Все для предпринимателя. Информационный портал

Система самоуправления в экономике. Муниципальное образование как социально-экономическая система


Монография посвящена теоретико-правовому исследованию основ городского самоуправления, развития самоуправления в городах России и мира, выявлению экономико-территориальных особенностей местного самоуправления в городах федерального значения, а также изучению механизма самоуправления внутригородских территорий в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. В монографии выявлены экономико-территориальные особенности местного самоуправления в городах России и мира, рассмотрено их содержание, включая содержание территориальной организации, финансовых основ, межбюджетных отношений в Москве и Санкт-Петербурге. Раскрыто содержание механизма самоуправления внутригородских территорий городов федерального значения, оценена роль участия населения в осуществлении местного самоуправления. Для государственных служащих, работников органов местного самоуправления, студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, а также всех, интересующихся...

В монографии на основе осмысления научного и историко-практического опыта представлена развернутая характеристика понятия местного самоуправления и определена его роль в организации функционирования современных территориальных образований, рассмотрены основные тенденции развития и социально-экономические аспекты модернизации местного самоуправления в условиях регионализации экономики. Особое внимание уделено инструментарию реализации политики ориентации системы самоуправления на развитие местного хозяйства, а также разработке модели местного самоуправления, позволяющей осуществить переход от выживания к развитию, что является основной целью местного самоуправления, ориентированного на развитие местного хозяйства в моноспециализированных шахтерских городах. Предназначена для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов вузов, менеджеров высшего и среднего звена, работников органов государственной власти и местного самоуправления, вовлеченных в...

Самоуправление крестьянства России имеет долгую и сложную историю. Столетиями оно воплощалось в общине. В начале XX в. на ее основе зародилась и выросла новая форма самоуправления - Советы. Разрушение страны Советов привело к утрате бесценного опыта самоуправления крестьян. И только воссоздание этого опыта позволит возродить самоуправление деревни России. В основу данной книги положены лекционные курсы, прочитанные авторами на историческом и юридическом факультетах Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. Для студентов, аспирантов, преподавателей исторических, юридических и политологических вузов, а также всех интересующихся историей деревни России и проблемами самоуправления.

Подготовленное на кафедре конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова учебное пособие посвящено вопросам организации и деятельности государственной власти и местного самоуправления в Москве. Особую актуальность настоящее издание приобретает в силу того, что с принятием 13 июля 2001 г. новой редакции Устава города Москвы начинается масштабная реформа системы властных отношений в городе. Для студентов, аспирантов, преподавателей, научных и практических работников и всех интересующихся проблемами организации власти в Москве.

В монографии дана развернутая характеристика структуры и деятельности органов сельского и городского самоуправления на Урале в XVIII - начале XX в., прослежены их взаимоотношения с региональной и центральной властями. Для историков, этнографов и всех интересующихся прошлым Отечества.

Введение с 1 февраля 2002 года нового Трудового кодекса РФ (ТК) создает совершенно новую ситуацию в вопросах правового регулирования труда муниципальных служащих и роли органов местного самоуправления в регулировании трудовых отношений на территории муниципального образования. Во втором издании для удобства читателей статьи Трудового кодекса РФ соотнесены со статьями Федерального закона "Об основах муниципальной службы в РФ" и некоторыми выводами Конституционного Суда РФ, сделанными им в ряде решений, принятых в 2001-2003 году. В качестве приложений приводятся полные тексты соответствующих решений Конституционного Суда РФ, а также Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации". Для выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, преподавателей, аспирантов, студентов вузов, обучающихся по специальности "Государственное и муниципальное...

В сборнике представлены статьи, освещающие основные цели и задачи муниципальной реформы в Российской Федерации, те основные новации, которые привносит реформа в систему органов местного самоуправления и характер их взаимодействия с органами государственного управления федерального и регионального уровня. Рассматривается связь муниципальной реформы с изменениями в бюджетной системе и бюджетном процессе в Российской Федерации. Особое внимание уделено анализу практических результатов так называемого переходного периода в реализации реформы (01.01.2006-01.01.2009гг.) и практических проблемах повсеместного обязательного перехода к полномасштабной реализации всех положений реформы. Дается оценка действующей правовой базы реформы (с учетом всех изменений), а также состояния экономических основ местного самоуправления с позиции финансово-бюджетной обеспеченности различных типов муниципальных образований, изменений в объеме и структуре муниципальной собственности и пр. В статьях сборника...

Ученые-регионалисты В.Н.Лексин и А.Н.Швецов предлагают читателям свою очередную книгу в серии их публикаций "Региональная политика России. Концепции, проблемы, решения". Настоящее пятитомное издание соединяет воедино проблемно-аналитическое исследование, учебно-методическое пособие и статистический справочник по проблемам ситуационного анализа социально-экономического развития российских городов и районов, организации местного самоуправления, местных бюджетов, муниципального права и муниципальной реформы, а также других "вопросов местного значения". Впервые представлены сопоставимые за ряд последних лет статистические и расчетные данные (по 70-100 показателям) о социально-экономической ситуации почти в 2 500 муниципальных образований (в 600 городах и в 1 900 районах) всех субъектов Российской Федерации (первичная статистическая информация - В.И.Галицкий и Т.Б.Шадрина). Издание предназначено для практических работников региональных и местных органов власти, а также для...

Излагаются теоретические и методические основы становления, развития и регулирования рыночных процессов в аграрной сфере; вопросы формирования рыночных структур в АПК; основные направления, формы и методы государственного регулирования рыночных отношений; особенности функционирования региональных продуктовых рынков. Значительное внимание при этом уделено месту и роли органов государственного, хозяйственного управления и самоуправления в АПК, а также муниципальных органов управления и сельскохозяйственных предприятий. Предназначено студентам (бакалаврам, магистрам), аспирантам, преподавателям, научным работникам, руководителям и специалистам аграрного производства.

В книге рассматривается комплекс экономико-правовых проблем ресурсного обеспечения процессов функционирования и развития муниципальных образований. Предметом анализа являются концептуальные и практические вопросы формирования и исполнения местных бюджетов, местного налогообложения, межбюджетных отношений внутри субъектов федерации, повышения эффективности использования муниципального имущества, организации муниципальных займов, а также регулирования использования муниципальных земель. Российская практика сопоставляется с новейшим зарубежным опытом. Для научных работников и практических специалистов в сфере местного самоуправления и территориального развития, преподавателей, аспирантов и студентов экономических, финансовых и правовых факультетов.

Различные элементы местного самоуправления находятся во взаимосвязях друг с другом, образуя систему местного самоуправления в РФ. Термин "система местного самоуправления" не используется ни в Конституции РФ, ни в судебных решениях по проблемам местного самоуправления. Вместе с тем использование данного термина представляется вполне уместным, поскольку понятие "система" подразумевает, что ее элементы структурированы, находятся между собой в определенных упорядоченных связях и образуют в силу этого некоторую целостность.

Система местного самоуправления - это совокупность местных сообществ жителей, муниципальных образований, их внутренних субъектов и институтов, взаимодействующих между собою и с внешней средой в процессе осуществления самоуправленческих функций.

Элементами системы местного самоуправления являются:

1) формы осуществления местного самоуправления непосредственно жителями муниципального образования:

Муниципальные выборы,

Местный референдум,

Отзыв выборных лиц местного самоуправления,

Сход жителей муниципального образования (в муниципальных образованиях с численностью избирателей, не превышающей 100 человек);

2) деятельность органов местного самоуправления:

Выборных коллегиальных,

Выборных единоличных (выборных должностных лиц местного самоуправления),

Невыборных - сформированных (назначенных) выборными органами или в ином порядке, предусмотренном комментируемым Федеральным законом и уставом муниципального образования;

3) инициативные формы участия жителей в местном самоуправлении (территориальное общественное самоуправления, клубы по интересам, связанным с решением вопросов местного значения, собрания граждан по месту жительства, народная правотворческая инициатива, участие в публичных слушаниях, обращения в органы местного самоуправления, обсуждение проблем, связанных с решением вопросов местного значения, в СМИ и т.п.);

4) деятельность муниципальных служащих.

5)муниципальные предприятия, учреждения, организации, коммерческие негосударственные и немуниципальные объединения.

6)Различные ассоциативные связи в системе местного самоуправления (ассоциации и союзы муниципальных образований). Первыми возникли региональные ассоциации (ассоциация Сибирских, ассоциация Уральских городов). И только потом появился Союз Российских Городов. 28 октября 1998 Указом Президента РФ был создан Конгресс Муниципальных Образований РФ. У всех этих структур одна цель, как можно лучше организоваться, и сохранить институт местного самоуправления для населения.

34. Автономная модель местного самоуправления в зарубежных странах

Для удобства изучения зарубежного опыта, эффективного применения его в практике осуществления местного самоуправления целесообразно осуществлять обобщение, классификацию этих форм. Важную роль в этой деятельности играет типология местного самоуправления, его обобщающее моделирование (выявление характерных моделей).

Модель местного самоуправления - это форма организации местной власти, воплощающая в себе все наиболее существенные характеристики различных муниципальных си­стем и выступающая в качестве их типичного представителя.

Модель автономного местного самоуправления наиболее последовательно внедрена в таких странах, как США, Канада, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия. Она базируется на положениях «общественной» муниципальной доктрины и поэтому предполагает отделение местного самоуправления от системы государственной власти, исключает всякое прямое подчинение муниципальных органов органам вышестоящего уровня. Характерная черта данной модели - отсутствие на местах полномочных представителей центрального правительства, контролирующих выборные муници­пальные органы. Контроль центра за деятельностью орга­нов местного самоуправления в данном случае носит периодический характер и осуществляется путем финансовых ревизий (особенно в отношении расходования целевых субси­дий из вышестоящих бюджетов), министерских инспекций (проверку проводят уполномоченные министра по делам местного самоуправления), судебного контроля (централь­ные органы могут обращаться в суд с исками против органов местного самоуправления) и т.п.

В зависимости от способа выборов главы исполнитель­ной власти и формы взаимодействия представительных и исполнительно-распорядительных органов можно выделить несколько различных типов модели автономного местного самоуправления. Практика показывает, что наиболее распро­страненные из них, следующие:

    глава исполнительной власти непосредственно избирается населением и одновременно совмещает функции председателя (руководителя) представительного органа местного самоуправления. Подобная модель, условно обозначаемая как «совет - сильный мэр», представлена более чем в половине городов США, используется она и в южных землях Германии;

    глава исполнительной власти избирается на должность из числа депутатов представительного органа и одновременно совмещает функции его руководите­ля. Данная модель соответствует, например, системе «сильный совет - мэр», применяемой в США, Канаде и Великобритании, а также бургомистерской форме организации местного самоуправления в Германии;

    глава исполнительной власти избирается на долж­ность непосредственно населением или представительным органом местного самоуправления, однако при этом он не становится главой данного предста­вительного органа. Подобная форма организации ме­стной власти получила распространение в некоторых провинциях Канады, на территории земель Гессен и Бремен в Германии;

    глава исполнительной власти назначается на должность соответствующим представительным органом по результатам конкурса по контракту. При этой му­ниципальной модели населением территориального образования избираются и депутаты представительного органа, и высшее должностное лицо местного самоуправления (мэр). Однако сфера их деятельнос­ти ограничивается решением вопросов исключитель­но политического характера. Повседневной же адми­нистративной работой руководит назначаемый и контролируемый представительным органом местного са­моуправления управляющий (менеджер). Институт «муниципальных менеджеров» получил распростране­ние в США (40 % всех городов), в Канаде (около 150 не­больших и средних городов), Германии, Норвегии, Швеции Финляндии и ряде других стран;

    глава исполнительной власти не избирается, а все пол­номочия представительного и исполнительно-распоря­дительного характера реализуются комиссией - орга­ном, состоящим из выборных должностных лиц, воз­главляющих основные подразделения аппарата муни­ципального управления. Данная форма организации местной власти применяется во многих малых городах США;

    местным сообществом избирается единственное должностное лицо местного самоуправления - глава му­ниципального образования (мэр, староста), в компе­тенцию которого входит реализация всех полномочий органов местного самоуправления, за исключением утверждения местного бюджета, отчета о его испол­нении и контрольных полномочий, осуществляемых непосредственно населением данного муниципально­го образования. Подобная модель применяется сегод­ня многими странами Западной Европы при организа­ции системы местного самоуправления на территории, небольших, преимущественно сельских, поселений.

1) тип управления, при котором объект и субъект управления совпадает, т. е. люди сами управляют своими делами;

2) самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. Самоуправление административно-территориальных единиц - местное самоуправление.

Отличное определение

Неполное определение ↓

САМОУПРАВЛЕНИЕ

форма организации общественной жизни определенного региона (города, района, области, страны), характеризующаяся тем, что все жители этого региона сами осуществляют функции управления своими общественными делами, не передоверяя их своим представителям и не закрепляя их за определенными лицами. Очевидно, что отличительная черта этой формы организации общественной жизни в особой форме осуществления в ней функции управления.

Сама же функция управления присуща только общностям, обладающим сознанием, т.е. человеческим общностям, а направлена эта функция на сохранение структуры общности, поддержание режима ее работы, осуществление программы или цели ее деятельности, что свидетельствует о достаточно высоком уровне развития рассматриваемой общности. С появлением человека как социального существа, поддерживающего посредством труда обмен веществ между собой и окружающей природой, возникает и сознание как отражение бытия, как осознание и познание практически изменяемой человеком объективной реальности. С первых шагов становящегося человека его сознание являлось одним из важнейших, специфически человеческим средством обеспечения дальнейшего общественного прогресса, совершенствования жизни общества, служило необходимой предпосылкой сознательного управления общественным развитием.

Однако практическая реализация такой возможности - сложный, длительный и противоречивый процесс, ибо от сознательного управления человеком собственным поведением до сознательного управления развитием общества так же далеко, как далеко от пращи до баллистической ракеты. И тем не менее прогресс и здесь совершался, ибо сознательное управление, будучи мощным ускорителем прогресса, шаг за шагом входило в плоть и кровь социального развития. В самом деле, в любой организованной человеческой общности, будет ли это семья, трудовой коллектив или общество в целом, осуществление управленческих функций, придающих общности определенную организацию, является условием ее выживания, сохранения ее структуры, достижения целей ее деятельности. Сложные человеческие общности - большие коллективы, общество в целом, как правило, имеют специальную управленческую структуру, т.е. особую организацию особых людей - управляющих.

Развитие и совершенствование функции управления и связанного с ним особого слоя людей привело к тому, что с возникновением государства как отделенной от общества и управляющей обществом с помощью принуждения, насилия особой организации людей возникла возможность (и она быстро стада превращаться в действительность) сначала использования управляющими доверенного им управления в своих корыстных целях, а затем и в узурпацию ими самой общественной власти, в превращение скромных слуг общества в деспотических господ над ним.

Анализ ситуации привел к выводу, что решающим, если не единственным средством для устранения такого положения и этой опасности, является обратное поглощение обществом выделившихся из него управленческих функций, переход от управления общественными делами к самоуправлению, когда управленческая функция не закреплена за определенными лицами и осуществляется самой человеческой общностью.

Очевидно, что противоположность управления и самоуправления относительна в том смысле, что и тут, и там имеет место управление, а значит все то, что предполагает управление: познание подлежащего управлению процесса, предвидение направления его развития, выработка целей управления, подбор допустимых для реализации цели средств такой реализации и, наконец, организация самих практических действий по достижению избранной управленческой цели. Но в том случае, если налицо не самоуправляющийся, а управляемый процесс, все названные этапы и функции управленческого процесса могут быть разделены на свои составные части и закреплены за теми или иными людьми, когда одни познают подлежащий управление процесс, другие вырабатывают управленческие решения, третьи организуют практическое достижение цели.

Разумеется, что такая дифференциация и специализация существенно повышают качество управленческого процесса, позволяют в каждом звене опираться на специалистов, что позволяет рассчитывать на лучший результат. Но в этой же усложненности управленческого процесса содержатся и новые опасности его все большего отчуждения от управляемых, все больше соблазнов для управляющих подчинить управление своим интересам, узурпировать управленческую власть. Ведь такое дробление управленческого процесса и его профессионализация отделяют, отчуждают его от тех, на кого будут направлены управленческие функции и усилия, делают само управление подобного рода глубоко чуждым самим управляемым. Жизнь ставит дилемму: или все большая профессионализация управленческого процесса, а вместе с тем все большее отчуждение его от управляемых, или во имя преодоления подобного отчуждения устранения непосредственной опасности узурпации управленческих функций и власти согласиться на депрофессионализацию управления, передавая функции управления самому обществу, его гражданам.

Как же разрешить возникающее здесь противоречие? Путем органического сочетания позитивных сторон того и другого, повышения грамотности, профессионализма членов общества, его граждан и умножения предпосылок для развития самоуправления. Что это значит?

В условиях, когда сохраняется государство, политика и политические отношения, т.е. когда важнейшие функции управления совершаются посредством государственных управляющих, служащих, чиновников, бюрократов, для развития начал самоуправления необходимо следующее.

Во-первых, самоуправление, не отрицая индивидуальных различий между гражданами, предполагает равенство между людьми в отношении к управленческому процессу, здесь должно устраняться деление на управляющих и управляемых, а также на граждан, постоянно выполняющих те или иные управленческие функции и не выполняющих подобных функций. Рост образованности и культуры позволит все более широкому кругу людей быть способными к выполнению любых управленческих функций.

Во-вторых, необходима децентрализация управления, т.е. перераспределение управленческих функций между центральными (для данного региона) и местными органами управления в пользу последних. Это объясняется следующим. Прежде всего, граждане, жители данного региона (города, района) лучше знают существо стоящих здесь проблем, ибо сама жизнь ежедневно сталкивает их с этими вопросами. Такого знания более широких проблем более высокого уровня у них, естественно, нет. С этим связано и то, что и принимать решения по вопросам, с которыми ты сталкиваешься повседневно гораздо легче, да и решения будут вполне компетентными в сравнении с решением тех проблем, которых ты не знаешь, с которыми сам не имеешь дела. Совершенно очевидно, что каждый, решая "свои" вопросы, тем самым сам управляет собой, занимается самоуправлением, чего нельзя оказать о тех, кто решает по преимуществу не "свои" вопросы, а "чужие", затрагивающие интересы других людей.

В-третьих, необходима "ротация" граждан, т.е.

смена ими общественного места или выполняемой ими функции: сегодня "управляющий", а завтра "управляемый" и наоборот, причем не только с точки зрения вхождения или невхождения в управленческие структуры (избрание депутатом, работа в комиссиях и т.п.), но также и в связи с поочередным выполнением управляемыми то одних, то других управленческих функций, исключающих их закрепление за определенными лицами, что и будет означать присвоение этих функций не индивидами, а обществом, обратное их обобществление, характерное для самоуправления.

Самоуправление. Термин "самоуправление" появился во французском языке лишь в начале 60-х годов и употреблялся применительно к Югославии, однако политическая теория и общественное движение, т.е. та самая реальность, которую он отражает, имеют намного более древние и глубокие корни.

В начале "Манифеста Коммунистической партии" Маркс и Энгельс отмечали, что "история всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов". Эта борьба приводит не к победе одного класса над другим, а к революционному рождению нового класса, который усиливает и, вместе с тем, видоизменяет антагонизм между группами эксплуататоров и эксплуатируемых. На смену подобной неравноправной и, следовательно, несправедливой ситуации должно прийти, опять же по Марксу и Энгельсу, "такое объединение людей, где свободное развитие каждого явится условием свободного развития всех". Эта формулировка прекрасно определяет самоуправление. Таким образом, основой самоуправления является утверждение равенства между людьми. Подобное понимание уходит корнями в глубокую древность, так как еще философы-стоики считали каждого человека "гражданином мира", а апостол Павел осуждал всякое превосходство одной национальности над другой и, следовательно, выступал против расизма и угнетения одним "избранным" народом других "народов без истории". Позднее Декарт разработал философские основы демократии, отвергая авторитет на основании принципа, гласящего, что любой человек должен принимать за истинное лишь то, что явно представляется ему таковым. Руссо сделал политические выводы из этого основополагающего принципа равенства, назвав общественным договором такое объединение людей, где "каждый отдает обществу себя и все свои возможности при высшем главенстве общих интересов". И действительно, по Канту, необходимое чувство достоинства каждого человека повелевает ему повиноваться лишь такому закону, который он сам установил для себя, а поскольку этот закон отвечает рациональной природе человеческого рода, он приведет к созданию всемирного миролюбивого союзного общества. На различные второстепенные формы неравенства между людьми следует смотреть как на источник разнообразия и богатства человеческих проявлений, а не как на предпосылку господства.

В течение долгого времени эти идеи великих мыслителей игнорировались иерархической организацией обществ вплоть до семьи, за редким исключением небольших "первобытных" общин, не имеющих "государственности". Слабые практически повсеместно были готовы мириться со своим положением и даже желали защиты сильных мира сего, живя, таким образом, в условиях "добровольного рабства", передав свои дела в чужие руки, что можно было бы назвать "чужеуправлением". Однако веками противоестественный характер такого неравноправного разделения вызывал бунты, революции, а следовательно, имели место и периоды самоуправления. Начиная с XIX в. такое порабощение большинства породило крупные общественные движения, в частности анархизм и марксизм, которые заставили философию спуститься на землю. Несмотря на некоторые различия, они ставили перед собой одну задачу - положить конец капиталистической эксплуатации рабочей силы путем уничтожения буржуазии в интересах пролетариата, ставшею всемирным классом. Такие попытки, часто называемые "рабочими советами", имели место в 1871 г. - Парижская Коммуна, в 1917-м - Советы в России, а также в Германии, Венгрии и, несколько позже, в Каталонии. К сожалению "экспроприация экспроприаторов" не смогла надолго установить самоуправление: в одной стране Советы разгромлены силой оружия, в другой, например, в СССР, на смену частным собственникам средств производства пришли политические бюрократы, частные собственники средств принятия решений. Неудачи самоуправления привели к коротким восстаниям в некоторых восточноевропейских странах и побудили Югославию объявить всеобщее самоуправление. Однако, в этой стране, равно как и позднее в Алжире, упорное сохранение однопартийной системы спровоцировало упадок системы самоуправления, вновь возникло экономическое неравенство, в частности в результате отсутствия реальной ротации руководящих кадров.

Эти кризисы отнюдь не служат непреложным доказательством утопического характера самоуправления, но высвечивают саму его суть. Самоуправление не сводится к национализации средств производства, это- самоуправление производителей, объединенных оригинальными формами децентрализованного планирования. Конечно же, противоположностью самоуправления является эксплуатация, но в более широком смысле это и отчуждение. Устранение отчуждения означает не только обеспечение необходимых условий труда (как трактует, например, тейлоризм), но и создание новых видов свободной деятельности, революционизирующих труд, орудия труда и продукты труда, в то время как сейчас товары являются объектами, которые искусственно производят субъектов, способных их потреблять. Самоуправление касается не только сферы труда, но и всех областей человеческой жизни. Чтобы быть свободным, самоуправляемое общество нуждается в гласности и просторе для творческой энергии - основного источника радости человека.

Отличное определение

Неполное определение ↓

План лекции: (4 часа)

1. Система местного самоуправления в Украине.

2. Всемирная декларация местного самоуправления.

1. Существуют определенные факторы, которые характеризуют местное самоуправление как специфическую форму реализации публичной власти. Во-первых, местное самоуправление отличается от государственной власти тем, что деятельность местного самоуправления направлена на обеспечение нужд и интересов местных территориальных общин, в отличие от сущности государства, которая представляет общегосударственные интересы. Во-вторых, местное самоуправление отличается от власти объединений граждан, которые реализуют политические, социальные, культурные и другие интересы своих членов, а также от других форм осуществления публичной власти своими институтами, формами деятельности, полномочиями, правовой защитой и ответственностью. Его характерными особенностями есть демократизм, который отображается в выборности органов местного самоуправления, и децентрализация системы.

Тенденция к демократизации органов местного самоуправления, которая частично обусловленная ростам моральных и политических принципов и является объективным ответом на процессы урбанизации и глобализации, наблюдается почти во всем мире.

Составляющими системы местного самоуправления в Украине есть:

Территориальная община;

Сельский, поселковый, городской совет;

Сельский, поселковый, городской глава;

Исполнительные органы сельского, поселкового, городского совета;

Районные и областные совета, которые представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков, мост;

Органы самоорганизации населения.

В Законе (о местном самоуправлении) установлено, что в городах с районным делением, по решению территориальной общины города или городского совета, могут образовываться районные в городе совета. Районные в городах совета образовывают свои исполнительные органы и избирают главу совета, который одновременно выполняет функции главы ее исполнительного комитета.

Итак, согласно ст. 6 Закона, территориальная община села, поселка, города являются первичным субъектом местного самоуправления, основным носителем его функций и полномочий. В законодательстве устанавливается запрет любых ограничений права граждан Украины на участие в местном самоуправлении в зависимости от них расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, а также термина обитания на соответствующей территории, за языковыми или другими признаками (ст. 3 Закона). Таким образом, граждане Украины реализуют свое право на участие в местном самоуправлении именно на основании принадлежностей к соответствующим территориальным общинам.

Также в Законе определенные механизмы реализации конституционных положений относительно организации и функционирования местного самоуправления, взаимоотношений его органов и должностных лиц всех уровней с местными органами государственной исполнительной власти; выписано формы его реализации населением, систему органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок их избрание и организации деятельности, полномочие, гарантии и ответственность.

Но относительно практического внедрения этих прописанных норм, то можно утверждать, что существует ряд проблем, которые сдерживают развитие местного самоуправления и препятствуют его адаптации к международно-правовым стандартам.

Выделим несколько из них. Во-первых, развитие местного самоуправления сдерживается отсутствием реального субъекта местного самоуправления - самодовлеющей территориальной общины, которая бы владела достаточными материальными и финансовыми ресурсами, имела бы надлежащие внутренние источники формирования доходной части местного бюджета. Ведь именно мощные и самодовлеющие территориальные общины являются основными звеньями системы местного самоуправления и способны обеспечивать реализацию интересов членов общины во всех сферах местного жизни, а именно: экономика, образование, культура, общественный порядок и т.п.

Во-вторых, еще одной проблемой есть взаимоотношения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Прежде всего это проблема размежевания полномочий между этими органами

Дальнейшее размежевание государственно-управленческих функций должны учитывать их общественную значимость. Органам местного самоуправления должны быть переданные те функции публичного управления, которые не связаны с обеспечением государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, не являются жизненно важными для государства в общем, а направленные исключительно на удовлетворение нужд и интересов местных сообществ. Прежде всего речь идет об управленческих функциях, направленных на упорядочение жизнедеятельности местных сообществ и социального обустройства местного населения. Эти функции состоят в следующем:

Обеспечение инфраструктуры, необходимой для эффективной деятельности отдельной юрисдикции;

Обеспечение услуг, необходимых для развития человеческих ресурсов, увеличение производительности и повышение уровня жизни местного населения;

регулирование деятельности частного сектора, который влияет на благосостояние общины, состояние здоровья и безопасность граждан, предоставление услуг и возможностей в поддержку производственной деятельности и обеспечения условий для эффективной деятельности частных предприятий.

Сегодня процесс развития учреждений местного самоуправления и политической мысли о его роль в современном государстве не стоит на месте. Местное самоуправление, как форма децентрализации, служит механизмом широкого привлечения граждан к участию в управлении, решении публичных проблем, то есть, собственно, к осуществлению демократии как власти народа и к формированию гражданского общества. Некоторые идеи этих теорий нашли свое воплощение в международных документах. Такими правовыми актами есть, прежде всего, Всемирная декларация местного самоуправления(далее - Декларация) и Европейская хартия местного самоуправления(далее - Хартия).

Декларацию было принято на XXVII конгрессе Международного союза местных влад в Рио-де-Жанейро 26 сентября 1985 г. В преамбуле Декларацию было провозглашено общим для всех наций “стандартом, к которому нужно стремиться, стараясь достичь более эффективного демократического процесса, улучшая таким способом благосостояние своего населения”. Это позволяет считать определение местного самоуправления, которое содержится в Декларации, обобщением тогдашней мировой научной мысли относительно этого явления, согласованным с представлениями практических деятелей. Ст. 2 Декларации определяет местное самоуправление как “право и обязанность местных органов власти регулировать и вести государственные дела под свою личную ответственность и в интересах местного населения” . Итак, практические деятели местного самоуправления определяют последнее исключительно как определенный вид отношений с ярко выраженным правовым характером.

Хартию было принято менее чем через месяц после Декларации - на заседании Совета Европы 15 октября 1985 г. Это позволяет считать Хартию логическим продолжением Декларации, которое отражает основные концептуальные моменты восприятия феномена местного самоуправления практическими деятелями этой сферы деятельности. В ст. 3 Хартии, посвященной изложению концепции местного самоуправления, представлено такое определение этого явища: “... право и способность органов местного самоуправления в пределах закона осуществлять регулирование существенной доли общественных дел и управления этими делами, надлежащими к их компетенции, в интересах местного населения” . Однако такое трактование не является однозначным, поскольку при подписании и ратификации имели место определенные осложнения в связи со сложностями перевода. Уже стал легендарным факт, который в русскоязычном варианте Хартии речь идет о существенной доле государственных дел (так было переведено на русском языке словосочетания “риьііс айаіг”). Это разногласие остается и на сегодняшний день.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Сущность самоуправления.

2. Местное (территориальное) самоуправление.

3. Местное самоуправление как местная власть.

4. Особенности местной власти.

5. Современные подходы к понятию местного самоуправления.

6. Субъект и объект местного самоуправления.

7. Цели местного самоуправления.

8. Европейская Хартия местного самоуправления.

9. Общие принципы организации местного самоуправления.

10. Представительный орган местного самоуправления.

11. Исполнительный орган местного самоуправления.

12. Современные модели формирования и деятельности исполнительного органа местного самоуправления.

13. Модель «совет - слабый мэр».

14. Модель «совет - сильный мэр».

15. Модель «совет - управляющий».

16. Комиссионная система местного самоуправления.

17. Территориальные основы местного самоуправления.

18. Поселенческий и территориальный принципы формирования органов местного самоуправления.

19. Населенные пункты Республики Беларусь.

20. Административно-территориальное деление Республики Беларусь.

21. Компетенция местного самоуправления.

22. Права местного самоуправления.

23. «Позитивное» и «негативное» регулирование полномочий органов местного самоуправления.

24. Обязанности местного самоуправления.

25. Сущность разделения властей.

26. Вертикальная организация (разделение) власти.

27. Горизонтальная организация (разделение) власти.

28. Функциональная организация (разделение) власти.

29. Теории местного самоуправления.

30. Общественные теории.

31. Государственная теория.

32. Современные модели местного управления и самоуправления.

33. Англосаксонская модель.

34. Континентальная модель.

35. Иберийская модель.

36. Советская модель.

37. Место местного самоуправления в системе государственного управления

38. Взаимоотношения государства и местного самоуправления.

39. Модели взаимоотношений государства и местного самоуправления

40. Контроль за самоуправлением.

41. Контроль населения.

42. Внутренний контроль.

43. Государственный контроль.

44. Избирательное право и избирательные системы.

45. Мажоритарная избирательная система.

46. Пропорциональная избирательная система.

47. Смешанная избирательная система.

48. Подготовка и проведение выборов органов местного самоуправления.

49. Магдебургское право.

50. Система органов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь

51. Организационная структура местного управления в Республике Беларусь.

52. Организационная структура местного самоуправления в Республике Беларусь.

53. Представительные органы.

54. Советы депутатов – основное звено местного самоуправления в Республике Беларусь.

55. Порядок формирования Советов депутатов в Республике Беларусь.

56. Исполнительные и распорядительные органы.

57. Порядок формирования исполнительных и распорядительных органов в Республике Беларусь

58. Территориальное общественное самоуправление (ТОС).

59. Порядок формирования ТОСов в Республике Беларусь.

60. Местный референдум.

61. Собрания граждан.

62. Правотворческая инициатива граждан.

63. Нормативно правовая база местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.

64. Экономическая основа местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.

65. Коммунальная собственность.

66. Местный бюджет.

67. Необходимость разработки Концепции реформирования местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.

68. Основы местного самоуправления в США.

69. Муниципальные институты Великобритании.

70. Система корпоративного управления в Великобритании.

71. Особенности местного самоуправления в Лондоне.

72. Особенности системы государственного управления и местного самоуправления во Франции.

73. Общая характеристика германских моделей местного самоуправления.


1. Сущность самоуправления.

Первобытная демократия. Термин "самоуправление " в общелитературном смысле означает, что люди сами управляют собой. В этот период не существовало специально выделенных людей, которые регулировали бы деятельность индивидов и общества в целом. Люди сами управляли своей социальной и производственной деятельностью. Руководство племенами и народностями осуществляли совет и народное собрание. Общественное устройство того периода получило название "первобытная демократия ".

Дальнейшее развитие цивилизации характеризовалось возникновением и обособлением управления как особого вида работ по координации и регулированию действий всех участников процесса производства. Затем функция управления отделилась от собственности и управленческую деятельность стал осуществлять профессионал-менеджер. В современном обществе самоуправление является лишь частным случаем управления.

Общественное самоуправление . Реализуется в различных формах (пол.партии, общ.объединения, домкомы), обладает широкими правами и полномочиями. Решения органов общ.СУ не могут быть обязательными для исполнения. В отличие от органов МСУ (Советов депутатов) органы общ.СУ не обладают статусом органов местной власти. Это главная особенность общественного самоуправления. Среди других его характеристик можно отметить: ориентировано на интересы отдельных, порой, узких групп населения; направлено на решение каких-либо частных задач; формируются по желанию граждан (не является обязательным); имеют гибкие границы; обладает произвольным набором функций (те, ради выполнения которых граждане объединились); временный характер деятельности; может не иметь юридического лица.

Самоуправление в процессе производства.

Самоуправление предполагает, что субъект, осуществляющий трудовой процесс, выполняет и управленческие функции. Он сам определяет цели и задачи производства, его организацию, ценовую политику, выбирает поставщиков, рынки сбыта и т.д. Оно, как и общ.СУ, ориентировано не на интересы всего населения территории, а на интересы отдельных групп людей работников и собственников конкретного предприятия. Субъекты хоз-ния практически не заинтересованы в оценке соц. последствий своей хозяйственной д-сти, а также влияния ее на окружающую среду и пр.

Местное самоуправление. Граждане вне зависимости от того, в какой партии или организации они состоят, на каком предприятии они работают, имеют общие интересы как жители конкретного города или района, как члены терр-ного сообщества. В круг интересов каждого гражданина входят вопросы: комплексное развитие территории; воспроизводство отраслей хозяйства и непроизводственной сферы; состояние окружающей среды; обеспечение занятости населения; создание условий для отдыха и интеллектуального развития человека; безопасность проживания и др. Этим призвано заниматься МСУ- это совместная д-сть людей, направленная на создание нормальных условий жизни (за счет собственной деятельности), на обеспечение комплексного социально-экономического развития территории, на сохранение и воспроизводство окружающей среды.


2. Местное (территориальное) самоуправление.

Всевозможные формы общественного СУ в процессе производства ориентированы на интересы отдельных групп людей. Вместе с тем граждане вне зависимости от того, в какой партии или организации они состоят, на каком предприятии они работают, имеют общие интересы как жители конкретного города или района, как члены территориального сообщества. Характеристики социально-экономического развития территории проживания являются важнейшими для каждого жителя соответствующей территории

В круг интересов каждого гражданина входят вопросы:

· комплексное развитие территории;

· воспроизводство отраслей хозяйства и непроизводственной сферы;

· состояние окружающей среды;

· обеспечение занятости населения;

· создание условий для отдыха и интеллектуального развития человека;

· безопасность проживания и др.

Чтобы реализовать эти интересы, необходим специальный институт власти, местная власть, со всеми ее атрибутами - компетенцией, правами, обязанностями, самостоятельным бюджетом и имуществом. Словом, нужна власть, способная решить большинство возникающих вопросов на месте, не обращаясь за помощью в центр. В ходе исторической эволюции разных стран и народов такой институт сформировался. Это - местное (территориальное) самоуправление.

Территориальное СУ не заменяет территориального управления. Последнее как деятельность, осуществляемая профессионалами госслужащими в том или ином регионе, имеет свою цель -процесс организации производства, размещения и развития производительных сил, а также способы вовлечения в оборот природных ресурсов исходя из народнохозяйственных интересов.

Местное самоуправление - это совместная деятельность людей, направленная на создание нормальных условий жизни (за счет собственной деятельности), на обеспечение комплексного социально-экономического развития территории, на сохранение и воспроизводство окружающей среды.

Члены сообщества равны, с точки зрения использования природного ландшафта, сложившейся экологической ситуации и т.п., поэтому у них появляется общая заинтересованность в улучшении экологической обстановки, обеспечении эффективной занятости населения, экономически обоснованном самообеспечении основными продуктами питания, в создании конкурентоспособных производств, в развитии социально-бытовой и социально-культурной инфраструктуры. Данное сообщество выступает субъектом самоуправления и в процессе своей конкретной деятельности реализует территориальные, местные интересы.

Признаки местного самоуправления :

1. не является осуществлением гос власти и, следовательно, не относится к гос управлению.

2. это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения .

3. деятельность, что осуществляется населением или непосредственно, или через органы МСУ .

4. это деятельность, которая осуществляется, исходя из интересов населения, с учетом его исторических и местных традиций .

Экономической основой функционирования органов МУСУ являются природные ресурсы (земля, ее недра, вода, леса, растительный и животный мир), коммунальная и иная собственность, служащая источником получения доходов и удовлетворения разнообразных потребностей населения соответствующей территории.

Система органов МУСУ в РБ представлена тремя уровнями:

· областным - органы управления и самоуправления областей и г. Минска);

· базовым – органы управления и самоуправления городов областного подчинения, районных центров;

· первичным – органы управления и самоуправления сел, поселков и городов районного подчинения.


3. Местное самоуправление как местная власть.

Властный статусместного самоуправления предполагает:

· право принимать решения по закрепленному кругу дел;

· обязательность решений для всех субъектов на территории места;

· наличие собственного имущества и финансовых средств для их реализации;

· хозяйственную самостоятельность в решении местных проблем;

· формирование органов МСУ в порядке определенном законом независимо от воли отдельного человека лишь в силу самого факта совместного проживания на ограниченной территории;

· стабильность границ которые охватывают территорию;

· наличие функций, набор которых не зависит от желания отдельных членов сообщества;

· изначально выступает как юридическое лицо территориального сообщества (коллектива);

· отражение публичных интересов, объект – не отдельный гражданин, а сообщество граждан.

Публичные интересы предполагают удовлетворение потребностей, которые более эффективно осуществлять сообща, либо вообще невозможно осуществить в частном порядке. Они связаны с развитием инженерной инфраструктуры; системы дорог, улиц и мостов; обеспечением водоснабжения и канализации, уборки мусора, освещением и отоплением домов; работой систем образования, здравоохранения, защита природы, социальной защиты населения.

Объединение в руках органов МСУ всех групп предприятий позволяет решить задачу удовлетворения публичных интересов в полном объеме за счет внутреннего перераспределения доходов в пользу бездоходных мероприятий (образование, здравоохранение, просвещение, общественное призрение).

К органам МСУ относятся местные Советы депутатов и органы ТОС (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы). МСУ осуществляется также путем проведения местных референдумов, собраний и иных форм прямого участия граждан в государственных и общественных делах. Сельские, поселковые, городские, районные, областные Советы составляют систему Советов в нашей республике.

Совет депутатов является представительным государственным органом на территории соответствующей административно-территориальной единицы и выступает основным звеном системы местного самоуправления.

Советы избираются гражданами, проживающими на соответствующей территории. Вышестоящие Советы осуществляют координацию деятельности нижестоящих Советов и их органов, оказывают им организационно-методическую помощь. Советы подотчетны в своей деятельности гражданам, проживающим на соответствующей территории и ответственны перед ними.

Основной формой деятельности Совета – сессия.

Президиум Совета организует работу по подготовке сессии и повестки дня, координирует деятельность постоянных и временных комиссий и депутатских групп, организует контроль за выполнением решений Совета, организует взаимодействие Совета с исполнительными комитетами и местными администрациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами, органами территориального общественного самоуправления и гражданами.


4. Особенности местной власти.

1. Детализация, конкретика, привязанность к конкретной местности .

Местная власть имеет твердо установленные рамки (административные границы, а также права и обязанности, зафиксированные в законах), властные полномочия, имущество и средства для их реализации, местная власть отличается от государственной необычайной детализацией, конкретикой, привязанностью к данному месту. Государство имеет дело с общими тенденциями и закономерностями функц-ния социальных групп людей, местная власть - с конкретными особенностями конкретного сообщества в конкретный момент времени.

2. Обязательное наличие выборных органов местного самоуправления.

3. Местная власть ответственна как перед государством, так и перед территориальным сообществом и действует по «разрешению государства» и «доверию населения». «Разрешение государства» - законодательное определение компетенции, прав, обязанностей органов МСУ, коммунального имущества и средств для их исполнения. «Доверие населения» означает не только выборы местной власти и право отзыва местных политических деятелей, но и подчинение населения решениям, выносимым органами МСУ в пределах его компетенции.

4. МСУ - власть подзаконная , не имеющая возможности самореформироваться.

Органы местного самоуправления хотя и имеют некоторые общие черты как с государственной властью, так и с гражданским самоуправлением отличаются от них особыми свойствами и составляют самостоятельную форму организации жизнедеятельности людей. Они обладают собственным содержанием, механизмом формирования, многообразными формами устройства и отличаются по способам «увязки» с центральными органами государственной власти.

Три составляющих (стороны) самоуправления.

Юридическая" , право местного сообщества самому и под свою ответственность решать местные вопросы.

Экономическая : возможность строить свою жизнь для собственного блага и за свой счет. Иными словами, наличие финансов и имущества, достаточных для удовлетворения коллективных потребностей жителей.

Политическая : создание собственных органов власти и управления, уполномоченных населением осуществлять компетенцию, доверенную законами страны этому сообществу.

5. Современные подходы к понятию местного самоуправления.

«МСУ» - явление многоплановое и его понятия не имеет однозначного определения. Одни авторы подчеркивают его институциональную составляющую и определяют его как систему местных органов, осуществляющих народовластие. Другие – делают упор на функциональную составляющую и определяют «самоуправление» как деятельность населения по управлению своими делами.

Проблемы МСУ на протяжении многих лет находятся в центре внимания бел. ученых и специалистов в области ГУ. Не достигнуто единство взглядов и в отношении самого понятия МСУ.

Анализируя историю местного самоуправления в России, Е.М.Ковешников отмечает, что российские ученые второй половины ХIХ в. – начала ХХ в. рассматривали МУСУ как коллективную деятельность общины по решению вопросов локального значения. Так, М.А.Курчинский полагал, что местное самоуправление представляет собой заведование всеми местными нуждами самим обществом.

Представители западной научной мысли ХIХ-ХХ вв. А.Токвиль, Р.Гейст, Л.Штейн, Лабанд, внесшие большой вклад в развитие теории местного самоуправления, также придерживались подобной точки зрения. Так, П.Ашпей определял его как осуществление местными жителями или их представителями обязанностей и полномочий, которые им представлены законодательной властью или принадлежат им по общему праву.

К.Маркс считал, что самоуправление – это «народ, действующий сам и для самого себя», он «распоряжается сам и в своих интересах своей собственной общественной жизнью».

Сегодня МСУ рассматривается, в первую очередь, как самостоятельная, инициативная деятельность населения, имеющая целью удовлетворить свои нужды и интересы. В тоже время в научной литературе даются различные определения МСУ, что связано с различным пониманием авторами места и роли МСУ в системе ГУ.

Например, российский исследователь В.И.Фадеев полагает, что «местное самоуправление – это система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное, под свою ответственность, решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории».[i]

Кардинальное значение для понимания природы МСУ должны иметь такие факторы, как: наличие или отсутствие государственно-властных начал в местном самоуправлении; его положение в общей системе управления, существующей в данном государстве и обществе; набор функций местного самоуправления; его материально финансовая база».

Декларация о принципах МСУ в государствах - участниках Содружества, принятая Межпарламентской Ассамблеей государств -участников СНГ 29 октября 1994 года, под МСУ понимает систему организации деятельности населения (местных территориальных сообществ) для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения в соответствии с законами государства.

В Европейской Хартии МСУ . «под МСУ понимается право и овальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона и под свою ответственность в интересах населения» 7 .

Закон «О МУ и СУ в РБ » определяет МСУ как фора организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материальной базы и привлеченных средств. 8

Среди белорусских исследователей активные дискуссии ведутся вокруг понятий «местное управление» и «местное самоуправление». Зачастую указанные понятия пытаются развести, обозначив ими две независимые друг от друга системы, параллельно функционирующие на местном уровне.

Не отрицая функциональной обособленности этих институтов, представляется более правильным не противопоставлять МСУ МУ, а рассматривать их как части единого целого. Такой подход исходит из признания единства системы власти, осуществляемой народом. Этот принцип закреплен в законодательстве Республики Беларусь. В силу этого для обозначения органов местной власти в Республике Беларусь используется термин «органы местного управления и самоуправления».

6. Субъект и объект местного самоуправления.

Для системы МСУ характерно совпадение субъекта и объекта управления. Граждане, выступают и как субъект и как объект в одном лице.

Законодательство РБ предоставляет право гражданам, как субъектам МСУ, непосредственно решать вопросы местного значения. Основными формами непосредственного участия населения в решении государственных и общественных дел являются референдум и собрание граждан. Для повседневного решения текущих вопросов жизнедеятельности местного сообщества формируются представительные и исполнительные и распорядительные органы МСУ.

Объектом МУ в конечном итоге является местное сообщество, состоящее из граждан, проживающих на территории соответствующей административно - территориальной единицы.

Однако в большинстве случаев управляющее воздействие органов МСУ направлено не напрямую, не непосредственно на граждан, а через воздействие на природно-географическую среду (земля и др. природные ресурсы), градообразующую базу (промышленную, с/х, научнообразовательную, (транспортную) территории, ее жизнеобеспечивающую систему.

Природно-географическая среда – это земля и другие природные ресурсы – основа жизни и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории. Законодательство относит к территории административно-территориальной единицы все земли в ее границах независимо от формы собственности и целевого назначения и другие земли, необходимые для развития территорий. Органы МСУ в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах административно-территориальной единицы.

Планирование использования земель осуществляется органами МСУ, через утверждение генеральных планов, проектов планировки и застройки городских и сельских поселений, схем и проектов районной планировки.

Законодательством определено участие органов местного самоуправления в решении вопросов использования и охраны водных объектов, лесов, природных ископаемых.

Градообразующая база может быть нескольких типов:

· промышленной , состоящей из крупных промышленных предприятий находящихся на территории административно-территориальной единицы;

· сельскохозяйственной , состоящей из предприятий производящих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию;

· научнообразовательной , состоящей из научно-производственных и учебных заведений;

· транспортной , где основой являются транспортные узлы;

· рекреационной , где главным являются природно-климатические условия; и другие, в соответствии с отраслевой направленностью базы.

Жизнеобеспечивающая система является, в сущности, коммунальным хозяйством. Под ним понимается комплекс, расположенных на территории административно-территориальной единицы предприятий, учреждений и организаций, призванных удовлетворять различные потребности населения, а также потребности промышленных предприятий. Она включает в свой состав Н жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), предприятия бытового обслуживания, строительную промышленность, предприятия торговли и В общественного питания, здравоохранения, культуры и т.д.

Ведущая отрасль коммунального хозяйства – жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Оно обладает специфическими особенностями производственной и экономико-организационной деятельности, вытекающими из характера технологии производства, реализации и потребления его продукции (услуг).


7. Цели местного самоуправления.

Повседневная деятельность органов МСУ предполагает решение широкого спектра вопросов политического, социального и экономического характера. Поэтому главной целью является повышение уровня и качества жизни населения . На основе определения потребностей населения разрабатываются научно обоснованные перспективные планы-прогнозы развития административно территориальных единиц, целью которых является удовлетворение этих потребностей.

Под уровнем жизни населения понимается уровень потребления материальных благ (обеспеченность промышленными товарами, продуктами питания, жилищем и т.п.). Важное значение для оценки уровня жизни имеют показатели структуры потребления (доля в структуре потребляемых продуктов питания биологически ценных продуктов).

Значительно более сложным для оценки является показатель качества жизни населения . Речь идет о таких сложных для количественных оценок показателях, как условия и безопасность труда, состояние среды обитания, наличие и возможности использования свободного времени, культурный уровень, физическое развитие, физическая и имущественная безопасность граждан и т.п. Здесь требуются интегральные социологические оценки, имеющие скорее качественную, чем количественную определенность.

Главная цель МСУ является основой формирования «древа» целей .

Цели МСУ. :

- социальные , отражающие уровень и качество жизни населения; .

- культурные , к примеру, уровень образования;

- экономические , размер местного бюджета;

- производственные , состоящие в создании и поддержании активности тех экономических объектов, которые соответствуют перечисленным целям и способствуют их реализации, к примеру, предприятий и организаций оказывающих различные услуги;

организационные , направленные на построение функциональных и организационных структур для реализации вышеперечисленных целей.

В зависимости от критерия классификации цели можно подразделить на стратегические, тактические и оперативные; общие и частные; главные, побочные и обеспечивающие; конечные и промежуточные; долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

Выбор целей деятельности представляет собой сложную проблему для органов местного самоуправления. Цели должны соответствовать ряду требований . Они должны быть реалистичными и достижимыми, мотивированными и понятными исполнителям, обеспеченными в ресурсном отношении. Вырабатывая цели своей деятельности органы МСУ должны учитывать общее состояние экономики в стране, возможные меры правительственного регулирования экономики, изменения социальных, политических, демографических, экологических и других условий. Необходимо также учитывать тенденции и планы развития промышленности, сельского хозяйства характер возможных структурных сдвигов, которые повлекут за собой изменения объемов, уровня зарплаты и занятости.

Достижение целей управления обеспечивается решением соответствующих комплексов задач: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные; общие и частные; главные, побочные и обеспечивающие; конечные и промежуточные; и т.д.


8. Европейская Хартия местного самоуправления.

Европейская Хартия МСУ - документ Совета Европы, направленный на защиту и укрепление местной автономии в Европе и обладающий статусом европейской конвенции.

Цель - восполнение отсутствия общеевропейских нормативов определения и защиты прав местных органов власти, которые ближе всего к гражданам и предоставляют им возможность активно участвовать в принятии решений, затрагивающих их повседневную жизнь.

Хартия обязывает своих участников применять основные правовые нормы, гарантирующие политическую, административную и финансовую независимость местных властей:

право на местное самоуправление . Право граждан на местное самоуправление должно быть зафиксировано законодательством страны, подписавшей Хартию, и по возможности Конституцией, политическая Органы МСУ являются представителями всего территориального сообщества и отстаивают его интересы. Никто не вправе ограничить права МСУ, предоставленные ему законом.

юридическая Органы МСУ в пределах, установленных законом, должны обладать полной свободой действий для осуществления инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти. Административный контроль за МСУ должен осуществляться только в случаях и формах установленных законом.

организационная Органы МСУ должны иметь возможность самостоятельно определять свою организационную структуру, формировать ее, подбирать кадры муниципальных служащих.

финансовая самостоятельность Органы МСУ должны обладать достаточными финансовыми средствами для выполнения своих функций.

защита территориальных основ МСУ Любые изменения административно-территориального устройства должны проводиться по согласованию с органами МСУ, населением (путем референдума).

право на объединение Органам МСУ должно быть предоставлено право объединяться и сотрудничать с другими местными органами СУ, вступать в международные объединения.

право на защиту своих прав . Органы МСУ должны иметь право на судебную защиту своих прав.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!