Все для предпринимателя. Информационный портал

На что направлены налоговые льготы. Налоговые привилегии для инвалидов


Вряд ли может вызвать сомнение утверждение, что налоговые льготы являются важным элементом любого налога или сбора, поэтому данный вопрос требует отдельного изучения. Однако отношение в экономической литературе к их наличию, а главное - к множественности и в ряде случаев к безадресности применения совершенно неоднозначное.

Негативное отношение к ним обусловливается тем, что льготы являются прямым вычетом из налоговых поступлений, причитающихся государству, т.е. по сути это недополученные бюджетом средства. Следовательно, льготы воспринимаются как «зло», масштаб и результат действия которого необходимо минимизировать. Не случайно западные экономисты определяют налоговую льготу именно как субсидирование государством путем установления отдельным категориям налогоплательщиков более благоприятных условий налогообложения. Следует заметить, что во многих странах, придерживающихся данной точки зрения, использование налоговых льгот возможно лишь в исключительных случаях, при этом должно быть обоснованно и установлено законом.

Сторонники льгот настаивают на их значимой симулирующей функции, объективно необходимой для создания благоприятных условий развитию отдельных видов экономической деятельности, а также их социальной функции, предназначенной для снижения налогового бремени социально не защищенных слоев населения. Соответственно льготы воспринимаются как необходимое «добро», в значительной мере исправляющее этические пороки существующего социального и экономического неравенства в обществе.

Российское законодательство, по нашему мнению, пытается исходить из сочетания обеих изложенных выше позиций. Компромисс в данном случае обеспечивается установлением незначительного количества налоговых преимуществ, которые в Налоговым кодексе прямо поименованы как льготы, и введением в него значительно большего объема различного рода преференций, которые юридически никак не связываются со льготами, хотя ими фактически являются.

Как законодатель охарактеризовал налоговую льготу? Согласно ст. 56 НК «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере».

Выделим законодательно установленные обязательные свойства (признаки) налоговых льгот.

Законность установления налоговых льгот . Налоговые льготы в соответствии со ст. 56 НК устанавливаются и отменяются: по федеральным налогам и сборам - Налоговым кодексом РФ, по региональным - законами субъектов РФ, по местным - нормативно- правовыми актами органов местного самоуправления.

Недопустимость индивидуального (персонифицированного) характера установления льгот. Данное положение раскрывается в ст. 56 НК: «Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера».

Недопустимость дискриминационного характера установления льгот . В соответствии со ст. 3 НК не допускается установление налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Добровольность применения льгот , т.е. возможность свободного выбора налогоплательщиком - применять или не применять установленную льготу. Однако данное положение сформулировано в ст. 56 НК не в форме согласия, а в форме отрицания (отказа): налогоплательщики вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Кодексом. Из такой формулировки следует, что налогоплательщику не нужно оповещать налоговый орган о своем согласии воспользоваться льготой, но необходимо определенным образом обозначить свой отказ, чтобы у него не возникала возможность предъявить в последующем требование о возврате (зачете) из бюджета переплаченных сумм налога в связи с неприменением льготы в отдельном налоговом периоде.

Крайне важным проявлением этого признака является отнесение льготы к правам, а не к обязанностям налогоплательщика. Согласно ст. 21 НК налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Данное положение очень важно. Сам факт наличия льготы в законе не приводит к автоматическому ее использованию налогоплательщиком: ему для этого необходимо наличие соответствующих оснований.

С другой стороны, это положение свидетельствует о том, что установленное право налогоплательщика не связано с получением какого-либо специального разрешения налогового органа. Если существует льгота и есть основания, тогда налогоплательщик вправе ею воспользоваться. Если же налоговый орган придерживается противоположного мнения, он вправе требовать от налогоплательщика в соответствии со ст. 31 НК пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Отсутствие срочности применения льготы . Налоговый кодекс не устанавливает сроков, в течение которых налогоплательщик имеет право воспользоваться льготой. В связи с этим может возникнуть вопрос: теряет ли в дальнейшем право налогоплательщик при неиспользовании льготы в предыдущие налоговые периоды, если он не оповещал налоговый орган о приостановке использования льготы? Кодекс не дает ответа на данный вопрос, но при этом все неустранимые противоречия налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика (ст. 3).

Следовательно, совершенно необоснованно говорить об утрате этого права, а необходимо рассматривать вопрос о том, что налогоплательщик не приостановил использование льготы и вправе возвратить переплаченную сумму налога. Следует заметить, что в налоговом законодательстве образца 1991 г. срочность применения льгот достаточно широко практиковалась, например освобождение от уплаты отдельных налогов на определенный срок для вновь создающихся малых предприятий. Однако современное законодательство целенаправленно уходит от практики установления срочности льгот.

Создание налоговых преимуществ через предоставление льгот . Данное свойство является одним из важнейших при определении сущности и состава льгот. На основании этого признака состав фактических льгот будет существенно шире их законодательно установленного состава. Рассмотрим данный аспект подробнее.

Большинством исследователей подчеркивается сложившийся двойственный подход к определению состава льгот. В узком их восприятии в соответствии с «буквой закона» к налоговым льготам относят только те, которые выделены в НК как отдельный элемент налогообложения. Льготы таким образом выделены лишь в ЕСН (ст. 239 НК), госпошлине (ст. 333 35 -333 39 НК), земельном налоге (ст. 395 НК), налогах на имущество организаций и физических лиц.

В расширенном их восприятии льготами считают установление законодательством любых налоговых преимуществ. В соответствии с таким подходом к льготам наряду с полными или частичными освобождениями от уплаты налога, имеющими легитимный статус льгот, следует относить пониженные, а в некоторых случаях и нулевые налоговые ставки, различные налоговые вычеты и необлагаемые минимумы, освобождение от обязанности налогоплательщика, отсрочку или рассрочку налогового платежа. Таким образом, с позиций расширенного понимания мы сознательно не привели еще один признак - придание льготам этого статуса законом.

По нашему мнению, такое расширенное понимание налоговых льгот более адекватно их фактическому проявлению, несмотря на то что не все из указанных ниже льгот имеют соответствующий статус. Такой подход более целесообразен также с позиций оценки потерь налоговых поступлений от их существования, так называемой цены льгот для государства. Узкое понимание льгот будет всегда приводить к существенному занижению такой цены, при этом не вызывая потребности в критическом анализе оценки эффективности их предоставления. Поэтому далее мы будем рассматривать льготы исходя именно из расширенного их понимания.

Классифицируем льготы по нескольким, с нашей точки зрения основным, классифицирующим признакам.

Заметим, что любая попытка классификации льгот в силу объективной неопределенности их состава обречена на некоторую критику. Используя расширенную трактовку льгот, следует ожидать возражений от оппонентов такого подхода, и наоборот. Но вместе с тем это отнюдь не праздное занятие, классификация льгот имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте классификация позволяет проводить анализ налоговой системы на предмет перегруженности льготами, осуществлять различные оценки по группам льгот в сопоставлении с динамикой социально-экономических показателей.

Классификация льгот по форме предоставления показывает значительное их разнообразие.

Льготные налоговые режимы - режимы, создающие более благоприятные условия налогообложения отдельным категориям налогоплательщиков, отвечающим установленным критериям, определенным видам экономической деятельности или отдельным территориальным образованиям. К ним следует относить специальные налоговые режимы, а также режимы свободных и особых экономических зон. Следует отметить безусловную целесообразность отнесения этих зон к льготам, несмотря на регулирование данного вопроса не налоговым, а иным законодательством.

По поводу спецрежимов, как ни странно, в научной литературе не сложилось единого мнения о том, являются ли они льготой. Думается, что снижение налоговой нагрузки на субъектов, использующих эти режимы, и добровольность использования позволяют в полной мере классифицировать их как льготы. Однако это относится не ко всем режимам - отсутствие признака добровольности, например, в системе ЕНВД не позволяется причислить эту систему к льготным режимам.

Установление определенных критериев является своеобразным барьером для ограничения возможности использования льготных режимов, повышения целевого характера их применения. Такие критерии могут формулироваться по отдельным параметрам или их совокупности. Чаще всего к этим параметрам относят легко отслеживаемые показатели, например численность работающих, размер выручки, долю целевой продукции в общем объеме производства.

Освобождения - льготы, выводящие полностью или частично из-под налогообложения определенные категории налогоплательщиков пли налогоплательщиков, отвечающих установленным критериям. Освобождения по категориям основываются на законодательном установлении определенных категорий лиц, в отношении которых могут применяться нормы полного или частичного их освобождения от обязанностей налогоплательщиков либо иные налоговые преференции. Примером может служить установление для инвалидов I-III групп освобождения от уплаты ЕСН с сумм выплат в размере 100 тыс. руб., для инвалидов I и II групп - 50% освобождения от уплаты госпошлины. При установлении таких адресных освобождений законодатель ориентируется на поддержку наименее трудоспособной части населения либо на стимулирование результативности наиболее выдающихся представителей отдельных профессий, определяющих имидж страны: спортсменов, деятелей культуры, науки.

При рассмотрении формы освобождения отдельных категорий налогоплательщиков следует выделить такую ее разновидность, как налоговый иммунитет. Данная форма имеет глубокие исторические корни, когда привилегированные слои населения (члены королевских семей, духовенство, дворянство) освобождались от налогообложения. В настоящее время превалирует иммунитет дипломатического характера, когда освобождения предоставляются в соответствии с условиями международных договоров и конвенций и иммунитет определяется исключительными национальными интересами. В частности, в ряде стран налоговым иммунитетом обладают музеи, театры, благотворительные фонды, академии наук.

Налоговые освобождения по критериям основываются на законодательном установлении определенных параметров, которым должен соответствовать налогоплательщик для возможности использования соответствующей льготы. Примером освобождения от обязанностей налогоплательщика по установленным критериям может служить НДС, где предусмотрена такая льгота в отношении любых лиц, если они отвечают требованиям непревышения за три предшествующих последовательных календарных месяца суммы выручки от реализации (без НДС) в совокупности 2 млн. руб.

Изъятия - это льготы, выводящие из-под налогообложения определенные части объекта налогообложения. Такие изъятия встречаются практически в любом налоге, однако не все из них можно охарактеризовать как льготы. Некоторые изъятия - исключения (освобождения) отдельных частей объекта налогообложения не являются льготами, поскольку обусловливаются определением сферы действия самого налога. Например, вряд ли можно признать льготой освобождение от НДС операций по организации тотализаторов и других основанных на риске игр организациями и индивидуальными предпринимателями игорного бизнеса (п. 3 ст. 149 НК), поскольку здесь речь идет не о создании преференций для этих лиц, а об избежании двойного налогообложения в связи с применением ими налога на игорный бизнес. В то же время освобождение от НДС операций по реализации жилых домов, жилых помещений, а также долей в них, без сомнения, является льготой, призванной стимулировать рынок жилья. Выделить из всего многообразия изъятия льготного характера порой не так просто, это требует профессионализма в первую очередь для правильного определения цели установления того или иного изъятия.

Вычеты - это льготы, позволяющие в определенных случаях уменьшать величину налоговой базы. Вычеты могут основываться на документально подтвержденных расходах, уменьшающих налоговую базу, но могут основываться и на установлении заранее известного размера, не требующего расходного подтверждения, в отношении определенных категорий налогоплательщиков. Вычеты могут быть также лимитированными, т.е. принимаемыми в установленных пределах, и нелимитированными, т.е. принимаемыми без ограничения.

Безусловно, не все вычеты из налоговой базы могут трактоваться как льготы. Так, профессиональные вычеты по НДФЛ вряд ли следует считать льготой, ведь они по своей сути отражают не что иное, как особый порядок отнесения на расходы определенной части доходов особых категорий налогоплательщиков. Частные нотариусы и другие категории получают доходы не как организации (тогда можно было бы обложить их налогом на прибыль), а как частные лица, но в результате предпринимательской деятельности, предполагающей наличие расходов. Отследить и регламентировать эти расходы порой достаточно проблематично, поэтому их просто нормируют в процентном соотношении от суммы доходов.

Скидки - это льготы, позволяющие в определенных законом случаях использовать пониженные или нулевые налоговые ставки.

Во-первых, такие понижения, а в некоторых случаях даже нулевые ставки устанавливаются для определенных категорий налогоплательщиков. Например, допускается частичное уменьшение ставки госпошлины, по налогам на имущество, на прибыль организаций в зависимости от категорий налогоплательщиков. Во-вторых, скидки устанавливаются по отдельным элементам (видам) объектов налогообложения, имеющих, как правило, социальную значимость. Например, пониженная 10%-ная ставка по НДС применяется в отношении реализации товаров первой необходимости, нулевые ставки сборов за объекты животного мира и водных биоресурсов устанавливаются в случаях использования этих объектов в социальных целях: охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека и др.

Вместе с тем следует отметить, что не во всех случаях скидка является льготой. Характерным примером сочетания скидок льготного и нельготного характера являются случаи применения нулевой ставки по НДС. Так, если реализация товаров (работ, услуг) для официального пользования дипломатическими представительствами, а также для личного пользования их персонала, включая поживающих вместе с ними членами семей, безусловно, является льготой, то применение нулевой ставки к реализации товаров на экспорт льготой не назовешь: экспортируемые товары принято в мировой практике «очищать» от НДС страны-производителя, чтобы затем обложить ее налогами по нормам и правилам страны потребления.

И наконец, последняя группа - льготы, позволяющие в установленном законом порядке получать преимущества по изменению сроков уплаты налога. Здесь выделяют несколько форм: отсрочку, рассрочку, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы.

Под отсрочкой следует понимать перенос компетентными органами срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований с последующим единовременным погашением налогоплательщиком суммы задолженности. Под рассрочкой понимают перенос компетентными органами срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований с поэтапным погашением, т.е. разбиение суммы налога на определенные части с установлением сроков уплаты этих частей.

Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований. Эта форма очень схожа с отсрочкой, но в отличие от отсрочки, оформляемой в форме решения компетентного органа, предусматривает договорную основу с налогоплательщиком, возможными сроками переноса, особый порядок погашения суммы задолженности и в необходимых случаях процентов, иную - более повышенную - процентную ставку, а также различие круга оснований, по которым возникает возмездный характер кредита. С 1 января 2007 г. налоговый кредит в нашей стране не предоставляется.

Инвестиционный налоговый кредит - изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований, предоставляющее возможность налогоплательщику в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Данная форма схожа с рассрочкой, но отличается от нее договорной основой с налогоплательщиком, более растянутыми сроками переноса платежей, исключительно возмездным характером кредита, более повышенными процентами.

В зависимости от оснований предоставления отсрочка, рассрочка и налоговый кредит могут быть беспроцентными, а могут предусматривать начисление процентов исходя из долевого соотношения от ставки рефинансирования ЦБ РФ. В инвестиционном налоговом кредите всегда начисляются проценты по ставке не менее одной второй и не более трех четвертых ставки рефинансирования. В случаях возмездного характера возникает закономерный вопрос: являются ли эти формы изменения сроков уплаты налога льготами? Без сомнения, они являются льготами, конечно же при условии, что процентные ставки за пользование различными формами изменения сроков уплаты ниже рыночных, т.е. у налогоплательщика возникает определенное преимущество.

Налоговые каникулы - льгота, предусматривающая полное освобождение от уплаты налога на определенный законом срок. Налоговым законодательством в настоящее время эта форма не предусматривается, поэтому подробно мы ее рассматривать не будем.

Данная классификация льгот - по форме предоставления - представляется нам основной.

Классификация в зависимости от привязки к элементам налогообложения во многом дублирует ее. Здесь следует выделить льготы, не имеющие привязки, - это исключительно льготные налоговые режимы и имеющую такую привязку - все остальные рассмотренные выше льготы, нацеленные на создание определенных преимуществ при определении какого-либо элемента налогообложения.

Классификация льгот по принадлежности к уровню управления ими подразделяет все льготы на федеральные, региональные и местные, т.е. предоставляемые соответствующими уровнями. Данная классификация тесно коррелирует с аналогичной классификацией налогов, так как по федеральным, региональным и местным налогам предусматриваются права соответствующих уровней правления по установлению налоговых льгот, оснований и порядка их применения в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Однако эта корреляция не полная. Так, по федеральному налогу на прибыль организаций субъектам РФ предоставляется право понизить ставку, зачисляемую в их бюджеты, вплоть до четырех процентных пунктов. По федеральным специальным налоговым режимам также предусматриваются определенные права субъектов РФ по изменению отдельных их элементов, которые в определенных случаях могут рассматриваться как налоговые льготы. Данная классификация очень важна для оценки цены вводимых льгот для каждого уровня правления.

Классификация льгот по субъекту предоставления подразделяет их на льготы, предоставляемые исключительно хозяйствующим субъектам или физическим лицам либо всем без исключения. Она позволяет разграничить их в соответствии с природой дохода: во-первых, на льготы, предоставляемые юридическим и физическим лицам при получении ими предпринимательского дохода, и, во-вторых, на льготы, предоставляемые физическим лицам при получении ими трудового дохода. Это положение касается и разграничения льгот по природе имущества, владение которым осуществляется в предпринимательских либо в личных целях, а также по природе потребления, осуществляемого в предпринимательских либо в личных целях.

В соответствии с таким разграничением данная классификация льгот имеет совершенно другое целевое предназначение. Она крайне важна для оценки и сопоставления льгот (потерь государственного бюджета), характеризующихся экономической направленностью, т.е. призванных стимулировать определенные формы и виды предпринимательской деятельности, и льгот, имеющих социальную направленность, т.е. призванных уменьшить социальный дискомфорт малообеспеченных и наименее трудоспособных категорий граждан.

Налоговые преференции и льготы являются неотъемлемой частью современной экономики. Первоначально этот механизм задумывался для активизации ценных отраслей страны. Сейчас часто используется для поддержки стратегических предприятий.

Общая информация

Чтобы успешно развивалась экономика страны, необходимо обеспечить формирование эффективной и адекватной системы налогообложения. Для этого нужно позаботиться о множестве различных составляющих. И налоговые преференции - это неотъемлемая часть подобной системы. Что они собой представляют?

Налоговые преференции - это механизм снижения нагрузки на деятельность юридических и физических лиц. Тут необходимо отметить один важный аспект. Для многих людей льготы и налоговые преференции - это одно и то же. На самом деле это не так. В чем же разница? Когда вводится льгота, то она всегда подвергается контролю и администрированию, которые выполняют налоговые органы. Они всегда должны быть декларированы в отчетности, тогда как преференции документального отображения не имеют.

Для чего необходимы преференции?

Что это такое, в общем уже было рассмотрено. Сейчас давайте поговорим об их практической пользе. Посредством преференций и льгот государство может влиять на процессы, что идут в экономике. Они могут иметь как стимулирующую, так и угнетающую направленность. К примеру, есть льготы и преференции для модернизации, уменьшения экологически вредных выбросов, для развития инвестиционной и инновационной деятельности как во всей экономике, так и в отдельных отраслях. Их направляют также и на решение политических и социальных проблем в обществе.

В чем суть преференции?

Их необходимо рассматривать в качестве возможностей для налогоплательщика уменьшить свою налоговую базу или же сумму денег, которые платятся государству. К примеру, в ряде случаев на экспортные операции начисляется налог в 0% на добавленную стоимость. Для полного понимания не лишним будет ознакомиться со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации. Там имеется любопытное утверждение о том, что 0% - это обязательная практика. Налогоплательщик не имеет право выбирать, использует он этот инструмент или нет. 0% будет без исключения. Эта ситуация и рассматривается как преференция. Можно дополнительно привести слова А.С. Баландина. Он сформулировал, что налоговые преференции - это предоставление преимуществ от государства отдельным категориям налогоплательщиков, что выражается в виде уменьшения сумм платежей, которые носят обязательный характер. Причем это предполагает определённые поступки со стороны юридических и физических лиц. В рассмотренном выше примере это захват иностранных рынков.

В чем суть налоговой льготы?

Итак, мы рассмотрели такой инструмент стимулирования, как преференции, что это такое, где их используют. Теперь давайте поговорим о второй теме статьи. Их можно рассмотреть с двух позиций:

  1. Как инструмент политики государства.
  2. Как элемент налогообложения.

Понятие «льгота» в законодательстве описывается в первой статье Налогового кодекса РФ. Там указывается, что они предоставляются отдельным категориям физических и юридических лиц, которые имеют право на них согласно закону. Выражается она в уменьшении суммы обязательного платежа (или его обнулении), что необходимо совершить в пользу государства. Налоговую льготу следует рассматривать как инструмент, регулирующий фискальную функцию. Следует отметить и тот факт, что в НК РФ определение с правовой точки зрения сформулировано не совсем четко. Из-за этого есть небольшое раздолье для толкования понятия и, возможно, для злоупотреблений. Она рассматривается и в немного другом ключе. Так, можно привести слова упомянутого ранее Барулина С.В. о том, что налоговые льготы - это совокупность прав, обязанностей и способов (полных или частичных) уменьшения обязательств физических и юридических лиц перед государством, которое устанавливается законодательством в виде освобождения, скидок и кредитов с целью регулирования экономики и/или решения общественных задач.

Законодательство для преференций

Полностью приводить всю нормативную документацию не имеет смысла. Но дать краткое пояснение и указать, где оптимизация налоговых льгот и иных преференций оговорена на законодательном уровне, будет не лишним. Кто заинтересуется, сможет ознакомиться с первичными документами, принятыми Государственной Думой. Внимание будет уделено налогам на добавочную стоимость, доходы физических лиц и прибыль организаций.

В первом случае преференции, согласно пп. 9 п. 2 статьи 146 НК РФ, имеют российские организаторы Олимпийских и Паралимпийских игр. Следует отметить, что современная налоговая система предусматривает около 200 различных льгот и преференций. Из-за такого большого объемы будут приведены не все они, а только наиболее значимые. В случае с доходами физических лиц не облагаются призы, полученные спортсменами во время участия в Олимпийских и Паралимпийских игр. Это оговорено в п. 20 статьи 217 НК РФ. В случае с налогом на прибыль организации здесь преференции имеют те же, кто и в первом пункте. То есть российские компании, занятые в Олимпийских и Паралимпийских играх. Такое положение оговорено, правда, немного другой частью законодательства, а именно - пп. 36 п. 1 статьи 251 НК РФ. Вот такие виды налоговых преференций сейчас существуют. Согласитесь, возникает впечатление довольно сильной ограниченности.

Законодательство для налоговых льгот

Поэтому в рамках статьи и рассматривается две темы, которые тесно переплетены. Ведь для многих налоговые преференции для малого бизнеса и льготы - это одно и то же. Что, как мы сейчас рассмотрим, не совсем так. Рассмотрение будет вестись по тем же категориям, что и раньше.

Согласно пп. 1-2 п. 3 статьи 149 НК РФ, от налога на добавленную стоимость освобождены товары, которые производятся и реализуются общественными организациями инвалидов, и товары религиозного назначения (в том числе и литература). Конечно, это не единственные случаи послабления. Но давайте пока поговорим о социальной составляющей, коммерческая будет далее. От налогов на доходы физических лиц, согласно пункту 20 статьи 217 НК РФ, освобождены суммы, уплаченные религиозными организациями, а также ОО, что занимаются обслуживанием инвалидов и их медицинским лечением. В первом случае есть определённые сомнения относительно целесообразности в подобном решении.

Налог на прибыль организаций не берётся с религиозных общин (какая неожиданность) в случае получения ними сумм за совершение обрядов. Также есть послабления при оплате труда инвалидов.

Коммерческие налоговые льготы

Если говорить о том, что широко распространено, то здесь можно выделить два важных направления:

  1. Упрощенные системы налогообложения. В данном случае подразумеваются индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, у которых величина оборота за год не превышает определённую сумму. С их доходов при этом снимается более низкая налоговая ставка (довольно распространенное явление, когда они вообще платят только что-то вроде единого взноса).
  2. Работа в различных технологических парках и прочих подобных организационных структурах. В данном случае предусматривается льготный налоговый режим, когда размер ставок (пускай и не всегда существенно) понижается, а также определённые бюрократические облегчения.

Особенности преференций

Рассмотренные ранее примеры нельзя воспринимать как полноценное описание предмета статьи. Давайте рассмотрим инвестиционные налоговые преференции. По сути, это льгота, которая предоставляет освобождение от уплаты подоходного налога. Но как возможно такое совмещение? Дело в том, что, несмотря на статус «налоговые преференции», примеры из жизни говорят о том, что для их получения необходимо собрать папочку бумажек. Благо, в этом направлении идёт постепенное смещение. Так, к примеру, до первого января 2009 года, чтобы получить послабление, необходимо было заключить контракт с Комитетом по инвестициям. Также сейчас широко распространёнными являются целевые преференции. Они вводятся для поддержания определённого направления (например, рассмотренные выше спортивные организации).

Кому не положены преференции?

Есть список юридических лиц, которые, при соответствии определённым условиям, не могут претендовать на послабления. Это:

  1. Налогоплательщики, действующие на территории специальной экономической зоны. Почему? Дело в том, что у них и так уже есть территориальные преференции.
  2. Налогоплательщики, производящие и/или реализующие подакцизные товары. К таковым относятся все виды алкогольной продукции и табачных изделий.
  3. Налогоплательщики, работающие по специальному налоговому режиму (упрощенная система), производители сельскохозяйственной продукции и сельских потребительских кооперативов.

Заключение

Тема довольно интересная и явно выходит за рамки статьи. Можно ещё было бы рассказать и про функциональные преференции, которые предоставляются тем, кто выполняет определённую работу и задачи. Не лишним будет упомянуть и освобождение от плановых проверок, которое действует с 2016 по 2018 год. Ведь это пускай и не прямая, а всего косвенная преференция, но она позволяет минимизировать бюрократию со стороны государства.

Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Можно сказать, что налоговые льготы – это система скидок при налогообложении, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для стимулирования развития бизнеса или уменьшения налоговой нагрузки.

Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юридические лица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него. При этом следует иметь в виду, что налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указаний действующего законодательства, а не согласно решениям налоговых органов.

Формы налоговых льгот

Предоставляться такие преимущества могут в различных формах. Например:

    налоговые вычеты;

    пониженные ставки налогов. Например, по основным продовольственным, детским и медицинским товарам применяется льготная ставка НДС 10%;

    освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС;

    уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей – плательщики транспортного налога могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму платежей, уплаченных в систему Платон;

    иные формы.

Классификация налоговых льгот согласно НК РФ

НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но можно сказать, что предоставление налоговых льгот заключается в:

Налоговые освобождения

Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:

    налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;

    налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;

    полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).

    изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);

    пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:

    налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ;

    необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.

Налоговые кредиты

Инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.

Кто может использовать налоговые льготы

Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты РФ.

Запрет на индивидуальный характер налоговых льгот

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. То есть льгота по налогам и сборам не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Это должна быть определенная категория плательщиков, которые соответствуют установленным критериям (пункт 1 статьи 56 НК РФ).

Можно ли не использовать льготы по налогам и сборам

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть использование льготы по налогам и сборам не является обязательным к применению для налогоплательщиков.

Налоговые льготы: подробности для бухгалтера

  • Соотношение понятий «налоговая льгота» и «дифференцированная налоговая ставка» в налоговом законодательстве РФ и порядок их применения

    Нередкими стали вопросы соотношения понятий «налоговая льгота» и «дифференцированная ставка», ... налогоплательщика и правомерность применения налоговой льготы может быть проверена налоговым... налогоплательщика и правомерность применения налоговой льготы может быть проверена налоговым... истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой льготы. Помимо этого, налогоплательщикам следует... базы, тогда как функция налоговой льготы – предоставление отдельным категориям налогоплательщиков...

  • Нюансы применения налоговой льготы по движимому имуществу

    Высокоэффективного оборудования, могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения этого... законодательство. Поскольку полномочия по установлению налоговой льготы или пониженных налоговых ставок в... 2017 № 103-ОЗ 0 % Данная налоговая льгота действует в отношении государственных органов... не будут установлены иные дополнительные налоговые льготы в отношении движимого имущества, то... РФ регионы могут вводить дополнительные налоговые льготы, в частности в отношении движимого...

  • Налоговые льготы и необоснованная налоговая выгода путем создания фиктивного документооборота

    Закрепили сложившуюся практику относительно применения налоговых льгот. Статья обозначает пределы осуществления прав... , закрепили сложившуюся практику относительно применения налоговых льгот. Статья обозначает пределы осуществления прав...

  • Налоговые льготы для НКО, порядок подтверждения (1 часть)

    Государством в виде предоставления определенных налоговых льгот. Специфика деятельности НКО может... государством в виде предоставления определенных налоговых льгот. Налоговое законодательство предусматривает существенные... Формы религиозных объединений Порядок подтверждения налоговых льгот В каком порядке подтверждается НКО... указанной нормы необходимо использовать понятие «налоговая льгота» в смысле, определенном п. ... (результатов работ или услуг). Налоговые льготы для юридических и физических лиц...

  • Налоговые льготы для НКО, порядок подтверждения (2 часть)

    Государством в виде предоставления определенных налоговых льгот. Начало Социальная направленность НКО... государством в виде предоставления определенных налоговых льгот. Налоговое законодательство предусматривает существенные... законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их... Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их... численности членов. При этом налоговые льготы не предоставляются общественным организациям инвалидов...

  • «Без передачи третьим лицам» – неоднозначное условие применения льготы, предусмотренной в пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ

    П и др.). Прекращение действия налоговой льготы, обусловленное использованием в правомерной деятельности...

  • Как не платить налоги при продаже бизнеса с 5-летней историей?

    Значения. До 2019 г. такой налоговой льготой могли воспользоваться только те физические... на все акции. Под действие налоговой льготы подпадают: акции любых непубличных акционерных... отчуждения доли/ акций будут действовать налоговые льготы. Налоговые льготы распространяются на ситуации: купли-продажи... прочих условий, конечно). Однако, важно! Налоговые льготы не применяются при ликвидации организации... продаже бизнеса. Кроме того, рассмотренные налоговые льготы могут быть полезны не только...

  • Получение ИП льготы по налогу на имущество

    Налогоплательщика с просьбой о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право последнего... все-таки называют соответствующее освобождение налоговой льготой. И в связи с этим...

  • Что такое льгота по НДС: конец ли спорам?

    Споры о том, что такое налоговая льгота, чаще всего велись в увязке... проверки документы, подтверждающие право на налоговые льготы (п. 6 ст. 88 ... принимать во внимание определение понятия «налоговая льгота», данное в п. 1 ст... по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы. Так, например, пп. 5 п... . 2 названной статьи устанавливается налоговая льгота в отношении столовых образовательных и... широкий общеэкономический подход к пониманию налоговой льготы как любого облегчения налогового бремени...

  • Обновленная отчетность по земельному налогу

    Части указан код налоговой льготы 3022300** Код налоговой льготы определяется в соответствии... количество полных месяцев использования налогоплательщиком налоговой льготы**** 170 Указывается коэффициент Кл, ... части указан код налоговой льготы 3022400** Код налоговой льготы определяется в соответствии... части указан код налоговой льготы 3022200** Код налоговой льготы определяется в соответствии... первой части приведен код налоговой льготы 3022500** Код налоговой льготы определяется в соответствии...

  • Крым. СЭЗ. Налог на имущество

    ... ;В. Алексеева «Крым и Севастополь: налоговые льготы для участников СЭЗ», № 4 ... объеме налогов; об объеме используемых налоговых льгот; о количестве созданных рабочих мест... операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном...

    Продажа бизнеса с 5-летней историей: в каких случаях не возникает налогообложение

    РФ). Рассмотрим порядок применения указанных налоговых льгот более подробно: Первое, на что... на все акции Под действие налоговой льготы подпадают: акции любых непубличных акционерных... отчуждения доли/ акций будут действовать налоговые льготы Налоговые льготы распространяются на ситуации: купли-продажи... прочих условий, конечно). Однако важно! налоговые льготы не применяются при ликвидации общества... вариант поведения. Кроме того, рассмотренные налоговые льготы могут быть полезны не только...

  • В обход казны: как инвестору сэкономить на налогах

    Основным финансовым инструментам, и какими налоговыми льготами и вычетами он может воспользоваться... бумаг российское законодательство предусматривает ряд налоговых льгот. Правила предоставления инвестиционных налоговых вычетов... брокерский счет, по которому предоставляются налоговые льготы при уплате НДФЛ. Этот инструмент... паи другого ПИФа с сохранением налоговых льгот, уточняет Дмитрий Леснов. «Обмен... гарантируется государством», - говорит он. Применение налоговых льгот может менять доходность и по...

Все граждане и ООО обязаны исчислять и уплачивать налоги. Но кроме наличия такого обязательства вы вправе также на получение льгот по отдельным видам налогов. Кому именно они положены, что собой представляют?

Сущность налогообложения

Под налогообложением понимают совокупность законов, правил, что используются при сборе налоговых платежей. Это процесс удержания налоговых сумм, установление вида налога, объекта размера ставки, носителя, правил уплаты.

Сущностью налога является его изъятие государственными структурами. Есть такие признаки и принципы налога:

  1. Их установление осуществляется исключительно властями страны. Налоги должны законодательно оформляться.
  2. Федеральным органом, местными и региональными властями издается нормативная документация относительно обложения налогами. Такие нормы не допускается нарушать или корректировать ().
  3. Могут издаваться приказы, которые являются рекомендацией, применяются исключительно в том случае, если соблюдены нормы закона.
  4. Налоговые сборы уплачиваются без возникновения встречных обязательств со стороны государства. То есть, это индивидуальные безвозмездные платежи.
  5. Налоги изымаются независимо от того, согласен ли на это налогоплательщик.
  6. Налог не является санкцией или наказанием.

Есть четыре функции:

Элементом налога считают:

  • субъекты обложения налогом ();
  • носителя налога (лица, что производит платежи);
  • объекты обложения налогами ();
  • единицы обложения налогом;
  • налоговую базу ();
  • ставки;
  • налоговые периоды и сроки перечисления;
  • правила и способы уплаты налоговых сумм.

Основные определения

Налоговые льготы являются элементом налогообложения обязательного характера ().

Подразумеваются установленные властями преимущества перед другими лицами, в том числе и возможности не платить налог или уменьшить его размер.

Налоговая льгота может предоставляться определенной категории граждан, которые являются плательщиками налога. Она является элементом налоговой политики и преследует экономическую и социальную цель.

Классификация удержаний

Как юридические, так и физические лица должны платить налоги, установленные государственными структурами. Но вид платежа и его размер определяется в каждом конкретном случае индивидуально с соблюдением законодательных положений.

С юридических лиц (предприятий)

Компании обязаны исчислять и уплачивать такие налоги федерального характера:

  1. (за своих работников).
  2. Налоги за использование объектов животного мира, биологических ресурсов.
  3. Страховые взносы во внебюджетные фонды.

На региональном уровне предприятие должно уплачивать:

  1. компании.
  2. Налог при ведении игорного бизнеса.

К местным налогам, которые устанавливаются местными структурами правительства, относят .

С индивидуальных предпринимателей (ИП)

Предприниматели (как физические лица) обязаны производить оплату таких налоговых сборов:

  1. НДФЛ, если ИП имеет прибыль, получение которой не связано с ведением бизнеса.
  2. Налог на транспорт.
  3. По налогу на прибыль организаций.
  4. На имущество.
  5. Земельные налоги.
  6. Платежи по водному налогу.

Кроме того, ИП должен перечислять:

  1. НДФЛ за своих работников.
  2. Налог при ведении деятельности при . Это единый платеж, которым заменяется несколько налогов – на доход физлиц, прибыль, имущество.
  3. Налог при .

Предпринимателю нужно также исчислять:

  • акцизы;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • сборы за использование биологических ресурсов;
  • налог при ведении бизнеса в игровой сфере.

С населения

Граждане должны платить:

  • налог на доход физического лица;
  • на имущество физлица;
  • на имущественные объекты, что получены наследниками или приняты в дар;
  • страховые взносы.

Действующая нормативная база

Отдельные нормы прописаны в (ст. 17, часть 1 ст. 19, часть 3 ст. 55).

Следует обратить внимание и на . Относительно правил использования отдельных льгот по налогам информация приведена в Налоговом кодексе.

Налоговая льгота может устанавливаться только налоговым законом. Иные неналоговые законы не будут иметь юридическую силу и не станут применяться.

Виды налоговых льгот

Лицо может:

  • освобождаться от уплаты налогов (уменьшается ставка налога или окладная сумма);
  • уменьшить налоговую ставку;
  • уменьшить налоговый оклад;
  • получить отсрочку или рассрочку по уплате налоговых сумм.

Существует такая классификация налоговых льгот:

Налоговые льготы группируются с учетом того, на изменение каких элементов налогообложения он направляются. Это может быть привязка к:

  • базе налога;
  • плательщику налога;
  • объектам налогообложения;
  • ставкам;
  • срокам произведения перечислений.

Особые правила предоставления льгот предусмотрены при использовании специальных режимов налогообложения. Ведь в таких случаях налоговые льготы привязаны и к плательщику, и к базе налога, и к ставке.

По признакам принадлежности и субъектам предоставления льгота по налогам бывает таких форм:

  • та, что предоставляется физлицу;
  • предоставляется компании.

Есть льготы, которыми могут воспользоваться и предприятия и граждане. Есть же такие, которые доступны только одной категории граждан.

Порядок предоставления

В п. 2 ст. 56 НК говорится, что налоговая льгота – право, а не обязательство плательщика налога. То есть, налогоплательщики могут отказаться от получения льгот или приостановить их получение в течение определенного времени.

Налоговая льгота может устанавливаться в соответствии с нормами Налогового кодекса, международных соглашений России в вопросах налогообложения.

На получение налоговых льгот в общем порядке иностранные граждане не могут рассчитывать, так как это будет перечить п. 1 ст. 56 НК.

При применении льгот по налогу на имущество компании стоит опираться на нормы , . Льготы по налогу на землю рассмотрены в , а по налогу на имущество физлица – .

Кто устанавливает размер по региональным налогам?

Налоговое законодательство РФ позволяет устанавливать размер льгот в рамках региона. Имеет право устанавливать правила назначения и региональный орган госвласти, если иные правила не предусмотрены законодательством.

Пример расчета суммы

Приведем пример определения размера льгот при уплате НДФЛ. Гражданин получил зарплату на предприятии малого бизнеса, размер которой составил 10 тыс. рублей.

Сначала стоит определить ставку налога на основании общего годового дохода:

Это меньше установленных на момент проведения расчета 517 тыс. рублей. А значит, будет использоваться ставка 13%.

Эта сумма и будет облагаться налогом:

Итоговая сумма налога, которую должен заплатить сотрудник предприятия в бюджет.

Возникающие нюансы

Есть ряд вопросов, которые возникают у граждан. Ответим на те из них, в отношении которых возникает больше всего трудностей.

Могут ли получить инвесторы?

С начала 2014 года инвесторы также могут получать налоговые льготы (если имеет место долгосрочное инвестирование). Такие права утверждались правительством еще в 2013 году. Есть 2 варианта.

Вариант 1

Покупая ценные бумаги российского эмитента, если срок владения не будет составлять меньше 3 лет, возможно предоставление льготы по налогам.

Если инвестор владеет ценными бумагами дольше 3 лет, он освобождается от перечисления НДФЛ. Разрешено использование вычета на сумму 3 млн. За 3 года суму будет утроено (она составит 9 млн.).

Размер подоходного – 1,17 млн. (13%). Крупным инвесторам, которые оперируют суммой от 100 млн., налоговая льгота не будет привлекательна.

Консерваторам же, которые покупают облигации, налоговые льготы позволят сравнивать доходность банковских депозитов с инвестированием в более надежный инструмент фондового рынка.

Вариант 2

С начала 2015 года открыть специальный брокерский инвестиционный счет, в котором предусмотрено применение налоговых льгот.

Есть такие виды счетов:

  1. Что открывается единожды в году, и на который разрешается инвестировать до 400 тыс. рублей. При этом есть возможность сразу получить вычет в размере 13% (52 тыс.). Закрытие такого счета осуществляется не ранее чем спустя 3 года. Вычет предоставляется ежегодно. Налог уплачивается после того, как счет будет закрыто.
  2. Вся прибыли за 3 года будет освобождена от обложения налогом, но только ООО первые три года должно будет подождать.

Как быть при покупке автомобиля

Льгот для отдельных граждан при на данный момент нет.

Единственное исключение – покупка специально обустроенного для инвалида авто, если имеется разрешение на вождение по состоянию здоровья. Такие машины не облагаются налогами (ст. 358 НК).

Уплата транспортного налога производиться не будет. Автомобилист же становится владельцем такого ТС, а значит, не может рассчитывать на безвозмездную замену машины каждые 7 лет, как раньше.

Для остальных физических лиц льготы не установлены вовсе. Но есть такое понятие, как «инновационная» льгота. Ее суть такова – государством берется существенная часть процентных ставок – треть или две трети.

В прошлом году цифра составляла 8,25%, и участие государства в автокредитах составляло 5,5%. Предельная цена по такой программе – 750 000. Но на получение такой суммы мало кто может рассчитывать.

Возможности для сельхозпроизводителей

Не облагаются транспортным налогом (п. 2 ст. 358 Налогового кодекса):

  • трактор;
  • самоходный комбайн любой марки;
  • специальная машина, что была зарегистрирована на сельхозпроизводителя, если она используется при производстве сельскохозяйственного товара.

Не считается объектом налогообложения по налогу на имущество объект, что принят с начала 2013 года на учет как ОС ().

Земельные участки, что относятся к земле сельхозназначения, или используются при производстве сельскохозяйственного товара, облагаются налогом по пониженной ставке.

Такая ставка устанавливается властями территориального округа. Как правило, это 0,3%. Правительственные структуры в регионе устанавливают налоговые ставки, но при этом придерживаются федерального законодательства.

В указано, что относительно продовольственного товара используют пониженную ставку НДС (10%). Но понижение налоговых ставок не означает, что будут снижены цены на продукцию.

В системе налогового планирования в соответствии с может быть установлена ставка по деятельности, что связана с продажей произведенного товара, в размере 0%.

Сельхозпроизводители, которые не перешли на специальный налоговый режим для сельскохозяйственных компаний, ставка налога на прибыли составит 0%.

Что есть для безработных?

Основные льготы безработных граждан, которые помогут в первое время после увольнения – это пособие по безработице. Права на такие льготы возникают в том случае, если лицо не имеет иной прибыли.

Может также выдаваться помощь материального характера, которая назначается после произведения всех выплат при , если лицо не найдет работу.

  • Что такое налоговые льготы.
  • Как применять льготы в налоговом планировании.
  • Как классифицируются налоговые льготы.
  • Что такое налоговые каникулы.
  • Какие льготы положены предприятиям, использующим труд инвалидов.

Правительства стран применяют различные виды налогов прежде всего для контроля социально-экономических отношений. Кроме того, благодаря скидкам на налогообложение быстрее и эффективнее развиваются всевозможные производственные отрасли.

Сущность налоговых льгот, их цель и значение для предприятий

Налоговые скидки, которые предоставляют правительственные агентства, призваны помочь в формировании рабочих мест, диверсификации экономики и повышении налоговой базы.

Налоговые льготы применяются в виде системы скидок на налогообложение, предоставляемых физическим и юридическим лицам. Основная задача налоговых льгот - стимулирование развития бизнеса или уменьшение налоговой нагрузки для тех, кому это действительно нужно. Налоговые льготы - важнейший элемент государственной политики, которую власти ведут для достижения благоприятных результатов в экономике и социальной сфере.

Из-за льгот для индивидуальных предпринимателей, небольших фирм и компаний, работающих в малом бизнесе, в бюджет поступает меньше взносов. Но при этом скидки на налогообложение решают иные вопросы государственного значения:

  • разные виды налоговых льгот способствуют обеспечению самозанятости и последующих пенсионных гарантий бизнесменов без наемных работников (фрилансеров, ремесленников, лиц, которые оказывают всевозможные услуги);
  • благодаря скидкам на налогообложение образуются новые рабочие места, а государство избавляется от необходимости содержать безработных;
  • налоговые скидки снижают социальную напряженность в обществе, поскольку благосостояние населения растет;
  • за счет налоговых скидок развиваются новые виды деятельности и формируются небольшие инновационные производства, которые, несмотря на прогнозы, могут не принести значительного дохода, но и не требуют крупных денежных вливаний.

В данный момент в РФ численность трудоспособного населения, нигде официально не работающего и не стоящего на налоговом учете в качестве ИП, составляет свыше 20 млн. В интересах государства сегодня по максимуму вывести данную группу граждан из тени, чтобы она взяла на себя хотя бы вопросы самообеспечения. Для достижения этой цели нужно сделать так, чтобы ведение легального малого бизнеса стало простым, выгодным и удобным. То есть требуется:

  • максимальное уменьшение налогового бремени для данной группы населения;
  • снижение административных барьеров для госрегистрации субъектов малого бизнеса;
  • упрощение отчетности малого бизнеса перед госорганами;
  • смягчение административного и налогового контроля и уменьшение размера штрафных санкций за нарушение законодательных норм;
  • предоставление предпринимателям, работающим в сфере малого бизнеса, особых условий для получения заказов на выпуск продукции и оказание услуг, в частности в рамках государственных закупок.

Разные виды налоговых льгот получают крупные бизнесмены или частные предприниматели. Скидки на налогообложение - это их преимущество перед другими налогоплательщиками, осуществляющими данные платежи по общим правилам. При этом отдельные физические лица не получают налоговые льготы. На скидки при налогообложении может претендовать лишь группа граждан, соответствующая установленным законом характеристикам.

Всевозможные виды налоговых льгот способствуют снижению объема налогов, уплачиваемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, отсрочке обязательного платежа или предоставлению на него рассрочки. Ознакомиться с общепринятой терминологией и основными видами налоговых льгот можно в Налоговом кодексе РФ. Особые налоговые льготы (понятие, признаки, виды) прописаны в региональных и местных законах и подзаконных актах.

  • 5 законных способов обналичить деньги и не попасть в черный список ЦБ

Порядок и виды налоговых льгот: краткая классификация

На основании Налогового кодекса РФ льготы могут быть предоставлены налогоплательщикам различных категорий. Условно все налоговые скидки можно распределить на следующие группы:

1. Льготы, которые предоставляются на следующие налоги:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Эта классификация приведена в п. 3 ст. 65 Налогового кодекса РФ.

2. Льготы, предоставляемые властями разных уровней:

  • федеральными;
  • региональными;
  • местными.

Все эти классификации действуют в совокупности: льготы по федеральным налогам предоставляются федеральными властями, по региональным - региональными, по местным - местными.

Здесь также оценивают, есть ли основания для предоставления скидки на налогообложение и в каком порядке будут использоваться уступки согласно Налоговому кодексу РФ. Но есть и исключения - так, например, ставку федерального налога на прибыль могут снизить региональные власти.

  • физическим лицам;
  • юридическим лицам.

При определении цели использования льготы требуется установление не только объекта ее получения, но и лица, которое в реальности получит преимущества, - бенефициара.

4. Льготы, зависящие непосредственно от получателя выгоды. Им может быть:

  • сам налогоплательщик (по прямым налогам);
  • лицо, покупающее товар налогоплательщика (по косвенным налогам - применяются к продукции с эластичным ценовым спросом);
  • лицо, предоставляющее налогоплательщику ресурсы (такие льготы поощряют покупку ресурсов у лиц, нуждающихся в господдержке);
  • налогоплательщик, потребитель его услуг и РСО одновременно (скидки на товар с неэластичным по стоимости спросом);
  • в некоторых ситуациях конкретного получателя выгоды определить нельзя.

Считается, что такие льготы полезны для общества в целом, поскольку они меняют внешние факторы.

5. Льготы разного содержания:

  • социальные (способствуют созданию условий для нормальной жизнедеятельности граждан и снижению имеющихся неблагоприятных факторов в субъекте);
  • экономические (способствуют созданию условий, помогающих развивать предпринимательскую деятельность и повышать инвестиционную привлекательность той или иной территории).

Количество действующих видов льгот на налогообложение сегодня составляет порядка 200. Они предоставляются ряду категорий налогоплательщиков в РФ. Виды таких льгот:

  1. Освобождение от уплаты налогов отдельных категорий граждан. К примеру, в соответствии с ч. 2 Налогового кодекса РФ инвалиды ВОВ и другие группы лиц освобождаются от уплаты налогов частично и на постоянной основе.
  2. Изъятие из облагаемой базы определенных частей объекта налога. К примеру, когда начисляется налог на прибыль, не учитывается заработок компании, полученный благодаря производству и продаже сельхозпродукции. Как изъятия, так и освобождения могут быть предоставлены компаниям на постоянной основе (к примеру, льготы при уплате НДС по страховым операциям) или на какой-то промежуток времени.
  3. Установка необлагаемого минимума, то есть минимальной части объекта, не облагаемой налогом. В данном случае налог уплачивается лишь с тех доходов и объектов налогоплательщика, которые превышают установленный минимум.
  4. Следующие из налогооблагаемой базы определенных сумм (обычно расходов налогоплательщика). К примеру, из совокупного годового дохода физлиц вычитают средства, идущие на благотворительность. При этом лимит на вычеты может быть установлен (когда исчисляется налог на доходы физлиц, к расходам на благотворительность применяются льготы в размере понесенных по факту затрат, но не больше 25 % суммы дохода, полученного в течение налогового периода) или не установлен (к примеру, если речь идет о суммах, которые образовательные учреждения направляют непосредственно на нужды обеспечения, развития и улучшения процесса образования).
  5. Изменение периода уплаты НДС (отсрочка и рассрочка налогового платежа).
  6. Снижение ставок по налогам.
  7. Вычет из налогового оклада. Данный вид льгот является самым эффективным, поскольку существенно снижает подлежащую уплате сумму. Обычно вычет из налогового оклада применяется к прямым расходам налогоплательщика (к примеру, при использовании УСН предприятие, рассчитывающее налог, подлежащий уплате в бюджет, снижает его размер на сумму выплаченных взносов на ОПС).
  8. Возврат уплаченного ранее налога. В этом случае налогоплательщику компенсируют сумму ранее внесенного налога. К примеру, при экспорте товара компании у экспортеров появляется право отнести к уменьшению налога сумму, уплаченную поставщикам сырья, запчастей. При этом такой механизм кажется льготным лишь формально. Мы считаем, что в данном случае уместнее говорить скорее о специальном порядке расчета налоговых выплат, чем о льготе в том значении, в котором ее понимает большинство граждан.

Та или иная скидка на налогообложение может менять различные элементы налога. С учетом характера этих изменений выделяют:

1. Изъятия.

Благодаря изъятию налогоплательщик наделяется правом исключения из налоговой базы отдельных объектов налогообложения или какой-либо их составляющей.

2. Скидки.

За счет скидок налогоплательщик может снизить налоговую базу на сумму вычетов.

3. Уменьшение ставки налога.

Снижение налоговой ставки - уплата налога по более низким ставкам, нежели это положено по общим правилам.

4. Изменение периода уплаты налога.

В данном случае срок уплаты налога переносится на более позднее время. Сдвиг даты выплат может быть в виде:

  • отсрочки. Ее период может составлять 1-6 месяцев. По истечении указанного времени налогоплательщик должен сразу и в полном объеме погасить задолженность;
  • рассрочки. Ее период может составлять 1-6 месяцев. В этом случае налогоплательщик уплачивает всю сумму налога в несколько этапов;
  • инвестиционного налогового кредита. В рамках такого изменения периода уплаты налога предприятие получает право в течение установленного времени и в обозначенных границах сократить свои выплаты по налогу, а затем поэтапно внести сумму кредита вместе с начисленными процентами. Срок предоставления инвестиционного налогового кредита - от 1 до 5 лет; он может применяться в отношении налога на прибыль предприятия, а также региональных и местных налогов.

5. Реструктуризации по налогам и сборам, пени и штрафам.

При реструктуризации налогоплательщик может внести необходимую сумму налогов и сборов с отсрочкой.

6. Освобождения от уплаты НДС.

Налогоплательщика освобождают от обязанности уплачивать НДС полностью или частично. Это право может действовать бессрочно или в течение определенного времени.

Кроме льгот, которыми могут пользоваться отдельные категории налогоплательщиков, Налоговый кодекс РФ предусматривает особые налоговые режимы. В их рамках налоги исчисляются и уплачиваются в особом порядке в течение определенного срока. Данные режимы устанавливает Налоговый кодекс РФ и федеральные законы, применяемые в соответствии с ним.

Специальные налоговые режимы сегодня - это УСН субъектов малого бизнеса и системы налогообложения в свободных экономических зонах, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также при исполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

  • Налоговые льготы для ИП и другие способы поддержки малого предпринимательства

Виды налоговых льгот в 2018 году для малых и микропредприятий

В 2018 году действует Постановление Правительства N 265 о предельных значениях дохода от предпринимательской деятельности. В нем указаны лимиты доходов для субъектов малого и среднего предпринимательства. До 1 августа 2016 года для определения того, подходит ли компания под критерии такого предприятия, оценивалась выручка от реализации. Теперь используется более широкое понятие «доход от предпринимательской деятельности».

В расчет берется не только выручка с продаж, а все доходы по налоговому учету. Разберемся, какие организации и ИП в 2018 подходят под определение малого бизнеса.

  • попадать в рамки лимита по размеру доходов;
  • попадать в рамки лимита по численности сотрудников;
  • попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.

Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.

С 1 августа 2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы согласно налоговой декларации. Приведем критерии в виде таблицы:

Также регламентирована доля участия других лиц в капитале:

  • Доля участия государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов не более 25% в сумме.
  • Доля участия обычных юридических лиц (в том числе иностранных) не более 49% в сумме.
  • Доля участия юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, не ограничена.

Количество работников в 2018 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.

Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ N 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:

  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • участников проекта «Сколково»;
  • компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями - бюджетными или научными учреждениями;
  • компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.

Отдельно нужно отметить, что Федеральная налоговая служба в письме от 18.08.2016 N 14-2-04 разъяснила, какими критериями она руководствуется при внесении сведений в реестр малых и средних предприятий о хозяйственных обществах. Налоговики указали, что уточненные критерии отнесения экономических субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), установленные Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ, будут учитываться при внесении в реестр за период с 2016 по 2018 годы. Поэтому первые изменения в реестр, связанные с этим, будут внесены только при очередном формировании Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года.

С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности субъектов малого бизнеса:

  • сведений о доходах;
  • среднесписочной численности сотрудников;
  • данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
  • информации от других государственных органов.

Для того чтобы попасть в реестр, руководителям малых компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к списку малых и средних предприятий можно получить на сайте ФНС. Проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, можно уже сейчас. Достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП (что-то одно) в строку поиска. В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства. Если данных о вашем малом или среднем бизнесе нет в реестре или они некорректны, подайте заявку на проверку с указанием верных сведений. Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.

Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2018-м пользуются определенными льготами:

  • Они могут не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП. Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить - издать соответствующий приказ. Приказ можно оформить в любой момент - у этого типа предприятий есть такое право.
  • Ведут в 2018-м упрощенный (п. 4 ст. 6 ФЗ N 402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия могут даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций.

Льготы по ведению бухучета не распространяются на акционерные общества и ООО с доходами свыше 800 млн. рублей, так как для этих компаний обязательно проведение аудита.

  • Получают в 2018-м субсидии от региональных властей - для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество.
  • Субъекты такого предпринимательства в 2018-м имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 N 158).
  • Микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т.д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена Постановлением Правительства от 27.08.2016 N 585. Однако при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев должен будет восстановить все локальные нормативные акты.

Также для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок - 15 часов в год.

В течение 2 лет (с 1 января 2016 до 31 декабря 2018) «малышам» предоставлены надзорные каникулы. В это время практически никакие проверки не грозят вашему бизнесу. К вам не придут санэпидемнадзор и пожарная инспекция. У вас не проверят лицензию на деятельность. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ от 13.07.2015. Но это касается только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

Еще одним бонусом для ИП, попадающих под критерии такого бизнеса, в 2018-м является возможность получить двухлетние налоговые каникулы. Такое право имеют предприниматели, которые регистрируются впервые, занимаются производственной, научной или социальной деятельностью либо оказывают услуги населению. Но для этого власти региона должны принять соответствующий закон.

Такое предприятие не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма им является. Статус в дальнейшем также сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ N 209). В реестре, как уже было сказано выше, первые изменения статусов произойдут только в 2019 году. Однако для новых организаций и ИП действуют новые критерии и порядок учета в реестре.

  • Налоговое планирование в организации: виды, методы, риски

Рассказывает практик

ИП имеют 2 важных преимущества при проверках

Роман Терехин , партнер компании «Деловой фарватер», Москва

Сокращенные сроки проверок. Любые контролирующие учреждения вправе проверять малую организацию в течение не более чем 50 часов ежегодно. При этом часы суммируются и количество ведомств, ранее изучавших деятельность организации, не имеет значения. Предположим, если трудовая инспекция проверяла работу малого предприятия в течение более чем 50 часов, плановых проверок больше не будет. При этом проводятся и внеплановые проверки, на каждую из которых дается 20 рабочих дней.

Трудовые инспекторы вправе увеличить срок проверки еще на 50 часов. При этом льгота, ограничивающая максимальное их количество, с 2016 г. не является столь актуальной, как ранее, поскольку в отношении предприятий малого бизнес-сегмента введены надзорные каникулы.

Надзорные каникулы. Данные каникулы начали действовать с 1.01.2016 г. и продлятся до 31.12.2018 г. В течение этого времени запрещены любые неналоговые проверки малых предприятий, например, СЭС или пожарной инспекцией. Кроме того, в обозначенный период не проверяется наличие лицензии у компании. Также не ведутся проверки в строительной, образовательной сфере и области розничных продаж алкогольных напитков. Распространяется выгодная и на новые, и на уже работающие компании. Однако следует помнить, что надзорные каникулы не касаются налоговых проверок и проверок со стороны ФСС и Пенсионного фонда.

Мнение эксперта

Если ИП утратил право на налоговые каникулы, то возобновить их не выйдет

Олег Бубнов , государственный советник гражданской службы РФ 3-го класса

У индивидуальных предпринимателей есть право применять нулевую ставку налогообложения по «упрощенке» или ПСН со дня госрегистрации непрерывно в течение двух налоговых периодов на основании ст. 346.20 и 346.50 Налогового кодекса РФ. Ключевое слово здесь - «непрерывно». Соответственно, нужно, чтобы индивидуальный предприниматель подходил под критерии и в первом налоговом периоде, и во втором. Если в течение первого года бизнесмен не выполнил условия каникул, закон лишает его права на применение нулевой ставки по УСН или ПСН.

Другие налоговые льготы по видам деятельности

Рассмотрим налоговые льготы на прибыль предприятий с разной формой собственности и особенности их получения более детально. К видам налоговых льгот относятся в данном случае:

1. Налоговые льготы на прибыль медучреждений и организаций, работающих в сфере образования.

Налоговые льготы для учреждений, работающих в медицинской и образовательной отраслях, действуют до 2019 года включительно. Нулевая ставка предоставляется только при выполнении учреждениями ряда условий, среди которых:

  • включение в особый перечень, в который не входят услуги по санаторно-курортному лечению;
  • наличие лицензии на соответствующий вид деятельности;
  • оказание услуг, подпадающих под преференции, в объеме не менее 90 %;
  • количество работников не менее 15;
  • наличие специального сертификата не менее чем у 50 сотрудников за год;
  • отсутствие вексельных операций и срочных договоров.

2. Преференции для учреждений социальной сферы и отрасли культуры.

Учреждения, оказывающие населению социальные услуги, а также организации в сфере культуры освобождаются от налога вплоть до 1.01.2020 г. Для предоставления налоговой льготы учреждение должно отвечать ряду требований:

  • оказываемые им услуги должны соответствовать утвержденному списку;
  • организация должна состоять в региональном реестре учреждений, предоставляющих соцуслуги;
  • в штате должны присутствовать не менее 15 сотрудников в течение одного года;
  • оборот социальных услуг в организации не должен быть менее 90 %;
  • в компании должны отсутствовать вексельные операции и срочные договоры.

Помимо этого, театры, музеи, концертные и библиотечные организации, финансируемые из бюджета, могут рассчитывать на следующие виды налоговых льгот (Налоговый кодекс РФ регулирует данные правила):

  • Вместо начисления амортизации эти учреждения вправе осуществлять единовременное списание затрат, понесенных в ходе коммерческой деятельности.

К таким расходам относятся:

Затраты на приобретение или создание объектов, подлежащих амортизации;

Расходы на реконструкцию, модернизацию, техническое переоснащение ОС.

Исключение составляет только недвижимость.

В Налоговом кодексе РФ выделены объекты, не подлежащие амортизации организациями в сфере культуры, в числе которых, например, есть предметы и произведения искусства, книги.

  • Не исчисляются и не подлежат уплате авансовые платежи по прибыли.
  • Декларация по налогу подается только в конце года.

3. Льготы по прибыли для участников особых экономических зон.

Особая экономическая зона является территорией со специальными льготными условиями для ведения деятельности. К таким зонам относят:

  • технико-внедренческую, налоговые льготы на прибыль для которой действуют с 2012 по 2017 год включительно;
  • туристско-рекреационную, где налоговые льготы действуют с 2012 по 2022 год включительно.

Компании, работающие на данных территориях, используют нулевую ставку налогообложения для уплаты в госбюджет. При этом существует условие, которое заключается в ведении раздельного учета деятельности в указанных зонах и за их пределами.

4. Налоговые льготы для инновационных компаний.

Определенные виды налоговых льгот Налогового кодекса РФ действуют и для инновационных организаций. С 2017 г. для членов региональных инвестиционных проектов (РИП) и специальных инвестиционных контрактов, одним из участников которых является Россия, определены льготы, касающиеся как федерального (0 %), так и регионального бюджетов (0 и 10 %).

Участники региональных инвестиционных проектов полностью освобождены от необходимости уплаты налога на прибыль в ФБ. Они могут претендовать на налоговую льготу, если:

  • сведения о них содержит в себе специальный реестр;
  • их выручка от реализации продукции, выработанной в рамках обозначенных проектов, составляет не менее 90 % общего дохода.

Льготную ставку по региональному бюджету можно применять в течение десяти налоговых периодов с начала получения первых доходов от реализации обозначенной продукции. Размер льготной налоговой ставки составляет:

  • 0 % для участников, реализующих региональные инвестиционные проекты на территории Дальневосточного федерального округа и шести регионов Сибирского ФО. Эти участники, если они уже вложили средства в необходимом объеме, применяют налоговые льготы сразу после подачи заявления, не регистрируясь в реестре;
  • 0 % для участников инвестиционных контрактов.

Для участников РИП, пребывающих не на указанных территориях, также действуют налоговые льготы. Для них налог может быть снижен до 10 %.

Что касается региональных льгот, в данном случае:

  • ставка не должна превышать 10 % в течение пяти налоговых периодов с начала реализации продукции;
  • не может составлять величину менее 5 % в последующих пяти периодах.

Льгота действительна до 1.01.2017 г.

5. Льготы для организаций, работающих на территориях, которые ранее были подвергнуты радиации.

Компании, ведущие свою деятельность на территориях, пострадавших от радиации во время Чернобыльской и других подобных катастроф, могут пользоваться нулевой ставкой налогообложения на прибыль, которая поступила от следующих видов работ:

  • проектных и конструкторских;
  • строительных;
  • транспортных;
  • ремонтных.

Кроме того, нулевая ставка налогообложения применяется и в отношении прибыли, полученной от выпуска строительных конструкций в случае, когда объем работ, направленных на нейтрализацию вредных воздействий, составляет не менее 50 % от общего. При невыполнении требования, связанного с 50 %, под преференции попадает лишь доход от обозначенных работ. Налоговые льготы применяются вплоть до полного их окончания.

6. «Иннополис».

«Иннополис» является особой экономической зоной на территории Татарстана. Для нее действуют определенные виды налоговых льгот, обозначенные в таблице:

Льгота действует в течение всего времени существования «Иннополиса» - 49 лет.

  • Налоговая система после 2018 года: кто выиграет и кто неизбежно проиграет

Виды налоговых льгот в РФ для предприятий, использующих труд инвалидов

Российская система налоговых льгот для компаний, в которых работают лица с ограниченными возможностями здоровья, довольно сложна и не совсем понятна для многих. Заявить о своем праве на использование льготы могут следующие предприятия, на которых трудится определенное количество инвалидов:

  • общественные организации инвалидов (общее число лиц с ограниченными возможностями здоровья превышает 80 %);
  • предприятия, уставной капитал которых включает в себя взносы общественных организаций;
  • фирмы, где трудятся инвалиды (доля инвалидов составляет не меньше 50 %; кроме того, не менее 25 % зарплатного фонда направляется на оплату их труда);
  • организации, созданные для решения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных и иных социальных задач. Налоговая льгота предоставляется в том случае, если всем имуществом данных учреждений владеют общественные организации инвалидов.

Предприятия, отвечающие указанным выше требованиям, могут получить от государства гарантии, прописанные в ст. 218 Налогового кодекса РФ, а именно:

  • освободиться от необходимости уплачивать единый социальный налог. Опция доступна для ИП, адвокатов и нотариусов (частная практика) с I, II, III группой инвалидности по части доходов от ведения предпринимательства или другой деятельности (ограничение затрагивает общую сумму дохода, которая не может быть выше 100 тыс. руб.);
  • снизить налог на прибыль и получить льготы по ЕСН и страховым взносам на травматизм - доступно для организаций, принявших лицо с инвалидностью;
  • получить льготу на имущественный налог.

Исключение составляют взносы на пенсионное страхование, по которым льготы не предусмотрены.

Виды налоговых льгот для некоммерческих организаций

Некоторые виды налоговых льгот законодательство предоставляет и НКО (некоммерческим организациям). Обозначим, когда они могут использовать скидку при налогообложении.

Налог на прибыль не применяется:

  • к отчислениям в резервный фонд для выполнения капремонта;
  • ко вступительным, целевым и страховым членским взносам учредителей НКО;
  • к благотворительной деятельности в форме пожертвований;
  • к доходам в виде безвозмездно полученных НКО работ (услуг), проведенных по соответствующим договорам;
  • к различным поступлениям из бюджетных учреждений для решения определенных задач, о которых сказано в НКО;
  • к любому виду имущества, полученному вследствие благотворительности.

Льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС) применяются, если:

  • НКО, ведущая лицензионную деятельность, оказывает образовательные услуги - реализует общеобразовательные, профессиональные программы по основному и дополнительному обучению;
  • реализует или передает медицинское оборудование или оказывает услуги в сфере медицины;
  • оказывает социальные услуги, входящие в перечень Налогового кодекса РФ;
  • оказывает услуги для адвокатских коллегий.

Некоммерческие организации освобождаются от имущественного налога, если:

  • имущество используется в религиозной деятельности;
  • это НКО инвалидов;
  • это иная организация, попадающая под действие закона РФ.

Информация об экспертах

Роман Терехин , партнер компании «Деловой фарватер», Москва. Имеет высшее юридическое образование, адвокат. Занимается сопровождением расследований уголовных дел по экономическим преступлениям. Специализируется на защите при расследовании преступлений против государственной власти. Член экспертного совета при Правительстве РФ, Комитете Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, а также при Комитете Госдумы по безопасности и противодействию коррупции. ООО «Деловой фарватер». Сфера деятельности: правовая защита предприятий при проверках налоговыми органами и МВД; оптимизация налогов. Численность персонала: 70. Основные клиенты: «Авангард», «Атлас», «Наяда», «Прибор», «Промышленная автоматизация», «СтройОблГаз» и др.

Олег Бубнов , государственный советник гражданской службы РФ 3-го класса.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!