Все для предпринимателя. Информационный портал

Цели государства в политике регулирования экономики. Сущность, цели и задачи государственного регулирования экономики


    Введение.......................................................................................................................1

    Причины необходимости государственного регулирования экономики...............2

    Цели государственного регулирования экономики..................................................3

    Государственное регулирование в Республике Казахстан.......................................8

    Границы эффективности государственного регулирования экономики...............17

    Заключение..................................................................................................................18

    Список использованной литературы.........................................................................20

Введение

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для национального производства. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушение в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП). Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

В своей работе я хотела бы рассмотреть как теоретические цели государственного регулирования экономики любой страны, так и конкретные программы, предлагаемые Президентом и Правительством Республики Казахстан, по государственному регулированию различных сфер нашей жизни.

Причины необходимости государственного регулирования экономики

Прежде чем говорить непосредственно о целях государственного регулирования экономики, я считаю необходимым обосновать насущную необходимость этого регулирования.

В разные времена участие государства в экономических процессах по-разному, в различной мере было прямым или косвенным. В настоящем практически все экономисты сходятся во мнении, что государство должно регулировать экономику, однако какими методами и в какой степени - дискуссия не закончена и по сей день, да и вряд ли закончится в ближайшее время. Очевидно, что после того, как сложилась устойчивая мировая структура самостоятельных государств, мировое экономическое пространство разделилось на сферы влияния супердержав, его поддержка, регулирование экономических процессов внутри страны стало абсолютно необходимым. При этом усиление на определённом этапе влияния неоклассических подходов в управлении с ориентацией на саморегулирующие начала рынка совсем не означает понижения роли государства в экономических процессах. Просто регулирование становится более тонким, квалифицированным, основанным на предвидении и точном прогнозировании, планировании ситуации.

Более точно, среди причин необходимости государственного регулирования экономики называют следующие:

невозможность успешного экономического развития без определённости её территориального пространства. Интересы предпринимателей, домохозяйств, любых субъектов экономических отношений реализуются в конечном итоге через потребление. А оно привязано к социальной среде, имеющей чёткую территориальную организацию. Её определённость гарантируется и обеспечивается именно государством. Без надёжной вертикали исполнительной и законодательной власти, без единого экономического, информационного и правового пространства не может быть преуспевающей экономики, а рынок, как правило, не может самостоятельно обеспечить этих принципов. Весомы функции государства и в отладке международных связей народного хозяйства, защите положения её субъектов на мировом рынке.

необходимость формирования и поддержания моральной, этической и психологической среды, являющейся носителем коренных целей, задач развития нации, долговременных интересов населения в целом. На определение их государством должен влиять менталитет общества, его фундаментальные духовно-социальные параметры. Оно должно обеспечивать уважение этих целей бизнесом, т.к. подавление или игнорирование их может привести как к отдельным социальным протестам, так и к неприятию экономической формации в целом большинством населения.

необходимость создания баланса экономических интересов в стране. Недопустимо подчинение государства узким экономико-политическим интересам отдельной социальной группы. Как правило (и это не раз подтверждено исторической практикой), такое положение вещей чревато возникновением социально-взрывоопасной обстановки, когда государство сметается вместе с «элитой», но ещё раньше в самой «элите» начинается клановая война, что делает государство недееспособным.

необходимость институционального определения целей экономики и государственной корректировки негативных проявлений, вызванных неодолимостью законов расширенного воспроизводства, означающего как поступательное развитие производительных сил общества, так и возникновение циклических диспропорций между фазами воспроизводства, между спросом и предложением. Все экономические реформы в мире были направлены на преодоление накопленных диспропорций в воспроизводстве и создание более действенных механизмов по их предотвращению.

необходимость и однозначная полезность как бизнесу, так и домохозяйствам от динамичного развития инфраструктуры в самом широком смысле этого слова.

необходимость как стабильности, преемственности, так и динамичного развития институциональной среды (нормативной базы, институтов права, систем информации, консалтинга, профессиональной экспертизы, не политизированного и высокообразованного аппарата управления и контроля и т.д.).

Цели государственного регулирования экономики

Собственно, непосредственно из причин государственного вмешательства в экономические процессы вытекают и цели этого вмешательства. Следует отметить, что на каждом этапе развития общества они зависят от многих обстоятельств: степени общей развитости экономики, её существующей и желаемой структуры, меры включённости в международное разделение труда, социальной и психологической ситуации в стране. Особенно велико многообразие целей для экономики, находящейся в неустойчивом, переходном состоянии. Кроме того, можно выделить текущие и стратегические цели по предполагаемому времени их реализации.

Особенно важна определённость в выборе экономических целей, нив коем случае нельзя допускать подмены целей средствами их достижения. «Если вы целитесь в ничто, то вы каждый раз это и получаете», - говорил Т.Рузвельт.

Самой главной целью государственного регулирования экономики капиталистических стран является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом. От этой главной цели возникают множество конкретных целей, без осуществления которых не может быть достигнута главная. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования. Цель, т. е. выравнивание экономического цикла, направлена на объект. Совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства направлена на секторальную и отраслевую, региональную структуры. Программы по улучшение окружающей среды направлены на улучшение, очищение окружающей среды. Чаще всего одна цель не может быть достигнута вне зависимости от других. Например, обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию угольных шахт может быть целью-посредником для: стабилизации и снижения издержек в отечественной угледобывающей промышленности; снижения импорта твердого топлива и улучшения топливно-энергетического баланса; поддержания занятости в отрасли; снятия в этих районах социальной напряженности; оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний. Еще один пример: невозможно представить стимулирование фундаментальных научных исследований без благоприятных условий накопления капитала, без выравнивания конъюнктуры, совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения.

Цели могут частично перекрывать друг друга, одна может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации уровня осознания этой ситуации субъектами государственного регулирования экономики и от установленной правительственными органами на данный момент системы приоритетов целей.

Положение отдельных целей в дереве целей государственного регулирования экономики нестабильно. Оно постоянно изменяется в зависимости от хозяйственной ситуации, экономических задач, выступающих на передний план. В условиях кризиса первичной целью становится выход из кризиса в узком конкретном смысле – оживление конъюнктуры.

Из этого следует, что конкретные цели подчиняются главной цели и взаимодействуют между собой. Среди них следует выделить: стимулирование экономического роста, достижение полной занятости, экономической эффективности, справедливого распределения доходов, экономической свободы, экономической самообеспеченности, экономической безопасности, торгового баланса.

Существует так называемое «дерево» целей государственного регулирования экономики:

Мы видим, что все цели взаимосвязаны между собой, при этом подчиняясь одной главной цели: укрепление существующего строя, адаптация его к изменяющимся условиям. От степени реализации всех остальных, второстепенных целей, таких, как: выравнивание экономического цикла, стабилизация денежного обращения, поощрение конкуренции, внешнеэкономическое равновесие, защита окружающей среды, социальный мир, стабильность цен, поддержание нормальной занятости, совершенствование структуры народного хозяйства, зависит реализация этой первостепенной цели государства.

Выше было сказано, что мы не можем рассматривать цели государственного регулирования экономики отдельно от его объектов, на которые эти цели направлены. Поэтому рассмотрим вкратце объекты государственного регулирования экономики.

Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности. Основные объекты ГРЭ это:

    экономический цикл;

    секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

    условия накопления капитала;

    занятость;

    денежное обращение;

    платежный баланс;

    условия конкуренции;

    социальные отношения, социальное обеспечение;

    подготовка и переподготовка кадров;

    окружающая среда;

    внешнеэкономические связи.

Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов. В области отраслевой и территориальной структуры ГРЭ также играет значительную роль. Здесь при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, обеспечиваются привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одном случае поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в состоянии затяжного кризиса; в другом случае поощряется развитие новых отраслей хозяйства и видов производства, призванные привести к прогрессивным структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. Но также могут приниматься меры и по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Государственное регулирование экономики - это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий для нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем.

Масштабы, направления, объекты, инструменты государственного регулирования зависят от выбираемой правительством политики. В основе той или иной проводимой государством политики лежат разные воззрения на целесообразность и методы государственного вмешательства в экономику. Существуют разные теории государственного регулирования.

Неоклассическая теория (теория "невмешательства", урегулирования). Согласно воззрениям классиков, как уже отмечалось, рыночная экономика обладает свойством саморегулирования. Все недостатки рынка являются следствием ограничения рыночной свободы, и поэтому государству не следует вмешиваться в экономику. Рынок сам решает все экономические проблемы, свобода выбора - основа эффективности хозяйства.

Кейнсианская теория. Переворот во взглядах на роль государства связан с именем Дж. Кейнса. Дж. Кейнс показал, что рыночной экономике, которая, хотя и является саморегулируемой, внутренне присущи определенные недостатки, издержки общества по преодолению которых очень велики, поэтому государство должно воздействовать на рыночный механизм. По мнению Дж. Кейнса, расширение функций государства "... единственно практически возможное средство избежать полного разрушения существующих экономических форм и как условие для успешного функционирования личной инициативы".

Основным направлением воздействия государства на экономику является формирование эффективного совокупного спроса (особенно инвестиционного), стимулирующего расширение производства и предложения товаров. Основными инструментами, с помощью которых государство может влиять на совокупный спрос, является ссудный процент и государственные расходы.

Кейнсианские воззрения на экономическую роль государства легли в основу многочисленных практических разработок и концепций по регулированию экономики. В течение нескольких десятилетий государственное регулирование осуществлялось именно на основе кейнсианских построений. Однако с конца 70-х годов ХХ века под влиянием изменившейся экономической ситуации кейнсианские методы государственного регулирования экономики были подвергнуты ревизии, и сторонниками монетаризма и теории предложения были выдвинуты иные практические рекомендации.

Согласно теории монетаризма активное вмешательство государства в экономику оказывает на нее отрицательное воздействие и поэтому должно быть минимальным. Основная задача государства - создать финансовые условия для нормального функционирования рынка. Объектом регулирования со стороны государства должно быть лишь денежное предложение, изменяя величину которого государство может влиять на макроэкономические цели.

Исходя из ориентации на те или иные теоретические положения, государства выбирают объекты, методы, инструменты регулирования экономики.

Объекты государственного регулирования - это сферы, отрасли, регионы, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли трудности, проблемы, которые не могут быть разрешены автоматически рынком. Объектами государственного регулирования являются:

Экономический цикл;

Отраслевая и региональная структура экономики;

Условия накопления капитала;

Занятость и цены;

Денежное обращение;

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

Условия конкуренции;

Состояние окружающей среды;

Внешнеэкономические связи и т.д.

Цель государственного регулирования - поддержание экономической и социальной стабильности в обществе, обеспечение эффективности производства. При определении конкретных целей регулирования государство должно учитывать их взаимозависимость и частую противоречивость. Например, как мы уже видели, политика, направленная на снижение безработицы, может оборачиваться ростом цен и т.п. Ограниченность ресурсов делает необходимым ранжирование целей, при этом значимость тех или иных целей постоянно меняется в зависимости от экономической конъюнктуры.

Методы государственного регулирования подразделяются на административные и экономические. Административные методы регулирования опираются на силу государственной власти и ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. В отличие от административных, экономические методы государственного воздействия (снижение налогов на бизнес или учетной ставки) не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Разграничение методов государственного регулирования на административные и экономические до некоторой степени условно, поскольку, чтобы задействовать экономический регулятор, необходимо административное решение, в то же время любое административное решение оказывает влияние на состояние спроса и предложения. Тем не менее, очевидно, что если в плановой экономике преобладали административные методы, то рыночной экономике характерны экономические методы государственного регулирования. Именно они адекватны природе рынка, так как непосредственно воздействуют на экономический интерес, конъюнктуру рынка и через нее на производство и потребление товаров и услуг.

Административные методы регулирования рыночной экономики базируются на соответствующем законодательстве, которое определяет отношения между хозяйствующими субъектами и включает меры запрета, разрешения, принуждения и убеждения. Использование административных мер заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения, основанные на предписаниях государственной власти. Наиболее часто административные методы используются при борьбе с монополиями, отрицательными внешними эффектами, в процессе регулирования деятельности государственных предприятий, при установлении минимального уровня оплаты труда и т. п.

Экономические методы государственного регулирования экономики предполагают воздействие на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая способствует проводимой государственной политике. Экономические методы, в свою очередь, делятся на прямые и косвенные.

Прямые методы государственного регулирования связаны с государственной собственностью и предпринимательской деятельностью государства. Государственное предпринимательство (деятельность предприятий, учреждений и других организаций, принадлежащих полностью или частично государству) оказывает большое влияние на развитие частного сектора и экономики в целом.

Сегодня государство большинства стран, выполняя функции частных предпринимателей (производство, продажа товаров, закупка ресурсов, инвестиции и т.п.), непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг.

Удельный вес государственного сектора экономики различен для разных стран. Он невелик в США и Японии. В Европе же на государственных предприятиях производится от 10% (Германия) до 30% (Австрия) ВВП. Следует отметить, что границы распространения государственной собственности в рыночной экономике весьма подвижны. Доля ее меняется в зависимости от того, какое сочетание государственной и частной собственности, по мнению государства, наилучшим образом служит решению задач стабилизации экономики, роста ее социально-экономической эффективности, недопущения отставания от других стран. В 50-е годы ХХ в. в Западной Европе в довольно широких масштабах осуществлялась национализация - государственный сектор расширялся; а в 80-е годы происходила приватизация и свертывание государственного сектора.

Функции государства определяют цели деятельности государственных предприятий, которые, в отличие от частных, не ставят в качестве первоочередной задачи максимизацию прибыли, а подчиняют свои финансовые интересы политическим, общенародным, социальным целям. На первый план выдвигается максимизация социально-экономических выгод и содействие выполнению общенациональных задач. Второстепенное значение коммерческого успеха для государственных предприятий, искусственное ограждение их от конкуренции, финансовая поддержка со стороны государства и т.п. делают государственные предприятия менее эффективными по сравнению с частными. Именно это объясняет массовую приватизацию, проводившуюся в 80-е годы ХХ века.

Косвенные экономические методы государственного регулирования предполагают использование в качестве инструментов воздействия на экономику государственного бюджета и массы денег в обращении.

Проводя соответствующую бюджетно-налоговую (фискальную) и денежно-кредитную (монетарную) политику, государство воздействует на экономику (подробнее они будут рассмотрены в последующих двух темах).

Наряду с краткосрочным регулированием экономики государство осуществляет долгосрочное регулирование - программирование. Экономическое программирование - система государственного регулирования экономики на основе комплекса программ, формулирующих среднесрочные и долгосрочные цели и определяющих порядок их достижения, органы, ответственные за исполнение программ, необходимые средства и порядок их финансирования. Программирование - это высшая форма государственного регулирования, предполагающая комплексное использование всех методов государственного регулирования для достижения определенных экономических целей.

Объекты программирования те же, что и в случае краткосрочного регулирования: отрасли, регионы, социальная сфера, научно-технический прогресс, занятость, темпы экономического роста, внешняя торговля и т. д.

Государственные программы могут различаться по срокам (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные) и по видам:

Целевые (программы развития какой-либо отрасли или региона, определенного направления НТП или занятости, например, программы общественных работ);

Общенациональные (стабилизации или развития экономики в целом, например, удвоения ВНП за 10 лет);

Чрезвычайные (борьба с инфляцией, массовой безработицей, социальная защита беднейшего населения и т.п.).

Во всех странах существуют специальные государственные органы, ответственные за разработку программ, их осуществление и контроль за их выполнением.

Отличие программ, разрабатываемых в условиях рыночной экономики, от планов, принимавшихся в административно-командной (плановой) экономике и носивших директивный характер, состоит в их рекомендательно-индикативном (пожелательном) характере. Государство не может обязать частный бизнес следовать тем или иным программам, но оно может через налоговые и кредитные льготы, систему государственных заказов заинтересовать предпринимателей развиваться в направлении достижения целей принятых программ.

Таким образом, основными инструментами государственного воздействия на экономику в условиях рынка как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде, являются налоги и правительственные расходы, денежная масса и государственная собственность.

Государственному регулированию, так же как и рынку, свойственны определенные объективные недостатки. Существуют случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов общества. Причинами "провалов" (фиаско) государства может быть:

Ограниченность, ненадежность или сознательное искажение информации, необходимой для принятия правильных решений;

Несовершенство политического процесса, в результате чего искажается общественный выбор;

Наличие мощного бюрократического аппарата, интересы которого могут приходить в противоречие с интересами общества в целом;

Неспособность государства полностью предусматривать и контролировать последствия принятых им решений;

Наличие временного лага между осознанием проблемы, принятием решений, их воплощением в жизнь и результатами их реализации.

Таким образом, к фиаско рынка добавляется фиаско государства. Поэтому, осуществляя те или иные меры, государство должно строго следить за возможными неблагоприятными последствиями своих действий, и в случае необходимости корректировать их в соответствии с конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что цель деятельности государства в рыночной экономике - не перестройка рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования. Современный рынок не может эффективно функционировать без государственного вмешательства, но и государственное вмешательство имеет свои пределы. Рынок и государство не противостоят друг другу, а дополняют друг друга. Это две стороны "одной медали" - смешанной экономики.

При этом следует отметить разные сочетания рынка и государства в разных странах. Эти различия находят свое отражение в существовании различных моделей рыночной экономики.

Модели рыночной экономики

Таблица 25.1

Модели

Критерии

Социальное

рыночное

хозяйство

Смешанная

экономика

Корпоративная

экономика

Цель

государственных

программ

Защита

интересов

Создание условий для развития предпринимательства Защита интересов крупного бизнеса
Принципы

регулирования

экономики

Долгосрочное

программи

Использование преимущественно тактических методов Определение

основных

приоритетов

Доля государственного сектора Около 30% Около 10% Незначительная
Наиболее Швеция, США Япония
типичные страны Германия

Вопросы для самопроверки

1. В чем суть регулирующей функции государства? Какова основная цель государственного регулирования экономики?

2. Какие существуют теории государственного регулирования?

3. По каким основным направлениям государство может воздействовать на экономику?

4. Каковы цели деятельности государственных предприятий?

5. Какими методами пользуется государство для воздействия на частный сектор? Какие существуют инструменты государственного регулирования экономики?

6. В чем, по-Вашему, отличие государственного программирования от государственного планирования?

7. Что снижает эффективность государственного вмешательства в экономику?

8. Проанализируйте различные модели рыночной экономики.

Основные понятия и термины

Экономические функции государства, государственный сектор, общественные товары, побочные (внешние) эффекты, государственное регулирование экономики, неоклассическая, кейнсианская, монетаристская теории регулирования, административные, экономические методы регулирования, программирование, фиаско государства, модели рыночной экономики.

1. Образование монополий, незаинтересованность рынка в производстве общественных товаров, сохранении окружающей среды, развитии фундаментальной науки, неравенство в распределении доходов, такие имманентные рынку негативные черты, как безработица, инфляция, кризисы - все это обусловило усиление в ХХ веке роли государства в экономике. Цель деятельности государства в рыночной экономике - смягчить негативные последствия действия рыночного механизма. Основные его функции: создание правовых основ частного бизнеса, демонополизация, перераспределение доходов, борьба с безработицей, инфляцией, цикличностью развития и др. Отрицательные внешние эффекты приводят к чрезмерному, а положительные внешние эффекты к недостаточному поступлению ресурсов в отрасли, где эти эффекты возникают. Вводя специальные налоги, разного рода санкции или субсидии, государство устраняет эти перекосы в распределении ресурсов.

2. Государственное регулирование экономики - это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий для нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем. Объектами государственного регулирования являются все важнейшие макроэкономические процессы и явления. Государство воздействует на рыночную экономику, во-первых, используя административные меры, и, во-вторых, экономически: прямо - выступая как хозяйствующий субъект (производитель и продавец, покупатель, инвестор и т.д.) и косвенно - регулируя частный сектор посредством соответствующей бюджетно-налоговой и денежной политики. В зависимости от сочетания рыночного и государственного регулирования различают разные модели рыночной экономики.

Государство имеет систему целей регулирования, которые находятся между собой в определенной субординации, изменяющиеся в результате эволюции условий. Высшей целью государственного регулирования является - формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития. Критериями благоприятного экономического развития государства являются: -

экономический рост эффективного производства; -

экономическая стабильность общества.

Все остальные цели производны от нее и периодически модифицируются в зависимости от многих факторов и различным образом переплетаются между собой, находясь в отношениях взаимозависимости.

В качестве целей первого порядка принято выделять следующие главные цели регулирования, объединяемые понятием «магический четырехугольник»:

обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному потенциалу страны;

минимизация безработицы;

стабильность цен;

внешнеэкономическое равновесие, выражающееся в бездефицитном или умеренно-дефицитном платежном балансе.

О «магическом четырехугольнике» говорится в том смысле, что одни его цели противоречат другим. Например, стимулирование занятости населения посредством дополнительных государственных расходов подстегивает рост бюджетного дефицита и инфляции. «Магия» состоит в том, чтобы двигаться во всех четырех направлениях более или менее равномерно.

Из высших целей государственного регулирования вытекают цели второго порядка. К ним относятся: стимулирование умеренного экономического роста, создание благоприятных условий роста прибыли, модернизация производственного аппарата, обеспечение социально приемлемого уровня занятости населения, нивелирование чрезмерных различий в доходах, поддержание высокой конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке, поддержание внешнеэкономического равновесия, т.е. обеспечение бездефицитности платежного баланса (или, по меньшей мере, терпимого дефицита), поддержание удовлетворительного состояния окружающей среды и др.

Из целей первого и второго порядка вытекают цели третьего порядка и т.д. Число таких целей бесконечно. Одни из них появляются, а другие исчезают по мере их достижения, некоторые из них теряют актуальность, а затем вновь становятся актуальными.

Для реализации своих целей государство использует набор средств как экономического, так и неэкономического характера, которые можно условно разделить на прямые и косвенные.

Прямое экономическое регулирование. К прямому экономическому регулированию относятся многообразные формы безвозвратного целевого финансирования территорий, отраслей, предприятий - это субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных). Сюда же относятся льготные кредиты.

Посредством этих регуляторов увязываются интересы различных уровней и субъектов хозяйствования, разных социальных групп, они способствуют выравниванию финансового положения, защите наиболее уязвимых секторов экономики и групп населения, достижение приоритетных целей экономического развития. Будучи встроенными в рыночные отношения, регуляторы, в известной мере, формируют структуру цен и издержек, реальную конкурентоспособность отдельных секторов

хозяйства.

К «косвенным формам» экономического регулирования относится проводимая государством политика в областях: кредитно-финансовой, валютной,

внешнеэкономических (в том числе таможенных) отношений, налоговой, амортизационной политики и др. Таким образом, государство, используя экономические интересы и стимулы, влияет на экономическое поведение субъектов хозяйствования, выступающих в качестве производителей и потребителей. Косвенные формы

экономического регулирования воздействуют на производство и потребление опосредованно и носят безадресный характер.

Прямое и косвенное регулирование осуществляется посредством совокупности регуляторов, к важнейшим из которых относятся: административно-правовые средства, государственные финансы, денежно-кредитный инструментарий, государственная

собственность, внешнеэкономическая политика и др.

Административно-правовые средства - это совокупность средств нормативноправового характера нацеленных на формирование основ экономического строя государства. К административно-правовым методам регулирования относятся

разнообразные меры контроля за доходами, ценами, учетным процентом, квотированием, лицензированием и др. Эти меры основываются не на экономических интересах и реализующих их стимулах, а опираются на силу приказа.

Правовое регулирование осуществляется на основе хозяйственного законодательства через систему устанавливаемых норм и правил, которые последовательно претворяются в жизнь, попытки обойти его, например, в сфере имущественных отношений или налогов, преследуются по закону. В развитых странах экономические преступления широко распространены, но с ними государство ведет бескомпромиссную борьбу. Ведущую роль в хозяйственном праве стран с развитой рыночной экономикой играют законы, в деталях регулирующие даже мелкие вопросы хозяйственной жизни. В целом в законодательстве этих стран особенно четко прописаны вопросы имущественных (владение, пользование, распоряжение, наследование, аренда, залог, банкротство и др.), рыночных (права и обязанности продавцов и покупателей, условия конкуренции, противодействие олигополиям и монополиям) и налоговых отношений.

Административно-правовые средства чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Они применяются на уровне не только центральных (федеральных) правительств, но и правительств штатов и земель (в федеративных государствах), провинций и регионов (в унитарных государствах), а также местных (муниципальных) органов. К ним относятся, прежде всего, различного рода разрешения (лицензии и др.) и запреты. Типичный пример - разрешения и запреты на новое промышленное строительство в определенных агломерациях вокруг крупных городов и районах по градостроительным, экологическим и другим соображениям.

К административно-правовым средствам также относятся различного рода стандарты и нормы, которые находятся на стыке экономики, техники и экологии (например, максимально допустимые нормы содержания тех или иных вредных веществ в пищевых продуктах или выбросов вредных веществ в атмосферу и окружающую среду в целом).

Наряду с административно-правовыми регуляторами используются: финансовые и денежно-кредитные средства, а также государственная собственность и

внешнеэкономический инструментарий. Последние в отличие от первых воздействуют не на рамочные условия хозяйствования (экономический строй), а на протекание процесса воспроизводства, на темпы и пропорции (отраслевые, региональные и др.) этого процесса.

Государственные финансы - совокупность финансовых отношений по формированию и использованию общегосударственных, административноуправленческих организаций, государственных (казенных) предприятий. К

общегосударственным финансам относятся: государственный бюджет, пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования, различные внебюджетные фонды и т.д.

(через которые перераспределяется от 1/3 до 1/2 ВВП развитых стран). Большая часть государственных финансов формируется за счет налогов. Через государственные финансы перераспределяется значительная часть национального дохода. Государственные финансы регулируются законом о бюджете, принимаемым ежегодно, другим действующим законодательством и подзаконными актами исполнительной власти.

После Второй мировой войны государственные финансы стали активно применяться для целенаправленного воздействия на темпы и пропорции экономического развития, для сглаживания циклических колебаний. Антициклическое налоговое регулирование включает в себя применение ряда средств: маневрирования ставками налогов на доходы и прибыль (для изменения величины инвестиций и потребительского спроса); введение (отмену) налоговых льгот и ускоренных амортизационных отчислений; изменение правил и сроков выплаты налогов (например, установление предварительной выплаты налогов в фазе циклического подъема, чтобы ограничить спрос, или, напротив, откладывание сроков выплаты налогов в фазе кризиса, чтобы стимулировать спрос).

Средства расходных статей государственного бюджета используются для предоставления частному бизнесу субсидий, льготных займов и гарантий по частным кредитам с целью стимулирования предпринимательской деятельности и экономического роста. Эти средства служат также источником закупок промышленной и сельскохозяйственной продукции. Кроме того, они используются для проведения отраслевой и региональной структурной политики, содействия подготовке и переподготовке рабочей силы соответствующей квалификации и стимулирования научноисследовательских и опытно-конструкторских работ.

Денежно-кредитный инструментарий - является вторым по значению средством государственного регулирования. Использование этого инструментария основано на денежно-кредитной политике государства.

Денежно-кредитная политика - совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса, она служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства.

Денежно-кредитная политика включает в себя следующие основные элементы:

а) учетные ставки центрального (государственного) эмиссионного банка (ЦБ). Размер учетной ставки влияет на общий уровень ссудного процента, т.к. частные банки увеличивают эту ставку (как правило, на 1 -1,5% учетной ставки ЦБ);

б) нормы минимальных резервов, т.е. процентного отношения денежных фондов, которые коммерческие банки должны отвлекать от проводимых ими операций и хранить на своих беспроцентных счетах в ЦБ, к величине текущих и долгосрочных вкладов в этих банках;

в) операции на так называемом открытом рынке, т.е. купля-продажа государственных ценных бумаг (векселей, облигаций и др.), совершаемая между ЦБ и частными банками.

При помощи денежно-кредитной политики государство в лице ЦБ влияет на объем денежной и кредитной массы, величину ссудного процента и тем самым на темпы и пропорции воспроизводства капитала.

В развитых странах центральные банки, хотя их уставные капиталы целиком или большей частью принадлежат государству, не находятся в прямом подчинении правительства или парламента и выступают как относительно независимые агенты, отвечающие за твердость и стабильность национальных валют. Степень независимости ЦБ определяется целым рядом факторов и, прежде всего, следующими:

возможностью для руководства ЦБ действовать самостоятельно, не подчиняясь указаниям извне;

правилами назначения и снятия с должности руководящих сотрудников, сроком их полномочий;

правилами урегулирования конфликтов между ЦБ и другими государственными органами, особенно правительством;

возможностью ЦБ по правовым или иным соображениям отказаться от покрытия дефицита госбюджета путем предоставления кредита правительству.

По степени независимости ЦБ экспертами выделяют следующий их порядок: Швейцария, Германия, Австрия, США и др., наименее независимыми считаются центральные банки Норвегии, Японии, Бельгии, Испании и Италии и др.

Государственная собственность - имущество принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), имущество принадлежащее на правах собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям и др., а также земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Исключения составляют средства бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями и составляющие государственную казну РФ, края, области и других субъектов. Государству также принадлежат акции в акционерных обществах, а также другое имущество необходимое для осуществления его функций.

Государственная собственность выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности или к собственности субъектов РФ определяется в порядке, установленном законом. Некоторые объекты отнесены законом к исключительной собственности РФ - золотой запас, алмазные и валютные фонды, ресурсы континентального шельфа и др.

Государственная собственность используется для воздействия на темпы и пропорции экономического развития. В советской, литературе госсобственность объединялась понятием «государственный сектор», причем этот сектор нередко рассматривался как альтернатива частному бизнесу. В действительности такой сектор, построенный на чисто капиталистической основе, действует как поддержка частному капиталу, в 50-е гг. существовал лишь во Франции, Австрии, Великобритании и Италии. В других же странах государственная собственность является более или менее разрозненной, формировала в национальном хозяйстве множество анклавов, но никак не единый сектор. Эти анклавы находились в разных отраслях и регионах, не имея между собой четкой системы связей.

В настоящее время ни в одной из развитых стран нет интегрированного государственного сектора. Предприятия с государственным участием подчиняются общим правилам рыночной экономики.

Анотация

Статья посвящена целям государственного регулирования экономики. Автор выделяет общую (главную) цель государственного регулирования экономики и специальные цели. Особое внимание уделено обеспечению рационального хозяйствования как составляющей общей цели государственного регулирования экономики.

Ключевые слова

Государственное регулирование экономики, общая цель государственного регулирования, специальные цели, рациональное хозяйствование.

О целях государственного регулирования экономики

С.Н. Шишкин, кандидат юридических наук, советник судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Без точного определения цели государственного регулирования экономики невозможно надлежащее правовое обеспечение такого регулирования.

Профессор Рудольф фон Иеринг справедливо отмечал, что цель есть творческая сила всего права, что нет правового положения, которое не было бы обязано своим происхождением какой-либо цели . Цель является представлением о будущем, которое воля полагает осуществить .

Конечной целью как государства, так и права должно быть установление и гарантия жизненных условий общества: право существует для общества, а не общество для права . Иеринг далее продолжает, что закон налагает на нас такие обязанности, которые касаются всех вообще (и индивида, и общину, и государство). «Это - обязанности, целью которых является осуществление общего блага (выделено мною - С. Ш. ), общественной безопасности» .

Таким образом, каких бы сфер жизни общества не касалось государственное регулирование, включая и экономику, главной целью его вообще должно быть осуществление общего блага.

Идея об общем благе как цели государства является достижением современной культуры, основанной, в том числе, на убеждении, что власть государства должна иметь границы .

Все цели государственного воздействия на любую область общественных отношений должны быть четко закреплены в праве. При этом каждая такая цель должна соответствовать жизненно важным интересам общества, тем более это актуально для цели, являющейся главной для государственного регулирования конкретной сферы общественных отношений. Главная цель государственного регулирования должна давать ясный ответ на вопрос, для чего оно в конечном итоге необходимо обществу?

Исходя из содержания экономической литературы, генеральная цель государственного регулирования экономики - экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям . Однако имеется ли здесь стройный и законченный ответ на поставленный выше вопрос? То же самое касается и юридической литературы, где в качестве основной цели государственного регулирования экономики выделяется создание наилучших условий для развития экономики и предпринимательства на конкретной стадии развития общества .

Представляется, что общая (главная) цель государственного регулирования экономики - обеспечение рационального хозяйствования, реализация и защита публичных интересов (интересов общества), таких как оборона страны и безопасность государства, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана окружающей среды, надлежащее осуществление функций социального государства, в том числе защита социально уязвимых слоев населения.

Необходимо особо отметить, что в данном определении общей цели государственного регулирования экономики речь идет о реализации и защите именно публичных интересов, а не интересов государства. У демократического государства не может быть внутри страны собственных интересов. В противном случае это будет тоталитарное государство. В экономике, как в организованном рыночном хозяйстве, государство, выполняя роль организатора, не должно преследовать собственных целей.

Государство не должно нарушать равновесия рынка во всем его объеме в пользу своей публичной администрации, будь то посредством особого законодательства, публичных служб и фискальных законов .

Речь здесь идет о том, что административный аппарат сам по себе не должен конкурировать со свободным внутренним рынком. Однако государственное регулирование экономики, основанное на административном, а не предпринимательском (хозяйственном) праве, приводит именно к такому состоянию экономики.

Достаточно широкое понимание публичных интересов, реализация и защита которых охватывается целью государственного регулирования экономики, соответствует реалиям современного общества и конституционно установленным положениям, в том числе и о социальном государстве.

Вильгельм фон Гумбольдт в конце XVIII века писал, что цель государства может быть двойная - оно может желать способствовать счастью или только стараться предотвращать зло, причиняемое либо природой, либо самими людьми . Государство, по мнению Гумбольдта, должно воздержаться от всякой заботы о положительном благе граждан: оно не должно делать ни одного шага далее, чем необходимо для их безопасности друг от друга и от внешних врагов; ни для какой другой цели не должно оно стеснять их свободы .

Безусловно, что для современного общества такой подход не может быть приемлем, тем более что и сам Гумбольдт свой труд, написанный под влиянием французской революции и пропитанный идеалистическими воззрениями, не публиковал. «Никто более его не был в состоянии оценить ту пропасть, которая отделяла мечту его юности от действительности» .

Современное общество не может ограничиваться достижением целей и разрешением задач прошлого времени. Оно большего требует и больше делает, чем прежнее общество. Всякий шаг на пути общественного развития вызывает новые цели, а всякой новой цели в государственном бюджете соответствуют миллионы .

Однако данный вывод профессора Иеринга следует отнести не столько к общей (главной) цели государственного регулирования экономики, сколько к специальным целям такого регулирования. Обеспечение рационального хозяйствования, реализация и защита публичных интересов будут необходимы и в будущем, причем потребность в этом будет нарастать в обществе, претендующем на жизнь в условиях глобализации, продовольственных и финансовых кризисов, пропасти между богатством и бедностью, дефицита энергоресурсов, природных катаклизмов, загрязнения окружающей среды и т.п.

«Само собой разумеется, что «обуздать» такого рода процессы, преодолеть кризисы, разрешить возникающие проблемы способно только сильное государство, обладающее необходимыми властными ресурсами, наделенное соответствующими полномочиями» .

Общей публичной целью всех государств должно стать самосохранение человечества как такового. Отсюда и выдвигается на первый план такая составляющая общей цели государственного регулирования экономики, как рациональное хозяйствование, которое, в свою очередь, не может быть обеспечено без государственного регулирования экономики. Государство должно добиваться обеспечения рационального хозяйствования, в том числе и принудительными мерами.

Если с хозяйствованием (ведением хозяйства, осуществлением хозяйственной деятельности) все в достаточной мере понятно, то термин «рациональное» требует определенного пояснения или, по крайней мере, обозначения авторского подхода к нему.

В переводе с латинского языка слово «rationalis» обозначает разумный. В самой идее рациональности как определенного типа отношения к действительности видят - и не без веских оснований - символ современной научно-технической цивилизации .

Любая деятельность должна находить свое завершение в определенном результате, приводить к поставленной цели. Рациональная деятельность должна быть эффективной и приводить к поставленной цели при минимуме затрат. Рациональное хозяйствование можно представить как эффективное и оптимальное осуществление хозяйственной деятельности в условиях глобальных проблем, стоящих перед человечеством, направленное на максимальное достижение общественных потребностей при минимальных затратах. Данное определение могло быть более развернутым, если его дополнить конкретными критериями, необходимыми элементами, либо существенными признаками рационального хозяйствования. Однако автор не претендует на приведение исчерпывающего перечня таковых критериев (признаков, элементов и т.п.), поскольку, во-первых, это задача не только юридической науки, но и других наук; во-вторых (и это главное), необходимо учитывать общественное развитие и все то, что ему сопутствует. Вместе с тем, нельзя не назвать такие существенные признаки рационального хозяйствования, как развитие производства (производственная составляющая), максимальное использование достижений научно-технического прогресса (инновационная составляющая), эффективное и оптимальное использование природных ресурсов при минимизации вредного воздействия на окружающую среду, энергосбережение (экологическая составляющая), социальная направленность (социальная составляющая).

Хотя потребность и является фундаментальной детерминантой деятельности, сами потребности бывают разные . С таким замечанием философов следует согласиться. Приведенное определение рационального хозяйствования основано на удовлетворении общественных потребностей и здесь можно условно говорить о рациональном хозяйствовании в объективном смысле. Рациональное хозяйствование в субъективном смысле предопределяется потребностями отдельных субъектов, в первую очередь, предпринимательской деятельности - разновидности хозяйственной деятельности. Разумеется, что осуществляя предпринимательскую деятельность, ее субъекты удовлетворяют и общественные потребности, но это не является основной целью этой деятельности. Систематическое извлечение прибыли субъектами предпринимательской деятельности как цель и фундаментальная детерминанта такой деятельности, обусловливает специфику признаков рационального хозяйствования в субъективном смысле. Таким признаком является, например, минимизация налогов, в том числе путем разработки и применения всевозможных легальных и нелегальных схем.

Если применить термины белорусских ученых-юристов И. И. Веленто и В. С. Елисеева , рациональное хозяйствование - модель экономического поведения, явление позитивного поведения, которое ожидает государство от участников экономических отношений.

Употребляя экономическую терминологию, необходимо отметить, что рациональное хозяйствование в объективном смысле относится к макроэкономике, а рациональное хозяйствование в субъективном смысле - к микроэкономике. Однако именно обеспечение рационального хозяйствования в объективном смысле является составляющей основной (главной) цели государственного регулирования экономики.

О том, что обеспечение рационального хозяйствования является целью хозяйственного права, сторонники хозяйственно-правовой концепции (точнее - ее основоположники) утверждали еще во второй половине ХХ века . Вполне актуально и в настоящее время говорить об обеспечении рационального хозяйствования как о цели предпринимательского (хозяйственного) права. Переход к современной рыночной экономике не умаляет эту цель, а с учетом вышеприведенных проблем, стоящих перед человечеством, делает эту цель еще более насущной.

Академик В. В. Лаптев обоснованно отмечает, что сравнение и учет опыта регулирования хозяйственной деятельности в условиях плановой экономики вполне допустимы и полезны, когда речь идет не об административно-командной или рыночной основе экономических мероприятий, а о вопросах профессионального и эффективного ведения хозяйства, производительности труда, рационального хозяйствования .

В обеспечении рационального хозяйствования участвуют и другие отрасли права - трудовое, земельное, административное, гражданское и т.д. Однако основная цель названных отраслей состоит не в обеспечении рационального хозяйствования, а в решении иных задач, связанных с характером их предмета. Цель как критерий разграничения отраслей права должна использоваться в неразрывном единстве с другими признаками отрасли права: предметом, методами, субъектами и принципами .

Если общей целью государственного регулирования экономики является обеспечение рационального хозяйствования, реализация и защита публичных интересов, то в рамках этой общей цели могут ставиться специальные цели государственного регулирования экономики в целом и ее конкретных сфер, видов предпринимательской деятельности. Так, провозглашенная модернизация экономики России является специальной целью, способствующей реализации общей цели государственного регулирования экономики. В свою очередь, перевод экономики на инновационный путь развития охватывается целью ее модернизации. В подобных случаях можно говорить о подцелях государственного регулирования экономики.

Специальные цели государственного регулирования экономики носят, как правило, временный характер. Например, цель государственного регулирования инвестиционной деятельности - создание благоприятных условий для ее развития. Эта цель призвана служить достижению общей цели государственного регулирования экономики - обеспечению рационального хозяйствования, реализации и защите публичных интересов.

Однако могут иметь место и постоянно существующие специальные цели. Так, специальная и основная цель государственного регулирования рынка ценных бумаг - обеспечение защиты прав и законных интересов владельцев ценных бумаг, не являющихся профессионалами. Данные субъекты, исходя из смысла законодательства, являются инвесторами, объект инвестирования которых - эмиссионные ценные бумаги. Законодательство в этой сфере постоянно совершенствуется, принимается множество подзаконных нормативных правовых актов.

Говорить о системе специальных целей государственного регулирования экономики, так же как и о системе мер форм такого регулирования (о системе осуществления целей), можно лишь как о пожелании нашему законодателю, поскольку отсутствует системообразующий нормативный правовой акт, такой как предпринимательский (хозяйственный) кодекс.

Осуществление некоторых функций государства может формально прикрываться благовидными целями государства, включая конечную и главную цель государства - общее благо. Это касается, в первую очередь, такой функции государства, как пополнение бюджета, которое является не целью, а средством достижения цели - реализации и защиты публичных интересов. Например, значительное снижение потребления табака и алкоголя - это цель государства и общества, достижение которой несомненно будет способствовать формированию здорового образа жизни и в конечном итоге не может не сказаться благоприятно на экономике. Однако одним из основных средств достижения указанной цели является значительное увеличение акцизов на табачные изделия и алкоголь. Так, по подсчетам экспертов, при увеличении табачных акцизов до уровня европейских стран, бюджет России получит более 300 миллиардов рублей ежегодно . Таким образом, фактически получается, что государство, хотя и косвенно, но заинтересовано в увеличении производства и потребления табака и алкоголя, тем более в те периоды времени, когда нет других, помимо сырьевого экспорта, надежных источников пополнения бюджета. Цели же государства, если вспомнить вышеприведенные слова профессора Иеринга, требуют миллионы из бюджета, а не наоборот. Достижение целей государственного регулирования экономики требует определенных затрат.

Правовое регулирование является составляющей государственного регулирования экономики. Академик НАН Украины В. К. Мамутов в качестве цели правового регулирования экономики обозначает формирование экономического публичного правопорядка, под которым понимает господствующий в обществе уклад материального производства, основанный на положениях конституции, нормах права, моральных принципах, деловых правилах и обычаях, одобренный высшей законодательной властью в стратегических экономических решениях, обеспечивающий гармонизацию частных и публичных интересов, создающих партнерские и добропорядочные взаимоотношения в хозяйствовании .

Названная академиком В. К. Мамутовым цель правового регулирования экономики представляет собой специальную цель как по отношению к общей цели государственного регулирования экономики, так и по отношению к основной цели предпринимательского (хозяйственного) права - обеспечению рационального хозяйствования.

_____________________________

1 См.: Иеринг Р. (Рудольф), проф. Цель вправе. Первый том/ Пер. с нем. В. Р. Лицкого, В. Н. Муравьева, Н. В. Дерюжинского; Под ред. В. Р. Лицкого. - Санкт-Петербург: Изд. Н. В. Муравьева, 1881. С. II.
2 Там же. С. 6.
3 Там же. С. 309.
4 Там же. С. 349.
5 См.: Гаджиев Г. А. Экономическая политика государства: оказывает ли конституционный суд воздействие на ее очертания?/Сравнительное конституционное обозрение. 2010. № 1. С. 90.
6 См.: Экономика: Учебник/ Под ред. доц. А. С. Булатова. 2-е изд. Перераб. и доп. -М.: Издательство БЕК, 1997. С. 479.

Генеральной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых опосредующих конкретных целей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики. Цель - выравнивание экономического цикла - направлена на объект, т.е. на экономический цикл; совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства - на секторальную и отраслевую, региональную структуру; улучшение окружающей среды - на окружающую среду и т.п.

Названные цели, во-первых, неодинаковы по значению и масштабам и, во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например, невозможно представить стимулирование фундаментальных научных исследований без благоприятных условий накопления капитала, без выравнивания конъюнктуры, совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения.

Конкретные частные цели могут служить опосредующими для достижения других, более высоких для данного момента текущих целей. Так, конкретная цель - обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию угольных шахт - может быть опосредующей для стабилизации и снижения издержек в отечественной угледобывающей промышленности.

Цели могут частично перекрывать друг друга, одна может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации уровня осознания этой ситуации субъектами государственного регулирования экономики и от установленной правительственными органами на данный момент системы приоритетов целей.

Итак, в дереве целей государственного регулирования экономики существуют не только отношения подчинения конкретных целей генеральной, но и отношения соподчинения и взаимозависимости между самими конкретными целями, т.е. конкретные цели внутри дерева целей могут быть первичными, вторичными, третичными и т.д.

Положение отдельных целей в дереве целей государственного регулирования экономики нестабильно. Оно постоянно изменяется в зависимости от хозяйственной ситуации, экономических задач выступающих на передний план. В условиях кризиса первичной целью становится выход из кризиса в узком конкретном смысле - оживление конъюнктуры.

Методы государственного регулирования экономики и способы вмешательства в экономические процессы.

Известны два основных способа регулирования экономики.

Децентрализованный (экономические средства) - при помощи механизма рынка, товарно-денежных отношений, цен и т.д. И централизованный (административные средства) - административный, директивный.

Экономические средства.

Если отвлечься от промежуточных, смешанных вариантов, то при первом способе рост производства зависит от спроса на продукцию и финансовых возможностей предприятия. Вместе с тем рыночный механизм ведет не только к существенному подъему экономики, но и сопровождается значительными спадами и кризисами. Чтобы предотвратить, предусмотреть или смягчить кризисную ситуацию, государство стремится разработать механизм прогнозирования и программирования национальной экономики.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно - кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики.

Основные экономические средства - это:

  • 1) Регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);
  • 2) Установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;
  • 3) Операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и, особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в последнее время несколько ослабела.

Административные средства.

При втором способе такие ограничения, как спрос на продукцию или финансовые возможности предприятия не существуют. Предприятие ориентировано на постоянный рост производства как самоцель. На это его подталкивают не только план, но и престижные соображения руководителей. Для них увеличение объема производства - главная цель. Главным критерием при таком административном регулировании обычно служит количественный рост. Необходимые для производства средства (как текущие, так и капитальные вложения) предприятие получает от государства, и потому у него нет собственных внутренних ограничений. Задача руководителя - «выбивать» у вышестоящих инстанций все новые и новые средства. В этих условиях нельзя представить директора, который добровольно отказался бы от дополнительных капиталовложений; ведь они дармовые, ничего предприятию не стоят, никак не связаны с его финансовым положением. Предприятие не может оказаться в положении банкрота: любые убытки покрывает государство, которое выступает как всеобщая страховая компания.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия ограничивается в основном охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике.

Однако в условиях рыночной экономики ни рыночный, ни централизованный способы регулирования экономики не существуют в чистом виде. Возможны лишь приоритеты того или иного способа регулирования. Но одно ясно, что постоянное обновление техники и технологии, растущий дефицит сырья и энергетических ресурсов, обострение экологических проблем существенно повышают роль государственного регулирования экономики. Теперь проблема состоит в том, чтобы с одной стороны, усилить централизованное начало экономического развития, с другой стороны, сохранить самостоятельность (а в случае с бывшими социалистическими предприятиями - расширить самостоятельность) предприятий.

Возникает опасение: не приведет ли увеличение централизованного начала к автоматическому снижению децентрализованного рыночного?

Если под централизацией понимать систему карточного распределения ресурсов и продукции, доведение всех показателей работы вплоть до предприятий, стремление центра регламентировать всю хозяйственную деятельность, то такая форма централизации явно неприемлема. Чем больше такого рода централизация, тем меньше место для хозяйственной самостоятельности, конкуренции, высокой эффективности производства. Примером тому являются бывшие социалистические страны.

Экономические и административные методы взаимосвязаны. Так, любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, поскольку контролируется той или иной государственной службой. Например, денежная система ощутит влияние ставки межбанковского кредита не раньше, чем будет принято решение о ее повышении. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении субъектов хозяйственной системы. Прибегая к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования капиталовложений и т.д. Приходится приспосабливаться и потребителям - изменять структуру текущего спроса, а также соотношение между его объемом и суммой сбережений.

В то же время экономические и административные средства противоположны. Экономические средства не сужают свободу выбора для субъектов, которые сохраняют за собой право на свободное принятие рыночного решения. Когда, допустим, государство использует для регулирования экономики ставку процента по своим долговым обязательствам, владелец денежного дохода видит в этом признак того, что к доступным ему вариантам выгодного размещения сбережений прибавился еще один. И тут все зависит от умения государства прилечь обладателя сбережений на свою сторону, чтобы достичь целей регулирования.

Напротив, административные средства существенно сужают свободу экономического выбора, а порой сводят ее к нулю. Это случается там, где администрирование выходит за экономически обоснованные границы, обретает черты тотальности, перерождается в административно - командную систему.

Вместе с тем административные меры, подавляя индивидуальную экономическую свободу, вполне оправданы, если они используются в тех случаях, когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается тяжелыми потерями для других субъектов и всего рыночного хозяйства в целом.

Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.

Для того чтобы централизация оправдывала возлагаемые на нее функции, необходимо выделить формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего, важно различать две основные формы: прямое вмешательство через приобретение государством собственности на средства производства, законотворчества и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!