Все для предпринимателя. Информационный портал

Основные правила (принципы) бухгалтерского учета.

9. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утверждаемого Министерством финансов Российской Федерации.

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) ведется в валюте Российской Федерации - в рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

10. Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика, предполагающая имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

11. В бухгалтерском учете организации текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.

Документирование хозяйственных операций

12. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Требования главного бухгалтера (далее под главным бухгалтером понимаются также лица, ведущие бухгалтерский учет в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "в", "г" пункта 7 настоящего Положения) по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательны для всех работников организации.

13. Первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации, а по документам, форма которых не предусмотрена в этих альбомах и утверждаемым организацией, должны содержать обязательные реквизиты в соответствии с требованиями абзаца первого настоящего пункта.

В зависимости от характера операции, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.

14. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению (за исключением документов, подписываемых руководителем федерального органа исполнительной власти, особенности оформления которых определяются отдельными указаниями Министерства финансов Российской Федерации). Под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту.

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность.

15. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.

При реализации товаров, продукции, работ и услуг с применением контрольно - кассовых машин допускается составление первичного учетного документа не реже одного раза в день по его окончании на основании кассовых чеков.

Создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

16. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с указанием даты внесения исправлений.

17. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов могут составляться сводные учетные документы.

18. Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

Наличие единых принципов (допущений, требований и правил) бухгалтерского учета объясняются самим предназначением бухгал­терского учета в рыночной экономике, который призван формиро­вать полные и достоверные данные об имущественном и финансовом положении организаций, выступать способом общения деловых людей, быть составляющей общегосударственной системы форми­рования микро- и макроэкономических показателей.

В настоящее время основные правила (принципы) ведения бух­галтерского учета определены Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ст. 8) и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Россий­ской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г.№ 34н (раздел II), и включают следующее.

1. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утверждаемого Министерством финансов РФ.

2. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных
операций ведется в валюте РФ - в рублях. Документирование имущества,
обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение
регистров бухгалтерского учета и, бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный, перевод на русский язык.

3. В бухгалтерском учете организации текущие затраты на про­изводство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затра­ты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.

4. Хозяйственные операции, проводимые организацией, в обяза­тельном порядке должны оформляться первичными учетными доку­ментами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первич­ный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.

Первичные учетные документы должны содержать обязательные реквизиты:

Наименование документа (формы), код формы;

Дату со­ставления;

Наименование организации, от имени которой составлен документ;

Измерители хозяйст­венной операции (в натуральном и денежном выражении);

Наимено­вание должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их рас­шифровки.

Создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгал­терском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота.


Непосредственно создание первичных учетных документов, по­рядок и сроки передачи их, для отражения в бухгалтерском учете организации осуществляются в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота (п. 15 Положения по веде­нию бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ).

Порядок составления графика документооборота в организации регламентируется в том числе и Положением о документах и доку­ментообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Приказом Мин­фина России от 29 июля 1983 г. № 105.

Под графиком документооборота понимается принятая организацией система (способы) создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете, а также хранения первичных документов. Ответственным за осуществление работ по составлению графика документооборота является главный бухгалтер организации. График может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созда­нию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением организации, а также всеми исполнителями с указани­ем их взаимосвязи и сроков выполнения работ. При этом график должен устанавливать рациональный документооборот, т.е. преду­сматривать оптимальное количество подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять ми­нимальный срок его нахождения в подразделении.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организация обязана хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в тече­ние сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организа­ции государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы по учетной политике, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз. Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчет­ности несет руководитель организации.

Срок хранения документов определяет постоянно действую­щая экспертная комиссия совместно с делопроизводственной службой. Она же определяет и порядок уничтожения документов. В состав комиссии входят наиболее квалифицированные специа­листы основных структурных подразделений, а также представи­тели архивного учреждения. Организации, документы которых приему в государственные архивы не подлежат, уничтожают их без согласования с архивными организациями. Составляются описи документов для постоянного хранения и уничтожения. Уничтожение оформляется актом.

5. Для систематизации и накопления информации, содержа­щейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности исполь­зуются регистры бухгалтерского учета. Регистры бухгалтерского учета могут вестись в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при исполь­зовании вычислительной техники, а также на машинных носителях информации.

Формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и реко­мендуются Министерством финансов РФ, органами, которым феде­ральными законами предоставлено право регулирования бухгалтер­ского учета, или федеральными органами исполнительной власти, организациями при соблюдении ими общих методических принци­пов бухгалтерского учета.

6. Имущество, обязательства и иные факты хозяйственной дея­тельности для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчет­ности подлежат оценке в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования факти­чески произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления (фактическим затратам, связанным с производством объекта имущества).

В состав фактически произведенных затрат включаются, в част­ности, затраты на приобретение самого объекта имущества, уплачи­ваемые проценты по предоставленному при приобретении коммерче­скому кредиту, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономиче­ским и иным организациям, таможенные пошлины и иные платежи, затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

Формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущест­ва. Данные о действующей цене должны быть подтверждены доку­ментально или экспертным путем.

Под стоимостью изготовления признаются фактически произве­денные затраты, связанные с использованием в процессе изготовления имущества основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на изготовление объек­та имущества.

7. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвен­таризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок проведения инвентаризации (количество инвентариза­ций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведе­ние инвентаризации обязательно.

В соответствий с п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, проведение инвентариза­ции обязательно:

При передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального, унитарного предприятия;

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фон­дов - один раз в пять лет;

При смене материально ответственных лиц;

При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

В случае стихийного бедствия, пожара или других, чрезвычай­ных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

При реорганизации или ликвидации организации;

В других случаях, предусмотренных законодательством Рос­сийской Федерации.

Порядок проведения инвентаризации установлен Методиче­скими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49. Согласно п. 22 Методических указаний для проведе­ния инвентаризации в организации создается постоянно дейст­вующая инвентаризационная комиссия.

Основными целями инвентаризации являются:

Выявление фактического наличия имущества;

Сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

Проверка полноты отражения в учете обязательств;

Фактическое наличие имущества при инвентаризации комиссия определяет путем обязательного его подсчета, взвешивания, обмера. Однако по материалам и товарам, хранящимся в неповрежден­ной упаковке поставщика, фактическое количество этих ценностей комиссия может определять на основании документов, при условии обязательной проверки в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов может про­изводить на основании обмеров и технических расчетов.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности уч­тенных финансовых обязательств записываются в инвентаризаци­онные описи не менее чем в двух экземплярах. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и матери­ально ответственные лица. В конце описи материально ответствен­ные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии ка­ких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

Если в описях допущены ошибки, то их исправление произво­дится путем зачеркивания неправильных и проставления над зачерк­нутыми правильных записей. Причем все исправления в описях должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентариза­ционной комиссии и материально ответственными лицами.

Инвентаризации подлежат:

Все имущество организации независимо от его местонахож­дения;

Все виды финансовых обязательств;

Производственные запасы и другие виды имущества, не при­надлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендован­ные, полученные для переработки).

Заключительным этапом при проведении инвентаризации счита­ется процесс сравнения фактических остатков материальных ценно­стей, выявленных при проверке, с остатками, учтенными на счетах бухгалтерского учета. Результатами такого сравнения является составле­ние сличительных ведомостей (№ ИНВ-18; № ИНВ-19; № ИНВ-26). Следует отметить, что суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, получен­ные для переработки), составляются отдельные сличительные ведо­мости. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в, котором она была закончена, а по годо­вой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.

Согласно п. 3 ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском уче­те», выявленные при инвентаризации расхождения между фактиче­ским наличием имущества и данными бухгалтерского учета отра­жаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

Излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма за­числяется на финансовые результаты организации, а у бюджет­ной организации - на увеличение финансирования (фондов);

Недостача имущества и его порча в пределах норм естествен­ной убыли относятся на издержки производства или обраще­ния, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные ли­ца не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списыва­ются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на уменьшение финансирования (фондов).

Суммы недостач имущества и его порчи, выявлен­ные при инвентаризации, списываются на виновное лицо только в тех случаях, если работник:

Признан виновным по решению суда;

Является виновным в силу принятия на себя полной матери­альной ответственности;

В соответствии с Трудовым кодексом РФ может быть привлечен к полной или ограниченной материальной ответственности.

8. Для ведения бухгалтерского учета в организации формирует­ся учетная политика, предполагающая имущественную обособлен­ность и непрерывность деятельности организации, последователь­ность применения учетной политики, а также временную опре­деленность фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, осмотритель­ности, приоритета, содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

6. При формировании учетной политики предполагается имущественная обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временная определенность фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Документирование хозяйственных операций и отражение

их в регистрах бухгалтерского учета

7. Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции.

Первичные документы, в том числе на бумажных и машиночитаемых носителях информации, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы; дату составления; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки.

В зависимости от характера операции, требования нормативных актов и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.

Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.

Своевременное и достоверное создание первичных документов, передача их в установленном порядке и сроки для отражения в бухгалтерском учете производится в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота.

8. Содержащаяся в принятых к учету первичных документах информация, необходимая для отражения в бухгалтерском учете, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета, рекомендуемых Министерством финансов Российской Федерации или разработанных министерствами, ведомствами и организациями при соблюдении общих методологических принципов бухгалтерского учета.

Информация о хозяйственных операциях, произведенных за определенный период времени, из регистров бухгалтерского учета переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность.

9. В первичных документах и регистрах бухгалтерского учета неоговоренные исправления не допускаются. Исправление ошибки должно быть подтверждено подписью лиц, подписавших документ, с указанием даты исправления. В кассовых и банковских документах исправления не допускаются.

10. Первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская отчетность подлежат обязательному хранению в соответствии с установленными порядком и сроками. Ответственность за обеспечение сохранности в период работы с ними и своевременную передачу их в архив несет главный бухгалтер.

Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций

11. Имущество, обязательства и хозяйственные операции для отражения в бухгалтерском учете и отчетности подлежат оценке. Оценка осуществляется в денежном выражении путем суммирования фактически произведенных расходов.

Применение других видов оценок допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, настоящим Положением или другими нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.

12. Организация осуществляет оценку имущества, обязательств и хозяйственных операций в валюте, действующей на территории Российской Федерации - в рублях.

13. Записи в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по ее операциям в иностранной валюте производятся в валюте, действующей на территории Российской Федерации, в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения операций, одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей.

14. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций допускается вести в суммах, округленных до целых рублей. Возникающие при этом суммовые разницы могут быть отнесены на финансовые результаты у организации или увеличение (уменьшение) финансирования (фондов) у бюджетной организации.

Инвентаризация

15. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности проводится инвентаризация имущества и денежных обязательств.

16. Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются организацией, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

17. Проведение инвентаризации обязательно:

при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством, при преобразовании государственного или муниципального (унитарного) предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет; в районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

при смене материально ответственных лиц (на день приемки - передачи дел);

основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты у организации или увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;

убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на издержки производства (обращения) у организации или на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм;

недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства (обращения) у организации или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.

Штраф можно оспорить, так как бухгалтер нарушил правила вычета НДС, предусмотренные главой 21 Налогового кодекса РФ. Бухгалтерское законодательство этот вопрос не регулирует. Более того, данные на счета 19 и 68 попадают из налоговых регистров - книг покупок и книг продаж. Важное уточнение про ошибки в счетах-фактурах. Если неточности не мешают инспекторам идентифицировать покупателя, продавца, наименование товаров, работ, услуг, а также их стоимость, ставку НДС и сумму налога, то проверяющие не вправе отказать в вычете (п. 2 ст. 169 НК РФ). И тогда об искажении данных на счетах не может быть речи

Основные правила бухучета

Организации должны вести бухучет, соблюдая требования Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и ряда нормативных документов. Так, при ведении бухучета нужно руководствоваться:

Федеральными и отраслевыми стандартами. До их утверждения следует применять документы, регулирующие порядок ведения бухучета, утвержденные до 1 января 2013 года (ч. 1 ст. 30 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). При этом указанные документы применяются в части, не противоречащей Закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (информация Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012);

Положениями по бухучету (субъекты малого предпринимательства, кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе не следовать ПБУ 18/02, ПБУ 2/2008, ПБУ 16/02 и ПБУ 8/2010, организации, не публикующие бухгалтерскую отчетность, могут не применять ПБУ 11/2008);

Стандартами экономического субъекта (т. е. это инструкции и положения, которые утвердила сама организация для того, чтобы упорядочить бухучет);

Другими документами в области регулирования бухучета.

Законодательство устанавливает ряд требований к ведению бухучета:

Oрганизация обязана вести бухучет в рублях;

Вести бухучет нужно непрерывно с даты госрегистрации до даты прекращения деятельности (в результате ликвидации или реорганизации);

Все объекты бухучета нужно отражать в регистрах бухучета без пропусков и изъятий (т. е. каждый объект должен быть документально подтвержден и отражен в учете);

Не допускается отражение в регистрах бухучета мнимых и притворных объектов бухучета;

Вести бухучет нужно с использованием метода двойной записи (если иное не установлено федеральными стандартами). При этом не допускается ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета.

Такие правила установлены частью 3 статьи 6, частями 2 и 3 статьи 10, частью 2 статьи 12 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Микропредприятия и социально ориентированные некоммерческие организации вправе вести бухучет по простой системе (без применения двойной записи), предусмотрев это в своей учетной политике (п. 6.1 ПБУ 1/2008).

Для субъектов малого предпринимательства предусмотрены упрощенные правила ведения бухучета. В информационном сообщении Минфина России от 9 ноября 2012 г. № ПЗ-3/2012 для таких организаций предложен упрощенный план счетов. Согласно данным рекомендациям, организации на упрощенке могут использовать:

Для учета материальных запасов - счет 10 «Материалы» вместо счетов 07, 10, 11;

Для учета готовой продукции и товаров - счет 41 «Товары» вместо счетов 43, 41;

Для учета денежных средств в банках - счет 51 «Расчетные счета» вместо счетов 52, 55, 57, 51;

Для учета дебиторской и кредиторской задолженности - счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» вместо счетов 62, 71, 73, 75, 76, 79;

Для учета затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг), - счет 20 «Основное производство» (вместо счетов 23, 25, 26, 28, 29, 20), счет 44 «Расходы на продажу»;

Для учета капитала - счет 80 «Уставный капитал» вместо счетов 80, 82, 83;

Для учета финансового результата - счет 99 «Прибыли и убытки» вместо счетов 90, 91, 99.

Такой порядок предусмотрен пунктами 3.1 и 3.2 указанного информационного сообщения.

При этом к данным счетам организация может открывать субсчета. Например, к счету 76 могут быть открыты субсчета «Расчеты с покупателями», «Расчеты с подотчетными лицами», «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

ПБУ 18/02 с середины года

Ситуация: как начать использовать ПБУ 18/02, если организация потеряла право не применять его в середине года (например, утратила статус малого предприятия) ?

ПБУ 18/02 нужно применять с начала календарного года.

Объясняется это следующим. Налог на прибыль, который нужно заплатить в бюджет, определяется как налог, рассчитанный из бухгалтерской прибыли организации, скорректированный на суммы постоянного налогового обязательства, постоянного налогового актива, отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства (п. 20, 21 ПБУ 18/02).

Налог на прибыль считают по итогам налогового периода - года (п. 1 ст. 285, п. 2 ст. 286 НК РФ). Поэтому, чтобы правильно это сделать исходя из данных бухучета и их взаимосвязи с налоговыми показателями, ПБУ 18/02 нужно применять с начала календарного года.

При этом придется выявить все разницы между бухгалтерским и налоговым учетом, которые возникли с 1 января до начала квартала, в котором организация утратила статус субъекта малого предпринимательства. На эту дату нужно отразить постоянные и отложенные налоговые обязательства (активы). То есть организации, которая потеряла право не применять ПБУ 18/02 в середине года, необходимо внести дополнения в бухучет, отразив все необходимые корректировки за период, когда данное положение не применялось. Сделайте это в том периоде, в котором возникла обязанность применять ПБУ 18/02.

Пример отражения разницы между бухгалтерским и налоговым учетом. Организация утратила статус субъекта малого предпринимательства

ЗАО «Альфа» в сентябре 2014 года утратило статус субъекта малого предпринимательства. Разницы по ПБУ 18/02 бухгалтер отразил с 1 января 2014 года. В учете организации с 1 января 2014 года бухгалтер выявил только одну разницу между бухгалтерским и налоговым учетом: в остаточной стоимости объекта основных средств. В налоговом учете она составила 50 000 руб., а в бухгалтерском - 60 000 руб. Норма амортизации в месяц в налоговом учете - 1389 руб., а в бухгалтерском - 1667 руб. До конца срока полезного использования осталось 24 месяца (и в бухгалтерском и в налоговом учете).

Бухгалтер ЗАО «Альфа в 2014 году сделал следующие проводки:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 77
- 2000 руб. ((60 000 руб. - 50 000 руб.) × 20%) - отражено отложенное налоговое обязательство;

Дебет 44 субсчет Кредит 02
- 1667 руб. - начислена амортизация;

Дебет 77 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
- 56 руб. ((1667 руб. - 1389 руб.) × 20%) - отражено уменьшение отложенного налогового обязательства.

В течение 24 месяцев бухгалтер будет начислять амортизацию и списывать отложенное налоговое обязательство.

Дополнительные записи внесите на основании подтверждающих документов (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Например, это могут быть:

Первичные документы, свидетельствующие о возникновении различий между бухгалтерским и налоговым учетом;

Ведение бухгалтерского учёта регламентируется определёнными правилами, которыми понимают постановление, предписание, устанавливающие порядок чего-нибудь.

Правила ведения бухгалтерского учёта сформулированы во II разделе Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации:

    учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется способом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учёта, включённых в рабочий план счетов;

    бухгалтерский учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций ведётся в валюте РФ – в рублях и на русском языке;

    для ведения бухгалтерского учёта в организациях формируется учётная политика, под которой понимается принятая организацией совокупность способов ведения учёта – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности;

    в бухгалтерском учёте текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно;

    все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учётными документами, на основании которых ведётся бухгалтерский учёт;

    регистры бухгалтерского учёта: специальные книги (журналы), отдельные листы, карточки, машинограммы, предназначенные для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учёту первичных учётных документах. Содержание регистров бухгалтерского учёта и внутренней бухгалтерской отчётности является коммерческой тайной, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – государственной тайной;

    активы, обязательства и иные факты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности подлежат оценке в денежном выражении;

    для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой, проверяются и документально подтверждаются их наличие, оценка и сохранность.

Перечисленные правила ведения бухгалтерского учёта являются обязательными для всех экономических субъектов и соответствуют рациональной организации бухгалтерского учёта.

1.5. Концепция бухгалтерского учёта в рыночной экономике России

При выборе ориентира для реформы бухгалтерского учёта в России было признано целесообразным использовать Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО) прежде всего при создании Концепции бухгалтерского учёта в рыночной экономике, для обеспечения сопоставимости бухгалтерской информации, формируемой российскими и международными компаниями, а также в процессе разработки национальных положений по бухгалтерскому учёту (стандартов) в качестве отправной точки соответствия международно принятой учётной практики.

29 декабря 1997г. Концепция бухгалтерского учёта в рыночной экономике России, подготовленная разработчиками реформы, была одобрена методическим советом по бухгалтерскому учёту при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским советом института профессиональных бухгалтеров.

Концепция определяет основы построения системы бухгалтерского учёта в условиях новой экономической среды, складывающейся в России. Она основывается на достижениях бухгалтерской науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики, использует опыт стран с развитой рыночной экономикой, отвечает международно-признанным стандартам финансовой отчётности.

Этот документ является основой построения системы нормативного регулирования бухгалтерского учёта и не заменяет никакие нормативные акты по бухгалтерскому учёту. Более того, если какое-либо положение Концепции противоречит положению законодательного или нормативного акта по бухгалтерскому учёту, то использованию подлежит положение законодательного или нормативного акта. Новая Концепция бухгалтерского учёта и разрабатываемые на её основе правила и нормы постановки и ведения бухгалтерского учёта, а также контроля за достоверностью и надёжностью финансовой информации, должны создавать элементы рыночной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятный климат для частного инвестирования, в том числе инвестиций. Концепция представляет собой описательную модель системы бухгалтерского учёта, адекватную рыночной экономике. Наполняемость модели осуществляется через национальные стандарты – положения по бухгалтерскому учёту. Программа реформирования бухгалтерского учёта включала разработку 22 национальных стандартов. В настоящее время разработано уже 24 стандарта, приближённых к международным стандартам финансовой отчётности (МСФО).

Отметим основные положения Концепции.

Во-первых, в Концепции чётко сформулирована цель бухгалтерского учёта в рыночной экономике – формирование информации для внутренних и внешних пользователей;

Во-вторых, в Концепции впервые определено понятие «заинтересованные пользователи» и установлены их потребности в бухгалтерской информации.

Заинтересованные пользователи – это лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить, изучать и использовать эту информацию.

Заинтересованными пользователями могут быть инвесторы, персонал организации, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественности.

В концепции определены потребности заинтересованных пользователей в бухгалтерской информации:

– инвесторы (реальные и потенциальные) заинтересованы в информации о рискованности и доходности предполагаемых или осуществленных ими инвестиций, о возможности и целесообразности распоряжаться инвестициями, о способности организации выплачивать дивиденды;

– персонал предприятия заинтересован в информации о стабильности и прибыльности предприятия; способности организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест;

– заимодавцы заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли своевременно погашены предоставленные ими организации займы и выплачены причитающиеся проценты;

– поставщики и подрядчики заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли выплачены в срок причитающиеся им суммы за поставленные товары, продукцию и оказанные услуги;

– покупатели и заказчики заинтересованы в информации о продолжении деятельности организации;

– органы власти заинтересованы в информации для осуществления возложенных на них функций по распределению ресурсов, регулированию народного хозяйства, разработке и реализации общественной политики, ведению статистического наблюдения;

– общественность заинтересована в информации о роли и вкладе организации в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях.

Интересы внешних пользователей различны и бухгалтерский учёт не может удовлетворить все информационные потребности этих пользователей в полном объёме. Поэтому информация, формируемая в бухгалтерском учёте удовлетворяет потребностям, являющимся общими для всех пользователей. Решения, принимаемые заинтересованными пользователями требуют оценки способности организации воспроизводить денежные средства и аналогичные им активы, времени и определённости их поступления. В результате такой оценки может быть установлена возможность организации обеспечить причитающиеся и предстоящие выплаты инвесторам, персоналу, кредиторам, поставщикам и подрядчикам, государству.

В-третьих, в Концепции определяется содержание информации, формируемой в бухгалтерском учёте для удовлетворения общих потребностей заинтересованных пользователей: о финансовом положении организации, её финансовых результатах и изменениях в финансовом положении организации.

Финансовое положение организации определяется ресурсами, находящимися в её распоряжении, структурой источников этих ресурсов, ликвидностью и платёжеспособностью организации, а также её способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования. Информация о финансовом положении формируется главным образом в виде бухгалтерского баланса.

Информация о финансовых результатах требуется для оценки потенциальных изменений в ресурсах, которые, вероятно, будет контролировать организация в будущем при прогнозировании способности вызывать денежные потоки на основе имеющихся ресурсов при обосновании эффективности, с которой организация может использовать дополнительные ресурсы. Эта информация обеспечивается главным образом отчётом о прибылях и убытках.

Информация об изменениях в финансовом положении организации необходима для оценки её инвестиционной, финансовой и операционной деятельности в отчётном периоде. Эта информация обеспечивается главным образом отчётом о движении денежных средств.

В Концепции подчёркнуто, что содержание, порядок оформления и способы представления информации для внутренних пользователей определяются руководством организации и, следовательно, являются элементом учётной политики.

В-четвёртых, в Концепции по-новому сформулированы требования к информации, формируемой в бухгалтерском учёте. Информация должна быть полезной пользователям. Чтобы информация считалась полезной, она должна быть уместной, надёжной и сравнимой.

Уместной с точки зрения пользователей считается информация, наличие или отсутствие которой может оказать или способно оказать влияние на решения (включая управленческие) этих пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтвердить или изменить ранее сделанные оценки. На уместность информации влияют её содержание и сущность. Существенной признаётся информация, отсутствие или неточность которой может повлиять на решения заинтересованных пользователей.

Надёжной признаётся информация, если она не содержит существенных ошибок.

Факты хозяйственной деятельности должны отражаться в бухгалтерском учёте не столько исходя из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования.

Информация, предоставляемая заинтересованным пользователям, должна быть нейтральной, т.е. свободной от односторонности.

Информация, формируемая в бухгалтерском учёте, должна быть полной.

Требование сравнимости информации – пользователи должны иметь возможность сопоставлять информацию о разных организациях, чтобы анализировать содержание информации, формируемой в бухгалтерском учёте: сравнивать финансовое положение, финансовые результаты и изменения в финансовом положении.

При формировании информации в бухгалтерском учёте должны приниматься во внимание факторы, ограничивающие уместность и надёжность этой информации. Ограничить уместность и надёжность может своевременность информации. Просрочка представления информации заинтересованным пользователям может привести к потере её уместности.

Полезность информации должна быть сопоставима с затратами на её подготовку.

В-пятых, в Концепции раскрыт для целей бухгалтерского учёта состав информации, формируемой в бухгалтерском учёте для заинтересованных пользователей. Указано, что в бухгалтерском балансе элементами информации о финансовом положении организации является имущество, кредиторская задолженность и капитал.

Имуществом признаются хозяйственные средства, контролируемые организацией в результате прошлых событий её хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.

Кредиторской задолженностью признаётся обязательство организации, существующее на отчётную дату, которое является следствием прошлых событий её хозяйственной деятельности и расчёты по которой должны привести к оттоку ресурсов организаций, которые должны были принести ей экономические выгоды.

Капитал представляет собой остаток хозяйственных средств организации после вычета их них кредиторской задолженности.

В Отчёте о прибылях и убытках элементами бухгалтерской информации о финансовых результатах являются доходы и расходы.

Доходом организации признаётся увеличение экономических выгод в течение отчётного периода или уменьшение кредиторской задолженности, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вкладов собственников. Доходы включают выручку от продажи, оплату за услуги, проценты и дивиденды к получению, роялти, арендную плату, а также прочие доходы (поступления от продажи основных средств; нереализованные прибыли, полученные вследствие переоценки рыночных ценных бумаг и др.).

Расходами признаются уменьшение экономических выгод в течение отчётного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала (кроме изменений, обусловленных изъятиями собственников). Расходы включают материальные затраты, затраты на производство продукции (работ, услуг), оплату труда работников и управленческого персонала, амортизационные отчисления, иные затраты, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.).

В Концепции указано, что Отчёт о движении денежных средств и информация об изменениях в финансовом положении организации, которая в нём отражается, является производной от элементов Бухгалтерского баланса и Отчёта о прибылях и убытках.

В-шестых, в этом документе сформулированы два критерия признания имущества, кредиторской задолженности, доходов и расходов – надёжность и существенность. Информация считается надёжной, если она не содержит существенных ошибок. Существенной признаётся сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных бухгалтерской отчётности составляет не менее 5%.

И последнее, в Концепции определены методы оценки имущества, кредиторской задолженности, доходов и расходов: фактическая (первоначальная) стоимость (себестоимость); текущая (восстановительная) стоимость (себестоимость), текущая рыночная стоимость (стоимость продаж), дисконтированная стоимость.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!