Все для предпринимателя. Информационный портал

Сущность и необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений. Понятие и необходимость финансов

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов. Определение финансов. Функции финансов. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов.

Сущность и необходимость финансов

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.

Прошедшие года показали всю сложность развития экономических событий, хода бюджетного процесса в Российской Федерации. Так, нереальность бюджета на 1994 г., принятого под давлением ряда отраслевых министерств, некоторых департаментов Минфина, а также под влиянием отдельных комитетов и фракций Государственной Думы и Федерального Собрания, во многом руководствовавшихся политическими соображениями, негативно сказалась на его исполнении. Осуществляя сдержанную финансовую политику, Министерство финансов и финансовые органы на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления средств, а также кредитов Центрального банка. Несмотря на приложенные усилия, получателям бюджетных средств приходилось работать в условиях сильного дефицита бюджетных ресурсов.

В 1995 году не должны повториться старые ошибки. В связи с этим правительству необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства. Важно выделить основные тенденции развития финансов, сформировать основные концепции их использования, наметить принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных концепций и целевых программ необходим для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития, а не распыления их по второстепенным целям. Большое внимание следует уделить гибкой финансовой тактике, направленной на решение конкретных развития общества путем своевременного изменения способов организации задач финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Однако для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. Определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.

Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей. заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражение финансовых отношений реальным движением денежных средств.

Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса - в распределении и обмене.

На второй стадии движение стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости. На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит.

Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей - двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая - в товарной.

Так как на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые обменные операции, не требующие какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Финансы существенно отличаются от других экономических категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы.

На основании всего вышеизложенного можно дать следующее определение: финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования.

С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей.

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимостьфинансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.

Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

1. Необходимость и сущность финансов.

Термин «финансы» (от лат. - доход, платеж) существуют разные точки зрения:

Термин «финансы» возник в 18-19 вв. В Италии и означал любой денежный процесс;

Понятие введено франц. ученым Боденом, который в 1755 г. издал работу «Шесть книг о республике».

Возникновение фин-ов как истор-кой категории обусловлено:

Общест-ым разд-ем труда и делением общества на соц. группы;

Созданием централизованного гос-тва;

Развитием товарно-денежных отношений;

Появлением самостоятельных, независимых хоз-щих субъектов.

Финансы как эк-ая категория –связующее звено м/д созданием и использованием ВВП и НД. На стадии производства создаются ВВП и НД и подготавливаются условия для появления «финансов». На второй стадии процесса воспроизводства – распределении – возникают финансовые отношения. Т.о. без участия финансов созданная стоимость не м.б. распределена.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охва­тываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процес­се общественного воспроизводства определяются эконом-им строем общества, природой и функциями гос-ва.

По материальному содержанию финансы - это целе­вые фонды ДС, в совокупности представляю­щие финансовые ресурсыстраны.Главное условие роста фин. ресурсов - увеличение национального дохода. (Финансы и финансовые ресурсы - не тождественные понятия)

Источники формирования финансовых ресурсов:

-на уровне гос-ва: налоговые доходы, гос-ные и муниципальные кредиты, доходы от внешнеэкономической деятельности и др..;

-на уровне хозяйствующего субъекта: прибыль, амортизационный фонд, кредиты, и др.;

-на уровне домохозяйства: з/пл, выплаты соц. характера, кредиты, доходы от предпринимательской деятельности, продажи имущества и др.

Финансы -это эк-кие отношения, связанные с формированием, распределением и использова­нием централизованных и децентрализованных фондов ДС в целях выполнения функций и задач гос-ва и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Под централизованными финансами понимаются эк. отношения, связанные с формированием и использованием фондов ДС гос-ва, аккумулируемых в гос. бюджетной системе и правительственных внебюд­жетных фондах.

Децентрализованные финансы - денеж­. отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий и домохозяйств.

Т.е. можно сказать, что финансы - это отношения по

В состав финансовых отношений включают:

· отношения, возникающие в рамках одного предприятия (распределение выручки, распределение прибыли, образование и использование денежных фондов)

· отношения, возникающие м/д предприятиями (образование УК, предоставление безвозмездных ДС, уплата штрафов, неустоек)

· отношения, возникающие между ЮЛ и гос-вом (уплата налогов в бюджет и ВБФ, добровольные платежи ЮЛ государству)

· отношения, возникающие между ФЛ и гос-ом (уплата налогов, выплата пенсий, пособий, з/пл)

· отношения, возникающие м/ду ФЛ и ЮЛ (по поводу образования и использования фонда оплаты труда, образование уставных капиталов, безвозмездная помощь ЮЛ и ФЛ)

· отношения м/ду гос-ом и местной властью (распределение м/ду органами власти средств бюджета и ВБФ).
2. Гос. кредит, его сущность и роль в финансовой системе.

ГК – совокупность эк-ких отношений м/ду гос-ом в лице его органов власти и управления и ФЛ и ЮЛ, при кот. гос-во выступает в качестве кредитора, заемщика и гаранта.

ГК возникает в связи с заимствованием гос-вом ДС на финансовом рынке. Причиной заимствования является недостаток доходов для покрытия всех расходов . Этот недостаток возникает по причинам:

Общий дефицит бюджета, кот. определяется при составлении бюджета; - временный недостаток средств, который возникает в процессе исполнения бюджета (кассовый разрыв, связанный с особенностями поступления доходов и финансирования расходов).

Классификация гос. займов:

1. По субъектам заемных отношений различают: займы, размещаемые центральными органами управления; займы, размещаемы территориальными органами управления.

2. По месту размещения : внутренние; внешние.

3. По сроку : краткосрочные (до года) (векселя); среднесрочные (от 1 до 5) (облигации); долгосрочные (> 5 лет, но не более 30).

4. По обеспеченности долговых обязательств: закладные, обеспеченные конкретным залогом; беззакладные, когда обеспечением служит все имущество данного органа управления.

5. По способу выплаты дохода различают : выигрышные облигации; процентные; с нулевым купоном (продажа осуществляется со скидкой (дисконтом)).

6. В зависимости от метода определения дохода : долговые обязательства с твердым доходом, с плавающим доходом.

7. В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения различают : обязательства с правом долгосрочного погашения; без права долгосрочного погашения.

8. В зависимости от варианта погашения задолженности различают: погашение единовременным платежом; частями (равными долями; возрастающими; снижающимися долями).

В системы ГК включают понятие "условного ГК " – когда гос. выступает в качестве гаранта по кредитам, предоставленным иностр. заемщикам, местным органам власти, гос. объединениям…

Отличия от банковского кредита: ГК не имеет целевой направленности; обеспечением служит все имущество, находящееся в собственности гос-ва; непроизводительное использование капитала.

Гос-во использует несколько форм ГК : кредиты, полученные правительством; гос.е займы, осуществленные выпуском ценных бумаг от его имени; др. долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Гос. займы – основная форма ГК, когда гос-во выступает в качестве заемщика. Осуществляется выпуском долговых ценных бумаг, кот. размещаются среди ЮЛ и ФЛ как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Гос. ценные бумаги – совокупность долговых обязательств, облигаций и т.д., кот. эмитируются федеральным Правительством, местными органами власти, организациями и учреждениями, находящимися в гос. собственности, и привлекают временно свободные ДС населения и субъектов хозяйствования.

1. Через распределительную осуществляется формирование централизованных денеж. фондов гос-ва или их использование на принципе срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, гос-во обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

Размещение новых гос. займов погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием гос. долга.

2. Регулирующая функция гос. кредита заклю­чается в том, что, вступая в кредитные отношения, гос-во вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и ка­питалов, на производство и занятость.

Гос-во регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физ. лиц, гос-во снижает платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении.

3. Контрольная функция. Ее особенности: 1) тесно связана с деятельностью гос-ва и состоянием централизованного фонда ДС; 2) охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств ; 3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

3. Роль финансов в распределении и перераспределении ВВП.

Распределительная функция осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения.

Субъектами распределения на микроуровне выступают юр. и физ. лица, на макроуровне - гос-во. Объектами распределения служат ВВП и НД в денежной форме. С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости (на микроуровне) и перераспределение этой стоимости (на макроуровне).

Распред-ная функция охватывает три ступени:

1) формирование фондов денеж. средств. На микроуровне создаются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, необходимые для кругооборота капитала, и денеж. средства домохозяйств, а на макроуровне - централизованные средства гос-ва;

2) распределение денеж. фондов через финансовые инструменты. На микроуровне образуются обособленные фонды предприятия (уставный, оплаты труда, амортизации) и домашнего хозяйства для конкретного потребления; на макроуровне возникают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;

3) использование денеж. фондов призвано обеспечить на микроуровне расширенное производство и существование отдельных членов общества, на макроуровне - улучшение народнохозяйственных пропорций, общегосу-ных потребностей страны.

При первичном распределении на микроуровне возникают основные , или первичные , доходы. В сфере материального производства к первичным доходам относятся:

1) прибыль предприятий;

2) отчисления в соц., внебюджетные фонды;

3) доходы работающих.

Первичное распределение продолжается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных , или производных, доходов .

Перераспределительный процесс ВВП и НД осуществляется через финансы. При этом используются такие инструменты, как расходы, налоги, кредит, цены. В результате перераспределения формируются общегос-ные фонды - бюджеты всех уровней и внебюджетные соц. фонды. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, д. обеспечить лиц, не занятых в сфере материального производства или вообще не участвующих (не имеющих возможности участвовать) в трудовом процессе.

Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идет ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды - во всех этих и подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств.

Будучи очень приметным, движение денежных средств само по себе не раскрывает сущности финансов. Для ее постижения необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений.

Если отвлечься от многочисленных форм, в которых протекают финансовые процессы, можно увидеть то общее что их объединяет - лежащие в их основе отношения между различными участниками общественного производства, или общественные отношения. По характеру эти отношения - производственные (экономические), поскольку возникают непосредственно в общественном производстве.

Экономические отношения исключительно многообразны: они возникают на всех стадиях воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования, во всех сферах общественной деятельности. При этом однородные экономические отношения, характеризующие одну из сторон общественного бытия, будучи представлены в обобщенном абстрактном виде, образуют экономическую категорию. Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории.

Своеобразие отношений, составляющих содержание финансов как экономической категории, заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения.

Денежный характер финансовых отношений - важный признак финансов. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег - не может быть и финансов, ибо последние есть общественная форма, обусловленная существованием первых.

В этой связи неправомерно относить к финансам не только денежные, но и натуральные взаимоотношения. Существование натуральных повинностей в эпоху феодализма, взимание рабовладельческим государством дани со своих граждан и покоренных народов, натурализация общественных отношений в условиях расстроенного денежного обращения отнюдь не доказывает натуральный характер финансовых взаимосвязей. Они говорят о другом - функционирование финансов возможно только при определенных условиях, отсутствие которых сразу же сужает границы действия этой категории.

Появление финансовых отношений всегда дает о себе знать реальным движением денежных средств. Отсутствие такого движения на стадиях производства и потребления воспроизводственного процесса свидетельствует о том, что они не являются местом возникновения финансов.

Реальное движение денежных средств происходит на второй с третьей стадии воспроизводственного процесса - в распределении и обмене. Однако характер движения стоимости (в ее денежной форме) на этих стадиях различен, что не позволяет обе их стороны относить к сфере функционирования финансов.

На второй стадии движение стоимости в денежной форме осуществляется обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением каждой части стоимости (в рамках одного владельца). На третей стадии распределенная стоимость (в денежной форма) обменивается на товарную форму, т.е. совершаются акты купли-продажи. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит; она лишь меняет свою форму - с денежной на товарную.

Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее (без встречного эквивалента) движение денежной формы стоимости; на третьей - двустороннее (встречное) движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая в товарной.

На третей стадии воспроизводственного процесса, постоянно совершаемые обменные операции обслуживаются двумя категориями: во-первых, деньгами как всеобщим эквивалентом, во-вторых, ценой. Никакого иного общественного инструмента здесь больше не требуется. Следовательно, в обмене нет места финансам.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования. Поэтому важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Однако и этого признака не достаточно для полной характеристики финансов. Разнообразие распределительных отношений приводит к тому, что на второй стадии воспроизводственного процесса действуют различные экономические категории: финансы, кредит, заработная плата, цена. Финансы существенно отличаются от других категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Вычленение в составе выручки от реализации продукции прибыли, отчислений на социальное страхование, амортизационных отчислений и т.п. осуществляется с помощью финансов и отражает процесс распределения стоимости в соответствии с целевым назначением каждой ее части. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования (изъятие части прибыли в распоряжение государства, уплата налогов гражданами страны и т. д.) и конкретизация целевого ее использования (направление прибыли на капитальные вложения, формирование фондов экономического стимулирования за счет различных источников) тоже происходит на основе финансов. Благодаря им осуществляются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех структурных подразделениях экономики (в отраслях материального производства и непроизводственной сферы) и на разных уровнях хозяйствования.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов; они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений. Принадлежность финансовых ресурсов конкретному субъекту хозяйствования и государству позволяет отделить их от денежных средство населения и, в частности, провести границу между финансами и заработной платой.

Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Но именно потенциально, поскольку рабочий производит не финансовые, а продукты труда в товарной форме. Реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной стоимости.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и не фондовая форма их использования. Финансовые фонды - важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующая в народном хозяйстве. Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с не фондовой формой: позволяет теснее увязать потребности людей с экономическими возможностями общества; обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства; дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.

Рассмотрение финансовых ресурсов в качестве материальных носителей финансовых отношений позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Ни одна из них, кроме финансов, не характеризуется таким материальным носителем. Отсюда, важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связанны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Этот признак является общим для финансовых отношений любых общественно - экономических формаций, где бы они ни функционировали. При этом формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

Исследование экономической сущности финансов, выявление специфических черт этой категории позволяет дать следующее определение.

Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Будучи частью производственных отношений, финансы относятся к экономическому базису; их обусловленность стоимостным распределением подчеркивает исторически преходящий характер финансов.

Раздел 1. Понятие финансов и финансовой системы

Тема 1. Необходимость, сущность и функции финансов

2. Общая характеристика денежных отношений, составляющих содержание финансов

3. Взаимодействие финансов с другими экономическими категориями в процессе стоимостного распределения национального дохода

4. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений

5. Характеристика функций финансов

Термин "финансы" происходит от латинского слова "finis" (финиш), означающего конец, окончание, а именно, завершение платежа, оконченный расчет. Позднее от слова "finis" произошло слово"financia" (финансы), обозначающее денежный платеж.

Итак, финансы - исторически сложившаяся экономическая категория. Она возникла с развитием товарно-денежных отношений. Исходным условием возникновения финансов является товарное производство, опосредованное денежными отношениями. Началом финансовых отношений является создание прибавочного продукта в сфере производства и последующее его распределение. Обычный воспроизводственный процесс может обеспечиваться только в результате первичного распределения прибавочного продукта и направления его на восполнение израсходованной части средств производства и стоимости рабочей силы. Такой кругооборот фондов в состоянии обеспечиваться без участия государства, то есть именно прибавочный продукт, а не государство является основой и началом возникновения финансов.

Таким образом, историческими условиями возникновения финансов являются:

Во-первых, товарное производство;

Во-вторых, опосредование товарного производства денежными отношениями;

В-третьих, наличие процесса первичного распределения созданного совокупного общественного продукта и его составной части - прибыли.

Объективный характер финансовых отношений с государством носит уже вторичный перераспределительный характер, связанный с выполнением государством своих функций. Прибавочный продукт как объектом обеспечения воспроизводственного процесса, так и объектом формирования централизованного фонда денежных ресурсов государства.

Необходимость финансов исторически предопределена, во-первых, наличием государства и его фискальной политики, во-вторых, назначением финансов (окончательный платеж, завершение платежа), в-третьих, характером финансов (финансы - объективная экономическая категория).

Исторический характер финансов как объективной экономической категории, прежде всего, подтверждает тот факт, что ее основные сущностные характеристики не могут кардинально меняться со сменой общественно - экономической формации (финансы не могут быть ни социалистическими, ни капиталистическими), кроме того, финансы всегда имеют одну и ту же цель - выработка эффективной системы формирования и использования фондов и доходов, обеспечивающих выполнение государством своих функций.

Для того, чтобы определить место финансов в системе экономических отношений, необходимо отметить, что общественный продукт проходит такие стадии своего движения, как:

производство  распределение  обмен  потребление.

В системе производственных отношений финансы выступают как особая форма этих отношений, отражающая важнейшую их составную часть - распределительные отношения. В системе этих отношений финансы функционируют посредством денег, а это значит, что в процессе взаимоотношений по распределению и перераспределению общественного продукта и национального дохода финансовые отношения выступают как денежные отношения.

Однако, деньги не раскрывают сущности финансов, их функций, так как деньгам, как экономической категории присущи свои специфические функции.

Подводя итоги, можно констатировать, что имеются следующие специфические черты финансов , определяющие их сущность:

1. Финансы - это денежные отношения;

2. Финансы присущи всем формациям;

3. Финансы регулируются государством;

5. Финансы связаны с образованием и использованием денежных доходов и фондов.

Таким образом, можно дать следующее определение:

Финансы - это специфическая форма экономических отношений, возникающих по поводу распределения и перераспределения ВНП и НД и формирования на этой основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, используемых на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.

При этом под централизованными финансами понимаются экономические отношения, связанные с формированием и использованием денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах; а под децентрализованными финансами понимаются денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятия.

К финансовым отношения, определяющим содержание финансов, относятся следующие виды денежных отношений, опосредующих движение чистого дохода:

Денежные отношения предприятий и хозяйствующих организаций с другими хозяйствующими субъектами, возникающие при купле - продаже товаров и услуг (Предприятие, реализуя продукцию, получает соответствующую выручку. В этом случае имеет место не только смена форм стоимости (товар - деньги), но и возникают финансовые отношения, когда предприятие получает определенную сумму чистого дохода - основного источника образования денежных фондов, направляемого на обеспечение процесса расширенного воспроизводства);

Денежные отношения между государством и хозяйствующими субъектами, связанные с платежами в государственный бюджет в различных формах (налоги, взносы, штрафы) и финансированием из государственного бюджета, а также денежные отношения, связанные с формированием и использованием внебюджетных и страховых фондов (при внесении платежей предприятиями и гражданами во внебюджетные фонды и получении ресурсов из них, при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая);

Денежные отношения предприятий со своими работниками по расширенному воспроизводству рабочей силы, связанные с выплатой заработной платы, премий, материальных пособий и помощи, дивидендов;

Денежные отношения между хозяйствующими субъектами и банковской системой при получении и погашении кредитов; при хранении предприятиями части прибыли на счетах банков и получении по ним процентов;

Денежные отношения хозяйствующих субъектов с вышестоящими органами по поводу распределения прибыли и оказанию финансовой помощи, а также по поводу создания совместных денежных фондов;

Отношения между государством и местными бюджетами по поводу субсидирования;

Отношения между государственным бюджетом и внебюджетными фондами по поводу субсидий и налогов;

Отношения между государствами по поводу оказания и получения финансовой помощи;

И многие другие.

Основу финансов составляют финансовые отношения хозяйствующих субъектов.

Распределение ВНП и НД осуществляется при помощи всех распределительных категорий. Использование нескольких экономических категорий в качестве инструментов распределения говорит о сложности данного процесса, в ходе которого должны быть удовлетворены самые разнообразные потребности участников распределения.

3.1. Финансы и цена

Исходным моментом появления финансовых отношений является процесс первичного распределения стоимости на составные ее элементы

(W = V + С + m).

Экономическим инструментом, через который происходит первичное распределение стоимости на ее составные части, является цена.

Цена - это денежное выражение стоимости, основа и начало распределительного процесса.

В самом начале процесса производства известно, что в цене будут заложены и отражены составные элементы стоимости (W): фонд возмещения израсходованных средств производства (С), необходимый продукт (V) и прибавочная стоимость (m). Фактически уже в процессе производства государство или рынок определили цену, с учетом всех элементов затрат, иначе производство товара не имело бы смысла.

В распределительном процессе роль цены двояка: с одной стороны, она создает условия и предопределяет позиции будущего распределения; а с другой стороны, сама является инструментом распределения.

Процесс взаимодействия и взаимосвязи финансов и цены происходит следующим образом:

Во-первых, через цену совершается первичное распределение ВНП и НД с его основными структурными элементами, включая чистый доход, который является исходным элементом, определяющим финансовые отношения, реализующиеся через цену;

Во-вторых, часть чистого дохода, реализуемого в цене, направляется на расширенное воспроизводство израсходованных в процессе производства средств производства (С) и восполнение необходимого продукта (V), то есть воспроизводится цена, обеспечивающая новое качество и новый виток процесса производства;

В-третьих, другая часть чистого дохода, реализуемого в цене, направляется в централизованный фонд финансовых ресурсов в форме налоговых и неналоговых платежей;

В-четвертых, расщепление чистого дохода и направление одной его части на расширенное воспроизводство и другой - в централизованный фонд финансовых ресурсов опосредуют начало процесса перераспределения ВНП и НД.

Перераспределение финансовых ресурсов в народное хозяйство на практике происходит посредством финансового механизма через бюджет по двум основным направлениям: прямое бюджетное финансирование и регулирование цен.

Отсюда, финансовые отношения объективно охватывают совокупность распределительных и перераспределительных отношений, реализуются через цену и ее структурообразующие элементы: налоги и неналоговые платежи, амортизация, начисления на заработную плату, страхование и т.д., находящие свое выражение в себестоимости и чистом доходе в их первичном распределении. Таким образом, механизм ценообразования объективно включается в систему финансовых отношений как форма их проявления.

3.2. Финансы и заработная плата

В распределении ВНП в денежной форме наряду с ценой и финансами участвует и заработная плата. По своему экономическому содержанию она отражает фонд жизненных средств работников наемного труда.

До выплаты заработной платы должен быть сформирован соответствующий целевой фонд (фонд оплаты труда). Обособление части стоимости в виде фонда заработной платы осуществляется с помощью финансов. В материальном производстве ФОТ образуется за счет выручки от реализации, а в непроизводственной сфере - за счет средств бюджета.

Таким образом, финансы и заработная плата органически связаны друг с другом, что приводит к их взаимодействию в процессе распределения стоимости.

С одной стороны, финансы создают условия для действия отношений, составляющих содержание заработной платы (отсутствие достаточных финансовых ресурсов приводит к нарушению сроков выплаты начисленной заработной платы. В таких случаях определенные границы количества и качества труда отдельных работников не могут материализоваться в денежном эквиваленте.).

С другой стороны, заработная плата, начисление которой по времени не совпадает с выплатой, выступает одним из источников формирования финансовых ресурсов предприятия, то есть она постоянно находится в обороте предприятия. В результате, будучи самостоятельной категорией товарного производства, вступает в финансовые отношения на время разрыва между моментом ее начисления и передачей в руки владельцев.

В экономическом содержании финансов и заработной платы есть общие черты : они участвуют в распределении вновь созданной стоимости (V + m); играют важную роль в общественном воспроизводстве, обеспечивая рост эффективности производства.

В то же время между ними есть и определенные различия :

Сфера действия заработной платы уже, чем у финансов. С помощью заработной платы распределяется необходимый продукт и частично прибавочный, а посредством финансов распределяется и перераспределяется весь ВНП;

Заработная плата направляется для индивидуального потребления работников, а финансы используются для удовлетворения разнообразных общественных потребностей (расширение производства, социальное развитие, материальное стимулирование работников, финансирование общегосударственных потребностей и др.);

Таким образом, заработная плата позволяет определять параметры ФОТ и осуществлять его распределение и использование. С помощью же финансов формируются, распределяются и используются различные денежные фонды (в их числе и фонд заработной платы).

Особенности заработной платы и финансов обуславливают необходимость их комплексного использования.

3.3. Финансы и кредит

Финансы тесно связаны с кредитом, имеют родственную с ним экономическую природу. Их объединяют такие общие черты , как:

Основой функционирования и финансов и кредита являются товарно - денежные отношения;

Финансы и кредит выражают движение стоимости в ее денежной форме;

И в финансовых и в кредитных отношениях деньги используются в функциях средства обращения и средства платежа;

Посредством финансов и кредита формируются и используются фонды денежных средств государства и субъектов хозяйствования;

В кругообороте фондов предприятия нет различия между "собственным" и "кредитным" рублем;

Финансовые и кредитные ресурсы, как правило, используются комплексно: при недостатке у предприятия финансовых ресурсов для нормального осуществления производственного процесса они используют банковские кредиты; с другой стороны, временно свободные денежные средства предприятия хранят на банковских счетах, а банки используют их в качестве кредитных ресурсов в работе с другими клиентами;

Взаимосвязь финансов и кредита проявляется в банковском проценте: банк за предоставление ссуды взимает определенную сумму денег в виде процента; с другой стороны предприятия получают дополнительную сумму средств в виде процента при хранении своих денег в учреждении банка.

Наличие общих черт между финансами и кредитом обуславливает органичное сочетание финансового и кредитного методов обеспечения потребностей расширенного воспроизводства.

Финансовые ресурсы формируются в процессе распределения и перераспределения ВНП и НД, а кредитные ресурсы - только на стадии перераспределения за счет временно свободных средств;

Финансовые ресурсы предоставляются бесплатно, а кредитные ресурсы выдаются на условиях срочности, платности и возвратности;

Направления использования у финансовых ресурсов шире, чем у кредитных. Финансовое перераспределение средств осуществляется, как между хозяйствующими субъектами, так и по целевому назначению в соответствии с общественными потребностями. Кредитное же перераспределение связано с перемещением денежных средств между участниками распределительного процесса.

Финансовые ресурсы - это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства хозяйствующих субъектов и населения, образуемые в процессе распределения и перераспределения части стоимости ВНП, главным образом, чистого дохода, в денежной форме и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.

Главное условие роста финансовых ресурсов - увеличение НД.

финансы и финансовые ресурсы не тождественные понятия.

Финансовые ресурсы - это денежные средства, а финансы - это общественные отношения по поводу их образования, распределения и использования.

В зависимости от того, в чьих руках находятся финансовые ресурсы, они делятся на: финансовые ресурсы государства;

финансовые ресурсы предприятий;

финансовые ресурсы специальных фондов;

финансовые ресурсы населения.

Источники формирования финансовых ресурсов могут быть следующие:

1. Государственные финансовые ресурсы формируются за счет:

Налогов и других обязательных платежей юридических и физических лиц;

Неналоговых доходов (внутренние и внешние займы; доходы по государственным ценным бумагам; доходы от государственного имущества; доходы от ВЭД...)

2. Финансовые ресурсы предприятий формируются за счет;

Собственных средств (выручка, прибыль, амортизация, внереализационные доходы...);

Заемных средств (ссуды, займы и кредиты, полученные от кредитных учреждений, государства и других предприятий...);

Привлеченных средств (средства, полученные от выпуска и операций с ценными бумагами, средства, полученные от вышестоящих структур...)

3. Финансовые ресурсы специальных фондов формируются за счет:

Специальных налогов;

Добровольных взносов;

Средств государственного бюджета

4. Финансовые ресурсы населения формируются за счет:

Заработной платы;

Пособий, пенсий, стипендий;

Дотаций;

Сумм страховых возмещений...

Функция - это внешнее проявление внутреннего свойства данного явления, то есть - проявление сущности данной категории.

Сущность финансов проявляется в функциях, которые они выполняют, а именно: распределительная и контрольная.

Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение созданного в обществе продукта и НД и контроль за этим распределением.

Источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях является ВНП. Процесс его распределения осуществляется с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.

Распределительная функция финансов отражает экономические отношения, связанные с движением ВНП и его составных частей в денежной форме и, тем самым, создание условий для последующей реализации этого продукта в натурально-вещественной форме через совершение актов купли - продажи с целью удовлетворения интересов участников распределительного процесса.

Субъектами финансового распределения являются: государство, предприятия, учреждения, организации, предпринимательские фирмы, физические лица.

Объекты финансового распределения : ВНП, НД, национальное богатство, выручка, прибыль, заработная плата и другие доходы и поступления.

Следует различать понятия: первичное распределение и перераспределение (то есть вторичное, третичное и т.д.).

При первичном распределении стоимости ВНП происходит ее разложение:

ВНП  С + V + m

C - фонд возмещения;

V - заработная плата;

m - прибавочная стоимость (прибыль, %, рента) + НДС.

При перераспределении часть заработной платы в виде налогов поступает в бюджет государства.

При третичном распределении осуществляется финансирование обороны, образования, здравоохранения и других отраслей народного хозяйства из централизованных фондов (государственный бюджет и внебюджетные фонды).

Приведем пример :

Предприятие реализовало определенный объем продукции. Выручка поступила на расчетный счет, но из этой суммы предприятие должно перечислить в бюджет установленные налоги. Из оставшейся суммы предприятие должно выделить часть, возмещающую потребленные в процессе производства средства производства (С), обеспечивая, тем самым, непрерывность процесса производства. Размер выделяемой части определяется исходя из установленной государством нормы амортизационных отчислений, стоимости основных фондов, норм расхода предметов труда и их стоимости. Далее выделяется часть, связанная с оплатой труда (ФОТ) (V), опять-таки через нормы затраченного труда и систему его оплаты. По нормативам, установленным к ФОТ, выделяется часть стоимости созданного продукта для перечисления в Пенсионный фонд, ФОМС, ФСС и Фонд занятости. И, наконец, остается прибыль (m). Произошло как бы распределение первого порядка.

Но ФОТ и прибыль подлежат дальнейшему распределению, то есть распределению второго порядка. ФОТ делится между трудящимися, бюджетом и Пенсионным Фондом по нормам, установленным государством. Прибыль делится между предприятием, его вышестоящей организацией и бюджетами разных уровней.

Распределительные процессы имеют место и внутри предприятия. Например, прибыль, являясь источником формирования таких децентрализованных фондов, как фонд производственного и социального развития, резервного фонда и др., выступает объектом распределения третьего порядка. На этом уровне можно говорить о некотором снижении государственного регулирования распределительных отношений, но никак не об его полной отмене. Предприятие самостоятельно распределяет прибыль по децентрализованным фондам, однако, формирование резервного фонда регулируется через размер уставного капитала, минимальных и максимальных значений прибыли, перечисляемой в данный фонд.

Следует отметить, что перераспределительные процессы в РФ происходят в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу менее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким образом, перераспределение НД происходит между:

Производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства;

Отраслями материального производства;

Отдельными регионами страны;

Формами собственности;

Социальными группами населения...

Конечная цель распределения и перераспределения ВНП и НД, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении достойного качества жизни широких слоев населения.

При этом роль финансов подчинена основной задаче: достижение наилучших результатов при наименьших затратах.

Как уже было отмечено, контрольная и распределительная функции финансов осуществляются финансами одновременно.

Так как с помощью финансов государство осуществляет распределение созданного в обществе продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости, становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

Контрольная функция финансов это, прежде всего, "контроль рублем" в процессе объективно существующих денежных отношений.

"Контроль рублем" ведется за производственными и непроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

Контрольная функция финансов отображает экономические процессы, связанные с распределением и перераспределением созданного в обществе продукта через движение финансовых ресурсов. Уже отмечалось, что распределение общественного продукта осуществляется в стоимостной (денежной) форме и получает выражение в образовании финансовых ресурсов, формировании и использовании денежных фондов целевого назначения. Вместе с тем, движение финансовых ресурсов в конкретных формах является основой для контроля со стороны государства, так как без него не может быть обеспечено сбалансированное развитие экономики.

Контрольная функция финансов обусловлена нормативным характером денежных отношений. Именно контроль за соблюдением нормативных актов, выражающих суть распределительной функции финансов, отражает, в свою очередь, содержание контрольной функции финансов. В этом состоит диалектическая и неразрывная взаимосвязь двух функций финансов.

При этом первичной в их взаимодействии является распределительная функция и вне ее контрольная не существует, так как нет объекта контроля.

Формой реализации контрольной функции финансов является финансовая информация, которая отражает финансовые показатели.

Реализуется контрольная функция с помощью стоимостных показателей (выручка, прибыль, рентабельность, ликвидность, оборачиваемость, платежеспособность и др.), используемых для измерения и оценки различных экономических процессов.

Важнейшая задача финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами, банковской сферой, а также взаимных обязательств хозяйствующих субъектов по расчетам и платежам.

На практике финансовый контроль осуществляется через деятельность финансовых органов и налоговых служб.

При этом понятие финансовый контроль по своему смыслу отличается от понятия контрольной функции финансов.

Финансовый контроль - это практическое использование контрольной функции финансов как присущего ему внутреннего свойства.

Финансовый контроль необходимо отличать и от понятия "контроль рублем", которое является более широким, так как осуществляется посредством всех распределительных категорий. То есть контроль при помощи финансов, цены, заработной платы и кредита.

Контрольные вопросы

1.Назовите факторы, определяющие экономическое содержание финансов.

2.Дайте определение финансам как экономической категории.

3.Определите границы функционирования финансов, определив состав финансовых отношений.

4.Назовите экономические категории, которые участвуют в процессе первичного распределения стоимости общественного продукта.

5.Опредеите общие черты и отличия таких категорий как финансы, цена, заработная плата и кредит. Как проявляется взаимосвязь данных категорий?

6.Что является материальной основой функционирования финансовых отношений?

7.Есть ли разница между понятиями "денежные средства" и "финансовые ресурсы"?

8.Назовите главное условие роста финансовых ресурсов.

9.Как понимается термин "функция" вообще и применительно к финансам?

10.Какие функции выполняют финансы?

11.Определите объект действия распределительной функции финансов.

12.Назовите субъекты финансового распределения.

13.В чем проявляется сущность и специфика распределительной функции финансов.

14.В чем отличие первичного распределения от перераспределения?

15.В чем заключается сущность и специфика контрольной функции финансов?

16.Что является объектом действия контрольной функции финансов?

17.Назовите субъекты финансового контроля.

18.Какова разница между понятиями "контрольная функция финансов", "контроль рублем" и "финансовый контроль"?

Тема 2. Финансовая система государства

1. Понятие финансовой системы страны, экономические основы ее построения

2. Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика, взаимосвязь и назначение

Как уже отмечалось, финансы выражают денежные отношения. Несмотря на то, что качественно все эти отношения однородны (так как они возникают по поводу формирования и использования фондов денежных средств) они, тем не менее, различаются между собой. В любом государстве имеется несколько сфер финансовых отношений и, каждая их них имеет свои специфические особенности, которые проявляются, прежде всего, в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использования. Например, у предприятий сферы материального производства финансовые ресурсы формируются за счет прибыли, амортизационных отчислений, выручки от операций с ценными бумагами и др.. А государственный бюджет страны образуется в основном за счет налогов с предприятий и населения. Не одинаковы и каналы направления финансовых ресурсов у предприятий и государственного бюджета. С учетом этого, можно утверждать, что каждая сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным звеном финансовой системы. Однако, это отличия внутри единого целого, все звенья тесно взаимосвязаны между собой и составляют единую финансовую систему.

Таким образом, финансовая система - это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и предприятий.

При этом основополагающими элементами финансовой системы являются финансовые отношения и фонды денежных средств.

Финансовая система РФ включает в себя 2 крупные сферы :

    финансы предприятий, учреждений и организаций (децентрализованные финансы);

    общегосударственные финансы (централизованные финансы).

Финансы предприятий - исходное звено финансовой системы, являющееся основой общегосударственных финансов. Это объясняется тем, что именно на предприятиях в процессе материального производства создается решающая доля национального дохода страны - главного источника формирования, как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. Поэтому от состояния данного звена финансовой системы во многом зависит финансовое положение страны в целом.

Финансы предприятий представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между:

Предприятиями (это, главным образом, оплата за продукцию, товары и услуги);

Предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств);

Предприятиями и входящими в них структурными подразделениями;

Предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета);

Предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов) и т.д..

Финансы предприятий состоят из двух подсфер :

    финансы предприятий материального производства и

    финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы.

Решающую роль в национальной экономике играют финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере создается решающая часть финансовых ресурсов предприятий, значительная доля которых затем посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

В зависимости от ряда объективных факторов, существенно влияющих на организацию финансовых отношений, каждая подсфера финансовой системы может подразделятся на отдельные звенья.

Так, в зависимости от:

1. характера деятельности субъекта хозяйствования сфера финансов предприятий классифицируется на такие звенья , как:

а). финансы предприятий, работающих на коммерческих условиях;

б). финансы предприятий, занимающихся некоммерческой деятельностью;

в). финансы общественных объединений;

2. отраслевой направленности в первой подсфере (финансы предприятий материального производства) можно выделить такие звенья, как:

а). финансы предприятий промышленности;

б). финансы предприятий сельского хозяйства и агропромышленного сектора;

в). финансы предприятий транспорта, связи, торговли, общепита и т.д.;

во второй подсфере (непроизводственной) различают такие звенья, как:

а). финансы образования;

б). финансы культуры и искусства;

в). финансы здравоохранения и физической культуры;

г). финансы науки и научного обслуживания;

д). финансы ЖКХ и бытового обслуживания и т.д.;

3. формы собственности в составе первой и второй подсфер финансовой системы различают следующие звенья:

а). финансы государственных учреждений и организаций;

б). финансы предприятий, учреждений, организаций, основанных на коллективной собственности (акционерные предприятия);

в). финансы предприятий, учреждений, организаций, основанных на совместной собственности;

г). финансы предприятий, учреждений, организаций, основанных на частной собственности;

д). финансы предприятий, учреждений, организаций, основанных на смешанных формах собственности.

Среди перечисленных звеньев ведущее место до настоящего времени занимают финансы предприятий, основанных на коллективной (акционерной, частной) форме собственности - их удельный вес около 85% от общего числа зарегистрированных субъектов хозяйствования.

Следует отметить, что подавляющая часть организаций непроизводственной сферы осуществляет некоммерческую деятельность, которая не преследует цели получения прибыли (учреждения культуры, образования, здравоохранения). Если такие учреждения в ряде случаев и получают доходы (например, государственные вузы за обучение сверхпланового контингента студентов), то они используются на развитие этих учреждений. Все затраты в учреждениях непроизводственной сферы, как правило, покрываются за счет бюджетных средств.

Общегосударственные финансы можно определить как систему денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и использованию их на удовлетворение общегосударственных потребностей.

Общегосударственные (централизованные) финансы включают в себя такие звенья , как:

    государственный бюджет;

    внебюджетные фонды;

    государственный кредит;

    страхование.

Для государственных финансов критерием структурирования является уровень управления .

1. федеральный уровень (Федеральный бюджет, федеральный Пенсионный фонд);

2. уровень субъектов федерации;

3. уровень местного самоуправления.

Главным звеном общегосударственных финансов является государственный бюджет . Его роль как централизованного фонда денежных средств государства велика, так как через него перераспределяется около 50% НД страны.

Так же велика роль государственного бюджета и в межтерриториальном перераспределении финансовых ресурсов в пользу тех или иных отраслей (в основном ТЭК, сельское хозяйство, промышленность), а также в перераспределении финансовых ресурсов между производственной и непроизводственной сферами. Кроме того, он служит финансовой базой для обеспечения обороноспособности страны. Велика его роль и в финансировании НТП и содержании социальной сферы. В зависимости от состояния бюджета формируется имидж государства на мировом уровне.

Крупным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды . К числу основных внебюджетных фондов России относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Необходимость использования средств внебюджетных фондов наряду с государственным бюджетом вызвана, прежде всего, тем, что бюджетные ресурсы ограничены. А формирование внебюджетных фондов позволят привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые используются на конкретные мероприятия в рамках деятельности фондов.

По своему экономическому содержанию внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов. Порядок их образования и использования регламентируется соответствующим законодательством.

Важным звеном общегосударственных финансов является государственный кредит , посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных денежных средств населения, предприятий, учреждений, организаций и иностранных государств.

Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или займодателем) денежных средств и физическими, юридическими лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общегосударственного фонда денежных средств.

Объективная необходимость государственного кредита заключается в том, что существует постоянная нехватка средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества, в наличии бюджетного дефицита.

Страхование - звено финансовой системы, которое представляет собой один из методов создания резервных фондов для защиты собственности граждан от убытков при стихийных бедствиях и других неблагоприятных событиях, для дополнительного материального обеспечения граждан при наступлении различных событий в их жизни.

Специфические особенности страховых отношений заключаются в том, что:

1. в отличие от финансов, которые охватывают распределение и перераспределение финансовых ресурсов, страховые отношения связаны только со сферой перераспределительных отношений;

2. эти отношения обусловлены наличием вероятности наступления событий (страховых случаев), которые влекут за собой возможность нанесения материального или иного ущерба национальной экономике и населению.

Контрольные вопросы

1.Дайте определение финансовой системы. Назовите составные элементы финансовой системы.

2.По какому принципу выделяют сферы финансовой системы?

3.Почему необходимо выделять отдельные звенья в системе финансов?

3.Охарактеризуйте основные звенья финансовой системы.

4.Что является основой финансовой системы России?

5.В чем заключается специфика финансов предприятий сферы материального производства?

6.Какие звенья включает в себя сфера общегосударственных финансов?

7.Почему бюджет является ведущим звеном общегосударственных финансов?

8.Каково назначение внебюджетных фондов и особенности их функционирования?

9.Дайте определение государственного кредита. В чем выражается его необходимость?

10.В чем заключается специфика страховых отношений и их отличия от финансовых отношений?

Краткий конспект лекций

По разделу 1.

«Теория финансов»

СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и функции финансов
2.Финансовая система государства
3.Финансовая политика государства
4.Финансовый механизм государства
5.Управление финансами государства
6.Финансовое планирование и прогнозирование
7.Финансовый контроль
8.Страхование в системе финансовых отношений
9.Социальная защита населения и социальное страхование
10.Государственный бюджет
11.Налоги в системе финансовых отношений
12.Государственный кредит
13.Роь финансов в социально-экономическом развитии государства

Тема 1. Сущность и функции финансов

1.1Возникновение финансов и развитие науки о финансах

1.2Экономическая сущность и необходимость финансов

1.3Функции финансов

1.4 Финансовые ресурсы государства: понятие, состав и источники формирования

Возникновение финансов

Возникновение финансов непосредственно связывается с функционированием государства. Именно функционирование государства предполагает установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ между государством (в лице верховной власти) и остальными субъектами воспроизводственных отношений.

Во времена первобытно - общинного строя не было государства – не было и финансов. Но уже в рабовладельческом государстве возникла необходимость централизации части экономических благ в руках правителей для содержания войска, охраны границ, сохранения власти и т.п. Потребности государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов.

С развитием товарно-денежных отношений государственность и экономика укреплялись. Потребность в централизации части доходов общества увеличилась. Формирование и использование общегосударственного фонда стало носить устойчивый и системный характер. Постепенно возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Налоги в денежной форме стали основным источником наполнения бюджета, обозначились четыре основных направления бюджетных расходов: на военные цели, управление, поддержание тех или иных сфер экономики, на социальные нужды. Отношения, связанные с формированием и использованием бюджета стали называться финансовыми отношениями.

Крупномасштабное и качественно новое развитие финансовых отношений произошло в 19-20 в. Во всех странах произошло огосударствление значительной части национальных доходов. Государство стало собственником и распорядителем до 50 % его объема. Располагая огромными суммами денежных средств, государство стало оказывать большое влияние на социально-экономическое развитие общества. Значительное развитие получила государственная поддержка экономики. Это выразилось в том, что возросли государственные капитальные вложения, направляемые в электроэнергетику, угольную, газовую и другие отрасли промышленности, на поддержку сельского хозяйства.

Значительно повысились затраты на развитие научно-технического прогресса.

Государство стало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе на рынке, предоставляя экспортным фирмам, так называемые, экспортные премии.

Демократизация общественной жизни привела к тому, что произошли существенные изменения в структуре государственных расходов: увеличилась доля расходов на социальные цели общества.

Все острее стал ощущаться дефицит бюджетных средств и окончательно сформировался государственный кредит

Огромные государственные расходы обусловили необходимость увеличения налоговых поступлений - главного финансового инструмента мобилизации ресурсов в государственный бюджет.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что возникновение финансов связано с развитием государства. И самая первая концепция сущности финансов была императивной, то есть, основанной на понимании в роли первопричины финансовых (распределительных) отношений только одностороннего волеизъявления государства. Пика своего развития императивная концепция финансов достигла в период полного огосударствления экономики. Государство в тех обстоятельствах действительно полностью определяло характер, направления и границы распределительных отношений.

Однако с развитием рыночной экономики «центр тяжести» в управлении сместился с государства на организации. Безусловно, государство и сегодня активно влияет на выбор методов и способов организации финансовых отношений на уровне микроэкономики. Но оно воздействует лишь на формы проявления финансовых отношений, сама же категория «финансы» остается объективной и существует независимо от волеизъявления государства.

По причине своего очевидного отрыва от действительности императивная концепция постепенно утратила свое доминирующее значение. Освободившуюся нишу в теории финансов заняли воспроизводственная и распределительная концепции, которые сформировались в границах трудовой теории стоимости и получили параллельное развитие. Белорусская финансовая школа основана на распределительной концепции сущности финансов.

Экономическая сущность и необходимость финансов

Экономическая сущность финансов познается на основе дифференциации этой категории с другой родственной категорией – деньги.

Деньги – это товар особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров. Его особенность состоит в том, что он по сути представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда товаропроизводителей. Сущность денег выражается в их функциях. На современном этапе деньги выполняют пять функций: меры стоимости; средства сбережения; средства платежа; средства образования накоплений и сбережений; мировых денег. Деньги присутствуют на всех стадиях процесса общественного воспроизводства, опосредуя создание и движение созданной стоимости к потребителю.

Финансы представляют собой только специфическую часть денежных отношений, где деньги, присутствуя, не выполняют ни одной из своих классических функций, а используются как инструмент распределения вновь созданной стоимости. Распределение также обеспечивает движение части стоимости к потребителям.

Распределительные процессы возникают только на второй стадии процесса общественного воспроизводства. Они обеспечивают обособление части созданных доходов в целевые фонды денежных средств: централизованных (функционируют на уровне государства) и децентрализованных (функционируют на уровне микроэкономики) Формирование таких фондов и строго целевой характер последующего использования средств из них обеспечивают максимально эффективное их расходование (по сравнению с нефондовым расходованием денежных средств).

Распределительным процессам свойственно одностороннее движение стоимости, в отличие от классических обменных (денежных) операций, где движение стоимости всегда двустороннее.

Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с формированием и использованием денежных фондов, образуют финансовые отношения.

Главное назначение финансов заключается в обеспечении распределения доходов общества (с целью финансового обеспечении выполнения всех функций государства и субъектов хозяйствования), а также в осуществлении контроля за расходованием финансовых ресурсов. Из такой формулировки предназначения финансов вытекают две его функции: распределительная и контрольная. Приведенный состав функций финансов отличается от вышеприведенных функций денег, что также указывает на недопустимость отождествления этих важнейших экономически категорий.

Финансовые отношения, определяющим содержаниефинансов –это отношения, которые возникают:

· между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;

· между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использовании;

· между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов, бюджетных и внебюджетных фондов, а также при финансировании из них ряда затрат;

· между государством и населением по поводу взимания налогов, сборов, получения займов, привлечения вкладов в коммерческие банки, выплаты пенсий, пособий и т. п.;

· между хозяйствующими субъектами и банковской системой при получении и погашении кредитов, а также процентов за пользование указанными кредитами;

· внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;

· между отдельными звеньями бюджетной системы;

· между хозяйствующими субъектами и страховыми организациями при уплате страховых взносов и возмещении из страховых фондов ущерба при наступлении страховых рисков.

Таким образом:

финансы – этообъективная экономическая категория, сущность которой проявляется на второй стадии процесса общественного воспроизводства, стадии распределения;

финансовые отношения – это специфическая часть денежных отношений, где деньги, присутствуя не выполняют своих функций, а используются в роли инструмента распределения созданных обществом доходов и их обособления в целевые централизованные и децентрализованные фонды;

фондовый характер использования доходов и одностороннее движение стоимости являются отличительными чертами финансов.

Функции финансов

Функции – это внешнее проявление свойства какого-либо объекта в данной системе отношений. Сущность любого явления познается через его функции. Применительно к экономической категории функции означают проявление ее сущности в действии, специфические способы выражения присущих категории свойств.

Функции являются всегда производными от сущности, которую они выражают. Они раскрывают предназначение той или иной категории.

Предназначение финансов, как уже указывалось, сводится к распределению доходов общества и контролю за распределительными процессами. Поэтому, финансам свойственны две функции: распределительная и контрольная.

Распределительная функция финансов проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Основные доходы формируются у участников сферы материального производства и делятся на две группы: а) заработная плата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства; б) доходы организаций сферы материального производства.

Однако первичных доходов далеко недостаточно для того, чтобы успешно развивать приоритетные отрасли и сферы национальной экономики, например, машиностроение, образование, здравоохранение, управление, социальное страхование и социальное обеспечение и т.п.

Необходимо дальнейшее перераспределение национального дохода между отраслями производственной и непроизводственной сферы, между территориями, а также между различными социальными группами населения. В результате такого перераспределения образуются вторичные или производные доходы. К ним относятся, в частности, доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, и налоги, уплачиваемые обладателями первичных доходов.

Участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода в конечное его распределение и использование. Другими словами – вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Доходы, создаваемые в ходе перераспределения национального дохода, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами, между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления - с другой.

Таким образом, распределительная функция финансов обеспечивает распределение и перераспределение национального дохода между:

· отраслями сферы материального производства;

· отдельными территориями, регионами страны;

· формами собственности;

· производственной и непроизводственной сферами экономики;

· социальными группами населения.

Финансы выполняют распределительную функцию также в процессе формирования и распределения доходов организаций.

Контрольная функция финансов проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Контрольная функция финансов – объективна, она не зависит от воли и сознания людей. Однако, реализуется она не сама по себе, а через специальный финансовый аппарат. В зависимости от того, кто осуществляет финансовый контроль, он может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и аудиторским.

Большую роль в осуществлении финансового контроля играют Министерство финансов Республики Беларусь и его органы, специальные финансовые подразделения отраслевых Министерств и ведомств (финансовые управления или отделы), учреждения банков, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, высшие органы государственной и исполнительной власти – Президент, парламент, Совет министров страны и др.

В условиях рыночных отношений финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития экономики, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях национальной экономики. Он охватывает производственную и непроизводственную сферу и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля – проверка соблюдения финансового законодательства, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

В условиях развития рыночных отношений формы и методы финансового контроля, осуществляемые названными выше органами, постоянно меняются и совершенствуются.

1.4Финансовые ресурсы государства: понятие, состав и источники формирования

Финансовые ресурсы – это совокупность реальных денежных средств, находящихся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления. Финансовым ресурсам, также как и финансам присущи определенные признаки:

1) они всегда являются денежными средствами;

2) финансовые ресурсы всегда имеют собственника или лицо, которое распоряжается ими;

3) финансовым ресурсам характерна целевая направленность, т.е. на расширение производства, материальное стимулирование и социальные нужды работников, приобретение оборудования и т.д.

Централизованные финансовые ресурсы денежные поступления, доходы, накопления, образованные в процессе распределения ВВП, части национального богатства, поступлений от внешнеэкономической деятельности, находящиеся в распоряжении государства, аккумулируемые в централизованных фондах денежных средств и используемые на удовлетворение общегосударственных потребностей. В составе централизованных финансовых ресурсов основную долю занимают налоговые доходы. Значительная часть централизованных финансовых ресурсов сосредоточена в государственном бюджете и государственном внебюджетном Фонде социальной защиты населения Республики Беларусь.

Централизованные финансовые ресурсы используются: на финансирование общегосударственных расходов; национальной обороны, правоохранительной деятельности и обеспечение безопасности государства; национальной экономики; охрану окружающей среды; здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры, средств массовой информации; образования и социальной политики и др.

Объем, состав и структура финансовых ресурсов государства устанавливаются в ходе разработки финансовой политики. Формы мобилизации финансовых ресурсов постоянно изменяются и совершенствуются. Важнейшим источником финансовых ресурсов государства выступает ВВП

Децентрализованные финансовые ресурсы – финансовые ресурсы организаций, индивидуальных предпринимателей – денежные поступления, доходы, которые формируются в процессе распределения стоимости ВВП, находятся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования и используются на расширенное воспроизводство и удовлетворение других их потребностей.

Формирование финансовых ресурсов субъектов хозяйствования осуществляется за счет определенных источников. В частности, первоначальное формирование собственных финансовых ресурсов происходит в момент учреждения субъекта хозяйствования, когда образуется его уставный фонд (уставный капитал).

На действующих предприятиях формирование финансовых ресурсов может осуществляться за счет следующих групп источников:

1) собственных и приравненных к ним средств: прибыли организаций; других форм денежных накоплений; минимальной задолженности по заработной плате работникам, по авансам заказчиков за выполнение определенных работ; по налоговым и неналоговым платежам, отчислениям;

2) мобилизуемых на финансовом рынке: поступлений от продажи собственных ценных бумаг (акций, облигаций); дивидендов и процентов по ценным бумагам других эмитентов; банковских кредитов; доходов по операциям с иностранной валютой и драгоценными металлами;

3) поступающих в порядке перераспределения: сумм страховых возмещений по наступившим рискам; бюджетных субсидий; сумм, поступающих от вышестоящих организаций из отраслевых фондов; паевых (долевых) взносов.

Использование децентрализованных финансовых ресурсов менее регламентировано, чем централизованных ресурсов. Оно осуществляется по следующим направлениям: финансирование текущих потребностей деятельности организации с целью обеспечения нормального функционирования производства; уплата предусмотренных действующим законодательством налогов и платежей в бюджет; внесение страховых взносов по обязательным видам страхования; возврат заемных средств, уплата процентов за пользование кредитами; финансирование расходов, связанных с расширением производства; осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги; материальное стимулирование работников, оказание услуг социального характера работникам и членам их семей; финансирование благотворительной деятельности, спонсорства.

Финансовые ресурсы и капитал. Финансовые ресурсы, вложенные в производство и приносящие прибыль, образуют капитал. Он выступает в качестве превращенной формы финансовых ресурсов и делится на собственный и заемный капитал. Соотношение собственного и заемного капитала образует финансовую структуру капитала. Финансовые ресурсы, направленные на содержание объектов социальной сферы, числящиеся на балансе организаций, на создание резервных фондов, фондов потребления, капиталом не являются, так как не создают прибавочной стоимости. Следовательно, понятие финансовые ресурсы шире, чем понятие капитал.

Таким образом, финансовые ресурсы – денежные поступления, доходы, накопления, находящиеся в собственности либо в распоряжении субъектов хозяйствования, государства, аккумулируемые в различных фондах денежных средств, как централизованных, так и децентрализованных и используемые в соответствии с их целевым назначением.

Вопросы для повторения:

1. Каковы исторические условия возникновения финансов?

2. В чем состоит социально-экономическая сущность финансов?

3. Какие виды денежных отношений включаются в понятие финансов?

4. Дайте определение финансов государства.

5. Раскройте причины необходимости финансов в условиях рыночных отношений.

6. Дайте характеристику распределительной функции финансов.

7. Дайте характеристику контрольной функции финансов.

9. Раскройте понятие и содержание финансовых ресурсов государства.

10. Назовите источники формирования централизованных финансовых ресурсов.

11. Назовите источники формирования децентрализованных финансовых ресурсов.

12. Как соотносятся между собой категории «финансовые ресурсы» и «финансовый капитал»


Похожая информация.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!