Все для предпринимателя. Информационный портал

Как проверить декларацию по НДС (контрольные соотношения)? Как проверить декларацию по ндс.

Налог на добавленную стоимость считается одним из самых эффективных фискальных сборов в государственной бюджетной системе страны.

Наличие НДС в системе налогообложения - одно из требований для вхождения в ВТО и ЕС, что говорит о финансовой значимости налога.

С точки зрения администрирования и требования к отчетности НДС - самый сложный налог для любого бизнес-субъекта как в России, так и за рубежом. С другой стороны, предприятия и ИП могут отказаться от спецрежимов, существенно облегчающих налогообложение, ради НДС - работы с контрагентами по механизму вычета входящего НДС.

НДС официально признается косвенным налогом . На практике многие экономисты относят его к прямым и заявляют о многократном налогообложении конечного потребителя из-за НДС. Система вычетов входного налога сводит эту проблему к возможному минимуму, тогда как при действии налога с оборота происходило постоянное обложение одного и того же товара на всех ступенях производства и продажи. В случае с НДС такого не происходит, но происходит налообложение как доходов, так и расходов потребителя.

В поисках новых объектов для взимания налогов в двадцатом веке был изобретен НДС. Его создателем считается Морис Лоре - французский министр по экономике. После Франции налог быстро распространился по странам Европы.

Среди экономически развитых стран только США не ввели НДС в свою систему, они используют налог с продаж.

В России после распада СССР налог с оборота был аннулирован, вместо него в 1992 году стал действовать НДС по обособленному Федеральному закону №2813-1.

Затем налоговую систему России законодатели кодифицировали в Налоговый кодекс РФ, и во второй части этого сборника, действующего с 2001 года, глава 21 посвящена НДС.

Суть проверки

Камеральная проверка - это один из видов налогового контроля и, наряду с выездной проверкой, непосредственная и эффективнейшая возможность ФНС контактировать с налогоплательщиком и его деятельностью.

Отличие этой формы контроля от выездной в:

  • постоянстве - камеральная проверка проводится сплошным методом, т. е. анализу подвергается каждая поступившая в инспекцию декларация;
  • месте работы - инспекторы занимаются исследованием на территории инспекции;
  • основаниях - не требуется каких-либо специальных причин для проведения и издания решения начальника инспекции, как и оповещения налогоплательщика о начале проверки (если в итоге инспектор не выявит нарушения, субъекту не направляется результат, так как он даже не оформляется);
  • объекте - проверяются только документы.

Если инспектор обнаруживает ошибки, он просит представителя декларации дать пояснения и внести корректировки в документ дистанционно. В редких случаях налогоплательщика вызывают в здание инспекции.

Однако, несмотря на общие правила, инспектор вправе провести осмотр помещений заявителя - это право введено с 1 января 2015 года.

Что представляет проверка по НДС

Предметом контроля по НДС является декларация .

Последняя форма декларации определена в Приказе ФНС России №ММВ-7-3/558@ .

В новом бланке добавлены разделы, в которых требуется обозначить сведения из журнала счетов-фактур и книг продаж и покупок . Такие изменения в порядке заполнения дали налоговым инспекторам возможность сверять суммы по товарам и услугам между контрагентами - покупателями и продавцами. Такая сверка позволяет находить несоответствия и неправомерное заявление на вычеты.

В 2018 году декларация сдается только в электронном виде . Подача декларации в бумажной форме ведет к наложению штрафной санкции - не только за нарушения способа представления. В 2014 году были приняты положения, согласно которым такая декларация не признается поданной, а значит, имеет место нарушение в виде непредставления декларации - дополнительный штраф. Также просрочка подачи декларации на 10 дней после последнего дня для представления может повлечь замораживание счетов и электронных денег налогоплательщика.

В целях налогового контроля используются «Контрольные соотношения декларации по НДС», приведенные в Письме ФНС России 2015 года. Эти соотношения разрабатывало структурное подразделение ФНС - Управление налогообложением.

Документ содержит подробную таблицу для проверки сведений декларации по НДС с указанием каждого контрольного соотношения, нарушенного пункта законодательства при отклонении и последствиях этого.

Пример

  1. Контрольное соотношение : сумма строки 200 раздела 9 = сумме строки 260 раздела 9.
  2. Нарушение : статьи и НК РФ, пункт 8 раздела 2 приложения 5 Постановления №1137.
  3. Название нарушения : потенциальное занижение суммы налога к уплате.

Действия проверяющего в этом случае следующие :

  1. В случае обнаружения в процессе камеральной проверки ошибок в декларации или расчете по НДС либо несоответствия данных, указанных в поданных документах либо документах, имеющихся у налоговой инспекции, либо противоречия в отчетности, необходимо сообщить налогоплательщику об этом и потребовать предоставления пояснений в течение 5 дней либо внесения корректировок.
  2. Если строка 050 раздела 1 декларации заполнена, необходимо отправить налогоплательщику требование о предоставлении документов, удостоверяющих основания применения вычетов по НДС согласно статье 172 НК РФ .
  3. В случае выявления нарушения налогового законодательства необходимо сформировать акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 НК РФ .

Таким образом, детальному контролю подвергается каждое указанное лицом значение.

Среди частых ошибок в заполнении декларации:

  • неправильные коды видов операций - с июля 2016 года вступили в силу новые коды;
  • неполный вычет НДС по счет-фактуре - требуется предъявление полных сумм товаров, работ, услуг;
  • неправильные реквизиты счет-фактуры - счета-фактуры покупателей и продавцов должны быть идентичны во всем, иначе программное обеспечение налогового органа отменит несоответствие;
  • возвращение товара;
  • исправления в журнале счетов-фактур.

Сроки и период

Плательщики НДС отчитываются о своем хозяйствовании по завершении каждого налогового периода, которым признан квартал.

С началом 2015 года этим лицам позволено подавать декларацию на 5 дней позже, чем было прежде. Теперь декларация подается каждое 25 число месяца, идущего после квартала - 25 апреля, 25 июля, 25 октября и 25 января соответственно.

Со дня приема документа отдел камеральных проверок в срок до трех месяцев осуществляет проверку заявления - .

3 месяца - это предельный период для контроля . Он может быть и сокращен в некоторых случаях, как разъяснил Минфин в Письме №03-07-14/37233 в 2016 году. Минфин указал, что камеральная проверка может быть завершена досрочно, если подана декларация на возмещение НДС и налоговая инспекция не имеет по ней вопросов к налогоплательщику.

Обнаружение ошибок

В ответ на полученное электронное требование лицо обязательно высылает отчет о получении документа - квитанцию, не позднее 6 дней с даты отправки инспекцией требования . Нарушение срока также угрожает налогоплательщику блокированием банковских счетов и онлайн-кошельков.

Дача пояснений осуществляется в письменном виде тоже по электронному каналу с электронной подписью, почтовым письмом либо личным визитом. В любом случае требование необходимо исполнить не позднее 5 рабочих дней после его получения.

Внесение поправок подразумевает подачу декларации повторно - уточненной, с номером корректировки 1, 2 и т.д.

Истребование документов

Раньше список обстоятельств, когда налоговая инспекция требовала для проверки первичные документы, счета-фактуры и иные отчеты, касающиеся НДС, был узко ограниченный . В 2015 году ФНС получила более широкие возможности для истребования.

Новые основания для этого:

  • несоответствие между сведениями по одной и той же операции, сообщенными двумя налогоплательщиками;
  • несоответствие данных декларации в счетах-фактурах;
  • противоречия в декларации.

Проверка территории

Важнейшим новшеством порядка камеральных проверок является введенное с 2015 года полномочие осматривать территорию хозяйствования, помещения налогоплательщика, его имущества и территории контрагентов. Регламентация этого процесса приведена в статье 92 НК РФ .

Камеральная проверка перестала крепиться исключительно к зданию налогового органа.

перечисляет обстоятельства, при которых допускается осмотр :

  • ошибки, несоответствия и противоречия в отчетности, за которыми, возможно, скрывается попытка незаконного уменьшения налоговой базы;
  • в декларации заявлено возмещение НДС.

Для осмотра проверяющий инспектор формирует постановление, содержащее :

  • обоснование, мотивацию;
  • подпись начальника инспекции либо его заместителя.

Для непосредственного начала осмотра инспекторы проверяющей группы обязаны предъявить служебные удостоверения и постановление.

Дополнительные действия

Проверяющий инспектор имеет право и на другие контрольные мероприятия:

  • допрос свидетелей;
  • проведение экспертизы;
  • привлечение переводчиков, специалистов.

Налоговый мониторинг

Еще одним новшеством последних лет является форма налогового контроля в виде мониторинга, введенная тоже в 2015 году.

Этому контролю подвергаются, как и налоговым проверкам, правильность исчисления и своевременность перечисления налогов в государственную казну. К этим налогам относится и НДС.

Суть мониторинга - проверка документов организации в электронном режиме по добровольному заявлению .

Во время налогового мониторинга по данному предмету не могут производиться другие проверки - как камеральные, так и выездные. Исключения :

  • подача декларации с возмещением НДС;
  • подача уточненной декларации с меньшей суммой налога к уплате;
  • выявление нарушения налогового законодательства в процессе мониторинга.

Организации сами направляют документацию для контроля. Этим правом наделены только лица, имеющие большие обороты бизнеса: не меньше 3 миллиарда рублей доходов, 3 миллиарда рублей стоимости активов, общая сумма уплачиваемых налогов не меньше 300 миллионов рублей.

Результаты камеральной проверки

Если инспекция не находит нарушения в расчете и уплате НДС, то проверка автоматически закрывается . По ее итогам не составляются какие-либо акты.

В случае выявления нарушений инспектор формирует акт камеральной проверки до истечения 10 дней со дня завершения проверки и направляет субъекту контроля не позднее 5 рабочих дней с даты его составления.

Лицо - ИП или организация - знакомятся с содержанием акта и вправе представить возражения по его положениям на протяжении месяца со дня получения.

По прохождении этого срока начальник инспекции в течение 10 рабочих дней организует рассмотрение деталей проведенной проверки, представленных возражений. Обязательно осведомление заинтересованного лица о дне и месте проведения рассмотрения, так как налогоплательщик вправе присутствовать при этом. По результатам изучения начальник принимает решения о привлечении плательщика НДС к ответственности либо отказе в привлечении к ответственности.

Обычно возврат налога производится после камеральной проверки.

Приняты 3 варианта возврата :

  • зачет для погашения имеющихся у лица недоимки, пени, штрафов - по всем федеральным налогам и сборам;
  • учет для будущих налоговых сумм;
  • перечисление средств на счет налогоплательщика.

В пункте 2 указывает, что получение возмещения исполняется после окончания камеральной проверки декларации, в которой заявлена сумма к вычету.

Пункт 8 допускает непосредственное возмещение в ситуации заявительной процедуры.

Таким образом, возмещение происходит по двум схемам :

  1. Подача декларации, камеральная проверка в течение 3 месяцев + период рассмотрения материалов дела, если обнаружены ошибки, возврат.
  2. Подача одновременно декларации, гарантии банка и заявления о возмещении НДС, выполнение возврата в течение 12 дней, затем - камеральная проверка по декларации и другим документам. Если инспектор обнаружит ошибки и аннулирующие основания для вычета, будет организована процедура восстановления НДС.

"Практическая бухгалтерия "

Ознакомиться с содержанием номера
вы можете в разделе "Периодика"

По общим правилам вычет можно сделать, если приобретенные товарно-материальные ценности (работы , услуги):

Кроме того, у фирмы должны быть счета-фактуры, выданные поставщиком, а также расчетные и первичные документы, в которых сумма НДС выделена отдельной строкой.

Если хоть одно из этих четырех условий не выполнено, вычет по НДС сделать нельзя. По этим же правилам проверяют НДС и налоговики. Но в дополнение к ним у них есть и свои собственные методики, по которым они выявляют нарушителей.

Каким фирмам уделяют внимание

Привлекают к себе внимание налоговиков фирмы, изменившие место своей регистрации, которые предъявили к вычету значительные суммы НДС. Также с подозрением относятся к тем, кто резко увеличил вычеты по сравнению с предыдущими отчетными периодами.

Фирмы, перешедшие на упрощенную систему налогообложения или переведенные на уплату единого налога на вмененный доход , должны заплатить НДС, ранее поставленный к вычету, по остаткам товарно-материальных ценностей. Поэтому такие предприятия поставлены на контроль .

Проверяют и фирмы, которые занимаются экспортом, без исключения. Во-первых, это связано с тем, что участились случаи лжеэкспорта. То есть когда фирма товар за границу не вывозит, а по фальшивым документам, представленным в налоговую инспекцию, возмещает НДС из бюджета.

Во-вторых, экспортеры, если занимаются еще какой-нибудь деятельностью, но уже облагаемой НДС, должны вести раздельный учет операций по экспорту и внутренним поставкам. Иначе экспортную ставку НДС – 0 процентов – фирме применить не удастся.

По тем же причинам проверяют и фирмы, которые освобождены от НДС.

К некоторым налогоплательщикам проверяющие относятся с особым вниманием. К ним, в частности, относятся фирмы, которые:

  • единовременно предъявляют к вычету НДС свыше 5 000 000 рублей;
  • систематически отражают в декларациях вычеты, составляющие более 50 процентов от НДС, начисленного к уплате в бюджет;
  • имеют договорные отношения с фирмами, ранее участвовавшими в схемах необоснованного возмещения НДС.

Более подробно налоговики рассмотрели, как проверять :

  • налоговых агентов;
  • “освобожденцев”;
  • “упрощенцев” и “вмененщиков”.

Как проверяют налоговых агентов

Фирма должна заплатить в бюджет НДС в качестве налогового агента, если она:

  • покупает товары , работы или услуги у иностранной фирмы, которая не состоит на налоговом учете в России;
  • арендует муниципальное или государственное имущество .

НДС, который фирма уплатила в бюджет, можно принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). Но налоговики считают, что сделать это можно не раньше, чем фирма фактически получит и оплатит товары (работы, услуги). Кроме того, налоговики проверят , выписал ли налоговый агент счет-фактуру. Однако таких требований Налоговый кодекс не содержит (см. таблицу).

Как проверяют фирмы на “упрощенке” и “вмененке”

Налоговики требуют, чтобы фирмы при переходе на специальные налоговые режимы восстанавливали НДС по остаткам материалов и товаров, а также по недоамортизированным основным средствам. Однако Налоговый кодекс таких требований не содержит. Поэтому в случае спора у налоговиков мало шансов выиграть дело в суде.

Если же фирма переходит с “упрощенки” или ЕНВД на обычное налогообложение , то она может принять к вычету НДС по товарно-материальным ценностям, которые оплачены, но не списаны в производство .

Проверка счетов-фактур

Для расширенной камеральной проверки вычетов, указанных в декларации по НДС, налоговики могут в первую очередь запросить у фирмы книгу покупок и Главную книгу с оборотами по счету 68 “Расчеты с бюджетом” (субсчет “Расчеты по НДС”).

В дальнейшем уже для выверки самой книги покупок проверяющие могут затребовать и счета-фактуры, полученные фирмой от поставщиков.

Эти документы проверяют на правильность их заполнения, так как они должны содержать все показатели, указанные в пункте 5 и 6 статьи 169 НК РФ. Если какой-либо показатель отсутствует, налоговики могут уменьшить сумму НДС, предъявленную фирмой к вычету (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Кроме того, проверяющие обращают особое внимание на счета-фактуры:

  • выставленные поставщиками, с которыми ранее фирма не имела договорных отношений;
  • по товарно-материальным ценностям, не соответствующим профилю фирмы, за которые рассчитывались наличными деньгами или векселями (взаимозачетом, бартером).

Также подвергают проверке счета-фактуры с неразборчивым написанием ИНН поставщика и других обязательных реквизитов.

Если в ходе такой проверки будет выявлено, что счет-фактура выставлен несуществующим поставщиком, налоговикам рекомендовано обращаться в суд .

Для себя налоговики определили несколько признаков фальсифицированных документов.

Во-первых, их подлинность можно проверить по печати. Так, подложные счета-фактуры могут содержать печать :

  • проставленную под одним и тем же углом (результат распечатки на принтере сканированной печати);
  • на которой не указано месторасположение фирмы (город , район или субъект РФ);
  • которая не содержит номера свидетельства о регистрации (в этом случае возможны исключения).

Во-вторых, если в счетах-фактурах, полученных от одного и того же поставщика, содержится непоследовательная нумерация (например, счет-фактура от 20 мая 2003 г. № 107 и счет-фактура от 17 июня 2003 г. № 85).

В-третьих, подложным может быть документ , в котором:

И в-четвертых, это могут быть однотипные документы (то есть составлены на одних и тех же бланках одинаковым почерком), которые выставлены разными поставщиками.

Как проверить декларацию по НДС - такой вопрос стоит перед каждым бухгалтером перед ее сдачей. Для того чтобы выяснить, как проверять декларации по НДС, достаточно изучить контрольные соотношения показателей декларации по НДС. Где их найти и как осуществить проверку по методике, применяемой ФНС, расскажем в этой статье.

Зачем нужна проверка декларации по НДС

Проверку декларации по НДС стоит обязательно провести перед ее подачей в ИФНС, чтобы исключить наличие в ней ошибок и избежать подачи уточненки из-за неувязок в данных.

Как проверить декларацию по НДС? Налоговая служба установила контрольные соотношения (далее - КС), по которым инспекторы осуществляют их проверку, для облегчения проведения этой процедуры в ИФНС. Однако КС могут воспользоваться и налогоплательщики.Их можно найти в письме ФНС от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@, в его актуальной редакции .

В табличной части кроме формул содержится также информация о том, как инспектор будет квалифицировать обнаруженное нарушение и каковы будут его действия.

Однако проверка декларации по НДС по КС — это уже завершающий этап проверки. Поэтому прежде чем применять КС, налогоплательщику следует свериться бухгалтерские учетные данные. Как проверить декларацию по НДС по оборотке или иным учетным регистрам? Данные из этих регистров должны давать те цифры, которые попадут в декларацию:

  • по счетам 90, 91 — в части объема реализации по каждой налоговой ставке;
  • счетам 60, 62, 76 — в отношении соответствия сумм авансов и НДС, относящегося к ним;
  • по счету 19 — по суммам вычетов;
  • счету 68 — в части учета всех сумм НДС, участвующих в расчете и формирующих итоговый результат по декларации.

Рассмотрим как проверить декларацию по НДС по оборотке на примере.

Пример.

Бухгалтер ООО "Смайлик" заполнил декларацию по НДС и перед отправкой в ФНС решил сверить данные с бухучетом (ставка входящего и исходящего НДС равна 18%).

Важно! С 01.01.2019 года ставка НДС составляет 20%. Подробности см.

Для этого он сформровал анализ счета 68 субсчет НДС.

Также он проверил обороты по:

  1. Дт 62.1 х 18: 118 = Дт 90.3 = стр.010 разд.3;
  2. Кт 62.2 х 18: 118 = Дт 76 АВ = стр.070 разд.3;
  3. Дт 62.2 х 18: 118 = Кт 76 АВ = стр.170 разд.3;
  4. Кт 60 х 18: 118 = Дт 19.03 = стр.120 разд.3.

Также бухгалтер сверил отражение в декларации НДС корректировку реализации, т.к. был выставлен корректировочный счет-фактура на увеличение. Эту информацию бухгалтер зафиксировал в стр.040 - 090 разд.9.

Как проверить правильность заполнения декларации по НДС по КС? При анализе деклараций необходимые показатели рассчитывают по имеющимся в методике 44 формулам (в зависимости от статуса налогоплательщика и характера операций).

В их число входят и формулы для осуществления сверки значений между разделами 1-7 и 8-12:

  • Стр. 060 разд. 2 + стр. 118 разд. 3 + стр. 050 и 080 разд. 4 + стр. 050 и 130 разд. 6 = стр. 260 + стр. 270 разд. 9 (п. 1.27 КС) — если сумма НДС в разд. 9 будет больше, чем в разд. 2-6, то налоговая затребует пояснений.
  • Стр. 190 разд. 3 + стр. 030 и 040 разд. 4 + стр. 080 и 090 разд. 5 + стр. 060, 090 и 150 разд. 6 = стр. 190 разд. 8 (п. 1.28 КС) — потребуются объяснения налогоплательщика, если вычеты в разд. 8 будут меньше, чем в разд. 3-6.
  • Разд. 8: стр. 180 = стр. 190 (п. 1.32 КС) — сумма НДС к вычету должна совпасть с итоговым значением на последней странице раздела.
  • Разд. 9: стр. 200 = стр. 260; стр. 210 = стр. 270 (пп. 1.37, 1.38 КС) — сумма НДС к уплате должна совпасть с итоговым значением на последней странице раздела.
  • Если стр. 050 разд. 1 > 0, то стр. 190 разд. 8 — (стр. 260 + стр. 270 разд. 9) > 0 (п. 1.25 КС) — в том случае, если вычеты превысили сумму НДС к уплате, то сумму к возмещению надо указать в стр. 050 раздела 1, при этом сумма возмещения должна быть равна разности между всеми вычетами и исчисленным НДС.

При проверке деклараций, подаваемых налоговыми агентами:

  • НДС к платежу: стр. 060 разд. 2 = стр. 200 и 210 разд. 9 с указанием «06» в стр. 010 (п. 1.26 КС);
    НДС (право на вычет): стр. 180 разд. 3 = стр. 180 разд. 8 с указанием «06» в стр. 010 (п. 1.31 КС) — проверяется право налогового агента на вычет в соответствии с рекомендациями, изложенными в письме Минфина от 23.10.13 № 03-07-11/44418.

При проверке деклараций налогоплательщиков, освобожденных от уплаты НДС:

  • Стр. 030 разд. 1 = стр. 070 разд. 12 (п. 1.24 КС) — программа покажет ошибку, если компания укажет НДС в стр. 040 разд. 1 или в разд. 9; также ошибкой будет заполнение разд. 1 без заполнения разд. 12; также будет ошибка при заполнении вычетов в разд. 8.

При проверке деклараций компаний-импортеров:

  • Стр. 150 разд. 3 = стр. 180 разд. 8 с указанием «20» в стр. 010 (п. 1.29 КС).
  • Стр. 160 разд. 3 = стр. 180 разд. 8 с указанием «19» в стр. 010 (п. 1.30 КС) — здесь важным является правильное указание кодов: импорт из стран ЕАЭС — 19, из остальных стран — 20.

Итоги

Перед подачей налоговой декларации налогоплательщики и налоговые агенты должны побеспокоиться о том, как проверять декларации по НДС, чтобы у налоговиков не возникло вопросов. Декларация по НДС — документ объемный и может при заполнении приводить к техническим ошибкам в нем. Поэтому рекомендуется не только проверить ее на соответствие своим учетным данным, но и воспользоваться контрольными соотношениями, применяемыми ФНС. Так, при помощи нехитрых формул можно самому удостовериться, верно ли заполнена декларация и не потребуется ли позднее предоставлять пояснения в налоговую.

Бухгалтеры компаний, применяющих традиционную систему налогообложения, ежеквартально испытывают стресс, связанный с камеральными проверками. Налоговики сейчас «камералят» каждую декларацию. Эксперт по налогообложению и бухгалтерскому учету Ангелина Волконская рассказала БУХ.1С, в каком порядке проводится камеральная проверка по НДС российских компаний, и с какими сюрпризами может столкнуться бухгалтер в процессе.

Очередной квартал закончился, декларация по НДС оформлена и сдана в налоговую инспекцию, а вы собираетесь расслабиться? Забудьте! Ведь предстоит еще камеральная проверка декларации, по результатам которой налоговики могут выявить недочеты, несоответствия или ошибки. Особенно легко это сделать в свете технических возможностей инспекций проводить «перекрестные» проверки в отношении данных счетов-фактур, отраженных в разделе 8 декларации у покупателя и в разделе 9 – у продавца.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Налоговики сейчас «камералят» каждую представленную декларацию по НДС.

2. Декларацию могут проверять в течение трех месяцев со дня ее представления. Порядок и условия сокращения трехмесячного срока не предусмотрены НК РФ, но также и нет ограничений на завершение проверки до истечения этого срока.

3. Во время «камералки» возможно три варианта развития событий:

  • инспекцию все устроило, никакие документы и пояснения не запрашиваются;
  • инспекция потребовала представить пояснения или внести исправления в декларацию (представить «уточненку»);
  • инспекция потребовала представить определенные документы, отразив их список в письменном требовании.

4. За непредставление пояснений или представление их с опозданием предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 5000 рублей (20 000 рублей – за повторное в течение календарного года нарушение). Штрафа не будет, если бухгалтер вместо пояснений сразу внес исправления и представил в 5-дневный срок уточненную декларацию.

5. На то, чтобы подготовить и представить все документы, организации отводится 10 рабочих дней с момента получения требования. Если этого времени недостаточно, то компания может ходатайствовать о продлении срока, направив в инспекцию соответствующее уведомление.

6. Если по итогам камеральной проверки ИФНС не выявила фактов нарушения налогового законодательства, то акт не оформляется. И специально о завершении проверки организации сообщать не будут. Акт по итогам «камералки» направляется компании только в случае неблагоприятного исхода проверки.

7. Если компания не согласна с выводами инспекции по результатам проверки, то может составить письменные возражения. Представить их нужно в течение одного месяца со дня получения акта проверки. Налоговая инспекция рассмотрит возражения и примет окончательное решение по проверке, в котором возражения могут учитываться, а могут и не учитываться.

8. При несогласии с окончательными выводами инспекции фирма может обжаловать решение в региональном управлении ФНС, а затем и в арбитражном суде.

Поводом для пристального интереса со стороны проверяющих может послужить даже такое, казалось бы, безобидное действие, как внесение покупателем в декларацию, например, номера счета-фактуры «1», вместо «0001», который отражен в полученном документе. Хорошо, если эти недочеты действительно безобидные, а предоставленные пояснения удовлетворят налоговиков. Но ведь бывают и такие неточности, которые прямо влияют на сумму НДС, подлежащую уплате. В этом случае последствия могут быть весьма плачевными для компании.

Поэтому чтобы пройти камеральную проверку по НДС без потерь либо с наименьшими потерями, бухгалтер должен знать все о ее проведении.

Сколько длится проверка

Декларацию будут проверять в течение трех месяцев со дня ее представления (п. 2 ст. 88 НК РФ). Например, если компания 18 апреля представила декларацию по НДС, то камеральная проверка этой декларации в общем случае проводится с 19 апреля по 18 июля.

При этом действующим налоговым законодательством не предусмотрены порядок и условия сокращения трехмесячного срока. Однако проведение камеральной проверки, в которой заявлен НДС к возмещению, до истечения трех месяцев с момента представления деклараций налоговому законодательству не противоречит (письмо Минфина РФ в письме от 22.12.2015 № 03-07-03/75213). Это значит, проверка может завершиться и раньше.

Проверка на совесть: развитие событий

Итак, представление декларации по НДС всегда влечет за собой камеральную проверку. При этом возможно три варианта развития событий:

  • самый благоприятный вариант для компании: проверка прошла гладко, никакие документы и пояснения инспекция не запрашивала;
  • инспекция в ходе проверки потребовала представить пояснения или внести исправления в декларацию (представить «уточненку»);
  • инспекция потребовала представить определенные документы, отразив список в письменном требовании.

На первом варианте останавливаться не будем, так как тут и так все ясно.

При развитии событий по второму варианту следует знать, что налоговики могут потребовать от бухгалтера пояснения в строго определенных случаях (п.п. 3, 6 ст. 88 НК РФ). Так, требовать пояснения или внесения исправлений в декларацию (путем представления «уточненки») проверяющие могут в том случае, если они обнаружили:

  • ошибки в декларации;
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, которые имеются в инспекции, и получены ею в ходе налогового контроля.

Последняя причина наиболее популярна, поскольку такие несоответствия зачастую обнаруживаются при сопоставлении данных о счетах-фактурах, указанных в декларации проверяемой компании и в декларации ее контрагента. Причем виновным в несовпадении сведений о счетах-фактурах может оказаться не только покупатель, но и продавец.

Чаще причина несовпадений банальна – техническая ошибка, допущенная одной из сторон сделки при перенесении данных из счета-фактуры в книгу продаж или книгу покупок, и затем в декларацию. В этом случае бухгалтеру опасаться нечего, так как подобные недочеты обычно не влияют на сумму налога, отраженную в декларации. Но если несовпадение данных повлекло за собой снижение суммы НДС к уплате или завышение суммы НДС к возмещению, то, вероятнее всего, налоговики потребуют не пояснения, а документы (третий вариант, о котором мы расскажем немного позже).

Кроме того, потребовать пояснения или внесения исправлений в декларацию налоговики могут и при камеральной проверке декларации, в которой указаны льготируемые операции, а также уточненной декларации по НДС, в которой сумма налога по сравнению с суммой, указанной в первичной декларации, уменьшилась.

На то, чтобы подготовить, изложить свои пояснения письменно и представить их в ИФНС (либо представить «уточненку»), бухгалтеру дается пять рабочих дней. Законодательством не установлены форма и требования, в соответствии с которыми организация обязана представлять письменные пояснения, затребованные налоговой инспекцией в ходе камеральной проверки. Соответственно, представить их можно в свободной форме.

При этом с 01.01.2017 большинству плательщиков НДС пояснения следует направлять исключительно в электронном виде по специально установленному формату (за исключением пояснений относительно льготируемых операций). «Бумажные» пояснения будут считаться не представленными. Это связано с поправками, внесенными в п. 3 ст. 88 НК РФ Федеральным законом от 01.05.2016 №130-ФЗ. Данное правило не касается тех, кто имеет право отчитываться по НДС на «бумаге», в частности, это налогоплательщики, которые освобождены от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ.

Кстати, с этого года за непредставление пояснений или представление их с опозданием появилась ответственность в виде штрафа в размере 5000 рублей (20 000 рублей – за повторное в течение календарного года нарушение) по ст. 129.1 НК РФ. Штрафа не будет, если бухгалтер вместо пояснений сразу внес исправления и представил в 5-дневный срок уточненную декларацию.

Шпаргалка от ФНС

ФНС не утаивает, какие действия и какого поведения она ждет от компаний во время проведения камеральных проверок. Даже наоборот - рассказывает и "подталкивает" организации в нужном направлении.

Пару лет назад ФНС России в своем письме от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395 рассказала, как действовать фирмам, получившим требование о представлении пояснений в связи с выявлением во время «камералки» несоответствий.

Но прежде чиновники напомнили, что каждая операция, по которой установлено расхождение, будет «закодирована». Например, если код ошибки «1», то это значит, что:

  • запись об операции отсутствует в декларации контрагента;
  • контрагент не представил декларацию по НДС за аналогичный отчетный период;
  • контрагент представил декларацию с нулевыми показателями;
  • допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счет-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом.
Далее чиновники пошагово описывают действия, которые должна выполнить компания, получившая требование о представлении пояснений.

Итак, ей необходимо:

  • в течение шести дней отправить в ИФНС в электронном виде квитанцию о приеме требования (если этого не сделать, то через 10 дней со дня истечения срока ИФНС может заблокировать расчетный счет фирмы);
  • проверить правильность заполнения декларации, сверить запись, отраженную в декларации со счетом-фактурой, обратить внимание на корректность заполнения реквизитов записей, по которым установлены расхождения (даты, номера, суммовые показатели, правильность расчета суммы НДС в зависимости от ставки и стоимости покупок (продаж)). Если счет-фактура принимался к вычету по частям (несколько раз), необходимо также проверить общую сумму НДС, принятую к вычету по всем записям такого счета-фактуры, в том числе с учетом предыдущих налоговых периодов;
  • представить уточненную декларацию, если в процессе выполнения предыдущего пункта была выявлена ошибка, приводящая к занижению суммы налога к уплате;
  • представить пояснения с указанием корректных данных (если ошибка не привела к занижению налога к уплате). Правда, здесь чиновники рекомендуют также подать «уточненку», хотя это делать вовсе не обязательно.

Если бухгалтер после проверки не выявил ошибок, то он все равно должен сообщить об этом налоговой инспекции, о чем также сказано в вышеприведенном письме.

Дополнительно к пояснениям бухгалтер может приложить выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета, а также документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Какие документы могут запросить

Третий вариант – когда проверяющие запрашивают документы – является самым неблагоприятным. Понятно, что с представлением документов возрастают риски, что налоговики еще что-нибудь найдут.

Поясним, в каких случаях у компании могут потребовать документы во время камеральной проверки НДС. Перечень таких случаев ограничен:

  1. Компания представила декларацию с суммой налога к возмещению из бюджета. В этом случае налоговая инспекция вправе истребовать документы, которые подтверждают право на вычет НДС в соответствии со ст. 172 НК РФ (п. 8 ст. 88 НК РФ). Поэтому на практике бухгалтеры стараются не допускать подобных ситуаций, в чем им помогает законодательно установленная возможность переноса вычета на более поздние сроки.
  2. Сведения, указанные организацией в декларации, не совпадают со сведениями декларации, которую представил в ИФНС контрагент организации. Чтобы привлечь внимание налоговиков, несовпадения должны свидетельствовать о занижении НДС, подлежащего уплате. В этом случае у вас потребуют счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к соответствующим операциям (п. 8.1. ст. 88 НК РФ, письмо ФНС России от 16.09.2015 № СД-4-15/16337). Помимо этого инспекторы могут потребовать и копии книги продаж, книги покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (письмо ФНС России от 10.08.2015 № СД-4-15/13914).
  3. Компания применяет льготу по НДС. Такие организации должна быть готовы к тому, что в рамках камеральной проверки у них попросят документы, подтверждающие право на применение льгот. При этом льготами не являются операции, которые не признаются объектом налогообложения или освобождены от него без предоставления преимущества определенной категории лиц. Поэтому налоговики не вправе требовать документы, подтверждающие правомерность исключения таких операций из налоговой базы (письмо ФНС России от 22.12.2016 № ЕД-4-15/24737).
  4. Организация представила уточненную декларацию по НДС по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной отчетности за соответствующий период (п. 8.3 ст. 88 НК РФ). В этом случае налоговики могут потребовать не только первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях декларации. Придется представить и аналитические регистры налогового учета, на основании которых были сформированы указанные показатели до и после их корректировки.

Много документов? Сроки можно продлить

На то, чтобы подготовить и представить все запрошенные налоговиками документы, организации отводится 10 рабочих дней с момента получения требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Если этого времени недостаточно (например, из-за большего объема документов или по причине нахождения бухгалтера в отпуске), то компания может ходатайствовать о продлении срока, направив в ИФНС уведомление, в котором:

  • объясняются причины невозможности представления документов;
  • указывается срок, в который документы могут быть представлены.

Но сделать это нужно достаточно быстро – в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения требования о представлении документов. Правда, подача такого уведомления не гарантирует положительного исхода дела, но обычно налоговики идут компаниям навстречу, соглашаясь продлить срок.

О принятом решении ИФНС сообщает фирме в течение двух дней со дня получения уведомления.

НДС начислят, а вычеты не заметят

Ни для кого не секрет, что задача инспектора состоит в том, чтобы выявить ошибки, которые повлекли за собой снижение суммы НДС к уплате.

То есть налоговики, в первую очередь, будут искать операции, не попавшие в налоговую базу, и вычеты, подтвержденные дефектными документами (либо вовсе не подтвержденные соответствующими документами). И вряд ли они обратят внимание на то, что какой-нибудь счет-фактура не был зарегистрирован в книге покупок и, соответственно, его показатели не попали в «налоговые вычеты». Но даже если и обратят на это внимание, то в акте проверки уж точно не отразят, дабы не занижать свои «заслуги» в виде доначисленной суммы налогов и санкций.

Но правы ли они будут? Как показывает судебная практика, вопрос этот спорный.

С одной стороны, применение вычета по НДС – это право, а не обязанность. А о своем праве компании заявляют путем отражения вычетов в декларации. И если вычет не был отражен в «первичной» декларации, то у них есть возможность отразить его в уточненной декларации. Следовательно, фирма не может обязать инспекцию включить в акт неотраженные ею вычеты. Такой вывод сделан, например, в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 29.04.15 № Ф06-23365/2015, ФАС Дальневосточного округа от 03.06.2014 № Ф03-1817/2014, ФАС Северо-Западного округа от 26.02.2013 по делу N А56-49359/2011.

В то же время есть судебные решения с противоположным выводом. Например, Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 09.07.2015 № Ф07-4290/2015 отметил, что наличие у налогоплательщика права на самостоятельное применение вычетов путем их декларирования не освобождает ИФНС от обязанности определения в рамках проверки суммы налогового обязательства, действительно подлежащего уплате в бюджет.

Таким образом, рассчитывать на то, что неучтенные вычеты попадут в акт проверки, все же не стоит, ведь даже у судов на этот счет нет единого мнения.

По итогам проверки - акт. Но не всегда

Если по итогам камеральной проверки ИФНС не выявила фактов нарушения налогового законодательства, то акт не оформляется. И специально о завершении проверки (если речь не идет о декларации по НДС с применением заявительного порядка возмещения налога по ст. 176.1 НК РФ) организация не уведомляется, поскольку такой обязанности в НК РФ не содержится (письмо УФНС России по г. Москве от 21.05.2009 № 20-14/4/051403).

Поэтому если три месяца со дня подачи декларации прошло, и от инспекции не поступило ни требований, ни акта, то можно считать, что «пронесло».

Таким образом, акт будет направлен компании только в случае неблагоприятного исхода проверки.

Если бухгалтер не согласен с выводами акта, то он может составить письменные возражения.

Представить их нужно в течение одного месяца со дня получения акта проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ). Налоговая инспекция рассматривает возражения и принимает окончательное решение по проверке, в котором возражения могут учитываться, а могут и не учитываться.

При несогласии с окончательными выводами инспекции фирма может обжаловать решение в региональном управлении ФНС, а затем и в арбитражном суде.

Небольшие погрешности в начислении НДС со стороны организации могут быть восприняты налоговой инспекцией как попытка обмана государства. Банальная, даже незначительная, ошибка в начислении может обернуться для предприятия . При серьезных недоплатах возможны судебные разбирательства.

Именно поэтому сотрудники бухгалтерии стараются особо тщательно следить за правильностью начисления. Для проверки они используют различные способы. И сегодня мы расскажем вам, как проверить НДС онлайн и без использования интернета, кто проверяет статистику по ввозному НДС в РФ, как проверить регистрацию плательщика по базе и о других важных нюансах.

Как самостоятельно проверить НДС

Условно проверить исчисление НДС можно двумя путями: самостоятельно и при налоговой проверке. У контролирующих органов свои способы. Внутренняя бухгалтерия использует несколько методов.

Самостоятельно проверять правильность расчета налога на добавленную стоимость нужно такими путями:

  • По авансовым платежам
  • Проверкой по продажам
  • По оборотно-сальдовой ведомости
  • Анализом расчетов по книгам покупок.

Своевременный мониторинг правильности исчисления позволяет избежать множества проблем. Это правильный подход, но он совсем не обещает быть простым и быстрым.

Данный видеоролик расскажет, как проверить плательщика НДС:

По общему обороту по продаже продукции

При таком способе проверки легко определить ошибки в расчете НДС. Сам процесс не сложен, но требует много времени, внимательности и усидчивости. Требуется проанализировать все записи о следующих операциях:

  • документация об авансовых платежах
  • возврат поставленных на учет товаров
  • информация о исполнении своих обязательств налоговыми агентами
  • документы о получении любых средств, увеличивающих налоговую базу
  • данные о получении средств при продаже, оказании услуг или выполнении работ,в том числе и для своих нужд, при передаче имущественных прав.

В расчет не берутся операции, не подлежащие налоговым отчислениям. Все остальные данные необходимо тщательно просчитать. Анализ данных по книге продаж всегда должен проводиться совместно с документациями о покупках.

По книге покупок

При подсчете НДС по книге покупок можно определить сумму средств, подлежащих вычету. Для плательщиков НДС этот документ обязателен, а при самостоятельной проверке бухгалтеру нужно учесть такие позиции:

  • Авансовую документацию
  • Командировочные расходы
  • Счет-фактуры от продавцов
  • Корректировочные счет-фактуры
  • Расходы на СМР для собственных нужд
  • Таможенную декларацию и сопутствующие документы
  • Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Полученные данные обязательны для правильного расчета НДС. Они позволяют определить сумму вычетов, уменьшающих размеры налога, но должны быть подтверждены документально.

По оборотно-сальдовой ведомости

Для правильного подсчета нужно сравнить дебетовые данные на субсчетах 60.2 и 62.1, учесть кредитные расчеты (60.1 и 62.2). Определить сальдо перечисленных счетов на момент завершения налогового периода, свериться с книгами покупок и продаж. Дополнительно нужно проверить НДС по авансам и приобретенным ценностям. При правильном расчете данные по субсчетам дебета и кредита будут совпадать с продажами и покупками. В противном случае нужно проверять правильность внесения информации в продажах, покупках и авансовых платежах.

Давайте узнаем, как проверить НДС с полученных авансов.

По авансовым платежам

Авансовые платежи, подлежащие обложению НДС, требуют особого внимания. У бухгалтерии часто возникают вопросы относительно расчетов. Особенно часто это происходит, если аванс и отгрузка товара происходили в один и тот же налоговый период.

Ряд приказов Минфина подразумевает отдельные расчеты по авансу и остальной сумме, подлежащей оплате. В некоторых случаях допустимо не оформлять на авансовый платеж счет-фактуру. Это происходит в случае оплаты аванса и отгрузки товара в один день. Также иногда практикуют отказ от исчисления НДС с аванса при разнице с отгрузкой не более 5 дней.

ФНС России рекомендует избегать такой практики, чтобы исключить ненужные вопросы при проверке. Налоговая база от своевременного исчисления НДС не увеличивается, поэтому его правильное документальное проведение предотвращает спорные ситуации с контролирующими органами. При этом требуется обязательно учитывать не только оплаченные авансы, но и полученные.

О том, как налоговики (налоговая) проверяют , расскажем ниже.

О том, как получить вычет по НДС, а после проверить его начисление, расскажет это видео:

Проверка через налоговую

При составлении документации по НДС нужно быть предельно внимательными, они тщательно изучаются налоговыми органами. Также декларации будет проверятся и при камеральной проверке. Первым делом специалисты проверяют представленные декларации и определяют насколько корректно сформирована налоговая база, особое внимание уделяя отчислениям по отгрузкам.

Обязательно учитываются такие нюансы:

  • Продажа и покупка задолжнностей
  • Договора уступки финансовых прав
  • Безвозмездная передача имущества
  • продажа имущества облагаемого НДС
  • Получение прибыли по договорам с контрагентами
  • Цена продукции, не подлежащей налогообложению.

Эти данные сравниваются с информацией из представленной декларации. Обязательно исследуется соответствие номеров, дат и других данных счет-фактур организации с их записями в соответствующие документы. Также анализу подлежать все авансовые платежи и итоговая правильность заполнения декларации.

Всем предприятиям-плательщикам НДС необходимо знать, что полномочия проверяющих налоговых органов расширились. Теперь они, согласно закону №134-ФЗ могут провести углубленную проверку при предоставлении документов на возмещение налога из бюджета. Для предотвращения неприятных последствий необходимо устраивать тщательную самостоятельную проверку правильности исчисления НДС перед подачей документации в налоговую.

О том, как проверить НДС и как применять коды по налогу, расскажет видео ниже:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!