Все для предпринимателя. Информационный портал

Войны за землю и ресурсы. Российские войска в сирии не имеют ресурсов для полноценной войны - эксперты Ресурсы необходимые для полноценной войны

В структуру мобилизационного потенциала страны входят людские и материальные ресурсы, которые государство может привлечь для мобилизационного развертывания в случае военного положения. Но в самой основе, в базисе так сказать, стоят именно людские ресурсы, сам народ, ведь без людей ни автомат не выстрелит, ни танки не поедут, ни самые современные заводы в тылу не заработают. Как же обстоят дела с людскими ресурсами в России в случае форс-мажора?

Минимальный уровень мобилизационного потенциала государства для мирного времени, под которым понимается непосредственно численность личного состава вооружённых сил, составляет 0,5-1 % от общего числа населения государства. При данном показателе вооружённые силы в состоянии полноценно функционировать и развиваться, обеспечивая при этом внешнюю безопасность государства.

Сейчас население России - 143 975 923 чел. Численность армии 1 млн. 200 тысяч, что составляет примерно 0,8% ее населения, то есть для мирного времени численность ВС России адекватна.

Считается, что в случае начала широкомасштабных боевых действий, необходимый уровень мобилизационного потенциала государства оценивается от 10 до 20 % .

К началу 1945 года Красная Армия имела в своем составе 11 365 000 человек при населении СССР где-то 170 548 000 человек. Что составляло примерно 7% от всего населения страны. И вела при этом эффективные боевые действия на одном фронте против очень сильного врага.

Если бы гипотетически, против нашей страны был бы открыт второй или третий фронт нашими другими вероятными противниками (Японией, Турцией) или союзники бы ударили в спину, то мобилизацию пришлось бы довести и до 20%.

На сегодняшний день 10-20% населения страны - это армия в количестве от 14.000.000 до примерно 28.000.000 человек.

Эти 14.000.000-30.000.000 человек в идеале должны быть здоровыми, годными к военной службе - категория "А" или годными к военной службе с незначительными ограничениями - категория "Б" молодыми людьми. В крайнем случае, в военное время допускается призыв категории "В" - ограниченно годен к военной службе.

Как видно из графика, группа теоретически боеспособных мужчин от 20-ти до 60-ти лет составляют 27% населения России.

Необходимо учитывать, что например сейчас, при призыве молодых людей от 18 до 28 лет, примерно 22-30% призывников не годны к военной службе в мирное время (это категории "В" и "Д"), то есть где-то 1/4 част ь. Понятно, что многие, кто не могут служить в мирное время будут пригодны служить в военное, но во 2-м эшелоне, так же как и большая часть женщин.

Данных какой процент составляет полностью не годные к военной службе - категория "Д", к сожалению я не нашел. С повышением возраста призывников процент категории "В" и "Д" будет расти.

Численность женщин в армии можно довести до 10% от общего количества личного состава ВС, это добавит еще 2-3%. То есть если все мужчины от 20 до 60% плюс еще 10% женщин от этого числа пойдут на фронт, то мобилизационный потенциал России может достигать 30% от ее населения. Но это в идеальном случае, при условии, что тылу останутся только старики, женщины и дети.

В практическом плане ВС целесообразно комплектовать наиболее молодыми и здоровыми молодыми людьми от 20 до 39 лет, которые составляют 14,7% и частично 40-50 летними, что дадут еще 2-3% в лучшем случае, плюс 1,5% женщин. Если среди молодых мужчин от 20 до 39 лет не окажется категории "Д", что маловероятно. Итого максимум 14,7+3+1,5= 19,2% .

А менее молодые, часто уже с хроническими заболеваниями, но достигшие большого личного профессионализма средневозрастные мужчинами будут более полезны в тылу, чем на фронте, особенно если их возраст ближе к 50-60 годам.

В реальности же считая, что тыл не сможет обеспечивать потребности военной экономики, если всех трудоспособных мужчин забрать на фронт, а также учитывая, что такие организации, как милиция, ВВ и МЧС тоже будут нуждаться в новобранцах для защиты правопорядка и стабильности внутри страны, то мобилизационный потенциал России может покрыть нижнюю границу в 10% от количества населения страны, но не способен покрыть верхнюю в 20%.

Это, можно сказать, не столько количественная, сколько качественная прикидка. Чтобы посчитать точнее нужны более точные статистические данные.

В 2030 г. Россия колонизирует Луну: космонавты построят лунную базу и лабораторию, а дальнемагистральные луноходы будут исследовать лунную поверхность. Таковы совсем недавно были планы «Роскосмоса» (их, правда, пришлось скорректировать). Президент Владимир Путин, которому в 2030 г. будет 78 лет, возможно, отойдет от активной деятельности, а может, пойдет на четвертый (подряд) президентский срок. Россиян к тому времени станет на 5 млн меньше, экономика будет больше, но не намного. Каковы будут позиции России на международной арене?

Непредсказуемость, очевидно, стала неотъемлемой составляющей российского образа действий в мире. Столь же очевидна и тенденция к ужесточению и милитаризации внешней политики. За этой жесткостью стоит стремление пересмотреть принципы архитектуры европейской безопасности и превратить Россию в державу, с которой каждый должен считаться.

Вторым – и равно существенным – основанием решительной внешней политики России является необходимость новой легитимации режима Путина во внутрироссийском контексте. Экономический рост, который когда-то служил опорой легитимности Путина, прекратился и никогда уже не будет таким интенсивным. Путин стремится отвлечь внимание от экономических проблем и сделать своей новой опорой российский милитаризм. В определенной степени противостояние с Западом отвечает интересам Кремля; существование враждебно настроенного мира служит отличным предлогом как для решительных действий во внешней политике, так и для укрепления контроля во внутренней ситуации.

Хорошая новость в том, что Россия, по нашему мнению, не ищет полноценной военной конфронтации с Западом. Россия готова к конфликтам среднего уровня, достаточно серьезным, чтобы служить отвлечением от внутрироссийских дел и рычагом достижения высокого международного статуса, но не представляющим рисков и расходов, связанных с полномасштабной войной. Плохая новость в том, что ошибки и просчеты неизбежны и напряжение вряд ли будет спадать, если только Кремль не найдет альтернативную модель легитимности.

В новом докладе Европейского совета по международным отношениям предпринята попытка понять, как будут развиваться Россия и ее (и европейские) соседи вплоть до 2030 г. Метод состоит в том, чтобы экстраполировать сегодняшние тенденции. Это не попытка предсказать будущее. Единственное, в чем мы можем быть уверенными по поводу 2030 г., так это в огромном количестве непредвиденных событий. Задача нашего исследования в том, чтобы подчеркнуть нынешние тенденции и их логические последствия. Некоторые из выделенных нами трендов таковы.

1. Внутренние проблемы будут нарастать, и Кремль будет разыгрывать карту конфликтов.

С тех пор как Путин стал президентом в 2000 г., неписаный общественный договор с россиянами предполагал непрерывное улучшение качества жизни. На восемь лет россияне получили невероятно быстрый экономический рост, основанный на высоких ценах на нефть. Средний заработок подскочил с $60 в 1999 г. примерно до $940 в 2013 г. (данные доклада Кирилла Рогова «Выживет ли путиномика?»). По данным Всемирного банка, в 2002 г. четверть россиян жили за чертой бедности, а через 10 лет – лишь около 10% населения России.

Но сегодня этот общественный договор распадается. Российская экономика выйдет из периода негативного роста в течение двух лет, но рост, по расчетам Economist Intelligence Unit, будет держаться на уровне 1% в год. К 2030 г. Россия по размерам экономики переместится на пять ступенек ниже, став 15-й в мире. По данным ООН, население России сократится к тому времени на 5 млн – до 139 млн человек.

Санкции сыграют некоторую роль в этом сокращении. Но главные российские проблемы носят структурный характер. Россия не провела модернизации и диверсификации и вряд ли займется этим в ближайшем будущем. Коррупция, недостроенность правового государства и провалы в управлении мешают притоку инвестиций. Чтобы изменить это, нужны болезненные меры, которые Кремль не будет принимать, особенно учитывая президентские выборы 2018 г. Путин показал, что не интересуется экономическими вопросами. Даже если цена нефти вернется к уровням $50–60 за баррель, улучшений в качестве жизни, похожих на улучшения 2000-х, россиянам ждать не стоит.

Кремль решает эту проблему, стремясь сделать опорой легитимности национализм и авантюризм во внешней политике. Маленькие победоносные войны, такие как в Крыму и Сирии, дают легитимность, отвлекают внимание от экономики и рисуют для населения картину возвращения России в статус великой державы. Но они должны оставаться низкобюджетными – как сирийская, которая, по словам самого Путина, была осуществлена на средства, ранее заложенные в бюджет Министерства обороны на проведение учений и боевую подготовку в 2015 г. «Отвлекающие» войны не обязаны быть по-настоящему боевыми. Российская псевдовойна с Турцией – пример «невоенной войны».

2. Россия будет все больше полагаться на силу.

Основываясь на опыте, полученном в Грузии, на Украине и в Сирии, Москва осознала, насколько эффективным инструментом внешней политики является военная сила. Москва убедилась также в том, с какой неохотой Запад идет на противостояние, не говоря уже об ответном применении силы. Сегодняшние руководители Кремля вообще лучше умеют действовать с помощью жесткой, чем с помощью «мягкой силы», которой у России в любом случае немного. Несмотря на то что Россия испытывает сейчас трудности с продолжением модернизации вооруженных сил, накопленной мощи достаточно, чтобы создавать перевес по отношению к большинству государств региона.

Россия будет наращивать возможности дислоцирования экспедиционных сил, но этот потенциал будет ограничен постсоветским пространством и теми регионами Ближнего Востока и Северной Африки, где у России есть связи, – Сирией, Ливией, возможно, Египтом.

Российские вооруженные силы продолжат фокусироваться на НАТО и регионе. Учитывая неподъемные издержки и реальный риск ядерной конфронтации, Россия вряд ли будет стремиться к полноценной войне с Западом. Но Кремль, несмотря на это, заинтересован в том, чтобы посылать сигналы о готовности к масштабной эскалации. Опасность в том, что просчеты и непредвиденные ситуации могут быстро перерасти в военное противостояние.

Каковы потенциальные возможности для «бюджетных» конфликтов среднего уровня в восточной части Европы?

Балтийское море. Вероятность того, что Россия рискнет проверить натовские взаимные обязательства на прочность, невелика. Скорее всего, будут предприниматься действия, которые «не дотягивают» до порога военной конфронтации уровня главы 5 устава НАТО. Продолжение конфронтационных действий со стороны России приведет только к усилению поддержки вступления Швеции и Финляндии в НАТО со стороны гражданского общества этих стран.

Балканы. На протяжении двух последних лет Москва выстроила стратегический альянс с Сербией и усилила свою поддержку Республике Сербской. Этот проект одновременно и бюджетный, и перспективный с точки зрения «гибридных» враждебных действий, мешающих реализации целей ЕС в регионе.

Центральная Азия. Кризис наследования власти в любом из государств региона может спровоцировать этнические конфликты и заставить Россию вмешаться. Еще одна возможность: оправданием военной интервенции со стороны России может послужить угроза появления джихадистов в регионе.

3. Главной целью России останется Восточная Европа.

Россия продолжит предпринимать попытки установить контроль над ближайшими соседями. Послушные соседи представляются ключевым условием безопасности России и условием восстановления статуса великой державы. Программа-максимум – это кольцо дружественных государств, послушных Москве. Программа-минимум – это дисфункциональные государства, управляемые коррумпированными элитами, не способными ни провести реформы, ни вступить в НАТО и ЕС и тем самым подвластные Москве.

На сегодня Москва обеспечила высокий уровень зависимости для Армении, Азербайджана и Белоруссии. Зависимость эта, впрочем, не абсолютная. Москва продолжит преследовать свои «минималистские» цели в Грузии, Молдавии и на Украине, не смиряясь при этом с потерей «дружеских чувств» со стороны населения этих стран. Москва продолжит использовать различные методы в достижении этих целей: политическое давление, региональные институты (ОДКБ, «Евразэс»), гибридные враждебные действия, информационные атаки, кибератаки.

Москва не сможет реализовать программу-максимум на Украине, конфликт в Донбассе будет заморожен. Это снизит напряжение, но создаст нестабильную ситуацию в регионе. На сегодня стратегия состоит в том, чтобы использовать минские соглашения для продвижения повстанцев Донбасса в украинскую политику. «Горячие» военные действия тоже будут продолжены ради давления на Киев, сжигания украинских ресурсов и снижения готовности бороться.

Заключение. Европа может сделать крайне мало для того, чтобы как-то помочь в разрешении экономических проблем России. Модернизацию российской экономики должны инициировать россияне. Как только придет время ослаблять санкции, целью этого шага должна быть попытка сделать голоса российских реформаторов слышнее.

Европа должна усиливать свои средства сдерживания, но при этом она сталкивается с дилеммой безопасности. Жесткий ответ будет играть на руку Кремлю: усиление напряженности заставит Запад принимать Россию всерьез и возвести ее в то самое качество, которого она сама желает, попутно подпитывая нарратив враждебного мира, окружающего Россию.

Диалог остается крайне важным, но он должен быть выстроен верно. Если нынешний фон конфликтов среднего уровня сохранится, открытые каналы коммуникации с Москвой будут необходимы для избежания фатальных просчетов. Политика Запада должна обеспечивать удержание тех красных линий, пересечение которых может перевести конфликты со среднего уровня на более высокие. Необходимо и создавать поощрения за любые действия, ведущие к снижению напряженности.

Запад должен относиться к суверенитету стран Восточной Европы серьезно. Но это отношение будет вызовом местным элитам, на которые нужно оказывать давление ради преобразования патрональных политических систем в полноценные демократии. Самое сложное для Украины, Грузии и Молдавии – преодолеть себя и провести реформы, а не преодолеть Россию. Они не могут принимать европейскую траекторию развития как нечто само собой разумеющееся. ЕС должен быть гораздо откровеннее в отношении целей, которыми он обусловливает свою поддержку. Возможности Европы поддержать реформы в Армении, Азербайджане и Белоруссии крайне ограниченны, хотя Европа должна быть готова к тому, чтобы обеспечить такую поддержку и сближение с этими странами, если они предпримут соответствующие реформы. Европа вместе с тем должна обеспечить дипломатическую поддержку усилению суверенитетов этих стран в определении их принадлежности альянсам – и политическим, и в сфере безопасности.

Да, третья мировая война: великая война за сырьё покончит со всеми войнами. Мы слышали это раньше. Вспомните Первую мировую, известную как войну, которая положит конец всем войнам — 37 миллионов жертв. Вторая мировая унесла больше, 60 миллионов. Покончит ли третья мировая со всеми войнами? Или с миром, цивилизацией, планетой?

И это уже началось, падение Великой Американской Мечты.

Пристегните ремни, скоро мы все будем в шоке от лишений. Некий непредсказуемый чёрный лебедь. Глобальный сигнал тревоги спустит курок предсказания Пентагона в Fortune 10 лет назад, сделанного на старте войны в Ираке: «К 2020 году … будут бушевать всеобъемлющие, тотальные войны за пищу, воду и источники энергии… война, определяющая человеческое существование».

И это также чёткий сигнал в «Гонке за то, что осталось: глобальная схватка за последние мировые ресурсы», последняя книга известного эксперта по национальной безопасности Майкла Клэра.

Ранее, примерно одновременно с предсказанием Пентагона, Клэр опубликовал своё классическое «Войны за ресурсы: новый ландшафт глобального конфликта», взгляд на мир, который как он теперь надеется, не закончит «войной, распространением голода или масштабной экологической катастрофой». Хотя они являются «вероятными результатами продолжающейся гонки за оставшееся». К сожалению, надежда не способна превозмочь реальность в сегодняшней гонке за то немногое, что осталось.

Нам нужны люди, которые не стараются смягчить удар при описании предстоящего, как это ни называй — «война за ресурсы» или «третья мировая война, великая сырьевая война, которая может положить конец всему». Клэр делает это с таким предупреждением:

«Действительно, нельзя в одночасье избавиться от нашей зависимости от ископаемого топлива и других ограниченных источников энергии — наша теперешняя зависимость от них слишком велика», — предупреждает Клэр, хорошо осведомлённый о том, что силы капитализма ушли в отказ, не способны видеть опасность прямо перед собой, ориентируясь только на своё обогащение и не принимая во внимание последствий для планеты.

«Но независимо от того, сколько корпоративные или государственные служащие желают это отрицать, на планете далеко не достаточно невозобновляемых ресурсов, чтобы постоянно удовлетворять растущие потребности увеличивающегося населения мира.

Все основные страны спокойно готовятся к войне за ресурсы. Хуже того, в сегодняшнем мире отрицающих климатические изменения миллиардеров, по словам Клэра, «существующие промышленные методы причиняют недопустимый ущерб окружающей среде. В конце концов продолжать такую промышленную практику станет просто невозможно. И именно потому, что внедрение нового промышленного порядка будет долговременной задачей, любая отсрочка её начала дорого обойдётся, так как ресурсы истощаются, а цены на них растут».

Если это гонка, то спуск по склону к третьей мировой, великой сырьевой войне. Великие мировые державы ускоряют подготовку к войне, они находятся на начальном этапе накопления средств, сбора ресурсов и оружия, с целью послать войска в бой.

И они делают это в мире, ушедшем в отказ от реальности, всё глубже погружающемся в коллективную иллюзию, что наши проблемы могут быть решены магией капитализма и свободного рынка, не желающем признать, что он не только больше не существует, он превратился в анархию, управляемую странным заговором сверхбогатых нарциссов.

Добро пожаловать в новую эру истощения ресурсов и жёсткой экономии

Планета находится в исторической поворотной точке. Ждите чёрных лебедей, важных тревожных сигналов — полный ураган из мировых войн, массового голода, эпидемий, экологических катастроф.

Создаётся критическая масса. Мы просто не слушаем, особенно консервативные политики, директора с Уолл-стрит и сверхбогачи, игнорирующие предупреждения таких людей, как специалист по окружающей среде Билл МакКиббен, финансовый менеджер Джереми Грэнтем, антрополог Джаред Даймонд и эксперт по глобальной безопасности Майкл Клэр. Все они призывают проснуться, иначе будет поздно реагировать, не говоря уже о планировании.

Послушайте эти предостережения: «Мир стоит перед беспрецедентным кризисом истощения ресурсов, который выходит за рамки «нефтяного пика» и включает в себя нехватку угля и урана, меди и лития, воды и пахотных земель. Все легко доступные ресурсы быстро приближаются к истощению, отчаянная охота за ресурсами стала безумием экстремальных разработок новых месторождений, так как правительства и корпорации спешат закрепить за собой области, ранее считавшиеся слишком опасными или отдалёнными».

Войны за то, чтобы захватить оставшееся… Клэр вспоминает 2007 год, рискованную миссию российской мини-субмарины, использующей робот-манипулятор, чтобы установить титановый флаг глубоко под полярной шапкой, на две с половиной мили ниже поверхности Северного полюса. Зачем?

Забудьте о национальной гордости. В последние годы, когда климатические изменения подогревают эти ледяные пустыни, Россия, Канада, США и другие государства предъявляют свои права на эти ранее игнорируемые «обширные запасы нефти, природного газа и полезных ископаемых».

Перед лицом невозможного уравнения — неконтролируемый рост населения плюс быстрое сокращение невозобновляемых ресурсов равнозначно мега-катастрофе — большие игроки эгоистично захватывают и накапливают дефицитные товары… подобно отчаянным диктаторам банановой республики, когда весь мир тонет в чистой анархии, дерясь за долю того немногого, что осталось, пока уже ничего никому не достанется.

Вот пять важнейших причин, по которым ближайшие несколько десятилетий являются такими важными для выживания планеты и цивилизации:

Скудные невозобновляемые ресурсы быстро и постоянно исчезают

Не существует «новых рубежей», которые можно открыть, когда существующие запасы исчезнут навсегда

Рост населения создаёт угрозу «внезапного появления новых хищных потребителей»

Экономика, технологии и экология накладывают растущие ограничения на разработку месторождений

Изменения климата оказывают разрушительное непредусмотренное воздействие на энергетику

Семь других факторов риска увеличивают вероятность глобальной катастрофы.

Быстрый рост новых конкурентов в борьбе за ресурсы, Китая, Африки, Саудовской Аравии.

Новый рост воинственных настроений с целью захватывать и отвоёвывать новые территории и границы

Консервативная стратегия предпочтения существующих промышленных методов вместо развития новых менее дорогостоящих технологий и инновационных альтернатив

Недостаток политической воли для инвестирования в правительственные фонды для поощрения инноваций

Время для подготовки к известным угрозам быстро уходит

Америка быстро превращается из демократии в анархию сверхбогатых

Неспособность к пониманию того, что новая эра «кризиса ресурсов» приведёт к усилению дефицита и жёсткой экономии во всех странах

И наконец, полный отказ принять и поощрять контроль над населением, даже контроль рождаемости, без которого все стратегии будут бесполезны.

Вскоре даже близорукие динозавры промышленности ископаемого топлива, которые хвастались о запасах на более чем 200 лет, проснутся по сигналу тревоги, так как факторы риска растут до критической массы и температуры вспышки, созданной войной за ресурсы, пандемией, глобальным голодом, экологическим кризисом, резким повышением цен на товары и ускоряющимся ростом населения.

Экономика войны - экономическая отрасль, которая занимается вопросами оборонной промышленности и военного дела. Военная экономика - одна из учебных дисциплин, которая изучает закономерности в экономическом обеспечении военной отрасли и является основной частью всей военной науки.

Экономика в период войны - это хозяйственная деятельность страны в период ведения военных действий. Особенности - перевод экономики страны на «военные рельсы», активное производство военной техники и снабжения нужд армии, непосредственное влияние политики на хозяйственную деятельность страны, максимальное использование природных и экономических ресурсов в военных целях.

Экономика в период войны , как правило, характеризуется ростом производства в промышленной сфере с одной стороны и уроном для сельского хозяйства с другой. На фоне занятости предприятий и людей в военном секторе появляется острый дефицит различных товаров, в том числе и продуктов питания.

Сущность экономики войны

Развитие экономического потенциала напрямую связано с усилением военных позиций государства, его способности, быстро реагировать на агрессию и перестраивать экономику на покрытие потребностей вооруженных сил в любое время (как мирное, так и военное).

Суть военной экономики заключается в формировании мощной оборонной промышленности на территории страны, активизации производственных мощностей, определении географического расположения оборонных предприятий, а также налаживании между ними связей для полноценного функционирования всех «ветвей». Военная экономика работает на освоение новых технологий в сфере военного производства, подготовку энергетических ресурсов, развитие основных сфер жизнедеятельности страны (энергетики, сельского хозяйства, государственной связи, транспорта и так далее).

В мирное время военная экономика существует наравне с гражданской. Это значит, что военные предприятия могут выпускать саму различную продукцию - как военного, так и бытового назначения. К примеру, в сфере военного обеспечения фабрика может производить военную и гражданскую одежду и обувь.

Экономика войны подчиняется рынку, что обуславливает ее зависимость от спроса и предложения. Но наравне с этим у военных предприятий всегда есть один большой заказчик - система военной организации, отвечающая за обороноспособность страны.

Экономика войны и ее структура

В период войны экономика стран-участниц приспосабливается к текущей ситуации и направляется исключительно на покрытие нужд защитников страны. В частности, функциональную структуру экономики войны может разбить на три условных сектора:

1. Изготовление военной продукции.
2. Изготовление специальных средств, необходимых для дальнейшего производства военной продукции.
3. Изготовление необходимого оборудования длю людей, которые работают в секторе военного производства.

Подобная структура отличает военную экономику от других направлений хозяйственной деятельности в обычной жизни. В период войны страна производит почти весь ассортимент военной продукции, который используется армией, как для ведения военных действий, так и в мирных целях.

Все товары военного производства можно условно разделить на несколько групп:

1. Оружие для ведения боевых действий, оборудование для вооруженного противостояния, а также специальная боевая техника. Такое производство является основой для достижения победы в войне.

2. Продукция, которая необходима для личного состава армии и обеспечения его жизнедеятельности. К таковому можно отнести предметы обмундирования, снаряжение, медицинские препараты, продукты питания и так далее. Особое место занимают средства для ведения вооруженного противостояния. Для их производства требуется привлечение людей, имеющих высокую квалификацию, а также обеспечение максимальных производственных мощностей.

Даже в мирное время тенденция на увеличение ассортимента товаров военного назначения остается в силе. Каждая сильная страна должна быть готова к нападению, что стимулирует «закулисную» гонку вооружений. При этом наименование продукции военного назначения, количество и качество производимой техники постоянно меняется. Самое страшное, что ведется активная гонка ядерных вооружений, которая сегодня только набирает оборотов.

Во многих странах мира на фоне жизни в мирных условиях заметна тенденция к снижению численности вооруженных сил, сокращению бюджетов на военные расходы, уменьшению объемов производимой продукции военного назначения. Особое внимание уделяется разработке более технологичных вооружений, способных эффективней противостоять врагу с минимальным использованием человеческих ресурсов.

Законы экономики войны

С самого начала боевых действий хозяйственная деятельность страны направляется только в военное русло. При этом итоговый результат войны во многом зависит от соблюдения основных законов:

1. В войне выигрывает тот, у кого используются более современные виды оружия и боевой техники. Разница в эффективности вооружения часто оказывает решающую роль в вопросе победителя. История показала, что в большинстве случаев армия с эффективным и более современным оружием побеждала своих оппонентов. К такому выводу пришел еще Ф. Энгельс. Он утверждал, что в войне побеждает производитель более эффективных орудий насилия. А здесь как раз главную роль отыгрывает военная экономика и ее слаженость.

2. Второй закон - закон производства в прибавочной экономике. Суть проста. В экономике войны определенная часть бюджета должна выделяться на укрепление обороноспособности страны. Здесь важно перестроить экономику таким образом, чтобы укрепление обороны было не в ущерб производству товаров военного назначения, то есть оружия и боевых машины.

3. Еще один закон - качественная взаимосвязь различных секторов экономики. Его смысл - соблюдение количественно-качественных пропорций. Если увеличиваются масштабы производства какой-либо продукции, то в остальных секторах должны происходить аналогичные изменения. Сроки реализации этого закона могут быть различными, но чем быстрее перестраивается экономика и налаживается взаимосвязь, тем эффективнее ведутся боевые действия и тем больше шансов на победу.

Экономика СССР в годы второй мировой войны

Для достижения победы в войне СССР пришлось приложить поистине титанические усилия, как в сфере экономики, так и относительно человеческих ресурсов. Инженеры, крестьяне, рабочие, конструктора и прочие специалисты - все работали на решение одной главной задачи. Только полная мобилизация позволила обеспечить полное и безоговорочное поражение фашистской Германии.

До начала войны экономика СССР была одной из самых крупных. Первое место в Европе по добыче "черного золота", развитие новых отраслей промышленности, первоме место по добыче синтетического каучика, руды и маргнаца. На тот период доля СССР в мировой экономике (промышленном производстве) составляла почти 10%.


Снижение экономического потенциала, перенос нескольких тысяч предприятий в восточной части страны, большие разрушения в народном хозяйстве и огромные человеческие жертвы - все это привело к сильному сокращению производства в стране. Уже к концу 1941 года объем ВВП уменьшится почти в два раза. В таких условиях руководству СССР приходилось принимать жесткие меры для укрепления тыла и массово проводить мобилизацию людей. Гражданское население буквально «выхватывали» из мирной жизни и отправляли на фронт.

В 1942 году началась массовая мобилизация среди сельских жителей. При этом брали абсолютно всех - в том числе подростков и женщин. Уже к концу 1942 года больше 60% в сфере сельского хозяйства было задействовано более 60% женщин. Возникла острая проблема квалификации кадров. В тех предприятиях, которые были перенесены, оставалось не более трети специалистов и рабочих.

В 1941 году началась реализация планов по обучению и подготовке кадров. За небольшой период было подготовлено почти 4,5 миллиона человек. Но несмотря на эти усилия, численность людей, задействованных в производстве, все равно снижалась. В 1940 году на заводах работало около 34 миллионов человек. В то время, как в 1942 году этот показатель снизился до уровня 18,5 миллионов.

Основной задачей ставилось полное обеспечение армии военной техникой, обмундированием, оружием. Активизировался выпуск боевых самолетов, танковых машин новых типов, новых боеприпасов. Инженера объединили все усилия, чтобы обеспечить армию наиболее качественной и дееспособной техникой. Но этого все равно не хватало. В конце 1941 года потребности флота и армии были удовлетворены только на 70%. Основной проблемой была острая нехватка стали, которая нужна была для производства самолетов и боевой техники.

Из-за переноса многих заводов пришлось изменить технологию производства на многих предприятиях. При этом ведущую роль взял на себя Урал, где концентрировался практически весь оборонных сектор страны. Из-за потери Донбасса появился острый дефицит угля.

Серьезный урон в годы Второй мировой войны понесло и сельское хозяйство. Объем заготовки зерновых культур к концу 1941 года резко снизился. Основными поставщиками продукции стали юго-восточные и восточные районы страны. В частности, ведущую роль взяли на себя Средняя Азия, Казахстан, Сибирь, Поволжье и прочие. Уже к 1942 году титанические усилия СССР позволили наладить эффективную экономику войны, где все работало эффективно и слаженно. Уже в 1943 году начался резкий рост производства.

Этот же период можно охарактеризовать, как переломный для государственного бюджета страны, грузооборота в транспортной сфере, продуктовых сферах деятельности. В 1943 году началось активное перевооружение флота и армии, появилось новое вооружение и техника. В распоряжении армии поставляются новые образы артиллерии, оружия, авиации, брони.

1944 год - кульминация всей военной экономики страны. Уровень тяжелой промышленности достиг небывалых высот. При этом увеличение мощностей объяснялось восстановлением старых и строительством новых заводов в тех районах, которые были освобождены от фашистской Германии. Уже в 1943 году удалось существенно увеличить объем продукции сельского хозяйства, был налажен товарооборот, увеличились капиталовложения.

Одну из главных ролей в производстве стали играть восточные регионы СССР. Налаживался выпуск металла в южной и центральной части. В 1945 году результаты плавления стали выросли почти вдвое, если сравнивать с 1943 годом. Выросло производство цветных металлов, стали, проката, возросла добыча угля.

Но, несмотря на некоторые успехи в промышленности, потери в войне были колоссальными - разрушено более полутора тысяч городов, уничтожены десятки тысяч деревень, выведены из строя более тысячи шахт, взорвано более трех тысяч заводов и фабрик, уничтожено около 65 тычяч километров ж/д путей. Все это не считая огромные потери человеческих ресурсов

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Нарастающий мировой кризис сделал очевидной необходимость радикального пересмотра принципов глобального миропорядка, сформированных в середине прошлого века и не учитывающих нынешние реалии. С этим согласно абсолютное большинство национальных элит. Однако по мнению ряда экспертов, этот процесс может пойти не по мирному, а по военному пути. При этом основным побудительным мотивом, судя по всему, станет борьба за ресурсы. Несмотря на то, что вероятность начала крупномасштабных военных действий в ближнесрочной перспективе невысока («Мировая война как выход из глобального кризиса»), попытаемся оценить возможный характер нового мирового противостояния.

Готовность предполагаемых коалиций

Для правильного прогноза вероятной периодизации будущей мировой войны необходимо проанализировать текущее состояние стран и их союзов, способных в перспективе составить противоборствующие коалиции.

Руководство США и стран ЕС согласно высказываниям его представителей продолжает вести политику, направленную на установление своего доминирования в мире с возложением на другие государства (естественно, в закамуфлированном виде) обязанностей обеспечивать их процветание за счет своих ресурсов.

Противоречия внутри этого сообщества носят неантагонистический характер и, судя по всему, связаны с разделом сфер влияния в новом мировом порядке, предполагающем господство западной цивилизации над остальным «нецивилизованным» миром.

Организационный и технический уровень этого сообщества позволяет входящим в него странам рассчитывать на ведение успешных первых войн и вооруженных конфликтов в мировой войне.

Их основными проблемами остаются высокая чувствительность к потерям личного состава вооруженных сил и неготовность граждан этих государств к войне, что определяется в значительной степени отсутствием принятой населением идеологии войны, а также ограниченные природные ресурсы, территория и людской потенциал по сравнению со всем остальным миром.

Все это определяет неготовность западных государств к войне в моральном и идеологическом отношении и ставит под сомнение успех их коалиции в затяжном глобальном вооруженном конфликте. Данное сообщество может рассчитывать на успех только в быстротечной войне. Этим странам нужен блицкриг.

Страны, не входящие в состав западной цивилизации, в основном ни в организационном, ни в техническом отношении не готовы к военному противостоянию.

Вместе с тем это сообщество имеет подавляющее превосходство в людском потенциале, более высокий по сравнению с Западом моральный потенциал и контроль над огромными природными ресурсами и территориями.

Данный факт существенно повышает шансы антиимпериалистической коалиции на победу в затяжной войне и формирует благоприятные условия для организации отпора агрессору на первых ее этапах, создавая резерв времени для консолидации этих стран, не входящих в западную цивилизацию, и для организации международной поддержки тех государств, которые окажутся первыми жертвами агрессии со стороны Запада.

Таким образом, ни одна из возможных коалиций в настоящий момент к участию в мировой войне полноценно не готова.

Начало

Прогнозирование периодизации любого военного конфликта основывается главным образом на оценке возможностей исходных потенциалов противоборствующих сторон, вероятного хода военных действий, изменения способности противостоящих сторон вести войну и соответствующих корректур исходных политических целей в ней.

Важным элементом подобного анализа является определение сценария вхождения в состояние войны.

Сегодня государства Запада могут лишь инициировать внутренние вооруженные конфликты в других странах и принимать участие в их разрешении весьма ограниченными контингентами войск, возложив основную тяжесть борьбы на одну из враждующих сторон, союзную с ними.

Поэтому в мирный период, предшествующий возможной крупномасштабной войне, западная цивилизация стремится к разрешению глобального кризиса в своих интересах с опорой преимущественно на невоенные меры. Остальные государства будут действовать аналогичным образом, пытаясь сформировать выгодную для себя международную конфигурацию.

Одним из важнейших направлений деятельности Запада на данном этапе является инициирование внутренних конфликтов в других странах в целях создания условий для их распада, подрыва экономики и военного потенциала.

Общим явлением, особенно ощутимым для государств западной цивилизации, станет нарастание ксенофобии, классовой, межнациональной и межрелигиозной борьбы, что в свою очередь послужит хорошей основой для начала процессов их фашизации.

В зависимости от интенсивности развития кризисных явлений и эффективности попыток Запада достичь своих целей с опорой только на невоенные меры продолжительность этого периода может колебаться в больших пределах – от одного-двух до пяти-шести лет.

Учитывая антагонистический характер противоречий, породивших кризис, можно полагать, что предпринимаемые на данном этапе невоенные меры не приведут к желаемому результату.

Элита западной цивилизации, осознав невозможность достижения поставленной цели мирным путем, перейдет к непосредственной подготовке военных действий за ресурсы. Первоначально ее лидеры будут ориентироваться на ограниченные по масштабу военные конфликты.

Начнется угрожаемый период мировой войны, в ходе которого Запад приступит к непосредственной подготовке локальных войн и вооруженных конфликтов за ресурсы.

К этому времени уже окончательно оформится неоимпериалистическая коалиция, которая в рамках этого начального этапа будет преследовать цель создания идеологических, морально-психологических, экономических, нормативно-правовых и политико-дипломатических условий для ведения успешных военных действий.

Со стороны стран других цивилизаций целью могут стать сдерживание процессов, ведущих к войне, сохранение существующей системы международной безопасности, укрепление региональных союзов с расширением их оборонных функций, наращивание потенциала своих вооруженных сил.

Этап завершится после достижения готовности неоимпериалистической коалиции к ограниченным войнам. Другие государства не успеют создать свои эффективные военно-политические организации.

Данный этап будет относительно непродолжительным – один-два года, что определяется стремлением неоимпериалистической коалиции разгромить потенциальных противников поодиночке, не допуская возникновения единого фронта сопротивления.

Этапы новой мировой

Переход неоимпериалистической коалиции к развязыванию локальных войн и вооруженных конфликтов против отдельных стран знаменует начало первого этапа мирового вооруженного противоборства – периода ограниченных военных действий.

В рамках данного этапа это сообщество станет преследовать цель разгрома лидеров региональной консолидации с одновременным устрашением остальных государств региона.

Международная система безопасности в ее современном понимании прекратит свое существование.

Эти войны и конфликты неоимпериалистическая коалиция будет вести с применением группировок регулярных войск, в том числе созданных и поддерживаемых ею иррегулярных вооруженных формирований.

В основном будут использоваться обычные виды . Однако в случае неблагоприятного развития ситуации для агрессора и при гарантии отсутствия ответной аналогичной угрозы возможно нанесение им одиночных ядерных ударов с целью принуждения противника к отказу от дальнейшего сопротивления. Для оправдания таких ударов вероятны провокации с ограниченным применением химического оружия против собственного населения.

Продолжительность первого этапа будет определяться главным образом темпами нарастания региональной и глобальной военно-политической консолидации стран, не входящих в неоимпериалистическую коалицию, и может составить от двух-трех до шести-семи лет.

Завершится этот период после подключения к участию в ограниченных военных действиях, ведущихся против отдельных государств, других стран регионов и создания дееспособных оборонительных региональных союзов.

Вслед за этим начнется слабоконтролируемая эскалация ряда локальных войн в региональные, возникнут новые ограниченные войны и вооруженные конфликты.

Это будет означать начало нового этапа – полномасштабной мировой войны с применением обычного оружия.

Анализ военных потенциалов противостоящих сторон в военных действиях и вероятной динамики развития военно-политической ситуации позволяет выделить в нем три основных периода.

Первый – разобщенная геополитическая оборона антиимпериалистической коалиции, отличительной чертой станут слабо скоординированные на глобальном уровне боевые действия стран этого сообщества в силу незавершенности своей военно-политической консолидации.

Неоимпериалистическая коалиция, обладая превосходством в организационном отношении и возможностях своей транспортной инфраструктуры, будет владеть бесспорной инициативой на глобальном уровне. Страны этого сообщества организуют глобальное наступление, свободно маневрируя силами для их сосредоточения на тот или иной момент в важнейших регионах мира.

Продолжительность этого периода определится временем, необходимым странам антиимпериалистической коалиции для организации согласованных действий в глобальном масштабе, что может составить от двух – четырех до шести-семи лет.

Следующий период – геополитический баланс возможностей ведения войны противоборствующими сторонами – будет также достаточно продолжительным (три – пять лет) и завершится утратой способности неоимпериалистической коалиции вести масштабные наступательные операции в результате исчерпания людских и материальных ресурсов.

В итоге это сообщество перейдет к геополитической обороне и станет искать пути завершения войны на приемлемых для себя условиях. Начнется этап геополитического наступления антиимпериалистической коалиции, когда возможно падение правительств в некоторых странах неоимпериалистического сообщества из-за массовых выступлений населения, вызванных военными тяготами и потерями, с возможным выходом этих государств из войны.

Синхронность подобных событий в нескольких ведущих неоимпериалистических странах может привести к распаду коалиции с последующим завершением крупномасштабных военных действий победой антиимпериалистического сообщества.

На этапе полномасштабной мировой войны с применением обычного оружия могут иметь место отдельные ядерные удары преимущественно со стороны неоимпериалистической коалиции.

Перед лицом выявленного глобального противника отойдут на второй план региональные противоречия и прекратятся военные конфликты между странами антиимпериалистической коалиции.

Однако угроза масштабного скрытного применения биологического ОМП государствами неоимпериалистической коалиции существенно возрастет.

По мере сокращения возможностей этого сообщества по дальнейшему ведению войны, нарастания масштабов военных поражений и внутриполитической напряженности в его странах, выхода из войны некоторых членов неоимпериалистической коалиции и неспособности добиться мира хотя бы на минимально приемлемых для себя условиях она может пойти на ограниченное применение ядерного оружия как последнего средства к принуждению противника к миру.

Наступит этап ограниченного применения оружия массового поражения. Этот период будет весьма коротким – от нескольких дней до нескольких месяцев, что определяется резким нарастанием угрозы перехода к полномасштабному применению ядерного оружия и огромными потерями среди личного состава войск и мирного населения.

Отличительной его чертой станет применение сторонами ядерного оружия (преимущественно тактического) в виде одиночных и групповых ударов на фоне продолжающихся боевых действий обычным вооружением.

После этого враждующие коалиции будут вынуждены пойти на переговоры и завершить мировую войну подписанием соответствующего соглашения на взаимоприемлемых условиях.

Однако если этого не произойдет, то перед лицом угрозы полного разгрома неоимпериалистическая коалиция может пойти на полномасштабное применение ядерного оружия.

В рамках этого этапа стороны обменяются ударами основным составом своих стратегических ядерных сил. Это будет самый короткий этап и по продолжительности составит несколько дней.

В результате взаимному уничтожению подвергнутся ведущие страны противостоящих коалиций, а сами они могут утратить единство.

Мировая война распадется на слабо взаимосвязанную систему локальных войн и вооруженных конфликтов, которые будут постепенно затухать в связи с утратой материальной основы продолжения военных действий, огромными потерями личного состава войск и мирного населения, их полной деморализацией.

В этом варианте развития событий мировая война прекратится вероятнее всего путем заключения системы сепаратных договоров.

С началом мирных переговоров лидеров коалиций военные действия в отдельных регионах и направлениях не остановятся – стороны будут стремиться, приостановив противоборство в геополитическом масштабе, достигнуть частных стратегических и оперативных успехов для упрочения своих позиций в ходе урегулирования, создания предпосылок для достижения выгодной политической конфигурации будущего мироустройства в отдельных регионах.

Можно предположить, что быстро достигнуть полноценных мирных договоренностей, позволяющих полностью прекратить военные действия, не удастся и по продолжительности этот этап составит несколько лет.

С завершением переговоров и заключением мира наступит этап формирования послевоенного мирового порядка.

Данный этап (судя по масштабу действий, которые необходимо будет выполнить, и опыту завершения предшествующих войн) может продлиться от трех-четырех до семи – десяти лет и более.

Изложенный вариант периодизации возможной мировой войны сформирован исходя из предположения, что ядерный потенциал России останется сдерживающим фактором для неоимпериалистической коалиции. В случае нейтрализации этого российского фактора западное сообщество может пойти на уничтожение упреждающим ударом ядерного потенциала Китая и других противостоящих стран, обладающих данным вооружением, и перейдет к неограниченному применению ядерного оружия, за счет чего способно достичь полной победы.

Произойти это может на любом из этапов развития мировой войны. Однако наиболее вероятно, что это произойдет в угрожаемый период или на первых ее этапах.

Возможный итог

Важнейшим элементом анализа характера любой войны является выявление ее возможных исходов.

Итог мировой войны будет в значительной степени определяться основополагающими ресурсами противостоящих коалиций: духовным, научным, военным, промышленным, людским, ресурсным и территориальным потенциалом.

Оценка сильных и слабых сторон противоборствующих сообществ дает основания полагать, что несмотря на стремление неоимпериалистической коалиции достичь целей войны в ходе нового блицкрига, возможность ее победы на первых этапах можно оценить как маловероятную.

Затягивание военных действий в условиях сохранения фактора ядерного сдерживания со стороны России и частично Китая резко сокращает шансы на полную победу западного сообщества. В этих условиях существенно возрастает возможность установления паритетного мира. Такой вариант исхода следует рассматривать как весьма вероятный.

Полное поражение неоимпериалистической коалиции, учитывая ее огромный ядерный потенциал, может наступить лишь при условии возникновения внутреннего социального взрыва в ведущих странах этого сообщества, прежде всего в США. Такой вариант исхода маловероятен.

Сохраняется относительно невысокая возможность нейтрализации или взятия под контроль ядерного потенциала России Соединенными Штатами путем смены власти или ее разрушения. Это позволит неоимпериалистической коалиции достичь полной победы за счет перехода к неограниченному применению ядерного оружия.

Проведенный анализ позволяет сделать заключение, что новая мировая война, если она все-таки будет развязана, затронет большую часть населения Земли, охватив практически все континенты, океаны и моря. По продолжительности она составит период от шести-семи до 25–30 лет. В военных действиях могут принять участие более ста миллионов человек с обеих сторон. Суммарные демографические потери превысят несколько сотен миллионов человек.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!