свободе производства и торговли, свободе соревнования.

Расширение функций государства в современном обществе при сохранении рыночных свобод, институтов и механизмов в решающей степени обусловлено возросшей сложностью социально-экономического процесса. Многие фундаментальные проблемы сегодняшнего общества не могут быть эффективно решены при помощи только рыночных механизмов. Это прежде всего укрепление социальной сферы, которая стала одним из важнейших источников экономического роста. Так, уровень образования, квалификация рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено эконометрическими расчетами. Огромное влияние на качество рабочей силы, на экономическое развитие в целом оказывают здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Рынок сам по себе не может создать мощной социальной сферы, хотя рыночным механизмам, особенно конкуренции, может быть присуща сильная социальная направленность.

Термин "социальный" означает:

  • 1). "что рыночное хозяйство в силу своей экономической эффективности, т.е. благодаря тому, что оно создает экономические предпосылки "благосостояния для всех", и представляет экономические свободы, ограничиваемые рамками неприкосновенности прав третьих лиц, носит социальный характер;
  • 2). что рыночное хозяйство должно ограничиваться там, где оно привело бы к социально нежелательным результатам или же результаты свободного экономического процесса должны корректироваться, если они, согласно ценностным представлениям общества, не являются достаточно социальными".

Поэтому социально-ориентированная рыночная экономика нацелена на выполнение как экономических, так и неэкономических целей, используя широкий диапазон инструментов экономической и социальной политики.

В общем, виде эти цели можно сформулировать следующим образом:

  • - обеспечение экономического роста и экономической стабильности;
  • - социальная обеспеченность и социальная справедливость;
  • - содействие конкуренции;
  • - обеспечение политической стабильности.

В смешанной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.

Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие с общественно необходимыми затратами.

Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР. Например, в настоящее время реализуются общеевропейские программы «Эврика», «Эсприт» и др.

Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды.

На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с бедностью» в настоящее время направляется не менее 30--40% всех государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой.

Правительство каждой страны понимает, что от экономики зависит уровень жизни всего государства. По этой причине очень важно не ошибиться с выбором. Смешанная система экономики – один из самых эффективных вариантов. Какие называют черты смешанной экономики и в чем ее преимущества и минусы?

Что такое смешанная экономика?

Благодаря смешанной экономике, предприниматели и даже физические лица могут принимать независимые решения в сфере финансов. Их автономия ограничивается тем, что общество, либо государство имеет приоритет в данных финансовых вопросах. Смешанная экономика – это система, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов, материальных благ в стране.

Зачастую идеи смешанной экономики лояльны к демократичному социализму. В рамках данной системы государство и частные предприятия, а также разные корпорации способны управлять производственными средствами, заниматься перемещением товаров, производить сделки купли-продажи, принимать на работу и увольнять сотрудников, фактически являясь равноправными игроками на рынке.

Каковы главные цели смешанной экономики?

У данной системы есть свои важные задачи. Специалисты называют не одну цель смешанной экономики:

  1. Обеспечение занятости населения.
  2. Правильное использование производственных мощностей.
  3. Стабилизация цен.
  4. Обеспечение единовременного роста производительности труда и оплаты.
  5. Уравновешивание платежного баланса.

Признаки смешанной экономики

Во многих странах с очень высоким уровнем достатка применяется смешанная система экономики. Здесь юридические и физические лица могут принимать решение о распределение и движение финансовых средств самостоятельно. Жители таких стран знают, что свойственно смешанной экономике:

  1. Частичное объединение производства в рамках нации и за ее пределами.
  2. Государственная и частная собственности являются объединенными.
  3. Отсутствует бюджетное ограничение.
  4. Производительность труда стимулируется при помощи факторных доходов.
  5. Организация производства происходит по принципу «спрос = предложение».
  6. Присутствие на рынке конкуренции.
  7. Государство занимается регулированием национальной экономики.
  8. Присутствует теневая экономика и запрещенные правительством товары.

Смешанная экономика - плюсы и минусы

Ни одну из современных систем нельзя назвать идеальной. Данный вид экономики имеет как свои плюсы, так и недостатки. Среди плюсов смешанной экономики:

  1. Сочетание экономической эффективности с потребностями населения.
  2. Отсутствие монополии и дефицита, что способно негативно отразиться на государстве.
  3. Социальная ориентированность экономики.
  4. Обеспечение не только экономичного роста, а и развития.

Однако принципы смешанной экономики имеют и свои негативные стороны:

  1. Она, в отличии от традиционной, не способна изжить такие негативные моменты как инфляция, безработица, заметный социальный разрыв между богатым и бедным населением.
  2. Возможный застой производственных фондов.
  3. Ухудшение качества товаров.
  4. Торможение процесса выхода производителей на новые рынки сбыта.

Плюсы смешанной экономики

Большинство экономистов утверждают, что смешанный тип экономики имеет немало преимуществ:

  1. Государство и производители, потребители имеют важное значение в решении основополагающего вопроса экономической системы – что, как, для кого и в каком объеме требуется производить. Это дает такую возможность сочетать экономическую эффективность с удовлетворением потребностей всего населения, что может уменьшить социальное напряжение внутри всего государства.
  2. В системе все сбалансировано и отсутствует монополия, и нет дефицита, который способен расшатать государство изнутри.
  3. Социальная ориентированность экономики, где сочетается сохранение конкуренции, рыночная свобода и защита населения на государственном уровне от не очень добросовестных участников рынка и отрицательных последствий рыночной экономики.
  4. Обеспечивает как экономический рост, так и развитие.

Минусы смешанной экономики

Невзирая на массу преимуществ, называют и недостатки смешанной экономики:

  1. Она не способна искоренить , безработицу, разрыв между состоятельным и бедным населением.
  2. Возможное снижение качества товаров и застой производственных фондов.
  3. Торможение выхода производителей на новые рынки сбыта.

Модели смешанной экономики

Специалисты говорят, что современная смешанная экономика имеет такие модели:

  1. Неоэтатистская смешанная экономика – при ней развит национализированный сектор, политика является активной антициклической и структурной, развита система так называемых трансфертных платежей.
  2. Неолиберальная смешанная экономика – характерна антициклическая политика. Здесь государство стремится обеспечить условия для результативной работы рынка.
  3. Модель согласованного действия – в основе определенная согласованная работа и сотрудничество представителей социальных структур – правительства, профсоюзов и работодателей.

Американская модель смешанной экономики

Экономисты утверждают, что американской модели смешанной экономики присуще:

  1. Возможность всех рынков функционировать самостоятельно, без контроля их деятельности со стороны правительства.
  2. Возможность как юридических, так и физических лиц обладать частной собственностью без контроля правительства.
  3. Производители могут работать на конкурентной основе, что может обеспечивать качество услуг и низкие цены.
  4. Потребитель своим спросом может определить производство товаров и услуг.

Немецкая модель смешанной экономики

Свои особенности смешанной экономики имеет немецкая модель. Среди ее характерных отличий:

  1. Социальная ориентация.
  2. Разделение социальной политики от экономической.
  3. Источник для социальной защиты населения – не прибыль предприятий, а социальные бюджетные и внебюджетные фонды.

Шведская модель смешанной экономики

Шведская модель экономики привлекла к себе внимание еще в далеких шестидесятых годах благодаря существенному росту экономики в сочетании с комплексом ряда реформ и стабильным обществом. У данной модели есть две основные цели:

  1. Создать приемлемые условия для обеспечения занятости населения.
  2. Выравнивание черты доходов.

Здесь характеристика смешанной экономики основывается на политической и экономической устойчивости, прогрессивном росте и высоком уровне жизни людей. Это стало реальным после внедрения на государственном уровне таких принципов:

  1. В стране действует как корпоративная, так и политическая культура на высоком уровне, которая позволяет разрешать даже самые непростые споры, опираясь на дипломатические переговоры и взаимные уступки.
  2. Конкурентоспособность промышленности, взаимодействующая одновременно с научными, частными и государственными институтами.
  3. Поддержка правительства в области развития инновационных технологий, которые сориентированы на оптимизацию экономических процессов.

Японская модель смешанной экономики

Жители страны восходящего солнца говорят, что смешанная экономика в Японии имеет свою специфику. Среди ее особенностей:

  1. Очень сильные национальные традиции, влияние которых можно проследить на многих этапах хозяйственного процесса.
  2. Специфичные взаимоотношения руководства и подчиненного.
  3. Сохраняющийся институт наследственности.
  4. Выраженное вмешательство государства во все процессы.
  5. Социальная справедливость.

Смешанная экономика - книги

Описана смешанная рыночная экономика в литературе. Среди самых интересных и популярных книг:

  1. «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адам Смит . Здесь обобщены идеи и мысли современников автора, разработана система категорий, принципов и способов экономики.
  2. «Капитализм и свобода» Милтон Фридман . В издании описывается множество постулатов, которые в будущем могут стать настоящим фундаментом, на котором и основываются многие либеральные реформы.
  3. «Великая ложь» Пол Кругман . Известный американский экономист пишет о самых популярных американских проблемах и способах их решения.

Введение

1 Понятие смешанной экономики и ее формы

1 Недостатки и преимущества смешанной экономики

2 Специфика развития моделей смешанной экономики

Заключение

смешанная экономика японская шведская


Введение


Смешанная экономическая система - понятие относительно новое. Оно возникло тогда же, когда получила свое развитие и рыночная экономика, так как большинство стран мира пришло к выводу о том, что существующие на тот момент экономические системы уже не удовлетворяют требованиям, которые предъявляются к ним. Смешанная экономика, сочетая в себе признаки двух экономических систем, была способна решить эту проблему. Но каждое государство, выбравшее смешанную экономическую систему, стало развиваться сугубо индивидуально. Именно это и определило становление моделей смешанной экономики.

Актуальность данной темы состоит в том, что в представленном исследовании освещаются такие вопросы, которые имеют колоссальную значимость как для развития мировой экономики, так и для экономического развития отдельно взятых стран. Обобщение теоретических основ смешанной экономики и ее основных моделей помогает получить наиболее полное представление о современном состоянии экономической сферы большей части планеты. Это объясняется тем, что на сегодняшний день экономика большинства стран мира - смешанная. Актуальность темы определяет цель исследования, которая состоит в том, чтобы рассмотреть все основные модели смешанной экономики. Объектом исследования является смешанная экономика. Предмет исследования - основные характеристики моделей смешанной экономики, их специфические черты. Для достижения цели данной курсовой работы решаются следующие задачи:

Изучить теоретические основы смешанной экономики и ее основных моделей

Провести сравнительный анализ основных моделей смешанной экономической системы

Выявить основные преимущества и недостатки смешанной экономики

Обозначить специфику экономического развития конкретных стран в рамках моделей смешанной экономики, присущих им

Ответить на вопрос, какую экономическую систему на данный момент имеет Россия

Выяснить, может ли смешанная экономическая система решить три главные проблемы экономики, и каким образом

Определить пути развития некоторых из моделей смешанной экономики

Методология исследования основывается на анализе литературы по данной теме, сравнении различных точек зрения по данному вопросу, изучении мирового опыта.

Теоретические аспекты темы исследования нашли свое отражение в фундаментальных трудах отечественных и зарубежных авторов. Наибольший вклад в раскрытие темы внесли М.А Сажина, В.В. Янова, В.М. Кудров, М. МакГи и др.


Глава 1. Теоретические основы моделей смешанной экономики


1 Понятие смешанной экономики и её формы


На современном этапе развития экономику можно охарактеризовать двумя различными типами отношений: стихийно-рыночными, то есть несогласованными отношениями, и сознательно регулируемыми, то есть согласованными. При этом сознательно регулируемые представлены как на микроуровне, например, внутрифирменное планирование, так и на макроуровне, то есть непосредственно государственное регулирование. Такую экономику по праву можно назвать смешанной.

Смешанная экономика представляет собой такой хозяйственный механизм, в котором единовременно существуют, взаимодействуют и влияют друг на друга государственное централизованное регулирование экономики и конкурентно-рыночные регуляторы. При этом государство не ограничивается лишь ролью арбитра, заключающейся в поддержании правопорядка, установлении прав на собственность, защите контрактов и т.п., оно само является одним из активных участников всех экономических процессов. Это свидетельствует о том, что смешанная экономика отражает характеристики как рыночной экономики, так и плановой, то есть командной. Переплетение двух различных экономических систем может подразумевать различные последствия для стран, некоторые из которых считаются полезными, а другие являются нейтральными или даже вредными.

Основной идеей смешанной экономики является то, что средства производства находятся главным образом в частной собственности, что рынки остаются доминирующей формой экономической координации, и что получение прибыли предприятий и накопление капитала остается фундаментальной движущей силой экономической деятельности. Однако, в отличие от свободной рыночной экономики, правительство будет обладать значительным косвенным влиянием на экономику посредством фискальной и монетарной политики, направленных на противодействие экономическим спадам и тенденции к финансовым кризисам и безработице.

Помимо этого, смешанная экономика имеет социальную ориентированность, причем такую направленность имеет как рынок, так и государство.

На данный момент экономика большинства развитых стран - смешанная.

В зависимости от того, в какой стране разворачиваются действия, сама концепция смешанной экономики может претерпевать незначительные изменения, то есть она может быть представлена в различных вариациях, иначе говоря моделях. Эти модели смешанной экономики различаются незначительно: степенью самостоятельности частного сектора, степенью вмешательства государства и т.п.


2 Основные модели смешанной экономики и их характеристики


Шведская модель

Понятие смешанной экономики в общем смысле предполагает сочетание и взаимодействие ключевых форм собственности: частной и государственной. Однако в шведской модели смешанной экономики добавляется еще одна форма - кооперативная. То есть, экономический базис шведской модели составляют рыночные отношения на конкурентных началах с активным использованием регулирования со стороны государства. Хотя такие формы собственности как государственная, частная и кооперативная в большей или меньшей степени представлены в большинстве мировых экономик, Швеции в отличие от других стран удалось достичь наибольшей эффективности их комбинации. Каждая форма здесь имеет свою «нишу» и выполняет собственные функции в общей системе социально-экономических отношений. Государственное регулирование при этом предназначено для поддержки наиболее эффективных форм такого взаимодействия и для умножения благосостояния. Рассмотрим каждую «нишу» отдельно:

Частный сектор

Частный сектор экономики Швеции играет ключевую роль в производстве товаров и услуг. Можно говорить о том, что в его рамках выделяется крупный капитал, который доминирует в отраслях, определяющих специализацию производства и экспорта, в первую очередь в обрабатывающей промышленности. Роль монополизации в производстве очень высока. Остальная же часть частного сектора состоит из средних и мелких фирм.

Государственный сектор

Согласно концепции шведской модели государственный сектор в Швеции играет важнейшую роль - аккумулирует и перераспределяет значительные денежные средства на социально-экономические цели. В государственном секторе здесь представлены два уровня владельцев: центральные и местные. Составляя по форме собственности единое целое, они существенно различаются по месту в экономической сфере и по своим масштабам.

Государственный сектор и государственная собственность - понятия разные. Особенность шведской модели - это как раз-таки наибольшая разница в размерах этой собственности среди развитых стран, то есть удельный вес государственной собственности, под которой понимаются предприятия, которые принадлежат государству частично или полностью, в Швеции весьма низок, тогда как страна занимает первое место среди развитых стран по размеру государственного сектора, который характеризуется как объем государственного вмешательства в экономику. Государственная собственность осуществляется в форме акционерных обществ или государственных предприятий. Последние принадлежат государству, но могут пользоваться достаточной свободой, обладают ответственностью в вопросах финансирования (в том числе ценовой политики) и занятости. Некоторые государственные предприятия предназначены для выполнения специальных функций, например, регулирования монополии.

Кооперативы

Кооперативы делятся на производственные и потребительские. Они особенно распространены в сельскохозяйственном секторе, в розничной торговле, в жилищном строительстве и в некоторых других секторах экономической деятельности, например, доминируют в производстве молока, мяса и других продуктов питания, а также в целлюлозно-бумажном производстве. Сельскохозяйственные производственные кооперативы и собственные предприятия по переработке - основная часть национального сельскохозяйственного производства.

Потребительские кооперативы играют важную роль в розничной торговле, продаже 20% товаров повседневного потребления.

Что же помогает Швеции обеспечить свое стабильное развитие, высокий уровень жизни и социальные гарантии для граждан страны на протяжении столь длительного времени при отсутствии социальных потрясений и острых конфликтов в политической сфере? Шведская модель предлагает несколько принципов, дающих ответ на данный вопрос:

Высокий уровень развития политической культуры, кооперация в отношениях между разными социальными слоями, группами населения, политическими партиями, складывающимися на основе взаимного понимания основных интересов, признания их законного характера и готовности решать даже самые сложные вопросы на основе социально приемлемых компромиссов. Все это называется кооперационной культурой;

В экономической сфере - наличие высокой конкурентоспособности в промышленности, которая базируется на создании особого сектора в экономике, основанного на интеграции науки, образования и производства, на взаимодействии государственных институтов и частного бизнеса, на сотрудничестве крупных предприятий со средними и малыми, объединение в единые научно-производственные системы, функционирующие самостоятельно и т. д.;

В социальной сфере - возрастание роли человеческого фактора среди традиционных факторов производства, таких как труд, земля и капитал. Этот фактор производства, высококвалифицированный и инновационный, творческий по характеру труда, получил свое выражение в концепции «человеческого капитала», социальной направленности и экономической стабильности общества, взывающей к жизни могучие созидательные силы социума шведского типа. Это так называемая социальная ориентация.

Такой шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные стандарты для людей.

Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно охарактеризовать как шведский вариант «государства всеобщего благосостояния», хотя и преобразованный на новый лад.

Американская модель

Американская модель смешанной экономики представляет собой один из примеров истинной частной экономической свободы в совокупности с весомой долей государственного регулирования. Наиболее характерная для американской модели черта - относительно небольшой объем государственного сектора в экономике. В Соединенных Штатах доля участия в принятии экономических решений частных лиц, предприятий и государства примерно одинакова.

Что касается государственного регулирования, то здесь выделяются два основных уровня - федеральные органы власти, а также штаты и местные органы власти.

Важнейший инструмент государственного регулирования в экономике США - федеральный бюджет. Правительство применяет такое регулирование, прежде всего, для того, чтобы сгладить остроты кризисных явлений и для создать стимулы для поддержания темпов экономического роста.

То есть роль государства в американской модели сводится к регулированию через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику.

Основными характеристиками американской модели смешанной экономики являются:

Свободные рынки. Это значит, что рынки могут осуществлять свою деятельность без неоправданного вмешательства со стороны государства, а именно правительства.

Частная собственность. Физические и юридические лица имеют право на частную собственность. При этом отсутствует неоправданное вмешательство со стороны правительства.

Конкуренция. Конкурентные отношения между производителями товаров и услуг обеспечивают лучшее качество товаров и услуг по более низким ценам.

Суверенитет потребителя. Потребители сами спросом определяют, какие товары и услуги будут производиться.

В сочетании этих факторов частной экономической свободы и государственного регулирования конечным результатом является экономика, которая поощряет накопление богатства тех пор, пока она осуществляется на справедливой основе.

Таким образом, американская модель смешанной экономики - это либеральная рыночно-капиталистическая модель, которая предполагает приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций и высокий уровень социальной дифференциации.

Германская модель

Германская модель смешанной экономики предполагает, что в центре преобразований находится человек с его интересами, который осознает свою ответственность перед обществом. Человек выполняет определенные функции, извлекая некую пользу и для себя, и для семьи, и для своей социальной группы. Государство в этой модели гарантирует хорошо отлаженную конкуренцию.

Германская модель смешанной экономики подразумевает:

индивидуальную свободу как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. Активная государственная политика по поддержанию конкуренции обеспечивает это условие;

социальное равенство, другими словами, распределение доходов на рынке обуславливается объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как для достижения относительного равенства требуется энергичная социальная политика. Эта политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ;

стимулирование инноваций, в том числе технологических и организационных;

проведение структурной политики;

защита и поощрение конкуренции.

Перечисленные особенности германской модели являются производными от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, главным из которых по праву можно назвать органическое единство рынка и государства.

Экономика Германии является социально-рыночной, другими словами: государство гарантирует свободу предпринимательских сил, и в то же время стремится сохранить социальное равновесие в обществе.

Благодаря этой концепции (германская модель смешанной экономики), ставшей весьма популярной в послевоенные годы, когда министром экономики был Людвиг Эрхард, и Германия находилась в весьма трудном экономическом положении, страна имела достаточно высокую степень социальной гармонии, что нашло отражение в том, что трудовые споры возникали здесь достаточно редко. Принцип социального партнерства профсоюзов и объединений работодателей и способы урегулирования конфликтов между ними закреплялся, как и на сегодняшний день, в коллективном трудовом законодательстве. Кроме этого законом здесь гарантируется независимость работодателей и профсоюзов в переговорах по заработной плате, и они соответственно имеют право сами выбрать условия труда.

Таким образом, германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал связывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели, а лишь создает надежные правовые и социальные рамки для реализации экономической инициативы. Эти рамки находят отражение в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Важнейшая задача государства здесь - обеспечение баланса между эффективностью рынка и социальной справедливостью. Но можно отметить, что понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

Японская модель

Японская модель смешанной экономики представляет собой модель корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сочетаются с активной государственной политикой и особым социальным значением корпоративного начала. Кроме этого ее можно охарактеризовать относительным отставанием уровня жизни, имея ввиду низкую заработную плату, социальную защиту и т.д., от роста производительности труда. В отличие от американской модели, которая в основном направлена??на достижение личного успеха, японской модели присущ высокий уровень национального сознания, превосходство интересов нации над интересами личности, более того, ради экономического процветания страны население готово существенно жертвовать. Если рассматривать способ координации экономической деятельности, то можно отметить, что рассматриваемая японская модель также является примером согласованной рыночной экономики. Если в Германии существуют профсоюзы и бизнес-ассоциации, организованные по секторам, и координация усилий фирм осуществляется посредством профессиональных тренингов, системы координации заработной платы и корпоративного сотрудничества, то в фирмах Японии, напротив, бизнес-сети построены на кэйрэцу - крупных корпоративных конгломератах и холдингах, наследниках более старой формы корпоративной организации, дзайбацу, оставшихся основательно связанными друг с другом в экономический кластер.

Особенность общегосударственного регулирования в Японии заключается в отличном от других моделей инструменте правительственного регулирования экономики, коим является использование системы социально-экономических планов и научно-технических программ. Социально-экономические планы не являются законом, а лишь представляют собой совокупность государственных программ, которые ориентируют и мобилизуют звенья структуры экономики для достижения общенациональных целей.

Планы-прогнозы, во-первых, помогают получить представление о наиболее вероятных путях развития экономики страны, во-вторых, обозначают проблемы, с которыми правительство и деловые круги могут столкнуться как внутри страны, так и за ее пределами.

Цель таких планов-прогнозов в основном состоит в том, чтобы дать правительству и предпринимательским кругам общую ориентировку, рекомендации для принятия важных решений, связанных с экономическим и социальным развитием различных отраслей народного хозяйства в целом и для регионов страны.

Вторая особенность общегосударственного регулирования в Японии заключается в том, что основное средство достижения социально-экономических целей - это технологическое развитие, которое ориентировано на отраслевую структуру промышленности в зависимости от конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

Особый интерес представляет то, какие Япония использует экономические рычаги и стимулы.

Правительство может здесь стимулировать рынок посредством налоговых льгот и ускоренной амортизации, ведь, как говорят, Япония - страна с преобладанием частного предпринимательства и низкими налогами. Общая сумма налогов ниже, чем в других крупных странах запада, например, в 2007 году она составила 26,4% от ВВП. Почему же именно так? Это легко объясняется тем, что только некоторые японские работодатели платят налоги на прибыль, НДС очень низкий и составляет 5%, в то время как корпоративные налоги высоки.

Южнокорейская или азиатская модель

Южнокорейская или как ее часто называют азиатская модель смешанной экономики представляет собой такую экономическую модель, для которой характерно наличие различных частных свобод в сочетании с централизованным экономическим планирование и государственным регулированием.

Экономический успех южнокорейской или азиатской модели связан прежде всего с такими приоритетными направлениями экономической политики, как:

Сдерживание роста инфляции в процессе индустриализации;

Нормальное обеспечение населения продовольствием посредством необходимого импорта и развития национального сельского хозяйства;

Справедливое распределение доходов среди населения в следствие чего обеспечивается социальная и политическая стабильность;

Трансформация способа производства от застойного, азиатского в рыночный.

Китайская модель

На протяжении многих лет Китай строил свою модель экономического развития. Это модель смешанной экономики с сосуществованием различных форм собственности и с правительством, играющим сбалансированную роль «невидимой» и «видимой руки».

Основное отличие Китая от других стран состоит в том, что он является страной, которая не отреклась от социалистической доктрины и возглавляется коммунистической партией.

В течение тысяч лет в Китае существует сильный государственный сектор и одновременно сильный негосударственный. Правительство здесь всегда занимало главенствующую роль. Эта традиция остается и сегодня, например, сила государственного сектора была продемонстрировано во время азиатского финансового кризиса 1997 года или в 2008-2009 годах в период мирового финансового кризиса. Без сильного государственного сектора в экономике для Китая было бы невозможным справиться с кризисами так эффективно.

На сегодняшний день правительство в Китае одобрительно относится у управлению рыночными силами некоторых отраслей экономики, даже позволяя делать это, но в то же время правительство полностью контролирует такую отрасль как промышленность.

Чаще всего экономику Китая называют социалистической рыночной экономикой, под которой понимается модель рыночной экономики с ведущей, как уже было обозначено ранее, ролью государственного сектора. Это означает, что в процессе перехода к рыночной экономике, основной составной частью экономики остаются государственные, коллективные и кооперативные предприятия. При этом задачей такой экономики является эффективное соединение общественной собственности с рыночной экономикой. Главными ее чертами черты можно назвать: макроэкономическое руководство государства в процессе рыночного распределения ресурсов, многоукладность экономики при главенстве общественной собственности, расширение открытости китайской экономики и усиленное привлечение иностранных инвестиций, всеобщий контроль, опирающийся на косвенные рычаги, система социального обеспечения, реформирование государственных предприятий и их превращение в полноценных рыночных агентов, и конечно же дифференцированность доходов.


3 Сравнительный анализ моделей смешанной экономики


Каждая из представленных мной ранее моделей смешанной экономики обладает специфическими особенностями, присущими конкретно ей. Однако, в следствие того, что все они все же являются разновидностями одной и той же экономической системы, смешанной, существуют и общие черты, наблюдающиеся у каждой из этих моделей.

Начнем со шведской модели, которая заметно отлична от всех остальных своим своеобразием. Наибольшая социальная направленность - вот ее специфическая черта. Шведская модель отличается самой сильной социальной политикой, так как в отличие от японской и американской моделей, в которых имущественному расслоению ничего не препятствует, государство здесь принимает активное участие в обеспечении экономической стабильности, осуществляя это путем перераспределения доходов в пользу малообеспеченных слоев населения. Конечно, обеспечить высокий уровень жизни в стране весьма непросто, это возможно осуществить только установив высокую норму налогообложения. Главным достоинством шведской модели считается то, что она обладает возможностью сочетать в себе относительно высокие темпы экономического роста и высокий уровень занятости и благосостояния населения.

Отличительными признаками японской модели можно назвать, во-первых, высокий уровень регулирования экономики государством, а, во-вторых, придание японцами первостепенного значения стимулированию труда. Значительное снижение издержек производства и резкое повышение конкурентоспособности продукции на мировом рынке вытекает здесь из определенного отставания уровня жизни населения от роста производительности труда. В этой модели сохраняются национальные традиции, но при этом у других стран заимствуется все то, что необходимо для страны. Существование такой модели возможно только при исключительно высоком уровне национального самосознания, готовности людей идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

Отличительная особенность американской модели смешанной экономики - наименьший уровень государственного сектора в экономике: американцы в большей степени полагаются на инициативу и предприимчивость частных собственников, предоставляя им максимум экономической свободы. Эта модель ориентирована на частную собственность и достижение личного успеха.

Германская модель сочетает в себе рынок с высокой степенью государственного интервенционизма.

Характерной чертой модели Южной Кореи является четкое и сбалансированное разделение функций между центром и провинциями, что главным образом способствовало формированию рыночных отношений.

Азиатская модель смешанной экономики имеет много общих черт с японской моделью, например, высокое трудолюбие и ответственное отношение населения страны к труду и своим обязанностям, что объясняется нравственными нормами конфуцианства.

Что касается схожих черт южнокорейской и китайской моделей, то это прежде всего экспорт товаров и привлечение иностранного капитала, что играет огромную роль для страны.

Китайская модель в отличие от других подразумевает экспорт ориентированную модель развития, предполагающую повышение техно - и наукоёмкости экономики, освоение новейших информационно-коммуникационных технологий, внедрение современных схем промышленной логистики и т.п.

Сравнив все эти модели, можно прийти к простому выводу о том, что несмотря на наличие столь значимых различий, для всех них характерен ряд очевидных закономерностей: во-первых, важная роль частной собственности, во-вторых, рыночная экономика играет здесь решающую роль, в-третьих, основные производители - это крупные объединения, которые к тому же контролируют движение капиталов, и, в-четвертых, государство - активный субъект экономики, и государственное регулирование является необходимым условием для экономического роста и развития.


Глава 2. Тенденции развития смешанной экономики


1 Недостатки и преимущества развития смешанной экономики


Модели смешанной экономики как вариации одной экономической системы, смешанной, имеют не только общие черты, но и общий ряд существенных недостатков, из которых впоследствии вытекают определенные проблемы. Обозначим некоторые из них:

Конфликт между двумя секторами

Смешанная экономика как известно представляет собой компромисс между капитализмом и социализмом, при этом она имеет право пользоваться лучшими сторонами обоих. Эта цель может быть реализована только при наличии совершенной координации и взаимопонимания между этими двумя секторами в экономике - государственным и частным. На деле же это осуществить достаточно трудно, ведь эти сектора не находятся в равных условиях, в частности, государственный сектор активно пользуется своими привилегиями. Государственный сектор часто пытается переложить свою ответственность за некомпетентность и неэффективность на частный сектор. Но в ситуации недоверия и взаимных обвинений никто не может эффективно функционировать.

Невозможность сосуществования

Смешанная экономика основана на двух непримиримых идеологиях, которые экономически по сути диаметрально противоположны друг другу. Объясняя вкратце: в одном случае объектом производства является прибыль, в другом случае объект сам продукт производства. Попытка объединить эти две противоположные идеи в смешанной экономике на деле оказывается гораздо более сложной, чем предполагалось, потому как именно из-за этого не удается достичь оптимального уровня использования национальных ресурсов.

Поэтому смешанная экономическая система часто подвергается критике. Например, Фридрих Август фон Хайек, известный австрийский экономист и философ, когда-то высказал мнение о том, что смешанная экономика не может функционировать должным образом, так как сочетающиеся в ней начала рыночной и командной экономик не являются полными, а лишь предлагают свои лучшие черты. Такая смесь двух систем означает, что вместе они не смогут столь же эффективно выполнять свои задачи, как бы они делали это, имея каждая свой полноценный набор функций.

Недолговечность

Из сказанного выше следует, что смешанная экономика рискует просуществовать недолго. Со временем вероятнее всего наступит ожесточенная борьба между двумя секторами - частным и государственным, за превосходство. Если, например, частный сектор все-таки окажется преобладающим в экономике, то государство уже не сможет регулировать его должным образом. Тогда государственный сектор может потерять свою жизненную силу. В этом случае смешанная экономика будет конвертирована в капиталистическую. С другой стороны, если государственный сектор станет всемогущим и всепроникающим, то он может просто задушить частный сектор. Тогда смешанная экономика превратится в социалистическую.

Свобода под угрозой

Смешанная экономика в конечном итоге может привести к сокращению индивидуальных свобод. Существуют опасения, что введение планирования и других элементов управления в экономическую жизнь может привести к тоталитаризму, где человек потеряет свою индивидуальность. Это привело Как заметила Айн Рэнд, английская писательница и философ, смешанная экономика является лишь полу-общественной формой хозяйствования, что означает полу-порабощение общества.

Неэффективность государственного сектора

В смешанной экономике государственный сектор обычно страдает от низкой производительности, неэффективности и коррупции. Следовательно, государственный сектор не способен ни на существенное увеличение объемов производства или снижение затрат.

Неспособность искоренить экономическую нестабильность

Принцип смешанной экономики наибольшую популярность завоевал в капиталистических странах, так как его было принято считать наиболее подходящим способом искоренения экономической нестабильности. Но так или иначе проблема все еще сохраняется.

Таким образом, можно сделать ряд выводов. Во-первых, смешанная экономика страдает от недостатков как капитализма, так и социализма, потому как эти две экономические системы не способны мирно сосуществовать как единое целое. Во-вторых, она не способна помочь сохранению экономической стабильности. В-третьих, такая смешанная экономическая система весьма недолговечна.

Несмотря на представленные недостатки, смешанная экономическая система обладает и рядом преимуществ перед другими экономическими системами. Рассмотрим некоторые из них:

Экономическая стабильность и правильное распределение ресурсов

Мы уже проанализировали, как зрелая капиталистическая экономика страдает от экономической нестабильности. Смешанная экономика решает эту проблему через государственное регулирование экономики и планирование. Благодаря экономическому планированию ресурсы в экономике используются более эффективным и оптимальным образом. Производство рационально организовано. Возможности перепроизводства или недопроизводства устранены. Тяготы безработицы населения и неравенства доходов сводятся к минимуму. Все это позволяет смешанной экономике насладиться преимуществами социалистической экономики.

Преимущества свободной инициативы и предпринимательства

В смешанной экономике различные рыночные институты, такие как частная собственность, конкуренция, свобода предпринимательства и т.д., имеют надлежащую основу. Существует достаточно стимулов к напряженной работе и повышению эффективности производства и для усилий.

Сохранение свободы

Смешанная экономика основана на демократических принципах. Она не подавляет гражданские, культурные, политические или экономические свободы своих членов. Свобода потребителей является более или менее нетронутой. Частные предприятия свободно существует, хотя и несколько регулируются. Существует свобода выбора профессии, хотя иногда утверждают, что планирование и свобода не совместимы друг с другом. Но смешанная экономика включает в себя демократическое планирование, а также свободы. В смешанной экономической системе две идеи объединились для содействия общественным интересам. Так что разумная степень государственного контроля над экономикой и ее мудрое руководство будут лишь способствовать социальной справедливости и укреплению демократии.

Быстрое экономическое развитие

В слаборазвитых экономиках, смешанные экономические модели ускоряют экономическое развитие. Особенно в условиях бедности, колоссальном уровне безработицы и вопиющем неравенстве в слаборазвитой экономике, общественная собственность на средства производства является необходимым условием для экономического роста и роста социальной справедливости.

Это объясняет важность государственного сектора. Государственный сектор стремится к сотрудничеству с частным сектором, так как он обладает достаточными ресурсами, знаниями и опытом. Взаимные обязательства и скоординированные действия государственного и частного секторов могут привести к быстрому экономическому развитию, и таким образом, к улучшению экономических условий жизни людей.

Сосуществование на международном уровне

Смешанная экономика основана на взаимодействии частного предпринимательства и государственного предприятия, то есть государственный сектор сосуществует с частным. Такое мирное экономическое сосуществование двух секторов, в некоторой мере являющихся соперниками, внутри страны прокладывает дальнейший путь для их политического сосуществования рубежом. В международной сфере, принцип сосуществования много сделал для создания мира и гармонии. Внутри отдельно взятой страны тот же принцип сосуществования между различными секторами экономики подается через взаимопонимание и дух терпимости, так что сбалансированный и единый социальный прогресс обеспечен.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что смешанная экономика может помочь в увеличении национального производства в стране. Как государственный, так и частный сектор упорно трудятся, чтобы добиться большего объема производства. Проблемы, создаваемые свободным предпринимательством и слишком сильным государственным контролем решаются путем смешанной экономики. Производители и потребители обладают суверенитетом выбирать, что производить и что потреблять, но как производство, так и потребление вредных товаров и услуг могут быть остановлены государством. По сравнению с рыночной экономикой смешанная экономика имеет меньшее неравенство в доходах населения в связи с ролью правительства.

Объективно оценивая все преимущества и проблемы смешанной экономической системы, можно сделать вывод о том, что смешанная экономика по праву считается золотым звеном между капитализмом и социализмом.


2.2 Специфика развития моделей смешанной экономики


Как уже было отмечено ранее, на сегодняшний день большинство развитых и только развивающихся стран мира имеют смешанную экономическую систему. Например, экономики почти всех стран в Европе носят смешанный характер. Многие из них склоняются в большей степени к идеалам рыночной экономики нежели командной, но они все же остаются смешанными, так как правительство в этих странах все еще играет действительно важную роль в принятии экономических решений. Азиатские страны тоже в большинстве своем имеют смешанную экономику, хотя и стремятся к рыночной. В частности, Китай признан страной с рыночной экономикой, но его официальный статус во всем мире несколько под вопросом. США, в то время как иногда рассматривается как рыночная экономика, все еще является смешанной из-за роли государства в экономической политике. Куба является одной из немногих стран в мире практикующей командную экономику, хотя у нее есть некоторые связи с принципами рыночной экономики, что по праву обеспечивает ей звание смешанной. Экономические системы большинства стран Африки - смешанные, хотя и тесно связаны с принципами командной экономики, например, как в Египте или Ливии. Страны Южной Америки, как и большинство стран современного мира, тоже придерживаются смешанной экономики. Экономика Австралии также является смешанной, но с рыночными принципами.

Что же касается Российской Федерации, то тут дела обстоят гораздо сложнее.

В 1991 году после распада Советского Союза, к власти в стране пришел Борис Ельцин. В это время экономика в стране была плановой и переживала кризис. Для попытки преодоления экономических проблем были предприняты попытки трансформировать плановую экономику России в свободную рыночную. Главная проблема заключалась в том, что экономика России, которая в предыдущие годы испытывала застой, не была готова к такому внезапному изменению.

И по сей день, несмотря на всевозможные попытки, так и не удалось достичь желаемого результата. Поэтому экономика России, находясь на перепутье между плановой и рыночной экономиками, не может быть названа смешанной. Ее можно определить лишь как переходную. Однако, основные черты смешанной экономической системы все же имеются.

На самом же деле, так называемая российская модель смешанной экономики еще только формируется. Ожидается, что она непременно будет сочетать в себе не только лучшие черты других моделей смешанной экономики, но и специфические национальные особенности экономики. Такая модель должна опираться на следующие принципы:

Многообразие форм собственности. По мнению большинства специалистов России необходима государственно-частная система хозяйствования, государственный сектор должен иметь примерно такой же удельный вес, как и частный сектор;

Многообразие форм предпринимательской деятельности. Упомянутое выше многообразие форм собственности подразумевает и многообразие форм предпринимательской деятельности;

Смешанный экономический механизм экономического регулирования. Раньше реформаторы полагали, что при построении рыночной экономики обязательным условием является уменьшение роли государства в социально-экономической жизни общества. Сегодня же можно утверждать, что вывод экономики России из системного кризиса и обеспечение устойчивого экономического роста просто невозможны без активной роли государства в регулировании экономики;

Многообразие форм распределения национального продукта. Иными словами, распределительный механизм должен сочетать в себе распределение по труду, собственности и через общественные фонды потребления.

Таким образом, спецификой российской модели смешанной экономики является то, что это государственно-частная система хозяйствования, где государство выполняет роль дирижера, а государственная собственность системообразующую функцию в системе отношений собственности. При этом государство должно быть выразителем публичной власти, выражающим консолидированный общественный интерес, с одной стороны, в структуре которого учитываются интересы частных собственников и субъектов государственной собственности, предпринимателей, менеджеров, наемных рабочих и т.д., то есть, всех слоев общества. С другой стороны, институт публичной власти значительно отличается от собственности. Ее субъектом является социальное целое как некое особое совокупное лицо граждан страны, стоящее над частноправовыми субъектами частной собственности. Объектами прав публичной власти являются не объекты частной собственности, а ее субъекты, через них государство как выразитель публичной власти, задает вектор развития частной собственности, не владея ею.

Но нельзя с уверенностью сказать, что российская модель смешанной экономики является официально признанной, так как существует огромное количество мнений по этому поводу.

Обобщая вышеизложенный материал, можно прийти к выводу о том, что смешанная экономика, несмотря на свои специфические черты и недостатки, способна предложить решение важных, экономических и не только, проблем.


Глава 3. Перспективы развития моделей смешанной экономики


1 Возможность решения основных проблем экономики в смешанной экономике


Каждая существующая экономика сталкивается с тремя центральными проблемами, связанными с наличием дефицитных ресурсов. Это проблемы нехватки и наилучшего использования этих ресурсов для удовлетворения неограниченных потребностей. Они заключаются в следующем:

Самая первая проблема, с которыми сталкивается любая экономика, это проблема выбора, какие товары должны быть произведены и в каком количестве. Здесь нужно определить многое: следует ли производить товары народного потребления или роскоши; сельскохозяйственные товары или инвестиционные; следует ли удовлетворить нужды образования, здравоохранения или же повысить военный потенциал. Как только будет принято решение, что производить, следующее решение заключается в оценке объема производства.

Вторая проблема, заключается в том, что нужно решить, как собрать имеющиеся ресурсы, то есть, какой метод должен быть использован для производства различных товаров и услуг.

Наконец, нужно решить, как осуществить целенаправленное распределение конечных товаров и услуг, то есть кому дать и сколько. Экономика должна найти наиболее подходящий механизм для распределения конечного продукта между различными сегментами общества.

В смешанной экономике центральные проблемы решаются путем объединения централизованного планирования с измененным ценовым механизмом.

Проблема, что производить решается через ценовой механизм и планирование. Рыночной ценой управляет частный сектор, а в государственном секторе органы планирования решают, что производить и как управлять ценами.

В частном секторе проблема как производить решается в большинстве случаев из соображений выгоды. В государственном же секторе решение принимается на основе мотивов поддержания или достижения достойного уровня благосостояния населения.

Некоторые из произведенных товаров или услуг распределяются на рынке на основе ценового механизма, а некоторые распределяются правительством через систему общественного распределения.

Таким образом, смешанная экономика имеет возможность решать проблемы что, как и для кого производить. Эти важнейшие решения принимаются на основе ценового механизма, а также исходя из социальных соображений.


2 Прогнозы развития моделей смешанной экономики


Что же будет дальше? Как могут измениться модели смешанной экономики в будущем? Сейчас мы не можем получить конкретные ответы на эти вопросы. Однако представление о ближайшем будущем смешанной экономики нам могут дать прогнозы, так часто используемые исследователями. Сущность прогнозирования в экономике состоит в научном предвидении развития всех форм ведения хозяйства, в дальнейшем в выявлении закономерностей и тенденций научно-технического, социально-экономического прогресса. Экономические прогнозы составляются с учетом факторов, воздействующих на динамику экономики: объем и качество основного капитала, трудоспособность населения, инновационные технологии, уровень безработицы, величина инвестиций, рост экспорта и уровень инфляции.

В качестве примера рассмотрим прогноз экономического развития США в рамках американской модели. Для этого обратимся к прогнозу экспертов журнала Businessweek, которые подготовили прогноз развития экономики США в 21 веке на фоне изменений в мировой экономике.

Главным стимулом к экономическому росту США в этом столетии по-прежнему будут инновационные технологии. Темпы развития американской экономики в этот период составят в среднем 3% в год. В течение следующего десятилетия существенные изменения претерпят такие сектора экономики, как финансы, торговля и средства массовой информации. Укрупнение банков повысит их конкурентоспособность и шансы на процветание в долгосрочной перспективе.

Как отмечают эксперты Businessweek, существует два способа стимулирования экономического роста США в долгосрочной перспективе: создание условий для увеличения сбережений или для разработок и расширения новых технологий в разных отраслях промышленности.

Как они считают, в 21 веке темпы роста мировой экономики ускорятся, инфляция будет постепенно снижаться, во многих странах сократятся крупные дефициты бюджетов, повысится уровень жизни. Государства, проводящие политику стимулирования новых технологий и свободной торговли, повысят конкурентоспособность. Компании, использующие инновационные технологии, увеличат прибыли и свою долю на мировом рынке.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что нельзя точно сказать, как будет развиваться смешанная экономика, можно лишь предположить.


Заключение


Обобщая изложенный материал, мы можем прийти к выводу о том, что на сегодняшний день смешанная экономика является наиболее совершенной и эффективной экономической системой. Некоторая часть факторов производства здесь принадлежит государственному сектору в экономике, остальная же - частному. Положительные черты смешанной экономики:

независимость производителей в принятии экономических решений;

удовлетворение разнообразного потребительского спроса;

дифференциация доходов является стимулом для более эффективной трудовой деятельности;

эффективное распределение материальных, финансовых и трудовых ресурсов;

активное использование достижений НТП;

конкуренция, которая приводит к улучшению качества товаров и снижению цен на них.

Негативные стороны смешанной экономики:

значительная дифференциация доходов;

экономическая нестабильность в следствие циклического развития;

неуверенность в будущем;

неэкономное использование невосполнимых природных ресурсов;

частичная безработица.

Национальные особенности смешанной экономической системы представлены в ее различных моделях.

Специфика развития экономики стран, имеющих смешанную экономическую систему, определяется в рамках моделей, присущих им.

Смешанная экономика имеет возможность решить главные проблемы экономики: что, как и для кого производить. Эти важнейшие решения принимаются на основе ценового механизма, а также исходя из социальных соображений.

Таким образом, можно сделать вывод, что поставленные в данной работе задачи успешно решены.


Список использованных источников


Аганбегян, А.Г. Социально-экономическое развитие России - 4-е издание / А.Г. Аганбегян. - М.: Дело, 2006

Волков, А.М. Швеция: социально-экономическая модель / А.М. Волков. - М.: Прогресс, 1991

Гладков, И.С. Экономика: интегрированный учебный курс для ВУЗов по курсам «Экономическая теория», «История экономики», «Мировая экономика», «Международные Экономические отношения» / И.С. Гладков, Е.А. Марыганова, Е.И. Суслова. - М.: КНОРУС, 2005

Государство в условиях формирования смешанной экономики / под научн. ред. А.Г. Зельднера, И.Ю. Ваславской. - М., 2001

Журавлева, Г.П. Теоретическая экономика. Политэкономия. Учебник для экономических ВУЗов / Г.П. Журавлева, Н.Н. Мильчакова. - М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997

Колов, Ю.Н. Предмет и метод теории смешанной экономики / Ю.Н. Колов. - Томск: Изд-во Томск. гос. архит.-строит. ун-та, 2001

Кудров, В.М. Мировая экономика / В.М. Кудров. - М.: Юстицинформ, 2009

Липсиц, И.В. Экономика / И.В. Липсиц. - М.: Омега-Л, 2006

Ломакин, В.К. Мировая экономика: учебник для ВУЗов / В.К. Ломакин. - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2007

Михайлушкин, А.И. Экономика: учебник для студентов технических ВУЗов / А.И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. - М.: Высшая школа, 2000

Покидченко, М.Г. Пути развития экономики России: теория и практика. Учебник / М.Г. Покидченко, Л.Н Сперанская, Т.А. Дробышевская. - МГУ им. М.В. Ломоносова, фак. экономики. - М.: ИНФРА-М, 2005

Рэнд, А. Возвращение примитива. Антииндустриальная революция / А. Рэнд. - М.: Альпина Паблишер, 2011

Сажина, М.А. Экономическая теория: учебник / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД Форум: ИНФРА-М, 2012.

Титов, П.М. Общая теоретическая экономика / П.М.Титов. - Екатеринбург: Калан, 2011

Хайек, Ф. Индивидуализм и экономический порядок / Ф Хайек. - М.: Изограф, 2000

Шевченко, Б.И. Основы становления смешанной экономики в России / Б.И. Шевченко. - М.: Моск. гос. Лингвист. Ун-т, 2005

Янова, В.В. Экономика. Курс лекций: учебное пособие для ВУЗов / В.В. Янова. - М.: Экзамен, 2005 (серия «Курс лекций»)

Ikeda, Sanford Dynamics of the Mixed Economy: Toward a theory of Interventionism, Matt Economics: In terms of The Good, The Bad and The Economist, IBID press, 2005

Адельфинский, А.О. Модернизация экономических систем: новая парадигма экономической науки // Вестник Гос. обл. ун-та: серия «Экономика». - 2006. - №1. - с.5-14.

Гасслер, Р.С. Государство благосостояния: теория и практика / Р.С. Гасслер // Политический журнал. - 2004. - №21(24).

Гутник, В.П. Германия // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - №8. - с.79-88.

Морозова, Е.А. Особенности механизма функционирования многоуровневых бюджетных систем: зарубежный опыт / Е.А. Морозова // Вопросы экономики и права. - 2011. - №12. - с. 265-269.

Настенко, А. Смешанная экономика и рыночно-плановые отношения / А. Настенко // Диалог. - 1998. - №7. - с.34-43.

Савченко, А. Основы российской модели смешанной экономики / А. Савченко // Маркетинг. - 2001. - №6. - с.15-19.

infopedia.usembassy.or.kr/ENG/_f_030401.html - Outline of the U.S. Economy:


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Суть гибридной экономики

Смешанная экономика - это система, которая базируется на сочетании нескольких форм собственности: государственной, частной, корпоративной. Данный подход позволяет как юридическим лицам, так и физическим принимать самостоятельные решения, касающиеся финансов. В рамках гибридной экономики они вправе владеть различными средствами производства, управлять ими; перемещать, приобретать и продавать товары; нанимать работников и увольнять их. То есть на мировом рынке их возможности равны. Правда, приоритет в денежных вопросах все же остается за обществом или правительством.

Смешанная экономика и финансирование государства

Оно происходит за счет акцизов и выплачиваемых налогов. Но чаще все-таки финансирование совершается благодаря экономической деятельности самого государства. Она обеспечивает и денежную автономию, делает возможным выполнение основных функций.

Финансирование инфраструктуры

Оно совершается за бюджетный счет или идет непосредственно от государства. К субсидируемым элементам относятся следующие: библиотеки, детские сады, школы, силовые структуры, больницы, сельское хозяйство и производство на его базе основных продуктов питания, коммунальное хозяйство, услуги юристов и т.п.

Признаки смешанной экономики

Гибридная экономическая система имеет отличительные, характерные только для нее черты:

1. Производство обобществлено частично в масштабах нации и за ее пределами.

2. Соединение государственной и частной форм собственности.

3. Бюджетное ограничение отсутствует.

4. Стимулом к производительному труду служат факторные доходы.

5. Производство организовано на принципе соответствия предложения и спроса.

6. Наличие конкуренции.

7. Активное регулирование национальной экономики государством с целью стимулировать предложение и спрос потребителей, предотвратить безработицу и кризисы.

8. Присутствие теневой экономики на товар, запрещенный правительством.

Национальные модели ведения хозяйства

Смешанная экономика, как и любая другая, формируется на базе культурных и социальных особенностей нации. По этой причине в мире существует несколько ее образцов. Например, японская модель. Производительность труда в этой стране повышается гораздо быстрее, чем уровень жизни ее населения. Это позволяет себестоимость продукции ощутимо снизить и сделать ее способной конкурировать на мировом рынке. Имущественное расслоение в Японии не слишком контролируется, тем самым поощряется активность предпринимателей. Смешанная экономика по германскому образцу противоположна японской. В ней в центре любых нововведений находится человек. Он, как личность абсолютно свободная, в состоянии действовать осознанно и нести за это ответственность перед социумом. Выполняя те или иные функции, человек приносит пользу и себе, и обществу. А государство обеспечивает ему возможность конкурировать. Считается, что в большинстве современных развитых стран, благодаря соединению элементов собственности государственной и частной, преобладает именно гибридная, то есть смешанная экономика.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!