Все для предпринимателя. Информационный портал

Прогноз развития событий в белоруссии в ближайшем будущем. Будущее экономики Беларуси: выживание или устойчивый рост

Необходимо четко представлять себе, что такое Беларусь, в чем состоят исторические основания белорусской государственности. Сегодня наиболее распространенными являются три позиции. Первая: Беларусь – часть Европы. (ВКЛ, Речь Посполитая). Вторая: Беларусь – часть русского народа либо очень близкий его «родственник». (Киевская Русь, период с раздела Речи Посполитой). Третья: Беларусь - «пограничье» между двумя цивилизациями. Однако ни одна из них не отражает сущности суверенной белорусской государственности. Отражает ее официально принятая в Беларуси идеология, в основе которой - общая для белорусского и других народов Победа во Второй мировой войне. Белорусы своей самоотверженной борьбой заслужили право в качестве суверенного государства подписать Устав ООН и стать сооснователями нового, более справедливого мирового порядка. Во время борьбы за Победу белорусы впервые стали активным субъектом всемирно-исторического, а не только регионального действия. Нации формируются великими победами, а не заучиванием национального языка и разговорами о необходимости формирования нации.

Проблема, которая стоит сегодня перед Беларусью и перед всем миром, – это проблема нового общественного (цивилизационного) уклада. Поэтому сегодня Беларусь ни в коем случае не должна делать «геополитический выбор». Страсть Беларуси – это страсть по справедливому и правильному общественному укладу, а не геополитические предпочтения и борьба за сферы влияния.

Экономика

С учетом взятых кредитов и резко увеличившегося ныне дефицита платежного баланса Беларусь должна создать новые производства, которые принесли бы ей до $ 6 млрд в год чистой прибыли. Ключевым критерием, применяемым при осуществлении преобразований, должно быть реальное совершенствование структуры рынка труда в республике за счет резкого роста количества рабочих мест высокой и высшей квалификации. Ключевую роль в формировании белорусской экономики развития должен сыграть процесс белорусско-российской экономической интеграции. Только в едином с Россией, Казахстаном и, возможно, другими странами региона и отделенном от глобального рынка экономическом пространстве возможно сохранение и развитие в Беларуси высокотехнологичной промышленности и фундаментальной науки. Для развития суверенной Беларуси нужно решать вопрос не о том, будет ли ее экономика либеральной или «административной», а о том, что и как она будет производить на мировом уровне.

Проекты развития

Доминирование АЭС

В настоящее время складываются предпосылки для строительства в Беларуси как минимум двух атомных электростанций. Одна должна заместить выведенную из строя Игналинскую АЭС в Литве. Вторая должна заместить одну из планируемых к строительству АЭС в Польше, строительство которых вызвано необходимостью для Варшавы снизить выбросы углекислого газа в соответствии с правилами ЕС и закрыть из-за этого часть своих угольных ТЭЦ. Возможно также строительство третьей АЭС для внутреннего пользования. Однако она в обозримом будущем может быть с успехом заменена другим крупным энергетическим объектом: уже получившим предварительное согласование проектом строительства в Беларуси крупной угольной ТЭЦ (при участии немецко-польской компании), которая будет работать на дешевом польском угле.

Реализация изложенных планов предполагает создание обширной международной коалиции, осуществляющей политическое и финансовое обеспечение проекта. Помимо РФ, стратегического партнера, в эту коалицию могли бы войти Польша и Литва (как потребители электроэнергии), а также Германия и Франция (как потенциальные строители одной из АЭС). Создание такой мощной энергетической инфраструктуры полностью изменит социально-экономический ландшафт Беларуси, сформировав вдоль западных границ своеобразный «энергетический пояс» – гарантию военной безопасности республики и стабильности ее отношений с Евросоюзом. Рядом с АЭС будут возводиться новые города, научные учреждения, производства. Будут созданы десятки тысяч новых рабочих мест высокой и высшей квалификации. Именно промышленное развитие, организованное с опорой на дешевую избыточную электроэнергию АЭС, является главной целью строительства этих объектов.

Безусловным приоритетом научных изысканий при создании белорусской ядерной энергетики будет являться создание совместно с зарубежными коллегами замкнутого ядерного топливного цикла и его промышленное применение, а также разработка отдельных технологий промышленного использования отработанного топлива и ядерных отходов своих и зарубежных АЭС. Вторичное использование отработанного топлива, переход к ураново-плутониевому, а потом и к ториевому топливному циклам обеспечивает для человечества практически неисчерпаемый источник энергии.

Особое внимание должно быть уделено возрождению проекта строительства малых мобильных АЭС («Памир»), способного открыть для Беларуси обширный рынок сбыта. Таким образом, вокруг белорусских АЭС должен формироваться кластер промышленного развития.

Новый станочный парк

Необходим выход в седьмой технологический уклад, в основе которого лежат приборо - и роботостроение, биокомпьютерные системы и биомедицина.

Качество жизни

Пока не будет «разгадана тайна» привлекательности жизни на территории, мы будем строить агрогородки, обреченные на запустение.

Существующая ныне система социальной защиты (и программа демографической безопасности) основывается на довольно примитивных представлениях о жизни человека, неадекватных тем парадоксам, которыми полно современное белорусское (и не только белорусское) общество. Например, с точки зрения старых подходов трудно объяснить, почему увеличение количества объектов для занятий спортом не ведет к росту числа людей, занимающихся спортом. Чтобы справляться с такого рода «парадоксами», система госуправления должна освоить инструментарий измерения и управления качеством жизни, а показатели качества жизни и комплексной мощи территории должны стать главными критериями социально-экономического развития страны.

Белорусское государство должно будет найти совершенно новые формы организации местного управления и самоуправления, с опорой на церковные приходы традиционных для Беларуси религий; проживающих в регионах офицеров Вооруженных Сил и других силовых ведомств; школы и клубы патриотического воспитания; кружки по интересам, научные школы и другие сообщества научно-образовательного характера. Необходимо находить социальные и организационно-правовые формы, позволяющие этим сообществам реально включаться в благоустройство и перепроектирование своего быта.

Это потребует создания сети общественно-государственных лабораторий качества жизни (ЛКЖ). Главная задача ЛКЖ - помогать отдельным людям и группам людей самим создавать себе необходимое качество жизни.

* Белорусская группа развития - коллектив , сформировавшийся на базе семинара « Теория и практика суверенного развития Беларуси ». Руководитель проекта - аналитик Юрий Царик .

КОММЕНТАРИИ

Григорий МИНЕНКОВ, кандидат философских наук, декан бакалаврской школы ЕГУ, профессор:

Вопрос об исторической точке отсчета белорусской государственности - это область идеологии и мифологии. Главное все же не в том, за что нам зацепиться в истории, а в том, как ответить на не имеющие исторических аналогов вызовы сегодняшнего дня. А потому намного более серьезной является проблема субъекта выбора и механизма выбора. Мы должны вести тут речь о самостоятельной и автономной личности с критическим мышлением, делающей собственный выбор без всякой подсказки со стороны столь вездесущего в концепции государства. Да, в концепции присутствует принцип личности. Авторы пишут, что «рассмотрение личности каждого человека как безусловной и высшей ценности может быть принято как основа настоящего и будущего общественного уклада Беларуси». Но при этом ни слова не говорят о демократии, правах человека, гражданственности, развитии публичных пространств в Беларуси. История XX в. убедительно показала, что там, где государство выходит на передний план, превращая автономные личности в подданных, развитие останавливается, а затем начинается социальная деградация. Не спасает подобные схемы и обращение к важным историческим событиям. Конечно, каждая нация создает свою мифологию. Наверно, через пару столетий люди будут думать о роли Беларуси во Второй мировой войне и о значении Победы в нашей истории именно так, как предлагают авторы концепции. Но не сегодня, когда еще живы поколения, тяжело изживавшие плоды этой победы и восстанавливавшие страну после катастрофы, в которую ее втянула большевистская власть. Неужели авторы всерьез думают о том, что в результате победы в войне белорусский народ стал «субъектом всемирно-исторического действия», потому что БССР вследствие различного рода политических маневров приняли в ООН?

Ольга ШПАРАГА, кандидат философских наук, редактор интернет-журнала «Новая Еўропа»:

Если согласиться с тем, что «справедливый общественный уклад» - это, действительно, то, чего мы, белорусы разных социальных групп, хотим, то от геополитического выбора нам никак не удастся отказаться. Ведь идея «справедливого общественного устройства», создаваемого самими гражданами через легитимные государственные и общественные институты, родилась в Европе вместе с Великой Французской революцией, с ограничением монархических правлений и борьбой за независимость. Это значит, что справедливое общественное устройство всегда было целью демократических правлений, которые делали ставку не только на сильную государственную власть, но и на сильное гражданское общество и право людей на индивидуальную и коллективную свободу. И если мы действительно стремимся к справедливому устройству, то пути к нему пролегают через приближение к стандартам европейских демократий и Европу в целом.

Анатолий ФИЛОНОВ, заместитель министра экономики РБ:

Показатель $6 млрд в год чистой прибыли за счет новых производств нуждается в обосновании. Его достижение, по укрупненным расчетам, означает до 30% прироста ВВП в год, что является сверхмобилизационным уровнем.

Национальная модель социально ориентированной экономики хо­рошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет и в основ­ном будет сохранена в перспективе. Вместе с тем для динамичного развития требуется более активное совершенствование и модернизация действующих организационно-экономических механизмов, экономических институтов и экономической политики. Ключевая задача нового пятилетия – создание в Беларуси принципиально новых производств, предприятий и отраслей, производящих экспортоориентированную, высокотехнологичную продукцию V и VI технологических укладов.

Идея строительства на территории Беларуси трех АЭС, на наш взгляд, является недостаточно обоснованной. Вряд ли Литва и Польша согласятся на такой вариант, поскольку энергетические стратегии этих стран ориентированы на создание собственных энергоисточников, включая АЭС. Литва планирует ввод новой АЭС в 2016 году, Польша – строительство не менее 2 АЭС до 2020 года. Таким образом, эти страны стремятся обеспечить производство электро- и теплоэнергии без использования импортных энергоносителей. Строительство до 2018 года сразу трех АЭС будет иметь для страны негативные макроэкономические последствия, поскольку потребует огромных финансовых вливаний в виде иностранных кредитов и займов, что в условиях нарастания отрицательного сальдо внешней торговли и внешнего долга еще более увеличит давление на валютный курс. Это может привести к дестабилизации финансовой системы, а через нее – и реального сектора экономики. Следует учитывать, что удовлетворение потребностей экономики в электроэнергии помимо ядерной энергетики будет идти в республике в рамках модернизации традиционной энергетики с применением высоких технологий, более широкого использования местных видов топлива, а также развития возобновляемой энергетики. Стратегией развития энергетического потенциала определено, что в 2011–2015 годах может быть построено ветроустановок суммарной мощностью до 300 МВт, ГЭС – мощностью около 120 МВт. Планируется строительство 161 энергоисточника на местных видах топлива суммарной электрической мощностью около 48 МВт и тепловой мощностью до 1026 МВт. В 2010–2012 годах будет построено 39 биогазовых комплексов мощностью 40,4 МВт.

Леонид ЗЛОТНИКОВ, ученый-экономист:

Намерения авторов самые благие: в промышленности перескочить с 4-го к 6-му и 7-му технологическим укладам, развить «новую промышленную систему» с «опорой на отечественные научные и промышленные заделы». Но при этом авторы концепции убеждены, что «только в едином с Россией, Казахстаном и отделенном от глобального рынка экономическом пространстве возможно сохранение и развитие в Беларуси высокотехнологичной промышленности и фундаментальной науки». Это звучит наивно. И белорусские, и российские специалисты понимают, что за счет собственных заделов в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИИОКР) ни в Беларуси, ни в России технологический рывок обеспечить уже невозможно. Даже М. Мясникович, глава Академии наук, который ранее заявлял об инновационном развитии Беларуси с опорой на разработки отечественных ученых, в одной из последних статей пишет, что для развития белорусских предприятий их необходимо включать в технологические цепочки зарубежных транснациональных корпораций.

Марина НАРАНОВИЧ, член правления ОО «Белорусская ассоциация социальных работников»:

Чтобы обеспечить качество жизни, нужно сначала узнать потребности людей. Сегодня в зарубежной практике социальной работы выдвигают на первый план человекоцентрированный подход: когда ориентируются на потребности человека, а не на возможности организации. Но для того, чтобы узнать реальные потребности каждого, необходимы технологии и механизмы опроса и включения местного сообщества в систему принятия решений. Такие технологии есть. Например, открытое пространство (open spase). Она дает возможность собраться людям с разными взглядами, статусами, образованием. Чиновники, заявляя проблему, знают о ней в общих чертах, с позиций теории, и могут только предполагать, какие, к примеру, проблемы испытывает семья с ребенком–инвалидом. Сами же нуждающиеся обозначают проблему и вид помощи объективней. Поэтому начинать нужно с широкого внедрения таких технологий. За качество жизни должна отвечать местная власть. Но для этого местному самоуправлению должны быть даны широкие возможности. В повестке «Восточного партнерства» стоит вопрос о возможности подписания Беларусью Европейской Хартии местного самоуправления. Это своевременно, если мы хотим реально повышать качество жизни во всех регионах, а не только в центре.

«АиФ»-ФАКТ: Беларусь поднялась на 7 позиций в международном рейтинге по индексу развития человеческого потенциала.

По сравнению с данными аналогичного доклада 2009 года Беларусь поднялась на 7 позиций. Так, в соответствии с Докладом ПРООН «Реальное богатство народов: пути развития человека», Беларусь заняла 61-е место в международном рейтинге по индексу развития человеческого потенциала и прочно удерживает в последние годы позицию в категории стран с высоким уровнем развития.

Индекс развития человеческого потенциала - уникальный комплексный показатель, который позволяет отразить, в какой мере рост экономики отдельного государства трансформируется в конечном итоге в улучшение качества жизни людей и повышение уровня их благосостояния.

Недавно в Беларуси была представлена концепция развития страны «Беларусь 2018: к региональному лидерству на основе суверенного развития страны». Авторы - «Белорусская группа развития»*- дискуссионая площадка, созданная в структуре общественного объединения «Белая русь». По мнению группы, Беларусь сегодня стоит перед лицом угрозы утери государственности, если не сможет организовать свое суверенное развитие. И, публикуя свое видение пути Беларуси, авторы призывают к широкой дискуссии. «АиФ» решил опубликовать некоторые тезисы этой аналитической работы (полный текст можно прочитать www.bgr.by) и взял первые комментарии. Ждем читательских откликов и мнения экспертов на эту тему.

С недавних пор в СМИ стала просачиваться отрывочная информация о планах властей по развитию экономики в будущем году.

Список предсказаний и должности штатных ванг внушают трепет и уважение. banki24.by собрались с духом и проанализировали перлы чиновничьей мысли.

16 августа состоялось заседание президиума Совмина. На заседании ответственные лица обсуждали, в какой реальности будет жить страна в 2018 году. Премьер-министр Андрей Кобяков сообщил, что правительство и Нацбанк собираются передать на утверждение главе государства 7 важнейших параметров прогноза.

В целевом варианте прогноза ВВП Беларуси вырастет на 3,4%, производительность труда - на 2,8%. И это удивительная вещь. Объясняем, почему так.

Согласно прогнозу на 2017 год ВВП должен увеличиться на 1,7%, производительность труда - на 1,8%. Это логично: прогноз предусматривает уменьшение числа занятых в экономике.

В прогнозе на 2018 год все поставлено с ног на голову. При росте ВВП на 3,4% и производительности на 2,8% занятость в экономике должна увеличиться на 0,6%.

Но дело в том, что в белорусских условиях это что-то невообразимое. Занятость в экономике Беларуси непрерывно падает с июля 2011 года. С июня-2011 по июнь-2017 количество занятых обвалилось на 351,5 тыс. человек!

Откуда вдруг при нынешней демографии у нас возьмутся «лишние» занятые? Вариантов может быть несколько.

Во-первых, власти могут начать массированное привлечение иностранной рабочей силы (например, из Китая).

Во-вторых, есть вероятность, что самыми жесткими методами будет претворяться в жизнь новая версия декрета о «тунеядцах». Возможно, власти серьезно рассчитывают принудить к труду сотни тысяч людей. Ну и в-третьих вероятен некий микс из названных выше методов.

Другие толкования, откуда появятся новые занятые (кроме поименованных), пока выглядят слишком уж фантастично.

Внушает опасения упоминание о прогнозе по инвестициям в основной капитал. По задумке властей, инвестиции в основной капитал превысят ожидаемые инвестиции 2017 года на 6,8%.

Прогнозный показатель по инвестициям не включался в указы президента уже несколько лет. И это отнюдь не случайно. Именно инвестиционная накачка со стороны государства до кризиса приводила к вытеснению частных инвестиций и стимулировала рост импорта со стороны предприятий. Мало для кого является секретом, что продукция белорусских производителей по большей части крайне импортоёмка.

В свою очередь, перекосы в экспортно-импортном балансе приводили к образованию дыр во внешней торговле. Раньше эти дыры власти закрывали через новые долги.

Но к текущему моменту размер долга угрожает выйти за максимально допустимые пределы. Значит из радикальных средств решения проблемы с чрезмерными инвестициями остается лишь девальвация белорусского рубля. Не исключено, что именно таким путем будут достигнуты рост экспорта на 6% и «практическая сбалансированность» внешней торговли.

В 2018 году Беларусь останется инвестиционной пустыней. По официальному прогнозу прямые иностранные инвестиции на чистой основе составят лишь 1,45 млрд USD. Для сравнения: прогноз на 2017 год составляет 1,4 млрд USD, на 2016 год был равен 1,35 млрд USD, на 2015 год - 1,875 млрд USD, на 2014 год - 2,5 млрд USD.

Ни одна из оценок властей за последние годы не оправдалась: инвестиций было еще меньше, чем думали привлечь в правительстве. Под угрозой срыва находится и прогноз на 2017 год. Это немудрено: поступления от продажи госимущества не первый год почти нулевые, а брать на себя заводы-банкроты зарубежные инвесторы не спешат.

Интересна оценка инфляции. Почему-то власти не собираются снижать ее темпы по сравнению с 2017 годом. В правительстве и Нацбанке считают, что до конца года инфляция не выползет за границу в 7%. Однако тот же ориентир они ставят себе и на 2018-ый.

По какой причине может прекратиться замедление инфляционных процессов? Например, из-за смягчения денежно-кредитной политики НБРБ или за счет наращивания бюджетных расходов Минфином.

К слову, Минфин отчего-то не раскрыл оценку прироста расходов бюджета в 2018 году по отношению к ожидаемому исполнению за 2017-ый. Есть только процент по доходам. Доходы республиканского бюджета в будущем году вырастут на 6,2%.

Этот процент весьма примечателен. При сохранении инфляции на уровне 7% по сути власти нацелены лишь на сохранение реальных доходов бюджета на уровне 2017 года. И это в лучшем случае. Сейчас дефлятор ВВП, с помощью которого номинальные доходы бюджета переводятся в реальные, больше потребительской инфляции. Поэтому, если все так и останется, нас ждет сокращение реальных доходов бюджета.

Конечно, есть оговорка, что проект бюджета спланирован исходя из консервативной оценки роста экономики - на 1,1–1,2%. Поэтому рост реальных доходов бюджета возможен, но при условии 3%-ой прибавки к ВВП.

Изрядно привносят беспокойства и недавние заявления по «удержанию» размера зарплаты на уровне декабрьской сразу после Нового года. Падение январской зарплаты по отношению к декабрьской на 10–12% - естественный процесс в нашей экономике. Если предприятия принудят выплачивать сверхвысокую зарплату еще и в «мертвый» зимний сезон, ни к чему хорошему это не приведет. Уж на внутреннем валютном рынке так точно.

Впрочем, может так статься, что планов громадье окажется имитацией бурной деятельности, а чиновники просто следуют заветам времен Петра I. Ведь с подачи императора известно, что подчиненный перед начальством должен иметь вид лихой и придурковатый, чтобы разумением своим не смущать его.

сказал, что 21 век станет переломным во многих отношениях. Решающими же для всего мира станут ближайшие 10 лет.

Астролог не исключил Третью мировую войну, в которой если и будут какие-то лидеры, то ими окажутся радикальные мусульмане. С 2014 по 2018 г. военные действия могут развернуться на Кавказе и в Средней Азии.

Глоба рассказал, что экономический союз России, Казахстана и Беларуси не только выстоит, но и укрепится, хотя будут попытки его развалить. Позже образуется «не просто единый экономический союз, а как Евразийский союз», в который войдут почти все республики СССР, почти все страны Восточного Блока и даже Греция и Монголия. Создать такое огромное и стабильное пространство удастся лет через 25-30, но только при условии, что в эти планы не вмешается, опять же, Третья мировая война.

Украину, по мнению астролога, светлое будущее ждет только в союзе с Россией и только при будущем президенте. А вот Беларусь ждет государственный переворот.

Как сказал Глоба, «Лукашенко будут пытаться сместить в течение двух лет, будут две попытки переворота, страшное экономическое давление».

Ясновидящая Галина Багирова заглянула в будущее и увидела неприятности для правительства Беларуси в 2014 году. Об этом и другом она рассказала в интервью азербайджанской газете«Эхо» в декабре 2013 г.

На вопрос «Произойдет ли в каких-либо странах смена власти?» она ответила:

«В Украине в новом году наступит спокойствие. А вот уже в дальнейшем возможна постепенная смена власти. После этого Россия наладит тесные дружеские связи с этой страной и не допустит ее разделения на две части. Еще раньше смена некоторых представителей власти может произойти в правительстве Беларуси. Вызвано это будет политическими волнениями ».


Читать полностью:http://naviny.by/rubrics/society/2013/12/31/ic_articles_116_184107/

В декабре 2010 года Галина Багирова описала человека, который сменит Лукашенко через три года. «На его место встанет совершенно другой человек. Он даже внешне другой. Он помоложе, внешне у него не такие острые черты, у него более округлые черты лица, более интеллигентный человек», — сказала она тогда.

В недавнем интервью Naviny.by ясновидящая подтвердила описание будущего нового руководителя Беларуси, но опровергла срок ухода старого. Мол, журналисты как всегда напутали.

Предсказание Мавис.

В конце 1999 года, Мавис, которую называют «итальянской колдуньей», так высказывалась о предстоящей судьбе России и республике Беларусь:

"Крым будет в России, хотя для этого придется приложить усилия. Войны опасаться не следует, но политические осложнения из-за Крыма еще не так скоро закончатся... Россия перестанет озираться на Америку. Россияне поймут, что у них особенный путь, и не хуже. У Штатов... перспективы оставляют желать лучшего... Политическая система очень шаткая, поизносилась за столько времени, а отказаться от нее они не смогут еще до-о-олго, и за это им предстоит расплачиваться.

Никаких Президентов в России скоро не будет. Россия и Беларусь образуют одно государство с общим Правительством. Россияне, конечно, в нем будут доминировать, но из нынешних политических фигур мало кто останется при власти... ".

Искандер.

Прогноз событий на 2010-2025 гг. Искандера. (Прогноз от 2010 г.)

После военного конфликта между Россией и НАТО лишенные поддержки ослабевшего Евросоюза страны Балтики вновь просят протектората РФ. Вслед за ними подобные предложения выдвигают Беларусь , Украина, ряд Балканских государств. Появляется вероятность создания небывалой доселе конфедерации.


Владислав Шумов.

Предсказание протоирея Владислава Шумова из села Обухово Солнечногорского р-на Московской области (1.10.1996 г.):

В келью к Старцу Владиславу, незадолго до его кончины, был допущен мирянин Анатолий К., который сначала подумал, что Батюшка бредит. Но когда он явственно расслышал слова Старца Владислава - «...ядерный удар по Америке!..», он понял, что прозорливый Батюшка в это время созерцал грядущие апокалипсические события.

Еще отец Владислав рассказывал:

— Будет в России такая война: с запада — Немцы, а с востока - Китайцы!

— Южная половина Китая будет затоплена водами Индийского океана. И тогда Китайцы дойдут до г. Челябинска. Россия же объединится с монголами и погонят их назад.

— Когда Китай пойдет на нас, тогда будет война. Но после того, как Китайцы завоюют г. Челябинск, Господь их обратит в Православие.

— Война России с Германией будет начинаться опять через Сербию.

— Всё будет в огне!.. Большие грядут скорби, но Россия в огне не погибнет.

Белоруссия сильно пострадает. Лишь только тогда Белоруссия объединится с Россией А вот Украина тогда же не станет объединяться с ними; и затем еще немало наплачется!

— Турки будут опять воевать с Греками. Россия же будет Грекам помогать.

— Афганистан же ожидает бесконечная война...

Старец Владислав говорил и о том, к чему неизбежно приведут все эти события:

О будущей войне России с Китаем:


Теперь я видел снова свое изображение на темном заднем плане, все же, задний план становился постепенно прозрачным и я увидел над ним Россию на географической карте. Части России горели. На западе страны, возможно, также на территории смежных государств - Белоруссия, Украина, была красная лужа крови , которая покрывала карту полностью, но до Германии не достигала. Польша восточнее также не была затронута кровью. На востоке России было огненно-красное животное, оно выглядело так, как один из этих драконов в китайских ресторанах. Оно направило его морду на запад и отступало смущенно, но агрессивно и непредсказуемо медленно назад; между тем оно выплевывало огонь, так что нельзя было приближаться к нему с запада, чтобы с ним сражаться. Там я увидел, как внезапно из Китая кидают длинный меч, который воткнулся этому животному без предварительного предупреждения в живот. Животное стало слабее вследствие этого и потускнело, в то время как оно лежало, умирая...."

"Иногда я видел еще цифровые обозначения годов, но они были размыты. Я только достаточно уверен, что этот футбольный матч - это был снова мир! -произойдет в 2012 году. В связи с войной я видел сначала число‚ 2029, однако подумал затем, что это нелогично, так как футбольный матч происходил уже в 2012 году. На том числе тускнели средние числа и я видел 2... 9. То, что было между ними, я не мог вынести суждение, но это было определенно что-то с девяткой в конце, я точно не смог понять, что это в середине».

На днях посол Российской Федерации в Беларуси Михаил Бабич заявил, что Это высказывание якобы было привязано к информации о размещении военной базы США в Польше. Не так давно белорусский президент Александр Лукашенко высказывался по этому же поводу, что в случае нападения . Также Лукашенко заявил об укреплении границы с Украиной, откуда в Беларусь, по его словам, «идет много беды».

Бывший сотрудник КГБ и ФСБ Михаил Бабич — один из тех, кто готовил аннексию Крыма. По мнению многих экспертов, послом в Беларуси он назначен неспроста. Сейчас то и дело появляются сообщения о планах России присоединить к себе Беларусь то политическим, то вооруженным путем. Лукашенко хоть и говорит о дружбе и взаимопонимании с РФ и лично Путиным, но намекает, что иногда это взаимопонимание пропадает. Кроме того, в новой концепции пограничной безопасности Беларуси «между строк» читаются опасения угрозы как со стороны Украины, так и со стороны России.

«Мы поняли, что фронт на фронт нигде воевать не будут, нужны специально подготовленные силы, чтобы защитить страну и нанести противнику неприемлемый ущерб. Мы видим, что происходит недалеко от нас, что происходит в Сирии. Изучая ситуацию, мы уже абсолютно понимаем, какая будет, не дай бог, война. Нам надо защитить Беларусь. Не факт, что нам помогут, если вдруг что-то случится. Даже на Россию мы не можем на 100 процентов положиться. Хорошо, сегодня Путин и прочие, он понимает нас, я понимаю его. Сегодня мы вместе как-то действуем, и то не всегда. А что будет завтра? И если кто-то посмеет, диверсионные группы нанесут удар и на той территории, с которой последует нападение на Беларусь», — заявил Александр Лукашенко вскоре после недавних учений, по легенде которых белорусские силовики ликвидировали неких боевиков, захватывающих админздания и атакующих военные части.

— Мы привыкли, что россияне — братья. Из России нам рассказывают, что мы с русскими — один народ и должны воссоединиться. И многие в это верят. Три четверти населения говорят по-русски и на работе, и в быту, и лишь четверть общается на белорусском, да и то, в основном, на трасянке (белорусско-русский суржик.— Авт.). Но вряд ли у России получится здесь бескровный «аншлюс». Своим поведением она отвернула от себя украинцев, прозрели болгары, начали прозревать сербы… А теперь страна сдувшихся «Искандеров» и петухов из говна делает все, чтобы уже и последний народ в мире перестал считать ее братской, — рассказал «ФАКТАМ» житель Минска Алесь (фамилию он попросил не называть). — Причем сам Лукашенко, рассказывая о дружбе с Россией, в то же время играет на стороне белорусских националистов. Уже разрешены Пагоня (Пагоня — герб Белорусской Народной Республики (1918) и Республики Беларусь (1991−1995), происходит от герба Великого княжества Литовского, Руського и Жемайтийского. - Авт .) и наши бело-красно-белые флаги. Российскую георгиевскую ленту настоятельно рекомендуют заменять белорусской красно-зеленой. Нет массовых «посадок» оппозиционеров, какие были в прошлые годы. Русские символы вытесняются белорусскими, но в то же время остается советская символика. Идет мягкая белоруссизация, белорусский язык еще не стал превалировать над русским, но уже и не считается «деревенским». Власть, ранее проводившая политику русификации, теперь сама же постепенно рассказывает нам, что мы отличаемся от русских, что мы и сами — нация.

*Пагоня — герб Белорусской Народной Республики (1918) и Республики Беларусь (1991−1995)

«ФАКТЫ» провели заочный «круглый стол», попросив известных белорусов (политиков и экспертов, знающих о ситуации в стране не понаслышке) прокомментировать то, что сейчас происходит в Беларуси и как следует понимать заявления российских и белорусских властей. Наши собеседники — Николай Статкевич (один из лидеров белорусской оппозиции, кандидат в президенты на выборах 2010 года, бывший политзаключенный), Вадим Довнар (белорусский журналист, переехавший жить и работать в Украину) и Павел Севярынец (политик, политзаключенный, в среде оппозиции рассматривается как возможный кандидат на ближайших президентских выборах в Беларуси).

*Николай Статкевич

— Как следует расценивать заявление посла РФ о том, что в случае нападения на Беларусь Россия будет отвечать? Кому был направлен этот сигнал? Минску или западным «партнерам»?

Николай Статкевич: Это сигнал Западу, что Россия считает Беларусь «своей» и не позволит изменить эту ситуацию. Кроме того, это подготовка почвы к размещению здесь российских войск под предлогом усиления «общей региональной группировки войск» в ответ на размещение американской базы в Польше.

Вадим Довнар : — Это стоит расценивать как «красивую» игру словами. На Беларусь некому нападать. Кроме самой России. В новейшей истории (минимум с момента распада «совка») никто, кроме России, не предъявлял ей территориальных претензий. Ни фактически, ни даже в полемическом задоре. Снова — кроме РФ. Адресаты этих посылов и Минск, и Запад. Первому — да успокойся, ничего сильно не поменяется. Второму — не лезьте сюда, чтобы ни происходило, это наша зона влияния. Впрочем, всего этого можно было и не говорить. Лукашенко отлично знает свое место, а Запад за Лукашенко (ведь Беларусь сегодня — это именно Лукашенко) «вписываться» не будет. Да и с какой стати ему бы это делать? Официальный союзник России, член всех интеграционных объединений с РФ, диктатура, идеологически и «духовно» — вассал.

Павел Севярынец: Высказывание Бабича последовало в ответ на недавнее заявление американского Госдепартамента, который заявил о решимости США поддерживать независимость и суверенитет Украины, Грузии «и даже Беларуси» как бастионов против имперской политики России. Сторонники независимости в Беларуси приободрились (о, если что, американцы готовы за нас «вписаться»!) — и, чтобы они не очень радовались, Бабич озвучил ответ со стороны России. Мол, попробуйте только защитить независимость Беларуси от России, мы будем расценивать это как нападение на Россию. Поразительный по цинизму ответ, адресованный и Западу, и Лукашенко — особенно если учесть, что в Будапештском меморандуме 1994 года как США, так и Россия гарантировали независимость Беларуси. В ответе Бабича все предельно ясно: попытка защитить независимость Беларуси со стороны (гипотетически) Лукашенко, белорусского народа либо Запада будет расцениваться Россией как нападение на ее территорию. Медведь в очередной раз показал зубы, причем всем. Он считает, что Беларусь его добыча, и он ни с кем не будет делиться или считаться. Кремль понимает, что реально независимая Беларусь окончательно убьет проект реставрации Советского Союза. Не случайно именно в Беларуси за последние сто лет пульсировала «красная кнопка» империи — от царской ставки в Первой мировой войне, Беловежской пущи и столицы СНГ до «Минских соглашений».


*Павел Севярынец

— Есть ли в настоящее время опасность для территориальной целостности и независимости Беларуси? От кого она исходит?

Николай Статкевич: Такая опасность исходит только от России, так как в Европе после Второй мировой войны только Россия аннексировала чужие территории.

Вадим Довнар : — Опасность для Беларуси как исторически, так и в новейшей истории всегда исходила от России. В древности, конечно, не только от нее, но сейчас — исключительно от РФ. Все почему-то заметили эту угрозу только «после Крыма», но работа по «возвращению в лоно» велась Кремлем с момента распада «совка». Стандартно — экономическая привязка, информационное, культурное, «духовное» удержание, военная интеграция. «Независимая Беларусь» существует исключительно формально. По сути — это российский регион со своими особенностями. Моя страна оккупирована с 1918 года, когда большевики, наплевав на волю белорусского народа, военным способом захватили Белорусскую Народную Республику. Может ли РФ сейчас формализовать единство, вывесив триколоры, что-то там подписав? Может, но не думаю. Знаю все аргументы за эту версию, но не верю. По большому счету — незачем. «Крымнашистского» угара не получится. Для русских, не знающих нашей истории, мы — это часть их, и нас «не удалось разорвать», а с «проблемой нового срока» для Путина они как-то и без Беларуси разберутся. Чай, плебс не сильно бунтующий, и пока Росгвардия справляется со своими карательными функциями. Целостности РБ тоже ничего не угрожает. У нас нет этнического, религиозного, языкового и т. д. расслоения. Нечего колоть. Страна полностью под Россией.

Павел Севярынец : — Реальная опасность для территориальной целостности и независимости Беларуси, понятное дело, исходит от Кремля, для любого здравомыслящего человека это очевидный факт. Львиная доля суверенитета уже подмята Россией, и остается только оценивать, насколько формальна независимость Беларуси при Лукашенко. Это все еще государство — либо это уже кадыровская модель? Проект «Союзного государства», отсутствие полноценной границы, совместные группировки войск под командованием российских генералов, военные учения, экономическая зависимость более чем на 50% от российских кредитов и рынков сбыта, Таможенный союз, доминирование российских СМИ и куда больше пропутинские, чем пролукашенковские настроения в массе обывателей — тут на самом деле все очень печально. Все дело в том, решится ли Путин на открытый захват Беларуси, на триколор над Минском под угрозой очередных санкций и ответных мер или сочтет риски неприемлемыми. Госдеп и Бабич обмениваются, скажем так, мнениями как раз в этом ключе.

*Вадим Довнар

— Сколько на территории Беларуси российских войск? Насколько вероятно появление военной базы РФ в РБ?

Николай Статкевич: - В Беларуси есть два российских военных объекта — станция раннего предупреждения о ракетном нападении в Ганцевичском районе и узел связи с подводными лодками в Вилейском районе. Кроме того, судя по высказываниям официальных лиц, на территории нашей страны после учений «Запад-2017» на базах хранения могли остаться крупные запасы российских вооружений. Переброска личного состава к ним может быть осуществлена очень оперативно. Москва будет максимально использовать тотальную зависимость от нее белорусского режима, чтобы разместить на нашей территории свои воинские контингенты на постоянной основе.

Вадим Довнар: Эксперты говорят, что эти базы не особо полноценные, но есть факт — присутствие иностранных военных с оружием на территории якобы суверенного государства. Военных государства — извечного врага, военных государства — оккупанта и агрессора. Сильно понадобится Кремлю третья, уже «полноценная» база — она там будет. И это даже не вопрос цены, хотя Лукашенко и покочевряжится, а вопрос настойчивости России.

Павел Севярынец: Срок аренды этих баз истекает в 2025 году. Но в реальности разношерстные российские военные отсюда не вылазят — совместная группировка ПВО, регулярные учения, коллеги «Боширова и Петрова» обеспечивают тут постоянное присутствие на случай развертывания. Наблюдатели оценивают число российских военных в Беларуси в тысячах, а если учесть, что большая часть армии Лукашенко смотрит голодным взглядом на заработки россиян и не видит причин, чтобы препятствовать захвату Беларуси Москвой, дело для Кремля как будто в шляпе. Но есть еще белорусы, как известно — народ партизанский. Есть Украина. Есть, в конце концов, Запад. Эти три причины и удерживают Путина от открытой аннексии.

— В последние годы появились сообщения о развитии в Беларуси казачьего движения, православных военно-патриотических клубов, которые курирует Русская православная церковь. Может ли Россия заявить о вынужденной защите русскоязычного населения и повторить сценарии Крыма и Донбасса?

Николай Статкевич: Это один из реальных сценариев, если планы по медленному поглощению нашей страны будут сорваны.

Вадим Довнар: Поймите, часть «белорусской армии», «белорусских спецслужб» — это и есть условная или не условная «Лубянка». В этом смысле Беларусь — Крым. Но в РБ — большинство все-таки белорусы. Иное дело, что белорусы — непомнящие корней и любящие Россию. И у них нет противоречий в голове между «независимая Беларусь» и «вместе с Россией». И то и то для них естественно. Не придется отрывать их. Скажут: теперь вы часть РФ, воспримут спокойно. Без восторга, но и без отторжения. Они и так чувствуют себя провинциальными жителями России, но наклейкой «независимые» и со своим губернатором. Повторюсь, оккупировать Беларусь не придется пока у власти Лукашенко. Беларусь давно оккупирована, но большинство населения считает этот факт естественным.

Павел Севярынец: Гибридная стратегия России в отношении Беларуси повторяет и сценарии Крыма, и подготовку к Донбассу, и вообще всю эту многовековую арию насчет «воссоединений» и «освобождений от гнета». Действительно, мы фиксируем сотни информационных, аналитических и просто парамилитарных проектов, поддерживаемых Россией — после 2014 года они растут как грибы на деньгах «Россотрудничества», «Фонда Горчакова» и российских спецслужб. Но есть нюансы. Православная церковь не так монолитна, как в России (более 60% приходов это действительно «русский мир», но около 30% не имеют ничего общего с черносотенным духом). Концентрация этнических русских, которая в некоторых районах Крыма и Донбасса превышала 50%, нигде в Беларуси не образовывает таких заметных анклавов. В Беларуси есть мощный белорусскоязычный, частью польскоязычный Костел, а это более миллиона верующих. Плюс фактор Лукашенко, который ведёт изощренную игру на противоречиях соседей, чтобы остаться у власти. Россия, безусловно, готова запустить свой излюбленный сценарий, но Беларусь может стать тем самым куском, слишком большим, слишком сложным, который застрянет у нее в горле.

— Несмотря на то, что заявления Лукашенко о борьбе с агрессорами вроде бы приурочены к заявлениям о размещении в Польше американской базы, не несут ли они упреждающую информацию и для Москвы?

Николай Статкевич: Лукашенко может делать сколь угодно много заявлений, но Москва знает о реальных настроениях командного состава белорусской армии. Борьба Лукашенко против белорусского национального самосознания, соответствующие кадровая политика и идеологическая работа привели к тому, что среди офицеров его армии популярность Путина в разы выше, чем их собственного главнокомандующего.

Вадим Довнар : — Заявления Лукашенко — просто поза. Возможность с металлом в голосе поиграть в защитника страны. Может немного успокоить национально ориентированных белорусов. Но тоже вряд ли. За 25 лет нахождения АГЛ при власти все научились все понимать. Лукашенко — вассал Москвы. И, конечно, никакое оружие он раздавать не стал бы.

Павел Севярынец: Лукашенко хорошо понимает опасность, исходящую от России — но не может открыто её формулировать. Да, это сигнал, который можно интерпретировать и как промосковский, и как антимосковский (подобная двусмысленность — это и есть стиль позднего Лукашенко). Проблема в том, что белорусские военные, люди по определению прямые, как слышат, так и дышат, и им нужна ясность насчет вероятного противника. И тут Лукашенко попадает в свою собственную ловушку: четверть века добровольно погружался в пасть России, топтал белорусский язык, культуру и патриотическую оппозицию, получал за это кремлевские кредиты, а теперь хочет вырваться. Без резких движений тут никак. К сожалению, правитель продолжает уповать на свою тактику бесконечного «развода» соседей — и рассчитанный внезапный удар Москвы может застать его, а вместе с ним и страну, врасплох.

— Может ли Лукашенко в обозримом будущем лишиться власти? Если да, то кто его сменит и как это отразится на Беларуси и ее отношениях с соседями — как Россией, так и остальными? Также ходят слухи, что Кремль готовится к объединению РФ и РБ уже в ближайшие годы. Куда денут Лукашенко? Каким образом?

Николай Статкевич: — Судьбы бывших диктаторов не оказывают большого влияния на дальнейшие судьбы их стран. Любой президент может лишиться власти. Особенно нелегитимный и так ненавидимый большинством, как Лукашенко. Обычно, кто убирает незаконного правителя, тот и ставит нового руководителя. Но в любом случае патриотические силы должны быть готовы вмешаться в ситуацию. Москва хотела бы инкорпорации Беларуси. Это помогло бы поднять авторитет власти на фоне народной эйфории и дало бы Путину «легитимные» основания оставаться у власти после 2024 года в качестве руководителя «объединенного государства».

Вадим Довнар: В смену Лукашенко я не верю. Он будет сидеть ровно столько, сколько существует РФ и сколько ему позволяет здоровье. Со вторым вроде все нормально (обратная информация — сознательная московская деза для лучшей управляемости). А вот с первым… Когда неизбежно распадется РФ — не будет и ее вассала. Голодный народ сметет.

Павел Севярынец: Лукашенко не вечен. Есть Кремль, который поддерживал его два десятилетия, но теперь не прочь и сменить, есть здоровье, как у каждого человека, никто не отменял дворцовые перевороты, и, наконец, есть народ Беларуси — «вечнозеленый президент» его уже, поверьте, достал. Если Лукашенко заболеет, умрет, сбежит — сменить могут Москва (с поглощением, на того же Бабича как генерал-губернатора), кое-кто из соратников (формально, по конституции — премьер Румас, более вероятно — старший сын Виктор) и, если будет сценарий Площади, — тот или иной (как вариант — уцелевший во время событий) лидер оппозиции.

— Лет 20−25 назад ходили разговоры о Полесской республике, которая могла выделиться из Беларуси, как это произошло с Приднестровьем в Молдове или Абхазией в Грузии. Существуют ли вообще в Беларуси сепаратистские настроения у какой-то части населения? Если да — то «в какую сторону», кто их поддерживает?

Николай Статкевич : — В Беларуси нет выраженных сепаратистских регионов. Но есть достаточно много людей, которые готовы пожертвовать независимостью, только чтобы избавиться от ненавистного им Лукашенко и заодно улучшить свое благосостояние. Обычно это его бывший электорат. На первом месте — не слишком образованные жители небольших городов и деревень, которые сейчас переживают наибольшие материальные трудности. Вот так 20 лет антинациональной политики обернулись против ее автора. Но и против нашей государсвенности, к сожалению, тоже.

Вадим Довнар: Нет и никогда не было у нас сепаратизма. Все эти «полеские республики» — сознательная работа спецслужб РФ на практически нищенской почве фактажа.

Павел Севярынец : — «Сепаратизм» — маловероятный сценарий для Беларуси. Если Кремль решит «брать» Беларусь — то целиком. Во время последних российско-белорусских военных учений отрабатывали сценарий подавления «сепаратизма» в северо-западной, преимущественно католической части Беларуси, на границах с Польшей и Прибалтикой (так называемой «Вейшнории», термин придуман каким-то оригиналом в российском Генштабе) — но это, скорее, отвлекающий маневр. Идеи подобного рода регулярно вбрасываются в белорусское медиапространство из околокремлевских СМИ с целью, надо понимать, разделять и властвовать, но реальных последствий таких провокаций до сих пор нет. Беларусь — орешек цельный. И еще большой вопрос, по зубам ли он Москве.

В ближайшие дни читайте в «ФАКТАХ» интервью с аналитиком Игаром Тышкевичем о том, как Лукашенко защищает свою власть от посягательств Кремля, планирует ли Путин захват Беларуси и что вообще будет в будущем с этой страной.

Фото из Facebook

До конца года остаются считанные недели, а по вопросу экономических перспектив Беларуси в 2018-м мнения расходятся. Всемирный банк предположил, что в будущем году сохранятся низкие темпы роста, а правительство, напротив, заявило, что экономика будет ускоряться. Впрочем, эксперты сомневаются, что в 2018 году Беларусь ждет светлое будущее.

Оптимизм правительства никто не разделяет

В конце ноября Центр развития Высшей школы экономики России провел опрос среди экономистов 11 авторитетных организаций, которые попытались оценить перспективы белорусской экономики. Консенсус-прогноз, с результатами которого ознакомился БелаПАН , показал редкое единодушие.

Экономисты банков Беларуси и России, а также девяти исследовательских организаций сошлись во мнении, что в 2018 году рост ВВП Беларуси будет находиться в районе 2%. Заметного ускорения белорусской экономики эксперты не ждут.

Так, например, эксперты Венского института международных экономических исследований ожидают, что рост ВВП Беларуси по итогам 2017-го составит 2%, по итогам 2018-го - 2,3%. Экономисты Центра макроэкономических исследований российского «Сбербанка» предполагают, что рост ВВП Беларуси в 2017-2018 годы сложится на уровне 1,9% и 2,1% соответственно.

Всемирный банк придерживается такого же мнения. Согласно базовому прогнозу Всемирного банка, который был представлен в Минске на прошлой неделе, рост белорусской экономики останется низким в ближайшие годы (в 2017-м -1,8%, в 2018-м - 2,1%, в 2019-м - 2,4%).

«Мы хотели бы, чтобы белорусская экономика росла быстрее. Это возможно в том случае, если будет проводиться осторожная макроэкономическая политика и будут реализовываться структурные реформы, которые позволят повысить эффективность белорусской экономики» , - заявила на прошлой неделе в Минске старший экономист Всемирного банка Галина Андронова-Винцелет , отвечая на вопросы БелаПАН.

Расширение частного сектора в экономике, повышение качества управления госпредприятиями, эффективное распределение финансовых и трудовых ресурсов внутри страны может позволить ускорить темпы экономического роста, считает страновой экономист Всемирного банка Кирилл Гайдук .

«Однако если перечисленные изменения будут происходить, положительный эффект от них мы увидим только в среднесрочном периоде. В краткосрочной перспективе, на 2018 год, наиболее вероятный сценарий, который мы ожидаем, предполагает рост ВВН Беларуси на 2,1% », - отметил Кирилл Гайдук в беседе с корреспондентом БелаПАН .

Обращает на себя внимание тот факт, что пока и долгосрочные ожидания экспертов практически не отличаются от краткосрочных. К слову, все 11 организаций, которые приняли участие в упомянутом опросе Центра развития Высшей школы экономики России, высказались в пользу того, что до 2021 года темпы роста ВВП Беларуси не превысят 2,5%.

Ранее эксперты неоднократно подчеркивали, что низкие темпы роста в долгосрочном периоде чреваты отставанием Беларуси от развитых и даже соседних европейских стран.

Однако белорусское правительство куда более оптимистично смотрит на перспективы страны. На прошлой неделе премьер-министр Андрей Кобяков заявил о том, что в нынешнем году власти ожидают рост ВВП на 2%, а уже в следующем - на 3,5%. Сбудутся ли планы властей?

Страховка от дурака

По мнению наблюдателей, существует несколько ограничителей, которые не позволяют экономике Беларуси расти быстрее 2% в год.

«Последние официальные и неофициальные прогнозы говорят о том, что темпы роста экономики России, которая является нашим основным торговым партнером, в 2018 году не превысят 2%. Поэтому верить в то, что Беларусь сможет расти в будущем году быстрее, чем основной торговый партнер, вряд ли стоит» , - считает экономист Антон Болточко .

По его мнению, известные внешние факторы и отсутствие серьезных изменений внутри страны указывают на то, что потенциал роста белорусской экономики в 2018 году будет явно ограничен.

«Принятый декрет о предпринимательстве и ожидаемый декрет о цифровизации экономики вряд ли окажут серьезное влияние на динамику ВВП» , - полагает Антон Болточко.

Рост ВВП Беларуси в 2018 году, прогнозируют эксперты, будет во многом зависить от динамики белорусского экспорта.

«При благоприятной внешней конъюнктуре мы будем видеть рост экономики на 2-2,5%. Если экспорт станет стагнировать, рост экономики будет приближаться к нулю» , - предполагает эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук .

С учетом этого эксперты приходят к выводу, что заметного ускорения белорусской экономики в 2018 году можно будет добиться только искусственным образом.

«Искусственное стимулирование экономики в краткосрочном периоде может привести к ускорению темпов экономического роста. Однако такая политика чревата возникновением серьезных проблем в будущем», - полагает Кирилл Гайдук.

Впрочем, как считают экономисты, возможности использовать административный ресурс для ускорения экономики у властей крайне ограничены.

По мнению экспертов, главное отличие сегодняшних реалий от предыдущих лет, когда искусственно стимулировался рост экономики, состоит в том, что Беларусь теперь придерживается плавающего обменного курс. Действующий режим курсообразования экономисты неформально называют «страховкой от дурака».

«Административное стимулирование экономики за счет разогревания внутреннего спроса достаточно быстро приведет к росту цен и ослаблению обменного курса рубля. Естественно, этого допускать никто не хочет. Поэтому можно сказать, что нынешний режим курсообразования - это страховка от чрезмерного использования административного ресурса в экономике» , - отмечает Дмитрий Крук.

Белорусские экономисты предупреждают, что потенциальные угрозы для валютного рынка уже формируются, и лить масло в огонь точно не стоит.

Эксперты обращают внимание на тот факт, что по итогам трех кварталов 2017 года сложилось отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами. По итогам года с учетом наблюдаемой тенденции дефицит счета текущих операций может превысить показатель прошлого года, считают экономисты Исследовательского центра ИПМ.

«Если административно наращивать инвестиционную активность и зарплаты, это выльется в увеличение импорта и спроса на валюту, приведет к автоматической корректировке плавающего курса белорусского рубля. Поэтому никакого административного стимулирования инвестиций и зарплат быть не должно. Макроэкономическая стабильность, которую мы наблюдаем, сейчас достаточно хрупкая» , - резюмировал директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик .

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!