Все для предпринимателя. Информационный портал

Экономическая сущность и необходимость финансов. Сущность и необходимость финансов

Функции и роль финансов в общественном воспроизводстве.

Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой - контрользаэтим распределением.

Продукция, произведенная за определенный период времени внутри страны, представляет собой валовой внутренний продукт. Если мы вычтем из валового внутреннего продукта в стоимостном выражении ту его часть, которая возмещает затраченные средства производства, то получим национальный доход, обеспечивающий все потребности общества (осуществление расширенного воспроизводства, развитие непроизводственной сферы, оплата труда каждого работника). В чистом продукте общества воплощается вновь созданная в материальном производстве стоимость.

Объем национального дохода, создаваемого всеми отраслями материального производства, и его отдельных частей - фонда потребления и фонда накопления - определяет темпы и пропорции, развития экономики, ее структуру.

Распределительная функция финансов связана с распределением валового внутреннего продукта и его основной части - национального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен1. Контрольная функция финансов - это, прежде всего, контроль в процессе объективно существующих денежных отношений, который пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостный контроль. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов представляет собой только контроль реального денежного оборота1.

Финансы (в широком понимании этого термина охватывают все стадии воспроизводственного процесса - производство/обмен, распределение, потребление - и могут оказывать регулирующее воздействие на все его составляющие:

Создавая для всех хозяйствующих субъектов условия для самофинансирования и регулируя частично структуру расходов и цен предприятий с помощью налогов, регламентации амортизационной политики, налоговых вычетов и льгот, ограничения минимального уровня оплаты труда и собственного капитала;

Обеспечивая заинтересованность всех хозяйствующих субъектов в осуществлении инвестиционной и инновационной деятельности путем соответствующих налоговых вычетов;

Создавая условия доверия всех экономических субъектов к государству и кредитной системе для обеспечения аккумуляции временно свободных денежных средств и их перераспределения.

3. Общее понятие об управлении финансами. Управление финансами – совокупность приемов и методов воздействия на объект для достижения определенных целей.

Финансы можно рассматривать как объект и субъект управления. Если их рассматривать как субъект управления, то видно, что они играют активную роль в управлении экономикой. И в этом понимании мы имеем дело с финансами как инструментом управления экономикой. С другой стороны финансы - объект управления, где финансы выступают как объективная экономическая категория, которая нуждается в том, чтобы финансами управляли через познание возможностей и свойств этой категории. Отсюда следует, что без управления финансами, финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов невозможно развивать экономику. И конкретным объектом управления является сфера финансовых отношений или финансовых взаимосвязей, которые материализуются в финансовых ресурсах. Финансовые объекты – разнообразные виды финансовых отношений. К объектам относятся: ФПУО; страховые отношения; государственные финансы и т.д. Финансовые субъекты – организации. которые организуют и осуществляют это управление. К субъектам относятся: финансовые службы, отделы и органы, которые существуют на предприятии; финансовые органы государства (как Минфин, финансовые министерства республик); налоговые инспекции. Функциональные элементы управления:

1. Планирование – это оценка состояния финансов, выявление возможности увеличения финансовых ресурсов. 2. Оперативное управление – комплекс мер, с помощью которых получается максимальная эффективность при минимальных затратах. 3. Контроль – сопоставление фактических результатов с плановыми, выявление резервов для увеличения ресурсов с помощью эффективного хозяйствования.

Финансовый механизм.

Финансовый механизм – инструмент финансовой политики, представляющий собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

В зависимости от степени регулирования со стороны государства финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т. д.). Регулирующий определяет основные направления функционирования финансовых отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).

Финансовый механизм можно представить в виде совокупности механизмов функционирования отдельных звеньев финансовой системы:

1) функционирование бюджетного механизма;

2) механизм функционирования финансов предприятий, учреждений и организаций;

3) механизм функционирования внебюджетных фондов;

4) механизм функционирования местных финансов;

5) функционирование страхового механизма;

6) механизм функционирования финансового рынка. Для обеспечения стабильного и эффективного функционирования финансового механизма государства первостепенное значение имеет правовая регламентация форм и норм финансовых отношений. Они являются источником и регулятором финансовой системы. На основании их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять, как аккумулируются, распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы.

Оценка качества работы финансового механизма происходит в соответствии с его адекватностью современным интересам общества, со способностью его достигать поставленных целей и решать конкретные задачи.

Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяются:

Государственный финансовый контроль, который подразделяется на вневедомственный и ведомственный;

Негосударственный финансовый контроль:

внутрихозяйственный контроль в составе корпоративного и некорпоративного финансового контроля;

аудиторский контроль как подсистема независимого контроля в форме общего и банковского аудита;

гражданский финансовый контроль;

общественный финансовый контроль;

правовой финансовый контроль;

страховой финансовый контроль, и другие виды.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль носит предупреждающий характер. Он важен, когда вводятся новые важные нормативные акты по регулированию финансовой деятельности экономических субъектов. Это способствует предупреждению многих ошибок в будущем.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, например, в результате неправильного начисления новых налогов. Обычно текущий контроль, как и предварительный, не носит репрессивного характера.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.

Различают следующие методы (способы, приемы) осуществления финансового контроля:

· проверка;

· обследование;

· надзор;

· анализ финансового состояния;

· наблюдение (мониторинг);

· ревизия.

Структура рынка.

Любой фондовой рынок состоит из следующих компонентов:

* субъекты рынка; * собственно рынок (биржевой, внебиржевой фондовые рынки);

* органы государственного регулирования и надзора (Комиссияпо ценным бумагам, Центральный банк, Минфин и т.д.); * саморегулирующиеся организации (объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые выполняют определенные регулирующие функции, например, НАСД (США) и т.п.);

* инфраструктура рынка: а) правовая, б) информационная (финансовая пресса, системы фондовых

показателей и т.д.),в) депозитарная и расчетно-клиринговая сеть (для государственных и частных бумаг часто существуют раздельные депозитарно-клиринговые системы), д) регистрационная сеть.

Субъектами рынка ценных бумаг являются:

1) эмитенты - государство в лице уполномоченных им органов, юридические лица и граждане, привлекающие на основе выпуска ценных бумаг необходимые им денежные средства и выполняющие от своего имени предусмотренные в ценных бумагах обязательства;

2) инвесторы (или их представители, не являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг) - граждане или юридические лица, приобретающие ценные бумаги в собственность,полное хозяйственное ведение или оперативное управление с целью осуществления удостоверенных этими ценными бумагами имущественных прав (население, промышленные предприятия, институциональные инвесторы - инвестиционные фонды, страховые компании и др.);

3) профессиональные участники рынка ценных бумаг - юридические лица и граждане, осуществляющие виды деятельности,признанной профессиональной на рынке ценных бумаг (дилерская,брокерская и др. виды деятельности).

13.Экономическое содержание и принципы организации финансов коммерческих организаций.

Финансовые отношения коммерческих организаций и предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности.

Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли и приращения капитала, повышения благосостояния владельцев фирмы.

О полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как государство регламентирует отдельные стороны деятельности коммерческих организаций (предприятий). Коммерческие организации всех форм собственности в законодательном порядке уплачивают необходимые налоги в соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании внебюджетных фондов. Государство определяет и амортизационную политику. Законодательно определяется необходимость формирования и размен финансового резерва для акционерных обществ.

Реализация принципа самофинансирования – одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов.

В настоящее время далеко не все коммерческие организации (предприятия) способны реализовать этот принцип. Организации ряда отраслей, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их рентабельность. Такие предприятия по мере возможности получают государственную поддержку в форме дополнительного финансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной основе.

Объективная необходимость принципа материальной заинтересованности обеспечивается основной целью предпринимательской деятельности – извлечением прибыли. Для предприятия данный принцип может быть реализован в результате проведения государством оптимальной налоговой политики, способной обеспечивать финансовыми ресурсами не только потребности государства, но и не снижать стимулы к предпринимательской деятельности экономически обоснованной амортизационной политикой, созданием экономических условий для развития производства.

Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности, сохранность собственного капитала. Финансовые методы реализации этого принципа различны и регламентируются российским законодательством. Этот принцип реализован в настоящее время наиболее полно.

Принцип обеспечения финансовых резервов диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств. Реализацией этого принципа является формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов, способных укрепить финансовое положение организации (предприятия) в критические моменты хозяйствования.

14. Источники финансирования деятельности коммерческих организаций: состав и краткая характеристика. Одним из важнейших аспектов движения финансовых потоков предприятия является формирование его финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы предприятия – это собственные и привлеченные денежные средства, определяющие потенциальные возможности развития предприятия.

Часть финансовых ресурсов, задействованных предприятием в обороте и приносящих доход, является капиталом предприятия.

Финансовые ресурсы предприятия формируются за счет: амортизационных отчислений; прибыли, получаемой от всех видов хозяйственной и финансовой деятельности; дополнительных паевых взносов участников в товариществах; средств, получаемых от выпуска облигаций; средств, мобилизуемых при помощи выпуска и размещения акций в акционерных обществах открытого и закрытого типов; долгосрочного кредита банка и других кредиторов.

В состав финансовых ресурсов предприятий входят собственные, заемные и привлеченные средства. К собственным финансовым ресурсам предприятий относятся прибыль и амортизационные отчисления, некоторые авторы включают в состав собственных финансовых ресурсов предприятий уставный и добавочный капитал, а также так называемые устойчивые пассивы предприятия, включающие источники финансирования, постоянно находящиеся в обороте предприятия (например, резервы, образованные в соответствии с учредительными документами предприятия или по законодательству). К заемным средствам относят кредиты коммерческих банков и других кредитных организаций, другие займы. К привлеченным финансовым ресурсам относятся средства, привлеченные путем выпуска акций, бюджетные ассигнования и средства внебюджетных фондов, а также средства других предприятий и организаций, привлеченные для долевого участия и на другие цели.

Структура финансовых ресурсов предприятий различается в зависимости от организационно-правовой формы предприятия, его отраслевой принадлежности и других факторов. Так, например, в составе финансовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий имеются бюджетные ассигнования, у предприятий с высоким уровнем технической оснащенности большой удельный вес занимают амортизационные отчисления, предприятия с сезонным характером производства имеют заемные средства.

Несмотря на различия в составе и структуре финансовых ресурсов отдельных предприятий в общем их объеме по производственным предприятиям, наибольший удельный вес занимают собственные средства, они составляют примерно половину в общем объеме финансовых ресурсов. Структура финансовых ресурсов изменялась вместе с развитием экономики. Развитие финансового рынка дает предприятиям новые возможности по расширению состава финансовых ресурсов и увеличению их объема.

К основным направлениям использования финансовых ресурсов предприятия относятся:

– финансирование текущих потребностей производственно-торгового процесса для обеспечения нормального функционирования производства и торговой деятельности предприятия путем запланированного выделения денежных средств на основное производство, производственно-вспомогательные процессы, снабжение, маркетинг и распространение продукции;

– финансирование административно-организационных мероприятий;

– инвестирование средств в основное производство;

– финансовые вложения;

– формирование резервов.

Бюджетное устройство - бюджетная система: понятие, принципы.

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру и взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.

Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность Федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Государственная бюджетная система РФ объединяет 21 республиканских бюджетов, 55 краевых и областных бюджетов, 9 окружных бюджетов и автономных округов, бюджет еврейской автономной области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.

Различный политический статус субъектов Федерации предопределяет оссиметричность модели федерализма(понятие политологическое, означающие разграничение властных полномочий, которые проявляются в разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетного устройства).

Звенья бюджетной системы в унитарных государствах

Государственный бюджет;

Местный бюджет.

Звенья бюджетной системы в федеральных государствах:

Государственный бюджет;

Бюджет субъекта федерации;

Местный бюджет.

Бюджетное устройство состоит из:

Бюджетной системы;

Бюджетного права;

Бюджетного процесса;

Бюджетного регулирования.

Особое значение для государства имеет система местных бюджетов, которые являются центральной частью местных финансов, которые действуют на территориях административных единиц государства. Основу местных бюджетов составляют местные налоги.

БСРФ- совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов гос. Внебюджетных фондов основанная на экономических отношениях и гос. Устройстве РФ, регулируемая нормами права.

Федеральный б-т и б-ты гос. внебюджетных фондов

Б-ты субьектов РФ и б-ты тер. гос. внебюджетных фондов

Местные бюджеты

18. Бюджетная политика РФ. Организация бюджетного процесса .

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях.

В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие*:

§ уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

§ уровень выполнения бюджетных обязательств;

§ величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

§ объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;

§ уровень монетизации бюджетного дефицита;

§ величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

§ динамику валового внутреннего продукта;

§ уровень безработицы.

Основным документом который регулирует бюд.процесс в Р.Ф.является Бюджетный кодекс-3-я часть. Совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой и есть бюджетный процесс . Это деятельность органов гос. власти и местного. самоуправления по составлению, рассмотрению, тверждению и исполнению бюджетов соответсвующего уровня. Принципами организации бюд.процесса явл.:- 1. единства, выражающееся в единой правовой базе, единой бюд. классификации, единстве форм бюд. документации, единстве денежной системы; - 2. самостоятельность бюд. процесса каждого органа законадательной и исполнительной власти, наличие собственных источников доходов и их исрользования: - 3. балансовый метод, который заключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходами всех бюд-в.

Бюджетный процесс включает:

Сводное финансовое планирование и прогнозирование;
- составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета;
- исполнение и контроль за исполнением бюджета в течение бюджетного года;
- отчет об исполнения бюджета.

Финансы домохозяйств.

Финансы домохозяйств – это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашние хозяйства и его участники в процессе своей социально-экономической деятельности.

В условиях рынка домашние хозяйства играют исключительно важную роль, так как они выполняют прежде всего функцию собственников средств производства, находящихся у них в частной собственности. Являясь звеном в финансовой системе на уровне отдельной семьи, они выступают первичным элементом социально-экономической структуры общества. Домашнее хозяйство – не только учетно-ста-тистический показатель, который используется для анализа состояния общества, но и особый тип хозяйства, оказывающий серьезное влияние на все экономические отношения в стране.

В условиях рыночных отношений домашние хозяйства:

1) выступают в качестве покупателей товаров и услуг;

2) предоставляют рыночным субъектам факторы производства (прежде всего рабочую силу);

3) выполняют функцию сбережения части совокупного дохода и приобретают реальные и финансовые активы.

Социально-экономическая сущность финансов домохозяйств проявляется через их функции.

Важнейшей функцией финансов домохозяйств является распределительная функция, так как финансы домохозяйств, как, впрочем, и финансы в целом, являются инструментом стоимостного перераспределения стоимости валового общественного продукта. Причем финансы домохозяйств играют важнейшую роль на завершающей ступени перераспределительного процесса, непосредственно предшествуя стадии потребления.

Второй функцией домохозяйств является контрольная функция, так как для поддержания определенного (достигнутого) уровня потребления домашнее хозяйство вынуждено контролировать распределение полученного дохода по различным фондам, а также отслеживать целевое использование средств из этих фондов.

Важной функцией домашнего хозяйства в системе общественного воспроизводства является инвестиционная функция, заключающаяся в том, что домашние хозяйства являются одним из основных поставщиков долгосрочных финансовых ресурсов для экономики страны.

Доходы домашних хозяйств служат основным источником удовлетворения их потребностей в товарах и услугах, а также накопления и сбережения.

Доходы домашних хозяйств можно условно разделить на доходы в денежной и натуральной формах. Денежные доходы домашних хозяйств чаще всего подразделяют по источникам их поступлений:

заработная плата вместе с различными начислениями и доплатами;

– пенсии, пособия, стипендии и другие страховые и социальные выплаты;

– доходы от предпринимательской деятельности;

– доходы от операций с личным имуществом и денежные накопления в финансово-кредитной сфере.

К доходам в натуральной форме относят продукты, полученные в личном подсобном хозяйстве, а также натуральнуюоплату сельскохозяйственных предприятий.

С точки зрения периодичности осуществления выделяют три группы расходов домашних хозяйств:

– краткосрочные;

– среднесрочные;

– долгосрочные расходы.

В зависимости от функционального назначения расходов, осуществляемых домашними хозяйствами, их делят на следующие основные группы:

– личные потребительские расходы;

– налоги и другие обязательные платежи;

– денежные накопления и сбережения.

Экономическая сущность финансов. Причины, обуславливающие их необходимость.

Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем об­щества, природой и функциями государства.

Таким образом, финансовые отношения охватывают две сферы: - экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах;

Экономические денежные отношения, опосредствующие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий.

Если говорить о финансах в целом, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция заключается в том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Её результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала.

Чтобы понять действительную сущность финансов и их роль в воспроизводственном процессе, необходимо рассматривать эту экономическую категорию вне идеологических воззрений и позиций, а также уметь четко определить место и специфику финансов в системе стоимостных экономических категорий, обслуживающих воспроизводственный процесс в рамках единой экономической системы.

Основным положением для понятия сущности финансов является понятие категории финансов как категории исторической. Этим же положением определяется специфика финансов и их место среди других стоимостных категорий.

Термин «финансы» происходит от латинского слова «финиш», означающего конец, окончание. В денежных отношениях, складывающихся между населением и государством в лице судьи, князя или короля, это слово означало завершение платежа, окончательный расчет.

Позднее от термина «финиш» произошло слово «финансы», обозначающее денежный платеж. Во Франции этот термин применялся в XVI веке уже в более широком смысле - как совокупность публичных доходов и расходов. Несколько позднее появился термин «публичные финансы», означая на всех западноевропейских языках, включая русский, совокупность государственных доходов и расходов.

От латинского слова «фискус» произошел термин «фиск» (казна). Этим словом в латинском языке называли платежную корзину, в которую ссыпали деньги и материальные ценности, полученные государством от населения в качестве налога. В перспективе этот термин получил новое содержание и стал обозначать денежные и материальные ценности, которыми располагало государство. Колесов А.С. Межбюджетные отношения: сущность и пути совершенствования - М.:Финансы, 2012. - 69с.

Исторический характер финансов как объективной экономической категории прежде всего подтверждает тот факт, что ее основные сущностные характеристики не могут кардинально меняться со сменой общественно-экономической формации. Как нет математики или физики социалистической и капиталистической, так и финансы являются исторической наукой, имеющей независимо от общественной формации всегда одну и ту же цель - выработку эффективной системы формирования и использования фондов и доходов, обеспечивающих выполнение государством своих функций. Сабанти Б.М. Модель финансов государства - Нальчик: Эльбрус, 2011, 62 с.

Наличие финансов исторически предопределено: во-первых, наличием государства и его фискальной политикой; во-вторых, назначением финансов (окончательный платеж, завершение платежа); в-третьих, характером финансов (финансы - объективная экономическая категория). Однако этих исторических особенностей недостаточно для определения сущности финансов, их содержания, границ и учета в системе производственных отношений.

Общественный продукт проходит стадии своего движения: производство, распределение, обмен и потребление. В системе производственных отношений финансы выступают как особая форма этих отношений, отражающая важнейшую их составную часть - распределительные отношения. Функционируют финансы в системе этих отношений посредством денег, а это значит, что в практике взаимоотношений по распределению и перераспределению общественного продукта и национального дохода финансовые отношения выступают как денежные отношения. Однако деньги не раскрывают сущности финансов, их функций, поскольку деньгам как экономической категории присущи свои специфические функции.

Сущность финансов, основные черты раскрываются при рассмотрении характеристик только тех фондов денежных средств, которые считаются конечным результатом финансовых отношений.

Производственные отношения представляют совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребителя. Вместе с производительными силами они составляют две стороны каждого способа производства, каждой общественно-экономической формации и связаны между собой по закону взаимного соответствия. В таком единстве производственные отношения выступают как форма функционирования и развития производительных сил. Это значит, что в совокупности всех общественных отношений производственные отношения проявляются как объективные, первичные, материальные, не зависящие от сознания людей отношения.

Объективный характер производственных отношений является исходным положением в понимании развития и места финансов в системе этих отношений. Под воздействием производительных сил меняются как производственные отношения в целом, как и важнейшая их составная часть - финансы, т.е. меняются и сами конкретные формы и методы их организации и использования.

Являясь объективными, базируясь на достигнутом уровне развития производительных сил, производственные отношения придают всем экономическим явлениям, включая финансы, и обществу в целом динамизм, постоянное движение, развитие и совершенствование. Такой подход к изучению производственных отношений - ключ к пониманию роли, места и сущности финансов, финансовых отношений. Финансы как составная часть производственных отношений несут те же исторические признаки и диалектические противоречия, преодоление которых является условием их развития и совершенствования. В этом своем качестве финансы являются объективной базисной категорией.

Рассматривая стадии движения общественного продукта, необходимые для понимания природы и места финансов в совокупности производственных отношений, можно отметить, что в процессе создания общественного продукта складываются отношения, вызванные производственно-технологическими и организационными особенностями процесса труда, обусловленные сугубо технологическим разделением труда. Происходит самодвижение продукта от одного рабочего места к другому, от участка к участку, одного цеха к другому внутри предприятия до получения готового продукта. Каждый реальный продукт в промежуточной технологической цепочке параллельно имеет свою денежную оценку. Сумма таких цен составляет стоимость продукции на конечной их стадии. После завершения стадии производства начинается стадия распределения созданного продукта через сумму цен и выручку от реализации совокупной продукции. Если в производственно-технологическом процессе происходит параллельно денежная оценка материально-вещественного содержания, то на стадии распределения в движении созданного продукта происходит раздвоение его стоимостной и вещественной форм, начинается процесс проявления финансов, они получают относительную самостоятельность, образуются доходы и накопления, создаются денежные фонды. Что касается первичного распределения стоимости созданного общественного продукта, вытекающей из известной формулы c+v+m, в которой c является фондом возмещения израсходованных средств производства, денежная оценка показателя c обеспечивает параллельный процесс движения материально-вещественного продукта в процессе простого воспроизводства и не относится к финансовым отношениям.

Другая его часть v (фонд заработной платы) является ценой рабочей силы, использованной в производственном процессе, и также не относится к финансовым отношениям. И, наконец, обособившаяся от производственного натурально-вещественного продукта стоимостная часть (m) в форме чистого дохода общества получает относительную самостоятельность, в результате чего образуются доходы, накопления, денежные фонды. Эта часть вновь созданного общественного продукта составляет суть финансовых отношений и начало действия функции финансов и их взаимодействия в процессе кругооборота фондов с целью повышения эффективности их использования.

Если через c+m и происходил и обеспечивался процесс простого воспроизводства средств производства и рабочей силы, то через m посредством создания денежных фондов обеспечивается процесс расширенного воспроизводства этих же элементов воспроизводственного процесса и формирование фонда централизованных ресурсов государства.

В стоимости созданного общественного продукта два его элемента (c+v) имеют денежную оценку, но не являются финансовыми, и лишь чистый доход общества, его выделяемая обособленная часть (m), относится к финансам. Именно обособленность и самостоятельность этой части совокупного общественного продукта характеризуют специфику финансов и их место в системе производственных отношений. Никакая иная экономическая категория не раскрывает специфику таких отношений. В этом их отличие от других экономических категорий, в частности денег. Деньги сами по себе лишь опосредуют движение всех частей общественного продукта. Но там, где деньги опосредуют реальные материально-вещественные элементы, там денежные отношения не являются финансовыми, и лишь их отрыв от этого двуединого движения и проявление их в новом качестве - чистом доходе хозяйствующих субъектов, последующее создание на их основе фондов денежных средств превращают такие денежные отношения в финансовые. Таким образом, финансовыми будут денежные отношения, которые опосредуют только отношения распределения и перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода. Яндиев М.И. Финансы регионов - М.: Финансы и статистика.- 2012, 186 с.

Формирование чистого дохода как части совокупного продукта, отражающей финансовые отношения, - явление объективное, ибо без него немыслимо расширенное воспроизводство. По этой причине и финансовые отношения носят отчасти материальный характер и относятся к базисным отношениям. Другое дело, что распределение и перераспределение чистого дохода носит субъективный характер и зависит от понимания властными структурами государства экономических законов развития общества, что может замедлять и ускорять развитие экономики. На нынешнем этапе экономического развития можно допустить, что изъятие части чистого дохода хозяйствующих субъектов в форме налогов нарушает соотношение между той частью, которая распределяется внутри предприятия и направляется на расширенное воспроизводство, и другой частью, направляемой в бюджет. Объективно и здесь можно найти оптимальное соотношение, но в силу ряда субъективных причин это равновесие нарушается и не позволяет сбалансировать механизм финансовых отношений.

Несмотря на то, что начальная стадия финансовых отношений - это стадия раздвоения стоимостной и вещественной форм движения продукта (когда финансы получают относительную самостоятельность и создают денежные фонды и фонды накопления, выступая в форме чистого дохода), финансы активно влияют на процесс производства.

Но финансы, обслуживая процесс расширенного воспроизводства, сами активно воздействуют на процесс производства, на кругооборот фондов. Если в фазе производства происходит простое возмещение израсходованных средств производства и рабочей силы, то их расширенное воспроизводство происходит за счет распределяемой части чистого дохода, направляемого на эти цели. В выручке от реализации (Д), выступающей в денежной форме, покрываются все затраты по простому и расширенному воспроизводствам. Тем самым в обобщенной форме и происходит активное воздействие финансов через чистый доход на все стороны воспроизводственного процесса и кругооборот фондов. В этом также состоит специфика и особенность финансов.

Финансовыми будут не только фонды денежных средств, формируемые из чистого дохода, но и та часть амортизационного фонда, которая направляется (это принципиально новое качество) на возмещение износившегося абсолютного аналога отдельных видов основных фондов по простому воспроизводству и на обновление, реконструкцию и расширение основных фондов, новое строительство, являющихся вместе с чистым доходом активным источником финансирования инвестиций. Амортизационные отчисления в таком своем качестве принимают относительную самостоятельность. Сюда же относятся средства переамортизации, ускоренной амортизации. Челноков В.А. К вопросу о сущности, функциях и роли современных денег - М.: Владос - 2010, 68 с.

Итак, историческое развитие финансов в различных формациях и анализ закономерностей свидетельствуют о наличии общих признаков, позволяющих определить сущность, содержание, природу и место финансов в системе производственных отношений. К общим признакам относятся:

  • - наличие обширной сферы товарно-денежных отношений;
  • - единая абстрактная общность во всех формациях, выражающая денежные формы движения совокупного общественного продукта и национального дохода общества, формирование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов;
  • - существование, деятельность и активное регулирующее воздействие государства на все стороны общественного производства;
  • - выражение распределительных и перераспределительных отношений воспроизводства, органически связанных как с хозяйствующими субъектами, так и с доходами и расходами государства.

Таким образом, исследуя сущность финансов с учетом специфических черт, присущих только этой экономической категории, можно дать следующее определение финансов. Финансы - это специфическая форма производственных отношений, возникающих по поводу распределения и перераспределения части общественного продукта, главным образом чистого дохода, и формирования на этой основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, используемых на цели расширенного воспроизводства и удовлетворение общегосударственных потребностей.

В данном определении финансы рассматриваются как специфическая часть производственных отношений, носящих объективный базисный характер. Изменение производственных отношений согласно закону соответствия производительных сил и производственных отношений меняет характер финансовых отношений. Специфика финансов в составе производственных отношений состоит также в том, что они выступают в денежной форме.

В предложенном определении финансов сущностный признак определен как механизм отношений, возникающих по поводу распределения и перераспределения части общественного продукта, главным образом чистого дохода. Подчеркнем, что специфические отношения возникают в момент раздвоения и разделения денежной и эквивалентной им материально-вещественной формы движения и возникновения самостоятельной формы движения совокупного общественного продукта - чистого дохода. На этой основе, как и выражено в определении финансов, формируются децентрализованные фонды, которые направляются и обслуживают воспроизводственный процесс, т.е. процесс возмещения израсходованных средств производства и рабочей силы, их кругооборот на расширенной основе. С другой стороны, формирование централизованных фондов денежных средств государства происходит также путем вычленения из чистого дохода той их части, которая направляется в форме различных платежей в бюджет для удовлетворения государственных потребностей.

Данное определение финансов соответствует требованиям практики, когда речь идет об экономии и рациональном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Краткий конспект лекций

По разделу 1.

«Теория финансов»

СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и функции финансов
2.Финансовая система государства
3.Финансовая политика государства
4.Финансовый механизм государства
5.Управление финансами государства
6.Финансовое планирование и прогнозирование
7.Финансовый контроль
8.Страхование в системе финансовых отношений
9.Социальная защита населения и социальное страхование
10.Государственный бюджет
11.Налоги в системе финансовых отношений
12.Государственный кредит
13.Роь финансов в социально-экономическом развитии государства

Тема 1. Сущность и функции финансов

1.1Возникновение финансов и развитие науки о финансах

1.2Экономическая сущность и необходимость финансов

1.3Функции финансов

1.4 Финансовые ресурсы государства: понятие, состав и источники формирования

Возникновение финансов

Возникновение финансов непосредственно связывается с функционированием государства. Именно функционирование государства предполагает установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ между государством (в лице верховной власти) и остальными субъектами воспроизводственных отношений.

Во времена первобытно - общинного строя не было государства – не было и финансов. Но уже в рабовладельческом государстве возникла необходимость централизации части экономических благ в руках правителей для содержания войска, охраны границ, сохранения власти и т.п. Потребности государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов.

С развитием товарно-денежных отношений государственность и экономика укреплялись. Потребность в централизации части доходов общества увеличилась. Формирование и использование общегосударственного фонда стало носить устойчивый и системный характер. Постепенно возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Налоги в денежной форме стали основным источником наполнения бюджета, обозначились четыре основных направления бюджетных расходов: на военные цели, управление, поддержание тех или иных сфер экономики, на социальные нужды. Отношения, связанные с формированием и использованием бюджета стали называться финансовыми отношениями.

Крупномасштабное и качественно новое развитие финансовых отношений произошло в 19-20 в. Во всех странах произошло огосударствление значительной части национальных доходов. Государство стало собственником и распорядителем до 50 % его объема. Располагая огромными суммами денежных средств, государство стало оказывать большое влияние на социально-экономическое развитие общества. Значительное развитие получила государственная поддержка экономики. Это выразилось в том, что возросли государственные капитальные вложения, направляемые в электроэнергетику, угольную, газовую и другие отрасли промышленности, на поддержку сельского хозяйства.

Значительно повысились затраты на развитие научно-технического прогресса.

Государство стало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе на рынке, предоставляя экспортным фирмам, так называемые, экспортные премии.

Демократизация общественной жизни привела к тому, что произошли существенные изменения в структуре государственных расходов: увеличилась доля расходов на социальные цели общества.

Все острее стал ощущаться дефицит бюджетных средств и окончательно сформировался государственный кредит

Огромные государственные расходы обусловили необходимость увеличения налоговых поступлений - главного финансового инструмента мобилизации ресурсов в государственный бюджет.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что возникновение финансов связано с развитием государства. И самая первая концепция сущности финансов была императивной, то есть, основанной на понимании в роли первопричины финансовых (распределительных) отношений только одностороннего волеизъявления государства. Пика своего развития императивная концепция финансов достигла в период полного огосударствления экономики. Государство в тех обстоятельствах действительно полностью определяло характер, направления и границы распределительных отношений.

Однако с развитием рыночной экономики «центр тяжести» в управлении сместился с государства на организации. Безусловно, государство и сегодня активно влияет на выбор методов и способов организации финансовых отношений на уровне микроэкономики. Но оно воздействует лишь на формы проявления финансовых отношений, сама же категория «финансы» остается объективной и существует независимо от волеизъявления государства.

По причине своего очевидного отрыва от действительности императивная концепция постепенно утратила свое доминирующее значение. Освободившуюся нишу в теории финансов заняли воспроизводственная и распределительная концепции, которые сформировались в границах трудовой теории стоимости и получили параллельное развитие. Белорусская финансовая школа основана на распределительной концепции сущности финансов.

Экономическая сущность и необходимость финансов

Экономическая сущность финансов познается на основе дифференциации этой категории с другой родственной категорией – деньги.

Деньги – это товар особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров. Его особенность состоит в том, что он по сути представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда товаропроизводителей. Сущность денег выражается в их функциях. На современном этапе деньги выполняют пять функций: меры стоимости; средства сбережения; средства платежа; средства образования накоплений и сбережений; мировых денег. Деньги присутствуют на всех стадиях процесса общественного воспроизводства, опосредуя создание и движение созданной стоимости к потребителю.

Финансы представляют собой только специфическую часть денежных отношений, где деньги, присутствуя, не выполняют ни одной из своих классических функций, а используются как инструмент распределения вновь созданной стоимости. Распределение также обеспечивает движение части стоимости к потребителям.

Распределительные процессы возникают только на второй стадии процесса общественного воспроизводства. Они обеспечивают обособление части созданных доходов в целевые фонды денежных средств: централизованных (функционируют на уровне государства) и децентрализованных (функционируют на уровне микроэкономики) Формирование таких фондов и строго целевой характер последующего использования средств из них обеспечивают максимально эффективное их расходование (по сравнению с нефондовым расходованием денежных средств).

Распределительным процессам свойственно одностороннее движение стоимости, в отличие от классических обменных (денежных) операций, где движение стоимости всегда двустороннее.

Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с формированием и использованием денежных фондов, образуют финансовые отношения.

Главное назначение финансов заключается в обеспечении распределения доходов общества (с целью финансового обеспечении выполнения всех функций государства и субъектов хозяйствования), а также в осуществлении контроля за расходованием финансовых ресурсов. Из такой формулировки предназначения финансов вытекают две его функции: распределительная и контрольная. Приведенный состав функций финансов отличается от вышеприведенных функций денег, что также указывает на недопустимость отождествления этих важнейших экономически категорий.

Финансовые отношения, определяющим содержаниефинансов –это отношения, которые возникают:

· между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;

· между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использовании;

· между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов, бюджетных и внебюджетных фондов, а также при финансировании из них ряда затрат;

· между государством и населением по поводу взимания налогов, сборов, получения займов, привлечения вкладов в коммерческие банки, выплаты пенсий, пособий и т. п.;

· между хозяйствующими субъектами и банковской системой при получении и погашении кредитов, а также процентов за пользование указанными кредитами;

· внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;

· между отдельными звеньями бюджетной системы;

· между хозяйствующими субъектами и страховыми организациями при уплате страховых взносов и возмещении из страховых фондов ущерба при наступлении страховых рисков.

Таким образом:

финансы – этообъективная экономическая категория, сущность которой проявляется на второй стадии процесса общественного воспроизводства, стадии распределения;

финансовые отношения – это специфическая часть денежных отношений, где деньги, присутствуя не выполняют своих функций, а используются в роли инструмента распределения созданных обществом доходов и их обособления в целевые централизованные и децентрализованные фонды;

фондовый характер использования доходов и одностороннее движение стоимости являются отличительными чертами финансов.

Функции финансов

Функции – это внешнее проявление свойства какого-либо объекта в данной системе отношений. Сущность любого явления познается через его функции. Применительно к экономической категории функции означают проявление ее сущности в действии, специфические способы выражения присущих категории свойств.

Функции являются всегда производными от сущности, которую они выражают. Они раскрывают предназначение той или иной категории.

Предназначение финансов, как уже указывалось, сводится к распределению доходов общества и контролю за распределительными процессами. Поэтому, финансам свойственны две функции: распределительная и контрольная.

Распределительная функция финансов проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Основные доходы формируются у участников сферы материального производства и делятся на две группы: а) заработная плата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства; б) доходы организаций сферы материального производства.

Однако первичных доходов далеко недостаточно для того, чтобы успешно развивать приоритетные отрасли и сферы национальной экономики, например, машиностроение, образование, здравоохранение, управление, социальное страхование и социальное обеспечение и т.п.

Необходимо дальнейшее перераспределение национального дохода между отраслями производственной и непроизводственной сферы, между территориями, а также между различными социальными группами населения. В результате такого перераспределения образуются вторичные или производные доходы. К ним относятся, в частности, доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, и налоги, уплачиваемые обладателями первичных доходов.

Участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода в конечное его распределение и использование. Другими словами – вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Доходы, создаваемые в ходе перераспределения национального дохода, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами, между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления - с другой.

Таким образом, распределительная функция финансов обеспечивает распределение и перераспределение национального дохода между:

· отраслями сферы материального производства;

· отдельными территориями, регионами страны;

· формами собственности;

· производственной и непроизводственной сферами экономики;

· социальными группами населения.

Финансы выполняют распределительную функцию также в процессе формирования и распределения доходов организаций.

Контрольная функция финансов проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Контрольная функция финансов – объективна, она не зависит от воли и сознания людей. Однако, реализуется она не сама по себе, а через специальный финансовый аппарат. В зависимости от того, кто осуществляет финансовый контроль, он может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и аудиторским.

Большую роль в осуществлении финансового контроля играют Министерство финансов Республики Беларусь и его органы, специальные финансовые подразделения отраслевых Министерств и ведомств (финансовые управления или отделы), учреждения банков, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, высшие органы государственной и исполнительной власти – Президент, парламент, Совет министров страны и др.

В условиях рыночных отношений финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития экономики, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях национальной экономики. Он охватывает производственную и непроизводственную сферу и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля – проверка соблюдения финансового законодательства, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

В условиях развития рыночных отношений формы и методы финансового контроля, осуществляемые названными выше органами, постоянно меняются и совершенствуются.

1.4Финансовые ресурсы государства: понятие, состав и источники формирования

Финансовые ресурсы – это совокупность реальных денежных средств, находящихся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления. Финансовым ресурсам, также как и финансам присущи определенные признаки:

1) они всегда являются денежными средствами;

2) финансовые ресурсы всегда имеют собственника или лицо, которое распоряжается ими;

3) финансовым ресурсам характерна целевая направленность, т.е. на расширение производства, материальное стимулирование и социальные нужды работников, приобретение оборудования и т.д.

Централизованные финансовые ресурсы – денежные поступления, доходы, накопления, образованные в процессе распределения ВВП, части национального богатства, поступлений от внешнеэкономической деятельности, находящиеся в распоряжении государства, аккумулируемые в централизованных фондах денежных средств и используемые на удовлетворение общегосударственных потребностей. В составе централизованных финансовых ресурсов основную долю занимают налоговые доходы. Значительная часть централизованных финансовых ресурсов сосредоточена в государственном бюджете и государственном внебюджетном Фонде социальной защиты населения Республики Беларусь.

Централизованные финансовые ресурсы используются: на финансирование общегосударственных расходов; национальной обороны, правоохранительной деятельности и обеспечение безопасности государства; национальной экономики; охрану окружающей среды; здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры, средств массовой информации; образования и социальной политики и др.

Объем, состав и структура финансовых ресурсов государства устанавливаются в ходе разработки финансовой политики. Формы мобилизации финансовых ресурсов постоянно изменяются и совершенствуются. Важнейшим источником финансовых ресурсов государства выступает ВВП

Децентрализованные финансовые ресурсы – финансовые ресурсы организаций, индивидуальных предпринимателей – денежные поступления, доходы, которые формируются в процессе распределения стоимости ВВП, находятся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования и используются на расширенное воспроизводство и удовлетворение других их потребностей.

Формирование финансовых ресурсов субъектов хозяйствования осуществляется за счет определенных источников. В частности, первоначальное формирование собственных финансовых ресурсов происходит в момент учреждения субъекта хозяйствования, когда образуется его уставный фонд (уставный капитал).

На действующих предприятиях формирование финансовых ресурсов может осуществляться за счет следующих групп источников:

1) собственных и приравненных к ним средств: прибыли организаций; других форм денежных накоплений; минимальной задолженности по заработной плате работникам, по авансам заказчиков за выполнение определенных работ; по налоговым и неналоговым платежам, отчислениям;

2) мобилизуемых на финансовом рынке: поступлений от продажи собственных ценных бумаг (акций, облигаций); дивидендов и процентов по ценным бумагам других эмитентов; банковских кредитов; доходов по операциям с иностранной валютой и драгоценными металлами;

3) поступающих в порядке перераспределения: сумм страховых возмещений по наступившим рискам; бюджетных субсидий; сумм, поступающих от вышестоящих организаций из отраслевых фондов; паевых (долевых) взносов.

Использование децентрализованных финансовых ресурсов менее регламентировано, чем централизованных ресурсов. Оно осуществляется по следующим направлениям: финансирование текущих потребностей деятельности организации с целью обеспечения нормального функционирования производства; уплата предусмотренных действующим законодательством налогов и платежей в бюджет; внесение страховых взносов по обязательным видам страхования; возврат заемных средств, уплата процентов за пользование кредитами; финансирование расходов, связанных с расширением производства; осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги; материальное стимулирование работников, оказание услуг социального характера работникам и членам их семей; финансирование благотворительной деятельности, спонсорства.

Финансовые ресурсы и капитал. Финансовые ресурсы, вложенные в производство и приносящие прибыль, образуют капитал. Он выступает в качестве превращенной формы финансовых ресурсов и делится на собственный и заемный капитал. Соотношение собственного и заемного капитала образует финансовую структуру капитала. Финансовые ресурсы, направленные на содержание объектов социальной сферы, числящиеся на балансе организаций, на создание резервных фондов, фондов потребления, капиталом не являются, так как не создают прибавочной стоимости. Следовательно, понятие финансовые ресурсы шире, чем понятие капитал.

Таким образом, финансовые ресурсы – денежные поступления, доходы, накопления, находящиеся в собственности либо в распоряжении субъектов хозяйствования, государства, аккумулируемые в различных фондах денежных средств, как централизованных, так и децентрализованных и используемые в соответствии с их целевым назначением.

Вопросы для повторения:

1. Каковы исторические условия возникновения финансов?

2. В чем состоит социально-экономическая сущность финансов?

3. Какие виды денежных отношений включаются в понятие финансов?

4. Дайте определение финансов государства.

5. Раскройте причины необходимости финансов в условиях рыночных отношений.

6. Дайте характеристику распределительной функции финансов.

7. Дайте характеристику контрольной функции финансов.

9. Раскройте понятие и содержание финансовых ресурсов государства.

10. Назовите источники формирования централизованных финансовых ресурсов.

11. Назовите источники формирования децентрализованных финансовых ресурсов.

12. Как соотносятся между собой категории «финансовые ресурсы» и «финансовый капитал»


Похожая информация.


Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идет ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды - во всех этих и подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств.

Будучи очень приметным, движение денежных средств само по себе не раскрывает сущности финансов. Для ее постижения необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений.

Если отвлечься от многочисленных форм, в которых протекают финансовые процессы, можно увидеть то общее что их объединяет - лежащие в их основе отношения между различными участниками общественного производства, или общественные отношения. По характеру эти отношения - производственные (экономические), поскольку возникают непосредственно в общественном производстве.

Экономические отношения исключительно многообразны: они возникают на всех стадиях воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования, во всех сферах общественной деятельности. При этом однородные экономические отношения, характеризующие одну из сторон общественного бытия, будучи представлены в обобщенном абстрактном виде, образуют экономическую категорию. Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории.

Своеобразие отношений, составляющих содержание финансов как экономической категории, заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения.

Денежный характер финансовых отношений - важный признак финансов. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег - не может быть и финансов, ибо последние есть общественная форма, обусловленная существованием первых.

В этой связи неправомерно относить к финансам не только денежные, но и натуральные взаимоотношения. Существование натуральных повинностей в эпоху феодализма, взимание рабовладельческим государством дани со своих граждан и покоренных народов, натурализация общественных отношений в условиях расстроенного денежного обращения отнюдь не доказывает натуральный характер финансовых взаимосвязей. Они говорят о другом - функционирование финансов возможно только при определенных условиях, отсутствие которых сразу же сужает границы действия этой категории.

Появление финансовых отношений всегда дает о себе знать реальным движением денежных средств. Отсутствие такого движения на стадиях производства и потребления воспроизводственного процесса свидетельствует о том, что они не являются местом возникновения финансов.

Реальное движение денежных средств происходит на второй с третьей стадии воспроизводственного процесса - в распределении и обмене. Однако характер движения стоимости (в ее денежной форме) на этих стадиях различен, что не позволяет обе их стороны относить к сфере функционирования финансов.

На второй стадии движение стоимости в денежной форме осуществляется обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением каждой части стоимости (в рамках одного владельца). На третей стадии распределенная стоимость (в денежной форма) обменивается на товарную форму, т.е. совершаются акты купли-продажи. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит; она лишь меняет свою форму - с денежной на товарную.

Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее (без встречного эквивалента) движение денежной формы стоимости; на третьей - двустороннее (встречное) движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая в товарной.

На третей стадии воспроизводственного процесса, постоянно совершаемые обменные операции обслуживаются двумя категориями: во-первых, деньгами как всеобщим эквивалентом, во-вторых, ценой. Никакого иного общественного инструмента здесь больше не требуется. Следовательно, в обмене нет места финансам.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования. Поэтому важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Однако и этого признака не достаточно для полной характеристики финансов. Разнообразие распределительных отношений приводит к тому, что на второй стадии воспроизводственного процесса действуют различные экономические категории: финансы, кредит, заработная плата, цена. Финансы существенно отличаются от других категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Вычленение в составе выручки от реализации продукции прибыли, отчислений на социальное страхование, амортизационных отчислений и т.п. осуществляется с помощью финансов и отражает процесс распределения стоимости в соответствии с целевым назначением каждой ее части. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования (изъятие части прибыли в распоряжение государства, уплата налогов гражданами страны и т. д.) и конкретизация целевого ее использования (направление прибыли на капитальные вложения, формирование фондов экономического стимулирования за счет различных источников) тоже происходит на основе финансов. Благодаря им осуществляются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех структурных подразделениях экономики (в отраслях материального производства и непроизводственной сферы) и на разных уровнях хозяйствования.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов; они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений. Принадлежность финансовых ресурсов конкретному субъекту хозяйствования и государству позволяет отделить их от денежных средство населения и, в частности, провести границу между финансами и заработной платой.

Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Но именно потенциально, поскольку рабочий производит не финансовые, а продукты труда в товарной форме. Реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной стоимости.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и не фондовая форма их использования. Финансовые фонды - важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующая в народном хозяйстве. Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с не фондовой формой: позволяет теснее увязать потребности людей с экономическими возможностями общества; обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства; дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.

Рассмотрение финансовых ресурсов в качестве материальных носителей финансовых отношений позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Ни одна из них, кроме финансов, не характеризуется таким материальным носителем. Отсюда, важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связанны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Этот признак является общим для финансовых отношений любых общественно - экономических формаций, где бы они ни функционировали. При этом формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

Исследование экономической сущности финансов, выявление специфических черт этой категории позволяет дать следующее определение.

Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Будучи частью производственных отношений, финансы относятся к экономическому базису; их обусловленность стоимостным распределением подчеркивает исторически преходящий характер финансов.

В жизни современного общества термин « ФИНАНСЫ » используется довольно часто в таких словосочетаниях, как государственные (общественные) финансы, финансы предприятий, финансовые рынки, финансовые ресурсы, финансовая д-ть, финансовые акти­вы, финансовый менеджмент, финансовая политика и т.п.

Термин «финансы» (от лат. - доход, платеж) существуют разные точки зрения:

Термин «финансы» возник в 18-19 вв. В Италии и означал любой денежный процесс;

Понятие введено франц. ученым Боденом, который в 1755 издал работу «Шесть книг о республике».

До сих пор в мировой экономической науке не сложилось общепринятого представления о происхождении этого слова. Многие исследователи связывают «финансы» с латинскими терминами, употреблявшимися в 13–14 вв. в значении «обязательная уплата денег», денежно-долговое обязательство».

Уже во Франции в 16 в. слово «финансы » использовалось в значении «гос-ные доходы », «денежные суммы ». Употребленное во множественном числе, это слово обозначало все гос-ное достояние и состояние правительственного хоз-ва. Может быть поэтому именно во Франции финансы сформировались в самостоятельную науку.

Финансы исторически возникли как механизм обеспечения д-ти государства как института, необходимого обществу, поскольку оно способствует ускорению эк-кого развития общества в целом. Первоначально финансы выступали в форме эк-ких отношений между домашними хоз-вами и производителями, с одной стороны, и гос-вом - с другой, по поводу перераспределения в пользу гос-ва части денежных доходов хозяйствующих субъектов, а также использования сформированных таким образом фондов д/средств.

ФИНАНСЫ - это эк-кие отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами - предприятиями, домашними хозяйствами и государством.

Эти экономические отношения осуществляются : (1) по поводу перераспределения дохода общества в пользу одного из них; (2) для обеспечения адекватного исполнения гос-вом своих функций, в которых нуждается общество; (3) в процессе неэквивалентного обмена на основе долговых обязательств в условиях неопределенности и рисков.

Финансы, обеспечивающие функционирование гос-ва, называются государственными финансами . В результате перераспределения доходов общества в пользу домашних хозяйств и производителей возникают финансы соответственно домашних хозяйств и коммерческих организаций .

ПРИЗНАКИ ФИНАНСОВ:

    Всегда имеют стоимостной или денежный характер . Любое финансовой отношение д.б. денежным, но не каждое денежное отношение будет финансовым. Денежные отношение между гражданами; гражданами и торговыми предприятиями не являются финансовыми, т.к. регулируются нормами гражданского права, для которого необходимо равноположение субъектов.

    Финансы выражают перераспределительные отношения частей стоимости общественного продукта. Например – з/плата – это самостоятельная эк-кая категория, в тот момент, когда гос-во устанавливает налоги с з/платы отношения приобретают финансовый характер.

    Финансы выражают отношения по поводу формирования и исполнения централизованных и децентрализованных фондов д/с. Централизованные фонды принадлежат гос-ву (бюджет, внебюджетные фонды). Децентрализованные формирует хоз-ный субъект или предприятие.

Финансовые отношения носят императивную форму.

ФИНАНСЫ - это система денежных отношений по поводу формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов д/с, с целью удовлетворения потребностей гос-ва.

ПРИМЕР : Современные финансовые рынки проводят спекулятивные операции - денежные выигрыши за счет проигрыша другого, следовательно, слово финансовые в их названии вполне оправданно: одна часть игроков в случае проигрыша перераспределяет часть своего денежного дохода в пользу выигравших. Разница только в том, что в случае государства отношения по поводу выплаты налогов являются императивными (налог общеобязателен), а в случае спекуляции на рынках эти отношения возникают добровольно.

Более половины всех произведенных в обществе товаров и услуг в текущих ценах ежегодно перераспределяется посредством финансов в пользу гос-ва. А их эффективное/неэффективное использование обеспечивает адекватное развитие общества, изменение доходов населения и организаций. Сокращение реальных доходов в стране однозначно свидетельствует о неэффективности гос-ва, о неадекватности финансов как механизма перераспределения дохода общества в пользу гос-ных институтов. В этом случае целесообразным может быть использование финансов для перераспределения доходов общества в пользу частного бизнеса или домашних хозяйств.

ВИДЫ ФИНАНСОВ:

1. Государственные и муниципальные (централизованные) финансы - это фонды д/средств, принадлежащих органам власти на различных уровнях: на федеральном уровне; на региональном уровне; на местном уровне. Гос-ными финансами распоряжаются федеральные и региональные органы власти, а муниципальными финансами – органы местного самоуправления. В настоящий момент гос-ными и муниципальными финансами в РФ распоряжаются законодательные и исполнительные органы власти.

2. Негосударственные (децентрализованные) финансы - это фонды д/средств, принадлежащих отдельным эк-ким субъектам: коммерческим предприятиям, домашним хозяйствам, частным страховым организациям, коммерческим банкам. Негосударственные финансы позволяют предприятиям решать их насущные задачи. Часто предприятия и домашние хозяйства называют хозяйствующими субъектами .

ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ: 1. Распределительная – с помощью финансов происходит распределение и перераспределение ВНП и НД. 2. Учётно-контрольная – осуществляется учёт и контроль за пр-вом и распределением экономических продуктов. 3. Мобилизационная – финансы обеспечивают поступление д/средств для государственных нужд.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!