Все для предпринимателя. Информационный портал

Экономика и промышленность франции. Основные экономические районы франции и особенности их социально-экономического развития

Территория Франции

Самое большое государство в Западной Европе общей площадью 545 тыс. кв. км. Имеет владения в Карибском бассейне:

Мартиника и Гваделупа, а также остров Реюньон (к востоку от Мадагаскара). Площадь с учетом этих территорий составляет 640,05 тыс. кв. км. Западные и северные районы Франции — равнины, в центре и на востоке — сред невысотные горы, на юго-востоке — Альпы, на юго- западе — Пиренеи.

Население Франции

Численность населения без заморских департаментов 62 млн человек (2008 г.), с зависимыми территориями — 64,05 млн человек. Для Франции характерны: высокая рождаемость и высокая ожидаемая продолжительность жизни. По мнению экспертов IN SEE, по этим показателям Франция может оказаться лидером среди других стран Европейского союза. Средняя продолжительность жизни составляет 80,98 года (мужчины — 77,79 лет, женщины — 84,33 года) (на 2009 г.). Франция — страна массовой иммиграции, особенно велико количество эмигрантов из бывших французских колоний в Африке. Французы составляют около 90% всего населения, однако окраинные области заселены этническими группами, которые отличаются языком и культурой (в частности, бретонцы — 1,5 млн человек). Преобладающая религия — католицизм (84% населения).

Государственное устройство Франции

Президентская республика, глава государства и исполнительной власти — президент, избираемый сроком на пять лет. По согласованию с парламентом он назначает премьер-министра и членов правительства. Парламент состоит из двух палат: Национального собрания и Сената.

Административно-территориальное деление Франции

22 региона и 96 административных единиц. Столица — Париж. Другие крупные города: Марсель, Лион, Страсбург, Тулон.

Объем ВВП, темпы экономического роста и другие статистические показатели

Показатель

Темпы прироста, %

Численность населения, млн человек

Прирост населения

ВВП, млрд долл. США (по обменному курсу)

Рост реального ВВП (с учетом инфляции)

ВВП, млрд долл. США (по паритету покупательной способности)

Рост внутреннего спроса

ВВП на душу населения, долл. США (по рыночному обменному курсу)

Темпы инфляции

ВВП на душу населения, долл. США (по паритету покупательной способности)

Дефицит текущего баланса. % ВВП

Средний обменный курс, евро/долл. США

Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ). % ВВП

Франция является членом многих международных экономических организаций: ООН (с 1945 г.), МВФ и Всемирного банка (с 1947 г.), НАТО (1949-1966 гг.), ОЭСР (с 1961 г.), ЕС (с 1957 г.), «Большой семерки» (с 1975 г.), ЕБРР (с 1990 г.), ВТО (с 1995 г).

Налогово-бюджетная сфера Франции

Через бюджет перераспределяется свыше половины национального дохода (в 1913 г. — 20%). Налоговые взимания составляют свыше 44% ВВП страны. По этому показателю страна занимает одно из ведущих мест в ЕС (наряду с Швецией). Налоговое бремя в 90-е годы увеличилось и превышает средний показатель но ЕС. Стандартная ставка НДС составляет 19,6%. Стандартная ставка корпоративного налога составляет 33,3%, но есть льготы для малых предприятий. Подоходный налог очень высок, особенно его верхние ставки. В 2008 г. самая верхняя ставка была снижена с 60 до 50%.

Для французской экономики характерны следующие особенности:

  • дефицит государственного бюджета;
  • высокий государственный долг;
  • дефицит внешнеторгового баланса;
  • французский рынок труда отличается негибкостью, а уровень безработицы — один из самых высоких по сравнению с другими странами — участницами ЕС;
  • уровень налогообложения французских компаний и социальных отчислений считается одним из наиболее высоких в Европе;
  • высокоразвитый банковский сектор;
  • эффективный механизм распределения финансовых потоков и, как следствие, незначительные масштабы теневой экономики;
  • высокий уровень забастовок.

На повестке дня правительства и законодателей числится целый пакет мер, охватывающих социально-экономические, юридические, политические и международные вопросы.

Сердцевиной намечаемых реформ станет комплекс финансовых и налоговых мер, направленных на реализацию главного лозунга программы Н. Саркози: «Больше работать — больше получать». «Реабилитировать работу» и улучшить покупательную способность французов должны следующие меры:

  • Освобождение от налогообложения сверхурочной работы (по данным статистики, 37% наемных работников во Франции трудятся сверх нормативного времени).
  • Вычет из налогооблагаемой базы сумм, уплачиваемых по ссудам, взятым на приобретение жилья.
  • Снижение или полная отмена (в случае передачи наследства в рамках семьи) налога на наследство.
  • Уменьшение налога на крупные состояния в случае инвестирования средств в малые предприятия.
  • Отмена налогов для работающих студентов.
  • Расширение возможности заработка для работающих пенсионеров.
  • Ограничение практики так называемых золотых парашютов — «финансовых подарков» ведущим менеджерам крупных компаний при выходе на пенсию.
  • Отмена практики авансовой оплаты налогов на предприятия.

Одной из самых трудных реформ, планируемых правительством на ближайшее время, обещает стать принятие закона о так называемых минимальных услугах в общественном секторе в случае забастовки. Речь идет главным образом о работниках общественного транспорта (метро, автобусы, пригородные поезда), забастовки которых не раз приводили к полнейшей дезорганизации транспортной системы больших городов, создавая крайнее неудобство их жителям. Предполагается, что по новому закону забастовщики будут обязаны обеспечить транспортное обслуживание на минимальном уровне, предупредить власти о начале забастовки за два дня до ее начала, а также провести тайное голосование о продолжении забастовки через восемь дней после ее начала.

Но, по подсчетам экспертов, задачи достижения «нового экономического роста» равно как и снижения государственного долга до менее 60% ВВП, выхода на бездефицитный бюджет к 2012 г. и соблюдения «пакта стабильности» ЕС могут оказаться труднореализуемыми.

Внешнеэкономические связи Франции

Страны, импортирующие продукцию из Франции: Германия — 14,9%, Испания — 9,3%, Италия — 8,9%, Великобритания — 8,1% (2007 г.).

Страны, экспортирующие продукцию во Францию: Германия — 18,9%, Бельгия — 11,4%, Италия — 8,4%, Испания — 7,1% (2007 г.).

Объем экспорта в 2008 г. составил 761 млрд долл., объем импорта — 838 млрд долл.

Основные позиции в экспорте в 2006 г.

Процент от общей суммы

Промежуточная продукция

Средства производства

Машины и оборудование

Потребительские товары

Продукты и напитки, прошедшие обработку

Основные позиции в импорте в 2006 г.

Процент от общей суммы

Промежуточная продукция

Средства производства

Потребительские товары

Машины и оборудование

Франция - первая по площади среди стран Западной Европы. По этому показателю она почти вдвое превосходит Великобританию и примерно в полтора раза Германию, однако плотность населения здесь в два раза ниже, чем в этих странах. Рельеф и климат, как и другие природные условия во Франции, более разнообразны, поэтому различия в уровне развития районов более заметны, чем в других крупных странах Западной Европы.

Во Франции на долю непроизводственной сферы (сферы услуг) приходится более 70% ВВП. Это результат постиндустриальной ориентации экономики, или, говоря словами В.В. Вольского, «сервисной революции»*. Особенно развит сектор услуг в Париже и его пригородах (экономический район Иль-де-Франс): финансовые операции, торговля, общественные и деловые услуги, личные услуги. На долю Иль-де-Франс приходится 30% импорта Франции и около 20% всех экспортных операций. Непроизводственный сектор - ведущая статья доходов не только в Иль-де-Франс, сфера услуг лидирует во всех районах страны. Велик ее удельный вес (выше, чем в Иль-де-Франс) в валовом региональном продукте в Провансе, Лангедоке и на Корсике, то есть в средиземноморских районах, где особенно значительную роль играют туризм и курортная «индустрия».

Франция - промышленная держава. Еще недавно здесь было немало районов, где промышленность была ведущей сферой экономики (например, Нор-Па-де-Кале, Лотарингия). Теперь же по большому удельному весу промышленности в общественном производстве выделяется прежде всего Верхняя Нормандия (за счет операций в портово-промышленном комплексе Нижней Сены - Руане и Гавре) и Франш-Конте (за счет размещения здесь одного из самых крупных в стране предприятий по числу занятых - автозавода «Пежо»** в Монбельяре-Сошо).

Удельный вес сельского хозяйства (как по занятости, так и по стоимости произведенной продукции) в экономике Франции небольшой. Это, однако, не мешает Франции занимать заметные позиции в мире по производству ряда важных сельскохозяйственных продуктов. Выше всего роль сельского хозяйства в западной части страны: Нижняя Нормандия, Земли по Луаре, Бретань, Аквитания. в сельском хозяйстве здесь занято 8-9% населения, и его доля в суммарной добавленной стоимости*** всех секторов экономики в этих районах достигает 4-6%.

Во всех случаях дана численность населения соответствующих городских агломераций. Она может разительно отличаться от численности населения городов в административных границах. Например, численность населения Парижа в границах собственно города составляет лишь 2170 тыс. чел.



Космический снимок дельты Роны

Нижняя Рона служит границей между двумя экономическими районами Франции. К западу от нее лежит Лангедок-Руссильон, а саму дельту и территорию к востоку от нее занимает Прованс-Альпы-Лазурный берег.

В правом нижнем (юго-восточном) углу снимка - залив Фос. На его берегу - мощный портово-промышленный комплекс Фос-сюр-Мер. Этот индустриальный спутник Марселя осуществляет переработку ввозимого морем сырья

для последующей отправки продукции в глубь Франции

По абсолютной и относительной величине добавленной стоимости выделяется столичный район. В 1996 г. на каждого жителя Парижа приходилось в среднем 198,6 тыс. франков добавленной стоимости. В других, даже передовых районах этот показатель значительно ниже: Верхняя Нормандия - 131 тыс. франков, Рона-Альпы - 124 тыс., Эльзас - 136 тыс. А последние места в шкале душевого ВРП занимают такие относительно малозаселенные районы, как Лимузен, Корсика (по 101 тыс. франков), Овернь и Пуату-Шаранта (по 103 тыс. франков).

Во Франции, как и во многих развитых странах, например в США, - весьма скромна доля населения, занятого в сельском хозяйстве (табл. 3), - 4,4%, но по объемам производства и экспорта сельскохозяйственной продукции обе страны занимают видные места в мире. Франция занимает первое место в Западной Европе по площади сельскохозяйственных земель и по разнообразию отраслей производства. Она удерживает 5-6-е место в мире по производству зерна (55-60 млн т в год), делит с США и Германией 1-3-е места в мире по производству сахарной свёклы****, вместе с Италией лидирует по сбору винограда*****. По производству важнейших продуктов животноводства Франция занимает 5-6-е место в мире (25-26 млн т молока и 6-6,5 млн т мяса в год).

В стране одинаково развиты и растениеводство, и животноводство, чего нет в большинстве других стран Западной Европы, где животноводство обычно лидирует. В структуре продукции сельского хозяйства (по стоимости) в середине 90-х годов на продукцию растениеводства приходилось 49-50% (в том числе на зерновые - 14-15%, фрукты и овощи - 10-11%, вина - 13-14%, технические и другие культуры - 10,5%), на продукцию животноводства также 49-50% (в том числе на молоко, знаменитые сыры и другие молокопродукты - 17-18%, говядину и телятину - 15-16%, свинину - 6-7%, продукцию птицеводства - 8-9%).



Во Франции очень велики контрасты в отраслях сельского хозяйства по районам. Бретань и Нижняя Нормандия - это типичные животноводческие районы, а в Провансе и Лангедоке животноводство имеет третьестепенное значение. Попробуйте с помощью анализа физико-географических карт Франции объяснить причины этих различий в структуре сельского хозяйства. На развитие животноводства на северо-востоке страны повлияли, правда, не только природные предпосылки, но и близость рынков столицы.

Экономические районы

Межрайонные диспропорции в экономическом развитии выдвигают государственную

проблему более равномерного размещения производства, в частности вопросы

децентрализации (например, ограничение роста Парижа и другие) и подъема

хозяйства в «критических зонах», резко отстающих по уровню и темпам развития,

с хронической безработицей и оттоком населения. Для решения

общегосударственных территориально-хозяйственных проблем страна разделена

была (в 1956 году Генеральным комиссариатом по планированию при Совете

Министров Франции) на 22 плановых района (от 2 до 8 департаментов в каждом),

а позже (в 1971-1975) на базе этих районов были выделены генеральные зоны

экономических исследований и планировки территорий или крупные экономические

1. Парижский район

Ведущий район Франции. Он

выделяется своей обрабатывающей промышленностью и интенсивным сельским

хозяйством, густой сетью путей сообщения; его жизнь тесно связана с Парижем.

Промышленность Большого Парижа дает свыше ¼ промышленной продукции

Франции (по стоимости). Большое экономическое значение имеет долина нижней Сены

с городами Руан и Гавр – главный выход к морю для Парижского района и

крупнейший в районе после Париже сгусток промышленности.

2. Северный район

Старый индустриальный район с

разносторонней структурой, 1-й район по текстильной промышленности и

текстильному машиностроению, производству оборудования для горной

промышленности, 2-й район по выплавки чугуна и стали и добычи угля (после

Восточного района); национальное значение имеет производство локомотивов и

вагонов, серной кислоты и ряда других химикатов, стройматериалов, бумаги,

обуви, сахара, пива. Развито трикотажное и кружевное производство. Главная

группа текстильных предприятий находится в 3-х слившихся городах – Лилле, Рубе

и Туркэне. Основная часть шахт, электростанций, металлургических, химических и

машиностроительных заводов размещена на территории угольных бассейнов (центры –

Валансьенн, Дуэ, Дене). Выросло значение Дюнкерка – порта и промышленного

центра (новые крупные металлургические, судостроительные и

нефтеперерабатывающие заводы).

3. Восточный район

Главный металлургический район Франции (Лотарингия). Тяжелая промышленность

выросла на основе использования местной железной руды, угля, калийной и

каменной соли. Металлургические заводы размещены в основном по берегам рек

Мозель, Орн, Фенн, Шьер (города Тионвиль, Лонгви, Айанж и др.). Вогёзы и

Эльзас – главные районы хлопчатобумажной промышленности Франции (около

½ производства). Вогёзы – крупный поставщик древесины и бумаги.

Крупнейший город района Страсбург – столица Эльзаса, порт и промышленный

центр на Рейне. В промышленности Франш-Конте – автомобилестроение (заводы

«Пежо» в Сошо-Монбельяр), производство часов, изделий точной механики

(Безансон). Другие крупные промышленные центры – Канси, Мюлуз, Бельфор.

4. Лионский район

Промышленный район, занимает

3-е место во Франции после Парижского и Западного районов по числу жителей и

2-е (после Парижского) по объему промышленного производства. Основные отрасли

промышленности: гидроэнергетика, металлургия (качественной, специальной стали,

алюминия – 1-е место во Франции), машиностроение, химия (особенно

промышленность органического синтеза в окрестностях Мюна. резиновые заводы

Клермон-Феррана), текстильное (1/2 национального производства тканей из

химического волокна), пищевое, кожевенно-обувное производство, производство

спортивного инвентаря. Курорты на базе минеральных источников (Виши, Эвиан и

другие); в Альпах – альпинизм, туризм, базы зимнего спорта. Главные города –

Лион, Сент-Этьенн, Гренобль, Клермон-Ферран.

5. Западный район

Промышленно-аграрный, с развитым животноводством. В долинах рек Луара и

Шаранта много садов и виноградников (производство коньяков в городе Коньяк).

Добыча железных и урановых руд. Рыболоводство переработка рыбы, устричный

промысел. Промышленный потенциал района с конца 50-х гг. заметно вырос в

результате государственно-монополистической политики децентрализации и

подъема аграрных районов. Самый крупный город, промышленный узел и центр

тяготения для большей части района – Кант.

6. Юго-Западный район

Промышленно-аграрный район

занимает главным образом Аквитанскую низменность с примыкающими к ней склонами

Пиренеев и юго-западной частью Центрального массива. Район имеет значительные

сырьевые ресурсы; занимает 1-е место во Франции по добыче газа (Лак) и нефти

(Парантис), лесозаготовкам (в Ландах). Развита авиаракетная промышленность

(Тулуза, Бордо), отдельные предприятия алюминиевой, химической и пищевой

промышленности. В Пиренеях, вблизи ГЭС, размещены энергоемкие отрасли

металлургической и химической промышленности. В ряде департаментов основная

часть жителей занята в сельском хозяйстве, виноградарстве. Бордо и Тулуза –

промышленные и торгово-транспортные центры района.

7. Среднеземноморский район

Промышленно-аграрный и курортный район. С начала 60-х гг. население быстро

растет. Интенсивное высокотоварное сельское хозяйство, специализированное на

производство винограда, овощей фруктов, в горах – на овцеводстве. Развита

пищевая промышленность. Выдающееся значение в экономике района имеют курорты

(Французская Ривьера с центрами в Ницце и Канне, новые курорты на берегах

Лангедока) и портово-промышленный комплекс Марселя (города-спутники, порты –

Бер, Лавера, Фоссюр-Мер и другие) с нефтеперерабатывающей, нефтехимической,

металлургической (Фос), судостроительной, авиационной, пищевой

промышленностью.

23 Сельское хозяйство как важнейшая отрасль французской экономики.

Ключевые отрасли сельского хозяйства современной Франции.

в отличие от своих соседей Франция обладает чрезвычайным разнообразием отраслей сельского хозяйства. Это разнообразие, несомненно,-- во многом результат влияния естественных условий, особенно климатических и почвенных. Благодаря положению в середине умеренного пояса, на берегах двух морей, Франция из всех стран Европы представляет наибольшее разнообразие в возделываемых хозяйственных растениях. Большая часть французских сельскохозяйственных угодий имеет богатые почвы, ценные либо своими природными качествами, либо ставшие таковыми в результате многовекового их улучшения в процессе обработки.

Многопрофильность сельского хозяйства -- результат не только естественных факторов. Определенное влияние оказали и социально-экономические причины. В прошлом хозяйственная замкнутость была правилом, и крестьянин сам старался производить все ему необходимое и выращивал всего понемногу. В последние десятилетия усиливается специализация сельскохозяйственного труда. Но остатки прежней поликультуры до сих пор имеют место.

И современное сельское хозяйство Франции примечательно чрезвычайным разнообразием производства. На территории страны соседствуют зерновое хозяйство с пшеницей в качестве ведущей культуры и виноделие, интенсивное и горнопастбищное животноводство, овощеводство, садоводство и даже выращивание риса. Большое значение имеют также птицеводство, посевы сахарной свеклы и другие отрасли.

Нынешнее разнообразие сельскохозяйственного производства находит выражение в трех главных группах явлений: в высоком уровне развития одновременно и земледелия и животноводства, в сочетании различных отраслей земледелия и многоотраслевом характере животноводства.

За последние десятилетия в отраслевой структуре французского сельского хозяйства происходят изменения. Основным направлением их первоначально было преимущественное развитие животноводства и связанных с ним отраслей растениеводства. Такая тенденция была характерна не только для Франции, но и для ряда других стран. Последним десятилетиям присуще определенное ослабление этой тенденции.

При этом надо иметь в виду, что выявление относительного значения животноводства и земледелия в общей стоимости продукции сельского хозяйства, как отмечают французские статистики,-- задача не простая. Во Франции отсутствуют точные данные о внутреннем потреблении сельскохозяйственных продуктов крестьянами. Иногда не учитывается в достаточной степени та часть продукции отраслей растениеводства, которая потребляется животноводством и т.д. Поэтому сотрудники Национального института статистики и экономических исследований считают, что данные о соотношении двух групп отраслей носят приблизительный характер и допускают возможность ошибки по отдельным вопросам до 20 %.

Земледелие

Виноградарство

Овощеводство

Крупный рогатый скот

Свинина

Франция в настоящее время находится посредине перехода от зажиточной современной экономики, которая имеет большую долю государственной собственности и вмешательства к той, которая полагается больше на механизмы рынка. Правительство частично или полностью приватизировало много крупных промышленных и страховых компаний и банкови уступило доли в таких ведущих компаниях как Air France, France Telecom, Рено, и Thales. Однако государство сохраняет значительное присутствие в некоторых секторах, особенно в энергетике, общественном транспорте и оборонной промышленности. Франция - наиболее посещаемая страна в мире (более 75 млн. туристов ежегодно) и поддерживает третий по величине доход в мире от туризма.

Лидеры Франции остаются преданными капитализму, при котором они поддерживают социальную сферу посредством законов, налоговой политики и социальных расходов, которые уменьшают доходное неравенство и воздействие свободных рынков на здравоохранение и благосостояние. Франция выдержала мировой экономический кризис лучше чем большинство других крупных экономик ЕС из-за относительной устойчивости внутренних потребительских расходов, большого общественного сектора, и меньшей зависимости от падения спроса на экспорт, чем в некоторых других странах.

Тем не менее, реальный ВВП Франции сократился на 2,5% в 2009 году, но отчасти восстановился в 2010 году, в то время как уровень безработицы увеличился с 7,4% в 2008 к 9,5% в 2010 году. Активное стимулирование экономики государством и инвестиционные меры в ответ на экономический кризис, однако, способствовали ухудшению финансового состояния Франции. Бюджетный дефицит Франции увеличился с 3,4% ВВП в 2008 году до 6,9% ВВП в 2010 году, в то время как государственный долг повысился с 68% ВВП до 82% за тот же самый период.

Велика во французской экономике доля иностранного капитала (промышленность до 40%, недвижимость около 27,5%, торговля - 20%, сфера услуг - 9%). На предприятиях с иностранным капиталом работают свыше 20% трудящихся. Особенно велика доля иностранного капитала в информатике и других отраслях передовых технологий (свыше 50%). В настоящее время Париж свертывает мероприятия по стимулированию экономики, отменяя налоговые льготы и замораживая большинство правительственных расходов, чтобы привезти бюджетный дефицит до уровня 3% в соответствии с нормами Еврозоны к 2013 году. Правительство выдвинуло на первый план приверженность Франции финансовой дисциплине в период роста долгов в других странах Еврозоны и нестабильности на финансовых рынках. Президент Н.Саркози - тот кто обеспечил проведение пенсионной реформы в 2010 году - как ожидают, будет искать возможность для проведения некоторых налоговых реформ, однако он может задержать дополнительные, более дорогостоящие реформы до окончания выборов 2012 года.

Традиционная особенность французской экономической политики - большая доля государственного сектора, особенно в стратегически важных областях - нефтегазовой промышленности, транспорте. Существует планирование, но оно носит не нормативный, а индикативный характер (намеченные показатели не являются нормативными для частных предприятий). Велика доля в экономике иностранного капитала (промышленность до 40%, недвижимость около 27,5%, торговля - 20%, сфера услуг - 9%). На предприятиях с иностранным капиталом работают свыше 20 % трудящихся. Особенно велика доля иностранного капитала в информатике и других отраслях передовых технологий (свыше 50 %).

Франция располагает самой развитой в Европе сетью железных дорог. С 1981 года большинство городов связаны между собой сетью высокоскоростных магистралей, такая же ветка проложена в тоннеле под проливом Ла-Манш. Степень социальной защиты населения одна из самых высоких в мире. Примерно 30 % ВВП расходуется на социальные нужды. В 1998-2008 гг. была официально установлена 35-часовая рабочая неделя (самая короткая в Европе), но в 2008 году её отменили, теперь работодатель и вправе заключить индивидуальные соглашения с профсоюзами и определить количество рабочих часов и сверхурочных.

В 2007 году товарооборот с Россией составил 16,7 млрд евро по данным французской статистики, 16,4 млрд долл. по данным российской статистики.

История развития и основные черты экономики Франции

Франция одна из крупнейших капиталистических держав; она расположена в западной части Европейского материка. Территория Франции - 552 тыс. км2, а население - около 46 млн. чел. С юга страна омывается теплыми водами Средиземного моря, в котором Франции принадлежит о-в Корсика. У западных берегов страны ни днем, ни ночью не смолкает шумное дыхание волн Атлантического океана. А от северной соседки - Великобритании - Францию отделяют морские проливы Ла-Манш и Па-де-Кале. На северо-востоке, во Фландрии и Арденнах, Франция граничит с Бельгией и Люксембургом.

Далее, к востоку, высятся куполообразные вершины Вогезов. Здесь проходит франко-германская граница. Достигнув р. Рейна, пограничные столбы круто поворачивают к югу, поднимаясь все выше и выше: сначала на горные склоны Юры, по которым проходит граница со Швейцарией, а затем на покрытые снегами хребты Альп, отделяющие Францию от Италии. Здесь находится самая высокая гора Западной Европы - Монблан (4810 м).

Альпийские хребты прорезаны глубокими и довольно широкими долинами, удобными для сообщения. На юго-западе лежит менее высокая, но труднодоступная горная система Пиренеев. Она образует естественную границу Франции с Испанией и небольшим государством Андоррой.

В древности на территории современной Франции жили племена кельтов (галлов) и страна называлась Галлией. В V в. Галлию завоевали франки - народ, пришедший с правого берега Рейна (от них страна получила свое название - Франция). Франки ассимилировали с кельтами.

Во время, предшествующее второй мировой войне правительство Франции совместно с правительствами Великобритании и США потворствовало агрессивной политике фашистской Германии. Оно не препятствовало германским фашистам оккупировать Австрию и Чехословакию и этим способствовало развязыванию второй мировой войны. После того, как Германия в 1939 г. напала на союзницу Франции - Польшу, возмущение французского народа вынудило правительство объявить войну Германии. Но это была “странная война”. Французское военное командование е собиралось воевать с Гитлером, и, когда в мае 1940 г. гитлеровские войска вторглись во Францию, реакционное французское правительство сдало Париж и капитулировало перед фашистскими агрессорами. Но в конце 1944 г. французские патриоты, воодушевленные победами СССР и его союзников над гитлеровской Германией, с помощью англо-американских войск освободили свою страну от германских оккупантов. Еще было много военных конфликтов, в которых Франция принимала участие. Несколько лет французские империалисты вели войну против восставшего Вьетнама. 7 лет они вели войну в Алжире, народ которого требовал независимости. В 1956 г. Франция совместно с Великобританией и Израилем начала вооруженную интервенцию в Египет. Но Египет был поддержан многими миролюбивыми странами (в т.ч. и СССР). В 1961 г. во Франции резко активизировала свою деятельность Секретная вооруженная организация (оас). В стране возникла угроза фашизма, но правительстве удалось разрешить эту трудную ситуацию. Франция высокоразвитая индустриально-аграрная страна. По объему промышленного производства она занимает четвертое место после США, Англии и бывшей ФРГ. Ее промышленность и сельское хозяйство очень разнообразны, как разнообразны природные условия страны.

На рудниках Франции добывают много железной руды и бокситов, уголь и калийные соли; на горных реках построены гидроэлектростанции. На машиностроительных заводах умелыми руками французских рабочих создаются автомобили и локомотивы, станки и тракторы, моторы и различное оборудование; на верфях портовых городов строят суда. Химические предприятия производят кислоты, искусственное волокно, красители, пластмассы, медикаменты. Издавна Франция славится парфюмерными изделиями. Текстильные фабрики выпускают ткани хлопчатобумажные и льняные, из синтетического и натурального шелка.

Франция морская страна. У северных границ ее холодные, со свинцовым отливом волны плещутся у крутых берегов, вымывают мягкие известняковые породы и образуют скалы самой причудливой формы. Людям пришлось много потрудиться, чтобы создать удобные для морских судов порты. Самый крупный из них - Гавр - расположен в широком устье р. Сены. Мощная бетонная дамба защищает многочисленные причалы и доки от морской стихии. В дамбе оставлены лишь ворота”, через них юркие буксиры тянут на длинных канатах океанские корабли в орт. Суда под флагами различных стран привозят в Гаврский порт тюки хлопка и шерсти, мешки кофе и риса, каучук, красное дерево для изготовления дорогой мебели, пряности и другие товары.

Столица Франции Париж - огромный, многоликий город. Население Парижа вместе с пригородами достигает 7 млн. человек. “Большой Париж” раскинулся а площади в 1500 км2. Он возник 2000 лет назад из небольшого поселка Лютеции а острове Сите, посредине Сены.

По уровню экономического развития уступает Германии и целому ряду малых стран (Норвегии, Дании, Швейцарии, Люксембургу). На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяйственного производства Западной Европы.

В 1980-е гг. экономическое развитие Франции характеризовалось замедленными темпами роста, массовой безработицей, резкими сменами основных направлений государственного регулирования. Структурный кризис мирового хозяйства, переход к новому типу воспроизводства оказали сильное влияние на промышленное производство. После кризиса 80-х гг., французская промышленность восстановила свой уровень производства только в 1986 г.

Позиции Франции в мировой экономике несколько ослабли (1980 г. - 5,7% ВВП мира). Доля страны в промышленном производстве стран ОЭСР сократилась с 6,6 до 5,7% за 1980-е гг. Уменьшились экспортные возможности. Норма безработицы превысила 10%.

В 1990 годы французская промышленность по-прежнему имела недостаточную специализацию, с трудом приспосабливается к быстро меняющемуся спросу на рынках. Сравнительно низкая эффективность производственного аппарата была связана с историческими особенностями развития экономики, которая в 50-60-е гг. в основном ориентировалась на внутренний рынок, а во внешних связях большое место занимали развивающиеся страны, главным образом, в пределах бывшей колониальной империи. Немаловажную роль в этом процессе сыграло доминирование в структуре хозяйства кредитного сектора, который обычно проявляет чрезмерную осторожность при осуществлении долгосрочных промышленных проектов.

В тоже время во Франции активно протекали процессы перестройки социальной структуры хозяйства, концентрации и централизации производства и капитала. Сто крупнейших компаний сосредоточили свыше 2/3 промышленного производства. В ряде отраслей монополизация производства приближается к максимуму. В черной металлургии две крупнейшие компании “Юнизор” и “Сасилор” сосредоточили 70% производства стали, “Компани женераль д"электрисите” (КЖЕ), “Томсон” - 50% производства электронного и электротехнического оборудования, “Рено” и “Пежо” - почти все производство автомобилей. “ПешинеЮжин-Кюльман” (ПЮК) и “Иметаль” - почти полностью сосредоточили в своих руках производство и сбыт цветных металлов.

Процессы концентрации и централизации капитала и перестройки экономики Франции происходили одновременно с процессом интернационализации производства и капитала, которые привели к созданию огромных по мощи ТНК. Так, “Иметаль” объединил 62 общества, действующих в 25 странах. У автомобилестроительной компании “Рено” - почти 45% производственных мощностей и 25% рабочей силы сосредоточены на заграничных предприятиях и так далее.

Централизация капитала на национальном и международном уровне привела к укреплению целого ряда французских компаний в мировом производстве. Химическая компания “Пешине” превратилась в мирового лидера упаковочной продукции, полиграфическая фирма “Ашет” - в ведущего издателя журналов в мире, фирма “Кабль де Лион” вышла на первое место в мире в производстве электрических кабелей. Электротехнический концерн “Томсон” занял первое место в мире по выпуску навигационного оборудования для самолетов, а в Европе - по производству бытовой электроники. “Иметаль” занимает ведущее положение по производству свинца, цинка, никеля в промышленно развитых странах. В Западной Европе компании “Аэроспасиаль” и “Дассо-Бреге” заняли соответственно первое и третье места в авиакосмической промышленности. Упрочились позиции французских компаний среди крупнейших корпораций Западной Европы и мира. В список ста крупнейших компаний вошли 8 французских объединений (1961 г. - 2).

Французские банки всегда активно участвовали в деятельности промышленных компаний через систему участия во владении акционерным капиталом, используя в том числе холдинговые компании, инвестиционные фонды, личную унию. Процесс переплетения капитала привел к тому, что вся экономика охвачена несколькими финансовыми группами, имеющими широкие международные связи. Это группы “Нариба”, “Союз”, группы Ротшильдов и Ампен-Шнейдеров. Финансовые группы оказывают серьезное влияние на формирование экономической политики.

Интересы крупнейших компаний при этом отстаивал Национальный совет французских предпринимателей (Патронат), а также различные отраслевые, межотраслевые и региональные организации предпринимателей, являющиеся мощными рычагами давления на правительство.

Активную роль в экономике страны играет мелкий бизнес. Мелкие и средние предприятия, укрепляя свои позиции в период 1970-80-х гг. Мелкий сектор очень подвижен. 30% регистрируемых предпринимательских единиц терпят крах спустя два года, а каждое второе не дотягивает до пяти лет. Число фирм, терпящих банкротство, высоко. Препятствием в деятельности новых компаний выступает недостаточность накопления первоначального и оборотного капитала. Мелкий сектор в основном ориентирован на сферу услуг и торговли.

Функционирование экономической системы происходит под мощным воздействием государства на воспроизводственный процесс. По степени развития ГМК, проявляющемся в активном участии государства в регулировании и программировании экономики, в распространении государственной собственности Франция выделяется среди крупнейших промышленно развитых стран. В 1980-е гг. произошло изменение основных направлений экономической политики от дирежизма к неолиберализму, к усилению роли рынка. Большое влияние на экономическую политику оказали изменения в расстановке политических сил на правительственном уровне, что прежде всего проявилось в отношении к государственному сектору. В 1981 г. правительство социалистов провело национализацию 9 крупнейших промышленных компаний и 36 банков. Государственный сектор сосредоточил 28% производства и 16% занятых. Национализация способствовала модернизации и финансовому оздоровлению данных компаний, позволила избежать перехода некоторых фирм под контроль иностранного капитала. Пришедший к власти блок правых и центристских партий в 1986 г. принял программу денационализации 65 крупнейших промышленных, банковских и страховых компаний. В частный сектор были переданы крупнейшие банковские группы “Париба” и “Сосьете женераль”, индустриальные гиганты “Сен-Гобен”, “Компани женераль д"электрисите”, финансовая компания “Тивас”, военно-промышленная компания “Матра”, финансовая группа “Сюэз”.

Государственный сектор во Франции и в настоящее время является важным инструментом экономической политики. Обновление основного капитала, обеспечение условий воспроизводства во многих отраслях хозяйства непосредственно решается государством. Регулирующая роль государства находит свое яркое выражение в государственном программировании и планировании, которое получило широкое развитие в первые послевоенные годы. С этой целью были созданы официальные органы, среди которых выделяется Комиссариат плана. Разработанные планы ориентировали французскую экономику на освоение новых технологий, структурную перестройку, усиление научно-исследовательских работ.

Государство активно участвует в развитии НИОКР. На его долю приходится свыше половины общенациональных ассигнований на научно-конструкторские работы. Государство стремится ликвидировать существующий разрыв в научно-техническом потенциале между Францией и другими ведущими странами. Со второй половины 1980-х гг. в экономической политике правительства в качестве приоритетных выдвинулись вопросы, связанные с созданием единого рынка ЕС. К ним относятся структурные преобразования, проведение системы налогообложения и социального обеспечения в соответствии с уровнем Сообщества. Структурные особенности хозяйства влияют на позицию Франции в вопросах интеграции. Обычно она выступает за регулирование тех отраслей, где ее конкурентные позиции не высоки.

Правительство сократило государственное регулирование экономики и стимулировало частный сектор. С этой целью был отменен валютный контроль, контроль над ценами, снижены налоги, увеличены льготы компаниям. Одним из краеугольных камней экономической политики являлось сдерживание роста заработной платы, благодаря чему потребительские расходы сохранялись на умеренном уровне, а норма прибыли достигла уровня начала 1970-х гг.

Промышленность Франции

Существенную часть ВВП даёт промышленное производство - 20%, оно обеспечивает 24% рабочих мест, 40% инвестиций и 80% экспорта (данные 2008 года). Франция располагает значительными запасами полезных ископаемых: железных и урановых руд, бокситов, калийных солей и др. Это создаёт базу для горнодобывающей и тяжёлой промышленности. По уровню развития цветной металлургии страна занимает лидирующие места в мировых рейтингах, по выплавке стали находится на третьем месте в Западной Европе. Основные отрасли: машиностроение (2,6 % мирового производства), химическая (четвёртое место в мировом экспорте), авиакосмическая (Франция играет ведущую роль в Европейском космическом агентстве), автомобильная (третье место в мире по выпуску автомобилей), пищевая (по объёму экспорта на втором месте в мире после США), радиоэлектронная, информатика, судостроение, электротехническая.

Относительно незначительную роль в общем объёме экономики, но важную для престижа страны играет производство и продажа предметов роскоши. Одна из наиболее передовых стран в области развития атомной энергетики: свыше 75 % энергии получают на АЭС.

Темпы роста промышленного производства во Франции, % к предыдущему году

Под влиянием научно-технического прогресса происходят существенные изменения в отраслевой структуре хозяйства. Сократилось значение промышленности, на долю которой теперь приходится 20% ВВП (1980 г. - 32%). В промышленном производстве выросла доля продукции машиностроения, главным образом за счет прироста в электротехнической и электронной отраслях и, отчасти, в общем машиностроении. Этот структурный сдвиг сопровождался сокращением доли и фактически свертыванием производства в традиционных отраслях.

Однако во Франции остается еще довольно высоким удельный вес “старых” производств, продукция которых не выдерживает конкуренции на мировом рынке со стороны аналогичной продукции некоторых западных и особенно “новых индустриальных стран”. Большое место занимает пищевая промышленность (12%). Такую долю имеет только Великобритания.

По доле продукции отраслей машиностроения в промышленном производстве Франция отстает от ведущих стран. Наибольшее отставание отмечается в отраслях, являющихся носителями НТП и обеспечивающих модернизацию производ- ственного аппарата на базе новейшей техники. Это, прежде всего, в производстве станков, ряде отраслей промышленной электроники и средств информатики, микроэлектронной техники. Между тем, Франция значительно отстает от ведущих стран в производстве металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования, уступая ФРГ и Японии по общему объему примерно в 8 раз. Производственная структура станкостроения характеризуется относительно низкой долей прогрессивных видов металлообрабатывающего оборудования.

Ведущее место в структуре промышленного производства занимают общее машиностроение и транспортное машиностроение. Автомобильная промышленность является одной из основ национальной промышленной структуры. Две крупнейшие в стране компании - частная “Пежо-Ситроен” и государственная “Рено” обеспечивают соответственно 4 и 5% мирового производства легковых автомобилей.

Французские компании занимают второе место в мире, после Японии, по выпуску энергетического оборудования для электростанций. Франция остается ведущей силой в ракетной промышленности Западной Европы. Проект “Арианспейс” обеспечивает ведущие позиции страны в коммерческих запусках спутников. На его долю приходится примерно 50% мирового космического рынка.

Переход к энергосберегающему типу производства, высокая зависимость от импорта топливно-энергетических ресурсов вызвали переориентацию в энергетической стратегии. Основное внимание уделялось развитию атомной энергетики, а также альтернативным источникам энергии. Ускоренное развитие ядерной энергетики привело к заметному изменению структуры производства электроэнергии в стране. В 1973 г. на АЭС вырабатывалось 8% всей электроэнергии, на ТЭС - 65% и на ГЭС - 27%, а в 1987 г. доля АЭС уже составила 76%, доля ТЭС снизилась до 7%. Развитие ядерной энергетики позволило поднять степень самообеспеченности Франции в энергии с 25% в 1975 г. до 50% в 1980 г. и 58% в 1987 г. По мере ввода в действие новых АЭС и вывода из эксплуатации ТЭС на жидком топливе, сокращался импорт нефти.

Сельское хозяйство Франции

Сельское хозяйство является наиболее опекаемой государством отраслью, хотя основа его - частное землевладение. Решающую долю продукции дают крупные хозяйства (с наделом 20-100 гектаров), но численно преобладают мелкие и средние. По объёму произведенной продукции Франция занимает 1-е место в Западной Европе и 3-е место в мире после США и Канады. Это крупнейший европейский производитель пшеницы, сливочного масла, говядины, сыров (более 400 сортов). Более 50% продукции даёт животноводство (скотоводство). Традиционно высока доля вин в экспорте. Французские фермеры являются главными противниками внедрения генетически изменённой продукции в Европе, так как французская продукция традиционно высоко ценится из-за качества.

Франция - крупнейший производитель сельскохозяйственной продукции в Западной Европе. На долю сельского хозяйства по состоянию на 2008 год приходилось примерно 2,2% ВВП и 3,8% самодеятельного населения страны, но оно дало 25% продукции в ЕС. Характерной чертой социально-экономической структуры являются достаточно мелкие размеры хозяйств. Средняя площадь земельных угодий - 28 га, что превышает соответствующие показатели многих стран ЕС. В землевладении отмечается большая раздробленность. Более половины хозяйств существуют на собственной земле. Ведущей силой производства выступают крупные хозяйства. Они обеспечивают свыше 2/3 продукции, занимая господствующее положение в производстве практически всех отраслей сельского хозяйства.

В сельском хозяйстве получили распространение групповые формы ведения хозяйства. Важнейшее место среди них занимают кооперативы, в первую очередь, по использованию сельскохозяйственной техники. Кооперативы действуют во всех сферах производства. В виноделии они обеспечивают 50% продукции, дают 30% овощных консервов, свыше 25% торговли мясом, свыше 40% молочных продуктов. В середине 1960-х гг. появились сельскохозяйственные производственные объединения, которые возникли как выражение стремления мелких и средних производителей выстоять против наступления крупного капитала.

Управление сельским хозяйством осуществляется как через систему государственных специализированных органов, так и ряда смешанных обществ, в основном отраслевого характера. Государственное регулирование осуществляется в основном путем экономического воздействия. Существует специализированный банк “Креди Агриколь” с отделениями на местах, Фонд экономического и социального развития. Большое влияние на выработку структурной политики оказывает Европейский фонд сельскохозяйственной ориентации. Стимулирующие методы государственного воздействия используются как для расширения производства отдельных культур, укрепления структуры хозяйств, так и сокращения перепроизводства.

Ведущей отраслью является животноводство, на долю которого приходится 2/3 стоимости аграрной продукции, Франция является первым среди западных стран производителем ячменя и сахара, вторым - пшеницы, вина и мяса. Традиционно известны такие отрасли, как виноградарство, садоводство, устричный промысел.

Сельское хозяйство высоко индустриализовано. По насыщенности техникой, использованию химических удобрений оно уступает только Нидерландам, Германии и Дании. Техническое оснащение, повышение агрокультуры хозяйств привело к повышению уровня самообеспеченности страны в сельскохозяйственных продуктах. По зерну, сахару он превышает 200%, по сливочному маслу, яйцам, мясу - свыше 100%.

Внешнеэкономические связи Франции

Экономика Франции глубоко встроена в мировое хозяйство. Французским компаниям в 1980-е гг. удалось несколько увеличить свою долю в мировом экспорте (6,5%) и сократить в импорте. Внешняя торговля выступает серьезным фактором экономического роста. На экспорт идет около 1/5 ее конечного продукта. В 2010 году объем экспорта соствил 508,7 млрд. долл., а объем импорта - 577,7 млрд. долл.

Структура французского экспорта имеет определенные особенности. В нем более высокий удельный вес имеют сельскохозяйственные товары и сырье. В настоящее время ликвидирующие позиции во внешней торговле страны занимают машины и оборудование. Наибольший удельный вес в этой группе мировой торговли занимает гражданская авиатехника, электротехническое оборудование и комплектное оборудование для строительства крупных промышленных объектов, различные виды вооружения.

В 1980-е гг. позиции Франции в торговле многими видами машиностроительной продукции заметно ослабли. Кроме того, за последние 20 лет снизилась доля в мировом экспорте легковых автомобилей, конторского оборудования и вычислительной техники, специального промышленного оборудования, станков, электроприборов. Это в значительной мере определяется особенностями отраслевой структуры хозяйства и характером ее специализации в международном разделении труда, а также снижением конкурентоспособности промышленности. В тоже время по экспорту авиационной техники, локомотивов, вагонов она занимает второе место; автомобилей, химических товаров- третье место; в экспорте военной техники и оружия Франция удерживает второе место в мире после США. Тремя главными статьями экспорта вооружения являются военные корабли, самолеты и армейское вооружение.

По объему сельскохозяйственного экспорта Франция отстает только от США. На внешних рынках реализуется свыше 1/3 производимой продукции. В аграрном экспорте преобладают “массовые” продукты - пшеница, ячмень, кукуруза, молочные продукты. Доля продуктов высокой степени обработки - кондитерских, мясных изделий, шоколада, консервов - ниже, чем в других ведущих странах. Экспортная специализация Франции значительно уступает другим крупным странам. Так, в общем машиностроении только одно производство относится к высокому уровню специализации (реактивные двигатели) и ряд - к умеренному (насосы, паровые машины, ядерные реакторы, роторные электроэнергетические установки, холодильники, отопительное оборудование, сельхозмашины).

В последние два десятилетия в экономике Франции значительно возрос импортный компонент (до более 20% ВВП), что связано с усилением международного разделения труда и изменением конкурентоспособности французских товаров. Наиболее высока доля импорта в производстве продукции машиностроения и химической промышленности (40-60%). Это в значительной мере связано с особенностями развития научно-технического потенциала страны и внедрением научных достижений в производство.

Многие французские компании относятся к рынку ЕС как своему внутреннему. Свыше 60% экспорта направляется в страны ЕС. Это самая крупная доля среди четырех ведущих стран Западной Европы. Главным торговым партнером Франции в этом регионе по данным на 2008 год выступает Германия, на которую приходится 15% экспорта и 19% импорта. На втором месте Испания (9% экспорта и 7% импорта), далее Италия (8% экспорта и 8% импорта), Бельгия (7% экспорта и 11% импорта) и Нидерланды (4% экспорта и 7% импорта). Среди других стран важным торговым партнером выступают США (6% экспорта и 4% импорта). Доля развивающихся стран в торговле страны сократилась. Недостатком географической структуры внешней торговли является значительная ориентация экспорта в страны с медленно расширяющимися рынками.

Французские компании прилагают большие усилия для расширения внешнеэкономической экспансии. Важным средством ее выступает экспорт капитала. На долю Франции приходится 5% общего объема заграничных прямых инвестиций. При этом в 1980-е гг. произошло сокращение ее доли.

Экспорт капитала заметно переориентировался на промышленно развитые страны, где основным объектом приложения капитала является Западная Европа, но значение ее уменьшилось. В 1960 г. на страны Западной Европы приходилось 86,4% французских прямых инвестиций, а в 1986 г. их доля снизилась до 57%. За этот же период резко возрос удельный вес США - с 5,4% до 36,5%. В 1980-е гг. французские компании вышли на шестое место среди иностранных инвесторов в США. В основном их инвестиции сосредоточены там в старых отраслях - металлургии, угольной, химической, нефтяной промышленности и производстве автомобильных шин. В Западной Европе основные объемы французского капитала инвестированы в ФРГ и Великобритании.

В развивающихся странах сосредоточено примерно 30% общего объема прямых инвестиций, что выше доли других стран. Африканский континент занимал ранее и продолжает занимать особое место. На его долю приходится свыше 50% французских инвестиций в “третьем мире”. В основном они сосредоточены в странах зоны франка. Помимо сырьевых отраслей инвестирование осуществляется в обрабатывающие производства путем налаживания сборочных или автономных предприятий с ориентацией на местный рынок.

Франция также является крупным импортером капитала. Ведущее место среди иностранных фирм занимают американские (48%). Инвестиции каждой в отдельности европейской страны значительно уступают им.

Крупный приток иностранного капитала начался в 1960-е гг. На долю зарубежных фирм приходится более 1/4 суммарного оборота и около 1/3 товарного экспорта.

Структурные особенности хозяйства влияют на позицию Франции в вопросах интеграции. Обычно она выступает за регулирование тех отраслей, где ее конкурентные позиции не высоки.

В 1990-2000-х гг. правительство сократило государственное регулирование экономики и стимулировало частный сектор. С этой целью был отменен валютный контроль, контроль над ценами, снижены налоги, увеличены льготы компаниям. Одним из краеугольных камней экономической политики являлось сдерживание роста заработной платы, благодаря чему потребительские расходы сохранялись на умеренном уровне, а норма прибыли достигла уровня начала 1970-х гг.

Основные макроэкономические показатели Франции

Французское статистическое бюро Insee сообщило, что ВВП Франции по итогам 2010 года вырос на 1,5% после падения на 2,7% в 2009 году. Дефицит бюджета страны в прошлом году составил 136,5 миллиарда евро, или 7,1% ВВП. В свою очередь, госдолг страны в рассматриваемый период возрос до 82,3% ВВП против 81,7% ВВП в 2009 году. ВВП страны за первый квартал 2011 года вырос на 0,9% по сравнению с ростом 0,3% в четвертом квартале 2010 года. При этом рост реальных потребительских расходов в январе-марте текущего года ускорился до 0,6% против 0,4%, темпы увеличения объемов экспорта возросли до 1,4% после увеличения на 0,3% в четвертом квартале 2010 года, а объем импорта вырос на 2,7% после спада на 0,7% кварталом ранее.

Экономика Франции во II квартале 2011 года не изменилась по сравнению с предыдущими тремя месяцами. Нулевой рост ВВП, по мнению экспертов, может заставить президента Николя Саркози пойти на значительное сокращение бюджетных расходов и отказаться от отмены налогов. Падение потребления домохозяйствами во II квартале 2011 года на 0,7% - стало основной причиной отсутствия роста ВВП.

Объем промышленного производства во Франции в июне 2011 года снизился на 1,6% в месячном исчислении, - сообщило статистическое агентство Insee. В годовом выражении показатель увеличился на 2,3%. Опрошенные агентством Bloomberg эксперты прогнозировали, что в июне показатель снизится на 0,7%. В мае промпроизводство во Франции увеличилось на 1,9%.

На сегодняшний день Франция переживает серьезные структурные проблемы, - говорится в очередном исследовании «Индекс дефолта» Центра европейской политики в Фрайбурге (Германия) и германской деловой газеты Handelsblatt. Наибольшие опасения вызывает экономика Италии, считают экономисты: с 2011 года к концу 2010 индикатор дефолта сократился с 6,2 пункта до – 0,6 пункта.

Если в 2001–2003 годах Франция была нетто-экспортером капитала и вкладывалась в зарубежные активы, то с 2004 года ситуация изменилась: страна стала нетто-импортером капитала и с этого момента начала наращивать долг. В 2010 году потребность в капитале французской экономики была уже на уровне 3,8% ВВП с дефицитом бюджета в 74 млрд евро. Инвестиции составляли до 2005 года в среднем 4% ВВП и достигли 5% к 2008 году, однако с этого момента они начали падать - до 3,2% в 2010 году.

Страны, «импортирующие капитал», должны максимально направлять его на инвестиции, увеличивающие производственные мощности, отмечает Handelsblatt: только такие инвестиции в будущем приносят доход, с помощью которого может быть погашен внешний долг. Индекс дефолта Франции, за исключением стагнации в 2006 и 2007 годах, постоянно снижался, и в 2010 году впервые упал ниже ноля. Это означает, что расходы на потребление превышали доходы на внутреннем рынке, говорится в исследовании. Этот разрыв оценивается в 2010 году как минимум в 0,6% ВВП - 12 млрд евро.

Негативная динамика индекса предполагает снижение кредитоспособности Франции по сравнению с прежними уровнями, опасаются эксперты. «Без фундаментальных реальных экономических реформ Франции в среднесрочной перспективе грозит потеря кредитоспособности», - говорится в материалах Центра европейской политики. Кроме того, французские банки являются одними из главных держателей греческих долговых бумаг: по данным Банка международных расчетов, к концу 2010 года объем долгов Греции перед ними достигал 53 млрд долларов, в том числе по гособлигациям - 15 млрд долларов. Франция, таким образом, впервые очутилась в той же категории риска, что Италия и Испания.

Франция является самым большим государством Западной Европы. Ее общая площадь составляет пятьсот сорок пять тысяч кв. километров. Страна также владеет территориями в районе Карибского бассейна, в частности: Мартиникой, Гваделупой, а также островом Реюньон,расположенным к востоку от Мадагаскара. Ландшафт западных и северных районов Франции представлен равнинами, в центральной и восточной части небольшими горами, Альпами - на юго-востоке и Пиренеями - на юго-западе.

Население

Во Франции (в том числе включая зависимые от нее территории), проживает 64,05 миллионов человек. Самым густозаселенным является север страны, менее всего заселены горные районы. Франция характеризуется высокой рождаемостью и ожидаемой продолжительностью жизни. Девяносто процентов населения составляют французы, но на окраинах проживают этнические группы, имеющие собственный язык и культуру, как то: бретонцы, составляющие примерно полтора миллиона человек. На территории страны проживает много эмигрантов из бывших африканских колоний, в основном из Северной Африки. Преобладающая часть населения (76%) исповедует католицизм, 9% протестантизм, 3% ислам, 2% иудаизм. При этом примерно 10% населения - атеисты

Промышленность Франции

Франция является индустриально-аграрной страной, занимающей одно из ведущих мест по развитию промышленности и с/х производству. Для ее экономики характерным является очень высокий уровень валового внутреннего продукта на душу населения при большой доле в общем объеме ВВП сферы услуг.

Ведущую роль играет тяжелая промышленность. Ежегодно добыча угля составляет восемнадцать миллионов тонн, добыча газа 11000000000 кубометров, нефти 1,4 миллионов тонн, производство электроэнергии - 246 миллиарда киловатт/часов, при этом тридцать процентов от вырабатываемой энергии приходится на АЭС. Несколько заводов по производству металлического урана работают под Парижем, в Маркуле, а также в Пьерлате. Сырьем для черной металлургии служит собственная руда, добыча которой составляет двадцать девять миллионов тонн в год. Также ежегодно в стране выплавляют девятнадцать миллионов тонн чугуна и двадцать три миллиона тонн стали. Главными центрами черной и цветной металлургии являются Лотарингия, а также район Лиона и Север. Почти вся цветная металлургия функционирует на импортном сырье. Отличительной чертой энергетики Франции является рост числа атомных электростанций.

В обрабатывающей промышленности активно развивается электротехническая отрасль (производство электрических кабелей, приборов для оснащения АЭС и прочее).

Машиностроение является ведущей отраслью (1/3 всех занятых в промышленности), особенно развито транспортное машиностроение, электротехника и электронная промышленность. Ежегодно во Франции с конвейеров сходит около 4-х миллионов автомобилей и сорока тысяч тракторов. Хорошо развиты авиационно-космическое производство, а также химическая промышленность, производство косметики, фармацевтика.

Частично или целиком национализированы банковская сфера, атомная, угледобывающая, автомобильная и газовая промышленность. Крупные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия построены на Нижней Сене (в Руане и Гавре) а также в районе Марселя, углехимические - на Севере; производство соды налажено в Лотарингии; калийных удобрений - в Эльзасе. Центрами по произодству химической продукции являютя Париж и Лион. Здесь выпускают азитные и фосфорные удобрения, пластмассы, синтетическое волокно. Видное место занимает текстильное производство. Центром легкой промышленности считается Париж. Самыми развитыми отраслями пищевой промышленности являются мясная и молочная, виноделие и производство сыров.

Сельское хозяйство Франции

Несмотря на то, что доля сельского хозяйства Франции в структуре валового внутреннего продукта минимальна, оно высокоэффективно и диверсифицировано. Хотя численно в стране преобладают мелкие фермы, значительная доля принадлежит крупным капиталистическим хозяйствам, поощряемым государством. Примерно три четверти всех сельскохозяйственных площадей обрабатывается землевладельцами и лишь одна четверть земель находится в аренде. Благодаря хорошим климатическим условиям, высокому уровню агрокультуры и интенсивности производства, страна ежегодно получает хороший урожай. Тем не менее, главной сельскохозяйственной отраслью во Франции остается животноводство. Почти 25 миллионов насчитывает поголовье крупного рогатого скота, широко распространено овцеводство, разведение свиней и птицы. Главными животноводческим районами являются Центральный Французский массив, а также северо-западные области.

Растениеводство в основном специализируется на выращивании зерна, фруктов, овощей, сахарной свеклы, картофеля, а также винограда. Большие объемы зерновых и сахарной свеклы собирают в области Северо-Французской низменности, овощи выращивают в долинах крупных рек, таких как Рона, Луара и Гаронна. Хорошо развит морской промысел рыбы и морепродуктов, разведение устриц.Специфичными хозяйственными отраслями, характерными для Франции, являются виноделие (Бордо и Лангедок) а также производство сыров.

Сфера услуг

Сфера услуг представляет собой важнейшую по значению отрасль экономики Франции. На нее приходится более половины ВВП и свыше 69% всех занятых. Услуги - наиболее динамично развивающаяся и единственная отрасль французской экономики, где занятость продолжает расти. Крупными подотраслями сферы услуг является торговля, туризм, связь, транспорт, банковское и страховое дело. Особенно развит сектор услуг в Париже и его пригородах (экономический район Иль-де-Франс): финансовые операции, торговля, общественные и деловые услуги, личные услуги. На долю Иль-де-Франс приходится 30 процентов импорта Франции и около 20 процентов всех экспортных операций. Непроизводственный сектор - ведущая статья доходов не только в Иль-де-Франс, сфера услуг лидирует во всех районах страны. Велик ее удельный вес (выше, чем в Иль-де-Франс) в валовом региональном продукте в Провансе, Лангедоке и на Корсике, то есть в средиземноморских районах, где особенно значительную роль играют туризм и курортная «индустрия».

Франции принадлежит видное место в мире по масштабам внешней торговли и экспорту капитала, по импорту рабочей силы и числу иностранных туристов. По экспорту капитала Франция занимает третье-четвертое место в мире. Сумма ее капиталов за границей превышает 20 млрд. долл. Если до второй мировой войны преобладал вывоз капитала в виде займов, то теперь он вывозится зачастую в форме создания монополиями своих предприятий-филиалов за пределами Франции. Направляется он в основном в соседние страны Европейского рынка, преимущественно в Германию, Бельгию, Люксембург, Италию, а также в развивающиеся страны.

Вместе с тем растет импорт капитала во Францию, особенно из США и Германии.

Важная статья дохода страны - иностранный туризм. Туристов привлекают во Францию исторические и природные достопримечательности - старинные замки и церкви, курорты Лазурного берега, Бискайского залива, целебные воды Центрального массива, базы зимнего спорта в Альпах, музеи Парижа. В стране более 15 тыс. отелей для туристов, множество туристских баз и кемпингов. Высок уровень сервиса. Обслуживанием туристов занято 0,5 млн. человек.

До второй мировой войны Франция занимала первое место в мире и по числу иностранных туристов, и по доходам от их обслуживания. Однако в последние десятилетия ситуация изменилась. Из-за того, что туризм во Франции дороже, чем в Италии и Испании, большинство иностранцев предпочитают более теплые и дешевые места отдыха. Тем не менее число туристов, ежегодно приезжающих во Францию, остается очень значительным: в 1975-77 г. - 16-17 млн. человек. В основном они приезжают из Германии, Великобритании, Бельгии, США.

Во Франции густая сеть железных и автомобильных дорог, большая протяженность судоходных рек, каналов, трубопроводов, много морских портов.

Сеть железных дорог особенно густа в промышленных районах. Французские железные дороги отличаются высоко степенью электрификации, большой скоростью движения поездов, хорошим обслуживанием пассажиров. Например, экспресс «Капитоль» развивает скорость до 200 км/час. Готовятся к пуску сверхскоростные поезда, где локомотивы реактивными двигателями будут развивать скорость до 250-300 км/час.

С железнодорожным транспортом все более конкурирует автомобильные. Франция занимает одно из первых мест мире по обеспеченности населения автомобилями, по протяженности, густоте качеству автомобильных дорог. Большое внимание уделяется строительству автострад. Открыта первая трансфранцузская автострада Лилль - Париж - Лион - Марсель - Ницца.

Во Франции велика сеть внутренних водных путей, из них 7 тыс. км - судоходны. Важнейшие водные пути находятся на севере и востоке Франции. И основной стержень - Сена, которая через Уазу и Северный канал связана с северным промышленным районом, а через Марну и канал Марна-Рейн - с Лотарингией, Сааром и Рейном. Здесь ж расположены и главные речные порты страны - Париж, Страсбург и Руан.

В условиях европейского рынка важно значение имеет совершенствование водных путей, соединяющих восточную Францию с соседними странами и Северным и Средиземным морями, - например, строительство глубоководных каналов, связывающих приток Ронь р. Сону с Рейном и Мозелем. Это позволило бы открыть трансконтинентальную водную магистраль между Роттердамом и Марселем - портами двух главных рек Западной Европы - Рейна и Роны.

После второй мировой войны во Франции быстро стал развиваться трубопроводный транспорт. Длина магистральных нефте- и газопроводов превышает 8 тыс. км. Нефть и продукты ее переработки перекачивают по трубам из морских портов в глубинные центры - потребители жидкого топлива. Самый длинный и самый мощный в Западной Европе Южноевропейский нефтепровод начинается у Марселя и оканчивается у Карлсруэ на юге Германии. Он питает многие нефтеперегонные заводы в восточной Франции и в Германии.

Транспортная сеть Франции имеет радиальную конфигурацию с единым центром в Париже. К столице сходятся важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали, многие трубопроводы, основные внутренние водные пути. А по числу авиапассажиров Париж можно сравнить в Западной Европе только с Франкфуртом-на-Майне и с Лондоном. Самая крупная авиакомпания Франции - «Эр-Франс». Самолеты этой компании связывают Францию с 70 странами мира.

Главную роль в международных перевозках грузов играет морской торговый флот. Большую часть всего грузооборота составляет импортная нефть, поэтому вес прибывающих грузов в несколько раз превышает вес отправляемых.

Наибольшее значение имеют два порта - Марсель и Гавр. Марсель, грузооборот которого за год превышает 100 млн. т, уступает в Западной Европе только Роттердаму. Он обслуживает связи со странами Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов. Гавр, грузооборот которого более 80 млн. т, и Руан - морские аванпорты Парижа, причем через Гавр идут главные связи Франции со странами Америки и Западной Африки, а через Руан - в основном со странами северной и центральной Европы. Порт Дюнкерк - морские ворота Северного промышленного района. Западные районы Франции обслуживаются портами Бордо и Нант - Сен-Назер.

Степень социальной защиты населения во Франции одна из самых высоких в мире. Примерно 30 процентов ВВП расходуется на социальные нужды. В 1998-2008 гг. была официально установлена 35-часовая рабочая неделя (самая короткая в Европе), но в 2008 году её отменили, теперь работодатель и вправе заключить индивидуальные соглашения с профсоюзами и определить количество рабочих часов и сверхурочных .

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!