Все для предпринимателя. Информационный портал

Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета. Эссе по обществознанию (экономика)

Исследование бюджетных расходов и доходов было бы неполным без структурного анализа их системы в современной России по группам и видам.

Требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества. Государство ничего не сможет сделать для граждан, если граждане ничего не сделают для государства.

Н.И. Тургенев, русский экономист.

Доходы бюджетов, бюджетное устройство.

Доходы бюджетов образуются за счет: а) налоговых доходов; б) неналоговых

____________________________________________________________________

Таблица. Составлено и рассчитано по: Бюджетная система РФ/ Пол ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского 2003.

доходов; в) безвозмездных перечислений от физических и юридических лиц,

международных организаций и зарубежных правительств, безвозмездных перечислений по взаимным расчетам; г) доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Структура источников формирования консолидирующего бюджета России представлена в таблице, откуда видно, что налоговые доходы являются доминирующим источником (их доля около 90 %).

СТРУКТУРА ДОХОДОВ КОНСОЛИДИРУЕМОГО БЮДЖЕТА РОССИИ, %

(Доходы всего – 100%)

Источник: Российский статистический ежегодник, 2005. М., 2006.

Состав и структура доходов федерального бюджета Российской Федерации представлены в таблице за 2000-2003 гг (%).

Доходы по группам и видам

2000 2001 2002 2003

Среднее значение

Всего доходов в том числе:

1. Налоговые доходы – всего из них:

Налог на добавленную стоимость

Таможенные пошлины

Единый социальный налог

Налоги и платежи за пользование природными ресурсами

Подоходный налог с физических лиц

Налог на игорный бизнес

Лицензированные и регистрационные сборы

Налог на покупку иностранной валюты

Прочие налоги и сборы

Государственная пошлина

2. Неналоговые доходы – всего, из них:

Доходы от госуд. имущества деятельности государственных организаций

Доходы от внешнеэкономической деятельности

Прочие неналоговые доходы

3. Доходы целевых бюджетных фондов.

Подавляющую массу всех доходов составляют налоговые доходы в среднем за период за 2000-2003 гг. 91,5 %, из них наиболее крупными доходными источниками являются НДС- 38,4 %, таможенные пошлины – 16,7%, единый социальный налог – 14,2 %, акцизы – 12,7 %, налог на прибыль – 9,9%, платежи за пользование природными ресурсами – 5,2 %. Доля неналоговых доходов в общей сумме доходов колеблется в среднем в размере 6%, дивиденды по акциям, принадлежащем государству – около 13 %, платежи государственных предприятий – 18 %, отчисления от прибыли Центробанка России – 11%, прочие поступления от имуществ – 5%.

Масштабы фактической мобилизации доходов в бюджетную систему, достигаемые ценой огромных потерь, для социально - экономического развития страны, мягко говоря, неудовлетворительны. Налогообложение в целом направлено в основном на текущее увеличение налоговых поступлений, что приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которые не в состоянии нести даже среднестатистический российский налогоплательщик. Это одна из немаловажных причин того, что около половины промышленных предприятий являются низкорентабельными. Но менее высоко налоговое давление на доходы населения, хотя формально оно представлено в виде ставки подоходного налога в размере 13 %. При этом никто не учитывает скрытую форму обложения доходов населения через косвенные налоги, носителем которых оно выступает (по под счетам около 70 % суммы косвенных налогов оплачивается домашними хозяйствами через различные цены, в которых налоговая составляющая колеблется в среднем в пределах 45-50 %. По оценкам специалистов, размер теневой экономики в России составляют минимум 30 % официального объема ВВП.

Нездоровая ориентация российской налоговой системы на косвенные формы налогообложения – еще один негативный стереотип в налоговой политике. До 70 %

Составлено и рассчитано по: Бюджетная система Российской Федерации: О.В. Врублевская .

всех налоговых поступлений в бюджет составляют косвенные налоги на бизнес

(традиционные косвенные налоги в виде НДС, акцизов, налог с продаж, таможенных пошлин; все налоги, которые относятся на издержки производства и обращения). Такого дисбаланса налоговой структуры в пользу инфляционных регрессивных по отношению к доходам потребителей налогов, коими являются косвенные налоги на бизнес, нет ни в одной стране. Конечно, в сложных российских условиях косвенные налоги являются более надежными, стабильными и не зависящими от инфляции источниками доходов государства. Однако высокие косвенные налоги, будучи ценообразующим фактором, сокращают платежеспособный спрос, а следственно, и объемы производства, реализации и потребления товаров и услуг, что влечет за собой сокращение налоговых поступлений. Кроме того, конечными плательщиками косвенных налогов на бизнес становятся не только население и государственные учреждения, но и предприятия – производители (продавцы) в случае нарушения процесса реализации продукции и невозможности переложения налогов через цены на потребителей (товары могут вообще быть не проданы либо проданы по ценам, не возмещающим налоги).

Поэтому высокие косвенные налоги также влияют на финансовое состояние предприятий – производителей (продавцов), заставляют их уходить полностью или частично в сферу теневой экономики, от которых государство не получает вообще никаких налогов.

Ты можешь и не заметить, что у тебя все идет хорошо, но налоговая инспекция напомнит.

Пьер Данинос, француский журналист.


Экономика
«Требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества. Государство ничего не может сделать для граждан, если граждане ничего не сделают для государства» (Н.И. Тургенев)
Я только что прочитала высказывания различных авторов, предложенные в качестве темы эссе, и выбрала тему по экономике(почему?), которая мне наиболее близка и понятна.
Автор затрагивает (поднимает) проблемы: взаимосвязи налоговой политики государства и благосостояния граждан, добросовестности налогоплательщиков
Данная проблема весьма актуальна сегодня для всего мирового сообщества и, конечно же, для нашей страны. (Почему?) В современном мире налоги действительно имеют большое значение, как для государства, так и для общества. В современной России налоги являются одним из основных источников пополнения доходной части Государственного бюджета. В тоже время именно из государственного бюджета выделяются средства на социальные нужды, развитие инфраструктуры, поддержание обороноспособности страны и т.д.
Русский экономист Н.И. Тургенев считает, что уничтожение налогов неизменно приведет к ухудшению положения в обществе, так как из отсутствия налоговых поступлений не будут финансироваться и выполняться задачи, стоящие перед госуд. органами в разных сферах общества.
Я поддерживаю точку зрения автора, так как налоговая политика государства определяется целями общества и строится с учетом интересов государства и налогоплательщиков. Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц в пользу государства. Основная функция налогов – фискальная. Сущность фискальной функции состоит в том, что государство финансирует ту часть непроизводственной сферы, которая не имеет достаточных средств. Благодаря тому, что население исправно выплачивает налоги, у государства имеется возможность выплачивать пенсии, пособия по безработице, а также другие социальные выплаты, которые выделяют государство как правовое. Также эти средств идут на бесплатное обучение в школах, университетах, а также других учебных заведениях, которые находятся в ведении государства. Эти же деньги идут на улучшение условий проживания граждан в своем городе или селе: улучшение дорог, замена и ремонт имеемого освещения и так далее и тому подобное. Таким образом, улучшается качество жизни не только отдельных граждан, но и всего населения страны.
Статья 57 Конституции РФ гласит, что каждый обязан выплачивать установленные законом налоги и сборы. Но, несмотря на это, некоторые граждане уклоняются от уплаты налогов. Во многих странах существует «Теневая экономика», то есть скрытая от государства и общества экономическая деятельность, которая не облагается налогом. «Теневая экономика» существовала и в СССР. Примером может служить незаконная добыча золота на Дальнем Востоке, торговля «из-под прилавка» и т.д. Примером «Теневой экономики» в Современной России могут служить «челноки». Это говорит о недобросовестности некоторых налогоплательщиков. Нужно помнить, что добросовестность налогоплательщиков – это показатель налоговой стабильности государства и благосостояния общества.
Необходимость налогов доказана годами. Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. Система налогообложения существовала и в Древнем Египте, и в Двуречье, и в Древнем Риме. В Древней Руси источником пополнения княжеской казны служила дань. Налоговая система постоянно совершенствовалась. В современной России существует несколько видов налогов: прямые налоги, косвенные, акциз и д.р.
В заключение хотелось бы отметить, что государство не может жить без налогов, а общество не может жить без государства. Для того, чтобы выполнить обязательства перед своими гражданами государству необходим денежный фонд, который называется Государственный бюджет. Основу Государственного бюджета составляют налоги.
Налоги – это финансовые инструменты государства, с помощью которых оно осуществляет свою экономическую, внутреннюю и внешнюю политику, помогает социально незащищенным слоям населения, обеспечивает оборону страны, финансирует образовательные и медицинские программы, строит дороги и спортивные сооружения. Без налогов существование государства вряд ли возможно, поэтому каждый человек и каждое юридическое лицо, отчисляя налоги от своей деятельности, способствуют поддержанию стабильности и процветания своей страны и общества в целом.

«Слишком большие налоги на предметы первой необходимости превращают подданных в нарушителей законов, и государство совершенно лишается тех средств, на которые рассчитывала его жадность».

(Поль Анри Дитрих Гольбах, 1723–1789, французский философ)

4. Так как право устанавливать налог закрепляется непосредственно за народом или его представителями и нет власти выше власти народа, то, следовательно, налог устанавливается актом высшей юридической силы, т. е. законом.

5. Декларация предусматривает разделение права облагать налогом и права взимать налог.

6. Декларация признает необходимость общественного контроля в сфере финансов.

Налоговое право тесно связано с идеей правового государства. Понятие и содержание налогового права не мыслятся в отрыве от двух основных идей: идеи неприкосновенности личности и идеи неприкосновенности частной собственности. Статьи декларации, провозгласившие эти принципы, отмечают важнейшие гарантии их реализации.

Декларация установила, что основная гарантия соблюдения прав налогоплательщика – налоговые правомочия народного представительства. При этом необходимо отметить, что акцент делался на право представительного органа соглашаться или не соглашаться на взимание налогов.

Вероятно, Николай Тургенев (1789–1871), русский экономист, участник движения декабристов, вдохновил А. С. Пушкина на знаменитую «экономическую» строфу из «Евгения Онегина»:

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

Бюджетное право (право парламента утверждать государственный бюджет) рассматривается в декларации не как средство проведения финансовой политики посредством бюджетной дисциплины, а как способ обеспечения политических свобод граждан. Гарантией реализации прав налогоплательщика служило реальное разделение прав облагать налогом и взимать налог. Соблюдение прав налогоплательщиков обеспечивалось наличием эффективной защиты как в отношении исполнительных органов, собиравших налоги, так и в отношении представительных органов, облагавших налогом.

Для гарантии соблюдения прав граждан в декларации предусмотрено функционирование механизма действенного контроля в сфере финансов. Открытость, гласность деятельности представительных органов в сфере финансов были признаны необходимым условием функционирования общественного контроля. Праву контроля за деятельностью органов управления соответствовала обязанность должностных лиц отчитываться по вверенной части управления и обязательность для них решений, принятых по этим отчетам.

Российские принципы налогообложения

На российскую почву учение о принципах налогообложения было привнесено благодаря Н. И. Тургеневу, автору вышедшей в 1818 г. монографии «Опыт теории налогов» . Н. И. Тургенев обобщил распространенные в то время взгляды на роль налогов и принципы их взимания, способствовал их популяризации в России.

Необходимо отметить, что разработка правил налогообложения, направленных на сочетание интересов хозяйства и торговли, с одной стороны, и казны, с другой, велась в России задолго до появления труда Н. И. Тургенева. Стоит назвать «Книгу о скудности и богатстве» – выдающееся произведение петровской эпохи, подготовленное в 1724 г. купцом Иваном Тихоновичем Посошковым (1652–1726), его называют первым русским экономистом. В главе «О царском интересе» он отмечал, что «худой тот сбор, когда кто царю казну собирает, а людей разоряет, ибо если кто прямо государю своему тщится служить, то более собрания надлежит ему людей от разорения соблюдать, то оное собрание и скоро, и прочно будет».

В настоящее время вопрос о принципах налогообложения по-прежнему актуален. В различных странах ученые и специалисты государственных органов обращаются к исследованию этой проблемы, ключевой в процессе совершенствования налогового законодательства.

«Требовать ныне уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества».

(Н. И. Тургенев, 1789–1871, русский экономист)

Развитие принципа справедливости идет в направлении наиболее точного определения понятий «доход», «накопления», «платежеспособность», изучения и разрешения таких проблем налогообложения, как проблема эффективных налоговых ставок, переложения налогов, влияния инфляционных процессов на налогообложение, избежания налогов и уклонения от налогообложения и др.

Так, использование различных налоговых лазеек приводит к необходимости повышения ставок налогов, чтобы компенсировать недополучение доходов бюджетом. В результате добросовестные налогоплательщики вынуждены нести дополнительные обязательства. Реализация принципа справедливости в таком случае – это внесение изменений в налоговое законодательство, предотвращающих использование так называемых налоговых схем с целью уклонения от уплаты налогов.

В условиях инфляции номинальные доходы налогоплательщиков возрастают, хотя покупательская способность остается прежней или даже уменьшается. Тем не менее при прогрессивной системе налогообложения такие доходы облагаются подоходным налогом по более высоким ставкам, налогоплательщик вынужден уплачивать «инфляционный налог». Принцип справедливости требует, чтобы законодатель налоговой индексацией или другими методами (например, переход к плоской шкале налогообложения) учитывал «эрозию доходов».

Акцизы – фискальные надбавки к цене товаров – уплачивают в бюджет производители подакцизных товаров. Однако тяжесть налогообложения может перекладываться на потребителей этих товаров, которые оплачивают акцизы в составе цены товара. Это пример экономического переложения налогов. Принцип справедливости был бы нарушен, если бы акцизами облагались товары первой необходимости, одинаково востребованные как состоятельными, так и малообеспеченными гражданами. Налог несправедлив, поскольку уплата одинаковой суммы налога означает изъятие большей доли из дохода бедняка и меньшей доли из дохода богача.

Принцип справедливости никогда не утратит своей актуальности и не будет полностью исследован, поскольку он имеет чрезвычайно подвижное содержание, изменяющееся вслед за условиями жизни общества. «Трудно найти другое такое понятие, к которому законодатели столь часто прибегали на словах и которое так часто оказывалось ущемленным на практике, как справедливость. Пожалуй, справедливость можно назвать “синей птицей” юриспруденции: она так же желанна и так же неуловима. Справедливость давно уже признана основным принципом законодательства, но вряд ли сейчас можно найти страну, где могут, не кривя душой, признать, что у них этот принцип нигде не остается затушеванным. В полной мере это относится и к налоговому праву. Не только в России, но даже в странах благополучной Европы граждане очень редко бывают довольны своей налоговой системой, причем в качестве основного ее недостатка чаще всего указывается именно ее несправедливость» .

Принцип определенности современные исследователи тесно связывают с проблемой стабильности налогового законодательства. Налогоплательщик должен точно знать не только условия взимания того или иного налога, но и быть уверенным, что эти условия останутся неизменными в течение определенного периода. Глобальная неопределенность воспитывает недоверие к государству и представляет собой серьезное препятствие развитию производства и повышению благосостояния граждан.

ВВЕДЕНИЕ

1. Налоги в системе финансовых отношений

2. Роль налогов в перераспределении национального дохода

3. Функции налогов (фискальная и регулирующая)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Цель данной работы – проанализировать социально-экономическую сущность налогов.

1. Налоги в системе финансовых отношений

Налоговые отношения являются составляющей частью финансовых отношений. С их помощью происходит: формирование фондов денежных средств государства, необходимых ему для выполнения соответствующих его функций; перераспределение национального дохода; регулирование и стимулирование экономики.

Финансовая категория налогов носит объективный характер, отражает действующие финансовые отношения, которые имеют место в обществе. Эта категория выражает общие закономерности свойственные всем финансовым отношениям, так как налоги находятся в тесной взаимосвязи с другими финансовыми категориями (государственными расходами, государственным кредитом, ценой, заработной платой). И поэтому требовать уничтожения налогов, значило бы требовать уничтожения самого государства. Другое дело в вопросе реализации принципов равенства и справедливости налогообложения. Государство может максимально реализовывать возложенные на него социальные функции при условии построения максимального налогообложения хозяйствующих субъектов. Таким образом, если налогоплательщик отдает часть своих доходов в пользу государства, то он вправе рассчитывать на выгоду от реализации социальных программ государства.

Финансовые отношения охватывают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. По мере развития производительных сил, роста национального богатства реализуются и финансовые отношения. Первичные доходы образуются в сфере производства товаров и услуг и составляют стоимость созданного в стране ВВП, ВВП в свою очередь включает в себя оплату труда, валовую прибыль экономики и налоги. При этом налоги формируют доходы государства, как регулятора экономики и условий хозяйствования. Распределительные отношения проявляются в форме финансовых отношений, которые включают в себя налоговые на стадии распределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Источником налогов при этом выступает новая стоимость национального дохода, который включает стоимость необходимого продукта и прибавочного продукта в виде денежных доходов принадлежащих членам общества. Первичное распределение национального дохода дополняется вторичным распределением, точнее перераспределением, где налогам принадлежит главная роль. Налоги, как часть новой стоимости принудительно мобилизуется государством, для осуществления своих функций.

Первая форма проявления сущности налогов - это денежные взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. Так что минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на выполнение его ос­новных функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Сейчас налоги - важнейший источник средств государственного бюджета (90% всех поступлений). От того, насколько правильно построена налоговая система, организован сбор налогов, зависит эффективное функционирование национальной экономики.

Варьирование налогами и налоговыми льготами (скидками и освобождениями) позволяют воздействовать на динамику и структуру экономики, на капиталовложения и занятость, темпы развития НТП, осуществление социальной политики, обеспечение соответствующего распределения доходов и богатства. Налоговая политика может устранять и сглаживать присущие рынку дефекты, стихийно складывающиеся пропорции между сбережениями и инвестициями, доходностью различных сфер хозяйства.

Социально-экономическая сущность налогов проявляется через их функции.

Выделяют три важнейшие функции:

1)фискальная - обеспечение финансирования государственных расходов;

2)регулирующая - предполагает государственное регулирование экономики, перераспределение в этих целях финансовых потоков;

3)социальная - поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Все налоги содержат следующие элементы:

o объект налога - имущество или доход, подлежащие обложению;

o субъект налога - налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

o источник налога - то есть доход, из которого выплачивается налог;


Вероятно, Николай Тургенев (1789–1871), русский экономист, участник движения декабристов, вдохновил А. С. Пушкина на знаменитую «экономическую» строфу из «Евгения Онегина»:

Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита И был глубокий эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет.

Бюджетное право (право парламента утверждать государственный бюджет) рассматривается в декларации не как средство проведения финансовой политики посредством бюджетной дисциплины, а как способ обеспечения политических свобод граждан. Гарантией реализации прав налогоплательщика служило реальное разделение прав облагать налогом и взимать налог. Соблюдение прав налогоплательщиков обеспечивалось наличием эффективной защиты как в отношении исполнительных органов, собиравших налоги, так и в отношении представительных органов, облагавших налогом.

Для гарантии соблюдения прав граждан в декларации предусмотрено функционирование механизма действенного контроля в сфере финансов. Открытость, гласность деятельности представительных органов в сфере финансов были признаны необходимым условием функционирования общественного контроля. Праву контроля за деятельностью органов управления соответствовала обязанность должностных лиц отчитываться по вверенной части управления и обязательность для них решений, принятых по этим отчетам.

Российские принципы налогообложения

На российскую почву учение о принципах налогообложения было привнесено благодаря Н. И. Тургеневу, автору вышедшей в 1818 г. монографии «Опыт теории налогов» . Н. И. Тургенев обобщил распространенные в то время взгляды на роль налогов и принципы их взимания, способствовал их популяризации в России.

Необходимо отметить, что разработка правил налогообложения, направленных на сочетание интересов хозяйства и торговли, с одной стороны, и казны, с другой, велась в России задолго до появления труда Н. И. Тургенева. Стоит назвать «Книгу о скудности и богатстве» – выдающееся произведение петровской эпохи, подготовленное в 1724 г. купцом Иваном Тихоновичем Посошковым (1652–1726), его называют первым русским экономистом. В главе «О царском интересе» он отмечал, что «худой тот сбор, когда кто царю казну собирает, а людей разоряет, ибо если кто прямо государю своему тщится служить, то более собрания надлежит ему людей от разорения соблюдать, то оное собрание и скоро, и прочно будет».

В настоящее время вопрос о принципах налогообложения по-прежнему актуален. В различных странах ученые и специалисты государственных органов обращаются к исследованию этой проблемы, ключевой в процессе совершенствования налогового законодательства.

«Требовать ныне уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества».

(Н. И. Тургенев, 1789–1871, русский экономист)

Развитие принципа справедливости идет в направлении наиболее точного определения понятий «доход», «накопления», «платежеспособность», изучения и разрешения таких проблем налогообложения, как проблема эффективных налоговых ставок, переложения налогов, влияния инфляционных процессов на налогообложение, избежания налогов и уклонения от налогообложения и др.

Так, использование различных налоговых лазеек приводит к необходимости повышения ставок налогов, чтобы компенсировать недополучение доходов бюджетом. В результате добросовестные налогоплательщики вынуждены нести дополнительные обязательства. Реализация принципа справедливости в таком случае – это внесение изменений в налоговое законодательство, предотвращающих использование так называемых налоговых схем с целью уклонения от уплаты налогов.

В условиях инфляции номинальные доходы налогоплательщиков возрастают, хотя покупательская способность остается прежней или даже уменьшается. Тем не менее при прогрессивной системе налогообложения такие доходы облагаются подоходным налогом по более высоким ставкам, налогоплательщик вынужден уплачивать «инфляционный налог». Принцип справедливости требует, чтобы законодатель налоговой индексацией или другими методами (например, переход к плоской шкале налогообложения) учитывал «эрозию доходов».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!