Все для предпринимателя. Информационный портал

Твердая налоговая ставка установлена для. Виды налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты


1. Ставка налога (норма налогового обложения) - размер налога, приходящийся на единицу налогообложения.
При исчислении налога ставка, как правило, - это то, на что умножается (умножитель). По конкретным налогам ставки могут устанавливаться не только в единственном числе (например, общая ставка по НДС - 20%, льготная - 10%), но и во множественном, по методу так называемых налоговых тарифов - в виде систематизированного перечня (в твердых суммах или процентах), - по которым облагаются различные товары, предоставляемые услуги и т. д. Наиболее типичным примером налоговых тарифов выступают таможенные тарифы.
Установление налоговых ставок является универсальным инструментом государственного регулирования экономики. Не случайно ставки некоторых налогов, имеющих большое значение для хозяйствующих субъектов (акцизы, пошлины), оперативно устанавливаются Правительством в зависимости от экономических условий и целей.
2. В теории налогообложения выделяются следующие виды налоговых ставок:
- равные;
- тождественные (твердые);
- процентные (долевые).
Равные налоговые ставки соответствуют равному методу налогообложения, при котором для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога. Фактически в данном случае сумма налога (налоговый оклад) и налоговая ставка совпадают. Примером равного налогообложения выступает подушное налогообложение, при котором каждый налогоплательщик уплачивает налог в определенной сумме, причем имущественное положение плательщика в данном случае практически не учитывается. Примером равного налогообложения служат некоторые местные налоги, предусмотренные подп. «ж» п. 1 ст. 21 Закона об основах налоговой системы, - налог на содержание милиции, налог на благоустройство и др. Ставка по этим налогам устанавливается в размере, не превышающем 3% установленного законом минимального размера оплаты труда. При установленном в 1997 году минимуме 83490 руб. для каждого гражданина-налогоплательщика этот налог может быть установлен в сумме, не превышающей 2505 руб. в год.
При применении твердых ставок на каждую единицу налога определен абсолютный размер налога, зафиксированный в денежном выражении. Например, Закон РФ от 18 октября 1991 г. «О дорожных фондах в Российской Федерации» установил размер годового налога с владельцев легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. в размере 50 коп.
Процентные ставки устанавливаются в процентах от единицы налогообложения, например 12% с каждого рубля дохода физического лица. Процентные ставки установлены для налога на прибыль, НДС, акцизов и т- д. Налоги, ставки которых устанавливаются в процентах от единицы обложения, называются квотативными.
3. В зависимости от изменения размера налогооблагаемой базы налоговые ставки могут изменяться или оставаться неизменными. По этому основанию различают ставки пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
Пропорциональные ставки не изменяются при изменении размера налогооблагаемой базы, т. е. процент ставки фиксирован. Примером пропорциональной ставки служит ставка налога на имущество физических лиц - 0,1% оценочной стоимости имущества.
Прогрессивные ставки резко (нелинейно) увеличиваются с ростом базы налога. Прогрессивные ставки основаны на использовании принципа дискреционного дохода. Дискреционный доход определяется как разница между совокупным доходом и доходом, который тратится на удовлетворение необходимых первоочередных потребностей. Поскольку с ростом дохода доля жизненно необходимых затрат уменьшается, доля дискреционного дохода, т. е. дохода, используемого для собственных нужд, возрастает. Следовательно, должно возрастать и налоговое бремя.
При прогрессивной ставке налогообложения могут применяться две шкалы: простая и сложная. В результате простой прогрессии увеличивающаяся ставка применяется ко всей налогооблагаемой базе. Так происходит, в частности, по налогу с владельцев автотранспортных средств, когда, согласно п. 29 Инструкции Госналогслужбы РФ от 15 мая 1995 г. № 30 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды», за легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с. включительно уплачивали налог по ставке 50 коп. за каждую лошадиную силу, а с мощности двигателя более 100 л. с. - по ставке 1 руб. 30 коп. за каждую лошадиную силу.
Сложная (раскладная) прогрессия предусматривает разделение налогооблагаемой базы на части, каждая из которых облагается по своей, более высокой ставке. В этом случае налоговый оклад определяется как сумма нескольких составляющих. Примером сложной прогрессии является ставка подоходного налога, увеличивающаяся по мере роста совокупного дохода физического лица.
Регрессивные (дегрессные) ставки уменьшаются по мере увеличения налогооблагаемой базы. Примером регрессивной ставки является ставка государственной пошлины за обращение в суд или арбитражный суд. Так, с исковых заявлений имущественного характера, подаваемых в арбитражный суд, при цене иска до 10 млн. руб. госпошлина составляет 5% цены иска;
от 50 до 100 млн. руб. - 2 млн. 100 тыс. руб. + 3% суммы свыше 50 млн. руб.; от 100 до 500 млн. руб. - 3 млн. 600 тыс. руб. + 2% суммы свыше 100 млн. руб.; при цене иска более 1 млрд. руб. госпошлина составляет 16 млн. 600 тыс. руб. + 0,5% суммы свыше 1 млрд. руб., но не более тысячекратного минимального размера оплаты труда.
Применение нескольких видов ставок при обложении каких-либо объектов налогом одного вида носит наименование смешанного метода обложения.
4. В зависимости от степени изменяемости выделяют общие, повышенные и пониженные (льготные, преференциальные) ставки налога. В соответствии со ст. 10 Закона об основах налоговой системы льготы могут устанавливаться в виде понижения налоговых ставок. По налогу на добавленную стоимость для отдельных видов товаров (продукты питания, детская одежда) предусмотрена пониженная ставка в размере 10% при общей ставке 20%. По налогу на прибыль предприятий и организаций наряду с общей ставкой (как правило) 35% установлена повышенная ставка налогообложения прибыли, полученной от посреднических операций, в размере (как правило) 43% и пониженная для предприятий, использующих труд инвалидов.

В собственности частных лиц могут находиться различные объекты недвижимости, которые становятся объектом налогообложения и обязывают налогоплательщика уплачивать в пользу бюджета налог на имущество.

Вступающие в силу нововведения в области законодательства и порядка расчета данного налога существенно изменят размер налоговых выплат в сторону увеличения .

О том, что такое налог на квартиру, как правильно его рассчитать и кто имеет право на льготы - читайте далее.

Налог на имущество обязаны оплачивать частные лица, имеющие в собственности следующие объекты недвижимости:

  • гаражи, машино-места в паркинге;
  • квартиры, дома и комнаты;
  • единые комплексы недвижимости;
  • незавершенные объекты строительства;
  • на любую недвижимость, перечисленную выше.

Наиболее распространенным вариантом собственности частных лиц является квартира.

Налог на квартиру - местный налог, регулирование которого до начала 2015 года осуществлялось отдельным федеральным законом «О налогах на имущество физических лиц» № 2003-1 от 9 декабря 1991 года.

С 01.01.2015 г. вступил в силу ФЗ № 284 от 04.12.2014 г., который вводит в Налоговый кодекс РФ дополнительную главу 32 «Налог на имущество физических лиц».

В качестве налоговой базы устанавливается (то есть максимально приближенная к рыночной) имеющегося в собственности объекта налогообложения. До принятия нормативных нововведений при расчете учитывалась инвентаризационная стоимость квартиры.

Сегодня узнать информацию о кадастровой стоимости квартиры можно в интернете несколькими способами:

  • если кадастровый номер неизвестен, то на сайте Росреестра в соответствующем разделе вводится адрес квартиры, по которому выводится государственный кадастровый номер;
  • если кадастровый номер известен, то его нужно ввести на сайте налоговой инспекции и посмотреть стоимость.

Дополнительно уточнить размер кадастровой стоимости недвижимости можно в МФЦ и в кадастровой палате Росреестра.

Новые правила расчета налога на квартиру применяются по каждому субъекту РФ в индивидуальном порядке.

Те регионы, которые до 1.12.2015 г. не успели установить кадастровую стоимость объектов недвижимости и обнародовать публично такие данные в соответствующем законодательном акте, при уплате в 2016 году будут применять предыдущую схему расчета.

При этом в полной мере перейти на расчет налога на квартиру по новой методике с учетом кадастровой стоимости, все регионы России должны до 1.01.2020 года.

Налог на дом или квартиру рассчитывается налоговой инспекцией по месту регистрации налогоплательщика и получается им в форме налогового уведомления, содержащего в себе данные о сумме и сроках оплаты.

В связи с тем, что рассматриваемый налог лиц является налогом местного уровня, то конкретная ставка определяется в каждом муниципальном образовании отдельно. В соответствии с новым законом приняты следующие ограничения по налоговым ставкам:

  • не более 0,1% от величины кадастровой стоимости объектов налогообложения, а также сооружений хозяйственного назначения с площадью не более 50 кв. м.;
  • не более 2% для определенного перечня объектов налогообложения, перечисленных в Налоговом кодексе РФ (п. 7, 10 ст. 378), и объектов со стоимостью больше 300 миллионов руб.;
  • не более 0,5% для остального имущества.

Власти некоторых муниципальных образований, таких как, например, Москва, Крым, Санкт-Петербург и другие, вправе уменьшить ставку налогообложения 0,1% до 0 или, наоборот, увеличить её, но не больше, чем в 3 раза .

Законодательством допускается применение дифференцированных ставок в зависимости от таких параметров:

  • Вид налогооблагаемого объекта.
  • Местонахождение объекта.
  • Кадастровая стоимость.
  • Вид территориальной зоны, в пределах которой располагается объект налогообложения.

На федеральном уровне для квартир установлен вычет в эквиваленте стоимости 20 кв. м. данной квартиры. Именно это количество метров не будет подлежать налогообложению.

При отрицательной кадастровой стоимости она в соответствии с принятыми правилами приравнивается к 0.

Муниципальным властям дано право увеличивать размер налогового вычета по своему усмотрению.

Кто будет освобожден от уплаты налога?

В полном размере от уплаты налога на квартиру освобождаются следующие категории граждан:

  • инвалиды 1, 2 групп;
  • герои СССР и РФ;
  • лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • ветераны ВОВ;
  • члены семей, потерявших кормильца-военнослужащего;
  • граждане-участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • иные категории физических лиц, установленные статьей 407 Налогового кодекса РФ.

Налоговые льготы предоставляются в размере всей суммы налога, подлежащей обязательной уплате.

Для получения подобной льготы собственнику квартиры необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации и заполнить соответствующее заявление о предоставлении ему льготы и необходимый комплект документов.

Льгота может быть предоставлена только в отношении одного объекта каждой категории налогооблагаемого объекта на усмотрение налогоплательщика.

Срок оплаты и правила расчета налога на квартиру

При новом порядке расчете налога на квартиру с учетом ее кадастровой стоимости уплачиваемая сумма будет несколько больше по сравнению с ранее применявшейся системой расчетов. В целях недопущения увеличения налогового бремени, было утверждено, что в течение первых 4-х лет (после введения в субъекте РФ новых правил) налог будет рассчитываться по формуле:

  • Н = (Н1 – Н2) x K + Н1,
  • где Н1 - налог, рассчитываемый с учетом инвентаризационной стоимости;
  • Н2 - налог, рассчитываемый с учетом кадастровой стоимости;
  • К - понижающий коэффициент, который постепенно обеспечит ежегодное увеличение налоговой нагрузки на 20%.

По годам коэффициент К варьируется следующим образом:

  • 0,8 - за четвертый год;
  • 0,6 - за третий год;
  • 0,4 - за второй год;
  • 0,2 - за первый год.

Начиная с пятого года, расчеты будут производиться исключительно исходя из кадастровой стоимости недвижимости.

Приведенная формула и расчет по ней целесообразно применять только тогда, когда налог с применением кадастровой стоимости получается в итоге больше, чем с инвентаризационной.

Для наглядности рассмотрим конкретный пример расчета налога на квартиру:

У Беляева А. И. есть в собственности квартира площадью 44,1 кв. м. и кадастровой стоимостью 1463326,03 руб. Инвентаризационная стоимость - 109749,45 руб. Для расчета будет применяться ставка 0,1% и понижающий коэффициент 0,2.

Расчет налога на квартиру за 2015 год будет произведен следующим образом:

  • сумма налогового вычета: 1463326,03/(44,1*20)=1659,1 руб.;
  • величина Н1: 109749,45 *0,1%=109,7495 руб.;
  • величина Н2: (1463326,03-1659,1)*0,1%=1461,667 руб.;
  • итоговая сумма налога за 2015 год с учетом понижающего коэффициента 0,2: Н= (1461,667‒109,7495)*0,2+109,7495=380,13 рублей.

Как видно, расчет налога на квартиру не представляет никаких сложностей .

Тем более, сейчас для этих целей на официальном сайте Налоговой инспекции можно воспользоваться онлайн-калькулятором.

Налог на квартиру за 2015 год должен быть оплачен собственником до 1.12.2016 г.

При этом налоговые уведомления в текущем году будут получены собственниками не позднее 1.10.2016 г.

В перечень пилотных регионов, в которых собственники заплатят налог на имущество по новой схеме, попали Амурская, Владимирская, Псковская, Архангельская, Новгородская, Самарская, Ивановская, Новосибирская, Магаданская, Тверская, Сахалинская, Пензенская, Нижегородская, Ярославская, Рязанская области, Москва и Подмосковье, Республики Бурятия, Коми, Мордовия, Ингушетия, Удмуртия, Татарстан, Карачаево-Черкесия, Башкортостан, Забайкальский край, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский АО.

Начиная с августа текущего года физические лица постепенно будут получать по почте уведомления от ИФНС. К 2020 году все российские регионы должны будут оплачивать налоги в соответствии с новыми правилами и законодательством.

При нарушении сроков оплаты с налогоплательщиков может взиматься штраф, величина которого составит 20% от суммы долга, а также начисляться за каждый день допущенной просрочки (1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ).

Также необходимо помнить, что неполучение налогового уведомления на руки не освобождает гражданина от уплаты налога на имущество.

Новая система расчета налога на квартиру в 2016 году характеризуется увеличением его суммы по сравнению с ранее существовавшей. Однако применяемые методы поддержки государства для снижения роста налоговой нагрузки на населения в виде вычетов, льгот и понижающих коэффициентов помогут существенно снизить налоговое бремя.

  • 9. Система права: понятие и основные элементы. Характеристика налогового права как подотрасли финансового права.
  • 10. Юридические факты: понятие и виды. Виды юридических фактов как основание возникновения, изменения или прекращения налоговых правоотношений.
  • 11. Правоотношение: понятие, признаки, виды. Налоговые правоотношения и их основные признаки.
  • 12. Правотворчество и законотворчество. Правотворческая деятельность Министерства финансов Российской Федерации в сфере федеральных налогов и сборов.
  • 13. Реализация права. Особенности реализации налогового права.
  • 14. Юридическое определение и правовые признаки налогов, сборов и пошлин.
  • 15. Применение права. Правоприменительные полномочия органов налогового контроля.
  • 16. Правовые основания установления налогов. Правовые элементы налогов.
  • 5. Порядок исчисления налога.
  • 19. Правовые основы исполнения налоговой обязанности.
  • 20. Правовые основы принудительного взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов.
  • 21. Правовые основы специальных налоговых режимов.
  • 22. Правовые особенности досудебного урегулирования налоговых споров.
  • 23. Понятие, виды и принципы юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.
  • 2) Дисциплинарная.
  • 24. Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах.
  • 1. Консультационные услуги по налоговому планированию в организациях: методы осуществления.
  • 3 Фазы развития налогового консалтинга:
  • 2. Порядок распределения между организациями обязанностей по уплате налогов и сборов при различных формах реорганизации.
  • 3. Классификация налогов и ее назначение. Характеристика прямых и косвенных налогов.
  • 1) По принадлежности к уровню власти:
  • 2) По методу взимания:
  • 3) По субъекту уплаты:
  • 4) По способу обложения:
  • 5) По объекту:
  • 6) По применяемой ставке:
  • 7) По назначению:
  • 8) По срокам уплаты:
  • 11) По уровню установления и изъятия:
  • 4. Роль и место налоговых органов в делах о банкротстве: полномочия, регламентирующие документы.
  • 5. Профессиональные риски в налоговом консультировании и их разделение между участниками процесса.
  • 1) Понятие «риск»; 3 результата.
  • 2) У налогоплательщиков может быть возможность попасть в рисковую ситуацию.
  • 3) Классификации.
  • 6. Налоговое консультирование: предмет, цель, задачи, этапы проведения.
  • 1. Подготовка:
  • 7. Порядок обжалования решений по результатам налоговых проверок: современная практика и новые тенденции.
  • 8. Налоговый контроль: назначение, методы, формы осуществления. Пути повышения эффективности его в рф.
  • 9. Федеральная налоговая служба Российской Федерации: задачи, функции и организационная структура.
  • 10. Принципы налогообложения и их характеристика. Эволюция принципов налогообложения. Реализация принципов налогообложения в налоговой системе рф.
  • 1) Финансовые:
  • 2) Экономико-хозяйственные:
  • 3) Этические:
  • 4) Принципы налогового администрирования:
  • 11. Налоговое консультирование: виды услуг и типы консультационных организаций типы консультационных организаций.
  • 12. Принципы профессионального оказания услуг по налоговому консультированию.
  • 1. Объективность и беспристрастность;
  • 2. Независимость консультанта;
  • 3. Конфиденциальность;
  • 4. Законность;
  • 5. Профессионализм/Профессиональная компетентность;
  • 13. Неоклассические взгляды на роль налогов и налоговой политики в обеспечении рыночного равновесия. Налоги как встроенный стабилизатор экономического роста.
  • 14. Права и обязанности налогового консультанта. Профессиональная этика налогового консультанта.
  • 1. Независимость.
  • 2A) Персональная ответственность.
  • 2B) Материальная ответственность.
  • 3. Внимание и добросовестность.
  • 4. Конфиденциальность.
  • 16. Услуги налогового консультанта: критерии и оценка уровня их качества.
  • 4 Вида оплаты труда:
  • 17. Оформление и реализация материалов налоговых проверок.
  • 18. Выездная налоговая проверка, ее назначение, порядок планирования, порядок проведения и реализации материалов.
  • 19. Методы налогообложения и реализация принципа справедливости. Влияние прогрессивного налогообложения на выравнивание доходов и имущественного положения населения. Кривая Лоренца.
  • 20. Налоговая нагрузка и ее влияние на экономическое развитие и объемы налоговых поступлений в бюджетную систему. Кривая а. Лаффера.
  • 21. Камеральная налоговая проверка, ее назначение и порядок проведения.
  • 22. Кейнсианские взгляды на роль налогов и налоговой политики государства в достижении макроэкономического равновесия. Налоговый мультипликатор.
  • 23. Налоговая система государства: понятие, составные элементы, факторы развития.
  • 24. Налоговая ставка. Формы и виды налоговых ставок. Роль налоговой ставки в реализации функций налогов.
  • 25. Функции налогов и их реализация в налоговой системе Российской Федерации.
  • 1. Акцизы: сущность, налогоплательщики, элементы налога, механизм исчисления и уплаты.
  • 3. Ндс: налоговые вычеты и порядок их применения.
  • 4. Налог на добавленную стоимость по экспортно-импортным операциям. Особенности исчисления, уплаты и возмещения.
  • 5. Особенности исчисления и уплаты ндс коммерческими банками.
  • 1) Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав – доходы от реализации.
  • 2) Внереализационные доходы.
  • 3) Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы.
  • 2. Внереализационные расходы
  • 3. Расходы не учитываемые в цкелях налогообложения
  • 9. Расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли: классификация и характеристика.
  • 2. Внереализационные расходы
  • 3. Расходы не учитываемые в целях налогообложения
  • 10. Земельный налог: механизм исчисления и уплаты, перспективы развития
  • 11. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: назначение, сфера применения, механизм исчисления и уплаты, перспективы замены патентной формой налогообложения.
  • 13. Особенности состава доходов и расходов для исчисления налога на прибыль коммерческими банками.
  • 14. Порядок формирования резервов по сомнительным долгам, по ремонту и гарантийному обслуживанию и их влияние на величину налоговой базы по налогу на прибыль организаций производственной сферы.
  • 15. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог): назначение, механизм исчисления и уплаты, перспективы развития.
  • 16. Налогообложение доходов организаций в виде дивидендов.
  • 17. Страховые взносы во внебюджетные государственные фонды социального назначения: назначение, объект обложения, порядок исчисления и уплаты. Порядок администрирования страховых взносов.
  • 18. Имущественные налоговые вычеты по ндфл: назначение, состав, условия и порядок применения.
  • 19. Система налоговых вычетов по ндфл. Характеристика, условия и порядок применения стандартных налоговых вычетов.
  • 20. Налог на доходы физических лиц: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, необлагаемые доходы, налоговые ставки.
  • 21. Действующий механизм исчисления и уплаты налога на имущество организаций.
  • 22. Социальные налоговые вычеты по ндфл: назначение, состав, условия и порядок применения.
  • 23. Специфика налогообложения доходов физических лиц от предпринимательской деятельности.
  • 24. Налог на имущество физических лиц: действующий механизм исчисления, современные проблемы и пути их решения.
  • 25. Упрощенная система налогообложения: назначение, механизм исчисления и уплаты единого налога, перспективы развития.
  • 24. Налоговая ставка. Формы и виды налоговых ставок. Роль налоговой ставки в реализации функций налогов.

    Понятие

    Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

    Формы и виды налоговых ставок

    Виды

    В зависимости от объекта налогообложения ставки бывают:

    1) Твердые (специфические) устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Указанные ставки применяются при обложении НДПИ, акцизов.

    2) Процентные (адвалорные) устанавливаются к стоимости объекта налогообложения. Применяются при уплате большинства налогов.

    3) Комбинированные сочетают в себе и твердые, и процентные ставки. Например, при уплате акцизов на сигареты и папиросы 550 рублей за 1 000 штук + 8 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 730 рублей за 1 000 штук.

      Маргинальные – ставки, приведенные в налоговом законодательстве.

      Фактические – отношение суммы уплаченного налога к величине нал.базы.

      Экономические – отношение суммы уплаченного налога к размеру всего полученного дохода.

    Формы

    Прогрессивные ставки – с увеличением стоимости объекта увеличивается и их размер (НИФЛ, транспортный налог).

    Регрессивные – с увеличением стоимости объекта уменьшается их размер (ЕСН до 2010 года).

    Пропорциональные – ставки действуют в одинаковом размере к объекту обложения (большинство налогов).

    Роль налоговой ставки в реализации функций налогов

    Значительный вклад в развитие неоклассической теории налогов внес профессор А.Лаффер, которые установил количественную зависимость между прогрессивным налогообложением и доходами бюджета, построив параболическую кривую, получившую название кривая Лаффера. Из рисунка видно, что рост налоговых ставок только до определенного предела (точка М) ведет к соответствующему увеличению бюджетных доходов. Превышая этот предел, налоговая ставка становится тормозом для предпринимательской деятельности, при этом ликвидируются стимулы развития экономики, а доходы бюджета начинают сокращаться, поскольку сужается налоговая база.

    По мнению А.Лаффера, предельной ставкой налогового изъятия в бюджет, в границах которой увеличится сумма доходов бюджета, является 30 %. При 40–50 %-ном изъятии доходов, когда ставка налога попадает в «запретную зону» действия, происходит сокращение сбережений населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений.

    По мнению А. Лаффера, предельной ставкой налогового изъятия в бюджет, в границах которой увеличится сумма доходов бюджета, является 30 %. При 40–50 %-ном изъятии доходов, когда ставка налога попадает в «запретную зону» действия, происходит сокращение сбережений населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений.

    25. Функции налогов и их реализация в налоговой системе Российской Федерации.

    Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного н\пл.

    Функции налога:

    Необходимо выделить 4 основных функции:

    Фискальную;

    Регулирующую;

    Социальную;

    Контрольную.

    1) Фискальная – через уплату налогов пополняется бюджет страны для осуществления гос.расходов (управление государством: дума, министерства, оборона, порядок, МВД, суд, соц.защита, медицина, культура, образование).

    С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции - обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей. Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

    2) Распределительная – посредством налогообложения государство распределяет более равномерно доходы между гражданами.

    3) Контрольная – посредством налоговой системы государство может контролировать финансовые потоки (осуществление нал.контроля – проведение нал.проверок).

    Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 НК РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств - контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

    4) Регулирующая – влияние налога на экономическое развитие тех или иных видов деятельности (спрос и предложение, инвестиции, налоговые льготы для отраслей).

    Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов. Цель применения налоговых льгот - сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит. Изъятия - это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит - это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц - на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

    В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

    Снижение налоговой ставки;

    Сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период - возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ - получило название налоговых каникул);

    Возврат ранее уплаченного налога или его части;

    Отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;

    Зачет ранее уплаченного налога;

    Замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

    Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

    5) Стимулирующая – разными налоговыми льготами государство может стимулировать развитие тех или иных отраслей экономики (налоговые кредиты, налоговые каникулы, преференции).

    Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.

    6) Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

    К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

    Вопрос №3.

    Налоги - основной источник финансирования потребностей государства. Эффективный их сбор во многом предопределяет устойчивость экономической системы страны. Политика налогообложения государства включает разработку, во-первых, собственно, налогов для тех или иных субъектов хозяйственных активностей, а во-вторых - определение ставок, в соответствии с которыми они должны взиматься. Решение как первой, так и второй задачи в одинаковой степени важно с точки зрения выстраивания в государстве стабильной системы налогообложения. Изучим то, исходя из каких принципов могут применяться те или иные ставки по налогам и сборам. Какие концепции могут лежать в основе их определения?

    Что такое ставка налога?

    Прежде чем рассматривать те или иные виды ставок налогов, полезно будет исследовать сущность рассматриваемого термина. Какие распространенные теории экспертов заслуживают в данном случае особого внимания?

    В соответствии с популярной в среде российских юристов точкой зрения, под ставкой налога следует понимать размер соответствующего сбора, который приходится на ту или иную единицу налогообложения. Как правило, рассматриваемый показатель выражается в процентах. Ставки по тем или иным налогам могут фиксироваться как в единственном числе, так и в виде перечня, отдельные пункты которого применяются в той или иной ситуации. Утверждение налоговых ставок - один из ключевых инструментов государственного регулирования национального хозяйства.

    Классификация ставок

    Те или иные виды ставок налогов могут быть определены, исходя из самых разных оснований для их классификации. Так, распространен подход, в соответствии с которым показатели, о которых идет речь, могут быть представлены в следующих категориях:

    • равные налоговые ставки;
    • тождественные или твердые показатели;
    • процентные или долевые ставки.

    Рассмотрим данную классификацию подробнее.

    Равные ставки

    Равные ставки предполагают, что каждый налогоплательщик будет вносить в бюджет ту же сумму налога, что и другой, относящийся к той же категории субъектов правоотношений. Примером подобной ставки может быть показатель, который входит в структуру формулы фиксированного платежа ИП в государственные фонды. Все российские индивидуальные предприниматели должны вносить в бюджет одинаковые взносы - вне зависимости от наличия у них дохода.

    Твердые ставки

    Следующий тип ставок - те, которые классифицируются в рамках рассматриваемой концепции как твердые. Их основное отличие от первых - величина соответствующих показателей может, так или иначе, зависеть от размера налогооблагаемой базы. Например, транспортный уплачивается как раз таки на основе твердых ставок. Но фактическая величина платежей в бюджет определяется исходя из показателей соответствующего актива - мощности автомобиля в л. с. Можно отметить, что твердые ставки занимают промежуточное положение между равными и процентными. Изучим сущность вторых подробнее.

    Процентные ставки

    Применение процентных налоговых ставок предполагает начисления того или иного сбора пропорционально величине налогооблагаемой базы. Например - если речь идет о зарплате гражданина, то на нее начисляется НДФЛ в размере 13 % в корреляции с фактической величиной соответствующей компенсации. Главное отличие процентных ставок от твердых - главным образом в применении непропорциональной корреляции между фактической величиной налога и размером базы. Например, с зарплаты 10 000 руб. человек должен уплатить НДФЛ в размере 13%, то есть 1300 руб. С 15 000 рублей он также уплатит 13%, то есть, 1950 руб. В свою очередь, транспортный налог с легковой машины мощностью 100 л. с. составит, исходя из текущих формул, утвержденных законодательством, 1500 руб., в то время как при мощности машины в 150 л. с., сбор будет 3000 рублей - в два раза больше, хотя показатели в л. с. различаются в иных пропорциях.

    Виды ставок налогов могут предопределяться также иными основаниями для их классификации. Так, распространен подход, по которому соответствующие показатели делятся на пропорциональные, прогрессивные, а также регрессивные. Изучим особенности данной концепции подробнее.

    Пропорциональные ставки

    Данные виды ставок налогов, в принципе, соответствуют процентным - что рассмотрены нами выше. Главный их признак - фиксированность соответствующего процента. В случае с НДФЛ, человек платит 13% с зарплаты вне зависимости от ее размера. Примеры других пропорциональных ставок - имущественный сбор, налог на прибыль, НДС.

    Можно отметить, что в РФ виды налоговых ставок по НДФЛ - разные для резидентов РФ, а также тех граждан, которые основную часть времени живут за рубежом. Резиденты платят НДФЛ по ставке 13%. Те граждане, которые в основном живут за рубежом, уплачивают соответствующий сбор по ставке 30%. Можно отметить, что факт наличия паспорта РФ никак не влияет на получение налогоплательщиком того или иного статуса. Даже если человек - гражданин России, но постоянно живет за рубежом, то он будет платить налоги по ставке в 30%. В свою очередь, иностранцы, преимущественно проживающие в РФ, будут отдавать государству 13% от своего дохода.

    Ставки и вычеты

    Примечательно, что государство может применять ставки, схожие с налоговыми, при исчислении вычетов - тех платежей, которые, в свою очередь, должны перечисляться не в бюджет, а из него - гражданам и организациям. Данную работу в РФ осуществляет, в частности, ФНС.

    Например, что касается вычетов по НДФЛ, соответствующая ставка составляет 13%, но применяется она в отношении расходов гражданина, признаваемых в качестве основания для соответствующих выплат. Это могут быть затраты, связанные с приобретением жилья - для имущественного вычета, с оплатой учебы - для социальных компенсаций. Использование преференций, о которых идет речь, может предполагать ряд ограничений по размеру выплат, исходя из предельной величины расходов, которая установлена законодательно. Есть вычеты также и для бизнесов, например, по НДС.

    Прогрессивные ставки

    Данная разновидность показателей предполагает, что величина фактических платежей в бюджет увеличивается синхронно с ростом налогооблагаемой базы. Таким образом, если человек зарабатывает больше, возрастают также его обязательства перед государством. Данная схема налогообложения распространена в западных странах. Вместе с тем данные виды налоговых ставок в РФ также могут находить применение. Выше мы рассмотрели особенности исчисления транспортного сбора и убедились - платежная нагрузка на владельцев автомобилей увеличивается по мере роста показателей мощности транспортного средства в л. с.

    Налог на основе прогрессивных показателей может исчисляться двумя способами. Первый предполагает, что ставка растет в корреляции со всей налогооблагаемой базой - как в случае с исчислением транспортного налога. Второй способ определения фактических размеров платежей в бюджет предполагает, что ставка будет увеличиваться в корреляции с какой-либо частью налогооблагаемой базы.

    Регрессивные ставки

    Весьма распространенными в мировой практике видами налоговых ставок являются регрессивные показатели. В свою очередь, они предполагают уменьшение платежной нагрузки в бюджет, выражаемой в процентах, при условии роста налогооблагаемой базы. В качестве практического примера подобной схемы исчисления налоговых обязательств можно привести определение размера государственной пошлины при подаче заявки в арбитражный суд.

    Виды налогов, налоговые ставки могут определяться на основе самых разных методологий. Рассмотрим примеры иных популярных концепций.

    Маргинальные ставки

    Так, исследователи выделяют маргинальные ставки. Данные показатели фиксируются в нормативно-правовых актах, посредством которых государство вводит тот или иной налог. Как правило, применяются соответствующие ставки в определенным налоговым разрядам либо отдельным компонентам дохода. Как правило, применяется в целях налогообложения конкретных разновидностей выручки, например, дохода со сделок по продажам ценных бумаг.

    Фактические и экономические ставки

    Еще один вид ставок налогообложения, выделяемый экспертами, - фактические. Предполагают исчисление отношения уплаченного сбора к налоговой базе. Существуют также экономические ставки. Предполагают исчисление отношения уплаченного сбора к полученному налогоплательщиком доходу.

    Относительные и абсолютные ставки

    Виды налогов, налоговые ставки могут классифицироваться исходя из отнесения вторых к абсолютным или относительным. Рассмотрим данный аспект подробнее. Абсолютные ставки, в принципе, соответствуют твердым - тем, которые мы рассмотрели выше наряду с равными и процентными. В свою очередь, использование относительных показателей предполагает исчисление налога исходя из отношения ставки к единице налогообложения.

    • процентные ставки - соответствующие тем, что мы рассмотрели выше;
    • кратные - предполагающие соотнесение величины сбора и единицы налогообложения, исходя из величин, кратных установленному показателю;
    • денежные ставки - устанавливающие фактический платеж в размере конкретной суммы, коррелирующей с величиной налогооблагаемой базы или ее частью.

    Таковы основные формы и виды налоговых ставок, применяемые в российской и мировой практике. Их применение может зависеть от специфики конкретного субъекта налогообложения, а также приоритетов в государственной политике.

    Отметим, что основные виды налоговых ставок, рассмотренные нами, могут также сочетаться между собой. В этом случае они будут именоваться комбинированными. В ряде случаев государство может корректировать положения законодательства, регулирующие применение тех или иных показателей. Могут устанавливаться различные виды платежей, исчисляемых в фиксированной формуле, те или иные виды налогов - в процентной. Ставки при этом регулируются, исходя из текущих экономических задач государства.

    Ставки и законодательство

    В ряде случаев соответствующие показатели могут фиксироваться на уровне законодательства отдельных субъектов РФ. Основной источник права, в котором фиксируются налоговые ставки - НК РФ. Региональные и муниципальные нормативные акты, устанавливающие соответствующие показатели, не должны противоречить положениям НК РФ. В ряде случаев политика государства в части регулирования применения налоговых ставок может быть в достаточной мере консервативной, в иных - характеризоваться внесением в соответствующие нормативно-правовые акты новшеств на регулярной основе.

    Резюме

    Итак, мы рассмотрели понятие и виды налоговых ставок. Какие выводы мы можем сделать, изучив специфику соответствующих показателей? Прежде всего, можно отметить разнообразие подходов к определению ставок.

    Что может быть фактором выбора государством конкретных показателей для эффективной организации налогообложения? Применение тех или иных ставок чаще всего предопределяются следующими основными факторами:

    • уровнем развития частной предпринимательской инициативы в государстве;
    • степенью централизации экономической модели;
    • политическими факторами - коррелирующими, к примеру, с договоренностями с другими государствами о применении единых подходов к налогообложению;
    • уровнем экономического развития национального хозяйства в целом.

    Применение тех или иных ставок налогообложения может предопределяться спецификой конкретной отрасли экономики, характеристиками хозяйственных активностей тех или иных субъектов бизнеса.

    Уже с древних времен вместе с возникновением товарного производства, классовым разделением общества и появлением государства, нуждающегося в серьезных средствах на содержание чиновников, судов, армии, возникли налоги. В процессе становления и его развития усилилось и их значение: государство, выражающее общественные интересы в самых различных сферах и осуществляющее соответствующую политику, обеспечивало эффективную реализацию государственных функций, в том числе экономической и финансовой. Они стали являться основным источником формирования государственного бюджета. Под воздействием всевозрастающих потребностей государства в доходах складывалась и практика налогообложения.

    На сегодняшний день налоговым кодексом его понятие определено достаточно полно. Здесь же следует отметить немаловажную деталь: налоговый платеж должен быть установлен законодательно.

    Установленным налог считается в том случае, когда определены как налогоплательщики, так и элементы налогообложения,которыми являются:

    • объект налогообложения;
    • нал-я база;
    • нал-я ставка;
    • нал-й период;
    • порядок исчисления нал.;
    • порядок и сроки уплаты нал..

    Налоговая ставка — один из обязательных элементов, представляющих собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

    По способу установления различают следующие виды налоговых ставок:

    • твердые (специфические) ставки;
    • процентные (адвалорные) ставки — в % от единицы нал-жения.

    Твердые налоговые ставки устанавливаются в абсолютной сумме, определенном размере на объект (единицу) нал-жения и не зависят от , получаемого налогоплательщиком. При установлении специфических нал-овых ставок законом фиксируется определенная (твердая) сумма, подлежащая уплате в виде нал. с единицы обложения.

    В качестве примеров применения твердых налоговых ставок могут быть приведены следующие виды налогов:

    • Транспортный — ставка устанавливается в твердой сумме (в рублях) в зависимости от мощности двигателя (в расчете на 1 лошадиную силу), регистровой тонны или единицы транспортного средства. Сумма определяется произведением налоговой базы и налоговой ставки (например, 100 л.с. х 5 руб.).
    • Сбор за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов — налоговая ставка устанавливается в рублях за одну животную единицу, или за одну тонну.
    • На игорный бизнес — налоговая ставка устанавливается также в твердой сумме за один игровой стол, или игровой автомат, одну кассу тотализатора или букмекерской конторы.

    Также законодательством предусматривается использование при налогообложении сочетания твердых и процентных (специфических и адвалорных) ставок. Примером такого сочетания могут быть государственные пошлины, обложение акцизами.


    Целым рядом экономистов высказывается мнение о том, что твердые ставки представляют собой одну из форм льготного налогообложения. И действительно, для плательщиков, эффективно использующих объект налогообложения, такой вид ставки существенно уменьшает налоговые расходы. Однако, верно также и то, что и и экономического спада, которые имеют отрицательное влияние на реальные доходы субъектов экономики, использование твердых ставок может стать одной из причин банкротства и разорения плательщиков.
    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!