Все для предпринимателя. Информационный портал

Основы рыночной экономической системы. Существование института частной собственности приводит к возникновению монополии, основанной на владении редким ресурсом Как конкуренция связана с институтом частной собственности

1. Какое значение, по Вашему мнению, имеет такой признак свободного рынка, как мобильность ресурсов? Как важнейший признак этого рынка – свободная рыночная цена – связан с остальными признаками?

Свободное маневрирование ресурсами, их наличие, обеспечивающее мобильность в использовании факторов производства для его развития; возможность изменить условия производства, его технологию, свободное перемещение любых капиталов в любую сферу приложения; недогрузка – это обязательное условие для функционирования здоровой рыночной экономики.

В условиях свободного рынка взаимоотношение цена и ее виды coбcтвенникoв товаров и денег складываются естественным порядком и никем не регулируются. Рыночная цена - это фактическая цена, которая определяется в соответствии со спросом и предложением товаров. В зависимости от разных условий купли-продажи благ и услуг устанавливаются неодинаковые виды цен.

Связь с первым признаком свободного рынка – неограниченное число участников (наличие конкуренции). Конкуренция сильно зависит от количества производителей-продавцов и покупателей. Она развертывается среди продавцов, которые хотят продать свой товар подороже. Активно развивается конкуренция среди покупателей, которые стремятся приобрести товар по меньшей цене. В соперничестве между ними побеждают те, кто предложил более высокую цену по сравнению с рыночной ценой. В результате этого соперничества устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривой спроса и предложения.

Наличие полной информации о состоянии рынка всех хозяйственников. Цена конкретной продукции или услуги зависит от многих факторов.

Мобильность ресурсов вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства, способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых обществу товаров. Это оказывает влияние на конкурентную борьбу, которая далее влияет и на цены.

Невозможность оказания влияния на участников рынка. Продавец не будет продавать товар себе в убыток, покупатель не приобретет товар по более высокой цене при возможности выбора.

2. Объясните, каким образом рыночная система служит средством обмена информацией о решениях и претворения в жизнь решений, касающихся распределения ресурсов экономики.

Предприятия вправе приобретать экономические ресурсы, организовывать процесс производства из этих ресурсов товара или услуги по собственному выбору и продавать этот товар или услугу на рынках по выбору самой фирмы. Никакие искусственные препятствия или ограничения, устанавливаемые правительством или другими производителями не мешают предпринимателям принимать решение вступить в какую-либо конкретную отрасль или выйти из нее. Пределы свободы выбора поставщиков людских и материальных ресурсов обусловливаются потребительским выбором. В конечном счете потребитель решает, что должна производить экономика, а в установленных тем самым рамках поставщики ресурсов могут делать свой свободный выбор. Таким образом, в действительности поставщики ресурсов и предприятия вовсе не "свободны" производить товары и услуги, которых потребители не желают. Кроме того, в реализации всех этих форм свободного выбора существуют довольно широкие юридические ограничения.

3. Что понимается под недостатками (несовершенством) рынка? Как несовершенство рынка связано с этическими проблемами? Приведите примеры того, как недостатки рыночного механизма усложняют процесс принятия решений управляющими фирмами и государственными служащими.

Как саморегулирующаяся система рынок не является идеальной системой. В общем плане «слабости» рынка проявляются в том, что выгоды для отдельных лиц часто не совпадают с общественной пользой, а также в том, что затраты на некоторые необходимые обществу направления деятельности настолько велики, что частные предприниматели не в состоянии взять их на себя. Рынок не способен решить целый ряд социальных проблем: содержание пенсионеров, больных и сирот. Рынку чужды нравственные идеалы, добра, справедливости, патриотизма. Рынок перестает быть эффективным при регулировании производства общественных товаров, таких, как общественный транспорт, оборона, система общественного образования, ряд элементов городского хозяйства, он также не обеспечивает фундаментальных исследований в науке. Кроме того, рыночная конкуренция, ведя к поражению более слабых, способна порождать социальную напряженность вследствие расслоения общества на богатых и бедных.

Примером могут служить дорожные знаки, регулирующие правила дорожного движения, ими обязаны пользоваться все во избежание нежелательных последствий. Эти блага – общественные блага, бесплатные для потребителя, но не бесплатные для общества. Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование.

Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления узкокорыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками, другие антиобщественные явления. Государство в таких случаях вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступить участники хозяйственной деятельности.

4. Основные агенты рынка – это фирмы и население. Как они взаимосвязаны в системе рыночных отношений, и каковы их основные функции? Поясните ответ графически.

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег.

Тема 4. Собственность и предпринимательство в рыночной экономике.

1. Согласно теории прав собственности, не средства производства или рабочая сила являются собственностью, а пучок или доля прав по их использованию (теория Р. Коуза). В чем трудность использования идей Р. Коуза в хозяйственной жизни России?

Ответ: Теория прав собственности исходит из базового представления о том, что любой акт обмена есть по существу обмен пучками правомочий: когда на рынке заключается сделка, обмениваются два пучка прав собственности. Пучок прав обычно прикрепляется к определенному физическому благу или услуге, но именно ценность прав определяет ценность обмениваемых товаров.

Частное присвоение имеет два вида, которые существенно различаются между собой: собственность на средства производства человека, который сам трудится, и собственность на средства производства лица, применяющего чужой труд.

Первым видом частной собственности владеют крестьяне, ремесленники и другие люди, которые живут своим трудом. B этом случае работнику достаются все плоды его хозяйствования и обеспечивается полная свобода труженика от каких-либо форм угнетения и порабощения. Когда в одном лице соединены собственник и труженик, возникает глубокий материальный интерес в работе для личного блага.

Второй вид частной собственности имеют лица, которые создают сравнительно большие хозяйства с применением труда многих работников. Если в первом виде частного присвоения вещественные и личный факторы производства естественно соединяются поскольку они принадлежат одному лицу, то во втором виде хозяйства дело обстоит совершенно иначе. В нем средства производства и плоды труда отчуждены от работников, второй вид частной собственности проявляется в конкретных формах - рабовладельческой, феодальной и единоличной капиталистической, частной.

Поскольку во втором виде частнособственнических хозяйств существует отчуждение работников от средств производства, то здесь применяются два рода социально-экономических способов соединения факторов производства: а) внеэкономическое (насильственное) принуждение и б) экономическое привлечение работников к труду.

Наемные работники, будучи юридически свободными, могут по своему усмотрению выбирать место и вид работы. Они получают за свой труд заработную плату и в определенной мере заинтересованы в результатах производства. Поэтому к ним, как правило, не применяются методы внеэкономического принуждения. Вместе с тем, не имея средств производства и других источников существования, они вынуждены продавать единственное, чем располагают, - свои рабочие руки, свою способность к труду, следовательно, они полностью зависят от работодателей, что означает экономическое принуждение к труду.

Трудность использования этой идеи может происходить либо потому, что они неточно установлены и плохо защищены российским законодательством, либо потому, что они подпадают под разного рода ограничения (главным образом -- со стороны государства).

2. Является ли институт частной собственности непременным атрибутом рыночного хозяйства?

Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие частной собственности на экономические ресурсы и прежде всего ресурсы земли и орудий труда для обособленного хозяйствования. В большинстве стран эволюция общинных экономических отношений и возникновение классической рыночной системы связаны именно с традициями частной собственности на землю как ресурс хозяйствования. В различные эпохи человеческой истории мелкотоварные хозяйства создавали наибольший экономический импульс для формирования рыночной системы с ее классическими признаками и механизмами конкуренции, равновесия и свободного ценообразования. Разрушение традиций частной собственности на землю разрушало и саму рыночную систему. Примером тому может служит прерванная эволюция развитой рыночной экономики начала ХХ века и замена ее в некоторых странах командно-административной системой. Поскольку рыночные механизмы обмена были уничтожены, распределение производимых благ для индивидуального потребления осуществлялось через государственную торговлю по централизованно установленным ценам. Такая практика показала, что обеспечить всех при естественной ограниченности ресурсов невозможно. В странах с частной собственностью на экономические ресурсы и развитой рыночной системой принципы обмена продуктов труда и гарантии благосостояния народов оказались более справедливыми и реалистичными.

3. Объясните следующее положение: «Потребитель, и только потребитель, используя свое право голоса, определяет, насколько крупной должна быть фирма». Каковы основные правовые формы организации бизнеса? В чем преимущества и недостатки каждой из них?

Предприятия создаются с целью получения прибыли, которую они могут получить только от потребителя. Чем больше услуг или товара удастся реализовать потребителю, тем больше фирма получит прибыли. Объем выпускаемой продукции удастся увеличить либо за счет расширения самой фирмы, либо благодаря слиянию с другой фирмой.

Основные правовые формы организации бизнеса:

    Частные хозяйства – индивидуальный предприниматель

    Товарищества (партнерства)

    Акционерные общества

Частное предпринимательство:

Преимущество:

    Автоматический контроль над деятельностью

Недостатки

    Предприниматель несет персональную ответственность за свою деятельность

    Низкая ликвидность инвестиций: инвестициями являются его собственное имущество

Собственность - гражданско-правовой институт, представляющий совокупность юридических норм, регулирующих экономические отношения собственности методами гражданского права.

Собственность - само имущество, принадлежащее какому-либо субъекту на праве собственности.

Отношения собственности – это объективные отношения между людьми по поводу присвоения, владения, распоряжения и пользования благами (средствами производствами и ресурсами).

В зависимости от того, в чьих руках находятся ресурсы, собственность выступает в разных формах: личная, частная, государственная, смешанная, общественная.

Личная собственность – материальными благами владеют, распоряжаются и пользуются отдельные лица в своих личных интересах. Например, автомобиль, участок земли, дом, деньги. Источником личной собственности являются доходы в виде заработной платы, прибыли, процентов, дивидендов, ренты.

Частная собственность – ресурсами владеют и управляют частные лица с целью получения прибыли.

Государственная собственность – возникает в результате вмешательства государства в частную экономику.

Смешанная собственность – взаимодействие частной и государственной собственности.

Общественная собственность – ресурсы принадлежат всему народу, обществу в целом.

Собственность – это исторически определенная форма присвоения людьми материальных благ в процессе их производства, обмена и потребления.

Основные формы собственности в РФ:

- Частная собственность (собственность граждан и юридических лиц) представляет собой индивидуальное владение землёй, зданиями, оборудованием, трудом, капиталом (факторами производства) с возможностью их отчуждения и правом передачи по наследству.

Частная собственность лежит в основе товарного производства и рыночной экономики. Она обеспечивает экономическую свободу, независимость экономического поведения и экономическую ответственность производителя.



Исторически частная собственность развивается, её формы меняются. Первоначально возникла индивидуальная частная собственность, т.е. личное (частное) владение всем предприятием. В современных условиях наряду с индивидуальной частной собственностью активное развитие получила акционерная собственность, где личное владение капиталом заменяется коллективным совладением.

- Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (Собственность субъекта РФ).

- Муниципальной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям.

Для самовыражения человека в рыночной экономике, реализации его экономической свободы недостаточно одной формы собственности, необходимо разнообразие её видов, поэтому в современной рыночной экономике кроме перечисленных форм собственности существуют кооперативная и смешанная собственность.



Государство должно поддерживать все формы собственности, защищать интересы всех ее субъектов, создавая для них с помощью экономических, административных и юридических рычагов равные условия хозяйствования.

Конкуренция - это борьба за наиболее выгодные условия производст­ва и реализации товаров и услуг. В разных отраслях количество продавцов товара может варьироваться от единицы до очень большого значения.

В зависимости от количества продавцов на рынке и от того, какие отно­шения складываются между ними, и ещё ряда факторов, различают основ­ные виды конкуренции: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Совершенная конкуренция - рынок, на котором множество мелких фирм производят одинаковую продукцию и не имеют возможности кон­тролировать цены на неё. Количество покупателей на таком рынке также бесконечно велико. Никто из участников рынка не имеет информации больше, чем все остальные. Это теоретическая модель; в реальной жизни почти нет таких рынков, на которых бы в полной мере выполнялись та­кие условия. Но некоторые рынки близки к совершенной конкуренции. Это рынки сельскохозяйственных продуктов (например, рынок пшени­цы, рынок кукурузы); рынок рыбы; фондовый рынок, где продаются цен­ные бумаги.

Поднять цену на товар можно только при условии, что ваша продукция в чём-то превосходит продукцию конкурентов. Процесс создания уникаль­ной продукции, отличной от аналогов, называется дифференциацией. Су­ществует много способов дифференциации продукции.

Прежде всего, это повышение качества продукции. Фирма может пригласить дизайнера, художника, технолога, программиста и других спе­циалистов, которые проведут научно-исследовательские работы (НИР) и найдут способы повысить качество, надёжность, долговечность вашего продукта.

Другой способ дифференциации продукции - повышение качества об­служивания покупателей.

Если вы решили сделать крупную покупку, например приобрести теле­визор, вряд ли вы пойдёте на рынок бытовой техники. Почему? Вам нужно быть уверенными в том, что вашему телевизору будет обеспечено гаран­тийное обслуживание, а для этого в паспорте товара должен стоять штамп магазина. За это покупатели тоже готовы заплатить более высокую цену.

Преимущество имеют ещё те фирмы, расположение которых более удобно для пользователей. Кафе рядом с вузом будет всегда востребовано, автозаправочная станция в удобном месте при наличии тех же марок бен­зина будет пользоваться повышенным спросом, продуктовый «подвал» в вашем доме вы будете посещать чаще, даже если какие-то продукты можно было бы купить дешевле в других местах.

Если фирме удалось добиться некоторого преимущества по сравнению с конкурентами, ей необходимо дать рекламу, пусть недорогую, чтобы по­- купатели были проинформированы об уникальности ваших предложений. Так формируется рынок монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция - это рынок, на котором большое количество мелких фирм производят схожую продукцию и отчасти имеют возможность контролировать цены на неё.

Барьеры для входа на такой рынок могут возникнуть, поскольку не каждый конкурент способен обеспечить такие же преимущества для сво­его продукта, но эти барьеры достаточно легко преодолимы. На рынке мо­нополистической конкуренции действует достаточно много продавцов. Примерами рынков монополистической конкуренции могут быть местные магазины розничной торговли: цветочные и сувенирные киоски, канцтова­ры, книги, продуктовые «подвалы», булочные и др. В реальной жизни это самый распространённый вид конкуренции.


Олигополия - это рынок, который принадлежит нескольким крупным фирмам.

В условиях олигополии количество фирм невелико, поскольку сущест­вуют высокие барьеры для входа в отрасль. Барьерами могут быть:

Огромная величина стартового капитала, необходимого для произ­водства данного товара;

Необходимость лицензии на производство товара или услуги;

Коммерческая тайна;

Например, при производстве мобильного телефона необходимо купить права на полсотни патентов.

Олигополиями являются также рынок компьютеров, рынок парфюме­рии, рынок автомобилей, рынок нефти. На таких рынках ценовая конкурен­ция менее если компания понизит цену, то остальные тоже пони­зят, в итоге у всех компаний сократятся доходы. Цены на товары при олигополии устанавливаются по принципу ценового лидерства, признан­ный лидер данной отрасли устанавливает свои цены, остальные фирмы им следуют.

На рынке олигополий конкуренция ведётся вокруг потребительских свойств товаров. Высокое качество товаров должно сопровождаться соот­ветствующей маркетинговой деятельностью, прежде всего рекламой. В условиях олигополии фирмы тратят огромные средства на рекламу. Практически вся дорогостоящая реклама на телевидении, на радио, на транспорте и т. п. - это реклама олигополий.


Самой большой рыночной властью обладает монополист. Монополия - это рынок, на котором присутствует единственный продавец уникального (не имеющего заменителя) продукта. Монополия невыгодна потребителям: монополист не заинтересован в повышении качества своей продукции, в разнообразии ассортимента, он имеет возможность устанавливать завы­шенные цены. Чтобы не допустить образования новых монополий, государ­ство проводит антимонопольную политику.

Почему же ряд действующих монополий являются легальными, закон­ными? Дело в том, что в ряде отраслей конкуренция может навредить об­щественным интересам, вызвать дополнительные неоправданные затраты. Представьте себе метро, где каждая линия - самостоятельное предпри­ятие. Или газоснабжение дома, когда каждая квартира подводит себе тру­бы от разных поставщиков. Такая конкуренция только увеличит наши за­траты. В этих случаях государство допускает возникновение естественных монополий. Естественная монополия - фирма, которая может произво­дить товары и услуги с меньшими издержками, чем несколько фирм. Есте­ственными монополиями являются коммунальные службы: ­ водоснабже­ние, электро- и теплоснабжение, газоснабжение. Уникальные природные условия также могут быть условием создания естественной монополии, на­пример: целебный источник, уникальный курорт и др.

Другими легальными монополиями в России являются железнодорож­ные перевозки, метро, городские телефонные службы.

В определении термина «монополия» два существенных момента: про­давец единственный, а товар - уникальный. Если товар имеет заменители, это уже не монополия. Что касается входных барьеров в монополию, то они не просто высокие: вход заблокирован. Пользуясь рыночной властью, моно­полист сам устанавливает монопольно-высокие цены (price-maker). Однако государство ограничивает цены и тарифы монополиста. И это не единствен­ное ограничение.

Реклама монополисту не нужна, его товар уникальный, заме­нителей нет, и покупатели будут вынуждены купить именно данный товар. Но монополист через средства массовой информации (СМИ) под­держивает связи с общественностью - осуществляет пиар (publick rela­tions - PR).

С точки зрения общественных интересов, монополия имеет и недостат­ки, и преимущества. Так, издержки естественных монополий ниже, чем бы­ли бы в условиях других рыночных структур, но эти низкие издержки при­водят, как правило, не к низким ценам, а к росту прибыли монополистов. Далее, только крупные фирмы могут организовать мощные научно-иссле­довательские центры, создавать новые продукты и технологии. Но монопо­листы не заинтересованы в распространении инноваций, сохраняя своё мо­нополистическое положение.


Существует ещё один вид несовершенной конкуренции - монопсония. Монопсония - это такой вид рыночной структуры, при котором монополи­стом является не продавец, а покупатель. В этом случае уже покупатель получает рыночную власть, имеет возможность занижать цену и получать прибыль за счёт потери части доходов продавцами. Единственным покупа­телем может быть, например, государство, если речь идёт о продаже под­водной лодки или ракеты. Монопсония проявляется и на рынке сельскохо­зяйственной продукции, когда отдельные мелкие фермеры вынуждены сдавать свою продукцию закупщику по заниженным ценам. На рынке тру­да возможна монопсония, если единственная фирма нанимает рабочих по заниженным ставкам заработной платы.

Государство проводит антимонопольную политику по содействию кон­куренции, пресечению недобросовестной конкуренции, ограничению моно­полистической деятельности. Государство также обеспечивает защиту ин­тересов потребителей. Так, в России действуют следующие законы:

Конституция РФ, статья 34;

Федеральный закон «О защите конкуренции»;

Федеральный закон «О естественных монополиях»;

Федеральный закон «О защите прав потребителей».

Редкий ресурс может быть представлен патентом, высоким уровнем организации и управления производством, качеством используемых ресурсов и т.д.

Предприятие, стремящееся завоевать или сохранить монопольное положение, может использовать недобросовестные методы ведения конкурентной борьбы (резкое снижение цен при неизменных издержках, дискредитация репутации конкурентов, заключение договоров, ограничивающих конкуренцию и т.д.) Вследствие их применения - монополия как результат конкуренции.

Источником институциональной монополии является прямая или косвенная защита предприятия со стороны государства, начиная от прямого запрета всем другим предприятиям производить данный вид продукции или в более мягкой форме государственного благоприятствования производителю в ущерб другим (например, лицензирование, возведение таможенных барьеров). Если институциональная защита распространяется на такие естественные монополии, как транспорт, коммунальное хозяйство, системы связи, формируются общественные монополии.

Как совершенную конкуренцию, так и чистую монополию следует рассматривать как теоретические модели, позволяющие объяснить такие более распространенные в хозяйственной практике рыночные структуры, как монополистическую конкуренцию и олигополию.

Олигополия характеризуется тем, что на рынке действует несколько крупных поставщиков, контролирующих сбыт. Вход на такой рынок и инициирование конкуренции требуют крупных затрат. Если продукция поставщиков приблизительно одного качества (производство стали, алюминия), то такая олигополия называется недифференцированной олигополией. Если качество различно (автомобилестроение), то олигополия называется дифференцированной.

На олигополистическом рынке один из самых крупных поставщиков и с наиболее низкими издержками производства может стать ценовым лидером. Другие олигополисты стремятся привести свои цены в соответствие с уровнем цен лидера с целью сохранения своих объемов продаж. Если лидер снижает цену, другие делают то же самое, чтобы не быть вытесненными с рынка. Если лидер повышает цену, другие олигополисты могут этому не следовать и тогда имеют шанс увеличить свои доли продаж в совокупном объеме продаж.

Наиболее негативные последствия существования олигополии могут возникнуть вследствие заключения монополистического соглашения между олигополистами. Соглашения (сговоры) направлены на ограничение или устранение конкуренции между олигополистами. Соглашение может касаться величины производимой продукции, разделения рынка сбыта или установления уровня цен.

Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что существует легкость входа на рынок и даже мелкие поставщики могут эффективно конкурировать с крупными поставщиками (например, в розничной торговле, легкой промышленности). Производители поставляют продукцию, имеющую много действительных или мнимых различий.



Монополия, олигополия, монополистическая конкуренция являются частными случаями несовершенной конкуренции. О наличии несовершенной конкуренции на рынке свидетельствует также существование монопсонии (ситуации единственного покупателя на рынке), олигопсонии (ситуация на рынке при незначительном числе покупателей, которые в состоянии контролировать спрос).

Несовершенная конкуренция выражается также в том, что потребителю не всегда известна цена, по которой различные поставщики продают данную продукцию. Поэтому потребитель покупает ее у прежнего поставщика, даже если вынужден платить более высокую цену. Он привыкает к нему и может неохотно менять своего продавца. Немалую роль играют такие факторы, как удобство места покупки, определенное поведение продавца, более привлекательное качество покупаемой продукции. Это все приводит к тому, что при некоторых различиях в ценах каждый продавец имеет свою клиентуру.

Производитель стремится завоевать доверие к своей продукции посредством использования торговой марки, внешнего вида, рекламы и т.п. Этими способами он придает своей продукции в какой-то степени монополистический характер по отношению к определенной группе потребителей. Если производитель желает перетянуть покупателей с других рынков, то в конкурентной борьбе он должен в большей степени снизить цену своей продукции, по крайней мере в начальный период, чем это вытекало бы из условий совершенной конкуренции. Такое понижение цены выгодно, если продукция характеризуется высокой ценовой эластичностью, что обусловливает более высокий относительный рост величины спроса, чем относительное снижение цены.



Существуют различные варианты контроля монополий:

Политика, направленная на определение законных рамок конкуренции;

Политика регулирования рыночной деятельности монополий;

Политика прямого руководства хозяйственной деятельности монополий со стороны государства.

Политика, направленная на определение законных рамок развития конкуренции, предусматривает контроль поведения, имеющего целью установление монополии и применение монопольных цен. Она представлена тремя формами регулирования: контроль за соглашениями, слияниями (горизонтальными, вертикальными, конгломеративными), контроль за злоупотреблением монопольным положением на рынке (монополистическое ценообразование, ограничительные договора о поставках). К разновидности этой политики можно отнести и запрет коммерческой деятельности, не являющейся формой монополистической практики, но преследуемой по закону (коррупция, фальсификация товаров, промышленный шпионаж, недобросовестная реклама и т.п.). В большинстве случаев реализация такой политики наталкивается на значительные препятствия. Например, иногда очень трудно доказать, что одинаковые действия рыночных поставщиков являются результатом заключенного между ними соглашения, а не общей реакцией на изменившиеся условия хозяйствования на данном рынке. Также бывает подчас весьма сложно определить соотношение между положительными и отрицательными последствиями монополистической деятельности, прежде чем принять решение о ее запрете.

Политика регулирования рыночной деятельности монополиста направлена не на предотвращение возникновения монопольного положения, а на установление отдельных правил поведения для монополиста с целью ограничения его власти и устранения неблагоприятных последствий при размещении ресурсов. Эта политика направлена на то, чтобы заставить монополиста вести себя так, как если бы он находился в конкурентном секторе. Она представлена следующими формами: налогообложение, контроль за уровнем цен. Обе формы весьма осторожно применяются на практике в связи с тем, что их применение требует такого объема объективной информации, который очень затруднительно получать для каждого отдельного случая. Негативные последствия такой политики могут выражаться в развитии новой бюрократии, неопределенности финансовых последствий при налогообложении (на кого упадет тяжесть налога), значительных издержках при проведении подобной политики, необходимости в некоторых случаях выделения дотаций на производство.

Политика прямого руководства хозяйственной деятельностью монополий со стороны государства направлена на предприятия, находящиеся в собственности государства (административная монополия). Методы управления административными предприятиями зависят от цели их хозяйственной деятельности, поставленной государством (например, максимизация прибыли, обеспечение условий функционирования другим хозяйствующим субъектам и т.д.). В случае использования косвенных методов управления административные предприятия, приобретая статус рыночных производителей, работают с меньшими издержками, чем тогда, когда они управляются директивными методами. Однако в обоих случаях эффективность хозяйствования административных предприятий, как правило, уступает эффективности частных монополий. Это объясняется действием причин управленческого характера: способностью органов хозяйственной власти отразить в своих планах перспективы развития экономики, корректировать систему экономических нормативов с учетом изменяющейся хозяйственной среды, стремлением предприятий к “спокойной жизни” и т.д.

Тема 3: Макроэкономическое равновесие и формы его нарушения

Нуреев Р.М., д.э.н., ГУ-ВШЭ;

Латов Ю.В., к.э.н., АУ МВД

Конкуренция западных институтов частной собственности

с восточными институтами власти- собственности в России 1990-2000-х гг.

В России 2000-х гг. сложилось противоречие между экономическим ростом и экономическим развитием. С одной стороны, наблюдается заметный ежегодный прирост ВВП (хотя высокие темпы роста трудно назвать устойчивыми). С другой стороны, институциональные изменения многим кажутся недостаточными и даже регрессивными.

Администрация Президента В.В. Путина видит путь к устойчивому экономическому росту в централизации государственной власти. Что означает централизация государственного управления в современной России? Это шаг вперед, к социальному рыночному хозяйству (либо иной национальной модели эффективного рыночного хозяйства), или шаг назад, к командной экономике?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть "институциональный генотип" российского общества и, в частности, проанализировать такой базовый институт командной экономики ("восточного деспотизма") как власть-собственность.

Власть-собственность vs. частная собственность в истории России. Институциональная концепция командной экономики берет свое начало в сформулированных в 1850-е гг. идеях К. Маркса, посвященных азиатскому способу производства 1 . Однако в рамках марксистской традиции развернутое обсуждение этой проблемы вряд ли могло произойти. Поскольку марксисты понимали социалистические преобразования как превращение государства в главный регулирующий центр, они сознательно или подсознательно избегали параллелей между командной экономикой в прошлом и командной экономикой в "светлом будущем" (одно из исключений - позиция "оппортуниста" Г.В. Плеханова). Лишь в 1957 г. комплексный (хотя не во всем удачный) институциональный анализ "восточного деспотизма" дал перешедший на антикоммунистические позиции экс-марксист К-А. Виттфогель 2 .

В советском обществоведении обсуждение концепции азиатского способа производства долгое время могло происходить только в узком кругу историков- востоковедов. Несмотря на "неблагонадежность" этой концепции, им удалось добиться заметных успехов в понимании институтов древней/средневековой командной экономики. В частности, китаист Л.С. Васильев предложил удачный термин «власть-собственность» для обозначения типичного для стран Востока института зависимости прав собственности от должностного статуса 3 . Власть-собственность возникает при монополизации должностных функций в общественном разделении труда, когда не власть основывается на частной собственности, а, наоборот, основой прав собственности является высокое положение в традиционной иерархии.

На Западе после "Восточного деспотизма" К.-А. Виттфогеля сложилась устойчивая традиция проводить параллели между азиатским способом производства и "государственным социализмом" (можно назвать, например, работы Р. Пайпса 4). В социалистических странах об этом могли писать только мыслители-диссиденты, такие как М. Джилас и М. Восленский 5 . В отечественной научной литературе эту аналогию впервые открыто изложил Р.М. Нуреев за год до распада СССР 6 , и в постсоветской России она стала едва ли не общим местом 7 .

В 1990-2000-е гг. сложились две основные позиции по поводу того, насколько в России укоренен "восточный деспотизм", основанный на институтах власти-собственности.

Первая позиция, подчеркивающая деспотические тенденции в истории России, наиболее четко выражена еще в период "холодной войны" Р. Пайпсом. Суть ее в том, что со времен монголо-татарского нашествия, с XIII в., российская цивилизация резко ориентализировалась, импортировав с Востока "восточный деспотизм". Согласно этой концепции, Россия "закодирована" на доминирование власти-собственности особенностями своей политической истории (влияние Орды, затем Турции, затем марксизма).

Особой разновидностью этой позиции является концепция Л.В. Милова 8 . Согласно ей, мобилизационно-коммунальный характер российского земледелия (малый срок сельхозработ, низкая продуктивность земледелия, высокая зависимость результата не от труда, а от "погоды") обрекал русского крестьянина на общинный коллективизм, не давая развиться эффективному индивидуальному хозяйствованию. Итак, в этой интерпретации Россия "закодирована" на доминирование власти-собственности особенностями своей природной среды. Впрочем, поскольку в современном мире Россия имеет возможность сознательно ориентироваться на Запад, а не на Восток, да и земледелие давно перестало быть ведущей отраслью, "плохой генотип" можно постепенно исправить, импортируя западные институты частной собственности.

Вторая позиция наиболее четко представлена у А. Янова 9 и Б.Н. Миронова 10 . Эта позиция подчеркивает, напротив, анти-деспотические тенденции в истории нашей цивилизации.

Во-первых, не надо отождествлять российскую цивилизацию с Московией. История вечевых республик Новгорода и Пскова (до XV в.), Русско-литовского государства (до XVII в.) – все эти альтернативные варианты российской/православной цивилизации демонстрируют, что русские могли развивать и институты частной собственности, близкие к западноевропейским 11 .

Во-вторых, даже в Московии наряду с институтами деспотизма существовали сильные альтернативные тенденции. Например, только в России Земские соборы (примерный аналог западных парламентов) решали вопросы о выборе правящей династии (как в 1613 г.) - такого "разгула демократии" в средние века не бывало не только на Востоке, но и на Западе (кроме разве что Речи Посполитой).

В-третьих, в предреволюционной России "по всем фронтам" шло наступление "нормальных" западных институтов экономической и политической демократии, основанной на частной собственности. Многократно в литературе высказывалась убеждение, что если бы не катастрофа 1917 г., то к середине ХХ в. Россия окончательно ликвидировала бы деспотические пережитки и стала бы "нормальной" европейской страной, как Германия.

Таким образом, сторонники этой позиции подчеркивают, что деспотического "генокода" у россиян нет, но субъективные политические события ("ошибки" Ивана Грозного, Петра Великого, Ленина, Сталина…) мешают России европеизироваться.

Видимо, обе эти позиции ("Россия - страна с восточным генокодом" и "Россия - страна с западным генокодом") можно и нужно интегрировать. Почему проблема "генокода" российской цивилизации должна рассматриваться по принципу "или - или"? Если пользоваться эволюционно-биологическими аналогиями, то у человека может быть одновременно биологическая предрасположенность и к музыке, и к меткой стрельбе, а уж станет ли он музыкантом или снайпером, зависит от его личного выбора.

Развитие российской цивилизации следует, на наш взгляд, интерпретировать как конкуренцию двух институциональных систем – власть-собственность contra частная собственность 12 . В российском социальном "генокоде" есть и деспотизм (традиции царского/императорского самодержавия + советской партократии), и демократия (традиции вече + земств + Советов). Вероятно, первая традиция все же сильнее. Но и экономическая/политическая демократия тоже органична для России, пусть и в меньшей степени. Ее тоже можно актуализировать.

Вся социально-экономическая история России есть, прежде всего, история конкуренции этих двух традиций ("институциональных матриц"). Эта конкуренция принимала разные формы - противоборства то разных моделей зарождающейся российской цивилизации, то разных тенденций внутри одной цивилизации (Табл. 1).

Таблица 1

Конкуренция институтов

власти-собственности и частной собственности в истории России

Исторические

Развитие институциональной системы власти-собственности

Развитие институциональной системы частной собственности

Княжеская и царская Россия (XIII - XVII вв.): усиление власти-собственности

Усиление московского самодержавия, поместной системы, идеологии "соборности".

Военное поражение новгородско- псковской демократии; "размывание" демократических традиций Русско-литовского государства.

Императорская Россия (XVIII - начало XX вв.): усиление частной собственности

Сильное государственное регулирование; усиление сельской передельной общины.

Закрепление частной собственности дворянства (1762 г.), предпринимателей и крестьян (с 1907 г.).

Советская Россия (1917-1991 гг.): усиление власти-собственности

Создание государственной плановой системы, основанной на коммунистической идеологии; развитие теневых привилегий для номенклатуры.

Развитие теневой экономики "цеховиков" и "спекулянтов"; переход от культуры крестьянского коллективизма к городскому "мещанскому" быту.

Постсоветская Россия (с 1992 г.): усиление частной собственности

Институциональная коррупция, контроль властных элит над бизнес-элитами, сохранение традиций патернализма и "коллективизма несвободных людей".

Развитие частного предпринимательства, формирование элементов гражданского общества, усиление индивидуалистической ментальности.


Концепция институциональной конкуренции позволяет лучше понять противоречия и возможные пути развития России в начале XXI века.

Власть-собственность vs. частная собственность в современной России. В настоящее время все более и более становится очевидным, что радикальные экономические реформы в России, став закономерным результатом упадка командной экономики советского типа, не прервали существование институтов власти-собственности, а трансформировали их 13 .

Чтобы понять в каком направлении развивалась власть-собственность, достаточно вспомнить двойственность положения советской номенклатуры.

Во-первых, двойственность власти-собственности заключалась в том, что представители советской номенклатуры были одновременно и подчиненными, и начальниками. Кроме того, в отличие от обыкновенной иерархической структуры, для них была характерна нерасчлененность функций: партийной и государственной, законодательной и исполнительной, административной и судебной, а нередко - гражданской и военной.

Во-вторых, на протяжении всей истории Советского Союза сохранялся двойной дуализм - плановой и рыночной экономики, с одной стороны, и легальной и нелегальной экономики, с другой. В результате власть-собственность существовала одновременно и как легальный, и как нелегальный институт. Фактически на "высшей и последней стадии социализма" сложилась частно-государственная (номенклатурная) собственность, так как реально объектами государственной собственности распоряжались отраслевые и региональные элиты, связанные с криминальным миром и сами претерпевающие мафиозизацию.

Эта двойственность положения советской номенклатуры оказалась во многом унаследованной постсоветской элитой, что предопределило развитие приватизации и других радикальных реформ 1990-х гг.

Рис. 1. Изменение де-факто системы собственности в России.

Уже к концу 1990-х гг. стало очевидно, что система власти-собственнос ти в конкурентной борьбе с новым институциональным устройством не сдала своих позиций (см. Рис. 1).

Доказательством этого может считаться, например, состав российской политической и экономической элиты высшего уровня, сложившийся в 1990-е гг. Окружение Президента и российское правительство на три четверти состояло тогда из выходцев из советской номенклатуры, региональная элита и того больше – на 4/5, и даже бизнес-элита – на 60%. Есть все основания полагать, что и в 2000-е гг. российская элита сохранила свою генетическую связь с советской номенклатурой (особенно в регионах).

Впрочем, происхождение постсоветских менеджеров от советских номенклатурщиков, строго говоря, само по себе ничего не доказывает. Ведь если человек начинал деловую карьеру в СССР, то он был вынужден вписываться в существующую иерархию, даже если ее правила казались ему противоестественными. Наконец, нельзя исключать, что некоторые экс-номенклатурщики смогли "выдавить из себя раба" и стать нормальными менеджерами западного типа.

Сохранение власти-собственности доказывается, прежде всего, анализом "старо-новых" правил функционирования бизнеса и власти.

В России 2000-х гг. продолжают существовать многие институты власти- собственности:

  • в правилах взаимоотношений госчиновников/политиков и предпринимателей – это неформальная институциональная коррупция, дополняемая усилением формального силового (внеэкономического) контроля государства над бизнесом;
  • в правилах взаимоотношений предпринимателей и наемных работников – неформальный патернализм;
  • в ментальных установках – ориентация на сетевые взаимосвязи, «коллективизм несвободных людей», преклонение перед властью.

Как и ранее, в современной России на каждом институциональном уровне происходит противоборство институтов власти-собственности с институтами частной собственности (см. Табл. 2). Более того, произошло частичное возрождение существующей до XVII в. конкуренции разных региональных моделей российской цивилизации. Ведь Беларусь и Украина, став самостоятельными государствами, остаются во многом частью российского культурного пространства, своего рода "другой Россией" (как Новгород в XIV в.). В результате на примере Белоруссии можно наблюдать вариант наиболее устойчивой власти-собственности, а на примере Украины - более динамичного (чем в России) развития институтов частной собственности. Конечно, теперь эта институциональная конкуренция "разных Россий" проявляется уже не в военном противоборстве, а в борьбе за трудовые ресурсы, за контроль над капитальными активами, за экспорт-импорт институтов.

В докладах участников нашей секции будут обсуждаться, прежде всего, старые и новые институты власти- собственности, демонстрирующие высокую конкурентоспособность в столкновении с институтами частной собственности.

Таблица 2

Институты власти-собственности и частной собственности

в современной России

Институциональные уровни

Институты

частной собственности

("западная матрица")

Институты

власти-собственности

("восточная матрица")

1. Экономические

институты

Институты рыночной экономики: частная собственность, товарообмен, конкуренция, наемный труд.

Институты «раздаточной экономики» (Бессонова): обязательность политической лояльности для бизнес-элиты, использование политической элитой властных полномочий для лоббирования личных предпринимательских интересов; административные механизмы редистрибуции; институциональная коррупция, сетевые связи.

2. Конституционные институты

Институты федеративной политической системы: федерация, выборы в условиях многопартийности, судебные иски, независимые общественные организации.

Унитарно-централизованная политическая система: административно- территориальное деление, иерархическая вертикаль во главе с центром, назначения, ущемление политической оппозиции, административные жалобы.

3. Надконституционные институты

Ценности индивидуализма и социального равенства.

Ценности надличностного коллективизма ("коллективизма несвободных людей") и патриархальности (преклонения перед "начальством").

Рыночная экономика, как особым образом упорядоченная система отношений между производителями и потребителями, базируется на взаимосвязи и взаимообусловленности ряда институтов и принципов:

1) частная собственность;

2) экономическая свобода;

3) личный интерес;

4) конкуренция;

5) опора на систему рыночных цен;

6) ограниченная роль правительства.

Частная собственность является исходным, базовым условием организации рыночной системы хозяйства. Проявляется она в том, что материальные ресурсы находятся в собственности частных лиц. Наряду со свободой заключать обязывающие партнеров юридические контракты, она позволяет частным лицам и их объединениям приобретать и реализовывать, контролировать и применять материальные ресурсы по своему усмотрению. Владельцы, побуждаемые правом частной собственности, заинтересованы в максимально эффективном использовании материальных ресурсов. Для получения прибыли они стремятся производить то и в таком количестве, что и в каком количестве желают получить и могут оплатить покупатели. Институт частной собственности, дополненный правом завещания и наследования, позволяет поддерживать такую заинтересованность на протяжении веков.

Однако неизбежны юридические ограничения прав частной собственности, связанные с запрещением вредного использования материальных ресурсов, способного нанести ущерб внешней среде и обществу.

Экономическая свобода имеет тесную связь с частной собственностью. Проявляется она, во-первых, в праве каждого экономического субъекта на самостоятельное осуществление выбора и реализацию решений и, во-вторых, в ответственности за отрицательные или негативные результаты.

Экономическая свобода представлена двумя видами: свободой предпринимательства и свободой выбора. Свобода предпринимательства означает отсутствие искусственных ограничений, которые могли бы препятствовать вступлению предпринимателей в какую-либо отрасль или выходу из нее. «Вхождение в отрасль» означает организацию производства конкретного товара. «Выход из отрасли» означает прекращение производства соответствующего ей товара. Свобода предпринимательства включает право на приобретение экономических ресурсов, организацию их использования и реализацию произведенных товаров и услуг на самостоятельно выбранных рынках.

Свобода выбора для домохозяйств – владельцев рабочей силы и денежных средств – означает использование их по своему усмотрению. Работники вправе заняться любым видом труда, на который способны. Как потребители они свободны, в пределах своих денежных доходов, покупать блага в наборе и количестве, наиболее подходящим для удовлетворения своих потребностей.

Свобода потребительского выбора оказывается более широкой из свобод, поскольку пределы свободы предпринимательства обусловлены потребительским выбором. Именно потребители определяют, что и в каком количестве должно быть произведено, а в установленных тем самым рамках, могут делать свой свободный выбор поставщики ресурсов и производители. Они не «свободны» производить блага, которых потребители не желают.

Личный интерес выступает в роли главной движущей силы в рыночной экономической системе. Проявляется он в том, что каждая экономическая единица стремиться сделать то, что выгоднее ей самой.

Поэтому производители ставят своей целью максимизацию прибыли предприятия или минимизацию убытков, а владельцы материальных ресурсов при их продаже или сдаче в аренду, стремятся получить наивысший доход; за данное количество тягость и сложность труда работники стремятся получить наивысшую заработную плату; потребители стараются приобрести определенный продукт по самой низкой цене. Таким образом, личный интерес формирует единое поведение и образ действий хозяйствующих (экономических) субъектов при реализации своего свободного выбора, что придает направление и упорядоченность функционированию рыночной экономики.

Свобода выбора и свобода предпринимательства, дополняемая личным интересом, служит основой для конкуренции. Конкуренция, понимаемая как экономическое соперничество, выступает коренным свойством рыночной экономической системы, основой ее эффективного функционирования. Конкуренция среди производителей побуждает каждого из них к наиболее эффективному производству товаров, необходимых покупателям, и доставке их туда, где они необходимы. Продавцы конкурируют за право получить деньги покупателей, поскольку доходы последних ограничены.

Конкуренция производителей и/или продавцов возможна при двух условиях: 1) наличие на рынке большого числа независимо действующих покупателей и продавцов; 2) свобода принятия решения покупателями и продавцами о вхождении и выходе с рынка.

В соответствии с первым условием происходит рассредоточение экономической власти, проявляющейся в возможности экономических субъектов влиять на цену товара. В это же время конкуренция ставит пределы для реализации личных интересов и тем самым представляет основную регулирующую силу рыночной экономики.

Второе условие конкуренции обеспечивает гибкость рыночной экономической системы, побуждает производителей адаптироваться к изменяющимся вкусам потребителей, технологии, предложению ресурсов.

Конкуренция потребителей возникает там и тогда, где и когда возникает дефицит блага. В конкуренции потребителей выигрывает тот из покупателей, кто предлагает наивысшую цену за желаемое благо.

Система рыночного ценообразования выступает, прежде всего, в роли основного фактора распределения благ и ресурсов. Цена – это выраженная в деньгах ценность блага. Она несет большой объем информации и оказывает сильное влияние на экономическое поведение и покупателей, и продавцов, и производителей. Цены на товары и ресурсы служат ориентирами, руководствуясь которыми собственники ресурсов, производители и покупатели благ делают свой свободный выбор, корректируют его в соответствии с личными интересами. Через систему рыночных цен и рынков общество выносит своё решение о том, что производить, каким образом должно быть организовано производство, как распределять результаты производства между экономическими субъектами. Таким образом, система рынков и цен играет роль организующей силы.

Считается, что конкурентная рыночная экономическая система способствует высокой степени эффективности использования своих ресурсов. По этой причине предполагается отсутствие реальной необходимости вмешательства правительства в функционирование такой системы. Роль государства сводится к установлению самых общих юридических ограничений для осуществления индивидуального выбора.

Еще по теме Основы рыночной экономической системы:

  1. 1.1. Концептуальные основы формирования моделей экономического поведения предпринимательских структур
  2. 1.2. Регулирование внешней и внутренней среды предпринимательских структур как основа их устойчивого развития
  3. 1.3. Методология и факторы превентивного управления в системе обеспечения экономической безопасности предпринимательскихструктур
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!