Все для предпринимателя. Информационный портал

Фундаментальные исследования. Конкурентоспособность региона как экономическое явление Региональное развитие и конкурентоспособность региона

И.П. ДАНИЛОВ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНОВ РОССИИ: ПОДХОДЫ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ

В условиях бурного развития качественно новых интеграционных процессов и глобализации в рамках мирового хозяйства становится актуальным анализ конкурентоспособности национальной экономики. Как показывает практика, экономика страны конкурентоспособна, если устойчиво и динамично развиваются ее регионы. Поэтому роль региона как места базирования конкурентоспособных хозяйствующих субъектов значительно усиливается. В этом контексте Российская Федерация представляет собой уникальное явление. Специалисты отмечают, что природно-геогра-фические, демографические, социально-экономические особенности регионов России, ее федеративное устройство определяют ведущую роль региональной политики в обеспечении развития экономики страны и укрепления российской государственности . Это обусловлено следующими обстоятельствами:

Необходимостью учета специфики регионов при проведении экономической реформы;

Усилением центробежных, сепаратистских настроений в регионах;

Незавершенностью и противоречивостью преобразования национальногосударственного устройства России;

Политической нестабильностью и межэтнической напряженностью в ряде регионов;

Геополитическими и социально-экономическими последствиями распада СССР;

Экономическим кризисом, острыми проблемами в регионах .

За годы экономических реформ существенно усилилось различие между

регионами по уровню социально-экономического развития. При этом увеличился разрыв между традиционно высокоразвитыми и менее развитыми в промышленном отношении регионами. В число регионов с тяжелой социально-экономической ситуацией вошел ряд субъектов Российской Федерации, ранее имевших высокий уровень развития индустрии и жизни населения.

Рассматривая методологические аспекты, важно определить понятийный инструментарий. В российской и зарубежной научной литературе нет четкого определения понятия «регион», что является одной из причин многообразия направлений и методологических концепций в современных региональных исследованиях.

В экономической литературе чаще всего фигурируют два понятия региона, причем довольно часто между понятиями «регион» и «район» ставится знак равенства.

Зарубежные ученые-регионоведы трактуют понятие «регион» по-своему. Признавая путаницу в определении понятий «регион» и «район», американские профессора П. Джеймс и Дж. Мартин в капитальном исследовании «Все

возможные миры» пишут: «Обычно под словом «регион» понимается целостный участок территории, отличающийся некоторой однородностью в своей основе, но не обладающий четкими границами. Более того, это слово часто употребляют для обозначения весьма больших территорий, образующих главные подразделения континентов. Но в профессиональном языке географов, используемом здесь, слово «регион», или «район», применяют по отношению к территориям самой разной площади, которые характеризуются определенной однородностью, являющейся специфической и служащей основанием для того, чтобы выделить эти территории». В работах американских ученых, как и в отечественных исследованиях, встречаются различные определения понятия «район». Так, профессор Гарвардского университета Грае писал: «Мы можем определить государство. Оно имеет организацию, границы и название. Оно имеет записанную историю. Но что такое район? Конечно, это не политическая и не административная единица. Мы можем сказать лишь, что это территория, отличающаяся достаточно характерными признаками для того, чтобы отделить ее от соседей».

С годами за рубежом менялись взгляды на региональный процесс. Э. Кук-лински рассматривает регионы как составные части пространственной экономической системы, где господствуют силы конкуренции. «Регионы, которые -благодаря своей более высокой конкурентоспособности - могут привлечь значительную долю отечественного и зарубежного рынка... Таким образом, регионы можно в принципе рассматривать как острова инноваций и духа предпринимательства в более широком контексте пространственной сети».

Принято считать, что в России термин «регион» (regio в пер. с лат. «страна, край, область») впервые появился в «Словаре иностранных слов» И.Ф. Бур-дона и А. Д. Михельсона в 1877 г. Он использовался для обозначения крупных физико-географических и экономико-географических, геополитических и других территориальных таксонов и характеризовался только масштабным критерием .

Известный географ Э.Б. Алаев в 1983 г. дал следующее определение: «Регион - это территория (геотория), по совокупности насыщающих элементов отличающаяся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность - объективное условие и закономерный результат развития данной территории».

В 1970-1980 гг. в отечественной экономической литературе преобладал производственный подход к определению понятия «регион». Во многих монографиях и статьях этого периода региональная проблематика сужалась до «территориальной организации производства». «Под регионом, - писал академик Н.Н. Некрасов, - понимается крупная территория страны с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой» . С производственной точки зрения понятие «регион» может сопоставляться с понятием «отрасль». Если отрасль - это сово-

купность предприятий (организаций, учреждений) однотипных в каком-либо отношении, то регион - это совокупность предприятий самых различных отраслей экономики и культуры, охватывающих производство, распределение, обмен и потребление материальных и духовных благ на определенной территории. Совокупность этих отраслей определяет как специализацию регионов (их место в территориальном разделении труда), так и комплексность развития (степень соответствия производственной и социальной инфраструктуры региона потребностям населения и отраслей специализации).

И.И. Сигов считает, что регионы - специфические природно-ресурсные, архитектурно-планировочные, социально-экономические и общественнополитические образования со своими подсистемами власти и управления, не повторяющие облик страны в целом» . Он отмечает, что каждый регион представляет собой территориальное образование, включающее в себя неразрывную триаду «природа - население - хозяйство». Основными признаками, которыми характеризуются регионы, являются: а) экономика в целом; б) природная среда; в) население (социальная среда) и их сочетания .

Данную точку зрения разделяет В.И. Рощин. Он приходит к выводу, что «как и государство в целом, каждый регион включает в себя триаду “природа -население - хозяйство”» .

Более емким с научной точки зрения можно считать определение «региона», данное Б.А. Райзбергом: «Регион - область, район, территория, часть страны, отличающиеся совокупностью естественных или исторически сложившихся, экономико-географических условий и национального состава населения». Согласно этому определению термины «область», «район», «территория», «часть страны» могут быть использованы как синонимы, хотя каждый из них несет качественно различную характеристику.

По мнению А.И. Гаврилова, регион - это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-администра-тивных органов управления.

Таким образом, имеется достаточно большое количество определений региона, которые существенно отличаются друг от друга. В то же время различные понятия региона можно объединить, выделив в понимании сущности и, соответственно, границ региона два подхода:

Первый - территориально-географический (регион как территория);

Второй - регион как социальная конструкция.

В рамках первого подхода развивались традиционное регионоведение и почти вся отечественная школа региональной экономики до конца 1990-х годов. Он предусматривал, что регион - прежде всего обозримая территория. «Регионы - это гомогенные территории с обособленными физическими и культурными признаками, которые отличаются от территорий, с которыми граничат, являясь неотъемлемой частью национальной территории, с которыми они тесно связаны, осознают свои обычаи и систему ценностей, а также собственную индивидуальность» .

Этот подход представлен в «Основных положениях региональной политики» Российской Федерации. В документе регион определяется как «часть территории РФ, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов» .

Итак, согласно территориально-географическому подходу сущностью понятия региона является территория. Дополнительными характеристиками, возникающими на базе этой сущности, являются другие черты, вызванные территориальной общностью.

Второй подход к определению понятия «регион» состоит в том, что регион рассматривается как социальная конструкция, научная абстракция, отражающая наличие общих черт объектов, объединяемых этим понятием.

Он является сравнительно новым и содержит указание на определенную произвольность границ региона. «Регион - понятие типологическое», - пишет А.Г. Грандберг, - соответственно возможна различная типология регионов на основе разных признаков» . Национальная экономика может быть разделена на регионы множеством различных способов . Любой регион является элементом некоторой иерархической системы регионов, где первичная пространственная ячейка обозначается термином место (place) или локалитет (locale) .

Трактовка региона как социальной конструкции позволяет рассматривать регион как активный субъект хозяйствования. При таком подходе территория является одной из черт в совокупности характеристик социальной конструкции, которая названа регионом и границы которой обусловливаются исследовательской задачей.

Для того, чтобы пояснить отличие региона как социальной конструкции от региона как территории, уместно провести аналогию с фирмой. Подход к фирме как социальной конструкции проявляется в том, что фирма рассматривается по-разному в зависимости от концепции - микроэкономический подход к фирме, технологическая концепция фирмы, контрактная концепция, стратегический подход к фирме, знаниевая концепция фирмы. Каждый подход указывает на ключевые факторы, обеспечивающие успешность функционирования существующих в экономической действительности фирм; ориентирован на решение определенных проблем. Так, технологический подход ориентирован на достижение экономии от масштаба и определение размера фирмы, контрактный - на решение проблемы специфических инвестиций и экономию трансакционных издержек, стратегический - на выявление способов влияния на среду, знание-вый - на поиск уникальных ресурсов фирмы. Соответственно, если брать за основу утверждение о том, что регионы ведут себя как фирмы, то сущность региона как фирмы может рассматриваться под разными углами зрения исходя из применяемой концепции фирмы .

Теория конкурентоспособности регионов проходит в настоящее время период становления. Современные концепции западной экономической мысли

трактуют понятие региональной конкурентоспособности по-разному. Некоторые ученые предлагают отказаться от использования данного понятия, ссылаясь на то, что главная цель экономической политики региона - обеспечить своим гражданам высокий уровень жизни. Способность региона сделать это зависит не от понятия «конкурентоспособность», а от того, насколько продуктивно используются национальные природные ресурсы, труд и капитал. Другие исследователи, в частности П. Круман, относятся к современному «увлечению конкурентоспособностью» критично, считая, что конкурентоспособность -«атрибут» компании.

Как представляется, в процесс разработки проблем конкурентоспособности регионов должны быть вовлечены труды так называемых классиков региональной экономики, в число которых входят И. Тюнен, А. Вебер, В. Кристаллер, А. Леш, У. Алонсо, У. Изард, Н.Н. Баранский, Н.Н. Колосовский.

Говоря о региональной конкурентоспособности, в первую очередь необходимо выделить существующие подходы к определению основных понятий конкуренции регионов .

Один из подходов базируется на разработках Портера.

Второй подход к определению основных понятий конкуренции регионов заключается в рассмотрении территориальной конкуренции с точки зрения формирования и развития на территории региона современных кластеров, или сконцентрированных по географическому признаку групп взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Концентрация современных кластеров в определенных регионах и соперничество между ними повышает их силу, что способствует росту и региональной конкурентоспособности.

Все кластеры предлагают возможности для повышения производительности и поддержки роста заработной платы, даже те, которые не конкурируют с компаниями в других регионах. Каждый кластер не только вносит непосредственный вклад в производительность на уровне всей страны, но и может влиять на производительность других кластеров в регионе.

Кроме того, кластеры обеспечивают новые возможности региональных властей разрабатывать и реализовывать стратегию экономического развития региона в направлении поддержки конкурентных преимуществ экономики в целом, внедрения инноваций и специализации региона в рамках страны или более широкого экономического пространства.

По мнению ученых из Института «Евроград» (Санкт-Петербург), процесс усиления конкуренции между регионами определяется в первую очередь глобализацией экономического развития, которая имеет далеко идущие последствия. Многие исследователи отмечают, что политическая, экономическая и социальная системы, гражданские права, законы наряду с национальными культурами подвержены процессам глобализации и обостряющейся конкуренции. Регионы также ощущают на себе огромное влияние глобализации. Причина этого состоит в том, что предприниматели и компании вместе с разнообразными заинтересованными учреждениями занимают свое место в

тех регионах, где условия наиболее благоприятствуют их бизнесу. То же самое верно и для мобильности населения/рабочей силы, особенно для высокообразованных людей или тех, кто хочет эффективно вложить имеющийся капитал. Таким образом, усиливается конкуренция между регионами. Она включает в себя соревнование между их политической, законодательной, экономической, социальной, экологической и культурной системами и стратегиями. Успехи регионов в этих сферах определяют их силу и конкурентоспособность. В то же время Л.С. Шеховцева обращает внимание на то, что, несмотря на глобализацию отраслей, роль региона базирования фирмы в последнее время усиливается, и успех фирм в состязании с конкурентами зависит, прежде всего, от положения дел в регионе. В свою очередь, регионы развиваются в конкурентной среде. Обеспечение условий для цивилизованного и динамично развивающегося рынка, формирование конкурентоспособности входят в число национальных и региональных приоритетов в любой стране, представляет собой важнейшую функцию государственного регулирования экономики .

На возрастание состязательности регионов влияет не только процесс глобализации, но и другие процессы, характерные для современного мира: научнотехнический прогресс, информатизация, возрастание экологических стандартов жизни, усиление мобильности людей и капитала , возрастание неравномерности развития, усиление борьбы между тенденциями формирования однополярного и многополярного мира, обострение конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами .

Повышение роли регионов в национальных экономиках присуще многим странам. Свидетельством повышения роли регионов в европейском сообществе стала разработка Европейской хартии региональной автономии. Хартия является приложением к Резолюции о региональной политики Европейского парламента. В ст. 1 Хартии содержится положение о том, что: «Регионом называется территория, которая с географической точки зрения представляет собой отчетливое целое, или же является однородным комплексом территорий, которые создают замкнутое целое, для населения которых характерны общие элементы, причем некоторые ее признаки оно хотело бы закрепить и расширить для того, чтобы стимулировать культурный, социальный и экономический прогрессы». В документе регионы рассматриваются не только как элементы национальных государств, но как достояние Европы в целом, обеспечивающее ее многообразие, уникальность и содействующее ее процветанию. Среди целей Хартии -помощь развитию самодеятельности регионов посредством определения некоторых аспектов их статуса на международном уровне, содействие развитию межрегиональных связей стран-участниц. В Хартии указывается, что: «Защита и укрепление региональной автономии представляет собой важный вклад в построение Европы, основанной на принципах демократии и централизации власти». По мнению участников Хартии, регион является адекватным уровнем власти, на котором граждане могут участвовать в управлении государственными делами и международной жизни .

Повышение роли региона в условиях глобализации было темой V Международного Конгресса региональной научной ассоциации «Региональная наука в

процессе безграничной глобализации мировой экономики - подготовка к XXI веку», который состоялся в мае 1996 г. в Токио. Его участники пришли к выводу о том, что межрегиональное пространственное неравенство может быть выше межстраннового неравенства. В контексте возрастающей интегрированности мира, региональные экономики становятся все более и более критичными для национальных экономик и в некоторых случаях преобладают над национальной экономикой с точки зрения технологической или предпринимательской перспективы.

Посткоммунистические страны имеют в рассматриваемом отношении свои особенности. Это связано с отставанием в социально-экономическом прогрессе общества и наличием переходных форм управления. Наиболее серьезным обстоятельством является то, что процесс конкуренции регионов пока не подвергается серьезному теоретическому анализу, не выявляется влияние конкуренции на развитие регионов. В то же время пусть пока и не совсем признанная наукой и практиками местного управления конкуренция развивается и охватывает все новые и новые сферы .

В России широкое распространение получила концепция конкурентоспособности страны Портера. Так, по мнению И.А. Спиридонова «в этой области не стоит российским ученым и специалистам «изобретать велосипед», а лучше, учитывая «особенности российских дорог», подумать над совершенствованием «ходовой части и системы управления велосипедом» в специфических российских условиях» .

На основе положений Портера был сформулирован подход, согласно которому конкурентоспособность региона - это продуктивность использования региональных ресурсов, в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами. Она отражается в величине валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, а также в его динамике . По аналогии с методикой Всемирного банка благополучие региона может быть оценено по четырем основным показателям в расчете на душу населения: размер ВРП; величина производственных ресурсов (основные фонды и т. д.); величина природных ресурсов; величина человеческих ресурсов (уровень образованности) .

С учетом сложившейся ситуации в экономике российских регионов (высокая степень износа основных производственных фондов) на первый план выходит проблема обеспечения воспроизводственного процесса на современной технологической и инновационной основе, что требует инвестиций. Поэтому следует добавить к вышеназванным показателям такую характеристику, как уровень прямых инвестиций в экономику региона.

Кроме того, конкурентоспособность региона может определяться уровнем жизнеобеспечения населения на основе международных и других стандартов, а также на основании других показателей и индикаторов.

Обобщенное определение конкурентоспособности региона можно сформулировать на основе понятия, предложенного А.З. Селезневым: «конкурентоспособность региона - это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных

товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику» .

А. Воротников считает логичным двоякий критерий конкурентоспособности региона, под которой он понимает роль и место региона среди других регионов России в отношении способности :

Обеспечить высокий уровень благосостояния населения;

Реализовать имеющийся экономический потенциал (в его производственной, финансовой, трудовой, инвестиционной, инновационной, ресурсносырьевой и иных составляющих).

Делая акцент на втором из выделенных аспектов, А. Воротников подчеркивает, что конкурентоспособность регионов в решающей степени зависит от меры воплощений в жизнь их конкурентных преимуществ, связанных с объективным многообразием и различиями региональных народнохозяйственных комплексов.

Конкурентная борьба между российскими регионами имеет свою специфику. Представители региональной власти ведут борьбу на федеральном уровне за предоставление региону более благоприятных экономических условий по сравнению с другими, отстаивают интересы крупных структурообразующих предприятий региона, ищут возможность для самостоятельного налаживания международных связей, пытаются административными мерами защитить местного производителя и т.д. .

Но все же главным субъектом региона является население, поскольку именно здесь люди реализуют свои экономические интересы и удовлетворяют потребности. Как успехи предприятия в конкурентной борьбе, так и положение региональной власти во многом определяются социально-политической обстановкой в регионе.

В связи с этим представляется целесообразным при определении конкурентоспособности региона учитывать критерии, характеризующие уровень и качество жизни населения (подобный подход широко распространен в мировой практике). Безусловно, уровень жизни населения неразрывно связан с функционированием экономики региона, активной и профессиональной деятельностью региональной власти, других институциональных структур, выражающих интересы граждан. Потенциал региона реализуется в результате функционирования регионального рынка, вовлекающего в воспроизводственный процесс все имеющиеся в регионе ресурсы и эффективно их использующего.

И.Е. Медушевская трактует конкурентоспособность региона как «способность местных властей функцией управления и регулирования создавать условия рационального использования экономического потенциала территории для более полного удовлетворения возрастающих потребностей общества». Она рассматривает конкурентоспособность региона как систему, состоящую из следующих элементов: конкурентный потенциал региона; факторы и условия формирования конкурентной среды; эффективность использования ресурсов; конкурентные преимущества; конкурентные стратегии хозяйствующих субъектов; государственные и рыночные механизмы управления экономическим потенциалом региона для более полного удовлетворения потребностей человека.

Иное определение конкурентоспособности региона дает К. Кропанцев: «Конкурентоспособность региона выражается в его способности отвечать требованиям и запросам жителей, а также отечественных и зарубежных инвесторов, вкладывающих свои капиталы в экономику данного региона. Признаками конкурентоспособности региона могут являться:

1) лучший уровень жизни по сравнению с прилегающими регионами, что выражается в притоке иммигрантов и нежелании жителей мигрировать из данного региона (это может быть обусловлено приемлемым для них уровнем жизни, в частности, удовлетворенностью рабочими местами);

2) наличие большого количества фирм, производящих конкурентоспособную продукцию;

3) желание инвесторов вкладывать свои капиталы в развитие предприятий региона» .

В 2003 г. вышла в свет коллективная монография «Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты», подготовленная сотрудниками кафедры экономической теории и мировой экономики Пермского государственного университета и лаборатории социально-экономических исследований Иркутского государственного университета . Предметом анализа в работе выступают конкурентные взаимодействия регионов России, которые на макроуровне выражаются в процессах дифференциации регионов, распределении политической и экономической активности между регионами. На микроуровне

Это процессы, отражающие влияние пространства и расстояния на экономическую деятельность в регионах; это политические и экономические инициативы регионов и представляющих их субъектов в обеспечении конкурентных преимуществ территорий.

Ученые отмечают, что «термин «конкурентоспособность» применительно к региону часто используется как синоним интегральной оценки социальноэкономического положения региона при сопоставлении с другими регионами, без связи с конкуренцией. В то же время, безусловно, понятие конкурентоспособности имеет собственный определенный смысл, и самое простое определение конкурентоспособности состоит в способности достигать успеха в экономическом соперничестве» .

Как характеристика потенциальных и реализованных конкурентных возможностей региона в сферах соревновательных взаимоотношений между регионами, термин конкурентоспособность региона, безусловно, имеет право на существование в качестве экономической категории, отражающей позицию региона как субъекта конкуренции» .

Данный научный труд можно охарактеризовать как одну из первых попыток системного рассмотрения проблемы межрегиональной конкуренции российских регионов, исследования процессов, в которых она осуществляется.

Таким образом, конкурентоспособность регионов является одной из наименее изученных областей экономической науки. Понятие «конкурентоспо-

собность региона» появилось в научно-практическом обороте относительно недавно, и пока нет единого его определения, отсутствуют количественные методы его оценки.

В общем виде можно говорить о существовании двух типов межрегиональной конкуренции:

1) Вертикальная конкуренция - это конкуренция между разными уровнями власти - центральной и региональной - за объем властных полномочий и распределение финансовых ресурсов. Она осуществляется по поводу объема властных полномочий центра и регионов, разграничения объектов собственности и распределения финансовых ресурсов между центром и регионами. Выделяют две стороны вертикальной конкуренции. Ее положительная сторона состоит в развитии конкурентных начал, реализации возможностей экспериментирования и бенчмаркинга, ограничении монопольного положения центра при определении экономической политики. Отрицательная сторона вертикальной конкуренции состоит в формировании тенденции вытеснения конституционных норм договорным правом, утверждения модели переговорного федерализма, ущемлении интересов одних регионов за счет предоставления особых условий или льготных условий другим регионам, создания рыночных барьеров в ряде регионов и т.п.

2) Горизонтальная конкуренция - это конкуренция между регионами за мобильные ресурсы. Объектом конкуренции выступает все то, что может быть использовано в качестве реального или потенциального источника доходов: экономические и природные ресурсы, рынки сбыта, потребители, труд, капитал, знания, технологии, объекты собственности, инвестиции. Позитивом горизонтальной конкуренции является поиск внутренних источников и создание стимулов к развитию регионов, расширение и совершенствование инфраструктуры регионов, стимулирование привлечения инвестиций. Негативом горизонтальной конкуренции является создание особых условий в одних регионах в ущерб условиям для других .

В сложном и многообразном процессе межрегиональной конкуренции можно выделить основные направления, по которым и в рамках которых регионы могут соперничать между собой . Направление конкуренции характеризует определенный параметр развития и действия региональных властей в данной сфере. В центре каждого направления можно выделить предмет конкуренции в широком смысле этого понятия.

Важнейшими направлениями, по которым осуществляется конкуренция регионов, являются:

Сохранение и привлечение населения, особенно в трудоспособном возрасте и высококвалифицированного;

Размещение и сохранение предприятий, привлечение новых фирм, особенно формирующих наукоемкие современные кластеры, имеющих устойчивый сбыт своей продукции, работающих на принципах благожелательного отношения к окружающей среде;

Привлечение новых инвестиций в развитие действующих или создание новых предприятий, в коммунальную инфраструктуру, жилье и социальный комплекс;

Осуществление и развитие транспортно-транзитных функций;

Усиление торговой специализации региона и крупных городов в его составе;

Развитие системы профессионального образования и здравоохранения как отраслей специализации, особенно университетов, медицинских центров и клиник;

Привлечение и развитие информационных центров, средств массовой информации, кино- и телестудий и т.д.;

Привлечение туристических потоков всех типов;

Проведение в регионе крупных культурных, политических, научных, спортивных и других мероприятий, на которые приезжает много людей, которые усиливают позитивный имидж региона;

Приращение культурного и исторического потенциала, который повышает привлекательность региона для жителей и приезжих;

Размещение в регионе административных и общественных учреждений, органов, фондов государственного, международного, мирового значения.

В центре каждого из направлений можно выделить предмет конкуренции, на который должно быть направлено внимание региональных властей, заинтересованных лиц и организаций для привлечения целевых групп (тех, кому регион хочет себя «продать»). «Потребитель» дает региону дополнительный доход, содействует развитию, при эффективном управлении повышает качество жизни и привлекательность региона.

Литература

1. Воротников А. Конкурентоспособность регионов и задачи региональных властей в области корпоративной политики // Российский экономический журнал. 2001. № 7. С. 94.

2. ГрандбергА.Г. Региональная экономика. М., 2000.

3. ИвановВ.Н. Федерализм и безопасность государства // СОЦИС. 2004. С.5.

4. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты / Под ред. Ю.К. Перского, Н.Я. Калюжновой. М.: ТЕИС, 2003.

5. МихееваН.Н. Региональная экономика и управление. Хабаровск: Изд-во РИОТИП, 2000.

6. Некрасов Н.Н. Региональная экономика. М.: Экономика, 1975. С.22-23.

7. Нырова И.Г. Некоторые вопросы развития теории региональной экономической политики России // Экономика XXI века. 2003. № 2. С.35-45.

8. Панкрухин А.П. Территориальный маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. №5. С.99-122.

9. Региональная экономика: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / Т.Г. Морозова, М.П. Победила, Г.Б. Поляк; Под ред. Т.Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

11. Рощин В.И. Производственный потенциал региона в условиях институциональных изменений. Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2003.

12. Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. М.: Юристъ, 1999. С.30.

13. СиговИ.И. Основы регионоведения. М.: Пресс-сервис, 1998. С. 6.

14. Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1997. С.10.

15. Шеховцева Л.С. Методология разработки стратегии развития окраинного региона страны в условиях ОЭЗ // Прогнозирование и стратегии развития Особой экономической зоны России: Межвузов. сб. науч. трудов / Калинингр. ун-т. Калининград, 2000. С.20-32.

16. Vance, 1968. С. 377.

17. http://www.regionforum.ru/forum/materials/0

18. http://dis.ru/market/arhiv/2001/4/3.html

19. http://ahey.narod.ru/kropantsev/kropancev-ural.htm

ДАНИЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ родился в 1940 г. Окончил Ленинградскую Военную артиллерийскую академию, факультет руководящего инженерного состава этой же академии. Доктор экономических наук, профессор. Заведующий кафедрой сертификации и менеджмента Чувашского государственного университета.

В мировой экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, усилением борьбы между тенденциями формирования однополярного и многополярного мира, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами. В этих условиях, когда рынок получает признание в качестве общецивилизационной ценности, сила и мощь любого государства во все большей степени определяются конкурентоспособностью его производителей. Именно обеспечение конкурентоспособности лежит в основе разработки стратегии развития страны, региона, фирмы. Развитие страны и ее регионов зависит от всех элементов рынка и, в первую очередь, от конкуренции фирм. Но конкурентное преимущество фирм создается и удерживается в тесной связи с местными условиями. Несмотря на глобализацию отраслей, роль страны и региона базирования фирмы в последнее время усилилась и успех фирм в состязании с конкурентами зависит прежде всего от положения дел в стране и регионе. В свою очередь, страны и регионы развиваются в конкурентной среде. Обеспечение условий для цивилизованного и динамично развивающегося рынка, создание (формирование) конкурентоспособности - ключевой элемент в числе национальных и региональных приоритетов в любой стране, важнейшая функция государственного регулирования экономики. Однако многие проблемы определения и формирования конкурентоспособности региона и роли государства в этом процессе остаются нерешенными.

Конкурентоспособность формируется на различных уровнях: товара (услуги), компании, отрасли (рынка), региона, страны. В связи с этим следует различать соответственно конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли, региона, страны. В общем виде конкурентоспособность означает способность выполнять свои функции (предназначение, миссию) с требуемыми качеством и стоимостью в условиях конкурентного рынка. Конкурентоспособность может определяться в сравнении с другими аналогичными объектами, часто лучшими.

Данная характеристика относится к оценочным показателям, поэтому предполагает наличие субъекта (кто оценивает), объекта (что оценивается), цели (критерия) оценки. Субъектами оценки могут быть органы государственной власти, организации, инвесторы, покупатели и т.п. Объектами оценки являются товар, фирма, организация, регион, страна. Критериями (целями) оценки могут быть положение на рынке, темпы развития, возможность расплачиваться за полученные заемные средства, потребительские свойства по отношению к цене товара и др. Поэтому данное многогранное понятие может быть определено в различных аспектах в зависимости от решаемых задач. Возможны также различные методы оценки конкурентоспособности, построенные на основе статистических показателей, экспертных оценок, рангов.

Общее определение конкурентоспособности региона может быть сформулировано на основе понятия, предложенного А.З. Селезневым : конкурентоспособность региона - это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику.

Подход к оценке конкурентоспособности региона можно сформулировать, опираясь на концепцию конкурентоспособности страны, предложенную М. Портером . Конкурентоспособность региона - продуктивность (производительность) использования региональных ресурсов, и в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая результируется в величине валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, а также в его динамике . Вследствие большой сложности она может оцениваться системой показателей и индикаторов. По аналогии с методикой Всемирного банка благополучие региона может быть оценено по четырем основным показателям в расчете на душу населения: по размеру ВРП, по величине производственных ресурсов (основные фонды и т.д.), по величине природных ресурсов, по величине человеческих ресурсов (уровень образованности). Учитывая нынешнюю экономическую ситуацию в России, большой износ основных фондов (физический и моральный), важное значение приобретает обеспечение в национальной экономике воспроизводственного процесса на современной технологической и инновационной основе, что требует инвестиций. Поэтому следует добавить к названным выше такую характеристику, как уровень прямых инвестиций в экономику региона с учетом необходимого для воспроизводства объема, в том числе и в наукоемкое производство. Конкурентоспособность региона может определяться уровнем жизнеобеспечения населения на основе международных и других стандартов, а также на основании других показателей и индикаторов.

В рамках задачи формирования конкурентоспособности региона это понятие может быть определено как способность создавать условия для устойчивого развития региона.

Для оценки факторов формирования конкурентной способности региона в целом и возможности воздействия региональных органов власти на ее составляющие целесообразно использовать модель «национального ромба», предложенную М. Портером для страны. Роль региона в создании конкурентных преимуществ фирм можно исследовать по четырем взаимосвязанным направлениям (детерминантам), образующим «региональный ромб»: параметры факторов (природные ресурсы, квалифицированные кадры, капитал, инфраструктура и др.); условия спроса (уровень дохода, эластичность спроса, требовательность покупателей к качеству товара и услуг и др.); родственные и поддерживающие отрасли (обеспечивают фирму необходимыми ресурсами, комплектующими, информацией, банковскими, страховыми и другими услугами); стратегии фирм, их структура и соперничество (создают конкурентную среду и развивают конкурентные преимущества). В свою очередь каждый из детерминантов анализируется по составляющим, степени их воздействия на конкурентное преимущество региона, а также необходимости их развития.

Развитие конкурентоспособности региона, как и страны в целом (по М. Портеру ), осуществляется по следующим четырем стадиям (уровням): конкуренция на основе факторов производства - конкуренция на основе инвестиций - конкуренция на основе нововведений - конкуренция на основе богатства. Первые три стадии обеспечивают экономический рост, последняя обусловливает застой и спад.

Конкурентное преимущество региона обеспечивается (см. табл. 1):

  • на первой стадии - благодаря факторам производства: природным ресурсам, благоприятным условиям для производства товаров, квалифицированной рабочей силе (обеспечивается одним детерминантом);
  • на второй стадии - на основе агрессивного инвестирования (в основном национальных фирм) в образование, технологии, лицензии (обеспечивается тремя детерминантами);
  • на третей стадии - за счет создания новых видов продукции, производственных процессов, организационных решений и других инноваций путем действия всех составляющих «ромба»;
  • на четвертой стадии - за счет уже созданного богатства и опирается на все детерминанты, которые используются не полностью.

Таблица 1
Формирование конкурентного преимущества региона на разных стадиях экономического развития

В современных условиях целесообразно сделать упор на стадию инвестиций с последующим переходом к инновационному развитию. Но уже сегодня существует объективная потребность в инновационной «наполненности» привлекаемых инвестиций. В создании конкурентного преимущества региона немаловажное значение имеют научные знания, образование - и как факторы развития производства, и как факторы формирования инновационного потенциала региона.

Для формирования конкурентоспособности региона можно использовать программно-целевой подход (ПЦП). При решении проблемы создания и повышения конкурентоспособности региона ПЦП может быть представлен следующим образом. Вначале осуществляется структуризация проблемы формирования конкурентоспособности региона и разрабатывается «дерево целей» для двух уровней (в укрупненном виде представлено на рисунке).

Для управленческих задач необходимо формирование целей в количественно-временном измерении. Например, глобальная цель может быть представлена следующим образом: «Повысить конкурентоспособность региона за счет роста ВРП на душу населения в размере 20% к 2005 году путем обеспечения роста объемов производства в приоритетных наукоемких отраслях промышленности на 30%, транспорта - на 25%, сельского хозяйства - 20% и т.д». Цели второго уровня можно сформулировать следующим образом: «Увеличить подготовку квалифицированных кадров для приоритетных отраслей региона на 20% в расчете на душу населения», «Обеспечить прирост прямых инвестиций на 40% на душу населения» и т.д.

Фрагмент модели («дерева целей») формирования конкурентоспособности региона

Дерево целей, представленное на рисунке, может быть основой для построения иерархии целей для каждого конкретного региона (или групп регионов) с учетом его специфики.

Проблема формирования и повышения конкурентоспособности особенно актуальна для такого окраинного и эксклавного региона России, как Калининградская область. Ее положение в центре действующих и будущих стран - членов ЕС и оторванность от России предопределяют большую зависимость бизнеса и жизнедеятельности населения от внешней зарубежной среды. Это связано с необходимостью транзита грузов и энергетических ресурсов через территории зарубежных стран, возможностями экспансии импортных товаров, функционированием особой экономической зоны (ОЭЗ) в Калининградской области в режиме свободной таможенной зоны, с безвизовым режимом проезда граждан области в Литву и Польшу и другими факторами. В связи с этим главная цель для такого региона трансформируется следующим образом: формирование и повышение конкурентоспособности окраинного региона в условиях ОЭЗ. Особенности региона обусловливают необходимость дополнения целей первого уровня, указанных на рисунке, двумя целями: S5 «Формирование благоприятных международных условий жизнедеятельности области» (обеспечение транзита грузов и энергетических ресурсов через территории зарубежных стран в эксклавный регион России, возможности безвизового режима проезда граждан и др.) и S6 «Совершенствование и развитие механизма ОЭЗ». Таким образом, «национальный ромб» трансформируется в региональный шестиугольник. Дальнейшая дифференциация целей и расчет их оценочных показателей осуществляются по следующей методике .

Для оценки значимости детерминантов и факторов развития, их влияния на формирование конкурентоспособности региона на основе дерева целей разрабатываются две матрицы: матрица оценки целей первого уровня и матрица оценки целей второго уровня. Затем подготавливаются анкеты и производится опрос экспертов, рассчитываются параметры дерева целей и заполняются матрицы. Фрагмент матрицы оценки целей второго уровня представлен в таблице 2. Определение общего коэффициента важности каждой цели второго уровня для достижения главной цели осуществляется путем перемножения соответствующих коэффициентов относительной важности: R ij = r ij * r i . Например, общий коэффициент важности образования будет равен: R 1.1 = r 1.1 * r 1 = 0,128 * 0,275 = 0,0352. Рассчитанные таким образом и пронормированные общие коэффициенты важности будут характеризовать оценку влияния каждого фактора на конкурентоспособность региона.

Таблица 2
Матрица оценки целей (фрагмент)

Полученные оценки могут быть использованы для распределения ресурсов, развития факторов и условий производства, оценки влияния разных факторов и детерминантов на конкурентоспособность региона, проведения структурной политики, разработки программ повышения конкурентоспособности региона и его производителей, ранжирования стратегических задач. В более широком плане ПЦП может служить основой для управления формированием конкурентоспособности региона.

Завершающим этапом программно-целевого подхода является формирование системы программ на основании дерева целей. На высшем уровне создание конкурентоспособности региона могут обеспечить следующие программы: «Формирование факторов производства», «Стимулирование спроса», «Развитие комплексов родственных отраслей», «Формирование благоприятных международных условий жизнедеятельности», «Совершенствование механизма ОЭЗ» и другие. Эти программы могут быть детализированы в программах более низкого уровня - например, «Развитие образования», «Привлечение инвестиций», «Развитие инфраструктуры» и т.д.

Механизмы ПЦП способствуют интеграции и координации всех уровней, ветвей и органов управления, коммерческих и некоммерческих организаций, их ресурсов, создают условия для получения количественно измеримых результатов управления, т.е. способствуют повышению эффективности управления созданием конкурентоспособности региона.

Конкурентоспособность региона обеспечивает рост экономики по пути инновационного развития. Поэтому в современных условиях повышение конкурентоспособности становится одной из главных стратегических целей экономического развития регионов и страны в целом.

Литература

1. Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. - М.: Юристъ, 1999. - 384 с.

2. Портер М. Международная конкуренция - М.: Международные отношения, 1993.

3. Л.С. Шеховцева. Методология разработки стратегии развития окраинного региона страны в условиях ОЭЗ // Прогнозирование и стратегии развития Особой экономической зоны России: Межвузов. сб. науч. труд./ Калинингр. ун-т. - Калининград, 2000. - С. 20-32.

4. Панкрухин А.П. Территориальный маркетинг// Маркетинг в России и за рубежом. - 1999. - № 5. - С. 99-122.

5. Тейлор С. Региональное экономическое развитие на базе программно - целевого подхода: опыт Западной Европы // Регион: экономика и социология. - 2000. - № 1. - С. 3-36.

6. Ишаев В.И. Экономическая реформа в регионе: тенденции развития и регулирование. - Владивосток: Дальнаука, 1998.

7. Шеховцева Л.С., Грудинов О.В. Оценка направлений инвестиций при проектировании программ развития ОЭЗ: Межвузов. сб. науч. труд./ Калинингр. ун-т. - Калининград, 2000. - С. 75-88.

В настоящее время существует большое количество методик оценки конкурентоспособности региона. При этом в основе большинства методик, описанных различными авторами, лежит оценка инвестиционной привлекательности региона, уровень жизни населения и эффективность использования ресурсов. Данный подход широко распространён и в мировой практике.

В таблице 2 представлены особенности изученных отечественных и зарубежных методик оценки конкурентоспособности региона.

Таблица 2. Особенности российских и зарубежных методик оценки конкурентоспособности регионов России

Название

Характеристика

Российские методики

Методика разработанная Б.М. Гринчель и В.Е. Костылевой

В оценке конкурентоспособности территорий используются 23 показателя, которые характеризуют как социально-экономическое развитие региона, так и его географическое положение, а так же потенциал региона в следующих направлениях: финансовом, ресурсном, природном и др. Проведение оценки базируется на использовании двух методов: ранговый метод и модели измерения потенциалов регионов.

Методика предложенная Л.И. Ушвицким и В.Н. Парахиной

Методика предполагает расчет интегрального коэффициента конкурентоспособности региона. Для оценки используются три группы показателей: показатели наличия и эффективности использования ресурсов региона, показатели уровня жизни населении, показатели инвестиционной привлекательности и активности региона.

Для оценки используются 130 экономических, социальных, финансовых, территориальных показателей. Проведение оценки базируется на использовании сравнительного (горизонтального) метода. По результатам оценки происходит разделение регионов по группам: лидирующие, относительно благополучные, средняя группа, отстающие и проблемные.

Для оценки используются 15 статистических показателей. Данные показатели относятся к трем сторонам развития региона: социальная сфера, экономика, социальная и экономическая инфраструктура. Проведение оценки базируется на использовании сравнительного (горизонтального) метода.

Зарубежные методики

Модель Всемирного экономического форума

При проведении оценки используются более 50-ти факторов и показателей. Данные факторы при анализе делятся два субиндекса: оценка конкурентоспособности предприятий и оценка бизнес-климата страны или региона. Данный метод можно использовать не только для оценки конкурентоспособности регионов, но и стран

Метод Европейской комиссии

В процессе исследования используются 4 главных индикатора: экономика, демография, образование, рынок труда. Кроме количественной оценки используется методика бенчмаркинга, т.е. сопоставление собственных показателей по качеству, свойствам и эффективности с аналогичными показателями конкурентов.

Метод Евразийского института конкурентоспособности

В процессе исследования используются более 10 показателей регионального развития, в том числе уровень среднедушевого валового регионального продукта, численность населения, богатство кластерных портфелей, бизнес-климат и др. Кроме количественной оценки изучается наличие у губернаторов стратегии на «опережающее развитие и партнерство с бизнесом».

Сравнительный анализ изученных методик позволил выявить как сходства, так и различия. Сходство методик заключается в объекте исследования - конкурентоспособность регионов. Различие заключается в том, что каждый их подходов имеет определенный набор показателей и направлений исследования. Самой обширной методикой является Рейтинг конкурентоспособности регионов России IRPEX, который использует в процессе оценки 130 показателей. В качестве отличия методик можно отметить методы, которые лежат в основе оценки. Большинство методик использует горизонтальный метод анализа показателей (анализ динамики); методика, разработанная Б.М. Гринчель и В.Е. Костылевой базируется на ранговом методе оценки и использовании моделей измерения потенциалов регионов; методика, предложенная Л.И. Ушвицким и В.Н. Парахиной базируется на основе интегрального коэффициента. Особенностью метода Европейской комиссии является то, что в дополнении к количественной оценке используется методика бенчмаркинга. Также в качестве особенности необходимо отметить, что метод Евразийского института конкурентоспособности дополняет количественную оценку изучением стратегии развития территорий.

Методику, которую необходимо использовать для оценки конкурентоспособности территорий аналитик выбирает самостоятельно, в зависимости от целей исследования. После проведения оценки конкурентоспособности региона необходимо обобщить результаты анализа и выявить конкурентные преимущества и «слабые» стороны в социально- экономическом развитии Кагарманова А.И. Механизм управления конкурентоспособностью региона // Науковедение. - 2015. - №3. - С. 34-39..

Исходя из возможностей отечественной статистики и руководствуясь принципами простоты и надежности показателей, а также минимизации их числа, мы отобрали 26 ключевых показателей, характеризующих пять конкурентно значимых факторов (рис. 2).

Показатели уровня экономического потенциала региона. Обобщающим показателем, характеризующим конечный результат производственной деятельности экономических единиц-резидентов на территории региона, является, как известно, валовой региональный продукт (ВРП) - один из признанных индикаторов регионального развития.

Эффективность использования имеющегося в регионе экономического потенциала. Для оценки этого фактора необходимо использовать, прежде всего, показатель производительности труда.

Рис. 2.

Вместе с тем мы разделяем мнение С. В. Казанцева, согласно которому для характеристики эффективности использования экономического потенциала региона следует использовать и показатели, отражающие ресурсоемкость валового регионального продукта. Наиболее интересны в этой связи такие показатели, как фондо- и зарплатоемкость ВРП.

Как известно, регионы решают две взаимосвязанные стратегические задачи: достижения экономического роста и обеспечения высокого уровня и качества жизни населения. Инвестиционные и трудовые ресурсы «мигрируют» в наиболее привлекательные, конкурентоспособные регионы. Поэтому два фактора из пяти (третий и четвертый) посвящены оценке показателей, характеризующих привлекательность региона для бизнеса и привлекательность региона для населения.

Показатели инновационности экономики региона 6. Адекватное отражение происходящих в инновационной сфере процессов требует отбора наиболее информативных индикаторов для оценки инновационной составляющей конкурентоспособности региона. На основе системы индикаторов Европейской шкалы инноваций сформированы два класса показателей:

  • -индикаторы «входа» - характеризуют способность экономики региона к воспроизводству инноваций (региональные условия осуществления инновационной деятельности);
  • -индикаторы «выхода» - отражают результативность (отдачу) инновационного сегмента экономики региона Головихин, С.А. «Регион» как базовое понятие региональных экономических исследований конкурентоспособности / С.А.Головихин // Вестник ЮУПИ. - 2012. - №3 (9). - С. 44-54..

Введение

«Россия должна стать конкурентоспособной» -- это один из наиболее часто повторяемых призывов, который приходится слышать из уст российских политиков. Из этого следует, что вопросы регионального экономического развития и конкурентоспособности регионов стали сегодня одними из важнейших для Российской Федерации, ибо выполнение задачи повышения ВВП возможно, если в стране появятся конкурентоспособные регионы. Отсюда возникают вопросы, что такое конкурентоспособный регион, как сравнить уровень конкурентоспособности различных регионов и как измерить уровень конкурентоспособности региона, то есть каковы индикаторы такой конкурентоспособности.

Среди имеющихся в литературе определений понятия конкурентоспособности перспективной представляется интерпретация, предложенная А.З. Селезневым: «Конкурентоспособность региона -- это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику».

Цель данной курсовой работы - выяснить, что представляет собой конкурентоспособность регионов и осуществить ее оценку.

Цель работы, в свою очередь, определяет конкретные его задачи, основными из которых являются:

Раскрыть сущность конкурентоспособности регионов;

Рассмотреть факторы конкурентоспособности;

Изучить методы оценки конкурентоспособности;

Провести оценку конкурентоспособности ПФО.

Объектом исследования является Приволжский Федеральный округ и пять его регионов с наибольшей численностью населения: Республики Башкортостан и Татарстан, Нижегородская и Самарская области, Пермский край.

Предметом исследования данной работы является конкурентоспособность регионов и ее оценка.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Во введении указаны актуальность, цель и задачи курсовой работы, объект и предмет исследования. В заключении обобщены выводы по работе. Список литературы включает в себя 10 наименований.

Конкурентоспособность регионов

Сущность конкурентоспособности регионов

Регионы России на данном этапе экономического развития являются субъектами управления, где непосредственно реализуются поставленные перед обществом цели и задачи. Региональная статистика отражает абсолютные и относительные показатели социально-экономического развития, их динамику и место в национальной экономике, но не дает прямого ответа относительно конкурентоспособности региона.

Конкурентоспособность региональной экономики -- это способность реализовать основную целевую задачу ее функционирования -- устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением высокого качества жизни его населения. Конкурентоспособность реализуется через конкурентные преимущества, которые сгруппированы в базовые и обеспечивающие (или глубинные) и поверхностные признаки конкурентоспособности региона. Однако суть их одна и та же. К первым (базовым) относятся природно-сырьевые ресурсы, трудовые ресурсы и их квалификация, научный, управленческий потенциал, производственная база; ко вторым (обеспечивающим) -- предпринимательский климат, качество управленческого потенциала, стоимость рабочей силы, инфраструктура.

В отечественной экономической науке конкурентоспособность региона как экономическое явление относится к числу слабо разработанных. По мнению ряда авторов, в «определенной степени такому осмыслению мешает и кажущаяся очевидность содержания категории «конкурентоспособность региона», ее близость к категории эффективности: их нередко рассматривают в качестве одноплановых, хотя первая основывается на последней, несет к себе сложные взаимосвязи хозяйствующих субъектов -- отдельных фирм, корпораций, отраслевых объединений и национальных комплексов».

Необходимо также отметить, что в отечественном экономическом понятийном инструментарии несколько лет назад отсутствовал термин «конкурентоспособность региона».

Приобретение региональными системами экономической самостоятельности в условиях рынка вызывает необходимость переоценки положения и функций каждого региона в системе координат экономического пространства, в котором предстоит принимать решения, обеспечивающие условия его устойчивого развития. При этом следует учитывать некоторые явления и процессы, которые ведут к изменению характера поведения управляющих структур региона. Вместо отраслевой специализации, жестко планируемых инвестиционных и бюджетно-финансовых процессов рынок порождает стремления каждого субъекта Федерации к самоутверждению, выбору экономической структуры, способной обеспечить его надежное положение в рыночном пространстве страны и мира. Любое решение, связанное с межрегиональным взаимодействием, оценивается с точки зрения экономической выгоды и возможности достижения бюджетно-финансовой стабильности, а также реализации стратегических задач социально-экономического и экологического развития региона.

В рыночном пространстве участвуют все субъекты Федерации, интересы которых пересекаются, образуя конкурентную среду. Побеждает в этой среде регион, имеющий наиболее надежные конкурентные позиции, обеспечивающие благоприятные условия для эффективной предпринимательской и коммерческой деятельности. В этом случае регион приобретает преимущественное положение в рыночном пространстве, что дает ему возможность извлечь максимум выгоды для развития производительных сил и территориальной организации хозяйства.

По мнению Р.И. Шнипера, пока существуют региональные различия в «потенциальных возможностях развития производства в степени влияния природно-экономических и ресурсных факторов на экономическую структуру региональных систем, место и значение каждого региона в рыночном пространстве будут определять специализация и территориальное разделение труда».

В литературе, посвященной проблемам региональной экономики, к настоящему времени еще недостаточно хорошо проработан вопрос о конкурентоспособности регионов как экономической категории.

Конкуренция сопровождается концентрацией и централизацией производства и капитала в наиболее перспективных для развития рынка районах. Она усиливает могущество крупного капитала, порождает стимулы развития производства товаров, необходимых населению. На различных стадиях развития рыночных отношений в каждом регионе она проявляется по-разному.

С переходом к рынку региональные системы наделяются функциями экономически самостоятельных субъектов рыночных отношений, важнейшими из которых являются:

а) согласование и защита интересов региона внутри страны и за рубежом;

б) усиление конкурентных позиций региона путем научной подготовки территории с целью привлечения инвесторов и совершенствования экономической структуры;

в) создание условий, благоприятствующих развитию в регионе малого и среднего бизнеса, а также стабилизации и расширению производственных возможностей государственной и муниципальной собственности;

г) создание системы региональных льгот и гарантий для деятельности предпринимательских, коммерческих структур и инвесторов;

д) наращивание внешнеэкономического потенциала и расширение торгово-экономических связей регионов.

Перечисленные функции способствуют формированию социально-экономической и правовой среды, гарантирующей предпринимательским и коммерческим структурам надежное «тыловое» обеспечение в смысле социальной, экономической и экологической безопасности, и тем самым повышают конкурентоспособность региональной системы.

Предметом конкурентной борьбы между субъектами Федерации могут стать государственные программы и проекты, связанные с размещением и территориальной организацией хозяйства, а также с решением социальных проблем. При постоянной нехватке ресурсов претендовать на участие в реализации таких программ и проектов смогут лишь регионы с наиболее высоким уровнем конкурентоспособности.

В период становления рыночных отношений и первоначального накопления конкуренция сводится в основном к извлечению наибольших доходов любыми методами и путями, вплоть до криминальных. Это явление временное. С развитием региональных отношений, имеющих прочную инфраструктурную базу и надежную правовую основу, конкуренция должна стать фактором, «стимулирующим эффективное размещение и территориальную организацию производительных сил, совершенствование экономических структур региона, расширение ассортимента и повышение качества продукции и услуг в соответствии с современными требованиями отечественных и мировых рынков».

Надежные конкурентные позиции становятся важнейшими условиями устойчивого развития региональной экономики. Принцип экономической самостоятельности субъектов Федерации вносит существенные корректировки в их финансово-экономическое положение. Стабильное развитие региональной экономики находится в прямой зависимости от наличия соответствующего социально-экономического, научно-технического и кадрового потенциала, и это определяет привлекательность региона для размещения новых и реконструкции существующих производств, а тем самым -- для создания новых рабочих мест. В свою очередь, рост численности работающих определяет социально-экономическое благополучие населения и улучшение финансово-бюджетного состояния региона.

В рыночном пространстве страны приток капитала в тот или иной регион больше не зависит от централизованно принимаемых отраслевых решений, а целиком определяется конкурентными возможностями региона и перспективами их наращивания. Предпринимательский капитал устремляется в те районы и сферы деятельности, где можно размещать конкурентоспособные производства и организовывать доходный бизнес. Каждый регион призван оценить свои конкурентные позиции, чтобы способствовать привлечению региона к осуществлению программ размещения и территориальной организации производительных сил.

Под конкурентоспособностью региона понимается прежде всего наличие и реализация конкурентного потенциала данного региона. При этом конкурентный потенциал является многоплановым и формируется как многообразные характеристики возможности участия региона в конкурентных отношениях как между регионами, так и в общегосударственных конкурентных отношениях, взаимодействуя с другими странами мира. Конкурентоспособность региона в названном выше смысле слова описывается такими характеристиками, как конкурентные преимущества региона в самых различных сферах и отраслях экономики и социальной сфере, условия существования региона (климат, географическое положение), наличие природных богатств, интеллектуальный уровень развития населения.

Научное осмысление конкурентоспособности регионов, начатое в последние годы, проходит в условиях переживаемого Россией многолетнего, глубокого экономического кризиса. Положение в промышленности и в агропромышленном комплексе за истекший период реформ отмечено существенными потерями: менее чем за 10 лет производственный потенциал России сократился более чем вдвое. Существенно уменьшился выпуск практически всех основных видов продукции. Перечень наукоемких технологий, утраченных в эти годы, насчитывает сотни наименований.

Содержание конкурентоспособности, представляет собой совокупность базовых и обеспечивающих признаков и оформление их взаимодействия в виде институциональной характеристики. Иначе говоря, конкурентоспособность региона -- это экономическая категория, выражающая отношения взаимодействия системы производительных сил определенной территории, хозяйственных отношений и институциональной формы протекания названных процессов, осуществляющихся как синергетический эффект такого взаимодействия.

Современные экономисты вводят в понятие конкурентоспособности формирование и удержание устойчивых конкурентных преимуществ. М.Гальвановский, И.Трофимова, В.Жуковская пишут, что конкурентоспособность -- это «обладание свойствами, создающими преимущества для хозяйствующего субъекта одержать победу в экономическом соревновании». В соответствии с приведенным определением возможность успешно конкурировать на рынке определяется наличием или отсутствием у субъекта конкурентных преимуществ по сравнению с другими субъектами. Иначе говоря, конкурентное преимущество составляет основу конкурентоспособности на любом уровне, включая региональный.

Следует различать конкурентоспособность региона как потенциальную возможность участвовать в конкуренции с другими регионами на основе обладания достаточным уровнем составляющих, формирующих этот потенциал, когда интегральным элементом конкурентоспособности является понятие конкуренция, и конкурентную позицию региона. Эти два понятия в науке нередко подменяют друг друга, поскольку на практике конкурентоспособность очень трудно определить, а тем более рассчитать. Конкурентная же позиция четко проявляется в хозяйственном, социальном и политическом поведении региона. В связи с этим нередко эта позиция выдается за сильную или слабую конкурентоспособность определенного региона. Поэтому только четкое разделение указанных категорий позволит выделить конкурентоспособность как объективную характеристику и конкурентную позицию как субъективное поведение региона как хозяйствующего субъекта.

Конкурентоспособность региона включает в себя понятие риска как важнейшей характеристики хозяйственных процессов региона. Поэтому конкурентная позиция и характеристика конкурентоспособности как совокупности потенциалов вбирает в себя обоснование риска, присущего данному региону. Риск наличествует во всей системе потенциалов, характеризующих конкурентоспособность, и в конкурентной позиции региона, поскольку эта позиция может нести в себе разную степень риска хозяйствования, политического и социального поведения региона

1

Статья посвящена теоретическим основам исследования факторов конкурентоспособности региона. В ней рассматривается понятие фактора конкурентоспособности региона. Рассматривается взаимосвязь конкурентных преимуществ региона и факторов конкурентоспособности региона. Предложена принципиальная схема взаимосвязи конкурентных преимуществ и факторов конкурентоспособности региона в его конкурентной среде. Представлена классификация факторов конкурентоспособности региона по следующим признакам: воздействию на свойства конкурентоспособности региона, месту возникновения, продолжительности воздействия, направленности, силе воздействия, характеру воздействия, способу воздействия, зависимости от деятельности субъектов управления подсистемами региональной конкурентоспособности, источнику роста конкурентоспособности региона, контролируемости воздействия, охвату влиянием (масштабу и комплексности воздействия), связи с конкурентной средой региона, влиянию на параметры входа в систему конкурентоспособности региона, воздействию на конкурентную позицию региона (параметрам выхода) из системы конкурентоспособности региона, готовности к реализации конкурентных преимуществ региона, целевым ориентирам завоевания конкурентной позиции, объекту воздействия, типу вызываемого эффекта.

конкурентоспособность

конкурентоспособность региона

факторы конкурентоспособности

1. Головихин С.А. О новой концепции базовых свойств конкурентоспособности и региональном рейтинге конкурентоспособности // Социум и власть. – 2013. – № 2. – С. 74–80.

2. Доклад о конкурентоспособности России 2012: Регионы на пути повышения производительности. – Брюссель: Евразийский институт конкурентоспособности, 2012. – 191 с.

3. Неживенко Е.А. Актуальные проблемы исследования конкурентоспособности российских регионов // Вестник Южно-Уральского профессионально института. – 2012. – № 1(7). – С. 83–95.

4. Неживенко Е.А. Конкурентоспособность региона: методологические проблемы исследования // Социум и власть. – 2012. – № 3(35). – С. 57–61.

5. Неживенко Е.А., Головихин С.А. Формирование теоретических подходов к региональным экономическим исследованиям на основе выявления содержания понятия «конкурентоспособность региона» // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5 (Электронный журнал); URL: http://www.science-education.ru/105-7101 (дата обращения: 05.10.2012).

В условиях современного рынка конкуренция является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность организаций, отраслей, регионов, а также признается основным инструментом достижения социально-экономического развития страны . В соответствии с этим как участники рынка, так и государство становятся субъектом формирования и регулирования конкурентной среды, развития конкуренции. Таким образом, создаются условия для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, экономически эффективным способом обеспечивается удовлетворение потребностей граждан в товарах и услугах. Признание конкуренции движущей силой социально-экономического развития справедливо не только для хозяйствующих субъектов или национальной экономики, но и для региона. Конкурентная борьба между регионами в наиболее общем представлении имеет предметом ресурсы и рынки . Такая борьба ведется в определенной конкурентной среде, оказывающей позитивное и (или) негативное внешнее воздействие на конкурентоспособность региона. Влияние на конкурентоспособность региона оказывают также и внутрирегиональные условия, которые складываются в социально-экономических процессах, протекающих в региональных подсистемах - отраслях, отраслевых и территориальных комплексах, организациях, органах государственной власти и местного самоуправления и при их взаимодействии. Таким образом, формируется совокупность внешних и внутренних факторов, выступающих причиной появления и (или) проявления конкурентных преимуществ региона и, соответственно, определяющих его конкурентоспособность.

Под фактором конкурентоспособности региона необходимо понимать причину, движущую силу, основное условие обеспечения конкурентоспособности региона.

Условием обеспечения конкурентоспособности региона выступают и его реально задействованные в соперничестве конкурентные преимущества. С этих позиций конкурентные преимущества выступают фактором конкурентоспособности региона. Однако отождествление понятий «фактор» и «конкурентное преимущество» или тем более вытеснение понятия «фактор конкурентоспособности» понятием «конкурентные преимущества» было бы ошибочным. Конкурентные преимущества региона - это его превосходства в величине и качестве имеющегося потенциала, в умении адаптироваться к меняющимся условиям и обеспечивать равновесие и скорости приспособления к изменениям, в уровне экономических и социальных достижений по сравнению с регионами-конкурентами. Следует отметить, что наличие конкурентного преимущества может носить потенциальный характер, не быть задействованным в настоящий момент времени и, соответственно не оказывать воздействия, не выступать фактической причиной обеспечения конкурентоспособности региона. С этой точки зрения в локальный период времени наличие конкурентного преимущества не является безусловным фактором конкурентоспособности. Кроме того, конкурентное преимущество может выступать лишь как позитивный фактор. Однако факторы конкурентоспособности могут иметь и негативный характер. В связи с этим ограничение состава факторов конкурентными преимуществами также неправомерно. Кроме того, конкурентные преимущества, рассматриваемые с точки зрения влияния на конкурентоспособность, относятся к категории внутренних факторов и не охватывают внешние .

Факторы конкурентоспособности региона

Таким образом, в составе внутренних позитивных факторов конкурентоспособности региона следует рассматривать его реальные конкурентные преимущества, действительно имеющиеся и проявляющиеся по сравнению с другими регионами и на этой основе обеспечивающие способность региона соперничать в экономической мощи, способность региона лучше и быстрее приспосабливаться к изменениям в конкурентной среде, способность региона обеспечивать более высокие достижения в различных сферах. Следует также отметить, что формирование самих конкурентных преимуществ происходит под влиянием внутренних (позитивных и негативных) факторов, определяемых природой и спецификой региональных социально-экономических процессов и внешних факторов, порождаемых конкурентной средой региона.

В системе факторов, действующих в конкурентной среде региона, следует выделять:

1) внутренние факторы конкурентных преимуществ и конкурентоспособности региона, порождаемые внутри региона;

2) конкурентные преимущества как внутренние факторы конкурентоспособности региона;

3) внешние факторы конкурентных преимуществ и конкурентоспособности региона;

4) факторы формирования конкурентной среды, определяемые конкурентоспособностью региона (рисунок).

Указанные факторы имеют не только различную природу происхождения, но и разнообразные силу и характер влияния на конкурентоспособность региона. Для наиболее полного их раскрытия необходимо провести классификацию факторов конкурентоспособности региона на основе адаптации имеющихся в научной литературе и введения новых классификационных признаков и групп (таблица).

Факторы конкурентоспособности региона

Классификационные признаки

Классификационные группы

Воздействие на свойства конкурентоспособности региона

Определяющие свойство силы

Определяющие свойство быстроты

Определяющие свойство высоты

Определяющие свойство ловкости

Место возникновения

Внешние

Внутренние

Продолжительность воздействия

Долгосрочного действия

Среднесрочного действия

Краткосрочного действия

Направленность

Позитивные

Негативные

Сила воздействия

Оказывающие сильное воздействие

Оказывающие слабое воздействие

Характер воздействия

Административные

Экономические

Социальные

Инфраструктурные

Способ воздействия

Непосредственного воздействия

Опосредованного воздействия

Зависимость от деятельности субъектов управления подсистемами региональной конкурентоспособности

Объективные

Субъективные

Источник роста конкурентоспособности региона

Экстенсивные

Интенсивные

Контролируемость воздействия

Контролируемые

Неконтролируемые

Охват влиянием (масштаб и комплексность воздействия)

Комплексного воздействия

Локальные

Связь с конкурентной средой региона

Прямого воздействия

Обратного воздействия

Влияние на параметры входа в систему конкурентоспособности региона

Конкурентных преимуществ региона

Конкурентных преимуществ отраслей, отраслевых и межотраслевых комплексов региона

Конкурентных преимуществ территориальных комплексов региона

Конкурентных преимуществ организаций региона

Конкурентных преимуществ региональных органов госвласти и местного самоуправления

Воздействие на конкурентную позицию региона (параметры выхода) из системы конкурентоспособности региона

Способствующие повышению конкурентной позиции региона

Вызывающие понижение конкурентной позиции региона

Готовность к реализации конкурентных преимуществ региона

Актуализирующие реальные конкурентные преимущества

Актуализирующие потенциальные конкурентные преимущества

Целевые ориентиры завоевания конкурентной позиции

Влияющие на долю рынка, принадлежащего региону

Влияющие на доступ региона к ресурсам

Объект воздействия

Конкурентоспособности региона

Конкурентоспособности региональных отраслей, отраслевых и межотраслевых комплексов

Конкурентоспособности территориальных комплексов региона

Конкурентоспособности региональных организаций

Конкурентоспособности региональных органов государственной власти и местного самоуправления

Тип вызываемого эффекта

Вызывающие простой эффект

Вызывающие эффект мультипликации

Вызывающие синергетический эффект

Одним из принципиальных моментов в анализе и регулировании влияния на конкурентную позицию региона различных факторов являются целевые ориентиры завоевания этой позиции, поскольку последние определяют выбор способов управленческого воздействия и количественную меру усилий по использованию или противодействию тех или иных факторов конкурентоспособности. Это, на наш взгляд, доказывает целесообразность введения в классификацию признака «целевых ориентиров завоевания конкурентной позиции». В соответствии с этим необходимо предусмотреть группу факторов, влияющих на долю рынка, принадлежащего региону, и факторов, влияющих на доступ региона к ресурсам.

Учет факторов конкурентоспособности региона при разработке и использовании на практике управленческих, хозяйственных, политических и иных решений, направленных на обеспечение конкурентной позиции региона, должен кроме всего предусматривать их анализ с точки зрения влияния на готовность конкурентных преимуществ региона к реализации. Это необходимо для своевременного и адекватного приспособления к происходящим изменениям во внутренней и внешней среде региона на основе отбора и усиления влияния «нужных» факторов на активизацию региональных конкурентных преимуществ. Причем в зависимости от характера изменения конкурентной среды может возникнуть потребность в активизации тех или иных реальных конкурентных преимуществ, а также в создании условий для превращения потенциальных преимуществ в реальные и на этой основе обеспечения конкурентоспособности региона. В связи с этими особенностями обеспечения конкурентоспособности региона в классификации нами предусмотрены группы факторов, актуализирующих реальные конкурентные преимущества, и факторов, актуализирующих потенциальные конкурентные преимущества региона. Воздействие различных факторов может вызывать появление простого эффекта (например, субсидирование или иное инвестирование увеличения производственной мощности или реконструкции предприятия выступает причиной приращения экономической мощи отрасли, территориального комплекса региона и региона в целом) или более сложных эффектов, в том числе эффектов мультипликации и синергетических эффектов. Совокупный эффект от взаимного комбинированного влияния двух или нескольких факторов может превзойти простой суммарный эффект от влияния каждого отдельного фактора. На этой основе возникает синергетический, дополнительный эффект роста (снижения) конкурентоспособности региона. При этом возникают условия для выхода конкурентоспособности на качественно новый уровень. На основе представленной классификации может осуществляться построение методик факторного анализа конкурентоспособности региона.

Рецензенты:

Воложанина О.А., д.э.н., профессор кафедры экономики, управления и инвестиций, ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) Министерства образования и науки РФ, г. Челябинск;

Черненко А.Ф., д.э.н., профессор кафедры маркетинга и менеджмента, ФГБУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) Министерства образования и науки РФ, г. Челябинск.

Работа поступила в редакцию 30.12.2013.

Библиографическая ссылка

Неживенко Е.А., Новикова И.А. КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11-7. – С. 1397-1401;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33353 (дата обращения: 10.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!