Все для предпринимателя. Информационный портал

Закончили строительство, что же делать? Оформляем разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Что такое ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства и как оформить акт





Законченные строительством входящие в состав строящегося объекта отдельно стоящие здания и сооружения, встроенные и пристроенные помещения производственного и вспомогательного назначения, сооружения (помещения) гражданской обороны, при необходимости ввода их в действие в процессе строительства, принимаются заказчиком (застройщиком) с привлечением организаций, эксплуатирующих инженерно-технические сети и органов государственного надзора и контроля. Акты промежуточной приемки в эксплуатацию предъявляются заказчиком (застройщиком) при получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в целом.






Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для включения объекта в статистическую отчетность.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию

Государственная регистрация прав собственности осуществляется на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.



Разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства (любые здания, дома). Оформление необходимых документов

Порядок, по которому осуществляется ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, отражен в законодательных актах, Градостроительном кодексе РФ. Это многоэтапный, достаточно сложный процесс, требующий тщательной подготовки, правильного документального оформления.

Ознакомиться со всеми нюансами процедуры застройщику следует еще до начала строительных работ, чтобы впоследствии не возникало проблем, недоразумений.

Порядок ввода объекта строительства в эксплуатацию

По завершении строительных работ выполняется процедура, которая называется ввод объекта в эксплуатацию. В нее включено несколько этапов:

    Прием объекта заказчиком,

    Проверка здания,

    Получение ЗОС,

    Получение разрешения на эксплуатацию здания,

    Техническая инвентаризация,

    Регистрация прав собственности.

На первом этапе выстроенный объект у застройщика принимает заказчик. Эта процедура оформляется актом, составленным по установленной форме КС-11. Документ подписывается обеими сторонами.

Обязательным этапом является капитальная проверка качества работы всех систем коммуникаций. Перед этой процедурой застройщик выполняет пробные запуски, чтобы убедиться в их работоспособности. Для итоговой проверки предусмотрены определенные сроки работы систем и оборудования под нагрузкой, указанные в технической документации. Электрические, тепловые коммуникации должны функционировать в течение суток, комплексное опробование выполняется трое суток.

Важным документом является заключение, свидетельствующее о соответствии выстроенного объекта всем техническим нормам, регламентам, проектным документам. Без ЗОС получить разрешение на ввод в эксплуатацию невозможно. В большинстве случаев данный документ выдает орган исполнительной власти, который уполномочен проводить эти процедуры. Но если объект является уникальным, сложным, опасным, заключение должно выдаваться федеральными органами.

Основным документом, позволяющим провести регистрацию объекта, оформить права собственности на дом, является разрешение на эксплуатацию, здания. Оно выдается уполномоченными органами на основании заявления, приложенных к нему документов.

Согласно законодательству, каждый объект недвижимости должен быть зарегистрирован в государственном кадастровом реестре. После данной процедуры выдается кадастровый паспорт.

Последним этапом является получение документа о праве собственности.

Документы, которые требуются для разрешения на ввод в эксплуатацию

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается уполномоченными органами на основании поданного заявления. К нему необходимо подготовить дополнительные документы:

    План участка, на котором расположено здание,

    Схема местонахождения объекта, коммуникаций,

    Разрешение на проведение строительных работ,

    Акт приемки дома,

    Заключение о соответствии здания строительным нормам и проекту,

    Заключение органов пожарного надзора.

Форма, по которой составляется градостроительный план земельных участков, отражена в постановлении Правительства. Этот документ, а также схема расположения здания, инженерно-технических сетей изготавливаются специалистами соответствующих квалификаций. Они должны быть подписаны заказчиком или застройщиком.

Разрешение на проведение строительных работ является обязательным документом для каждого застройщика, выдается уполномоченными органами на основании градостроительного плана, представленного проекта.

После того как будет получено разрешение на ввод дома в эксплуатацию, его собственник передает органу, выдавшему документ, акт приемки дома, ЗОС и заключение пожарного надзора.

Следует учесть, что согласно законодательству, до 01.03.18 г. индивидуальным застройщикам не нужен такой документ, ввод в эксплуатацию частного дома не требует получения разрешения. Не понадобится оно и для технической инвентаризации объекта.

Порядок получения разрешения на эксплуатацию дома

Получение документа, разрешающего ввод в эксплуатацию объектов строительства, потребует выполнения нескольких процедур:

    Оформление заявления.

    Подготовка пакета документов.

    Обращение в администрацию.

    Осмотр объекта.

    Получение разрешения.

Заявление на выдачу разрешения должно быть составлено строго по форме, предусмотренной законодательными актами. Следует внимательно отнестись к сбору всех необходимых документов. Ошибки, неточности, отсутствие какого-либо из них станет причиной отказа органов в выдаче разрешения.

В большинстве случаев для получения данного документа необходимо обращаться в соответствующий орган муниципального образования по месту нахождения объекта. Но можно получить его и в МФЦ, если у местной администрации имеется соглашение с данной организацией.

В каждом муниципальном образовании могут быть дополнительные требования. К примеру, во многих администрациях акт ввода в эксплуатацию составляется после осмотра выстроенного объекта. Собственник обязан в таком случае предоставить возможность уполномоченному лицу, комиссии осмотреть здание, убедиться в соответствии дома документам, поданным на получение разрешения.

Если проверка документов, осмотр здания не вызвали никаких нареканий и претензий, уполномоченный орган оформляет разрешение на ввод здания в эксплуатацию. В случае отрицательного ответа предоставляется письменное объяснение причин. Если собственник дома не согласен с данным решением, он может обратиться в суд, обжаловать отказ.

ООО «БТИ» предлагает вам услуги по подготовке пакета документов, получению разрешения на эксплуатацию. Грамотные, опытные специалисты нашей компании оперативно, квалифицированно составят необходимые бумаги, проведут процедуру получения документа. Это позволит вам сэкономить время, сберечь нервы, исключить проволочки и отказ.

Порядок приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов

1. Приемка законченных строительством объектов

В случае осуществления строительства, реконструкции или капитального ремонта по договору с заказчиком (застройщиком), завершенный строительством объект предъявляется подрядчиком к приемке заказчику (застройщику) в составе и объеме выполненных работ, предусмотренных утвержденным в установленном порядке проектом и договором подряда.
Заказчик (застройщик) устанавливает дату проведения и порядок организации приемки объекта, перечень участников приемки и оценки соответствия объекта установленным требованиям.
Дата приемки завершенного строительством объекта сообщается органу, уполномоченному на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Оценка соответствия законченного строительством объекта проекту, требованиям нормативных документов (технических регламентов) и технических условий решением заказчика (застройщика) может осуществляться посредством приемочной комиссии или без нее.
К участию в оценке соответствия законченного строительством объекта могут привлекаться представители проектной организации (если на объекте осуществляется авторский надзор), Территориальных исполнительных органов государственной власти, на территории которых находится объект, уполномоченного органа исполнительной власти, в предмете ведения которого находятся объекты культурного наследия (по объектам культурного наследия, на которых осуществлен капитальный ремонт или работы по приспособлению объекта для современного использования), органов государственного надзора и эксплуатирующей организации.
Приемка законченного строительством объекта оформляется заказчиком (застройщиком) актом, рекомендуемая форма которого приведена в приложении Б, с приложением к акту необходимой правовой, проектной и исполнительной документации, актов приемки инженерных систем и других документов, подтверждающих соответствие законченного строительством объекта проектной документации и требованиям нормативных документов (технических регламентов). Основной перечень документов приведен в приложении А.
В случае непреднамеренной утраты участниками строительства исполнительной документации на возведенные несущие и ограждающие конструкции зданий и сооружений (при условии, что разрешение на строительство/реконструкцию последних получено в установленном порядке), допускается (по решению органа, уполномоченного на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) проведение технического обследования таких конструкций лицензированной организацией — с целью определения их надежности и устойчивости, а также соответствия проекту. При наличии положительного заключения по результатам такого обследования, восстановление утраченной документации не требуется.
Такой же порядок возможен для эксплуатируемых объектов, не принятых своевременно по каким-либо причинам в установленном порядке.
Законченные строительством входящие в состав строящегося объекта отдельно стоящие здания и сооружения, встроенные и пристроенные помещения производственного и вспомогательного назначения, сооружения (помещения) гражданской обороны, при необходимости ввода их в действие в процессе строительства, принимаются заказчиком (застройщиком) с привлечением организаций, эксплуатирующих инженерно-технические сети и органов государственного надзора и контроля.

Документы для ввода в эксплуатацию

Акты промежуточной приемки в эксплуатацию предъявляются заказчиком (застройщиком) при получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в целом.

2. Порядок выдачи разрешений на ввод объектов в эксплуатацию (в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации)

Для ввода объекта в эксплуатацию заказчик (застройщик) представляет в орган, выдавший разрешение на строительство, заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются документы, подтверждающие соответствие построенного (реконструированного) объекта, проектной документации и требованиям действующих нормативных документов (технических регламентов). Основной перечень документов приведен в приложении А. В случае осуществления строительства, реконструкции или капитального ремонта по договору прилагается акт приемки объекта капитального строительства (рекомендуемая форма акта приведена в приложении Б).
Орган, выдавший разрешение на строительство, в течение десяти рабочих дней со дня поступления заявления заказчика (застройщика) о выдаче разрешения производит проверку наличия и правильности оформления документов, осмотр объекта капитального строительства, при необходимости комиссионно, и принимает решение о выдаче заявителю разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или об отказе в выдаче разрешения с указанием причин принятого решения.
Для осмотра объекта капитального строительства, орган, уполномоченный на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, имеет право привлекать представителей Территориальных исполнительных органов государственной власти, проектной организации, надзорных органов, организаций, эксплуатирующих инженерно-технические сети и других заинтересованных организаций.
Основанием для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:
— отсутствие документов, указанных в приложении А;
— несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
— несоответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны содержаться сведения об объекте капитального строительства, необходимые для постановки построенного объекта капитального строительства на государственный учет или внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для включения объекта в статистическую отчетность. Государственная регистрация прав собственности осуществляется на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Участие Государственных органов в выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию осуществляется на безвозмездной основе.
С введением в действие формы разрешения на ввод объектов в эксплуатацию Правительством Российской Федерации к заявлению на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются заключения органа государственного строительного надзора и органа государственного пожарного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственного пожарного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям нормативных документов (технических регламентов) и проектной документации, а также градостроительный план земельного участка (по форме, установленной Правительством Российской Федерации).
До утверждения формы разрешения на ввод объектов в эксплуатацию Правительством Российской Федерации, приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов осуществляется в соответствии с территориальными строительными нормами.
Формы актов приемки в соответствии с ТСН 12-316-2002 г. Санкт-Петербург:
Приложение В. АКТ ПРИЕМКИ ЗАКОНЧЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВОМ ОБЪЕКТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРИЕМОЧНОЙ КОМИССИЕЙ
Приложение Г. АКТ ПРИЕМКИ ЗАКОНЧЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВОМ ОБЪЕКТА ПРИЕМОЧНОЙ КОМИССИЕЙ

Акт ввода в эксплуатацию объекта

Акт ввода в эксплуатацию объекта, оборудования, здания или любого другого ОС является важнейшим документом, подтверждающим принятие организацией приобретенного, построенного или реконструированного основного средства. Оформлению данного документа предшествует довольно большая работа, в которой задействованы многочисленные службы и специалисты, как со стороны организации, принимающей ОС в эксплуатацию, так и со стороны подрядчика или продавца.

Введение в эксплуатацию

Прежде всего, что такое эксплуатация оборудования или объекта? Формально это его использование по назначению, а также поддержание в работоспособном состоянии.

Порядок ввода объекта в эксплуатацию

Таким образом, при помощи составления акта и принимающая, и передающая объект сторона удостоверяют, что ОС исправно и соответствует всем требованиям. Заметим, что введение в эксплуатацию оборудования или здания необходимо не только сразу после его покупки, но также после ремонта, модернизации или реконструкции.

Акт ввода в эксплуатацию объекта: образец

Сегодня нет формы акта ввода в эксплуатацию ОС, которая была бы обязательна к применению. Тем не менее, для простоты учета абсолютное большинство организаций используют бланки, которые ранее были утверждены Госкомстатом РФ. Оформление акта ввода в эксплуатацию можно осуществлять по следующим унифицированным формам:

  • № ОС-1 — Акт приёма-передачи объекта основных средств
  • № ОС-1а — Акт приёма-передачи здания (сооружения)
  • № ОС-1б — Акт приёма-передачи группы объектов ОС

Акт ввода в эксплуатацию ОС по форме № ОС-1 выглядит так:

Это довольно объемный документ, составляемый на трёх листах. Данный бланк можно скачать на нашем сайте.

Оформление акта ввода в эксплуатацию

Чтобы оформить введение в эксплуатацию оборудования или составить акт ввода в эксплуатацию здания потребуется провести сложную подготовительную работу:

  1. Получить письменное уведомление от подрядчика (продавца) с приложенным к нему актом выполненных работ. Сюда же входит вся техническая документация на объект ОС.
  2. Проверить объект до его приёмки в эксплуатацию. Выполнение этой работы доверяется специально созданной рабочей комиссии, в которую входят представители всех сторон. На этом этапе проверяется документация, оценивается состояние объекта. При необходимости составляется заключение о неготовности ОС к приемке.
  3. Составить и подать в архитектурный отдел заявление о разрешении вводе ОС (здания) в эксплуатацию.
  4. Провести комплексное обследование объекта приемочной комиссией, которая и составляет акт приемки, и издать приказ о вводе в эксплуатацию оборудования (объекта).

Порядок ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию

Выдача заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации

Заключение о соответствии (ЗОС) – это «заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, является одним из обязательных документов для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Решение о выдаче Заключения о соответствии принимается, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, что зафиксировано в Акте итоговой проверки, либо такие нарушения были устранены до даты выдачи Заключения о соответствии. (Постановление Правительства Москвы от 17 сентября 2013 года № 611-ПП "Об утверждении Административного регламента исполнения Комитетом государственного строительного надзора города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора").

Регламент оформления Заключения о соответствии (ЗОС):

  1. Заявление подается в электронном виде через раздел «Услуги и сервисы» на mos.ru .

    2. Срок оформления заключения – 5 дней .

  2. Заключение (ЗОС) или мотивированный отказ в оформлении Заключения направляется в электронном виде в личный кабинет заявителя или может быть выдан в службе «одного окна»при наличии доверенности от застройщика на право получения запрашиваемого документа и документа удостоверяющего личность .
  3. Стоимость сервиса — бесплатно

Пошаговая инструкция для получения ЗОС и разрешения на ввод в эксплуатацию

Листовка по оформлению заключения о соответствии (ЗОС)

Регламенты сетевых организаций по выдаче документа, подтверждающего соответствие построенного объекта техническим условиям

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию – документ, без которого невозможно закончить строительство или реконструкцию. Как его оформить и что грозит компании, которая попробует обойти требование закона.

Рассмотрим наиболее важные вопросы о разрешении на ввод объекта в эксплуатацию:

  • для чего оно нужно,
  • кто выдает документ и в течение какого времени,
  • где и как его получить.

Что такое разрешение на ввод в эксплуатацию и где его получить

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию – это документ, задача которого удостоверять выполнение строительства . Его определение и признаки содержит Градостроительный кодекс ().

Разрешение подтверждает:

  • выполнение строительства,
  • реконструкцию объекта капитального строительства,
  • соответствие документации и др.

Статья 55 ГрК раскрывает, что это за документ и как его получить. За получение несет ответственность федеральный орган исполнительной власти. Кто конкретно выдает разрешение, можно найти в нормативных актах в зависимости от статуса застройщика. Например:

  1. Государственная корпорация по атомной энергии предоставляет услугу по выдаче разрешений учреждениям Госкорпорации «Росатом» ().
  2. Оформлением разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства занимается Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства ().

В общем случае документы выдает мэрия (ст. 8 ГрК, ).

Разрешение подтверждает обстоятельства

Документ покажет нарушение обязательств, если сроки выдачи не совпадают с договорными обязательствами.

Например, заказчик взыскал убытки. Исполнитель сдал объект на полгода позже назначенного срока . Заказчик доказал спорные обстоятельства при помощи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию: сроки получения документа не соответствовали договорным. Из-за просрочки исполнителя заказчик понес убытки. Участники ДДУ, физлица, предъявляли иски и взыскивали неустойку, моральный вред и штраф. Расходы возникали по вине исполнителя работ, а нес их заказчик ().

Как разрешение поможет доказать позицию по делу

Документ не только подтверждает соответствие объекта градостроительным нормам. Он может представлять разные возможности различным участникам процесса даже в неожиданных ситуациях.

Документ поможет застройщику снизить неустойку , если исполнитель работ неверно считает просрочку оплаты. Встречаются ситуации, когда объект используется до сдачи. Например, для важных мероприятий. Разрешения нет, но требуется провести собрание, праздник или иное действие. Заказчик на свой риск открывает объект досрочно, например, размещает гостей на время, а потом заканчивает подготовку к сдаче. Подрядчик укажет на это событие как на доказательство выполнения работ надлежащим образом. Его логика проста: объект соответствовал нормам, его эксплуатировали, значит, срок оплаты наступил. Если разрешение на ввод в эксплуатацию застройщик получил позже, можно снизить неустойку за просрочку оплаты. Успех дела зависит в том числе от того, как стороны сформулировали условие в договоре. Если обязанность оплатить наступила после ввода в эксплуатацию, то подрядчику предстоит пересчитать неустойку с этого момента. Фактическую эксплуатацию суд может не принять во внимание.

Разрешение поможет доказать выполнение работ. Документ полезен подрядчику, который подтверждает выполнение.

Например, субподрядчик выполнял скрытые работы, которые трудно доказать. Он предоставил среди прочих документов акт комиссии и разрешение на ввод в эксплуатацию. Объект приняли, значит, работы выполнены. Разрешение необходимо предоставлять вместе с другими документами. Само по себе оно не поможет доказать выполнение ().

Можно отметить и другие значения разрешения. Когда застройщик допускает незначительную просрочку сдачи, важно вести работу с участниками ДДУ. Они не пойдут в суд, если с ними ведется работа. Информация о том, что застройщик получил разрешение, поможет избежать исков и взысканий неустойки. Участники ДДУ могут согласиться подождать, если видят, что работа ведется.

Статьи о строительном подряде в журнале

Получить доступ

Как получить разрешение

Чтобы получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, нужно обратиться в орган исполнительной власти с документами (ч. 3 ст. 55 ГрК). Застройщик предоставляет:

  • правоустанавливающие документы на земельный участок;
  • градостроительный план участка;
  • разрешение на строительство;
  • акт приемки объекта капитального строительства (для строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);
  • документ, который подтверждает соответствие построенного, реконструированного объекта требованиям регламентов;
  • документ о соответствии параметров построенного проектной документации (требованиям энергетической эффективности, оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов), техническим условиям;
  • схему, которая отображает объект в границах участка;
  • заключение органа государственного строительного надзора (государственного строительного надзора) о соответствии техническим регламентам и проектной документации;
  • документ, который подтверждает заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта;
  • акт приемки выполненных работ (когда речь идет о сохранении объекта культурного наследия);
  • технический план объекта капитального строительства;
  • текстовое и графическое описания местоположения границ охранной зоны в электронной форме, если требуется ввести в эксплуатацию объектом электроэнергетики, системы газоснабжения, транспортной инфраструктуры.

Орган вправе отказать, если компания предоставила неполный перечень документов (ч. 6 ст. 55 ГрК). Отказ можно оспорить (ч. 8 ст. 55 ГрК).

Разрешение на ввод объекта понадобится после оформления документов. Причины бывают разные. Например, его можно предъявить по требованиям проверяющим органам, когда процесс возведения до конца не завершен. Так происходит, поскольку после ввода могут выполняться отдельные виды работ (послестроительная уборка, озеленение и т.д.).

Сроки получения разрешения на ввод в эксплуатацию зависят от правильности документов на объект

Государственная услуга по предоставлению документа определяется регламентом , далее – регламент). Раньше застройщик получал документ в течение 10 дней. Минстрой разработал поправки. Порядок изменился, теперь получить ответ можно в течение 7 дней. Точка отсчета – день регистрации заявления (п. 17 регламента). Орган направляет ответ. Он выдает разрешение или отказывает в предоставлении. Если документ содержит технические ошибки, срок исправления составляет 5 дней (п. 90 регламента).

ГрК закрепил, что с 1 января 2017 года можно подавать документы на разрешение в электронном виде . Такой порядок исключает очереди и экономит время.

Какую ответственность несет компания, если у нее нет разрешения на ввод в эксплуатацию

Если компания не получила разрешение, она несет убытки. Без документов оформить объекты нельзя. Как правило, здания возводятся с целью дальнейшей перепродажи. Например, застройщик, который не сдал дом, не может получить оплату за работы. Компания, которая реализует квартиры по ДДУ, без разрешения не может выдать ключи собственникам. Отсутствие документов оборачивается исками, неустойками.

Компании также грозят штрафы контролирующих органов (ст. 9.5 КоАП). При серьезном характере нарушения возможна приостановка деятельности ().

Ответственность наступает также для органов, которые незаконно выдали разрешение. Их редко штрафуют, поскольку органы обладают знаниями о том, как правильно выдавать документы. Заинтересованные лица могут обратиться в суд, если считают, что орган местного самоуправления незаконно выдал разрешение на ввод здания в эксплуатацию. Как правило, такие заявления остаются без удовлетворения ( , ).

Если речь идет о генподрядчике, который несет ответственность за объект до приемки, у него появляются дополнительные расходы. Бремя по содержанию объекта он не снимет с себя, пока не исполнит обязательства.

Если не получить разрешение, суд может признать объект самовольной постройкой

Если компания не оформила строительство должным образом, она рискует потерять объект. Зарегистрировать право не получится, если нет разрешения на ввод в эксплуатацию.

Когда компания обладает комплексом объектов, она может попробовать зарегистрировать дополнительные сооружения. Так не получится, если на спорные строения не оформлялись документы.

Например, компания стремилась оформить право на сети водоснабжения как самостоятельные объекты недвижимого имущества. Суд отказал в требовании. Он изучил документы на перечень объектов. В них спорные сети не значились, в актах о вводе объектов недвижимости, которые предъявила компания, не было информации о вводе отдельно сетей водоснабжения. Суд посчитал, что требование неправомерно (постановление АС Поволжского округа от 05.10.2017 № Ф06-24348/2017 по делу № А55-27121/2016).

Формальное обращение не поможет признать право на объект. Суд не удовлетворит иск, если заявитель получит отказ в выдаче разрешения по своей вине. Например, суд вернул заявление истцу. Заявитель не обращался за разрешением на строительство и ввод объектов недвижимости в эксплуатацию в установленном порядке в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Отдел муниципального строительного контроля отказал заявителю в выдаче документов, поскольку получил неполный пакет документов ( , апелляционное определение Нижегородского областного суда от 07.06.2018 по делу № 33а-6224/2018).

Формальные процедуры по вводу в эксплуатацию характерны как для производственных, так и для гражданских объектов: приемка объекта у подрядчика, получение разрешения на ввод в эксплуатацию, регистрация объекта и т.д. Эксплуатация является наиболее продолжительной фазой жизненного цикла строительного объекта.

Разрешение на ввод в эксплуатацию

Ранее при вводе в эксплуатацию требовалось дополнительно решение государственной приемочной комиссии. После принятия ГрК РФ застройщику необходимо получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. К заявлению о выдаче такого разрешения необходимо подготовить следующие документы:

  • правоустанавливающие документы на земельный участок;
  • градостроительный план земельного участка или ПМТ;
  • разрешение на строительство;
  • акт приемки объекта капитального строительства;
  • документ, подтверждающий соответствие объекта требованиям технических регламентов (подписывает генподрядчик);
  • акт о соответствии параметров объекта проектной документации (подписывают генподрядчик, технический заказчик, инженер заказчика);
  • документы, подтверждающие соответствие объекта техническим условиям (подписывают представители организаций, эксплуатирующих сети);
  • схему планировочной организации земельного участка с расположением объектов и инженерных сетей в границах земельного участка (подписывают генподрядчик и технический заказчик);
  • акт итоговой проверки государственного строительного надзора и заключение органа государственного пожарного надзора.

Для опасных объектов добавляется договор обязательного страхования гражданской ответственности, для объектов культурного наследия - акт приемки выполненных работ по сохранению объекта.

В качестве акта приемки объекта капитального строительства могут быть использованы формы ОС-la «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)» или ОС-3 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств», утвержденные постановлением Госкомстата 21 января 2003 г. № 7. В г. Москве форма «Акта приемки объекта капитального строительства государственного заказа города Москвы» утверждена распоряжением Правительства Москвы от 9 марта 2007 г. № 396-РП.

При сдаче жилого дома составляют акт приемки-передачи, для чего создается комиссия. В акте могут быть указаны состояние частей здания, коммуникаций и инженерных систем, их дефекты. Аналогичная процедура проводится при передаче здания на баланс другой организации, при этом указывается эксплуатирующая организация.

Для исключения проблем при вводе в эксплуатацию жилых объектов целесообразно придерживаться исчерпывающего перечня процедур, связанных с получением различных разрешений и согласований . Практически во всех случаях понадобятся следующие документы:

  • технический план здания, сооружения;
  • заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
  • разрешение на ввод объекта в эксплуатацию;
  • кадастровый план объекта недвижимости: здания, помещения;
  • свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества.

При наличии соответствующих инженерных систем могут потребоваться следующие документы:

  • акты допуска приборов учета электрической энергии, узла учета воды и сточных вод к эксплуатации, акт о приемке газового оборудования и средств автоматики для проведения пусконаладочных работ, акт обследования соответствия показателей энергоэффективности газоиспользующего оборудования паспортным или проектным показателям;
  • акт о промывке и дезинфекции внутриилощадочных и внутридомовых сетей и оборудования объекта, необходимых для подключения к централизованной системе холодного водоснабжения;
  • акты о выполнении технических условий для присоединения к электрическим сетям, осмотра (обследования) электроустановки и уведомление о проведении осмотра;
  • акты о готовности внутриилощадочных и внутридомовых сетей и оборудования к подаче тепловой энергии и теплоносителя, к подключению к централизованным системам горячего и холодного водоснабжения, бытовой (общесилавной) и ливневой системам водоотведения, о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования к технологическому присоединению;
  • разрешение органа энергонадзора на допуск в эксплуатацию энергопринимающих устройств, разрешение на осуществление подключения к системе теплоснабжения, разрешение на пуск газа;
  • акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон в отношении электрических и тепловых сетей, сетей газораспределения, централизованных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения;
  • акт технологического присоединения к электрическим сетям и сетям газораспределения, акты о подключении к централизованным системам теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, централизованной бытовой (общесплавной) и ливневой системам водоотведения;
  • договоры энергоснабжения и теплоснабжения холодного и горячего водоснабжения, договор об оказании услуг по передаче электрической энергии, договор водоотведения в централизованную бытовую и ливневую системы водоотведения, договор поставки газа и договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Региональный орган государственный власти или орган местного самоуправления может установить необходимость проведения контрольно-геодезической съемки и передачи исполнительной документации.

Заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию подается в тот же орган, который выдавал разрешение на строительство. Последний обязан в течение 10 дней провести осмотр объекта капитального строительства в случае, если государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции или капитальном ремонте не проводился. Затем проводится проверка наличия и правильности оформления указанных выше документов. При положительных результатах проверки заявителю должно быть выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, при отрицательных - отказано с указанием причин отказа. Отказ может быть обжалован в суде.

Разрешение выдается по установленной форме (см. ниже). В разрешении указываются основные показатели возведенного объекта, основные примененные материалы, стоимость строительства - по проекту и фактические. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта, а в случае реконструкции - для изменения данных такого учета.

Форма разрешения на ввод в эксплуатацию

  • (наименование застройщика
  • (фамилия, имя, отчество - для граждан, его почтовый индекс и адрес)

РАЗРЕШЕНИЕ

на ввод объекта в эксплуатацию №_

или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или органа местного самоуправления, осуществляющих выдачу разрешения на строительство)

руководствуясь статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешает ввод в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта капитального строительства (ненужное зачеркнуть)

(наименование объекта капитального строительства

в соответствии с проектной документацией)

расположенного по адресу

(полный адрес объекта капитального строительства с указанием субъекта Российской Федерации, административного района и т.д. или строительный адрес) 2. Сведения об объекте капитального строительства

I. Общие показатели вводимого в эксплуатацию объекта

Строительный объем - всего куб. м

в том числе надземной части куб. м

Общая площадь кв. м

Площадь встроенно-пристроенных поме- кв. м

Количество зданий Шт.

II. Нежилые объекты

Объекты непроизводственного назначения (школы, больницы, детские сады,

объекты культуры, спорта и т.д.)

Количество мест Количество посещений Вместимость

(иные показатели) (иные показатели)

Объекты производственного назначения

Мощность

Производительность

Протяженность

III. Объекты жилищного строительства

штук секций шт./кв. м

шт./кв. м шт./кв. м шт./кв. м шт./кв. м шт./кв. м кв. м

IV. Стоимость строительства Стоимость строительства объекта - всего тыс. руб. в том числе строительно-монтажных работ тыс. руб.

(должность уполномоченного сотрудника (подпись) (расшифровка

органа, осуществляющего выдачу разре- подписи)

тения на ввод объекта в эксплуатацию)

Для ввода в эксплуатацию лифтов монтажная организация составляет декларацию соответствия с участием аккредитованной испытательной лаборатории. Декларация, протоколы проверки и испытаний, протоколы электроизмерительных работ прикладывают к паспорту лифта.

Владелец лифта (собственник здания или управляющая компания) проверяет комплектность документации и выполнение требований технического регламента 1 , а также заключает договор страхования гражданской ответственности и договор на техническое обслуживание лифта.

Для ввода лифта в эксплуатацию владелец организует комиссию в составе представителей владельца, монтажной и обслуживающей организаций. На основании положительного решения комиссии составляется акт приемки лифта в эксплуатацию , владелец принимает решение о вводе лифта в эксплуатацию и вносит решение в паспорт лифта.

Никто не может гарантировать, что после сдачи объекта никаких дефектов не обнаружится. Однако генеральный подрядчик несет обязательства по исправлению за свой счет дефектов, возникших вследствие недостатков строительства, монтажа и пусконаладочных работ и обнаруженных в течение гарантийного периода (ст. 755 ГК РФ). При этом учитываются также гарантийные обязательства поставщиков оборудования, закрепленные в договорах поставки. Заводы-изготовители должны устранять за свой счет недостатки, возникшие вследствие некачественного изготовления оборудования и обнаруженные в рамках гарантийного срока, установленного в договорах поставки оборудования.

Продолжительность гарантийного срока устанавливается в договоре строительного подряда и, как правило, составляет 1-2 года, а при строительстве по закону о долевом участии - 5 лет. В договоре целесообразно оговорить дату начала гарантийного периода: подписание акта передачи объекта подрядчиком, окончания комплексного опробования, завершения гарантийных испытаний и т.п.

Если гарантийный период закончился, но в течение 5 лет со дня сдачи работ было обнаружено ненадлежащее качество строительства, то обязанности подрядчика по устранению дефектов сохраняются и по истечении гарантийного срока (ст. 724, 756 ГК РФ). При этом подрядчик обязан доказывать, что дефект произошел не по его вине («презумпция виновности» подрядчика).

Нередко заказчик устанавливает в договоре положение о гарантийном залоге (отложенном платеже), который может составлять до 5-10% договорной цены за подрядные работы. Этот залог возвращается подрядчику по истечении гарантийного срока, если за это время дефектов не будет выявлено. Если дефекты будут обнаружены, а подрядчик не примет меры по их устранению, заказчик в соответствии с таким положением оплачивает работы по устранению дефектов третьему лицу, уменьшая, таким образом, сумму, возвращаемую подрядчику.

По окончании гарантийного периода подписывается акт об окончательной приемке объекта. К этому моменту должны быть сверены и завершены все взаимные расчеты.

Большинство инвестиционных проектов предполагает проведение строительно-монтажных работ, логичным завершением которых является ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства. Соответственно, с целью надлежащего контроля, на государственном уровне закреплены определенные нормы, регламентирующие ввод в эксплуатацию основных средств и объектов строительства. Чтобы лучше разобраться, что такое ввод здания в эксплуатацию, далее детальнее остановимся на тонкостях и нюансах, сопровождающих этот процесс.

Современная нормативная база, регламентирующая вопрос

Основные понятия и нормы про разрешение на ввод объекта в эксплуатацию прописаны в статье 55 Градостроительного кодекса РФ. На данный момент используется его новая редакция от 7 марта 2017 года, принципиально поменявшая порядок ввода в эксплуатацию сооружения, поскольку ранее готовность сооружения подтверждалась актом Государственной комиссии. Также при принятии окончательного решения применяются нормы Постановления Правительства РФ № 441 и Положения о Государственном строительном надзоре в России.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию – это официальный документ, который подтверждает полное завершение реконструкции или строительства капитальных объектов в соответствии с заранее утвержденной проектной документацией и согласием на строительство. Также удостоверяется соответствие данного объекта нормативным требованиям к выполнению такого рода работ на момент выдачи разрешения, проекту планировки (межевания) территории или права на использование земельного участка.

Чтобы оформить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в зависимости от вида сооруженного объекта застройщику нужно обратиться в орган, выдавший ему согласие на проведение строительства. К их числу могут относиться:

  • исполнительный орган власти федерального уровня;
  • орган местного самоуправления;
  • исполнительный орган субъекта Российской Федерации;
  • организацию по государственному управлению использования атомной энергии или разработки ядерных энергетических установок и ядерного оружия;
  • Государственную корпорацию "Роскосмос".

Для того чтобы уполномоченный орган мог принять обоснованное решение про ввод в эксплуатацию зданий и сооружений, застройщику необходимо подать целый ряд документов:

  • заявление (должно регистрироваться не более чем за 15 минут);

При необходимости получения более полной информации, Правительством могут устанавливаться дополнительные документы, кроме тех, которые перечислены в Градостроительном кодексе.

После подачи заявителем всех необходимых бумаг, уполномоченная инстанция обязана на протяжении 10 дней провести такие действия:

  • проверить правильность оформления и соответствие действительности указанных в документах сведений;
  • с выездом на место осмотреть возведенное сооружение и удостовериться в его соответствии проектной документации и требованиям дейсвующего законодательства;
  • выдать разрешение на ввод в эксплуатацию сооружения или принять обоснованное решение об отказе.

Следует заметить, что выездной осмотр не проводится в том случае, если при реконструкции или строительстве был предварительно заключен договор о проведении государственного строительного надзора.

В каких случаях в разрешении может быть отказано

Подача требуемого перечня документации не является сама по себе гарантией того, что решение органов власти будет положительным. В выдаче разрешения на ведение недвижимости в эксплуатацию может быть отказано, однако отказ обязательно должен быть аргументирован и оформлен официально. Причинами негативного вывода могут быть такие обстоятельства:

  • неполный комплект документов, поданный застройщиком;
  • выявленное несоответствие при возведении здания утвержденным строительным требованиям и нормам;
  • расхождения с требованиями, закрепленными в разрешении на проведение строительных работ;
  • разногласия между проектной документацией и реально возведенной конструкцией или зданием (эта норма не касается индивидуальных жилых домов);
  • нецелевое использование участка земли, который выделен под реализацию конкретного проекта.

Кроме указанных обстоятельств, причиной отказа может послужить невыполнение застройщиком норм, предусмотренных статьей 51 (часть 18) Кодекса относительно безвозмездной передачи в 10-дневный период после выдачи разрешения на строительные работы соответствующим органам власти сведений о площади, планируемом количестве этажей и высоте здания, инженерно-технических сетях. Также для размещения в градостроительной информационной системе требуется по одному экземпляру копий выводов геодезических и инженерных изысканий, отдельных разделов используемой проектной документации (о мероприятиях по пожарной безопасности или охране окружающей природной среды) и схемы размещения постройки на конкретном земельном участке.

Предоставление недостающих бумаг является основанием вернуться к рассмотрению вопроса. Кроме того, застройщик или инвестор имеет право в судебном порядке оспаривать отказ уполномоченных органов выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Что собой представляет разрешение на ввод

Согласие органа власти на ввод в эксплуатацию объектов дает возможность поставить здания на государственный учет как объекты завершенного строительства или внести нужные изменения в реестр реконструированных сооружений. Сами по себе разрешительные бумаги относительно сооружения не затрагивают вопроса о праве сего собственности и носят чисто технический характер.

Вплоть до 2015 года форма, регламентирующая разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, была зафиксирована в Постановлении Правительства Российской Федерации № 698 от 24 ноября 2005 года. После его отмены строители ориентируются на образец, утвержденный приложением № 2 к приказу Минстроя № 117/пр от 19 февраля 2015 года .

Утвержденная форма выдается конкретному застройщику с указанием полного названия строительной организации или ФИО частного лица и адреса. Фиксируется наименование этапа или всего объекта капитального строительства, адрес, где он расположен и кадастровый номер, присвоенный земельному участку.

Регистрационный номер разрешения на документе про ввод в эксплуатацию объекта недвижимости многокомпонентный и включает в себя:

  • двузначный номер конкретного субъекта РФ, где будут проводиться работы. Если проект реализуется более чем на одной территории, то ставится 00;
  • трехзначный номер муниципального образования, на территории которого запланировано внедрение проекта. Если в пределах административных границ 2 и более образований, то ставится 000;
  • номер порядковый разрешения;
  • полный год, в котором выдано разрешение.

Если приводить примеры, то проект, реализуемый на территории 4 смежных районов, скажем Новгородской и Псковской областей, может иметь номер 00-000-164-2017.

Далее идет таблица, содержащая информацию о сооружении. Она для всех видов объектов включает общие показатели: строительный объем и его подземная часть, площадь (общая, а также жилых и пристроенных помещений), количество сооружений, зданий. Далее форма предполагает информацию в зависимости от назначения сооружения.

У непроизводственных сооружений , относящихся к образованию, здравоохранению, спорту, культуре, отдыху указываются такие параметры:

  • вместимость;
  • количество мест, помещений и этажей;
  • наличие эскалаторов, лифтов и подъемников для людей с инвалидностью;
  • материалы, из которых изготовлены фундамент, стены, перекрытия и кровля.

У жилых домов фиксируются такие показатели:

  • площадь общая помещений жилых (без учета террас, веранд, лоджий и балконов) и нежилых (в т.ч. общего имущества жильцов);
  • количество надземных и подземных этажей;
  • количество секций и квартир (отдельно по числу комнат);
  • площадь жилых помещений всего дома с учетом лоджий, террас, балконов и веранд;
  • инженерно-технические приспособления (лифты, подъемники и эскалаторы);
  • перечень примененных материалов.

Для производственных объектов (заводы, фабрики) застройщик обязан указать следующие сведения:

  • тип, мощность и производительность сооружения;
  • наличие инженерно-технических сетей и систем (лифты, эскалаторы, подъемники);
  • материалы, использованные при возведении.

Для линейных объектов (трубопроводы, линий электропередач, дорог, мостов) перечень требований несколько отличается от списка, необходимого на ввод здания:

  • класс или категория;
  • протяженность;
  • мощность (грузооборот, пропускная способность, интенсивность движения);
  • уровень напряжения ЛЭП и ее тип (КВЛ, ВЛ, КЛ);
  • количество и диаметр трубопроводов, материалы, из которых они изготовлены;
  • список конструкций, которые могут повлиять на безопасность.

В своем пятом разделе форма обязательно содержит информацию об энергетической эффективности и оснащенности приспособлениями учета расходуемых энергоресурсов:

  • класс энергоэффективности;
  • материалы, применяемые для утепления наружных конструкций в этом доме;
  • расход удельный тепловой энергии из расчета на 1 кв.м. площади;
  • уровень заполнения световых проемов.

Заполненная форма выдается на руки заявителю, а также в трехдневный срок отправляется в орган госстройнадзора. Разрешение на ввод в эксплуатацию любого здания недействительно, если к нему не приложен технический план сооружения.

Что касается индивидуальных жилых домов, то вплоть до 1 марта 2018 года объект такого типа может быть введен в эксплуатацию без разрешения. В таком случае этот документ нет необходимости предоставлять при инвентаризации или получении техпаспорта на дом.

Отдельные нюансы процедуры получения разрешения

При оформлении всей необходимой документации заявителю не следует забывать о таких требованиях законодательства к государственным органам относительно оказания административных услуг гражданами и юридическим лицам по введению сооружений в эксплуатацию:

Нередко заказчик или инвестор на этапе сдачи здания и ввода его в эксплуатацию предпочитает нанять управляющую компанию. Она способна выступить в качестве эксперта, тонко разбирающегося в вопросах технического обслуживания. Ее специалисты тесно сотрудничают с экспертами технадзора, они освидетельствуют степень завершенности инженерных систем и оборудования и готовности их к использованию в дальнейшем.

Если заблаговременно привлечь управляющую компанию, то ее профильные специалисты (проектировщик, архитектор, дизайнер, строитель), выполняя свои обязанности, независимо друг от друга, проведут проверку оборудования, испытают инженерные системы, а также выявят мелкие недочеты. Это будет способствовать положительному решению экспертной комиссии.

Несмотря на то, что сам документ выдается бесплатно, инвестору следует составить отдельную смету расходов на ввод сооружения, особенно важно это для промышленных объектов. Деньги необходимы на такие расходы:

  • выполнение подрядной организацией пусконаладочных работ и содержание соответствующих рабочих и инженерных кадров;
  • транспортировку персонала;
  • материальные и энергетические ресурсы для опробования и проверки установленного оборудования;
  • техническую поддержку со стороны проектных, а также научно-исследовательских учреждений и организаций для консультирования и проведения экспертиз при пусконаладочных работах;
  • непредвиденные расходы.

Знание таких деталей избавит инвестора от необходимости срочного поиска дополнительных средств, организаций для поддержки и поможет спокойно провести всю процедуру в определенный законодательством срок.

Некоторые тонкости налогообложения

Относительно налогообложения после ввода здания в эксплуатацию мнение инвесторов и налоговых органов несколько отличаются. Обычно считается, что после выдачи разрешения все работы закончены, и сооружение полностью готово к использованию. Инвестор включает здание в состав основных средств, предварительно или после оформляет право собственности. Но многие застройщики сомневаются в том, что они обязаны включать здание в состав основных средств сразу после выдачи разрешения.

Налоговые органы считают, что обязаны, а иначе начинают подозревать инвестора в попытке выиграть время при уплате налога на имущество. Однако застройщик сам определяет, готово ли здание к полноценному использованию на том этапе, когда получен документ о вводе. Готовность проекта к работе должно определить руководство предприятия.

Настаивая на максимально раннем начале выплат, фискальные органы получают выигрыш в скорости получения отчислений, но могут проиграть в размере общей суммы, поскольку при неполной готовности оплачивается неполная сумма налога.

У организации в создавшейся ситуации есть такие варианты действий:

  • завершить все работы, в том числе отделочные, принять решение о полной готовности и только после этого подавать документы на ввод;
  • признать здание пригодным к использованию в процессе получения разрешения, а отделочные работы завершать уже по объекту, входящему в состав основных средств предприятия.

Однако здесь следует обратить особое внимание на одну деталь. Если здание будет признано в качестве основного средства на момент выдачи разрешения, то его итоговая стоимость будет считаться полностью сформированной на эту же дату.

Большинство инвестиционных проектов предполагает проведение строительно-монтажных работ, логичным завершением которых является ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства. Соответственно, с целью надлежащего контроля, на государственном уровне закреплены определенные нормы, регламентирующие ввод в эксплуатацию основных средств и объектов строительства. Чтобы лучше разобраться, что такое ввод здания в эксплуатацию, далее детальнее остановимся на тонкостях и нюансах, сопровождающих этот процесс.

Современная нормативная база, регламентирующая вопрос

Основные понятия и нормы про разрешение на ввод объекта в эксплуатацию прописаны в статье 55 Градостроительного кодекса РФ. На данный момент используется его новая редакция от 7 марта 2017 года, принципиально поменявшая порядок ввода в эксплуатацию сооружения, поскольку ранее готовность сооружения подтверждалась актом Государственной комиссии. Также при принятии окончательного решения применяются нормы Постановления Правительства РФ № 441 и Положения о Государственном строительном надзоре в России.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию – это официальный документ, который подтверждает полное завершение реконструкции или строительства капитальных объектов в соответствии с заранее утвержденной проектной документацией и согласием на строительство. Также удостоверяется соответствие данного объекта нормативным требованиям к выполнению такого рода работ на момент выдачи разрешения, проекту планировки (межевания) территории или права на использование земельного участка.

Чтобы оформить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в зависимости от вида сооруженного объекта застройщику нужно обратиться в орган, выдавший ему согласие на проведение строительства. К их числу могут относиться:

  • исполнительный орган власти федерального уровня;
  • орган местного самоуправления;
  • исполнительный орган субъекта Российской Федерации;
  • организацию по государственному управлению использования атомной энергии или разработки ядерных энергетических установок и ядерного оружия;
  • Государственную корпорацию "Роскосмос".

Для того чтобы уполномоченный орган мог принять обоснованное решение про ввод в эксплуатацию зданий и сооружений, застройщику необходимо подать целый ряд документов:

  • заявление (должно регистрироваться не более чем за 15 минут);

При необходимости получения более полной информации, Правительством могут устанавливаться дополнительные документы, кроме тех, которые перечислены в Градостроительном кодексе.

После подачи заявителем всех необходимых бумаг, уполномоченная инстанция обязана на протяжении 10 дней провести такие действия:

  • проверить правильность оформления и соответствие действительности указанных в документах сведений;
  • с выездом на место осмотреть возведенное сооружение и удостовериться в его соответствии проектной документации и требованиям дейсвующего законодательства;
  • выдать разрешение на ввод в эксплуатацию сооружения или принять обоснованное решение об отказе.

Следует заметить, что выездной осмотр не проводится в том случае, если при реконструкции или строительстве был предварительно заключен договор о проведении государственного строительного надзора.

В каких случаях в разрешении может быть отказано

Подача требуемого перечня документации не является сама по себе гарантией того, что решение органов власти будет положительным. В выдаче разрешения на ведение недвижимости в эксплуатацию может быть отказано, однако отказ обязательно должен быть аргументирован и оформлен официально. Причинами негативного вывода могут быть такие обстоятельства:

  • неполный комплект документов, поданный застройщиком;
  • выявленное несоответствие при возведении здания утвержденным строительным требованиям и нормам;
  • расхождения с требованиями, закрепленными в разрешении на проведение строительных работ;
  • разногласия между проектной документацией и реально возведенной конструкцией или зданием (эта норма не касается индивидуальных жилых домов);
  • нецелевое использование участка земли, который выделен под реализацию конкретного проекта.

Кроме указанных обстоятельств, причиной отказа может послужить невыполнение застройщиком норм, предусмотренных статьей 51 (часть 18) Кодекса относительно безвозмездной передачи в 10-дневный период после выдачи разрешения на строительные работы соответствующим органам власти сведений о площади, планируемом количестве этажей и высоте здания, инженерно-технических сетях. Также для размещения в градостроительной информационной системе требуется по одному экземпляру копий выводов геодезических и инженерных изысканий, отдельных разделов используемой проектной документации (о мероприятиях по пожарной безопасности или охране окружающей природной среды) и схемы размещения постройки на конкретном земельном участке.

Предоставление недостающих бумаг является основанием вернуться к рассмотрению вопроса. Кроме того, застройщик или инвестор имеет право в судебном порядке оспаривать отказ уполномоченных органов выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Что собой представляет разрешение на ввод

Согласие органа власти на ввод в эксплуатацию объектов дает возможность поставить здания на государственный учет как объекты завершенного строительства или внести нужные изменения в реестр реконструированных сооружений. Сами по себе разрешительные бумаги относительно сооружения не затрагивают вопроса о праве сего собственности и носят чисто технический характер.

Вплоть до 2015 года форма, регламентирующая разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, была зафиксирована в Постановлении Правительства Российской Федерации № 698 от 24 ноября 2005 года. После его отмены строители ориентируются на образец, утвержденный приложением № 2 к приказу Минстроя № 117/пр от 19 февраля 2015 года .

Утвержденная форма выдается конкретному застройщику с указанием полного названия строительной организации или ФИО частного лица и адреса. Фиксируется наименование этапа или всего объекта капитального строительства, адрес, где он расположен и кадастровый номер, присвоенный земельному участку.

Регистрационный номер разрешения на документе про ввод в эксплуатацию объекта недвижимости многокомпонентный и включает в себя:

  • двузначный номер конкретного субъекта РФ, где будут проводиться работы. Если проект реализуется более чем на одной территории, то ставится 00;
  • трехзначный номер муниципального образования, на территории которого запланировано внедрение проекта. Если в пределах административных границ 2 и более образований, то ставится 000;
  • номер порядковый разрешения;
  • полный год, в котором выдано разрешение.

Если приводить примеры, то проект, реализуемый на территории 4 смежных районов, скажем Новгородской и Псковской областей, может иметь номер 00-000-164-2017.

Далее идет таблица, содержащая информацию о сооружении. Она для всех видов объектов включает общие показатели: строительный объем и его подземная часть, площадь (общая, а также жилых и пристроенных помещений), количество сооружений, зданий. Далее форма предполагает информацию в зависимости от назначения сооружения.

У непроизводственных сооружений , относящихся к образованию, здравоохранению, спорту, культуре, отдыху указываются такие параметры:

  • вместимость;
  • количество мест, помещений и этажей;
  • наличие эскалаторов, лифтов и подъемников для людей с инвалидностью;
  • материалы, из которых изготовлены фундамент, стены, перекрытия и кровля.

У жилых домов фиксируются такие показатели:

  • площадь общая помещений жилых (без учета террас, веранд, лоджий и балконов) и нежилых (в т.ч. общего имущества жильцов);
  • количество надземных и подземных этажей;
  • количество секций и квартир (отдельно по числу комнат);
  • площадь жилых помещений всего дома с учетом лоджий, террас, балконов и веранд;
  • инженерно-технические приспособления (лифты, подъемники и эскалаторы);
  • перечень примененных материалов.

Для производственных объектов (заводы, фабрики) застройщик обязан указать следующие сведения:

  • тип, мощность и производительность сооружения;
  • наличие инженерно-технических сетей и систем (лифты, эскалаторы, подъемники);
  • материалы, использованные при возведении.

Для линейных объектов (трубопроводы, линий электропередач, дорог, мостов) перечень требований несколько отличается от списка, необходимого на ввод здания:

  • класс или категория;
  • протяженность;
  • мощность (грузооборот, пропускная способность, интенсивность движения);
  • уровень напряжения ЛЭП и ее тип (КВЛ, ВЛ, КЛ);
  • количество и диаметр трубопроводов, материалы, из которых они изготовлены;
  • список конструкций, которые могут повлиять на безопасность.

В своем пятом разделе форма обязательно содержит информацию об энергетической эффективности и оснащенности приспособлениями учета расходуемых энергоресурсов:

  • класс энергоэффективности;
  • материалы, применяемые для утепления наружных конструкций в этом доме;
  • расход удельный тепловой энергии из расчета на 1 кв.м. площади;
  • уровень заполнения световых проемов.

Заполненная форма выдается на руки заявителю, а также в трехдневный срок отправляется в орган госстройнадзора. Разрешение на ввод в эксплуатацию любого здания недействительно, если к нему не приложен технический план сооружения.

Что касается индивидуальных жилых домов, то вплоть до 1 марта 2018 года объект такого типа может быть введен в эксплуатацию без разрешения. В таком случае этот документ нет необходимости предоставлять при инвентаризации или получении техпаспорта на дом.

Отдельные нюансы процедуры получения разрешения

При оформлении всей необходимой документации заявителю не следует забывать о таких требованиях законодательства к государственным органам относительно оказания административных услуг гражданами и юридическим лицам по введению сооружений в эксплуатацию:

Нередко заказчик или инвестор на этапе сдачи здания и ввода его в эксплуатацию предпочитает нанять управляющую компанию. Она способна выступить в качестве эксперта, тонко разбирающегося в вопросах технического обслуживания. Ее специалисты тесно сотрудничают с экспертами технадзора, они освидетельствуют степень завершенности инженерных систем и оборудования и готовности их к использованию в дальнейшем.

Если заблаговременно привлечь управляющую компанию, то ее профильные специалисты (проектировщик, архитектор, дизайнер, строитель), выполняя свои обязанности, независимо друг от друга, проведут проверку оборудования, испытают инженерные системы, а также выявят мелкие недочеты. Это будет способствовать положительному решению экспертной комиссии.

Несмотря на то, что сам документ выдается бесплатно, инвестору следует составить отдельную смету расходов на ввод сооружения, особенно важно это для промышленных объектов. Деньги необходимы на такие расходы:

  • выполнение подрядной организацией пусконаладочных работ и содержание соответствующих рабочих и инженерных кадров;
  • транспортировку персонала;
  • материальные и энергетические ресурсы для опробования и проверки установленного оборудования;
  • техническую поддержку со стороны проектных, а также научно-исследовательских учреждений и организаций для консультирования и проведения экспертиз при пусконаладочных работах;
  • непредвиденные расходы.

Знание таких деталей избавит инвестора от необходимости срочного поиска дополнительных средств, организаций для поддержки и поможет спокойно провести всю процедуру в определенный законодательством срок.

Некоторые тонкости налогообложения

Относительно налогообложения после ввода здания в эксплуатацию мнение инвесторов и налоговых органов несколько отличаются. Обычно считается, что после выдачи разрешения все работы закончены, и сооружение полностью готово к использованию. Инвестор включает здание в состав основных средств, предварительно или после оформляет право собственности. Но многие застройщики сомневаются в том, что они обязаны включать здание в состав основных средств сразу после выдачи разрешения.

Налоговые органы считают, что обязаны, а иначе начинают подозревать инвестора в попытке выиграть время при уплате налога на имущество. Однако застройщик сам определяет, готово ли здание к полноценному использованию на том этапе, когда получен документ о вводе. Готовность проекта к работе должно определить руководство предприятия.

Настаивая на максимально раннем начале выплат, фискальные органы получают выигрыш в скорости получения отчислений, но могут проиграть в размере общей суммы, поскольку при неполной готовности оплачивается неполная сумма налога.

У организации в создавшейся ситуации есть такие варианты действий:

  • завершить все работы, в том числе отделочные, принять решение о полной готовности и только после этого подавать документы на ввод;
  • признать здание пригодным к использованию в процессе получения разрешения, а отделочные работы завершать уже по объекту, входящему в состав основных средств предприятия.

Однако здесь следует обратить особое внимание на одну деталь. Если здание будет признано в качестве основного средства на момент выдачи разрешения, то его итоговая стоимость будет считаться полностью сформированной на эту же дату.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!