Все для предпринимателя. Информационный портал

Для каких целей используется фонд национального благосостояния. Фонд национального благосостояния: особенности формирования, управления, направления использования средств

Копить средства на черный день начал экс-министр финансов Алексей Кудрин. В 2004 году он создал Стабфонд. Через четыре года - в разгар предыдущего кризиса - его разделили на Резервный фонд и ФНБ. Первый был назначен «подушкой безопасности» для бюджета. ФНБ же стал стабилизатором пенсионной системы, хотя ни разу не использовался по назначению. Тратить Стабфонд внутри страны - «это просто разрушение экономики», писал Кудрин в «Коммерсанте» в 2006 году.

По иронии судьбы, первым «распечатал» ФНБ именно главный борец за его неприкосновенность. Кудрину пришлось открыть ящик Пандоры, чтобы в 2008-2009 годах спасать финансовую систему от кризиса. Для этого экс-министр разрешил вкладывать до 40% ФНБ в рублевые активы (изначально резервы хранились только в иностранных активах и валюте).

Задумка Кудрина была в том, что в тяжелые периоды фонды не уменьшаются, а растут в рублевом выражении, объясняет директор департамента Минфина Константин Вышковский: например, когда цены на нефть падают и курс рубля снижается.

Но у Кудрина были оппоненты. Основным идеологом вложений средств ФНБ в экономику выступает помощник президента Андрей Белоусов [прежде - глава Минэкономразвития], рассказали РБК несколько чиновников и близкие к правительству эксперты. Сам Белоусов не предоставил комментариев для этой статьи.

Аппаратный вес Кудрина, знакомого с президентом еще по работе в мэрии Санкт-Петербурга, позволял сдерживать нападки на ФНБ, вспоминают близкие к экс-министру люди. «Но после его ухода [в сентябре 2011 года] придерживаться принципа, что мы не инвестируем ничего [из ФНБ] внутри России, было уже нельзя», - говорит федеральный чиновник.

В 2012 году в послании парламенту Путин предложил вложить в инфраструктуру до 100 млрд руб. из ФНБ. Уже через полгода президент увеличит лимит до 450 млрд.

Приоритет поменяли, констатировал министр финансов Антон Силуанов (заместитель Кудрина до его отставки). Сам Силуанов был более консервативен. Он предлагал направлять до 50% ФНБ в суверенные и корпоративные облигации и 3-5% - в акции. Средствами управляла бы новая структура - Росфинагентство. Его создание лоббировал и Кудрин, рассказывает близкий к нему человек: так он хотел защитить резервы от трат.

Минфин оказался в меньшинстве. Власти решили, что вкладывать деньги внутри страны безопаснее, вспоминает федеральный чиновник: нет риска, что деньги будут арестованы за рубежом. Росфинагентство так и осталось на бумаге, а ФНБ решили распечатать.

Фонд неслыханной щедрости

«Кто на что только не просил!» - вспоминает чиновник правительства. Заявки поступали даже от граждан, рассказывает он: «Выделите 50 млн руб. на личные цели».

Призывы увеличить 40-процентный лимит на проекты до 50 или 60% стали звучать сразу после решения о выделении средств ФНБ на инфраструктуру. Но тогда президент не поддался на уговоры, говорил первый вице-премьер Игорь Шувалов осенью 2013 года.

В результате конкуренция за средства ФНБ резко возросла. Подать заявки поспешили почти все компании, планирующие сколь-нибудь серьезные инвестиции. В середине 2014 года сумма всех заявок превзошла размер самого фонда, вспоминает чиновник. За прошлый год поступило более ста заявок, рассказывает другой, в 2015 году - только 12 от «Роснефти».

Госкомпания вообще стала рекордсменом среди претендентов. Попавшей под санкции «Роснефти» требовалось восполнить нехватку внешнего финансирования. Сначала «Роснефть» ограничилась просьбой выдать 2,44 трлн руб. на развитие 28 стратегических проектов, рассказывает чиновник Белого дома. Министр экономического развития Алексей Улюкаев был в шоке, вспомнил высокопоставленный собеседник РБК: весь ФНБ на тот момент был около 3 трлн руб., да и заявка занимала не больше десяти страниц. Позже министр объяснял, что заявка «Роснефти» не соответствует формальным требованиям к проектам: компания просила средства не на инфраструктуру, а на покрытие кассового разрыва.

«Не будет дополнительных средств - будем справляться сами», - не смутился президент «Роснефти» Игорь Сечин. Но интереса к средствам ФНБ не потерял, сменив тактику. К январю 2015 года в Минэк поступило 28 отдельных заявок компании всего на 1,3 трлн руб. из ФНБ. Пока предварительное одобрение ведомства получили пять проектов госкомпании на 300 млрд руб. Теперь решение за правительством.

«Все делается по-русски», - вздыхает федеральный чиновник: «Сначала следуем самой консервативной из возможных моделей. А потом ударяемся в другую крайность: не вложив ни копейки, получаем список из проектов, и уже не хватает ничего».

Самыми убедительными лоббистами оказались «Росатом» и РФПИ. В июне 2014 года правительство установило для их проектов отдельные квоты - по 10% ФНБ, но не более 290 млрд руб.


РФПИ оказался и первым получателем средств фонда. В декабре ему «отгрузили» чуть более 5 млрд руб. на два проекта - ликвидацию «цифрового неравенства» совместно с «Ростелекомом» и внедрение «интеллектуальных сетей» с «Россетями». Проектов больше, сообщил РБК представитель РФПИ: они сформированы на всю квоту.

Но с ними, по всей видимости, придется повременить. Санкции и кризис заставили власти пересмотреть свое отношение к «заначке». Не совсем оправданно затевать глобальные стройки в период закрытия рынков капитала, признает федеральный чиновник. Очевидно, что инфраструктурные проекты - это длительные проекты, говорит Вышковский. А при сложной геополитической ситуации, санкциях, закрытии внешних рынков большую часть фондов нужно сохранить в ликвидной форме, призывает он.

Инвестиции или траты

Почти четверть Резервного фонда была потрачена в кризис 2008 года, вспоминает Константин Вышковский. Тогда же на борьбу с кризисом тратился и «существенный объем средств» ФНБ, отмечает он: «Значительная часть этих средств до сих пор находится в неликвидной форме в виде депозитов в ВЭБе [средства ФНБ поступали в банки транзитом через депозит в ВЭБе]».

Зачастую это было «сиюминутное затыкание дыр», признал Алексей Кудрин в интервью РБК: «Тогда [в 2008-2009 годах] был шок мировой экономики, и нам приходилось, недолго думая, тратить деньги».

Неликвидные антикризисные депозиты ВЭБа - лишь вершина айсберга. На самом деле спасение банков обошлось ФНБ почти в два раза дороже.

Неприятности начались с Газпромбанка. В 2012 году госбанк погасил часть долга (50 млрд руб.) перед ВЭБом собственными акциями. Формально средства вернулись в ФНБ. Но Минфин возвратил их ВЭБу, указывает аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын в отчете об использовании средств фондов за первое полугодие 2012 года. На них госкорпорация и купила 10,2% Газпромбанка.

В прошлом году конвертировать антикризисную помощь из ФНБ в свои привилегированные акции попросили остальные госбанки (еще ВТБ и Россельхозбанк - всего на 279 млрд руб.).

Трудности с возвратом средств ФНБ возникли и у частных банков. В частности, ФК «Открытие» (до июня 2014 года - Номос-банк) уже попросила власти о конвертации в привилегированные акции 4,9 млрд руб. из ФНБ. Столько Номос-банк получил в 2008 году.

Конвертация средств ФНБ в акции банков уменьшает размер антикризисного депозита в ВЭБе. Из-за этого госкорпорации потребовалась докапитализация. В итоге осенью 2014 года ВЭБ получил из ФНБ субординированный депозит на $6 млрд.

И даже на этом помощь финансовым госструктурам из ФНБ не закончилась. Еще 100 млрд руб. из фонда в виде субординированных депозитов в конце прошлого года получил ВТБ. Всего на докапитализацию банков из ФНБ в антикризисном плане заложено 250 млрд руб. и еще 300 млрд - ВЭБу. Общий лимит средств, которые можно разместить в субординированные депозиты банков (ВЭБ формально не является банком), составляет 10% ФНБ (459 млрд руб. на 1 марта).

Путин завещал вкладывать средства ФНБ исключительно на возвратной основе. Но для инвестиций из ФНБ в субординированные инструменты действует особый режим. По Бюджетному кодексу на них не распространяются требования к сохранности.

Формально власти заранее согласились с невозвратностью этих средств, признает чиновник финансово-экономического блока правительства: банк имеет право не возвращать их, если достаточность его капитала упадет ниже определенного уровня. Но риски минимальны, заверяет собеседник РБК: «Допустить дефолт или банкротство, например ВТБ как системообразующего банка, государство не может и не должно».

Впрочем, невозвратными могут оказаться и средства ФНБ, инвестированные в инфраструктуру, предупреждала Счетная палата в заключении на проект федерального бюджета 2015-2017 годов. В частности, вопросы у аудиторов вызывал порядок возврата средств ФНБ, вложенных в акции РЖД. Так правительство собирается профинансировать строительство БАМ.

Выкуп акций РЖД на средства ФНБ планировался изначально, знает человек, близкий к Минэкономразвития: рост долга привел бы к снижению рейтинга госмонополии, а значит, могла вырасти стоимость рыночного финансирования. Появление у РЖД новых обязательств и их обслуживание было невозможно, подтверждает федеральный чиновник.

Выход из акций затруднен, признает теперь федеральный чиновник: «Например, при каких условиях мы сможем продать акции РЖД? Только когда государство примет решение приватизировать РЖД».

А такое решение будет приниматься исходя из целого ряда условий, а не просто при благоприятной конъюнктуре, констатирует собеседник РБК. Власти планируют продажу госдоли в РЖД с 2011 года, но дальше планов дело так и не двинулось.

Происходит отход от базовых принципов ФНБ, сетует директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова. Сначала средства, предназначенные для будущих пенсионеров, стали вкладывать в инвестпроекты. Если бы они были окупаемыми, то средства со временем вернулись бы, рассуждает она. Но вложения в акции могут стать безвозвратными, предупреждает Акиндинова.

Средства отдаются бесплатно и без гарантии возврата, соглашается на условиях анонимности высокопоставленный федеральный чиновник: по сути, это докапитализация госкомпаний.


«О невозвратности средств мы вообще говорить не должны!» - возражает Константин Вышковский, средства ФНБ должны инвестироваться лишь на условиях возвратности и доходности: «Это норма закона». «Возвратность средств ФНБ - безусловный приоритет», - солидарен замминистра экономического развития Николай Подгузов. По его словам, средства ФНБ, инвестированные в акции банков, вернутся за счет выплаты дивидендов.

Бюджет или экономика

За 2014 год цена на нефть упала почти вдвое. На столько же рубль подешевел к доллару, а рост цен в 11,4% стал максимальным с кризисного 2008 года (13,3%). Рост ВВП замедлился до минимального с 1999 года уровня (за исключением кризисного 2009 года) и составил 0,6%. В 2015 году экономику и вовсе ждет спад на 3%. Россия находится в крайне тяжелой ситуации, говорил Игорь Шувалов на экономическом форуме в Давосе: «Мы входим в более затяжной и сложный кризис [чем в 2008-2009 годах]».

О том, что с бюджетом проблемы, власти сообщили стране вскоре после новогодних каникул. Выпадающие доходы при цене нефти в $50 за баррель составят 3 трлн руб., объявил Силуанов на Гайдаровском форуме в январе. Именно такую цену на нефть Минэкономразвития заложило в своем обновленном макропрогнозе на 2015 год. Это в два раза ниже прежней, констатирует Вышковский: «Из-за этого возникает дефицит».

«Поскольку доходы сокращаются, мы хотим еще раз пересмотреть решения, которые были приняты по инвестированию средств ФНБ», - сказал Силуанов, выступая в январе уже в Совете Федерации: ФНБ такой же, как Резервный фонд, источник на случай сокращения доходной базы.


В нынешней ситуации Резервный фонд (4,72 трлн руб. на 1 марта) будет исчерпан за два года, прогнозирует Владимир Назаров из Института Гайдара. 500 млрд руб. было изъято из фонда в феврале. По расчетам Минфина, в этому году на латание бюджетных дыр потребуется еще 3,2 трлн руб., в 2016 году - 1,16 трлн. После исчерпания Резервного фонда на покрытие дефицита бюджета придется тратить ФНБ, признает Вышковский.

Минфин вообще против инвестирования каких-либо средств из ФНБ, рассказывает человек, близкий к Минэкономразвития: средства могут потребоваться на страховку бюджета и антикризисный план. Минфин предлагал заморозить принятие решений о вхождении в проекты на полгода, уточняет чиновник финансово-экономического блока: «Чтобы посмотреть, как будет развиваться дальнейшая ситуация в этом году».

Проблема не в том, чтобы что-то сберечь, возражает сотрудник одной из госкорпораций: «Резервы составляют более 10% ВВП, а с валютой ЦБ на порядок больше». Необходимо избежать масштабного инвестиционного спада, призывает собеседник РБК, «с вытекающими последствиями для людей, благосостояния и потерей конкурентоспособности». Поскольку власти сокращают бюджетные расходы, единственное, что остается - ресурс ФНБ и банков. Но банки самостоятельно не будут кредитовать долгосрочные проекты, считает сотрудник госкорпорации: остается только ФНБ.

Проекты никак не отранжированы по значимости, отмечает чиновник финансово-экономического блока: какой из них внесет наибольший вклад в ВВП, в рост занятости. При этом суммы выделяются «достаточно крупные», признает собеседник РБК: «Риски, конечно, высокие».

Благосостояние не для всех

«На совещании у президента ФНБ законсервировали», - говорит чиновник, знакомый с его результатами. В дополнение к ранее выданным средствам (100 млрд руб. на депозит ВТБ и 5 млрд на проекты РФПИ) пока решили направить еще 525 млрд руб., сообщил после совещания Улюкаев.

Президент поручил профинансировать шесть проектов, следует из перечня поручений: ЦКАД, БАМ, АЭС «Ханхикиви-1» в Финляндии, ликвидацию «цифрового неравенства», «Ямал-СПГ» и покупку локомотивов для РЖД. Таким образом, президент одобрил инвестиции на чуть более 600 млрд руб.

Вместе с субординированными депозитами ВЭБа (в том числе и из антикризисного плана), вложениями в акции банков и 5 млрд руб, ранее инвестированными в проекты РФПИ, общий размер средств ФНБ, инвестированных в неликвидные активы, превысит треть его объема на 1 марта.

По некоторым проектам снижены суммы вложений и меняется их очередность, рассказывают РБК два федеральных чиновника. Из перечня поручений следует, что на совещании утверждено финансирование только первого и пятого участков ЦКАД (победители инвестиционных конкурсов - «Стройгазконсалтинг» Зияда Манасира и Руслана Байсарова и ООО «Кольцевая магистраль» - структура, входящая в АРКС Геннадия Тимченко, соответственно).

Принято решение о финансировании только тех участков, которые не предусматривают вложения со стороны иностранных инвесторов, объясняет чиновник: «Пока речь идет о 75 млрд руб. [из утвержденных 150 млрд]». По его словам, пока это все средства ФНБ, на которые проект может рассчитывать до 2018-го: «После внешнеполитическая ситуация может быть иной».

«В два сравнительно небольших проекта [РФПИ] мы средства ФНБ уже вложили, нужно будет довнести еще кусочек», - говорит Константин Вышковский. На остаток лимита реальных проектов пока нет, утверждает он, невыбранные суммы могут быть направлены на проекты по каким-то другим направлениям. То же самое касается «Росатома», отмечает Вышковский: «У него есть один проект [строительство АЭС в Финляндии на 150 млрд руб.], и другие мы пока не обсуждаем». «Лимит потому и лимит, что это предельная, а не обязательная доля», - рассуждает он.

То, что лимит на РФПИ фактически заморожен, рассказали еще два федеральных чиновника, знакомых с результатами совещания.

Единственный проект, который был ранее утвержден правительством, но никак не упоминается в поручениях, - развитие угольного бассейна в Туве, который инициировала Тувинская энергетическая промышленная корпорация (ТЭПК) Руслана Байсарова. Он передвинут, рассказывают два чиновника Белого дома. Проект проработан на 100% и утвержден на всех уровнях, сетует один из них, но масштаб не тот: «дорога жизни» для Тувы не потянула на федеральный проект.

Старт проекту давал лично Путин. В 2011 году он забил серебряный костыль в первое звено железнодорожной трассы Элегест - Кызыл - Курагино (часть проекта ТЭПК). Годом позже на большой пресс-конференции Путин называл проект «сложным», но обещал обеспечить участие государства, если оно будет «критическим».

Вопрос о финансировании из ФНБ проекта ТЭПК еще будет прорабатываться, говорил Улюкаев. В макропрогнозе Минэкономразвития проект по-прежнему значится в списке претендентов на средства ФНБ в 2015 году.

Пенсионные риски

В ближайшие 10-15 лет средства ФНБ могут потребоваться на выплаты пенсионерам, прогнозировал в 2013 году Алексей Кудрин. Деньги, вложенные в проекты, могут к этому времени не вернуться, предупреждал он: «Таким образом мы уменьшаем свою страховку на сложный период».

Если вложить средства ФНБ в крупные проекты со сроком окупаемости в 20 лет и более, то на этот период деньги будут заморожены, согласен чиновник финансово-экономического блока. Использовать их на поддержку пенсионной системы или антикризисные цели будет невозможно.

Размер средств, необходимых для решения проблем, «связанных с демографической ямой», Кудрин оценивал в 2-3 трлн руб. «[Если растратить ФНБ] придется искать другие источники решения этой проблемы... Либо пенсионный возраст повышать, либо повышать страховые взносы. Других вариантов нет», - заключал экс-министр.

С одной стороны, размер ФНБ вырос из-за девальвации рубля. В прошлом году она принесла 1,5 трлн руб.

С другой стороны, обвал рубля провоцирует раскрутку инфляции, отмечает Владимир Назаров из Института Гайдара, а из-за этого потребуется дополнительная индексация пенсий. В такой неопределенной ситуации нельзя говорить, что резервов хватит, предупреждает он.

Следует помнить и о рецессии в экономике, добавляет главный экономист ФК БКС Владимир Тихомиров, это приведет к росту безработицы: «Неминуемо сократятся отчисления в Пенсионный фонд, что увеличит его дефицит». Проблемы пенсионной системы будут только накапливаться, согласна Акиндинова: «Это проблема, о которой все знают, но откладывают на потом».

Как бы то ни было, с этого года власти стали активно обсуждать повышение пенсионного возраста. С вложением средств ФНБ в неликвидные активы это не связано, утверждает федеральный чиновник: проблемы пенсионной системы назрели уже давно. Вливания из ФНБ могли бы ненадолго их отсрочить, но не решить, пессимистичен он.

Как наполняются и для чего нужны российские суверенные фонды

По бюджетному правилу сверхплановые нефтегазовые доходы направляются в Резервный фонд - пока его объем не достигнет 7% ВВП. Половина доходов сверх этого предела поступает в ФНБ, а еще половина - на финансирование инфраструктурных проектов. Резервный фонд и ФНБ заменили в 2008 году Стабфонд. Основным преемником Стабфонда и страховкой бюджета является Резервный фонд. Если мировые цены на энергоресурсы падают, правительство может вскрыть эту «кубышку» и направить средства на покрытие дефицита бюджета. ФНБ же создавался для выполнения обязательств государства перед пенсионерами. Предполагается, что средства ФНБ должны направляться на покрытие дефицита Пенсионного фонда и софинансирование добровольных пенсионных накоплений.

Введение

Актуальность выбранной мною темы курсовой работы обусловлена тем, что в современных условиях добровольные пенсионные накопления граждан Российской Федерации являются одним из приоритетных направлении деятельности государства. Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

В свою очередь целью курсовой работы является исследование деятельности Фонда национального благосостояния.

Исходя из поставленной цели работы, основное внимание было уделено решению следующих задач:

    Исследовать цели деятельности и структуру управления фондом;

    Изучить направления деятельности

    Анализировать доходность деятельности.

Объектом и предметом исследования является деятельность Фонда. Информационную базу исследования составляют отчеты министерства финансов Российской Федерации.

К работе прилагаются схемы и таблицы.

В ходе выполнения курсовой работы были изучены нормативные акты, так же постановления и приказы правительства Российской Федерации.

Глава 1. Деятельность фонда, ее цели. Формирование средств фонда и ее использование.

1.1 Сущность фонда национального благосостояния

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу

Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

Фонд национального благосостояния и резервный фонд были сформированы в феврале 2008 года после разделения стабилизационного фонда. Они формируются из нефтегазовых доходов и доходов от управления деньгами. Средства ФНБ расходуются на поддержания стабильности госбюджета и софинансирования пенсионных накоплений граждан. Средства резервного фонда направляются на финансирование нефтегазового трансферта (см. приложение 1). Доход фондов формируется путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета. Кроме того, средства фондов могут размещаться в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством Российской Федерации.

1.2 Формирование и использование Фонда национального благосостояния.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

Налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

Вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

Вывозных таможенных пошлин на газ природный;

Вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Расчет объема нефтегазовых доходов федерального бюджета, поступивших в отчетном месяце, за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета, поступивших в декабре отчетного финансового года, осуществляется Министерством финансов Российской Федерации ежемесячно, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Использование нефтегазовых доходов за отчетный месяц на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта осуществляется:

    в полном объеме - если объем нефтегазовых доходов за отчетный месяц не превышает разницы между величиной нефтегазового трансферта на текущий финансовый год, утвержденной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и объемом нефтегазовых доходов федерального бюджета, фактически перечисленных в текущем финансовом году на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным месяцем;

    в объеме, равном разнице между величиной нефтегазового трансферта на текущий финансовый год, утвержденной федеральным законом о федеральном бюджете и объемом нефтегазовых доходов федерального бюджета, фактически перечисленных в текущем финансовом году на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным, - если объем нефтегазовых доходов за отчетный месяц превышает сумму, необходимую для достижения утвержденной величины нефтегазового трансферта.

В случае достижения утвержденной величины нефтегазового трансферта нефтегазовые доходы федерального бюджета подлежат использованию на формирование Резервного фонда.

В случае достижения указанной нормативной величины Резервного фонда нефтегазовые доходы федерального бюджета подлежат использованию на формирование Фонда национального благосостояния.

Использование нефтегазовых доходов в текущем месяце на формирование Фонда национального благосостояния осуществляется в объеме, равном объему нефтегазовых доходов федерального бюджета, фактически поступивших в текущем финансовом году, уменьшенному на утвержденную величину нефтегазового трансферта и объем нефтегазовых доходов федерального бюджета, фактически перечисленных в текущем финансовом году на формирование Резервного фонда (с учетом объема нефтегазовых доходов, подлежащих перечислению на формирование Резервного фонда в текущем месяце) и Фонда национального благосостояния по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным месяцем.

Расчет объема нефтегазовых доходов за декабрь и расчет объема нефтегазовых доходов за декабрь, используемых на формирование Резервного фонда или на формирование Фонда национального благосостояния, осуществляется Министерством финансов Российской Федерации до 25 января года, следующего за отчетным годом.

Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.

Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта.

Нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния после наполнения Резервного фонда до размера указанного выше. Другим источником формирования Фонда национального благосостояния являются доходы от управления его средствами.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы только на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период. Порядок софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации определен в Федеральном законе от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Другим источником формирования Фонда национального благосостояния являются доходы от управления его средствами.

С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2014 г. доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. обособленный учет средств нефтегазовых доходов федерального бюджета не осуществляется.

Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. порядок проведения расчетов и перечислений средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния приостановлен.

Учет операций с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется в порядке, установленном для учета операций со средствами федерального бюджета.

Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период.

Порядок софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации определен в Федеральном законе от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Правительство Российской Федерации вправе до 1 января 2014 г. без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете направлять средства Фонда на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение сбалансированности федерального бюджета, в том числе с превышением общего объема расходов федерального бюджета в случае и в пределах увеличения бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов в целях обеспечения сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Средства Фонда национального благосостояния, подлежащие использованию в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, перечисляются Федеральным казначейством на основании поручений Министерства финансов Российской Федерации со счета по учету средств Фонда национального благосостояния на счет по учету средств федерального бюджета.

БК РФ Статья 96.10. Фонд национального благосостояния

1. Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на цели, указанные в пункте 1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Фонд национального благосостояния формируется за счет:

дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Действие абз. 3 п. 3 ст. 96.10 приостановлено с 01.02.2016 до 01.02.2022 (ФЗ от 03.11.2015 N 301-ФЗ). До 01.02.2022 доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае, если на конец очередного финансового года и (или) первого года планового периода и (или) второго года планового периода прогнозируемый объем средств Фонда национального благосостояния, размещенных на депозитах и банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации, превышает 5 процентов объема валового внутреннего продукта, ежегодный объем использования средств Фонда национального благосостояния в очередном финансовом году, первом году планового периода и втором году планового периода на покрытие дефицитов федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации не может превышать абсолютное значение объема недополученных нефтегазовых доходов в соответствующем финансовом году.

В случае, если на конец очередного финансового года и (или) первого года планового периода и (или) второго года планового периода прогнозируемый объем средств Фонда национального благосостояния, размещенных на депозитах и банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации, не превышает 5 процентов объема валового внутреннего продукта, ежегодный объем использования средств Фонда национального благосостояния в очередном финансовом году, первом году планового периода и втором году планового периода на покрытие дефицитов федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации не может превышать объем, эквивалентный 1 проценту объема валового внутреннего продукта, указанного на соответствующий финансовый год в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и абсолютное значение объема недополученных нефтегазовых доходов в соответствующем финансовом году.

Каждая экономика просто обязана иметь определенный запас прочности. Что касается истории Российской прочности, то очередной цикл сегодня окончен. Изначально поддерживал экономику великого государства Стабилизационный фонд, созданный в 2004 году. В 2008 году он был полностью реструктурирован и переименован на Резервный фонд и благосостояния. Он выступил в роли рационального продолжения программы «развитие бюджета», созданной в 1998 году для финансирования масштабных промышленных проектов, которые должны были выполнять роль двигателя в условиях кризиса.

Первичная идея Стабилизационного фонда

Инновационный формат Стабилизационного фонда полностью противоречил коренной идее проекта «бюджет развития». Она базировалась на формировании резерва, который должен был компенсировать, при необходимости, по причине неожиданного падения стоимости нефти, при стерилизации чрезмерных долларовых доходов от реализации нефти. Контроль над инфляцией должен был осуществляться благодаря инвестированию средств в иностранные активы. В среднесрочной перспективе Стабилизационный фонд должен был выступить в роли резерва для ликвидации проблем, связанных с финансированием структуры государственных пенсий. По факту Резервный фонд и Фонд национального благосостояния выступают в роли специализированного денежного фонда, который активно используется сегодня с целью стабилизировать государственный бюджет в результате сокращения дохода. Он же может быть использован в государственных нуждах, но в долгосрочной перспективе.

Зачем России фонд?

Резервный фонд России формировался на протяжении многих десятилетий в связи с тем, что бюджет государства имеет сильную зависимость от конъюнктуры внешних факторов. Благополучие государств зависит от мировых цен на сырьевые товары. Сегодня, когда на страну наложены жесткие санкции со стороны Европы и при критически низкой стоимости нефти средства от продажи которой являлись доминирующими при пополнении бюджета, выживать стране помогает именно собранный резерв. Он позволяет удерживать курс национальной валюты и становится основой выполнения государством своих обязательств перед населением. Если бы Россия не имела запасов, то страна бы уже давно столкнулась с таким явлением, как дефолт.

Этапы формирования резервов

Первая стадия формирования Резервного фонда началась в 2003 году. Был сформирован счет, на который поступали средства, заработанные от экспорта природных ресурсов. Тут уточним, что на специальный счет направлялись не прибыли от продажи нефти, а сверхприбыли. То есть остаток денег от продаж топлива, которые не были предусмотрены недостаточно оптимистичными прогнозами. Вторая стадия формирования резерва - это создание Стабилизационного фонда в 2004 году, который являлся по сути частью федерального бюджета. В связи с тем, что отечественная экономика имела сильную привязку к сырьевому рынку, формирование «подушки безопасности» стало обязательным условием дальнейшего процветания нации. Последний этап в формировании запаса - это Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Стабилизация экономики силами фонда

Экспортные возможности государства значительно страдают от сильной привязки к экспорту нефти и газа. Ситуация откладывает негативный отпечаток на статус государства и наносит удар по производственным мощностям, которые ориентированы на экспорт. В экономику перекрыт источник поступления средств естественного формата благодаря экспорту товаров и услуг. Все входящие денежные потоки блокируются нефтедолларами. Резервный фонд России сегодня отвечает за обеспечение баланса в федеральном бюджете, так как цена нефти сегодня на несколько порядков ниже, нежели была заложена в бюджетах на 2014-2017 года. Фонд отвечает за связывание чрезмерной ликвидности, сокращает инфляционное воздействие, ликвидирует последствия влияния скачков цен на мировом рынке сырья на национальную экономику. Можно подвести итог и выделить основные три функции фонда:

  • Перекрытие дефицита Российского бюджета.
  • Предотвращение развития в экономике.
  • Финансирование пенсионных накоплений и перекрытие дефицита бюджета Пенсионного Фонда.

Предназначение Фонда благосостояние и движение средств

Теория - это одно, но практика и история говорят о немного другом предназначении резерва. Средства Резервного фонда направляются на обеспечение выполнения государством обязательств расходного типа при сокращении доходов от нефтегазоносного сектора экономики. Объемы резервов установлен на уровне 10% от предполагаемого на грядущий объема ВВП. Изначально денежные потоки направляются на счета казначейства. Недостающий объем средств от не нефтяного сектора перекрывается путем перенаправления денег через нефтегазоносный трансферт. Далее следует наполнение самого Резервного фонда. После того как его объем будет соответствовать 10% от полученных средств, денежный поток перенаправляется в Фонд национального благосостояния, который будут компенсировать дефицит пенсионного бюджета. Резервный фонд остается неприкосновенным до того момента, как поступления от нефтегазоносного сектора экономики будут сокращены в разы. Большая часть сбережений резервного капитала преобразовывается в финансовые активы и валюту. Это долговые обязательства международных организаций и ценные бумаги, депозиты в зарубежных финансовых институтах.

Откуда идет поток средств в резервы страны?

Резервный фонд и Фонд национального благосостояния формируется не только за счет избыточных прибылей от продажи нефти. Пополнение капитала происходит благодаря:

  • налогу на разработку полезных ископаемых;
  • вывозным пошлинам на сырое топливо;
  • пошлинам, которые взымаются за вывоз товаров, изготовленных из нефти.

Еще один источник пополнения - это прибыль от управления средствами последнего. Размер Резервного фонда контролируется учетом средств на отдельных счетах, которые открыты казначейством в ЦБ РФ. Все приходно-расходные операции по счету проводятся Министерством финансов РФ в соответствии с законодательством.

Особые механизмы управления средствами фонда

Как говорилось выше, Фонд национального благосостояния выступает в роли части федерального бюджета. При этом управление средствами резерва осуществляется немного в ином формате, нежели финансовыми активами в федеральном бюджете. Основные цели управления деньгами заключаются в их сохранности, а также в стабилизации уровня доходов от их трансформации в активы в долгосрочной перспективе. Все активы, в которые могут быть трансформированы средства четко определены Бюджетным кодексом РФ. Помощь Фонда национального благосостояния оказывается моментально, при возникновении дефицита. Информация о поступлении и о расходе средств из резерва каждый месяц публикуется в СМИ.

Размеры накоплений Российского правительства

РФ проинформировало общественность о том, что за последние два года Фонд национального благосостояния увеличился на порядка 51,3%, а Резервный фонд вырос на 72,9%. Резервный фонд стал больше на 2,085 триллионов рублей и уже к 1 января 2015 года, несмотря на царящий кризис, составил 4,945 миллиардов. В долларовом эквиваленте оба резерва оцениваются специалистами в 165 миллиардов долларов. Положительный прирост капитала омрачается заявлением счетной палаты, которое было сделано в октябре 2014 года. По словам представителей агентства, при сохранении темпов падения стоимости нефти на международном рынке и при деградации экономики государства, Фонд национального благосостояния России будет полностью исчерпан уже в ближайшие два года.

Последние данные Министерства финансов

На 1 апреля 2015 года размер Резервного фонда составлял 4,425 триллионов рублей или 75,7 миллиардов долларов. Фонд национального благосостояния приравнивается к 4,436 триллионам рублей или 74,35 миллиардам долларов. В течение марта месяца было зафиксировано сокращение ФНБ на 244 миллиарда рублей, а Резервного фонда - на 295 миллиардов рублей. Напомним, что в конце марта Государственная дума приняла кризисный бюджет, где были оговорены условия расходования средств из фондов. По предварительным расчетам, объем резерва уже к концу 2015 года будет составлять всего 4,618 триллионов рублей. Планируется потратить порядка 864,4 миллиардов рублей на развитие инфраструктурных проектов для реконструкции экономики государства.


Как уже наверное догадались, речь пойдет о Международных резервах, которые еще называют Золото-валютными резервами, также поговорим и о фондах, которые были образованы при ликвидации Стабилизационного Фонда и разделения его на две части на Фонд национального благосостояния и Резервный Фонд. Поговорить о них, думается, стоит, потому что сегодня выдвигается тезис, что чуть ли не все деньги, получаемые от продажи нефти и газа, Россия возвращает в США, через механизм покупки облигаций государственного займа Правительства США.

Популярные экономисты предлагают в сию же секунду осуществить национализацию Центрального банка и видят в этом великое благо для нашего государства. Находятся и политические деятели, которые под этот простой и понятный для сердца простого человека лозунг о красивой жизни, призывают людей к активным уличным действиям, говоря о вредительской деятельности монетаристов ЦБ. Поэтому хочется разобраться во всех этих резервах и понять, что правда а что ложь в сладких речах экономистов и политиков.

Итак, начнем с фондов - наследников Стабфонда (Фонда национального благосостояния и Резервного фонда).

Бюджетный кодекс РФ говорит следующее.

Статья 96.9. Резервный фонд.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета.размер на 1 февраля 2015 года - 5 864,90 млрд. рублей.

Резервный фонд формируется за счет:

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Размер фонда - 5 101,83 млрд.руб.

Фонд национального благосостояния формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает его нормативной величины.

Средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов:

Долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;
- долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;
- депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях, а также в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», в том числе в целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
- депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации;
- долговые обязательства и акции юридических лиц, в том числе российские ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
- паи (доли участия) инвестиционных фондов.

В целях обеспечения достаточности собственных средств (капитала) государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» до 7 процентов средств Фонда национального благосостояния могут размещаться на депозитах в указанной государственной корпорации.

В целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, до 10 процентов средств Фонда национального благосостояния могут размещаться на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации в российских кредитных организациях.

В Послании Президента В.Путин сказал : "С 2013 года после создания соответствующей управляющей структуры предлагаю часть средств Фонда национального благосостояния – для начала это может быть сумма до 100 миллиардов рублей, некоторые считают, что не менее 100 миллиардов рублей, – нужно вкладывать уже в российские ценные бумаги. Они должны быть связаны с реализацией инфраструктурных проектов».

В чем он виноват ЦБ? В чем виновато руководство страны? Ведь существующая система, сложилась в результате двух мировых войн и геополитической катастрофы - крушения СССР и стран советского лагеря. И система такова нравится она нам или нет.

Хочешь вести международную торговлю - покупай доллары, в которых она осуществляется, покупай специальные права заимствования за доллары, вступай в МВФ и другие международные организации и выполняй их правила.

В чем укор ЦБ? Мы видим, что доходы от продажи нефти идут вовсе не в бюджет США, а на развитие экономики России, на покрытие рисков, связанных с падением цен на нефть (организованное США).

Критика в чем? Призывают отказаться полностью от существующей системы, национализировать ЦБ и запустить эмиссию рубля, не обеспеченную международной резервной валютой – долларом США, облигациями займов МВФ, валютами других стран.

Давайте представим, что мы это сделали. Возникает вопрос: как мы купим нужные для нашей экономики товары, услуги, технологии? За рубли? Но, в существующей системе, для покупки тех или иных нужных для нашей экономики товаров и, услуг, сельхозпродукции, оборудования и прочих необходимых нашей экономике и населению вещей, нужны доллары США. Ведь мы не можем сегодня обеспечить себя на 100 % всем необходимым, и зависим от импортных товаров и услуг, купить которые можно в существующей международной системе лишь за доллары.

С некоторым странами, как например Китай, которым нужны наши ресурсы, и у них есть товары нужные нам, мы можем вести торговлю напрямую, без доллара. Это становится возможным еще и из-за территориальной близости Китая, и высокого уровня его государственного суверенитета.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!