Все для предпринимателя. Информационный портал

Есть ли будущее у Беларуси? Эксперты: Беларусь в будущем с высокой вероятностью поглотит кто-то из соседей.

В Беларуси прошли очередные выборы президента. Эксперты сделали прогноз, что ждет 9,5 миллионов белорусов в ближайшем будущем.

Болточко: Уровень жизни белорусов снизится

Ожидать коренных изменений простым белорусам, по мнению эксперта в экономике Либерального клуба Антона Болточко, не стоит.

– Нет никаких оснований полагать, что власти пойдут на очередное повышение заработных плат, опережающих производительность труда. Доходы населения если и будут расти, то лишь до 1% в реальном выражении, – отмечает эксперт.

Однако различные министерства намерены поработать над расходами белорусов: с тарифами ЖКХ и другими товарами и услугами, стоимость которых регулируется государством. Вместе с этим может уменьшиться контроль со стороны Минторга за ценообразованием в остальных сферах.

– Все это приведет к падению уровня жизни населения в реальном выражении, – считает Антон Болточко.

По его прогнозам, чтобы население не так сильно ощутило пагубные последствия, власть попытается раскрепостить предпринимательскую инициативу, возможно, даже даст определенные послабления для ведения малого и среднего бизнеса.

Эксперт считает: Александр Лукашенко подает неоднозначные сигналы о том, что власти планируют делать с реформами. Бросив бюллетень в урну для голосования, глава государства заявил, что готов к изменениям и реформам, но только в том случае, если население даст ему карт-бланш.

В любом случае, считает эксперт, предстоит еще научиться проводить реформы, понять, в какую сторону двигаться, балансируя между экономическими и политическими интересами официальной власти.

– Придется жить в стране, которая в ближайший год будет пытаться нащупать, какие реформы нужны. Де-факто реальных реформ не проводилось с момента обретения независимости, – отмечает экономист.

Карбалевич: Беларусь ждет медленная деградация

По мнению политолога Валерия Карбалевича, во внутренней политике после выборов ничего не изменится, и не стоит белорусам ожидать либерализации или намека на демократию.

– Это подтвердил Лукашенко во время выступления на избирательном участке, призвав оппозицию после 20:00 11 октября «соблюдать закон». Значит, ровно в 20:00 закончилась либерализация, которую власти допустили в предвыборный период. Теперь же любой выход оппозиции на улицу будет жестко преследоваться, – считает политолог.

Эксперт уверен, что Лукашенко никуда уходить не собирается, «он планирует руководить Беларусью до конца своих дней».

Надежды на реформы у Валерия Карбалевича небольшие. Белорусская социальная модель исчерпала весь свой ресурс. Чтобы страна могла развиваться, эту модель пришлось бы менять. Но власть не готова к таким переменам, считает олитолог. И это значит, что Беларусь будет деградировать: не будет ни экономического роста, ни роста уровня жизни и благосостояния людей.

У Александра Лукашенко есть комплекс Горбачева. Тот пытался осуществить реформы, чтобы укрепить свою систему, но в результате система развалилась, и он потерял власть. Лукашенко очень боится повторения этого сценария и всячески держится за существующую систему, – говорит Валерий Карбалевич.

Иосуб: Выборы не повлияют на экономику и финансы

Для экономики и финансовой системы сами выборы не принесут ничего нового, считает старший аналитик Альпари Вадим Иосуб. Изменения могут произойти позже. И в первую очередь они вероятны в связи с тем, что стране очень нужны деньги.

– После выборов продолжится активная фаза переговоров с Международным валютным фондом и Антикризисным фондом ЕАЭС. Во второй половине октября правительство обещало обнародовать программу структурных реформ, с которой мы и будем просить деньги у кредиторов, – говорит эксперт.

И только после озвучивания программы реформ, появится хоть какая-то ясность о тех изменениях, на которые готова пойти власть.

Мельянцов: Отчет ОБСЕ определит вектор отношений Беларуси и ЕС

Как будут развиваться отношения с Евросоюзом, по мнению старшего аналитика Белорусского института стратегических исследований (BISS) Дениса Мельянцова,будет зависеть от того, как оценит выборы Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Ее представители наблюдали в Минске за выборами.

– Евросоюз дал понять, что если к оппонентам политического режима не будет применено никакое насилие, то нормализация отношений, которая длится больше года, продолжится, – говорит Денис Мельянцов.

Эксперт уверен: если отчет ОБСЕ будет более или менее положительным, этого достаточно, чтобы были заморожены или сняты санкции, а также для продолжения курса политического сближения Беларуси с Европейским союзом.

Сложнее окажется ситуация внутри Евразийского союза (ЕАЭС). В связи с кризисом, который разразился в России, и с ситуацией в международных отношениях, будущее ЕАЭС достаточно туманно.

– Белорусские власти уже сейчас не стесняются говорить, что тех выгод, которые мы хотели получить от Евразийского союза, пока нет. И в связи с кризисом ситуация еще больше усугубляется, - считает эксперт. - Однако выходить из ЕАЭС никто не станет. Эта структура останется функционировать, потому что в ней заложен большой компонент политики и геополитики.

Однако эксперт не прогнозирует углубления интеграции из-за небольшой заинтересованности членов союза, по крайней мере, до тех пор, пока не закончится кризис в отношениях России и Запада.

До конца года остаются считанные недели, а по вопросу экономических перспектив Беларуси в 2018-м мнения расходятся. Всемирный банк предположил, что в будущем году сохранятся низкие темпы роста, а правительство, напротив, заявило, что экономика будет ускоряться. Впрочем, эксперты сомневаются, что в 2018 году Беларусь ждет светлое будущее.

Оптимизм правительства никто не разделяет

В конце ноября Центр развития Высшей школы экономики России провел опрос среди экономистов 11 авторитетных организаций, которые попытались оценить перспективы белорусской экономики. Консенсус-прогноз, с результатами которого ознакомился БелаПАН , показал редкое единодушие.

Экономисты банков Беларуси и России, а также девяти исследовательских организаций сошлись во мнении, что в 2018 году рост ВВП Беларуси будет находиться в районе 2%. Заметного ускорения белорусской экономики эксперты не ждут.

Так, например, эксперты Венского института международных экономических исследований ожидают, что рост ВВП Беларуси по итогам 2017-го составит 2%, по итогам 2018-го - 2,3%. Экономисты Центра макроэкономических исследований российского «Сбербанка» предполагают, что рост ВВП Беларуси в 2017-2018 годы сложится на уровне 1,9% и 2,1% соответственно.

Всемирный банк придерживается такого же мнения. Согласно базовому прогнозу Всемирного банка, который был представлен в Минске на прошлой неделе, рост белорусской экономики останется низким в ближайшие годы (в 2017-м -1,8%, в 2018-м - 2,1%, в 2019-м - 2,4%).

«Мы хотели бы, чтобы белорусская экономика росла быстрее. Это возможно в том случае, если будет проводиться осторожная макроэкономическая политика и будут реализовываться структурные реформы, которые позволят повысить эффективность белорусской экономики» , - заявила на прошлой неделе в Минске старший экономист Всемирного банка Галина Андронова-Винцелет , отвечая на вопросы БелаПАН.

Расширение частного сектора в экономике, повышение качества управления госпредприятиями, эффективное распределение финансовых и трудовых ресурсов внутри страны может позволить ускорить темпы экономического роста, считает страновой экономист Всемирного банка Кирилл Гайдук .

«Однако если перечисленные изменения будут происходить, положительный эффект от них мы увидим только в среднесрочном периоде. В краткосрочной перспективе, на 2018 год, наиболее вероятный сценарий, который мы ожидаем, предполагает рост ВВН Беларуси на 2,1% », - отметил Кирилл Гайдук в беседе с корреспондентом БелаПАН .

Обращает на себя внимание тот факт, что пока и долгосрочные ожидания экспертов практически не отличаются от краткосрочных. К слову, все 11 организаций, которые приняли участие в упомянутом опросе Центра развития Высшей школы экономики России, высказались в пользу того, что до 2021 года темпы роста ВВП Беларуси не превысят 2,5%.

Ранее эксперты неоднократно подчеркивали, что низкие темпы роста в долгосрочном периоде чреваты отставанием Беларуси от развитых и даже соседних европейских стран.

Однако белорусское правительство куда более оптимистично смотрит на перспективы страны. На прошлой неделе премьер-министр Андрей Кобяков заявил о том, что в нынешнем году власти ожидают рост ВВП на 2%, а уже в следующем - на 3,5%. Сбудутся ли планы властей?

Страховка от дурака

По мнению наблюдателей, существует несколько ограничителей, которые не позволяют экономике Беларуси расти быстрее 2% в год.

«Последние официальные и неофициальные прогнозы говорят о том, что темпы роста экономики России, которая является нашим основным торговым партнером, в 2018 году не превысят 2%. Поэтому верить в то, что Беларусь сможет расти в будущем году быстрее, чем основной торговый партнер, вряд ли стоит» , - считает экономист Антон Болточко .

По его мнению, известные внешние факторы и отсутствие серьезных изменений внутри страны указывают на то, что потенциал роста белорусской экономики в 2018 году будет явно ограничен.

«Принятый декрет о предпринимательстве и ожидаемый декрет о цифровизации экономики вряд ли окажут серьезное влияние на динамику ВВП» , - полагает Антон Болточко.

Рост ВВП Беларуси в 2018 году, прогнозируют эксперты, будет во многом зависить от динамики белорусского экспорта.

«При благоприятной внешней конъюнктуре мы будем видеть рост экономики на 2-2,5%. Если экспорт станет стагнировать, рост экономики будет приближаться к нулю» , - предполагает эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук .

С учетом этого эксперты приходят к выводу, что заметного ускорения белорусской экономики в 2018 году можно будет добиться только искусственным образом.

«Искусственное стимулирование экономики в краткосрочном периоде может привести к ускорению темпов экономического роста. Однако такая политика чревата возникновением серьезных проблем в будущем», - полагает Кирилл Гайдук.

Впрочем, как считают экономисты, возможности использовать административный ресурс для ускорения экономики у властей крайне ограничены.

По мнению экспертов, главное отличие сегодняшних реалий от предыдущих лет, когда искусственно стимулировался рост экономики, состоит в том, что Беларусь теперь придерживается плавающего обменного курс. Действующий режим курсообразования экономисты неформально называют «страховкой от дурака».

«Административное стимулирование экономики за счет разогревания внутреннего спроса достаточно быстро приведет к росту цен и ослаблению обменного курса рубля. Естественно, этого допускать никто не хочет. Поэтому можно сказать, что нынешний режим курсообразования - это страховка от чрезмерного использования административного ресурса в экономике» , - отмечает Дмитрий Крук.

Белорусские экономисты предупреждают, что потенциальные угрозы для валютного рынка уже формируются, и лить масло в огонь точно не стоит.

Эксперты обращают внимание на тот факт, что по итогам трех кварталов 2017 года сложилось отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами. По итогам года с учетом наблюдаемой тенденции дефицит счета текущих операций может превысить показатель прошлого года, считают экономисты Исследовательского центра ИПМ.

«Если административно наращивать инвестиционную активность и зарплаты, это выльется в увеличение импорта и спроса на валюту, приведет к автоматической корректировке плавающего курса белорусского рубля. Поэтому никакого административного стимулирования инвестиций и зарплат быть не должно. Макроэкономическая стабильность, которую мы наблюдаем, сейчас достаточно хрупкая» , - резюмировал директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик .

Жители Беларуси всё ещё ждут чуда от правительства. Зарплаты по пятьсот, экономической стабильность и повышения уровня жизни. Пока же туже затягивают пояса и считают копейки.

Астролог Павел Глоб а оптимистически предсказывает, что Беларусь войдёт в состав Российской федерации наряду с Казахстаном. Этот союз будет необычайно плодотворным, таким, что Армения и Азербайджан изъявят желание тоже в него вступить. Он предсказал и две попытки сместить с трона Лукашенко, заявив, что для страны это равносильно катастрофе. Отметил, что у правителя есть все шансы править республикой до своей кончины. Какой это будет конец, не озвучил.

Павел Усов, руководитель варшавского центра Политического анализа, отметил, что белорусов ждут новые формы принуждения со стороны правительства, типа налога «на тунеядство», но активного сопротивления толерантное население оказывать не будет. Возможны только протестные акции локального характера.

Светлана Драган , популярный российский астролог, исследуя астрологическую карту Лукашенко, высказала предположение, что правитель будет ориентироваться на Запад. Она обратила внимание на его супер-неординарную личность – чрезвычайную ответственность, глубокое знание истории, хозяйственность, чем очень удивила белорусов.

Белорусский астролог Татьяна Калинина построила оптимистический прогноз для Беларуси. Развитие экономики: наконец-то через 22 года что-то начнёт улучшаться. Сотрудничество с зарубежными партнёрами: если торговля с Россией будет падать такими же темпами, то придётся полностью переключиться на Южную Америку и Африку, правда, там и своих бананов хватает. Развитие спорта: куда уж больше, вся страна заставлена ледовыми дворцами. Реформы в образовании, рост благополучия для населения – не уточнила, для какой его части. Всё это чудо будет проводить в жизнь та команда, что была и двадцать лет назад.

Политический эксперт Валерий Карбалевич отмечает, что правительство Беларуси будет балансировать между Западом и Россией, пытаясь удержаться на плаву. Но тенденция сближения с западными партнёрами будет превалировать. В этом вопросе его поддерживает и правозащитник Алесь Беляцкий. Политический деятель Анатолий Лебедько утверждает, что Беларусь будет поворачиваться, как флюгер, туда, где запах денег сильнее.

Что касается внутренних экономических войн между Россией и Беларусью, то эти аналитики сходятся во мнении, что борьба продолжится. Экономического роста в ближайшее время не предвидится, а это чревато остановкой некоторых, еще действующих заводов и народными волнениями.

Рассчитывать на то, что Россия и Запад обратят пристальное внимание на Беларусь, не приходится. Там хватает своих проблем. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!

Международный валютный фонд прогнозирует, что в 2019-20 годах в случае нестабильности на зарубежных рынках Беларусь не справится с выплатами долгов, говорит экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра Дмитрий Крук. Что это вообще такое - дефолт, насколько вероятно, что он случится и к чему нам готовиться? Станислав Ивашкевич предлагает разобраться.

В этом году внешний долг нашей страны достиг рекордной отметки в истории - более $ 15 млрд, или около 40% от ВВП. Евразийский фонд стабилизации и развития объясняет: внешний долг начал расти в геометрической прогрессии после 2006 года, когда существующая экономическая модель достигла лимита своего устойчивого роста.

«Возможности экстенсивного роста (за счет увеличения количества продукции), были исчерпаны еще до 2006 года. Далее роста можно было достигать только административной мобилизацией ресурсов при одновременном наращивании долгового бремени», - говорит Алишер Мирзоев, директор проектов стабилизационных кредитов.

Кстати, формальный внешний долг правительства, который публикует Нацбанк и перепечатывают СМИ, - лишь часть государственной задолженности. На самом деле туда входит еще внутренний долг, номинированный в иностранной валюте, а также кредиты госпредприятий, где доля государственной собственности составляет более половины.

«В общей сложности этот долг приблизился к 60% от ВВП, - говорит Александр Чубрик, директор исследовательского центра «Институт приватизации и менеджмента». - Когда мы говорим, что в Японии долг 200%, то, во-первых, он отчасти, внутренний. Во-вторых, он очень долгосрочный, и, в-третьих, очень дешевый, нам такой просто не снился. Поэтому, получается, для них 200, это, может, лучше, чем для нас 60».

Куда пошли все эти деньги?

До 2015 года они расходовались на:

1) удержание высокого курса рубля, который был под постоянным давлением вследствие того, что Нацбанк стимулировал экономику напечатанными деньгами.

2) на государственные модернизационные проекты, которые, в подавляющем большинстве, однако, оказались непросчитанными и провальными.

Среди прочего, белорусские предприятия деревообработки или, например, цементного производства, на модернизацию которых государство потратило по миллиарду долларов (преимущественно китайских кредитов), могут производить в разы больше продукции, чем раньше, но себестоимость этой продукции - неконкурентная. В результате они простаивают или работают с убытками, продолжая сжигать иностранную валюту, которую правительству снова приходится одалживать.

«У нас проблема в том, что даже не долги государства очень дорогие, а долги предприятий, так как они набрали много долгов», - добавляет Александр Чубрик.

Сейчас выплаты по одним только процентам за набранные кредиты составляют более 2% от валового внутреннего продукта. Это - каждый 8-й бюджетный рубль, который идет не на возвращение старых долгов, а на удержание уже набранных. Если бы в этом году мы выплатили сами хотя бы проценты по набранным кредитам, то вместо того, чтобы вырасти на 1,5%, белорусская экономика приблизительно настолько же упала бы.

В 2007 году, когда существующая экономическая модель достигла лимита своего устойчивого роста, власти Беларуси продолжили иллюзию ее развития за счет иностранных займов.

Теперь, когда государственный долг достиг почти 60% процентов ВВП, отечественная экономика не справляется с тяжестью процентов по набранным кредитам, и внешний долг ежегодно увеличивается уже просто для того, чтобы кормить себя. Скатывание такого снежного кома рано или поздно должно закончиться дефолтом.

Что такое дефолт?

Дефолт, это когда страна не способна вовремя сделать актуальные выплаты по своим долгам. Как только страна объявляет дефолт, она начинает экономить на выплатах иностранных займов, но по крайней мере временно теряет возможность делать новые.

«Можем взять, например, Аргентину. Аргентина объявляет дефолт, ее банки не могут вовлечь финансирование и не могут выполнить своих обязанностей по тем депозитам в валюте, которые у них есть», - приводит пример Дмитрий Крук, экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра.

Непосредственными последствиями дефолта станет резкая девальвация и рост цен, так как Нацбанк будет вынужден печатать рубли, чтобы закупать дефицитную валюту внутри страны на оплату критического импорта: топлива, пищи, медикаментов. Многие предприятия будут временно неспособны закупать за границей оборудование, что приведет к закрытию многих заводов и резкому скачку безработицы.

«Это, скорее всего, приведет к снижению ВВП, снижению зарплат, к снижению социальных платежей», - считает Дмитрий Крук.

Непосредственную опасность дефолта власти осознали в 2015 году, когда доходы бюджета упали - вследствие падения экономики, а расходы для содержания валютного долга, наоборот, резко увеличились - за счет девальвации рубля. С того момента власти решили взять курс на сокращение внешнего долга.

В 2016 году внешний долг, впервые за многие годы, снизился. Правда, всего на 0,5%. И, чтобы достичь этого, то есть выплатить самостоятельно проценты по долгам, плюс погасить всего полпроцента самого долга, властям пришлось урезать на целых семь процентов все остальные бюджетные расходы. Это стало одним из важных причин прошлогоднего падения экономики, зарплат и занятости.

«На 7% снизить бюджетные расходы за шесть лет это просто - нечеловечески много», - говорит Александр Чубрик.

В этом году власти от идеи погашения долга, похоже, уже отказались, так как резать бюджетные расходы, по большому счету, больше не за счет чего. Реалистичная задача, исходя из статистики, стоит в том, чтобы хотя бы максимально замедлить рост задолженности.

«Этот долг набирается для того, чтобы мы остались в состоянии стагнации, а не продолжили падение», - говорит Леонид Фридкин, шеф-редактор «Экономической газеты».

Специалисты подчеркивают: сейчас стоимость внешнего долга для Беларуси - приблизительно вдвое ниже рыночного - менее 4% годовых, в среднем, за счет льготных кредитов от России, Евразийского фонда стабилизации и развития и Китая.

«Еврооблигации для нас - достаточно дорогие. Но мы получаем льготные кредиты от России и ЕФСР, поэтому средняя эффективная ставка для нас - не такая большая», - говорит Фридкин.

Если Россия будет продолжать поддерживать Минск такими кредитами, то дефолта можно избегать еще много лет, даже не проводя реформ. Но, отмечают специалисты, льготы со стороны Кремля поступают не бесплатно. С каждым годом Кремль требует от Беларуси все новых уступок в деле экономического и политического суверенитета.

«Начиная от военной базы, которую Беларусь крайне не хочет размещать на своей территории и пока этот вопрос якобы закрыла, но он может возникнуть позже. Во-вторых, лакомый кусочек - калий», - говорит политолог Андрей Елисеев.

По словам экономиста Дмитрия Крука, следующий раунд торговли за продолжение российских льгот для Минска ожидается в 2019-2020 годах, когда Беларусь ожидают новые пиковые оплаты госдолга, которые предстоит рефинансировать. Тогда у существующих властей останутся два варианта: или перейти на рыночные условия кредитования, которые в два раза дороже - реальная угроза дефолта тогда может наступить уже в 2021-2022 году. Или согласиться на требования Кремля, потеряв критические элементы военного, политического или экономического суверенитета.

«В рамках того же Евразийского экономического союза, который сейчас представляет экономическое интеграционное объединение, но может приобрести черты политического», - добавляет Андрей Елисеев.

Правда, гипотетически, страна могла бы выплачивать долг и сама, не жертвуя при этом независимостью. Но это потребует шагов, на которые существующие власти Беларуси не решатся, полагают опрошенные нами специалисты.

«Это - очень глубокие институциональные изменения в экономике, изменения системы стимулов, изменения системы экономических отношений в национальной экономике», - говорит Дмитрий Крук.

Стоит отметить, что история знает пример, когда и нереформированная социалистическая экономика приближалась к дефолту, но потом выплатила все свои иностранные долги сама - за счет чрезвычайных мер бюджетной экономии. Это - Румыния времен правления там диктатора Николае Чаушеску. Но эти меры привели к такому падению уровня жизни обычных граждан, что в результате Чаушеску свергли и расстреляли вместе с женой.

Поэтому, полагают опрошенные нами специалисты, Лукашенко будет проводить политику более мягкой бюджетной экономии, которая не позволит сокращать задолженность, но замедлит приближение к дефолту.

В ближайшие год-два дефолта не предвидится. Благодаря льготным кредитам с востока цена государственной задолженности Беларуси за последние два года существенно снизилась и составляет сейчас приблизительно половину от рыночной. Поэтому сейчас наша страна способна выплачивать половину процентов за внешний долг сама. Вторую половину процентных платежей приходится все равно покрывать за счет новых займов, то есть государственный долг все равно растет, но гораздо медленнее, чем до сих пор. Час X, однако, может наступить через 2-3 года, если Минск будет договариваться с Москвой о продолжении условия кредитования. Если власти Беларуси не согласятся на уступку критических элементов независимости страны, то нас ожидает если и не сразу дефолт, то болючие экономические потрясения.

Станислав Ивашкевич, АХ

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!