Все для предпринимателя. Информационный портал

Обслуживание государственного долга рф включает. Что понимается под обслуживанием задолженности государства

Обслуживание государственного долга

Процесс управления госдолгом - это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий.

Управление государственной задолженностью охватывает методы как прямого (институциональный, технический, собственно экономический), так и косвенного регулирования (воздействия на макро- или микроэкономические рычаги управления народным хозяйством).

Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Этот процесс включает: формирование государственной долговой политики; определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели; установление возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ и другие вопросы, связанные со стратегическим управлением государственным долгом; установление границ задолженности.

Под управлением долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием госдолга, а также с регулированием рынка государственных ценных бумаг.

Процесс управления государственным долгом, как в широком, так и в узком смысле требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности. В свою очередь системное управление долгом невозможно без четкой классификации задолженности.

Обслуживание госдолга связано с перераспределением доходов в стране. Для погашения долга можно использовать имеющиеся у государства активы, приватизируя государственную собственность. Другой подход связан с увеличением доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы. Бремя обслуживания перекладывается на налогоплательщиков. Еще одним источником погашения долга могут стать кредиты ЦБ. Однако в условиях независимого от правительства главного банка страны использовать эмиссию для сокращения долга весьма сложно. Обслуживание внешнего долга фактически означает легальный вывоз капитала, что отражается отдельной строкой в платежном балансе, то есть приводит к перераспределению части национального дохода через бюджетно-налоговую и денежно-кредитную систему в интересах нерезидентов.

Финансирование дефицита бюджета за счет внутренних источников также не всегда способствует развитию национальной экономики. Увеличение внутреннего долга означает рост доли государственных заимствований на финансовом рынке. Это может привести к конкуренции за ресурсы на внутреннем финансовом рынке, росту процентных ставок и снижению капитализации рынка частных ценных бумаг. Кроме того, сокращаются инвестиции, поскольку останутся не реализованными инвестиционные проекты с рентабельностью, не превосходящей процента, выплачиваемого по государственным ценным бумагам вместе с премией за риск.

Расходы на обслуживание государственного долга РФ в 2010 году прогнозируются в размере 304,0млрд.долларов США. Процентные платежи (обслуживание государственного и муниципального долга) в январе 2010г. составили 17,1 млрд.рублей, их удельный вес в общем объеме произведенных расходов федерального бюджета составил 2,6%.

Проблемы управления государственным долгом

Для решения возникающих проблем федерального бюджета необходима выработка стратегической программы управления государственным долгом как составной частью долга Российской Федерации. При этом нельзя не учитывать, что в развивающейся экономике на стадии экономического роста управление долгом осуществляется в соответствии с темпами роста ВВП, доходов всех секторов экономики, налоговой базы, а в определенных обстоятельствах - относительно низкой реальной ставкой по долговым обязательствам с длительными сроками заимствования средств.

Стратегия управления государственным долгом должна базироваться на согласовании динамики долга с темпами экономического роста и снижением затрат на его обслуживание. Соблюдение этих условий, как правило, позволяет при увеличении абсолютных масштабов заимствования сохранять отношение государственного долга к ВВП примерно на одном уровне, не допуская ситуации, при которой долг начинает негативно воздействовать на экономику. Основными проблемами, рассматриваемыми при решении вопросов о новых заимствованиях, являются эффективность заимствований, определение допустимых размеров и источников их покрытия, оценка влияния заимствований на социально-экономическое развитие.

Условия современной экономики определяют необходимость формирования специальной стратегической программы мониторинга и управления государственным долгом, включая займы субъектов РФ и органов местного самоуправления. Одновременно должен быть обеспечен мониторинг внешней задолженности банков и предприятий. Сложность проблемы заключается в том, что государственный долг разнороден, а составляющие его элементы нуждаются в специфических механизмах регулирования с использованием различных финансовых инструментов. Многие составляющие имеют высокую степень неопределенности и нуждаются в специальном анализе для выбора наиболее эффективных методов регулирования.

Стратегическая программа обслуживания и погашения государственного долга должна быть согласована с методами управления государственным бюджетом в целом, размерами его дефицита и регулированием общей экономической ситуации в стране.

В программе управления долгом следует предусмотреть:

ѕ балансирование налоговых и неналоговых доходов бюджета и эмиссионной деятельности с размерами государственного долга, его динамикой с целью стабилизации и возможного уменьшения госдолга, прежде всего внешнего;

ѕ меры по реструктуризации государственного долга и аннулированию его кредиторами;

ѕ возможности рефинансирования задолженности государства;

ѕ уменьшение расходов на обслуживание государственного долга с учетом инфляционного обесценивания основной суммы долга и затрат на его обслуживание;

ѕ источники валюты для погашения и обслуживания внешней задолженности;

ѕ сокращение государственных расходов;

ѕ контроль за заимствованиями субъектов РФ;

ѕ контроль за заимствованиями хозяйствующих субъектов.

Участие Банка России в обслуживании внешнего долга носит в основном пассивный характер в связи с формированием валютных резервов, осуществлением валютной политики и политики валютного курса рубля. Обеспечение устойчивости национальной валюты в основном реализуется в рамках регулируемого валютного рынка.

Неразвитость институциональной основы государственных заимствований, определяя в значительной мере негативные тенденции в этой сфере, проявляется в виде ряда обстоятельств, среди которых - сложившаяся система сосредоточения в одном ведомстве функций государственного заимствования, включая все стадии и элементы данного института. Соединение в одном финансовом центре разных по механизмам и инструментам финансовых потоков при одновременном сочетании исполнительных и контрольных функций несет в себе опасность серьезных нарушений в указанной сфере. Решение проблемы выделения функций государственных заимствований, включая все структурные элементы процесса, в частности определение стратегии государственных заимствований, эффективности и обслуживания как внешних, так и внутренних долгов, в объект относительно самостоятельного управления является главной задачей в области повышения эффективности института государственных заимствований и предотвращения угроз национальной безопасности.

Управление государственным и муниципальным долгом - это система мероприятий государства и муниципального образования по установлению порядка, условий выпуска и размещения долговых обя­зательств, а также по выплате доходов и погашению займов. Управление государственным долгом РФ осуществляет Правительство РФ либо уполномоченный им Минфин России, а управление государственным долгом субъекта РФ - высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ либо финансовый орган субъекта РФ. Вопросы управления муниципальным долгом возлагаются на исполнительно­-распорядительный орган муниципального образования (местную ад­министрацию) в соответствии с уставом муниципального образования.

Комплекс мероприятий по управлению государственным долгом в основном касается двух аспектов - методов управления и порядка обслуживания. Под методами управления понимаются способы регу­лирования выпущенных в обращение займов. При этом, если раньше законодательство вообще не затрагивало вопросы применения тех или иных методов и государство могло в одностороннем порядке изменить размер доходности займа, увеличить срок действия или осуществить отсрочку погашения ранее выпущенных займов 1 , а иногда и аннулиро­вать государственный долг (отказаться от долговых обязательств), то в настоящее время применение методов управления государственным долгом строго ограничено бюджетным законодательством РФ.

К числу методов управления относятся реструктуризация долга, новация, предоставление отступного, конверсия, предоставление рас­срочки, списание и прекращение долговых обязательств.

Реструктуризация долга - это основанное на соглашении пре­кращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения.

Новация - это основанная на соглашении замена первона­чального обязательства, существовавшего между сторонами, другим обязательством, предусматривающим иной предмет или способ ис­полнения (ст. 414 ГК РФ). Такой метод был использован в отношении обязательств по государственным краткосрочным бескупонным об­лигациям и облигациям федеральных займов со сроком погашения до 31 декабря 1999 г.

Обязательство по государственным займам может быть изменено по соглашению сторон предоставлением отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.). Заключение договора об отступном произво­дится с владельцами государственных ценных бумаг, не осуществивших новацию в установленные сроки.

В отношении государственного внешнего долга наряду с реструкту­ризацией применяется метод конверсии. Конверсия внешнего долга - средство, обеспечивающее сокращение общей суммы внешней задолжен­ности, облегчение условий внешнего долга за счет замещения основных обязательств иными, менее обременительными для государства-должника.


Если долговое обязательство РФ не предъяв­лено к погашению (не совершены кредитором определенные условия обязательства или установленные НПА действия) в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями долгового обязательства либо соответ­ствующими федеральными законами, или истек срок государственной гарантии РФ, указанное долговое обязательство считается прекра­щенным и списывается с государственного внутреннего долга (если иное не предусмотрено федеральными законами). Минфин России по истечении указанного выше срока издает акт о списании с государ­ственного внутреннего долга не предъявленных к погашению долговых обязательств, выраженных в валюте РФ. Списание с государственного внутреннего долга осуществляется посредством уменьшения объема долга по видам списываемых долговых обязательств, выраженных в валюте РФ, на сумму их списания без отражения указанных сумм в ис­точниках финансирования дефицита федерального бюджета. Однако данное положение не распространяется на обязательства по кредитным соглашениям и на долговые обязательства РФ перед субъектами РФ и муниципальными образованиями. Выпуски государственных цен­ных бумаг РФ, выкупленные (переоформленные) в полном объеме Минфином России до наступления даты их погашения, могут быть признаны по решению указанного министерства досрочно погашенными.

Под обслуживанием государственного (муниципального) долга понимаются финансовые операции по выплате доходов по госу­дарственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним или дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета. Обслуживание долговых обязательств РФ осуществляется Банком России, кредитной организацией или другой специализированной финансовой органи­зацией.

В РФ установлена единая система учета и ре­гистрации государственных заимствований. Минфин России ведет го­сударственные книги внутреннего и внешнего долга РФ (Государствен­ная долговая книга РФ). Такие же книги ведутся в каждом субъекте РФ и муниципальном образовании. В них вносятся сведения об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий), о дате возникновения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация.

Сведения о долговых обязательствах субъекта РФ, муници­пальных образований подлежат передаче Минфину России, который устанавливает объем информации, порядок и сроки ее предоставления. Ответственность за достоверность переданной информации несет фи­нансовый орган субъекта РФ.

Государственный/муниципальный долг - результат заимствований, осуществленных для покрытия бюджетного дефицита. Его образует сумма дефицитов за прошлые годы за минусом излишков. Рассмотрим подробнее, как осуществляется

Общие сведения

К Государственному долгу РФ относят обязательства перед:

  1. Юрлицами и физлицами (иностранными в т. ч.).
  2. Субъектами РФ.
  3. Международными финансовыми структурами, прочими субъектами международного права.
  4. Иностранными государствами.

Госдолг также формируют обязательства:

  • по госгарантиям, предоставленным РФ;
  • возникшие вследствие принятия законов об отнесении на госдолг задолженности третьих лиц.

Нюансы терминологии

В соответствии с положениями законодательства, выделяется общегосударственный и государственный долг. Первое понятие считается более широким. Общегосударственный долг состоит не только из обязательств правительства РФ, но и из структур управления республиками, включенными в состав страны, а также органов самоуправления.

Обеспечение

Оно осуществляется за счет федеральной собственности, формирующей казну страны. Несмотря на то что обеспечение кредитных отношений производится казной, средства федерального бюджета идут на погашение задолженностей (

Бюджетный кодекс содержит императивное указание для федеральных структур госвласти реализовывать все полномочия по привлечению доходов для погашения обязательств.

Состав

Государственный долг РФ - прямое следствие кредитной политики власти страны. Состав определяется формой кредита - способа привлечения свободных (временно) средств в распоряжение власти.

Как устанавливает 98 статья БК, в объем госдолга включены:

  • суммы основной задолженности по кредитам;
  • номинальная сумма по государственным ценным бумагам;
  • обязательства по выданным гарантиям.

В состав долга не входит выплата процентов, а также непроцентных доходов по госзаимствованиям. В соответствии с БК, они выступают самостоятельной формой затрат федерального бюджета.

Методы управления и обслуживания государственного долга

Госдолг появляется тогда, когда затраты государства превышают поступления средств, то есть, образуется бюджетный дефицит. Его покрывают государственными заимствованиями. Аналогичная ситуация и с муниципальным долгом. Разница только в том, что заимствования осуществляются на местном или региональном уровне.

Управление госдолгом - одно из направлений финансовой политики государства. Оно представляет собой комплекс мероприятий, связанных с обслуживанием государственного долга, его погашением, выпуском, размещением займов. Управление включает в себя и регулирование рынка госкредита.

К методам управления следует отнести:

  1. Рефинансирование. Оно представляет собой погашение прежней задолженности посредством выпуска новых займов, предполагающего замену обязательств, срок погашения по которым истекает, новыми облигациями либо краткосрочных задолженностей долгосрочными.
  2. Конверсия. Она представляет собой корректировку первоначальных условий займа, выпущенного ранее. В частности, изменяется доходность (понижается или повышается процент).
  3. Консолидация. Она предполагает продление срока займа посредством объединения нескольких обязательств в одно долгосрочное. При этом, как правило, изменяется ссудный процент.
  4. Унификация. В этом случае также несколько займов объединяются, однако при этом происходит обмен ранее выпущенных облигаций на новые. Целью метода является уменьшение числа видов бумаг, что, в свою очередь, оптимизирует работу с ними и сокращает затраты. В некоторых случаях может выполняться обмен по регрессивному соглашению. Это означает, что несколько облигаций, выпущенных ранее, приравниваются к одной. Такой обмен, например, проводился после войны для изъятия из оборота военных облигаций. Соотношение было 3:1 (три прежних на одну новую).
  5. Отсрочка погашения. Она представляет собой перенос срока и прекращение выплат на определенное время.
  6. Аннулирование. Оно предполагает полный отказ от обязательств. Произойти это может по разным причинам: финансовая неплатежеспособность, приход к власти лиц, отказывающихся признавать обязательства прошлого правительства и пр.
  7. Реструктуризация. Она предполагает пересмотр срока выплаты процентов или погашения основной задолженности, снижение ставки, списание определенной части долга. Как правило, такой метод применяется при ухудшении платежеспособности при наличии признаков банкротства. Согласно 105 статье БК, реструктуризация представляет собой прекращение обязательств государства с их заменой другими обязательствами, предполагающими иные условия обслуживания государственного долга и его погашение.
  8. Выкуп. На вторичном рынке финансовых инструментов страна-должник может выкупить свои обязательства.

Мероприятия по обслуживанию государственного долга

К основным из них относят:

  • выплаты кредиторам;
  • предоставление гарантий;
  • погашение внутренних/внешних займов;
  • определение условий по выпуску и размещению новых обязательств и пр.

Эффективность указанных мероприятий зависит от обоснованности принятых решений. Она, в свою очередь, основывается на тщательном анализе структуры и объема госдолга, объективной оценке текущего состояния заимствований.

Нормативная база

Положения, регулирующие обслуживание госдолга и муниципальных заимствований, закрепляет статья 119 БК.

Под ним понимают совокупность операций по выплате доходов в виде процентов или дисконта. Обслуживание государственного (муниципального) долга осуществляется из средств бюджета соответствующего уровня.

В п. 2 указанной статьи установлено, что ЦБ, кредитная структура либо другая специализированная финансовая организация выполняют задачи агента Правительства по реализации этих операций, а также по размещению, обмену, выкупу, погашению обязательств. Данная деятельность осуществляется в соответствии с агентскими соглашениями, заключенными с генерального агента ЦБ исполняет безвозмездно.

Как устанавливает статья 119 БК, оплата деятельности агентов по реализации задач, закрепленных в соглашениях, подписанных с Минфином, производится из федерального бюджета.

Реализация кредитной структурой либо иной специализированной организацией функций агента исполнительного органа госвласти региона РФ производится в соответствии с соглашениями, заключенными с исполнительным институтом власти субъекта, осуществляющим заимствования.

Договора могут быть подписаны и с местной администрацией (при обслуживании муниципального долга). В том случае оплата агентских услуг осуществляется из местного бюджета.

Расходы на обслуживание

О них говорится в ст. 111 БК.

Расходы на обслуживание государственного долга субъекта или муниципальных заимствований планируются ежегодно. Смета утверждается законом о соответствующем бюджете.

Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга по показателям отчета об исполнении доходно-расходных статей бюджета за отчетный период не может быть выше 15 % от объема затрат соответствующего бюджета. В расчет при этом не принимаются затраты, осуществляемые за счет субвенций.

Ключевые принципы

Обслуживание государственного долга базируется на:

  1. Безусловности. Она предполагает обеспечение точного и своевременного погашения обязательств перед инвесторами и кредиторами без выдвижения дополнительных условий.
  2. Согласованности. Она предполагает максимальную гармонизацию интересов кредитора и заемщика.
  3. Единстве учета. В ходе управления и обслуживания госдолга должны учитываться все виды бумаг, эмитированные (выпущенные) органами госвласти, региональными структурами и муниципалитетами.
  4. Единстве кредитной политики. Оно предполагает применение единого подхода при осуществлении деятельности по управлению и обслуживанию долга со стороны центра по отношению к МО и регионам.
  5. Уменьшении рисков. Финансовая политика должна включать в себя все необходимые мероприятия, способствующие снижению рисков и кредиторов, и инвесторов, и самого должника.
  6. Гласности. Все заинтересованные пользователи должны своевременно получать полную и достоверную информацию о займах.
  7. Оптимальности. Должна быть сформирована такая система госзаймов, при которой их погашение будет осуществляться с минимальными рисками. При этом операции должны оказывать наименьшее негативное влияние на экономику.

Уполномоченные субъекты

В соответствии со 101 статьей БК, управление:

  • госдолгом РФ осуществляется Правительством либо Минфином, уполномоченным им;
  • госдолгом региона - высшим исполнительным институтом власти или финансовой структурой, уполномоченной в соответствии с региональным законодательством;
  • муниципальными обязательствами - исполнительно-распорядительным органом МО (местной администрацией), уполномоченным уставом муниципалитета.

Заключение

По величине госдолга определяется результативность всех кредитных операций, совершенных государством. Абсолютный показатель заимствований, их динамика, темпы изменений характеризуют состояние финансов и экономики страны, эффективность работы финансовых организаций.

Во время спада, согласно классическому подходу к управлению обязательствами, целесообразно уменьшать величину госдолга. В противном случае задолженность будет негативно влиять и на финансовое состояние страны, и на ее экономику.

Альтернативный подход основывается на противоположной концепции. В соответствии с ней, при снижении деловой активности величину займов нужно сокращать. При этом госдолг будет выполнять функции финансового механизма, способствующего ускорению экономического развития.

Государственные заимствования могут быть полезными только во время устойчивого роста экономики. В периоды спада бюджетный дефицит может существенно ухудшить финансовое состояние страны, повысить угрозу долгового кризиса и снижения рейтинга надежности страны. Это, в свою очередь, приводит к ухудшению общего экономического состояния. Рост государственного долга приводит к реальным негативным последствиям для финансово-экономического и социального секторов.

ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОЛГА

ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОЛГА

(debt service) Платежи, производимые в соответствии с долговым контрактом. В обслуживание долга входят своевременная уплата процентов и платежи в счет погашения основной суммы долга. Если долг является долгосрочным, его обслуживание в значительной мере состоит из процентных платежей. При краткосрочном долге подавляющая часть платежей в связи с обслуживанием долга приходится на погашение основной суммы. Если частное лицо, фирма или страна испытывают трудности с обслуживанием долга, то чем более краткосрочными являются их долги, тем серьезнее их проблемы. Таким образом, связанные с обслуживанием долга проблемы могут быть существенно облегчены, если кредиторы согласятся конвертировать краткосрочные долги в долгосрочные.


Экономика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .


Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОЛГА" в других словарях:

    Обслуживание долга платежи в счёт погашения ссуды, обычно ежемесячные Обслуживание государственного долга Коэффициент обслуживания долга … Википедия

    Выплаты основного долга и процентов кредитору со стороны должника в соответствии с условиями предоставления кредита. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Выплата процентов плюс возврат кредиторам основной части долга, то есть погашение задолженности за определенный отчетный период.. Терминологический словарь банковских и финансовых терминов. 2011 … Финансовый словарь

    Обслуживание долга - (debt service, debt servicing) процесс выплат заемщиком платежей в погашение основного долга и процентов по нему … Экономико-математический словарь

    обслуживание долга - Процесс выплат заемщиком платежей в погашение основного долга и процентов по нему. Тематики экономика EN debt servicedebt servicing … Справочник технического переводчика

    ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОЛГА - выплата основной суммы долга и процентов по нему. Часть выручки от экспорта товаров и услуг, выраженная в процентах, выделяемая на обслуживание внешней задолженности, называется нормой О.д. Повышение нормы О.д. свидетельствует об ухудшении… … Внешнеэкономический толковый словарь

    ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОЛГА Большой бухгалтерский словарь

    ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОЛГА - своевременное, в соответствии с согласованным графиком, погашение должником основного долга и процентов кредитору … Большой экономический словарь

    Обслуживание долга - DEBT SERVICING . Регулярные платежи в счет погашения основного долга, выплата начисленных процентнов и административных сборов … Словарь-справочник по экономике

    Обслуживание долга - Выплата процентов плюс возврат кредиторам основной части долга, то есть погашение задолженности … Инвестиционный словарь

Книги

  • Организация деятельности центрального банка , Акопов В.С.. В учебнике освещаются ключевые вопросы структуры организации деятельности и функций центральных банков. Дано теоретическое обоснование выполняемых центральнымибанками функций и…

Заимствования средств бюджетами различных уровней приводят к формированию соответственно государственного и муниципального долга - накопленной задолженности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, подлежащей погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов.

Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть определен в договоре между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, с одной стороны, и инвестором, с другой стороны.

Государственный долг РФ представляет собой долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права.

Государственный долг РФ обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства в следующих формах:

1) кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

2) государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;

3) договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

4) переоформленные долговые обязательства третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

5) соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

Муниципальный долг состоит из совокупности долговых обязательств муниципального образования. Он обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Долговые обязательства муниципального образования существуют в форме:

1) кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием;



2) займов муниципального образования, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;

3) договоров о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

4) долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.

Для проведения эффективной финансовой политики в области государственного и муниципального заимствований особое значение имеет процесс управления государственным и муниципальным долгом. Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, управление государственным долгом субъекта РФ - органом исполнительной власти субъекта РФ. Управление муниципальным долгом производится уполномоченным органом местного самоуправления.

Обслуживание долга

Рассмотрим порядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации, субъектов РФ, муниципального долга.

Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ осуществляются за счет средств федерального бюджета. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится, как правило, Центральным банком РФ и его учреждениями путем осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним.

Выполнение ЦБ РФ, другим специализированным финансвым институтом функций генерального агента Правительства РФ по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с эмитентом государственных ценных бумаг.

Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта РФ, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

По соглашению сторон государственный или муниципальный долг, возникший из купли-продажи государственных или муниципальных ценных бумаг, может быть заменен заемным обязательством. Замена государственного и муниципального долга заемным обязательством осуществляется с соблюдением требований о новации и совершается в форме договора займа.

Новация связана с тем, что обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим другой предмет или способ исполнения. Новация прекращает дополнительные обязательства, связанные с первоначальным обязательством.

Рассмотрим основные аспекты функционирования финансов субъектов РФ.

Финансы субъектов Российской Федерации представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач субъектов РФ.

Эти отношения складываются между органами государственной власти субъектов РФ и населением, живущим на территории данного субъекта РФ, а также хозяйствующими субъектами. Финансы субъектов РФ включают:

· средства бюджета субъекта РФ;

· государственные ценные бумаги, принадлежащие органам государственной власти субъекта РФ;

· другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта РФ.

В широком понимании финансы субъекта РФ включают также консолидированный бюджет субъекта РФ.

Финансы субъектов РФ основываются на следующих принципах:

· самостоятельность;

· бюджетный федерализм;

· государственная финансовая поддержка (трансферты из федерального бюджета и целевые поступления);

· прозрачность;

· гласность.

Права собственника в отношении финансов субъекта РФ осуществляются органами государственной власти субъекта РФ в соответствии с конституцией или уставом субъекта РФ.

Финансы субъекта РФ составляют экономическую основу государственной власти субъекта РФ наряду с собственностью субъекта РФ, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам государственной власти субъекта РФ, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей субъекта РФ.

Средства бюджета субъекта РФ, региональные внебюджетные фонды входят в состав собственности субъекта РФ. Управляют собственностью субъекта РФ органы государственной власти субъекта РФ. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав собственности субъекта РФ, от имени субъекта РФ осуществляют органы государственной власти субъекта РФ.

Органы государственной власти субъекта РФ имеют право передавать объекты собственности субъекта РФ во временное ли постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать.

Порядок и условия приватизации государственной собственности субъекта РФ определяются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно.

Особое значение для финансов субъектов РФ имеет принцип бюджетного федерализма.

Органы государственной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами государственной власти РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Органы государственной власти субъектов РФ не могут принимать правовые акты по финансовым и денежно-кредитным вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти РФ, также как и федеральные органы государственной власти РФ не могут принимать правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению субъектов РФ.

В целях реализации своих полномочий органы государственной власти субъекта РФ:

· участвуют в разработке органами государственной власти РФ проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъекта РФ;

· осуществляют правовое регулирование по предметам совместного ведения, определенным в соответствии с федеральным законодательством;

· участвуют в разработке и реализации федеральных целевых программ на территории субъектов РФ;

· создают условия для привлечения иностранных инвестиций в субъект РФ в целях реализации федеральных и региональных программ в соответствии с федеральным законодательством.

Органы исполнительной власти субъекта РФ могут быть наделены полномочиями территориальных структурных подразделений органов исполнительной власти РФ в области финансовых отношений в соответствии с соглашениями, заключенными между органами исполнительной власти субъекта РФ и органами исполнительной власти РФ.

Территориальные структурные подразделения органов исполнительной власти РФ могут быть наделены полномочиями органов исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с соглашениями, заключенными между органами исполнительной власти субъекта РФ и органами исполнительной власти РФ.

Субъект РФ самостоятельно устанавливает и вводит своими законами областные налоги и сборы в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, установленными Конституцией РФ и федеральным законодательством.

Состав и размеры доходов, поступающих в государственный бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований данного субъекта РФ в форме отчислений от федеральных налогов и сборов (трансферты, целевые поступления, субсидии, субвенции, дотации и др.), определяются соглашением между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ, если они прямо не установлены федеральным законодательством.

Финансирование расходов федерального бюджета на территории субъекта РФ может осуществляться через территориальные органы федерального казначейства, в том числе за счет налоговых и других платежей, взимаемых на территории субъекта РФ и подлежащих перечислению в федеральный бюджет.

В целях разграничения полномочий между органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения органы исполнительной власти субъекта РФ заключают соответствующие соглашения с Правительством РФ.

Разграничение государственной собственности на территории субъекта РФ, включая разграничение собственности на земельные, водные и другие природные ресурсы, на федеральную собственность и собственность субъекта РФ, а также разграничение полномочий по управлению объектами федеральной собственности на территории субъекта РФ производится, как правило, отдельными соглашениями.

23.Виды финансовой помощи

В доходную часть местного бюджета может вхо­дить финансовая помощь в различных формах: дотации, субвен­ции, которые также относятся к средствам бюджетного регули­рования. Дотации и субвенции представляют собой денежные отчисления из вышестоящего бюджета в нижестоящий в качестве материальной помощи.

Дотация - это денежная сумма выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в случаях, если закрепленных и регулиру­ющих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета муниципального образования, который в соответствии с законом обязаны обеспечить органы государственной власти. Использование дотации не имеет целевого назначения, и она выделяется на безвозмездной и безвозвратной основе.

Субвенция - это денежная сумма выделяемая на определен­ный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели и программы для выравнивания социально-экономического раз­вития соответствующей территории. В случае использования субвенции не по целевому назначению она подлежит возврату предо­ставившему ее органу

Доходная часть местных бюджетов может включать и заемные средства.

Необходимость в заемных средствах бывает обусловлена не­достаточностью собственных ресурсов для финансового обеспе­чения местных программ, строительства муниципальных объек­тов, покрытия бюджетных расходов в условиях дефицитности местного бюджета.

Заем - это доход временного характера, ибо он должен быть возвращен. В установленных законом случаях предусматривается и платность заемных средств.

Органы местного самоуправления могут использовать такие заемные средства, как процентные и беспроцентные ссуды, по­лучаемые из других бюджетов, краткосрочные кредиты коммер­ческих банков, доходы от местных займов.

Суммы, передаваемые из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации, называются трансфертами.

24. Социальные внебюджетные фонды. Отраслевые государственные внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды представляют собой самостоятельные финансово-кредитные учреждения и организации, в большинстве своем наделенные статусом юридического лица. Они независимы в правовом и экономическом отношении от федерального бюджета и бюджетов административно-территориальных объединений (республики в составе Российской Федерации, области, края, города, района и др.). Доходы и расходы внебюджетных фондов не включаются в общую сумму доходов и расходов бюджетов соответствующих административно-территориальных объединений.
Вместе с тем средства внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Государство осуществляет руководство и правовую регламентацию их деятельности.
Органы государственной власти, в частности, определяют целевое назначение и задачи деятельности конкретного внебюджетного фонда, источники формирования его доходов, среди которых важнейшим является обязательный платеж юридических и физических лиц, устанавливаемый в централизованном порядке. Кроме того, государство определяет направления использования средств, аккумулируемых внебюджетными фондами.
К отличительным особенностям внебюджетных фондов относятся их целевая направленность на финансирование расходов, не предусмотренных в бюджете, и независимость от бюджета аккумулированных в фондах денежных средств, находящихся в государственной собственности. На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов во внебюджетные фонды, распространяются нормы и положения налогового законодательства РФ.
Социальные внебюджетные фонда являются основным источником компенсации в социальном страховании. Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:1) социальное обеспечение по возрасту;2) социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;3) социальное обеспечение в случае безработицы;4) охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности.Государственными внебюджетными фондами РФявляются:1) Пенсионный фонд РФ;2) Фонд социального страхования РФ;3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;4) Государственный фонд занятости населения РФ.Доходы государственных внебюджетных фондовформируются за счет:1) обязательных платежей, установленных законодательством РФ;2) добровольных взносов физических и юридических лиц;3) других доходов, предусмотренных законодательством РФ.В бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению распределяемые органами Федерального казначейства по уровням бюджетной системы РФ налоговые доходы от следующих налогов:1) единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения:2) минимального налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения:3) единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности:4) единого сельскохозяйственного налога/ Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется только на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством.Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями. Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов, соблюдение установленных требований к регулированию бюджетных отношений, размерам дефицита местных бюджетов, уровню, составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за пополнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением законодательных требований. Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, представляют в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов.

Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальномуопубликованию. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контролирование его исполнения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением законодательных требований. Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, представляют в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления в формах, предусмотренных БК РФ.

Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями БК РФ в порядке, установленном решением представительного органа муниципального образования. Осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ.

26.Особый бюджетный режим. Инвестиционная поддержка развития регионов.

Особый бюджетный режим региона, субъекта федерации. Крупным регионам и территориям страны особые бюджетные режимы предоставляются только в исключительных случаях, обусловленных трудно разрешимыми политическими противоречиями, этническими и экономическими проблемами. Суть этих режимов - в расширенной бюджетной автономии региональных властей, больших полномочиях по налогообложению и финансированию расходов, более льготных условиях распределения доходов от сбора национально-региональных налогов. Местные власти также сохраняют права на получение общих и специальных трансфертов, нередко добиваясь при этом учета своих специфических интересов.

Как показывает мировой опыт, в большинстве стран особым бюджетным режимом пользуется только ограниченное число регионов. Более широкое применение этого метода чревато такими негативными последствиями, как сужение сферы государственного макроэкономического регулирования, обострение проблем вертикальной и горизонтальной несбалансированности бюджетной системы, усиление тенденций к суверенизации территорий (Китай)

Особый локальный бюджетный режим. В большинстве стран метод особых бюджетных режимов активно используется применительно к относительно небольшим территориям (часть региона, город, район в городе), на которых создаются экономические зоны. Зональная политика в индустриально развитых странах преимущественно выступает инструментом сглаживания региональных различий, подъема экономики отстающих и депрессивных территорий и в меньшей мере используется в целях внешнеэкономической экспансии. В развивающихся странах она направлена главным образом на создание анклавов экономического роста, которые должны способствовать ускорению общеэкономического развития, интеграции в мировое хозяйство, и в меньшей степени подчинена решению местных социально-экономических проблем.

Особенности хозяйственного режима, в которых функционируют зоны, определяются их типом и предназначением. Зоны различаются между собой прежде всего тем, сохраняются ли они в границах национальной таможенной территории или получают статус экстерриториальности. В США и Великобритании используются оба варианта зон, которые создаются в соответствии с национальными законами о зонах.

Зоны, не имеющие статуса экстерриториальности, называются предпринимательскими. Статус предпринимательской зоны получают территории (в основном районы в городах), отвечающие определенным критериям депрессивности и отсталости. В США такими критериями служат: уровни бедности и безработицы выше среднего, а также численность населения (не менее 4 тыс. жителей). В Великобритании эти критерии четко не определены, что, как считается, должно обеспечивать проведение более гибкой зональной политики. В обеих странах создание предпринимательских зон требует проведения переговоров и заключения контракта между центральными и соответствующими местными органами власти. Первоначально центральными органами предлагается стандартный набор налогово-бюджетных льгот и стимулов для вновь образуемой предпринимательской зоны. В процессе переговоров он конкретизируется в связи с предложениями местных властей, касающихся размеров их собственных расходов в зоне. Масштабы компенсации центром расходов местного бюджета зависят от активности местных властей по выводу экономики территории из депрессивного состояния. В обеих странах льготы нацелены преимущественно на стимулирование мелкого и среднего предпринимательства (они предусматривают, в частности, временное освобождение или сокращение налогов, прежде всего на недвижимость и землю, субсидии по инвестициям в основные производственные фонды, расходам на НИОКР, на оплату труда и погашение кредита, ускоренную амортизацию оборудования вплоть до 100-процентного вычета расходов на покупку оборудования в первый год его функционирования). Но в отличие от Великобритании в США льготы также распространяются на население, проживающее в такой зоне. Граждане с низким уровнем дохода могут получить дополнительную помощь из федерального бюджета в виде ваучеров на оплату жилья, установления отрицательных ставок подоходного налога. В США предпринимательские зоны могут образовываться в соответствии как с общенациональным законом, так и законами отдельных штатов. Масштабы льгот, которыми пользуются предпринимательские зоны штатов, определяются их бюджетными возможностями.

Зоны с экстерриториальным статусом, или специальные экономические зоны (СЭЗ), получили в мире более широкое распространение, чем предпринимательские. Особенно успешно они функционируют в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии, в Бразилии и Мексике. Обычно различают четыре основных типа СЭЗ: торговые, промышленно-производственные, технико-внедренческие и сервисные. Как и предпринимательские зоны, они чаще всего создаются в экономически отсталых и депрессивных регионах, но за исключением простейших (торговых) СЭЗ их роль выходит за пределы урегулирования местных проблем. Предполагается, что они станут точками, полюсами экономического роста, оказывающими мощное модернизирующее воздействие на сопредельные территории, целые отрасли национальной экономики, а также "воротами" страны в мировой рынок, обеспечат значительный приток иностранной валюты. Поэтому критериями для выбора места создания СЭЗ становятся: выгодное географическое положение; доступность факторов производства (трудовых и материальных ресурсов) и наличие инфраструктуры; близость к международным торговым центрам и рынкам сбыта.

Развитие СЭЗ, ориентирующихся на иностранный капитал, требует особенно благоприятного инвестиционного климата, создаваемого с помощью системы льгот: налогово-бюджетных, финансовых и административных. Для каждого типа СЭЗ характерен свой набор льгот и стимулов 5 . К самым распространенным налоговым преференциям относятся: полное освобождение от таможенных пошлин и других сборов импорта оборудования, сырья и компонентов, необходимых для организации производства; налоговые "каникулы" по уплате налога на прибыль иностранных инвесторов, а в последующем - пониженный уровень обложения; полное или частичное освобождение юридических лиц от большинства других прямых и косвенных налогов; льготы по амортизационным списаниям. Большое значение имеют также финансовые стимулы: субсидии по кредитам и аренде, льготные тарифы на коммунальные услуги.

Инвесторы в относительно крупных многофункциональных СЭЗ пользуются налоговыми льготами по линии как центрального, так и местного бюджета. Это предполагает введение особого бюджетного режима для административно-территориальных единиц (города, региона), в пределах которых находятся зоны. Местные власти наделяются расширенными бюджетными и другими полномочиями. При совпадении границ зоны с границами административно-территориальной единицы, например, города, мэр последнего становится одновременно главой администрации зоны, а городской бюджет - бюджетом зоны. Администрация зоны напрямую подчиняется государственному ведомству в центре, контролирующему развитие этих зон.

Кроме того, в целях ускорения создания зон местным властям может предоставляться такая бюджетная льгота, как временное удержание ими собираемых на их территории общенациональных и региональных налогов. Центральные и региональные власти могут также частично компенсировать первоначальные потери в доходах местного бюджета от налоговых и прочих льгот, предоставляемых зональным предприятиям. Но, как показывает опыт успешно функционирующих зон, эти потери с лихвой окупаются поступлениями в их бюджеты в результате общей активизации инвестиционного и потребительского спроса на их территориях.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!