Все для предпринимателя. Информационный портал

Штраф за неподачу декларации юридическим лицом. Срок давности по несданным декларациям

Основной целью сдачи отчетности по НДС в налоговые органы является передача сведений о проданных и купленных товарах (работах, услугах) за определенный промежуток времени.

В действующих законодательных документах закреплен налоговый период, за который предоставляется отчетность по НДС, — квартал. Срок подачи декларации по налогу на добавленную стоимость установлен на 25-е число месяца, следующего за отчетным кварталом. Если эта дата приходится на выходной или праздничный день, срок переносится на следующий рабочий день.

Штраф за декларацию по НДС за непредоставление или несвоевременную сдачу налагается при нарушении этих сроков.

Обязанность по сдаче отчетности по НДС имеют все предприятия, организации и ИП, которые являются налоговыми агентами и работают с налогом на добавленную стоимость.

С 2015 года налогоплательщики РФ обязаны сдавать декларации в налоговую службу в электронном формате. Для выполнения этой обязанности все декларанты должны приобрести электронную цифровую подпись с данными о плательщике. Также должно быть установлено специализированное программное обеспечение. Если налогоплательщик допустил ошибки в поданной декларации или нарушил условия ее предоставления, единый портал уведомляет декларанта об обнаруженных проблемах.

Если организация не работает с налогом на добавленную стоимость, но оказывает какие-либо услуги, она должна выставлять счета-фактуры.

Штраф при несвоевременной подаче декларации по НДС

Если организация не подала документ в указанные сроки, она привлекается к административной ответственности в размере 5% от суммы налога, который был не выплачен в срок. Штраф за несвоевременную сдачу декларации по НДС налагается за каждый просроченный месяц. Выплата не может составлять более 30% от суммы просроченного налога или менее 1000 руб., но она может быть снижена при наличии смягчающих обстоятельств. Эти положения закреплены в п. 1 ст. 119 НК РФ.

Штраф за несданную нулевую декларацию НДС будет минимальным и составит 1 000 руб. за каждый полный и/или неполный месяц просрочки.

Лицо, ответственное за сдачу декларации по НДС, получает предупреждение или должно уплатить штраф 300-500 руб., а если просрочка составит более 10 рабочих дней, санкции могут быть применены в отношении расчетного счета налогоплательщика и осуществления безналичных денежных переводов. Даже если просрочка равна одному дню, налоговая служба засчитывает этот период как один полный месяц.

Подача уточненной декларации как вариант снижения суммы штрафа

Избежать штрафа за декларацию по НДС за непредоставление или несвоевременную сдачу можно, применив следующую схему (в соответствии с пп. 2-4 ст. 81 НК РФ):

  1. Подать уточненную декларацию до истечения срока сдачи основного варианта. В этом случае исходная декларация будет засчитана поданной в день сдачи уточненного документа.
  2. Сдать уточненную декларацию после того, как истечет срок подачи основного варианта, но до истечения периода перечисления НДС в бюджет. При этом налоговая служба еще не уведомила налогоплательщика о недочетах в изначальном документе и о выездной проверке предприятия.
  3. Погасить начисленные недоимки и пени до сдачи уточненной декларации, которая была предоставлена после срока, но до уплаты налога. Выездная проверка при этом ошибок не обнаружила.

Штраф за уточненную декларацию по НДС может быть наложен, если сумма налога в изначальном отчете не совпадает с уточненным (20% от разницы), а также при ее сдаче после уплаты налогов в бюджет.

Есть ли возможность снизить сумму штрафа

Законодательством РФ предусмотрена возможность уменьшения размера штрафа за декларацию по НДС за ее непредоставление или несвоевременную сдачу. Налогоплательщик должен подать в ИФНС пояснительную записку с детальным разъяснением оснований для задержки документа. Бумага заполняется в свободной форме.

Изучив текст записки, специалисты налоговой службы делают вывод о важности причин, указанных в ней. Если причины признаны достаточно вескими, то штраф может быть снижен или отменен. То есть несвоевременная сдача не всегда грозит наложением на налогоплательщика штрафных санкций. Но для подтверждения информации, указанной в пояснительной записке, к ней нужно приложить сопутствующие документы, которые докажут важность оснований для просрочки.

Если декларация не подана при нулевом НДС

Иногда на предприятиях складывается ситуация, когда в налоговой отчетности по НДС сумма налога равна нулю. Должна ли компания уплачивать штраф за нулевую декларацию по НДС, если ее не сдать? Однозначно ответить на этот вопрос не получится. Минфин считает, что за просроченную или несданную декларацию следует уплатить минимальную сумму в размере 1000 руб. Некоторые чиновники настаивают на этом же подходе. Другие же считают, что если никакая сумма в бюджет не уплачивается, то, соответственно, и штрафные санкции применять не нужно.

Но все-таки лучше сдавать всю требуемую отчетность в налоговые органы в срок. Нужно помнить, что кроме наложения санкций налоговая служба вправе заблокировать доступ должника к его расчетным счетам.

Смягчающие обстоятельства

Если плательщик налога имеет какие-либо смягчающие обстоятельства для объяснения причин задержки документа, это может помочь снизить сумму взыскания. В п. 1 ст. 112 НК РФ прописаны основания для более лояльного отношения ФНС к налогоплательщику:

  • правонарушение совершено в связи с тяжелыми семейными или личными обстоятельствами;
  • нарушение произошло под угрожающим воздействием или по принуждению, а также по материальной или служебной подневольности;
  • физлицо, привлекаемое к штрафу за нарушение закона, находится в тяжелом материальном положении;
  • прочие обстоятельства, признанные судом или ФНС смягчающими.

В ходе судебного заседания рассматриваются все обстоятельства, которые налоговая служба уже проанализировала для досудебного обжалования. Неплательщику в суде нужно заявить обо всех смягчающих обстоятельствах, независимо от того, учла их ФНС при наложении штрафных санкций или нет. В судебном порядке сумма взыскания может быть снижена повторно.

***

Непредоставление или несвоевременная сдача декларации по НДС налоговым законодательством признается правонарушением и влечет за собой наложение на виновника штрафных санкций. Размер штрафа составляет 5% от суммы просроченного долга по налогам за каждый просроченный месяц, но не может быть менее 1000 руб. Законом предусмотрена возможность снижения суммы штрафа или его отмены в связи с наличием смягчающих обстоятельств. Если нарушитель в течение 10 дней после срока не подал декларацию, налоговые органы имеют право заблокировать его расчетный счет до исправления ситуации.

Если Вы получили какой-то доход, который подлежит декларированию (например, продали квартиры или машину), то до 30 апреля следующего года Вы обязаны подать декларацию в налоговый орган, а до 15 июля – заплатить рассчитанный в декларации налог на доходы (подробнее Срок подачи декларации 3-НДФЛ и уплаты налога). Закономерным является вопрос, а что будет, если Вы не подали вовремя декларацию или не заплатили налог. В этой статье мы подробно рассмотрим правовые последствия неподачи декларации и неуплаты налога на доходы.

Мы разделим ситуации на три основные группы и рассмотрим их отдельно:

  1. если Вы не подали вовремя декларацию, по которой Вам не нужно платить налог («нулевая декларация»);
  2. если Вы не подали вовремя декларацию, по итогам которой Вам нужно было заплатить налог;
  3. если Вы вовремя подали декларацию, но не заплатили вовремя налог.

Если по итогам декларации у Вас нет налога к уплате

Если Вы не подали в срок «нулевую декларацию» (декларацию, в которой вычеты полностью покрыли Ваш доход, и Вам не нужно платить налога), то:

  1. налоговые органы будут требовать от Вас, чтобы Вы предоставили налоговую декларацию (в частности, чтобы подтвердить, что у Вас действительно нет налога к уплате)
  2. Вам грозит штраф в 1000 рублей (ст. 119 НК РФ).

Пример: в 2015 году Лапин А.К. купил автомобиль стоимостью 400 тыс.рублей, в 2016 году он его продал за 300 тыс.рублей. Так как он не получил дохода (продажа меньше покупки) и у него сохранились документы на покупку, то налог он платить не должен. Однако, в связи с тем, что машина принадлежала ему менее трех лет, он должен подать декларацию 3-НДФЛ в налоговый орган. Если Лапин не подаст декларацию в срок до 30 апреля 2017 года, то налоговая инспекция пришлет ему уведомление с требованием подать декларацию, а также Лапин А.К. должен будет заплатить штраф в размере 1000 руб.

Также стоит отметить, что в случае неподачи декларации Вы также можете столкнуться с проблемами при взаимодействии с налоговыми органами. Из налоговой инспекции могут приходить о просроченной обязанности, а в случае обращения в налоговую инспекцию за получением каких-нибудь справок или оформлением вычета налоговики обязательно напомнят Вам о невыполненной обязанности, и, прежде чем предоставить необходимые документы/вычет, попросят подать декларацию и заплатить штраф.

Если по итогам декларации у Вас есть налог к уплате

Если по итогам декларации у Вас есть налог к уплате, но Вы не подали декларацию, то:

  1. По статье 119 Налогового кодекса РФ («Непредставление налоговой декларации») Вам грозит штраф в размере 5% от суммы налога за каждый месяц просрочки (начиная с 1 Мая), но не более 30% от общей суммы
  2. Если Вы не подали декларацию, а также не заплатили налог до 15 Июля, то Вам грозит штраф в размере 20% от суммы налога по статье 122 Налогового Кодекса РФ («Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)»).
    Здесь важно отметить, что этот штраф может быть применен только, если налоговая инспекция обнаружила неуплату налога. Если до уведомления налогового органа Вы обнаружили ее сами, оплатили налог и пени, то налоговый орган не вправе применить к Вам этот штраф.
    Заметка: эта же статья налогового кодекса может повлечь за собой штраф в в размере 40% от суммы налога (вместо 20%), если неуплата была совершенна умышленно. Однако, на практике доказать умышленность неуплаты налоговому органу будет довольно сложно.
    Обратите внимание, что данный штраф может быть выписан только, если налоговый орган сам обнаружил, что Вы не подали декларацию. Если Вы подали декларацию и оплатили налог и пени, раньше чем он прислал Вам уведомление - штраф за сокрытие доходов он выписать не имеет права.
  3. Если Вы не подали декларацию, а также не заплатили налог до 15 Июля, то Вы также должны будете заплатить пени по налогу на доходы в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый просроченный день (после 15 Июля)
  4. В случае, если Вы должны были заплатить налог в размере более 600 тыс.руб. (например, продали квартиру, полученную в наследство, за 5 млн.руб.), но не подали декларацию и не уплатили налог до 15 Июля, то Вы можете также попасть под действие статьи 198 Уголовного Кодекса РФ (Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица)

Пример: в 2015 году Муромцев А.И. получил в наследство квартиру и сразу продал ее за 3 млн.руб. Размер налога, который должен был заплатить Муромцев при продаже: 3 млн.руб. х 13% = 390 тыс.руб. Муромцев не знал, что он должен подать декларацию в налоговый орган и платить налог на доходы, и, соответственно, ничего не сделал.

В конце июля 2016 года Муромцеву пришло уведомление из налоговой инспекции о том, что он должен задекларировать продажу квартиры.

Если Муромцев сразу после получения уведомления подаст декларацию и заплатит налог (с пени), то ему грозит только штраф в размере 5% от налога за каждый просроченный месяц после подачи декларации: 3 месяца (май, июнь, июль) х 5% х 390 тыс.руб. = 58 500 руб.

Если Муромцев не подаст декларацию, то налоговый орган будет также вправе его привлечь к ответственности по статье 122 НК РФ и взыскать дополнительно штраф в размере 20% от суммы налога (78 тыс.руб.)

Если Вы подали декларацию, но не заплатили вовремя налог

Если Вы вовремя подали декларацию 3-НДФЛ, но не заплатили вовремя (до 15 Июля) налог, рассчитанный по этой декларации, то к Вам нельзя применить ни статья 119, ни статья 122 НК РФ. Единственное, что Вам грозит это пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый просроченный день уплаты налога.

Не сданная предпринимателем вовремя налоговая декларация может привести к неприятным последствиям для него. Причем, некоторые из них могут появляться вследствие спорной трактовки законодательства государственными структурами. Изучим специфику подобных последствий подробнее.

​Если ИП не сдаст налоговую декларацию вовремя, то в отношении него могут быть применены, прежде всего, санкции в виде штрафов.

В общем случае величина штрафа составляет 5% от суммы налога, исчисленного и подлежащего отражению в декларации, но не уплаченного в срок. Аналогичная сумма штрафа начисляется каждый последующий месяц после возникновения просрочки в предоставлении отчетности. Но даже если недоимка по налогу отсутствует, то ИП за несдачу декларации в любом случае оштрафуют на минимальную сумму — 1000 рублей. Максимальная сумма штрафа — 30% от неуплаченного налога (то есть, при просрочке в 5 месяцев).

Указанный штраф, как правило, выписывается ИП за несдачу профильной декларации по основному виду деятельности — например, декларации по ЕНВД или УСН. Но есть и другие разновидности штрафов, применяемые в зависимости от типа декларации (либо расчета по тому или иному платежу), которую ИП обязан сдать в ФНС. В частности, это могут быть:

  • штраф за непредоставление 2 - НДФЛ (если у ИП есть сотрудники) — в размере 200 рублей за каждый документ;
  • штраф за несдачу расчета по форме 6-НДФЛ — в величине 1000 рублей за каждый месяц просрочки предоставления документа;
  • штраф в размере 30% от не уплаченных вовремя взносов (минимальный — 1000 рублей) за непредоставление расчета по страховым взносам;
  • штрафы за непредоставление СЗВ - М, СЗВ-СТАЖ — 500 рублей за каждый документ;
  • штраф за несдачу 4 - ФСС — 30% от неуплаченных взносов, минимум — 1000 рублей.

Несмотря на то, что многие из указанных форм не относятся к налоговой отчетности, по существу они очень схожи с декларациями. Санкции за их предоставление, очевидно, могут быть не менее жесткими для налогоплательщика, чем при несдаче налоговой отчетности вовремя.

Отдельно стоит отметить, что в соответствии с положениями КоАП РФ указанные штрафы могут дополняться иными административными санкциями. Например, за несдачу любой налоговой декларации ФНС вправе выписать штраф на основании статьи 15.5 КоАП РФ на должностное лицо (в данном случае, им будет ИП) в сумме 300 - 500 рублей.

Не считая указанных санкций, ИП, не сдавший декларацию вовремя, может столкнуться с иными неприятными правовыми последствиями. В их числе — возникновение обязанности по уплате в ПФР взносов, в несколько раз увеличенных в сравнении с теми, что платятся в стандартной фиксированной величине. Изучим специфику таких правовых последствий подробнее.

Кратный рост взносов при несдаче декларации: на каком основании?

Индивидуальные предприниматели, которые работают без штата — то есть, без осуществления выплат другим физическим лицам, обязаны уплачивать обязательные взносы в социальные фонды — ПФР, ФСС и ФФОМС. С 1 января 2017 года за их сбор отвечает ФНС (но впоследствии переводит полученные от хозяйствующих субъектов суммы на счета в указанных фондах).

Размер фиксированных взносов в ФСС и ФФОМС не зависит от доходов ИП. В свою очередь, взносы в ПФР делятся на 2 части:

  • строго фиксированные;
  • начисляемые на доход предпринимателя свыше 300 тыс. рублей.

До 2017 года действовал Закон «О страховых взносах» № 212 - ФЗ, в соответствии с которым ПФР имел право увеличить «строгую» часть взносов в 8 раз в случае несообщения ИП сведений о полученных доходах. То есть — при непредоставлении налоговой декларации в ФНС (откуда ПФР в порядке межведомственного обмена данными запрашивал сведения о доходах плательщиков взносов).

Таким образом, те индивидуальные предприниматели, которые до 2017 года по каким - либо причинам не представляли декларации в ФНС (вне зависимости от наличия или отсутствия доходов), могли становиться обязанными уплачивать взносы в ПФР в сумме, увеличенной в несколько раз относительно их стандартной величины. Теоретически, сумма к уплате могла доходить до 154 852 рублей (действовавшая в 2016 году фиксированная ставка, умноженная на 8).

Разумеется, не всех ИП устраивало подобное положение дел. В ходе взаимодействия бизнеса и государственных ведомств сформировались 2 противоположные позиции (одна из которых, отметим, характеризуется уклоном в пользу предпринимателей и, более того, в принципе, может рассматриваться как основная). Речь идет о позициях:

  • ФНС России.

Изучим их подробнее.

Взимать ли увеличенные взносы с ИП: позиция ПФР

В Письме от 10.07.2017 года № НП - 30 - 26/9994 Пенсионный Фонд указывает, что норма Закона № 212 - ФЗ о взыскании с ИП взносов, в несколько раз превышающих стандартные, не предполагает возможности пересчета обязательств ИП, возникших вследствие непредоставления декларации. Фонд считает правомерным истребовать с предпринимателя — пусть и с нулевыми доходами, социальные взносы — по фиксированной их части, в максимальном объеме.

Вместе с тем, ПФР отмечает, что при предоставлении ИП налоговой декларации пусть и с опозданием, но в пределах расчетного периода, за который исчисляются взносы, пересчет обязательств все же возможен. Очевидно, что такая позиция все же выходит за рамки Закона № 212 - ФЗ или, по крайней мере, отражает попытку ПФР определенным способом трактовать нормы данного закона. В данном случае — трактовка не в пользу предпринимателей.

Иную точку зрения по вопросу пересчета взносов имеет ФНС России.

Позиция ФНС

Налоговое ведомство в Письме от 13.09.2017 года № БС - 4 - 11/18282@ отмечает, что:

  1. В положениях Закона № 212 - ФЗ отсутствуют нормы, ограничивающие сроки представления налогоплательщиком сведений о доходах в ФНС (о которых впоследствии информируется ПФР).
  2. Выходит, что ИП, забывший представить декларацию за определенный период, вправе сделать это в любой момент позднее. Как только ФНС получит ее, то в распоряжении ведомства появятся сведения о доходах налогоплательщика, которые затем можно будет передать в ПФР.
  3. Основное назначение норм Закона № 212 - ФЗ, позволяющих ПФР увеличивать взносы в несколько раз — установление юридических оснований для дополнительного контроля над доходами ИП в целях корректного расчета не фиксированной части взносов, а той, что зависит от дохода, превышающего 300 тыс. рублей.
  4. Выходит, что по мнению ФНС указанную норму, в принципе, не следует применять как оправдывающую многократное увеличение взносов. ПФР, таким образом, может иметь смысл пересмотреть свой подход к трактовке данной нормы.
  5. В компетенции ПФР — установление правильности исчисления взносов.
  6. Выходит, что если Фонд будет следовать политике увеличения платежей, истребуемых с ИП, не разбираясь в ситуации, то его действия можно будет расценить как не соответствующие указанной компетенции.

В итоге, ФНС признает, что поддерживает право ИП на пересчет обязательств ИП, в отношении которых закон дает ПФР формальное право увеличить требования по пенсионным взносам. Но при одном условии: ИП, так или иначе, должен представить в ФНС декларацию по периоду, за который исчислены взносы в сумме, вызывающей вопросы.

В обязанности каждого налогоплательщика входит своевременное представление отчетности в ИФНС. Однако далеко не все субъекты выполняют это предписание. За нарушения требований предусмотрены санкции. В статье мы рассмотрим,установлен законодательством.

Общие сведения

Штраф за непредоставление налоговой декларации физическим лицом- предпринимателем установлен в КоАП и НК. Просрочка сдачи отчетности исчисляется в рабочих днях.

Размер штрафа за непредоставление налоговой декларации определяется по правилам 119 статьи НК. В норме установлено, что субъект должен уплатить 5 % от суммы отчисления за каждый месяц (неполный в том числе) с даты, установленной для сдачи отчетности. При этом сумма штрафа за непредоставление налоговой декларации физическим лицом- предпринимателем не может быть больше 30 % от величины обязательного платежа и меньше 1000 рублей.

Размер санкции увеличивается в зависимости от продолжительности просрочки. Так, штраф за непредоствление налоговой декларации в течение более 180 дней составляет 30 % от величины отчисления, подлежащего выплате в соответствии с отчетностью, к которым прибавляется 10 % за каждый месяц (неполный в том числе) от этой же суммы. Дополнительное взыскание (10 %) вменяется со 181-го дня просрочки.

Аналогичным образом рассчитывается штраф за непредоставление налоговой декларации по НДС .

Важный момент

Штраф за непредоставление налоговой декларации вменяется даже при нарушении срока на 1 день, поэтому специалисты не рекомендуют откладывать сдачу отчетности на последний момент. Из-за возможных очередей высок риск нарушения срока.

Электронная отчетность

В настоящее время многие плательщики сдают декларацию в электронной форме. Если субъект не имеет технической возможности для формирования документа, он вправе представить отчетность на бумажном носителе в установленный НК срок. Впоследствии он может "досдать" декларацию и в электронной форме.

В таком случае штрафа за непредоставление налоговой декларации не будет, так как санкция предусмотрена только на случай нарушения срока.

Нарушение сроков сдачи нулевой отчетности

Предположим, субъект несвоевременно представил такую декларацию, но 180 дней еще не прошло. Такое нарушение, на первый взгляд, может повлечь санкцию. Между тем в НК нет конкретных указаний о том, что можно взыскать штраф за непредоставление нулевой налоговой декларации.

Существует два противоположных подхода к решению этого вопроса.

Согласно первому, за непредоставление налоговой декларации штраф должен составить 1000 рублей. Такой позиции придерживаются некоторые арбитражные инстанции. В качестве основного аргумента суды называют установленную в НК обязанность плательщика своевременно сдать отчетность. Наличие или отсутствие объекта обложения при этом значения не имеет. Главное в данном случае - наличие просрочки по сдаче отчетности.

Согласно второму подходу, поскольку объект обложения равен нулю, то при непредоставлении налоговой декларации в срок штраф не взыскивается, поскольку также равен нулю. Этой позиции также придерживается часть арбитражных инстанций. При обосновании такого подхода суды ссылаются на положения 119 статьи НК. В соответствии с ней расчет штрафа осуществляется, исходя из суммы отчисления, а она отсутствует. Рассчитывать, по сути, нечего. Этот вывод подтверждается в определении ВАС № 13444/09 от 2009 г., где поясняется что данный подход применим и к случаям, когда отчетность сдана по истечении 180 дн.

Наличие предоплаты по несвоевременно сданной отчетности

В такой ситуации вопроса о неотвратимости санкции не возникает. Наличие предоплаты не является основанием для снятия с плательщика обязанности по своевременному представлению отчетности. Однако при этом могут возникнуть сложности в расчете.

В НК отсутствуют разъяснения по этому поводу. Поэтому на практике сформировалось два подхода.

Согласно первой точке зрения, если отчисление налога было произведено в срок, субъекту можно вменить только минимальный размер штрафа - 1 тыс. р.

В соответствии со вторым подходом, величина денежного взыскания должна рассчитываться, исходя из суммы обязательного платежа, указанной в отчетности, поданной с нарушением срока. Обусловлена такая позиция следующими обстоятельствами. Во-первых, отчисление суммы по несвоевременно поданной отчетности не влияет на возможность привлечения лица к ответственности за нарушение сроков сдачи документации. Во-вторых, величина санкции определяется в соответствии с данными, отраженными в отчетности, вне зависимости от срока (факта) выплаты налогов.

Сумма отчисленного налога не совпадает с величиной, отраженной в отчетности, сданной несвоевременно

В таком случае величина штрафа определяется на основании размера налога, подлежащего отчислению в соответствии с декларацией, сданной с нарушением срока. В НК отсутствуют разъяснения относительно порядка расчета. Пояснения по этому поводу присутствуют в Письме Минфина от 01.04.2009 г.

Ведомство разъясняет, что величину штрафа следует рассчитывать не на основании суммы, указанной в декларации, а в соответствии с величиной налога, подлежащей фактической оплате. Санкция определяется по данным, приведенным в уточненной отчетности, или исходя из сведений, полученных при камеральной проверке.

Нарушение срока сдачи "промежуточной" отчетности

Пояснения по этому вопросу приводятся в Письме Минфина от 05.05.2009 г. Как следует из документа, к юрлицам санкции за непредоставление "промежуточных" отчетов не применяются. В качестве единственного наказания, возможного в таких ситуациях, может выступать штраф за непредоставление информации, необходимой для налогового контроля (126 статья НК). Он равен 200 р. за каждый документ.

В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 22.12.2009 г. указывается, что вменение штрафа за несвоевременную сдачу промежуточной декларации неправомерно. Аргументируется этот вывод тем, что в НК не установлена ответственность за нарушение сроков предоставления расчетов.

Декларацией называют письменное заявление плательщика о расходах, поступлениях, налоговых суммах, подлежащих уплате. В связи с тем, что обязательный платеж рассчитывается по окончании года (календарного), то "декларация" по налогу с прибыли предприятия за отчетный период (полугодие, квартал, 9 месяцев) - это расчет аванса, а не полноценная налоговая декларация. Соответственно, при несвоевременном представлении расчета по этому платежу ответственность не наступает.

Административные санкции

Привлечение к ответственности предприятия или физлица за нарушение сроков, установленных в НК, не освобождает должностных лиц, работающих на хозяйствующего субъекта, от иных санкций, предусмотренных законом. Речь, в частности, об административных штрафах.

В соответствии со ст. 15.5 КоАП, при нарушении сроков предоставления отчетности в ИФНС по месту учета должностным лицам вменяется штраф 300-500 р.

Бухгалтерский и налоговый учет санкций

Затраты на штрафы и прочие взыскания, отчисляемые в бюджет, при определении налоговой базы не учитываются.

В бухгалтерской отчетности эти суммы отражают в Дб сч. 99, корреспондирующего с Кд сч. 68.

Штрафы не участвуют в образовании бухгалтерской прибыли, исходя из которой, рассчитывается условный доход/расход по налогу с прибыли. При начислении постоянной разницы не возникает.

К примеру, по решению ИФНС был вменен штраф за нарушение сроков в сумме 30 тыс. р. В бухучете следует сделать записи:

  • Дб сч. 99 Кд сч. 68 - отражено начисление штрафа 30 000 р.;
  • Дб сч. 68 Кд сч. 51 - показана оплата суммы штрафа с расчетного счета.

Пример расчетов

Рассмотрим, как определить штраф за непредоставление налоговой декларации ИП по налогу с добавочной стоимости.

Предположим, что декларацию за 4 квартал 2016 года субъект сдал только 25 марта 2017 г. при крайнем сроке 25.01.2017 г. В отчетности отражена сумма к выплате в бюджет в размере 4,5 тыс. р. Вся она была оплачена в день подачи декларации.

Поскольку хозяйствующий субъект, отчисляющий НДС, может выплачивать сумму равными частями до 25 числа каждого из 3-х мес., идущего после истекшего налогового периода, то, учитывая условия примера, налог за 4 квартал нужно было перечислить до 25 января, февраля и марта 2017 г. Сумма к оплате должна была составить треть от начисленного НДС, т. е. 1,5 тыс. р.

Поскольку субъект нарушил установленные сроки, размер штрафной санкции для него будет составлять:

  • За просрочку выплаты налога на 25 января - 225 р. (1,5 тыс. р. х 5 % х 3 мес.).
  • За просрочку на 25 февраля - 150 р. (1,5 тыс. р. х 5 % х 2 мес.).

Общая величина штрафа составит 375 р. Поскольку в 119 статье НК сказано, что сумма штрафа не должна быть меньше 1 тыс. р., то субъекту придется заплатить не 375 р., а 1000 р.

Штраф за непредоставление единой упрощенной налоговой декларации

При применении упрощенной формы отчетности хозяйствующему субъекту необходимо учитывать целый ряд нюансов. О них говорится во 2 пункте 80 статьи НК, а также в Приказе Минфина № 62н от 2007 г.

Чтобы возникла возможность сдать упрощенную декларацию за налоговый (отчетный) период, не должно быть никакого движения денег по кассе или расчетному счету. К примеру, если говорить об НДС, то у предприятия не должно быть операций на протяжении всего квартала. Чтобы отразить в упрощенной форме налог с прибыли, движение денег должно отсутствовать с самого начала года, поскольку он рассчитывается нарастающим итогом.

Если предприятие сдает форму по нескольким обязательным отчислениям, то по ним не должно быть объектов обложения. Особым считается случай, когда субъект обязан отчитываться по налогам только при наличии объекта обложения. К примеру, если говорить о земельном налоге, то им выступает участок, если о транспортном - то автомобиль или иное ТС. При отсутствии объекта по указанным объектам ни упрощенная, ни обычная декларация не сдается.

Следует помнить, что сдача отчетности осуществляется не чаще 1 раза в квартал (за 1 кв., 6, 9, 12 мес.). Соответственно, ее нельзя использовать по налогам, отчет за которые надлежит представлять ежемесячно. Речь, в частности, об акцизах, отчислениях с прибыли.

Упрощенная форма может использоваться исключительно для налогов. Это означает, что включать в декларацию сведения о взносах по ОПС, если база по ним 0, не следует.

Если в связи с установленными ограничениями сдать упрощенную форму не представляется возможным, придется подать в ИФНС обычную отчетность. Соответственно, за нарушение сроков предусматривается ответственность по 119 статье НК.

Упрощенная форма подходит только для тех субъектов, которые бездействуют. Если на предприятии выплачивается хотя бы минимальный заработок, значит, имеет место движение денег.

Если предприятие по ошибке сдало нулевую декларацию, хотя нужна была упрощенная, штраф может быть вменен и в этом случае. Связано это с тем, что, согласно положениям 2 пункта 80 статьи НК, представление декларации по упрощенной форме является обязанностью, а не правом налогоплательщика. Следовательно, ошибка субъекта может быть расценена как нарушение сроков, установленных НК для сдачи отчетности.

Возлагает на субъектов обязанность сдавать в контролирующий орган отчетность, если она предусмотрена в соответствующем законодательстве. Плательщик направляет документы в инспекцию по месту учета. В НК предусмотрена ответственность за непредоставление декларации.

Общие сведения об отчетности

Декларация является письменным заявлением плательщика об объектах обложения, полученных доходах и осуществленных расходах. В этом документе субъект также указывает сведения об источниках поступления средств, льготах, базе, исчисленной сумме обязательного платежа в бюджет или иную информацию, выступающую как основание для начисления и уплаты сбора. Данное разъяснение присутствует в ст. 80 НК. предписывает сдавать отчетность по каждому платежу, подлежащему отчислению в бюджет, если другое не установлено в законодательстве.

Ст. 119 НК

В соответствии с п. 6 статьи 80 декларация представляется в налоговый орган в установленные законодательством сроки. Неисполнение этого предписания является нарушением. За непредоставление декларации в срок к плательщику может быть применена ст. 119 НК. При этом следует иметь в виду, что уплата начисленной суммы платежа в бюджет не освобождает субъекта от наказания за несоблюдение установленного порядка. Это означает, что в случае погашения вмененного сбора санкция не будет определяться в минимальном размере. Ее величина будет рассчитываться по сумме обязательного платежа, указанной в отчетности.

Какие штрафы в налоговой инспекции предусмотрены для субъектов?

Санкции к плательщикам, нарушающим порядок сдачи отчетности в контрольный орган, предусматриваются в пунктах 1 и 2 ст. 119. Штраф за непредоставление налоговой декларации по месту учета субъекта составляет 5% от суммы платежа, подлежащего отчислению (доплате) в бюджет и указанного в документе. Начисление осуществляется за каждый полный либо неполный месяц с даты, установленной для сдачи отчетности. При этом штраф за непредоставление налоговой декларации не может быть более 30% от рассчитанного сбора, но не меньше 100 р. Данный порядок считается общим для всех плательщиков. Ст. 119 НК также предусматривает повышенные санкции за нарушение порядка сдачи отчетности. В частности, штраф за налоговую декларацию может составлять 30% от суммы платежа, если субъект не сдал документацию в течение более 180 дн. с установленной в законе даты. При этом, начиная со 181 дня, с него будет взыскиваться 10% от сбора, указанного в отчетности, за каждый месяц (неполный или полный).

Нюансы

Денежное взыскание за непредоставление в срок при неверно исчисленной сумме обязательного платежа, определяется в соответствии с подлежащим к уплате, а не ошибочно указанным в отчетности. Субъекту необходимо также иметь в виду, что в случае, если размер сбора по расчетам будет равен нулю, у субъекта сохраняется обязанность сдать документацию. В Президиума ВАС № 71 от 2003 г. указано, что отсутствие у плательщика по окончании конкретного периода суммы к уплате само по себе не освобождает его от необходимости составлять и предъявлять отчетность. Таким образом, штраф за непредоставление налоговой декларации будет начислен вне зависимости от результатов расчета.

Отягчающие обстоятельства

На практике достаточно часто возникает вопрос - вправе ли контрольный орган увеличить сумму взыскания при повторном нарушении порядка сдачи отчетности? Ответ на него содержится в п. 2 ст. 112. В нем сказано, что при наличии обстоятельства, предусмотренного в пункте четвертом ст. 114, штраф за непредоставление налоговой декларации повышается на 100%. В п. 2 ст. 112 установлено отягчающее обстоятельство - совершение нарушения лицом, к которому ранее уже применялись санкции за аналогичный проступок. В п. 3 данной нормы содержится указание на давность привлечения к ответственности. Так, сумма в двойном размере может быть взыскана, если с даты первого наказания не прошло 12 мес. Обстоятельства, отягчающие или смягчающие ответственность, устанавливаются налоговым органом либо судом и принимаются во внимание при применении санкции. Таким образом, в соответствии с вышеизложенным, контрольный орган вправе взыскать сумму в двойном размере.

Дифференциация нарушений

Достаточно часто возникает вопрос о правомерности установления денежного взыскания за несдачу расчетов, а не за непредоставление декларации по НДС или иному обязательному отчислению. Следует отметить, что порядок применения санкций в таких случаях различается. Порядок сдачи и контрольная дата направления расчетов, правила и форма заполнения регламентируются ст. 80 НК. Эта же статья действует в отношении декларации. Тем не менее сами эти понятия нетождественны. Если в документе отсутствуют признаки декларации, то применение наказания по ст. 119 неправомерно. В этом случае следует использовать ст. 126. В ней сказано, что к субъекту, не сдавшему документы либо другие сведения, предусмотренные в НК и законодательных актах, применяется денежное взыскание в размере 50 р. за каждый документ.

Разъяснения Президиума ВАС

В п. 15 Письма №71 указано, что с организации не может взиматься штраф за непредоставление декларации по НДС или иному сбору, если законодательство по конкретному платежу разграничивает понятия отчетности и расчета. Аналогичное разъяснение приводится в Постановлении Президиума № 15356/04. В нем сказано, что при оценке платежа по существу, вне зависимости от его наименования, следует учитывать установленные в законе понятия о сборах и налогах. Рассмотрим пример. В суде разбиралось дело о том, что организация не предоставила декларацию (расчет) по операциям с ценными бумагами. По своей сути, платежи, связанные с оборотом акций, выступают в качестве сбора. То есть, это взносы, уплата которых выступает в качестве одного из условий совершения государственными структурами юридических действий в отношении этой организации. В частности, речь идет о предоставлении определенных прав или выдаче лицензий (разрешений). Таким образом, платеж по своей природе - эмиссионный сбор по операциям с ценными бумагами. Непредоставление декларации (расчета) по его выплате не может выступать в качестве основания для применения ст. 119 НК.

Электронная форма

В действующее законодательство были внесены определенные изменения. В соответствии с ними, предусматривается обязанность субъекта сдавать отчетность в контрольный орган в электронной форме. С 2007-го она вменяется плательщикам, штат сотрудников которых более 250, а с 2008-го - больше 100 человек. Данная обязанность исполняется субъектами путем отправки соответствующих сведений с использованием каналов телекоммуникационной связи. Необходимо отметить, что за непредоставление декларации (3-НДФЛ или по иному обязательному платежу) в надлежащей форме также могут применяться санкции статьи 119 НК. Разъяснения по этому вопросу присутствуют в Письме Минфина № 15356/04. В документе, в частности, сказано, что сдача отчетности (расчета) в ненадлежащей форме либо неустановленным способом рассматривается как невыполнение обязанности, вмененной плательщику.

Задачи санкций

Необходимо сказать, что денежное взыскание за непредоставление выступает в качестве важнейшего института государственности. Его ключевая цель состоит в обеспечении реализации полномочий власти по контролю над неукоснительным соблюдением предписаний законодательства, прав и интересов (стратегических, экономических, социальных) всех участников правоотношений. Денежное взыскание является разновидностью гражданско-правовой ответственности в целом и индивидуальной в частности. Применяя к нарушителям санкции, государство обеспечивает поддержание правопорядка в конкретной сфере общественных и экономических взаимодействий.

Специфика правового регулирования

Необходимо сказать, что реализация полномочий властью по установлению ответственности по налоговым правонарушениям - ее Осуществление ее невозможна без государственного контроля над соблюдением норм, устанавливающих и регламентирующих порядок общественных взаимодействий в сфере обязательных бюджетных платежей. Для этого существует институт обеспечения исполнения обязательств, вмененных субъектам, участвующим в соответствующих правоотношениях.

Соблюдение и реализация законодательства о сборах и налогах не могло бы гарантироваться государством в полной мере, если бы при надлежащем исполнении одних норм, выполнение других предписаний было чисто формальным. Это, в свою очередь, привело бы к частичной или полной потере ими их юридической ценности. В этой связи соблюдение всех установленных законодательством норм в комплексе, а не только в рамках структуры какого-либо одного, конкретного кодифицированного правового акта, но и в общей системе всех действующих нормативных документов, международных в том числе, позволит государству сформировать наиболее благоприятные, выгодные условия для интенсивного и эффективного экономического роста и совершенствования всех лиц, задействованных в сфере налоговых отношений.

Заключение

Налоговая ответственность субъектов, осуществляющих экономическую деятельность, имеет огромное значение для поддержания правопорядка в хозяйственной сфере страны. Она выступает как ключевой инструмент правового регулирования. Взаимное выполнение вмененных обязанностей и реализация имеющихся прав всеми субъектами налоговых правоотношений способствуют формированию законного общества, в котором устанавливается высокий уровень основ правопорядка. При этом обязательства как в общем, так и частном смысле, не должны становиться для плательщика рутинной деятельностью, за неосуществление которой предусматриваются только те либо другие санкции. Они должны стать для него необходимой реализацией своих прав, интересов и свобод в конституционном смысле, посредством которой формируется полноценное гражданско-правовое общество.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!