Все для предпринимателя. Информационный портал

Функциональные сферы экономики. Что это сфера производства, определение, классификация

Динамическими операторами сферы производства являются накопители ресурсов (интегралы) - операторы 1 и 2. Оператор 1 моделирует создание рабочих мест (процесс экстенсивного развития), а оператор 2 - потенциал производительности фондов, т.е. установленного оборудования (процесс интенсивного развития). Повышение уровня сигналов на выходе операторов 1 и 2 обусловливается потоками накопления с выхода оператора 3 (для экстенсивного развития) и с выхода оператора 4 (для интенсивного развития). Разделение инве-стиционного потока ресурсов (с выхода оператора 5) на потоки для экстенсивного и интенсивного развития выполняется в результате экзогенного (ручного) изменения доли ресурсов (оператор 27) от 0 до 1.
Поток продукции V (для данной модели поток ВВП с выхода оператора 8), произведенной в сфере производства, при помощи операторов 5, 6 и 29 делится на два: поток потребления М и инвестиционный поток N.
Поток произведенной продукции V формируется оператором 8. Блок операторов 8-11 предназначен для моделирования статической характеристики V = f(Rrpyfla), которая приведена на рис. 3.4 сверху (сфера производства). Форма этой характе-ристики меняется в зависимости от значений сигналов с выхода оператора 15 (производительность оборудования) и с выхода оператора 14 (величина производствен-


j ных фондов, в модели - количество рабочих мест). Место рабочей точки на изменяющихся статических характеристиках определяется величиной потока используемого труда (операторы 16 и 17).
Для моделирования изменений числа рабочих мест используются операторы 1,14,13, 26 и 28. Оператор 26 задает начальное число рабочих мест, оператор 14 суммирует эту величину с сигналом с выхода оператора 1, где интегрируются положительный, инвестиционный, поток с оператора 3 и отрицательный, амортизационный, с выхода оператора 28 с заданным коэффициентом амортизации производственных фондов. С помощью оператора 13 формируется нелинейный аморти-зационный поток (квадратичная зависимость), реализующий гипотезу: чем интенсивнее используются производственные фонды, тем в большей степени происходит их амортизация. Следует отметить, что указанная гипотеза не обоснована статистическими исследованиями и применяется в данной модели лишь для иллюстрации возможных вариантов нелинейных зависимостей.
Аналогично моделированию объемов производственных фондов выполняется моделирование их производительности (операторы 2,15,12, 24 и 25). Реализация гипотезы о том, что рост производительности оборудования (интенсивное развитие) обходится дороже, чем создание новых рабочих мест (экстенсивное развитие), требует, чтобы коэффициент передачи К1 оператора 1 был больше коэффи-циента К2 оператора 2.

Открыть свое дело предприниматель может в любой сфере экономики, приносящей доход. Наиболее привлекательными из них, с точки зрения предпринимателя, можно считать:

  • коммерцию;
  • интеллектуальный комплекс.

В разное время и при различных обстоятельствах каждая из этих сфер деятельности может приносить различный доход, однако главной из них является производство. Именно в сфере производства создаются материальные блага, необходимые для жизнедеятельности человека. Наука, культура, коммерция, финансы существуют лишь потому, что люди, которые заняты этими видами деятельности, сыты, одеты, имеют товары для продажи и деньги для их покупки. Экономика, политика, обороноспособность и культура страны определяются тем количеством высококачественных продуктов, которое производится на душу населения. Поэтому сфере материального производства на протяжении всей истории в любой стране придавалось первостепенное значение.

— наиболее динамичная сфера деятельности, характеризующаяся непрерывными изменениями и усовершенствованиями. Поэтому спрос на предпринимательскую инициативу очень высок, как, впрочем, и риск. Развитие производства опирается на новейшие результаты научных и технических разработок, требующих вложения денег. Фактический эффект этих разработок может значительно отличаться от ожидаемого. Отсюда возникает риск, с которым почти всегда сопряхсено предпринимательство.

К производственной сфере принято относить:

  • промышленность;
  • строительство;
  • сельское хозяйство, рыбный промысел, лесное хозяйство;
  • общественный и производственный транспорт;
  • услуги производственного характера (например, ремонтные работы).

Марксистская экономическая наука к производству относит и коммерцию, включая торговлю и посреднические операции. В этом имеется определенная логика. Торговля — это передача товара от поставщика потребителю за деньги, в том числе и внутри самого производства. Если на комбинированном металлургическом предприятии в одном цехе из руды выплавляют чугун, в другом — из чугуна получают сталь, а потом передают ее в прокатный цех, то все эти операции по передаче изделий из цеха в цех целиком относятся к сфере производства. Если же доменное, сталеплавильное и прокатное производства представляют собой самостоятельные специализированные предприятия, то передача продукции от одного производственного звена к другому в таком случае связана со сменой владельца, а потому относится к сфере коммерции. Вот почему марксисты считают, что «торговый капитал — обособившаяся часть промышленного капитала». Поэтому, по их мнению, торговлю можно отнести к продолжению сферы производства. С этими выводами вряд ли можно согласиться.

В той же мере, как и торговлю, к сфере производства в таком случае можно было бы отнести финансы, науку, образование, медицину и даже литературу и искусство. Но такое смешение понятий, с точки зрения хозяйственной практики, неверно. Тогда всякую деятельность человека следовало бы назвать производством. Однако к производственной сфере правильнее всего относить те отрасли, где создаются материально-вещественные блага. Капитал, вложенный предпринимателем в торговлю, финансы или сферу интеллектуального труда, приносит денежный доход в той же мере, как и вложенный в производство. Но полученный вне производства доход имеет ценность, когда в нем отражены реальные ценности, т. е. продукты производства, и на поступившие деньги можно в полной мере закупить реальные нужные предметы.

Читайте также:
  1. A) Природные процессы, влияющие на загрязнение атмосферы.
  2. C. Положение партнеров друг против друга обычно создает атмосферу соперничества. Разговор в такой позиции должен быть коротким и специфичным.
  3. Cоциологический анализ электорального процесса: проблемы и методы исследования, сферы применения результатов
  4. I. Декларация-заявка на проведение сертификации системы качества II. Исходные данные для предварительной оценки состояния производства
  5. PR в государственных структурах и ведомствах. PR в финансовой сфере. PR в коммерческих организациях социальной сферы (культуры, спорта, образования, здравоохранения)

Особенности продвижения товаров и услуг

Продвижение - это совокупность различных маркетинговых мер, усилий, действий, посредством рекламы, PR, личных продаж, стимулирования сбыта и использование других маркетинговых коммуникаций, предпринимаемых производителями, продавцами товара или услуг, посредниками в целях повышения спроса, увеличения сбыта, расширения рыночного пространства для реализации продукции.

Продвижение товара или услуги является составной частью информационной кампании, которой предшествует изучение нужд, потребностей, мнений потребителей, определение особенностей формирования их предпочтений и благоприятного имиджа предприятия, а также реклама его продукции. Кампания по продвижению товара всегда должна преследовать конкретные цели, ориентироваться на конкретную аудиторию и в соответствии с этим использовать конкретные формы продвижения продукта.

СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА, НАПРАВЛЕННОЕ НА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Стимулирование сбыта, направленное на потребителей, нацелено на увеличение объема покупок потребителями. Основные преимущества методов такого стимулирования заключаются в их многообразии и гибкости. Рассмотрим основные методы стимулирования потребителей:

- Ценовые меры . Ценовые меры - временное снижение цены товара. Ценовые меры широко используются для стимулирования покупки нового товара «на пробу» или убеждения существующих потребителей покупать больше и чаще. Денежные скидки - это снижение обычной цены товара или услуги в абсолютном (например, «цена снижена на 500 долларов») или процентом выражении (например, «скидка 50 %»).Скидки за упаковку - это дополнительный товар за ту же цену; предоставляемый в двух видах: упаковки-премии и объединенные упаковки. Упаковки-премии содержат дополнительное бесплатное количество товара, когда стандартная упаковка покупается по обычной цене. Этот способ часто используется для представления новой, более крупной упаковки товара.

При определении величины ценовой скидки важно знать ценовую эластичность продаваемого товара, учесть дополнительные издержки потребителей, связанные с реализацией купона. Может оказаться, что ценовая скидка будет находиться в зоне безразличия потребителей к изменению цен.

Купоны - официальные сертификаты, предлагаемые производителями и розничными магазинами, которые гарантируют определенную экономию при покупке определенных товаров в определенном магазине.



Конкурсы, лотереи, игры . Мероприятия такого типа привлекают людей, обещая бесплатную выгоду и предлагая впечатляющие призы. Возмещение - это предложение компании вернуть определенную сумму денег потребителю, который покупает товар. Большинство предложений о возмещении побуждают совершить покупку. Премия - это овеществленная награда, полученная за выполнение определенного действия, такого как приобретение товара или посещение места продажи. Премии обычно бесплатны, или же цена невысока. Реклама с помощью специальных товаров. Реклама с помощью специальных товаров похожа на премии, за исключением того, что потребителю ничего не нужно покупать, чтобы получить специальный товар..Программы продолжения -программа, которая требует от потребителя продолжения покупок товара или услуги, чтобы получить вознаграждение. Цель любого вида программы продолжения состоит в том, чтобы привязать потребителей к организации с помощью наград за их приверженность. Как правило, чем больше совершается покупок, тем больше вознаграждение. Большинство программ продолжения рассчитаны на долгосрочный период.Образцы - бесплатный экземпляр товара, предоставляемый потребителю для пробного использования. Это самая эффективная стратегия для выхода на рынок с новым или модифицированным товаром или для смены товара-лидера на рынке, но и самая дорогая. Для достижения успеха товар должен продемонстрировать свои лучшие качества даже неопытному пользователю. Образцы работают наиболее эффективно, когда вместе с ними распространяются купоны на товар. Большинству потребителей нравится получать образцы, потому что они в любом случае не теряют деньги.

включает совокупность отраслей материального производства (См. Производство), в которых создаются материальные блага, удовлетворяющие определённые потребности человека, личные или общественные. Различия между С. м. п. и непроизводственной сферой (См. Непроизводственная сфера) носят принципиальный характер. Чёткое отграничение отраслей С. м. п. от других видов деятельности необходимо для правильного определения объёма совокупного общественного продукта (См. Совокупный общественный продукт) и национального дохода (См. Национальный доход).

Национальный доход производится в отраслях материального производства. В социалистических странах национальный доход исчисляется на основе данных о производстве в отраслях С. м. п. Расходы по содержанию непроизводственной сферы формируются за счёт прибавочного продукта (См. Прибавочный продукт), созданного трудом работников С. м. п.: во-первых, через государственный бюджет (например, для таких видов деятельности, как просвещение, здравоохранение и управление); во-вторых, за счёт личных доходов трудящихся, которые в обмен на часть своего дохода получают особую потребительную стоимость - услугу (См. Услуги).

Советская статистика в состав С. м. п. включает промышленность, сельское хозяйство и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь (по обслуживанию материального производства), торговлю и обществ. питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки и прочие отрасли материального производства (издательское дело, киностудии, предприятия звукозаписи, проектные организации, заготовка металлолома и утильсырья, заготовка дикорастущих растений, плодов, грибов, семян, трав и их первичная обработка, охотничье хозяйство).

В других социалистических странах классификация отраслей С. м. п. имеет некоторые особенности. В основном они связаны с отнесением к материальному производству таких видов деятельности, которые для потребителей являются услугой, но обладают характерными чертами производительного труда. Так, в некоторых социалистических странах к С. м. п. относят не только грузовой, но и пассажирский транспорт, а также связь по обслуживанию населения. Поэтому для сопоставимости (См. Сопоставимость) данных о производстве, исходя из практических соображений, Классификация отраслей народного хозяйства стран - членов СЭВ, принятая в 1966, включает в материальное производство также пассажирский транспорт и связь в целом.

Особое место занимает наука, которая в условиях научно-технической революции (См. Научно-техническая революция) становится важнейшим производственным фактором, непосредственной производительной силой. Научная деятельность - сфера духовной деятельности, однако основные её достижения внедряются в производство, изменяя качественно и количественно состав средств производства, обеспечивая тем самым рост производительных сил общества. К С. м. п. относится лишь часть научной деятельности, труд работников которой непосредственно воплощается в материальных благах: конструкторские и проектные организации, комплексные и отраслевые станции сельского хозяйства, экспериментальные и опытно-производственные станции при научных учреждениях, выпускающих товарную продукцию, опытные промышленные предприятия, а также ряд научных учреждений, непосредственно обслуживающих произв. деятельность. Они распределены по соответствующим отраслям С. м. п., например биостанции и биолаборатории, обслуживающие сельское хозяйство, лесные почвенные лаборатории, проектные и изыскательские организации по обслуживанию строительства, организации по глубокому разведочному бурению на нефть и газ.

Буржуазная экономическая наука не проводит разграничений между С. м. п. и непроизводственной сферой. Поэтому в капиталистических странах национальный доход исчисляется как сумма доходов населения, полученная в обеих сферах деятельности, причём производительным считается труд военнослужащих, полицейских, правительств, чиновников, деятельность религиозных организации. Такая классификация позволяет скрывать эксплуататорский характер социальной структуры общества.

Состав отраслей в народном хозяйстве не является постоянным. Развитие материального производства, технического прогресса и общественного разделения труда приводит к образованию новых отраслей народного хозяйства, к изменению соотношений между С. м. п. и непроизводственной сферой.

Лит.: Маркс К., Теории прибавочной стоимости (IV том «Капитала»), Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1; Кваша Я. Б., О границах материального производства, «Уч. зап. по статистике», 1961, т. 6; Медведев В. А., Общественное производство и сфера услуг, М., 1968; Гурьев В. И., Классификация отраслей народного хозяйства СССР, М., 1971.

Ю. Л. Селиванов.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Сфера материального производства" в других словарях:

    сфера материального производства - Совокупность всех видов производственной деятельности, создающих материальные блага в вещественной форме и увеличивающих их стоимость в сфере обращения. Syn.: материальное производство … Словарь по географии

    СФЕРА МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА - – комплекс отраслей народного хозяйства, производящих и реализующих продукцию материального производства (продукция промышленности, сельского хозяйства и т.п.), включая оказание материальных услуг по снабжению, купле продаже и т.п … Краткий словарь экономиста

    СФЕРА МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА - совокупность отраслей народного хозяйства и видов деятельности, создающих материальные блага или выполняющих функции, являющиеся продолжением процесса производства в сфере обращения. Труд работников, занятых в С.м.п., овеществляется в продукции… … Большой экономический словарь

    Совокупность отраслей производства, производящих или доводящих до потребителей материальные блага. К сфере материального производства относят: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, водное хозяйство, строительство, грузовой… … Большой Энциклопедический словарь

    Современная энциклопедия

    Материального производства сфера - МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА СФЕРА, условное выделение совокупности отраслей, производящих или доводящих до потребителей материальные блага. Включает промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, водное хозяйство, строительство, грузовой… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Условно выделяемая совокупность отраслей производства, производящих или доводящих до потребителей материальные блага; включает промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, водное хозяйство, строительство, грузовой транспорт, связь (по… … Энциклопедический словарь

    Сфера (от греч. spháira шар), 1) замкнутая поверхность. 2) Область действия, пределы распространения чего либо (например, сфера действия тяготения). 3) Обстановка, среда, общественное окружение. См. также Сфера материального производства, Сфера… … Большая советская энциклопедия

    сфера - ы, ж. 1) О земном шаре или воздушном пространстве вокруг него. Земная сфера. Небесная сфера. И первый взлет аэроплана в пустыню неизвестных сфер (Блок). 2) мат. Замкнутая поверхность, все точки которой одинаково удалены от центра; поверхность… … Популярный словарь русского языка

Стр.
I. Теоретические основы курса
Тема 1. Экономика транспорта. Предмет научной дисциплины и ее место среди экономических наук
Тема 3. Характеристика транспортного рынка
Тема 4.Система управления транспортным комплексом и отдельными его отраслями Тема 5.Конкуренция и монополизм на транспорте
Тема 6. Основной и оборотный капитал транспорта
Тема 7. Транспортные издержки общества и издержки транспорта
Тема 8. Ресурсы транспортного производства
Тема 9. Влияние характеристик материально-технической базы на экономические показатели работы транспорта
Тема 10. Перспективы технического, экономического и социального развития транспорта
Тема 11. Экономика труда на транспорте
II. Практикум по решению задач
Общие положения
Задание на практическое занятие №1
Задание на практическое занятие №2
Задание на практическое занятие №3
Задание на практическое занятие №4
Задание на практическое занятие №5
III. Вопросы и тестовые задания
Список литературы
Приложение 1. Приложение 2.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА

Тема 1. Экономика транспорта. Предмет научной дисциплины

И ее место среди экономических наук

Экономика – общественная научная дисциплина, изучающая вопросы жизни человеческого общества. Термин «экономика» в переводе с греческого означает «искусство ведения домашнего хозяйства», т.е. умение эффективно использовать ресурсы, которые всегда требуются для производства любых товаров. Причем, ресурсов всегда меньше, чем их требуется.

Поскольку соединяют между собой факторы производства для получения потребительских ценностей предприниматели, организующие экономическую деятельность, то вопросы эффективного использования ресурсов решает определенное поведение людей, вступающих между собой в экономические (производственные) отношения. Именно эти отношения и являются предметом экономики.

Цель экономики как науки состоит в том, чтобы изучать объективные законы, которым подчиняется экономическое поведение людей, и вырабатывать практические рекомендации.

Экономика транспорта изучает действие и формы проявления экономических законов на транспорте, частные экономические закономерности, присущие транспорту, экономическое своеобразие отдельных транспортных подотраслей внутри транспорта.

Основная цель функционирования транспорта – обеспечение взаимосвязей всех других отраслей экономики и экономических районов страны. Транспорт объединяет в единое целое разрозненные предприятия различных отраслей экономики страны и различные районы, отдаленные друг от друга на большие расстояния. Транспорт также удовлетворяет потребности людей в перемещении, создавая этим для них равные условия жизни, культурного развития, образования и удовлетворения других духовных потребностей независимо от места их проживания. Таким образом, транспорт является важным условием функционирования экономики страны, являясь значимым элементом ее инфраструктуры. Однако, из этого не вытекает второстепенная роль транспорта в экономике. Транспорт активно воздействует на уровень межрайонного разделения труда, организацию производства, размещение производительных сил и темпы развития экономики в отдельных районах. С другой стороны, транспорт является крупным потребителем продукции многих отраслей экономики, влияя тем самым на масштабы их развития и необходимые для этого ресурсы.

Другие отрасли экономики в свою очередь предъявляют свои требования к транспорту:

1) своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозках;

2) относительное снижение транспортных издержек на удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозках;

3) обеспечение независимости внешнеэкономических связей России;

4) обеспечение обороноспособности страны.

Тема 2. Транспорт – отрасль материального производства

Понятие отрасли

Все производства материальных благ в экономической науке принято группировать по ряду признаков в самостоятельные отрасли экономики. К таким признакам относятся: однородность живого труда, как например, в добывающей промышленности; или схожесть средств труда, например, в сельском хозяйстве; схожесть предметов труда, как в строительстве; схожесть продуктов труда – в производстве товаров народного потребления.

Отрасль - это статистическая совокупность конкретных видов производств материальных благ, обладающих общностью производимой продукции, технологии и удовлетворяемых потребностей.

Внутри отрасли выделяют подотрасли, специализирующиеся на более узком профиле производимой продукции. Внутри отрасли «транспорт» выделяются подотрасли по признаку используемых путей сообщения: железнодорожный транспорт, морской, внутренний водный, автомобильный, воздушный, трубопроводный.

Транспорт как отрасль

Классическая наука так характеризует значение транспорта для экономики: «Кроме добывающей промышленности, земледелия и обрабатывающей промышленности существует еще четвертая сфера материального производства. Это – транспортная промышленность, все равно перевозит она людей или товары».

Здесь важно заметить, что транспорт назван отраслью материального производства, хотя он самостоятельно не создает новых материальных ценностей.

Однако, транспорту присущи все факторы производства, непременные элементы, которые характерны для любой отрасли материального производства.

Как известно, из всех факторов производства выделяются 4 вида ресурсов:

Земля (то есть природа, дающая транспорту предмет труда, то есть объекты перевозки, грузы и пассажиры);

Капитал (машины, оборудование, транспортные средства и коммуникации);

Труд (физические и умственные способности людей);

Предпринимательская способность (особый вид трудовой деятельности, позволяющий объединить 1, 2 и 3 факторы).

Результат труда, продукция транспорта – перемещение товаров из сферы производства в сферу потребления, то есть перевозка. Продукция транспорта – изменение местонахождения или пространственное изменение.

Вместе с тем, транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства.

Во-первых, транспорт не производит новой вещественной продукции, а как бы является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения. Процесс производства продукции заканчивается тогда, когда она доставлена к месту потребления, поэтому транспорт есть продолжение процесса производства, начатого в промышленности и в сельском хозяйстве.

Тем не менее, труд транспортных рабочих является трудом производительным, он создает национальный доход, увеличивает общественное богатство, измеряемое в стоимостной форме.

Транспорт изменяет потребительную стоимость предмета труда (груза), хотя и не изменяет его ни в количественном, ни в качественном отношениях. Это изменение потребительной стоимости выражается в том полезном эффекте, который достигается перемещением предмета труда в пункт потребления. Конечный результат производства реализуется у потребителя.

Изменяется и стоимость груза в результате приложения к нему труда работников транспорта.

Во-вторых, продукция транспорта – перевозка грузов и пассажиров – неотделима от процесса транспортного производства. Продукцию транспорта нельзя накопить, создать ее запасы. Поэтому проблема резервов на транспорте состоит не в создании запасов продукции, а в создании резервов пропускной и провозной способности. Маневрирование резервами по районам транспортной сети затруднительно и накладно, а часто невозможно. Поэтому оптимальные резервы пропускной и провозной способности должны создаваться повсеместно и, в первую очередь, на направлениях с быстрорастущими перевозками.

В-третьих, так как продукция транспорта не обладает вещественной формой, то она не содержит сырья. Удельный вес заработной платы в ее себестоимости вдвое выше, чем в промышленности. Доля затрат на амортизацию и материальные затраты, включая топливо и электроэнергию, составляет более половины (54%) всех эксплуатационных расходов транспорта. Поэтому важнейшее значение для снижения себестоимости перевозок имеет увеличение производительности труда, улучшение использования транспортных средств особенно подвижного состава, сокращение расхода топлива и электроэнергии на единицу перевозочной работы.

В-четвертых, особенность продукции приводит к тому, что кругооборот капитала на транспорте отличается от кругооборота промышленного капитала.

Выведенная К.Марксом формула кругооборота промышленного капитала имеет вид:

Из формулы видно, что транспортный капитал имеет две стадии.

Таким образом, в отличие от кругооборота промышленного капитала в кругообороте транспортного капитала отсутствует стоимость продукта производства в виде товара.

В-пятых, транспорт подобно географической среде, наличию полезных ископаемых, трудовых ресурсов – это всеобщее средство труда, одно из общих условий производства.

Отсюда – двойственная природа транспорта.

Во-первых, перемещая средства труда и рабочих внутри предприятий, транспорт осуществляет связи, порождаемые технологическим разделением труда. Эти функции выполняет внутрипроизводственный транспорт.

Во-вторых, перемещая различные виды продукции между производителями (поставщиками) и потребителями, транспорт осуществляет связи, порождаемые территориальным разделением труда. Эти функции выполняет транспорт сферы обращения, который в ходе исторического процесса общественного разделения труда выделился в самостоятельную сферу производства.

Перевозки в сфере обращения выполняют в основном универсальные виды транспорта общего пользования – железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, а также специализированные виды транспорта – трубопроводный, линии электропередачи и железнодорожные подъездные пути предприятий и объединений, связывающие их с сетью магистральных путей сообщения. Эти виды транспорта вместе с системой складов являются материальной основой процесса обращения (рис.1).

2.3. Структура отрасли «Транспорт»

Как уже отмечалось, транспорт не только осуществляет перевозки в сфере обращения, но и обслуживает непосредственно само производство, работая внутри предприятий. Поэтому как вид хозяйственной деятельности его можно представить системой, состоящей из двух подсистем: транспорта общего и необщего пользования (рис.2).


Сфера производства Сфера обращения Сфера потребления

V
I


I. – Производство

II. – Экспедиция, хранение, погрузка

III. – Транспортировка

IV. – Экспедиция, хранение, выгрузка

V. – Потребление

Рис.1. Транспорт в системе «производство-обращение-потребление»


Подсистема 1 Транспортная система Подсистема 2
Транспорт общего пользования Транспорт организаций и частных лиц
железнодорожный морской речной автомобильный воздушный трубопроводный отраслей материального производства организаций сферы обслуживания и управления населенных пунктов
промышленность, сельское хозяйство, строительные организации и др. торговля, снабжение и сбыт, здравоохранение, образование и др. городской общественный и частных лиц

Рис.2. Структурно-функциональная характеристика транспорта как межотраслевого комплекса

Транспорт общего пользования и есть транспорт сферы обращения, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями. Только он и может рассматриваться в качестве самостоятельной сферы материального производства.

Транспорт организаций и частных лиц перемещает сырье, материалы и другие виды еще не поступившей в сферу обращения продукции, а также грузы и производственный персонал внутри предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли, снабжения и др. Эта часть транспорта как вида деятельности может быть названа технологическим «внутрипроизводственным» транспортом, а промышленный транспорт является его составной частью. Технологический транспорт выполняет свои функции на стадии производства, работая, как правило, в составе того предприятия, которое он обслуживает. Поэтому технологический транспорт в целом не может рассматриваться в качестве самостоятельной отрасли материального производства.

Каждая из двух подсистем, в свою очередь, характеризуется внутренней структурой. В состав транспорта общего пользования входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный виды транспорта. Поскольку объектом транспортирования может быть и энергия, то иногда к транспорту общего пользования относят газопроводы и линии электропередач.

В зависимости от целей экономического анализа транспорт общего пользования иногда рассматривается и в других группировках:

Универсальный (например, железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный) и специализированный (трубопроводный, линии электропередач);

Внутренний (осуществляет перевозки внутри страны) и внешний (обычно морской, выполняющий перевозки не только внутри страны, но и за границу);

Круглогодичный (железнодорожный, автомобильный и др.) и сезонный (внутренний водный);

Магистральный (обычно под ним понимается транспорт общего пользования) и немагистральный (обычно – промышленный транспорт).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!