Все для предпринимателя. Информационный портал

Евразийский экономический союз флаг. Подписание «заявления​ о цифровой повестке еаэс». Интеграция через совместные проекты

В числе крупнейших современных международных объединений — Евразийский Формально он был учрежден в 2014 году, но к моменту подписания договора о его создании государства-участники ЕАЭС уже имели значительный опыт взаимодействия в режиме активной экономической интеграции. Какова специфика ЕАЭС? Что это — экономическое или политическое объединение?

Идея общего экономического пространства между Лиссабоном и Владивостоком была сформулирована в прошлом. Но остается неясным, насколько велика реальная кооперация между двумя блоками. Переговоры ограничиваются только коммерческими вопросами, и неясно, в какой мере возможен прогресс в этой области. В контексте Евразийского союза изменение затруднило бы ситуацию, учитывая, что Беларусь не является членом Всемирной торговой организации, что является предварительным условием для любой крупной либерализации двусторонней торговли.

Эта идея, которая обусловлена ​​дальнейшей интеграцией в Евразийском союзе, которая остается неопределенной, имеет потенциал, хотя есть три проблемы, которые препятствуют любому прогрессу. Во-первых, Евразийский союз не функционирует как таможенный союз. Их торговые отношения не регулируются одним многосторонним органом, которым пользуются государства-члены. Российские санкции против европейских продуктов питания продолжают расти - Моску не консультировался со своими партнерами в Евразийском союзе до навязывания мер, и его партнеры не чувствовали себя вынужденными ими.

Общие сведения об организации

Начнем исследование поставленного вопроса с рассмотрения ключевых фактов о соответствующей организации. Каковы наиболее примечательные сведения об ЕАЭС? Что это за структура?

Евразийский экономический союз, или ЕАЭС, — это объединение в рамках международного экономического сотрудничества нескольких государств Евроазиатского региона — России, Казахстана, Киргизии, Белоруссии и Армении. Ожидается вступление в данное объединение иных стран, так как Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — открытая структура. Главное, чтобы кандидаты на вступление в объединение разделяли цели данной организации и проявляли готовность выполнять предусмотренные соответствующими договорами обязательства. Созданию структуры предшествовало учреждение Евразийского экономического сообщества, а также Таможенного Союза (который продолжает функционировать как одна из структур ЕАЭС).

В этом смысле торговые переговоры повлияют на последствия санкций. В-третьих, характер Евразийского союза. Многие европейцы считают это непроизвольным союзом, навязанным для политических целей. Дело в том, что китайские планы также были довольно расплывчатыми.

Подписание «заявления​ о цифровой повестке еаэс»

Однако, с объявлением инициативы «Шелковый путь», некоторые конкретные шаги начали складываться. Страны Центральной и Восточной Европы поддерживают сотрудничество с Китаем на Шелковом пути. Однако для небольших государств 16 1 дает возможность воспользоваться китайскими инвестициями, так же как Великобритания, Франция и Германия имеют значительные двусторонние экономические связи с Китаем, хотя и только через региональные группировки. Для Китая Восточная Европа станет испытательной площадкой для нового подхода к континенту Европы, но она также менее политически стабильна и несет больше рисков, чем Западная Европа.

Как появилась идея о формировании ЕАЭС

Как свидетельствует ряд источников, государство, первым инициировавшее процессы экономической интеграции на постсоветском пространстве, выросшие в учреждение ЕАЭС, — Казахстан. Нурсултан Назарбаев высказал соответствующую идею на выступлении в МГУ в 1994 году. Впоследствии концепцию поддержали другие бывшие советские республики — Россия, Беларусь, Армения и Киргизия.

С другой стороны, страны Центральной и Восточной Европы ожидают значительный потенциальный объем инвестиций. В целом, реакции на Шелковый Путь были неоднозначными. Наибольший интерес к этой инициативе вызвали страны Балтии, южная Европа и центр и восток. По сей день общая стратегия или подход явно отсутствуют.

Ускорение процесса цифровизации

Как в своем Союзе, так и в государствах-членах Европа может и должна участвовать в Евразийском союзе и Шелковом пути, используя влияние своего рынка, его мягкую силу и свой опыт для формирования этих проектов или даже поглощать их. Пребывание за пределами или против них будет способствовать сотрудничеству между двумя державами, которые иначе разделили бы их.

Основное преимущество нахождения государства в составе Евразийского экономического союза — свобода хозяйственной деятельности зарегистрированных в нем субъектов на территории всех стран-участниц союза. Ожидается скорое формирование на базе институтов ЕАЭС единого торгового пространства, характеризующегося общностью стандартов и норм ведения бизнеса.

Для этого Союзу необходимо искать место и роль в Евразии. Страны региона ценят доступ к европейскому рынку и смотрят в Европу, чтобы защитить их от русского и, в меньшей степени, китайского контроля. Эти страны понимают, что как Евразийский союз, так и Шелковый путь выиграют от более ответственных институтов, более контролируемых границ и меньшей коррупции; европейский опыт был бы необходим для достижения этих целей. Даже самые коррумпированные лидеры в этих странах, которые проигнорировали правила увеличения своей власти и состояния, понимают, что их ценность уменьшается, когда они являются самыми слабыми частями переговоров.

Есть ли место политическому взаимодействию?

Итак, ЕАЭС — что это, исключительно экономическая структура, или же объединение, которое, возможно, будет характеризоваться политической составляющей интеграции? На данный момент и в ближайшем будущем, как свидетельствуют различные источники, правильнее будет говорить о первой интерпретации сущности объединения. То есть политический аспект — исключен. Страны будут интегрироваться, преследуя

Европейский подход будет зависеть от того, какую проблему больше всего боятся, будь то политическая гегемония в России или китайская экономическая гегемония. Должны ли европейцы укреплять роль России в плане безопасности в Евразии, особенно для решения исламского фундаментализма и снижения влияния Китая? Или преимущества перевешивают опасность того, что Россия попытается воссоединить постсоветское пространство через сферу влияния или непосредственную аннексию?

Что касается экономики, должна ли Европа продвигать региональный экономический пакт, который, по крайней мере, способствует торговле на евразийском пространстве? Или китайская экономическая гегемония, введенная через двусторонние отношения и без гарантий безопасности, предпочтительный вариант, уменьшая способность России быть геополитической неприятностью и заставляя ее более позитивно пересмотреть свои отношения с Европой? Двумя странами, в которых эти проблемы являются самыми современными, являются Узбекистан из-за его хрупкой ситуации в области безопасности и Казахстана, где Шелковый путь может позволить ему отойти от России.


Есть данные об инициативах, касающихся создания неких наднациональных парламентских структур в рамках ЕАЭС. Но Республика Беларусь, Казахстан, как свидетельствует ряд источников, не рассматривают возможности своего участия в выстраивании соответствующих Страны желают сохранять полный суверенитет, соглашаясь только на экономическую интеграцию.

В Европе также многое поставлено на карту, особенно в отношении Шелкового пути. Евразийская интеграция остается отдаленным проектом, независимо от того, представляет ли он интерес для Европы. Нестабильность, историческое соперничество и коррупционная чума Китая и России, не говоря уже о конкуренции между ними. Но важность региона означает, что возможен прогресс в направлении определенной степени евро-азиатской интеграции и интерес к Европе. Перспектива китайских и российских неудач не должна приводить к адаптации Европы к региону или к самому себе.

Вместе с тем для многих экспертов и обывателей очевидно, насколько близки политические отношения стран, входящих в ЕАЭС. Состав данной структуры формируют ближайшие союзники, не имеющие выражаемых публично принципиальных разногласий по поводу сложной ситуации на мировой арене. Это позволяет некоторым аналитикам делать выводы о том, что экономическая интеграция в рамках рассматриваемого объединения была бы очень затруднена при значимых политических разногласиях стран-участниц объединения.

Сотрудничество необходимо для прогресса в Евразии и, если оно будет правильно выдвинуто, может способствовать европейским интересам. Эта Ассоциация была создана для поддержки политической, социальной и экономической реформы этих стран в целях укрепления демократизации и благого управления, энергетической безопасности, охраны окружающей среды и социально-экономического развития. За исключением Беларуси, все члены Ассоциации принадлежат Парламентской Ассамблее Евронеста.

Многие из демонстрантов высказались за сближение с Союзом и, вероятно, считали, что соглашение является шагом, который приблизит их к процессу присоединения. Наконец, это движение спровоцировало смену правительства и привело к проведению парламентских выборов, которые привели к власти для европейских и реформистских партий.

История ЕАЭС

Лучше понять специфику ЕАЭС (что это за организация) нам поможет изучение некоторых фактов из истории объединения. В 1995 году главы нескольких государств — Беларуси, РФ, Казахстана, чуть позже — Киргизии и Таджикистана, оформили соглашения, учреждающие Таможенный Союз. На их основе в 2000 году было учреждено Евразийское экономическое сообщество, или ЕврАзЭС. В 2010 году появилось новое объединение — Таможенный Союз. В 2012-м открылось Единое экономическое пространство — сначала с участием государств, входящих в ТС, затем — к структуре присоединились Армения и Киргизия.

Хотя военный конфликт в какой-то степени был смягчен благодаря прекратившемуся в Минске перемирию, который несколько раз возобновлялся, периодическое возрождение боевых действий ставит под сомнение устойчивость перемирия. Союз связывает свои экономические санкции против России с полным уважением к московскому соглашению в Минске. С тех пор санкции остаются в силе.

Главы о политическом диалоге, правосудии, свободе и безопасности, а также экономическое, финансовое и отраслевое сотрудничество вступили в силу 1 ноября. Коммерческая часть Соглашения об ассоциации вступила в силу 1 января из. Положение о либерализации визового режима с Украиной вступило в силу 11 июня.


В 2014 году Россией, Казахстаном, а также Белоруссией был подписан договор о создании ЕАЭС. Позже к нему присоединились Армения и Киргизия. Положения соответствующего документа вступили в силу с 2015 года. Таможенный Союз ЕАЭС продолжает, как мы отметили выше, функционировать. В него входят те же страны, что и в ЕАЭС.

Европейский парламент принял девять резолюций по Украине, последний из которых касается украинских заключенных в России и ситуации в Крыму, был принят 16 марта. После «миссии по оценке потребностей» отчет был представлен с конкретными рекомендациями на «украинской неделе» в Брюсселе.

Европейский парламент продолжает процесс диалога и посредничества с Президентом Верховной Рады и лидерами политических фракций. Парламент был приглашен в качестве наблюдателя на национальные выборы, проводимые в Украине. Было сочтено, что эти выборы укрепили удовлетворительную избирательную практику, подтвержденную на предыдущих президентских выборах в стране. Тем не менее, некоторые нарушения сохранялись, большинство из них были связаны с кандидатами в одномандатных округах в южных регионах.

Поступательное развитие

Таким образом, государства-участники ЕАЭС — Республика Беларусь, Казахстан, Россия, Армения, Киргизия — начали взаимодействовать задолго до того, как соответствующее объединение было учреждено в современном виде. По мнению ряда аналитиков, Евразийский экономический союз — пример международной организации с поступательным, планомерным развитием интеграционных процессов, что может предопределять значительную устойчивость соответствующей структуры.

Союз не признал выборы, которые он считал незаконными и противоречил букве и духу минских соглашений. Большие коррупционные скандалы спровоцировали демонстрации с участием тысяч граждан. После выборов четыре правительства взяли на себя власть, что свидетельствует о политической нестабильности, в которой страна погрузилась.

Позиция Европейского парламента

Игорь Додон выиграл выборы. Одной из основных задач, стоящих перед Молдовой, остается приднестровский сепаратистский регион, который в одностороннем порядке объявил о своей независимости. В том же году парламент одобрил вступление в силу безвизового режима для страны. Парламент принял к сведению стагнацию приднестровского вопроса и неоднократно подчеркивал важность поиска политического решения.

Этапы развития ЕАЭС

Определено несколько этапов развития Евразийского экономического союза. Первый — это учреждение зоны выработка норм, по которым товарооборот между странами-участниками ЕАЭС может осуществляться без пошлин. При этом каждое государство сохраняет самостоятельность в аспекте ведения торговли с третьими странами.

Межпарламентское сотрудничество

Парламент был приглашен в качестве наблюдателя на все парламентские выборы, состоявшиеся недавно в Молдове. В ближайшие годы будет развиваться сотрудничество в области миграции. Беларусь не ведет переговоры об объединении с Союзом. Европейский парламент принял ряд резолюций, в которых критикуют Беларусь за политических заключенных, ограничения свободы прессы и гражданского общества, нарушения прав человека и нерегулярные парламентские выборы.

Парламент не признает Национальное Собрание страны из-за того, каким образом выборы прошли в Беларуси. Следовательно, он не имеет двусторонних отношений с этой Ассамблеей. С другой стороны, делегация Парламента по связям с Беларусью регулярно встречается с представителями белорусской оппозиции и представителями гражданского общества для обсуждения политических и экономических событий в Беларуси.

Следующий этап развития ЕАЭС — формирование Таможенного Союза, предполагающий формирование экономического пространства, в рамках которого движение товаров будет осуществляться беспрепятственно. При этом должны быть также определены общие для всех стран-участниц объединения правила внешней торговли.

Важнейший этап развития союза — формирование единого рынка. Ожидается, что будет создано экономическое пространство, в рамках которого будет возможен свободный обмен не только товарами, но также и сервисами, капиталом и кадрами — между государствами-участниками объединения.

Недавнее сближение Союза с Беларусью привело к визиту делегации Европейского парламента в страну в июне. Беларусь не пригласила Европейский парламент в качестве наблюдателя за выборами с тех пор. Источником Евразийского экономического союза является президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, который предложил идею создания торгового блока в Евразийском регионе во время выступления в Московском государственном университете в Беларуси, России и Казахстане составили первые соглашения, разрешающие свободное передвижение своих граждан с таможенным союзом.

Следующий этап — формирование экономического союза, участники которого смогут координировать приоритеты реализации экономической политики между собой.

После того как перечисленные задачи будут решены, останется достичь полной экономической интеграции государств, входящих в объединение. Это предполагает создание наднациональной структуры, которая будет определять приоритеты в выстраивании экономической и социальной политики во всех странах, входящих в союз.

Мы видели сильные и слабые стороны, и это огромное преимущество быть в начальной позиции, полученной из прошлых ошибок, таких как создание неэффективных «бюрократических надстроек». С тех пор Кыргызстан и Армения были интегрированы в новое сообщество государств, в то время как другие, такие как Азербайджан, Индия, Турция, Монголия или Вьетнам, также изучают, как интегрироваться.

Россия, Беларусь, Казахстан и Армения являются первыми странами, которые в нее будут участвовать. И ждать входа - это Кыргызстан, с которым на саммите в Минске подписали «дорожную карту» для членства в Евразийском Союзе в качестве полноправного члена. Еще одна важная особенность - создание регионального органа с правосубъектностью, который может подписывать документы с другими государствами и региональными организациями. Страны-члены имеют огромные запасы природных ресурсов, в частности, контролируют одну пятую мировых запасов газа и почти 15% запасов нефти.

Преимущества ЕАЭС

Рассмотрим подробнее ключевые преимущества, которые получают члены ЕАЭС. Выше мы отметили, что в числе ключевых — свобода экономической активности хозяйствующих субъектов, которые зарегистрированы в каком-либо государстве союза на всей территории ЕАЭС. Но это далеко не единственное преимущество вступления государства в исследуемую нами организацию.

Члены ЕАЭС получат возможность:

Пользоваться преимуществами низких цен на многие товары, а также снижения расходов, связанных с транспортировкой грузов;

Динамичнее развивать рынки за счет увеличения конкуренции;

Повышать производительность труда;

Увеличивать объемы экономики за счет роста спроса на производимые товары;

Обеспечивать занятость граждан.


Перспективы роста ВВП

Даже для таких экономически мощных игроков, как Россия, ЕАЭС — важнейший фактор хозяйственного роста. ВВП России, по мнению некоторых экономистов, может, благодаря вступлению страны в рассматриваемое объединение, получить очень мощный стимул роста. Внушительных показателей увеличения ВВП могут достичь другие страны-участницы ЕАЭС — Армения, Казахстан, Киргизия, Беларусь.

Социальный аспект интеграции

Не считая позитивного экономического эффекта, страны-участники ЕАЭС, как ожидается, будут интегрироваться также и в социальном аспекте. Международные бизнес-активности, как считают многие эксперты, будут способствовать установлению партнерских связей, стимулировать культурный обмен, укреплять дружбу наций. Интеграционные процессы облегчены общим советским прошлым народов, живущих в странах Евразийского экономического союза. Очевидна культурная и, что очень важно, — языковая близость государств ЕАЭС. Состав организации формируют страны, в которых русский язык привычен для большей части населения. Таким образом, многие факторы могут способствовать успешному решению задач, которые стоят перед главами государств, входящих в Евразийский экономический союз.

Наднациональные структуры

Договор о ЕАЭС подписан, дело за его реализацией. В числе важнейших задач в рамках развития Евразийского экономического союза — создание ряда наднациональных учреждений, деятельность которых будет направлена на содействие интеграционным хозяйственным процессам. В соответствии с рядом публичных источников, предполагается формирование некоторых базовых институтов ЕАЭС. Какие это могут быть структуры?

Прежде всего, это различные комиссии:

По экономике;

По сырьевым ресурсам (она будет заниматься установлением цен, а также квот для товаров и топлива, координировать политику в сфере оборота драгоценных металлов);

По межгосударственным финансово-промышленным объединениям и предприятиям;

По вводу денежной единицы для расчетов;

По вопросам экологии.

Также предполагается создание особого Фонда, в компетенции которого — сотрудничество в самых разных сферах: в экономике, в области развития науки и техники. Предполагается, что данная организация будет заниматься вопросами финансирования различных исследований, помогать участникам сотрудничества в решении широкого круга вопросов — правовых, финансовых или, например, экологических.

Другие важнейшие наднациональные структуры ЕАЭС, которые планируется создать — это Международный инвестиционный банк, а также арбитраж Евразийского экономического союза.

В числе успешно созданных объединений, входящих в структуру управления ЕАЭС, — Изучим особенности ее деятельности подробнее.

Евразийская экономическая комиссия

Можно отметить, что ЕЭК была создана в 2011 году, то есть еще до того, как был подписан договор о создании ЕАЭС. Ее учредили Россия, Казахстан и Беларусь. Изначально данная организация создавалась для управления процессами на уровне такой структуры как Таможенный Союз. ЕАЭС — структура, в развитии которой Комиссия призвана непосредственно участвовать сейчас.

В ЕЭК учреждены совет и коллегия. В составе первой структуры должны находиться заместители глав правительств государств-участников объединения. В коллегии должны работать по три человека из стран-участниц ЕАЭС. В рамках Комиссии предусмотрено создание отдельных департаментов.

Евразийская экономическая комиссия — важнейший, но не самый главный наднациональный орган управления ЕАЭС. Она подчинена Высшему Евразийскому экономическому совету. Рассмотрим ключевые факты о нем.

Данная структура, как и Евразийская экономическая комиссия, была создана за несколько лет до подписания государствами договора о создании ЕАЭС. Таким образом, долгое время она считалась наднациональным органом в структуре Таможенного Союза, а также Единого экономического пространства. Совет формируют главы государств-участниц ЕАЭС. С периодичностью не реже 1 раза в год он должен собираться на высшем уровне. Главы правительств стран-участниц объединения должны встречаться как минимум 2 раза в год. Особенность функционирования Совета — решения принимаются в формате консенсуса. Утвержденные положения обязательны для выполнения в странах-участницах ЕАЭС.

Перспективы ЕАЭС

Как оценивают перспективы развития ЕАЭС аналитики? Выше мы отметили, что некоторые эксперты считают: одновременно с экономической интеграцией неизбежно политическое сближение государств-участников объединения. Есть специалисты, которые разделяют данную точку зрения. Есть эксперты, совершенно не согласные с ней. Главный аргумент тех аналитиков, которые видят перспективы политизации ЕАЭС — то, что Россия как ведущий экономический игрок объединения так или иначе будет влиять на принимаемые властями государств-участников ЕАЭС решения. Противники данной точки зрения считают, что как раз наоборот, не в интересах РФ проявлять чрезмерную заинтересованность в политизации соответствующего международного объединения.


При условии соблюдения баланса между экономической и политической составляющей в ЕАЭС перспективы союза, исходя из ряда объективных показателей, оцениваются многими аналитиками как весьма позитивные. Так, суммарный ВВП государств-участниц рассматриваемой структуры будет сопоставим с показателями лидирующих экономик мира. С учетом научного и ресурсного потенциала ЕАЭС объемы хозяйственных систем стран-участниц союза могут значительно вырасти в дальнейшем.

Сотрудничество на мировом уровне

По мнению ряда аналитиков, перспективы сотрудничества с ЕАЭС привлекательны для стран, которые, казалось бы, далеки от экономического пространства, формируемого странами, подписавшими договор о ЕАЭС - Россией, Казахстаном, Киргизией, Беларусью и Арменией. Например, недавно соглашение о свободной торговле с ЕАЭС подписал Вьетнам.


Проявляют интерес к сотрудничеству Сирия, Египет. Это дает аналитикам повод говорить о том, что Евразийский экономический союз может стать мощнейшим игроком мирового рынка.

«Цифровая повестка в рамках Союза сегодня является одним из важнейших направлений: открываются новые возможности для экономик всех государств-членов. Приоритет в стратегии развития перевозок грузов всеми видами транспорта – использование цифровых технологий при оформлении перевозки и контроле доставки», – отметил Адамкул Жунусов. Министр ЕЭК считает, что такие технологии необходимо внедрять на всех этапах движения грузов от отправителя до получателя и делать это надо незамедлительно.

Так, на автомобильном транспорте предусматривается присоединение государств-членов Союза к Дополнительному протоколу об электронной накладной e-CMR, что будет являться очередным шагом к безбумажному документообороту на транспорте. В этой связи представляет практический интерес европейский опыт внедрения электронных накладных при осуществлении международных автомобильных перевозок.

На железнодорожном транспорте предстоит переход на электронную железнодорожную накладную, внедрение технологии электронного таможенного транзита, перевод таможенной процедуры временного ввоза транспортных средств международной перевозки при железнодорожном транзите исключительно в электронную форму.

Как отметил Адамкул Жунусов, сотрудничество стран Союза с Китайской Народной Республикой также открывает огромные возможности для развития экономических связей, торговли, создания новых транспортных маршрутов между Европой и Азией, что позволит существенно нарастить экономический потенциал. От реализации совместного с Китаем проекта по сопряжению ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути ожидается значительный синергетический эффект.

Финансирование части инфраструктурных проектов предполагается за счет средств Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Фонда Шёлкового пути. В качестве первого шага китайская сторона предложила государствам, расположенным вдоль Шёлкового пути, формирование перечня пилотных проектов с учетом общих интересов. Такой перечень из 39 проектов уже подготовлен специально созданной рабочей группой и одобрен министрами транспорта государств-членов Союза, напомнил Жунусов. Среди наиболее значимых совместных инициатив он отметил строительство новых автодорог в рамках международного транспортного маршрута Европа – Западный Китай протяженностью 8 445 км, высокоскоростной магистрали Москва – Казань протяженностью 770 км (в рамках ВСМ Москва – Пекин), железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан как южного ответвления континентального моста Евразии, открывающего доступ на рынки Западной Азии и стран Ближнего Востока. Отдельный акцент министр ЕЭК сделал на реализации проекта «Южная железная дорога Армения – Иран», которая соединяет действующую железнодорожную систему Армении с Ираном. Для предметного обсуждения этих проектов решено пригласить министра транспорта Китая Ли Сяопэна на очередное Совещание министров транспорта государств-членов Союза в декабре 2017 года, рассказал Адамкул Жунусов.

ЕАЭС ожидает 11% рост ВВП от цифровых проектов

Минимум 11% от ожидаемого совокупного роста ВВП Евразийского экономического союза (ЕАЭС) к 2025 году будет обеспечивать реализация цифровых проектов и инициатив. Если страны Союза не обеспечат синхронизацию своих усилий по реализации цифровой повестки, ее вклад в рост ВВП будет вдвое ниже. Об этом говорится в проекте Основных направлений реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года, который размещен на правовом портале Евразийской экономический комиссии (ЕЭК) для общественного обсуждения.

Наиболее значимыми источниками прироста ВВП вследствие реализации общей цифровой повестки могут стать такие факторы, как устранение нормативно-правовых барьеров и развитие экономики данных, каждый из которых даст ежегодный прирост ВВП ЕАЭС на 0,3% и 0,2% соответственно. Рост занятости в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обеспечит дополнительный рост общей занятости в странах Союза на 2,46% к 2025 году. К этому же году дополнительный прирост объема экспорта ИКТ-услуг может составить до 74%.

Проект Основных направлений реализации цифровой повестки подготовлен правительствами государства-членов совместно с Комиссией во исполнение поручения глав стран ЕАЭС. В нем определены цели, принципы, задачи, направления и механизмы сотрудничества государств Союза в цифровой сфере.

Согласно Основным направлениям страны Союза самостоятельно разрабатывают, формируют и реализуют национальную политику в сферах цифровизации, связи и информатизации, но придерживаются в этой сфере согласованной политики. Совместная работа в рамках цифровой повестки позволит стимулировать и поддерживать новые цифровые инициативы и проекты; ускорит процессы свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы; повысит конкурентоспособность хозяйствующих субъектов и граждан за счет цифровых преобразований во всех сферах жизни общества; создаст условия для устойчивого развития экономик государств Союза при переходе на новые технологический и экономический уклады; обеспечит кооперацию хозяйствующих субъектов на основе сквозных цифровых процессов, создание и развитие цифровых активов; введет государства ЕАЭС в глобальные, макрорегиональные и региональные процессы цифровой трансформации с учетом возникновения новых возможностей и рисков; поддержит диалог между всеми заинтересованными организациями и гражданами стран Союза для продвижения лучших практик в области цифровой экономики и т.д.

Реализация цифровой повестки Союза возможна в том числе через разработку специальных механизмов проработки и согласования государствами-членами инициатив; реализацию проектов в рамках цифровой повестки; применение «регулятивных песочниц» и т.д.

Совместные инициативы и проекты в рамках цифровой повестки позволят значительно расширить возможности государств, граждан и хозяйствующих субъектов как внутри ЕАЭС, так и на внешних рынках.

Заинтересованные стороны смогут представлять инициативы в Комиссию, которая с участием экспертной площадки прорабатывает и согласовывает их с государствами-членами.

После проработки и согласования инициативы формируется проект. Для его реализации государства-члены имеют возможность прорабатывать различные механизмы финансирования, такие как механизмы целевого и проектного финансирования, механизмы на основе консорциумов и государственно-частного партнерства, в том числе механизмы с использованием сервисной модели, вырабатываемые за счет привлечения институтов финансирования, включая Евразийский банк развития.

Проект Основных направлений сопровождается также проектом перечня первоочередных инициатив в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС. Перечень составлен на основании предложений представителей органов государственной власти и бизнеса стран Союза, а также членов рабочих групп на начальном этапе проработки цифровой повестки ЕАЭС. Среди предложений – инициативы по цифровой прослеживаемости, цифровой промышленной кооперации, развитию электронной торговли и другие.

Россия готовится ратифицировать протокол о единой ИТ-системе госзакупок в ЕАЭС

19 мая 2017 года комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы РФ рекомендовал ратифицировать протокол, направленный на определение правил и процедур регулирования госзакупок в ЕАЭС. Также планируется провести интеграцию веб-ресурсов, на которых проходят онлайн-торги стран-участниц Содружества.

Проведение унификации систем госзакупок в ЕАЭС будет проходить в два этапа. До 1 января 2018 года, согласно протоколу, будут внесены соответствующие изменения в национальное законодательство. Второй этап, до 1 января 2019 года, будет направлен на технологические изменения, которые обеспечат информационную открытость госзакупок и совместимость технологических платформ.

Соглашение о зоне свободной торговли стран СНГ от 18 октября 2011 года будет являться правовой базой для создания общего рынка госзакупок. Протокол о правилах и процедурах регулирования государственных закупок был принят Советом глав правительств СНГ 7 июня 2016 года в Бишкеке . В пояснительной записке, которую подготовило правительство РФ для ратификации протокола Госдумой, указано, что протокол соответствует положениям договора о создании ЕАЭС, который был подписан 20 мая 2014 года.

ЕЭК предлагает синхронизировать цифровые повестки в сфере промышленности

Среди ключевых технологий - аддитивное производство, высокопроизводительные автоматизированные линии быстрого производства электронной компонентной базы, технологии и программное обеспечение роботизированного управления производством, национальные CAD /CAE/CAM-системы, новые технологии сборочного производства, системы управления жизненным циклом изделия. Проект «Цифровая фабрика» тесно связан с концепциями «Индустрия 4.0 » (Германия) и «Цифровое производство» ().

2016

Подписание «Заявления​ о цифровой повестке ЕАЭС»

26 декабря на заседании Высшего Евразийского экономического совета главы государств-членов подписали «Заявление​ о цифровой повестке ЕАЭС».

Решением о формировании цифровой повестки был установлен срок до 1 декабря 2017 года для разработки и представления на рассмотрение Евразийского межправительственного совета основных направлений реализации цифровой повестки до конца 2025 года правительствами государств-членов союза.

Минкомсвязи предложила ввести единые тарифы на услуги связи в ЕАЭС

Проект осуществляется в рамках Соглашения стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) от 8 сентября 2015 года. В настоящее время Соглашение ратифицировано всеми странами-участницами ЕАЭС и это означает, что экспериментальный этап проекта, целью которого было тестирование и обкатка системы, закончен, и маркировка предметов одежды из натурального меха в Российской Федерации становится обязательной.

2015: Формирование союза

В январе 2015 года в Евразийский экономический союз вошли республика Беларусь , республика Казахстан, Российская Федерация и республика Армения. В августе того же года к ним присоединилась Кыргызская Республика.

Вопрос цифровой экономической трансформации в рамках ЕАЭС был поднят уже в первый год существования межгосударственного объединения. Так, 18 июня 2015 года в Санкт-Петербурге на Деловом форуме Шанхайской организации сотрудничества министр ЕЭК Карине Минасян обозначила новое направление для сотрудничества - развитие цифрового пространства государств ЕАЭС и ШОС, так называемой цифровой экономики .

2014: Создание ЕАЭС

29 мая 2014 года в Астане президенты России , Белоруссии и Казахстана подписали документы о создании с 2015 года Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Договор был заключен с целью обеспечения экономического прогресса путем совместных действий, направленных на решение стоящих перед государствами-членами общих задач по устойчивому экономическому развитию, всесторонней модернизации и усилению конкурентоспособности национальных экономик в рамках глобальной экономики.

Система управления будет схожа с той, которая действует с 2012 г. после трансформации Таможенного союза в Единое экономическое пространство (ЕЭП). Члены коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и ее председатель Виктор Христенко сохранят должности. Договор завершает пятилетний этап формирования союза, который начался в 2009 г. с созданием Таможенного союза, объясняет министр торговли ЕЭК Андрей Слепнев: союз станет самостоятельным субъектом международного права.

Кликните на изображении два раза, чтобы увеличить его

Единый рынок товаров и услуг

Три страны договариваются о создании единого рынка товаров и услуг, хотя в полной мере он заработает не раньше 2025 г. - должны быть созданы единые рынки газа и нефти. Торговая политика ЕАЭС не поменяется: единые таможенное регулирование и тариф, свободное перемещение товаров. Не изменятся и нормативы распределения доходов от ввозных пошлин: 87,97% получит Россия , 7,33% - Казахстан, 4,7% - Белоруссия.

В соглашении прописаны механизмы защиты рынка от импорта. Могут устанавливаться сезонные пошлины на срок до 6 месяцев, применяться защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

«В критических обстоятельствах» комиссия ЕАЭС может до завершения расследования вводить на 200 дней ретроактивные антидемпинговые пошлины. Пока идет антидемпинговое расследование, есть риск, что импортеры завезут годовой запас товаров, и нужно этот ущерб предотвращать. Это разрешенный ВТО инструмент», - рассказывает Слепнев .

О возможности введения таких пошлин гендиректор «Северстали» Алексей Мордашов просил премьера Дмитрия Медведева еще в 2013 г. Без этого защитные расследования бессмысленны, объяснял он.

Единый режим для инвестиций

В странах союза планируется унифицировать режим для инвестиций. Инвесторы получат право возмещать за счет государства ущерб их вложениям в результате беспорядков, войн и революций. Национализация частных активов, с одной стороны, запрещена, с другой - в приложении о защите инвестиций описан механизм компенсации: она должна быть рыночной, выплачиваться быстро, за задержку могут начисляться проценты.

В целом цифровая интеграция в рамках ЕАЭС, на этапе построения новой цифровой экономики в 2017 году, может обеспечить целый ряд преимуществ.

Объединение ресурсов, данных, компетенций и точек зрения

Страны союза смогут совместно использовать имеющийся потенциал как в части техники и технологий, так и в части цифровых данных, наработанных и нарабатываемых компетенций и, что не менее важно, точек зрения на происходящее. Объединение всех видов ресурсов крайне важно для их совместного и планомерного наращивания.

Ускорение процесса цифровизации

Вовлечение большего числа участников в построение цифрового пространства не через бюрократизацию процесса, а на основе интенсивного инициативного взаимодействия должно в среднесрочной перспективе ускорить цифровую трансформацию экономик государств-членов союза. В свою очередь, подобная трансформация должна способствовать и ускорению самих экономик стран союза.

Стандартизация

Подготовка единых стандартов, как обязательных для применения, так и рекомендуемых, позволяет контролировать и упорядочивать рынки ЕАЭС и трансграничные сделки. Помня о всех возможных минусах, свойственных запретительной стандартизации, в рамках дискуссии государств-членов союза возможно выработать наиболее подходящие варианты и технологии применения обязательных и рекомендованных правил и процедур.

Управление цифровыми рисками и экономическая безопасность

Единые политика и практика в отношении безопасности должны способствовать устойчивому развитию цифровой экономики за счет совместной наработки соответствующих компетенций и кейсов. Скоординированная защита экономических интересов потребителей (граждан), коммерческих и некоммерческих организаций, государственных структур на межгосударственном уровне имеет большое значение не только для отдельных государств, но и для межгосударственных объединений. В перспективе, формируя единый центр по цифровой безопасности , ЕАЭС способен обеспечить стабильную цифровую экономическую зону для всех государств-членов и повысить привлекательность для присоединения других стран.

Интеграция через совместные проекты

Союзное объединение и скоординированное развитие цифрового пространства позволяет избежать деструктивной внутренней конкуренции. Поднять уровень развития слабых в области цифровизации участников и усилить компетенции сильных возможно через проекты, которые интегрируют множество субъектов из разных государств-членов. Кроме того, совместные проекты позволяют довести опыт различных субъектов до требуемого общего уровня в рамках всего союзного пространства.

Усиление внутренних рынков

Через разработку и внедрение новых информационных технологий , через построение цифровых платформ, через интенсивное информационное взаимодействие и обмен цифровыми большими данными ЕАЭС способен усилить внутренние рынки и поддержать собственный бизнес в конкурентной борьбе. Сбалансированное соревновательное, но не уничтожающее конкурирование на внутренних рынках разумно поддерживать с применением актуальных и релевантных методов, технологий и инструментов.

Отладка в «песочницах» новых проектов и платформ

Скорости цифровой экономики предлагают бизнесу несколько иные модели, основанные на более энергичных и быстрых вариантах прохождения деловых циклов, в том числе жизненных циклов товаров (услуг). и предсказательная аналитика, гибкие подходы к управлению, готовность пользователей к новинкам и иные факторы формируют особые условия, в которых сокращается время, отводимое бизнесу на принятие решения. В пространстве ЕАЭС вполне целесообразно сформировать некие виртуальные или межгосударственные зоны - «песочницы» - для широкого тестирования новых продуктов и сервисов бизнеса под соответствующим контролем. Причем это может быть интересно не только для субъектов внутри союза, но и для внешних субъектов, желающих войти с инновациями на внутренние рынки ЕАЭС.

Трансграничные интеграторы

Ведение бизнеса в рамках цифровой экономики предполагает приоритет информационных методов, технологий и инструментов, что приводит к широкому применению цифровых платформ как предметно-ориентированных автоматизированных информационных систем. Территориальные ограничения для цифрового бизнеса при этом не до конца, но во многом снимаются. Цифровые платформы в таком случае становятся преимущественными трансграничными интеграторами для бизнеса в государствах-членах союза. Дальнейшее выстраивание единого и сильного внутреннего рынка ЕАЭС зависит от результативности внедряемых цифровых платформ, вовлеченных в единую цифровую экосистему.

Улучшение межгосударственного взаимодействия

Большая и значимая часть реального экономического объединения может быть реализована через цифровую экосистему и специализированные платформы. Здесь важна роль межгосударственных автоматизированных информационных систем, особенно когда стоит задача по всесторонней модернизации, кооперации и повышению конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобального мира. Главная задача, которая стоит перед подобными цифровыми платформами - это организация взаимодействия Евразийской экономической комиссии с органами законодательной, судебной, исполнительной власти государств-членов союза и с различными экономическими субъектами - как внутренними, так и внешними.

Сохранение социально-культурной и исторической целостности

Совместными усилиями государства-члены союза могут объективно и адекватно выработать единую стратегию формирования и развития цифрового пространства, которая позволит сохранить не только экономическую самостоятельность, но и социальные, моральные, культурные, исторические ценности, присущие каждой из стран ЕАЭС. При этом отработка межкультурных факторов цифровой экономики для последующей активной совместной работы государств-членов ЕАЭС способна в долгосрочной перспективе сформировать цифровое пространство, значимое и полезное для населения всех стран, объединенных в союз.

Международная цифровая конкуренция и партнерство

Евразийский экономический союз имеет все шансы стать одним из лидеров глобального цифрового пространства, только если не упустит конкурентов на старте. Однако новая экономика требует достаточно гибкого подхода и не исключает, при явной конкуренции, тесного партнерства по отдельным направлениям, рыночным сегментам и технологическим нишам. Евразийской экономической комиссии придется приложить усилия не только для решения проблем единой технологической цифровизации, технической и управленческой стандартизации, трансформации и платформизации рынков, эффективного использования кадрового потенциала и т.п., но и для решения вопросов межгосударственной коммуникации, цифрового образования, сближения суверенных позиций, развития продуктивного информационного пространства, инициирования специальных рабочих групп и «союзных» компаний или ассоциаций. Потребуются время и силы, чтобы минимизировать скептицизм в отношении совместного развития единого цифрового пространства и наладить реальное доверие в ЕАЭС на всех уровнях взаимодействия.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!