Все для предпринимателя. Информационный портал

Конкурсный кредитор

Конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, морального вреда учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам.

Уполномоченные органы.

Уполномоченные органы - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований.

§ 3. Правовой статус кредиторов

В соответствии с гражданским законодательством кредитором признается лицо, в пользу которого должник обязан совершить определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, - наделенное правом требовать от должника исполнения его обязанности (ст. 307 ГК РФ). Однако участниками процесса банкротства хозяйствующих субъектов могут быть только кредиторы по денежным обязательствам, являющиеся стороной в денежном обязательстве должника и обладающие имущественными (денежными) претензиями к потенциальному банкроту.

В качестве кредиторов по денежным обязательствам могут выступать российские и иностранные физические и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Правом же на подачу заявления кредитора о признании должника банкротом обладают только лица, признаваемые в соответствии с Законом о банкротстве 2002 г. конкурсными кредиторами. Конкурсными кредиторами признаются кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия (ст. 2 Закона о банкротстве 2002 г.).

В отличие от иных кредиторов конкурсные кредиторы наделены законодателем большим объемом правомочий. Это выражается, во-первых, в том, что только конкурсные кредиторы являются лицами, участвующими в деле о банкротстве (ст. 34 Закона о банкротстве 2002 г.); во-вторых, только конкурсные кредиторы имеют право обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 7); в-третьих, участниками собрания кредиторов с правом голоса являются только конкурсные кредиторы (ст. 12).

Анализ положений Закона о банкротстве 2002 г. позволяет классифицировать кредиторов по их статусу. Так, в зависимости от суммы требований, признанной обоснованной, можно выделить крупных и мелких кредиторов.

Следует согласиться с М.В. Телюкиной, что эта дифференциация "основывается на оценочных категориях. Крупными являются кредиторы, в силу объема своих требований имеющие возможность реально влиять на положение должника. Это, как правило, юридические лица. Такие кредиторы всегда более организованны и осведомлены, в том числе в экономических и правовых вопросах. Это дает им возможность принимать на собраниях кредиторов решения в свою пользу, подчас в ущерб интересам мелких кредиторов и самого должника. Мелкие же кредиторы, несмотря на свою численность, разобщены и неорганизованны, поэтому не могут в значительной степени воздействовать на положение дел"*(76).

Еще одним критерием классификации может служить обстоятельство: является или нет кредитор инициатором процесса банкротства. На этом основании различают кредиторов-заявителей и кредиторов, не инициирующих дело о несостоятельности.

Кроме того, в зависимости от порядка удовлетворения требований различают очередных и неочередных кредиторов. Требования очередных кредиторов удовлетворяются в порядке установленной Законом о банкротстве 2002 г. очередности (ст. 134). В свою очередь, неочередные кредиторы - это те, чьи требования удовлетворяются по возможности должника. Причем они делятся на внеочередных и послеочередных.

К первой группе (внеочередных) требований относятся:

Судебные издержки;

Выплаты арбитражным управляющим и реестродержателям;

Текущие расходы, связанные с функционированием должника;

Требования по обязательствам должника, возникшим после возбуждения производства по делу о банкротстве и до признания должника банкротом;

Задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства, и т.д.

Ко второй группе (послеочередных) требований относятся требования, удовлетворяемые после погашения всех очередных требований. Послеочередными кредиторами являются учредители (участники) юридического лица, а также кредиторы третьей очереди, заявившие свои требования после закрытия реестра требований кредиторов.

Интересен тот факт, что в соответствии с Законом Украины от 30 июня 19992 г. "О восстановлении платежеспособности должника при признании его банкротом" (новая редакция Закона Украины "О банкротстве") можно выделить шесть видов кредиторов:

а) инициирующие;

б) вынужденные;

в) залоговые;

г) текущей задолженности;

д) приоритетные (привилегированные);

е) реестровые.

В частности, к числу вынужденных относятся те кредиторы, которые обращаются в суд после публикации в официальном печатном органе объявления о возбуждении дела о банкротстве либо признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры. Реестровыми признаются кредиторы, чьи требования включены в реестр и признаны (утверждены) хозяйственным судом. Только такие кредиторы обладают правом участия в процедуре банкротства непосредственно или опосредованно (через собрание (комитет) кредиторов). С точки зрения сравнительно-правового исследования по отношению к российскому законодательству представляет интерес правовой статус привилегированных кредиторов. К ним относят тех кредиторов, чьи требования не нуждаются в признании судом и погашаются в течение всей процедуры банкротства. Такие кредиторы могут обращаться в суд с требованиями о признании их кредиторами (в этом случае они пользуются правами реестровых кредиторов). Если эти кредиторы не обращаются в суд о признании их таковыми, то требования их в отличие от требований других кредиторов не считаются погашенными. Иными словами, погашение требований привилегированных кредиторов осуществляется независимо от признания их таковыми судом.

Российский Закон о банкротстве 2002 г., как и Закон о банкротстве 1998 г., не сохранил прежнего понятия привилегированных кредиторов, содержавшегося в ранее действовавшем Законе о банкротстве 1992 г., в соответствии с которым привилегированными признавались кредиторы первых трех очередей. Основным преимуществом кредиторов данной категории была невозможность опровержения сделок с их участием, даже если эта сделка была направлена на нарушение прав других кредиторов, даже если действия сторон были умышленными.

В случае неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей новый Закон о банкротстве 2002 г. называет кредиторами налоговые и иные уполномоченные органы (в частности, Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ и т.д.). Однако данные органы в этом случае выступают как субъекты публично-правовых отношений, реализующие свои властные функции, а не как кредиторы в собственном смысле этого слова.

1. Заявление кредитора

Заявление кредитора должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым законодателем к заявлению должника. Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику. Право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по истечении 30 дней с даты принятия решения налогового (таможенного) органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.

В заявлении кредитора должны содержаться следующие сведения:

Наименование арбитражного суда, в который подается заявление кредитора;

Наименование и почтовые адреса должника и кредитора;

Размер требований кредитора к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов, пени) и т.д.

Кроме того, кредитор обязан указать иные сведения, которые характерны только для заявления кредитора, в частности, доказательства обоснованности требований кредитора, в том числе вступившее в законную силу решение суда, доказательства, подтверждающие признание указанных требований должником.

Следует обратить внимание, что конкурсный кредитор в своем заявлении вправе указать профессиональные требования к кандидатуре временного управляющего.

Кроме того, кредитор-заявитель должен иметь требования, подтвержденные судебным решением. Иными словами, заявление не может быть принято арбитражным судом, пока заявитель не докажет, что он предварительно предъявлял исковое требование к должнику, получил соответствующее решение суда и не смог его исполнить.

Заявление кредитора может быть основано на объединенной задолженности по различным основаниям. Кредиторы вправе объединить свои требования к должнику и обратиться в арбитражный суд с одним заявлением. Такое заявление подписывается всеми кредиторами, объединившими свои требования (п. 5 ст. 39 Закона о банкротстве 2002 г.).

В соответствии с положениями Закона о банкротстве 2002 г. (ст. 39) кредитор обязан также приложить к заявлению документы, подтверждающие размер задолженности по обязательствам. Такими документами (при наличии исполнительных документов) являются, в частности, постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, о возвращении исполнительного документа взыскателю, об окончании исполнительного производства (п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 6 августа 1999 г. N 43 "Вопросы применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в судебной практике")*(77)

О принятии заявления кредитора или иного субъекта о признании должника банкротом суд прежде всего информирует должника, у которого возникает право направить отзыв на это заявление (п. 1 ст. 47 Закона о банкротстве 2002 г.). Отзыв должен быть направлен в течение 10 дней со дня получения определения о принятии заявления о банкротстве должника. Вместе с тем отсутствие отзыва должника не препятствует рассмотрению дела о банкротстве (п. 3 ст. 47 Закона о банкротстве 2002 г.).

Отзыв должен быть направлен заявителю, иным лицам, участвующим в деле о банкротстве, а также в арбитражный суд. В отзыве должны быть отражены сведения, содержащиеся в ст. 131 АПК РФ, а также в ст. 47 Закона о банкротстве 2002 г. К числу последних относятся:

Возражения по требованиям заявителя, имеющиеся у должника;

Сведения об общей сумме задолженности должника по обязательствам перед кредиторами, оплате труда работников должника, обязательным платежам;

Сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях;

Доказательства удовлетворения требований заявителя в случае их признания должником;

Иные сведения.

Интересен тот факт, что в законодательстве ряда стран Западной Европы (к примеру, в Великобритании) закреплены положения, касающиеся классификации заявлений кредиторов в зависимости от их степени срочности.

Во-первых, заявления могут быть настолько срочными, что суду необходимо принять решение еще до того, как заявление может быть рассмотрено в обычном порядке, т.е. до того момента, как другая сторона по делу сможет представить возражения по заявлению или даже получит уведомление о нем.

Во-вторых, они могут быть срочными, но не настолько, чтобы нельзя было соблюсти обычный порядок рассмотрения дела (между тем именно таким заявлением предоставляется приоритет в очередности судебных слушаний). Примером подобного рода дел является рассмотрение обоснованности заявления о признании должника банкротом или наличия прав на продажу имущества.

В-третьих, заявления могут не иметь особой срочности, хотя и должны быть рассмотрены без лишнего промедления (в частности, требования кредиторов, подаваемые для целей получения выплат)*(78).

Заявление уполномоченного органа должно соответствовать требованиям, предусмотренным для заявления кредитора. Вместе с тем к заявлению уполномоченного органа должно быть приложено решение налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника, а также сведения о задолженности по данным уполномоченного органа (ст. 41 Закона о банкротстве 2002 г.). Кроме того, законодатель наделяет уполномоченные органы правом участвовать в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований по обязательным платежам и оснований для включения этих требований в реестр требований кредиторов.

2. Собрание кредиторов

С момента принятия к производству арбитражным судом заявления о банкротстве должника кредиторы не вправе обращаться к должнику с исками, вытекающими из конкретных обязательств. Кредитор в рамках дела о банкротстве должен заявить арбитражному управляющему о том, чтобы его требования были включены в реестр требований кредиторов и в случае признания должника банкротом были удовлетворены в порядке установленной очередности. Кредиторы не вправе осуществлять и иные действия, направленные на удовлетворение их требований по конкретным обязательствам. Для представления и защиты интересов кредиторов созывается собрание кредиторов и создается комитет кредиторов.

Собрание кредиторов - это специальный орган, представляющий интересы кредиторов во взаимоотношениях с должником (ст. 12 Закона о банкротстве 2002 г.).

Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.

Число голосов, которыми обладает каждый из конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, определяется пропорционально их требованиям по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В сумму требований при определении числа голосов не включаются неустойки (штрафы, пени), финансовые (экономические) санкции, в том числе установленные решениями судов (п. 3 ст. 12 Закона о банкротстве 2002 г.)*(79).

Участниками собрания кредиторов без права голоса являются представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, которые вправе выступать по вопросам повестки дня собрания кредиторов. При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле, признается соответствующий орган местного самоуправления. Для участия в собрании кредиторов без права голоса могут быть привлечены также федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 170 Закона о банкротстве 2002 г.). Случаи, когда указанные органы могут быть привлечены к участию в деле, законом не определены. Необходимость привлечения к участию в деле таких лиц определяется по усмотрению арбитражного суда с учетом конкретных обстоятельств дела и мнения сторон.

Правом созыва собрания кредиторов обладают:

Арбитражный управляющий;

Комитет кредиторов;

Конкурсные кредиторы и (или) уполномоченные органы, права требования которых по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам составляют не менее чем 10% от общей суммы требований кредиторов, внесенных в реестр требований кредиторов;

1/3 от общего числа конкурсных кредиторов и уполномоченных органов независимо от размера их требований к должнику.

Организация и проведение собрания кредиторов возложены на арбитражного управляющего. В рамках организационных мероприятий арбитражный управляющий уведомляет кредиторов о дате и месте собрания кредиторов, готовит необходимые материалы и знакомит с ними участников собрания, реализует решения собраний кредиторов и т.д.

В соответствии с положениями Закона о банкротстве 2002 г. к компетенции собрания кредиторов отнесены важнейшие вопросы, возникающие в процессе банкротства. В частности, собрание кредиторов принимает решения о целесообразности введения внешнего управления имуществом должника, о заключении мирового соглашения, о порядке оценки имущества должника, об избрании членов комитета кредиторов и т.д.

Собрание кредиторов считается правомочным, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов (п. 4 ст. 12 Закона о банкротстве 2002 г.).

На практике достаточно часто данное положение нарушается, что впоследствии может привести к признанию собрания кредиторов неправомочным.

Это можно проиллюстрировать следующим примером из судебно-арбитражной практики.

По одному из дел арбитражный суд признал неправомочным собрание кредиторов должника ООО "Радиал Ко". При этом суд исходил из того, что при его проведении были нарушены требования ст. 12 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которым принятие решения о введении определенной процедуры банкротства в отношении должника относится к компетенции собрания кредиторов. Как следует из материалов дела, в суд было представлено решение первого собрания кредиторов ООО "Радиал Ко" о введении в отношении должника внешнего управления. В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" решение о введении и продлении внешнего управления либо об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов. Конкурсный кредитор (п. 3 ст. 12 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)") обладает на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным сумме требований конкурсного кредитора, установленных на дату проведения собрания кредиторов. Из материалов дела усматривается, что в собрании кредиторов участвовало два кредитора: ЗАО "ПСА - "Лефортово" и ООО "Херманн Руссия", обладающие в совокупности 45% голосов. На основании вышеизложенного арбитражный суд отменил решение собрания кредиторов ООО "Радиал Ко"*(80).

По общему правилу решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов (п. 1 ст. 15 Закона о банкротстве 2002 г.).

Но для ряда решений, предусмотренных п. 2 ст. 15 Закона о банкротстве 2002 г., установлено, что они принимаются большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. На практике порой достаточно сложно обеспечить созыв собрания, на котором бы присутствовали конкурсные кредиторы, имеющие большинство голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Поэтому Закон о банкротстве 2002 г. предусматривает, что если на первом собрании кредиторов нет необходимого для принятия решения числа голосов, то созывается повторное собрание кредиторов. Оно правомочно принимать решения, указанные в п. 2 ст. 15 Закона о банкротстве 2002 г., если за них проголосовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, число голосов которых составило более чем 30% общего числа голосов, при условии, что о времени и месте проведения собрания конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены (п. 3 ст. 15 Закона о банкротстве 2002 г.).

3. Комитет кредиторов

Комитет кредиторов создается, во-первых, с целью представления интересов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, во-вторых, с целью осуществления контроля за действиями арбитражного управляющего, в-третьих, с целью реализации иных полномочий, предоставленных собранием кредиторов.

Решения об избрании членов комитета кредиторов и определении их количественного состава принимает собрание кредиторов. Комитет кредиторов создается в обязательном порядке, если количество конкурсных кредиторов более 50. Комитет кредиторов избирается на период проведения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства, поэтому, как правило, срок полномочий комитета кредиторов совпадает с периодом проведения соответствующих процедур*(81). Однако допускается и досрочное прекращение полномочий комитета кредиторов по решению собрания кредиторов. При такой ситуации переизбранию подлежит весь состав членов комитета кредиторов в целом: не может быть принято решение о переизбрании в отношении отдельных членов комитета кредиторов.

Членами комитета кредиторов могут быть избраны исключительно представители конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Число членов комитета кредиторов определяется собранием кредиторов, но во всяком случае оно не должно быть менее чем три человека и более чем 11 человек (п. 4 ст. 17 Закона о банкротстве 2002 г.).

Особенностью комитета кредиторов является то, что он избирается по правилам кумулятивного голосования: каждый из конкурсных кредиторов и уполномоченных органов голосует по списку всех кандидатур, предложенных в комитет кредиторов, он может отдать все свои голоса за одну или несколько кандидатур или распределить их по всем кандидатурам. В результате подсчета голосов в состав комитета кредиторов включаются те из кандидатур, которые наберут наибольшее количество голосов (п. 2 ст. 18 Закона о банкротстве 2002 г.).

Комитет кредиторов для осуществления возложенных на него функций вправе:

Требовать от арбитражного управляющего или руководителя должника предоставления информации о финансовом состоянии должника и ходе внешнего управления;

Принимать решения об обращении к собранию кредиторов с рекомендацией об отстранении арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей и др.;

Обжаловать в арбитражный суд действия арбитражного управляющего.

Решения комитета кредиторов принимаются большинством голосов от общего числа членов комитета кредиторов.

Из Закона о банкротстве 2002 г. не вытекает, что решения комитета кредиторов должны приниматься только непосредственно на его заседании. Представляется, что голосование по тем или иным вопросам может проводиться и путем письменного, телефонного и другого опроса членов комитета кредиторов.

Кредиторы – это лица, за которыми закреплены права денежного требования, обязательным платежам и налогам, зарплате, отпускным и выходным пособиям.

Согласно ГК им признается лицо, в чей адрес юрлицо-должник должен перечислить финансовые средства, выполнить определенный набор работ или передать имущество. Т.е. обязательства могут быть как денежными, так и имущественными.

Кредитор выступает одной из главных фигур в деле о банкротстве. Его интересы: должник должен в ходе процесса исполнить свои финансовые обязательства перед ним.

Если обязательства субъекта дела о несостоятельности не относятся к денежным, то по закону они не заявляются в конкурс. Они предъявляются в суд и рассматриваются в процессуальном порядке вне конкурса.

С позиции субъекта участники могут быть не только физическими или юридическими лицами. Ими могут выступать государство, российские регионы и муниципальные организации. Они также называются уполномоченными органами.

Если у банкрота есть неисполненные обязательства по налогам/сборам, то его кредиторами становится Налоговая служба и внебюджетные фонды (ПФР и ФСС). Они не являются конкурсными кредиторами,т.к. участвуют в процессе не в своих собственных интересах, а от имени уполномоченного их органа власти. Формально уполномоченные органы не входят в перечень участников дела.

Физлица, которые не получили причитающуюся им зарплату и положенные компенсации, также вправе заявить о требованиях в в ходе дела о финансовой несостоятельности.

Не у всех кредиторов есть равные права в делах банкротства. Приоритетным положением обладают - конкурсные, которые непосредственно участвуют в процессе признания банкротства, подают заявления в суд и обладают правами голоса на кредиторских собраниях.

Конкурсные кредиторы это

Конкурсным кредитором признается лицо, который обладает документальными доказательствами сумм обязательств должника и своевременно подало заявление о включение своих требований в реестр управляющему. В ходе заседания арбитража они были включены в реестр.

В число конкурсных кредиторов не входят уполномоченные организации; граждане, перед которыми у должника есть обязательства по возмещению ущерба жизни и здоровья или выплате авторского гонорара (они образуют группу так называемых «привилегированных» субъектов, чьи требования удовлетворяются в первую очередь); учредители компании должника (они не вправе заявлять о своих требованиях в ходе процесса).

Различия между конкурсными и обычными кредиторами в том, что последние могут выступать только участниками дела, тогда как конкурсные - могут также напрямую влиять на ход процесса.

Реестр требований

Реестр требований кредиторов это специальный учетный документ, в котором фиксируются все субъекты дела о банкротстве, заявившие о своих материальных претензиях. Для включения в официальный реестр заимодателю нужно подать заявление, после подачи управляющим соответствующего объявления в СМИ (Коммерсант или Федреестр). На этом этапе производится опись всего имущества должника, которое будет распродаваться в ходе конкурсного производства и выручка от его продажи пойдет на погашение требований участников реестра кредиторов.

Очередность удовлетворения требований

Очередность удовлетворения требований кредиторов зависит от статуса заимодателя. В процедуре банкротства есть те субъекты, которые являлись инициаторами процесса (заявители), а также не инициирующие дело. В свою очередь, последних можно разделить на неочредных и очередных (за ними закреплено право первостепенной оплаты по требованиям).

Неочередные могут быть внеочередными и послеочередными кредиторами. Вне очередности, в частности, исполняются требования по судебным издержкам, арбитражным услугам, текущим расходам, зарплате, обязательным платежам (только если подобные обязательства возникли после инициации дела о банкротстве).

После погашения всех внеочередных претензий идет черед послеочередных. Они могут поступать от учредителей компании-банкрота и кредиторов третьей очереди (это те, которые объявили о своих материальных претензиях после закрытия реестра).

Требования, предъявленные после установленного срока, рассматриваются арбитражем после введения наблюдательной процедуры. Опоздавшие участники не относятся к субъектам банкротного дела. По завершению конкурсного производства и в случае принятия решения о ликвидации, их требования считаются аннулированными.

Права кредитора

Ст. 11 Закона о финансовой несостоятельности посвящена именно определению кредиторских прав. Теоретически заимодатели неплохо защищены перед законом. За ними закреплены следующие права:

  • они могут получить интересующую их информацию о финансовом положении должника, а также коммерческие сведения в любое время по требованию (из отчетов управляющего об анализе на фиктивное банкротство, о проведенной инвентаризации);
  • они обладают правами голоса на собраниях, правом созыва и делегирования полномочий кредиторов (именно на собраниях решаются ключевые вопросы);
  • подбирать кандидатов на должность арбитражного управляющего;
  • привлекать контролирующих неплательщика лиц к субсидиарной ответственности;
  • контролировать работу управляющего, обжаловать его решения, пассивность, снимать с должности;
  • выносить протесты о разногласиях, жалобы и возражения и пр.

Важное значение в банкротных делах принадлежит кредиторским собраниям. Его участниками имеют право быть конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. На 1-ом собрании обычно вырабатывается общая стратегия проведения процедуры признания должника несостоятельным.

Конкурсные субъекты дела о несостоятельности могут избирать процедуру банкротства (наблюдение, санация, внешнее управление) и участвовать в ней напрямую, а также ходатайствовать о замене процедуры.

Использование всех правовых инструментов, имеющихся в распоряжении участников дела о несостоятельности, увеличивает шансы лиц на получение с нерадивой компании денег.

Обязанности

Обязанности кредиторов тесно связаны с их правами. Так, они обязаны подавать в суд ходатайства по интересующим их аспектам правилам законодательства. Они должны прилагать документальные доказательства, подтверждающие неисполнение перед ними обязательств должником (договора, неоплаченные счета и пр.).

В непосредственную обязанность заимодателя входит контроль за работой управляющего и проверка его на возможные злоупотребления.

Конкурсным является основной заимодатель должника, который правомочен инициировать в судебном порядке процедуру банкротства.

Понятия кредиторов разных видов трактуются Федеральным законом №127.

Ими являются кредиторы, перед которыми у несостоятельного субъекта есть финансовые обязательства, исключая:

  • уполномоченные органы;

Права кредиторов

Конкурсный кредитор имеет расширенный список правомочий для отстаивания своих финансовых интересов. Его правомочия относятся как к материальному, так и к процессуальному праву, и могут осуществляться как индивидуально, так и коллективно.

Их коллективное право осуществляется на собрании, которое может быть созвано:

  • арбитражным управляющим;
  • специальным комитетом;
  • конкурсными кредиторам или уполномоченными органами.

Помимо созыва собраний кредиторов, имеющие такой статус, обладают правом:

  • предлагать свои кандидатуры для назначения арбитражного управляющего;
  • инициировать процедуру банкротства;
  • выбирать следующую за наблюдением стадию в процедуре несостоятельности;
  • оспаривать сделки;
  • ходатайствовать о применении в отношении должника специальных мер, призванных обеспечить исполнение обязательств несостоятельного субъекта;
  • обжаловать решение арбитражного суда.

При назначении арбитражного управляющего конкурсные кредиторы, могут предложить саморегулируемую организацию, из участников которой будет выбран временный управляющий. Также они могут предложить определенного кандидата, не входящего в состав саморегулируемой организации.

Конкурсные кредиторы имеют право отстранить выбранного судом управляющего. Это возможно, если будет доказана ангажированность арбитражного управляющего при исполнении им своих должностных обязанностей в пользу должника.

После стадии наблюдения такой заимодатель совместно с остальными конкурсными кредиторами на собрании может выбрать следующий этап, которым будет продолжаться процедура банкротства. К таким этапам относятся:

  • Финансовое оздоровление - это этап, во время которого определяется и приводится в исполнение план мероприятий по восстановлению платежеспособности физического лица или предприятия. Также на этом этапе происходит погашение задолженности по утвержденному графику выплат.
  • Внешнее управление. На этом этапе временного управляющего сменяет внешнее руководство, которое занимается восстановлением платежеспособности предприятия.
  • Конкурсное производство. На этом этапе должник уже признается банкротом. Назначается управляющий, который распродает активы несостоятельного лица для исполнения обязательств перед кредиторами.
  • Мировое соглашение может произойти на любой стадии, если достигнуты договоренности по исполнению долговых обязательств без необходимости объявления несостоятельного субъекта банкротом.

За арбитражным судом остается право не прислушаться к решению собрания и назначить следующий этап процедуры самостоятельно.

При определенных обстоятельствах конкурсный заимодатель имеет право признать сделки, осуществляемые должником, недействительными. Для этого требуется доказать, что проводимая сделка может нанести вред интересам кредитора. В законе о банкротстве среди сделок, которые признаются недействительными, выделяют подозрительные сделки и сделки, которые осуществлялись с предпочтением. При определении фиктивности рассматриваются такие характеристики, как:

  • период времени, когда было принято решение о заключении сделки;
  • стоимость имущества, которое является предметом сделки;
  • возмездный характер сделки.

По результатам подачи в судебные органы заявления о признании заемщика несостоятельным и введении в отношении него процедуры банкротства, судом может быть принято одно из следующих решений:

  • признание обоснованности требований заявителя и начало стадии наблюдения;
  • отказ от введения процедуры по причине необоснованности заявления;

Требования могут считаться обоснованными, если должник не исполняет свои долговые обязательства на протяжении не менее трех месяцев, причем величина долга должна превышать стоимость активов, которые принадлежат несостоятельному субъекту.

Также кредиторы со статусом конкурсный имеют право оспаривать решения по делу о банкротстве, вынесенные арбитражным судом. Широкий круг правомочий, закрепленный в законодательстве, позволяет им быть значимыми участниками судебного процесса.

Требования заимодателей

Требования конкурсных кредиторов исходят из денежного характера обязательств должника. Величина долга указывается в заявлении, которое направляется:

  • в арбитражный суд;
  • несостоятельному лицу;
  • гражданину, который был назначен временным управляющим.

Для подтверждения обоснованности к заявлению прикладываются судебные акты и другие необходимые документы, где приведены основания для исполнения обязательств.

Требования конкурсных заимодателей должны быть включены в реестр кредиторов, где изложены претензии остальных.

Внесение изменений в реестр

В реестре требований кредиторов содержится следующая информация:

  • Наименование и реквизиты заявителей;
  • Величина долга несостоятельного субъекта;
  • Очередность, согласно которой удовлетворяются предъявляемые требования.

Приоритет исполнения долговых обязательств определяется очередностью требований кредиторов. Они могут быть:

  • Внеочередными или текущими. К ним относят финансовые обязательства, которые возникли после начала процедуры банкротства, а также платежи, чьи сроки исполнения пришлись на период процедуры. Займодатели, имеющие статус внеочередных не участвуют в судебном деле, а их претензии не включается в соответствующий реестр. Их интересы имеют наибольший приоритет и защищаются вне рамок данного судебного производства.
  • Очередными. Такие претензии основываются на долговых обязательствах, возникших еще до инициации процедуры. Они вносятся в реестр и подлежат исполнению согласно присвоенному порядку очередности.

В законе о банкротстве различают три очереди требований кредиторов:

  • Первая очередь включает кредиторов, которым был причинен физический или моральный вред.
  • Вторая очередь включает выплату денежных средств в рамках трудовых и авторских договоров.
  • Третья очередь содержит порядок остальных выплат.

Третья очередь заимодателей состоит из трех подочередей. Первая подочередь включает долги, которые обеспечены активами должника. Вторая содержит требования по основной сумме долга с процентами, а третья - по уплате упущенной выгоды.

При рассмотрении заявлений, ходатайствующих о внесении изменений в реестр, арбитражный суд принимает решение допускать или не допускать заявителя в реестр, но не выносит решения по существу исполнения долговых обязательств. Решение арбитражного суда о внесении изменений содержит величину долга и очередность исполнения. В заявлении о внесении изменений необходимо отразить содержание претензий заявителя по исполнению условий договора, а также приложить к заявлению все необходимые документы, подтверждающие обоснованность претензий. После вступления судебного решения в силу оно не подлежит обжалованию.

Разница между обычными и конкурсными кредиторами

Определение конкурсных и других кредиторов приводятся в Федеральном законе №127.

Как уже упоминалось, конкурсными могут быть займодатели по фин. обязательствам.

Неконкурсными займодателями могут выступать лица, имеющие, помимо денежных, требования по исполнению обязательств, которые исходят из трудовых, налоговых и других правоотношений.

Отличия конкурсных кредиторов от кредиторов иных категорий сводятся к:

  • Правовому положению в конкурсном процессе. Только конкурсные кредиторы могут совершать активные действия в конкурсном процессе.
  • Типу долговых обязательств. Договор с конкурсными кредиторами предполагает компенсацию исключительно в денежном выражении. При этом в законе указаны категории займодателей, которые не могут получить статус конкурсных, несмотря на денежный характер обязательств, которые несет перед ними должник.
  • уполномоченные органы;
  • физических лиц, которым был причинен моральный или физический вред по вине несостоятельного лица;
  • авторов интеллектуальной деятельности, которым должник должен выплатить вознаграждение;
  • учредителей юридического лица, проходящего процедуру банкротства, перед которыми у предприятия остались незакрытые долги.

Заявление о признании должника банкротом.

Заявление конкурсного кредитора должно содержать следующие основные сведения:

  • Название арбитражного суда.
  • ФИО и адрес несостоятельного субъекта
  • Рег. данные, в том числе ИНН и данные государственной регистрации.
  • ФИО и адрес заявителя.
  • Размер требований.
  • Основания.
  • Данные претендентов на должность временного управляющего.
  • Иные сведения, необходимые для инициации процедуры банкротства.

Подписанное заявление передается в арбитражный суд.

Отношения между коммерческими предприятиями основываются на взаимной выгоде. Характер таких взаимодействий может быть любым. К примеру, одно предприятие выступает в роли поставщика мяса, а второе - производителем колбасных изделий. Однако независимо от специфики деятельности каждой компании во всех отношениях одна из них является кредитором, а другая - должником.

Сложности бизнеса

В предпринимательской сфере не всегда взаимодействие между субъектами осуществляется без проблем. Задолженность одного предприятия перед другим, если она носит краткосрочный характер и обуславливается необходимостью некоторого времени для проведения платежа, считается нормальной и не вызывает обычно беспокойства у партнеров. Но в ряде случаев предприятие не в состоянии погасить свои обязательства, в связи с чем объявляет себя банкротом. В этой ситуации контрагент может выступать как конкурсный кредитор должника. Рассмотрим далее особенности этого статуса.

Общие сведения

Конкурсные кредиторы - это экономические субъекты, перед которыми у компании есть непогашенные денежные обязательства. Юридический статус таких лиц определяется в ФЗ №217 "О Из определения, приведенного в законе, следует, что субъекты, перед которыми у предприятия есть обязательства, выраженные в натуральной форме, не могут выступать как конкурсные кредиторы. Это обстоятельство является ключевым отличительным признаком этих лиц. К примеру, между изготовителем колбасных изделий и компанией-поставщиком мяса был подписан договор на поставку 100 т свинины. В обмен на сырье производитель принял обязательство предоставить фирме 40 т готовой продукции. Если изготовитель нарушил условия соглашения, то поставщик в данном случае не может быть конкурсным кредитором.

Исключения

Стоит сказать, что не все субъекты, перед которыми у компании-банкрота есть денежные обязательства, могут выступать как конкурсные кредиторы. Это исключение предусматривается в ФЗ №127. В законе указано, что конкурсным кредитором не может быть гражданин, перед которым у предприятия есть задолженность, появившаяся в связи с причинением ущерба его здоровью и жизни или морального вреда, а также лица, наделенные юридической возможностью получать вознаграждение от использования банкротом продуктов интеллектуальной работы, и некоторые другие категории.

Обращение в суд

Законодательство устанавливает определенные права конкурсного кредитора. В качестве одного из основных выступает возможность обратиться в арбитраж. На практике именно заявление конкурсного кредитора выступает в качестве основания для признания субъекта банкротом. Лицу, которое обращается в суд, необходимо учитывать, что критерии несостоятельности четко установлены в ФЗ 127 (статья 3). В норме также сказано, что процедура банкротства в отношении юрлица может инициироваться, если оно не исполнило свои финансовые обязательства в трехмесячный срок с даты, установленной договором.

Собрание кредиторов в конкурсном производстве

Кроме возможности обратиться в суд законодательство предоставляет еще одну важнейшую гарантию для потерпевших. Зачастую у предприятия не одно, а несколько обязательств перед разными контрагентами. В случае признания его банкротом проводится собрание конкурсных кредиторов. Все лица, перед которыми у компании есть обязательства, могут участвовать в таком собрании. Они наделяются правом голоса при обсуждении наиболее актуальных вопросов, касающихся Их мнение учитывается в процессе принятия решений, связанных с организацией наблюдения, внешнего управления либо финансового оздоровления.

Важный момент

В ФЗ №127 предусматривается перечень вопросов, касающихся проведения процедуры банкротства, решения по которым принимаются исключительно в ходе общего собрания конкурсных кредиторов. К ним, в частности, относят утверждение плана осуществления определение который будет исполнять все юридически значимые действия в ходе признания несостоятельности субъекта, принятие компромиссного графика погашения обязательств и пр. Полный список вопросов, подлежащих рассмотрению собранием кредиторов, установлен в пункте 2 12 статьи указанного выше закона.

Преимущества

ФЗ №127 устанавливает ряд приоритетных прав для некоторых конкурсных кредиторов. Например, если предприятие выступает в качестве держателя непогашенного обязательства в крупном размере, то нормативный акт предоставляет ему возможность быть инициатором обсуждения несостоятельности контрагента. Эта компания может самостоятельно разработать повестку собрания, включив в нее вопросы, имеющие наибольшую актуальность. Данное положение действует в отношении субъектов, являющихся держателями 10% и более от общей величины непогашенных финансовых обязательств предприятия, к которому применяется процедура банкротства.

Финансовые претензии

Требования кредиторов при конкурсном производстве фиксируются и систематизируются арбитражным управляющим. Этот субъект ответственен за реализацию установленных законом обязательных процедур. В частности, он формирует реестр конкурсных кредиторов. Предъявляя свои финансовые претензии, предприятия должны представить документы, подтверждающие их наличие. Арбитражный управляющий, рассмотрев требование конкурсного кредитора, принимает решение о признании его легитимным (законным и обоснованным). При положительной оценке для внесения соответствующих записей специалист направит запрос в компанию на предоставление дополнительных сведений. Информация, в соответствии с 16 статьей (п. 7) ФЗ №127, должна быть указана в отношении всех кредиторов. К таким данным относят название юрлица, банковские реквизиты, адрес местонахождения. Если кредитором выступает гражданин, то указываются, соответственно, его Ф.И.О., адрес проживания, паспортные данные.

Дополнительно

После того как финансовые претензии будут внесены в реестр, конкурсный кредитор может запросить выписку из него. В ней будут присутствовать данные о составе и размере обязательств, подлежащих удовлетворению. Кроме этого, в выписке указывается очередность, в пределах которой финансовые претензии будут выполнены. Арбитражный управляющий обязан представить документ в пятидневный срок с даты получения соответствующего запроса.

Нюанс

Существует ряд специальных юридических возможностей, которыми наделяются конкурсные кредиторы. Это в первую очередь относится к предприятиям, объем легитимных финансовых претензий которых составляет не меньше 1% от общей суммы. Такие компании могут получить не только выписку. Они наделяются правом запросить и заверенную копию всего реестра.

Юридические последствия

Законодательство определяет ряд обстоятельств, возникающих в связи с началом конкурсного производства. В качестве правовых последствий выступают следующие факты:

  1. Срок реализации финансовых обязательств, возникших до начала процедуры, считается наступившим.
  2. Начисление неустоек, процентов и прочих санкций прекращается. Исключение составляют текущие платежи и ставки, предусмотренные законодательством.
  3. Информация о финансовом положении предприятия-банкрота перестает считаться конфиденциальной и относящейся к коммерческой тайне.
  4. Осуществление сделок, касающихся отчуждения имущества либо влекущих его передачу третьим лицам в эксплуатацию, допускается только по правилам конкурсного производства.
  5. Исполнение по всем ИЛ, подлежащим передаче ФССП арбитражному управляющему, прекращается.
  6. Все финансовые претензии по финансовым обязательствам, уплате налоговых и прочих сумм могут предъявляться только в рамках конкурсного производства. Исключение составляют текущие отчисления, требования о взыскании морального ущерба, о признании прав собственности или недействительности ничтожных сделок, об истребовании материальных ценностей из незаконного чужого владения.
  7. Ранее наложенный на имущество предприятия арест снимается, аннулируются иные ограничения, связанные с распоряжением материальными ценностями. Данная процедура осуществляется в соответствии с решением суда. Не допускается наложение нового ареста.
  8. Погашение обязательств компании-банкрота производится арбитражным управляющим в порядке и в случаях, определенных законодательством.


Очередность

Законодательство устанавливает определенный порядок для удовлетворения претензий, которые предъявляют конкурсные кредиторы. Это необходимо для реализации принципа законности и обоснованности, обеспечения защиты интересов участников процедуры. Вне очереди удовлетворяются претензии:

  1. Касающиеся судебных расходов, обусловленных началом судебного процесса по делу о несостоятельности, выплаты арбитражному управляющему его вознаграждения, оплата услуг лиц, привлеченных в качестве специалистов.
  2. По зарплатам субъектов, работающих по трудовым соглашениям.
  3. По коммунальным, эксплуатационным платежам, которые необходимы для ведения деятельности предприятия-банкрота.
  4. По прочим текущим отчислениям.

Следующими удовлетворяются требования:



Завершающий этап

После окончания расчетов с кредиторами управляющий формирует акт о результатах производства. Вместе с отчетом представляются:

  1. Документы, которыми подтверждается реализация имущества предприятия-банкрота.
  2. Реестр требований с указанием величины погашенных обязательств.
  3. Документы, удостоверяющие удовлетворение претензий.

После рассмотрения отчета и приложений арбитраж выносит определение об окончании производства. Этот акт выступает в качестве основания для внесения в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации предприятия-банкрота.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!