Все для предпринимателя. Информационный портал

Образование как отрасль национальной экономики. Образование как система и отрасль экономики

ТЕМА 3. ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

3.1. Образование как отрасль народного хозяйства и предмет экономической науки

При определении границ образования как отрасли социально - культурной сферы используется следующая трактовка образования: образование представляет собой процесс и результат освоения знаний и навыков, включенный в контекст социализации личности.

К образованию как отрасли относят: - детское дошкольное воспитание в дошкольных учреждениях,
- общее среднее образование,
- подготовку кадров.

Подготовка кадров в свою очередь включает профессионально - техническое, среднее специальное и высшее образование.

Основной субъект образования как отрасли – образовательное учреждение. Оно самостоятельно ведет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и расчетный счет.

Специализированная область экономического знания, изучающая сферу образования, – экономика образования. Предмет экономики образования – закономерности движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов в сфере образования. В более развернутом плане предмет экономики образования включает следующие составляющие:

Критерии и уровень эффективности ресурсных вложений в отрасль и ее отдельные подсистемы;
- необходимый уровень бюджетного финансирования образования в целом и на той ступени, которая гарантирована государством;
- источники внебюджетного финансирования;
- государственную политику стимулирования инвесторов образования;
- рациональное сочетание децентрализации и централизации в ресурс-ном обеспечении учреждений образования;
- методы и технологии прогнозирования ресурсных потребностей учреждений образования при различных уровнях их хозяйственной самостоятельности.

Основная экономическая функция сферы образования – воспроизводство «человеческого капитала». Выполняя эту функцию, образование опосредствованно осуществляет производственную и доходную функции, поскольку повышение уровня общего и профессионального образования обеспечивает экономию использования материальных ресурсов, более высокое качество продукции, увеличение производительности труда.

В России первые расчеты экономического эффекта образования были проведены в 20-е гг. академиком С.Г.Струмилиным. Сопоставляя производительность труда рабочих с уровнем их образования, он пришел к выводу, что простая грамотность, достигаемая за один год обучения, повышает продуктивность труда рабочего на 30 %. Установлено, что рост уровня образования на один класс средней школы обеспечивает в среднем рост числа подаваемых рационализаторских предложений на 6% и на 50% сокращает сроки освоения рабочими новых операций 16 .

За последние два века экономический прогресс наиболее успешно развивающихся стран мира идет параллельно с повышением уровня образования. Среднее число лет обучения за 1800-1913 гг. увеличилось: в США – с 2,1 до 8,3; в Великобритании – с 2 до 8,1; в Германии – с 2,4 до 8,4; во Франции – с 1,6 до 7; в Италии с 1,1 до 4,8; в Японии – с 1,2 до 5,4. В 1990 среднее число лет обучения взрослого населения, редуцированное по качеству (год высшей школы приравнивается к двум годам средней), составило:

В США – 17,6;
- в Германии – 15,5;
- во Франции – 15,3;
- в Японии – 14,6;
- в Великобритании – 13,9;
- в Италии – 11.

Продолжительность обучения американского рабочего в 1995 г. составила 14,2 года 17 . В десятку стран, лидирующих по уровню высшего образования, входят: США (35% трудоспособного населения имеет высшее образование), Канада (30%), Швейцария (24%), Швеция (21%), Япония (21%), Финляндия (18%), Германия (17%), Англия (15%), Франция (14%), Италия (6%) 18 .

16 Генкин Б.М. Экономика и социология труда. - М., 1988. - С.73.
17 Мельянцев В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история, современность. - М., 1996. - С.119, 184.
18 Поиск. - 1997. - №13. - С. 9.

Образование, как известно, с давних пор относится к значимой сфере человеческой жизнедеятельности, обеспечивающей социально-экономический прогресс. Однако на протяжении многих столетий оно не было непосредственно связано с производством, не оказывало на него заметного влияния и не выделялось в самостоятельную отрасль. По данным всемирной организации ЮНЕСКО, на рубеже 19 и 20-х веков во всем мире работники просвещения решали, прежде всего педагогические и культурологические задачи. Экономическая функция образования еще не проявилась, поскольку в указанное время в развитых странах Европы преобладал простой физический труд. Предприниматели имели возможность нанимать необходимую рабочую силу в готовом виде, а расходы на ее обучение и подготовку были так малы, что не учитывались ни в бухгалтерских книгах предприятий, ни в теоретических исследованиях экономистов той поры.

Положение коренным образом изменилось в эпоху научно-технической и информационной революции, когда на пороге 21 века заметно возросла роль образования в развитии общественного производства в становлении современной цивилизации. В 90-е годы в развитых странах уже свыше половины экономически активных граждан были заняты не физическим, а умственным трудом. Так в США, по данным статистики, к 1992 г. из 116,8 млн. занятого самодеятельного населения (без военнослужащих) 83 млн., или более 2/3 населения, приходилось на лиц преимущественно умственного труда. Сегодня свыше 85% американцев располагают 12-классным и более высоким образованием. Примерно половина взрослого населения страны имеет высшее образование.

Почти 106 млн. человек, или свыше 80% населения, занятого в народном хозяйстве бывшего СССР к 1990 г., имело высшее, общее и специальное среднее образование. Только в России количество работающих специалистов с высшим и средним образованием достигало 20,6 млн. человек.

К числу важнейших современных закономерностей, свойственных различным странам, относится процесс интеллектуализации экономики и других сторон социальной жизни. Проявляется этот процесс двояко: возрастает роль таких отраслей социальной сферы, как образование и наука; усиливается значение интеллектуальной деятельности внутри других отраслей народного хозяйства. Обе эти тенденции способствуют формированию и совершенствованию образовательного, профессионального, научного, духовного потенциала общества и являются важнейшими факторами социально-экономического развития. Сегодня производственные отношения разветвленного комплекса образовательных учреждений, обеспечивающих образовательный процесс, являются важной составляющей всей системы экономических отношений, а образование выступает важнейшей отраслью общественного производства в целом.

Образовательная отрасль в современных условиях располагает наибольшими интегрирующими (объединительными) свойствами. Она относится к социальной сфере единого народнохозяйственного комплекса, которая охватывает и пронизывает своими животворящими потоками весь экономический организм страны.

Чем можно объяснить особую роль сферы образования?

Во-первых, специфическим местом образования в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества- квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства, а также для различных видов непроизводственной деятельности. Именно этим предопределяется приоритетность образования. В статье 1 российского Закона “Об образовании” приоритетность государственной политики в области образования получила юридическое закрепление. Но оно пока не носит декларативного характера.

Во-вторых, уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны. Сам же уровень благосостояния, по мнению экспертов ООН, лучше всего отражается с помощью индекса развития человека. Этот индекс определяется следующими тремя основными критериями: средней продолжительностью жизни, уровнем образования и размерами дохода на душу населения.

Как показали новейшие исследования, обычно дольше живут люди, получившие высшее образование, хорошо зарабатывающие и достигшие заметного положения в обществе. Чем выше интеллект человека, чем разностороннее его образованность, тем больше у него возможностей создать себе оптимальные условия труда. Каждый дополнительный год учебы, считают ученые, продлевает жизнь самое меньшее на несколько лет.

1.Образование как отрасль народного хозяйства и предмет экономической теории.

2. Сущность экономики образования.

3.Специфика производительных сил и производственных отношений в сфере образования.

1.Образование как отрасль народного хозяйства и предмет экономической теории

Сущность национальной экономики состоит в том, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности национальной экономики оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в международном разделении труда.

Структура национального хозяйства (от лат. structura - порядок) - комплекс производств той или иной территории, возникший на основе сочетания общественного разделения труда, природных ресурсов, исторических традиций и территориальной специфики. Сложная структура народного хозяйства определяется посредством таких понятий, как сектор, отрасль, сфера народного хозяйства.

Понятие «отрасль» - основное структурное подразделение народного хозяйства, которое представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, выполняющих в процессе общественного воспроизводства единообразные социально-экономические функции независимо от территориального расположения и ведомственного подчинения. Соответственно отраслевой структуре имеет место классификация отраслей народного хозяйства.

Группа однородных отраслей народного хозяйства образует сферу народного хозяйства. Так, в соответствии со спецификой производства, а также распределения и перераспределения производственных благ выделяются сфера материального производства и непроизводственная сфера или, как чаще говорят – социальная сфера.

Сфера материального производства – это совокупность предприятий, в которых создаются материальные блага, необходимые для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, где создается стоимость продукт – товар.

Социальная сфера – совокупность отраслей, производящих продукцию преимущественно в виде услуг и не принимающих непосредственного участия в создании национального дохода; отрасли данной сферы удовлетворяют социальные потребности.

Образование – отрасль социальной сферы – приоритетная отрасль народного хозяйства, занимающая особое место в системе общественного производства.

Понятие "образование", а также его роль и значение для общества в разных науках определяется по-своему, исходя из внутренней цели исследования. В этой связи историческая наука и экономика, философия и социология, педагогика и культурология дают свои определения образованию. Юридическая наука трактует проблему со своих позиций, учитывая, что образование по своей сути является публичной функцией государства, направленной на полноценное развитие общества и его граждан на основе мировых достижений в области знаний и мировой культуры, а также обеспечение экономического развития и безопасности государства.

В последнее время указанная миссия образования усложняется в связи с активным переходом большинства мировых экономик в новые координаты глобализирующегося мира, для которого характерны совершенно новые, нежели в XX веке, доктрины развития, а также параметры технологического уклада в промышленности, кросскультурных коммуникаций и информационных обменов. Индикатором конкурентоспособности стран становится интеллектуальный потенциал общества, генерируемый системой образования. Естественно, что системы образования стран мира, в том числе и России, являясь основным носителем этих парадигмальных вызовов, претерпевают перманентные трансформации. Поэтому всестороннее изучение этих процессов с целью достижения возможно более высокого уровня прогнозирования является важной научной задачей.

Процесс приобретения знаний, навыков, умений;

Воспитание всесторонне развитой личности;

Отражает уровень грамотности, профессионализма;

Формирует социальную среду общества.

В Законе РФ об образовании (273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.) образование определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (Статья 2).

Как отрасль социальной сферы, образование – это система образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образом образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах и подготовку квалифицированных кадров.

Отрасль образования в современных условиях характеризуется наибольшими интегрирующими свойствами. Они относятся к социальной сфере единого народнохозяйственного комплекса, которая охватывает весь экономический организм страны. В этом ее своеобразие, которое заключается в том, что сфера образования принадлежит особая роль.

Во-первых, образование занимает особое место в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества – квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства. Именно этим предопределяется приоритетность образования.

Во-вторых, уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны.

В-третьих, эта отрасль и она единственная, которая сама для себя готовит профессиональных работников – преподавательские кадры.

В-четвертых, труд в области образования стал одним из самых массовых видов человеческой деятельности. По количеству занятых сфера образования «превосходит любую другую отрасль народного хозяйства. По данным статистики, в мире в процессе образования участвуют одновременно около 1 млрд учащихся и 50 млн педагогов».

Образование – жизненно важная сфера социально-экономической деятельности. Значительная часть ресурсов общества задействована в образовании, к материальному обеспечению сферы образования имеют отношение многие отрасли экономики государства, являющиеся в то же время потребителем ее продукта. Образование является одним из факторов, обеспечивающих развитие общества, сглаживающих и даже нейтрализующих влияние на него негативных составляющих среды обитания экологического, техногенного и экономического порядка.

В современных условиях перед человечеством встала проблема обеспечения устойчивого развития в условиях существенных изменений среды обитания, и особая роль в решении данной проблемы отводится образованию. Значимость образования для развития общества объективно обусловлена растущей ролью организационных и информационных технологий при снижении роли материального производства; образование становится важнейшим фактором, обеспечивающим развитие общества. Являясь одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности, образование обеспечивает развитие факторов и результатов производственной деятельности. В современном обществе образование выступает и как система экономических отношений, выражающая взаимосвязь, взаимодействие непосредственно образования и сопряженных с ним сфер деятельности. Поэтому система образования на уровне государства представляет собой сектор его экономики со всеми присущими ему характеристиками.

Главная цель образования - удовлетворение потребностей людей в знаниях, навыках, умениях в интересах успешного развития способностей потенциала личности и общественного прогресса.

Основная экономическая функция сферы образования – воспроизводство «человеческого капитала». Выполняя эту функцию, образование опосредствованно осуществляет производственную и доходную функции, поскольку повышение уровня общего и профессионального образования обеспечивает экономию использования материальных ресурсов, более высокое качество продукции, увеличение производительности труда.

Образование относится к той сфере жизнедеятельности людей, где воспроизводятся способности работника к труду, формируются знания и морально-психологическое отношение к труду, то есть исключительная важность экономической функции образования состоит в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы для всех отраслей народного хозяйства.

Образование рассматривается в качестве «подготовительного цеха» для всей экономики страны. Таким образом, образование – специфическая отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах, занята подготовкой кадров, необходимых для разнообразных видов трудовой и деятельности.

Образование как отрасль народного хозяйства производит своеобразный продукт – образовательную услугу. Образовательная услуга – это система знаний, информаций, умений и навыков, которые используются для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества и государства.

Образовательная услуга является товаром особого рода и отличается от продукта, производимого отраслями материального производства, следующим:

Производство образовательных услуг выступает в виде деятельности и не оставляет видимого вещественного продукта: они как бы вливаются в потребителя и преобразуют его;

Образовательные услуги неотделимы от педагогического работника;

С неосязаемостью и образовательных услуг связана невозможность их хранения и транспортировки;

Невозможно оценить, выразить в стоимостной форме.

Характеристика образовательной услуги как товара

Образовательная услуга

Продажа-отчуждение реализуемого товара продавцом, который лишается его при реализации

Продажа не связана с отчуждением. Образовательная услуга может быть продана столько раз, сколько найдется покупателей этого товара.

Продажа обезличена и анонимна.

Продажа адресна.

Наличие договора на продажу товара является обязательным условием сделки.

Для продажи образовательной услуги необходимо оформление договора, фиксирующего взаимные обязательства и ответственность сторон.

Товар используется до его физического либо морального износа

Образовательная услуга имеет жизненный цикл продолжительностью 3-6 лет.

Товар выполняет свое функциональное назначение в конкретное время и в конкретном месте.

Образовательная услуга оказывается по частям разными исполнителями, с возможностью территориального разрыва.

Таким образом, образовательная услуга являются товаром особого рода. Её специфика состоит в том, что последствия от потребления образовательных услуг оказываются не только для непосредственного потребителя (учитывая повышение качества и уровня его человеческого капитала), но и для экономики и общества в целом.

Экономика образования – одно из самых молодых и быстро развиваемых направлений в науке. Экономика образования занимается изучением:

  • уровня ресурсного обеспечения всех учреждений, которые дают возможность получать образование;
  • проводит исследования по эффективности вложений в образовательную систему;
  • изучает соотношение образования к экономическому росту.

Экономика образования является основной, без которой не сможет обойтись, вся система образования. Это объясняется тем, что образования, в целом, является основой образовательных услуг, которые предоставляют образовательные учреждения. Элементами экономики образования как системы:

У каждой из этих частей системы, есть своя специфика. По мнению некоторых учёных экономика образования – это наука, которая определяет соотношение материальных и денежных средств, которые были направлены на получение квалифицированных рабочих, через систему образования, к полученной рабочей силы. Экономика образования занимается изучением рынка образовательных услуг и процессами, происходящими в ней. Внедрения в систему различных элементов таких как: и менеджмент позволяет повысить качество предоставляемых образовательных услуг.

Экономика образования занимается изучением рынка образовательных услуг и процессами, происходящими в ней.

образования России

Впервые экономику образования как способ повышения дохода начали изучать в 1924 году, предложил такую теорию академик С.Г. Струмилин. Но образования, как науки, появилось в 60-70-е годы, после того как было рассмотрено влияние образования на экономику. Основной идеей того времени было участие государства в образовательной сфере, а именно обучение и подготовка высококвалифицированных кадров. Предлагалось обратить внимание на достаточное финансирование всех учебных заведений.

Среди основных проблем образования современности выделяют:

  • качество предоставляемого образования;
  • кадровый состав учителей, воспитателей различных учебных заведений и детских садов соответственно;
  • финансирование. Специалисты утверждают о недостаточном количестве выделяемых средств.
  • заработная плата работников образовательных учреждений.

Все эти аспекты, позволяет сделать вывод, что качество образования в России очень сильно отстает от образования, которое преподаётся в западных странах.

Экономика образования, как наука, играет огромную роль в жизни человека. Без этой части общей системы невозможно представить себе картину светлого будущего любой страны и его экономического и социального благосостояния.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Тема: Экономика образования и профессиональной подготовки кадров. Реформирование и модернизация образования как отрасли социальной сферы.

Вопросы лекции:

1. Экономика образования как наука

2. Некоммерческий характер образования и рынок образовательных услуг

3. Основные направления реформирования и модернизации образования

4. Наука и научное обслуживание как отрасль экономики страны.

Образование – это автономная система, имеющая относительную самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. Как отрасль социальной сферы, образование – это система образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образом образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах и подготовку квалифицированных работников.

Такое определение рассматривает образование как сложную систему, которая включает множество элементов, прежде всего, таких как

· производительные силы и производственные отношения сферы образования;

· следующие подсистемы: дошкольное образование, общеобразовательная школа, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшая школа и послевузовское образование.

Отрасль образования в современных условиях характеризуется наибольшими интегрирующими свойствами. Она относится к социальной сфере единого народнохозяйственного комплекса, которая охватывает весь экономический организм страны. В этом ее своеобразие, которое заключается в том, что сфере образования принадлежит особая роль, т.к.

Во-первых , образование занимает особое место в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества – квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства. Именно этим предопределяется приоритетность образования.

Во-вторых , уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны.

В-третьих , эта отрасль и она единственная, которая сама для себя готовит профессиональных работников – преподавательские кадры.

В-четвертых , труд в области образования стал одним из самых массовых видов человеческой деятельности. По количеству занятых, сфера образования превосходит любую другую отрасль народного хозяйства. По данным статистики, в мире в процессе образования участвуют одновременно около 1 млрд учащихся и 50 млн педагогов.

Основным продуктом этой сферы являются образовательные услуги – как система знаний, информации, умения и навыков, которые используются для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества и государства.



Об отличительных особенностях и свойствах понятия «услуга» мы говорила ранее и, как известно, к таким особенностям относятся: их неосязаемость; неотделимость от их непосредственного производителя; невозможность их хранения и транспортировки; непостоянство услуг. Все эти свойства характерны и для понятия «образовательные услуги».

Услуги по своему экономическому содержанию не отличаются от материально-вещественных продуктов. Они, также как и товары, служат удовлетворению потребностей человека и имеют потребительную стоимость, а также обладают стоимостью. Потребительная стоимость образовательной услуги заключается в ее способности удовлетворять все возрастающие потребности человека. Стоимость образовательной услуги определяется затратами на ее производство. В сфере образования главным фактором учебно-воспитательного процесса являются преподаватели. Значит характерная черта сферы образования – это высокая доля затрат квалифицированного труда таких особых работников, как преподаватели.

Предметом труда в образовательном процессе является непосредственно сам человек. Объектом педагогического воздействия выступает учащийся как личность, развивающаяся физически и умственно в соответствии с определенными объективными законами. Объект труда работников образования одновременно выступает и субъектом учебно-воспитательного процесса . В настоящее время лидирующей является точка зрения, что основными субъектами в процессе оказания образовательных услуг, являются преподаватель и учащийся с его способностью потреблять образовательные услуги и быть соучастником их производства.

Образование как отрасль характеризуется тем же типом экономических отношений, который присущ остальным отраслям и всему хозяйству страны в целом. Однако отношения в сфере образования имеют особенности, которые проявляются в ограниченных возможностях использования коммерческих отношений.

Определяющим звеном в экономических отношениях, как известно, выступают отношения собственности. До начала 90-х гг. ХХ века все учебные заведения были государственными. В настоящее время в Законе РФ «Об образовании» дана характеристика организационно-правовых форм образовательных учреждений, которые могут быть

· государственными, например, ВУЗы, ПТУ и др.;

· муниципальными – общеобразовательные школы;

· негосударственными - в следующих организационно-правовых формах:

Частными – например, семейные школы, корпоративные учебные заведения, индивидуальные репетиторы;

Учреждениями общественных и религиозных объединений – например, учебные заведения профсоюзных организаций, духовные семинарии и т.д.;

· смешанная форма, например, государственно-коллективная – ВУЗы.

Самой специфической чертой отношений собственности в отрасли образования является высокий удельный вес присвоения интеллектуальной собственности, своеобразие реализации ее и образовательных услуг. Под интеллектуальной собственностью подразумеваются социально-экономические и правовые отношения по поводу владения, распоряжения и пользования продуктом интеллектуального труда. Основой этой собственности выступают интеллект, знания, опыт и предвидение. На этапе современной НТР интеллектуальная собственность превращается в главную разновидность собственности, т.к. продуктивное ее использование становится решающим фактором экономического роста.

Все эти проблемы изучает самая молодая из экономических наук (она сложилась несколько десятилетий назад) – экономика образования. Ее предмет можно определить следующим образом: это наука о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них при ограниченных ресурсах, выделяемых на эти цели. Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!