Все для предпринимателя. Информационный портал

Виды юридических лиц российскому гражданскому праву. Новое: юридическая пресса, комментарии и книги

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Однако понимание сегодняшней доктрины и юриспруденции в том смысле, что все юридические лица отвечают за действия, совершаемые через своих агентов и сотрудников, независимо от того, являются ли они прибылью или нет. По этой причине новый Гражданский кодекс не имеет соответствующего положения.

История вашей ответственности. Ответственность юридических лиц публичного права изучалась нашими администраторами, поскольку государство укрепилось как таковое и принимало различные коннотации от средневековья до настоящего исторического момента, проходя через три основные фазы, а именно.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Курсовая работа

Дисциплина: Гражданское право

«Юридические лица в российском гражданском праве»

Введение

1. Понятие юридического лица

2. Образование и прекращение юридических лиц

3. Виды юридических лиц

Фаза - безответственность государства: широкое применение в средние века, особенно в монархические периоды, предвидело, что если публичный чиновник причинил кому-либо ущерб, только он ответил бы за этот ущерб. Эта фаза продолжалась, как было сказано, в то время как монархия Советов сохранялась, ослабленная идеалами французской революции.

Фазовый гражданский этап гражданской ответственности государства: ответственность государства стала субъективной, то есть для того, чтобы Общественный аппарат нести ответственность за ущерб, причиненный в результате его действия или бездействия, потерпевший должен был доказать вину чиновника Аквилианы.

3.1 Хозяйственные товарищества и общества

3.2 Производственные кооперативы

3.3 Государственные и муниципальные предприятия

3.4 Некоммерческие организации

3.5 Филиалы и представительства юридических лиц

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица.

Этап: ответственность государства регулируется конституционным текстом, в частности, из-за создания так называемых прав личности второго поколения, которые начинают рассматриваться как публичное право. На этом этапе, называемом публицистической фазой, ответственность государства стала объективной, то есть жертве больше не нужно беспокоиться о том, чтобы доказать вину должностного лица, но должно доказать, что он понес ущерб, помимо причинно-следственной связи между этим ущербом и действие или бездействие государственного служащего при осуществлении его функций или исполнение даже частными лицами государственной службы, такой как концессионеры и лицензиаты государственной службы.

Появление института юридического лица в самом общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права: усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и, как следствие, общественного сознания. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц как единственных субъектов частного права оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.

Из этих теорий два выступали, чтобы оправдать объективную ответственность государства. Теория интегрального риска: она очень жесткая по отношению к государству. Он основан на принципе, согласно которому государство будет полностью принимать на себя все риски ущерба, причиненного частными лицами в связи с государственными услугами. Он не допускает никаких оправданий со стороны государства и даже утверждения о случайном событии или форс-мажорных обстоятельствах. Из-за этой жесткости он не был принят бразильской правовой системой, по крайней мере, как правило.

В XX в. значение института юридического лица, еще более возрастает вследствие усложнения инфраструктуры и интернационализации предпринимательской деятельности, расширения государственного вмешательства в экономику, появления новых информационных технологий. Соответственно этому резко увеличивается объем законодательства о юридических лицах и отчасти повышается его качество. Наука гражданского права относит к числу центральных проблем теории юридического лица, совершенствования и практического применения этого института.

Записано, что для определенной части доктрины этот тип риска принимается приказом для целей ответственности государств, вытекающих из осуществляемой им ядерной деятельности, из-за его печально известной опасности. Теория административных рисков: заключается в объективном привлечении государства к ответственности, однако, с разрешения государства полностью игнорировать его ответственность, если оно может успешно доказать исключительную ошибку жертвы или возникновение случайного или форс-мажорного события.

Таким образом, такая теория имеет превосходную технику обращения вспять бремени доказывания, определяя относительную презумпцию того, что она является виновным государством, однако, позволяя ей доказать возникновение одного из вышеизложенных исключений. Таким образом, в качестве примера, отсутствие свидетелей в пользу государства причиняет ему вред, поскольку он будет тем, кто должен доказать возможную вину жертвы или случайные случаи.

Актуальность темы в том, что одним из важных понятий Гражданского кодекса является понятие «юридическое лицо».

Целью данной работы является изучение категории «юридическое лицо». Задачами работы являются рассмотрение понятия «юридического лица», значение этого института, оснований классификации юридических лиц, а также их видов.

Государство объективно реагирует, согласно большей части доктрины патриарха, не только действием, но и упущением. В этой связи существует противоречивое мнение адвоката Селсо Антонио Бандейры де Мело, для которого омнительные акты администрации зависят от демонстрации вины пострадавшего, чтобы возмещение было возможным. Наконец, в случае соревнующейся ошибки жертвы компенсация будет сокращена наполовину.

Замена слова «официальный» «агентом», чтобы быть более выраженным выражением агента. Расширила объективную ответственность перед юридическими лицами частного права, которые предоставляют государственные услуги, то есть концессионеры и концессионеры государственной службы также будут иметь строгую ответственность, как в случае компаний, которые собирают мусор, администрацию пешеходов и т.д.

1. Понятие юридического лица

В Гражданском Кодексе, вступившем в силу 1 января 1995 года, впервые в истории российского права в основном кодификационном акте гражданского законодательства содержится подробно разработанная система норм о юридических лицах; этого не знали предыдущие кодификации как советского, так и дореволюционного периодов. Кодекс устанавливает принципиальные основные положения, на которых должно базироваться последующее законодательство об отдельных видах юридических лиц. При этом Кодекс вводит отсутствовавший в прежнем законодательстве чрезвычайно важный для устойчивости гражданского оборота принцип замкнутого перечня юридических лиц, согласно которому юридические лица могут создаваться и функционировать только в такой организационно-правовой форме, которая прямо предусмотрена законом. Для коммерческих организаций перечень организационно-правовых форм предусмотрен самим Кодексом См. Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации, Части первой/ Отв. ред. О.Н.Садиков. - М.:2005, Ст. 50 (пп. 2, 3), С. 82-84, для некоммерческих содержащийся в Кодексе перечень может быть дополнен другими законами, правила которых, однако, не должны противоречить нормам Гражданского Кодекса и отклоняться от установленных им принципов.

Статья 37 Конституции разрешает государству совершать регрессивные действия против государственного служащего, то есть если государство будет признано виновным из-за своего государственного служащего, оно будет иметь право на регрессивные действия против него. Однако ответственность должностного лица в этом случае субъективна, то есть зависит от доказательства государством вины в исполнении должностного лица, в отношении которого запрашивается возвращение.

Всякий раз, когда кто-либо имеет право на регрессивное действие против другого лица, он может использовать денонсацию разбирательства в целях ускорения возможной компенсации за право на возвращение, принимая во внимание принцип процессуальной экономики. Таким образом, если государство имеет право на регрессивное действие против должностного лица, можно было бы предусмотреть, что государство может денонсировать его или ее в момент протеста. Основной линией будет то, что жертва движется против государства, а второстепенная линия - то, что государство требует возвращения должностному лицу.

В соответствии со статьей 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В таких случаях судья в одном предложении принимает решение о двух действиях. Судья, однако, может управлять основным разбирательством и отклонять второй суд, если государство не проявляет вины должностного лица. Существует доктринальная и судебная практика, которая считает невозможным денонсировать государственного служащего по обвинению в связи с разнообразием форм ответственности, тем самым вызывая необоснованную задержку в основном разбирательстве, в котором потерпевшему требуется государственная компенсация.

Таким образом, в этих случаях денонсация разбирательства должна быть уволена, поскольку ответственность государства объективна, а позиция субъекта субъективна, и необходимо проявить вину. Эта же цепочка также заявляет, что не было бы смысла денонсировать спор с учетом антагонизма, то есть государства, оспаривающего утверждение единственной вины потерпевшего и осуждение судебного процесса, утверждающего, что это вина его должностного лица.

Правовая доктрина традиционно выделяет четыре основополагающих признака, вытекающих из этой статьи, каждый из которых необходим, а все в совокупности -- достаточны, чтобы организация могла быть признана субъектом гражданского права, т.е. юридическим лицом См. стр. 124. Гражданское право. Том 1. Учебник. Издание пятое. Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. ? М.: «ПБОЮЛ Л. В. Рожеников», 2001. .

Возможно, что жертва выдвигает иск против должностного лица, а не против государства. Преимущество заключается в том, что исполнение будет быстрее, но жертве придется продемонстрировать вину, поскольку ответственность работника субъективна, помимо того, что несет риск неплатежеспособности агента, причинившего ущерб.

Это хорошо рассмотрено все, что существует во вселенной, и это полезно человеку. Существует различие между добром и вещью. Ну, это мило, и это мило. Только те товары, которые могут быть восприняты человеком и которые имеют экономическую ценность, называются вещами. Это записано в расхождении доктрины относительно концепции добра и вещи.

организационное единство, которое проявляется в определенной иерархии, соподчиненности органов управления (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, и в четкой регламентации отношений между его участниками. Организационное единство закрепляется учредительными документами юридического лица и нормативными актами, регулирующими правовое положение того или иного вида юридических лиц;

Существует классификация, которая не фигурирует в Гражданском кодексе, но принята доктриной, потому что она привезена из римского права: материальные блага и бестелесные товары. Капрал - это те, которые имеют материальное существование, например, стул, книгу и т.д. собственные товары - это те, которые имеют только абстрактное существование, такие как кредит, авторское право, право на открытие наследства и т.д. есть некоторые выражения о товарах, которые использовались в римском праве и стали использоваться даже сегодня.

Народные активы состоят из материальных и нематериальных товаров. Классификация Гражданского кодекса - это научная классификация, которая группирует товары по своему характеру. Из товаров, рассматриваемых сами по себе. Код классифицирует товар, прежде всего сам по себе, не сравнивая их или не связываясь с каким-либо другим. В классификации движимых товаров и недвижимых товаров следует учитывать намерение человека. Пример: если человек засаживает дерево для резки, он называется движимым имуществом по ожиданию.

имущественная обособленность означает, что юридическое лицо имеет в своем распоряжении определенное имущество, которое принадлежит только ему. Особенность содержащейся в данной норме заключается в том, что в ней прямо указаны те правовые формы, в которых может быть выражено имущественное обособление юридического лица:

право собственности Гражданский Кодекс РФ статья 209;

Это те, кто не может перевозиться без разрушения с одного места на другое. Недвижимое имущество по своей природе: во-первых, недвижимое имущество по своей природе считается почвой и ее аксессуарами и примыканиями, то есть всем, что прилипает к почве естественным образом, например, деревьями, плодами и недрами. Некоторые авторы понимают, что почва должна быть очень неподвижной по своей природе; аксессуары и примыкания следует называть недвижимым имуществом естественным доступом.

Импортные товары по промышленному доступу: это определяется как все, что является результатом работы человека, постоянно включается в почву. Это здания и плантации. Недвижимое имущество по интеллектуальной собственности: закон рассматривает недвижимое имущество интеллектуальной собственности теми движимыми товарами, которые придерживаются недвижимости, недвижимой по воле собственника, чтобы придать большую полезность собственности или даже ее украшению, разработку, как купленный трактор для лучшего использования на ферме, пока трактор находится на службе фермы, он будет считаться недвижимым благодаря интеллектуальному доступу.

право хозяйственного ведения Гражданский Кодекс РФ статья 294;

право оперативного управления Гражданский Кодекс РФ статья 296.

самостоятельная гражданско-правовая ответственность - каждое юридическое лицо самостоятельно несет гражданско-правовую (имущественную) ответственность по своим обязательствам, то есть участники или собственники имущества юридического лица не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых.

Это движимые товары, включенные в недвижимое имущество по желанию владельца. Подобно тому, как владелец обездвиживает подвижное благо, он может впоследствии мобилизовать его снова, когда он больше не используется для того, для чего он предназначен. Недвижимое имущество по юридическому определению: определенные активы являются только недвижимыми, потому что законодательный орган решил создать их как таковые, чтобы, как правило, в отношениях, связанных с ними, появилась большая правовая безопасность.

Мы можем указать право на открытие наследства, даже если сбор состоит исключительно и исключительно из движимых товаров; реальные права на недвижимое имущество и действия, которые его гарантируют; опасения государственного долга, когда обременены оговоркой неотъемлемости.

выступление в гражданском обороте от своего имени означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде.

Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необходима правоспособность и дееспособность.

В науке гражданского права принято различать общую (универсальную) и специальную правоспособность. Общая правоспособность означает возможность для субъекта права иметь любые, гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. Именно такой правоспособностью обладают граждане. Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах.

До недавнего времени юридические лица в России могли обладать лишь специальной правоспособностью, что, несомненно, сдерживало развитие рыночных отношений. Гражданский кодекс РФ наделил частные коммерческие организации общей правоспособностью. Было бы ошибочным, однако, полагать, что теперь правоспособность юридических лиц носит, по общему правилу, универсальный характер. Анализ ст. 49 ГК показывает, что общим принципом для юридических лиц, как и прежде, остается специальная правоспособность. См. стр. 132. Гражданское право. Том 1. Учебник. Издание пятое. Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. ? М.: «ПБОЮЛ Л. В. Рожеников», 2001. Универсальная же правоспособность носит характер исключения из общего правила (которое, как известно, не может толковаться расширительно) и действует лишь в отношении коммерческих негосударственных юридических лиц. Этот вывод ничуть не колеблет даже тот факт, что ныне такие организации составляют численное большинство в стране.

Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оно своими собственными действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности. В отличие от граждан у юридических лиц право- и дееспособность возникают и прекращаются одновременно. А правоспособность, в свою очередь, возникает в момент создания юридического лица, который приурочен к его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК), и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК). Гражданский Кодекс РФ статья 49

Для того чтобы как-то выделить юридическое лицо из массы всех других организаций, производится его индивидуализация (определение его местонахождения и присвоение ему наименования).

Место нахождения определяется местом государственной регистрации юридического лица, если в соответствии с законом в учредительных документах последнего не установлено иное (п.2 ст.54 ГК).

Наименование обязательно должно включать в себя указание на организационно-правовую форму. Фирменное наименование (фирма) - это название коммерческой организации, неотделимое от нее и отчуждаемое только вместе с ней.

В гражданском обороте крайне необходимо индивидуализировать также продукцию юридического лица. Этим целям служат производственные марки, товарные знаки и наименование мест происхождения товаров.

2. Образовани е и прекращение юридических лиц

Проведение регистрации всех юридических лиц возложено на органы юстиции, однако на практике ее в основном осуществляют Регистрационные палаты субъектов РФ.

Выделяется следующие 3 способа образования юридических лиц:

распорядительный порядок - характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется. Данный порядок имел место в СССР, однако, в настоящее время в ст.51 ГК не предусматривается исключений из правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому можно предположить, что этот порядок образования организации сегодня в России не применяется;

разрешительный порядок - предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом. В настоящее время этот порядок образования юридического лица предусмотрен, например, для образования страховых обществ и банков.

нормативно-явочный порядок образования юридического лица - характеризуется тем, что согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы, не требуется. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюдён ли установленный порядок её образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо. Именно этот порядок образования юридических лиц в настоящее время распространён в России.

Правовой основой деятельности любого юридического лица наряду с законодательством являются его учредительные документы. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора (ст. 52 ГК РФ).

Учредительный договор - это консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Устав в отличие от учредительного договора не заключается, а утверждается учредителями. Однако это отличие не носит принципиального характера и связано лишь с различной процедурой принятия документа. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей). Как и учредительный договор, устав можно рассматривать в качестве локального нормативного акта, определяющего правовое положение юридического лица и регулирующего отношения между участниками и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица. Ряд некоммерческих организаций может действовать также на основе общего положения об организациях данного вида или общего устава общественного объединения.

Завершающим этапом образования юридического лица является государственная регистрация, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом. После чего основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.

Отказ в регистрации может последовать лишь в случаях несоответствия учредительных документов организации закону или несоблюдения установленного порядка образования юридического лица и может быть обжалован в суд. Также в суд можно обратиться и в случае уклонения компетентного органа от регистрации юридического лица, например при пропуске установленного для регистрации срока.

Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации или ликвидации (добровольной или по решению суда) и, как правило, носит окончательный характер.

Существуют следующие формы реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование его в иную организационно-правовую форму (ст. 57 ГК РФ).

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридического лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица или выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Документом, определяющим совокупность прав и обязанностей, которые переходят от одного юридического лица к другому в процессе реорганизации, является передаточный акт (слияние, присоединение, преобразование) или разделительный баланс (разделение, выделение). Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая оспариваемые обязательства.

Реорганизация производится по решению учредителей, органа юридического лица, имеющего на то полномочия, закреплённые в учредительных документах, а также при разделении и выделении в установленных законом случаях - по решению уполномоченных государственных органов или суда. Если реорганизация юридического лица не будет произведена по решению уполномоченных государственных органов или суда добровольно, то суд вправе назначить внешнего управляющего юридическим лицом, к которому перейдут все полномочия по управлению его делами.

Во всех случаях реорганизации, за исключением присоединения, юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации в форме присоединения реорганизация юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо, считается законченной с момента внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённого юридического лица.

После принятия решения о реорганизации юридического лица его учредители или орган, принявший решение о реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредиторы реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращение или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

Ликвидацией юридического лица признаётся его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Основания для ликвидации юридического лица можно разделить на две группы:

К добровольной ликвидации относится:

решение участников либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в случаях, предусмотренных в учредительных документах или законе, в частности в связи с истечением срока, на который создана организация;

по достижении цели, ради которой организация создана;

при признании судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями действующего законодательства, если эти нарушения нельзя устранить.

К принудительной ликвидации относятся:

решение суда в случаях осуществления юридическим лицом деятельности без получения лицензии (когда это необходимо) или вообще запрещенной законом;

другое грубое нарушение действующего законодательства;

при систематическом занятии некоммерческим юридическим лицом деятельностью, противоречащей его уставным целям (п.2 ст.61 ГК);

Решение арбитражного суда о признании юридического лица (кроме казенных предприятий) несостоятельным (банкротом), принятое по заявлению самого юридического лица, либо его кредиторов, либо прокурора. Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявление им о своём банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица установлены Законом Российской Федерации «О несостоятельности предприятий» от 19 ноября 1992 г.

Порядок ликвидации юридического лица урегулирован ст. 61-64 ГК и состоит из следующих этапов:

участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает на себя все полномочия по управлению юридическим лицом;

ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления претензий кредиторами (этот срок не может быть менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации, взыскивает дебиторскую задолженность юридического лица;

ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности, принимает решение об удовлетворении (отклонении) выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс;

в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом удовлетворяются законные требования кредиторов, причем выплаты производятся в порядке очередей, установленных ст. 64 ГК. Если денежных средств организации недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия продает имеющееся имущество с публичных торгов;

после погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество между участниками юридического лица, если иное не следует и законодательства или учредительных документов организации. Все документы, оформляющие ликвидацию, передаются регистрирующему органу, который на их основе вносит соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента деятельность организации считается прекращенной.

3. Виды юридических лиц

Исходя из организационных, функциональных и иных качеств и различий юридических лиц можно классифицировать все их множество по различным критериям.

В зависимости от формы собственности, лежащей в основе организации, можно выделить юридические лица созданные на базе федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, объединённой собственности юридических лиц, а также собственности граждан.

В зависимости от цели деятельности юридические лица можно подразделить на коммерческие и некоммерческие. К числу коммерческих организаций относятся те, целью деятельности которых является извлечение прибыли и распределение ее между участниками такой организации. Некоммерческие, хотя и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только в той степени, которая необходима для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками (п.1 ст.50 ГК).

Состав учредителей также можно отнести к числу критериев, по которому следует классифицировать юридические лица. Здесь можно выделить юридические лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица. Такие организации называются союзами и ассоциациями. Унитарные предприятия учреждаются государством. Все остальные юридические лица могут быть учреждены любыми (за отдельными исключениями) субъектами права.

Различный характер прав участников в отношении юридического лица позволяет классифицировать: организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения); организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы); организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав (общественные объединения и религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц).

В зависимости от объема вещных прав (права самого юридического лица на используемое им имущество) можно различать: юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество (учреждения и казенные предприятия); юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество (государственные и муниципальные унитарные предприятия); юридические лица, обладающие правом собственности на имущество (все остальные юридические лица).

В зависимости от масштаба коммерческой и производственной деятельности юридические лица можно разделять на малые предприятия, предприятия-монополисты и прочие.

Малые предприятия составляют значительную часть общего количества юридических лиц в РФ. Государство заинтересовано в малом предпринимательстве, прежде всего за счет конкуренции, существующей между большим количеством малых предприятий. Малым предприятиям предоставляется довольно обширный перечень льгот, прежде всего в сферах налогообложения и отчетности. В уставном капитале малого предприятия доля участия государства, некоммерческих организаций или юридических лиц не должна превышать 25%. Существуют ограничения и на численность работников малого предприятия (в промышленности и на транспорте - до 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - до 60 человек; в розничной торговле - до 30 человек; оптовая торговля и прочие - до 50 человек).

Предприятия-монополисты - антипод малых предприятий. Это структуры, занимающие на определённом рынке сбыта свыше 35% его объёма. Особую часть предприятий-монополистов представляют естественные монополии. В большей своей части это государственные унитарные предприятия. Как правило, естественные монополии - это наследие плановой социалистической экономики. К ним относятся электростанции, предприятия транспорта (как правило, в отдалённых и труднодоступных районах), предприятия по транспортировке нефти газа (Транснефть и Трансгаз), почтовые службы и т.д. В силу естественности таких монополий государство не может в полном объеме применять к ним антимонопольные меры, но оставляет за собой право в определённых законом случаях регулировать их ценовую политику в силу того, что такие структуры имеют стратегическую важность и предлагаемые ими товары и услуги потребляются значительной частью населения.

К предприятиям-монополистам, не являющимися естественными монополиями, применяется антимонопольное законодательство в полном объёме. (Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91. и др.)

По степени влияния одного юридического лица на деятельность другого можно выделить: основное или преобладающие юридическое лицо; дочернее или зависимое юридическое лицо.

В зависимости от организационно-правовой формы: коммерческие юридические лица могут создаваться как хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия; некоммерческие юридические лица - как потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы и т.д.

3.1 Хозяйст венные товарищества и общества

Хозяйственные товарищества и общества - это родовое понятие, обозначающее несколько самостоятельных видов коммерческих юридических лиц, общим для которых является то, что их уставный (складочный) капитал разделяется на доли. Именно это отличает хозяйственные товарищества и общества от других коммерческих организаций.

Основные права и обязанности участников хозяйственных обществ и товариществ в общем виде закреплены ст. 67 ГК и могут дополняться в учредительных документах. Участники имеют право управлять делами фирмы в той или иной форме, получать информацию о ее деятельности участвовать в распределении прибыли и получать часть имущества оставшегося после ликвидации предприятия (т.н. ликвидационный остаток). В то же время они обязаны участвовать в образовании имущества предприятия и не разглашать конфиденциальную информацию о его деятельности. Нормы ст. 67 ГК носят императивный характер, поэтому лишить участника какого-либо из перечисленных прав или освободить от обязанности невозможно.

Полное товарищество

Хозяйственное товарищество, участники которого солидарно несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам всем своим имуществом, называется полным товариществом. Оно возникает на основе договора между несколькими участниками (полными товарищами), в качестве которых могут выступать только предприниматели - индивидуальные или коллективные Бусыгин В.А. Предпринимательство. - М., 1999. - С. 142. .

Законодатель различает случаи управления полным товариществом (ст. 71 ГК) и ведения дел товарищества (ст. 72 ГК). Управление товариществом осуществляется на основе решений, принятых всеми участниками единогласно или большинством голосов (если последнее предусмотрено учредительным договором). Ведение же дел, т.е. представительство интересов полного товарищества в обороте, по общему правилу, осуществляется каждым из участников. В этом случае полное товарищество как юридическое лицо имеет несколько самостоятельных и равноправных органов (по числу участников). Учредительный договор может устанавливать и другие схемы органов полного товарищества, например: ведение дел всеми участниками совместно (один коллегиальный орган) либо некоторыми из них (один или несколько единоличных органов). Важно отметить, что перечисленные варианты организационной структуры товарищества не могут применяться одновременно. Поэтому возложение ведения дел полного товарищества на одного из участников лишает остальных прав представлять интересы фирмы без доверенности Геммерлинг Г., Ломакин О., Шленов Ю. Ваше дело. Практический курс предпринимательства. - М., 1997. - С. 138..

Законодательное нормирование размеров складочного капитала полного товарищества имеет значение лишь для его регистрации. В дальнейшем ни уменьшение складочного капитала, ни даже его полная утрата не влекут за собой драматических последствий (см. п. 2 ст. 74 ГК). Это не удивительно, поскольку требования кредиторов товарищества могут быть удовлетворены за счет имущества его участников.

Полному товарищу запрещено выступать в аналогичном качестве более чем в одном предприятии. Это правило, кстати, несвойственное большинству зарубежных законодательств, установлено в интересах кредиторов товарищества. Для защиты интересов самих товарищей предусмотрен запрет для участника совершать без согласия других сделки, однородные с совершаемыми товариществом, т. е. конкурировать с ним (п. 3 ст. 73 ГК).

Изменение персонального состава участников (выход, исключение, смерть или утрата полной дееспособности гражданином, признание его безвестно отсутствующим, ликвидация или принудительная реорганизация юридического лица), по общему правилу, влечет ликвидацию полного товарищества. Иное может быть предусмотрено учредительным договором или соглашением оставшихся участников (п. 1 ст. 76 ГК). Аналогичные последствия имеет и изменение имущественного положения участника - объявление его банкротом или обращение кредиторами взыскания на его долю в складочном капитале.

Будучи по своей природе объединением лиц, полное товарищество не может состоять из единственного участника и, если все же такое случается, должно быть преобразовано в хозяйственное общество или ликвидировано (ст. 81 ГК).

Товарищество на вере

Хозяйственное товарищество, состоящее из двух категорий участников: полных товарищей (комплементариев), солидарно несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом, и товарищей-вкладчиков (коммандитистов), не отвечающих по обязательствам предприятия, называется товариществом на вере (или коммандитным товариществом).

Аналогично полному товариществу фирменное наименование товарищества на вере должно содержать имена (названия) всех или, по крайней мере, одного полного товарища (в последнем случае - с добавлением слов - «... и компания»).

Согласно п. 1 ст. 83 ГК товарищи-вкладчики могут даже не участвовать в подписании учредительного договора, т.е. соблюдается принцип анонимности коммандитистов. Отношения товарищей-вкладчиков и полных товарищей должны регулироваться договором. И если это не учредительный договор, то, значит, какой-то другой, условно называемый договором об участии в товариществе. Такая юридическая конструкция, действительно, позволяет сохранить абсолютную тайну личности коммандитиста (даже от государства), но все же представляется крайне противоречивой Гражданское право: Учебник. Ч.1. Изд. 3-е, перераб. и доп. / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. - М., 2001. - С. 169. .

Товарищество на вере как бы включает в себя две относительно самостоятельные структуры: полное товарищество и группу (или одного) товарищей-вкладчиков. С одной стороны, коммандитисты полностью отстранены от участия в управлении и ведении дел товарищества. С другой - они распоряжаются своими вкладами совершенно независимо от полных товарищей. Отличительная особенность прав коммандитиста на имущество товарищества заключается в том, что при выходе из предприятия он вправе претендовать лишь на возврат своего вклада, а не на получение соответствующей доли в имуществе фирмы. Однако в случае ликвидации фирмы товарищ-вкладчик участвует в распределении ликвидационного остатка наравне с полными товарищами.

Основания ликвидации товарищества на вере обладают значительной спецификой. В частности, товарищество на вере сохраняется, если в нем остаются, по крайней мере, один полный товарищ и один коммандитист (ч. 2 п. 1 ст. 86 ГК). Значит, во всех случаях изменений персонального состава участников товарищество, по общему правилу, продолжает существовать.

В части, не затрагивающей правового положения коммандитистов, товарищество на вере аналогично полному товариществу, поэтому все сказанное о полных товариществах относится и к коммандитным (см. п. 5 ст. 82 ГК).

Общество с ограниченной ответственностью

Коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенных размеров, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, называется обществом с ограниченной ответственностью.

Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются устав и учредительный договор (последний не может заключаться, если в обществе всего один участник). Фирменное наименование общества строится по общим правилам. Общество с ограниченной ответственностью относится к числу т.н. «объединений капиталов», и, в отличие от товариществ, личный элемент в нем играет подчиненную роль. Однако в сравнении с акционерными обществами общество с ограниченной ответственностью отличают более тесные отношения участников, более закрытый характер членства. Именно поэтому п. 3 ст. 7 Закона об обществах с ограниченной ответственностью устанавливает максимальное число его участников - 50 человек. При его превышении общество должно преобразоваться в открытое АО, производственный кооператив или ликвидироваться Предпринимательское право. - М.: Юрист, 2002. - С. 152. .

Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью складывается из номинальных стоимостей долей всех его участников.

Наличие доли в уставном капитале, конечно, не означает каких-либо вещных прав на имущество предприятия. Права участников по отношению к обществу (на участие в управлении, информацию, долю прибыли, ликвидационный остаток и т.п.) реализуются в рамках единого обязательства, которое можно охарактеризовать как долевое обязательство с активной множественностью лиц, поскольку его обязанной стороной выступает само общество, а управомоченной - все участники. Поэтому передача доли в уставном капитале означает на самом деле уступку доли в едином комплексе прав, принадлежащих всем участникам, вместе взятым, т.е. цессию.

Правовое положение органов управления обществом детально урегулировано Законом Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью». Правовая система «Гарант».. Высшим органом управления обществом является общее собрание его участников, количество голосов в котором у каждого участника пропорционально его доле в уставном капитале. Исключительная компетенция общего собрания перечислена в п. 2 ст. 33 Закона и включаете себя: изменение устава общества и размера его уставного капитала, образование и прекращение исполнительных органов общества, утверждение годовых отчетов и балансов, распределение прибылей и убытков, реорганизацию и ликвидацию общества, избрание его ревизионной комиссии (ревизора) и ряд других вопросов. Наряду с исключительной компетенцией общего собрания ряд авторов особо выделяет его общую и альтернативную компетенцию. Уставом общества может быть предусмотрено создание Совета директоров (наблюдательного совета), положение которого в целом аналогично статусу наблюдательного совета в акционерном обществе.

Общество с дополнительной ответственностью

Коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли заранее определенных размеров, образованная одним или несколькими лицами, солидарно несущими субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал, называется обществом с дополнительной ответственностью Бусыгин В.А. Предпринимательство. - М., 1999. - С. 146..

Специфика общества с дополнительной ответственностью состоит в особом характере имущественной ответственности участников по его долгам. Во-первых, эта ответственность является субсидиарной, а значит, требования к участникам могут быть предъявлены лишь при недостаточности имущества общества для расчетов с кредиторами. Во-вторых, ответственность носит солидарный характер, следовательно, кредиторы вправе в полном объеме или в любой части предъявить требования к любому из участников, который обязан их удовлетворить. В-третьих, участники несут одинаковую ответственность, т.е. в равной мере кратную размерам их вкладов в уставный капитал (п. 1 ст. 95 ГК). В-четвертых, общий объем ответственности всех участников определяется учредительными документами как величина, кратная (двух-, трехкратная и т.п.) размеру уставного капитала.

Акционерное общество

Коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, с уставным капиталом, разделенным на доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами - акциями, называется акционерным обществом.

Основное отличие акционерного общества от других юридических лиц заключается в способе закрепления прав участника по отношению к обществу: путем удостоверения их акциями Бушев А.Ю., Скворцов О.Ю. Акционерное право. - М., 1997. - С. 93. . Это, в свою очередь, обусловливает специфику осуществления прав по акции и их передачи.

Устав признается единственным учредительным документом АО, чем подчеркивается формальный характер личного участия в обществе (п. 3 ст. 98 ГК), и утверждается на собрании учредителей. Вместе с тем ГК говорит и о заключении учредительного договора, регулирующего отношения учредителей в процессе создания АО (п. 1 ст. 98 ГК). Такой договор служит вспомогательным средством, облегчающим создание АО, как правило, не представляется на регистрацию и впоследствии может быть расторгнут без ущерба для самого общества Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» от 2 апреля 1997 г. (с изменениями от 5 февраля 1998 г.) № 4/8. Правовая система «Гарант»..

Уставный капитал АО равен номинальной стоимости приобретенных акционерами акций - обыкновенных и привилегированных (ст. 99 ГК). Внесение вклада в уставный капитал общества означает в то же время совершение договора купли-продажи акции. Продавцом в этом договоре выступает само общество, которое не вправе отказаться от его заключения с учредителем. Одной из особенностей договора купли-продажи акций является то, что просрочка оплаты акции сверх сроков, определенных уставом АО или решением о размещении дополнительных акций, автоматически приводит к расторжению договора. Причем общество не вправе простить покупателю такую просрочку оплаты, поскольку соответствующая норма ч. 2 п. 4 ст. 34 Закона «Об акционерных обществах» Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 2 апреля 1997 г. (с изменениями от 5 февраля 1998 г.) № 4/8. Правовая система «Гарант». носит императивный характер.

Увеличение уставного капитала АО производится либо путем увеличения номинальной стоимости существующих акций, либо путем размещения (выпуска) дополнительных акций. В последнем случае процедура размещения акций зависит от типа акционерного общества. Закрытое акционерное общество обязано распределять все акции новых выпусков между конкретными заранее известными лицами. Открытое акционерное общество вправе предлагать акции для приобретения неограниченному кругу лиц, т. е. проводить на них открытую подписку (пп. 1 и 2 ст. 97 ГК).

Способами формирования уставного капитала не исчерпываются различия открытых и закрытых акционерных обществ. Число участников закрытого АО не может превышать пятидесяти, а в случае его превышения общество преобразуется в открытое АО либо ликвидируется. Акционеры закрытого АО имеют право преимущественной покупки отчуждаемых другими акционерами акций (аналогично передаче долей в обществе с ограниченной ответственностью). Отмеченные различия открытых и закрытых АО все же не приводят к расщеплению акционерных обществ на две самостоятельные организационно-правовые формы, ибо укладываются в рамки единого понятия АО и не противоречат общим принципам акционерной формы предприятия.

К органам управления акционерным обществом закон относит общее собрание акционеров, а также совет директоров (наблюдательный совет), который обязательно создается, если в обществе более 50 участников. Органами АО как юридического лица, т. е. исполнительными органами, являются единоличный и (или) коллегиальный орган (правление, дирекция и т. п.). Их компетенция, процедура формирования и порядок работы определяются ст. 103 ГК, ст. 47-71 Закона «Об акционерных обществах» и уставом АО. Кроме того, управление обществом может быть по договору возложено и на сторонних управляющих - юридических или физических лиц.

Значительными особенностями отличается правовое положение открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий. Эти АО регулируются специальным законодательством о приватизации, тогда как нормы Федерального закона «Об акционерных обществах» применяется к ним лишь субсидиарно Бушев А.Ю., Скворцов О.Ю. Акционерное право. - М., 1997. .

3.2 Производственные коо перативы

Производственный кооператив (артель) - это объединение лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов членов объединения.

В фирменном наименовании вместо слов «производственный кооператив» можно использовать слово «артель», поскольку законодатель считает их синонимами Тишанская О.В. Понятие предпринимательской деятельности // Правоведение. - 1999. -№ 1. - С. 68. .

Участниками производственного кооператива являются, по общему правилу, граждане. Наряду с ними участвовать в кооперативе могут и юридические лица, если это допускается уставом кооператива. Число членов кооператива не может быть менее пяти.

Кооператив образуется исключительно по решению его учредителей. Имущество, находящееся в собственности кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Членами кооператива могут быть граждане, достигшие возраста шестнадцати лет. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть членами кооператива наравне с гражданами Российской Федерации. Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по всем его обязательствам в порядке и размерах, установленных уставом и Законом «О производственных кооперативах». Единственно возможным учредительным документом кооператива может быть только его устав. Этим производственный кооператив отличается от АО, ООО, ОДО, которые не основаны на членстве, а лишь объединяют в уставном капитале свое имущество. Если хозяйственные товарищества представляют собой объединение труда (за исключением вкладчиков в товариществе на вере), а хозяйственные общества - объединение капитала, то производственный кооператив является объединением и труда и капитала: все члены кооператива обязаны внести паевой взнос, а также участвовать личным трудом либо принимать иное участие в деятельности кооператива. Член кооператива обязан внести к моменту регистрации кооператива не менее 10 % паевого взноса, а остальную часть - в течение года с момента регистрации. Число членов кооператива, внесших паевой взнос, но не принимающих личного трудового участия в его производственно-хозяйственной деятельности, не может превышать 25 % числа членов, которые лично участвуют в деятельности кооператива. Ограничена и возможность привлечения к производственной деятельности кооператива наемных работников, численность которых не может превышать 30 % за отчетный период. Эти ограничения не касаются выполнения работ по гражданско-правовым договорам. Иное участие членов производственных кооперативов может выражаться, например, в выполнении для кооператива подрядных работ, в оказании услуг по хранению его имущества, в предоставлении кооперативу в безвозмездное пользование своего имущества. Если в состав производственного кооператива входит юридическое лицо, то о его трудовом участии говорить не приходится. Зато юридическое лицо может принимать активное иное участие в деятельности кооператива, выполняя для него различные работы, услуги, предоставляя помещение, транспорт, линии связи и т.д.

Система кооперативных органов состоит из общего собрания его членов (высший орган), наблюдательного совета и исполнительных органов: правления и председателя. Члену кооператива принадлежит безусловное право выхода из его состава. Передача пая другому члену кооператива не требует согласия остальных участников. Переход пая к третьим лицам означает их прием в члены кооператива и возможен лишь по решению общего собрания. Исключение из членов кооператива возможно в качестве санкции за ненадлежащее исполнение членских обязанностей. Кооператив по единогласному решению его членов может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество.

3.3 Государствен ные и муниципальные предприятия

Специфика этих субъектов гражданского права состоит в том, что их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1 ст. 113 ГК). Поэтому они являются единственным видом коммерческих юридических лиц, которые имеют не право собственности на принадлежащее им имущество, а вторичное вещное право. Государственные и муниципальные предприятия являются унитарными, а их имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам. Таким образом, государственным (муниципальным) предприятием называется юридическое лицо, учрежденное государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо значимых товаров (производства работ или оказания услуг), имущество которого состоит в государственной (муниципальной) собственности.

Учредительными документами государственных и муниципальных предприятий являются решение собственника, как правило, его представителя в лице соответствующего органа Министерства имущественных отношений и устав.

Имущество государственного унитарного предприятия находится в федеральной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В состав имущества предприятия не может включаться имущество иной формы собственности.

Природа государственных и муниципальных предприятий находит свое выражение в их фирменном наименовании, которое должно содержать указание собственника их имущества. Другие средства индивидуализации государственных и муниципальных предприятий не отличаются от аналогичных средств иных коммерческих организаций.

В отличие от других предпринимательских юридических лиц, органы управления государственных и муниципальных предприятий, как правило, носят единоличный характер. Возглавляет предприятие руководитель (генеральный директор, директор), который назначается на должность и освобождается от должности собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК),

В настоящее время правовое положение государственных и муниципальных предприятий определяется ГК, а также рядом специальных нормативных актов, принятых по поводу отдельных разновидностей этих юридических лиц.

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения.

Такое предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (для муниципальных предприятий) и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли. При этом собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам такого предприятия, за исключением случаев субсидиарной ответственности по обязательствам обанкротившегося вследствие его указаний юридического лица.

Характер имущественной обособленности рассматриваемого предприятия определяется содержанием права хозяйственного ведения в соответствии со ст. 295 ГК. Собственник имущества унитарного предприятия имеет широкие полномочия по вопросам его деятельности.

До государственной регистрации унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, его собственник обязан полностью оплатить уставный фонд. Следовательно, поэтапное формирование уставного фонда для унитарных предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, не допускается.

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления

Правовое положение унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (федерального казенного предприятия), весьма специфично. С одной стороны, казенное предприятие создается для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно, осуществляет коммерческую деятельность. С другой стороны, оно может осуществлять свою хозяйственную деятельность за счет бюджетных средств, выделенных федеральной казной Геммерлинг Г., Ломакин О., Шленов Ю. Ваше дело. Практический курс предпринимательства. - М., 1997. - С. 153.. Таким образом, правоспособность казненного предприятия занимает промежуточное положение между правоспособностью коммерческой и некоммерческой организаций, т.е. такое юридическое лицо может быть условно охарактеризовано как «предпринимательское учреждение».

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, создается по особому решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (п. 1 ст. 115 ГК).

3.4 Некоммерческие организации

Некоммерческие организации - это организации, не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной задачи своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками. Такие организации могут подразделяться на:

Потребительские кооперативы - добровольные объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Учредителями потребительского общества могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, и юридические лица. Число учредителей не должно быть менее пяти граждан и трех юридических лиц. Порядок принятия решений об образовании потребительского общества определяется учредителями потребительского общества. Управление потребительским обществом осуществляют общее собрание потребительского общества, совет и правление потребительского общества. Члены потребительского общества не обязаны принимать личное трудовое участие в его деятельности, и не отвечают по его долгам.

Общественные объединения - некоммерческое объединение лиц на основе общности их интересов для реализации общих целей. Федеральный закон от 19.05.95 г. «Об общественных объединениях» к их числу относит: общественные организации; общественные движения; общественные фонды; общественные учреждения; органы общественной самодеятельности.

Религиозные организации - это объединения граждан, имеющие основной целью совместное исповедание и распространение веры и обладающее соответствующими этим целям признаками. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Для получения статуса юридического лица такая организация должна иметь в своём составе не менее 10 членов и быть зарегистрированной в установленном законом порядке.

Фонды. Фонд - некоммерческая организация, основанная для достижения общественно полезных целей путем использования имущества, переданного в ее собственность учредителями. Фонд - это организация, не имеющая членства. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Для достижения уставных целей фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью.

Учреждения. Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса (ст. 120 ГК РФ). Учредительным документом является только устав, утверждаемый собственником.

Ассоциации и союзы. Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями (ст. 121 ГК РФ). Граждане и государство не могут выступать участниками такого объединения. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере ив порядке, предусмотренных ее учредительными документами.

Подобные документы

    Понятие и признаки юридического лица. Коммерческие юридические лица. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Производственный кооператив. Унитарные предприятия. Некоммерческие юридические лица. Общественная организация, фонд, ассоциация.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2007

    Понятие, правоспособность юридического лица. Основные признаки коммерческой организации. Государственная регистрация юридических лиц. Представительства и филиалы. Ответственность юридического лица. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2012

    Понятие института юридического лица, его признаки и разновидности. Коммерческие юридические лица: хозяйственные товарищества и общества, производственный кооператив. Некоммерческие юридические лица: потребительский кооператив, общественные и религиозные.

    контрольная работа , добавлен 14.06.2015

    Юридические лица: понятие, признаки и классификация. Система юридических лиц в гражданском законодательстве России. Хозяйственные товарищества и общества. Некоммерческие, общественные и религиозные организации. Образование и прекращение юридических лиц.

    дипломная работа , добавлен 17.10.2011

    Гражданское и финансовое право. Хозяйственные товарищества и общества. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Порядок ликвидации юридического лица. Основания и способы прекращения права собственности. Порядок расторжения договора.

    контрольная работа , добавлен 06.09.2011

    Признаки юридического лица: имущественная самостоятельность, организационное единство, самостоятельная имущественная ответственность по обязательствам, выступление в гражданском обороте от своего имени. Филиалы и представительства юридического лица.

    реферат , добавлен 06.11.2014

    Понятие и признаки юридического лица, правосубъектность, образование и прекращение. Учредительные документы и государственная регистрация юридического лица. Правопреемство при реорганизации, ее порядок. Ликвидация юридического лица: понятие и основания.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2010

    Понятие, классификация юридических лиц. Коммерческие юридические лица: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия. Общественные и религиозные союзы, фонды, ассоциаци и другие виды некоммерческих организаций.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2011

    Понятие, сущность юридического лица. Общие предпосылки создания юридического лица, его правоспособность. Государственные, муниципальные и частные юридический лица. Основные организационно-правовые формы юридических лиц, их ответственность и ликвидация.

    курсовая работа , добавлен 08.07.2015

    Понятие и признаки юридического лица. Правоспособность (правосубъектность) юридического лица. Объем правоспособности юридического лица. Органы юридического лица. Виды органов. Наименование и место нахождения юридического лица. Создание юридического лица.

Публичные слушания как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления (Винник Н.В.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2016, N 5)

В статье рассмотрен один из механизмов прямого влияния населения на принятие органами местного самоуправления тех или иных решений, а именно механизм осуществления публичных слушаний, а также перечень вопросов, в обязательном порядке выносимых на такие слушания; указаны некоторые виды нарушений, часто имеющих место в ходе их проведения. Приведены примеры успешного использования публичных слушаний в процессе муниципального управления.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

"Арестантский залог": отдельные вопросы правоприменения (Терещенко Т.А., Ганюшин О.Е.) ("Закон", 2016, N 3)

Настоящая статья посвящена анализу проблемы, связанной с применением нормы п. 5 ст. 334 ГК РФ, согласно которому кредитор обладает правами залогодержателя ("арестантский залог"). Авторы анализируют судебную практику, изучают аргументы "за" и "против" того, чтобы требования по "арестантскому залогу" считались такими же привилегированными, как и требования обычного залогодержателя. По мнению авторов, для предотвращения злоупотреблений конструкцией "арестантского залога" необходимо дифференцированное отношение к различным основаниям наложения запрета на распоряжение имуществом.

Ответственность цедента перед цессионарием в рамках уступки требования (Рыжковская Е.А.) ("Вестник арбитражной практики", 2016, N 2)

Представленная работа посвящена исследованию проблемы ответственности цедента в рамках соглашения об уступке права требования. Основное внимание автора сосредоточено на всестороннем анализе новелл ст. 390 ГК РФ, вступивших в силу с 01.07.2014. Нормы указанной статьи регулируют ответственность цедента за действительность требования, передаваемого цессионарию, а также за исполнение его должником. Упомянутые выше новеллы касаются условий, которые должны быть соблюдены цедентом при совершении цессии. Автором предложена формулировка понятия недействительного требования, применительно к положениям ст. 390 ГК РФ. Выделен также перечень основных рисков цессионария при приобретении права требования.

Энергия как объект договорных отношений: к вопросу о понятии и правовой природе (Шведкова О.В.) ("Журнал российского права", 2016, N 7)

В работе рассматривается правовая природа энергии как объекта права и договорных отношений. Автор приводит противоположные мнения ученых о природе энергии, делает вывод о ее нематериальной природе. Он предлагает наделить энергию "опосредованной" оборотоспособностью, а под термином "энергия" понимать особый нематериальный объект права, обладающий экономической ценностью, в отношении которого у сторон договора возникают корреспондирующие имущественные права.

ЖИЛИЩЕ

Коммуналка: что изменилось? (Куцина С.) ("ЭЖ-Юрист", 2016, N 24)

В данной статье рассматривается правовое положение граждан, проживающих в коммуналках. Автор раскрывает понятие "коммунальная квартира", условия и порядок пользования коммунальными квартирами, а также их особенности по сравнению с отдельными квартирами. Отмечает особый порядок предоставления как в круге лиц, которым предоставляется освободившаяся комната, так и в самой процедуре предоставления и в способе определения лиц, имеющих право на получение освободившейся комнаты.

ФИНАНСЫ

Электронные денежные средства в Российской Федерации и Европейском союзе (Хрусталева А.В.) ("Банковское право", 2016, N 3)

В статье рассматриваются вопросы правового режима использования электронных денежных средств в Российской Федерации и Европейском союзе. Первая часть статьи посвящена понятию и признакам таких денежных средств, техническим особенностям их использования, специфике регулирования в российском праве. Во второй части изложены особенности правового режима электронных денежных средств в законодательстве Европейского союза.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Договор об оказании спортивно-зрелищных услуг (Матвеев И.В.) ("Безопасность бизнеса", 2016, N 2)

Статья посвящена особенностям заключения и исполнения договора оказания спортивно-зрелищных услуг. Определяя предмет договора, автор вводит понятие "спортивно-зрелищная услуга", рассматривает некоторые другие специальные термины. Детально изучает состав сторон договора, его конструкцию и особенности надлежащего исполнения обязательств сторонами.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Представители как субъекты налоговых преступлений (Ляскало А.Н.) ("Законодательство и экономика", 2016, N 6)

В работе рассматриваются спорные вопросы, связанные с признанием представителей физических и юридических лиц субъектами налоговых преступлений. Автор анализирует Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления" в части, касающейся вопросов ответственности представителей, а также материалы судебной практики по делам о налоговых преступлениях.

Уголовная ответственность по ст. 145.1 УК (Полубояров А.А., Фокин М.С.) ("Законность", 2016, N 6)

Авторы рассматривают положения ст. 145.1 УК РФ, предусматривающие ответственность за преступное нарушение трудовых прав граждан. С помощью сравнительно-правового анализа определены пределы предмета преступления, которым являются заработная плата, пенсии, стипендии, пособия и иные установленные законом выплаты; выработан подход в отношении влияния периода невыплаты на квалификацию преступления.

Эволюция института уголовно-правового воздействия на юридических лиц (Розовская Т.И.) ("Lex russica", 2016, N 4)

В статье рассмотрена проблема уголовно-правового воздействия на юридические лица, выражающегося прежде всего в форме введения для них уголовной ответственности. Актуальность темы обусловлена нерешенностью данной проблемы в российском уголовном праве, широкой дискуссией относительно необходимости введения подобного института, а также активным применением уголовной ответственности юридических лиц во многих зарубежных правопорядках. Автором рассмотрена научно-теоретическая концепция уголовной ответственности юридических лиц в российском уголовном праве, реализованная в одном из законопроектов, который, однако, еще не был принят на рассмотрение Государственной Думой, поскольку нуждается в доработке.

ПРАВОСУДИЕ

Как разорвать "обвинительную связку" между судом и правоохранительными органами? (Чупилкин Ю.Б.) ("Адвокатская практика", 2016, N 3)

Представленная статья посвящена проблеме преодоления устойчивой "обвинительной" практики по уголовным делам, прочно укоренившейся в работе органов российской судебной системы и правоохранительных органов. Автором рассматриваются причины формирования и устойчивости "обвинительной связки между судами и правоохранительными органами"; приведены некоторые примеры нарушений судами процессуальных норм; предложен комплекс мер по преодолению этого явления, включающий, в частности, изменение подходов к формированию судейского корпуса, изменение методов оценки качества работы судей, а также изменение принятых стандартов доказывания по уголовным делам.

Применимое право при арбитражном (третейском) разбирательстве (Леонтьева Н.В.) ("Арбитражный и гражданский процесс", 2016, N 5)

Статья посвящена исследованию вопроса о месте третейских судов в судебной системе Российской Федерации, а также о правовой силе судебных актов третейских судов. Автором рассматривается проблема оптимизации форм третейского разбирательства - с этой целью исследованы некоторые аспекты альтернативных форм судебного разбирательства, присущие зарубежным правопорядкам. Освещены также отдельные аспекты международно-правового регулирования данного вопроса.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации как участник уголовного судопроизводства (Ничипоренко А.А.) ("Администратор суда", 2016, N 2)

В представленном материале рассматриваются особенности правового статуса уполномоченного по правам человека на всех этапах уголовного судопроизводства. Автором проанализированы положения соответствующих нормативных актов - прежде всего, Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", а также Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Выявлено специфическое положение уполномоченного по правам человека в Российской Федерации среди участников уголовного судопроизводства.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Пилотные постановления ЕСПЧ: проблемы исполнения (Филатова В.) ("ЭЖ-Юрист", 2016, N 23)

В статье рассматривается правовая природа пилотных постановлений ЕСПЧ. Автор отмечает, что ЕСПЧ может предписывать государству осуществить меры индивидуального (устранение нарушений прав конкретного заявителя) и общего (затрагивают широкий круг лиц, направлены на устранение структурной проблемы в целом) характера. Он анализирует практику исполнения постановлений Европейского суда по правам человека, вынесенных против Российской Федерации.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!