Все для предпринимателя. Информационный портал

Государственная политика в области занятости населения. Регулирование рынка труда в россии

Существуют четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.

1. Программы по стимулированию роста занятости трудовых ресурсов и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе экономики.

Программы по подготовке и переподготовке работников.

3. Программы содействия найму работников.

4. Программы по социальному страхованию безработицы (пособия по безработице).

Ключевое значение в государственном регулировании рынка труда имеет программа по повышению качества трудовых ресурсов и совершенствованию их структуры.

Социальная помощь безработным осуществляется по трем направлениям:

Пособия по безработице, которые существенно разнятся по странам как по уровню, так и по срокам выплаты пособий. Пособия по безработице составляют: в США 50% заработной платы, во Франции - 40, в Японии - 80%. По срокам выплаты пособий по безработице: в США и Италии - 26 недель, в Великобритании - 45, в Канаде - 50 недель;

Финансовая помощь безработным;

Помощь безработным и их семьям денежными средствами и оплатой государством коммунальных услуг (частичное погашение квартплаты, проезд в общественном транспорте и т. д.).

В системе государственного регулирования рынка труда имеют место разные теоретические подходы. Например, кейнсианская концепция предполагает активную государственную политику. Приверженцы «экономики предложения», наоборот, выступают за ограничение государственного вмешательства в проблемы рынка труда, поскольку характеризуют безработицу как естественное и добровольное социально-экономическое явление.

В развитых странах с рыночной экономикой широко используется косвенное регулирование рынка труда, основными инструментами которого является денежно-кредитная, налоговая и амортизационная политика государства.

Глава 6. Рынок труда

Существенную роль в регулировании рынка труда играет законодательство в сфере трудовых отношений и социального обеспечения граждан.

Следовательно, государственное регулирование рынка труда - это совокупность экономических, административных, законодательных, организационных и других мер.

Важное значение в регулировании рынка труда имеют биржи труда.

Биржа труда - одна из структур рыночной экономики, организация, осуществляющая посредничество между работниками и предпринимателями при совершении купли-продажи рабочей силы.

Биржи труда не ликвидируют безработицу, но способствуют упорядочению процессов устройства трудящихся на работу, предпринимателям же помогают организовать наем работников.

Биржи труда выступают в различных формах: общества, конторы, бюро и т. д. Различны и их типы: частные, государственные, общественные, филантропические и коммерческие.

Биржи труда выполняют следующие основные функции:

Оказание услуг при трудоустройстве безработных;

Оказание содействия в перемене работы;

Изучение спроса и предложения рабочей силы;

Сбор и предоставление информации об уровне занятости по профессиям, специальностям, квалификации, районам страны;

Профессиональная ориентация молодежи;

Организация переобучения и трудоустройства инвалидов;

Выдача пособий безработным (в ряде стран).

В современных условиях в развитых странах большая доля рабочей силы находит работу не через посредство бирж труда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы фирм либо с помощью частных посреднических агентств. Однако роль бирж труда в трудоустройстве, переквалификации сохраняется достаточно значимой, поскольку они оказывают помощь безработным, насчитывающим многие миллионы.

Роль государства состоит в том, чтобы обеспечить осуществление политики оказания помощи в полной, эффективной и свободной занятости.

Серьезные социально-экономические последствия безработицы обусловили необходимость государственного вмешательства в сферу труда, которое способствует видоизменению трудовых отношений, регулирует их, ограничивает свободу рыночных сил.

Главными целями государственного регулирования рынка труда является:

– обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;

– создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость» по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

– активной – создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;

– пассивной – поддержка безработных путем выплаты пособий.

Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:

– стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;

– организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;

– развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах;

– содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важным методом обеспечения занятости населения;

– государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения – молодежи, инвалидам;

– содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;

международное сотрудничество в решении проблем занятости, решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;

– создание рабочих мест в государственном секторе – в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;

– организация общественных работ.

Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относят к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:

– обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;

– бесплатное медицинское обслуживание.

В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат – обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность – от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.

Рассмотрев основные методы регулирования рынка труда, перейдем к конкретным мерам, предпринимаемым нашим правительством в рамках борьбы с безработицей на 2009-2010 годы.

Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ.

Большую роль в обеспечении занятости играет государство.

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.
  • программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.
  • программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.
  • программы содействия найму рабочей силы.
  • правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице
Цели государственного регулирования рынка труда:
  • обеспечение полной занятости , под которой понимается отсутствие при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;
  • создание «гибкого рынка труда» , способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

  • активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;
  • пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий.

Проведение активной политики , нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:

  • стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;
  • организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;
  • развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;
  • содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;
  • государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения — , инвалидам;
  • содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;
  • создание рабочих мест в государственном секторе — в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;
  • организация общественных работ.

Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:

  • обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
  • бесплатное медицинское обслуживание.

В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат — обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность — от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.

Зависимость между безработицей и заработной платой

Важной основой регулирования рынка труда в стране с является зависимость между безработицей и . Речь идет о так называемой , графически отражающей нелинейную зависимость между этими двумя явлениями.

Если допустить, что существует одинаковое соотношение между темпами изменения заработной платы и цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение между безработицей и темпами изменения уровня цен. Кривая Филлипса дает варианты выбора: или достаточная высокая занятость с максимально экономическим ростом, но при быстром повышении цен, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице .

Долгие года служила базой социально-экономического регулирования в США и других странах Запада. Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существуем однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разноплановое — между данными величинами и безработицей. Однако было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регулятора в экономике.

Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существуют методы косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство — о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т. д.

Биржа труда

Особое место в системе государственного регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействия найму), являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма.

Биржа труда — специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи руда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа, вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. В США действует около 15 тысяч таких фирм.

Основные направлениями деятельности бирж труда:
  • регистрация безработных;
  • регистрация вакантных мест;
  • трудоустройство безработных и других лиц;
  • изучение конъюнктуры рынка труда и представление информации о ней;
  • тестирование лиц, желающих получить работу;
  • профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;
  • выплата пособий.

Большинство экономистов полагает, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

Государственная политика в области занятости в России

Государственная политика занятости населения — система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу () для достижения поставленных целей.

Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс : макроуровень; региональный уровень; местный уровень.

Макроуровень

На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости:

  • Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической и миграционной политикой.
  • Согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой.
  • Выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.
Региональный уровень

На региональном уровне учитываются перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например, осуществляется властями федерального уровня.

Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и другие.

На региональном уровне более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса.

Проблемы трудоустройства на региональном уровне решаются следующим образом:

  • развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);
  • совершенствование информационного обеспечения (включая компьютеризацию);
  • обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;
  • целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;
  • повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных;
  • поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения;
  • организация общественных и временных работ.
Местный уровень

На местном уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.

Государственная политика занятости населения в России

Правительство любой страны стремится поддерживать определенный уровень занятости в экономике. Разумеется, принимаемые меры зависят от национальных особенностей каждого государства. Ниже будет рассмотрена государственная политика в области занятости на примере России.

В Конституции Российской Федерации записано, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" (ст.37, п.3).

В 1991 г. был принят закон "О занятости населения в Российской Федерации ", который определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы.

Государственные гарантии для безработных включают:

Борьба с — один из элементов системы общественного (социального) страхования. По Закону о занятости, был создан Государственный РФ, который является внебюджетным федеральным фондом. Средства фонда — федеральная собственность и управляются Государственной службой занятости населения. Средства фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей и работающих граждан, ассигнований из бюджетов различных уровней, доходов от размещения средств на депозитах Центрального банка и др. и направляются на социальную защиту населения от безработицы.

Действия государства, направленные на снижение уровня безработицы, могут иметь неоднозначные последствия.

Программы переобучения и повышения квалификации, а также повышение эффективности информационной службы о наличии вакансий позволяют увеличить уровень трудоустройства и снизить безработицу.

С другой стороны, выплата пособий по безработице снижает стимулы к поиску работы, что проявляется в "ловушке безработицы". Чтобы ее избежать, государство устанавливает дифференцированные ставки пособия, которые снижаются с течением времени.

Во всех странах государство принимает активное участие в регулировании рынка труда, поскольку считается, что нерегулируемый рынок не обеспечивает эффективное использование трудовых ресурсов. Причинами являются неравенство сил работников и работодателей при заключении трудовых контрактов, дискриминация отдельных категорий трудящихся в оплате и условиях труда, недостаточная информированность работников о специфике рабочих мест. Сферами государственного регулирования являются:

Законодательное оформление и защита прав трудящихся;

Защита уязвимых групп населения (национальных меньшинств, мигрантов, инвалидов и др.);

Подготовка и переподготовка трудящихся;

Обеспечение минимальной оплаты труда;

Гарантирование приемлемых условий труда;

Обеспечение стабильного дохода и социальное страхование работников.

На функционирование рынка труда существенное значение оказывают государственные меры по борьбе с инфляцией, созданию новых рабочих мест, налоговая политика.

Не следует, однако, обольщаться относительно эффективности государственного регулирования трудовых отношений. Так, в странах с развитой рыночной экономикой устанавливаемая государством минимальная заработная плата зачастую оказывается выше равновесной заработной платы. В результате возникает «безработица ожидания», поскольку предложение труда возрастает, а спрос на него падает (рис. 4-5):

Рис. 4-5. Минимальная заработная плата и «безработица ожидания»

К тем же последствиям может привести и воздействие профсоюзов на рынок труда, когда профсоюзам удается добиться превышения заработной платы над ее равновесным уровнем.

Иногда государство путем стимулирования совокупного спроса пытается добиться того, чтобы безработица оказалась ниже ее естественного уровня. Обычно этот делается накануне выборов в политических целях. Но такие попытки дают лишь кратковременный эффект. Вначале, правда, производство обычно растет, а безработица падает. Но при этом фактический ВВП начинает превышать потенциальный ВВП, т.е. экономика работает с перегрузкой. Поэтому очень скоро экономика сталкивается с ростом цен, увеличившееся было производство вновь сокращается (тема 3, п. 3), а безработица возвращается к своему естественному уровню.

Зачастую государственное регулирование трудовых отношений обеспечивает защиту лишь относительно благополучной категории работников «формального» сектора за счет ограничения занятости в нем и развития подпольных форм занятости. Такое происходит всякий раз, когда установленные государством стандарты заметно опережают реальные возможности экономики, либо становятся препятствием для гибкости рынка труда.

В России государственное регулирование рынка труда имеет особую специфику и играет важную роль в построении рыночной экономики. Совместные действия правительства и Государственной Думы обеспечили принятие ряда важных законов, прямо затрагивающих социальную сферу и призванных заложить правовой фундамент эффективного рынка, обеспечить полный и окончательный демонтаж социалистического наследия. В частности принятие в декабре 2001 г. нового Трудового кодекса ведет к отказу от нереализуемых в современных условиях гарантий, пенсионная реформа направлена на то, чтобы пенсии не были одинаковы для всех, но зависели от получаемой в течение трудовой жизни заработной платы.

С другой стороны, в последнее время российские власти усиливают административное давление на бизнес, что никак не укладываются в русло либеральных рыночных реформ. В то же время именно либеральная политика, повышая эффективность экономики, ведет к росту доходов работников как рыночной, так и бюджетной сфер, позволяет одновременно решать острые социальные проблемы защиты уязвимых членов общества, помощи тем, кто хочет и может трудиться.

Рынок труда – это система экономических отношений в обществе по поводу купли-продажи ресурса труда.

Труд - это процесс использования физических и умственных способностей людей при производстве товаров и услуг.

Основные элементы рынка труда:

  • 1. Спрос на труд (это то количество труда, которое желают и могут привлечь работодатели, для вовлечения в производство), зависит от уровня зарплаты.
  • 2. Предложение труда (это то количество труда, которое желают и могут предложить работники для выполнения работы).
  • 3. Цена труда (зарплата, формируется на основе спроса / предложения труда).
  • 4. Конкуренция.

Необходимость государственного регулирования рынка труда вытекает из следующих обстоятельств:

  • 1. Негибкость зарплаты (так как ослабевает конкуренция в силу монополизации рынка труда в современных условиях: крупными корпорациями, навязывающими условия труда и уровень зарплаты; работниками, которые вступают в профсоюзы, выступающие монополистом в предложении труда, ставят определенные условия коллективного договора).
  • 2. Наличие социальных аспектов в функционировании рынка труда (зарплата не может опуститься ниже прожиточного минимума).

Государственное регулирование рынка труда – это совокупность средств и методов государственного регулирования, направленных на совершенствование механизма рынка труда.

Задачи государственного регулирования рынка труда:

  • 1. Достижение оптимального соотношения между спросом и предложением труда, таким образом обеспечение уровня безработицы в естественной норме (до 5% экономически активного населения). В Российской Федерации в 2009 году циклическая безработица составила 7,8%, неполная занятость – 473 тыс. по инициативе работодателя, 476 тыс. – по соглашению, в отпусках - 174 тыс., неоплачиваемые отпуска – 845 тыс. То есть, безработица вместе с неполной занятостью – 10,34%. При этом в РФ 76,4 млн. человек экономически активного населения.
  • 2. Сокращение продолжительности безработицы.
  • 3. Снижение чрезмерных различий в региональных рынках труда. Самый высокий уровень безработицы в Ингушетии – 22%. Наряду с этим в Москве – 0,8%, а в Санкт- Петербурге – 0,7%. В Ставропольском крае - 15%.
  • 4. Обеспечение соответствия оплаты труда его содержанию. В РФ 17,4 % населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Все инструменты государственного регулирования рынка труда подразделяются на административные и экономические.

Административные:

  • 1. Установление МРОТ.
  • 2. Пособие по безработице.
  • 3. Организация переподготовки кадров, повышение квалификации.
  • 4. Изменение масштабов подготовки работников разных профессий.
  • 5. Регулирование оплаты труда по отраслевым тарифным сеткам.
  • 1. Снижение налогов.
  • 2. Увеличение государственного заказа.
  • 3. Снижение ставок по кредитам.

Министерство экономического развития и торговли, Федеральная служба по труду и занятости населения занимаются государственным регулированием рынка труда в РФ.

Государственная концепция действий на рынке труда:

  • 1. Достижение равенства МРОТ и прожиточного минимума.
  • 2. Создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением труда.
  • 3. Улучшение условий и усиление системы охраны труда на предприятиях.
  • 4. Оптимизация использования труда иностранных рабочих .
  • 5. Улучшение профессиональной ориентации населения.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!