Все для предпринимателя. Информационный портал

Факторы и принципы размещения производительных сил. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил региона

Принципы размещения производительных сил, как и закономерности, имеющие важное значение. Они являются проводниками воплощения в практику требований закономерностей и за период существования менее длительные. Эти принципы выражают потребности определенного исторического этапа развития общества. Со сменой времени закономерности сохраняют свое действие, а принципы определяются на новый период.

Принципы - это кратко сформулированные обществом основные положения, которыми руководствуется государство и субъекты хозяйствования в проведении экономической политики в размещении производительных сил и развития регионов. К важнейшим из них целесообразно отнести следующие:

Одним из главных является принцип рационального размещения производства. Суть этого принципа заключается в том, чтобы при размещении объектов достигалась высокая эффективность народного хозяйства. Рациональное размещение производства предусматривает:

Приближение производства к источникам топлива и воды;

Приближение трудоемких отраслей к районам и центрам сосредоточения трудовых ресурсов;

Приближение массового производства мало транспортабельной продукции к местам ее потребления;

Ликвидация (избежания) встречных перевозок однотипной сырья, топлива, готовой продукции из одного региона в другой;

Ограничение чрезмерной концентрации промышленности в крупных городах, преимущественное размещение новых промышленных объектов в малых и средних городах;

Охрана природы и обеспечение комфортных экологических условий проживания населения.

Принцип комплексного размещения производства следует из одноименной закономерности. Согласно с этим принципом размещения объектов предусматривает: 1) комплексное использование природных ресурсов и отходов их переработки; 2) рациональное использование трудовых ресурсов различных возрастных групп мужского и женского пола; 3) установление эффективных производственных связей между предприятиями; 4) создание единой производственной и социальной инфраструктуры с целью обслуживания локальных производственных комплексов и населенных пунктов.

Принцип сбалансированности и пропорциональности размещения производства предполагает соблюдение сбалансированности между производственными мощностями и объемом производства, с одной стороны, и наличием сырьевых, топливно-энергетических, трудовых, сельскохозяйственных ресурсов - с другой; соблюдение пропорциональности между отраслями специализации, вспомогательными и обслуживающими, между добывающей и обрабатывающими звеньями производства, а также между производственной и социальной сферой и тому подобное.

На основе принцип внутригосударственного и международного территориального разделения труда страна и регионы должны развивать те отрасли производства, для которых складываются лучшие условия: затраты труда являются самыми низкими и окружающей среде наносится минимальный вред, а их продукция является конкурентоспособной и пользуется постоянным спросом в международном и внутригосударственном рынках. Требование этого принципа значительно влияет на определение отраслей специализации хозяйства регионов Украины. Наша страна имеет большие возможности выхода на мировой рынок продукции агропромышленного комплекса, машиностроения, химической, металлургической и других отраслей промышленности.

Принцип ограниченного централизма предопределяет органическое сочетание интересов страны и ее экономических регионов. При этом предусматривается создание условий для развития производительных сил в регионе с целью повышения уровня его социально-экономического развития. Однако развитие каждого региона не должен вступать в противоречие с государственной региональной политикой, которая разрабатывается с учетом общегосударственных интересов, что является приоритетными.

Принцип выравнивания уровней экономического развития районов и областей. В связи с различными природными, историческими и экономическими условиями регионы Украины, как и других каин, делятся на регионы с низким, средним и высоким уровнем развития. Эти группы отличаются социально-экономическими проблемами. Особого внимания заслуживает первая группа регионов, где остро ощущаются социальные проблемы (сравнительно низкая зарплата и низкий жизненный уровень, возникновения трудовых миграционных потоков, усиление демографического кризиса и проч.). Выполнение указанного принципа предусматривает сближение территорий по интегральными показателями, характеризующих конечную результативность их хозяйственной деятельности (например, валовая добавочная стоимость на душу населения). Реализация этого принципа основывается на всестороннем развитии региональной интеграции, использовании преимуществ территориальной концентрации производства.

Принцип обеспечения экологического равновесия предусматривает формирование экологобезопасного типа хозяйства. Рациональное использование природно-ресурсного и трудового потенциала региона. При выборе возможных вариантов размещения производства преимущество предоставляется тем из них, которые не создают экологической напряженности на определенной территории. Таким образом, научное обоснование и реализация на практике принципов размещения производительных сил достаточно актуален. Они должны быть положены в основу государственной региональной социально-экономической политики, включающей политику центра и политику регионов, в процессе разработки и осуществления которой порой возникают определенные коллизии, особенно в отношении разграничения общегосударственных и местных ресурсов.

На развитие размещения и производство влияют разнообразные факторы. Факторами размещения производительных сил и развития экономики регионов называют совокупность аргументов (причин), обусловливающих выбор места простого расположения отдельных предприятий, их групп и отраслей. Различают следующие группы факторов: сырьевые - количественные запасы и качественный состав природных ресурсов, условия их эксплуатации и использования, климатические, гидрогеологические, орографические и др.; экологические - природоохранные, комплексного использования ресурсов и факторы обеспечения благоприятных экологических условий для жизни и деятельности населения; технические - достигнутый и возможный в перспективе уровень техники и технологий; социально-демографические - обеспеченность производства трудовыми ресурсами, состояние производственной и социальной инфраструктуры; экономические - стоимость капиталовложений, сроки строительства, эффективность производства, назначение и качество продукции, производственные связи, экономико-географическое и транспортное положение и ни. Вместе с тем трансформация общества, переход к инновационной экономике изменяет состав и соотношение важности факторов регионального развития. Совокупность факторов соответствующим образом группируется и оценивается. Есть мысли относительно распределения факторов на: а) объективные и субъективные; б) консервативные и прогрессивные.

объективных факторов относим те, которые существуют вне человека: экономико-географическое положение (ЭГП), природно-ресурсный потенциал (ПРП) и др субъективных - те факторы, которые могут быть задействованы и учтены (или не учтены) человеком в зависимости от его воли, например, административно-территориальный фактор.

В региональной экономике более рациональным и реалистичным является деление факторов на консервативные и прогрессивные. консервативные следует отнести ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и трудовые ресурсы, вмешательство государства (административный) и тому подобное. Комбинация таких факторов очень влияет на региональную экономику. Учет только этих факторов носит инерционный характер, не предлагает для экономики регионов новых направлений роста и тем самым откладывает на неопределенный срок использование современных инвестиционно-инновационных форм развития. Поэтому более привлекательным является использование прогрессивной комбинации факторов, которые составляют желаемые ориентиры развития экономики региона, рыночные критерии, тенденции мировой экономики. К прогрессивных факторов мы относим: научно-технический прогресс, инновационные формы территориальной организации, неправительственные, в том числе иностранные инвестиции, финансовые ресурсы, внешняя конкуренция, рыночная конъюнктура, рыночные институты и тому подобное.

Накопление потенциала этих факторов зависит от институциональных преобразований антимонопольного регулирования рынка, совершенствование законодательной базы. В реальной жизни перспективы развития экономики региона находятся десть посередине (рис. 5.4).

Рис. 5.4. в

Трансформация экономики государства, в том числе и экономики регионов, предполагает изменения в мотивациях субъектов экономической деятельности, порождает в их деятельности конкурентные истоки, какие из желаемых становятся необходимыми, а отсутствие конкуренции снижает действие всех факторов. Для изучения их целесообразно объединить в сырьевые группы: природно-географические, демоекономічні, социально-экономические, технико-экономические и геополитические.

Природно-географические факторы включают рельеф, климат, минеральные, водные, лесные, рекреационные ресурсы и их экономическую оценку. Для рационального размещения производительных сил необходимо определить наличие тех или иных ресурсов и потребности в них общественного производства, охарактеризовать рельеф с точки зрения его благоприятности для ведения строительства и возможности использования земель для сельского хозяйства, климатические условия для специализации растениеводства, минеральные, водные и лесные ресурсы для промышленного производства. Современное использование природных ресурсов Украины является чрезмерно интенсивным. Поэтому в перспективе необходимо обеспечить радикальные меры относительно их рационального использования и сохранения природной среды.

Демоекономічні факторы. В эту группу включают наиболее весомые факторы, влияющие на размещение производства и его отраслевую структуру: общую численность населения региона, его половозрастная структура, режим воспроизведения, размещение по месту проживания, количество экономически активного населения, их размещение по территории и занятость в отраслях народного хозяйства и качественную характеристику. Всесторонний анализ демоекономічних факторов дает основания для определения трудозабезпеченості регионов и возможностей размещения на их территориях новых производств или целесообразности сокращения действующих в связи с ухудшением экологической ситуации или их низко рентабельностью. Особое значение демографический фактор имеет для размещения сложных и точных производств, которые требуют наличия высококвалифицированных инженерно-технических кадров. Как правило, они сосредоточены в крупных городах.

Определенное влияние на размещение предприятия имеет также наличие резервов женских трудовых ресурсов в районах и центрах тяжелой промышленности. Особенно эта проблема обостряется в условиях углубления экономического кризиса. Значительное негативное влияние на развитие производительных сил в регионах должно порождение демографического кризиса, сокращение общей численности населения страны, уменьшение доли трудоспособного населения и увеличение количества людей пенсионного возраста.

Социально-экономические факторы. Данная группа факторов связана с уровнем развития социальной инфраструктуры, отрасли которой удовлетворяют потребности населения в образовании, здравоохранении, науке, культуре, сфере услуг и жилищно-коммунальном обслуживании. Развитие производства и его рациональное размещение невозможно без создания мощного инфраструктурного комплекса и внутрірегіональної сбалансированности в экономическом и социальном развитии на уровне как региона, так и городских и сельских поселений.

Технико-экономические факторы. Это особая группа факторов, связанная с развитием научно-технического прогресса. ее влияние на развитие и размещение производства значительно зависит от темпов развития научно-технического прогресса в мире и, конкретно, в той или иной стране. Быстрое внедрение его достижений в практику хозяйствования существенно меняет характер размещения различных отраслей промышленности, а также организацию работы транспорта и строительства. Так, строительство энергоемких предприятий ранее концентрировалось рядом с мощными электростанциями, поскольку еще не была разработана технология передачи электроэнергии на большое расстояние. Теперь этот ограничивающий фактор утратил силу том, что электроэнергию можно передавать на сотни и тысячи километров до ее потребителей. Внедрение результатов научно-технического прогресса обеспечивает снижение трудо-, фондо - и материалоемкости производства, эффективное использование всех видов ресурсов, усиливает развитие рациональных межотраслевых и внутриотраслевых связей.

Геополитические факторы имеют растущее влияние на развитие и размещение производительных сил. К этой группе относят особенности экономико-географического положения страны и ее регионов, конкурентные преимущества отечественного производства товаров и их реализации на мировом рынке, развитие различных форм внешнеэкономических связей страны и отдельных регионов. Геополитические факторы влияют на развитие интеграционных экономических связей Украины с другими странами, на усиление ее участия в международном разделении труда. Под ее влиянием формируется модель производственно-инвестиционных связей, в которой наряду с внешней торговлей усиливается сотрудничество в развитии научно-технического сотрудничества. Вместе с тем стоит отметить, что для полного глубокого анализа современного уровня регионального развития необходимо учета исторических факторов, потому что без прошлого нет настоящего и будущего. Для учета исторического фактора особую ценность имеют письменные памятники в виде законодательства, государственных и частных актов, публицистических доработок, статистических отчетов, картографический материал и традиции, которые сохранились в народе и передаются из поколения поколению.

Отметим некоторые исторические документы, которые наглядно характеризуют экономику различных территорий в прошлом: 1) описания природных условий губернии (местности, климата, земельных угодий), стихийных бедствий (землетрясений, бурь, наводнений); 2) различные демографические сведения (численность населения, половой состав, размещение по городам и уездам, структура по состоянию и вероисповеданию населения); 3) характеристика состояния сельского и лесного хозяйства (посевы и урожаи зерновых, некоторых технических и овощных культур; данные по животноводству, садоводству, виноградарству, рыболовству, звідництву; данные о запасах хлеба и продовольственные состояние населения, способы ведения хозяйства, земельные отношения в прошлом); 4) вопросы характеризующие развитие отраслей промышленности и промыслов (сведения о фабрики и заводы, численность рабочих); 5) сведения о торговле: ярмарки, цены на хлеб и другие товары, а для приграничных территорий - о ввоз и вывоз товаров, таможенные показатели; 6) вопросы состояния отраслей социальной сферы (народное образование, здравоохранение, ветеринария и др). Кроме этих разделов давались материалы о деятельности различных обществ, земских и городских учреждений, о рекрутську и военную повинность, о деятельности административно-полицейских учреждений, о дворянские и городские выборы, о борьбе с пожарами, другое. Значительный интерес представляют собой картографические, статистические материалы, актовые документы - политические, социально-экономические, юридические и др. Взглянуть на прошлое регионов позволяют не только основные, чисто исторические науки, но и такие науки, как экономическая история, экономическая география, этнография, палеографія тому подобное.

Важное значение для активного участия Украины в международном разделении труда имеет ее достаточно выгодно экономико-географическое положение. Украина еще недостаточно использует преимущества транзитного положения своей территории между странами Европы и Азии. Она расположена вблизи высокоразвитых государств Западной Европы, в непосредственной близости к России, Беларуси, и стран Восточной Европы. Морской транспорт обеспечивает связи со странами Средиземноморья, Ближнего Востока и другими странами дальнего зарубежья. Фактор экономико-географического положения (ЭГП) определяют как совокупность пространственных отношений любого объекта региональной экономики (предприятия, региона, местности, страны, группы стран) к тому, что находится за его пределами и имеющий для этого объекта определенное экономическое и социальное значение (другие страны, регионы, города, предприятия, дороги, природные объекты, реки, моря и тому подобное).

ЭГП изменяется с изменением социально-экономических и политических обстоятельств. Этот фактор оценивается по трем уровням: макро-, мезо-, и микроуровень. Макроположення - это отношение объекта к крупных регионов и стран, мезоположення - отношение к сравнительно небольших регионов или других регионов и областей данной страны. Мікроположення - отношение к водных объектов, форм рельефа, городов, транспортных магистралей, рынков сбыта продукции.

ЭГП оценивается количественно, и по результатам такой оценки, а также по характеру пространственного окружения экономико-географическое положение называют промышленным или сырьевым, демографическим, транспортным, аграрным, рекреационным, перспективным и тому подобное. Количественная оценка определяется по формуле А.П. Голикова:

где Г] - величина признака объекта (например, объем промышленного производства в регионе, центре);

Ри - объемы промышленного производства в окружающих регионах (центрах);

Яу - расстояние между исследуемым объектом и объектом за его пределами;

Потенциал (аграрный, промышленный, транспортный, рекреационный и др.) объекта исследуется.

Благодаря фактору ЭГП регион, страна, город имеют (или не имеют) определенные экономические преимущества. В условиях рыночной экономики благодаря ЭГП могут создаваться свободные экономические зоны, приграничные территории, территории порто-франко и др. ЭГП различают по масштабам и видам (рис. 5.5).

Рис 5.5. в

Критериями оценки ЭГП являются:

Полезность (рентабельность) за минимум расходов на экономическую деятельность по сравнению с другими регионами;

Рыночная позиция - наличие условий создания поддержки долгосрочных конкурентных преимуществ.

Успешное решение регионами социально-экономических задач требует привлечения такого фактора, как совершенствование административно-территориального устройства и управления государством и ее регионами.

Функции территориального управления хозяйством охватывают прогнозирование (планирование), оперативное регулирование, координацию (согласование), учет (статистику, информатизацию) и контроль. Для их успешной реализации по территории необходимы организационные формы в виде административно-территориального устройства, системы соответствующих органов управления.

Территориальное развитие должен отражать тесную консолидацию национального хозяйствования в едином экономическом пространстве при рациональном разделении труда с проявлением максимальной самостоятельности, самофинансирования и самоуправления регионов.

Административно-территориальное деление страны, как организующий инструмент управления территорией, играет важную роль в регулировании хозяйственного развития, социально-культурного строительства и осуществлении других функций государства (правоохранительной, оборонной, безопасности и др.). Вместе с действующими в его пределах органами государственной власти и местного самоуправления оно образует территориально-организационную систему, которая определяет устойчивость и эффективность управления страной. В последнее время большое значение приобретают вопросы становления самоуправления в Украине, выбора оптимальной системы организации власти на местах. В мире существуют различные системы самоуправления: англо-американская (англосаксонская), континентальная (романо-германская), иберийская (латиноамериканская), советская. На начале в Украине была введена континентальная (европейская) модель формирования местной власти, но жизнь вносит свои коррективы, поэтому процесс определения функций и компетентности местных органов власти, особенно в сфере финансов и собственности продолжается дальше. Возможен и украинский вариант местного самоуправления, если будут найдены чисто украинские подходы, например, к процедуре формирования местных органов власти, государства и определения границ их компетенции и ответственности.

Вся административно-территориальная система призвана активно способствовать комплексному развитию регионов, координуванню и контроля деятельности расположенных в них предприятий и учреждений, организации территориального планирования и самоуправления при приближении его к населению и субъектам, которые хозяйствуют. Отсутствие средств и стимулов к внедрению перспективных научных разработок, направленных на использование альтернативных факторов регионального развития, привело экономику отдельных (большинства) регионов к инновационной отсталости. В итоге, сегодня экономика большинства регионов не в состоянии удовлетворить внутренний спрос. В стране увеличивается зависимость от импорта, увеличивается региональная дифференциация по уровню развития регионов.

Выход из этого положения - технологический или инновационный прорыв, активизация научной и производственной деятельности в направлении использования нематериальных эндогенных ресурсов. Инновационной деятельности нужна поддержка государства, как в виде прямых государственных инвестиций, так и в виде налоговых льгот. В этом заключается фактор государственной поддержки инноваций.

При решении вопросов о размещении того _чи другого предприятия решающую роль играет финансовый фактор. Его сущность заключается в льготных условиях инвестирования и налогообложения, низком ссудном проценте, наличия соответствующей инфраструктуры, банковско-кредитного заказа и инвестиционных институтов. Особую роль финансовый фактор играет в международных связях регионов. Благодаря созданным в свое время финансовым льготам для иностранных инвестиций произошел бурное развитие таких стран и регионов, как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг. Важную роль сыграл финансовый фактор в развитии постсоциалистических стран: Польши, Венгрии, Чехии, Словении, стран Балтии. В регионах Украины отдельной проблемой является создание организационной структуры финансового механизма и финансовой автономии местного самоуправления.

Определяющими факторами регионального развития являются экологические. Соблюдение экологических условий предусматривает: сохранение пространственной целостности природных систем в процессе их хозяйственного использования; освоение и применение естественно - и ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий, производство экологически чистых видов продукции. Руководствуясь требованиями этого фактора необходимо отдавать приоритет именно сохранению природной среды и подчинить ему чисто экономической цели.

В целом структура факторов развития экономики регионов достаточно сложная. В перечисленных в разделе факторов следует добавить или отделить в них такие специфические факторы как: сырьевой, топливно-энергетический, водный, рыночной конъюнктуры. Более подробно они изучаются в отраслевых экономиках, или в "экономике предприятия". Как разновидности перечисленных факторов существуют также факторы наличия в регионе промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры, экологических ограничений и тому подобное. У многих авторов эти факторы относятся к предпосылкам регионального развития отдельных отраслей.

Интегральным, системообразующим фактором развития является собственно сама экономика региона, то есть хозяйство региона, его специализация, отраслевая и внутренне-региональная структура и уровень развития. Каждая из отраслей экономики региона имеет собственные факторы развития. Например, для сельского хозяйства специфическими факторами являются погодные условия и плодородие почв, экологическое состояние природной среды.

Важное место занимает фактор инфраструктуры. Инфраструктура - это совокупность отраслей, предприятий, организаций, видов деятельности, которые обеспечивают, создают условия для нормального функционирования экономики региона и жизнедеятельности людей. К элементам региональной инфраструктуры принадлежит транспорт, энергетическая система, снабжение и сбыт, связь, коммуникации, деловая и социальная инфраструктуры, жилищное хозяйство, коммунальная сфера.

Транспортный фактор (или фактор расстояния) - для многих видов производства играет решающую роль и тесно связан с ЭГП. В зависимости от транспортных расходов производство тяготеет либо к сырью, либо к потребителям. Транспортная составляющая в себестоимости продукции влияет на размещение любого производства.

Транспорт - важнейший фактор предпринимательства, поскольку регион с точки зрения инвестора может оцениваться по характеристике региональной транспортной системы.

Энергетический фактор характеризуется наличием в регионе и особенностями размещения на его территории мощных электростанций, наличие резервов; линий электропередач, трансформаторных подстанций; поставками топлива и структурой его поставки; объемами производства электроэнергии, (дефицитность или избыточность энергосистемы региона); мощных генерирующих предприятий, их состояние, возраст, амортизация.

При решении вопроса размещения предприятий в регионе учитывается фактор снабжения и сбыта, фактор рыночной конъюнктуры. Для этого используются методы регионального маркетинга, то есть исследуется соответствующий региональный рынок и его сегментация, товарная и коммуникационная политика.

Значение коммуникаций, то есть процесса передачи и обмена информацией в современных условиях важное для всех субъектов региональной экономики. Этот фактор имеет четыре функции: социальную, экономическую, государственную и технологическую. Особое значение приобретает фактор телекоммуникации на фоне стремительного развития сети Интернет, мобильной связи.

С развитием рыночных отношений приобретает важное значение фактор наличия в регионе бизнес-инфраструктуры - совокупности организаций и учреждений, которые обеспечивают надежность и безопасность функционирования бизнеса. Составляющими бизнес инфраструктуры являются: 1) финансовый сегмент (банки, страховые общества, фондовые биржи, инвестиционные компании, кредитные союзы и т. п.); 2) информационно-аналитический сегмент (научно консультационные центры, радио, телевидение, специальные средства печати и т. п); 3) система торговых заведений, ярмарок; 4) организации по обеспечению личной, экономической и финансовой безопасности бизнеса; 5) учреждения коммунально-бытового обеспечения бизнеса и его участников (гостиницы, рестораны, кафе, бизнес-клубы).

Решение вопроса о дальнейшем развитии экономики регионов невозможен без учета фактора жилья. Наличие или отсутствие его формирует соответствующий имидж региона, города, отдельного предприятия.

Важное значение в решении проблем территориальной организации производства основные критерии его размещения - интегральные показатели уровня развития социальной инфраструктуры, демографической и экологической ситуации в регионе, которые должны учитываться при выборе оптимального варианта размещения объектов производственного и непроизводственного назначения и при решении проблем совершенствования существующей территориальной структуры хозяйства и систем расселения. Однако, в настоящее время для многих регионов страны важнейшими критериями, которые должны учитываться в первую очередь при выборе оптимального варианта размещения производительных сил, социальные и экологические.

Экономическая география и регионалистика изучает объективные и специфические особенности территориальной организации производительных сил (населения, природопользования, хозяйства) страны в соответствии с общими и региональными природными, экономическими и социальными условиями. Она раскрывает закономерности развития и взаимодействия территориальных систем производительных сил разных масштабов, таксономических рангов и иерархических уровней.

Территориальная организация народного хозяйства страны понимается как пространственное сопряжение и взаимодействие отраслевых, межотраслевых и территориально-производственных комплексов, инфраструктуры и непроизводственной сферы, основанное на рациональном использовании природных, материальных и трудовых ресурсов, а также экономии затрат по преодолению несоответствий во взаимном размещении источников сырья, топлива, энергии, мест производства и потребления продукции.

Это определение отражает следующие принципиальные положения:

Отраслевые, межотраслевые и региональные аспекты народного хозяйства тесно переплетаются между собой;

Территориальные особенности народного хозяйства во многом определяются обеспеченностью, характером и степенью освоения имеющихся ресурсов;

В условиях нашей страны с ее огромными расстояниями чрезвычайно большую роль играет сокращение транспортных расходов.

В условиях развития рыночных отношений проявляются определенные закономерности в размещении производительных сил. Они формируются в результате взаимодействия законов общественного развития на определенном историческом этапе.

Специализация и комплексное развитие регионов, эффективность развития народнохозяйственного комплекса, рациональное территориальное разделение труда зависит от организации производительных сил, поэтому особенно важно исследовать закономерности их размещения.

Закономерности размещения производительных сил представляют наиболее общие отношения между производительными силами и территориями.

Важнейшие закономерности размещения производства:

Рациональное, наиболее эффективное размещение производства;

Комплексное развитие хозяйства экономических районов, всех субъектов федерации;

Рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий;

Выравнивание уровней экономического и социального развития регионов.

Закономерности очень тесно связаны с законами общественно-экономических формаций, они объективны и не зависят от воли человека. Закономерности размещения производительных сил - категории того же порядка, что и экономические законы. Они неотделимы друг от друга. Закономерности есть не что иное, как модификация экономических законов, обусловленная своеобразием географического размещения производства по территории страны. Общие принципы размещения производительных сил реализуются на основе действия конкретных факторов. Под факторами понимаются причины, движущие силы какого-либо процесса или явления, определяющие его развитие.

Принципы размещения производительных сил - это основополагающие требования экономической политики к конкретному пространственному размещению производства.

Выделяют следующие принципы размещения производительных сил:

1. Приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии, трудовым ресурсам и районам потребления. Существуют понятия:

Материалоемкое производство - металлургическая промышленность, топливная промышленность, производство минеральных удобрений и т.д.;

Энергоемкое (водоемкое) производство - целлюлозно-бумажное производство, химическая промышленность, тепловая и атомная энергетика (водоемкое производство);

Производства, которые располагаются в районах потребления - мебельная промышленность, пищевая промышленность, некоторые отрасли тяжелого машиностроения и т.д.;

Трудоемкое, наукоемкое производство - точное машиностроение, текстильная промышленность, т.е. производства, ориентирующиеся на квалифицированную рабочую силу.

2. Первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов ресурсов.

Можно привести исторический пример эффективного действия данного принципа размещения производительных сил или подобного метода хозяйствования. Интенсивное освоение природных ресурсов проводилось на основе действия специальной теории размещения и развития производительных сил - теории территориально- производственных комплексов (ТПК). При условии действия названного принципа размещения производительных сил возможно создание следующей территориальной структуры - программно-целевой территориально-производственный комплекс (ПЦ ТПК). Он имеет три основные отличительные особенности:

Размещение ТПК в районе крупных уникальных природных ресурсов;

Обеспечение решения крупной народно-хозяйственной задачи при одновременном развитии производительных сил на данной территории;

Участие государства в размещении и развитии производительных сил.

3. Использование преимуществ и экономических выгод международного разделения труда в развитии и размещении производительных сил, развитие экономических связей со странами Ближнего и Дальнего зарубежья.

4. Оздоровление экологической обстановки, принятие эффективных мер по охране природы и рациональному природопользованию.

5. Единство экономического районирования с административным делением.

6. Учет интересов укрепления обороноспособности стран при размещении хозяйственных объектов.

7. Всемерное сокращение потерь труда в процессе производства и обращения готового продукта.

Факторы размещения производительных сил – совокупность неравнозначных ресурсов, при использовании которых проявляется отношение между данным объектом размещения и территорией, определяющее рациональную с точки зрения избранных критериев и поставленной цели локализацию объекта.

Существуют различные классификации факторов размещения производительных сил. При решении реальных задач по выбору оптимального варианта из различных проектов размещения новых производственных объектов важно измерять влияние широкого спектра факторов, которые можно сгруппировать в три совокупности.

Экономические факторы:

Пространственное положение района размещения производства;

Транспортная обеспеченность, показатели производственных и транспортных затрат;

Уровень развития объектов производственной и социальной инфраструктуры, стоимость различных инфраструктурных услуг (тарифы на тепло- и электроэнергию, водоснабжение, связь, складское хозяйство, снабжение, страхование, информационное обеспечение и т.д.);

Объем инвестиционных ресурсов, которыми располагает изучаемая территория;

Формы территориальной организации производительных сил;

Научно-технический прогресс, производственный и научный потенциал и другие факторы.

Принципиальное отличие этих показателей от двух других совокупностей состоит в экономической изменяемости каждого и сводимости к обобщенной оценке в денежных единицах.

Социально-демографические факторы:

Численность населения и его расселение;

Половозрастная структура населения;

Изменение численности населения за счет его движения (естественного и механического);

Система расселения, характерная для исследуемого района;

Численность трудовых ресурсов, их качественная структура (половозрастная структура, степень образованности, профессионально-квалификационный состав трудовых ресурсов);

Национальные традиции и уклад жизни;

Развитие социальной инфраструктуры и т.д.

Некоторые факторы допускают строгие количественные оценки, часть других можно охарактеризовать лишь описательно, качественно. Например, население поселка, расположенного на севере, может быть более склонным к занятиям охотничьим и рыболовным промыслом, лесозаготовкой и другими первичными видами деятельности. Из этого следует вывод о низкой привлекательности для жителей поселка проектов строительства, допустим, машиностроительного или химического завода.

Природно-ресурсные факторы:

Геоморфологические условия (особенности рельефа);

Геологические и инженерно-геологические характеристики территории (сейсмичность, промерзание, болотистость и т.п.);

Гидрогеологические условия (запасы подземных и поверхностных вод, их качество);

Климатические условия; ресурсно-сырьевая обеспеченность (наличие природных ресурсов - минеральных, земельных, водных, лесных, биологических, их количественная и качественная оценка);

Климатические условия;

Экологические и другие факторы.

Каждый из этих факторов обеспечивается точным количественным описанием (количественной параметризацией), но в различных, не сводимых к одному измерениях. По этой причине затруднены обобщающие количественные выводы, позволяющие строго формально расставить для сравнения несколько территориальных зон по признаку предпочтительности размещения производственного объекта.

Все факторы тесно связаны между собой, хотя и отличаются один от другого по экономико-географической сущности, которая будет рассматриваться по темам курса.

Таким образом, каждая территория имеет свой ресурсный потенциал с точки зрения размещения новых производств. Ресурсный потенциал формируется перечисленными факторами, из которых основными для учета и анализа являются:

Природно-климатические условия;

Ресурсно-сырьевая база;

Транспортная доступность;

Условия энерго- и водоснабжения;

Трудоресурсная обеспеченность;

Степень развития инфраструктуры;

Характеристика отраслевых рынков.

Решающим для любого регионального анализа является вопрос о том, какие отрасли и виды производств могут наиболее эффективно развиваться на территории с данным ресурсным потенциалом. С этой целью, на основе описания основных производственно-технологических характеристик размещаемого предприятия необходимо провести качественный анализ взаимного сочетания условий размещения и количественные экономические расчеты эффективности функционирования предприятия на этом территориальном пространстве. Критерием выбора площадки размещения является минимум затрат при выполнении необходимых объемов производства или максимум экономического результата (прибыли, дохода) при соблюдении ограничений на использовании местных ресурсов и обеспечение социальных и природоохранных стандартов.

В настоящее время всё большее применение в России находит кластерный подход к региональному развитию. Эффективная реструктуризация промышленных гигантов и территориально-промышленных комплексов требует глубокого взаимодействия между крупным, средним и малым бизнесом, их конструктивного сотрудничества с вузами, НИИ при безусловной поддержке государственных и местных органов власти. Работавшая годами система вертикального и горизонтального взаимодействия хозяйствующих субъектов в рыночных условиях распалась, а новых инструментов эффективного взаимодействия различных предприятий, нацеленных на выпуск родственной продукции или продукции для одного потребителя, российской экономической наукой не предложено. Применение кластерного подхода предоставляет необходимые инструменты и методологию, позволяющие достигнуть расширенного развития и взаимодействия крупного, среднего и малого предпринимательства.

Принципы и факторы размещения производительных сил региона

По этой проблеме в разное время написано большое число трудов. Среди них, к сожалению, нельзя выделить одну - две классические работы, ставшие основой для последующего развития науки. Поэтому многочисленные литературные вариации на заданную тему образуют нечеткое множество определений, перечней и характеристик закономерностей, принципов и факторов.

Формулировки закономерностей размещения, наблюдаемые или желаемые тенденции и взаимосвязи в размещении производительных сил, обусловлены системой социально-экономических отношений, стадией экономического развития, научно-техническим прогрессом, требованиями экономической рациональности. В соответствии с парадигмой традиционной советской политической экономии закономерности являются конкретизациями, частными случаями или следствиями объективных экономических законов.

К числу важнейших закономерностей, например, относят: 1) рациональное, наиболее эффективное размещение производства; 2) комплексное развитие хозяйства экономических районов, всех субъектов Федерации; 3) рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий; 4) выравнивание уровней экономического и социального развития регионов. С точки зрения стратегии размещения производительных сил указанные закономерности представляют собой нормативные требования или желаемые тенденции, которые в действительности могут и не быть реализованными (например, выравнивание уровней развития). Другие известные перечни закономерностей включают концентрацию производства, ликвидацию противоположности между городом и деревней, более равномерное размещение производства и населения и т.д.

Некоторые из сформулированных закономерностей идеализируют противоречивые процессы эволюции размещения производительных сил; в более современной литературе они уже трактуются как закономерности. С теоретической точки зрения уязвимы даже не столько отдельные формулируемые закономерности, сколько их сочетания, которые в соответствии с требованиями к теории должны быть непротиворечивы и образовывать логически целостные системы.

Принципы размещения производительных сил, формулируемые в работах отечественных регионалистов, конкретизируют, дополняют и отчасти дублируют закономерности. К наиболее часто называемым принципам относятся: приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и местам потребления готовой продукции; равномерное размещение производства по территории страны; специализация хозяйства отдельных регионов с целью максимального использования эффекта территориального разделения труда; комплексное развитие хозяйства регионов; укрепление обороноспособности страны. Названные принципы представляют собой набор требований или желательных результатов, которые необходимо учитывать или стремиться достигать при планировании размещения предприятий, развития регионов, при разработке общей схемы размещения производительных сил.

Каждый принцип в отдельности имеет рациональный смысл, однако в целом они несовместимы. Например, только в редчайших случаях возможно разместить производство вблизи и от источника сырья, и от источника энергии, и от места потребления готовой продукции. Дальнейшая специализация производства усиливает неравномерность его размещения по территории. Укрепление обороноспособности требует, как правило, такого, размещения производства, которое отклоняется от источников сырья и мест потребления продукции. Чтобы стать инструментами выработки плановых решений, принципы, так же как и закономерности, должны приобрести более конкретное, операциональное выражение. Кроме того, должны быть установлены правила совместного применения ряда принципов.

Факторы размещения производительных сил - это существенные условия, которые необходимо принимать во внимание при изучении или решении конкретной проблемы. В состав факторов обычно включают: экономико-географическое положение; население и трудовые ресурсы; созданный производственный аппарат; имеющуюся на территории инфраструктуру; локализованные природные ресурсы (энергетические, минерально-сырьевые, биологические, водные); транспортный фактор; научно-технический потенциал; формы территориальной организации хозяйства; качество управления; социальный климат и др.

Совокупность факторов делится на объективные и субъективные. Они соответствующим образом группируются и оцениваются по важности. Разумеется, состав учитываемых факторов зависит от рассматриваемой проблемы.

Переход от стадии индустриального и экстенсивного развития к инновационной экономике и информационному обществу изменяет состав и соотношения важности учитываемых факторов размещения производительных сил. В России этот процесс сочетается с трансформацией политической и экономической систем, созданием многоукладной экономики, требующей сочетания индивидуальных, групповых (в том числе региональных) и общегосударственных интересов.

Систематизация и актуализация закономерностей, принципов, факторов и эмпирических данных представляет собой начальный этап построения и обновления нормативной теории размещения производительных сил, т.е. этап предтеории. За ним должен следовать этап построения конструктивной, операциональной части теории.

Факторы размещения производительных сил.

В зависимости от различных элементов, воздействующих на развитие региона, можно выделить следующие группы факторов: природно-географические, экономические, технико-технологические, социодемографические, политико-правовые. В рамках перечисленных групп в соответствии со сферой действия все факторы делятся на внешние, возникающие в хозяйственной системе региона, и внутренние, возникающие на уровне субъектов этой системы.

Группа природно-географических факторов включает в себя подгруппы природно-климатических, ресурсных, географических и экологических факторов, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на региональную систему. Как правило, влияние этих факторов относят к внешним факторам. Природно-климатические условия и ресурсный потенциал определяют структуру промышленного производства, сельского хозяйства, стоимость строительных работ и т д.. и, соответственно, определяется специфика отраслей непроизводственной сферы. Так, например, степные районы привлекательны для развития воздушного, автомобильного и железнодорожного видов транспорта, а также для производственной инфраструктуры растениеводческих хозяйств, легкой, пищевой промышленности и др. Экологические факторы оказывают воздействие на строительство очистных сооружений, и, соответственно, на производственную инфраструктуру, в которой они нуждаются.

Блок технико-технологических факторов отражает состояние технико-технологической базы предприятий региона.

Экономические факторы, влияющие на рыночную инфраструктуру, представляют наиболее значительный блок: многообразие форм собственности, рыночная конъюнктура, инвестиционная политика, демонополизация экономики, потребительский рынок, налоговая политика, государственная поддержка, финансовая политика государства, границы рынка сбыта и т. д.

Среди экономических факторов, оказывающих непосредственное воздействие на развитие регионального рыночного хозяйства, следует выделить прежде всего многообразие форм собственности. Предприятия с коллективной, государственной или частной собственностью должны существовать на равных правах в рыночной экономике. Адекватность формы собственности уровню обобществления труда и экономическим интересам субъектов способствует росту производительности труда, увеличению масштабов производства, насыщению рынка, увеличению рентабельности предприятий и их инвестиционной привлекательности, что, несомненно, будет выступать стимулирующим фактором развития хозяйства региона.

Благоприятный инвестиционный климат территории формируется в результате действий как объективных условий, так и рациональной инвестиционной политики, которая в свою очередь также выступает фактором развития региона. Причем этот фактор важен в связи с тем, что основная доля инвестиций формируется за счет негосударственных источников финансирования. От направления инвестиционной политики зависит и выбор сферы для вложения средств. Так, например, банковские структуры предпочитают финансировать быстроокупаемые проекты, часто весящие торгово-посреднический характер. По этой причине мы наблюдали сращивание банковского и торгового капиталов без вложенийв сферу материального производства, а, следовательно, и в развитие регионального хозяйства.

Социо-демофафические факторы относятся к разряду субъективных, так как зависят непосредственно от человека, его менталитета, квалификации, образования, возраста. Сегодня считается, что именно молодые бизнесмены являются движущей силой экономических, социальных и политических перемен в российском обществе.

Политико-правовые факторы проявляются в следующих формах:

Законодательная база в области региональных процессов, в рамках территориально-организационного размещения производительных сил, точность исполнения законов;

Изменение экономических функций государства;

Стабильность политической системы;

дифференциация экономических функций между федеральным и региональными уровнями законодательной и исполнительной власти.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ - система личных и вещественных факторов производства в их взаимодействии, функциональное назначение которой - преобразование вещества и сил природы для удовлетворения потребностей человечества. Уровень развития производительных сил выражает степень познания и овладения законами природы, является важнейшим показателем общественного прогресса. Производительные силы - саморазвивающаяся система, в которой в процессе трудовой деятельности человека происходит воздействие на предмет труда, его преобразование. Соответственно человек с его интеллектом, психофизиологическими качествами, профессиональными знаниями и навыками, опытом, отношением к труду, ценностными ориентациями и т. д. является главным элементом данной системы, главной производительной силой общества. Производительные силы включают в себя простые моменты процесса труда: 1) предмет труда - тот элемент природы, на который направлено воздействие человека с целью его преобразования; 2) средства труда - орудия труда, с помощью которых происходит воздействие на предмет труда (механические, физические, химические), а также производственная инфраструктура - производственные здания, сооружения, каналы, трубопроводы, дороги, энергосети, средства связи и т. д. Предметы труда и средства труда в совокупности составляют средства производства. Средства производства образуют материально-техническую базу, производительное богатство общества. В системе производительных сил важная роль принадлежит технологии и организации производства, разделению и кооперации труда.

Принципы размещения производительных сил - это основные исходные положения долгосрочной экономической политики, которыми руководствуются в процессе разработки программ перспективного регионального развития. На основе принципов размещения производительных сил с учетом конкретных факторов и условий осуществляются преобразования в территориальной организации производства производительных сил как одно из важных направлений социально-экономического развития страны. При этом размещение производительных сил рассматривается в неразрывной связи с развитием хозяйства страны как его пространственное выражение. Принципы размещения производительных сил достаточно динамичны и могут меняться в связи с изменением социально-политической ситуации в стране, стратегических аспектов развития отдельных территорий. Выделяют три группы принципов размещения производительных сил.

Первая группа принципов размещения производительных сил исходит из общей задачи повышения экономической и социальной эффективности общественного производства с учетом минимизации затрат на производство продукции и ее транспортировку до потребителя.

К ней относят:

* принцип размещения производства с учетом близости источников сырья, энергии и потребителей конечной продукции;

* принцип комплексности, в том числе комплексного рационального использования природных ресурсов, при учете задач охраны и преобразования природы и первичного освоения наиболее эффективных ресурсов;

* рациональная пространственная концентрация (агломерация) в виде территориально-производственных комплексов и территориально-отраслевых комплексов, а также промышленных районов, зон и узлов;

* кооперирование производства между различными предприятиями, сокращающее нерациональные перевозки, при максимально возможном комплексном развитии хозяйства районов размещения.

Экономические и стратегические интересы государства отражает принцип освоения зоны Крайнего Севера, расположенной в высоких широтах, отдаленной от крупных промышленных районов, обладающей суровыми природными условиями, неблагоприятными для сельского хозяйства, создающими затруднения для развития промышленности, транспорта, а также заселения. Экстремальные условия Крайнего Севера, занимающего почти 70% территории России, где проживает около 8% населения, обусловливают повышенные затраты на производство продукции и жизнеобеспечение населения. Несмотря на это, огромный ресурсный потенциал российского Севера обеспечивает получение 3/4 нефти, включая газовый конденсат, 9/10 газа, 1/7 угля, свыше 1/3 деловой древесины, 1/4 пиломатериалов, весь апатитовый концентрат, половину улова рыбы и добычи морепродуктов, 2/5 рыбных консервов в стране. Зона Крайнего Севера обеспечивает выпуск 1/6 объема промышленной продукции России, а ее вклад в общий экспорт Российской Федерации превышает 50%.


Важнейший принцип размещения производительных сил, который никогда не снимался с повестки дня - сдвиг народного хозяйства на восток, обеспечивающий рационализацию хозяйственных пропорций между европейскими и восточными районами. В восточных районах России сосредоточено 90% топливных, 70% рудных, 80% лесных ресурсов России, 94% запасов пресной воды и 95% гидроэнергоресурсов. Однако исключительно суровые климатические условия 75% территории страны ограничивают их заселение, где проживает лишь 21% жителей Российской Федерации, и эффективное освоение ресурсов. Поэтому на большей части территории восточных районов размещение населения и экономического потенциала носит очаговый характер.

Высокая территориальная диспропорция в размещении населения и основного экономического потенциала на западе страны, а топливно-энергетических и сырьевых ресурсов на востоке, сопряжена с крупными дополнительными транспортными расходами. При этом проблему сдвига на восток нельзя считать только экономической. Это комплекс социальных, политических, военно-стратегических и других проблем.

Вторая группа принципов обусловлена рациональным сочетанием природы и экономики. При размещении производительных сил обязательно должны учитываться такие принципы, как экологический - предотвращение вредного воздействия производства на окружающую среду; градостроительный - увязка с генеральными планами городов, недопущение чрезмерной концентрации промышленности и вытекающих отсюда отрицательных социальных последствий; комплексного развития хозяйства, обеспечивающий в каждом экономическом районе рациональное сочетание экономического и социального развития, наибольшее соответствие экономики каждого региона местным природным и экономическим условиям.

Третью группу принципов формируют основы, вытекающие из рациональной пространственной организации территории страны. Среди них выделяют: специализацию предприятий (в экономически целесообразных пределах) соответственно основной специализации районов их размещения; выравнивание уровней экономического и социального развития различных частей страны, так как внутренняя дифференциация столь огромная и уникальная для одного государства, что сопоставима только с различиями между самыми богатыми и самыми бедными странами мира; учет международного разделения труда и межгосударственной экономической интеграции - закономерного явления развивающейся глобализации экономики, умелое использование которого в современном мире позволит использовать геоэкономическое и геополитическое положение России (“евразийский мост”) для укрепления и развития экономического пространства страны.

Особый характер имеет принцип укрепления обороноспособности страны при размещении производительных сил и не основан на законах экономики. Он предусматривает ускоренное развитие промышленности в глубинных районах, создание сети предприятий-дублеров, обеспечение деятельности предприятий и мер по их защите в соответствии с требованиями системы гражданской обороны: а) запрещение строительства новых мощных промышленных предприятий в крупнейших и крупных городах; б) предупреждение чрезмерного разрастания крупнейших городов.

6) Факторы размещения производительных сил региона

Факторы размещения производительных сил – это совокупность производственных неравнозначных условий и ресурсов, их свойств, правильное использование которых обеспечивает высокие результаты при размещении предприятий материального производства и развитии хозяйства региона.

Различают следующие группы факторов:

Природные ресурсы и условия;

Экономические условия.

В докладе ЮНИДО (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) по промышленному развитию есть раздел, посвященный факторам размещения промышленности, в котором обобщены точки зрения западных экономистов. Факторы размещения включают природные ресурсы и условия, трудовые ресурсы и капитал, правительственную политику, транспорт, а также агломерационную экономию. Последняя состоит из экономии от масштабов производства, локализационной экономии, а также урбанизационной и межотраслевой экономии.

Экономия от масштабов производства означает повышение рентабельности, связанное с выбором оптимального для данного пункта размещения размера производства, за счет чего снижаются издержки производства на единицу продукции. Экономия от масштабов является внутренней экономией, поскольку весь ее эффект достается фирме. Внешняя экономия – это такая экономия, когда расширение производства продукции приносит выгоды, часть которых достается другим предприятиям.

Экономия, связанная с местом расположения, или локализационная называется такая экономия, которая получается в результате концентрации предприятий одной отрасли в нескольких крупных городах, центрах, где имеется в достаточных количествах специализированная рабочая сила, рынок сбыта и разнообразные специализированные виды обслуживания производства.

Одним из главных факторов, обеспечивающих фирме локализационную экономию, является наличие в данном месте значительных ресурсов рабочей силы требуемой квалификации

Межотраслевая и урбанизационная экономия возникают в результате концентрации в одном пункте предприятий нескольких отраслей промышленности. В этом случае появляются возможности взаимного обмена промышленными продуктами, использования услуг научно-исследовательских организаций. Понижается стоимость необходимых элементов экономической инфраструктуры, которая часто представляется слишком большой для предприятий одной отрасли. Экономическая инфраструктура, по сути дела, является одним из факторов размещения производства, позволяющего получить агломерационный эффект. Поскольку влияние этого фактора на размещение производства, развитие региона, его инвестиционную привлекательность очень велико, он заслуживает отдельного рассмотрения.

В наиболее общем понимании инфраструктура как категория региональной экономики есть сочетание действующих сооружений, зданий, систем и институтов, которые необходимы как для нормального функционирования производства, так и для жизни населения определенной территории. В совокупности элементы инфраструктуры отражают степень освоенности (обустройства) данной территории и по своему назначению делятся на две группы:

- социальная инфраструктура – элементы, связанные с обслуживанием населения и составляющие материальную базу таких сфер, как здравоохранение, просвещение, культура, отдых, спорт, розничная торговля и т.д.;

- производственная инфраструктура – элементы, связанные преимущественно с производством, хотя они частично и обслуживают население. Она представлена такими отраслями, как транспорт, связь, электроэнергетика, оптовая торговля, система водоснабжения и канализации, складское хозяйство, очистные сооружения, гостиничное хозяйство, банковское и страховое обслуживание, наука, сервис и т.д.

Общим для обеих групп является то, что они имеют вспомогательное обслуживающее значение, причем их функции являются межотраслевыми.

В экономическом смысле инфраструктура обладает тремя важными характеристиками:

Все составляющие ее отрасли не создают материальных продуктов, а предоставляют услуги производственного и непроизводственного характера, поэтому затраты на создание инфраструктуры (весьма существенные) могут окупиться лишь после того, как начнут давать продукцию возникающие благодаря ей отрасли;

Современное производство не может развиваться в данном конкретном районе, если он предварительно не обустроен, т.е. создание инфраструктуры должно опережать хозяйственное освоение территории;

Уровень развития инфраструктуры определяет в каждый данный момент возможности экономического развития региона.

Каждый элемент инфраструктуры более или менее четко поддается количественному учету (мощность, пропускная способность и т.д.). Емкость размещения любого района или центра, т.е. его способность принять новые отрасли и предприятия без существенных сопряженных затрат определяется, наряду с такими факторами, как трудовые и природные ресурсы, именно резервом мощностей инфраструктуры. Опережающее развитие инфраструктуры и ее свободные мощности способствуют привлечению частных предприятий в регион и, следовательно, его развитию.

От степени развития экономической инфраструктуры зависит конкурентоспособность размещаемого в каждом конкретном месте производства.

Экономическая инфраструктура поглощает значительную часть инвестиций, требуемых для создания нового предприятия, поэтому объем сопряженных с основным производством инвестиций, требуемых для развития инфраструктурных объектов, может сильно варьироваться по регионам.

Эффект, получаемый при максимальном использовании всех инфраструктурных сооружений, может явиться главным средством дальнейшего развития промышленной агломерации до ее оптимальных размеров.

Как уже отмечалось, развитие инфраструктуры является чрезвычайно капиталоемким, при этом большая часть инфраструктурных сооружений не дает значительных доходов, а часто является убыточным. В этой связи распространенной во всем мире практикой является создание таких инфраструктурных объектов за счет государственных инвестиций, а также их эксплуатация государственными или общественными организациями. Государство вынуждено финансировать такие сооружения, поскольку без них невозможны расширенное воспроизводство и нормальная жизнь общества.

Рассмотрение каждого фактора сопровождается анализом его воздействия на процесс размещения производительных сил, рост городов, решение социальных, национальных и других проблем. Однако изолированное рассмотрение роли отдельных факторов размещения не дает общей картины, так как необходим одновременный учет влияния (зачастую противоречивого) всей суммы факторов размещения. Это означает необходимость учета всех условий, при соблюдении которых может быть реализован критерий эффективности.

Размещение производительных сил - динамическое состояние, характеризующее распределение производительных сил по территории в соответствии с природными, социальными и экономическими условиями отдельных регионов и определяемое особенностями территориального разделения труда, присущими данной социально-экономической системе.

В условиях развития рыночных отношений проявляются определенные закономерности в размещении производительных сил. Они формируются в результате взаимодействия законов общественного развития на определенном историческом этапе.

Специализация и комплексное развитие регионов, эффективность развития народнохозяйственного комплекса, рациональное территориальное разделение труда зависят от организации производительных сил, поэтому особенно важно исследовать закономерности их размещения.

Закономерности размещения производительных сил - это наиболее общие отношения между производительными силами и территориями.

Важнейшие закономерности размещения производства:

Рациональное, наиболее эффективное размещение производства;

Комплексное развитие хозяйства экономических районов, всех субъектов Федерации;

Рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий;

Выравнивание уровней экономического и социального развития регионов.

Закономерности очень тесно связаны с законами общественно-экономических формаций, они объективны и не зависят от воли человека. Закономерности размещения производительных сил - кате­гории того же порядка, что и экономические законы. Они неотделимы друг от друга. Закономерности есть не что иное, как модификация экономических законов, обусловленная своеобразием географического размещения производства по территории страны.

Общие принципы размещения производительных сил реализуются на основе действия конкретных факторов. Под факторами понимаются причины, движущие силы какого-либо процесса или явления, определяющие его развитие.

Принципы размещения производительных сил - это основопо­лагающие требования экономической политики к конкретному про­странственному размещению производства (это методы хозяйствования на данном этапе). Определение принципов размещения производительных сил в условиях централизованного директивного управления экономикой звучало несколько по-иному: «Принципы размещения производительных сил представляют собой основные исходные научные положения, которыми государство руководствуется в основной экономической деятельности».

Выделяют следующие принципы размещения производительных сил.

1. Приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии, трудовым ресурсам и районам потребления . Существуют понятия:

- «материалоемкое производство»

Металлургическая промышленность,

Топливная промышленность,

Производство минеральных удобрений и т.д.;

- «энергоемкое (водоемкое) производство»

Целлюлозно-бумажное производство,

Химическая промышленность,

Тепловая и атомная энергетика;

Производства, которые располагаются в районах потребления,

Мебельная промышленность,

Пищевая промышленность,

Некоторые отрасли тяжелого машиностроения,

- «трудоемкое, наукоемкое производство»

Точное машиностроение,

Текстильная промышленность.

2. Первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов ресурсов.

Интенсивное освоение природных ресурсов проводилось на основе действия специальной теории размещения и развития производительных сил - теории территориально-производственных комплексов (ТПК). При условии действия принципа размещения производительных сил возможно создание следующей территориальной структуры - программно-целевого территориально-производственного комплекса (ПЦ ТПК), который имеет три основные отличительные особенности:

Размещение в районе крупных уникальных природных ресурсов;

Обеспечение решения крупной народнохозяйственной задачи при одновременном развитии производительных сил на данной территории;

Участие государства в размещении и развитии производительных сил.

3. Использование преимуществ и экономических выгод международного разделения труда в развитии и размещении производительных сил, развитие экономических связей со странами ближнего и даль­него зарубежья.

4. Оздоровление экологической обстановки, принятие эффективных мер по охране природы и рациональному природопользованию.

5. Единство экономического районирования с административным делением.

6. Учет интересов укрепления обороноспособности страны при размещении хозяйственных объектов.

7. Всемерное сокращение потерь труда в процессе производства и обращения готового продукта.

Факторы размещения производительных сил - это совокупность условий для выбора наиболее рационального размещения хозяйственного объекта, группы хозяйственных объектов, отраслевых или территориальных структур хозяйства экономических районов.

Совокупность факторов размещения производительных сил можно дифференцировать на отраслевые и территориальные.

Отраслевые факторы размещения производительных сил:

Тип предприятий, намечаемых к строительству;

Мощность предприятий;

Состояние и перспективы развития сырьевой базы;

Контингент потенциальных потребителей будущей продукции;

Состояние действующих предприятий и возможности их развития;

Условия транспортировки сырья и готовой продукции;

Источники снабжения водой и энергетическими ресурсами;

Наличие трудовых ресурсов;

Природно-климатические факторы.

Все перечисленные факторы в разной степени влияют на размещение и последующую деятельность предприятий различных отраслей. Совокупность этих факторов должна быть исследована при разработке и принятии решений в области отраслевого управления.

Территориальные факторы размещения производительных сил:

Повышение экономической эффективности народного хозяйства каждого региона;

Создание условий для комплексного развития его экономики;

Углубление территориальной специализации экономики;

Создание условий для формирования оптимальной отраслевой структуры регионального хозяйственного комплекса (РХК);

Обеспечение положительного сальдо «ввоза-вывоза» валового регионального продукта (сальдо - это разность, в данном случае - разность между стоимостью вывозимого из региона продукта и стоимостью ввозимого, эта разность должна быть положительной);

Создание условий для планового повышения уровня жизни населения, проживаемого в регионе. В структуре таких условий непременно должны находиться развитые производственные и социальные инфраструктурные объекты - транспортная сеть, инженерно-коммунальные сети, социальные объекты, т.е. жилье, учреждения здравоохранения, образования, культуры, науки.

Территориальные факторы размещения производительных сил - основа для формирования программ регионального развития. Наиболее полный учет отраслевых и территориальных факторов возможен лишь при таком подходе к размещению производительных сил, когда объекты РХК создаются в рамках целевых программ.

Существуют и другие классификации факторов размещения производительных сил. При решении реальных задач по выбору оптимального варианта из различных проектов размещения новых производственных объектов важно измерять влияние широкого спектра факторов, которые можно сгруппировать в три совокупности.

Экономические факторы:

Пространственное положение района размещения производства;

Транспортная обеспеченность, показатели производственных и транспортных затрат;

Уровень развития объектов производственной и социальной инфраструктуры, стоимость различных инфраструктурных услуг (тарифы на тепло- и электроэнергию, водоснабжение, связь, складское хозяйство, снабжение, страхование, информационное обеспечение и т.д.);

Объем инвестиционных ресурсов, которыми располагает изучаемая территория;

Формы территориальной организации производительных сил;

Научно-технический прогресс, производственный и научный потенциал и другие факторы.

Принципиальное отличие этих показателей от двух других сово­купностей состоит в экономической изменяемости каждого и сводимости к обобщенной оценке в денежных единицах.

Социально-демографические факторы:

Численность населения и его расселение;

Половозрастная структура населения;

Изменение численности населения за счет его движения (естественного и механического);

Система расселения, характерная для исследуемого района;

Численность трудовых ресурсов, их качественная структура (половозрастная структура, степень образованности, профессионально-квалификационный состав трудовых ресурсов);

Национальные традиции и уклад жизни;

Развитие социальной инфраструктуры и т.д.

Некоторые факторы допускают строгие количественные оценки, часть других можно охарактеризовать лишь описательно, качественно. Например, население поселка, расположенного на севере, может быть более склонным к занятиям охотничьим и рыболовным промыслом, лесозаготовкой и другими первичными видами деятельности. Из этого следует вывод о низкой привлекательности для жителей поселка проектов строительства, допустим, машиностроительного или химического завода.

Природно-ресурсные факторы:

Геоморфологические условия (особенности рельефа);

Геологические и инженерно-геологические характеристики территории (сейсмичность, промерзание, болотистость и т.п.);

Гидрогеологические условия (запасы подземных и поверхностных вод, их качество);

Ресурсно-сырьевая обеспеченность (наличие природных ресурсов - минеральных, земельных, водных, лесных, биологических, их количественная и качественная оценка);

Климатические условия;

Экологические и другие факторы.

Каждый из этих факторов обеспечивается точным количественным описанием (количественной параметризацией), но в различных, не сводимых к одному, измерениях. По этой причине затруднены обобщающие количественные выводы, позволяющие строго формально расставить для сравнения несколько территориальных зон по признаку предпочтительности размещения производственного объекта.

Одним из наиболее влиятельных факторов размещения производительных сил является научно-технический прогресс. Под научно-техническим прогрессом (НТП) понимается непрерывный процесс взаимосвязанного поступательного развития науки, техники, производства и потребления. НТП означает коренную перестройку всего организационно-технического базиса производства и на этой основе - ускоренное социально-экономическое развитие страны в целом и каждой административной единицы в частности. Он воздействует на целый комплекс факторов, повышающих эффективность производства. Таким образом, между размещением производительных сил и научно-техническим прогрессом существует прямая связь. Основными направлениями научно-технического прогресса, оказывающими влияние на размещение производительных сил, являются следующие.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!